Русские философы 19 века фамилии. Специфика философии XIX – XX века

Эпоха неклассической западной философии (вторая половина XIX века и XX век) породила плеяду за­мечательных мыслителей, которые обогатили философскую культуру фундаментальными идеями , отразившими достижения науки и иные стороны матери­ального и духовного развития человечества. Западная философия данного пе­риода включает в себя огромное многообразие философов всевозможных школ, на­правлений и концепций. Не ставя перед собой задачи полного и всеохватного изложения сущности всех философских школ данного периода, мы сконцентрируем свое внимание на философских воззрениях наиболее заметных представителей различных течений в филосо­фии этого периода. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, отметим основные особенности развития философии XIX и XX веков в целом.

В XIX веке на положение и роль философии оказывают влияние следующие факторы:

1) наука из занятия одиночек и энтузиастов постепенно становится общественным достоянием, поскольку общество осознает связан­ные с ней преимущества, прежде всего – машинные средства, облегчающие жизнь человека. В начале XIX века были изобретены паровоз, пароход, трамвай, телеграф, электрический мотор, а также капсюльное ружье с затвором и револьвер;

2) развитие науки, повлекшее за собой мощный рывок в развитии промышленного производства, косвенно оказало влияние на формирование нового предпринимательского класса , а также класса пролетариев; большой разрыв в уровне жизни разных классов становится причиной сильной социальной напряженности;

3) изменяются представления об устройстве мира: прогресс науки, в первую очередь естественных наук, приводит к радикальной трансформации картины мира;

4) существенно расширился горизонт европейской культуры : речь идет о культурном и производственном освоении новых территорий, а также о появлении таких новых интеллектуальных и культурных центров, как Америка и Россия.

В XIX векеобостряется противостояние между рационализмом и иррационализмом, материализмом и идеализмом. Целая плеяда крупнейших мыслителей, среди которых можно назвать Людвига Фейербаха, Карла Маркса и Сёрена Кьеркегора, обрушивается с критикой на философскую концепцию Г. Гегеля, закладывая основы для материализма в современном понимании, а также для экзистенциализма. С другой стороны, Артур Шопенгауэр едва ли не первым отказывается от сознания как основного концепта философии, заменяя его иррациональной волей. Фридрих Ницше закладывает основы своего учения, оказавшего едва ли не самое сильное влияние на иррационалистическую философию XX века.

Некоторые философы продолжают традиции Нового времени. Например, Франц Брентано и Огюст Конт стремятся построить обоснование философии по аналогии с естественными науками. Получают продол­жение и идеи историцизма, особенно яркое проявление которых можно найти у основателя философской герменевтики Вильгельма Дильтея.


Несмотря на все отличия, философия XIX века имеетмного общего с современной философией. Нередко эту эпоху рассматривают как переходную между завершившимся Новым временем и Новейшим временем. По этой причине философия XIX века может быть рассмотрена как источник основных проблем, которые волнуют философию XX века, для которой также характерен ряд тенденций.

1. В философии XX века заметное место занимают концепции, стремящиеся дать объяснение многообразным феноменам общественной и культурной жизни. Всё большую роль начинают играть обществен­ные науки и социальная философия. В научном мире распространяется убеждение, что эти дисциплины могут дать нам представление о том, как будет развиваться общество и какие опасности могут встретиться на нашем пути.

2. Философия XX века в самых различных ее проявлениях уделяет огромное влияние проблеме языка при описании объективной реальности. Иногда говорят даже об особом «языковом повороте» философии, произошедшем в XX веке. Прежде всего, здесь следует упомянуть о структурализме и выросшем на его основе постструктурализме. Большое внимание уделяли языку и представители других направлений, независящих от указанных выше, в частности аналитической философии, развивавшей идеи позитивизма (Люд­виг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.), и феноменологии (Эдмунд Гуссерль, Морис Мерло-Понти и др.).

3. Бурное развитие фундаментальной науки и связанной с ней прикладной науки или технического знания. Современная физика не только создала множество оригинальных концепций, меняющих наше представление о мире, но и претендует на роль науки, занимающей центральное место в формировании общенаучной картины мира.

Среди всех гуманитарных наук именно философию называют самой коварной. Ведь именна она задает человечеству такие сложные, но и важные вопросы, как: «Что такое бытие?», «В чем смысл жизни?», «Для чего мы живем в этом мире?». О каждой этой теме написаны сотни томов, их авторы пытались найти ответ...

Но чаще всего они еще больше запутывались при поиске истины. Среди многочисленных философов, отметившихся в истории, можно выделить 10 наиболее важных. Ведь именно они и закладывали основы будущих мыслительных процессов, над которыми уже бились другие ученые.

Парменид (520-450 до н.э). Этот древнегреческий философ жил еще до Сократа. Как и многие другие мыслители той эры, он отличался непостижимостью и даже неким безумством. Парменид стал основателем целой философской школы в Елее. До нас дошла его поэма «О природе». В ней философ рассуждает о вопросах познания и бытия. Парменид рассуждал, что существует только вечно и неизменное Бытие, которое отождествляется с мышлением. По его логике о небытии мыслить невозможно, а значит, его и не существует. Ведь противоречивой является мысль «есть то, чего нет». Главным учеником Парменида считается Зенон Элейский, но труды философа оказали влияние и на Платона с Мелиссом.

Аристотель (384-322 до н.э.). Наравне с Аристотелем столпами античной философии принято считать также Платона с Сократом. Но именно этот человек отличался еще и своей просветительской деятельностью. Школа Аристотеля дала большой толчок его в развитии творчества многочисленных учеников. Сегодня ученые не могут даже разобраться, какие точно из работ принадлежат великому мыслителю. Аристотель стал первым ученым, кто смог создать разностороннюю философскую систему. Позже она ляжет в основу многих современных наук. Именно этот философ создал формальную логику. А его взгляды на физические основы мироздания заметно изменили дальнейшее развития мышления человека. Центральным учением Аристотеля стало учение о первопричинах - материи, форме, причине и цели. Этот ученый заложил концепции пространства и времени. Аристотель много уделял внимания теории государства. Неслучайно его самый успешный ученик - Александр Македонский, так многого добился.

Марк Аврелий (121-180). Этот человек вошел в историю не только, как римский император, но и как выдающийся философ-гуманист своей эпохи. Под влиянием другого философа, своего учителя Максима Клавдия, Марк Аврелий создал 12 книг на греческом языке, объединенных общим названием «Рассуждения о самом себе». Работа «Медитации» была написана для внутреннего мира философов. Там император поведал об убеждениях философов-стоиков, но не все их идеи принял. Стоицизм был важным явления для греков и римлян, ведь он определял не только правила терпениям, но и указывал пути к счастью. Марк Аврелий считал, что все люди посредством своего духа участвуют в идейно общности, которая не имеет ограничений. Труды этого философа легко читаются и сегодня, помогая решить некоторые жизненные проблемы. Интересно, что гуманистические идеи философа вовсе не мешали ему преследовать первых христиан.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Этот средневековый философ много сделал для католического богословия. Его даже считают отцом схоластики, а самой известной работой Ансельма Кентерберийского стала «Proslogion». В ней он с помощью онтологического доказательства привел незыблемые свидетельства существования Бога. Бытие Бога проистекало из самого его понятия. Ансельм пришел к выводу, что Бог есть совершенство, существуя вне нас и вне этого мира, превосходя по величине все мыслимое. Главные высказывания философа «вера, требующая понимания» и «верую, чтобы понять» затем стали своеобразными девизами августинской философской школы. Среди последователей Ансельма был и Фома Аквинский. Ученики же философа продолжили развивать его взгляды на отношение веры и разума. За свои работы на благо церкви в 1494 году Ансельм был канонизирован, став святым. А в 1720 году папа Климент XI провозгласил святого Учителем Церкви.

Бенедикт Спиноза (1632-1677). Спиноза родился в еврейской семье, предки его после изгнания из Португалии осели в Амстердаме. В юности философ изучает труды лучших еврейских умов. Но Спиноза стал высказывать ортодоксальные взгляды и сблизился с сектантами, что привело к отлучению от еврейской общины. Ведь его передовые взгляды входили в противоречие с закоренелыми общественными взглядами. Спиноза бежал в Гаагу, где продолжал совершенствоваться. Себе на жизнь он зарабатывал шлифовкой линз и частными уроками. А в свободное от этих обыденных занятий время, Спиноза писал свои философские труды. В 1677 году ученый умер от туберкулеза, его закоренелая болезнь была к тому же усугублена вдыханием пыли линз. Только после смерти Спинозы вышла его главная работа - «Этика». Труды философа синтезировали воедино научные идеи Древней Греции и Средневековья, труды стоиков, неоплатонистов и схоластиков. Спиноза пытался перенести влияние Коперника на науку в сферу этики, политики, метафизики и психологии. Метафизика Спинозы основывалась на логике, что надо определить термины, сформулировать аксиомы и уже затем с помощью логических следствий выводить остальные положения.

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Современники философа вспоминали о нем, как о маленьком некрасивом пессимисте. Он большую часть жизни провел с матерью и котом в своей квартире. Тем не менее этот мнительный и честолюбивый человек смог пробиться в число самых важных мыслителей, став самым ярким представителем иррационализма. Источником идей Шопенгауэра послужили Платон, Кант и древнеиндийский трактат Упанишады. Философ стал одним из первых, кто осмелился соединить восточную и западную культуру. Трудность синтеза состояла в том, что первая - иррациональная, а вторая, наоборот, рациональная. Философ много внимания уделял вопросам воли человека, его самым известным афоризмом стала фраза «Воля - вещь в себе». Ведь именно она и определяет сущее, влияя на него. Главной работой всей жизни философа стала его «Мир, как воля и представление». Шопенгауэр изложил основные способы достойной жизни - искусство, моральный аскетизм и философия. По его мнению именно искусство способно освободить душу от жизненных страданий. К другим же надо относиться, как к самому себе. Хотя философ и симпатизировал христианству, он оставался атеистом.

Фридрих Ницше (1844-1900). Этот человек, несмотря на сравнительно недолгую жизнь, смог добиться многого в философии. Имя Ницше принято ассоциировать с фашизмом. На самом деле он не был националистом, как его сестра. Философ вообще мало интересовался жизнью вокруг себя. Ницше смог создать самобытное учение, которое не имеет ничего общего с академическим характером. Труды ученого поставили под сомнения общепринятые нормы морали, культуры, религии и общественно-политических отношений. Чего стоит только знаменитая фраза Ницше «Бог мертв». Философ смог возродить интерес к философии, взорвав застоявшийся было мир новыми взглядами. Первая работы Ницше, «Рождение трагедии», сразу же наградила автора ярлыком «ужасным ребенком современной философии». Ученый пытался понять, что же есть мораль. Согласно его взглядам не стоит думать об ее истинности, надо рассматривать ее служение цели. Прагматический подход Ницше отмечается и в отношении философии и культуры вообще. Философ смог вывести формулу сверхчеловека, который не будет ограничен моралью и нравственностью, став в стороне от добра и зла.

Роман Ингарден (1893-1970). Этот поляк являлся одним из самых видных философов прошлого века. Он был учеником Ганса-Жоржа Гадамера. Ингарден во Львове пережил фашистскую оккупацию, продолжая работать над своим главным трудом, «Спором о существовании мира». В этом двухтомнике философ рассуждает об искусстве. Основой деятельности философа стала эстетика, онтология и эпистемология. Ингарден заложил основы реалистичной феноменологии, которая актуальна до сих пор. Исследовал философ также и литературу, кино, теорию познания. Ингарден переводил на польский язык философские работы, в том числе Канта, много преподавал в университетах.

Жан-Поль Сартр (1905-1980). Этот философ очень любим и популярен во Франции. Это самый яркий представитель атеистического экзистенциализма. Его позиции были близки к марксизму. При этом Сартр являлся еще и писателем, драматургом, эссеистом и педагогом. В основе работ философов лежит понятие свободы. Сартр полагал, что она является абсолютным понятием, человек просто осужден быть свободным. Мы сами должны формировать себя, отвечая за свои поступки. Сартр говорил: «Человек - это будущее человека». Смысла же у окружающего мира нет, именно человек своей деятельностью меняет это. Работа философа «Бытие и ничто» стала самой настоящей Библией для молодых интеллектуалов. Нобелевскую премию по литературе Сартр отказался принять, так как не хотел ставить под сомнение свою независимость. Философ в своей политической деятельности всегда отстаивал права обездоленного и униженного человека. Когда Сартр умер, проводить его в последний путь собралось 50 тысяч человек. Современники полагают, что ни один другой француз не дал миру столько, сколько этот философ.

Морис Мерло-Понти (1908-1961). Этот французский философ одно время был единомышленником Сартра, являясь приверженцем экзистенциализма и феноменологии. Но затем он отошел от коммунистических взглядов. Основные мысли Мерло-Понти изложил в своей работе «Гуманизм и террор». Исследователи полагают, что в ней есть черты, родственные фашисткой идеологии. В сборнике своих работ автор жестко критикует сторонников марксизма. На мировоззрение философа оказали влияние Кант, Гегель, Ницше и Фрейд, сам он увлекался идеями гештальтпсихологии. Основываясь на работе предшественников и работая над неизвестными трудами Эдмунда Гуссерля, Мерло-Понти смог создать свою феноменологию тела. Это учение гласит, что тело не является ни чистым существом, ни естественной вещью. Это всего лишь поворотный момент между культурой и природой, между собственным и чужим. Тело в его понимании - целостное «я», которое является субъектом мышления, речи и свободы. Самобытная философия этого француза заставила по-новому переосмыслить традиционные философские темы. Неслучайно его считают одним из основных мыслителей двадцатого века.

Пензенский технологический институт (завод-ВТУЗ)

филиал Пензенского государственного университета

Кафедра философии

Контрольная работа № 1

По философии

На тему: Русская философия XIX - XX веков.

Студентки группы 09ЭП1з

Хохловой Юлии Витальевны

Г. Пенза, ул. Литейная 10-11 Проверил: Антипов

Тел: 49-50-38 Михаил Александрович

Выполнила: Хохлова

Юлия Витальевна

Г. Пенза 2010г.

1. Введение……………………………………………...3

2. Особенности русской философии XIX-ХХ веков....4

3. Русская идея Николая Бердяева………………...…10

4. Русский космизм…………………………………....14

5. Задание на размышление: почему учения Н. Бердяева называют персонализмом?………… ……..18

6. Заключение………………………………………….20

7. Литература…………………………………………..21

1. Введение.

Перед началом рассмотрения 2-го вопроса мы должны отметить своеобразие Русской Культуры (важнейшей составляющей которой является русская философия), которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии.

Русская культура –явление уникальное.

С чем это связано:

1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.

2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов.

3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.

Однако русская культура сумела создать свой своеобразный типмышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.

4) Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины.

5) Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде.

6) Для русского общества всегда былихарактерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность.

2. Особенности русской философии XIX-ХХ веков.

XIX-XX века занимают особое место в развитии русской философии, а именно - с первых десятилетий XIX века начинается период самостоятельной философской мысли. Русская философия, пишет В.В. Зеньковский в своей “Истории русской философии”, в этот период выходит из состояния ученичества по отношению к западной философской мысли и находит свои собственные пути; продолжая учиться у Запада постоянно и прилежно, она начинает жить своими вдохновениями и своими проблемами.

В ХХ же веке русская философия не только развивается рядом с западноевропейской философией, но начинает приобретать мировую значимость и мировое влияние.

Итак, что же характеризует русскую философию ХIХ-ХХ веков в целом? Своеобразие русской философии состоит в том, что, в отличие от философии европейской, она не стремится к абстрактной систематизации идей и понятий, но опирается на интуитивное познание сущего, которое постигается в силу этого не столько через логические понятия и определения, сколько через символ и образ “посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности”.

Во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм.

Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций.

Поэтому, вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны, т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?»

Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода.

XIX век по праву называют «золотым веком » русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).

В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.

Здесь можно указать на творчество Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гоголя, Достоевского, Толстого. Обычной формой русского философского творчества является свободное литературное произведение, которое лишь изредка посвящено определенной философской проблеме. Как правило, речь идет о конкретных вопросах исторической, политической или литературной жизни, но попутно освещаются глубочайшие мировоззренческие вопросы. Именно такими являются произведения славянофилов, П.Я. Чаадаева, К. Леонтьева, Вл. Соловьева. Можно назвать роман “Братья Карамазовы” Ф.Достоевского, где в главе “Pro et contra” братья Иван и Алеша в трактире обсуждают антиномии человеческой свободы.

Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

Сфера познания («вера» - «знание»)

Сфера действия («аполитизм» - «революционаризм»)

Сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм»)

В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал:

В сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией)

В сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия)

В сфере нравственности - идеал человека, определяемый:

а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь;

б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность.

Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:

1) философия тотальности (коллективности, целостности)

2) философия индивидуальности.

Толчком к разделу русской философии на два полюса послужила историософия П.Я.Чаадаева .

Пётр Яковлевич Чаадаев (1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании.

Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения», т.к. считал, что истинный прогресс зиждется на истинном христианстве, которым является только католицизм.

Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки , как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту.

Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должна состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», «...мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Этой пророческой максимой он стремился преодолеть отчуждённость своей историософии от исторической почвы, придать ей характер национального идеала.

По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественное откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению Царства Божия на земле. Для будущего «Царства Божьего» свойственны равенство, свобода и демократия. Именно поэтому оно может быть определено как социалистическое, ибо «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники».

«Славянофильство» и «западничество».

1) Славянофильство:

Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).

Славянофилы:

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)

Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности :

-Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.

-Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;

-Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;

-Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;

-Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание , соединение всех сил ради общего дела.

Второй половины XIX столетия было обусловлено рядом существенных факторов. К ним можно отнести динамичное формирование новых экономических отношений (капитализма), дальнейшее становление национального самосознания народа, социальные реформы в России, рост уровня образования российского населения, а также подъем освободительного движения в стране. Кроме того, на русскую философию оказывало влияние развитие зарубежной философской мысли.

Таким образом, характер и специфику отечественной философии обусловило прежде всего бурное социальное развитие России последних полутора столетий. Этот этап развития русской философской мысли, условно названный «современной отечественной философией», вполне логично разделить на три периода. Первый из них характерен углублением демаркации между материализмом и идеализмом в России (конец XIX — начало XX в.). Второй период (20-80-е годы XX столетия), в частности, ознаменован разделением русской философии на советскую и зарубежную. Третий период. начавшийся в конце XX в., отражает кризисные явления российского социума, захлестнувшие страну на рубеже тысячелетий; этот период отличает поиск новых идеологических, научных, этических оснований российского миропонимания.

В целом же отечественная философская мысль в ходе развертывания исторического процесса страны за эти полтора века становится все более «масштабной» и «профессиональной», приобретает признание за рубежом, оказывает существенное влияние не только на мировоззрение России, но и на мировую философию.

Рис. Этапы развития русской философии.

Со второй половины XIX в. в русской философии появляются развернутые законченные философские системы. Динамичное развитие отечественной и зарубежной науки, стремительный рост авторитета русской литературы и искусства, существенные сдвиги в социальной структуре общества повлияли на все стороны жизни России. В том числе это способствовало углублению философского понимания бытия, привело к дифференциации философского знания.

В конце XIX в. среди образованного слоя России, прежде всего, интеллигенции, стало утверждаться и набирать силу материалистическое понимание мира. В связи с этим повысилась активность представителей российской общественности, отстаивающих идеалистические позиции.

В философии это выразилось в образовании двух направлений — материалистического и идеалистического.

Материалистическое направление русской философии

Материалистическое направление в российской философской мысли нашло отражение в создании социальных материалистических концепций (иногда они объединяются под общим названием антропологический материализм) в таких течениях, как естественнонаучный материализм, анархизм, марксизм, и некоторых других.

Русскому материализму, как и всей русской философии, присущи такие черты, как антропоцентризм, гуманизм, социальная направленность, а также нередко и различная степень политизации (особенно проявившаяся в связи с развитием марксизма).

Одним из ярких представителей антропологического материализма является Николай Григорьевич Чернышевский (1828-1889) — писатель, лидер революционного демократического движения в России, вдохновитель создания революционной организации «Земля и воля». Он также известен как автор романа «Что делать?», работы «Антропологический принцип в философии» и ряда других, в немалой степени отражающих философские взгляды значительной части русской интеллигенции середины XIX в.

Подобно К. Марксу, Н.Г. Чернышевский считал необходимым переработать гегелевскую диалектику с материалистических позиций. Материя, считал он, вечна, и человек — материален. Его познавательная деятельность проходит в чувственных и логических формах и осуществляется в ходе практики — деятельности людей по преобразованию природы. Природа находится в постоянном движении, образует материальные системы различной степени сложности, в том числе и человека.

Этический идеал Н.Г. Чернышевского — принцип «разумного эгоизма». Человек творит добро в собственных интересах, стараясь приблизить к счастью как можно больше окружающих его людей; «разумный эгоизм», таким образом, весьма альтруистичен.

Идеал общественного строя — крестьянский социализм — общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком. Причем Россия, по мнению Н.Г. Чернышевского, способна достичь социализма минуя капитализм.

Похожую социальную и философскую позицию занимали русские публицисты Виссарион Григорьевич Белинскский (1811 — 1848), Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). При этом взгляды каждого обладали спецификой. Так, Д.И. Писарев отстаивал принцип реализма в изучении природы и общества. Это значит, что, изучая природу и общество, необходимо иметь в виду только реально существующие процессы и явления. Поэтому не только религия, но и гуманитарные науки, полагал Д.И. Писарев, ничего существенного не дают человеку; реальная польза только от естественных наук.

Петр Лаврович Лавров (Миртов) (1823-1900) свою позицию называл антропологизмом (исследователи истории философии определяют его взгляды как позитивистские). П.Л. Лавров был противником «исключительно одностороннего увлечения естественными науками», основную функцию науки видел в определении закономерностей общественных отношений.

Социум несовершенен, в нем большинство эксплуатируется меньшинством (чему способствует и религия). «Прогресс» меньшинства происходит на фоне неразвитости большинства. Поэтому смысл исторического развития П.Л. Лавров усматривал в гармоничном развитии личности, в достижении справедливости в обществе. Такое состояние дел, по его мнению, возможно в социалистическом обществе. А плавная цель социального прогресса заключается в солидарности всего человечества.

Анархизм

Похожие взгляды на будущее человечества высказывали и представители русского анархизма.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) был не только теоретиком в области социальной философии, но и сам принимал активное участие в революционном движении (в 1848-1849 гг. в Германии и Австро-Венгрии). М.А. Бакунин стоял на материалистических позициях, критиковал религию. Считал, что государство — средство эксплуатации человека человеком, а поэтому оно подлежит упразднению. Общество должно регулировать свои внутренние отношения методом самоуправления, основываясь на принципах свободы, равенства, справедливости, братства. Народы должны проявлять солидарность, объединятся в союзы. Таким образом, социальный идеал М. А. Бакунина — социализм без государства .

Другой известный представитель русского анархизма Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) полагал, что наилучшей формой социального устройства является «анархический коммунизм». Что касается государства, то оно возникло в результате появления собственности на землю. Для отражения сути государства П.Л. Кропоткин создал образ: договор о взаимной поддержке между землевладельцем, воином, судьей и священником в целях обеспечения их власти над народом. При этом право и правосудие он оценивал как «узаконенную месть», направленную на обеспечение эксплуатации меньшинством большинства.

Естественнонаучный материализм

Естественнонаучный материализм в России представлен в работах ученых, сделавших величайшие открытия в физике, химии, математике, биологии, геологии и других естественных науках. Непосредственно философией они, как правило, не занимались, однако в своих научных исследованиях формировали философские основания картины мира. При этом они стояли на материалистических позициях. Поэтому некоторых из них иногда называют стихийными материалистами.

Так, Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) признавал объективность законов природы и был глубоко убежден в безграничных познавательных возможностях человека. Свою точку зрения он подтвердил рядом научных открытий, сыгравших большое значение в развитии научной и философской мысли, в освоении человечеством окружающего мира.

Илья Ильич Мечников (1845-1916) считал науку ведущей силой общественного прогресса. Сам себя он называл «рационалистом». Помимо значительного вклада в развитие биологии и физиологии излагал свои взгляды и но ряду философских вопросов (в частности, по вопросам эволюции). Он выступал против идеализма, религиозных взглядов на мир: критиковал несовершенство общественных отношений в России.

Материализм на русской почве принимал многие формы, но из них наибольшее распространение получил марксизм.

Марксизм в русской философии

Русский марксизм сыграл важную роль в развитии философии, а также в общественном развитии как России, так и многих стран мира.

Одним из первых и наиболее последовательных теоретиков марксизма в России был русский философ, социолог, искусствовед (1857-1918). Он стоял у истоков русской социал-демократии — революционно-политического движения, ставшего впоследствии ведущей политической силой страны. В 1883 г. Г.В. Плеханов в Женеве создал первую русскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда». Однако Октябрьскую революцию 1917 г. в России он осуждал, хотя сами по себе социальные революции считал закономерными и неотвратимыми. В российском социал-демократическом движении Г.В. Плеханов занимал меньшевистские позиции.

Наиболее известные философские сочинения Г.В. Плеханова: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерк по истории материализма», «К вопросу о роли личности в истории» и др.

Г.В. Плеханов считал, что философия представляет собой совокупность идей, в которых отражается достигнутый человечеством опыт освоения окружающей действительности на данном этапе исторического развития. То есть философия — это концентрированное выражение уровня культуры человечества. Он был последовательным сторонником и пропагандистом диалектического материализма, критиковал, в частности, идеализм и агностицизм И. Канта и его последователей.

Большое значение имели социально-философские исследования Г.В. Плеханова. Он доказывал, что Россия в своем историческом развитии идет тем же путем, что и европейские страны. Также он внес существенный вклад в развитие истории философии, эстетики, экономики, социологии.

Общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные. В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - досократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Космос - понятие, впервые введённое Пифагором для...

https://www.сайт/journal/141362

На возможность познания объективного мира в принципе, чем сразу противопоставил себе многих естествоиспытателей и философов . В XX веке представление об агностицизме было несколько видоизменено, преимущественно под влиянием его критики, в основном... от религиозного фундаментализма к светскому устройству существовала в Западной Европе в 18 веке . Именно в тех условиях становление философии агностицизма было направлено против господства религиозного мировоззрения. Философские работы Юма и Канта...

https://www..html

Противоречит разумному. В некоторой степени абсурдность тождественна иррациональности. Откуда следует, что философия абсурда - иррациональная и эстетическая. Абсурд может пониматься двумя принципиально разными способами: ... века в Англии и начало 20 века в остальных странах. В латентном виде лингвистический абсурд, видимо, существовал в фольклоре многих стран (например, у нас: "ехала деревня мимо мужика..."). Нас же интересует абсурд экзистенциальный. Знакомство с ним мы начнём с датского философа ...

https://www.сайт/journal/140967

Подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии. "Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного... новых форм; субстанция жизни - чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно. Теория познания Философии жизни - разновидность иррационалистического Интуитивизма,динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях...

https://www.сайт/journal/141011

Бытия и какую-нибудь одну сущность" (VI, 1, с. 108), Аристотель отвечает, что "первая философия " - эта "наука философа " - имеет своим предметом "сущее вообще", "сущее как таковое", "сущее просто", что... и вечные сущности. В вопросе об отношении таких нематериальных сверхприродных сущностей и физических сущностей и скрывается, по-видимому, основной вопрос философии в философии Аристотеля. В целом Аристотель - панлогист. Он, как и Парменид, к которому Аристотель ближе, чем к Гераклиту, - сторонник...

https://www.сайт/journal/144911

Статье мы ориентируемся на «Йогу-сутру» и наиболее авторитетный комментарий, принадлежащий философу Вьясе, «Йога-бхашья» (V в. н.э.). Философия йогиПриступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все... в самой йоге, выросших из своей классической формы. В период активной колонизации Востока европейскими странами, философия йоги начинает пробираться на Запад. С ней знакомятся ученые Европы, Америки и России. Появляются и...

Loading...Loading...