Панихида в родительскую субботу что нужно. Поминальные субботы и постовые записки — в Великий пост молимся за усопших

В православной вере есть специальные дни, когда необходимо вспомнить об умерших родственниках. В эти дни в церкви обязательно проходит богослужение, на которое могут прийти люди, чтобы помолиться за своих близких. Вечером устраивают поминальные трапезы, соблюдая православные традиции.

Что такое родительская суббота в православии?

Две основных Вселенских субботы, когда принято поминать всех христиан, которые были крещенными: Мясопустная и Троицкая. Они обязательно сопровождаются проведением важных богослужений – вселенские или всеобщие панихиды. Есть и другие шесть родительских суббот: Радоница, Димитриевская, Поминовение усопших воинов и 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста. Чтобы понять, что значит Мясопустная родительская суббота, следует сказать, что в этот день под запретом находится мясо, а родительской она названа из-за необходимости поминать близких родственников, в перечне которых родители находятся на первом месте.

По православным правилам в эти дни разрешено молиться за людей, которые умерли своей смертью, были убиты и даже пропали без вести и не преданы земле. Вселенская Мясопустная родительская суббота является древним праздником, когда вспоминают обо всех погибших православных, которые пострадали за свою веру в Господа. Считается, что живые имеют шанс своими молитвами оказать помощь умершим.

Важно понимать, что такое Вселенская родительская суббота и что нужно делать, а что нельзя, поскольку этот день очень важен для каждого православного верующего. Кроме этого, с ним связано много примет и древних традиций. Многих интересует, почему усопших вспоминают в субботу, а не в другой день, так вот, согласно Евангелию, в этот день недели Иисус Христос был положен в гробницу и оплакан.

Родительская суббота – что нужно делать?

Самое важное дело в такие дни – посещение церковной службы и обязательное чтение молитв об умерших родственниках. Выясняя, что надо делать в родительскую субботу, следует упомянуть и традицию верующих посещать в этот день кладбище, чтобы возложить цветы на могилы. Священники считают, что важнее отстоять службу, чем сходить на могилу, но если не получается сделать, ни того, ни другого, то можно просто помолиться дома. Большая родительская суббота – повод, чтобы собраться в тихой обстановке с близкими людьми и вспомнить об умерших.

Что делать в родительскую субботу в церкви?

Накануне в храмах проходит великая панихида, а вот уже утром проводится Божественная литургия за упокой и общая панихида. Люди, приходящие в церковь, имеют возможность подать записочки с именами умерших и читают . Многих интересует, что нести в церковь на родительскую субботу, так вот согласно старым церковным традициям брать из дома можно продукты, но только постные, и вино для литургии. После освящения продукты раздаются всем желающим. Уходя из церкви, необходимо подать милостыню неимущим, чтобы они помолились за усопших.

Как поминать в родительскую субботу?

Все чаще поминки для современных людей превращаются в застолье, где люди наслаждаются угощениями и разговаривают на разные темы, а на самом деле в православных традициях за поминальным столом необходимо молиться. Перед тем как сесть за стол принято совершать литию, ну или, в крайнем случае, следует прочитать молитву «Живые помощи» и «Отче наш». Великая родительская суббота – время для того, чтобы посетить церковную службу и помолиться, вспомнив о близких. Нельзя поминать усопших вином, поскольку этот напиток является символом земной радости.


Что приготовить на Вселенскую родительскую субботу?

В этот день родственники собираются за столом, чтобы вспомнить о своих родственниках. На стол ставят , и обязательным угощением является кутья – блюдо, предназначенное для поминовения умерших. Считают его символом захоронения всех людей, которые не были преданы земле, поэтому их дух мечется и не знает, как ему покинуть землю. Если впереди мясопустная родительская суббота, тогда обязательно подготовьте зерна пшеницы, которые сначала следует замочить на несколько часов. В качестве заправки используются сухофрукты, орехи, семечки, мак, мед, сироп или мармелад.

Что нельзя делать в родительскую субботу?

Многие запреты, касающиеся этого дня, являются выдуманными. Хоть есть и распространенное мнение, что в этот день можно убираться и работать, главное, сначала посетить церковь и прочитать молитвы, а остальное время можно проводить, как считаете нужным. Есть и другие запреты, касающиеся этого дня:

  1. Вселенная родительская суббота подразумевает обязательное посещение церкви и там многие начинают поминать людей, устраивая перекусы и употребляя алкоголь. Церковь считает эти традиции языческими и запрещает их.
  2. Нельзя оставлять алкоголь и на могиле усопших родственников, особенно если они при жизни часто выпивали, поскольку так можно только усугубить положение его души.
  3. Разбираясь в том, что представляет собой Вселенская родительская суббота, что нужно делать в этот день, а что находится под запретом, стоит указать, что нельзя грустить, ссориться, сквернословить и плохо говорить о покойном.
  4. Нельзя организовывать пышные банкеты и готовить много яств. На столе должны находиться только постные блюда.
  5. Поминальная родительская суббота мясопустная запрещает употребление мяса и мясных продуктов.

Молитвы на родительскую субботу

В этот день молитвенные обращения являются обязательными, причем просить можно как за близких, так и за дальних родственников. Они помогают душам обрести покой и найти свой путь в другом мире. Другим способом живые помочь своим усопшим родственникам не могут. Молитва на родительскую субботу об усопших помогает грешникам очищаться. Просить можно за людей, которые были убиты, погибли от несчастного случая и так далее, поскольку все люди едины перед Богом.


Народные приметы на родительскую субботу

С этим днем связано много суеверий, которые формировались в течение многих лет. Верить в них или нет, решение каждого человека.

  1. Многие приметы и суеверия в родительскую субботу связаны с застольем, так в этот день нельзя после вечерней трапезы ничего убирать со стола и мыть посуду, поскольку считается, что умершие родственники придут ночью покушать.
  2. В этот день принято печь блины, и первый обязательно клали отдельно для усопших. Если же первый блин при жарке падал на пол, то перед тем, как его поднять, необходимо прочитать охранную молитву. В противном случае может произойти смерть.
  3. Женитьба в этот день пророчит беду.
  4. Выясняя, что такое Вселенская родительская суббота и что нужно делать, следует упомянуть, что по погодным условиям в этого день судили о том, какой будет весна. Если погода ясная, то и весна будет погожей. Когда был гром, то слушали первые раскаты, так если они были с северной стороны, значит, весна будет холодной, а если с восточной – то теплой и сухой.

Ритуал на деньги в родительскую субботу

Считаются идеальным времен для того, чтобы обратиться к умершим родственникам и попросить у них помощи. Есть простые заговоры на Вселенскую родительскую субботу, чтобы привлечь к себе финансовое благополучие. Простой ритуал поможет заручиться помощью духов рода, которые будут помогать в течение года.

  1. За день приобретите сладости, которые необходимо положись в корзинку для подаяния в церкви.
  2. Уходя, купите шесть свечей и поставьте их за упокой шести своих родственников.
  3. Ставя каждую свечу, просите Господа об упокое души умершего, называя его имя.
  4. После этого прочитайте заупокойную молитву, а за ней заговор.


«Сегодня родительская!» - фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях - важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных и народных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы.

Что такое родительская суббота

Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) - это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.

Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия - «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительсике субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Сколько в году родительских суббот

В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая - Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату.

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

Суббота 2-й седмицы Великого поста

Суббота 3-й седмицы Великого поста

Суббота 4-й седмицы Великого поста

Радоница

Суббота Троицкая

Суббота Димитриевская

Родительские субботы в 2017 году

18 февраля - Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)

11 марта - Суббота 2-й седмицы Великого поста

18 марта- Суббота 3-й седмицы Великого поста

25 марта - Суббота 4-й седмицы Великого поста

25 апреля - Радоница

9 мая - Поминовение усопших воинов

3 июня- Суббота Троицкая

28 октября - Суббота Димитриевская

Что такое вселенские родительские субботы

Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения - вселенские панихиды.

Что такое вселенские панихиды

В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Что такое панихида

Панихида в переводе с греческого значит «всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов.

Вселенская (мясопустная) родительская суббота

Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) - это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей.

В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших от Адама до наших дней. В храмах служится вселенская панихида - «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Троицкая родительская суббота

Троицкая - это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду - «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается, если нет большого праздника.Следовательно и главно литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них Церковь установила три особых дня для молитвы о них Великим постом. Это субботы 2-й, 3-й и 4-й недель поста. Тут важен факт возможности быть лично на Литургии и молиться за усопших. То есть не просто подать записку о упокоении или заказать сорокоуст, чтобы в храме поминали в течение сорока дней или сорока Литургий. Или не попросить кого-то помолиться за своих родных. Но есть возможность лично принять участие в молитве.

Радоница

Радоница, или Радуница, - это один из дней особого поминовения усопших, который приходится на вторник после Фоминой недели (второй недели после Пасхи). В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью.

На Радоницу по традиции православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа Воскресшего. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом

Поминовение усопших воинов - 9 мая

Поминовение усопших воинов - это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. Это 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину.

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота - суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая.

Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших.

Заупокойное поминовение в родительскую субботу

Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных хармах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее - общую панихиду.

На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.

Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свой день православный человек начинает с молитвы. С утреннего молитвенного правила. Некоторая часть этого правила посвящена молитвам за близких: родственников, друзей, знакомых, «начальников, наставников, благодетелей». Следуя заповеди о любви к ближнему, мы молимся за них, за живых и за умерших. Молитва - это и есть первейшее выражение и дело любви. Надеясь приклонить милосердие Божие к тем, кто дорог нам, мы произносим одно за другим их имена. И чем богаче любовью сердце, тем длиннее бывает и список этих имен.

С любящими Господь

«Для того поминаем на молитве живых или усопших, что Господу так же удобно и можно помиловать известные лица, как нам удобно выговаривать их имена, - рассуждает праведный Иоанн Кронштадтский. - Как нам не выговаривать в молитве по любви христианской имен праотец, отец и братии наших, сродников, друзей и знакомых?» Конечно, Господь знает о человеке все. Все хорошее и все плохое. Но не по хорошему или плохому судит и милует Он его. А по любви. И по нашей любви также.

Не раз приходилось слышать, что если не поскупишься утром вспомнить на молитве всех, кто как-то с тобой связан (и живых, и ушедших), то целый день все как-то особенно удается. И как-то легко он проходит. А когда пожалеешь времени на это, то дневные твои дела словно через великие препятствия делаются. А как же! С любящими Господь.

Особенно нужны наши молитвы умершим. Ведь окончившие свой земной путь, сами они уже не могут ни прибавить благих дел, ни покаяться в грехах, ни упросить Господа. Зато мы можем просить для них милости, просить упокоить их, яко не мертвые восхвалят Тя, Господи, ниже сущие во аде исповедание дерзнут принести Тебе: но мы живые благословим Тя и молим и жертвы приносим Тебе о душах их».

Почему субботы родительские?

В каждый субботний день, преимущественно перед другими днями, совершается в Православной Церкви поминовение умерших в православной вере. В этом отличие субботней службы. При том некоторые из суббот имеют особый статус. Их называют родительскими субботами. Родительскими потому, что первая наша обязанность помнить тех, кто дал нам жизнь – наших родителей и других предков. Поминать усопших родных, друзей, знакомых. В эти особые субботы мы молимся за всех, кто умер в надежде воскресения и жизни вечной.

Надо заметить, что в родительские субботы в храмах бывает как никогда многолюдно. И еще, на службе в такой день особенно ясно понимаешь ту истину, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф.22,32), что разделение на живых и мертвых лишь временно и условно. В особенности отрадно в эти дни бывает тем, кто с трудом переживает разлуку. Молитвами о упокоении «стеночка» между нашими мирами истончается, и мы становимся ближе.

Старейший клирик Московской Епархии, недавно почивший протоиерей Виктор Шиповальников, рассказывал, что в бытность его в Рязани служил вместе с ним один священник - отец Константин. После службы отец Константин каждый день ездил на кладбище служить панихиду на могиле своей мамы. Ездил он на лошадке, а в возке у него всегда был с собой самовар, и после панихиды он там же на кладбище пил чай. Как-то отец Виктор был на кладбище и увидел там отца Константина с самоваром. Тот его пригласил: «Идите сюда, батюшка, чайку с моими покойничками попить». Этот священник реальным общением молитвы уже в этой жизни преодолел разделение на живых и мертвых. Для него и мертвые были живы.

Но вернемся к родительским субботам. Две из них называют Вселенскими, так как в эти дни поминают всех умерших православных христиан. Это предпоследняя перед Великим постом суббота, которая называется мясопустной родительской субботой, так как она бывает накануне мясопустной недели (неделя - еще одно название воскресного дня, происходит от не делать). И Троицкая родительская суббота накануне праздника Пресвятой Троицы.

Мясопустная Вселенская родительская суббота бывает накануне воскресного дня, посвященного воспоминанию о Страшном Суде, и естественно, что Церковь как бы в день предшествующий Суду умоляет праведного Судию о всех «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере - праотец, отец и братии наших, от всякого рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев», а так же о всех утонувших, погибших в бою, от землетрясения, от рук убийцы, от молнии, засыпанных землей, растерзанных зверями и другой смертью «внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения».

К тому же, приближаясь к подвигу поста, верующие стараются примириться со всеми: с близкими и дальними, с живыми и умершими. Прощению обид и примирению с живыми будет посвящена следующая за мясопустной неделя, которую завершит прощеное воскресенье. В родительскую же субботу мы особо молимся о тех, для кого уже закончилась земная жизнь, отдавая тем священный долг любви.

Случается, что название субботы мясопустная неправильно понимают. Поясню: этот термин не отменяет мяса в субботу, так же, как не делает ее постной. Последний «мясной» день перед постом - воскресенье за родительской субботой.

Собственно назначение родительских суббот - объединение Церкви. Родительские субботы дают нам возможность ощутить реальность объединения всех ее членов - и ее святых, и живущих ныне, и умерших. День же Пресвятой Троицы, в который Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, называют днем рождения Церкви. Поэтому так понятно установление родительской субботы накануне этого дня.

Необходимо упомянуть об одном часто встречающемся заблуждении относительно Троицкой родительской субботы. Мне не раз случалось слышать, причем говорившие обычно были в том совершенно уверены, что Троицкая суббота - тот единственный день, когда в церкви можно подавать записки о упокоении самовольно лишивших себя жизни, а также о умерших некрещеными. Повторю еще раз: Церковь не молится о некрещеных и самоубийцах. Хотя вышеуказанное заблуждение - весьма устойчивое. Свое начало оно берет от бывшего некогда в нашем Отечестве обычая отпевать и хоронить перед Троицкой субботой всех неизвестных от неизвестной смерти умерших, а также казненных. Теоретически, среди таких покойников могли быть и некрещеные, и самовольно лишившие себя жизни. Но, естественно, на службе их не поминали.

Трогательный обычай Троицкого семика

Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
Соборное послание святого апостола Иакова, глава 5 стих 16

Было прежде такое понятие - семик. Так называли четверг седьмой недели после Пасхи, как раз перед Троицкой родительской. В этот день совершали обряд погребения всех умерших несчастной смертью. А для этой цели за городом отводились особые места, где ставили так называемые убогие дома или сараи, в которых устраивалась одна большая общая могила. Сюда в течение нескольких месяцев свозились тела казненных, утонувших, сгоревших, странников, вообще всех, кто не принадлежал ни к какому приходу и о ком ничего не было известно. Патриарх Филарет приказал хоронить в таких могилах и тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или какое иное дурно сами над собой учинят». То есть тех, кого нельзя было хоронить на церковных кладбищах. Два раза в год: в Троицкий семик и перед праздником Покрова Богородицы, торжественно, крестным ходом отправлялись к убогим домам духовенство и благочестивый народ. Там совершалась общая панихида, за которой поминались души рабов от неизвестной смерти умерших, «их же имена Сам, Господи, веси (знаешь)». Позже и патриархом Адрианом было указано: «сами убитых на разбое и воровстве не класти кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик».

Погребение и поминовение несчастных совершалось торжественно, при большом стечении народа и за счет богомольцев-благотворителей. Сохранилась запись XVII века с перечислением московского духовенства, определенного патриархом на отпевании в семик: «Андроньевский архимандрит, Даниловский игумен, протопоп Черниговский с собором да Рождественский протопоп пол колоколов с собором за Яузу; за Сретенские ворота: архимандрит Петровский, мен Сретенский, протопоп Покровском рву, протопоп Александровский с собором». Мы видим, что совершалось отпевание не как-нибудь потаенно или незаметно, можно сказать, с пышностью. Архимандриты, игумны, известные протопопы, да еще с собором, то есть с соборными священниками, диаконами. Так высоко ценилась в глазах наших соотечественников всякая человеческая душа. После панихиды обычно добрые люди раздавали нищим щедрую милостыню на помин погребенных.

Благочестивый обычай подавать милостыню на помин сохраняется и в наше время, когда это единственная форма помощи (кроме домашней молитвы) тем, кто ушел из этой жизни, не присоединившись к Христовой Церкви или своеволием.

Родительские субботы Великого поста и субботы поминовения воинов

Вы, вероятно, замечали, что Великий пост особенно объединяет верующих. Духовная жизнь постом становится активнее, молящихся в храмах - больше. Все мы живем в одном ритме, и внутренний наш духовный компас указывает нам одну цель. Общее делание сближает нас настолько, что к концу первой недели Великого поста мы даже внешне становимся как-то похожи. Как родственники. Уже и в транспорте узнаешь «своих», и на улице. И отношение к другу становится теплее. Три родительские субботы Великого поста, на второй, третьей и четвертой неделе соединяют нас со «своими» из другого мира.

А так как Великим постом в седмичные, то есть на неделе, не совершается обычного поминовения, то постовые родительские субботы имеют целью восполнить этот недостаток, чтобы умершие не лишились представительства Церкви.

Говоря о родительских субботах, нельзя не упомянуть о субботах, посвященных воинам. Еще в ветхозаветные времена было принято совершать поминовение воинов, «за веру и Отечество во брани убиенных». В нашей Церкви тоже есть такая традиция. Поминовение православных воинов, «за веру и Отечество во брани убиенных», совершается: в день Усекновения главы святого пророка с Предтечи (11 сентября по новому стилю) и в Димитровскую родительскую субботу, ближайшую перед 8 ноября (днем памяти святого Димитрия Солунского).

Начало Димитровской родительской субботе положила торжественная панихида по павшим на Куликовом поле воинам, отслуженная в обители Живоначальной Троицы преподобного Сергия в 1380 году. Тогда же князь Димитрий Иоаннович Донской, прославленный позже в лике святых Православной Церкви, предложил творить поминовение убитых воинов каждую Димитровскую субботу.

Последние годы к этим двум субботам, в память о миллионных жертвах Великой Отечественной войны, среди которых большинство были крещеные русские люди, как день поминовения воинов добавилось 9 мая.

Даже самая малая молитва много значит

Молясь о умерших, мы упражняемся в ощущении нереальности этого мира (ушла его дорогая нам часть) и реальности мира потустороннего, действительность которого утверждается нашей любовью к отшедшим.
Священник Александр Ельчанинов

Казалось бы, много ли может наше поминовение? Кто мы такие, чтобы наши молитвы могли что-то изменить? Духовные истины постигаются по-разному. Кто-то сразу принимает их сердцем, кому-то необходимо испытание разумом, но полностью убеждает нас, как правило, опыт. И потому позвольте предложить вам историю, которая когда-то раз и навсегда убедила меня в том, что наши поминовения необходимы усопшим, и что никогда нельзя пренебрегать - возможностью помочь им своей молитвою. Случилось это много лет назад. Подвизался я в то время певчим в двух московских соборах, а в отпуск, как обычно, поехал в деревню, откуда родом был мой прадед. Родные места, где все про всех и все знают. Поэтому и я знал, у кого можно позаимствовать лодку, необходимую мне для рыбалки. Через три дома жил Николай, по-уличному - Колька Бычок, к нему-то я и отправился со своей просьбой, это был самостоятельный мужик, хоть и пьющий, но, как говорится, в меру. Однако с тех пор, как вышел на пенсию, меру он эту потерял и быстро сравнялся с теми деревенскими, которые ее никогда и не знали. В тот год у Бычка умерла мать, и он совсем опустился. Дом его превратился в ночлежку для шатающегося и пьющего люда. Вот и тем вечером, когда я пришел за решением лодочного вопроса, у Бычка сидел (или, вернее лежал) самый горький из всех горьких алкашей округи - вор-рецидивист Борька. Хотя, «вор-рецидивист» для Борьки не совсем правильное определение. Был он скорее воришкой и лодырем, время от времени набиравшим грехов перед соседями и законом на небольшой срок. Виноват он был перед всеми, не было в окрестных деревнях дома, из которого Борька хоть чего-нибудь да не украл.

Избу тети Дуни, всегда ухоженную и уютную, было не узнать. Мебели в горнице никакой не было, приятели сидели на полу, на обрезках каких-то досок. Но печальнее всего глядели из углов пустые полки от икон. Бычок без слов понял мой вопрос. «Гуляли после похорон долго, ничего не помню. Может, унес кто. А может, я сам продал. Вон, только и осталось», - он кивнул в сторону угла. Там на голой доске лежала большая фарфоровая лампада. Сквозь маслянистую грязь и копоть кое-где проглядывала позолота. Из любопытства я взял ее в руки. Сложная, как бы витая форма, ни одного скола, даже фарфоровые ушки для цепей целы, только позолота кое-где стерлась, хотел положить лампаду на место, но не держал: «А тебе она нужна? Может, продашь?», - спросил я Бычка. Бычок немного подумал. «Да ты так бери. Без денег», - сказал он. Я растерялся. Было заметно, что мужики мучаются с похмелья и денег, скорее всего, у них нет. «Бери, бери, - подал голос Борька, - ты тут один в церковь ходишь, хоть помолишься когда о нас. За нас ведь никто не молится». Такого поворота я совершенно не ожидал. Тем временем хозяин поднялся и стал что-то искать по подоконникам и на полках: «От нее еще стаканчик был, такой белый.… Только где он?» Борька принялся ему помогать. Совместными усилиями стаканчик был найден. Нашлись также и старинные латунные цепи для лампады. Угрюмые поначалу мужики повеселели, завернули в какой-то лоскут свой подарок и провожали меня так, словно они, а не я, получили его.

Прошло несколько лет. Лампада прижилась у меня в доме, ее повесили пред иконой святителя Николая. Она напоминала мне о просьбе поминать Бориса и Николая. Однажды сынишка, спутав бутылки, залил в лампаду какой-то горючей жидкости, и она вспыхнула. Только чудом не случилось пожара, но матовый белый стаканчик с окошками лопнул, и на его место пришлось поставить новый. А через какое-то время пришло известие, что Колька Бычок умер, как раз за несколько дней до этого происшествия. Может, и не связались бы эти два события - лопнувший стаканчик и смерть Николая, вместе, если бы через год не погиб Борис. Нашли его убитым ранней весной, в каком-то заброшенном доме. Зная его жизнь, местные, как их называют, «органы» не стали допытываться, как и в какой из зимних дней она окончилась. Его просто похоронили. Когда мне позвонили с просьбой помолиться о новопреставленном Борисе и рассказали историю его смерти, то я сразу вспомнил, как февральским вечером прямо на глазах у нас неожиданно сорвалась с цепочки витая лампада и разбилась на маленькие осколки. Возможно, это был тот самый день, когда Бориса убили, и ему было необходимо напомнить о себе. У Господа нет ничего случайного.

Этот случай, вернее, эта цепь событий, не может не навести на размышления. За ними видны великая любовь и великое милосердие Божий ко всякому человеку. Чтобы оживить молитвенное внимание к двум бедолагам, Господь посылает Ангела - и разбивается подаренный ради молитвы стаканчик, падает лампада. И еще. Для меня это - урок, который дал мне осознать, как нужна ушедшим молитва даже одного человека! Давно нет у меня перед глазами похожей на золоченую раковину лампады, но урок этот остался со мной.

Поминовение усопших - дело благодатное

Поминальные молитвы необходимы не только умершим. Молитва – есть дело милосердия, и Господь особенно благоволит к молящимся о других. Как-то в голодные годы один диакон, отказавшись от попыток как-то достать продовольствие, спросил священника: «Батюшка, а как вы-то устроились с продуктами? » «Да меня покойнички кормят», - ответил священник. Оказалось, он часто ходит на кладбище и служит там панихиды на разных могилках. «Хочешь, пойдем сегодня вместе?», - предложил он диакону. Тот согласился и тоже отправился на кладбище. Отслужили они панихиду, а когда диакон вернулся домой, на крыльце его стоял мешок с пшеницей. Этот дар неизвестного доброхота и помог диакону пережить голод.

Когда мы поминаем людей, ушедших с грузом грехов, то своими молитвами приклоняем к ним милость Божию. А когда мы молимся о упокоении людей достойных, чем-то в своей жизни заслуживших милость Господа, то они, в благодарность за наши молитвы, просят у Господа и нам милости и участия в наших земных делах.

Эта история произошла в семье нашего прихожанина. Отец его имел в Москве квартиру, которую много лет сдавал, так как жил обычно у кого-нибудь из своих взрослых детей в Подмосковье. Деньги же за квартиру шли на поддержку того члена большой семьи, кто особенно нуждался в отцовской помощи. Когда стало заметно, что отец приближается к рубежу своих дней, квартиру решили приватизировать. Но тут выяснилось, что семья, снимавшая ее, уже давно это сделала. Как ни пытались истинные владельцы отстоять свои права, сделать ничего было невозможно. Им так и говорили во всех инстанциях. Но родственники все же наняли адвоката.

Тут, исчерпав свой срок, тихо ушел из жизни отец. Про адвоката просто забыли. Отпевание, похороны, поминки, устройство могилы, крест. Через год дети решили сменить надгробный крест на могиле отца. А тот, что остался не у дел, рассудили отвезти на могилу прадеда под Каширу, откуда они были родом. Вспоминали, что отец часто говорил им: «Вы поминайте деда Титу, он наш корень». Дед отца - Тит, по-домашнему Тита, был, по рассказам, человек особенно благочестивый и набожный. Был он одновременно деревенским старостой и старостой в церкви, уважаемый односельчанами и многочисленной родней. Память и почитание деда Титы были семейной обязанностью, усвоенной с детства всеми правнуками. Заменив обветшавший крест на могиле прадеда, правнуки и Богом данные родственники (среди них два священника) отслужили панихиду. И только умолкли последние слова, как раздался телефонный звонок. Звонил адвокат, от которого уже год не было ни слуху, ни духу, и про которого просто забыли: «Поздравляю, ваше дело о квартире выиграно в суде». Вот такая история с панихидой по деду Титу.

Молитва за других - особый род милостыни. Никогда не пренебрегайте возможностью совершить ее. Не смущайтесь поминать тех, кто даже случайно пришел вам на память. У Бога случайности нет. Поминайте дома, не забывайте поминать в церкви. И вы почувствуете, как уменьшится земное тяготение, станет легкой душа, потому что с вами будет милость Господа.

Протоиерей Сергий Николаев
Источник «Православный Женский Журнал «Славянка», 2008

Димитриевская родительская суббота - ближайшая суббота перед днем памяти (26 октября / 8 ноября). Установлена после . Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

История установления

Димитриевская суббота установлена великим князем . Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. , игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков - . Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября - днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) - на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Традиции

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на и субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц ), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в , но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Необходимо помнить

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Loading...Loading...