Когда праздник палия неопалимая. Икона «Неопалимая Купина»

"Неопалимая Купина" — образ, известный с ранних веков христианства. Он символически отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход, когда недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Моисей, пасший овец, увидел горящий куст, подошел посмотреть "отчего куст горит огнем, но не сгорает" (Исх.3:2), и Бог, воззвав к нему из пламени, призвал вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Для христиан этот куст, не сгоравший в огне, стал прообразом Божией Матери, которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии.

На Русь эта икона попала еще в 1390 году — ее привезли в Москву палестинские монахи — и хранилась в Благовещенском соборе московского Кремля. А начиная с XVI века по стране стали расходиться ее многочисленные списки, многие их которых почитались чудотворными.

В секрете такой популярности в народе этого перенасыщенного сложнейшей символикой образа, возможно, лежит ключ к пониманию сути религиозного сознания наших предков, которое мы упорно пытаемся втиснуть в прокрустово ложе собственных, сильно уплощенных нашим секулярным миром представлений.

Святые Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх константинопольский Никифор, отцы VII Вселенского собора описали целый ряд главных функций иконы. И самым популярным из их определений стало объяснение иконы как рассказа о событиях Священной истории или житии святого в картинах (по выражению Василия Великого - "книга для неграмотных"). То есть практически - иллюстрация, благочестивый "комикс"? Но в том-то и дело, что святые создатели православного иконописного канона, похоже, имели в виду нечто иное.

Символически показывая духовные, неизобразимые феномены горнего мира, икона возводит ум и дух человека, созерцающего ее, в этот мир, объединяет с ним, приобщает к бесконечному наслаждению духовных существ, обступающих престол Божий. Она — предмет длительного и углубленного созерцания, стимулятор духовной концентрации, путь к духовному восхождению. В иконе изображается прошлое, настоящее и будущее православного мира. Она принципиально вневременна и внепространственна, в ней реально осуществляется единение земного и небесного. Верующий обретает в ней вечный духовный космос, приобщение к которому составляет цель жизни православного человека.

"Неопалимая Купина" перенасыщена символами и персонажами Священного Писания: архангелы, апокалиптический тетраморф (четыре крылатых апокалиптических существа, символизирующие еще и четырех евангелистов), ангелы — покровители стихий, видения ветхозаветных пророков окружают центральный образ Богоматери, держащей на руках младенца Христа: небесный и земной мир, объединяясь по замыслу Всевышнего в неразрывной повести прошлого, настоящего и будущего рождают Спасителя человечества Иисуса Христа от благодатной Приснодевы Марии.

Изображение Богородицы заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет купины и цвет объявшего ее пламени). Причем, сам символ восьмиконечной звезды также тесно связан с Богородицей, ее тайной. Восьмиконечная звезда в традиции означает вечность, полную устойчивость, выход за пределы дольнего мира. Это — знак рая, конечного преображения, Небесного Иерусалима. То есть икона изображает духовный, "богородичный" космос: Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил вселенную Бог, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада.

Следы народного почитания этого образа остались даже в городской топонимике: список "Неопалимой Купины" из Святых сеней Грановитой палаты Кремля вплоть до XX века хранился в московской церкви "Неопалимой Купины"; сам храм в 1930 году снесли, но осталось название — Неопалимовский переулок.

В 1904 году по благословению Иоанна Кронштадтского его духовная дочь игумения Таисия (Солопова) основала в честь "Неопалимой Купины" монастырь — Парфеневскую пустынь близ Череповца.

Почитаемые чудотворными списки иконы "Неопалимая Купина" есть в Пермском крае, в Ульяновске, в Новгороде, на Украине — в Троицкой церкви Славянска.

Общецерковное празднование этой иконе 4 сентября (17 сентября по новому стилю) было установлено в 1680 году.

«Якоже купина не сгараше опаляема,
тако, Дево, родила еси, и Дева пребыла еси».

(Воскресный догматик 2-го гласа)

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

17 сентября — день всецерковного почитания одного из особо любимых русским народом образов Пресвятой Богородицы, именуемого «Неопалимая Купина». Перед этой иконой люди издревле молились Божией Матери, прося защиты «от огненного запаления». И поныне икона является покровительницей людей, посвятивших свою жизнь борьбе со стихийными бедствиями.

Эта дата церковного календаря была выбрана для прославления иконы Богоматери не случайно: в этот день Православная Церковь совершает память великого пророка и боговидца Моисея, с жизнью которого связано событие, давшее название прославляемому ныне образу Царицы Небесной.

Послушаем слова Священного Писания: «Однажды пришел Моисей к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3: 2-6). Такими словами сам пророк Моисей повествует о виденном и пережитом им на горе Хориве. Это первое явление Бога Моисею, с которого и началось его пророческое служение. Господь повелевает ему вывести угнетаемый в Египте народ израильский в Землю Обетованную, обещая ему Свою помощь и укрепление.

Ветхий Завет — это время ожидания Грядущего Искупителя, Который станет «исполнением Закона и пророков». Многое, о чём читаем мы в Ветхозаветных Писаниях, помимо конкретного исторического смысла, имеет и прообразовательное значение и прикровенно указывает на то, ради чего Господь хранил и с такой заботой промышлял о израильском народе, ради чего дал ему Закон, ради чего посылал к нему пророков — это приуготовление человечества к встрече со своим Спасителем.

Та же двойственная символика присутствует в видении Моисеем неопалимой купины: с одной стороны этим образно явлено бедственное, но все же несломленное состояние народа Божия в Египте, а с другой стороны сокрыт таинственный вневременный смысл. Святитель Кирилл Александрийский так толкует это событие: «Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может всё побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне, как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2:9), то есть, Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества Своего, чтобы быть доступным для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это прообразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповреждённым сохранивший дерево… Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого дерева; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе».

Святитель Кирилл, размышляя о видении пророка Моисея, упоминает о «храме Девы», в который вселилось Божество Христово. Пришествие в мир Солнца Правды Христа, Боговоплощение, а значит и спасение, даруемое всем нам во Христе Иисусе, стало возможным только с рождением на земле Девы Марии. Её глубочайшее смирение и чистота, Её доверие и открытость для действия Промысла Божия соделали Её достойной вместить в Своей утробе Невместимого.

«Бог наш есть огонь, поядающий» (Евр. 12:29), — говорит святой апостол Павел. Многократно Богоявления Ветхого Завета сопровождались видением огненной стихии, всесильной, повергающей человека в страх и трепет. И вот огонь Божества Христова снисходит во утробу Богоотроковицы, для того чтобы исполнить уже совершённую в предвечных советах Божиих «велию благочестия тайну»

(1 Тим. 3:16). И происходит чудо: Матерь Божия вмещает в Своей утробе Владыку Вселенной и пребывает неопальна. Пресвятая Богородица явила миру, что огонь Божества может не только поядать, не только попалять, но и освящать, и согревать, и очищать человека от греховной скверны.

Очень часто на иконе «Неопалимая Купина» Матерь Божия изображается с лестницей, приставленной к Её плечу. Эта лестница символизирует сошествие на землю Сына Божия, воспринявшего от пречистых кровей Пресвятой Девы человеческое естество. Но вместе с этим каждый из нас по этой лестнице может и должен взойти в небесную славу.

Мы живем в спасительные новозаветные времена, когда Христом уже совершено спасение мира. Царство Божие, прежде бесконечно далёкое от человечества, ныне, по слову Христову (Лк.17:21), может стать объективной реальностью нашей жизни уже здесь на земле. Спасение человека совершается в Церкви Христовой, Которую Господь создал Своею Пречистою Кровию. Церковь является местом непрестанного действия Духа Божия, освящающего всех верных. Во всей полноте единение между небом и землёй, между человечеством и Божеством раскрывается в Таинстве Евхаристии. Участвуя в Божественной литургии, причащаясь Пречистых Тела и Крови Христовой, христианин не образно, символически, а реально теснейшим образом соединяется с Господом, оставившим нам на все времена это таинство Своего всегдашнего присутствия в Своей Церкви.

И не случайно в одной из молитв Последования ко Святому Причащению, говоря о Евхаристии, преподобный Симеон Новый Богослов упоминает о неопалимой купине, с которой сравнивает христианина, приступающего к Божественной Трапезе. «И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся, трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи», — дерзновенно молимся мы устами великого святого отца всякий раз, готовясь к Причастию.

Прославляя в этот день чудотворный образ Царицы Небесной, прося Её о помощи и укреплении в несении жизненного Креста, будем помнить о той, славе которой сподобилась Богоматерь от Своего Сына и Господа, и что каждый из нас подобно Пречистой Деве может стать вместилищем Божественного огня, согревающего наши сердца любовию Христовою, исполняющего наши души неизреченной радостью и светом, делающего нас «причастниками Божественного естества»(2 Пет.1:4). Аминь.

священник Димитрий Савин

Название «Неопалимая Купина» указывает на событие Ветхого Завета, когда Господь призвал св. пророка Моисея на служение народу Израиля, обратившись к нему из пламени горящей, но несгораемой купины (т.е. кустарника), которую св. пророк обрел у подножия горы Хорива:
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 1-10).


По святоотеческому толкованию, здесь явился прообраз Пресвятой Богородицы, от Которой родился Господь наш Исус Христос, не опаливши Ее огнем Своего Божества: горящая, но несгорающая купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого, при котором Она, став Матерью, осталась Девой. Мож­но при­дать еще и дру­гое объяснение про­об­ра­зу: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной никакому гре­ху, но всегда жила в совершенстве добродетельной и непорочной жизнью.


Явление иконы Богородицы Неопалимая Купина. Богослужение
Тропарь, гл. 1:
Иже во огне показавый Моисеови, еже во плоти на землю приход Твой, и иже законного священства Аарону прообразивый образом жезла Благодателю Тя Рождьшую. Ея же молитвами Христе Боже наш, умири живот наш яко Человеколюбец.
Кондак, гл. 8:
Предочистимся и мы божественно в Дусе, и на гору Синайскую верою взыдем, да видим тамо купину огненосную, Девыя провозвещающу рожество. И видевше поклонимся вси со страхом вопиюще, радуися Невесто Неневестная.
Помимо специальной службы, составленной в честь явления иконы, образ «Неопалимой Купины», символизирующий непорочное зачатие Богородицы, находим и среди других церковных песнопений, посвященных Богоматери. Так, например, поем в воскресном догматике 2-го гласа:
Прейде сень законная, благодати пришедши. Якоже бо купина не сгораше, распалающися, тако и Девая родила есть, и Девою пребысть. Вместо столпа огненнаго, праведное восия солнце. Вместо Моисея Христос, во спасение душам нашим.
Явила есть купина, неопальна пребывши, приемши пламень, Обрадованная Препетая, Твоего таинства преславное. По рожестве бо пребудеши Чистая присно Дева (канон Благовещению, песнь 4-я).


Одна из паремий на Благовещение рассказывает о том же чудесном видении св. пр. Моисею горящей, но несгораемой купины.
Иконы Неопалимая Купина
Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и установлена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. По преданию, икона была написана на камне той скалы, где Моисей видел чудесный несгораемый куст. В середине XVI века возникла символико-аллегорическая композиция иконы «Неопалимая Купина», и с того времени стала одной из самых распространенных в России чудотворных икон Богоматери, почитавшейся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара.


Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» - одна из самых многогранных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, раскрывающихся далее в сюжетах, которые представлены по краям иконы.
Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним. Позднее, уже в XVI в., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.
Центр композиции - овальный медальон с изображением Богоматери - Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, как с Лествицей, проложившей путь в небеса. Изображение палаты символизирует дом Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают саму купину, т.е. куст, четыре красных луча - красное пламя вокруг горящей купины.


В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Орел (Марк), Телец (Лука) и Лев (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Салафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Исуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исаии Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - Лествицы с ангелами.


Храмы во имя иконы Богородицы Неопалимая Купина
В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове в современном Египте (т.е. на месте библейской горы Хорив) почитается куст, по преданию считающийся неопалимой купиной. В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить здесь капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем находится часовня «Неопалимой Купины».
По указанию царицы, куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти и дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.


Согласно древней традиции, паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, некоторые размещенные в ней иконы посвящены событиям праздника.
Об этой часовне и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия):
«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина».

Ежегодно, 17 сентября, верующие отмечают праздник, посвященный иконе Девы Марии, которую называют «Неопалимой Купиной». У этого удивительного образа необычная история и, конечно, своя, особая молитва.

Истоки и история

Первоначально образ указывал на явление, которое увидел пророк Моисей в пустыне. Среди бесплодной пустоши ему явился куст, который горел ярким огнем, но никак не сгорал. Святой был потрясен увиденным, подошел к разгоревшемуся пожару, и до него донесся голос Господа нашего. Всевышний рассказал Моисею о его истинной миссии и велел вывести евреев с египетской земли.

Эта история произошла на Сирийском полуострове — на этом месте по сей день находится камень, где и явилось пророку чудесное явление. Тысячи верующих ежегодно совершают паломничество к святому месту. Рядом расположился храм Святой Екатерины. Он настолько красив и производит такое сильное впечатление, что не был разрушен ни на одной из войн, бушевавших на этой земле.

Икона «Неопалимая Купина»

Купиной в старину называли разросшийся куст — именно это слово сохранилось в названии образа. Куст является символом веры и указывает на непорочность Богородицы и на ее крепкую веру, благодаря которой Господь возложил на нее особую миссию спасения душ.

До сих пор не ясно, откуда появилась эта икона, кем она была написана впервые. Специалисты смогли определить, что истоки образа уходят корнями в первые века нашей эры. В восьмиугольную звезду, сложенную из двух четырехугольников, помещен лик Богородицы с божественным младенцам на руках. Четыре конца звезды имеют зеленый цвет, что символизирует куст — купину, а оставшиеся, красного цвета, отождествляются с огнем, посланным с Небес.

Православные устраивают день памяти образа 17 сентября. В этот день икона появилась в Москве. Только благодаря удивительному образу большая часть столицы смогла спастись от бушующего пламени. В то время почти каждое здание было деревянным и огонь распределялся с неимоверной скорости, но чудесным образом обошел ту часть города, перед которой была выставлена икона. В связи с этим лик Божьей Матери причислили к числу чудотворных икон .


С тех пор икона считается заступнической от огня и покровительствует всем, чья профессия связана с пожарами и спасением людей из власти стихии.

17 сентября обязательно нужно прочесть молитву святому образу, даже если подобающей иконы нет. В таком случае помолитесь Деве Марии перед другой иконой , обращенной к ней же. Лучше всего сходить для этого в храм.

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитвой вы воздадите должное священному празднику и чистой душе Богородицы. Благодаря этому вы обретете крепкую поддержку; кроме того, Небеса отведут от вас опасности, связанные с огнем, от болезненных ожогов до страшных пожаров.

Отметьте православный праздник, посвященный чудотворной иконе «Неопалимая Купина». Это важное событие по церковному календарю, и каждый верующий должен знать и истоки образа, и его значение для духовной жизни человека. Храните в своей душе веру в Бога и не забывайте нажимать на кнопки и

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

17 сентября (4 сентября по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Понедельник 17-й седмицы по Пятидесятнице (семнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Воронежских святых , а также память более трех десятков известных поименно угодников Божиих и одной величайшей святыни - иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая купина» . Далее коротко расскажем о них.

Огонь нетварный: христианский смысл образа Богородицы «Неопалимая Купина»

Икона Божией Матери, именуемая «Неопалимая Купина» . Неопалимая Купина. Важнейший христианский символ, пришедший из Ветхого Завета, когда Бог явился Моисею, воззвав из горящего, но несгорающего куста купины. Еще в раннем христианстве этот образ связывали с Пресвятой Богородицей и Непорочным зачатием Христа. Позднее этот же образ стал одним из главных в православной исихастской традиции, где Неопалимая Купина знаменовала преображение человека нетварной божественной энергией. А наибольшую известность среди православных народов, и особенно на Руси, приобрела богородичный образ «Неопалимая Купина».

Одна из наиболее древних икон Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году от Рождества Христова. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Бог явился Моисею. Именно с этим образом связано возрождение исихастских традиций в послевоенной Румынии. Так, еще в годы войны русскими монахами в румынские земли был доставлен этот святой образ. В его честь возникло подпольное движение православных интеллектуалов-традиционалистов «Неопалимая Купина», разгромленное богоборцами в 60-х годах.

В России же еще в XIX веке сложилась народная традиция особого почитания этого образа. Перед ним стало принято молиться Богородице, чтобы защитить свой дом от пожара. Так, в 1822 году в городе Славянске участились поджоги. Одной благочестивой прихожанке во сне открылось: если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Образ был написан, после чего поджигателя сразу же обнаружили.

С тех пор новые храмы, посвященные образу Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», нередко стали возводить при пожарных частях. И сегодня при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны действует храм этой иконы Божией Матери, а при Управлении противопожарной службы Москвы - часовня. Но, молясь перед образом «Неопалимой Купины», нам, православным христианам, нельзя забывать и о его изначальном глубочайшем богословском смысле.

Святой пророк Боговидец Моисей . Один из величайших ветхозаветных святых, пророк и законодатель народа израильского, о котором свидетельствуют несколько библейских книг: Исход, Числа и Второзаконие. Родился пророк Моисей в Египте около 1570 года до Рождества Христова и был воспитан дочерью фараона. Бог открыл пророку Моисею многие тайны бытия, в том числе - сотворение мира и человека. Именно этому святому Бог на Синайской горе даровал 10 заповедей. Пророк Моисей отошел ко Господу в 120-летнем возрасте (в память об этом до сих пор иудеи традиционно желают друг другу дожить именно до 120 лет).

Святой пророк Боговидец Моисей. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Вавила, епископ Антиохийский, и с ним три отрока Урван, Прилидиан, Епполоний и мать их Христодула . Эти Антиохийские святые приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь в период царствования Римского императора-язычника Декия (249-251 годы от Рождества Христова). Однажды святитель Вавила совершал Божественную литургию, а император Декий захотел пройти в христианский храм и осквернить святыню. Епископ Вавила силой преградил путь нечестивцу, и тот, оскорбленный, был вынужден удалиться, видя большое стечение христиан. Впоследствии император Декий отомстил святителю Вавиле и многим его духовным чадам, в том числе - отрокам Урвану, Прилидиану, Епполонию и их матери Христодуле. После долгих истязаний, в ходе которых показали стойкость в вере, все они были казнены в 251 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Парфений, игумен Кизилташский . Святой XIX столетия, прославившийся многими добродетелями, и особенно мученической кончиной. В сентябре 1867 года его зверски убили разбойники из числа крымских татар. Об игумене Парфении оставил воспоминания известный писатель и путешественник Евгений Марков в своих «Очерках Крыма»:

Он первый с зари до зари работал... В Кизилташской киновии до отца Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетёные мазанки. Парфений добыл всё остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жёг извёстку и кирпичи, прививал черенки к лесным грушам, разбивал виноградники, копал колодцы. Из пещерки в скале сделался целый скит с двумя гостиницами, церковью с келиями и разнообразными службами. Лес крутом обратился в сад, в огород, в виноградники, в хлебное поле, застучала мельница на высоте гор, завёлся табун лошадей и рогатый скот, богомольцы хлынули в Кизилташскую киновию...

Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского . Один из самых почитаемых святых XVIII века , одной из самых сложных и неоднозначных эпох в истории Русской Церкви. Искусный проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем - гонитель русских старообрядцев, авторитетный архипастырь, к которому с почтением относилась императрица Елизавета, и в то же время - бессребреник, порой отдававший последние сбережения нуждающимся.

Святитель Иоасаф родился в 1705 году в семье казачьего полковника Андрея Горленко. Его дед и отец были близки к гетману Мазепе, после предательства которого бежали в Османскую империю, однако впоследствии вернулись на родину. В годы обучения в Киевской академии будущий святитель был рукоположен в священный сан. В 1744 году повелением императрицы Елизаветы был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, а уже 4 года спустя - рукоположен во епископа Белгородского.

Годы святительского служения владыки Иоасафа были недолгими, но чрезвычайно активными. Он строил новые храмы, посещал приходы своей епархии, неустанно служил и проповедовал. Все это подкосило его силы, и святитель скончался на 50-м году земной жизни.

Спустя 2 года после погребения владыки было обнаружено, что тело святителя остается нетленным. А еще через полтора столетия Святейшему Синоду был подан ряд прошений о прославлении епископа Иоасафа в лике святых. Была образована комиссия, подготовившая Синодальный доклад императору с предложением канонизировать святителя, на котором 10 декабря 1910 года Николай II начертал: «Приемлю предложения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

С тех пор почитание святителя Иоасафа широко распространилось в Русской Церкви. Однако на протяжении долгих десятилетий его мощи были утрачены. И только в 1991 году были обнаружены в запасниках ленинградского Музея истории религии и атеизма. И с тех пор они почивают в Преображенском соборе, главном храме Белгородской земли, служению которой владыка отдал свои последние годы.

Святитель Иоасаф Белгородский. Фото: www.pravoslavie.ru

Второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989) святителя Митрофана, епископа Воронежского . Талантливый проповедник и аскетичный молитвенник, но вместе с тем, как и святитель Иоасаф Белогородский, гонитель старообрядцев. Авторитетный архипастырь второй половины XVII века , почитаемый самим царем, и в то же время - бессребреник, в конце жизни практически полностью отрекшийся от мира. До сорокалетнего возраста будущий святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником в селе Сидоровском близ города Шуи. Овдовев, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни.

Протоиерей Андрей Ткачев. Правила жизни святителя Митрофана Воронежского

В 70-х годах XVII столетия будущий архиерей активно включился в дело церковной реформы, начатой двумя десятилетиями ранее патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Игумен Митрофан объезжал села, выявлял старообрядцев и уничтожал древние богослужебные книги. Но для борьбы с расколом он использовал не столько казни и пытки, сколько просвещение в западнорусском духе. Организовывая сельские школы, в которых грамоту преподавали переселенцы из Малороссии, у которых, в отличие от великороссов, не было симпатий к старообрядчеству. На Московском Соборе 1681-1682 годов для борьбы с расколом и для улучшения христианского просвещения было решено увеличить число епархий. Игумен Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен во епископа Воронежского.

Святитель Митрофан был близок к молодому царю Петру I, благословлял его преобразования, направленные на усиление государства, но порицал западнические влияния, а особенно неоязыческие проявления. Так, святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы. Это устыдило Петра, он убрал статуи, и мир с владыкой был восстановлен. На Воронежской кафедре святитель Митрофан пробыл 20 лет вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1703 году .

Святитель Митрофан Воронежский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученица Ермиония. Эта святая апостольского века - I -го и начала II столетий от Рождества Христова - была дочерью апостола от 70-ти Филиппа. Мученица Ермиония владела врачебным искусством и помогала многим людям своим умением и молитвой, чем привела многих ко Христу. За это около 117 года от Рождества Христова она приняла мученический венец от язычников.

Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион Кандавлские (Никомидийские) . Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие страшные мучения и мученические венцы во времена антихристианских гонений императора-язычника Максимиана, царствовавшего в Римской империи в 305-311 годах от Рождества Христова.

Мученики Вавила Никомидийский и с ним 84 его воспитанника . Эти святые также пострадали за исповедание христианской веры в Никомидии (Никомедии), только несколько раньше, при Римском императоре Максимиане, правившем в 284-305 годах от Рождества Христова. Известно, что когда старец Вавила шел со своими учениками на казнь, он славил Господа словами Священного Писания: «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог!».

Священномученик Петр (Зимонич), митрополит Дабро-Боснийский . Один из святителей Сербской Православной Церкви, принявших мученические венцы в годы Второй мировой войны. В 1941 году 75-летний владыка Петр был арестован Гестапо и пропал без вести. Существуют разные версии гибели святителя, но бесспорно то, что этот добрый архипастырь принял мученическую кончину, оставаясь верным Православию.

Священномученики Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский, Павел Васильевский, Иоанн Василевский, Николай Лебедев, Николай Сретенский, Иоанн Ромашкин, Николай Хвощев, Александр Никольский, Петр Лебединский, Илия Измайлов, Михаил Богородский, пресвитеры, преподобномученик Стефан (Кусков), иеромонах, мученики Василий Ежов, Петр Лонсков, Стефан Митюшкин и Александр Блохин (1937), мученица Елена Чернова (1943) . Православные священнослужители и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений (большинство в кровавом 1937 году , известном как время так называемого «Большого террора») и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днем иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Loading...Loading...