Православные церковные праздники августа. Церковный Православный праздник августа

6 августа (24 июля по календарю Русской Православной Церкви, созданному в Римской Империи в годы правления Гая Юлия Цезаря, а потому именующемуся "юлианским", ныне более известному как "старый стиль").

Неделя 9-я по Пятидесятнице ("неделей" в церковнославянском языке называется воскресный день, а это значит, что сегодня - девятое воскресенье после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы ). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется память 8 христианских подвижников, а также Собора Смоленских святых.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб . Сыновья равноапостольного великого князя Киевского Владимира , эти святые XI века от Рождества Христова должны были стать наследниками молодой христианской державы, однако их путь оказался иным: молодые князья Борис и Глеб завершили земную жизнь трагически. Подав всем русским людям главный исторический пример того, что люди, облеченные практически безграничной властью, способны добровольно ей жертвовать. И не только властью, но и жизнью.

Мученица Христина Тирская . Дочь знатного язычника, которую отец готовил к жреческому служению, святая Христина 11-летней отроковицей во время молитвы идолам неожиданно получила откровение от Бога. Девочка выкинула в окно всех идолов и публично исповедала веру во Христа Спасителя.

Родной отец приказал пытать святую Христину, чтобы она отреклась от христианства, но юная страдалица была стойкой и непреклонной. В разных вариантах жития мученицы описываются самые страшные истязания: пытка раскалёнными крючьями, бросание в огонь, в яму со змеями, в море или озеро, печь, мельничный жёрнов, колесование, осыпание стрелами и так далее.

Точный год смерти мученической смерти святой Христины неизвестен, но все источники склоняются к тому, что это произошло в III столетии от Рождества Христова.

Преподобный Поликарп Печерский, архимандрит . Русский святой XII века от Рождества Христова. Постриженик Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, известный духовной рассудительностью и примерной монашеской жизнью. В 1164 году отец Поликарп был избран игуменом Киево-Печерской обители и управлял лаврой вплоть до своей блаженной кончины в 1182 году . Преподобный составил немало житий первых Киево-Печерских подвижников. Тело святого старца было погребено в Ближних (Антониевых) пещерах Лавры.

Обретение мощей преподобного Далмата Исетского . Пермский святой XVII века , одного из самых непростых времен для Русской Церкви. Основатель Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря (ныне - город Далматов Курганской области).

По матери святой Далмат (в миру - Дмитрий) был родом из крещеных сибирских татар, его отец, Иван Мокринский, был знатным казачьим атаманом. В молодости будущий святой имел семью и служил на государственной службе. Однако в 1642 или 1643 году оставил прежнюю жизнь и принял монашеский постриг. Некоторое время отец Далмат жил в отшельническом уединении, но в итоге вокруг него собралась крупная монашеская община.

Никоновскую богослужебную реформу преподобный Далмат не принял, отказавшись служить по новым книгам и богослужебным чинам, но в то же время в итоге решил сохранить единство с церковным священноначалием. Скончался преподобный в основанной им обители в 1697 году в 103-летнем возрасте.

Собор Смоленских святых . Православный праздник, установленный в Русской Церкви в память о святых, чье житие связано со Смоленской епархией: родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия в других землях. Торжество было установлено в 1983 году, а впервые включено в календарь Русской Православной Церкви тремя годами позднее.

Празднование Собора Смоленских святых приурочено ко дню Смоленской иконы Божией Матери. Совершается в первое воскресенье перед 28 июля по юлианскому календарю (10 августа по григорианскому).

Священномученик Алфей Корбанский, диакон . Святой страдалец за Христа и Его Церковь, погибший от рук большевиков-богоборцев в период так называемого Большого террора в 1937 году . Прославлен в лике святых в числе Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Святые Николай Калинин, Оленевский и Иоанн Понгельский, исповедники, пресвитеры . Угодники Божии из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской, немало претерпевшие от богоборческой власти во времена советских антицерковных гонений, но избежавшие мученической кончины и умершие своей смертью в 1942 и 1951 годах соответственно.

Поздравляем всех православных христиан с днем этих святых! А тех, кто при Крещении или при монашеском постриге получил имена в честь сегодняшних угодников Божиих, сердечно поздравляем с именинами!

* Мученицы Христины (304). *** Мучеников и страстотерпцев Российских благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015).
Святых Анатолия; Фантина чудотворца; блаженного Измарагда, армянского чудотворца; Папы; Илариона Твалэли, Грузинского (XI). Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1182). Мучеников Капитона; Именея; Ермогена; Феофила Хиосского (1635). Преподобного отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского (1667). Мученика Афанасия Икийского (1670). Священномученика Алфея диакона (1937); святых Николая (Понгельского), Ярославского (1942), и Иоанна (Калинина) (1951) исповедников, пресвитеров.

Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

В этот день прославляются благоверные князья Борис и Глеб. После смерти великого князя Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть брата своего Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но убийцы вошли к нему, молящемуся в шатре, и закололи копьями. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса. А сестра Предслава предупреждает и Ярослава Мудрого, что их брат Святополк собирается устранить и его. Жестокий брат его, Святополк, шлёт гонца к брату Глеба: болен отец и желает видеть его - Глеба. И вот, опечаленный скорбью, князь плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». Главарь разбойников Голясер отдал приказ, и повар Глеба, по имени Торчин, зарезал своего господина ножом. В 1071 году церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба.

Мученица Христина

Мученица Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательной красотой, и отец хотел определить ее в языческие жрицы.
Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебряных идолов. Но в своем одиночестве часто любуясь природой - созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, - св. Христина задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом своих прислужниц. Те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда ее отец узнал об этом, то страшно разгневался, убил всех служанок, а ее саму жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердой. На другой день отец приказал вывести дочь из темницы и начал ласково уговаривать отречься от Христа; но, видя ее непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась перед отцом. Отец решил на следующий день отсечь ей голову, но не успел, потому что в ночь сам умер. Мучил ее и новый начальник города, но и он был наказан смертью. Его преемник приказал посадить святую в разожженную печь и затворил ее там, но она 5 дней была в печи и осталась живой и невредимой. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила святая мученица около 300 г., при Диоклетиане.

Преподобный Поликарп

Преподобный Поликарп был архимандритом в Печерской обители святых Антония и Феодосия, жил в XII в. Постриг он принял в этой же обители.
Св. Поликарпа уважали не только иноки, но и высокопоставленные люди, даже великий князь Ростислав, за его строгую жизнь и духовную рассудительность. Князь часто приглашал его к себе, и сам бывал у него для беседы. После смерти Ростислава св. Поликарпу пришлось пострадать от своих недоброжелателей, так что он был осужден на заточение. Во время его заточения в 1169 г. Киев был взят и разграблен князем Мстиславом, и киевляне видели в этом наказание за невинно осужденного Поликарпа. Святой был возвращен и управлял обителью до глубокой старости. Скончался в 1182 г. Погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
12.03.2019 -
13.03.2019 -
14.03.2019 -

* Мученицы Христины (304). *** Мучеников и страстотерпцев Российских благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015).
Святых Анатолия; Фантина чудотворца; блаженного Измарагда, армянского чудотворца; Папы; Илариона Твалэли, Грузинского (XI). Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1182). Мучеников Капитона; Именея; Ермогена; Феофила Хиосского (1635). Преподобного отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского (1667). Мученика Афанасия Икийского (1670). Священномученика Алфея диакона (1937); святых Николая (Понгельского), Ярославского (1942), и Иоанна (Калинина) (1951) исповедников, пресвитеров.

Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

В этот день прославляются благоверные князья Борис и Глеб. После смерти великого князя Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть брата своего Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но убийцы вошли к нему, молящемуся в шатре, и закололи копьями. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса. А сестра Предслава предупреждает и Ярослава Мудрого, что их брат Святополк собирается устранить и его. Жестокий брат его, Святополк, шлёт гонца к брату Глеба: болен отец и желает видеть его - Глеба. И вот, опечаленный скорбью, князь плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». Главарь разбойников Голясер отдал приказ, и повар Глеба, по имени Торчин, зарезал своего господина ножом. В 1071 году церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба.

Мученица Христина

Мученица Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательной красотой, и отец хотел определить ее в языческие жрицы.
Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебряных идолов. Но в своем одиночестве часто любуясь природой - созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, - св. Христина задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом своих прислужниц. Те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда ее отец узнал об этом, то страшно разгневался, убил всех служанок, а ее саму жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердой. На другой день отец приказал вывести дочь из темницы и начал ласково уговаривать отречься от Христа; но, видя ее непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась перед отцом. Отец решил на следующий день отсечь ей голову, но не успел, потому что в ночь сам умер. Мучил ее и новый начальник города, но и он был наказан смертью. Его преемник приказал посадить святую в разожженную печь и затворил ее там, но она 5 дней была в печи и осталась живой и невредимой. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила святая мученица около 300 г., при Диоклетиане.

Преподобный Поликарп

Преподобный Поликарп был архимандритом в Печерской обители святых Антония и Феодосия, жил в XII в. Постриг он принял в этой же обители.
Св. Поликарпа уважали не только иноки, но и высокопоставленные люди, даже великий князь Ростислав, за его строгую жизнь и духовную рассудительность. Князь часто приглашал его к себе, и сам бывал у него для беседы. После смерти Ростислава св. Поликарпу пришлось пострадать от своих недоброжелателей, так что он был осужден на заточение. Во время его заточения в 1169 г. Киев был взят и разграблен князем Мстиславом, и киевляне видели в этом наказание за невинно осужденного Поликарпа. Святой был возвращен и управлял обителью до глубокой старости. Скончался в 1182 г. Погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи.

6 августа — по юлианскому календарю — католическая церковь празднует Преображение Иисуса Христа перед тремя его ближайшими учениками во время молитвы (Мф. 17: 1-6, Мк. 9: 1-8, Лк. 9: 28-36).

Евангелия повествуют, что Иисус за шесть дней до этого пророчески произнес: "Иистинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе", а потом, позвав с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору и во время молитвы "преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет", а рядом с Ним явились апостолам два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — которые беседовали с Иисусом "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме". Увидев это, пораженный и испуганный Петр сказал: "Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии". После этих слов их всех окутало облако, и ученики услышали из облака голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых".

Праздник Преображения начали отмечать в Палестине еще в IV веке, когда мать императора Константина Великого равноапостольная Елена построила в честь этого события храм на горе Фавор. В Византии праздник известен с VII века — соответствующие богослужебные тексты составили в VIII столетии святые Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский. На Западе его вначале праздновали лишь в некоторых церквях во Франции и Испании. Для всеобщего почитания в Римо-католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1457 году в ознаменование победы христиан над турками под Белградом.

Изначально Преображение отмечали в разных местах в разные дни, но в итоге общим днем празднования стало 6 августа — причем эта дата отсчитывалась от праздника Воздвижения Креста Господня (в католической церкви — 14 сентября), так как считалось, что Иисус Христос преобразился за 40 дней до своих Страстей, воспоминанию которых посвящен праздник Воздвижения.

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Сыновья киевского великого князя Владимира Борис и Глеб, погибшие в 1015 году в борьбе их братьев за власть, стали первыми русскими святыми, канонизированными в лике страстотерпцев Константинопольской патриархией. Причем, их всенародное почитание началось еще до канонизации. Они издревле считались небесными заступниками Русской земли и ее князей и царей.

История святых братьев описана в "Сказании о Борисе и Глебе" Иакова Черноризца и в "Чтении о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" Нестора Летописца.

Братья были не только крещены, но и воспитаны как христиане. Старший, Борис, получивший хорошее образование, любил читать Священное Писание и жития святых, подвигам которых с детства хотел подражать. Младший, Глеб, воспитывался вместе с братом и под его влиянием проникся тем же желанием.

Младшие братья Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого, от отца они получили в уделы Борис — Ростов, а Глеб — Муром. И оба, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть. Летописи и древнерусские агиографические сказания рассказывают, что получив известие о смерти отца, Борис отверг предложение своих дружинников идти на Киев и силой захватить престол, но Святополк, не поверив в искренность брата, послал к нему убийц. Тело его тайно привезли в Вышгород и погребли там у церкви святого Василия Великого. Глеб же, получив известие о смерти отца и брата и предупреждение Ярослава Мудрого о том, что Святополк, опасаясь мести, собирается убить и его, запретил своим воинам применять оружие и не стал сопротивляться убийцам. Его зарезали и похоронили под Смоленском.

В 1019 году Ярослав, заняв Киев, приказал отыскать тело Глеба, привезти в Вышгород и похоронить рядом с Борисом. А в 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. То, что их канонизировали как страстотерпцев, подчеркивало, что смерть они приняли не от рук гонителей христианства, а от единоверцев и их подвиг состоял в беззлобии и смиренном непротивлении врагам. Дети князя - Изяслав, Святослав и Всеволод, вместе с Киевским митрополитом Георгием в 1027 году торжественно перенесли мощи князей-страстотерпцев в новую каменную церковь, и с этого времени началось их общецерковное почитание.

Многочисленные церковные службы, слагавшиеся на Руси святым братьям, начиная со службы канонизовавшего их митрополита Иоанна, говорят о величии вольной жертвы за Христа, равной героизму мучеников-исповедников. Борис и Глеб создали на Руси особый чин "страстотерпцев" — самый парадоксальный чин русских святых. В большинстве случаев речь идет не о людях, добровольно принявших смерть: можно говорить лишь об их непротивлении смерти. И подвиг такого непротивления стал национальным русским подвигом, подлинным религиозным открытием новокрещеного русского народа. Святые Борис и Глеб сделали то, чего не требовала от них церковь, но ждал Спаситель. И через их житие образ кроткого и страдающего Христа вошел в сердце русского народа — навеки, как самая заветная его святыня.

При этом парадокс почитания страстотерпцев в том, что после смерти святые "непротивленцы" становятся во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов — крест, символ всех страстотерпцев, становится знамением победы.

Возможно, именно поэтому святых Бориса и Глеба почитают православные сербы, болгары, чехи, греки, армяне и даже католики — Борис под именем Романа Русского и Глеб под именем Давида Польского входят в список святых Римо-католической церкви.

* Мученицы Христины (304). *** Мучеников и страстотерпцев Российских благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015).
Святых Анатолия; Фантина чудотворца; блаженного Измарагда, армянского чудотворца; Папы; Илариона Твалэли, Грузинского (XI). Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1182). Мучеников Капитона; Именея; Ермогена; Феофила Хиосского (1635). Преподобного отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского (1667). Мученика Афанасия Икийского (1670). Священномученика Алфея диакона (1937); святых Николая (Понгельского), Ярославского (1942), и Иоанна (Калинина) (1951) исповедников, пресвитеров.

Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

В этот день прославляются благоверные князья Борис и Глеб. После смерти великого князя Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть брата своего Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но убийцы вошли к нему, молящемуся в шатре, и закололи копьями. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса. А сестра Предслава предупреждает и Ярослава Мудрого, что их брат Святополк собирается устранить и его. Жестокий брат его, Святополк, шлёт гонца к брату Глеба: болен отец и желает видеть его - Глеба. И вот, опечаленный скорбью, князь плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». Главарь разбойников Голясер отдал приказ, и повар Глеба, по имени Торчин, зарезал своего господина ножом. В 1071 году церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба.

Мученица Христина

Мученица Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательной красотой, и отец хотел определить ее в языческие жрицы.
Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебряных идолов. Но в своем одиночестве часто любуясь природой - созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, - св. Христина задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом своих прислужниц. Те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда ее отец узнал об этом, то страшно разгневался, убил всех служанок, а ее саму жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердой. На другой день отец приказал вывести дочь из темницы и начал ласково уговаривать отречься от Христа; но, видя ее непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась перед отцом. Отец решил на следующий день отсечь ей голову, но не успел, потому что в ночь сам умер. Мучил ее и новый начальник города, но и он был наказан смертью. Его преемник приказал посадить святую в разожженную печь и затворил ее там, но она 5 дней была в печи и осталась живой и невредимой. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила святая мученица около 300 г., при Диоклетиане.

Преподобный Поликарп

Преподобный Поликарп был архимандритом в Печерской обители святых Антония и Феодосия, жил в XII в. Постриг он принял в этой же обители.
Св. Поликарпа уважали не только иноки, но и высокопоставленные люди, даже великий князь Ростислав, за его строгую жизнь и духовную рассудительность. Князь часто приглашал его к себе, и сам бывал у него для беседы. После смерти Ростислава св. Поликарпу пришлось пострадать от своих недоброжелателей, так что он был осужден на заточение. Во время его заточения в 1169 г. Киев был взят и разграблен князем Мстиславом, и киевляне видели в этом наказание за невинно осужденного Поликарпа. Святой был возвращен и управлял обителью до глубокой старости. Скончался в 1182 г. Погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи.

Православные и Церковные праздники в августе.

Loading...Loading...