Объяснение фразы архимеда дайте мне точку опоры. Точка опоры – знания

Каждый, прочитавший этот заголовок, знает, видимо, и окончание фразы - широко известно смелое заявление величайшего математика и инженера древности Архимеда, его знаменитое "Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю". Если бы это утверждение принадлежало любому другому, оно могло бы вызвать только улыбку современников, но авторитет сиракузского мудреца был так велик, и вера в его возможности настолько безусловна, что слова Архимеда стали крылатой фразой, прошли через тысячелетия. Но что же стоит за знаменитым высказыванием Архимеда, с какими событиями и научными достижениями оно связано? И что конкретно имел в виду Архимед, каким именно приспособлением он считал возможным выполнить свое обещание?

Лебедка с зубчатым редуктором и червячной
передачей по Паппу Александрийскому
(реконструкция Т. Бека).
Первое упоминание об этой фразе есть у известного греческого писателя I века Плутарха в биографии римского полководца Марка Марцелла, осаждавшего Сиракузы. Рассказ Плутарха звучит так: "Архимед, между прочим, писал однажды своему родственнику и другу царю Гиерону, что данной силой можно поднять любую тяжесть. В юношески смелом доверии к силе своего доказательства он сказал, что, если бы у него была другая Земля, он перешел бы на нее и сдвинул с места нашу".

Как мы видим, Плутарх связывает заявление Архимеда с доказательством какого-то научного открытия, суть которого состоит в возможности "данной силой поднять любую тяжесть". Обычно считают, что речь идет здесь об открытии закона рычага, но это мнение не может быть принято. Ведь фраза Архимеда относится не к умению что-то рассчитать, а именно к действию, к созданию, пусть в рамках мысленного эксперимента, какого-то устройства, способного сдвинуть любую массу. Рычаг применяется людьми с незапамятных времен, и не понятно, как он мог стать предметом особой гордости Архимеда. Сомнительно, чтобы речь шла и об открытии закона рычага, потому что закон этот был сформулирован до Архимеда, хотя и не с той строгостью, которую позже придал ему ученый. Правило рычага содержится в сочинении "Механические проблемы", вероятный автор которого, философ Стратон из Лампсака, умер, когда Архимеду было восемь лет.

Но если у Плутарха речь шла не о рычаге и не о законе рычага, то о чем же? Некоторый свет на это проливает продолжение рассказа писателя: "Удивленный Гиерон,- пишет Плутарх,- стал просить Архимеда доказать свои слова и привести в движение какое-либо большое тело малой силой. Архимед приказал посадить на царскую грузовую триеру, с огромным трудом с помощью многих рук вытащенную на берег, большой экипаж, положить на нее обычный груз и, усевшись на некотором расстоянии, без всяких усилий, спокойно двигая рукой конец полиспаста, стал тянуть к себе триеру так тихо и ровно, как будто она плыла по морю". Очень интересны технические подробности, сообщенные Плутархом: назван тип корабля, который Архимед сдвинул-триера, и указан применявшийся для этого механизм - полиспаст. О передвижении Архимедом корабля упоминает и римский писатель III века Атеней. Правда, в его сообщении говорится, что Архимед добился успеха "с помощью изобретенного, им винта".

Античные корабли, достаточно хорошо изучены археологами. Мы знаем, что нагруженная триера весила около 200 тонн. По нормам того времени, которые приводит Герои Александрийский, для перемещения по суше подобного груза требовались усилия 1600 человек. Можно не сомневаться, что выполнение этой работы одним человеком должно было показаться зрителям настоящим чудом, произвести на современников глубокое впечатление и создать ученому громкую славу. Передвижение корабля силой одного человека и стало, вероятно, тем событием, которое закрепило в памяти поколений знаменитую фразу-"Дайте мне точку опоры...".

Теперь нам известно, какую задачу мог решить Архимед с помощью открытия, о котором говорит Плутарх, но какими именно устройствами ученый сдвинул корабль, пока остается неясным. С уверенностью можно утверждать только, что с помощью одного лишь полиспаста он сделать этого не мог (хотя в литературе встречаются и обратные утверждения). Чтобы сдвинуть триеру массой в 200 тонн, нужно приложить к ней усилие порядка 25 тонн. Если мы примем, что Архимед вытягивал последний канат полиспаста даже с силой 25 килограмм, то передаточное отношение системы составит 1: 1000. Полиспаст с такой характеристикой должен представлять собой чудовищное сооружение с двумя тысячами блоков. Потери на трение в подобном механизме будут настолько велики, что нет никакой надежды не только что-нибудь переместить с его помощью, но и просто сдвинуть его с места.

Не мог Архимед сдвинуть корабль и с помощью одного лишь винта, упоминаемого Атенеем,- винтовую передачу с нужным выигрышем в силе при том уровне техники создать было невозможно. Кроме

того, здесь возникает противоречие с рассказом Плутарха- винтовой домкрат и полиспаст несовместимы. Это, пожалуй, все, что можно извлечь из рассказов Плутарха и Атенея.

Для раскрытия загадки исторического изречения требуется какая-то дополнительная "точка опоры" и, к счастью, она имеется. Вот что пишет в своей "Математической библиотеке" ученый ill века Папп Александрийский. "Как определенный груз привести в движение определенной силой" - это то механическое открытие Архимеда, которое заставило его радостно воскликнуть: "Дай мне место, где я мог бы стоять, и я подниму Землю!" Герон Александрийский очень ясно описал это в своей книге... Он описывает, как поднять определенный груз при помощи определенной силы, причем он принимает отношение диаметра зубчатого колеса к диаметру оси с зубьями равным 5:1, допустив, что подлежащий поднятию груз весит 1000 талантов (25 тонн), а движущая сила равна 5 талантам (125 кг). Дальше Папп подробно разъясняет устройство этого механизма, который оказывается ручной лебедкой с четырехступенчатым зубчатым редуктором и червячной передачей.

Поразительным здесь кажется не только почти полное совпадение описания сути "механического открытия" с тем, что сказано у Плутарха, но и приводимый в качестве примера механизм. Характеристики лебедки как раз подходят для перемещения с ее помощью корабля силой одного человека. Ее устройство включает в себя и элементы, названные Плутархом и Атенеем,- на выходе она имеет канатный барабан, который может связываться с полиспастом, на входе у нее винт (термины "червяк" и "винт" в литературе того времени не различаются). Тяговое усилие - 25 тонн, если учесть полиспаст, даже превышает нужное и говорит о прочности машины, передаточное отношение вполне подходящее. Папп называет силу на канатном барабане (1000 талантов) и на зубе o червячного колеса (5 талантов), кроме тоoго, из его описания можно узнать, что червячная передача имела отношение 1:24. То есть общее передаточное отношение редуктора равно 1:4800. Конечно, и эта система передач имеет потери на трение - расчет показывает, что ее коэффи- циент полезного действия составляет около 10%. Но это не так уже плохо. Вращая рукоятку такой лебедки, Архимед мог сдвинуть корабль на 10 сантиметров, то есть на расстояние, заметное для зрителей, за 15-20 минут.

Папп не упоминает, что описанная Героном лебедка применялась для передвижения корабля, не говорит он прямо и о том, что она изобретена Архимедом. Но есть все основания полагать, что в античной технике, не знавшей быстроходных двигателей, лебедки с очень большими передаточными отношениями не могли применяться,- слишком много времени заняло бы перемещение грузов с их помощью. В грузоподъемных машинах той эпохи обходились воротами, полиспастами и комбинациями канатных барабанов разной величины. Если же требовалось быстро поднять большой rpwi в канаты впрягались сотни людей. Таким образом, вероятнее всего описанная Паппом лебедка была сконструирована Архимедом специально для демонстрации своего "механического открытия".

Но что же это было за открытие? Ясно, что Архимед считал его важным, если не пожалел труда на создание машины, не имевшей прототипов, сложной, трудной в изготовлении. Может быть, под открытием подразумевается изобретение какого-либо механизма, входящего в лебедку? Сомнительно. Зубчатые колеса были известны до Архимеда. Честь изобретения червячной передачи, по всей вероятности, действительно принадлежит Архимеду, но сама по себе она не решает задачи, "как определенный груз привести в движение определенной силой". Открытие должно было быть более глубоким, касаться неких общих принципов. И такой для того времени новый принцип, заключенный в механизмах для передвижения корабля, можно указать. Это- последовательное соединение передач.

Архимед открыл, что при последовательном соединении передач их передаточные отношения не складываются (как у полиспастов), а перемножаются и это приводит к ошеломляющим результатам. Если взять зубчатые передачи с отношнием 1:5 (как у Герона) и соединить и*""пс>следова-тельно, то для двух передач "выигрыш" в силе составит 25, для трех -125, для пяти - 3125. Для редуктора с семью передачами отношение будет уже около 400 тысяч, а для двенадцати ступеней превысит миллиард! Такое открытие было способно, видимо, привести ученого в восторг и послужить поводом для восклицания о возможности сдвинуть Землю.

Структура современных грузоподъемных машин часто повторяет принципы устройства лебедки Архимеда, и это вызывает еще большее уважение к великому ученому, который в III веке до нашей эры сумел найти оптимальную комбинацию механизмов и провести опыт, поразивший современников.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Амина

Архимед

287 до н. э. - 212 до н. э.

Древнегреческий математик, механик и инженер из Сиракуз. Отцом его был астроном Фидий, который привил сыну с детства любовь к математике, механике и астрономии. Архимед родился в Сиракузах (о. Сицилия) и жил в этом городе в эпоху 1-й и 2-й Пунических войн. Научную деятельность начал как механик и техник.

Жизнь

В Александрии Египетской - научном и культурном центре того времени - Архимед познакомился со знаменитыми александрийскими учеными: астрономом Кононом, разносторонним учёным Эратосфеном, с которыми потом переписывался до конца жизни. В то время Александрия славилась своей библиотекой, и которой было собрано более 700 тыс. рукописей. По-видимому, именно здесь Архимед познакомился с трудами Демокрита, Евдокса и других замечательных греческих геометров, о которых он упоминал и своих сочинениях.

Архимед вернулся в Сицилию зрелым математиком, однако первые его труды были посвящены механике. Принцип рычага, учение о центре тяжести и закон Архимеда являются важнейшими достижениями Архимеда в области механики. Архимед был не только математиком и механиком, но и одним из крупнейших инженеров и конструкторов своего времени. Машина для поливки полей "Улитка", водоподъемный винт (винт Архимеда), разнообразные военные машины для метания копий и дротиков, для поднятия и потопления кораблей увековечили славу Архимеда, способствовали обрастанию фактов из его жизни вымыслами и легендами.

Архимед был близок к сиракузскому царю Гиерону II. Под руководством Архимеда сиракузяне построили множество машин разного назначения. Во время 2-й Пунической войны Архимед организовал инженерную оборону Сиракуз от римских войск. Когда римляне высадили в Сицилии сухопутное войско, а под стенами Сиракуз появился римский флот под командованием Марцелла, то наступила очередь Архимеда. Предоставим слово греческому историку Плутарху, написавшему биографию Марцелла: "При двойной атаке римлян (с суши и с моря) сиракузцы онемели, пораженные ужасом. Что они могли противостоять таким силам, такой могущественной рати? Архимед пустил в ход свои машины. Сухопутная армия была поражена градом метательных снарядов и громадных камней, бросаемых с великой стремительностью. Ничто не могло противостоять их делу, они все низвергали пред собой и вносили смятение в ряды. Что касается флота - то вдруг с высоты стен бревна опускались, вследствие своего веса и природной скорости, на суда и топили их. Его военные машины заставили римлян отказаться от попыток взять город штурмом и вынудили их перейти к длительной осаде.

Работы

Работы Архимеда показывают, что он был прекрасно знаком с математикой и астрономией своего времени, и поражают глубиной проникновения в существо рассматриваемых Архимедом задач. Ряд работ имеет вид посланий к друзьям и коллегам. Иногда Архимед предварительно сообщал им без доказательств свои открытия, с тонкой иронией добавляя несколько неверных предложений.

Центральной темой математических работ Архимеда являются задачи на нахождение площадей поверхностей и объемов. Решение многих задач этого типа Архимед первоначально нашел, применяя механические соображения, по существу сводящиеся к методу «неделимых», а затем строго доказал методом исчерпывания, который он значительно развил. Рассмотрение Архимедом двусторонних оценок погрешности при проведении интеграционных процессов позволяет считать его предшественником не только И. Ньютона и Г. Лейбница, но и Г. Римана. Архимед вычислил площади эллипса, параболического сегмента, нашел площади поверхности конуса и шара, объемы шара и сферического сегмента, а также различных тел вращения и их сегментов.

Архимед исследовал свойства т. н. архимедовой спирали, дал построение касательной к этой спирали, нашел площадь ее витка. Здесь он выступает как предшественник методов дифференциального исчисления. Архимед рассмотрел также одну задачу изопериметрического типа. В ходе своих исследований он нашел сумму бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем 1/4, что явилось первым примером появления в математике бесконечного ряда. При исследовании одной задачи, сводящейся к кубическому уравнению, Архимед выяснил роль характеристики, которая позже получила название дискриминанта.

Архимеду принадлежит формула для определения площади треугольника через три его стороны (неправильно именуемая формулой Герона). Архимед дал (не вполне исчерпывающую) теорию полуправильных выпуклых многогранников (архимедовы тела). Особое значение имеет «аксиома Архимеда»: из неравных отрезков меньший, будучи повторен достаточное число раз, превзойдет больший. Эта аксиома определяет т. н. архимедовскую упорядоченность, которая играет важную роль в современной математике. Архимед построил счисление, позволяющее записывать и называть весьма большие числа. Он с большой точностью вычислил значение числа?и и указал пределы погрешности.

Механика постоянно находилась в круге интересов Архимеда. В одной из своих первых работ он исследует распределение нагрузок между опорами балки. Архимеду принадлежит определение понятия центра тяжести тела. Применяя, в частности, интеграционные методы, он нашел положение центра тяжести различных фигур и тел. Архимед дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают гордую фразу: «Дай мне, где стать, и я сдвину Землю». Архимед заложил основы гидростатики и сформулировал основные положения этой дисциплины, в том числе знаменитый закон Архимеда. Последняя работа Архимеда посвящена исследованию равновесия плавающих тел. При этом он выделяет устойчивые положения равновесия.

Архимед занимался также астрономией. Он сконструировал прибор для определения видимого (углового) диаметра Солнца и нашел значение этого угла с поразительной точностью. При этом Архимед вводил поправку на размер зрачка. Он первым стал приводить наблюдения к центру Земли. Наконец, Архимед построил небесную сферу – механический прибор, на котором можно было наблюдать движения планет, фазы Луны, солнечные и лунные затмения.

Остановимся на результатах исследований Архимеда в области физики. Основные научные проблемы, выдвинутые развитием техники древнего мира, были в первую очередь проблемами статики. Строительная и военная техника была тесно связана с вопросами равновесия и подводила к выработке понятия центра тяжести. В основе этой техники лежал рычаг и другие простые механизмы. Машины, построенные с использованием этих механизмов, и в первую очередь рычага, помогли человеку "перехитрить" природу. Отсюда и пошло название "механика". Греческое слово "механе" означало орудие, приспособление, осадную или театральную машину, а также уловку, ухищрение.

В течение многих веков механика рассматривалась как наука о простых статических машинах. Ее основой были теория рычага, изложенная Архимедом в сочинении "О равновесии плоских фигур". В этой книге также содержатся определения центров тяжести треугольника, параллелограмма, трапеции, параболического сегмента, трапеции, боковые стороны которой являются дугами парабол. Не подлежит сомнению, что все законы, постулаты и другие результаты, данные в этой книге, получены Архимедом в результате длительного практического опыта, обобщением которого и явилась механика Архимеда.

Винт АрхимедаАрхимед прославился и другими механическими конструкциями. Изобретённый им бесконечный, или архимедов, винт для вычерпывания воды до сих пор применяется в Египте. Архимед построил планетарий или «небесную сферу», при движение которой можно было наблюдать движение пяти планет, восход Солнца и Луны, фазы и затмения Луны, исчезновение обоих тел за линией горизонта.

Рассмотрим теперь знаменитый закон Архимеда, изложенный в его сочинении "О плавающих телах". На тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу жидкости в объеме этого тела. Существует легенда, что Архимед пришел к своему закону, решая задачу: содержит ли золотая корона, заказанная Героном мастеру, посторонние примеси или нет. Однако, вероятно, мотивы работы Архимеда были все же более глубокими. Ведь Сиракузы были портовым и судостроительным городом. Вопросы плавания тел здесь решались ежедневно практически, и поэтому перед Архимедом стояла задача выяснения научной основы этих вопросов. В своей книге он разбирает не только условия плавания тел, но и вопрос об устойчивости равновесия плавающих тел различной геометрической формы. Научный гений Архимеда в этом сочинении, оставшемся, по-видимому, незаконченным, проявился с исключительной силой.

Кроме математики и механики, Архимед занимался оптикой и астрономией. Имеются сведения о том, что Архимедом было написано не дошедшее до нас сочинение по оптике "Катоптрика". Из дошедших до нас отрывков, цитируемых авторами, видно, что Архимед хорошо знал зажигательные свойства вогнутых зеркал, проводил опыты по преломлению света, знал свойства изображений в плоских, выпуклых и вогнутых зеркалах.

О занятиях Архимеда астрономией свидетельствуют рассказы о построенной им астрономической сфере, захваченной Марцеллом как военный трофей, и сочинение "Псаммит", в котором Архимед подсчитывает число песчинок во Вселенной. Сама постановка задачи представляет большой исторический интерес: точное естествознание впервые приступило к подсчетам космического масштаба, пользуясь неудобной системой чисел. Результат, полученный Архимедом, выражается в современных обозначениях числом 10х63. Кроме того, в сочинении Архимеда впервые в истории науки сопоставляются две системы мира: геоцентрическая и гелиоцентрическая (в центре Земля или Солнце). Архимед указывает, что "большинство астрономов называют миром шар, заключающийся между центрами Солнца и Земли".

Архимед сообщает далее, что Аристарх Самосский предполагает мир гораздо большим. "Действительно, он предполагает, что неподвижные звезды и Солнце находятся в покое, а Земля обращается вокруг Солнца по окружности круга, расположенного посередине между Солнцем и неподвижными звездами...". Архимед интерпретирует мысль Аристарха как равенство отношения размеров мира к размерам Земли, отношению радиуса сферы неподвижных звезд к радиусу земной орбиты. Таким образом, Архимед принимает мир, хотя и очень большим, но конечным, что позволяет ему довести свой расчет до конца.

Хочется привести слова Плутарха: "Архимед был настолько горд наукой, что именно о тех своих открытиях, благодаря которым он приобрел славу..., он не оставил ни одного сочинения". Хотя это и не совсем точно, но многих работ Архимеда мы действительно не знаем. Мы не знаем, например, конструкций его боевых машин, нам не известно, как он мог вычислять квадратные корни из больших чисел, и многое другое. "Поэтому нет оснований не верить написанному об Архимеде, что он жил как бы околдованный какою-то домашнею сиреною, постоянной его спутницей, заставляющей его забывать пищу, питье, всякие заботы о своем теле. Иногда, приведенный в баню, он чертил пальцем на золе очага геометрические фигуры, или проводил линии на умащенном маслом своем теле. Автор прекрасных открытий, он просил своих родственников поставить на его могиле цилиндр, включающий в себя конус и шар, и подписать отношение их объемов (3:2:1)", - так характеризовал Архимеда Плутарх. И в память об этом гении древности потомки Архимеда через века пронесут его радостный возглас, боевой клич науки: "Эврика!" - "Я нашел!".

Архимед был замечательным механиком-практиком и теоретиком, но основным делом его жизни была математика. По словам Плутарха, Архимед был просто одержим ею. Он забывал о пище, совершенно не заботился о себе. Его работы относились почти ко всем областям математики того времени: ему принадлежат замечательные исследования по геометрии, арифметике, алгебре. Так, он нашёл все полуправильные многогранники, которые теперь носят его имя, значительно развил учение о конических сечениях, дал геометрический способ решения кубических уравнений вида, корни которых он находил с помощью пересечения параболы и гиперболы. Архимед провёл и полное исследование этих уравнений, то есть нашёл, при каких условиях они будут иметь действительные положительные различные корни и при каких корни будут совпадать.

Остались отрывки работы Архимеда, в которой он развивает математическую теорию популярной в Греции игры (так называемой стомахии), предвосхищая, таким образом, более чем на 2 тыс. лет создание математической теории игр. Но главное его внимание было сосредоточено на трёх типах проблем:

1. Определение площадей криволинейных фигур или соответственно, объёмов тел. Мы уже знаем, как определять площади прямолинейных фигур, площадь круга, объём призмы, пирамиды, цилиндра и конуса. Все это умели делать греки и до Архимеда. Но только он нашёл общий метод, позволяющий найти любую площадь или объём. Трудно переоценить значение этого метода, без которого была бы немыслима ни физика, ни астрономия. Идеи Архимеда легли в основу интегрального исчисления. Сам Архимед определил с помощью своего метода площади и объёмы почти всех тел, которые рассматривались в античной математике. Лучшим своим достижением он считал определение поверхности и объёма шара. Он просил выбить на своей могиле шар, вписанный в цилиндр.
2. Пусть дана некоторая кривая линия. Как определить касательную в любой её точке? Или, если переложить эту проблему на язык физики, пусть нам известен путь некоторого тела в каждый момент времени. Как определить скорость его в любой точке? В школе учат, как проводить касательную к окружности. Древние греки умели, кроме того, находить касательные к эллипсу, гиперболе и параболе. Первый общий метод решения и этой задачи был найден Архимедом. Этот метод впоследствии лёг в основу дифференциального исчисления.
3. В математике, физике и астрономии очень важно уметь находить наибольшие и наименьшие значения изменяющихся величин - их экстремумы. Например, как среди цилиндров, вписанных в шар, найти цилиндр, имеющий наибольший объём? Все такие задачи в настоящее время могут быть решены с помощью дифференциального исчисления. Архимед первым увидел связь этих задач с проблемами определения касательных и показал, как с можно решать задачи на экстремумы. Огромное значение для развития математики имело вычисленное Архимедом отношение длины окружности к диаметру.

Записан

Давайте жить дружно!

Амина

Легенды

Уже при жизни Архимеда вокруг его имени создавались легенды, поводом для которых служили его поразительные изобретения, производившие ошеломляющее действие на современников. Известен рассказ о том как Архимед сумел определить, сделана ли корона царя Гиерона из чистого золота или ювелир подмешал туда значительное количество серебра. Удельный вес золота был известен, но трудность состояла в том, чтобы точно определить объём короны: ведь она имела неправильную форму! Архимед всё время размышлял над этой задачей. Как-то он принимал ванну, и тут ему пришла в голову блестящая идея: погружая корону в воду, можно определить её объём, измерив, объём вытесненной ею воды. Согласно легенде, Архимед выскочил голый на улицу с криком «Эврика!», т. е, «Нашёл!». И действительно в этот момент был открыт основной закон гидростатики.

Другая легенда рассказывает, что построенный Гиероном в подарок египетскому царю Птолемею роскошный корабль «Сирокосия» никак не удавалось спустить на воду. Архимед соорудил систему блоков (полиспаст), с помощью которой он смог проделать эту работу одним движением руки. Этот случай или размышления Архимеда над принципом рычага послужили поводом для его крылатых слов: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

По преданию Архимед сжег вражеские корабли с по­мощью зеркал. Но как ему это удалось - неизвестноСохранилась легенда о том, что Архимед использовал в борьбе с римским флотом вогнутые зеркала, поджигая корабли противника сфокусированными солнечными лучами.

По преданию Архимед сжег вражеские корабли с помощью зеркал. Но как ему это удалось - неизвестно.

Смерть

Инженерный гений Архимеда с особой силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 до н. э.. А ведь в это время ему было уже 75 лет! Построенные Архимедом мощные метательные машины забрасывали римские войска тяжёлыми камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись туда, но в это время лёгкие метательные машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощные краны захватывали железными крюками корабли, приподнимали их кверху, а затем бросали вниз, так что корабли переворачивались и тонули.

Римляне вынуждены были отказаться от мысли взять город штурмом и перешли к осаде. Знаменитый историк древности Полибий писал: «Такова чудесная сила одного человека, одного дарования, умело направленного на какое-либо дело… римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто-либо изъял из среды сиракузян одного старца». Но даже во время осады Архимед не давал покоя римлянам.

Только вследствие измены Сиракузы были взяты римлянами осенью 212 до н. э.. При этом Архимед был убит.

Легенды о смерти:

По первой, в разгар боя он сидел на пороге своего дома, углубленно размышляя над чертежами, сделанными им прямо на дорожном песке. В это время пробегавший мимо римский воин наступил на чертеж, и возмущенный ученый бросился на римлянина с криком:
Не тронь моих чертежей!
Эта фраза стоила Архимеду жизни. Солдат остановился и хладнокровно зарубил старика мечом.

Вторая версия гласит, что полководец римлян Марцелл специально послал воина на поиски Архимеда. Воин разыскал ученого и сказал:
Иди со мной, тебя зовет Марцелл.
Какой еще Марцелл?! Я должен решить задачу!
Разгневанный римлянин выхватил меч и убил Архимеда.

По третьей версии, воин ворвался в дом Архимеда для грабежа, занес меч на хозяина, а тот только и успел крикнуть:
Остановись, подожди хотя бы немного. Я хочу закончить решение задачи, а потом делай что хочешь!

Наконец, четвертая версия такова: Архимед сам отправился к Марцеллу, чтобы отнести ему свои приборы для измерения величины Солнца. По дороге его ноша привлекла внимание римских солдат. Они решили, что ученый несет в ларце золото или драгоценности, и, недолго думая, перерезали ему горло.

Таковы легенды. Однако многие историки полагают, что Архимед был убит не случайно - ведь его ум стоил в те времена целой армии.

После смерти

В отличие от Евклида, Архимеда вспоминали в античности лишь от случая к случаю. Если мы что-то знаем о его работах, то лишь благодаря тому интересу, который питали к ним в Константинополе в 6–9 в. Эвтокий, математик, родившийся в конце 5 в., прокомментировал по крайней мере три работы Архимеда, по-видимому, наиболее известные в то время: О шаре и цилиндре, Об измерении круга и О равновесии плоских фигур. Работы Архимеда и комментарии Эвтокия изучали и преподавали математики Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, архитекторы собора св. Софии, возведенного в Константинополе в правление императора Юстиниана. Реформа преподавания математики, которую проводил в Константинополе в 9 в. Лев Фессалоникийский, по-видимому, способствовала собиранию работ Архимеда. Тогда же он стал известен мусульманским математикам. Теперь мы видим, что арабским авторам недоставало некоторых наиболее важных работ Архимеда, таких как О квадратуре параболы, О спиралях, О коноидах и сфероидах, Исчисление песчинок и О методе. Но в целом арабы овладели методами, изложенными в других работах Архимеда, и нередко блестяще ими пользовались.

Средневековые латиноязычные ученые впервые услышали об Архимеде в 12 в., когда появились два перевода с арабского на латынь его сочинения Об измерении круга. Лучший перевод принадлежал знаменитому переводчику Герарду Кремонскому, и в последующие три столетия он послужил основой многих изложений и расширенных версий. Герарду принадлежал также перевод трактата Слова сынов Моисеевых арабского математика 9 в. Бану Мусы, в котором приводились теоремы из сочинения Архимеда О шаре и цилиндре с доказательством, аналогичным приведенному у Архимеда. В начале 13 в. Иоанн де Тинемюэ перевел сочинение О криволинейных поверхностях, по которому видно, что автор был знаком с другой работой Архимеда – О шаре и цилиндре.

В 1269 доминиканец Вильгельм из Мербеке перевел с древнегреческого весь корпус работ Архимеда, кроме Исчисления песчинок, Метода и небольших сочинений Задача о быках и Стомахион. Для перевода Вильгельм из Мербеке использовал две из трех известных нам византийских рукописей (рукописи А и В). Мы можем проследить историю всех трех. Первая из них (рукопись А), источник всех копий, снятых в эпоху Возрождения, по-видимому, была утрачена примерно в 1544. Вторая рукопись (рукопись В), содержавшая работы Архимеда по механике, в том числе сочинение О плавающих телах, исчезла в 14 в. Копий с нее снято не было. Третья рукопись (рукопись С) не была известна до 1899, а изучать ее стали лишь с 1906. Именно рукопись С стала драгоценной находкой, так как содержала великолепное сочинение О методе, известное ранее лишь по отрывочным фрагментам, и древнегреческий текст О плавающих телах, исчезнувший после утраты в 14 в. рукописи В, которую использовал при переводе на латынь Вильгельм из Мербеке. Этот перевод имел хождение в 14 в. в Париже. Он использовался также Якобом Кремонским, когда в середине 15 в. тот предпринял новый перевод корпуса сочинений Архимеда, входивших в рукопись А (т.е. за исключением сочинения О плавающих телах). Именно этот перевод, несколько поправленный Региомонтаном, был опубликован в 1644 в первом греческом издании трудов Архимеда, хотя некоторые переводы Вильгельма из Мербеке были изданы в 1501 и 1543. После 1544 известность Архимеда начала возрастать, и его методы оказали значительное влияние на таких ученых, как Симон Стевин и Галилей, а тем самым, хотя и косвенно, воздействовали на формирование современной механики.

В IX-XI вв. работы Архимеда переводились на арабский язык, которые с XIII в. появляются в Западной Европе в латинском переводе. С XVI в. начинают выходить печатные издания Архимеда, в XVII–XIX вв. они переводятся на новые языки. Первое издание отдельных трудов Архимеда на русском языке относится к 1823 году. Некоторые работы Архимеда до нас не дошли или известны лишь в отрывках, а его «Послание к Эратосфену» было найдено лишь в 1906. неизвестные работы Архимеда

Недавно были найдены неизвестные ранее труды Архимеда. Американские учёные из Музея искусств имени Уолтерса в Балтиморе обнаружили несколько неизвестных ранее текстов, написанных древнегреческим математиком Архимедом. Уникальные записи были скрыты под картинами, нанесёнными поверх текста.

Специалисты сумели прочесть трактаты Архимеда, не разрушая поверхностный слой. Тексты были написаны на пергаменте из козлиной шкуры в X веке. Тремя веками позднее свитки попали в иерусалимский монастырь. Монахи превратили пергамент в палимпсест - счистили тексты Архимеда, нанесли поверх них греческие православные молитвы, разрезали листы пополам и сделали из них 174-страничную книгу. Поскольку страницы сшивались в произвольном порядке, некоторые фрагменты трудов Архимеда могут быть безвозвратно утеряны.

Неизвестные работы АрхимедаВ XX веке какие-то "умельцы", желая увеличить ценность этой сенсационной находки и продать её подороже, дорисовали золотой краской на пергаменте иллюстрации религиозного содержания. В результате оригинальный текст был почти полностью уничтожен и расшифровать его учёные смогли только с помощью рентген-флюоресцентной аппаратуры, которую обычно применяют геологи и биологи. Пергамент был пропущен через синхротрон (ускоритель электронов), и, благодаря тому, что древний писец использовал чернила с железосодержащим пигментом, текст стал различим. Работа эта была очень кропотливой - на восстановление текста одной страницы уходило около двенадцати часов.

Среди чудом обнаруженных произведений Архимеда - "Метод механических теорем" и "Стомахион", ранее известные лишь по одной копии, а также уникальный трактат "О плавающих телах". В настоящее время специалисты занимаются изучением трудов великого математика и философа.

Идеи Архимеда почти на два тысячелетия опередили своё время. Только в XVII в. учёные смогли продолжить и развить труды великого греческого математика. Только тогда было раскрыто их подлинное значение.

Если прислушиваться к легенде, то эта фраза принадлежит великому древнему математику и инженеру Архимеду. Но откуда же взялась эта фраза и почему она стала столь популярной? А началась вся история с открытия Архимедом такого интересного закона и устройства как рычаг. Сегодня рычаги окружают нас повсюду, это колеса, шестерни, ножницы, да и вся скелетно-мышечная система человека – это система рычагов.

По-сути любой рычаг, это длинна палка, имеющая по центру точку опоры. Если один конец этой палки длиннее, чем другой конец на другой стороне опоры, то при воздействии на рычаг на другом конце образуется большая сила, чем возложенная. Это объясняет, почему ломом так легко можно поднимать плиты, ломать замки и так далее. В теории Архимед предположил, что если бы он мог на что-то опереться в космосе своим рычагом, то мог бы сдвинуть даже Землю, не смотря на ее огромный вес.

Вообще любой рычаг можно сравнить с редуктором, то есть он превращает более длинное но слабое движение в более короткое но сильное. Впоследствии, изучая принцип работы рычага, Архимед начал создавать на его основе все новые, полезные на то время устройства. Одним из таких устройств стала лебедка. В ее основе Архимед использовал зубчатое колесо и червячную передачу. Благодаря такой конструкции можно было поднимать грузы огромной массы с минимальным усилием, причем на любую высоту. Вероятно, именно благодаря этой лебедке Архимед самостоятельно сдвинул корабль массой 200 тонн, на что ранее требовалось 1600 человек.

Если сравнивать принцип работы рычага с другими явлениями, то лучше всего его описывает гидравлика. Например, если взять два разных по диаметру цилиндра с поршнями, налить в них жидкость и подключить шлангом друг к другу, мы получим своего рода рычаг.

Например, если один цилиндр в диаметре будет вдвое меньше другого, то мы сможем удваивать прилагаемую нагрузку. Предположим, что ход поршня в узком цилиндре у нас составляет 1 метр, и мы кладем на него груз весом в 1 кг. При опускании поршня в узком цилиндре жидкость будет переходить в другой цилиндр, и поршень будет двигаться вверх. Так вот, здесь поршень будет двигаться вверх с силой уже в 2 кг. Однако при этом поднять груз на в 2 кг метр не выйдет, так как здесь ход поршня у нас составит 0.5 м, то есть вполовину меньше.

Аналогичным образом рычаг может работать и в обратную сторону. Например, прилагая большую нагрузку но небольшого хода, можно получить более длинный ход, но более легкого груза на другой, длинной стороне рычага.

Уровеньначальный

Точка опоры – знания

Данная работа посвящена афоризму известного математика и механика Архимеда: дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир. Он стал поводом к изучению того, каковы истоки данной фразы и как она интерпретируется в нашем обществе в обычной жизни. Также в статье приводятся рассуждения об аналогии смысла фразы и закона рычага с некоторыми моментами информации, полученной благодаря ииссиидиологическому Знанию.

1. Введение

В жизни бывает так, что человек практически не задумывается над некоторыми словами и фразами, которые довольно часто слышит. А потом вдруг в какой-то момент они начинают его интересовать, и в итоге получается, что за ними скрыт очень глубокий смысл. Это, как правило, становится каким-то очень важным промежуточным этапом в жизни. Так периодически происходит и со мной. Недавно я вспомнила один популярный афоризм: дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир. И я подумала: кому принадлежат эти слова, что он имел в виду, что это за точка опоры, благодаря которой можно перевернуть мир? Да и зачем понадобилось его переворачивать?

Я всегда считала, что эта фраза означает, что человеку необходим какой-то внутренний стержень, то есть что-то, что поможет ему изменить себя и окружающую действительность в интересующем его направлении. И в принципе, если подходить с философской точки зрения, то это так и есть. Однако оказалось, что изначально данная фраза, ставшая афоризмом, касалась классической механики. И произнёс её ещё в III веке до нашей эры Архимед - математик, механик и инженер из древней Греции. Я решила разобраться в том, что же он имел в виду и почему слова, относящиеся к механике, приобрели в нашем обществе философский смысл.

2. Точка опоры - что это?

2.1. Архимед и его крылатое выражение

Нам, живущим в ХХI веке, трудно представить себе III век до нашей эры. Ведь человеческое общество сейчас и тогда отличается своими представлениями о мире. Но во все времена были удивительные люди, которые умудрялись буквально заглядывать в будущее и привносить в свой мир какие-то новшества. Одним из таких людей был Архимед, родившийся в Сиракузах в 287 году до нашей эры. Его отец занимался астрономией, и он передал сыну интерес к познанию. Этот интерес, заложенный в генах, вёл Архимеда по всей жизни. Астрономия, математика, механика изучались им с детства. Но он не останавливался на том, что уже достигнуто, а шёл дальше.

В итоге мы имеем учение о центре тяжести, знаменитый закон Архимеда и принцип рычага, о котором далее и пойдёт речь, так как именно с ним связано вышеупомянутое выражение. Как же оно всё-таки появилось? Легенда гласит, что когда Архимед осознал значение открытого им закона равновесия, объясняющего принцип работы рычага, он воскликнул: «Dos moipu sto, kai tan gan kinaso!». В переводе с древнегреческого это дословно означает «Дай, где стать, и я поверну Землю». Однако потом эта фраза стала звучать в том виде, как мы её привыкли слышать, то есть «дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».

Правда, существует ещё одна версия её появления. Она связана с известным греческим писателем I века Плутархом, который в биографии Марка Марцелла (римского полководца, осаждавшего Сиракузы) писал: «Архимед, между прочим, писал однажды своему родственнику и другу царю Гиерону, что данной силой можно поднять любую тяжесть. В юношески смелом доверии к силе своего доказательства он сказал, что, если бы у него была другая Земля, он перешел бы на нее и сдвинул с места нашу. Удивленный Гиерон стал просить Архимеда доказать свои слова и привести в движение какое-либо большое тело малой силой. Архимед, один из известных философов и математиков, приказал посадить на царскую грузовую триеру, с огромным трудом с помощью многих рук вытащенную на берег, большой экипаж, положить на нее обычный груз и, усевшись на некотором расстоянии, без всяких усилий, спокойно двигая рукой конец полиспаста, стал тянуть к себе триеру так тихо и ровно, как будто она плыла по морю».

Триера - это античный корабль весом в 200 тонн. Учёные подсчитали, что для того, чтобы сдвинуть его с места на суше, нужны усилия 1600 человек. Однако Архимед сделал это один с помощью конструкции, называемой полиспаст - системы блоков или рычагов. Конечно, для тех времён это было подобно настоящему чуду. Поэтому, возможно, что фраза и родилась после такого удачного эксперимента. Но, как бы там ни было, а важно то, что в любом случае для каких-то сильных изменений нужна некая точка опоры. И не только она. Это прекрасно описывает закон равновесия, открытый Архимедом. К тому же, этот закон очень хорошо можно применять в жизни человека, что и стало причиной появления философского смысла у фразы знаменитого античного механика и математика. Но прежде чем перейти к рассмотрению общечеловеческого момента, давайте немного познакомимся непосредственно с принципом рычага.

2.2. Принцип рычага и закон равновесия

Что в механике понимают под рычагом? Это «простейшее механическое устройство, представляющее собой твёрдое тело (перекладину), вращающееся вокруг точки опоры» . У рычага существуют плечи - это стороны перекладины, расположенные по бокам от точки опоры. Используют рычаг для того, чтобы получить большее усилие на коротком плече при помощи меньшего усилия на длинном плече. Также с помощью рычага можно получить большее перемещение на длинном плече. Достигается это путем меньшего перемещения на коротком плече. Теоретически возможно развить любое усилие, если плечо рычага сделать достаточно длинным.

Рис. 1. Рычаг для получения большего усилия на коротком конце.

Фактически в жизни рычаг использовался людьми ещё до Архимеда. Простым примером этому может быть обычная лопата. Правда, люди не знали, что это рычаг и не задумывались над его принципом работы. Заслуга Архимеда именно в том, что он сумел выразить принцип рычага в математической форме. И это дало возможность осознанно применять его в других уже более сложных конструкциях. Архимед связал воедино три понятия - сила, груз и плечо. В итоге он сформулировал закон равновесия: «Усилие, умноженное на плечо приложения силы, равно нагрузке, умноженной на плечо приложения нагрузки, где плечо приложения силы - это расстояние от точки приложения силы до опоры, а плечо приложения нагрузки - это расстояние от точки приложения нагрузки до опоры». Схема рычага в равновесии изображена на рисунке 2.


Рис. 2. Схема рычага. В равновесии F 1 D 1 = F 2 D 2

Здесь F - это сила, действующая со стороны груза, а D - это длина плеча. Теперь представим, что нам нужно переместить рычаг на расстояние h 1 , то есть сдвинуть с места короткий рычаг, на котором находится больший груз. Для этого необходимо совершить работу А 1 , которая равна произведению F 1 и h 1 . Но этого же перемещения можно достичь, выполнив работу А 2 . По аналогии она равна произведению F 2 и h 2 . При этом усилие прикладывается гораздо меньшее за счёт большей длины плеча D 2 . Для рычагов введена характеристика i, которая называется передаточным отношением. Она показывает механический эффект, который можно получить за счет рычага, то есть соотношение нагрузки и приложенной силы.

Для развития такой научной дисциплины как механика принцип рычага, сформулированный Архимедом, сыграл большую роль. Его использовали в своих работах знаменитые учёные Леонард Эйлер и Жозеф Луи Лагранж . Что же касается крылатой фразы Архимеда, то она стала жить своей жизнью и многие даже сейчас не подозревают, с чем она связана. Но она действительно теперь имеет широкий философский смысл, в котором мы и попробуем разобраться.


Рис. 3. Архимед, переворачивающий землю с помощью рычага - гравюра из «Журнала механики» (Лондон, 1842 год).

2.3. Философский смысл фразы

Итак, напоминаю афоризм, которому посвящена данная работа: дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир. Поскольку считается, что он связан с открытием принципа рычага, то возникло такое выражение - «Архимедов рычаг», которое стало употребляться в значении «двигательная сила». Им стали пользоваться многие поэты и писатели. Так М.Ю. Лермонтов в произведении «Герой нашего времени» писал: «О самолюбие! Ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар…». Также в качестве движущей силы признавал самолюбие и И.С. Тургенев. В его романе «Рудин» главный герой пытался доказать, что без самолюбия человек ничтожен, что «самолюбие — Архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть». А М. Горький рычагом Архимеда называл науку естествознания. В своём письме к К.А. Тимирязеву он писал: «… наука естествознания — тот рычаг Архимеда, который единственно способен повернуть весь мир лицом к солнцу разума».

То есть что бы ни называли Архимедовым рычагом, это всегда является самым действенным средством для достижения какой-то цели, выполнения какой-то поставленной задачи. Причём цель может быть не только материальной. Например, культивирование в себе какого-то качества тоже является задачей для человека, но материальной её сложно назвать. Что же должно быть точкой опоры, при наличии которой цель может быть достигнута? И существует ли некая универсальная точка опоры для всех случаев жизни?

Согласно закона рычага Архимеда, даже глобальной цели можно достичь малыми усилиями, но при этом должно быть большое плечо. Что может быть этим большим плечом? Иногда им выступает определенное количество людей, которые нужны для выполнения какой-то работы. И тогда движущей силой здесь является человек, умеющий всех идейно вдохновить и организовать. То есть его малыми усилиями приводится в действие большой коллектив, и благодаря этому выполняется определенная задача, которую этот человек один выполнить бы не смог.

Как ещё интерпретируется в нашем обществе крылатая фраза Архимеда? В некоторых случаях говорится о том, что каждый должен найти внутри себя только свою точку опоры и тогда он может изменить собственный мир. То есть не нужно пользоваться точкой опоры другого человека. Необходимо всегда вырабатывать свои позиции по всем вопросам. Тем более не нужно, чтобы точкой опоры был какой-то конкретный человек. А так бывает, когда идёт зацикливание на личности. Это может быть влюблённость или слепая любовь к детям. Если же по каким-то причинам эта личность исчезает из мира человека, то он теряет свою точку опоры.

Для того чтобы иметь возможность менять окружающую действительность, нужно всегда надеяться только на себя. В противном случае может произойти, как в одной притче…

Притча «Точка опоры»

Воробей сидел на деревянной ограде, а курица важно прохаживалась внизу.
- Послушай, тебе не надоело все ходить и клевать? - спросил воробей. - Ведь при такой жизни ты уже и летать-то разучилась!
- Неправда! - обиделась курица. И изо всех сил замахав крыльями, она тоже взгромоздилась на ограду.
- А тебе не надоело все летать и прыгать? - спросила курица. - Живи со мной в курятнике. Хозяйка будет подсыпать зерно в кормушку, а ты клюй себе, не зная забот.
Тут подул сильный ветер. Курица изо всех сил пыталась удержаться за ограду, но все-таки слетела вниз. А воробей расправил крылышки и воспарил вверх. Сделав круг, он снова сел на ограду.
- Ты большая и сильная, но надеешься в жизни только на кормушку, - сказал воробей. - Вот и в полете ты хотела опереться на деревянную ограду. А я опираюсь только на свои крылья и в жизни сам себе опора…
И воробей полетел дальше.

Можно приводить ещё множество примеров тому, что же в каждом случае считать точкой опоры. И всё это будет справедливо с той или иной точки зрения. Но дальше предлагаю посмотреть на смысл фразы Архимеда с точки зрения Ииссиидиологии. Это новое знание о Мироздании и человеке, которое я изучаю уже с 2007 года. Хотя слово «уже» в данном случае не очень подходяще. Я бы сказала «всего лишь», потому что это знание очень многогранно, постоянно развивается и углубляет понятия даже об одних и тех же моментах. Конкретно об этом афоризме автор Ииссиидиологии не писал, поэтому далее - мои субъективные размышления на этот счёт, но они основываются на информации, полученной из Ииссиидиологии.

2.4. Принцип рычага с точки зрения Ииссиидиологии

Вспомним картинку, с помощью которой описывается принцип рычага.

Для того чтобы разобраться в ней с точки зрения Ииссиидиологии, необходимо немного познакомиться с некоторыми базовыми понятиями этого знания. Первое понятие - это многомирие. В данном знании говорится о том, что мир, в котором мы себя осознаём, не монолитный и однородный, а меняется каждое мгновение. К тому же, он не единственный. Существует огромное количество миров, в которых имеются различные варианты событий . Соответственно и нас самих, то есть наших различных личностных интерпретаций, также очень много. Чем они отличаются между собой? Качественностью конфигураций Самосознания.

Это уже следующее понятие - конфигурация Самосознания. Фактически это набор различных качеств, присущих данной личностной интерпретации или, говоря словами Ииссиидиологии, определенное количество и качество энергоинформационных взаимосвязей. Чем больше это количество, тем более развитой считается данная личность. Правда, здесь обязательно нужно учитывать качество этих взаимосвязей. Однако мы не будем углубляться в вопрос о том, как определяется это качество, потому что это тема для отдельной статьи. Примем просто как аксиому то, что существуют личностные интерпретации одного и того же человека, отличающиеся качеством конфигураций.

Теперь подумаем - что разделяет один мир от другого, одну личностную интерпретацию от другой? В Ииссиидиологии это называется диссонационным расстоянием. То есть это качественная разница в состояниях Энерго-Информации. Существует она и между нашими личностными интерпретациями, проявленными в разных мирах. Можно привести множество примеров на эту тему. Самый простой - это наше детство и период взросления. С получением новых знаний и жизненного опыта каждый из нас менялся, становился другим. Соответственно нашим мыслям и поступкам изменялась и наша жизнь.

Так происходит всегда - каждое мгновение. Мы не можем одновременно осознать себя тем, кто мы сейчас и теми, кем можем быть даже в следующую секунду. Должно пройти некое время, наполненное разными событиями. То есть мы должны накопить какой-то эволюционный опыт для того, чтобы попасть в себя, проявленных в других мирах. Этот опыт можно получать годами, а можно приложить некое усилие, благодаря которому мы сможем быстрее достичь поставленной цели.

Какое же усилие лучше прилагать? Разобраться в этом нам может помочь принцип рычага, вернее, аналогия с ним. Представим, что нам нужно достичь какой-то цели, то есть преодолеть некое диссонационное расстояние. Это можно сделать разными путями. Суть заключается в том, сколько на это понадобится времени. В Ииссиидиологии это отражается в понятии «временная петля». Оно показывает, что человеку для достижения цели необходимо приобрести опыт (наработать определённые качества, присущие той конфигурации, которая проявлена в мире, где эта цель уже достигнута), на что потребуется какое-то время.

А теперь вернёмся к нашему рисунку. Из закона равновесия, описывающего принцип рычага, получается, что цель может быть одинаково достигнута в двух вариантах. Первый - это приложение большого усилия, при котором «временная петля» будет меньше. Второй - приложение меньших усилий, при котором «временная петля» окажется больше. То есть «временную петлю» можно сравнить с длиной плеча - расстоянием от точки опоры (треугольника) до точки приложения усилия (центра квадратов на перекладине).

Если подумать о нашей жизни, так всё и происходит на самом деле. Представим себе, что у человека есть цель - найти хорошую работу. Если он будет прикладывать к её достижению много усилий (читать объявления, ходить на собеседования, оставлять резюме в интернете на соответствующих сайтах и т.п.), причём сможет проявить при этом такие качества, как настойчивость, мудрость, осознанность, эффективность, целеустремлённость, то быстрее осознает себя в том мире, где такая работа у него уже есть. Если же это желание слабое и практически не подпитывается конкретными выборами, то ждать появления такой работы можно долго. А можно и вообще не попасть туда, где данная цель достигается. Конечно, этот пример не универсальный, но так бывает довольно часто.

Что отделяет ту личностную интерпретацию, которая только поставила перед собой такую цель, от той, которая её уже достигла? Некое диссонационное расстояние - разница в конфигурациях Самосознания данной личности и недостающий опыт, на получение которого нужно то или иное время. Поэтому очень важным моментом является наработка определенных качеств, которые присущи интерпретации, уже достигшей цели. И это происходит в процессе инерционного преодоления всех тензоров, существующих между этими интерпретациями.

Обращаю ваше внимание на то, что понятие «тензор» в Ииссиидиологии отличается от значения этого слова в математике. Вообще само слово тензор произошло от латинского tensus, что означает «напряженный». Поэтому в Ииссиидиологии тензором считается «определённая степень дисгармоничности (качественной несбалансированности) Конфигураций Форм Самосознания» . Если между какими-то Формами Самосознаний, людьми или отдельными личностными интерпретациями есть дисгармония, она и вызывает напряженность. Чаще всего это выражается в каком-то непонимании, когда у людей существуют разные представления о чём-то, и никто не хочет уступать друг другу.

Таким образом, принцип рычага проявляется буквально во всей нашей жизни. И как раньше люди пользовались рычагами, не задумываясь о принципах их устройства, так и мы идём по жизни, чаще всего не думая, как осознанно двигаться к тому, чего мы хотим. И в плане достижения целей у меня возникла ещё одна аналогия с фразой Архимеда.

По его словам, чтобы перевернуть мир, нужна точка опоры. Я уже ставила в данной статье такой вопрос: что может быть этой точкой опоры и может ли она быть универсальной, то есть применяться в любых случаях? Благодаря Ииссиидиологии я смогла для себя ответить на этот вопрос. Для меня сейчас точка опоры во всём - это знания о том, как устроено Мироздание, кто такой человек и какое место он занимает в общей космической структуре. Когда они у меня появились, я стала лучше понимать других людей и вообще всё, что происходит в мире, в себе самой. А это значит, что в моём сознании нарабатываются новые взаимосвязи, что способствует уменьшению количества тензоров. В свою очередь это влияет на скорость достижения поставленных перед собой целей.

То есть длина плеча в данном случае - это количество и качество полученных знаний. Конечно, если они не являются «мёртвым грузом», а применяются человеком в жизни. А эффективно применять их он сможет, если степень осознанности будет на достаточно высоком уровне, то есть человек уже может оперировать более высокими уровнями своего Самосознания. Чем больше знаний, чем они достовернее, тем быстрее можно достигнуть цели, то есть сдвинуть с места больший груз малыми усилиями. В принципе любые знания для человечества являются движущей силой. Ведь трудно даже представить себе наш мир без математики, физики, биологии и других дисциплин, информация из которых постоянно применяется в разных областях нашей жизни. Благодаря этому происходит технический прогресс, развивается человек. Но Ииссиидиология для меня стала именно универсальной точкой опоры, объясняющей даже то, о чём пока молчит наша фундаментальная наука.

А ещё давайте посмотрим на закон рычага не в плане подъёма тяжестей более эффективным способом, а в момент, когда тяжести уже уравновешены между собой. Если вернуться к рисунку, то мы увидим, что есть некая точка, позволяющая уравновесить «плечи» и силы. Значит, её главная характеристика - точка равновесия. Это то «волшебное место», из которого становится видно, что существует бесчисленное множество способов «поднять груз», - и на длинном «плече», и на коротком, и на среднем. Точка равновесия позволяет гармонизировать все силы и все «плечи» и эта точка является той Целью, к которой ведёт каждая «временная петля». В этой точке все «временные петли» сходятся вместе, образуя тех Нас, о которых мы так мечтаем и к которым так стремимся. Эти самые Мы обладают всем Опытом, который им удалось получить, блуждая в зиллионах временных потоков и совершая зиллиарды неправильных выборов. Правда, на ошибках учатся, и они делают нас сильнее и мудрее. Но можно их совершать гораздо меньше, если обладаешь знаниями. Таким образом мы приходим к выводу, что точка равновесия (точка опоры) - это те Мы, которые уже на собственном Опыте освоили Знание и подвели Итог своим жизненным скитаниям.

3. Заключение

В этой статье я попыталась совместить, казалось бы, несовместимые моменты, то есть посмотреть на фразу, относящуюся к классической механике, с другой точки зрения. Причем не только философской. К этому меня побудили рассуждения на основе изучения нового знания - Ииссиидиологии.

Фраза, о которой шла речь, звучит так: дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир. Она принадлежит Архимеду и связана с законом рычага, который он сформулировал. Его содержание выражается в том, что «соизмеримые величины уравновешиваются на длинах, которые будут обратно пропорциональны тяжестям». Отсюда вытекает, что малой силой можно сдвинуть большую величину.

В философском смысле Архимедовым рычагом стали считать любую движущую силу, побуждающую человека что-то менять в своей жизни. Я провела на основе знаний Ииссиидиологии аналогию, заключающуюся в том, что любой цели можно достигнуть быстрее, если приложить к этому бо льшие усилия. Причём в данном случае слово «бо льшие» нельзя воспринимать только в плане количественной характеристики. Важным моментом является качество прилагаемых усилий. То есть посредством данных усилий можно уменьшить «временную петлю» и таким образом быстрее преодолеть диссонационное расстояние, отделяющее от мира, в котором поставленная цель уже достигнута.

Но более значимым для меня выводом явилось то, что при наличии большого количества знаний соответствующего качества (длинное плечо) можно даже путем приложения небольшого усилия достигнуть цели (сдвинуть большую величину). Если же качественная информация о законах Мироздания отсутствует, можно потратить миллионы лет на достижение серьёзных целей. А вот при получении высококачественной информации и применении её в жизни цель становится реально достижимой в короткие сроки.

И ещё нельзя забывать об уравновешенности, внутренней гармонии. Как достигается такое состояние? Путём понимания себя и окружающей действительности, что способствует быстрому нивелированию возникающих тензоров. Но что даёт такое понимание? Универсальные представления о Мироздании, которые и предлагает такое знание как Ииссиидиология. На основании всех рассуждений я пришла к окончательному выводу о том, что точкой опоры являются знания.

Просмотров: 3957

Прав ли Архимед, сказав:

"Дайте мне рычаг и точку опоры, и я переверну Землю".

1. Преамбула к данному вопросу.

Скажу сразу, что философия есть система различных точек зрения, поэтому мне не хотелось бы скрещивать шпаги с разными точками зрения, но не говорить о них вообще нельзя. Поэтому кратко. Приступая к своей "Немецкой идеологии" Карл Маркс говорит: "Люди до сих пор всегда создавали себе ложные представления о самих себе, о том, что они есть или чем они должны быть". С Канта занималась утренняя заря философии новейшего времени. Но не только в философии, а и в науке (системе знаний) Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности , (которую в своей физике опровергаю, не ссылаясь на эту концепцию) до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделала попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, и о естественном происхождении человеческих рас.
При этом философия Канта не свободна от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере, хотя и первым пробил брешь в метафизике. Он указал, но не развил значение противоположных сил в процессах природы, ввел идею развития в познании природы.
Гегель на объективно-идеалистической основе развил теорию о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в материалистических течениях того времени, но Гегель оставался ярым идеалистом.
Термин "диалектика" (греческий термин: "веду беседу, рассуждаю ", то есть греческое любомудрие) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию термина "диалектика" предшествовала долгая история, и само понятие этого термина. Это новое понятие возникло в ходе переработки, и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное свойство.
Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях диалектика вскрывает движущую силу, (но, к сожалению, не вскрывает вращающую пару сил) как источник всякого развития. Ведь именно в них содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития . Развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерыв, постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов или словами Энгельса: "... при дальнейшем развитии философии, идеализм также оказался несостоятельным и отрицается современным материализмом. Отрицание отрицания - не представляет собой простого воскрешения старого материализма, но к прочным основам последнего присоединяет еще все идейное содержание двух тысячелетнего развития философии и естествознания, равно как и самой этой двух тысячелетней истории. Вообще он уже не является философией, а просто мировоззрением, которое ищет доказательств и проявляется не в особой науке наук, а в самих реальных науках". 1 Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким, то есть к более тонкому мышлению.

Меня обвиняют в том, что я ищу каждому научному термину дословный прямой перевод с греческого, латинского или древнееврейского языка (с языка его возникновения) и его прямое толкование. Это действительно так. И делаю это осмысленно, для того чтобы "увидать лес за деревьями". Мне даже сказали, что лошадиную силу я буду понимать, как силу лошади. Но, что поделаешь, если исторически это так. Мощь силы сначала приравнивали к силе лошади, так как в то время был только гужевой транспорт, а например термин масса тогда отсутствовал. Массу в Англии называли "глыба", а на континенте - вес. Потом, когда появились метрические единицы измерения: кг, м, сек, то силу стали измерять в (кг м/сек.), то есть произведение массы на скорость, что согласно Ньютону - количество движений, то есть сила, а мощь этой силы ещё и деленная на единицу времени. При этом был, сделан перевод этого параметра в лошадиные силы: 1кг м/сек, равен 75л.с. Термин "Материя" (латинское слово materia), вещество; субстрат, субстанция. Содержание (в отличие от формы) в латинском философском языке этот термин введен Цицероном как перевод греческого языка hyle. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17 - 18 вв. Материя - центральная категория диалектического материализма. Следовательно, от понятия этого термина произошло течение - материализм.
Исторически, изменялись точки зрения, изменялась философия, а наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения, следовательно, при самых обыкновенных условиях она растет в геометрической прогрессии, так же как и различные точки зрения - философия. Все определения имеют, с научной точки зрения, ничтожное значение, но как говорил Энгельс, практически подобные определения очень удобны, а иногда даже необходимы ; повредить они не могут, если только не забывать присущих им недостатков. И тут он был не прав, потому что язык, который опирается на правильное и точное определение несет правильную и точно выраженную мысль. В этом случае высказанная мысль не будет ложь.
Оставляя место для религии, разделю понятие термина "тело ": на естественное и астральное тело, то есть сверхъестественное тело. Следовательно, материалистам - материальное тело, а идеалистам - религии сверхъестественное тело, то есть, как говорили в Риме: "богу богово, а кесарю кесарево". 2


Из диалектики Гегеля оставляю два тезиса:- тезис об осознании противоречия определений, которые вместе с тем составляют некое единство борьбу - дополнение мое); и - тезис об описании противоречий как внутренний источник развития, описываемый в виде триады .
Это значит, что в христианской религии остается святая троица или триада: "бог отец, бог сын и бог дух святой".
Тезис: Отрицание отрицания убрал из диалектики Энгельс, как было сказано выше, а мною убран тезис: О тождестве противоположностей. (Читай очерк "Диалектика природы - диалектика мышления). При этом естественное тело разделено: на природное, а применяя греческий термин - физическое тело; и на искусственное тело. Дано однозначное определение следующим терминам: материя и вещество . Если природное тело дробить (делить) на все более мелкие части, приближаясь к размерам вновь полученного нового тела, которое очень близко по своим размерам к нулю и далее не делимое. Эту минимальную частицу материи определил как "первозданная частица материи ". При этом, руководствуясь законом о постоянстве энергии, энергия взятого природного тела перераспределилась пропорционально их новым массам.
Понятие терминов: энергия, движение и температура есть качественные категории вещества или материи, которые как триада качества находится в их количественном носителе, выраженном термином масса или вес. На протяжении изложения физики мною постоянно даются определения понятий употребляемых терминов. Ф. Энгельс говорил, что если у общества появляется техническая потребность, то эта потребность продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов. При этом к сказанному им следует добавить, что и одновременно уводит науку в новые фантазии, опираясь на принятые догматы. Например, техническая потребность в компьютеризации на базе электроники, выдвинула новую фантазию "квантовую механику", которая уже вызывает противоречивые споры. Например, называя минимальную частицу материи термином "квант" и минимальное количество энергии этим же термином, возникают противоречия. Не может быть в одном и том же минимальном носителе - "квант", минимальное количество энергии, потому что оно в данном случае будет максимальное. Не буду повторяться содержанием физики, но когда закончил прямолинейное движение, то приступил к криволинейному движению, а это движение по определению - сложное и состоит из прямолинейного движения и переносного поворота. Чтобы как-то понять смысл переносного поворота, мне пришлось разъяснить, как энергия перераспределяется в физическом теле на примере рычага и колеса. Золотое правило механики, которое исчезло из математической физики во второй половине 20-го столетия, несмотря на то, что все машиностроение построено именно на этом правиле. Мне пришлось убрать прижившийся веками в науке термин "момент" и оставить только его реальное значение, как мгновение длительности какого-нибудь процесса. В науке каждая новая точка зрения влечёт за собой революцию в её технических терминах, поэтому предвижу огромное сопротивление общества.

2. Ответ на вопрос.

Человек придумал колесо, а "Архимед придумал рычаг (точнее заимствовал его у более ранней цивилизации в Средиземноморье", хотя бы потому, что пирамиды, которые строили народы Ханаана, в разных уголках планеты, строить без применения рычага - невозможно).
В основе действия колеса и рычага лежит один и тот же принцип - принцип преобразования "движущей кинетической энергии", которая находится в единстве с поступательным движением, в энергию переносного вращения, которой мы присвоили термин "момент силы ". Сам термин "момент силы" возник давно и прочно вошел в технику и в математическую физику как гипотетический термин.
Момент на латыни momentum. Этимон этого слова movere обозначает двигать.
Прикладывая движущую мощь силы в единстве со скоростью к рычагу, перпендикулярно его оси поворота, рычаг поворачивается относительно точки опоры. Следовательно, приложенная движущая кинетическая энергия переходит в энергию поворота или вращения. Этот вывод основан на наших, чисто Земных, представлениях и понятиях. При этом, мы не будем рассматривать рычаг, с точки зрения передачи энергии от одного плеча рычага на другое его плечо. Эта передача энергии через ее преобразование в энергию переносного вращения в единстве с этим вращением и обратно, выражает золотое правило механики.
Термин "плечо" введенный умозрительными учеными как "плечо силы" выражает абстрактное математическое понятие как "кратчайшее расстояние от данной точки (центра, или оси поворота) до линии действия силы" - силы как стрелки.
Но речь не об этом. Если мы, хотя бы мысленно вернёмся во время жизни Архимеда, то мы бесспорно должны с ним согласиться. Почему? Потому что в то время люди были уверены, что Земля плоская и неподвижная, а под любое неподвижное тело можно подложить рычаг. Шли годы люди приобретали знание с опытом и практикой, но прошлые неверные знания не только оставались, но и совершенствовались поддерживаемые определенными кругами. Поэтому термин момент силы прочно вошел в технику и в математическую физику как гипотетический термин.
Люди убедились, что Земля круглая и имеет суточное абсолютное вращение. Попробуйте подложить рычаг под какое-нибудь движущееся тело, я уже не говорю и одновременно вращающееся. Например, под пулю, выпущенную из нарезного ствола. Пуля летит, то есть движется поступательно, и одновременно вращается. Ось вращения пули направлена по траектории её поступательного движения, и поэтому параллельна самой себе, но пуля это несвободное физическое тело. Согласно исправленному мною первому закону Ньютона, если бы на пулю не действовали посторонние силы (сила сопротивления воздушной среды и сила притяжения Земли), то эта пуля двигалась равномерно и прямолинейно. Движущая сила пули, которая была к ней приложена от действия пороховых газов перераспределилась в пуле согласно закону о постоянстве энергии, на энергию поступательного движения и энергию вращения. От действия силы притяжения Земли, пуля летит по криволинейной траектории, которая называется баллистической кривой. Ось вращения движущейся поступательно пули направлена по траектории её движения, поэтому не является той прямой, которая связана с пулей и движется параллельно самой себе. Эта ось будет поворачиваться по траектории своего движения. Аналогично тому как поворачивается Земля, обращающаяся вокруг Солнца.
Если мы будем рассматривать поступательное движение Земли и её одновременное абсолютное вращение (суточное вращение), то это ось этого абсолютного вращения будет являться той прямой, которая по определению связана с физическим телом и перемещается параллельно самой себе. Но вернёмся к Архимеду. Предположим, что Земля действительно плоская и не подвижная. Мы нашли рычаг и точку опоры, чтобы Архимед смог подложить под плоскую и не подвижную Землю. Сможет ли Архимед выполнить свое обещание? Безусловно, нет . И вот почему. Произведите простой расчет. Какое требуется соотношение плеч рычага, чтобы человеческую мощь силы даже самую большую приложить к одному плечу рычага, чтобы создать требуемую мощь силы на другом плече. В параграфе 14 моей физики установлено, что произведение массы на количество ускорения (эквивалент мощности) есть мощь силы , которой обладает физическое движущееся тело, или другими словами: количество движений , которым обладает физическое тело в каждую единицу времени . При этом количество ускорения выражает эквивалент мощности кинетической энергии физического тела пропорционально его массе и выражает природное (физическое) единство меры количества и качества. Очевидно, что расстояние , проходимое концами плеч рычага увеличивается обратно пропорционально уменьшению приложенной мощи силы . Следовательно, величина приложенной мощи силы уменьшается эквивалентно величине ускорения и обратно пропорционально длительности приложенной мощи, то есть проигрываешь в пути, выигрываешь в мощи приложения силы и наоборот выигрываешь в пути, проигрываешь в мощи приложенной силы. Это и есть золотое правило механики .
А теперь скажите, какую требуется приложить мощь силы к плечу этого рычага без мощи сопротивления Земли, чтобы привести рычаг в движение. Мысленно можно сделать все, но реально надо оценить величины масс, жесткость и прочность рычага, чтобы он не прогнулся и не сломался в основании его опоры.
Если Вам когда-нибудь приходилось передвигать тяжелые предметы (грузы), установленные на катках с помощью рычага, то Вы меня поймете. Так, что при всем моем уважении к Архимеду, он в любом случае не прав . Это его заявление, есть обещание математика - Буратино, а трезво мыслящий человек, который оценивает количество и качество, такого не скажет.
Здесь уместно привести высказывание Ф. Энгельса: "Точно так, как и метафизическое миросозерцание, вполне верное и необходимое в известных, более или менее широких областях, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми оно становится односторонним, ограниченным, абстрактным. Запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за предметами оно не видит их взаимной связи, за их бытием не видит их возникновения и исчезновения, за их покоем не видит их движения, за деревьями не видит леса." 1

Loading...Loading...