Приходится братом апостола иакова алфеева. Он умер в трех разных местах — утверждает житие

Дни памяти: Июнь 30 (12 ап.), Октябрь 9

Фреска XII в. Владимир

Святой Иаков Алфеев, апостол из 12-ти

Брат апостола и евангелиста Матфея (+ 60 г.; память 16/29 ноября), бывшего прежде мытарем. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими был послан на проповедь.

После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному (+ 62 г.; память 30 ноября/13 декабря) в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.

Житие святого Апостола Иакова Алфеева

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15). И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем1. Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное. Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте3.

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________________

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Святой апостол Иаков был сыном Алфея и братом апостола и Евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем.


Икона . Святой Апостол Иаков Алфеев. Галерея икон .

Когда Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле во плоти, избрал в достоинство апостольское простых и благочестивых людей, чтобы послать их на проповедь Евангелия во вселенную, тогда избрал Он и сего Иакова и, как достойного, причел его к апостольскому лику (Мф.10:3; Мрк.3:18; Лк.6:15).

И стал Иаков одним из числа двенадцати апостолов, самовидцем и слугою Христовым, проповедником Его таин и Его последователем 1 .

Приняв с другими апостолами Духа Святого, сошедшего на них в огненных языках 2 , он отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения.

Разжегшись огнем ревности Божественной, он попалял терния безбожия, сокрушал идолов, храмы их разорял, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых и многое множество людей привел к Христу, чрез что приобрел себе и новое имя: семя Божественное.

Ибо он насеял в сердцах человеческих Божие слово, насадил веру и возрастил благочестие: ради сего он и был наименован Божественным семенем.

Обходя многие страны, он сеял семя небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами: будучи подражателем Христовых страданий, он предал дух Богу пригвожденным на кресте 3 .

И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в небесную житницу; там насыщаясь сам видением лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении.

Кондак, глас 2:

Твердо мудрости догматы в душы благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя вси Иакова: престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________

1 Вместе с прочими апостолами Иаков Алфеев был послан Господом на проповедь. Мф.10:3.

2 По вознесении Господнем Иаков Алфеев пребывал вместе с другими апостолами в Иерусалиме в Сионской горнице (Деян.1:13), также как и некоторое время после сошествия Св. Духа (6:2).

3 Ап. Иаков Алфеев совершал апостольское служение сначала в Иудее, потом сопутствовал ап. Андрею Первозванному в Едессу (Едесса – нынешняя Орфа – древний знаменитый город Месопотамии на р. Евфрате), проповедовал учение Христово в Газе (один из самых древнейших городов Филистимских на границе с царством Иудейским, во времена апостольские принадлежавший Сирии) и Елевферополе (город Южной Палестины на дороге между Иерусалимом и Газою) и сопредельных им местах, откуда отправился в Египет и здесь в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиною) запечатлел апостольские труды свои мученическою смертью на кресте.

Служба дня

Молитвы дня

Евангелие дня

В честь воскресного дня, дня памяти апостола Иакова Алфеева и святых отцов VII Вселенского собора в храмах совершаются всенощное богослужение, состоящее из великой вечерни, утрени и 1-го часа, часы и Божественная Литургии. На всех богослужениях поются молитвы, прославляющие воскресение Христа и апостола Иакова.

На великой вечерне в честь апостола Иакова при открытых царских вратах читаются паримии - отрывки из Нового Завета, посвященные апостольскому служению.

В конце вечерни, перед утреней, совершается лития - особое моление в притворе храма, на котором освящаются хлеб, вино и елей (растительное масло). На утрене эти хлеб и вино раздают молящимся, а елеем помазывают лоб во здравие и освящение.

Утреня служится сразу после вечерни или же непосредственно в день памяти апостола рано утром. В честь празднования на ней совершается полиелей: зажигают все светильники, священнослужители выходят на середину храма, торжественно поются стихи из 134-го и 135-го псалмов и величание апостолу. Читаются объединенные каноны: воскресный, апостола Иакова и святых отцов. На 9-й песни канона поется песнопение в честь Пресвятой Богородицы - отрывок из Евангелия от Луки с припевом «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем...». Поется великое славословие.

В день памяти апостола совершаются часы и Божественная святителя Литургия Иоанна Златоуста.

Тропарь апостола Иакова Алфеева , глас 3

Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим

Кондак апостола Иакова Алфеева , глас 2

Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/ похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/ Престолу бо славы Владычню предстоя,/ и со всеми Ангелы радуется,// моля непрестанно о всех нас.

На утрене читается

Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 19-31

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. 24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. 25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. 26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! 27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! 29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

На Божественной Литургии читаются:

Послание к Галатам святого апостола Павла, глава 1, стихи 11-19

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. 13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. 19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.

Евангелие от Луки, глава 7, стихи 11-16

11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. 12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. 13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. 14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! 15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его. 16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

В честь апостола Иакова Алфеева читаются:

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 4, стихи 9-16

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне. 14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 16-21

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. 17 Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

В честь святых отцов VII Вселенского собора читаются:

Послание к Евреям святого апостола Павла, глава 13, стихи 7-16

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 11 Так как тела животных, которых кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - 12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. 13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. 15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. 16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1-13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. 10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. 13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

22 октября 2014
Слово о Божественном посеве в день памяти Апостола Иакова Алфеева

Этот мир полон чудес Божиих. Неизъяснимые явления окружают нас, совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Мы привыкли к ним, мы объясняем происходящее законами природы, забывая порой о Божественном Законодателе. Но ведь земные науки способны отражать лишь простейшие связи: «после того-то обычно происходит то-то», «такой-то процесс обычно протекает так-то».

Посредством логических схем, терминов и формул иногда удается объяснить «как», но неизменно безответным остается вопрос «почему»? Настоящие причины и истинные следствия для земного рассудка скрыты завесой тайны. Мы не видим несметного множества чудес Господних, потому что мы духовно слепы.

Среди простых и будничных, но непостижимых и неизъяснимых явлений – чудо прорастания семени. Семена, крохотные комочки вещества, преображаются в травы, цветы, величественные деревья, могучие леса. Прорастание семян – образ нашего преображения в вечности, нашего бессмертия. По слову апостольскому, «при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42–44).

Подобно зернам в сырой и темной почве, мы посеяны в этом временном и смертном, «лежащем во зле» мире. Земная жизнь для нас это испытание на всхожесть. Мы не можем знать, чем станем за гранью здешнего существования: окажемся ли ни на что не пригодными колючими сорняками или присоединимся к золотому урожаю Царства Небесного. Но в отличие от не осознающих себя семян растений, человек наделен чувствами, разумом, свободой воли, он – зерно одушевленное и одухотворенное, он способен стать не только семенем, но и сеятелем.

Священное Писание именует «семенем» Самого Христа, Сына Божия. После согрешения первых людей Адама и Евы сами они и все их потомки лишились рая Божия и оказались в мире, подвластном злобе, обреченном смерти. Постепенно омрачившееся человечество забывало о своем Всевышнем Создателе, и лишь лучшие сердца и умы тосковали по Небесному Отцу, искали утраченную тропу на Небеса. Вселюбящий Господь откликнулся на призыв величайшего из таких искателей, святого Патриарха Авраама, нареченного «отцом верующих». Всевышний обещал, что в семени Авраамовом вернется благословение и благоволение Божие к роду человеческому. Возвращение Бога к людям сбылось в Пришествии на землю Вочеловечившегося Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Толкование этого мы находим в посланиях апостольских: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как бы об одном: и семени твоему, которое есть Христос... Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись... Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3, 16, 26–27, 29).

Христос после Своего Вознесения оставил на земле всего одиннадцать ближайших учеников – апостолов. Казалось бы, какая незначительная, какая жалкая горсточка одухотворенных семян для необозримого, закосневшего в злом бесплодии мира. Но не ветром, а Божественной любовью окрыленные, обошли святые апостолы близкие и далекие страны, повсюду преображая и оживотворяя человеческие души благой вестью о Боге Спасителе. Живые семена Христовы, сами ставшие сеятелями, они взрыхлили и сделали плодоносной омертвевшую почву земного бытия. Те, кто открывал свои сердца для принесенного ими благовестия веры, надежды, любви, для Царства Божия «приносили плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат» (Мк. 4, 20).

Божественный посев изменил мировоззрение человечества: в глазах постигших вечную истину утратили всякую цену сила, богатство, греховные наслаждения и прочие тленные ценности нашего мира и вместо них воссияли сокровища бессмертия – доброта, чистота, святость. Слово Божие, разнесенное по миру горсткой учеников Господних – безоружных, бедных, незнатных – одухотворило и повело к вечному спасению многие миллионы людей. Исполнилось и поныне исполняется предреченное Христом Спасителем в притче: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31–32).

Среди маленькой горстки величайших благовестников, в кругу апостольском, святой Иаков Алфеев был прозван «малым», или «меньшим». Так называли его, чтобы отличить от святого Иакова «большого», Зеведеева, «сына Громова», одного из трех избраннейших избранников, который был спутником Христа на Фаворской горе Преображения и в Гефсиманском саду перед Распятием. А о святом Иакове Алфееве в Евангелии говорится лишь как об одном из учеников: его имя упомянуто в числе апостолов, которым Христос «дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10, 1); он назван среди благовестников, бывших свидетелями Вознесения Господня, а затем «единодушно пребывавших в молитве и молении» (Деян. 1, 14) в Сионской горнице и сподобившихся сошествия Духа Святого в виде огненных языков. Святого Иакова «малого» мы не видим ни заявляющим о своей любви и верности, как святой Петр, ни стремящимся к первенству, как «сыновья Громовы», ни задающим вопросы, как святой Филипп, ни упорствующим, как святой Фома. Святой Иаков Алфеев словно бы только вбирает в себя увиденное и услышанное от Христа Господа, словно бы растворяется в апостольском кругу.

Немногое сообщает о святом Иакове «малом» и его житие. Как и все благовестники, он «отправился к язычникам проповедовать Христа и наставлять заблудших на путь спасения, врачевал различные недуги, отгонял от людей духов лукавых, сокрушал идолов, попалял тернии безбожия, насаждал веру и взращивал благочестие». По дальности, длительности и видимой трудности благовестнические дороги святого Иакова несравнимы с грандиозными апостольскими странствиями святых Фомы Близнеца и Андрея Первозванного, проповедовавших даже за пределами почитавшейся всемирной Римской империи. Святой Иаков нес слово Божие в страны Ближнего Востока, обходя города Палестины, Сирии, Египта. Но на этом не столь далеком пути вместо прозвища «малый» он стяжал новое славнейшее прозвание: святого Иакова стали называть Божественным семенем.

Мы знаем, какие всходы поднялись и какой урожай был собран в краях, по которым прошел этот смиренный апостол, ставший боговдохновенным семенем и сеятелем Господним. В местах его проповеди созидались и крепли великие Восточные Патриархаты: Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский; в Сирии возникло первое в истории человечества христианское государство – царство Осроена.

О святом Иакове «малом» в житии сказано, что он «многое множество людей привел ко Христу». Просто, даже стандартно звучит эта фраза, но что в ней скрыто? Каждый человек – существо малое: ничтожное по месту, занимаемому в пространстве, и по времени земной жизни, уязвимое и беззащитное перед стихиями, болезнями, смертью. Но за ничтожностью материальной оболочки человека – необозримость его душевного мира, вселенной мыслей, чувств, стремлений. Недаром средневековая философия именовала человека микрокосмом, то есть малым космосом: малым внешне, но великим по значению. И весь макрокосм – большой космос, вся материальная вселенная с ее красотами и чудесами, многоцветьем земной природы, звездами и галактиками, по сути, всего лишь рама для картины микрокосма, любимейшего и совершеннейшего творения Божия – человека.

Каждый из нас ощущает свою внутреннюю вселенную, живет в ней и ею. Но беда в том, что греховной нечистотой мы помрачаем в себе Божественный образ, и потому не видим душевной неисчерпаемости внутренних вселенных ближних наших, причиняем им обиды и делаем зло. Мы стали слепы друг к другу, а потому попираем то единство в любви, для которого создал и к которому призывает нас Вселюбящий Бог.

В этом нашем искаженном мире все смертно, все обречено уничтожению, кроме наших внутренних вселенных, бессмертных душ человеческих: только они на земле являются сокровищами вечности. Вот почему возрождение любой человеческой души, ее возвращение в вечную семью Отца Небесного становится радостью для всего мироздания: «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10). И трудами святого Апостола Иакова «малого», который «многое множество людей привел ко Христу», возжжено на Небесах многое множество вечных светил, спасенных от мрака и горящих любовью вселенных.

Святой Апостол Иаков Алфеев сподобился увенчать свой земной путь высшей честью и славой: славой мученической смерти во имя Божественной любви. Земное страдание дарует вечное очищение; и еще в Ветхом Завете сказано было: «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Пс. 125, 5–6).

А полнота новозаветного христианского служения есть служение жертвенное, по слову Самого Господа Иисуса, «истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падшее в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой... Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Ин. 12, 24–26 ; Мф. 16, 24).

Верным последователем Сына Божия и в образе Его жития странствующего проповедника, и в Его Крестной смерти стал святой Иаков Алфеев: за благовестие о Христе доблестный Апостол был распят язычниками в египетском городе Острацине. О вечной славе его возвещает житийное сказание: «Он сеял семя Небесное, собирал жатву спасения человеческого и окончил земное течение свое Христовыми стопами... И было собрано сие Божественное семя, святой Иаков, с плодами, принесенными сторицею, в Небесную житницу; там, насыщаясь сам видением Лица Божия, он и для нас ходатайствует своими молитвами о том же насыщении».

Истинное счастье может быть только бессмертным, бесконечным. Таким счастьем стало для верных Пришествие Христа Искупителя, вновь открывшего людям путь в Царство Божие. Но не радостью, а ужасом стало явление Божественного света для закосневших в нечестии и помрачении. Грозно звучало пророчество святого Иоанна Предтечи о долгожданном Мессии: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 12).

Священное Писание четко разграничивает «сынов света» и «сынов противления», «сынов Божиих» и «сынов погибели». Человек, как разумное и свободное зерно в почве падшего мира, сам выбирает, к чему стремиться и в чем возрастать – в добре или во зле, каким становиться семенем – Божественным или диавольским. Мы сами своими собственными делами и помыслами превращаем себя или в золотую пшеницу, достойную Небесных закромов, или в пустую солому и, хуже того, сорняки с ядовитыми ягодами, обрекшие себя адскому пламени.

Картину Божественного посева подробно рисует в притче Божественный Сеятель Христос: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою... Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13, 24–30, 37–43).

Каждый, в меру данного от Бога таланта, может возрастать к Царству Небесному: некоторые в духовном служении, некоторые – в общественном, некоторые – в искусстве или науке, кто-то просто в будничном труде, в тихом семейном кругу, в благочестии и молитве.

Подвига сверх сил ни от кого не требует Вселюбящий Небесный Отец, и каждый способен достичь счастливейшей вечности. Но увы, сколь часто мы видим, как люди, щедро одаренные умственными или творческими способностями, обращают эти дары Господни против Всевышнего Дародателя, превращают себя в семя диавольское. Философ измышляет убийственную теорию, писатель пропагандирует насилие, поэт воспевает порок, кинорежиссер разжигает похоть... Подобные «гении» не только губят собственные души, но и сеют в мире ядовитый соблазн, ввергая множество «малых сих» в вечную пагубу. На земле они опьянялись «смрадом мирской славы», ибо «лежащий во зле мир» охотно восхваляет творцов зла. Но чем изощреннее и привлекательней была изготовленная ими отрава, тем чудовищнее их загробная участь. По библейскому пророчеству, «так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Ос. 8, 7). И. А. Крылов в одной из своих басен описывает, как горит в преисподней некий сочинитель, который жалуется на то, что страдание его страшнее, чем у томящегося рядом разбойника. В ответ на сетования этого «безобидного» писателя звучат грозные слова:

Ты ль Провидению пеняешь?

И ты ль с разбойником себя равняешь?

Перед твоей ничто его вина.

По лютости своей и злости

Он вреден бы, пока лишь жил;

А ты... уже давно твои истлели кости,

А солнце разу не взойдет,

Чтоб новых от тебя не осветило бед.

Твоих творений яд не только не слабеет,

Но, разливаяся, век от веку лютеет...

Смотри на злые все дела

И на несчастия, которых ты виною!

Вон дети, стыд своих семей,

Отчаянье отцов и матерей:

Кем ум и сердце в них отравлены? Тобою...

Не ты ли величал безверье просвещеньем?

Не ты ль в приманчивый,

В прелестный вид облек

И страсти, и порок?

И вон, опоена твоим ученьем,

Там целая страна полна

Убийствами и грабежами,

Раздорами и мятежами,

И до погибели доведена тобой!

В ней каждой капли слез и крови – ты виной...

(...) По слову апостольскому, «всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1, 24–25).

Истинная слава, как и истинное счастье, может быть только вечной. Мы не знаем подробностей жития и деяний святого Апостола Иакова Алфеева; нам известно лишь звание, которое стяжал этот смиренный ученик Спасителя: «семя Божественное». Но этого знания для верных достаточно, чтобы понять всю светоносность его сияния в апостольском лике, вечную славу и величие его у Престола Всевышнего. Ныне мы воспеваем ему со Святою Церковью как любвеобильному нашему представителю: «Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго, похвалами да ублажим, яко боговещателя еси Иакова: Престолу бо славы Владычню предстоя, и со всеми Ангелы радуется, моля непрестанно о всех нас».

Дорогие во Христе братья и сестры!

В этом мире мы призваны возрастать в любви к Всеблагому Создателю нашему – в любви взаимной. Такое возрастание приведет нас к Небесному расцвету.

По данному Богом Спасителем завету любви, мы должны нести людям доброту, милосердие, согревать их своим душевным теплом – так мы станем причастными Божественному посеву, будем и добрыми одушевленными семенами, и достойными сеятелями на ниве Господней.

Мы не можем знать всех последствий наших слов и поступков, но нам известно, что по Промыслу Божию из малого добра часто проистекает великое благо, а кажущийся незначительным «грешок» способен породить огромное зло. Мы должны заботиться об одном: чтобы посев наших дел и речей был добр и по-христиански щедр, уповая на то, что всходы возрастит Господь Всеведущий и Всемогущий. По слову Священного Писания, «как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все. Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то или другое равно хорошо будет» (Еккл. 11, 5–6).

К тому же призывает сладчайший старец Русской Церкви, преподобный Серафим Саровский: «Сей всюду данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей на пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро».

Верные уже здесь, на земле, получают награду свою, ибо жить в любви несравненно прекраснее, чем в ненависти, а чистота совести означает мир с Божественным Правосудием – высокий покой души, который не заменят никакие тленные богатства и не смутят никакие испытания. Добродетель – сама себе награда, а увенчивается она бессмертным счастьем в Царстве Отца Небесного. Будем же смиренно подвизаться в сеянии благих помыслов, слов и дел, памятуя свидетельство апостольское: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6, 7–9). Аминь.

Владимир, митрополит Омский и Тарский

[греч. ᾿Ιάκωβος τοῦ ῾Αλφαίου], ап. от 12 (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая). В традиции, отождествляющей его с Иаковом , братом Господним, называется Иаковом Младшим (Minor).

В НЗ упоминается во всех списках 12 апостолов, причем всегда на 9-м месте (Мф 10. 3; Мк 3. 18; Лк 6. 15; Деян 1. 13). Свт. Кирилл Александрийский называет родиной И. А. Капернаум (PG. 69. Col. 1156-1157). Судя по тому, что в Мк 2. 14 Матфей мытарь называется Левием Алфеевым, можно предположить, что он был братом И. А., а поскольку о призвании И. А. в Евангелиях ничего не сообщается, то вполне вероятно, что к Иисусу Христу его привел Матфей. Деян 1. 13 сообщают об участии И. А. вместе с другими апостолами в праздновании Пятидесятницы (ср.: Acta Thomae. 1).

Уже с самого раннего времени в церковной письменности делаются попытки отождествить И. А. с др. апостолами, носящими имя Иаков. Так, свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Matth. 32, 3 // PG. 57. Col. 380) считал Иакова Зеведеева и И. А. одним лицом. Иногда И. А. отождествляли c Фаддеем и Левием (Hesych. Alex. Lexicon (Latte)); может быть, именно поэтому Феодорит Кирский называл И. А. мытарем (Theodoret. Interpr. in Ps. 67, 7 // PG. 80. Col. 1380). Однако наиболее частым, а для западной традиции (за исключением блж. Иеронима (PL. 23. Col. 180)) общепринятым стало отождествление И. А. с Иаковом, братом Господним, к-рый хотя и не упоминался в списках апостолов НЗ, но играл важную роль в апостольской общине. На Востоке, вопреки Р. Плотино (Plotino, Cardinali. 1965. P. 403), это мнение разделяли немногие: вероятно, впервые оно встречается в «Очерках» Климента Александрийского (῾Υποτυπώσεις - Euseb. Hist. eccl. II 1. 4), который говорит лишь о 2 Иаковах: Праведном и другом, усеченном мечом. Большинство греч. церковных писателей, упоминавших И. А., умалчивали о его тождестве с др. одноименными апостолами. Предположение Плотино и о первоначальном тождестве И. А. и Иакова, брата Господня (Plotino, Cardinali. 1965. P. 401), и об их разделении только с III в. (ср.: Canones et Decreta Sacrosanti Oecumenici Concilii Tridentini. R., 1834. Sessio XIV: De extrema unctione, can. 1, 3. P. 80) выглядит совершенно безосновательным.

Сведения о дальнейшей судьбе И. А. в церковной письменности крайне скудны. Греч. анонимное Мученичество И. А. (BHG, N 762z) остается неизданным, но, судя по его размеру - в рукописях (2 листа),- оно содержит самые краткие сведения об апостоле. Никита Давид Пафлагон в своем энкомии И. А. (BHG, N 763; опубликовано в PG. 105. Col. 1516-1517) сообщает о его проповеди и столкновениях с язычниками в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире и смерти на кресте в егип. Острацине.

И. А., из-за смешения с другими Иаковами и Левием Фаддеем, в апостольских списках агиографов (Van Esbroeck. 1994; Виноградов. 2005) либо не встречается вовсе, либо занимает место даже ниже евангельского девятого: с десятого до четырнадцатого (исключение - восьмое в греч. списке Псевдо-Симеона Логофета). Также имя И. А. упоминается и в других апокрифических произведениях, перечисляющих апостолов (напр., Const. Ap. 8, 23; Виноградов. 2005). Ввиду скудости прочего агиографического материала сведения об И. А., содержащиеся в апостольских списках, крайне важны. Они сводятся в основном к следующему: он происходит из колена Манассии (сир. список Le уточняет - из Иордании). Согласно спискам т. н. «2-го сирийского типа» и «византийского типа» (Виноградов. 2005), И. А. принимает смерть в Мармарике (Псевдо-Симеон Логофет уточняет: побит камнями иудеями). Полностью отличные от этой традиции сведения сообщают 2 списка т. н. «1-го сирийского типа»: Lp, Le и, отчасти, армянский - из Cod. Matenadaran 993. Согласно им, И. А. проповедовал в Вост. Сирии: Пальмире (Тадморе), Каллинике (Ракке), Киркесии, Маскане и был убит и погребен в Батнане (греч. Батны, ныне Суруч, Турция), где построил храм и основал апостольскую кафедру. По мнению М. ван Эсбрука (Van Esbroeck. 1983), это предание порождено желанием доказать независимость Церкви Саруга. Арм. список BHO, N 87, равно как и визант. списки, начиная с самых ранних (Turner. 1914), отождествляет И. А. с Иаковом, братом Господним, а BHO, N 91 называет девственником. В греческих списках из кодексов Vat. gr. 1974 и Vat. Pian. gr. 47 братом И. А. называется Иуда. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет сведения о смерти и погребении И. А. в Кесарии и Мармарике. Списки из кодексов Vat. gr. 1967 и 2156 дают не подтверждаемые другими источниками сведения об И. А.: его отца звали Андроном, а мать - Евтихией; он происходил из Иераполя, был камнерезом и умер с перебитыми голенями. В списке из Комментариев на Евангелие от Луки (в катенах) свт. Кирилла Александрийского имя И. А. переводится как «сила хождения жизни», а в двух лат.- как «усиливающий учение» или «обходящий учение» (Capelle. 1926).

В Зап. Церкви память И. А. (отождествляемого с Иаковом, ап. от 70, сщмч.) совместно с ап. Филиппом отмечалась 1 мая (день освящения базилики в честь 12 апостолов на пл. Венеции в Риме). В 1956 г. римский папа Пий XII перенес день памяти И. А. на 11 мая.

Глава И. А. хранится в соборе ап. Марка в Венеции, частица мощей - в базилике свт. Николая Чудотворца в Бари. В ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве хранилась икона, в к-рую была вставлена лобовая кость И. А. Икона поступила в храм в 1857 г. от нежинского грека К. А. Буба по благословению свт. Филарета, митр. Московского.

Ист.: SynCP. Col. 121, 206, 781; Capelle B. La liste des apôtres dans un sermon de Maximin // RBen. 1926. Vol. 38. P. 5-15; Leloir L. Écrits apocryphes sur les apôtres. Turnhout, 1986. (CCSA; Vol. 3); Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 312; Van Esbroeck M. Neuf listes d"apôtres orientales // Augustinianum. 1994. T. 34. P. 109-199.

А. Ю. Виноградов

Иконография

В греч. Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (1-я пол. XVIII в.) описание облика И. А. («молод, с остроконечною бородою») дано в числе апостолов от 70 с пояснением: «Он из числа двенадцати апостолов». В рус. иконописных подлинниках (XVIII в.) сводной редакции И. А. указано изображать под 30 июня в Соборе 12 апостолов напротив ап. Андрея: «...рус, брада Козмина (св. Космы Бессребреника.- Ред. ), риза багор с белилом, испод лазорь» (цит. по: Большаков. Подлинник иконописный. С. 111) и в день памяти святого под 9 окт., причем уподобления облика святого разнятся: «...брада менши Василиевы Кесарийского, риза вохра с белилом, испод лазорь» (Там же. С. 37), «...подобием рус, брада проста, доле Матфея евангелиста, риза апостольская вохра с белил, испод лазорь» (цит. по: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 168).

И. с раннехрист. времени изображается в кругу 12 апостолов. Его облачение составляют хитон и гиматий. Возрастные характеристики И. А. могли меняться. Это мог быть средовек с короткой темной бородой (в мозаичном медальоне на своде Оратория архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519 гг.) или безбородый юноша (в мозаиках разрушенных церквей Сант-Агата ин Субурра в Риме, 2-я пол. V в., и Сан-Приско в Капуе, V-VI вв.). В разные периоды варьировались и атрибуты святого: с венцом мученика в руках И. А. представлен в ряду апостолов в мозаике купола в ц. Сан-Джованни ин Фонте в Равенне (сер. V в.). Изображение И. А. входит в состав апостольского чина, украшающего алтарную преграду (темплон) на мраморной панели, происходящей из Фессалоники (2-я пол. X в., Византийский музей, Афины), апостол представлен в рост (с подписью: «ΙΑΚΩΒΟΣ ΤΟΥ ΑΛΘΑΙΟΥ») рядом с апостолами Филиппом и Лукой. Фигуры сделаны в технике углубленного (или плоского) рельефа, некогда были заполнены стеклянной пастой, видимо синего или голубого цвета (фрагментарно сохр. на одеждах ап. Луки). Др. пример изображения И. А. среди 12 апостолов - икона «Собор святых апостолов» 1-й четв. XIV в. (ГМИИ), где И. А. представлен среди молодых апостолов во 2-м ряду справа, в синем хитоне и темном гиматии, с короткими темными волосами и бородкой, чуть склонившим голову и устремившим на молящегося прямой взгляд.

Примеры единоличного изображения И. А. в рост встречаются в минейных циклах под 9 окт., напр. на миниатюрах рукописи Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 257v. К-поль, 3-я четв. XI в.), Синаксаря Захарии Валашкертского (Кекел. А648, 1-я четв. XI в., без пагинации).

Сцена мучения И. А. есть в Минологии имп. Василия II, где изображено, как его забивают камнями (Vat. gr. 1613. P. 102. К-поль, 976-1025 гг.). Вероятно, к этой схеме восходят композиции, известные по минейным циклам в росписях средневек. храмов Балкан. Во фресках ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), на зап. склоне арки сев. стены под 9 окт. располагается сцена, где поверженного И. А. избивают 2 человека. В ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), в нижнем ярусе на сев. стороне юго-вост. столпа др. сцена: лежащего полуобнаженного И. бьют 2 стоящих по краям ложа мужчины (надпись: «стии апсл иаков алфеев волоуими жилами биен бив»). В росписи кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1547) в сцене мучения И. А. пронзают стрелами. В росписях ц. св. Апостолов в Пече (1561) в центральной травее находится распятие И. А. на кресте: апостол с повязкой на чреслах, в его ноги палач вколачивает гвоздь.

В памятниках изобразительного искусства сохранились сцены гибели И. А., отличающиеся от визант. минологиев и, возможно, связанные с влиянием истории ап. Иакова, брата Господня. Согласно этой версии, И. А. был сброшен с крыши храма. Такое изображение сохранилось на миниатюрах Штутгартского Пассионала (Stuttg. Cod. bibl. 56-58, ок. 1130, см.: Boeckler A. Das Stuttgarter Passionale. Augsburg, 1923. Add. 30). В мозаиках Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) среди циклов апостольских мучений представлено, как некий иудей сталкивает И. А. с крыши здания, имеющего форму октагона с куполом на колоннах, 2-й раз И. А. представлен лежащим у подножия.

Изображения И. А. в памятниках зап. искусства даже в рамках визант. влияния сближают его с ап. Иаковом, братом Господним: напр., в мозаиках капеллы Палатина в Палермо (1132-1140) И. А. представлен стоящим в облачении епископа (в полиставрии, с омофором и с книгой). Подобным же образом, как епископ с омофором и с Евангелием, рядом с Петром и Павлом, И. А. представлен на фресках в крипте Сан-Лоренцо в Фазано (XI-XII вв.). В зап. иконографииИ. всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее - с атрибутами мученичества.

В Др. Руси центром особого почитания И. А. был Вел. Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой, как, напр., на иконе «Рождество Богоматери» в качестве поясного образа в медальоне на поле с подписью (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Образ И. А. присутствует в новгородских рукописях Хроники Космы Индикоплова в составе композиции со святыми в медальонах по сторонам Креста Господня (известны неск. экземпляров, созданных в 1-й пол. XVI в.: рукопись 1539 г. из собрания кн. Оболенского, входившая в августовский том Великих Миней по Софийскому списку (РГАДА. Ф. МИД. № 159. Л. 6); из б-ки свящ. Сильвестра, духовника царя Иоанна Грозного, вложенная в 1552 г. в Соловецкий мон-рь (РНБ ОР. F.IV.683. Л. 1 об.), и из б-ки Софийского собора в Вел. Новгороде (РНБ. Соф. 1197. Л. 5)). И. А. изображен в медальоне по пояс (с подписью: «оагиос иаковъ алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со свт. Сильвестром, папой Римским. И. А., зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его - омофор, на покровенной левой руке - книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией ап. Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Вел. Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине ул. в 1615 г., согласно росписи новгородских мон-рей и церквей, существовал придел во имя ап. Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона (Опись Новгорода 1617 г. / Ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 2. С. 329).

В рус. искусстве позднего средневековья образ И. А. встречается на иконах из деисусного чина (нач. XVII в., Национальный музей, Стокгольм); как небесный покровитель заказчика представлен на иконе «Богоматерь Печерская, со св. Евфимией, Иаковом Алфеевым, прп. Мартином и Иоанном воином» (XVII в., частное собрание).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 156; Garrucci R. Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, 1877. T. 4. Tav. 240.2, 255; Medea A. Gli affreschi nelle cripte eremitiche pugliesi. R., 1939. T. 2. Fig. 31; Антонова, Мнева. Каталог. 1963. Т. 1. № 41. С. 104; Миjовић. Менолог. С. 193, 194, 234, 263, 347, 363, 378; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Ил. 512, 513. С. 165; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261: / Ed.: H. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Cat. 9. P. 43; LCI. Bd. 7. Sp. 47-51; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 171, 208. Рис. 80. Табл. XIX, XXIII; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 259.

Loading...Loading...