Правовое положение старообрядцев в XVII—XVIII веках. Религиозная политика Екатерины II в отношении различных форм «суеверий»

Вторая половина XVIII в. - особый период в истории старообрядчества. К концу царствования Елизаветы Петровны отношение к держателям старой веры начало меняться. Первопричиной стала забота о заселении южных степей. В 1761 г. появился указ, приглашающий и разрешающий тем старообрядцам, которые покинули Россию в годы гонений, вернуться в Отечество. Конечно, добровольное переселение старообрядцев было возможно только после предоставления им льгот. Петр III дал ста-рообрядцам обещание, что в "содержании закона по их обыкновению и старопечатным книгам ни от кого возбранения не будет". Екатерининский указ 1762 г. подтверждал права переселяющихся в Россию старообрядцев и гарантировал, что "как в бритье бород, так и в ношении указного платья никаких притеснений не будет". Позднейшие указы уравняли старообрядцев в правах с остальным населением, предоставив им право свидетельствования в суде (1769 г.), освободив от двойного подушного оклада (1782 г.), разрешив занимать общественные должности (1785 г.).

Образ Екатерины II, мудрой покровительницы старообрядцев, надолго запечатлелся в их памяти. В начале XX в. старообрядческая типография в Москве тиражировала речь Екатерины II, произнесенную, по утверждению старообрядцев, на общей конференции Сената и Синода 15 сентября 1763 г. "Телесные озлобления и смертельные наказания, кнут, плети, урезания языков, костры, срубы - все это против кого? Против людей, которые желают одного: остаться верными обряду и вере отцов!" - восклицала императрица.

Исходя из потребностей общежительства, выговские киновиархи стремились устанавливать контакты с самыми высокопоставленными вельможами России. Нередко они обращались к петербургским чиновникам, надеясь обрести защиту от произвола местной администрации или добиться привилегий.

Источниковая база изучаемого вопроса невелика. Это, в основном, личная переписка выговских киновиархов с петербургскими чиновниками. Догадываться о ее существовании можно только на основании косвенных свидетельств, так как переписка почти не сохранилась.

Значительная часть документов связана с пребыванием в Карелии Г. Р. Державина. Речь идет прежде всего о замечаниях первого олонецкого губернатора на "Топографическое описание", составленное Т. И. Тутолминым. Определенный интерес представляют "Оправдания Тутолмина знатным особам в Петербурге и воэражения на оные Державина". Хотелось бы обратить внимание на самое раннее - 1860 г. - издание записок Г. Р. Державина с комментариями П. И. Бартенева. Перечисленные ис-точники позволяют существенно дополнить сведения, содержащиеся в "Поденной записке..." - дневнике путешествия Г. Р. Державина по Олонецкому наместничеству.

Источники, повествующие о контактах старообрядцев с другими екатерининскими вельможами, не столь многочисленны. Наиболее подробны сведения о близком знакомстве выговского киновиарха Андрея Борисова с петербургским губернатором У. С. Потаповым. Гораздо меньше сведений о переписке выговских старообрядцев с сенатором А. Р. Воронцовым. О тесных контактах выговцев со всемогущим Г. А. Потемкиным можно судить на основании косвенных свидетельств.

Известно, что Г. А. Потемкин с симпатией относился к старообрядцам. Причиной его расположения к религиозным диссидентам были не только прагматические соображения (заселение степей), но и постоянный интерес к религиозным вопросам. Племянник Г. А. Потемкина Л. Н. Энгельгардт вспоминал: "...во время своей силы он держал у себя ученых раввинов, раскольников и всякого звания ученых людей; любимое его было упражнение, когда все разъезжались, призывать их к себе и стравливать их, а между тем сам изощрял себя в познаниях".

О контактах Г. А. Потемкина с выговскими старообрядцами свидетельствует Г. Р. Державин, который отмечал в своих "Записках...", что "славный тогда" выговский киновиарх Андрей Борисов жаловался Потемкину на Державина, который требовал проверять "пашпорта" скрывающихся на Выге староверов. Другим свидетелем стал Жильбер Ромм, который, со слов Андрея Борисова, перечисляет крупных администраторов, так или иначе связанных со старообрядцами. В их числе выговский киновиарх с гордостью назвал Г. А. Потемкина. По свидетельству Павла Любопытного, Андрей Борисов был "друг вельмож царского двора", составил "много посланий высоких, витийством украшенных" и писал даже "многократно высокому известнейшему князю, господину Потемкину, его благодетелю и другу". Столь же трудно судить о связях выговских старообрядцев с другими влиятельными администраторами екатерининской эпохи: А. Р. Воронцовым, Т. И. Тутолминым, У. С. Потаповым. Свидетельства о контактах со старообрядцами двух первых чиновников сохранились в письмах А. Р. Воронцова Т. И. Тутолмину, хранящихся в архиве Санкт-Петербургского Института истории. А. Р. Воронцов в одном из писем поручал Т. И. Тутол-мину передать на Выг письмо, адресованное Андрею Борисову. Стиль послания позвляет утверждать, что это было уже не первое поручение подобного рода. Тимофею Ивановичу не пришлось объяснять, кто такой Андрей Борисов. Более того, он знал, когда выговский киновиарх приедет в Петрозаводск.

Несколько более подробны сведения о переписке между Андреем Борисовым и петербургским губернатором У. С. Потаповым. Устин Семенович, во исполнение высочайшего рескрипта от 13 января 1782 г. пролагавший дорогу в Архангельск, посетил выговское общежительство. Андрей Борисов в письме, опубликованном В. Белоликовым, утверждает, что Потапов "персонально зрел больницы (выговские. - М. П.) во всем убожестве и сирот крайнее неиметельство". О совместной трапезе петербургского губернатора и выговских старообрядцев упоминает Жильбер Ромм.

В.Белоликов оценивает переписку У.С.Потапова и Андрея Борисова как чрезвычайное явление в истории старообрядчества. По мнению того же автора, указы о снятии со старообрядцев двойного подушного оклада и о "уничтожении хульного имени раскольник" были "испрошены никем иным, как Андреем Борисовым через посредство санкт-петербургского губернатора Потапова, что со всей очевидностью обнаруживается из переписки Андрея Борисова с Потаповым".

Из опубликованных писем ясно, что Андрей Борисов "испрашивал" благоприятные для старообрядцев указы от У. С. Потапова, а тот в свою очередь обещал ходатайствовать перед императрицей. Старообрядческие авторы склонны преувеличивать заслуги А. Борисова, который, по словам Павла Любопытного, "сверг со старообрядцев тяжкое бремя двойного оклада, носимое ими за благочестие с лишком 50 лет, и уничтожил из всех судебных мест хульное слово раскольник, употребляемое по изуверству над православными ". На фоне столь благожелательного отношения влиятельных вельмож к старообрядцам конфликт выговского "большака" и первого олонецкого губернатора становится совершенно особым явлением. Державин прибыл в Олонецкую губернию с сильным предубеждением против старообрядцев. В памяти свежи воспоминания о крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева. Новоиспеченный губернатор видел в старообрядцах не религиозных вольнодумцев, а неблагонадежных граждан. И он не был одинок в своих воззрениях. Его недоброжелатель, князь А. А. Вяземский, писал в 1784 г.: "Он (раскол. - М. П.) есть некоторым семенем несогласия в государстве. Ибо раскольники одного с собой Отечества людей и того же государства подданных отвращаются и ненавидят <...> властей светских и духовных как внутренно сами не любят, так и других своим примером, а при том и глухими разговорами на то же приводят".

Конечно, олонецких старообрядцев нельзя обвинить в неподчинении властям. Губернатору было известно, что во время Кижского восстания старообрядцы оказались в числе немногих, оставшихся лояльными. В то же время некоторые священники, судя по материалам сенатской следственной комиссии, принимали участие в волнениях на стороне крестьян. Однако в 1784 г., незадолго до приезда Г. Р. Державина, произошло событие, которое дало повод для возобновления старых обвинений против старообрядцев. Речь идет о массовом самосожжении в деревне Фофановской. Акту груп-пового самоубийства предшествовала тщательная подготовка, хладнокровная распродажа имущества, созыв сторонников. Точное число погибших осталось неизвестным. Прибывшая вскоре комиссия Синода составила отчет, наполненный леденящими душу подробностями. Приступив к исполнению губернаторских обязанностей, Г. Р. Державин поспешил дать распоряжение зем-ской полиции "о недопущении раскольников сжигать самих себя, как они прежде часто из бесноверства чинили". Документ ориентировал полицию на слежку за старообрядцами. Он противоречил политике веротерпимости, но полностью соответствовал тревожной обстановке, сложившейся вокруг ста-рообрядческих "жилищ".

С тех пор Державин внимательно следил за жизнью Выга. Вскоре он получил донос о намерении старообрядцев канонизировать Корнилия Выговского. Информация представляется вполне правдоподобной. Известно 70 списков жития Корнилия. В XVIII в. на Выге была составлена служба в его честь. Один из списков жития попал в руки Державина и был внимательно прочитан. Но кроме того, в доносе указывалось, что в выговском общежительстве изготовлен некий "восковой идол" - мощи Корнилия. Снарядили комиссию, однако явных доказательств обнаружить не удалось. Это не помешало Державину утверждать, что "идол" существует, но старообрядцы успели узнать о предстоящей проверке.

Готовность Державина верить любым доносам на старообрядцев подтверждается и упоминанием в его "Поденной записке" "прекрасных келейниц, чаятельно для большего в правоверии подвизания" проживающих в кельях богатых старообрядцев. Такое наблюдение, конечно, нельзя сделать при кратковременном визите. Доносы о неблагопристойном поведении выговцев поступали в различные инстанции задолго до екатерининскои эпохи.

Немаловажным мероприятием Державина стала попытка пресечь приток беглых на Выг. Губернатор, как было упомянуто, отдал распоряжение о проверке "пашпортов". Указанное мероприятие стало одной из многочисленных акций, направленных на очистку губернии от "упражняющихся в неблаговидных поступках" лиц. О масштабах действий свидетельствует тот факт, что в губернию на помощь немногочисленным стражам порядка были направлены отряды башкир. Для Выга державинские мероприятия имели особое значение. Постоянный приток рабочей силы в селения, входящие в число "выгорецких раскольнических жилищ", являлся одной из основ бла-госостояния общежительства. Он позволял скорректировать неблагоприятные демографические тенденции, возникшие в селениях старообрядцев.

Державин, очевидно, понимал, что одних административных мер недостаточно для борьбы с авторитетными противниками. Не менее важно было подорвать престиж выговских киновиархов. И Державин не жалеет сил для достижения поставленной цели. Старообрядцы утверждали, что Денисов владел латинским языком. Державин оспаривает зту точку зрения, указывая, что, возможно, Денисов пользовался переводами. Перу олонецкого губернатора принадлежит характеристика Андрея Денисова, в которой в равной степени заметны и пыл литератора, и последовательность чиновника, вступившего в борьбу с нарушениями закона. "В сочинениях его, - писал Г. Р. Державин, - вообще примечается смелое и пылкое воображение, достаточное знание церковных книг, но мало или совсем нет здравого рассудка и филографии".

Не скупится Державин и на язвительные замечания в адрес другого авторитетного настоятеля - Андрея Борисова. В "Поденной записке..." читаем: "...он сажает на цепь и бьет бедных, налагает великие денежные епитимии на богатых". Заметим, что сходных воззрений придерживался и посетивший Выг одновременно с Державиным Жильбер Ромм.

Высказывания Г. Р. Державина о Выговском общежительстве противопоставлены взглядам Т. И. Тутолмина. Тимофей Иванович, как и Державин, встречался с Андреем Борисовым. Но отношения архангельского и олонецкого генерал-губернатора с выговским киновиархом были не только деловыми, но и, вполне возможно, дружескими. Вероятно, не в последнюю очередь по этой причине Тутолмин акцентирует внимание на светлых сторонах в жизни Выга. Генерал-губернатор отмечает стремление к знаниям, присущее, по его мнению, всем старообрядцам, с почтением отзывается о призрении убогих и больных, происхождение киновии связывает с Соловецким монастырем - одной из главнейших святынь Руси. На этом фоне утверждения того же автора о том, что "каждый находящийся в общежительстве либо лжец, либо лицемер", кажутся критикой в "улыбательном духе", а не серьезным обвинением. Таким образом, суждения Г. Р. Державина о выговских старообрядцах стали составной частью общеизвестного конфликта с Тутолминым. Державин, очевидно, стремился подчеркнуть не-способность Тутолмина разобраться в событиях и людях на вверенной его управлению территории.

Однако это лишь частичное объяснение. Изучение жизни старообрядческого общежительства, проведенное на основании собственных впечатлений и доносов, которым Державин полностью доверял, привело его к выводу о том, что способы привлечения новых членов в общену явно незаконны. Ожидать от киновии выгод для казны не приходилось. Пользы для окружающего населения Державин, в отличие от Тутолмина, не видел. Зная о поддержке общежительства со стороны влиятельнейших лиц в государстве, Державин не осмеливался призывать к разгрому киновии. Однако такой вывод напрашивается из его "Записок".

Результат открытого противостояния выговского "большака" и екатерининского губернатора виден из "Записок" Г. Р. Державина. В них Г. Р. Державин указывает, что причиной оскорбительно быстрого - через полтора года после назначения на должность - перевода его в Тамбов было, с одной стороны, "недоброжелательство" фаворита Екатерины II А. П. Ермолова, а с другой - "неудовольствие от князя Потемкина" из-за притеснений старообрядцев.

Однако Державин в своих "Записках" предлагает довольно одностороннее объяснение. Он ничего не говорит о своих многочисленных недоброжелателях, которые вовсе не успокоились после отправки Державина в Петрозаводск. Однако сам факт упоминания в "Записках" старообрядческих жалоб в числе факторов, оказывающих влияние на принятие важнейших решений, примечателен.

В чем же причина столь благожелательного отношения властей к выговским старообрядцам? На основании имеющихся источников можно сделать лишь предположения. Во-первых, существенную роль могли сыграть подарки и тонкое искусство лести, которым, судя по опубликованным письмам, в совершенстве владел Андрей Борисов. Кроме того, общежительство исправно платило налоги и поставляло работников на заводы. Во-вторых, не следует забывать о растущем влиянии старообрядчества - и олонецкого, и общероссийского - в экономической сфере. Трудно, наконец, оспорить высокую образованность старообрядческих наставников. И то и другое было особенно заметно на фоне нищеты и малограмотности основной массы духовенства. Несомненная заслуга выговских киновиархов состоит в том, что они сумели блестяще использовать ситуацию и сохранить во всей славе феномен росийской культуры - Выговское общежительство.

"Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. Сборник научных статей и материалов". Санкт-Петербург, 2003

Религиозная политика Екатерины II в отношении различных форм «суеверий»

В Российской империи XVIII века под «суевериями» понимались определенные формы выражения народной веры, а именно: почитание «ложных» чудес, «лжесвященных» мест и предметов (например, камней) кликушество, волшебство, «обожествление» икон и ряд других Смилянская Е. Б. «Суеверие» и рационализм властей и подданных в России XVIII в. // Европейское Просвещение и цивилизация России. - М.: Наука, 2004. - С. 204-211..

Особое место теме суеверий отводилось не только в европейских словарях, но и в российских. Наиболее известным в России было «Описание древнего славянского языческого баснословия, собранного из разных писателей, и снабденного примечаниями» М. И. Попова (1768 г.). Популярным был «Словарь русских суеверий» издателя этнографических материалов М. Д. Чулкова (1783 г.). Согласно ему, «суевером» назывался человек, который «в одних только наружных поступках и обрядах является богобоязливым; а в самом деле главную должность человека Християнина, то есть любовь к ближнему пренебрегает» Чулков М. Д. Словарь русских суеверий. - СПб., 1782. - С. 253. .

Д. И. Фонвизин перевел современное эпохе Просвещения слово «superstition» французского философа Луи де Жокура из Энциклопедии Дидро и Д"Аламбера как «суеверие». Используя рассуждения Феофана Прокоповича, писатель дал определение суеверному человеку, вера которого «противна рассудку и здравым понятиям о вышнем существе» Фонвизин Д. И. Опыт Российского сословника // Избранные произведения русских мыслителей второй половины 18 века. - М. , 1952. - Т. 2. - С. 241. .

Юридическую основу отношения власти к различным формам суеверий второй половины XVIII века составили такие нормативные акты, как Духовный Регламент (1721 г.); Сенатский указ от 14 марта 1770 года «О предостережении судей от неправильных следствий и решений по делам о колдовстве и чародействе и о наказании кликуш плетьми, яко обманщиц»; Учреждения для управления губерний Всероссийской империи (1775 г.); Устав Благочиния (1782 г.). Наказ Екатерины II Комиссии по составлению нового Уложения (1767 г.) показателен для изменения характера юридического дискурса, так как он не был действующим законом Михайлова Т. В. Русское законодательство в отношении колдовства: правовая база русских колдовских процессов второй половины XVIII века и ее специфика // Антропология. Фольклористика. Лингвистика. - СПб., 2002. - Вып. 2. - С. 170. .

В Духовном Регламенте суеверие рассматривалось в соответствии с церковной традицией как придание особого значения неканоническим текстам (апокрифам, магическим, прогностическим) и внешним обрядам. В области следственных дел «духовные преступления», отождествляемые с суевериями, имели значение «мошеннических» Духовный регламент... - С. 11.. Такое положение Регламента отразилось и на законодательстве второй половины 18 века.

В Наказе Екатерины II все преступления разделялись на «четыре рода»: те, что разнились с «законом, или верой», с нравами, «тишиной и спокойствием», с безопасностью граждан Наказ Императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении Проекта Нового Уложения: Памятники русского законодательства 1649 - 1832 гг. / Н. Д. Чечулин [и др.]. - СПб., 1907. - С. 36.. Преступления против веры преследовались, так как несли в себе опасность и могли нарушать принципы правопорядка. Этот смысл был заимствован из сочинения Монтескье «О Духе законов».

В Наказе отмечалась необходимость регулирования законодательства так, чтобы быть снисходительнее при допросах и не применять пыток, которые считались не соответствующими «здравому естественному разсуждению» Там же. - С. 95. . Таким образом, отношение к пыткам во второй половине XVIII века теоретически переменилось. Смягчение наказаний на практике в полной мере происходило в последние десятилетия, так как наиболее частым видом среди них становилась епитимья продолжительностью от нескольких недель или месяцев до пяти-шести лет Михайлова Т. В. Указ. соч. - С. 183.. И все же в эпоху Екатерины II в Российской империи в ряде случаев продолжали существовать довольно строгие меры. Известен текст приговора 1765 года по делу камергера Петра Васильевича Салтыкова, которое началось еще при императрице Елизавете Петровне Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII века. - М., 2003. - С. 49. . Он происходил из знатной и древней фамилии, известной тогда в империи Записки Екатерины Второй. - М., 1989. - С. 308. . В 1758 году в Тайной канцелярии слушали показания о том, как камергер рассыпал в Зимнем дворце зелье на пол в надежде, что пройдя через него, императрица «будет милостива» Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики… - С. 48.. Причиной для поисков волшебников стал неудачный брак с княжной Марьей Солнцевой-Засекиной и желание супруга «уморить жену свою». Когда Петр Салтыков находился при императорском дворе, он планировал упросить императрицу отпустить его в Москву и помочь в оплате долгов. В 1758 году управляющий Толмачев донес на своего господина о государственном преступлении и почти все колдуны нашлись и вслед за Салтыковым давали показания в Тайной канцелярии. По приговору он был сослан в Соловецкий монастырь и лишен всех чинов. Бывший камергер не оставил попытки умилостивить и Екатерину II. В 1764 году по донесению приказчика Петра Черторылького Салтыков «через крепостную свою жонку Аграфену Варфоломееву еретическтвом делает такой способ, чтоб он принят был в милость Ея Императорского Величества…» Там же. - С. 62. Согласно приговору 1765 года Аграфену с ее мужем было приказано «наказать жестоко» Смилянская Е. Б. «Суеверие» и рационализм властей и подданных… - С. 204-211.. Практика преследования за колдовство продолжалась, судя по тому, что участники преступления наказывались плетьми, ссылкой или отправкой в солдаты. Петру Салтыкову полагалось каяться и больше не обращаться за помощью к колдунам, а при повторном доносе обещали отослать в монастырь.

Указ от 14 марта 1770 года «О предостережении судей от неправильных следствий и решений по делам о колдовстве и чародействе и о наказании кликуш плетьми, яко обманщиц» представлял собой законодательный акт, с подробными описаниями публицистического плана Михайлова Т. В. Указ. соч. - С. 178. . Указ подвергал сомнению возможность колдовства и существование настоящих колдунов, а наиболее часто встречающимся явлением рассматривал «мнимых волшебников» Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи… - Т. 1. - № 551. . Практика судебных следствий показала, что обвиняющий другого в колдовстве нередко признавался обманщиком, который притворялся, что ему причинен вред посредством волшебных действий, а мотивом его обвинений являлась обида или месть. Кроме того, признание обвиняемого в том, что он колдун считалось вызванным угрозами и побоями, применяемыми во время допроса Михайлова Т. В. Указ. соч. - С. 179.. Из названия указа 1770 года следовало, что по-прежнему сохранялось наказание «высечь плетьми публично» для «кликуш и обманщиц» Полное собрание законов Российской империи… - Т.19. - № 13427. , так как они фактически причислялись к доносчикам.

В русском законодательстве происходила важная перемена: судить полагалось за обман и мошенничество, а также вред, нанесенный человеку в случае отравления. Стоит оговориться, что в указе 1770 года колдовство понималось как реальное, но крайне редкое явление Михайлова Т. В. Указ. соч. - С. 177-189. .

В 1772-1774 годы распоряжением императрицы было предпринято передать «духовные дела» в светские суды Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи… - Т. 1. - № 551. . В проекте Уголовного уложения 1774 года пояснялось, что религиозные по содержанию преступления должны были исключаться из сферы уголовного права. Карались только негативные последствия, которые выражались в нарушении общественного порядка Омельченко О. А. Указ. соч. - С. 297. . На практике единого подхода в области следственных дел в отношении суеверий не было выработано Смилянская Е. Б. «Суеверие» и рационализм властей и подданных… - С. 204-211..

В Сенате обличалось невежество судей, из числа которых некоторые также могли предаваться суевериям, не смотря на то, что «по долгу звания своего и на основании явных законов» были обязаны «стараться о истреблении оного» Полное собрание законов Российской империи… - Т.19. - № 13427.. Так как центральные и местные органы власти могли сильно отличаться по уровню просвещенности, на местах случались самосуды и даже смертные приговоры. В таком случае дела передавались на пересмотр в Московскую Синодальную контору Михайлова Т. В. Указ. соч. - С. 170..

Система судопроизводства регулировалась на основании «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», подписанного 7 ноября 1775 года. Была создана иерархия судебных учреждений с введением новых судебных инстанций. Высшей из них являлся Сенат. На губернском уровне учреждения включали две палаты уголовного и гражданского суда. За ними в иерархии следовали три учреждения сословного характера: Верхний земский суд, Губернский магистрат и Верхняя расправа. В 1775 году был создан новый судебный орган - совестный суд. Инстанция была призвана решать дела, которые не представляли значительной общественной опасности Там же. - С. 182.. Тем самым общие суды были освобождены от рассмотрения дел о колдовстве, краже церковного имущества и ряда других. Это были те дела, где источником преступлений являлась не воля нарушителя закона, а несчастье, нравственный недостаток, суеверия и т. п. Совестные суды состояли из судьи и шести заседателей: по два человека из дворян, городского и сельского сословия.

В течение XVIII века всего известно не менее 200 процессов только о «волшебстве» Смилянская Е. Б. «Суеверие» и рационализм властей и подданных … - С. 204-211.. Содержание духовных дел отразилось в документах политического сыска Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700-1740 гг. - М., 2000. - С. 22-24.. В настоящее время в исследованиях отмечается порядка 22 процессов за 1761-1780 годы и 18 процессов - в 1781-1801 годы, тогда как за 1741-1760 годы из них известно около 97 Смилянская Е. Б. Волшебники, богохульники, еретики… - С. 187.. Это свидетельствует о значительном спаде преследований суеверий при Екатерине II.

Особенность содержания дел также заключалась в том, что расцениваемое судьями как суеверие, носителями практик воспринималось как норма жизни Михайлова Т. В. Магические практики: преступления и повседневность (по материалам «волшебных дел» второй половины XVIII в.) // Сны Богородицы: исследования по антропологии религии. - СПб., 2006. - С. 46..

Показателен пример соединения молитвы и заговора. В основе заговора лежали канонические и апокрифические молитвы, переписанные в народной среде Лавров А. С. Указ. соч. - С. 127-128.. Многие молитвы специально носились как обереги. Иногда они записывались особым образом, например, в форме шести слов, которые нужно было произносить для лечения болезней Там же. - С. 327..

На местном уровне запрещению подлежали отдельные обряды, популярные в народе. Известен случай второй половины XVIII века, когда жители села Заречье Новгородской губернии ходили вокруг часовни и пня, а также обносили небольшой каменный крест «иные однажды, иные дважды, иные трижды, иные и более», остальные, «ожидая того креста шумят и кричат, ежелиже кто тот крест, переступив чреду, захватит и понесет, то пуще другие ропщут и клянут, а иные смеются; и за таковым крестохождением и в церковь к слушанию литургии и проповеди не приходят» Панченко А. А. Исследования в области народного православия. - СПб., 1998. - С. 110.. Такие обходы были распространенным ритуалом в народе. Среди обрядов, совершаемых в урочище Абрамовщина под Старой Ладогой был примечателен обход вокруг почитаемого колодца Там же. - С. 143..

Еще одной народной традицией, причисленной к суеверием, было почитание камней. Как правило, во время церковных праздников около деревенских святынь брали воду с почитаемых камней. Череповецком уезде Новгородской губернии был известен случай такого сбора воды из под камня, напоминавшего форму креста Там же. - С. 143-150. .

Камень был почитаемым предметом при гадании на ключе. В материалах новгородской духовной консистории фигурируют донесения об «обожествлении камней». Известны случаи об «обожествлении» камня крестьянами в Пустозерском уезде, который был принят за звериную голову и был объектом для пожертвований ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 76. Л. 1..

В числе судимых за пользование заговорами и гадательными приемами встречались лица из числа приходского клира и монашествующие Смилянская Е. Б. Волшебники, богохульники, еретики… - С. 329.. В 1760-е годы проходило следственное дело дьячка Дмитриевского Устюжского погоста Бежецкой пятины Ерофея Петрова по обвинению в «чародействе» ГАНО. Ф. 480. оп. 1. Д. 1352. С. 1-34. . В течение XVIII - XIX вв. из духовной консистории в Синод поступали донесения с мест о нарушениях приходского устава, или о неправильном совершении службы и треб по невежеству и небрежению клириков Вопреки веку Просвещения… - С. 191-224..

При Екатерине II специально назначались десятники из числа священников для наблюдения за клиром, за теми, кто «злоупотреблял верой народа в «чародейства» ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1454. С. 1. . Этот указ основывался на Духовном Регламенте, согласно которому устанавливалась система контроля в лице поставленных в каждой епархии десятоначальников. Епископы также были обязаны дважды в год присылать в Синод рапорты о состоянии своей епархии Полное собрание законов Российской империи… - Т. 10. - № 7450. .

Иереи должны были составлять специальные расписки, свидетельствующие о состоянии их приходов. Данное мероприятие стало продолжением установлений Духовного Регламента, согласно которому священник обязан был наблюдать, не появлялись ли у прихожан «чернцы, и учители раскольничестии, или и лестцы, пустосвяты, и оных буде увидит, должен ловить, и в дом Архиерейской отсылать, под штрафом лишения священства, и мирскаго наказания» Духовный регламент… - С. 83-84. .

В сохранившихся за 1766 год расписках священников Новгородской епархии указывалось отсутствие в их приходах кликуш, «притворно юродивых», «несвидетельствованных мощей» и «прочего суеверия» ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1365. С. 1-6. ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1393. С. 1-9..

Особое место в ряду народных суеверий в XVIII столетии отводилось церковному расколу. В числе законодательных актов первой половины XVIII века старообрядчество расценивалось на уровне суеверий и преследовалось властями. Указ Святейшего Синода от 15 мая 1722 года рассматривал все его проявления как невежество, которое нужно воспрещать. Старообрядцев, «кои с противным мудрованием, и которые хотя и по невежеству и от упорства то творят», предполагалось специально записывать в раскол Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете. - М., 1908. - Кн. 1. - С. 22. .

В одном анонимном письме о московских приходах, датируемом 1701 годом, содержалось донесение о том, что из-за нерадения священников многие «в суевериях обретаются», неправильно слагая персты при крестном знамении, а также «восклонивши главу свою до земли, приникше устами, целуют и многая суеверия подражают» Лавров А. С. Указ. соч. - С. 127-128..

Автор «Словаря русских суеверий» М. Д. Чулков определял суть раскола как «сумазбродство»: «выбирают раскольники домы богатые, а не скудные, и людей удобно к тому преклоняемых, каковы суть простолюдины, а наиначе пол женский. Притворяются благоговейными, праведными <….> простолюдины же удивляются такому их житию, посту, молитве, кроткому нраву, и почитают их за великих угодников» Чулков М. Д. Указ. соч. - С. 228. .

Со времен Петра I старообрядчество было легализовано, при условии записи в раскол и оплаты двойного оклада Лавров А. С. Указ. соч. - С. 61..

В начале своего царствования Екатерина II в манифесте от 22 сентября 1762 года провела амнистию старообрядцев по случаю своей коронации Полное собрание законов Российской империи… - Т. 16. - № 11667. , а также старообрядцы могли отправлять богослужения по своему обряду Полное собрание законов Российской империи… - Т. 22. - № 16239. .

Их расселение предполагалось, согласно указу от 14 декабря 1762 года, «особливыми слободами» в Сибири, в Воронежской, Белгородской и Казанской губерниях «на порожных и выгодных землях, где полезнее быть может, и жить им и детям их…» Левашова А. В. Законодательная политика Екатерины Второй в отношении старообрядцев // Пробелы в российском законодательстве. - 2009.- № 1. - С. 289.. Оно было предпринято также в Поволжье Там же. - С. 290..

15 декабря 1763 года Екатерина упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 году Иванов И. А. Государственно-церковные отношения в политике «просвещенного абсолютизма» Екатерины II // История государства и права. - М., 2008. - № 4. - С. 20-23.. Все старообрядцы заносились в реестр местных священников, которые отправляли его в Духовную консисторию епархии Левашова А. В. Указ. соч. - С. 290.. Однако многие старообрядцы не записывались в реестр раскольником, чтобы не платить двойной налог и числились среди православных. Это было также следствием манифеста 3 марта 1764 года, согласно которому от двойного оклада освобождались те старообрядцы, которые давали подписку, что примут православную веру. Освобождение от двойных окладов делалось «дабы на то смотря и другие обращались» Полное собрание законов Российской империи… - Т. 16. - № 12067. .

С другой стороны, двойной оклад для остальных старообрядцев вызывал протесты, вплоть до самосожжений. Указом Екатерины II от 29 октября 1774 года было предпринято «увещевать» губернаторам, в крайнем случае, брать под арест и ждать решения Сената. Так было предотвращено самосожжение 61 человека в деревне Любачи Новгородской губернии. Причиной стало их нежелание записываться в двойной оклад Левашова А. В. Указ. соч. - С. 290.. Тот, кто платил двойную подать, должен был жить очень осмотрительно. Своевременная неуплата положенного налога могла стать угрозой для имущества, а любые подозрения в распространении вероучения ушедших в раскол могли обернуться ссылкой Мельгунов С. П. Религиозно-общественные движения XVII- XVIII вв. в России. - М., 1922. - С. 111..

В 1770-80-е годы численность людей, уходящих в раскол, стремительно увеличивалась. По ведомости 1776 года в России числилось 84613 ушедших из православных приходов. Из них в Новгородской епархии насчитывалось 1053 человека и это были только записные. В 1780-е годы начались особенно массовые отпадения, когда запись в раскол была отменена Там же. - С. 222-224.. К тому же, в 1782 году был отменен двойной оклад для старообрядцев Левашова А. В. Указ. соч. - С. 290..

Среди мер, предпринятых Екатериной II в отношении тех, кто покидал православные приходы, были специальные «увещания». Из переписки Новгородской консистории с новгородским Софийским собором известно, что было принято решение рассылать по храмам книги обер-прокурора Синода И. И. Мелиссино «Увещание раскольников». По указу Екатерины II от 2 ноября 1772 г. было предписано разослать по одному экземпляру на каждые пять церквей Новгородской епархии, а также в монастыри ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1464. Л. 1..

В 1778 году Святейший Синод получил донесение новгородского архиепископа Гавриила (Петрова) о том, что в Шелонской пятине, Менюжском погосте раскольники ходили по домам православных христиан, и потребовал от новгородского наместнического правления, чтобы раскольникам совершать подобное было запрещено ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1485. Л. 1..

Для учета перешедших в раскол использовались специальные расписки священников и исповедные ведомости, которые свидетельствовали о составе прихода.

Исповедные ведомости стали вестись при православных храмах при Петре I и продолжали существование во времена Екатерины II. Они являлись одним из важнейших форм реализации церковной политики в отношении суеверий. С их помощью также фиксировалось число записавшихся в раскол. Ведомости представляли собой учетные документы, при помощи которых собирались сведения о состоянии приходов в целом. В них фиксировалось социальное положение, место жительства, пол и возраст, семейное положение прихожан. Учитывались представители духовенства (священники, диаконы, пономари), военные, приказные и посадские, разночинцы, дворовые люди, крестьяне, жены и дети всех сословий. В графе о «показаниях» указывалось, кто был на исповеди и причастии; исповедовался, но не причащался и по какой причине; кто отсутствовал во время таинства. Среди причин отсутствия рассматривались малолетство (до семи лет), нерадение, числящаяся как наиболее распространенная причина по Новгородской епархии. Безучастность могла объясняться и тем, что бывший прихожанин уходил в раскол. В новгородских исповедных ведомостях официально последняя причина упоминалась редко в силу того, что многие официально не записывались в раскол ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 1241. Л. 1-2.. Но на практике эта проблема существовала и была обозначена митрополитом Гавриилом (Петровым).

Таким образом, во второй половине XVIII века можно было наблюдать характерное противоречие между просветительским идеалом христианской веры и реальностью некоторых религиозных практик в православии. Они включали особые представления о религии и различные формы народной веры. Наиболее примечательными способами ее выражения были почитание камней, источников, «обожествление» икон, волшебство, кликушество и ряд других.

Мероприятия в сфере законодательства, с одной стороны, значительно изменили направление религиозной политики в сторону веротерпимости. С другой стороны, важным направлением церковной политики были меры по пресечению суеверий. При этом, религиозные по содержанию преступления были исключены из сферы светского законодательства и наказанию подлежали только нарушения общественного порядка.

Особое место в сфере законодательства в отношении суеверий занимал вопрос о церковном расколе. Был предпринят ряд мер, направленных на легализацию положения уходящих в раскол: упразднена Раскольническая контора, отменен двойной оклад. По-прежнему сохранялась тенденция к возвращению в православный приход через «увещания», положения которых были разработаны при Синоде. При этом не допускалась проповедь старообрядцев в домах православных христиан.

Со времен Петра I сохранялся контроль церковного благочестия посредством обязательной ежегодной исповеди. Вводившиеся государством меры по преследованию комплекса суеверий, сопровождающиеся созданием системы контроля, в том числе через духовенство, могли углублять культурный конфликт в приходской среде.

"...Развитию диалога со старообрядцами могло бы способствовать и более вдумчивое осмысление тех причин, которыми была порождена трагедия раскола...
Но распространенность соответствующих знаний недостаточна, сознание многих членов Церкви питается расхожими представлениями, которые характеризуются в лучшем случае упрощенностью".
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

"Россия надломилась не в 17-м году, а в 17-м веке..." Примерно такими словами А.И.Солженицын охарактеризовал последствия церковного Раскола. Крупнейшие знатоки русской культуры - о.Сергий Зеньковский, А.В. Карташев, С.С. Аверинцев и многие другие оценивали Раскол как величайшую трагедию русского народа.

Суть раскола в том, что господствующая греко-российская Церковь полностью сохранила апостольское преемство и канонически законную иерархию, но восприняла и пропиталась идеями и самим духом, принципиально отличным от духа и эсхатологического мировоззрения Св.Руси. Старообрядцы утратили иерархию, но зато в неизменности сохранили полноту богослужения вселенской Церкви - в том виде, в котором оно существовало до Флорентийской унии 1439г.

Господствующая Церковь поспешила не просто заменить знаменное пение псевдооперным партесом, каноническую иконопись сентиментальным барокко, но также высмеяла и прокляла людей с нерезиновой совестью. Вообразите себе вот какую ситуацию: приходит некий епископ, который заявляет следующее.

"В храмах поют вразнобой, поэтому с сегодняшнего дня вместо клироса будем устанавливать цифровые проигрыватели, которые будут воспроизводить богослужебные мелодии, кроме того, с сегодняшнего же дня крестимся так же, как и весь цивилизованный мир! Кто будет креститься щепотью - анафема! И еще. Никаких антиглобализмов и эсхатологий! Наша цель - мировое сообщество!"

Вот нечто подобное предложили и нашим далеким предкам. "...Первой и главной причиной разрыва были вопросы совести. Русскому человеку в середине XVII в. пришлось проклинать то, во что столетием ранее его учили свято веровать. Для только что пробужденной совести переход был слишком резок. Естественно, что масса отказалась на этот раз следовать за своими руководителями".

Крутой разворот даром не прошел. За официальной церковью пошли немногие - либо те, кто был чужд идее "Москвы - Третьего Рима", либо те, кто был теплохладен. Неравнодушные остались верны фактически не просто старому обряду, но именно старой вере.

Агрессивная русофобия, исповедуемая пришедшими к власти "князьями церкви", сделала надежды на преодоление раскола нереальными. Оскорбления и проклятия спровоцировали ревнителей на то, что еретиками и отступниками были объявлены все те, кто оказался в "никонианской" Церкви, а само староверие пропиталось духом тотального неприятия всего того, что происходило как в господствующей Церкви, так и в Государстве Российском. Государства, которое прямо на глазах перестраивалось из теократического царства в европейскую абсолютистскую монархию. Староверы эту "перестройку" восприняли как преддверие Апоклипсиса.

Однако в массовом сознании трагические события той поры воспринимаются как бунт дремучих сумасбродов против прогресса и просвещения. А исследование эпохи до сих пор нередко подменяют "обличением старообрядческих заблуждений".

В настоящее время на этом поприще особенно отличилась публицистка общества "Радонеж" Наталья Михайлова. Когда я читал фантазии этой г-жи, то невольно вспомнилась одна западноевропейская иллюстрированная энциклопедия для детей плебса. Рядом с изображением собора Василия Блаженного помещалась небольшая справочка, суть которой сводилась к тому, что "православие - это гибрид схизматиков, отколовшихся от Римской Церкви, и секты скопцов". Вот и Н.Михайлова сочинила фантом, наделила его отталкивающими атрибутами, обозвала "старообрядчеством", а затем "блестяще" обличила.

Вместе с тем уже с середины XIX века исследователей Раскола можно было условно разделить на 2 школы: миссионерскую и народническую. "Миссионеры" обличали, "народники" изучали.

Исследования миссионеров дышат тем духом, которым пропитан знаменитый "Розыск", приписываемый свт.Димитрию Ростовскому.

"Для всех них история старообрядчества есть история невежд и само старообрядчество есть невежественное явление, могущее иметь место только среди грубого, дикого и непросвещенного народа. Многие из этих лиц до сих пор устно и печатно высказывают убеждение, что стоит лишь всех старообрядцев запрятать на 3-4 года в церковно-приходскую школу, обучить приемам чистописания, четырем действиям арифметики, начальным правилам грамматики и сокращенному катехизису митрополита Филарета, - и всему старообрядчеству наступит конец.

Читая беседы некоторых миссионеров, можно подумать, что старообрядцы, это такие люди, которые верят, что в паровозе колесами вертит окаяшка", - писал исследователь философии старообрядчества В.Г.Сенатов.

К сказанному в этой связи хочется добавить, что теперь, к ХXI в. нам, потомкам "лиц господствующего исповедания" довелось пережить всЈ то, на что наши предки обрекли людей, верных старорусской церковной традиции. ВсЈ - начиная от жестоких гонений и оканчивая высокомерно-снисходительным убеждением, что стоит лишь христиан усадить перед телеканалом Discovery, да снабдить "интересными газетами" про НЛО, - как всему "придурковатому" Православию наступит конец.

В разные эпохи отношение "никониан" к староверию было разным. Неверно думать, что весь период от анафемы старорусского церковного уклада (1666-67 гг.) до Высочайшего Манифеста "О веротерпимости" (1905г.) был наполнен одними лишь гонениями.

Внятным и недвусмысленно враждебным было отношение государственной машины к староверию лишь в эпоху царствования императора Николая Первого, при общем руководстве церковными делами митрополитом Филаретом. Староверие трактовалось тогда как преступление против государственности со всеми вытекающими.

И если в конце 17 века противостояние представляло собой гражданскую войну, окончившуюся взятием правительственными войсками Соловецкой крепости (1676 г.), разгромом казаков-староверов на Кубани и Сев.Кавказе (1699 г.) и стрелецкими казнями (1698-1707 гг.), то в эпоху императора Николая Первого речь шла о методичной зачистке русского государства от "невежественных преступников".

Такого не было даже во времена Петра Первого. Конечно же, в глазах птенцов "гнезда Петрова" старообрядцы являлись упрямыми противниками западной цивилизации. Однако преследования, особенно сильные при царевне Софье, были при Петре ослаблены. Староверы были обложены особым налогом, что дало им право на гражданское существование.

Тем не менее, гигантское количество русских пассионариев "вынуждено было оставить всю приверженность свою к отечественной природе и искать пристанища и свободы веры в чужих пределах". Русские люди не только колонизировали Сибирь, "уходя в леса", но и населили в значительном числе Османскую империю, Австрию и Пруссию.

С воцарением императрицы Екатерины Второй обстоятельства переменились решительным образом. "Первопричиной стала забота о заселении южных степей. В 1761 г. появился указ, приглашающий и разрешающий тем старообрядцам, которые покинули Россию в годы гонений, вернуться в Отечество. Конечно, добровольное переселение старообрядцев было возможно только после предоставления им льгот. Петр Ш дал старообрядцам обещание, что в содержании закона по их обыкновению и старопечатным книгам ни от кого возбранения не будет". Екатерининский указ 1762 года подтверждал права переселяющихся в Россию старообрядцев и гарантировал, что "как в бритье бород, так и в ношении указанного платья никаких притеснений не будет". Позднейшие указы уравняли старообрядцев в правах с остальным населением, предоставив им право свидетельствования в суде (1769г.), освободив от двойного подушного оклада (1782г.), разрешив занимать общественные должности (1785г.).

Бытует мнение, что религиозная терпимость императрицы была следствием философии безверия. Впрочем, дух свободомыслия, витавший в салонах Петербурга, располагал не только к атеизму, но и к сравнительному богословию. Вспоминает Л.Н.Энгельгардт, племянник князя Потемкина Таврического:

"...Во время своей силы он держал у себя ученых раввинов, раскольников и всякого звания ученых людей; любимое его было упражнение, когда все разъезжались, призывать их к себе и стравливать их, а между тем сам изощрял себя в познаниях".

Ситуация изменилась с воцарением императора Павла I. Впервые за весь уходящий 18 век на трон восходит мистик, религиозно мотивировавший не только свою личную жизнь, но и политику Империи.

Теократическое настроение императора открыло его сердце к благожелательному расположению по отношению к папству, униженному духом французской революции. Павел приютил в России изгнанный Наполеоном с родного острова Мальтийский орден. И даже предлагал папе Римскому перенести свою резиденцию в Санкт-Петербург. Именно при императоре Павле Россия из вторичной во многих отношениях восточноевропейской державы вновь начала превращаться в Третий Рим - т.е. в христианский континент в океане всеобщей апостасии. Причем в указанную эпоху (в отличие от допетровской Руси) Россия была могучим военным организмом.

Еще со времени Екатерины начинает стихать в старообрядчестве апокалиптический накал. Государство Российское уже не мыслится царством хаоса и престолом антихриста: "...и ныне власти имут повеление разбойников наказать, вражды укрощать, всякий товар чином производить, домы по плану строить, дороги обновлять, хлеб по водам перевозить и иных стран товары в Русию переправлять". Из этих рассуждений проистекало то, что "власть в Русии не разорена, но токмо благочестие повредися".

Проживавший в Стародубских слободах инок Никодим представил через князя Потемкина императрице статьи, основное содержание которых сводилось к тому, чтобы все клятвы и проклятия на древнее чиносодержание (прежде всего - на двуперстие) были уничтожены. Чтобы старообрядческое священство оставалось в законной силе, а самое главное - чтобы в Стародубье был прислан епископ, который "состоял бы при старообрядцах и рукополагал новое священство".

Вопросы о снятии клятв и епископе были оставлены тогда без ответа, хотя, как указывалось выше, даровала староверам некоторые свободы.

Император же Павел, полагал дело восстановления полноты Русской Церкви одной из главных задач своего правления. 12 марта 1798г. был издан именной указ Императора, в котором всем епархиальным архиереям предписывалось рукополагать священников для старообрядцев, причем в обязательном порядке по древнему чину. По этому же указу было разрешено повсеместное строительство старообрядческих храмов.

Сразу же после издания указа на высочайшее имя было подано прошение московских старообрядцев, почти во всем (кроме упоминания об епископе) сходное со статьями инока Никодима. В прошении, однако, содержался новый, очень важный пункт - о том, чтобы старообрядцам по их личному желанию было разрешено приобщаться Св.Христовых Таин в Греко-Российской Церкви, а сынам этой Церкви приобщаться Св.таин от старообрядческих священников.

Из отмены клятв естественно вытекало требование о том, чтобы "распри, раздоры и хулы ни с единые стороны да не слышатся на содержания разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения".

На поданном ему прошении Император начертал: "Быть по сему!".

Так было утверждено единоверие - промежуточная, компромиссная структура, недвусмысленно символизирующая то, что старые обряды, наконец-то, признаны равноспасительными.

Единоверцы взяли на себя труд по достижению согласия, но труд этот, увы, не принес ощутимого результата, поскольку митрополит Платон "императорское "Быть по сему!" превратил в епископское "Не допущу!". "Своими "пунктами о единоверии" митрополит Платон поставил до сих пор не расшатанную перегородку между господствующим исповеданием и старообрядчеством-единоверием, провел между ними до сих пор не смытую черту... как между образованностью и глупостью". Как между кошерным и не совсем...

Так, п.1 отменял клятвы, наложенные на приверженцев старого обряда только в случае их перехода в единоверие. Присоединение к единоверию было возможно только для "не менее пяти лет уклонявшихся от Церкви (п.5), а принятие Св.Таин членом Греко-Российской Церкви от единоверческого священника допускалось только "в крайней нужде, в смертном случае" (п.11). Последний пункт очевидно противоречил предшествовавшему ему пункту 10, подтверждавшему "оставление священнодействий, совершенными старообрядческими священниками в законной силе (при этом Таинства, совершаемые в Греко-Российской Церкви, также должны приниматься единоверцами без исправления)".

Эти оговорки стали причиной того, что в большинстве своем старообрядцы не приняли "пункты митрополита Платона" и продолжили поиск церковной иерархии уже за рубежами России. Быть может, останься император Павел в живых, и дело уврачевания раскола было бы продолжено Однако изуродованная "пунктами" идея единоверия была скомпрометирована уже в эпоху Александра I.

Несмотря на то, что в "пунктах" оговаривалась основанная на Кормчей практика избрания священника членами общины, на единоверческие приходы начали присылать питомцев бурс, заквашенных на протестантизме. Бурсаки были не просто далеки от эсхатологических идеалов Св.Руси, но элементарно не знали ни обряда, ни даже пения "по крюкам". (Старообрядцы до сих пор воспринимают единоверие как лукавый аналог униатства. Правда, униаты хоть обряд византийский соблюдают).

Окончательно сама идея единоверия была дискредитирована при императоре Николае I, когда возобновились гонения на староверов - и государство стало насильно загонять старообрядцев в единоверие.

Эпоха Николая обозначилась гармоничным сочетанием государя - "систематизатора всего и вся в государстве" и митрополита Филарета - человека железной воли, взявшегося навести порядок в Русской Церкви. О бюрократизме и инквизиторском духе "эпохи охранительства" написано немало пасквилей - талантливых и не очень. Как правило, государство и церковь представляется необычайно стройным и бесконечно великим взводом, обрамленным с флангов начальниками в живописных мундирах - гражданских, военных и церковных. "На каждом человеке лежала одна священная обязанность - хранить честь своего мундира, если таковой имелся..." На старообрядцев смотрели как на людей, выпятивших грудь не по линии, по которой расставлялись люди-солдаты.

В этом принципиальное отличие позиции митрополита Филарета от позиции митрополита Платона. Святитель фактически указывает на равноспасительность чинопоследования, однако беспощадно борется против староверия - как против структуры, которая не встроена в социальный механизм, сконструированный императором Николаем.

Очередное обострение отношений привело к тому, что с одной стороны началась массовая насильственная передача старообрядческих храмов единоверцам, а с другой стороны к началу 1830 гг. умами староверов овладела идея отыскания архиерея за пределами России. Данной проблеме был посвящен Собор, состоявшийся в 1832г. на Рогожском кладбище в Москве. Было принято решение в случае "обретения" архиерея организовать за пределами России кафедру.

Финансировать сие долгое и многотрудное мероприятие взялись купцы-староверы, а конкретными исполнителями стали иноки Павел (Васильев) и Геронтий (Колпаков).

После неудачных поисков "древлеблагочестивых архиереев", укрывавшихся, согласно староверческим мифам, в предгорьях Арарата, иноки отправились в Австрийскую Империю. "Об этом государстве у староверов было два, на сей раз совершенно реальных, представления: 1) в буковинском селении Белая Криница есть старообрядческий монастырь, удобный для организации епископской кафедры; 2) в Австрии, в отличие от России, - реальная свобода вероисповедания, что позволило свести к минимуму, так сказать, политические аспекты воссоздания иерархии".

(Отметим, что русские старообрядцы были значительно более бесправными, нежели граждане России, которые исповедовали лютеранство, католицизм, магометанство и даже ламаизм).

В течении пяти лет энергичные иноки сумели решить все проблемы - и в 1846г. полнота иерархии была восстановлена. Первоиерархом старообрядческой церкви стал изгнанный турками со своей кафедры сербский митрополит Боснийский и Сараевский Амвросий (Попович).

Николай Павлович Романов был разгневан этим событием: при всем влиянии Всероссийского Императора на двор Габсбургов ликвидировать Белокриницкую Митрополию Русской Православной Старообрядческой Церкви было уже не под силу.

Правительство Николая I принимает курс на искоренение старообрядчества, мотивируя свои репрессии тем, что "раскольники австрийского согласия" имеют свой центр за рубежом и являются, т.о. агентами иноземного влияния. (Нечто подобное в 90-х гг. ХХв. бросали в лицо чадам Московской Патриархии украинские раскольники, поддерживаемые госвластями).

С 1855г. старообрядцы, не переписавшиеся в единоверие, лишались прав вступления в купеческое сословие. Кульминацией антистароверческих гонений стало опечатывание алтарей храмов Рогожского кладбища, осуществленное 7 июня 1856г. - уже в царствование Александра-Освободителя. Расколовед Н.И.Субботин в своей "Истории Рогожского кладбища" приводит его Императорского Величества повеление: "... желание их (старообрядцев - П.Т.) иметь священников независимо от архиерея (т.е. от Петербургского Синода - П.Т.) никогда не будет принято правительством, как противное законам церкви и государства, и что им остается присоединиться к церкви или безусловно, или на правилах единоверия..."

В 1858г. указом Императора эпоха гонений на старообрядчество была прекращена, но алтари Рогожки оставались опечатанными еще более полувека. (Тем не менее, "в начале царствования Александра II в суздальском заточении оказалась чуть ли не вся старообрядческая белокриницкая иерархия. В 1854г. во время военных действий на территории Османской империи были задержаны и препровождены в Суздаль архиепископ Аркадий и епископ Алимпий. Затем в Спасо-Евфимиев монастырь был прислан епископ Конон (в 1859г.) и Геннадий (в 1863г.). Алимпий через 5 лет умер, а трое других были освобождены в 1881г.".)

17 апреля 1905 года на Пасху св.Император Николай издал указ "Об укреплении начал веротерпимости". Согласно данному Указу "всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам" "присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников". Впрочем, по сути дела речь в Указе шла всего-то о том, чтобы уравнять староверов в правах с "лицами инославных исповеданий".

Гонимых простили.

Впрочем, "самих гонителей это уже не спасло" (А.И.Солженицын)

10 (23) апреля 1929 г. Московская патриархия, управлявшаяся тогда Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Московским и всея Руси, выпустила "Деяние", в котором сказано:

1.Признаем
а) богослужебные книги, напечатанные при первых пяти российских патриархах, православными;
б) свято хранимые многими православными, единоверцами и старообрядцами церковные обряды по их внутреннему знаменованию - спасительными;
в) двоеперстие, слагаемое в образ Святой Троицы и двух естеств в Господе нашем Иисусе Христе, - обрядом, в Церкви прежнего времени несомненно употреблявшимся и в союзе со святой Церковью благодатным и спасительным.

2. Порицательные выражения, так или иначе относящиеся до старых обрядов, в особенности до двоеперстия, где бы оныя ни встречались и кем бы ни изрекались, отвергаем и яко небывшия вменяем.

3.Клятвенные запреты, изреченные антиохийским патриархом Макарием и другими архиереями в феврале 1656 г. и собором 23 апреля 1656 г., а равно и клятвенные определения собора 1666-1667гг. как послужившие камнем преткновения для многих ревнителей благочестия и поведшие к расколу святой Церкви, разрушаем и уничтожаем и яко небывшия вменяем".

Деяние это было подтверждено Поместным собором Русской Православной Церкви 1971 г., который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII в.

Мнения наших современников относительно самого феномена "старообрядчества" разделились. Одни продолжают оперировать штампами "противораскольнических миссионеров", иные же романтизируют и идеализируют "старую веру новой России".

Этой идеализацией страдают, в основном, романтики-гуманитарии, а также сторонники идей "консервативной революции". Это уже было - всего лишь 20 лет назад патриоты пребывали в ожидании того, что стоит лишь выйти из забвения "человеку в рясе" - как все станет на свои места.

Когда "человек в рясе Московской Патриархии" не оправдал романтических надежд, взоры устремились к "человеку в рясе Зарубежной Церкви". Сейчас замечена опасность надумать себе новый фантом, очароваться им как панацеей, а потом в очередной раз жестоко разочароваться.

Пропитается какой-нибудь романтик дугинскими интерпретациями староверия, воодушевится общением с иерархами - либо с киевским архиепископом Савватием, либо энергичным московским митрополитом Андрианом, а потом столкнется с реальным приходским батюшкой откуда-нибудь из Ржева. Тот выдаст что-нибудь типа: "щепотники-никонияне хуже прокаженных!" И всЈ. И конец поискам старой веры.

Казалось бы - очевидная вещь: не хочешь разочарований, не позволяй себе ничем очаровываться, будь трезв! Но откуда взяться трезвости, если о величайшей трагедии русского народа написано страницу у Ключевского и три - у Соловьева. Вакуум заполняется изящными мифами или же, напротив, жалкой по строю аргументации руганью.

Почему не сказать хотя бы так:

"Люди 17 века верили в то, что нарушение "единого аза" приводит к разладу всей Вселенной. "Единый аз" ведь действительно нарушался накануне "книжной справы"!? С этим никто не спорит. Патриарх-Никон, имевший доступ к рычагам, решил действовать в духе "разрушенья старого мира до основанья, а затем..."

Естественно, что другие люди 17 века (которые также как и Никон знали, к каким последствиям космического масштаба приводит пренебрежение "единым азом") в этой перестройке", проводимой под общим руководством иностранных специалистов и туземных реформаторов - узрели разрушение основ. Сознательного разрушения.

Вскоре и сам патриарх Никон усомнился в целесообразности затеи, на которую его толкали заезжие специалисты. Но было поздно.

Может показаться, что стоило бы нашим предкам тихо саботировать "перестройку" и не хамить царской власти, то все бы со временем улеглось. Может быть, и улеглось, но ведь люди 17 века были убеждены в том, что губят Вселенную...

А потом пришли комиссары России молодой и сотворили со старой верой то же самое, что в ХХв. комиссары России Советской сотворят уже с церковью господствующей".

Ключевая мысль: большевики сотворили с Церковью по сути тоже самое, что "никониане" на заре раскола и в эпоху императора Николая 1 вытворяли со старообрядцами.

Сейчас начинают говорить о том, что Господь попустил статься тому, что "Россия утратила традиционную государственность именно за грехи, совершенные государством против своего народа". Но в чем заключаются эти грехи, говорим как-то путано и полушепотком. Или же продолжаем тиражировать глупости.

Впрочем, тон современных старообрядческих публицистов мало, чем отличается от тона обличителей "никониянства". Пишут о нашей патриаршей церкви такие вещи, как будто не было ни Оптинского возрождения, ни Хомякова, ни, в конце концов, новомучеников ХХ века!

Несерьезно и просто неприлично.

И все-таки в наших общинах растет понимание того, что для уврачевания раскола необходимо осторожное, неторопливое, но, вместе с тем, неуклонное движение друг навстречу другу. Дело в том, что с одной стороны, мы утратили за время никонианства нормальное понимание того, что такое приход, и что приходской священник - это вовсе не крепостной местного "князя церкви" и даже не откомандированный сотрудник крестильно-погребальной конторы. С другой стороны, в староверии не наблюдается аскетов и душеведов величиной соотносимых с Паисием Величковским и свт. Игнатием Брянчаниновым.

По преданию мы объединимся лишь в самом конце истории - перед оскалом временно победившего антихриста. До того момента о евхаристическом единстве не может быть и речи.

Что ж, по крайней мере, у нас есть общее понимание будущего.

И для того, чтобы появилось общее дело в настоящем, необходимо, на мой взгляд, выработать общее понимание трагедии прошлого.

Царь Петр III. Первый указ в защиту староверов. Екатерина II - начало новых отношений к расколу

Первый, кто вспомнил об ушедших за рубеж русских людях, был царь Петр Федорович III. Это он, узнав о том, что за границей в разных странах проживает очень много русских, несогласных с новой верой, и что их пытались силовыми методами отлучить от старой веры, встал на их защиту. В изданном им указе разрешалось беспрепятственное возвращение в Россию всех ушедших во время раскола. Не разрешалось чинить никаких препятствий в исполнении ими церковных законов. Отвращать раскольников от старой веры предлагалось не принуждением и огорчением, а увещеванием. Все это Петр III обосновал так: «…ибо внутри Всероссийской империи и иноверные, яко магометане и идолопоклонники, состоят».

Короткое время царствовал Петр III, и по-настоящему внедрить данный указ не успел. Однако именно при нем акты самосожжения прекратились. Это было начало новых отношений к расколу.

Придя к власти в результате переворота, Екатерина II, прекрасно понимая, что подобные указы необходимо претворять в жизнь и тем самым получать одобрение в народе, обнародовала в первый год своего правления указ, который значительно подробнее толковал указ Петра III и был претворен в жизнь. В указе говорилось, что все бежавшие в таежные дебри, за границу могут вернуться на родину, носить бороды, не платить податей, носить любую одежду и селиться в любых местах. Отменен был также двойной налог, освобождены насильно заточенные в монастыри. Слово «раскольник» было запрещено, и дано полное прощение за побег и преступления, совершенные до указа. Раскольники могли занимать общественные должности в городах. Это был серьезный гуманный шаг. С радостью восприняли этот указ все, кто о нем узнал. Родина для них была дороже всего и лучше любой страны мира. Но возвращаться не спешили. Остерегались, и процесс возвращения растянулся на годы.

Однако власти по-прежнему относились довольно строго к беглым и к тем, кто старался жить тайно, и чтоб не было соблазна, им запрещалось строить церкви и часовни.

Выйдя из таежных дебрей, вернувшись на родину, староверы стали оседать на облюбованных местах. Многие двинулись в Сибирь. Часть староверов, вернувшихся из Польши, переселилась на Алтай, и здесь их прозвали поляками. Это название сохранялось почти до наших дней.

Забегая вперед, надо сказать, что окончательное прекращение гонений староверов произошло в 1905 году, когда последний русский царь Николай II обнародовал «Дарование религиозных свобод». 252 года гонений и унижений остались позади. В этом же году на могиле Ф.П. Морозовой был установлен крест с негасимой лампадой. Спустя еще 16 лет, в советское время, крест вместе с лампадой был снесен и уничтожен. Сделала это не церковь, а власть.

Далеко не все старообрядцы вели замкнутый, отшельнический образ жизни. Большинство из них принимали активное участие в артельных работах. Это были непревзойденные плотники, кузнецы, столяры, рудознатцы, следопыты, охотники. Каким-то особенным чутьем они находили на огромных просторах Сибири золотоносные места, медные и железные руды, поделочные камни. Их отличало высокое понятие о труде и честности. Из их среды вышли прекрасные мастеровые на заводах и фабриках, приказчики, управляющие, им можно было поручать любое дело с гарантией, что все будет сделано качественно и в срок. Им можно было доверять все. На казенных работах их всегда отличало чувство ответственности. В основе их жизни лежал труд, и только благодаря труду, настоящему труду они устояли и сохранили веру.

Живя веками в глухих местах, в стороне от большого скопища людей, на заимках, в небольших поселках, эти люди ближе других находились к природе, и ее они знали лучше, чем кто-либо другой. Большое количество староверов, так или иначе втянутых в горнозаводское дело на Урале, расселяясь по Сибири, с характерной для них смекалкой находили все новые и новые месторождения полезных ископаемых. Старовер Егор Лесков, оказавшись на поселении в Сибири, находит первую золотую россыпь на Алтае. В 1828 году купец Андрей Попов приступает к ее разработке. Практически с этого началась промышленная добыча золота в Сибири.

Известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк говорит о староверах как о больших знатоках по приисканию руд. А о всякого рода сельхозработах и говорить не приходится - как и все русские крестьяне, они обладали всеми тонкостями знаний посева и уборки урожая, ухода за скотом; все они были природными пасечниками. Конечно, в семье не без урода, но речь идет об основной массе староверов. Главное, что руководило ими - это вера в Бога, святое соблюдение библейских истин. В начале XIX века губернатор Восточно-Сибирского края Трескин совершил инспекционную поездку по вверенной ему территории и по возвращению отозвался о староверах так: «Они и камень сделали плодородным».

Надо сказать, что Алтай был одним из крупнейших центров старообрядчества в Сибири. И везде, во всех поселениях, была почти поголовная грамотность. Учебниками в основном служили церковнославянские книги. Кроме этого, во всех поселениях староверов царила, скажем так, высокая нравственность. Староверы строго следовали Библейским заповедям.

Именно в Сибири староверы находили спасение. И здесь, в более суровых местах, без всякой помощи со стороны государства, только собственными силами и великим трудом, староверы создавали благополучие в семьях, и во всех старообрядческих поселениях был достаток.

На всем протяжении жизненного пути староверы были под каким-то напряжением. Они были постоянно готовы ко всему во имя спасения веры.

Отмена крепостного права сыграла большую роль в нормализации отношений с властью и серьезно успокоила крестьянскую часть общества. С его отменой началось интенсивное переселение, в основном православных крестьянских семей, на вольные сибирские земли… И теперь не надо было тайно уходить в бега. А в конце XIX - начале XX века государство всячески поощряло переселение в Сибирь, выдавая денежные ссуды для приобретения скота, лошадей и леса на строительство домов. Постепенно и староверы, и православные расселились на бескрайних просторах Сибири, обжились, основали тысячи поселений, и жизнь стала входить в относительно спокойное русло.

Из книги Жить с Библией [адаптированное название] автора Даян Моше

Первый царь Пророк Самуил был против установления царской власти в Израиле. «А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших», - сказал он сынам Израиля, требовавшим дать им царя. Но со временем он тоже понял, что другого пути

автора

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

1. ПЕТР ПЕРВЫЙ Державный взмах двуглавого орла На Запад мчит, и Русь затрепетала. Кто твой отец, родная мать не знала, И родина тебя не приняла. Недаром кровь стрелецкая текла И к праведному небу вопияла; Какой Москва была, какою стала, Куда твоя рука нас привела? Дыша на

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

«Нимфа Кукуйского ручья» и рогоносец Петр Первый и Анна

Из книги Александр I автора Архангельский Александр Николаевич

Алексей Толстой Петр Первый (отрывок)

Из книги Царь Давид автора Люкимсон Петр Ефимович

ПЕРВЫЙ КОНСУЛ И ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ Осуществлению «польского проекта» русско-британский союз сам по себе способствовал мало. И Александр Павлович совершил шаг, со всех точек зрения (кроме эсхатологической) странный. Едва условившись с молодыми друзьями о том, что Россия

Из книги Судьба китайского Бонапарта автора Воронцов Владилен Борисович

Глава третья "Царь умер. Да здравствует царь!" Все известные нам еврейские источники сообщают, что причиной ссоры между Иевосфеем и Авениром стала наложница покойного Саула Рицпа – женщина поистине удивительная, с самоотверженностью которой нам еще предстоит

Из книги Владимир Высоцкий без мифов и легенд автора Бакин Виктор Васильевич

На пути к расколу 31 декабря 1924 г. тяжело больной Сунь Ятсен приезжает в Пекин. Чжилийская клика милитаристов распадалась. Во время схватки между Чжан Цзолинем и У Пэйфу Фэн Юйсян обратил оружие против последнего. Фэн на практике убедился в силе освободительного движения

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

«СКАЗ ПРО ТО, КАК ЦАРЬ ПЕТР АРАПА ЖЕНИЛ»

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Александр - Наполеон, начало отношений С осени 1801 года между русским императором и французским консулом идет активная и доброжелательная переписка. Александр видит в Наполеоне освободителя от революционного террора, он дал Франции свободу. Наполеон заинтересован в

Из книги 22 смерти, 63 версии автора Лурье Лев Яковлевич

Петр Первый и советская власть В декабре 1941 года моей бабушке Евгении Петровне исполнилось 58 лет, но мне она казалась глубокой старухой. Она была мала ростом, очень худа, весила вряд ли многим больше сорока килограммов, вынослива и как будто самой природой приспособлена к

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

Петр Первый Петербург. Зимний дворец. Январь 1725 г. Умирает величайший в истории России государственный деятель. Умирает мучительно. Страшная агония длится 15 часов. Он кричит так громко, что его стоны слышны за пределами дворца. У постели умирающего его ближайшие

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

НАЧАЛО НОВЫХ ПЕРЕМЕН Мудрый муж, аще и раб, и нищ, имея страх Божий, лучше царя. «Наставление отца к сыну» Вскоре после венчания на царство Иван Грозный женился на Анастасии Романовой из рода Захарьиных-Юрьевых. Царица была хороша собой, обладала кротким нравом и, по мнению

Из книги Александр Порфирьевич Бородин автора Маршак Илья Яковлевич

1. Петр Первый и русское мореплавание Царствование Петра Первого (1689–1725) самым существенным образом отразилось на русском мореплавании и на морской политике послепетровской России.Петр Первый отчетливо понимал, что ни одно могущественное государство не может

Из книги Любовь в объятиях тирана автора Реутов Сергей

Глава шестая О НОВЫХ СТОРОННИКАХ НОВЫХ ВЗГЛЯДОВ Самых горячих последователей новые взгляды нашли на родине Ломоносова, создателя атомно-молекулярного учения.Ведь именно здесь, в России, Ловиц впервые заместил водородом хлор в уксусной кислоте. Здесь Зинин получил

Из книги автора

Марта Скавронская. Мой любимый - Петр Первый - Ждут тебя дальние дороги и незнакомые страны, опасности и лишения, но также богатство и почести. Многие будут любить тебя и искать твоего расположения. Но будут и завистники, которые будут стремиться оскорбить и унизить

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».

В последние годы в нашей стране растет интерес к старообрядчеству. Многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современному дню старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо.

Реформы Никона и зарождение «раскольничества»

Cтарообрядство, имеет древнюю и трагическую историю. В середине 17-го века патриарх Никон при поддержке царя осуществлял религиозную реформу, задачей которой было приведение процесса богослужения и некоторых обрядов в соответствие со «стандартами», принятыми Константинопольской Церковью. Реформы должны были повысить престиж и Русской Православной Церкви, и русского государства на международной арене. Но не вся паства восприняла нововведения положительно. Старообрядцы – это как раз те люди, которые сочли «книжную справу» (редактирование церковных книг) и унификацию богослужебного чина кощунством.

Изменения, утверждённые церковными Соборами в 1656 и 1667 годах, неверующим могут показаться слишком незначительными. Например, был отредактирован «Символ Веры»: о царстве Божием предписывалось говорить в будущем времени, из текста были убраны определение Господа и противопоставительный союз. Кроме того, слово «Иисус» отныне было велено писать с двумя «и» (по новогреческому образцу). Старообрядцы это не оценили. Что касается богослужения, то Никон отменил малые земные поклоны («метания»), традиционное «двуперстие» заменил «троеперстием», а «сугубую» аллилуйю – «трегубой». Крестный ход никонианцы стали проводить против солнца. Также были внесены некоторые изменения в обряд Евхаристии (Причастия). Реформа также спровоцировала постепенное изменение традиций церковного пения и иконописи.

Реформаторы-никонианцы, обвиняя своих идеологических противников в расколе Русской Православной Церкви, употребляли понятие «раскольник». Оно приравнивалось к термину «еретик» и считалось оскорбительным. Приверженцы традиционной веры так себя не называли, они предпочитали определение «древлеправославные христиане» или «староверы».

Поскольку недовольство староверов подрывало основы государства, и светские, и церковные власти подвергли оппозиционеров гонениям. Их лидер, протопоп Аввакум, был сослан, а потом сожжён заживо. Та же судьба постигла многих его последователей. Более того, в знак протеста старообрядцы устраивали массовые самосожжения. Но, конечно, не все были столь фанатичны.

Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на Север При Петре I положение старообрядцев чуть улучшилось. Они были ограничены в правах, им приходилось платить двойные подати, но зато они могли открыто исповедовать свою религию. При Екатерине II старообрядцам было разрешено вернуться в Москву и Санкт-Петербург, где они основали крупнейшие общины. В начале 19-го века правительство опять принялось «закручивать гайки». Несмотря на притеснения, старообрядцы России преуспевали. Самые богатые и успешные купцы и промышленники, самые зажиточные и рачительные крестьяне воспитывались в традициях «древлеправославной» веры.

Недовольство такой реформой усугублялось и ситуацией в стране: крестьянство сильно обнищало, а некоторые бояре и купцы выступили против закона об отмене их феодальных привилегий, объявленного царем Алексеем Михайловичем.Все это привело к тому, что некоторая часть общества откололась от церкви. Подвергаясь гонениям со стороны царского правительства и духовенства, старообрядцы были вынуждены скрываться. Несмотря на жестокие преследования, их вероучение распространилось по всей территории России. Центром их оставалась Москва. В середине 17 века на отколовшуюся церковь русская православная церковь наложила проклятие, снято оно было лишь в 1971 году.

Старообрядцы - ярые приверженцы старинных народных традиций. Даже летоисчисление они не меняли, поэтому представители этой религии ведут счет годам от сотворения мира. Они отказываются учитывать любые изменившиеся условия, главное для них - жить так, как жили их деды, прадеды и прапрадеды. Поэтому не приветствуется изучение грамоты, посещение кино, слушание радио.

Кроме того, старообрядцами не признается современная одежда и запрещено брить бороду. В семье царит домострой, женщины следуют заповеди: «Жена да убоится мужа своего». А дети подвергаются телесным наказаниям.

Общины ведут очень замкнутый образ жизни, пополняются только за счет своих детей.Они не бреют бороды, не употребляют спиртное и не курят. Многие из них носят традиционную одежду. Староверы собирают древние иконы, переписывают церковные книги, учат детей славянскому письму и знаменному пению.

Из различных источников.

Loading...Loading...