Переселение мухаммеда из мекки. Переселение Пророка (ﷺ) из Мекки в Медину

Начало мусульманской эры

За время прошедшее с 610 года до переселения (хиджры ) в Медину в 622 году, Мухаммед стал признанным главой мекканской общины мусульман. Вновь обращенные, если они происходили из других родов, "усыновлялись" родом Хашима, но при этом становились побратимами не только по названному родству, но и по духу. Таков исток мусульманской уммы , поначалу весьма немногочисленной, находящейся во враждебном окружении мекканских родов, которые, едва терпя мусульман, тем не менее не могли их уничтожить, поскольку получили бы кровных врагов из рода Хашимидов.

Богатые купцы, ростовщики и землевладельцы Мекки не могли примириться с проповедью Мухаммеда, подрывающей основы их благосостояния. Мухаммед осудил ростовщичество, жадность, обман, суеверия мекканцев, предостерегая о вечных муках, на которые обречены души "немилостивых", "обвешивающих", "лицемеров", "неверных":

...Тот, кто жертвовал и страшился и считал истиной прекраснейшее, - тому Мы облегчим путь к легчайшему. А кто скупился и обогащался, и считал ложъю прекраснейшее, - тому Мы облегчим путь к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется... (Коран, 92: 5-11) (1) .

Мекканцы опасались физически устранить Мухаммеда и его последователей, но они могли создавать им невыносимые условия жизни. Абу Бекр, фанатически преданный Мухаммеду и делу ислама, истратил почти все свое немалое состояние на помощь нуждающимся мусульманам, на выкуп рабов, принимавших ислам. Трудности существования вынудили часть мусульман эмигрировать в Эфиопию, и в 615 году в Мекке их осталось всего пятьдесят два человека.

Со временем враги Мухаммеда добились даже того, что собрание родовых старейшин рекомендовало Абу Талибу, главе Хашимидов, отлучение смутьяна от рода. Абу Талиб не последовал этому совету, руководствуясь правом каждого араба находиться под защитой своего рода. В ответ на это мекканцы в 617 году отстранили всех Хашимидов, кроме Абу Лахаба, от участия в караванной торговле, что довело их до еще большей бедности. Однако через два года тот же совет старейшин отменил бойкот, несмотря на происки Амра ибн Хишама. И только после смерти Абу Талиба в 619 году (в том же году умерла и Хадиджа), когда его место занял Абу Лахаб, положение Мухаммеда стало по-настоящему опасным. Абу Лахаб вполне мог бы со временем добиться изгнания мусульман.

Мухаммед вынужден был искать племя, которое "усыновило" бы его общину и взяло мусульман под свою защиту. Сначала он пытался обосноваться в Таифе, но был встречен в оазисе враждебно, поскольку землями в Таифе владели в основном те же мекканцы. На помощь Мухаммеду пришел его дядя - Аббас ибн Абд Мутталиб, богатый купец, владелец виноградника в Таифе. Ему также принадлежало право продавать паломникам воду из колодца Земзем (он сохранил эту привилегию и после утверждения ислама в Мекке). В те времена этот дядя Пророка, родоначальник династии халифов Аббасидов (750-1517), еще не был мусульманином и даже сражался на стороне мекканцев в битве у Бадра. Аббас ибн Абд Мутталиб выступил посредником в переговорах Мухаммеда с племенами из Ясриба. Греки называли этот оазис Ятриппа, а со времени ислама он известен под именем Медина (город). Позднее мусульмане придали названию города новое значение - Мадинат ан-Наби ("Город посланника Аллаха обоих миров").

В начале VII века Медина представляла собой земледельческий оазис с пашнями, садами и виноградниками. В оазисе было пять племенных поселений: два арабских, аус и хазрадж, и три иудейских. Языческие племена Ясриба находились в состоянии жестокой междоусобной войны, которая грозила им взаимным уничтожением. Дважды, в 620 и 622 годах, в пустынной местности Акаба происходили встречи Мухаммеда и его ближайших соратников с представителями этих племен. Между ними и Мухаммедом был заключен договор, скрепленный клятвой побратимства мусульман, ауситов и хазраджитов. Так был сделан следующий важный шаг на пути арабов к умме: община мусульман расширилась до межплеменного союза, а единение по духу стало преобладающим над единением по крови.

В результате всех этих приготовлений летом 622 года около семидесяти мусульман из Мекки отправились в Медину. В числе первых переселенцев был Умар. Мухаммед, Абу Бекр и Али должны были уехать последними. К этому времени враги мусульман решили избрать по одному представителю от каждого мекканского рода, чтобы они сообща убили Мухаммеда. Тогда Хашимиды были бы не в силах отомстить за него и поневоле удовлетворились бы денежным выкупом за убитого. Али, которому стало известно о заговоре, предупредил Мухаммеда. Мухаммед и Абу Бекр сумели незамеченными покинуть Мекку. Некоторое время они скрывались в окрестных горах:

Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Аллах. Вот изгнали его те, которые не веровали, когда он был вторым из двух. Вот оба они были в пещере, вот говорит он своему спутнику: "Не печалься, ведь Аллах - с нами!" И низвел Аллах Свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели, и сделал слово тех, которые не веровали, низшим, в то время как слово Аллаха - высшее: поистине, Аллах - могучий, мудрый! (Коран, 9:40) (2) .

Мухаммед и Абу Бекр прибыли в Медину 4 сентября 622 года. Сохранилось описание внешности Мухаммеда, данное очевидцем его появления в Ясрибе: "Это был человек среднего роста, стройный, широкоплечий; густые вьющиеся волосы, длинная черная борода, большая голова, открытый лоб, черные дуги сросшихся на переносице бровей, длинные ресницы, больше блестящие глаза, нос с горбинкой; смелая, тяжелая поступь".

Мухаммед выбрал место, где остановилась его верблюдица. Здесь была построена первая мечеть (масджид ) - простое строение рядом с таким же простым жилищем Пророка. Были определены часы для ежедневных молитв. Обязанности имама , предстоятеля на Молитве, выполняли Мухаммед, Абу Бекр или Умар. Был назначен первый муэдзин (букв.: "возглашать с минарета") - абиссинец Билаль. Он произносил азан - призыв верующих к молитве. Так, в строгом соответствии с наказами и запретами Аллаха, начала складываться обрядовая сторона ислама.

Сохранился подлинный документ того времени - устав Мединской мусульманской общины, из которого видно, что Мухаммед, являясь религиозным главой общины, в то же время, говоря современным языком, был и ее политическим главой. В этом заключалось то новшество, которого не было в дин ал-араб . Все жители Медины, мусульмане, иудеи и язычники, рассматривались как единое целое, и каждый из них пользовался равными правами, независимо от племенной и религиозной принадлежности. Новое законодательство формировалось на основании откровений, содержание которых не всегда совпадало с тем или иным обычаем: совершившего убийство не должно было защищать ни одно из племен союза; вражда и кровная месть между членами Мединской общины не допускались; все споры разрешал Мухаммед, руководимый высшим волеизъявлением Аллаха. В то же время племена сохраняли независимость, могли сообщаться между собой, заключать соглашения с любыми другими племенами вне Медины, кроме курейшитов Мекки, считавшихся врагами. В целом же мусульманская община добивалась признания за ней статуса, равного статусу любого другого племени Аравии.

Переселение первых мусульман в Медину получило название хиджры . Те мусульмане, которые переселились вместе с Мухаммедом, стали называться мухаджирами - переселенцами. Звание мухаджира с тех пор стало весьма почетным. Позднее мусульмане, переселявшиеся из мусульманских стран, завоеванных немусульманами, например христианами, тоже будут именоваться мухаджирами. С того же времени жители Медины, принявшие ислам, получили название ансары - помощники.

Шестнадцать лет спустя эпохальное событие хиджры было признано обозначающим первый год мусульманской эры. По арабскому летоисчислению она начинается в первый день первого месяца мухаррама лунного года, что соответствует 16 июля 622 года. Новое летоисчисление было введено при халифе Умаре, по предложению Али. Нужно сказать, что до исламской эры арабы использовали солнечный календарь. Мухаммед в десятом году хиджры ввел в употребление лунный год без вставных дней, состоящий из 354 суток, с числом дней в месяце от 29 до 30-ти. О лунном годе сказано в Коране:

Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в Писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них - четыре запретных, это - стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах - с богобоязненными! Вставка дней - только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они разрешают то, что запретил Аллах. Разукрашено пред ними зло их деяний, но Аллах ведет народа неверного! (Коран, 9:36-37) (3) .

Таким образом, у мусульман один и тот же месяц в каждом следующем году начинается немного раньше, чем в предыдущем. Например, месяц рамадан 1387 года хиджры начался 3 декабря 1967 года, а поскольку мусульманский год на 11 дней короче григорианского, то следующий месяц рамадан начался 22 ноября 1968 года. Мусульманские месяцы не соответствуют временам года, но через 33 года они проходят полный круг. Месяцы делятся на недели по семь дней, которые обозначаются цифрами и не имеют особых названий. Пятница - день общей молитвы, с нее начинается неделя, Сутки начинаются с заходом солнца. Для перевода даты из одного летоисчисления в другое существуют специальные таблицы. Но лунный календарь не вполне удобен в мире, где государства с разными системами летоисчисления активно взаимодействуют. Поэтому мусульмане именно для житейских нужд начинают использовать европейский григорианский календарь. При этом в Иране и Афганистане отсчет солнечных лет ведется от хиджры Мухаммеда в 622 году. И все главные события из истории ислама вплоть до XIX века мусульманские историки датируют по эре хиджры.


| |

Из всех основателей мировых религий только существование Мухаммеда не подвергается сомнению большинством историков. Возможно, потому, что он жил во времена более близкие к нам, ведь ислам – самая молодая мировая религия.

Родилась она среди арабского населения Аравийского полуострова. Арабские племена были известны уже в глубокой древности, но они играли в основном подчиненную роль по отношению к соседям. В VI – первой половине VII в. наибольшее влияние на арабов имели могущественные Персия и Византия.

Только в VI в. н. э. из арабских родов и племен складываются более прочные союзы и объединения, у них начинают развиваться государственные формы пока что на основе отдельных центров – Мекки, Ясриба и др. Арабы были язычниками, поклонялись многочисленным идолам, зачастую это были обычные камни. Среди таких святынь наибольшее значение в арабском мире играла знаменитая Кааба в Мекке. Здесь проводились ежегодные ярмарки, совпадавшие по времени со священными празднествами, посвященными поклонению Каабе. Племя курайшитов, наиболее сильное в Мекке, претендовало на роль гегемона для всего арабского мира, по крайней мере в отношении к западной части Аравийского полуострова – Хиджазу. Курайшитский род Хашимов держал в своих руках ключи от храма Каабы, следовательно, пользовался наибольшим влиянием в городе.

Аравийский полуостров кроме арабов населяли представители и других этнических, соответственно и религиозных, групп – евреи, иранцы и пр. Среди них были иудеи, зороастрийцы, христиане, в том числе многочисленные сторонники еретических учений: арианства, несторианства, монофизитства. Такое количество монотеистов не могло не влиять на развитие религиозных представлений арабов. Повышение культурного уровня приводило к увеличению скептицизма населения по отношению к старым идолам. Арабы в VII в., безусловно, не были фанатично преданны своим идолам. Все большее значение приобретает культ одного из многочисленных богов – Аллаха, чей приоритет признавался уже многими жителями полуострова. Наконец постоянные междоусобные войны, конфликты с сильными соседями, экономические и социальные неурядицы объективно вели арабов к мысли о необходимости объединения, что требовало и духовного обновления, и новой, единой идеологии.

В арабской среде появляются, как в свое время в еврейской, многочисленные проповедники и пророки – ханифы, которые возвещают приход мессии, скорый божий суд и выступают против идолопоклонничества. Одним из таких ханифов был и родившийся в 571 г. Мухаммед. Он происходил из упомянутого рода Хашимов, но из бедной семьи, поэтому вынужден был заниматься «презренными» занятиями, например пастушеством. Положение его изменилось, когда он женился на богатой вдове Хадидже. Где‑то в возрасте 40 лет Мухаммед почувствовал потребность начать проповедовать среди мекканцев. Историки полагают, что основатель ислама обладал рядом свойств, которые позволили ему завоевать авторитет среди арабов. Это был человек, умевший убеждать, увлеченный и мечтательный. Его подверженность эпилептическим припадкам, во время которых к нему приходили видения, вероятно, поражала впечатлительных последователей Мухаммеда.

Мухаммед объявил себя новым пророком и начал проповедовать религиозные истины в духе ханифов. Он явно воспринял ряд положений как иудаизма, так и христианства, но полагал, что истинное учение искажено этими религиями. Мусульманство стало строгой монотеистической религией Аллаха. Учение ислама было изложено в Коране. Первыми последователями пророка стали его ближайшие родственники и друзья. Среди них стоит выделить практичного купца Абу‑Бекра и энергичного воина Омара, которые сделали для распространения ислама едва ли не больше, чем их экстатический друг.

Конечно, новое учение было направлено против родоплеменной знати, державшей в руках и религиозные дела. Недаром Мухаммед часто обращался к беднякам и рабам. Хранители культа Каабы и многие влиятельные в Мекке лица подвергли нового пророка насмешкам и издевательствам. Физически воздействовать на него они долгое время не могли, опасаясь оскорбить родовую честь могущественных Хашимов. Наконец в 617 г. представители этого рода были отстранены от караванной торговли, что говорит о том, что мекканская аристократия уже всерьез опасалась боговдохновенного пророка. Позже вместо поддерживавшего племянника главы рода Абу‑Талиба во главе Хашимов был поставлен Абу‑Лехеб, ненавистник мусульман. По легенде, он задал пророку провокационный вопрос, где окажутся после смерти «язычники», на что Мухаммед не мог ответить ничего, кроме как «в аду». Это послужило решающим доводом в пользу устранения неугодного проповедника. Гонения на мусульман в Мекке усилились.

Мухаммед же решил искать поддержки за пределами Мекки. Часть его последователей переселилась в Северную Эфиопию. В 620 г. он попытался обратить в свою веру жителей города Таиф, но безуспешно. Наконец он обратил внимание на земледельческий город Ясриб, давно соперничавший с Меккой. В Ясрибе уже много лет продолжалась распря между арабскими племенами аусов и хезреджей. За время междоусобицы опасно усилилось религиозное влияние проживавших там же иудеев. Вероятно, вражда с Меккой, а также необходимость объединить арабов вокруг общей идеи повлияла на решение ясрибской знати пригласить к себе в качестве своеобразного третейского судьи популярного пророка из Мекки – Мухаммеда. Переговоры состоялись в 622 г., весной в Ясриб стали отбывать небольшие группы мусульман. Мекканские аристократы не могли остановить этого исхода. Они уже договорились убить пророка, но тот ускользнул от них, перебравшись в Ясриб 16 июля 622 г.

С того времени Ясриб стал носить имя Медина («город пророка»). Бегство Мухаммеда стало ключевым эпизодом в истории ислама и называется «хиджрой», от него ведется отсчет в мусульманском лунном календаре. Соответственно, 16 июля стало считаться и первым днем нового года.

Медина встретила Мухаммеда и его сторонников торжественно и со всем возможным гостеприимством. Пророк вскоре сосредоточил в руках не только судебную, но и, конечно, вероучительную, а также политическую власть. Раздоры между арабами здесь прекратились, все они были поделены на две категории: ансаров (живших здесь и прежде) и мухаджиров (переселенцев Мухаммеда). Мухаджиры долгое время не имели земельной собственности и жили на иждивении у ансаров. Но именно они были главными сподвижниками Мухаммеда в экспансии, которую начала его религия. Постепенно в Хиджазе создается мощный союз городов и племен, объединенный на базе ислама вокруг Медины. Вводится невиданная дотоле у арабов религиозная дисциплина, уплата десятины. Разрабатываются культ и вероучение мусульманства, причем Мухаммед делает явные уступки прежним верованиям в виде установления священных месяцев, признания священности Мекки и Каабы. С 623 г. он ведет открытые военные действия против Мекки, нападая на идущие туда и оттуда караваны даже в священные месяцы (отсюда берет начало идея священной войны, которую можно вести в любое время). После многолетних военных действий в 630 г. Медина одержала верх.

Пророк после второго байата при Акабе позволил асхабам переезд в Медину (Йасриб). Первыми сюда переехали Амир б. Рабиа с женой Лейла бинт Хасма, следом за ними последовали другие группы асхабов из Мекки. Здесь не нужно забывать что еще раньше, до этого переезда, несколько асхабов покинув Мекку обосновались в Медине. Среди них были переехавшие в Медину до бейатов в Акабе Абу Салама аль-Махзуми и его супруга Умму Салама и Мус"аб б. Умайр с Абдаллах б. Умму Мактум, которых после первого бейата в Акаба. Пророк отправил его в Медину с целью оповещения Ислама.

В основном переезд совершался скрытно. Потому что многобожники Курайшиты не желали отдаления мусульман из Мекки, прилагали все усилия чтоб предотвратить переезд, впредь до того, что даже заключали мусульман в тюрьму. Например при возвращении Абу Салама с супругой Умму Саламе из Абиссинии в Мекку, они взяв с собой своего сына Саламе отправились в путь, для переезда в Медину. Но близкие Умму Саламы не разрешили ей покинуть Мекку и Абу Салама был вынужден оставив жену и ребенка в Мекке, один переехать в Медину. С другой стороны семья Абу Саламы против проделок семьи Умму Саламы, забрали Салама у матери. Оставшись вдалеке от мужа и сына Умму Салама впала в глубокую печаль и целый год, не переставая плакала. Наконец родственники, сжалившись над ней разрешили переехать в Медину. Тогда и семья Абу Саламы вернула ребенка матери. Умму Салама вместе с сыном, одна вышла в путь по направлению в Медину. Встретив в пути Осман б. Талху, под его покровительством достигла Кубы и встретилась с Абу Саламой. Хишам б. Ас завершил все приготовления в путь но, многобожники во главе с его родным отцом насильно заковали его в цепи. Аййаш б. Абу Раби" был на полпути переезда, в Кубе, где его настигнули родные по матери братья Абу Джахл и Харис б. Хишам, которые ложью о болезни матери содействовали его возвращению в Мекку; и конечно же после возврата сразу заключили его в тюрьму. Хишам б. Ас и Аййаш б. Абу Раби" на 7-ом году по хиджре (629 г.) спаслись от плена многобожников и переехали в Медину. Жители Мекки узнав о намерении хиджры Сухайб б. Синан ар-Руми не заплатили ему долги и наложили арест на имущество. Сухайб смог осуществить хиджру лишь при условии оставить все нажитое добро жителям Мекки. Здесь, различную сущность представляет из себя хиджра Омара. Он после тавафа Каабы совершил два раката намаза и бросив вызов многобожникам, прямо у них на на глазах, вышел в дорогу.

После разрешения хиджры многие из асхабов, в короткое время переселились в Йасриб. В Мекке остались Пророк Мухаммад и Абу Бакр с семьями, Али с матерью, те кто был не в силах совершить хиджру и некоторые из асхабов, переезду которых учинили препятствия. Между тем Абу Бакр обращаясь к Пророку просил разрешения на хиджру, на что каждый раз получал один и тот же ответ: "Не спеши! Надеюсь Всемогущий Аллах наградит тебя другом для пути."

Многобожники курайшиты увидев, что мусульмане в рамках невиданного до этого понятия самоотверженности, ради веры добровольно оставив свои дома и нажитое до этого добро переезжали в Йасриб. Они стали серьезно опасаться, что со временем и Пророк Мухаммад переселиться в Медину и вместе с асхабами будут составлять серьезную для них опасность и угрозу. Для определения стратегии борьбы они собрались в Дару-н-надва (дом собрания). Не допустив на это собрание никого из рода Пророка Мухаммада, хашимитов, многобожники приняли решение о ссылке или аресте Пророка. В конце данного собрания, по предложению Абу Джахла вынесли решение о смертном приговоре Пророку и чтоб предотвратить кровную месть хашимитов за это убийство решили, что оно будет совершено не одним человеком, а группой состоящей из одного представителя каждого племени. Узнав из вахйа (откровение) об этом заговоре, Пророк с Абу Бакром сразу принялись за подготовительные работы для хиджры. Для оказания услуг путеводителя они договорились с Абдаллах б. Урайкыт. Несмотря на то что Абдаллах б. Урайкыт был многобожником, он являлся очень надежным и отважным человеком. Абу Бакр вручил два верблюда путеводителю и договорился с ним о встрече через три дня у подножья горы Севр. Пророк, чтоб не привлекать внимания многобожников своем отсутствием поручил Али вернуть хозяевам отданные ему на сохранение вещи. Пророк и Абу Бакр в полночь тронулись в путь и достигнув горы Севр, на юго-западе Мекки, скрылись в одной пещере. Они провели там три дня и на протяжении этого срока, сын Абу Бакра ночами навещал их и сообщал о городских новостях. Пастух стада овец Абу Бакра Амир б. Фухайра, пригнал животных к пещере и доставлял им молоко и съестное, впоследствии Амир б. Фухайра вместе с ними совершил хиджру.

Курайшиты многобожники в доме Пророка вместо него самого застав только Али подвергли его допросу, но не добившись желаемого ответа они избили Али и заключили в тюрьму. Продержав там определенное время отпустили на свободу. Затем они пошли к Абу Бакру и пытались получить сведения от его дочери Асмы. Не получив желаемого ответа и от Асмы, Абу Джахл не видя в этом ничего зазорного избил беззащитную женщину. Не найдя Пророка в Мекке многобожники поняли, что он покинул город и обыскав всю ближайщую местность послали во все концы вестников. Совершая поиск, они пришли к входу в пещеру на Севре. Но, поволе Всевышнего Аллаха вход в пещеру был оплетен паутиной, увидев это они решили что внутри никого нет и повернули назад. Увидев многобожников у входа в пещеру Абу Бакр испытал большой испуг, на что Пророк произнеся: "Ты не бойся! Конечно же Аллах с нами" (ат-Тавба, 9/40), успокоил своего спутника. После трех дней в пещере, как было и договорено, путеводитель Абдаллах б. Урайкыт привел верблюдов на Севр. Они вышли в путь из Севра в Йасриб, в прибрежном направлении. В целях избежания какой-либо опасности вместо обычных дорог они предпочли другие пути, временами это были каменистые горы, временами дорога посреди пустыни. Курайшиты прибегали к различным уловкам чтоб найти Пророка Мухаммада и объявили награду размером в сто верблюдов тому, кто найдет его, но не достигли никаких результатов. Польстившись на награду Курайшитов, известный следопыт Сурака б. Малик вышел на поиски Пророка. Достигнув путников копыта лошади Сураки чудесным образом погрузились в песок. Пытаясь выкарабкаться Сурака отказался от преследования. Подобную опасность путники пережили и на землях племени Аслам. Вождь племени Бурайда б. аль-Хусайб перерезал дорогу путникам, но после короткой беседы с Пророком он сам и все его племя приняли Ислам. Бурайда сопровождал путников до границы своих земель. Достигнув местечка Джухфа, где пересекались дороги хиджры и путь караванов, Пророк вспомнил дорогу Мекки и испытав скуку по родному городу погрузился в печаль. По этому поводу был ниспослан айат (аль-Касас, 28/85), в котором сообщалось о возврате в Мекку. Во время хиджры произошли и приятные события. Например, путники с целью запастись съестным в Кубайде посетили шатер в котором находилась Умму Ма"бад Атика бинт Халид. Здесь Пророк произнеся "Бисмиллах-ир-Рахман-ир-Рахим" принялся доить истощенную, неимевшую молоко козу. Коза дала большое количество молока, которое хватило всем присутсутвующим и даже остался излишек. Когда муж вернулся в шатер Умму Ма"бад рассказала ему о случившемся и по просьбе мужа описала Пророка литературным языком. Ее выражения стали предметами тем для литературы хильйа и дошли до наших дней.

Мусульмане в Йасрибе узнали что Посланник Аллаха покинул Мекку и стали испытывать беспокойство из-за его опоздания. Каждое утро они выставляли наблюдателя в местечки Харра на дороги Мекки, который находился на посту с раннего утра до наступления нестерпимой жары. Опять после безрезультатного ожидания 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622 года) в понедельник мусульмане вернулись домой. Но именно в тот момент находившаяся на крыше трехэтажного дома девушка-еврейка заметила приближавшуюся к городу группу всадников, она поняла что это ожидаемые гости и громко закричав известила горожан о группе, что невдалеке. Услышав это мусульмане выбежали в Харру чтоб встретить бесценного Посланника Всевышнего. Пророк был гостем в доме Кульсум б. Хидм в Кубе, что на расстоянии одночасовой дороги от Медины. Он остался в этом городке несколько дней и построил там мечеть. Между тем, вернув хозяевам оставленные Пророком вещи, Али следуя его указу покинул Мекку. Али выходил на дорогу только по ночам, днем скрывался от нежеланной втречи с врагами и таким образом настиг Пророка в Кубе. В предании говорится, что по прибытии в Кубу возле Али находились его мать Фатима бинт Асад, супруга Пророка Мухаммада Савда бинт Зам"а, дочери Фатима и Умму Кульсум, семья Абу Бакра. Помимо этого существуют сведения, что семьи Пророка и Абу Бакра под покровительством Зейд б. Хариса и Абу Рафи" прибыли в Медину в более поздний срок. Пророк вместе с окружающими, в пятницу 12 дня месяца раби" аль-аввал 1 (24 сентября 622 года) вышил в путь из Кубы в Йасриб. При наступлении времени пятничного намаза заехал к племени Салим б. Авф, земли которых находились на равнине Рануна, прочитал там первую пятничную хутбу и исполнил обязанности имама при совершении пятничного намаза. Пророк в данной хутбе после благодарения Аллаху сказал что, все люди в загробном мире непременно будет отчитываться за все содеянное; каждый будет ответствен за своих подопечных; после смерти, человеку кроме добрых поступков и намерений совершенных при жизни, ничто не поможет; посоветовал не делая различий между большими и маленькими стараться совершать как можно больше добрых дел и благих намерений и таким образом готовиться к загробному миру. После молитвы Пророк продолжил путь. Жители Йасриба восхищенно встретили прибытие Посланника Аллаха, в городе царила невиданная до этого праздничное и радостное настроение. Выстроившись по обе стороны дороги, все жители от мала до велика, с большой радостью встречали Посланника Аллаха. Под звуки тамбуринов они в стихах высказывали свои чувства: "из-зи гор Вада лунное сияние озарило нас, при продолжении призыва к Аллаху нам ваджип выражать благодарение, О, Посланник/ нам остается только почитать тебя, добро пожаловать в наши ряды, это большая гордость для нас." Каждый из них, от всего сердца желал чтоб Пророк посетил его дом, чтоб был его гостем, со всех сторон слышались настойчивые приглашения. Пророк Мухаммад верхом на своем верблюде Касва приветствовал народ и выразил свое благодарность. Войдя в город он объявил что посетит самый близкий к месту дом, где остановится его верблюд. Честь оказать гостепреимство Пророку выпала на долю Абу Аййуб аль-Ансари (Халид б. Зейд). Таким образом пришел конец периоду Мекки, полному мучений и страданий и в истории Ислама начался новый период. После этого Йасриб стал упоминаться под именем Мединат-ур-Расуль или аль-Медина аль-мунаввара, которое означает город Пророка.

В источниках имеются различные сведения о дате отбытия Пророка из Мекки, заезда в Кубу и прибытия в Медину. В результате исследования преданий по этому поводу стало известно следующее: 26 сафар (9 сентября 622) в четверг жители Мекки приняли решение об убийстве Пророка, узнав об этом Пророк в ту же ночь покинул город и скрылся в пещере Севр; с 27 по 29 сафар (10-12 сентября 622) провел в пещере; в понедельник 1 раби" аль-аввал (13 сентября 622) покинув пещеру тронулся в путь по направлению в Йасриб; в понедельник 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622) прибыл в городок Куба; и в пятницу 12-го дня месяца раби" аль-аввал (24 сентября 622) вошел в Медину.

Эта дата выбрана в качестве точки отсчета мусульманского календаря. Именно с этого дня новая религия, проповедуемая Мухаммедом, ислам (что означает "покорность", имеется в виду - Богу), начинает свое распространение.

Аравия до Мухаммеда

Аравия – полуостров в Западной Азии, расположенный по соседству с Африкой; это засушливая и пустынная область, как и Сахара, которая ее продолжает по другую сторону Красного моря. В нескольких оазисах, в горах на западе и на юге развивается земледелие.

В начале VII в. арабы в своем большинстве – это племена кочевников-скотоводов, которые постоянно враждуют друг с другом. Несколько городов, как Мекка и Ятриб (Медина), являются торговыми центрами, где заканчиваются караванные пути, ведущие из Сирии и Персии.

В Аравии распространены иудаизм и христианство. В 525 г. во время эфиопского вторжения (Эфиопия приняла христианство монофизитского толка) христианство на время даже стало официальной религией Южной Аравии.

Но большинство арабов остаются язычниками. В Мекке – центре паломничества – поклонялись различным идолам, а особенно черному камню в храме Каабы.

Жизнь Мухаммеда

Мухаммед родился около 570 г., рано осиротел, пас стада, а в 25 лет стал погонщиком караванов богатой вдовы Хадиджи, на которой впоследствии женился.

К сорока годам ему явился ангел, сообщивший, что Бог избрал его своим пророком. Он начинает проповедовать новую религию – ислам.

Вначале его проповеди не имеют никакого успеха. Он вызывает антипатию богатых купцов Мекки своими нападками на идолов (паломничество было источником доходов жителей города) и требованиями делиться своим имуществом с бедняками.

Чтобы спастись от преследований, он убегает из Мекки в Ятриб, который назовут Мединой ("медина" на арабском означает "город", имеется в виду "город пророка"). Этот его исход (622) получил название хиджры.

Мухаммед надеется найти в Медине более благосклонную аудиторию, здесь много иудеев и христиан. Действительно, здесь его ждет успех, и Мухаммед становится политическим и религиозным лидером Медины. Он собирает под своей властью несколько племен и в 629 г. возвращается в Мекку победителем. Он помирится с мекканцами, сделав необходимость паломничества в Мекку требованием новой религии. Мекка станет святым городом ислама. Здесь он умрет в 632 г., объединив большую часть арабов под знаменем новой религии и своей власти.

Принципы новой религии изложены в Коране (по-арабски "чтение"). Он составлен из откровений, переданных Мухаммедом ученикам, которые их запомнили, а позже записали.

Коран является одновременно священной книгой и гражданским кодексом, так как определяет правила общественной жизни. Религия и политика слиты в исламе воедино.

Ислам ссылается на Ветхий Завет и признает в Аврааме и Моисее пророков. К ним он добавляет Иисуса, признаваемого пророком, но не сыном Божьим.

Ислам – религия монотеистическая. Символ веры, Шахада, прост: "Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк". Как и иудейская религия, ислам запрещает всякое изображение Бога и, чтобы избежать идолопоклонства, запрещает изображение человека и других живых существ.

Обязанности верующего просты, хотя и нелегки для исполнения. Они составляют пять столпов ислама: повторение Шахады; совершение пяти ежедневных молитв, которые следует произносить, обратясь лицом к Мекке после очищения путем омовения; соблюдение поста в месяц рамадан (в течение целого месяца нельзя ни есть, ни пить от восхода до захода солнца); раздача милостыни бедным. Последняя обязанность – по крайней мере раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Ислам запрещает вино и другие алкогольные напитки, а также употребление свинины и "нечистого" мяса (животное должно быть забито по определенному ритуалу). Эти же запреты свойственны иудаизму. Ислам также запрещает азартные игры и ростовщичество. Он терпим к многоженству, но советует ограничиться четырьмя женами.

Арабские завоевания

Накануне смерти Мухаммед призвал своих учеников исламизировать мир и обещал рай тем, кто погибнет в "священной войне" за веру.

В следующие 30 лет после смерти пророка исламизированные арабы бросились на завоевание мира, создав огромную империю от Испании до Индии.

Они быстро покорили Сирию и Египет, где христиане-монофизиты подвергались налоговой эксплуатации и религиозным преследованиям со стороны византийцев. Они разгромили персидскую сасанидскую монархию и захватили Персию и Центральную Азию до границ Индии. На западе они завоевали Северную Африку, затем Испанию, где разрушили королевство вестготов. В стране франков они были остановлены у Пуатье в 732 г. майордомом Карлом Мартеллом.

С 632 до 661 г. вся эта империя вынуждена была признавать власть наследника Мухаммеда, носившего титул халифа (вождь) и объединяющего в своем лице политическую и религиозную власть.

В 661 г. зять пророка Али был свергнут правителем Сирии, объявившим себя халифом и основавшим династию Омейядов. Тех, кто не признал эту узурпацию и поддержал Али, стали называть шиитами.

В 750 г. Омейяды были свергнуты новой династией, Аббасидами, которые избрали столицей халифата Багдад. Один из потомков Омейядов спасся и добрался до Испании, где основал Кордовский халифат. Позже шиитский халиф, выдававший себя за потомка Али, обосновался в Каире.

Мусульманский мир потерял свое единство, но оставался активным и богатым.

Коран предписывает искать знание везде, даже если бы пришлось за ним идти до Китая. Первые халифы распорядились перевести на арабский язык великие труды греческой античности (работы Аристотеля, Птолемея) и совершенствовать математические, астрономические, географические знания древних. Именно через переводы с арабского на латинский европейское средневековье открыло Аристотеля.

Итак, мусульмане начали тайно переселяться. Пророк, а с ним и несколько приближенных, не могли последовать за ними до тех пор, пока этого не повелит Господь через Свое Откровение. Вскоре приказ был получен. Но не так-то просто было выйти из города, где повсюду одни враги. К тому же заговорщики уже начали окружать его дом. Тогда Мухаммад отдал свою накидку Али, чтобы тот укрылся и любой заглянувший в дом решил бы, что перед ним лежит Мухаммад. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что никто не посмеет тронуть Али. По милости Всевышнего, Мухаммаду удалось выйти из дома и проскользнуть мимо заговорщиков незамеченным. Он направился к Абу Бакру, и оба покинули город. Они решили спрятаться в пещере, пока не уляжется суматоха. Дочь, сын и пастух Абу Бакра носили им еды и сообщали новости. Однажды поисковая группа мекканцев подобралась к беглецам так близко, что они могли слышать их слова. Взволнованный Абу Бакр обратился к пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха, если бы кто-то из них посмотрел вниз, то непременно увидел бы нас». На что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

«Что ты думаешь о двоих, третьим для которых стал сам Господь? Не печалься, ведь, поистине, Господь с нами» (Сахих Аль-Бухари).

Ночью пришел проводник и пригнал с собой двух верблюдов. Их ожидал долгий путь в Ясриб.

Наконец, после продолжительного путешествия путники достигли Куба – окраины Ясриба, где уже за несколько недель до этого собрались люди, услышавшие, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) покинул Мекку. Они поднимались на холмы и в ожидании пристально глядели в пустыню, пока палящее дневное солнце не гнало их в укрытие. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакр прибыли днем. Их приближение заметил лишь иудей, случайно оказавшийся на улице. Он созвал мусульман, и те встретили Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на холмах у Куба.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) оставался в Куба несколько дней. Здесь и была построена первая мечеть ислама. К этому времени до Куба добрался и Али, оставивший Мекку тремя днями позже пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мусульмане Мекки и помощники пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Куба повели Мухаммада в Медину, где все с нетерпением его ожидали.

Это был самый счастливый день в истории Медины. Анас, близкий пророку (мир ему и благословение Аллаха) сподвижник, говорил:

«Я был рядом в тот день, когда он (пророк) вошел в Медину. Не было дня прекраснее и ярче, чем этот. И я был рядом, когда он скончался. Не было дня печальнее и мрачнее, чем этот» (Ахмад).

Каждая семья Медины желала, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) остановился у них, одни даже пытались привести его верблюдицу к своему дому. Но пророк остановил их словами:

«Отпустите ее, ибо ею руководит Господь».

Верблюдица прошла мимо многих домов, пока не остановилась. Она опустилась на колени на территории Абу Наджа. Но пророк (мир ему и благословение Аллаха) не спешился. Верблюдица поднялась, прошла немного вперед, а затем вернулась на прежнее место и снова опустилась на колени. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) спустился. Он был рад выбору верблюдицы, ибо люди, принадлежавшие клану Абу Наджа, были его родными по матери, и он желал почтить их своим присутствием. Каждый из них стал убеждать пророка остановиться именно в его доме, а Абу Айуб взял седло со спины верблюдицы и занес к себе. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Мужчина там, где его седло» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим ).

После этого он вошел в дом Абу Айуба.

Первое, что следовало сделать мусульманам Медины – это построить мечеть. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал за двумя парнями, владельцами финиковой лавки, чтобы узнать стоимость участка земли во дворе. Они ответили: «Мы подарим его тебе, о посланник Господа!». Но Мухаммад не согласился, и, заплатив за землю, приступил к возведению мечети. Работая, он обращался к Богу:

«О Господь, нет блага кроме блага Вечности, так прости же ансаров и мухаджиров» (Сахих Аль-Бухари).

Мечеть стала местом поклонения мусульман. Молитва, совершаемая ранее только тайно у себя дома, стала теперь общим делом, сплотившим мусульманское общество. Уже не нужно было скрываться и стараться угодить. Пришла пора призывать на молитву открыто. Теперь, перед каждой молитвой звучал громкий азан – зов на молитву, проникая в каждый дом и напоминая мусульманам об их обязанности перед Создателем. Мечеть стала символом исламского общества: здесь,в небольшом строении из пальмовых стволов и листьев, совершали поклонение, обучались исламу, проводили собрания, решали важные религиозные и мирские вопросы. Это был прекрасный пример того, что ислам затрагивает все аспекты жизни человека.

Завершив первое и самое важное дело, пророк (мир ему и благословение Аллаха) построил дома по обе стороны мечети для себя и своей семьи из того же материала. Мечеть Пророка и его дом на прежнем месте и по сей день.

Хиджра (переселение) подошла к концу. С этого момента (23 сентября 622 года) началась исламская эра. В этот день Ясриб получил новое гордое имя – Мадинат-уль-Наби – Город Пророка, коротко – Медина.

Такова история Хиджры – переселения из Мекки в Ясриб. Тринадцать лет унижения, гонений, бегства, мелких удач, незавершенной пророческой миссии остались за плечами.

Впереди ждал величайший успех, который только мог увенчать старания человека. Хиджра стала новым периодом в истории пророческой миссии, как видно из Корана. До сих пор Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был лишь проповедником. Теперь он стал правителем государства, пусть и небольшого, но превратившегося за десять лет в империю Аравии. Мусульмане уже нуждались в другом руководстве. Об этом свидетельствуют мединские главы Корана, которые отличаются от мекканских. Если мекканские – это руководство для каждого отдельного человека, а пророк предстает как предостерегающий человек, то мединские – это уже руководство для растущей социальной и политической общины, а пророк здесь пример для подражания, законодатель и преобразователь!

Loading...Loading...