Могила матушки феодосии. Матушка феодосия в скопине

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья Рязанской области четвёртого ноября тысяча девятьсот двадцать третьего года в дружной многодетной крестьянской семье. Она была безграмотной, нигде не училась.

Старшей сестрой в семье была Фёкла, за ней следовала Анна, чуть помладше, дальше – брат Тихон, потом – Наталья, а за ней – самая младшая – Ольга. Фёкла была старше Натальи лет на пятнадцать, а Ольга – младше на пять. Мама умерла, когда Наталья была ещё маленькой и воспитание детей пришлось взять на себя Фёкле.

Семья вела самую обычную жизнь: год за годом труды, труды и труды. В один из самых обычных, не предвещавших большой беды, дней произошла первая автомобильная катастрофа, в которую попала Наталья и её сестра Ольга. Они остались живы, но получили тяжелые травмы: переломы рук и ног. Им предложили инвалидность, но привыкшие к постоянной работе девушки отказались. Им было стыдно. Они считали, что должны работать, а не сидеть дома. А значит, нужно жить и нужно трудиться. Они несли свою тяжелую службу на стройке: вместе с военнопленными вручную месили бетон, выполняли тяжёлую грязную работу.

Наталья решила не выходить замуж. И не потому, что не было поклонников: просто такова была потребность её души. Во вторую автомобильную аварию она попала, когда возвращалась с работы в служебном грузовике, где находился ещё и коллега по службе, который в результате аварии погиб. Наталья ударилась головой, но осталась жива. Ровно год она находилась в коме, прикованная к реанимационной кровати. Одна из сестёр Натальи, будучи замужем за военным, упросила его под расписку взять сестру домой, несмотря на состояние, в котором та находилась. А вскоре мужу-военному и вовсе пришлось уехать. Сестра отказалась от семейного счастья ради того, чтобы остаться с Натальей и ухаживать за ней.

Девятнадцать с половиной лет Наталья пребывала в летаргическом сне. Она ничего не воспринимала, но рефлексы оставались. Даже получалось кормить её из ложечки. Спустя длительный период, практически через двадцать лет, Наталья начала просыпаться. Сначала - услышала, через несколько недель восстановилось зрение. Придя в сознание, она сразу начала цитировать Евангелие и Псалтирь наизусть, а также подсказывать многим, как поступать в тех или иных сложных жизненных ситуациях. Толпы людей направились в её скромный дом за советом. Самые разные паломники - от высоких церковных чинов до обычных мирян - посещали её келью в течение сорока лет. Подвижность к конечностям не вернулась, она была прикована к кровати на всю оставшуюся земную жизнь. Но это не мешало ей принимать в своём частном доме людей, молиться о них и подсказывать в сложных, порой неразрешимых ситуациях выход. Всё по воле Божией. Восемнадцатого февраля одна тысяча девятьсот девяноста седьмого года архимандритом Иоанно-Богословского монастыря Рязанской области Авелем Наталья была пострижена в схимонахини с наречением ей имени Феодосия.

Матушка отошла ко Господу пятнадцатого мая две тысячи четырнадцатого года. На её похороны прибыло около десяти тысяч человек. Среди них митрополиты, миряне, епископы, монашеский чин, около сотни священников. Все прибывшие провожали матушку в вечную жизнь. Сороковой день по кончине матушки Феодосии пришёлся на день всех святых, в земле Рязанской просиявших. Город Скопин, где матушка принимала людей и несла свой нелёгкий крест со смирением и терпением, находится именно на Рязанской земле.

Похоронили матушку в родной деревне Велемья. Божественная Литургия и панихида в день её похорон и в день преставления души человеческой перед Престолом Божиим служились в храме во имя святых Бориса и Глеба в поселке Корневое Рязанской области.

Мне удалось побывать на могиле матушки на сороковой день после её преставления. Там были толпы людей, как и в храме на утренней Божественной Литургии. В момент, когда началась панихида, на небе нависли тучи. Но чудесным образом ветер прогнал тёмные облака, и батюшка вместе с певчими отслужили панихиду. Выстроилась длинная очередь из тех, кто хотел приложиться к кресту на могиле матушки. Каждый имел эту возможность. Батюшка, стоящий рядом с могилой, обратив свои глаза к небу, уже уставшим голосом, но с усердием пел: «Царство Небесное, вечный покой…» Никогда за свою жизнь я не чувствовала такого покоя, какой ощутила в ту минуту. Мне казалось, что именно в этот миг ликуют все ангелы, принимая святую душу в райскую обитель.

Сейчас со всей России едут паломники на могилку матушки Феодосии для того, чтобы поклониться ей и попросить её святых молитв у Престола Божия. Свято место пусто не бывает. Эти слова, столь часто повторяемые нами в быту, на самом деле говорят о том, что там, где есть Чаша с Кровью и Плотью Христа, всегда будут люди, желающие вкусить частицу Вечной Жизни. Разве человек, предочистивший себя терпением, смирением и безграничной любовью к людям, регулярно причащающийся Святых Христовых Тайн и носящий схиму, может оставить к себе равнодушным?

При жизни матушка помогала очень многим людям, но, как и всякий истинный праведник, терпела лишения. Сама матушка говорила: «Почему, когда людям плохо, они ко мне приходят, а когда мне плохо, их рядом нет?» Но при этом вновь и вновь вымаливала у Господа милость к себе, отводя нападки, и снова принимала в своей келье страждущих и нуждающихся в подсказке и молитвенной поддержке грешных немощных людей. И теперь любой желающий может посетить могилку матушки Феодосии, помолиться, попросить её заступничества у Престола Божия за свою душу и души родных, близких людей. Также можно посетить келью матушки, где она постоянно молилась. Там до сих пор находятся образа, перед которыми молилась праведница, среди них и образ Божией Матери «Казанская». Именно в день, когда Православная Церковь празднует память этой иконы, родилась схимонахиня Феодосия. В память о матушке осталась её кровать и подушка, а главное, дух, исполненный сострадания к людям. В её келье чувствуешь, что до сих пор молитва матушки не оставляет этого места.

  • < Назад

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему для добавления комментариев к этой статье.

Посвящается блаженной памяти схимонахини Феодосии, Скопинской старицы.
Несколько дней назад Валентину Басову, наша общая знакомая, попросила написать стих о Матушке, но Валентина сказала, что лучше пусть это сделает Алексей.
Когда мне сообщили, я ответил, что скорее всего будет песня, а не стих, потому как я стихи пишу редко. А если они и рождаются, то с музыкой.
Валентина ответила: - А вот пусть будет песня о Матушке.
Поговорив, я сел за свой рабочий стол, над ним иконы и две книги о Матушке стоят. Матушка улыбается с них, а я не знаю что писать. С чего начать?
Обращаюсь к матушке: - Матушка, я не был твоим чадом, не приезжал, потому как не знал о чем спрашивать, а любопытствовать не хотелось, но ты так устроила, что мне довелось было быть в храме два дня на твоих похоронах. Помолись, чтобы песня родилась, если она нужна.
Днем ранее, когда я открыл книгу Игоря Евсина о Матушке Феодосии, первое что мне кинулось в глаза, то как называли матушку - наше солнышко. Еще тогда промелькнула мысль, вот бы песню написать... Но то, что это будет вот-вот накануне и мысли не было. Может быть через год или два, а то и три...
Помолившись, родился только припев. Что писать в куплетах я не знал, но все же матушкиными молитвами появилась хоровая партия в самом начале, а потом и куплеты со словами, которые сама Матушка говорила своим чадам.
Признаюсь честно, я впервые почувствовал, как писалась песня не мной, а кем-то невидимым... Это просто чудо.
В субботу, 9 июля, съездили на могилку, попросил благословения у матушки.
Месяц назад, когда я читал книгу о Матушке, у меня на протяжении всего прочтения за 5 часов не переставали течь слезы.
Матушкины молитвами теперь родилась песня и пусть она будет всем чадам в утешение и в напоминание, что с нами Бог!
Еще одним чудом стало, что деньги на песню собрали за один день. Сбор организовала мой друг и поэтесса Валентина Басова. За один день была сделана аранжировка и сегодня записана песня.
Матушка Феодосия, моли Бога о нас грешных!

Благодрю за материальную поддержку, оказанную на запись песни:
Басову Валентину,
Басова Сергея,
Паршину Елену,
Гусеву Людмилу,
Корнееву Людмилу,
Нестерову Татьяну,
Позднякова Юрия,
Позднякову Зинаиду
и Сукачеву Марину.

Храни Вас Господь!

Слова, музыка, исполнение - Алексей Фадеев
Аранжировщик и звукорежиссер - Илья Конюхов
Официальный сайт -

Почила о Бозе блаженная прозорливая старица схимонахиня Феодосия из г. Скопин Рязанской области. Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 22 июня – день празднования Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка, произошла производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителя этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя. Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.
Всем нам живущим в эти трудные кануны испытаний повезло в том, что недалеко от нас уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен. По милости божией и я сподобился под благословение святой старицы…

Матушка Феодосия – ее монашеское имя означает Богом данная, – пример кротости и терпения, живой и крепкой веры, благодарной покорности Промыслу Божию, а от того и молитвы, которую слышит Бог. В 2014 г. подвижница преставилась ко Господу.

Матушка родилась в 1923 г. в деревне Велемья Скопинского района Рязанской области. Нарекли ее Натальей. Точной даты рождения – сама матушка говорила – никто не знает. Праздновали всегда на Казанскую икону Божией Матери – 4 ноября. Вообще матушка говорила о себе очень мало. Когда один из ее внучатых племянников иеромонах Феодорит (Тихонов) попросил разрешения описать ее жизнь, она сказала скромно:

«Да что обо мне писать-то»…

Но было бы странным, если бы матушка сказала иное, так как скромность и смирение были ее главными добродетелями.

Наташа родилась в многодетной семье Никифора и Ефросиньи Косоротихиных. Всего детей было пятеро: старшая Фекла, потом Анна (все звали ее Оня), Тихон, Наташа – будущая матушка Феодосия – и последняя, самая младшая Ольга. Рождались и еще дети, но они умерли в младенчестве.

Мама у них вышла замуж совсем молоденькой, всю работу по дому делала сама, а тогда были коровы и мелкая скотина, и огороды – со всем надо было управляться. Отец ездил в Москву на заработки. Мама надорвалась, а врачей в глубинке не было, – умерла рано, на руках своей дочери Наташи (об этом отцу Феодориту рассказывала свидетельница этого события его бабушка – племянница матушки Феодосии). Наташе было тогда лет 13–14.

Дети очень тяжело переживали смерть мамы. «Вот, бывало, – говорит матушка, – уйдем на кладбище, упадем на могилку и плачем. Люди мимо проходят, найдут нас, домой приводят».

Детство, юность тяжелые были. Великая Отечественная война началась. Наташу на войну отправили окопы копать. «Если у кого родители были, – матушка рассказывает, – могли как-то выгородить детей, а за нас заступиться было некому. Куда угонят, куда увезут, где живем, чем питаемся? – ничего не знали, только одну работу и видели».

Учиться Наташе так и не довелось. Однако у нее окормлялись иеромонахи, священники и архиереи; приезжали за советом спикеры Госдумы, губернаторы. Путин не приезжал, но она за него сама молилась и других наставляла молиться; знала, чем он занят, иногда точно разговаривала с ним.

Удивительно, что Наташа знала много молитв наизусть. Когда ее потом уже, прикованную к постели, спрашивала ходившая за ней простодушная сестра Оля, откуда она это знает, ведь они же росли и жили вместе, Наташа многозначительно и прикровенно отвечала:

«Меня там учили».

А тогда на дворе были трудовые будни советских пятилеток… Страна оправлялась после войны. В послевоенный период Наташа работала с военнопленными в шахте. Потом – в строительной бригаде.

«Была очень трудолюбивая, – вспоминают ныне здравствующие соработницы Раиса и Анна. – Тяжеленные мешки могла взваливать на плечи, такая сильная была».

Матушка всегда очень серьезно к труду относилась, говорила, что трудиться все должны. К ней приезжали потом за благословением уйти на пенсию, а матушка, как правило, отвечала:

«Поработай еще, поработай…»

Сейчас времена в бытовом отношении полегче, а тогда никакой центральной системы отопления, ни воды горячей не было. С вечера надо было печку топить, дров не было, ходили после изнурительной работы еще и в лес за хворостом, носили вязанками. Но как-то весело, матушка вспоминает, жили:

«Идем после работы – песни поем, а сейчас вы что все такие унылые?!»

А тогда столько трудностей: и работа тяжелая, и по хозяйству дела, весной да летом – огороды, а осенью–зимой пока дров наберешь, да пока натопишь, пока помоешься, пока есть приготовишь…

Люди тех лет – подвижники в миру. Монастырей тогда уже в основном и не было: все были разорены. Но уклад общинной жизни, взаимовыручки – особенно в деревнях – оставался. Человек не замыкался, как сейчас, на себе, думал о ближнем. Вот и Наташа с утра вставала пораньше, блинов напечет себе на работу взять и завозит еще племянникам Наталье и Петру – это дети старшей сестры Феклы. «Слышу, машина сигналит, – вспоминает племянница матушки 83-летняя Наталья, – тетя Наташа из машины: «Нате, я вам уже с утра горячих блинов напекла!» И едет дальше на стройку».

Строили дома многоэтажные, заводы. «Автоагрегатный завод я строила», – говорила потом схимонахиня Феодосия, в подробностях рассказывая, что где там находится. Память у матушки была феноменальная. И это несмотря на то, что авария случилась, когда ей всего-то 30 лет было, а потом почти 20 лет летаргического сна.

Авария случилась в 1953 г. на стройке. Запись есть, где муж сестры матушки рассказывает: «Идем с Наташей с работы. Эх, Наташа, говорю, жалко я тебя раньше не узнал, а то бы на тебе женился! – А чем, отвечает Наташа, – тебе моя сестричка не нравится? – Нравится». Так и образумила.

Замуж Наташа не хотела выходить, устроение у нее было монашеское, а монастырей тогда уже не было… А так как жили бедно, ее сестры все-таки хотели сосватать. И она, вспоминает потом уже старица, шла как-то днем и молилась:

«Не хочу! Мне сегодня должны кого-то свататься привести…»

В этот день авария и случилась. Как стала молиться будущая схимонахиня:

«Господи, не допусти моего сватовства»,

– так тут же авария и произошла.

Тогда народ много калечился: и на производстве, и по пути на работу. Это было время великих строек, жизнь и здоровье конкретного человека не брались в расчет. Возили раньше рабочих не в автобусах, а и летом и зимой в кузовах самосвалов. Так Наташа вместе с младшей сестрой Ольгой попала в первую аварию: грузовик, который их возил на работу, перевернулся. Увечья у них были сильные, им даже хотели дать инвалидность, но они отказались: неудобно, молодые, работать надо.

А потом уже через год произошла вторая авария: разгружали кирпичи и борт самосвала упал. Пострадали двое: мужчину сразу же насмерть убило (у него четверо детей осталось, они потом приезжали к матушке Феодосии), и Наташа. Ее тоже сначала в морг увезли. А потом, матушка сама рассказывает, одна из сестричек-санитарок говорит:

«Лицо у нее какое-то очень живое»,

– взяла зеркальце и приложила, а оно запотело!

Год провела матушка в больнице, не приходя в себя. Врачи наотрез отказывались отдавать ее домой.

«У вас все равно нет средств, чтобы ухаживать за таким тяжелобольным человеком, – говорили они. – Мы таких больных в Москву на опыты увозим».

Сколько ни просили родные, следовали отказы. Тогда муж младшей сестры Ольги написал расписку, что берет больную домой под свою ответственность. Для него это означало – крест на семейной жизни, так как он был военным и его отправляли в дальнюю командировку. Оля осталась ухаживать за сестрой, лежавшей без сознания…

Родную деревню пришлось покинуть, переехали в село Новые Кельцы, где жили у родни по материнской линии, а оттуда потом, когда сестре Ольге дали свое жилье, перебрались в маленький домик поселка Октябрьский. Здесь матушка спустя 19,5 лет летаргического сна на отдание Пасхи в 1973 г. и пришла в себя. Приходить в себя она стала постепенно. Признаки сознания обнаружили во время похорон одной из ее сестер Они. Она стала стонать и плакать. Когда заговорила, одними из первых слов ее были:

«Зачем вы меня подкармливали? Меня Сама Матерь Божия кормила…»

Но глаза Наташа открыла не сразу, спустя несколько лет, при этом всех удивляла тем, что видела всё с закрытыми глазами. Иеромонах Феодорит свидетельствует:

«Мои родители поженились в 1976 г. И тогда у матушки еще были закрыты глаза. В день свадьбы мои родители зашли к ней за благословением. Мой отец в гостях у матушки был не в первый раз – как родственник и помощник по хозяйству, а мама – приезжая, была впервые. Во время разговора матушка заметила, что у молодой очень легкая обувь и что ей надо беречь ноги. Мама очень удивилась, откуда женщина с закрытыми глазами знает, что в феврале месяце она пришла в летних туфлях. Подобных историй в моей семье много и все они произошли в конце 1970-х, когда матушка еще не видела».

Особые мир и благость ощущались в комнатке матушки и тогда, когда она была без сознания. Здесь царил животворящий покой. Матушку с сестрой навещали родные да и просто неравнодушные к ним люди. А брат Тихон пришел проститься, и здесь же скончался, отсюда его и хоронили. Когда выносили гроб, у матушки и в летаргическом сне слезы потекли…

Матушка пришла в себя, а впереди еще 40 лет терпения, смирения, служения Богу и ближним. Некоторые соседи недолюбливали сестер, открыто враждовали и пакостили им, но сестры все смиренно терпели. Пока жива была сестра Ольга, матушка нарадоваться на нее не могла: в любви купалась и сама очень ее любила.

«Как бы ни была больна она, а все ж глоточек воды даст»,

– говорила матушка про сестру. Просила ее не ложиться в больницу, но Ольга не посмела ослушаться врачей, в больнице и умерла.

Это потом уже к матушке за советами ездили главврачи крупных столичных больниц. А часто бывало и так, что мнение даже консилиума врачей расходилось с тем, что она говорила, но потом все-таки подтверждались диагнозы матушки и ее рекомендации оказывались верны. Матушка могла молитвенно духом присутствовать на операции. А после пересказывать весь ход операции родным больного.

«Я медсестрам скальпели подавала»,

– шутила потом.

Матушка лечила всех травами, сама составляла рецепты. Ее чада по ее благословению травы собирали, сушили. Но больше, конечно, матушка врачевала молитвой, а через травяные рецепты она скрывала свой сильный молитвенный дар. Вот стоит достаточно моложавая женщина в красном полупальтишке и рассказывает:

«У меня рак был уже последней стадии… А матушка меня исцелила!» – «А как матушка вас исцелила?» – спрашиваем. «Травку сказала пить… Я до сих пор эту травку пью. Как же она называется… А! Подлабазник!»

И таких историй очень много. Местные, скопинские или рязанские, врачи в очередной раз фиксируя чудо, всегда уже сразу констатировали: «Вы были на Октябре!» Жалко только, что таким образом через все те же топонимы богоборческого периода слава воздавалась «октябрю», а не Богу.

Матушка всегда учила своих чад благодарению, благодарить надо всех: и людей, хотя бы какой-то радующей душу мелочью:

«Дорога потеха»,

– говорила она и прежде всего учила благодарить всегда во всем – Бога, Матерь Божию!

Вся жизнь самой матушки есть исполнение апостольских слов:

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16–18).

Хотя столько всего пришлось пережить…

После смерти сестры Ольги матушка, прикованная к постели, натерпелась от крутого нрава хожалки Пелагеи. В мороз та оставляла матушку с ненатопленной печью. Придет хожалка: «Ты еще не сдохла?» – а у матушки волосики к подушке примерзли.

А было и так, что чуть заживо не сгорела: рядом с кроваткой матушки печка находилась, у которой стенка была проломлена и горящие угли могли просыпаться прямо под кровать, и матушка постоянно ухаживающих просила поменьше дров закладывать в печь… Лишь когда стали кровать менять, уже при ходившей за матушкой последние 10 лет келейнице Ольге, супруге внучатого племянника матушки – Сергея, это обстоятельство и открылось. Да и у соседей пожар случался: их дома не было, а матушка была одна – к постели прикована, а пламя уже подступало…


«Богом данная схимонахиня Феодосия из Скопина» - это первая книга о почитаемой церковным народом старице Феодосии (Косоротихиной; †15.05.2014). Составлено издание по благословению ее чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного) и выходит в свет к очередной годовщине подвижницы.

Это издание - приношение благодарной памяти старицы - порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.

Это потом уже люди матушку почитать стали, ездить к ней. Принимала она ночью, часов с 9–10 вечера и до последнего посетителя, а их могло быть и 100, и 150 человек… Матушка всем улыбалась, всех утешала, ободряла, а только самым близким признавалась, как у нее голова раскалывается – сосуды, как она говорила, «буздякают».

А для всех матушка – само гостеприимство. Сказать бодрое слово, обнадежить:

«Помолимся!»

– да всех чаем своим «фирменным» из трав напоит, каравайцами с медом накормит. У старцев чай да угощение – это вещественные носители благодати.

Многие замечали: если матушка усаживает в своей келье и чаем начинает поить, да конфет еще из своей коробочки, висящей рядом с кроваткой на фиолетовой ленточке, даст или откуда-то у себя из-под подушки достать велит, у человека тут же многие вопросы так, незаметно в процессе чаепития и разрешаются, вся смута с души уходит…

У кровати матушки постоянно открытой лежала Псалтирь. Некоторых, в основном из духовенства, матушка иногда просила почитать именно ту страницу, которая открыта. В частности, и таким образом читающий или кто-то в комнате из слушающих могли получить ответ на свой вопрос.

Вообще матушка любила отвечать притчами. Задают ей прямой вопрос, а она какую-то историю про некоего человека начнет рассказывать издалека… А человек вслушивается и понимает: про него это матушка говорит!

А еще в келье матушки часто читались Акафисты, особенно она любила Акафисты Матери Божией, разным Ее иконам. По богородичным праздникам матушка обычно не принимала, к ней приезжали иногда по 15–20 священников из монашествующих и женатых – служили в ее комнатке молебны с водосвятием.

В 1990-х гг. Наталью постриг в схиму с именем Феодосия, что значит «Богом данная», в честь святителя Феодосия Черниговского архимандрит Авель (Македонов), святогорец, подвижник высокой духовной жизни, наместник Иоанно-Богословского мужского монастыря села Пощупово Рязанской области.. Это было своеобразным церковным признанием даров матушки, данных ей по Благодати Духа Святаго: даров молитвы, утешения, исцеления, прозорливости, пророчества.

Хотя к матушке уже тогда ездили многие иеромонахи, священники, епископы, митрополиты. Особенно был любим у матушки митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, ранее архиепископ Ярославский и Ростовский. Приезжал к ней и архимандрит Наум (Байбородин) из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Многих матушка знала и духом, «заочно». Так, одна из ее чад Надежда Макарова рассказывает, что, прочитав книжку про архимандрита Павла (Груздева), спросила: «Матушка, а вы отца Павла (Груздева) знали?» «Нет», – ответила матушка, а потом вдруг и говорит: «А это такой слепенький? Они с отцом Авелем духом похожи…» Известно, кстати, что архимандрит Павел многих своих чад перед кончиной тогда еще Наташеньке препоручил.

Матушка Феодосия почила в возрасте 90 лет 15 мая 2014 г. в день памяти святых страстотерпцев и мучеников благоверных князей Бориса и Глеба – этим святым посвящен ближайший к ее домику храм, там ее и отпевали. «На престол преставилась», – люди говорят. За несколько часов перед кончиной рано утром матушка в полной памяти приобщилась Святых Христовых Таин. После приобщения попросила приобщившего ее священника и духовника – протоиерея Константина Гусарова, настоятеля Борисоглебского храма – посмотреть ее «смертный узел», то есть вещи, отложенные на погребение, готовясь тем самым к смерти. Это было торжество престольного праздника в еще пасхальные дни, когда пели «Христос Воскресе!» Еще Великим постом матушка говорила: «Пасху встретите радостно, а провожать будете со слезами». Словами, исполненными победы над смертью, и сейчас завершаются все панихиды на могилке матушки. 40 дней блаженной кончины матушки отметили на Собор Рязанских святых.

Рядом с домиком старицы сейчас строится храм Всех Святых в земле Российской просиявших, чтобы люди, как тому и служила матушка Феодосия, возвращались к Богу, чтобы всем нам встретиться в вечности. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). А Богом данная нам матушка Феодосия, и ныне слышащая просьбы и мольбы, исполняет волю Божию.

«У тебя свой умок-то есть?» - частенько говорила матушка Феодосия тем, кто испрашивал у нее совета в простых житейских вопросах. Тем самым она как бы говорила: «На Бога надейся, а сам не плошай. Постарайся сам исправить положение, постарайся сам определиться». Но самость как самохотение матушка четко отличала от старания. Бывало приходил посетитель, спрашивал, как ему поступить в том или ином случае. А матушка переспрашивала:

Ты сам-то как хочешь?

Многие знавшие скопинскую старицу рассказывали, что она наперед знала мысли пришедшего к ней посетителя. Чувствовала, что пришел он не посоветоваться, а утвердиться в своем решении. Пришел, чтобы услышать, что надо сделать то, что надумал.

Таким людям старица говорила:

Ну как знаешь, так и поступай.

К сожалению, есть среди нас такие люди, которые если не услышат подтверждения о правильности своих намерений от одного старца, будут бегать по другим, пока не получат «благословения». А, когда у них даже после этого ничего не получится, говорят: «Неправильный совет дал мне старец».

Близкий к старице Феодосии священник Константин Гусаров рассуждает об этом так: «Господь посылает людям только то, что им полезно для спасения души. Только тогда по святым молитвам матушки Феодосии Господь подавал людям просимое. Каждый, кто к ней приходил, что искал, то и находил. Люди искали духовного - находили духовного, люди спрашивали какого-то мирского совета - получали мирской совет. А маловеры получали по маловерию своему. Например, был такой случай. Из села Новые Кельцы шли к матушке две женщины. Одна из них говорит: «Зачем мы идем? Ну что она может знать?» Когда пришли к матушке, то первой женщине она ответила на все ее вопросы, а второй сказала: «Ну что я могу знать?».

Вообще же, когда человек начинал в чем-то настаивать на своем, матушка не навязывала ему свое мнение. Давала совет, а если человек его не принимал, то говорила: «Ну, что ж... Поступай, как хочешь». Только у того, кто отказывался от матушкиных советов ничего хорошего не получалось. Бог гордым противится».

Прямые ответы на вопросы матушка Феодосия давала чаще всего только тогда, когда видела, что человек готов к послушанию.

Известен такой интересный и поучительный случай. У одной женщины 14-летняя дочь активно занималась спортом. (Здесь, как и в некоторых других случаях имена по определенным обстоятельствам не указываются).

Однажды эта девочка получила тяжелую травму. Перед ней встал вопрос - продолжать заниматься спотом или нет? Мама решила поехать с ней к матушке Феодосии, но предостерегла свою дочь:

Смотри, ведь матушка может сказать, чтобы ты бросила спорт.

А девочка эта была верующая, воцерковленная и сказала маме, что если старица так скажет, «то ведь не она это скажет, а через нее скажет Бог. Я послушаюсь».

Девочка знала, что у нее мало шансов вернуться в спорт. Ее, как спортсменку уже списали со счетов и тренеры и соперники, и зрители. Однако верила в помощь матушки Феодосии. Поговорить со старицей не удалось. Ответ на свой вопрос девочка получила через келейницу. Матушка Феодосия посоветовала ей продолжать заниматься спортом и даже пообещала молиться за нее. Девочка послушалась старицу и продолжив занятия спотом достигла таких успехов, что на одном из состязаний стала чемпионкой.

Однако бывало и такое, что матушка Феодосия давала советы, заранее предвидя их неисполнение. Так произошло с одной заболевшей тяжелой болезнью женщиной из Рязани. Она была интеллигентной особой и приехала к матушке Феодосии за «рецептом» лечения ее болезни. И услышала от старицы такой ответ:

Я скажу тебе как надо лечиться. Только ты ведь все равно не послушаешь меня. Не станешь делать, как я скажу. У тебя свой умок есть...

Выслушала эта женщина совет старицы и действительно не последовала ему. Как же! Ведь ей предлагалось лечиться компрессом из навоза... Этого интеллигентная дама действительно делать не стала. Чем закончилась эта история неведомо, однако другая история закончилась печально. Причем произошла она также с интеллигентной женщиной, хотя и деревенской по своему происхождению и месту жительства. Вот что рассказала она автору сей книги:

Как-то у меня пошли пятна по всему телу. Пошла я к Наталье Косоротихиной за советом. Она мне сказала, что к врачу обращаться не надо. Посоветовала пить настойку из трав. Сказала из каких. А еще посоветовала настаивать в тазике крапиву и обливаться. Я стала так делать и пятна на теле прошли.

Потом у меня заболели ноги - коленные суставы. Она опять сказала мне, что к врачу ходить необязательно. Посоветовала, что надо делать. А я не послушалась Наталью. Подумала, что и так пройдет моя болезнь. Да оно вначале и правда - болезнь стала проходить. Потом вдруг обострилась. Мне становилось все хуже и хуже. Я сейчас была бы рада к матушке опять сходить, а ее не стало. Не послушала ее тогда... теперь вот страдаю. Лекарства не помогают, боли все сильней и сильней, и чего теперь делать не знаю... Врачи говорят - на инвалидность уходи...

Молитесь матушке Феодосии. Она хоть и не прославлена как святая, а вы все же попросите ее походатайствовать пред Богом за вас - сказал я тогда этой женщине. А в ответ услышал:

Так если не святая - чего ж ей молиться?

Ну, может, и не молиться, а попросить о помощи можно. Я не богослов, но знаю, что прославление святых Православной Церковью начинается с почитания их как святых народом. С чудес, которые происходят по обращению ушедшим от нас праведникам.

Неведомо, последовала ли та женщина моему совету, только знаю, что сама скопинская старица, матушка Феодосия, давая тот или иной совет, никогда не настаивала на его обязательном исполнении. Тем более не обличала людей в непослушании, несмирении или пристрастиях. Не обличала, но и не молчала. Порой матушка мягко, прикровенно указывала посетителям на их неправильное поведение. Архимандрит Пимен (Адарченко) вспоминал, например, такой случай:

Мне очень хотелось обновить в храме иконостас, а денег не было. Вот я и поехал к матушке. «Матушка, - говорю, - помолитесь, чтобы нашелся благодетель, который бы помог». А она вместо ответа:

Вот мы жили-то. Я так любила картошечку, огурчик...

Матушка, так хочется иконочки в иконостас написать...

А матушка со своим рязанским говором:

Масличком полью подсолнечным. Да как вкусно-то... А можно и рыбочки кусочек съисть (именно так матушка говорила - съисть), и Слава Богу! Ты чего хлебушек-то не берешь? Всегда хлебушек надоть исти. Вот теперича чё-то говорят, хлеба нельзя много исть. Да, Боже мой, грех-то какой. Как же хлеба не исть? Испокон веку кушали.

Матушка, а что с иконостасиком-то?

Но она не отвечает и все тут. Ушел не солоно хлебавши...

А потом вдруг вспомнилось... Несколько дней назад был на трапезе в одном храме на престольном празднике. Меня угощают, а я и того не хочу, и другого не хочу. Сижу - перебираю. Вот матушка Феодосия и указала мне на мое духовное состояние. Это она в глаза мне сказала: «Батюшка, вы заелись». Вот так. Дают тебе картошку с огурцом, так поблагодари Бога и успокойся.

Я потом неделю себя совестил, а через неделю в храме человек появился, у которого и просить не подумаешь. А он с порога говорит: «Что-то, батюшка, иконостасик-то у вас плохонький. Давайте обновим».

Расскажем и еще один случай прикровенного обличения. У Клавдии Акимовны Грачёвой, келейницы матушки Феодосии, была одна знакомая. Однажды пришла она по какому-то делу к Клавдии, в дом, где жила скопинская старица. Села гостья на табуреточку и стала ждать, пока Клавдия освободится. Сидит и думает: «Ну кто она такая - матушка Феодосия? Что она может мне сказать? Я про себя и сама все знаю. У меня муж есть и ребенок». Только гостья так подумала, а матушка Феодосия ей говорит: «Ну что я могу тебе сказать? Ты же сама все знаешь».

«Хорошо, что в келье темно было и не было видно, какого цвета у меня лицо стало после этих слов, ведь матушка мысли мои прочитала», - рассказала потом эта женщина.

А другой случай свидетельствует о прикровенной радости матушки Феодосии за своих посетителей. Так произошло с одним из священников Иваново-Вознесенской епархии. Вот что он однажды рассказал лично рязанскому издателю Игорю Минину.

«Когда я по своим вопросам приехал к матушке Феодосии и зашел к ней в келью, то вдруг услышал, как она радостно говорит о чем-то непонятном для меня: «Ой, кто к нам пришел! И сколько много детишек привел! И какие все хорошие детишки!»

Я стал оглядываться - может, вслед за мной действительно какие-то детишки вошли? Но вокруг никого не было. И только после встречи с матушкой, когда прошло немного времени, до меня дошло, что она прозрела детей, спасенных от аборта. Я тогда в епархиальном отделе занимался проблемами семьи, материнства и детства. Распространял литературу о вреде аборта, работал с женщинами, которые попав в тяжелую жизненную ситуацию, хотели сделать аборт. Многих удавалось отговорить от совершения аборта. Вероятно, именно этих детей и прозрела матушка Феодосия, когда я был у нее в келье».

Loading...Loading...