На чужом основании никогда ничего не строил. ЖЗЛ

Преображение Господне – одно из двунадесятых празднеств в православии, отмечаемое в честь таинственного преображения Иисуса Христа на иерусалимской вершине Фавор.

В народе его называют Яблочный Спас и связывают с природными метаморфозами. Считается, что в этот день ночи становятся холоднее, а все живое начинает готовиться к зиме.

Согласно Священному писанию, за 40 дней Сын Божий вместе с тремя своими учениками поднялся на гору Фавор (в других источниках – на отроги Хермона) и, помолившись, полностью преобразился. Его лик озарился, а одежда стала белой, словно свет.

В то же время перед Иисусом появились пророки Илия и Моисей, которые разговаривали с ним, а затем над горой возникло облако, из которого раздался голос Божий, повелевающий ученикам во всем слушать Христа.

Библейское толкование этой истории заключается в том, что в Спасителе объединены два начала – человеческое и божественное. После Преображения божественное естество Христа не изменилось, но было представлено в естестве человека.


Таким образом, празднованием Преображения христианская церковь прославляет единство божественного и человеческого в Христе, а также указывает на то, что во время посещения храма человек очищается от грехов и преображается, приобщается к чистому свету.

Хотя Преображение случилось зимой, празднуют его летом. В православной религии торжества в честь этого события проходят 6 августа по юлианскому календарю (или 19 августа по новому стилю).

Праздник имеет один предпраздничный день и семь послепраздничных, которые завершаются Отданием 26 августа. Католики отмечают Преображение 6 августа, но если оно выпадает на будний день, то переносят на воскресенье. В храмах Армянской церкви дата празднования может меняться – с 28 июня до 1 августа.

Впервые Преображение начали отмечать после того, как в IV столетии по указанию царицы Елены Равноапостольной на Фаворе был воздвигнут храм во славу этого великого события.

Сначала празднование устраивали только в Палестине, а с V века – и в государствах Востока. В западных странах упоминания о торжествах встречаются в отдельных мартирологах (списках признанных мучеников), датируемых VII столетием. В частности, в те времена Преображение прославляли в религиозных сооружениях Франции и Испании.


В католической церкви официальным праздником это событие было признано только в середине XV века – после громкой победы армии воеводы Яноша Хуньяди над турецкими войсками в районе Белграда.

В православных церквях празднование Преображения сопровождается литургиями и пением канонов. Священники в этот день надевают белую одежду, а люди собираются в храмах, чтобы послушать паримии. У восточных славян до Яблочного Спаса запрещено употреблять фрукты и блюда из овощей последнего урожая, поэтому в день празднования можно вдоволь наесться душистыми яблоками и виноградом.

По благочестивому обычаю на Преображение следует приносить в храмы яблоки, другие фрукты и овощи для совершения над ними молитвы и освящения. Урожай, который будет принесен в церковь, нужно собирать ранним утром, чтобы на кожице сохранились капли росы.

Многие верующие заблаговременно готовят пироги и разные блюда из яблок и угощают ими бедных, убогих и сирот, а также ставят на стол во время семейного чаепития. Согласно народным традициям, во время чаепития можно употреблять только чай, яблоки, яблочное варенье либо мед.

Поскольку Преображение приходится на время Успенского поста, в праздник нельзя отходить от церковных правил и есть мясо, масло и другие продукты животного происхождения, кроме рыбы.


В этот день запрещается убирать в доме и заниматься другими делами «ради корысти». Шитье, вязание, ведение домашнего хозяйства считаются большим грехом. Исключение составляет только приготовление праздничных блюд.

Преображение Господне в 2019 году отмечается 19 августа. Это один из 12 великих православных праздников. Он посвящен воспоминаниям о преображении Иисуса Христа перед тремя своими учениками во время молитвы на горе Фавор. В народе этот день называют Яблочным, или Вторым Спасом.

История праздника

Преображение Господне приурочено к событиям из жизни Иисуса Христа. За 40 дней до распятия он открыл ученикам свое предназначение: умереть мученической смертью во имя человечества. Иисус и три его ученика: Петр, Иоанн и Иаков поднялись на гору Фавор. Когда Христос начал читать молитвы, его одежда стала белоснежной, а лицо озарилось светом. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о случившемся событии. Когда они спустились с горы, Христос велел собрать яблоки, чтобы освятить их.

Преображение Господне начали отмечать с IV века, когда на горе Фавор был открыт храм. Православная Церковь назначила празднование на август, чтобы торжество не приходилось на дни Великого поста.

Традиции и обряды праздника

В храмах проводится утренняя служба, во время которой в центр выносится крест, проходит обряд поклонения, крестный ход и освящение плодов. На литургии поется канон о Великом Преображении. Священнослужители облачаются в одежду белого цвета, который символизирует Божий свет.

По народным традициям в этот день хозяйки сушат яблоки, готовят из них варенье и компоты на зиму, пекут пироги. 19 августа люди начинают собирать урожай винограда, гороха.

В этот праздник принято чтить память умерших родственников. После богослужения люди приносят на кладбище освященные яблоки и кладут их на могилы.

На Руси в этот день встречали осень. Люди выходили в поле и с закатом провожали лето.

Что можно и что нельзя кушать в Преображение Господне

Преображение Господне приходится на строгий Успенский пост, на протяжении которого запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, яйца. Но в этот праздник Православная Церковь разрешает кушать рыбу и блюда из морепродуктов, пить небольшое количество вина.

Что нельзя делать в Преображение Господне

В этот праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйкам рекомендуется воздержаться от уборки в доме, шитья и вязания.

На Преображение Господне запрещается убивать насекомых. Если на человека сядет муха или пчела, то следует дождаться, пока она улетит.

Приметы и поверья на Преображение Господне

  • Какая погода на Преображение Господне, такая будет и на праздник Покрова (14 октября).
  • Стоит ясная погода - примета холодной зимы.
  • Если родители, чьи дети умерли, не будут до 19 августа есть яблоки, то Господь на том свете одарит их райскими яблоками.
  • Если на Преображение Господне угостить кого-то урожаем из своего сада, то следующий год пройдет в достатке и изобилии.
  • Собранные в этот день яблоки будут хорошо храниться зимой.

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Новый Завет

Преображение Господне

Чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою божественную славу.

Гора Фавор

Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял трех учеников Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору помолиться. (По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор , покрытая богатою растительностью с подошвы до вершины).



Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка - Моисей и Илия и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии", - не зная, что сказать. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте! "

Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "встаньте и не бойтесь". Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.

Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 17 , 1-13; от Марка, гл. 9, 2-13; от Луки, гл. 9 , 28-36.

Славное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, св. Православною Церковью празднуется 6-го августа (19-го августа н. ст.). День этот почитается одним из великих праздников. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.

В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например яблоки груши, сливы и прочие.

Тропарь праздника.

Яко же можаху - насколько они могли видеть (божественную славу Христа); присносущный - всегда существующий, вечный; молитвами Богородицы - по молитвам Богородицы; Светодавче - Податель света.

Кондак праздника.
Архимандрит Матфей (Мормыль) на протяжении почти 50 лет являлся регентом хора Свято- Троице-Сергиевой Лавры и МДА и С. Собиратель и автор многих церковных песнопений, среди которых особое место занимает служба Всем Русским Святым, своим творчеством явил всему миру торжество Русской Православной Церкви в 20-м веке. В течение всей жизни он развивал и преумножал свои, и вверенные ему от Господа таланты певчих. Им создана особая певческая школа, неповторимый регентский стиль о. Матфея. Одновременно он преподавал Литургику и Церковный устав в Московских Духовных школах, возглавлял регентский класс. Заслуженный профессор МДА. Сотни его учеников по всему миру несут в своих сердцах благодарную память и развивают певческую культуру церковного пения, заложенную в них о. Матфеем. Архимандрит Матфей отошел ко Господу 15 сентября 2009г. и похоронен в Свято-Троице-Сергиевой Лавре у храма Сошествия Святого Духа.



Имя о. Матфея известно во всем мире. Для многих людей русское церковное пение ассоциируется именно со звучанием хора Троице-Сергиевой Лавры, которым на протяжении почти 50 лет руководил о. Матфей. За это время им была создана своя школа церковного пения, переложены многие песнопения и создано большое количество новых, которые принято называть Лаврскими. Сотни учеников Московской семинарии и духовной академии пели под его началом. Многие из них, являясь в настоящее время священниками и архиереями, в разных уголках нашей страны и всего мира продолжают дело своего учителя - несут людям и Богу православное пение.

О. Матфей (в миру - Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе, в бывшей Терской области, в казачьей станице Архонская под Владикавказом, в благочестивой семье потомственных певчих. По воспоминаниям о. Матфея, он представлял уже четвертое поколение певчих в своем роду.

Его дедушка по матери, Троценко Лев Григорьевич, начал петь в местном станичном церковном хоре, затем попал в хор наместника Кавказа генерал-губернатора Воронцова-Дашкова, прошел школу Шаляпина по постановке голоса, закончил Тифлисскую консерваторию и стал оперным певцом. В 1913 г. он пел Ивана Сусанина в опере «Жизнь за царя» Глинки на сцене тифлиссой оперы. За это исполнение ему был подарен от Государя хрустальный бокал, который хранится в семье сестры о. Матфея. После революции был в ссылке, вернулся и остался церковным регентом. В 1937 г. в возрасте 49 лет его расстреляли. Через полгода после его кончины родился будущий о. Матфей.

Дедушка по отцу был взят на Беломоро-Балтийский канал и не вернулся. И по отцовской линии в роду также были монашествующие. Отец о. Матфея вместе с тремя своими братьями погибли в Великую Отечественную войну.

Бабушки о. Матфея были глубоко религиозными. Очень огорчались, что были неграмотными но, обладая феноменальной памятью, приходя из храма, дома пересказывали Евангелие и проповедь священника дословно.

Мама о. Матфея – Анна Леонтьевна, до последних дней своей жизни, умерла она в 2000г. в возрасте 93 лет, пела на клиросе в своем приходском храме.

Религиозное, церковное воспитание о. Матфей получил в семье. В возрасте семи лет он уже прислуживал в алтаре и начал петь на клиросе. В то время в церкви был еще дореволюционный хор. Сильное впечатление произвело на него пение слепых певчих из хора станичной церкви. Настоятелем храма был иеромонах Иоасаф (Бунделев), который хотел, чтобы Лев поступил в Московскую семинарию. Еще до поступления в семинарию Лев был назначен псаломщиком, и этот год при храме дал ему теоретическую богослужебную основу, очень пригодившуюся затем во время учебы.

В 1956 г. Лев поступает в Ставропольскую духовную семинарию, где в классе церковного пения В.П. Первицкого - регента, знатока и любителя обиходных мелодий, получает специальные музыкальные знания, осваивает клиросный репертуар, приобретает профессиональные навыки и первый опыт управления хором. Здесь формируется и названный им впоследствии очень важным навык «работать, готовить стихиры, расписывать, пропевать». Во время обучения в семинарии Лев Мормыль несет послушания псаломщика и регента левого клироса в Никольском храме г. Ессентуки и там встречается с известным на Северном Кавказе регентом дьяконом Павлом Звоником. По воспоминаниям о. Матфея, его привлекала «не система дирижирования, не техника, а необыкновенная церковная распевность», что, несомненно, повлияло на формирование его собственного регентского стиля.

В 1959 г. Лев Мормыль поступает в Московскую духовную академию, рано избирает для себя монашеский путь. В 1961 г. был принят в число послушников и 1 августа получил послушание «петь с народом». С этого времени и началась регентская жизнь о. Матфея в Лавре. В декабре 1962 г. послушник Лев принял постриг с именем Матфея (в честь апостола евангелиста Матфея). Монашеская жизнь о. Матфея проходила под руководством опытных духовных наставников – о. Феодорита, о. Кирилла (Павлова), о. Тихона (Агрикова) и других старцев той поры. В те годы развернулась жестокая антирелигиозная кампания - хрущевские гонения на церковь, из Лавры выгоняли молодежь. А в стенах Лавры, по молитвам старцев, благодаря их стойкости и бодрости, создавалась особая теплота и уют.

29 марта 1964 г. о. Матфей рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже старший регент лаврского хора и преподает литургику и церковный устав в Московской духовной академии, которую успешно окончил в 1963 г. В 1968 г. иеромонах Матфей возводится в сан игумена, а в 1971 г.- архимандрита. В 1988 г. о. Матфей утвержден в звании профессора МДА. В 2004 г. ему было присвоено редкое звание заслуженного профессора МДА.


Назначенному управлять смешанным, а затем и мужским хором, о. Матфею пришлось заново создавать хор. Поэтому он мог твердо сказать, что на чужом основании он никогда ничего не строил. Особенностью объединенного хора МДАиС был постоянно меняющийся состав хора, состоявшего из братии монастыря и студентов. У братии пение - это послушание, а послушания меняются. Из семинаристов поют первый и второй, от силы третий класс, из академии единицы, им не до того. Каждые два года менялся почти весь состав хора. Со смешанным хором о. Матфей пел раннюю литургию (потом отпускал певчих на работу), а позднюю - с мужским.

О. Матфею буквально по крупицам пришлось собирать нотную библиотеку лаврского хора. Он сам находил старые распевы Лавры, переписывал, расписывал партии. В конце 50-х и в 60-е годы он собирал и записывал элементы почти разгромленного в предыдущие десятилетия традиции церковного и особенно монашеского пения. В тот период для мужского хора почти не было репертуара. Большое впечатление оказали на о. Матфея предпринятые им в те годы поездки в Почаев и Киево-Печерскую Лавру перед ее закрытием. Он назвал их экспедициями - по полученному им там певческому материалу. Мозоли на пальцах от постоянного переписывания нот остались у него до конца жизни. Когда в 90-е годы по всей стране стали открываться храмы и монастыри, ксерокопии его аранжировок стали основой репертуара практически для всех мужских хоров на всем пространстве Русской Православной Церкви.

В работе с хором о. Матфей применял систему Станиславского - «Читать ушами, а петь глазами». На репетициях в работе над произведением о. Матфей начинал с самого интересного, или красивого, или трудного места. Особое внимание уделялось культуре пения, распевности. Даже в чтении присутствуют элементы пения. «Звук должен быть слугой слова», - говорил о. Матфей. Он любил церковное пение, не отделяя его от богослужения. «Каждый должен петь, будто он поет последний раз в жизни. Тогда это будет последняя «жертва вечерняя». Во главу угла он ставил любовь и понимание службы. Он как будто дышал вместе с ритмом богослужения, а пение его хора доносило это дыхание до всех молящихся. «Его творчество было священнодействием, - говорил регент Алексей Пузаков, - он был очень индивидуален и очень убедителен. Он создал свой стиль - высокий, музыкальный, духовный и одновременно очень лирический, тонкий. Это был музыкант и личность огромного масштаба, равного которому трудно найти». Невероятная работоспособность, постоянное творческое искание, самоконтроль и самопроверка: «Господи! Угодно ли Тебе то, что я делаю?» - благодаря этому и было создано то, что сейчас называют «регентским стилем о. Матфея» и «певческой школой о. Матфея».


Помимо участия в богослужениях хору приходилось петь на разного рода торжествах, праздниках, юбилеях, концертах. Тогда нужно было выбрать песнопения, которые лучше звучат в концертном исполнении и при этом несут назидательное значение, смогут оцерковить слух и сердце слушающего, чтобы лицо Церкви показать в тех условиях, когда нет икон.

Отец Матфей - автор многих церковных песнопений. Уже в 1961 г. к празднику преп. Сергия ему было поручено подготовить стихиры преподобному. Владыка Сергий (Голубцов) не давал ему прохода: «Отец Матфей! Когда ты начнешь писать? Тебя надо обязать!». По словам о. Матфея, пробным камнем для него были стихиры из службы русским святым на Великой вечерне - там, где поются «Земле русская», «Русь святая» на подобен «Доме Евфрафов…». Напевы этого подобна были у него разные, но пришлось взять Киево-Печерский, который попался ему однажды на листочке. Первый раз «Русь святую о. Матфей пел со смешанным хором в 1963 г. на престольный праздник Русским святым, под Успенским собором. Хор сделал то, что хотел о. Матфей, и все от умиления плакали. Потом, когда в 1988 г. готовился праздничный концерт по случаю 1000-летия Крещения Руси, о. Матфей решил включить эту стихиру в репертуар, но его нужно было утверждать у уполномоченного по делам религии. Тогда о. Матфей проявил находчивость и включил ее под названием «Подобен «Доме Евфрафов». Значительным вкладом о. Матфея явился новый репертуар обихода Постной триоди. За основу были взяты строгие монастырские распевы: знаменный, Валаамский, Соловецкий, Зосимовой пустыни, С особым почтением о. Матфей относился к службе Великого Пятка. В этой службе осмогласие представлено во всей красоте. Это все то, что можно вынести из мелодий и принести к Голгофе. В Лавре, на 12 Евангелиях читается только само Евангелие и тропари трипеснца, а все антифоны, седальны пропеваются. О. Матфей записал все эти песнопения на ноты, и они были изданы. Он по праву считал это своим приношением к 2000-летию христианства. Отец Матфей с любовью и признательностью вспоминал патриаршии службы. Ему довелось руководить хором при четырех патриархах (Алексии I, Пимене, Алексии II и Кирилле). О. Матфей возобновил в Лавре уставное пение одним певцом на Литургии преждеосвященных даров песнопения «Да исправится молитва моя…». Особой заслугой о. Матфея является создание им новых литургических песнопений, в том числе приуроченных к знаменательным датам церковной истории.

По словам высокопреосвященнейшего владыки Евгения, ректора МДАиС, о. Матфей как профессор был интеллектуальнейшая личность, а как регент он трудился, не покладая рук. Преданный до бесконечности возложенному на него послушанию до последних дней своей жизни, превозмогая боль и немощь от тяжелой болезни, он участвовал в богослужениях, проводил занятия со студентами. Буквально через несколько дней после труднейшей операции, в тяжелом физическом состоянии он был в храме на празднике преп. Сергия. Не мог он себе позволить не быть не в храме в этот день. У него были особые отношения с преподобным Сергием.

По воспоминаниям его ученика, ректора Санкт-Петербургской Духовной академии епископа Гатчинского Амвросия, архимандрит Матфей был настоящий монах. Несмотря на свою мировую известность, жил в скромной келье, где всегда привечал студентов, раздавал им гостинцы, помогал деньгами. Тяжело болея, он не раз отказывался от элитных больниц, говоря, что келья - его любимое место после клироса. Насколько он был пламенный и требовательный в пении, настолько добрый и гостеприимный в жизни. Он любил людей больше себя. Заботился, чтобы певчие могли заработать. Когда выезжали с выступлениями, непременно оговаривал условия пребывания, питания хористов. Зарабатываемые при этом деньги часто отправлял на восстановление монастырей, а сам все ходил в старых ботинках.

Отец Матфей обладал феноменальной памятью и без труда цитировал целые стихиры из последований больших церковных праздников. Ему достаточно было один раз спросить имя человека, чтобы запомнить его на всю жизнь. Существуют легенды о «воспитательных методах» о. Матфея. Многие вспоминают его чувство умора. Он был яркой, живой личностью. А самой главной чертой его характера, как отметил в надгробном слове Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры владыка Феогност, была честность во всех делах и словах.

Он был и останется для нас примером и камертоном нашего отношения к Церкви, послушанию, к окружающим людям.

Владыка Евгений отметил, что «он может уверенно сказать: «Вот те таланты Господи, которые Ты мне дал, и вот те, еще приумноженные, которые я принес Тебе»».

Архимандрит Матфей скончался 15 сентября 2009 г. Погребение состоялось 18 сентября, в день престольного праздника нашего храма (святых и праведных Захарии и Елисаветы). В течение девяти лет в день кончины о. Тихона (Агрикова), 15 ноября, о. Матфей со своим хором приезжал к нам в храм. И в нашем сельском храме звучали дивные песнопения. Поэтому личность о. Матфея и его творчество оказались так близки прихожанам храма Благовещения. На небесах теперь славит Господа наш о. Матфей.

Вечная память и вечный покой архимандриту Матфею!

5 марта 2019 года исполнился 81 год со дня рождения приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля), постриженника и многолетнего насельника обители Преподобного Сергия, профессора Московских духовных школ, а также легендарного регента лаврского братского хора. Предлагаем вниманию наших читателей статью насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Макария (Веретенникова), повествующую о жизненном пути этого уникального человека.

Архимандрит Матфей (Мормыль)

В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошел ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни.

Архимандрит Матфей (в миру – Лев Васильевич Мормыль) родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещен был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками «хорошо» и «отлично». С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии.

Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: «Хороший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора». По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти «в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии». Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея († 60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

30 марта 1963 года он был рукоположен в храме Антиохийского подворья архиепископом Леонидом Можайским (Поляковым) в сан иеродиакона. С 1961 года – уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединенного хора Лавры и Московской Духовной академии и семинарии. В 1963 году он окончил Академию, успешно защитив кандидатскую диссертацию на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов» (Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1962-1963 уч. год. 274 стр.).

Был оставлен в качестве преподавателя по Церковному уставу. Распоряжением от 6 декабря 1963 года И.В. Воробьев был освобожден от ведения уроков Священного Писания во втором классе Семинарии, которые были поручены иеродиакону Матфею. В письме на имя Патриарха Алексия J от 26 марта 1964 года за подписью ректора Академии протоиерея Константина Ружицкого и секретаря Совета Академии протоиерея Алексия Остапова испрашивалось благословение на рукоположение преподавателя иеродиакона Матфея в сан иеромонаха. «Иеродиакон Матфей состоит преподавателем Церковного устава и Священного Писания Ветхого Завета в Семинарии, а также регентом правого хора. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Пимен поддерживает данное ходатайство Академии». 17 марта последовала резолюция: «Согласен ПА». 29 марта 1964 года в Покровском академическом храме иеродиакон Матфей был рукоположен в сан иеромонаха епископом Варфоломеем (Гайдаровским).

В 1964 году Академия отмечала 150-летие своего пребывания в обители преподобного Сергия, и на престольный праздник Покрова 14 октября 1964 года молодой преподаватель был награжден Патриаршей грамотой . В это время нагрузка отца Матфея была такова: дежурный преподаватель на будних службах в Академическом храме^ в праздничные дни он управлял вторым академическим хором . В Лавре управлял любительским смешанным хором, братским хором. С июля 1961 года управлял народным хором, который пел ежедневные ранние Литургии в Трапезном храме. 1 августа 1963 года он назначен регентом лаврского хора. 22 ноября 1964 года наместник архимандрит Пимен издал распоряжение, в котором говорилось: «В целях улучшения монастырского клиросного пения старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры назначается иеромонах Матфей (Мормыль). Помимо управления братским хором в обязанности о. Матфея входит всестороннее наблюдение за строгостью, благоговейностью и церковностью клиросного пения в Лавре, а также устройство систематических спевок с братией из числа поющих на клиросе». 14 декабря 1964 года на Филаретовском акте иеромонах Матфей прочел доклад «Митрополит Филарет (Дроздов) и Московская Духовная академия» .

24 апреля 1965 года троицкий насельник был награжден наперсным крестом, 18 апреля 1968 года возведен в сан игумена. В 1968 году Русская Церковь праздновала 50-летие восстановления Патриаршего Престола в России. На торжества прибыли Предстоятели автокефальных Церквей. Иерусалимский Венедикт наградил игумена Матфея орденом Святого Креста Иерусалимской Церкви, а Патриарх Алексий I – орденом благоверного князя Владимира III степени. В 1969 году Совет Академии выразил благодарность отцу Матфею «за труды в подготовке и проведении Конференции представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами, проходившей в Троице-Сергиевой Лавре с 1 по 4 июля 1969 года». 25 апреля 1970 года была получена последняя награда от Патриарха Алексия I (†17 апреля 1970) – крест с украшением.

«25 февраля 1970 года исполнилось 100 лет со дня освящения академического храма. 17 февраля после полдника в актовом зале состоялось открытое заседание Совета Академии, посвященное этому юбилею. С докладами выступили игумен Матфей – «О духовном значении храма»...» (Текст см. в Приложении).

В 1971 году на Поместном Соборе Русской Церкви был избран новый Предстоятель Русской Церкви – Патриарх Пимен. Совет Московской Духовной академии на своем заседании от 14 июня выразил отцу Матфею благодарность за «участие в работах по подготовке и проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года». 11 июля 1971 года ректор Академии епископ Дмитровский Филарет возвел его в сан архимандрита в академическом Покровском храме. В Указе от 14 ноября 1971 года архимандрит Матфей был назначен «Определением Его Святейшества... уставщиком и главным регентом Троице-Сергиевой Лавры и одновременно регентом правого хора».

С 1963 по 1974 год отец Матфей преподает в Семинарии Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, Литургику. При этом ведется постоянная работа с хором. М.X. Трофимчук так описывает выступление хора на Филаретовском вечере в Академии в 1967 году: «Объединенный хор Лавры и академии под управлением отца Матфея (Мормыля) исполнил несколько церковных песнопений». Это выступление явилось генеральной репетицией в присутствии Патриарха Алексия перед грамзаписью .

С 1969 по 1974 год он был одновременно преподавателем Регентского класса. В 1972 году был подготовлен сборник «Песнопения осмогласия для мужского хора Обиходного распева» (Загорск, 1972. 50 с.). На обороте титульного листа указаны имена составителей: Архимандрит Матфей (Мормыль), священник Алексий Ширинкин, Матвеев Н.В., Трофимчук М.X. Текст был перефотографирован, отпечатан, фотографии склеены и переплетены. Данный сборник является поныне учебным пособием для студентов Семинарии.

За пожертвованные в библиотеку Академии книги архимандриту Матфею в 1972 году была выражена благодарность: «Совет Московской Духовной академии и семинарии приносит Вам сердечную благодарность за пожертвование в библиотеку нашей Академии». Позднее, в 1974 году ему вместе с игуменом Макарием (Васькиным) и архидиаконом Борисом (Бален-де-Балю) Советом Академии была выражена благодарность «за работу в библиотеке». В 1974-1977 годах архимандрит Матфей был благочинным Лавры. Ко дню святой Пасхи в 1979 году был награжден Патриаршей грамотой. С мая месяца 1983 года и до последних дней архимандрит Матфей являлся членом духовного собора Лавры.

С 1983 года читал лекции по Литургике в Академии (I и II курсы), а также Священное Писание Нового Завета (IV курс). На итоговом совещании педсовета Академии в 1984 году было объявлено о присуждении архимандриту Матфею звания доцента. В декабре 1984 года подал прошение в Совет Академии об утверждении темы магистерской диссертации «Двунадесятые праздники: история и богословие». В этом контексте можно рассматривать тему его доклада на академическом акте в 1984 году: «Эортология и богословие Рождества Христова» (ЖМП. 1985. № 1. С. 71-78; №2. С. 64-66). В 1985 году Московская Духовная академия, история которой восходит к Славяно-греко-латинской академии, праздновала свое 300-летие. Отец Матфей к этому торжеству был удостоен Патриаршей грамоты.

В 1987 г. в Академии в день летней памяти преподобного Сергия прошла конференция, посвященная 350-летию со дня основания Троице-Сергиевой Лавры . Отец Матфей выступил на ней с докладом «Литургические традиции Троице-Сергиевой Лавры», который затем был опубликован в «Богословских трудах» (М., 1989. Сб. 29. С. 195-200). В связи с этим юбилеем Патриарх Пимен наградил отца Матфея орденом преподобного Сергия II степени, а еще ранее – орденом князя Владимира II степени (1976 г.)

В рамках празднования 1000-летия Крещения Руси в Русской Церкви в различных странах прошли научные конференции и праздничные мероприятия. Евангелическая Церковь Германии провела научную конференцию в мае 1987 года в Тутцинге. На конференцию были приглашены различные ученые, «которые благодаря своим историческим, философским и теологическим публикациям пользуются огромной репутацией среди экспертов и членов нашей Церкви», – говорится в присланном архимандриту Матфею в 1986 году письме-приглашении. При этом подчеркивалось, что к таким ученым относится и он.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Святейший Патриарх Пимен своей резолюцией от 31 января утвердил архимандрита Матфея в звании профессора в связи с пятидесятилетием. Сразу после юбилейных торжеств архимандрит Матфей 9 июня 1988 года был удостоен высокой патриаршей награды – правом ношения второго креста, который возложил на него Митрополит Ростовский Владимир.

В январе 1988 года последовала поездка в Израиль для концерта в связи с проведением выставки, посвященной 1000-летию Крещения Руси. Следующая поездка во Святую Землю была в 2000 году в связи с празднованием 2000-летия христианства. Хору под управлением отца Матфея рукоплескали во Франции, Германии. В странах Западной Европы познакомились с лучшими традициями русского церковно-певческого искусства. Приходилось петь и на Патриарших богослужениях в Москве, а также в других городах и епархиях. В 2001 году с 14 по 16 сентября «хор Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии под управлением архимандрита Матфея сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II в его поездке по Тульской епархии» .

В письме Святейшему Патриарху Алексию II от администрации Вологодской области от 06.07.93 говорится: «Позвольте выразить Вам нашу искреннюю признательность за ту духовную радость, которую мы испытали во время посещения Вологодской земли братским хором Троице-Сергиевой Лавры, который по Вашему благословению дал жителям Вологодчины прикоснуться к великому наследию русской духовной музыкальной культуры. Выступления хора оставили в памяти всех, кто имел счастье его слышать, неизгладимые воспоминания о встрече с той частью русской культуры, к которой наш народ был лишен возможности прикоснуться долгое время».

В именинном поздравлении ректор Академии епископ Дмитровский Филарет писал в 1993 году: «Вместе с самыми теплыми благопожеланиями выражаю Вам чувства глубокой признательности и благодарности за Ваш многолетний и преподавательский труд в Московских Духовных Школах и не менее самоотверженный труд главного регента Лавры преподобного Сергия. Ваша педагогическая и регентская деятельность снискала Вам глубокое уважение как среди нашей учащейся молодежи, братии Лавры, так и среди широких кругов церковной общественности Москвы и далеко за ее пределами».

Святейший Патриарх Алексий II в своем письме архимандриту Матфею от 29 июня 2004 года писал: «Сердечно благодарю Вас и возглавляемый Вами хор за участие в праздничном концерте, состоявшемся 11 июня с. г. в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя по случаю празднования Нашего 75-летия и Дня Патриаршей интронизации. Своим мастерством Вы сделали этот вечер праздником духовного единения как церковных, так и светских людей. Концерт произвел на всех присутствовавших неизгладимое впечатление, стал поистине кульминацией юбилейных торжеств». Патриарх Алексий II наградил отца Матфея орденом благоверного князя Даниила Московского III степени (1998 г.) в связи с 60-летием и святителя Макария, Митрополита Московского II степени (2008 г.) в связи с 70-летием. С 2004 года отец Матфей является заслуженным профессором МДА. В последние годы он возглавлял церковно-практическую комиссию в Академии.

В наше время в результате канонизаций Русской Церкви прославлено множество отечественных святых, которым необходимо составлять службы. Для этого решением Синода от 16 октября 1989 года была учреждена Синодальная богослужебная комиссия во главе с митрополитом Харьковским Никодимом, в состав которой был включен архимандрит Матфей. 27 декабря 1995 года она была реорганизована и ее председателем стал епископ Орехово-Зуевский Алексий. Будучи членом Синодальной богослужебной комиссии, архимандрит Матфей принимал активное участие в составлении служб новоканонизованным святым. Требования к составляемым богослужебным текстам многосторонни – необходимость соответствия содержанию жизнеописания святого, стилистика церковнославянского языка, соответствие гимнографического текста особенностям церковного пения. Поэтому, чтобы отшлифовать новосоставленный литургический текст, его порой бывает необходимо пропеть. Во всем этом активно участвовал лаврский регент, уставщик, знаток Церковного устава – архимандрит Матфей.

В конце XIX – начале XX века в Лавре подвизался иеромонах Нафанаил , гармонизации которого исполняются ныне хорами Лавры и Академии. Теперь мы можем сказать, что в конце XX – начале XXI века в Лавре подвизался архимандрит Матфей, который много сделал для создания современного репертуара монастырского пения . В этом отношении плодотворным было его сотрудничество с церковным композитором отцом Сергием Трубачевым († 1995). «Архимандрит Матфей был первым слушателем и рецензентом его сочинений. Для хора о. Матфея были созданы отдельные песнопения из служб Погребения Пресвятой Богородицы, Пассии, Последования Царских часов, Рождества Христова и Утрени Великого Пятка <...> Вместе с о. Матфеем были написаны песнопения к службе в память 1000-летия Крещения Руси» .

В 2007 году произошло объединение нашей Церкви с Зарубежной. На личном уровне у отца Матфея такое объединение произошло значительно раньше. Он давно уже общался с зарубежным духовенством, происходил обмен нотными произведениями, встречи и т.д.

Гроб с телом почившего был установлен в Духовском храме, где братия постоянно читала Святое Евангелие. 18 сентября после братского молебна гроб был перенесен в Успенский собор. Божественную Литургию служили Ректор Академии архиепископ Верейский Евгений, Наместник Лавры архиепископ Феогност, епископ Барнаульский Максим, епископ Брянский Феофилакт, епископ Саратовский Лонгин, епископ Гатчинский Амвросий, епископ Бронницкий Тихон и епископ Серафим. Молились архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, а также братия Лавры и множество духовенства и все учащиеся Московских Духовных школ.

Перед началом отпевания архиепископ Феогност произнес слово. Он подчеркнул, что у старцев есть духовные дети, ученики. Старчество отца Матфея было особенным. Он был верным чадом Церкви Христовой, он был правдив, не лукавил, был искренним, научив многих церковному пению. Мы благодарны Богу за его пример. Не все приехали сегодня в Лавру на отпевание отца Матфея, но во многих епархиях сегодня молятся о упокоении его души. Затем он зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священноархимандрита Троице-Сергиевой Лавры:

«Ваше Высокопреосвященство!

Скорбью отозвалось в моем сердце известие о кончине одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля). Отец Матфей на протяжении многих десятилетий нес послушание в стенах обители преподобного Сергия, не словом, но самим делом являя пример христоподражательного подвига терпения, любви и твердости в вере.

Его труды на ниве сохранения и преумножения сокровищ духовного пения, участие в работе по составлению служб новопрославленным святым нашей Церкви стяжали ему уважение не только среди братии Лавры, но и далеко за пределами монастыря.

Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства. В эпоху гонений на веру и Церковь это было одной из самых действенных форм проповеди православной веры как в нашем Отечестве, так и по всему миру.

Покойный немало сил и времени уделял подготовке будущих пастырей. На протяжении многих лет он щедро делился с воспитанниками семинарии и студентами академии знаниями в области Нового Завета, Церковного устава и церковного пения.

Длительное время он мужественно и стойко боролся со своим недугом, черпая силы в молитве и возлагая упование на милость Божию, памятуя, что "надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим 5, 5).

В этот печальный день возношу сугубые молитвы Владыке жизни и смерти, моля Его, дабы Он даровал верному Своему рабу архимандриту Матфею упокоение от трудов праведных и вселил его душу "на месте злачнем и прохаднем".

Выражаю соболезнование Вам, владыко Феогност, всем насельникам Троице-Сергиевой Лавры и всем, кто лично знал покойного пастыря и ревностного инока.

Вечная память новопреставленному рабу Божию архимандриту Матфею.

+ Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси».

На отпевании архимандрита Матфея пел братский хор, академический, а также женский состав смешанного хора Лавры.


Перед выносом гроба литию совершил архиепископ Евлогий, затем – шествие вокруг Успенского собора. Перед преданием тела земле литию совершил архиепископ Алексий Орехово-Зуевский, затем – епископ Саратовский Лонгин. В конце братский хор исполнил песнопения Пасхи, стихиры русским святым, текст которых составил святитель Афанасий (Сахаров; † 1962; пам. 15 окт.), а отец Матфей положил их на ноты подобна «Доме Еврафов». Погребен почивший отец архимандрит у Духовского храма в Лавре. На табличке на дубовом кресте надпись гласит: «Архимандрит Матфей (Мормыль). 5.03.1938 – 15.09.2009 г.» . Во время последовавшей затем поминальной трапезы зачитывались поступившие в Лавру телеграммы с соболезнованиями. После кончины отца Матфея на радиостанции «Радонеж» прошел ряд передач о нем.


Архимандрит Матфей (Мормыль)

Архимандрит Матфей управлял лаврскими хорами Троице-Сергиевой Лавры более 40 лет. С ним связана целая эпоха в истории русского богослужебного пения. Своими неустанными трудами он преумножил многие таланты, дарованные ему от Господа. Его творческий путь был наполнен большими трудами, начинаниями и свершениями. Начиная с конца 60-х годов XX века он украсил важнейшие церковные торжества песнопениями праздничных концертов, а также записями грампластинок. Не имея специального образования, но горя любовью к Богу, он не только максимально развил свой талант, но и сумел воспитать как первоклассных регентов и певцов студентов, которые впоследствии стали архипастырями и пастырями нашей Церкви. Нотные сборники песнопений, составленные отцом Матфеем, имеются ныне во многих православных храмах и монастырях Русской Церкви, а также и зарубежья.


Могила архимандрита Матфея. Фото 2010 года

Он не только учил петь, но более всего прививал любовь к богослужению, учил жизни во Христе. Несмотря на свою требовательность и подчас суровость по отношению к певчим, отец Матфей любил их отеческой любовью и они отвечали ему тем же. Как необыкновенно звучал хор под его руководством! Только этому хору присуща стилистическая манера, созданная отцом Матфеем. Этот стиль – совершенно особенный; молитвенный дух сразу охватывает всякого человека, слышащего этот хор, поющий поистине едиными усты и единым сердцем. Его личность и творческое наследие несомненно станут предметом тщательного изучения в последующее время.

Вечная память архимандриту Матфею!

Loading...Loading...