Причащают ли младенцев. Причастие ребенка

Думаю, Вы не раз замечали, как к концу Литургии в храме становится все больше и больше маленьких детей. Воздух наполняется движением, звуками и необъяснимым ощущением важности предстоящего детям Таинства — причащения Святых Христовых Таин. Вспомните, еще десять лет назад увидев на богослужении 3-4-х летнего ребенка, бабушки, ухаживающими за подсвечниками, с умилением говорили: «Какой маленький, а уже в храме». Сейчас мы с Вами живем в удивительное время — время возрождения православия. Сейчас все больше молодых людей, решив создать семью, проходят через Таинство Венчания, крестят своих детей в младенчестве, приносят их в храмы на Елеопомазывание и Причастие.

Если задать вопрос: «Как часто нужно приносить ребенка в храм и причащать»? Думаю, не возникнет споров с ответом: «Как можно чаще»! Но все ли молодые родители понимают, а зачем нужно причащать младенцев? Согласно учению Православной Церкви младенец – это ребенок до семи лет. В этот период у ребенка, как правило, еще не сформировано «осознанное» понятие греха, соответственно, нет и осознанной исповеди. Так зачем же нужно причащать, по сути, не имеющего еще грехов младенца?

Святитель Феофан Затворник писал, что Святое причастие «живо и действенно соединяет с Господом нового члена Его, через пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает непреступным для темных сил». На основании слов Святителя попробую раскрыть в статье два основных положения: во-первых и главных, через причастие ребенок соединяется с Богом, во-вторых, получает от Бога защиту.
В современном мире родители много сил и внимания отдают заботе о материальной составляющей жизни ребенка, он должен быть сыт, здоров, обут и одет, но, к сожалению, часто упускают необходимость становления и развития у младенца духовной жизни.

Святой праведный Иоанн Кронштадский писал: «главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, есть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств» . Из всех перечисленным духовных благ доступным для крещеного младенца является причащение Святых Таин. Ведь ребенок в любом возрасте открыт благодати Божьей, в том числе и в не сознательном. Благодать воспринимается не умом (тут и взрослый ничего не знает), но какими-то неведомыми нам, сокровенными сторонами человеческой души.

Повторюсь, причастие защищает младенца. От чего? Также как и у взрослых, душа младенца не питаемая причащением, постоянно подвергается нападением падших ангелов. И душа младенца чувствует эти нападки и страдает от них. Внешне это может проявляться в том, что ребенок становится капризным и беспокойным без видимых на то причин. Ребенок не может еще объяснить, что с ним происходит. Поэтому родители должны уделять особое внимание регулярности причащения.
Хочу обратить Ваше внимание на еще один не менее важный аспект в вопросе причащения младенцев. Мало только принести ребенка в храм и причастить его, необходимо сохранить полученную благодать. Постарайтесь день после причащения провести спокойно, не раздражаясь и не ссорясь, например: не включая в этот день телевизор. Пусть ребенок почувствует особое настроение дня, когда он ходит в храм и принимает в себя Тело и Кровь Христовы. Именно примером родителей, семейным укладом, общей атмосферой в доме и можно воспитать в своем ребенке религиозное чувство.

Бывает так, что ребенок отказывается подходить к Чаше или, даже находясь на руках у родителей, вырывается и плачет. Этому может быть несколько объяснений: малыш устал, он голоден, а значит, капризничает, он не понимает происходящего и боится и т. д. У каждого родителя особый подход к своему ребенку. Нужно постараться заинтересовать его, рассказывая дома о Таинствах, жизни Церкви, пересказывая житийные сюжеты. Перед походом в храм создать дома праздничную обстановку. В храме указать на детей, которые причащаются, чтобы ребенок не боялся. Хорошим примером может стать причащение родителей или знакомых. После Причастия можно угостить малыша чем-нибудь вкусным. Если ребенок причастился, надо обязательно похвалить его. И со временем он привыкнет и будет с нетерпением ждать Причастия.

Хотя нужно обратить внимание родителей и на такой очень существенный момент: порой причина подобного поведения ребенка перед Чашей – их собственная жизнь. И потому, собираясь причащать сына или дочь, папа с мамой должны, конечно, подумать, не слишком ли давно исповедовались и причащались они сами.

Как заинтересовать малыша заходить в храм? Бывает, увидит, что там много людей и никак, гулять и все, заходим внутрь, плачет.
Мой совет, поводить ребенка на причастие в будние дни, когда бывает мало народу. И по чаще. Пусть он попривыкнет к храму и таинству, будет уже знать что и как происходит. Постепенно он полюбит причащаться, целовать иконы, будет знать батюшек! Тогда, возможно, и большое скопление народу не испугает. В нашем храме службы в среду и субботу.

Закончить статью я бы хотел словами Архимандрита Рафаила (из его «Проповедей и бесед»). «Те, которые говорят, что не надо причащать детей, все равно что говорят, что не надо заботиться о молодом, слабом растении как раз в то время, когда необходимо предохранить его от зарослей бурьяна и сорняков. Я бы сказал, что младенческий возраст – самый важный из всех возрастов в человеческой жизни: за два первых года ребенок получает столько впечатлений, сколько затем во всю остальную жизнь. Поэтому как можно чаще причащайте детей»

диакон Иоанн Негер

Причастие – это тайна. Но без приобщения этой тайны мы не сможем быть полновесными членами Церкви, духовно расти и, в конечном счете, не причащаясь Святых Христовых Тайн, мы не сможем стать наследниками Царства Небесного (Ин). Причащаясь, человек получает всю полноту благодати Пресвятого Духа, т.е. всё самое лучшее, что он только способен получить на земле для своей жизни, для своего развития.

Господь показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости с Богом.

Причащая детей, нужно учитывать, что для малышей от одного до трех лет никакой подготовки перед Причастием нет, их можно даже кормить. Важно также настраивать ребенка на Причастие. Говорить, что мы идем в храм, что батюшка будет тебя причащать, что ты откроешь ротик.

Причем, примерно к двум годам, ребенку, особенно если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое Причастие и как приступать к Таинству. Не нужно употреблять кощунственные формулировки вроде: «Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст» и подобные. Лучше сказать: «Батюшка тебе Причастие даст – святое, хорошее...». Или: «Мы причастимся Тела и Крови Господа». Так постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику – как его поздравляют, целуют, стараются в этот день одеть по-праздничному, – он начинает понимать, что Причастие – это радостное, торжественное, святое событие.

Если младенец никогда не причащался, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. Он не понимает, что с ним пытаются сделать или, например, думает, что его хотят напоить лекарством, или может быть другая причина. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в следующий раз.

Годам к трем-четырем можно и нужно объяснять детям смысл Таинства Причастия. Можно рассказывать детям про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных, кормил голодных, ласкал маленьких детей. И вот, когда Он узнал, что скоро умрет, Он захотел в последний раз собраться со своими друзьями-учениками, поужинать с ними. И когда они расположились за столом, Он взял хлеб, разломил и раздал им, сказав: «Этот хлеб – Я Сам, и когда вы будете есть этот хлеб, Я буду с вами». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «В этой чаше Я вам даю самого Себя, и когда вы будете пить из нее, Я буду с вами». Так Иисус Христос первый раз причастил людей и завещал, чтобы все, кто Его любят, также причащались.

Начав с простого объяснения, подрастающим детям можно рассказывать о Тайной Вечери подробнее и полнее, следуя евангельскому тексту. За литургией они услышат слова: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Пиите от нея вси, Сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за много изливаемая во оставление грехов». И к этому их надо приготовить. Но как бы мы ни упрощали евангельские рассказы, важно, чтобы не искажался их смысл.

Маленький ребенок может расплакаться на службе, что будет мешать молящимся, да и родителям с ребенком нелегко выстоять всю службу. Поэтому лучше приходить в храм минут за 10-15 до Причастия. Это может касаться и некоторых детей старше 3-х лет. Детей к Храму нужно приучать постепенно, не принуждать отстаивать всю службу, так как в будущем это может произвести обратный эффект, и ребенок вовсе не захочет идти в церковь.
Постепенно, годам к четырем нужно уже приучать ребенка причащаться натощак. Этот литургический пост – прекрасная подготовка к принятию Таинства, и чем раньше ребёнок к нему привыкает, тем лучше, и тем легче это даётся.

Лет с пяти детки уже могут поститься день перед причастием. Не строго: воздерживаться от мяса, конфет, от просмотра мультфильмов, стараться вести себя лучше, быть послушнее и т. п. Хорошо прочитать с ними вслух одну или несколько молитв ко Святому Причащению.

Родители призваны научить детей, как подходить к причастию: сложив руки на груди, а подходя к Чаше, не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Чашу. Следует назвать священнику свое имя. После причастия нам дают съесть кусочек просфоры и выпить немножко вина с водой — это называется «запивка». Все это внешние правила, и нельзя их смешивать со смыслом и значением таинства, но установленное традицией поведение в храме имеет немалое значение. Детям важно почувствовать в торжественные минуты, что они умеют держать себя как взрослые.

Говоря о частоте Причастия, отметим, что маленьким детям можно причащаться часто, но начиная с шести-семи лет благоразумнее будет согласовать этот вопрос с духовником. Или с любым батюшкой, который будет в курсе Ваших обстоятельств.

С семи лет ребенка необходимо приводить на исповедь, к чему его тоже следует подготовить: рассказать о том, что в этом таинстве сам Господь прощает грехи. Конечно же, мы еще раньше учим детей анализировать, что хорошо, а что плохо, поэтому возраст исповеди может и уменьшаться, если ребенок понимает, что это за Таинство, и отдает отчет своим поступкам. Важно, чтобы ребенок не боялся этого Таинства, а поэтому нужно постараться предупредить священника, что у Вашего ребенка первая исповедь.

С семи лет постепенно ребенка нужно приучать и к остальным требованием ко Причастию. Но важно помнить, что это внешняя подготовка к Причастию, а важна еще и внутренняя. Самим родителям надо стремиться любить храм, любить Бога и исполнять Его святые заповеди. Помнить, что мы в Таинстве Причастия встречаемся со Христом и должны стремится к этой встрече, радоваться ей, желать ее (как мы желаем встречи с любимым человеком). Важно эту любовь привить и ребенку. А поэтому здесь необходима во всем постепенность и самое главное – личный пример, иначе мы можем только отторгнуть ребенка от Церкви и Бога. Господь принимал детей и радовался им, не обременял их. Так должны и мы с постепенностью и любовь приводить детей ко Христу. Стремясь сами быть примером не просто формального исполнения церковных предписаний, но примером любви, понимания, отдаляясь сор, гнева и злости. Ведь ребенок судит о вере, взирая на нас, и если мы живем не по христиански, то едва ли механическое Причащение детей даст плоды. Только с понимания сути Таинства, только с желанием и с любовью к нему, а значит и к Богу, Причастие будет приносить пользу для человека, будет врачеванием и духовных, и телесных недугов. И конечно необходима твердая вера в Бога и вера в Его любовь к Нам. «Я отдаю себя Христу, а Христос входит в мою жизнь». Его жизнь во мне — вот в чем состоит таинство Святого Причастия, и в этом раскрывается смысл и цель нашей жизни.

Anyta

Anyta

  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 13.01.2010, 23:52


Аня,поделитесь пожалуйста опытом, как вы успеваете самой причаститься и малыша причастить? К скольки вы приходите, вместе с ребеночком и т.п. ? Просто мы если с Машулькой, то приходим поближе к самому таинству, и тогда самой вроде неудобно уже причащаться. А всю службу Машеньке тяжело. А может быть это просто мои "отговорки"?

Бонни

Бонни

  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 14.01.2010, 02:48

Anyta (13.01.2010, 23:18) писал:

Эрика, простите, что вмешиваюсь, вопрос, наверное, адресован Бонни, но не могу удержаться.

А попробуйте поводить сыночка на причастие в буднии дни, когда бывает мало народу. И по чаще. Пусть он попривыкнет к храму и таинству, будет уже знать что и как происходит. Постепенно он полюбит причащаться, целовать иконочки, будет знать батюшек! Тогда, возможно, и большое скопление народу не испугает.

Бонни, статья замечательная, светлая и поучительная! Но есть еще вот какая сторона этого вопроса. Нося младенца причащаться, родители зачастую забывают о себе (в духовном смысле). Приходя каждое воскресенье со своим ребеночком под святое причастие, мама считает свою миссию выполненной, и не вспоминая, как давно сама она причащалась и исповедовалась. К сожалению, и сама такая.
Что про это говорят Святые Отцы? Что важнее: духовно возрастать самим родителям в первую очередь и по мере возможности причащать младенца, либо, наоборот, впервую очередь как можно чаще приносить ребенка в церковь, а "про себя" вспоминать лишь по большим праздникам?

Anyta,очень рада,что ты присоединилась к обсуждению!Спасибо огромное,очень приятно!
Вот маленькая выдержка из статьи,но думаю,что тему о поведении детей в Храме мы создадим отдельную,пока отпишусь тут.

Вообще же родителям не следует особо стесняться не слишком благовидным поведением своего ребенка в храме. Пусть он более-менее свободно передвигается по храму, разглядывает понравившиеся ему иконы, свечи. Однако не следует позволять ему подходить совсем близко к алтарю или общаться во время богослужения со сверстниками. Если же ребенок с непривычки сильно устал, а в особенности, если он начал вдруг кричать, громко плакать и откровенно безобразничать, его необходимо вывести на время из церкви на улицу либо в помещение иконной лавки. В это время детям постарше следует напомнить правила благочестивого поведения в храме, а маленьких развлечь каким-нибудь делом: поставить свечу, рассматриванием иконы, книги, ведь намного лучше, если эта непродолжительная отлучка с богослужения будет иметь для ребенка какую-нибудь конкретную цель. Однако ни в коем случае не оставляйте его на улице одного, или, что еще хуже, с кем-нибудь из детей. Ведь там они будут заниматься всем, чем им заблагорассудится: играть, шуметь, кричать. Надо думать, что после такого, пусть даже самого непродолжительного “отдыха”, ребенок уже не сможет вернуться на богослужение, да и все впечатление от уже виденного и слышанного быстро развеется.
Для нравственного здоровья ребенка родителям следует навести порядок в своей собственной духовной жизни, регулярно исповедоваться, причащаться.
Важно помнить, что воспитание детей в вере Православной, приучение их к богослужениям, принятию Таинств - нелегкий духовный труд, и здесь не следует впадать в грех “духовного эгоизма”, оставляя ребенка дома, чтобы, не отвлекаясь на него, более усердно молиться в храме. Так святитель Феофан Затворник говорит нам, что “Бог одинаково умильно смотрит на вас, и когда молитесь, и когда около малютки хлопочете”. А опыт православных родителей показывает, что за все старания Господь воздает сполна.

Бонни

Бонни

  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 14.01.2010, 03:13

Anyta (13.01.2010, 23:52) писал:

Эрика (13.01.2010, 23:22) писал:

Anyta, спасибо большое за совет!!! В свою очередь хочу добавить, что такое счастье, когда подходишь к Чаше, причащаешься и причащается твой ребеночек, а если и папа, то вообще замечательно.

Согласна, это полная гармония!!!
Аня,поделитесь пожалуйста опытом, как вы успеваете самой причаститься и малыша причастить? К скольки вы приходите, вместе с ребеночком и т.п. ? Просто мы если с Машулькой, то приходим поближе к самому таинству, и тогда самой вроде неудобно уже причащаться. А всю службу Машеньке тяжело. А может быть это просто мои "отговорки"?

А можно мне ответить?
Если говорить честно,то чаще это наши отговорки,но такие вопросы всё же решать следует с батюшкой.
Когда Златулька была совсем маленькая,мы приезжали к исповеди или чуть раньше,причащали Злату,а потом и я причащалась.
Пока я исповедовалась,Злата была с папой.Теперь нам полегче,меня может батюшка забрать в Храм пораньше,к началу службы,а потом Игорь со Златулькой подъезжает к причастию,а совсем недавно мы стали замечать,что Злата комфортно себя чувствует долгое время в Храме,нас это радует.Конечно, она себе находит занятия,а наш крёстный смеётся и говорит "послушания".Она чётко следит когда же догорят свечи и их можно будет снять с подсвечника,а потом ещё и положить огарочки в специальную мисочку,периодически и свечки ставим,и гуляет она по Храму,и общается с матушкой,как то всё самой собой Господь управляет.Это в тему,чем ребёнка занять или отвлечь.
К Таинству Причастия приезжаем и мы часто,но по благословению батюшки.
И ещё:
Мать питает младенца грудью и уже воспитывает его. ВОС-ПИТАНИЕ. Это прежде всего – питание. И когда мы причащаем младенца в храме, всё, что он видит и слышит, он воспринимает всем своим существом. Он не может объяснить это логически, но это вовсе не значит, что душа его отчуждена от Бога и не чувствует присутствия Божия. Наоборот, чистая душа и сердце ребенка формируются правильно. Поэтому и говорят, что мать должна причащаться, когда ходит беременная. Одно это уже воспитывает душу ребенка.
А когда рождается ребёночек,то мы же родители закладываем духовные азы своим примером!
Златуля в год начала ужасно кричать в Храме,я была в шоке,всё было хорошо,а тут на тебе.Что мы только ни делали,но молитва и пример для неё мы показывали неотступно,Спаси Господи нашего крёстного,без него бы нам не справится и были моменты,что он сам говорил,что давайте причащать сегодня не будем,пусть посмотрит...И всё прошло,в один момент,как ничего и не было,мы просто это пережили и почерпнули для себя,что МЫ родители делали не так!
Но для себя я сделала только один вывод,что такое поведение ребёнка в первую очередь зависит от атмосферы в семье!
Спаси вас Господи,мои дорогие,мне очень приятно,что такие темы для Вас важны!

По обычаю Церкви младенцы после их крещения до семилетнего возраста могут причащаться очень часто, не только каждую неделю, но и каждый день, притом без предварительной исповеди и поста. Начиная с 5-6 лет, а если возможно - и с более раннего возраста, полезно приучать детей причащаться натощак.
В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.

Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
Конечно, многое зависит от того, какой жизнью живут сами родители, является ли для них храм домом вожделенной встречи с Богом, а молитва — вторым дыханием. Многие родители приносят своих детей к началу службы, вместе с ними молятся, причащаются сами и подносят к Чаше Жизни своих чад, и не стоят перед вопросом, когда же приносить ребенка к причащению. Если в семье несколько другая ситуация, то можно приносить маленьких детей к началу Евхаристического канона или непосредственно к самому моменту причащения.

Но необходимо приучать свое чадо к благодатной церковной атмосфере, тогда будет меньше проблем с поведением ребенка у Святой Чаши. Решение же, как поступить в случае, если ребенок плачет и не желает причащаться, должен принимать тот священник, который в этот момент сам видит поведение ребенка. Ребенка необходимо также готовить к причастию. Прочитайте над его кроваткой канон, акафист, отрывок из Священного Писания. Все это будет способствовать духовному возрастанию вашего чада.

Подходя к святой чаше, грудных младенцев нужно держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки следует придерживать, чтобы ребенок случайно не толкнул чашу, или не схватил лжицу (ложку). Грудничков не следует плотно кормит перед литургией, чтобы после причащения они не срыгнули.

Родители, причащая детей, должны также стараться приступать к святым тайнам, показывая тем самым пример своим чадам. Семья – это малая церковь, где люди вместе идут к Богу, вместе спасаются и причащаются от одной чаши.

Маленьких детей обычно причащают под одним видом (только кровью Христовой). Но если младенец причащается часто и ведет себя у чаши спокойно, священник может дать ребенку (не грудному) небольшую частицу.

На литургии Преждеосвященных даров младенцев, не принимающих частицу, не причащают, потому что на этой литургии в чаше находится тело Христово, напоенное кровью, и налито вино, не претворенное в кровь Спасителя.

Некоторые родители по своему неразумию и маловерию боятся причащать детей, лишая их тем самым спасительной и укрепляющей благодати. Объясняют они это тем, что ребенок, принимая причастие от одной ложки и чаши со всеми, может заразиться какой-нибудь болезнью.

Эта боязнь есть неверие в спасительную силу таинства. Как правило, так рассуждают люди нецерковные и малоцерковные, ничего не знающие о жизни Церкви. Евхаристия есть величайшее чудо на земле, совершаемое постоянно, и еще одним доказательством истинности этого чуда является то, что литургия не прерывалась даже во время страшных эпидемий чумы, холеры и других заразных смертельных заболеваний.

В Киеве в XVIII – начале XIX века служил весьма известный в городе протоиерей Иоанн Леванда . Он был знаменит своим даром проповедника, люди специально собирались послушать его проповеди. Служил он в районе, называемым Подол . В 1770 году в городе началась эпидемия чумы, которая особенно свирепствовала на Подоле. Тела умерших увозили целыми обозами. За два месяца в районе умерло шесть тысяч человек. И вот этот священник не прерывал своего служения. Он исповедовал, причащал, окормлял, утешал своих прихожан, и болезнь не тронула его. И таких случаев очень много. Священнослужители – диаконы и священники – после причащения верующих потребляют оставшиеся святые дары. Делали они это всегда, во все времена, не боясь заразиться во время страшных поветрий.

Митрополит Нестор (Анисимов; 1884–1962), миссионер, в бытность епископом Камчатским построил для прокаженных лепрозорий и освятил там храм. После того, как все прокаженные причащались, священнослужители потребляли дары, и никто из них не заразился.

Святителю Московскому Филарету (Дроздову) один чиновник подал рапорт, где повествовал о мужественном поступке одного священника и просил представить его к награде. Этот чиновник стал свидетелем того, как к одному его родственнику, больному холерой, пришел для напутствия святыми тайнами священник. Но больной был настолько слаб, что не смог удержать во рту частицу тела Христова и выронил ее изо рта на пол. И вот этот священнослужитель, не поколебавшись, потребил сам упавшую частичку.

Ни священники, ни диаконы, которые потребляют святые дары и потом замывают святую чашу, выпивая воду, не болеют чаще, чем любые другие люди. Поэтому причащающие детей и сами приступающие к причащению должны оставить всякую брезгливость, боязнь и маловерие.

о. Павел Гумеров

Итак, свершилось! Это невозможно сразу осознать, но девять месяцев ожидания, тревог и волнений позади - у меня в руках маленький, трогательный комочек. Моя дочка… Самая красивая, самая хорошая, самая-самая. Я тебе обещаю, что сделаю все возможное и невозможное, чтобы ты была счастлива…

Думаю, все нормальные родители испытывали подобные чувства, хотели бы видеть своих детей здоровыми и радостными. Мы стараемся дать своему чаду все необходимое: пищу, одежду, образование, казалось бы, продумываем все до мелочей. Но подчас забываем о самом главном в воспитании ребенка - его душе.

Духовная жизнь невозможна без Церкви. Взрослый обычно рано или поздно сам приходит к такому выводу. Но ребенок этого понять не может, и родитель, осознавая полную меру ответственности перед самым дорогим для себя существом, просто обязан сделать за него правильный выбор.

Воцерковление - тяжелый, но необходимый труд , и нужно приложить все усилия к тому, чтобы у малыша оно прошло как можно легче. Начинать надо с себя. Дети не приемлют лжи. Если ребенок будет видеть разительное отличие того, что происходит в храме, от того, что он наблюдает дома, он никогда не сможет стать полноценным членом Церкви. И наоборот, если он будет видеть, что его семья - это "малая церковь", то он естественно и легко войдет в жизнь Церкви как таковой. Тем более что детство - самая благодатная пора, все, усвоенное в это время ребенком, сохранится им на всю жизнь, и ему не придется мучительно искать Истину.

Наверное, я не ошибусь, если назову центром церковной жизни по преимуществу два Таинства: Исповеди и Причастия. В Таинстве Покаяния человек получает прощение от Господа. Причащаясь Святых Христовых Таин - обретает силы для благодатной жизни во Христе. В Таинстве Причастия происходит самое реальное, подлинное соединение со Христом, поскольку исполняется то, о чем Господь сказал в Евангелии: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6, 56).

Когда человек только начинает свой путь в Церкви, многое вызывает у него вопросы и недоумения. Тем больше возникает вопросов у родителей, которые входят в церковную жизнь вместе со своими маленькими детьми. На некоторые из них, а именно те, что связаны с Причащением детей, мы постараемся ответить на этот раз.

Какую роль играет Причастие в жизни детей? Ведь причащаемся мы "во оставление грехов", а какие грехи могут быть у детей?

Естество каждого человека, независимо от его возраста, поражено той страшной порчей, которую мы чаще всего именуем первородным грехом. Кроме того, мы все немощны и нуждаемся в благодатной помощи Божией. А кто беззащитней ребенка? Он не умеет сам молиться. Его защищают молитвы родителей и молитвы Церкви. Причащаясь, он становится ее частью, и над ним простирается ее материнский покров. До 7 лет ребенок по традиции причащается без исповеди, поскольку считается, что до этого возраста он еще не в состоянии по-настоящему осознать греховность или, наоборот, безгрешность совершенных поступков, а после 7 лет перед Причастием ему необходимо будет исповедаться.

С какого возраста можно причащать детей? Бытует мнение, что ребенка надо крестить на 40-й, а причащать, следовательно, на следующий день.

Крестить ребенка можно сразу же после рождения - как только он будет к этому готов физически. Но на практике крещение чаще всего действительно совершается на сороковой день или же позднее. Сорок дней - период так называемого "послеродового очищения", в течение которого женщина не должна переступать порог храма. По прошествии этого времени над мамой и ребенком должны быть прочитаны особые молитвы (так называемые "молитвы сорокового дня"), после чего мама снова может ходить в храм и участвовать в церковных Таинствах. Как правило, их читают непосредственно перед Крещением. И, разумеется, когда ребенок крещен, то, начиная с этого времени, он уже и может причащаться.

В какой день можно приводить детей на Причастие? Когда лучше приходить?

Причащаться можно в любой день, когда служится Божественная литургия. В больших храмах это утро каждого дня (кроме понедельника, вторника и четверга в период Великого поста, когда литургия обычно не служится). В тех же храмах, где служба проходит не каждый день, лучше узнать об этом у священника заранее. К началу службы с маленькими детьми приходить не обязательно, поскольку они очень устанут сами, будут плакать, и этим утомят окружающих. Но, конечно, и не прямо к Причастию, лучше чуть раньше.

Как часто надо причащать детей и нужно ли родителям всегда причащаться одновременно с ними?

Причащение Святых Христовых Таин благотворно сказывается на ребенке. Чем чаще это будет происходить, тем лучше. По большому счету, если есть такая возможность, то ничто не препятствует причащать их и каждый день. Во всяком случае, причащать детей надо не реже 2 раз в месяц. Родители же причащаются так часто, как их благословляет духовник, после исповеди.

Как подготовить ребенка к Причастию? Нужно ли детям поститься?

Причастие - это Таинство, поэтому к нему должна быть соответствующая подготовка. Для взрослых установлены определенные правила, которые они должны соблюдать неукоснительно. Дети же в силу их возраста не способны выполнить все в полной мере. Однако и в этом случае есть рекомендации, в основном касающиеся приема пищи. Так, грудничков следует кормить за час-полтора до Причастия, детей до трех лет - чуть больше или хотя бы сократить объем завтрака (заменить его на постное печенье и воду). Детей постарше надо удерживать от приема пищи вовсе. Но в любом случае приучать к этому нужно постепенно, следя за тем, как ребенок себя чувствует.

Не менее важно перед Причастием объяснить ребенку (если его возраст уже позволяет это сделать) смысл Таинства, рассказать, как ему нужно себя вести: стоять спокойно, скрестив руки на груди, подходя к Чаше, назвать свое имя, полученное при крещении (светские имена зачастую не совпадают с церковными), и полностью проглотить Святые Дары, а затем спокойно подойти к столику с теплотой и просфорами. Если ребенок не в состоянии запомнить все это, то руководить им должен взрослый, но делать это нужно тихо. Перед Чашей лучше взять ребенка на руки.

Также было бы хорошо, если бы накануне ребенок прослушал молитвы из Последования к Причастию - столько, сколько он сможет выслушать с вниманием.

И, самое простое, но, к сожалению, часто упускаемое из виду: на ребенке обязательно должен быть крестик.

Сможет ли грудной ребенок причаститься Плоти и Крови Христовых?

Грудных детей причащают только Кровью, причем дают совсем чуть-чуть (поэтому Великим постом, на литургии Преждеосвященных Даров, когда верующие причащаются заранее освященными Дарами - частицей Тела Христова, напитанной Кровью, маленьких детей не причащают). Многие выражают сомнение на этот счет, предполагая, что ребенок "недостаточно причастился". Это предположение неверно, так как даже в самой малой частичке присутствует весь Христос. Подходя к Чаше, не надо держать малыша вертикально, поскольку в этой позе ему трудно принять Святые Дары. Лучше положить его на свою правую руку, как при кормлении.

Самых маленьких детей лучше пеленать или крепко держать, чтобы они ненароком не задели Чашу и не опрокинули Ее. Исходя из этих же соображений безопасности маленьких детей к Чаше прикладывать не следует. Вообще, за поведением детей любого возраста в этот момент нужно следить особо. Даже, казалось бы, большие дети, уже не раз причащавшиеся, могут неожиданно сделать неосторожное движение.

Что делать с одеждой ребенка, если на нее случайно попали капли Крови Христовой?

Иногда бывает так, что ребенок после Причастия срыгивает, или его тошнит, или же он просто может выронить изо рта Святые Дары. Конечно, нужно постараться этого не допустить (мама может заметить, при каких обстоятельствах происходят подобные вещи). Но если это все же произошло, и Кровь оказалась на одежде, нужно ее снять и отдать после службы для сжигания, какой бы дорогой она ни была. Поэтому хорошо бы перед Причастием надеть на ребенка нагрудник или салфетку, которую было бы не жалко.

Можно ли причащать ребенка против его воли?

Бывает так, что ребенок отказывается подходить к Чаше или, даже находясь на руках у родителей, вырывается и плачет. Этому может быть несколько объяснений: малыш устал, он голоден, а значит, капризничает, он не понимает происходящего и боится и т. д. У каждого родителя особый подход к своему ребенку. Нужно постараться заинтересовать его, рассказывая дома о Таинствах, жизни Церкви, пересказывая житийные сюжеты. Перед походом в храм создать дома праздничную обстановку. В храме указать на детей, которые причащаются, чтобы ребенок не боялся. Хорошим примером может стать причащение родителей или знакомых. После Причастия можно угостить малыша чем-нибудь вкусным. Если ребенок причастился, надо обязательно похвалить его. И со временем он привыкнет и будет с нетерпением ждать Причастия.

Хотя нужно обратить внимание родителей и на такой очень существенный момент: порой причина подобного поведения ребенка перед Чашей - их собственная жизнь. И потому, собираясь причащать сына или дочь, папа с мамой должны, конечно, подумать, не слишком ли давно исповедовались и причащались они сами.

Когда можно кормить ребенка после Причастия?

С кормлением малыша нужно немного подождать - для того, чтобы Причастие лучше "усвоилось". Детей постарше можно кормить сразу после Причастия и вкушения просфоры, до целования Креста (особенно, если ребенок с вечера ничего не ел и не пил). Но если ребенок в состоянии обойтись без еды до конца службы, лучше его не кормить.

Если у ребенка сильная аллергия, можно ли его причащать? И есть ли риск при Причастии чем-нибудь заразиться?

По-человечески такое волнение понятно, но если родители рассуждают подобным образом, это говорит о том, что они сами не сознают того, что происходит при Причастии. Эти страхи - от маловерия. Конечно, вместо теплоты можно дать ребенку принесенное с собой питье. Но может ли произойти что-либо вредное при приобщении Святых Христовых Таин? Ведь в Чаше не хлеб и вино, а Кровь и Тело Христово, это Жизнь, а значит, здоровье. Не было случая, чтобы Причастие вызвало приступ аллергии или привело к какой-то иной болезни. Если человек верит в то, что хлеб и вино действительно претворяются в Плоть и Кровь Сына Божия, то неужели он может полагать, что при Причащении всех из одной лжицы его чем-то "инфицируют"? И, наоборот, если он не в состоянии поверить, что Господь сохранит его при этом от всякого вреда, то как он поверит в то непостижимое чудо, которое совершается в этом Таинстве?

Loading...Loading...