Религиозный туризм как объект изучения. Религиозный туризм

В последнее время нам всё чаще приходится сталкиваться с этим непривычным словосочетанием. Так что же это такое – духовный туризм? Может быть, уместнее использовать более привычное «эзотерический туризм»? Как и в чём могут пересекаться духовность и, скажем, поход в горы?...

Любое путешествие, предпринятое человеком с целью самопознания, раскрытия и преобразования собственного внутреннего мира, поиска красоты и гармонии – есть путешествие духовное. может принимать самые причудливые и неожиданные формы, но суть его остаётся неизменной. И для кого-то походы в горы могут оказаться куда более эффективными, чем посещение храмов и соблюдение строгих аскез. Главное – ваше личное отношение к тому, что вы делаете...

По моему глубокому убеждению, понятие «духовный туризм» является гораздо более широким, чем « ». Последний скорее является лишь малой частью туризма духовного.

Эзотерический туризм предполагает удаление человека из привычной ему зоны комфорта, самонаблюдение и работу над внутренним миром, выполнение эзотерических практик, результатом которых является достижение им состояния внутреннего порядка, гармонии и наполненности. С этим всё ясно.

А вот если убрать эзотерическую составляющую? Скажем, отправился человек в поход по Крыму, не ставя перед собой целей выполнять , посещать ... Отправился просто так – отдохнуть душой и телом, полюбоваться на красоту окружающего мира, послушать пение птиц на рассвете. Но в этом «просто так» уже присутствует духовность! Конечно, и такой – «чистый» туризм, безо всякой эзотерики, можно отнести к духовному туризму. И если в походе ты ищешь красоту и гармонию – это духовность. Как уже говорилось выше, главное – это ваше личное отношение к тому, что вы делаете...

Третьей составляющей частью духовного туризма можно считать религиозные паломничества по святым местам. Ну, тут комментарии излишни. С глубокой древности миллионы людей преодолевали тысячи километров, чтобы поклониться различным религиозным святыням. В наши дни духовный туризм в Крыму насчитывает множество приверженцев! В маршрутах Клуба «Неизведанный Мир» предусмотрено посещение знаменитых раннехристианских монастырей, скитов и храмов; любой желающий может присутствовать на церковной службе, пообщаться с монашеской братией или, скажем, омыться в купели со святой водой. Многие идут в поход и за этим...

Четвёртой составляющей духовного туризма является посещение мест силы. Почему так? Не вполне корректным было бы объединять их с эзотерическим туризмом: ведь эзотерик работает над собой самостоятельно, а при посещении места силы оно «само» делает всю работу за вас. В этом отличие! И, уж тем более некорректно было бы попытаться объединить этот пункт с паломничествами – религиозная составляющая отсутствует... А посещение мест силы и выполнение в них различных практик – мощный и действенный способ на пути духовного развития.

Таким образом, коснувшись четырёх основных составляющих духовного туризма, можно смело заключить: при надлежащем отношении, им не являются, пожалуй, только шоппинг-туры или сафари... Всё остальное, позволяющее вам гармонично раскрыть свой внутренний мир или ощутить красоту и гармонию в окружающем вас мире, может быть причислено к духовному туризму.

Главное – ваше личное отношение...

Дорогие друзья.

Сейчас многие из вас начали осознавать, что человек не просто физическое тело. И что-то их тянет к разным духовным направлениям.

Да, вы с интересом слушаете, читаете и... этим ограничиваетесь. Очень немногие из вас применяют духовные знания и практики в своей жизни.

Многие из вас подменяют духовное развитие накоплением различной информации — смотрят телевизор, слушают радио, сидят в Интернете часами, выискивая, что там еще поинтересней можно найти.
Большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись у экранов с сериалом под названием «Современная духовность». И с интересом наблюдают сменяющуюся череду разных Мастеров и Гуру...

Все интересно и красиво — огромный выбор. Люди там с горящими глазами, с разными открывшимися способностями... А раз так, хочется попробовать! Все и сразу!

Вот поэтому люди и застревают в этой обстановке. Они руководствуются логикой потребления. И вот они ходят от «отдела к отделу», выбирая себе различные «духовные товары». Покупают разные тренинги, курсы, книги, семинары...

А потом показывают их друг другу, как трофеи - «Я прошел такую-то школу, вот эти курсы, меня посвятили в Мастера...» (это после месяца занятий)...

Это похоже на хождение по разным достопримечательностям раскрученного туристического маршрута.

Это нормально на первом этапе, когда вы ищете свой путь, свою Истину. Но когда вы годами путешествуете от одного места к другому, не задерживаясь там надолго, это не духовность. а именно духовный туризм...

Мало кто может честно себе ответить на вопрос о цели своего интереса к духовному развитию.

Зачем всё это? Какова конечная цель?

Часто люди говорят о духовном пробуждении и освобождении, а подразумевают, при этом, какие-то личные выгоды, признание, могущество... или же, личное счастье, гармонию в отношениях... или экстаз, блаженство, нирвану...

Все это скрытые представления об удовольствии, завёрнутом в фантик духовности.

Мир устроен так, что вы всегда получаете все, что хотите получить. И если духовных искателей миллионы, а пробужденных единицы, то вывод прост: люди не хотят пробуждения, они хотят чего-то другого, лишь маскирующегося под духовность.

Большинство приходит к Мастерам, чтобы получить ответы на свои вопросы. Но у Мастера другая задача — показать, что все ответы на ваши вопросы внутри вас. Что вы сами являетесь Мастерами...

Но, не получив ответ, духовный путешественник идет дальше, к другому Мастеру... И обязательно найдется тот, кто начнет отвечать на вопросы, давать советы...

Но это ни на шаг не продвинет вас по пути духовного развития.

И если вам нужен Учитель, выбирайте его сердцем, идите с ним до тех пор, пока не осознаете, что лучший Учитель — это жизнь, и вы сами выбираете свои уроки. И что все ответы — внутри вас.

И вам большого количества информации извне не нужно, на самом деле. Нужны инструменты, которые помогут вам докопаться до истины внутри себя.

Поймите, все практики и методы — это инструменты, и их нужно применять, а не коллекционировать.

Причем, применять в условиях реальной жизни, не убегая от нее в ашрамы...

Наше время - просто подарок для того, кто действительно заинтересован в пробуждении, потому что современный социум способствует тому, что деструктивные тенденции ума постоянно всплывают наружу. И это, конечно же, нелегко, но и очень эффективно. Так жизнь показывает то, от чего тебе нужно избавиться, остается только применить инструменты и от этого освободиться.

И если ты сейчас поймал себя на том, что ты не духовно развиваешься, а духовно путешествуешь, то задай себе вопрос — ЗАЧЕМ?

И только ответив на него, начнешь свой истинный духовный путь.

Горный Алтай – это сила, могущество, величественность, власть Природы и стихий Планеты Земля. Что еще можно сказать об этой сакральной благословенной земле. Только то, что пребывание на ней повышает вашу внутреннюю энергетику, дает прикоснуться к чему- то таинственному, девственному и прекрасному. Эта земля – островок, несущий потоки божественной благодати и силы, которые начинаешь ощущать, только пересекая неведомые границы алтайской земли. Сокровище, которое дали в наследие алтайскому народу, чтобы он мог беречь и сохранять его. Сказочный мир Беловодья , который всегда рядом и бесконечно далек, грезы о волшебной затерянной Шамбале и фантастическая реальность природы божественной красоты. Алтай – это сказки, мифы прошлого, но когда попадаешь в эти места, начинаешь верить в их реальность.

Одно из благословенных мест Горного Алтая и всего мира - это гора Белуха , куда устремлены взоры всех духовных Искателей современности. То место, где на вершине за облаками скрывается знаменитая Шамбала, и находятся небесные врата. Душа и сердце земли. И не зря тысячи и тысячи поклонников стремятся к ее подножию и число их с каждым годом растет. Также непередаваемо красивы места вокруг Уймонской долины , где проездом бывал Николай Рерих. Здесь, кажется каждый камень наполнен силой, а горы звучат и поют, пение их напоминает мощные аккорды, которые то стихая, переходят в гул и смолкают, то с пронзительным криком словно птица стремительно летят вверх.

Описывать Алтай можно бесконечно, потому что красота его удивительна и не забываема, она манит и зовет снова и снова прикоснуться к таинству слияния со стихиями Земли. Поэтому все это надо видеть своими глазами здесь и сейчас , слушать, как с тобой разговаривает Алтай, ощущать и впитывать мудрость веков, наполняясь силой и знаниями, которыми с тобой щедро делятся духи Алтая.

Мы приглашаем вас к духовным путешествиям по этим местам. Окунуться воочую в силу и мощь, на себе почувствовать те энергетические потоки, которые проходят по вам, когда вы находитесь в местах силы и вы можете пройти инициацию. Поэтому у многих участников наших тренингов и путешествий после посещения этих сакральных мест жизнь очень часто меняется. Начинают пробуждаться скрытые дарования и таланты, кто-то начинает рисовать, кто-то писать стихи, кто-то начинает задумываться о смысле жизни. Алтай не оставляет равнодушным и безучастным никого, особенно, если вам удалось посетить места, которые называются местами силы.

В том году мы проводили семинары на Алтае в Уймонской долине, посетив Мультинские озера, Красную гору, музей Рериха, музей Солнца и места силы, которые мы знаем. Они запомнились многим участникам по красоте и удивительной энергетике, наполняющей вас. Даже впервые практикующие в наших групповых медитациях четко ощущают Потоки, насыщаются ими и чувствуют неожиданно для себя пробуждение скрытых резервов своего Разума. А некоторые нашли и утвердились в своем Пути ДАО

Это были духовные путешествия - паломничества, каждый раз разные по внутренним ощущением и наполнению. Удивительно, что энергия всех мест силы в ощущении реально абсолютно разная. Звенящая и прозрачная энергия Мультинских озер с их необыкновенной красотой, переходит в особую гулкую, тяжелую энергетику Красной горы. При посещения музея Рериха мы получаем состояние прикосновения к реальности эзотерического, сакрального и таинственного мира. Время останавливается, и мы окунаемся в прошлое столетие. Сердце наполняется щемящей тоской - мы видим картины и слышим гулкий Зов божественного огня, о котором так много писала Елена Рерих. Божественный огонь должен прийти на землю и очистить ее от темных сил и наполнить светом и любовью.

Духовный туризм, духовное путешествие – это паломничество к сакральным местам и местам силы, которых много на нашей планете. Они предназначены для человека разумного для получения определенного энергетического заряда и знаний, которые ему благословенно открывает Бог. В природный Храм места силы вы входите с трепетом и любопытством ребенка, с почтением перед могуществом небесного отца и создателя, чтобы приобщиться к тому сокровенному, что укрыто от нас в суете повседневной жизни.

Это либо поиск подтверждения правильности выбранного жизненного пути, или путешествия ради определенности мировоззренческих ориентиров. Примером подобных путешествий могут быть путешествия в страны Центральной и Юго-Восточной Азии Е. Блаватской, Е. Рерих, Н. Рериха. Определенной степени для убеждения в правильности выбранного пути совершал путешествия и известный украинский философ-странник Г. Сковорода. "Мир ловил меня, но не поймал" - это высказывание следует понимать не только в переносном смысле, как удачную попытку философа избежать вмешательства социума в стиль его жизни, предпочтения и убеждения, но и в более конкретном смысле: пространство путешествий предоставлял возможность выверять правильность выбранного жизненного пути. Поэтому духовные искания происходят не только в тиши кабинетов и размышлениях над страницами книг. Они осуществляются и путешествием к территориям - "источников" учения, пришлось по душе, смутило ее, пробудило мнение. Желание ознакомиться с пространством, природа которого, возможно, сама побуждает к определенному стилю мировосприятия - один из главных мотивов духовного . Когда именно так начиналось духовное становление основателей учения под названием "живая этика" - Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов (в девичестве Шапошниковой - пра-внуки русского полководца М. Кутузова и одновременно племянницы русского композитора М. Мусоргского) . Целью их поездки, которая в конце концов закончилась тем, что они остались там, где их души нашли гармонию было приближение к источникам мудрости. Сначала были , Скандинавией, но духовную самодостаточность они получили лишь в Гималаях.

Оттолкнувшись от примера Рерихов, можно вспомнить, что и сам основатель буддизма - первой мировой религии - принц Гаутама тоже путешествовал в поисках смысла жизни до тех пор, пока этот смысл не открылся ему.

Около до сих разновидностей стоит культурный или культурно-исторический туризм, который побуждается потребностью наглядно увидеть культурно-исторические достопримечательности. Эта потребность возникает, с одной стороны, вследствие приобретения определенного уровня знаний, образования, с другой - опять же из стремления к усвоению нового. Важной составляющей мотива этого вида туризма является эстетическое удовольствие - получение положительных эмоций от встречи с красотой. Эстетическая составляющая может вообще доминировать (например, этот мотив является основой путешествий с целью посетить различные театры, побывать на всемирно известных спектаклях). Культурный туризм в свою очередь лежит в основе духовного обогащения человека, углубление ее интеллектуальной, эстетической, нравственной зрелости.

Еще один вид туризма , который побуждается духовными потребностями, - это ностальгический туризм . Он характерен, как правило, для летней возрастной категории туристов. Иногда ностальгический туризм может накладываться натуризм этнический, например, когда эмигранты посещают свою этническую родину. Когда украинские канадцы посещают Украину, то мотив, побуждающий их к этому путешествию, с одной стороны, "этнический" - посетить место своего родового происхождения, а с другой - это тоска по местам своего детства, юности, даже зрелой поры жизни. Но все же этнический туризм удовлетворяет потребность в подкреплении национальной идентичности человека, его национальной тождественности, т.е. включенности в определенную социальную общность на основании общего происхождения, отождествление с определенной культурой: языком, ценностным кодом, стереотипами мировосприятия и поведения, бытовыми традициями и т.д. Посещение своей этнической родины человеком, который родился и воспитывался в другом социокультурно-м среде, является своеобразным генетическим призванию - "зову предков". Ностальгический же туризм исключительно индивидуальный, он камерный сравнению с этническим, это не призыв национальной идентичности, это - воспроизведение собственного жизненного пути, попытка преодолеть необратимость времени пространственным возвращением.

Вас невыносимо раздражает все и вся? Вам кажется, что голова скоро лопнет от переизбытка информации? Значит, пришло время организовать себе полноценный отдых для тела и, главное, для души.

На Западе духовный туризм начался вместе с йога-бумом. Сотни тысяч европейцев, американцев, канадцев ежегодно транспортируют свои уставшие от рутины организмы в страны Юго-Восточной Азии, чтобы поучиться у невозмутимых аборигенов умению не прогибаться под мир.

Два самых популярных направления духовного туризма - Индия и Таиланд. Индия - как родина йоги, Таиланд - как страна, в которой буддизм достиг своего высшего расцвета, и, вместе с ним - все практики, связанные с этой философией. В том числе и практика медитации випассана.

При многих монастырях, в основном на севере страны, давно уже существуют независимые центры, готовые принять любого, кто хочет научиться медитировать.

Однако, если в Индию уже можно купить тур на йога-семинар через турагентство, то путешествие за просветлением в Таиланд придется организовывать самостоятельно.

Духовный туризм для чайников - первый шаг к просветлению

Сначала нужно определиться, сколько именно времени вы можете потратить на подобный отдых.

Полный курс випассаны по тайской традиции занимает 21 день, но если вы не располагаете тремя неделями свободного времени, есть высокая вероятность, что вас примут ровно на столько времени, на сколько вам удобно, даже на один день.

Еще на этом этапе стоит взвесить, достаточно ли вам знания английского языка для минимального понимания и общения.

Обучение в подобных центрах проходит на тайском и на английском языках, и если вы испытываете затруднение с последним, идею поездки стоит пересмотреть - переводчиков центры не предоставляют.


Духовный туризм для чайников - второй шаг к просветлению

Если предыдущий этап вы прошли успешно, пора поискать место, где вы будете просветляться. Поможет этому, конечно же, поисковая система.

Искать надо по ключевым запросам "медитация" и "Север Таиланда". При первой же попытке вы получите список из нескольких десятков центров. Внимательно читайте отзывы о местоположении и быте.

Некоторые центры размещены в лесах, некоторые - на окраинах больших городов. К некоторым добираться просто, дорога к другим занимает несколько дней из-за отсутствия регулярного транспорта.

В одних медитаторы живут в специальных корпусах с удобствами, в других - в монашеских хижинах из бамбука.

Продумать это следует с особой тщательностью, так как, например, попав в лесной храм в дождливый сезон (с мая по ноябрь), вы рискуете быть съедены москитами, так и не получив желанного очищения мыслей и души.

В общем, все зависит исключительно от того бытового уровня, который вы считаете комфортным.

После того, как вы сделали выбор, нужно связаться с центром напрямую. Зачастую там указаны e-mail, можно смело написать письмо на английском, с указанием цели вашего путешествия и дат.

Зачастую, в течение недели приходит ответ с подтверждением того, что вас будут ждать в определенный период. Пора покупать билеты и решать визовые вопросы.


Духовный туризм для чайников - третий шаг к просветлению

Если вы едете на две недели и меньше, визу можно получить в аэропорту Бангкока по прилету. Стоит это удовольствие 40 долларов и две фотографии, которые желательно привезти с собой.

Также обязательно заложите на дорогу до центра медитации один день после прилета и день до отлета.

Дело в том, что прилетать и улетать вы будете из Бангкока, а центры медитации в основном находятся на севере Таиланда, до них, как минимум 10-12 часов пути на автобусе.

Даже если вы купили авиабилет до, например, города Чианг Май, неплохо бы иметь в запасе хотя бы сутки, особенно, если ваш монастырь где-то глубоко в лесу.

Автобусы на север отбывают с северного автовокзала Мо-Чит, из аэропорта туда можно добраться или на такси (где-то 45 долларов, так как ехать через весь город) или же на метро с одной пересадкой (примерно 3 доллара).

Стоимость билета до того же, например, Чианг Мая - до 30 долларов (в зависимости от класса).

Духовный туризм для чайников - четвертый шаг к просветлению

Вы на месте и нашли нужный вам центр медитации. С чего начнется ваш путь к просветлению? С одежды.

С собой нужно иметь минимум два комплекта белой, непрозрачной одежды.

Белый, по буддийской традиции - цвет чистоты, облачаясь в одежду этого цвета, вы как бы подтверждаете, что хотите очиститься от мусора, который много лет насыпала в вас цивилизация.

Одежду, впрочем, можно одолжить в центре, чаще всего ее оставляют ваши предшественники.

После того, как вы переоделись, монах, преподающий випассану, пригласит вас на церемонию инициации, символизирующую начало вашего очищения.

Похожую церемонию проведут в конце курса, отпуская вас, уже очищенного, обратно в мир.

Теперь три (или меньше) недели вам придется жить по тому же режиму, по которому живут монахи, соблюдая те же правила, что соблюдают они.

Ранний подъем, вегетарианская еда, ограничение общения, никакой связи с внешним миром, никаких психотропных веществ (алкоголь, табак, наркотики), никаких телешоу и компьютерных игр, музыки, никакого секса, и много, много медитации.

Твердую пищу можно употреблять только до полудня. Будьте готовы к тому, что постфактум близкие решат, что вы - мазохист, так как на первый взгляд все выглядит довольно жестко.

На самом деле эти правила призваны не мучить вас, а освободить. Представьте себе три недели без интернета. То-то же.

Духовный туризм для чайников - пятый шаг к просветлению

Ежедневно кроме медитации вас ожидают еще два бонуса. Разговоры о Дхарме и вечерние песнопения.

Первое чаще всего происходит утром, сразу же после пробуждения, учитель объясняет какое-то из понятий буддизма. Это не пропаганда, скорее, информационный блок.

Песнопения же начинаются с семи вечера. Час пения прославлений Будды на древнем языке пали (тексты выдаются), и вы свободны.

Ежедневно нужно приходить на встречу с учителем и рассказывать о медитации.

Вот тут вам пригодится знание английского языка в полной мере, так как рассказывать надо обо всех ощущениях.

Учитель рассказывает, какие шаги вам надо делать дальше, как бороться с трудностями, в общем, всячески поддерживает вашу практику.

Духовный туризм для чайников - шестой шаг к просветлению

Випассана в тайской традиции включает в себя несколько видов медитации. Сидя (в позе лотоса, или как угодно на полу), стоя, при ходьбе и лежа.

Первые три сопряжены в некий сет, который надо повторять на протяжении дня по времени, установленному учителем. Для новичков это 15 минут стоя, при ходьбе, и 15 минут сидя.

К концу трехнедельного курса длина сета увеличивается до 45 минут на каждый вид медитации. Последний вид, лежа, нужно отрабатывать за 5-10 минут перед сном.

Поскольку по сути своей випассана означает "ясно видеть", с помощью подобных упражнений вы должны научиться осознавать себя и свое тело.

Это помогает очистить мозг от потока мыслей, так как концентрация на разных точках на теле мешает информационному хаосу заполонить ваш ум.

Духовный туризм для чайников - итоги

Проживание и питание в подобных центрах - бесплатное. По окончанию курса желающие могут внести пожертвование в произвольном размере.

В некоторых центрах вместо пожертвования можно, например, помогать по хозяйству.

И, подводя итог, подобный опыт не только помогает отвлечься от бренной суеты, но и является пропуском в культуру, которая много лет была загадкой для Запада.

пройти курс випассаны в Таиланде, вы попадаете внутрь того, что туристам обычно показывают издалека.

Это не всем интересно, но если в ваших планах есть саморазвитие и расширение горизонтов, подобное приключение пойдет вам только на пользу.

Loading...Loading...