Можно ли быть священником после второго брака. «Сан — не шуба: захотел - снял, захотел - надел»: почему каждый пятый брак у священников заканчивается разводом

В Екатеринбурге в уходящем месяце свою карьеру в качестве священника закончил протоиерей Владимир Зайцев. Он написал прошение о запрете в служении в связи со вступлением во второй брак. Аналогичным образом права на служение лишился руководитель скандально известного фонда «Дом старчества», бывший священник Алексей Новожилов, которого опекал Владимир Зайцев.

Случаи распада браков на сегодняшний день в Екатеринбургской и соседних епархиях не редкость, говорят коллеги Владимира Зайцева. Один из них на условиях анонимности согласился обрисовать корреспонденту ЕАН современное положение семей священников.

— Для начала хотелось бы в целом прояснить ситуацию, обязательно ли священнику жениться?

— Создание семьи - дело добровольное, но если человек хочет полностью отдать себя служению — он идет в монашество. Это так называемое черное духовенство. Тот, кто хочет обрести семейное счастье, идет в белое духовенство.

— Возможен ли вариант целибата, когда человек не хочет принимать монашество, но и жениться не хочет? Например, в католической церкви целибат обусловлен тем, что священник полностью должен отдать себя на служение.

— По идее такая формулировка верна, но священник все-таки человек. У него есть человеческие потребности, одной из которых является стремление к созданию семьи. Семья для священника некая отдушина, куда он сможет прийти и быть самим собой - не строгим начальником, не проповедником, а обыкновенным отцом и мужем. В Русской православной церкви есть целибат, но это согласуется только через патриарха и не раньше, чем к 40 годам. Это скорее исключение.

— В дореволюционное время на священников указывали как на образцовых семьянинов, с крепкой и многодетной ячейкой общества. Как бы вы сейчас охарактеризовали ситуацию?

— Хотелось бы сказать, что проблем у нас с этим нет, но, к сожалению, это будет неправдой.

Проблема с крепостью семьи у священников серьезная, в особенности у молодых.

Как мне кажется, сегодня такая ситуация сложилась из-за отсутствия преемственности. В 1990-е годы, когда церкви дали полную свободу действий, в нее пришли разные люди. Нужно было заполнять приходы пастырями, и практически брали людей с улицы, которые о церкви ничего не знали. Их сразу поставили в определенные рамки служения, но привычки у них остались старые. А так как преемственности нет, они молодому поколению ничего передать не смогли, в том числе семейные ценности. До революции сословное деление играло роль цемента, когда внутри сословия заключались браки. Это была передача опыта.

— Наблюдали ли вы в 1990-е годы, что жена новоиспеченного священника не принимала новые правила?

— Да. Присутствовал такой момент. Бывает, девушка выходит замуж, полагая, что она будет жить сыто и весело. А на деле оказывалось, что мужа сутками нет дома и проку от него мало, начинается напряженность и разлад между супругами.

— Но уже больше 20 лет прошло, ужесточили требования к кандидатам в священники, и курсы по воцерковлению есть и семинарии. Создана среда, так почему ситуация не улучшается?

— Потому что и кандидаты в священники, и будущие матушки приходят из совершенно нецерковных семей, зачастую из неполных, где либо мать, либо отец занимались воспитанием. У них не было перед глазами нормальной модели семьи. Молодые священники испытывают проблемы с семьями, поскольку они по своей сути являются продуктом своего времени. Это первый момент. Второй - это бытовая неустроенность. Священнику просто дают направление на приход, и порой перед семьей встают вопросы: где мы будем жить, на что мы будем жить и как далеко это находится.

— Будущие жены священников осознают эти проблемы?

— Далеко не всегда. Из нецерковных семей матушки пребывают в идеалистическом настроении, что с «милым рай в шалаше». А когда этот шалаш превращается в реальность, да еще выясняется, что ровесницы намного комфортнее устроились и высокое положение занимают...Это тоже может служить поводом разлада.

— Бывает ли, что кандидаты в священники и невесты их просто спешат жениться, что не успевают рассмотреть будущие трудности?

— Да. И этот фактор нередко влияет. Порой семинарист уже заканчивает обучение, и встает вопрос, что пора определяться. Да и священноначалие и преподаватели ему активно намекают. В результате под давлением человек берет первую попавшуюся, которая согласилась за него выйти.

— В настоящее время насколько массово происходят разводы в семьях священников?

— Непосредственно распадов браков относительно немного. Примерно до 20%. Но есть те, кто находятся в процессе, те, кто в стадии, и те, кто только формально сохраняют семью.

— Как часто случается, что священник бросил жену ради другой женщины?

— Подобного рода случаи крайне редки, и каждый из них для церкви - нонсенс. Чаще всего причиной разлада становятся бытовые неурядицы и внутрисемейные противоречия. Священник - человек все-таки верующий и богобоязненный, чтобы ради другой женщины жертвовать саном. Говорить о том, что это сплошь и рядом, нельзя.

— Должно ли священноначалие вмешиваться в семейные дела пастырей, если дело дошло до развода?

— Священник, как и его семья, - образец для прихода.

Он на виду у людей, поэтому скрыть разлады в семье от них достаточно сложно. Поэтому все заблаговременно доносится куда надо и не надо. Если и не доносится, то священнику стоит обратиться к архиерею или благочинному (руководитель церковных округов, — прим. ЕАН) за поддержкой. Церковь сама заинтересована в сохранении браков пастырей, поскольку даже разлады бьют по ее сути. Ведь если священники не могут сохранить семью, то уже прихожане не будут заинтересованы в браке.

— Какие маневры принимает руководство пастырей, чтобы сохранить семью? Могут ли в таком случае перевести священника на облегченные условия службы?

— Зависит от епархии, а именно - какими ресурсами она обладает. Могут и перевести в другой приход, где полегче. Проблема в том, что заменить священника попросту некем. Зачастую благочинный может показать человеческое участие в проблеме пастыря. Ведь человек идет вразнос от ощущения, что он никому не нужен.

— Приход тоже активное участие принимает для сохранения семьи священника?

— Если люди дорожат пастырем, то да. Они могут мобилизоваться, в том числе в материальном плане. Люди понимают, что если у священника хорошо с семьей, то и в приходе будет спокойно.

— Какие санкции применяются к священнику, если он все же развелся?

— Канонами никаких ограничений не предусмотрено в таких случаях, но при условии, если он не вступил в новый брак. Он может остаться в существующем положении или принять монашество.

Если он женится вторым браком, его, конечно, запретят в служении.

Хотя чаще всего второбрачные священники сами просят об этом, понимая, что нельзя играть со своей совестью.

— Насколько распространены случаи, что пастырь готов расстаться с саном ради второго брака?

— Это тоже скорее исключение. Сан — это не шуба: захотел - снял, захотел - надел. Все равно ответишь перед Богом. Конечно, есть канонические понятия, что человек лишен сана. Но извергает ли его из сана Бог, никто не знает.

Фото: pixabay.com, eparhia-saratov.ru, sdsmp.ru, ekaterinburg-eparhia.ru

– Отец Валериан, как пережить боль от смерти любимого супруга?

– Преподобный Иустин (Попович) сказал: « Любовь к человеку без любви к Богу – самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку – самообман».

Нужно сначала разобраться в своем чувстве. У нас любовью часто называют страстную привязанность к человеку и самолюбивое желание всегда иметь его рядом с собой. Но это – забота не о человеке, а о себе.

Прежде всего, каждый человек должен иметь хотя бы некое представление о смысле жизни. Многие этот смысл видят в достижении земного благополучия, в удовольствиях и развлечениях, в желании жить, как хочется.

Но вспомните даже народную поговорку: «Живи не как хочется, а как Бог велит!» Любая философская система и стремление понять смысл жизни логически, неизбежно приводят к Богу. Кроме материализма, потому что в нем нет логики.

Поэтому сначала нужно определиться с вопросом о смысле жизни. А смысл жизни нашей заключается в том, чтобы человек, насколько возможно, приготовил себя к будущей жизни. Потому что главной является не эта, земная жизнь, а загробная. Земная жизнь – всё равно что студенческие годы.

Молодой человек помимо учебы ходит на студенческие вечеринки. Развлечения допустимы в каких-то разумных пределах. Но вообще-то учатся не для того, чтобы развлекаться, а для того, чтобы стать специалистом и идти по избранному пути. Если так смотреть на жизнь, то всё встанет на свои места.

Известный литературный деятель итальянской культуры Данте утверждал, что «из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное – верить, что после этой жизни не будет другой».

А Гете сказал: «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». Когда на этой мировоззренческой основе человек строит свою жизнь, он спокойнее переносит происходящее с ним.

Самое главное в жизни – это цель. Если она есть у человека, он преодолевает любые трудности на пути к ней. Этот путь и сам по себе может быть интересным, но он не самоцель. Однако и в пути, как во время студенческой учебы, не нужно пропускать занятия, лениться, обманывать – нужно только трудиться, помогая друг другу.

Ответ на ваш вопрос ищите в Евангелии. Как сказал В.Г. Белинский, «есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие.

Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия – откровение истины посредством любви и благодати».

В Евангелии Христос прямо говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Цель, путь к цели и то, как жить на этом пути, – всё должно быть в едином духе. Жизненная установка «все средства хороши для достижения моей цели» – не евангельская, антихристианская, сатанинская.

Попытка построить в этой жизни что-то доброе за счет чьей-то крови, чьих-то слез и страданий не может быть благой. Как цель должна быть благой, угодной Богу, так и средства ее достижения должны быть угодными Богу.

Вот смысл человеческой жизни. А в жизни мы с кем-то трудимся плечом к плечу, но, как на войне, один уходит на фронт, на задание, а другой остается – в надежде на будущую встречу. Да, конечно, разлука, но – временная. Лишь какое-то смертное мгновение, а потом снова – вместе.

Жизнь будущая существует, и все люди, без исключения, туда пойдут, рано или поздно, поодиночке или одновременно – всё равно: когда-нибудь мы все там окажемся. Известный пример – благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Они отправились в будущую жизнь одновременно, поскольку любили друг друга – и Господь дал им такую возможность.

Поэтому пережить земную разлуку – просто. Если ваш супруг раньше отправился к Богу, то вы должны радоваться за него – у Бога-то лучше! А мы за ним потом пойдем, а когда – это уж, конечно, как Господь даст.

Надолго-то обычно и не разлучаются, особенно близкие по духу, как святые Петр и Феврония. Человек, имеющий веру, понимает, что можно и потерпеть какое-то время. Тем более, если есть дети. Ты же не только о себе думаешь, но и о детях. Переживаешь, что любимый «ушел» раньше, а ты остался – так для детей ты тоже «уйдешь», и как их оставишь?

Надо из разлуки вычеркнуть эгоизм. Если будем жить не ради себя, а ради ближнего – то всё станет на свои места. В Евангелии есть замечательный пример воскрешения Лазаря. Четыре дня сёстры были разлучены с братом. Господь сострадал им, даже прослезился. И Он воскресил Лазаря.

После смерти мы соединимся с любимыми, если будем жить с ними в одном, христианском, духе. А потом все воскреснем, как Господь. Для верующего человека всё просто: смерти нет! Господь говорит: «Верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:26).

Смерть – лишь временная разлука, переход. А чрезмерная печаль по умершему – это в значительной мере себялюбие. Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Все наши добродетели имеют примесь нечистоты».

– Получается, страдать из-за смерти близких не нужно – но разве это возможно? Ведь и святые подвижники, потеряв супруга или супругу, страдали – например, праведный Алексий Мечев. И Господь плакал о Лазаре, но это же не себялюбие…

– Сам Господь сочувствовал, будучи бесстрастным. Бесстрастие – это не бесчувствие! А отец Алексий в то время еще (после смерти матушки) жалел себя. Да и дети у него остались без матери.

Но святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем…»

Я хорошо знал отца Николая Гурьянова, ездил его причащать. Он однажды сказал мне: «Тебе можно умереть – пойдешь к Богу». Я понял, что батюшка по своей любви меня вымолил, и подумал: «Я-то пойду, мне будет хорошо, а дети?» Хотелось им что-то дать, в чем-то поддержать, помочь, как же я их оставлю?

Приезжал к отцу Николаю несколько раз, а он меня спрашивал: «Ты боишься смерти?» – «Нет, батюшка, как-то не думал об этом, да и всё равно – всем умирать, никуда не денешься. Но как детей оставить? Чувствую, не готов, везде должен…» Он отвечает: «Правильно. Долго жить будешь!»

– Батюшка, а кому тяжелее пережить вдовство – мужчине или женщине?

– По-настоящему, мужчине. Всё-таки он лишается заботы. Знаю это по своему папе. Мама заболела, и он не ел, не пил, переживал: «Как я без тебя буду?»

– Еще апостол Павел об этом всё сказал. Жить в чистоте во вдовстве – святое дело, подвиг. Кто не имеет сил, немощен – опять может вступить в брак. Во втором чине венчания так и сказано: «Зане зноя и тяготы дневныя, и плотского разжения немогущее понести во второе брака общение сходятся».

– «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39-40). Что значит «только в Господе»?

– Это значит угождение не плоти, а Богу. Создавать семью надо по вере и ради Бога. А угождают плоти тогда, когда нужен, простите, мужчина. К несчастью, иногда и в первый брак так вступают…

В книге «Отец Арсений» есть хороший пример того, когда девушка выходит замуж за вдовца, но ради Бога. Если уже есть дети – то из-за детей вступают во второй брак. То есть всегда – ради кого-то, чтобы о ком-то заботиться. Вот это и есть «в Господе».

Расскажу вам случай явления из загробного мира. Один человек овдовел довольно рано, остался с маленькими детьми на руках. Год он держал траур, а потом ради детей женился снова. Да и не старый он был.

И вдруг случилась у него неприятность на работе. Он пришел днем домой: жены дома не было, а рядом со спящими детьми он всегда как-то успокаивался. Вдруг открывается дверь, и со свечой в руках входит его первая супруга, которая умерла…

Он даже не сразу понял, что произошло, так привык с ней всем делиться, что только спросил: «Ты знаешь, что у меня случилось?» Она отвечает: «Знаю». – «Что же мне делать?» – «Молись, и всё пройдет». – «А кто сделал, знаешь?» – «Знаю».

«Кто?» – «А это тебе не нужно знать, иначе у тебя будет нехорошее чувство». Тут он осознал, что она явилась из того мира, и ей всё известно. Спросил: «А ты знаешь, что я второй раз женился?» – «Да». – «Ты не обижаешься?» – «Нет, напротив, ты правильно сделал».

Она смотрит на события с духовной точки зрения и радуется, что рядом с ее мужем и детьми есть любящий человек. Муж говорит: «Посмотри на наших деток». – «Я уже сегодня у них была». Она из невидимого мира к ним приходит проведать – вот такое духовное единство. И сказав: «Нас не должны видеть вместе», – исчезла. Лишь на полу остался воск от ее свечи.

Этому мужчине нужна была забота о его детях, и с этой целью он женился. А теперь, к сожалению, нередко и в первый брак вступают не по любви, с целью не послужить кому-то, а чтобы себе иметь обслуживание.

Можно прожить и в чистом вдовстве. Мы знаем немало таких примеров: святая Анна Пророчица, благочестивые вдовицы, русские княгини. Когда дети вырастают и становятся самостоятельными, вдовицы получают возможность больше участвовать в церковных и общественных делах.

Но на первом месте у мужчин и женщин должна быть семья. Особенно у жены и матери: ее главное служение – в семье. В одной московской школе, директором которой был Георгий Иванович Суворов, был очень уважаемый педагог.

А у него в свое время был учитель, который еще в 1920-х годах говорил: «Все желают построить идеальное общество на земле. Я знаю путь к такому обществу: дайте мне воспитанную мать, и такое общество построим». Вот как велико значение матери!

– Батюшка, а как справиться с ревностью со стороны взрослых детей? Для них нередко второй брак родителя – предательство умершей матери или отца…

– Конечно, овдовев, женщине труднее бывает одной воспитывать мальчиков. Если кто-то пойдет второй раз замуж, надо учитывать отношение детей – они могут не принять другого отца. Нужно снова не о себе думать, а о детях. А часто о детях не думают, просто мужчин «меняют». Но это, скорее, не вдовицы, а разведенные…

Прежде чем жениться или выйти замуж, надо подумать – не станет ли это препятствием? Иначе могут испортиться отношения и с детьми, и между супругами. Но для верующего человека один путь – молиться, чтобы Господь указал: есть ли на брак воля Божия? Это самое главное.

– Бывает, что люди считают второй брак предательством усопшего супруга. Нередко боятся и осуждения со стороны близких, друзей, коллег. Но и одному жить тяжело. В результате вступают в неофициальные отношения…

– Неофициальные отношения – это блуд. Завязывая их, люди служат не Богу, а плоти. Начинают с того, с чего сегодня нередко и первый брак начинается – с «гражданского брака», то есть с блуда.

Отношения юридически неоформленные и Церковью не благословенные – просто греховны. И они временны, с возрастом неизбежно прекратятся. Для чего же они были? И что дальше?

А осуждающим близким надо помнить, что осуждать вообще никого нельзя. Никто не знает внутреннего состояния другого человека и силу его искушения. Загляните в жития святых. У одного монаха однажды плотская страсть настолько разыгралась, что он держал руку в огне, пальцы обгорали, а боли он не чувствовал.

Мы даже не представляем, что это такое. Но вспоминайте поговорку: «Не хвались, горох, что лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь». Не зря говорят: «В чем осудишь, в том и согрешишь».

Нельзя никого осуждать. Иначе враг потом так нападет… И страшнее всего, если не на тебя, а на бедных твоих детей, и они из-за тебя пострадают. Это для того, чтобы человек, наконец, что-то осознал. Через детей часто люди начинают себя понимать.

– Отец Валериан, возможно и душеполезно ли современным людям – например, одиноким, нуждающимся вдовам после 50 лет – просто дружить с мужчиной, принимая от него помощь, но не вступая в брак? Или же вступить в брак и жить как брат с сестрой?

– Всё чистое и богоугодное возможно с Божией помощью, если оба – твердые христиане. Можно жить в браке при духовном и душевном единстве без плотской близости. Например, за подругой моей мамы жених ухаживал сорок лет! Сёстры ее вышли замуж, и некому было ухаживать за одинокой больной матерью. И эта женщина просто не могла оставить мать.

Когда ее мама скончалась, они поженились, но уже не жили вместе, потому что им это уже было не нужно. Они настолько привыкли друг о друге заботиться и по-настоящему любить, что от плотского отказались.

Это возможно и сегодня, если о плотском стараться не думать и просить помощи Божией. Но в молодом возрасте мужчина и женщина – это огонь и сено, как говорят святые отцы.

– Повторно вступившие в брак вдовцы или вдовы могут сравнивать с умершим любимым человеком свою новую «вторую половинку» – и не в ее пользу. Что бы вы им посоветовали?

– С духовной точки зрения сравнение кого-то с кем-то – это часто рассуждение, переходящее в осуждение, и устроение не духовное. Один Бог знает человеческую душу, и только Он может судить о людях. И нет одинаковых людей.

Нужно помнить, что человек нам дается не просто так – в нем есть что-то, что важно для тебя. Герой одного рассказа Диккенса овдовел, а жена у него была очень сварливая. Наверно, как у Сократа – Ксантиппа. И когда ему сосватали женщину смиренную, он просил ее: «Ты хоть поругайся на меня, а то я чувствую себя не в своей тарелке!»

– Батюшка, самые беззащитные, кажется, сегодня вдовы священников: остаются без кормильца и защитника, нередко терпят нападки, а устроиться на хорошо оплачиваемую работу, имея на руках деток, невозможно…

– Думаю, это не совсем так. Если действительно священник старался, его духовные чада так же заботятся о его семье… Не знаю, как будет, когда умру, но пока живу, мои чада так заботятся, что иногда даже стыдно…

Но спокойная жизнь на земле никому не обещана: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Ваш вопрос касается каждой семьи. Но ответ надо искать в Священном Писании: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).

Есть овдовевшие священнические семьи, на которые никто не «нападает». Потому что это не есть штамп, в каждом случае всё индивидуально. Думаю, бедственное положение и нападки связаны не со вдовами священников, а с тем, какой был батюшка, какая осталась матушка.

Всё в нашей жизни не просто так. Если матушке-вдове посылается какое-то испытание, искушение – то не без духовной пользы. То же самое на любом христианском пути.

– Можно ли вдове священника снова выйти замуж?

– О самом священнике сказано однозначно – не имеет права. А по отношению к его вдове такого канонического запрета или препятствия я не знаю.

– Отец Валериан, так всё-таки не грех ли – вдове второй раз выходить замуж, а вдовцу жениться? С одной стороны, Апостол сказал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:8-9); «Она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7:39-40); а с другой – «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Как будет правильнее?

– Апостол говорит не только о вдовстве, а вообще о вступлении в брак. Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия.

Основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета (Дроздова) развелась с первым мужем.

Оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж второй раз по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в Бородинском сражении, а ребенок умер, и Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг.

И преподобная Афанасия игумения, великая подвижница, дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии, и я ничего не могу тут сказать. Боюсь ограничивать Промысл Божий.

Вопрос вдовства очень серьезный, но сегодня не так часто встречаются проблемы у вдовствующих, сколько у разведенных. В народе разведенную даже прозвали «соломенной вдовой».

И я подумал, почему соломенная? А потом понял: потому что очень легко «вспыхивает», да быстро «сгорает». Соломенные вдовцы и вдовы, если сопрягаются с огнем страсти, легко воспламеняются – ведь уже есть опыт. А остается потом пепел. Соломенное вдовство – проблема современного человечества.

Беседовала Нина Рядчикова,
православный женский журнал
«Славянка» ,
№4(64), июль-август 2016 г.

МОСКВА, 4 сен - РИА Новости. Решение Константинопольского патриархата разрешить повторное вступление в брак для своих священнослужителей противоречит церковным канонам и сложившейся практике и будет неодобрительно встречено во всем православном мире, заявили РИА Новости священники Русской православной церкви.

Ранее Священный Синод Константинопольской церкви разрешил представителям духовенства еще раз жениться, в случае если священник овдовел или супруга сама ушла от него. Решение о второбрачии священников Константинопольский патриархат предлагал принять еще в 2016 году на Критском соборе, однако тогда другие поместные православные церкви выступили против этого.

"Противоречит Писанию"

"Конечно, данное решение противоречит многовековой практике и прямому указанию слова Священного Писания, которое предписывает клирику быть "мужем одной жены". Или же не состоящим в браке, "целибатным", — это уже не Писание, а последующая практика", — сказал председатель учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов. Он также напомнил, что в соответствии с устоявшейся многовековой традицией брак должен иметь место до хиротонии (рукоположения) священника.

"Таково на протяжении, по крайней мере, полутора тысячелетий, установление православной церкви. Какая возникла в Константинопольском патриархате необходимость пересмотра этого установления, я сказать не берусь, поскольку это внутреннее дело Константинопольской патриархии. Но уверен, что оно не поднимет ни ее авторитета во всем православном мире, ни согласия между православными церквями не добавит, ни кадровую проблему, если таковая существует в Константинопольской церкви, решить не поможет", — отметил Козлов.

Комментируя содержание документа, он обратил внимание на то, что в нем речь идет о допустимости второго брака для священнослужителей или овдовевших, или же тех, которых оставила жена. "Но даже если первый случай еще может быть как-то понятно оценен, то в ситуации развода всякий раз дать оценку, кто больше виноват, кто сможет?" - подчеркнул собеседник агентства. По его словам, на примерах разводов мирян можно сделать вывод, что не всегда человек, решившийся подать на развод, в действительности "виноват больше того, кто фактически подвел семью к распадению и своими поступками добился этого шага".

"Поэтому, думаю, что это решение не найдет понимания в полноте вселенского православия", — полагает глава учебного комитета РПЦ.

Кроме того, священник напомнил, что вопрос о женатом епископате и второбрачии клириков ранее поднимался и в истории Русской церкви: обновленцами в послереволюционный период.

"И, кстати, это был один из важных факторов, по которому полнота церковного народа оценивала те новации, которые предлагались обновленцами. Я не хочу проводить параллелей, но я не могу увидеть здесь некоторой аналогии с тем, что происходило почти 100 лет назад", — добавил он.

Протоиерей Максим Козлов выразил надежду, что указанное "решение Синода, выражаясь современным языком Константинопольской патриархии, не будет "имплементировано".

"Афон возмутится"

Экс-глава патриаршей пресс-службы, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский также отметил, что в России священники восприняли это решение Константинополя как нарушение всех постановлений церковных соборов и указаний самих апостолов. По мнению Вигилянского, оно "как бы толкает священнослужителей на новое вступление в брак".

Отец Владимир признался, что ранее ему доводилось иногда слышать о таких решениях архиереев, но чаще всего - по отношению к дьяконам (низшей степени священства) и в виде исключения, в каком-то конкретном случае.

"Тогда они (архиереи) брали на себя, можно сказать, это отклонение от канонического права: там уже архиерей будет отвечать перед Богом. Но когда такое принимается для всех священнослужителей как правило — это, конечно, толкает на нарушение и других… Это должно было быть решение, по крайней мере, Собора, но не Синода. Потому что это очень серьезный, важный вопрос. Мало того, Вселенский патриархат, конечно, здесь столкнется с очень большим сопротивлением монастырей Афона. И это такое "окно Овертона" даже для своей епархии", — сказал Вигилянский.

На вопрос Если бы вдовым священникам было разрешено жениться, то моральный облик православной церкви был бы выше? заданный автором Ёын Сварога лучший ответ это Это серьёзная проблема в православной церкви. Православный священник может жениться до рукоположения один раз. Вдовый священник не может жениться второй раз. (Вдовый мирянин может жениться до трёх раз.) Если он женится второй раз, управляющий епископ лишит его священнического сана
Святитель Лука, архиепископ Красноярский и Енисейский в прошлом был женат и у него было четверо детей. Его жена умерла в молодом возрасте от туберкулёза. Он не мог жениться второй раз, так как был священником православной церкви. Он оставил детей на чужих людей и ушёл в монастырь... Позже он стал архиепископом и спустя годы он был причислен к лику святых православной церкви
Но вернёмся к запрету жениться второй раз вдовым священникам. В Библии нет таких запретов, их позже придумали люди на церковных соборах. До правила Юстиниана (4 в) епископы имели право жениться
Мужчина может жить длительное время в полном плотском воздержании только если он болящий или старец. Мне несколько раз приходилось видеть вдовых православных священников -это глубоко несчастные люди. Они остались вдовцами в молодом возрасте. Молодой мужина остался один. Он не может заключить второй брак под страхом извержения из сана. Одиночество, попытки залить душевную тоску вином, прелюбодействие втихушку, страх, что епископ всё узнает и его лишат сана-он ещё больше начинает топить горя в вине, становясь алкоголиком. Дети вдового священника никогда не узнают материнского тепла и заботы. Да и мужчине нужна и хозяйка в доме, и верная подруга, которая поймёт и поддержит в трудную минуту, но и плотский аспект... (Как я уже говорила, длительное сексуальное воздержание под силу только болящим и старцам)
Католики в своей практике целибата уже дошли до педофилии
Обязательный целибат католической церкви несёт за собой много трагедий
Организация "Церкви Британии и Ирландии вместе" (ЦБИВ) опубликовала доклад, в котором назвала традицию целибата священников главной причиной педофилии в Церкви. По мнению авторов доклада, озаглавленного "Время действовать", католические священники находятся в состоянии "подавленного психологического развития" из-за невозможности интимных отношений. "Безбрачие и тяжелый характер священнического служения делает этих мужчин подавленными, неудовлетворенными и замкнутыми, - говорится в докладе. - В результате у священников появляется склонность к сексуальным преступлениям, часто основанная на сексуальной одержимости"
Запрет женится вдовым священникам снижает моральный облик церкви, и приводит к очень трагическим последствиям: алкоголизму и разврату православного духовенства. Ведь законный брак (ПО БИБЛИИ) -лучшее средство от блуда
Например, у протестантов вдовый священник может жениться. У лютеран (одно из традиционных направлений протестантизма) епископ может жениться. Когда я писала дипломную работу по культуре различных народов, мне давелось пообщаться с семьёй лютеранского епископа. Он женат. У него прекрасная счастливая семья, жена, дети.
Но, к сожалению, неженатые (целибатные) епископы никогда не отменят запрет жениться вдовым священникам. Вдовые священники будут спиваться и втихушку блудить в надежде, что епископ не узнает (Как говориться "Не пойман не вор"). А если священник решит жениться, то его сана лишат. Да и он сам не пойдёт на это-ведь у него обычно нет светского образования. Он боиться, что в светской жизни не сможет зарабатывать деньги, пропадёт. Вот и блудит втихушку, да в вине горе топит...

Ответ от Бабочки в моём животе [гуру]
а как же тогда выражение Нехорошо человеку быть одному, ибо если замёрзнет кто согреет (дословно не помню, это где то в Библии) Да и как можно вообще мужчине прожить всю жизнь без женщины? У него что нет естественных потребностей? Это же вполне нормальное явление...и присуще всем..Как этот священник одинокий с этим справляться будет???



Ответ от Ли L-1 [гуру]
Б е з у с л о в н о!!!))


Ответ от Sten ** [гуру]
Моральный облик зависит от отношений с Богом, а не от запретов или разрешений.


Ответ от таракановвмоейголовесожралабелка [гуру]
выше уровня плинтуса!?


Ответ от Malachiev Malachi [гуру]
Супружеские обязанности никогда не являлись тягостью для нормального человека. И от служения Богу никак не отвлекают, а наоборот дают успокоение души. Я не думаю что жениться на вдове является большим грехом. Наоборот это хороший поступок, не могу понять этого запрета.


В Екатеринбурге в уходящем месяце свою карьеру в качестве священника закончил протоиерей Владимир Зайцев. Он написал прошение о запрете в служении в связи со вступлением во второй брак. Аналогичным образом права на служение лишился руководитель скандально известного фонда «Дом старчества», бывший священник Алексей Новожилов, которого опекал Владимир Зайцев.

Случаи распада браков на сегодняшний день в Екатеринбургской и соседних епархиях не редкость, говорят коллеги Владимира Зайцева. Один из них на условиях анонимности согласился обрисовать корреспонденту ЕАН современное положение семей священников.

— Для начала хотелось бы в целом прояснить ситуацию, обязательно ли священнику жениться?

— Создание семьи - дело добровольное, но если человек хочет полностью отдать себя служению — он идет в монашество. Это так называемое черное духовенство. Тот, кто хочет обрести семейное счастье, идет в белое духовенство.

— Возможен ли вариант целибата, когда человек не хочет принимать монашество, но и жениться не хочет? Например, в католической церкви целибат обусловлен тем, что священник полностью должен отдать себя на служение.

— По идее такая формулировка верна, но священник все-таки человек. У него есть человеческие потребности, одной из которых является стремление к созданию семьи. Семья для священника некая отдушина, куда он сможет прийти и быть самим собой - не строгим начальником, не проповедником, а обыкновенным отцом и мужем. В Русской православной церкви есть целибат, но это согласуется только через патриарха и не раньше, чем к 40 годам. Это скорее исключение.

— В дореволюционное время на священников указывали как на образцовых семьянинов, с крепкой и многодетной ячейкой общества. Как бы вы сейчас охарактеризовали ситуацию?

— Хотелось бы сказать, что проблем у нас с этим нет, но, к сожалению, это будет неправдой.

Проблема с крепостью семьи у священников серьезная, в особенности у молодых.

Как мне кажется, сегодня такая ситуация сложилась из-за отсутствия преемственности. В 1990-е годы, когда церкви дали полную свободу действий, в нее пришли разные люди. Нужно было заполнять приходы пастырями, и практически брали людей с улицы, которые о церкви ничего не знали. Их сразу поставили в определенные рамки служения, но привычки у них остались старые. А так как преемственности нет, они молодому поколению ничего передать не смогли, в том числе семейные ценности. До революции сословное деление играло роль цемента, когда внутри сословия заключались браки. Это была передача опыта.

— Наблюдали ли вы в 1990-е годы, что жена новоиспеченного священника не принимала новые правила?

— Да. Присутствовал такой момент. Бывает, девушка выходит замуж, полагая, что она будет жить сыто и весело. А на деле оказывалось, что мужа сутками нет дома и проку от него мало, начинается напряженность и разлад между супругами.

— Но уже больше 20 лет прошло, ужесточили требования к кандидатам в священники, и курсы по воцерковлению есть и семинарии. Создана среда, так почему ситуация не улучшается?

— Потому что и кандидаты в священники, и будущие матушки приходят из совершенно нецерковных семей, зачастую из неполных, где либо мать, либо отец занимались воспитанием. У них не было перед глазами нормальной модели семьи. Молодые священники испытывают проблемы с семьями, поскольку они по своей сути являются продуктом своего времени. Это первый момент. Второй - это бытовая неустроенность. Священнику просто дают направление на приход, и порой перед семьей встают вопросы: где мы будем жить, на что мы будем жить и как далеко это находится.

— Будущие жены священников осознают эти проблемы?

— Далеко не всегда. Из нецерковных семей матушки пребывают в идеалистическом настроении, что с «милым рай в шалаше». А когда этот шалаш превращается в реальность, да еще выясняется, что ровесницы намного комфортнее устроились и высокое положение занимают...Это тоже может служить поводом разлада.

— Бывает ли, что кандидаты в священники и невесты их просто спешат жениться, что не успевают рассмотреть будущие трудности?

— Да. И этот фактор нередко влияет. Порой семинарист уже заканчивает обучение, и встает вопрос, что пора определяться. Да и священноначалие и преподаватели ему активно намекают. В результате под давлением человек берет первую попавшуюся, которая согласилась за него выйти.

— В настоящее время насколько массово происходят разводы в семьях священников?

— Непосредственно распадов браков относительно немного. Примерно до 20%. Но есть те, кто находятся в процессе, те, кто в стадии, и те, кто только формально сохраняют семью.

— Как часто случается, что священник бросил жену ради другой женщины?

— Подобного рода случаи крайне редки, и каждый из них для церкви - нонсенс. Чаще всего причиной разлада становятся бытовые неурядицы и внутрисемейные противоречия. Священник - человек все-таки верующий и богобоязненный, чтобы ради другой женщины жертвовать саном. Говорить о том, что это сплошь и рядом, нельзя.

— Должно ли священноначалие вмешиваться в семейные дела пастырей, если дело дошло до развода?

— Священник, как и его семья, - образец для прихода.

Он на виду у людей, поэтому скрыть разлады в семье от них достаточно сложно. Поэтому все заблаговременно доносится куда надо и не надо. Если и не доносится, то священнику стоит обратиться к архиерею или благочинному (руководитель церковных округов, — прим. ЕАН) за поддержкой. Церковь сама заинтересована в сохранении браков пастырей, поскольку даже разлады бьют по ее сути. Ведь если священники не могут сохранить семью, то уже прихожане не будут заинтересованы в браке.

— Какие маневры принимает руководство пастырей, чтобы сохранить семью? Могут ли в таком случае перевести священника на облегченные условия службы?

— Зависит от епархии, а именно - какими ресурсами она обладает. Могут и перевести в другой приход, где полегче. Проблема в том, что заменить священника попросту некем. Зачастую благочинный может показать человеческое участие в проблеме пастыря. Ведь человек идет вразнос от ощущения, что он никому не нужен.

— Приход тоже активное участие принимает для сохранения семьи священника?

— Если люди дорожат пастырем, то да. Они могут мобилизоваться, в том числе в материальном плане. Люди понимают, что если у священника хорошо с семьей, то и в приходе будет спокойно.

— Какие санкции применяются к священнику, если он все же развелся?

— Канонами никаких ограничений не предусмотрено в таких случаях, но при условии, если он не вступил в новый брак. Он может остаться в существующем положении или принять монашество.

Если он женится вторым браком, его, конечно, запретят в служении.

Хотя чаще всего второбрачные священники сами просят об этом, понимая, что нельзя играть со своей совестью.

— Насколько распространены случаи, что пастырь готов расстаться с саном ради второго брака?

— Это тоже скорее исключение. Сан — это не шуба: захотел - снял, захотел - надел. Все равно ответишь перед Богом. Конечно, есть канонические понятия, что человек лишен сана. Но извергает ли его из сана Бог, никто не знает.

Фото: pixabay.com, eparhia-saratov.ru, sdsmp.ru, ekaterinburg-eparhia.ru

Loading...Loading...