Сарьянская свято-успенская церковь. Церковь успения пресвятой богородицы в сарье

Неоготический храм в деревне Сарья Верхнедвинского района Витебской области. Памятник архитектуры середины XIX века, один из самых выразительных неоготических храмов в Белоруссии, построен из красного кирпича. В народе прозван каменный кристалл или каменное кружево). Строился как католический храм, в настоящее время передан православной церкви.
Храм внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь как памятник сакрального зодчества республиканского значения.

История

Возведён в середине XIX века шляхтичем Игнатием Лопатинским, бывшим сарьянским землевладельцем, в память о горячо любимой и рано ушедшей из жизни жены Марии.
Прусскому архитектору Густаву Шахту была поставлена непростая задача. Игнатий, тоскующий по прекрасной молодой жене, хотел видеть храм олицетворением её красоты и выражением всей глубины его чувств. В качестве архитектурного стиля была выбрана модная в те времена неоготика («викторианскиий стиль»).
В 1865 году костёл был конфискован царской властью «за великолепие» и передан православным и переосвящён в православную церковь. В 1935 году храм был закрыт, после Второй мировой войны здание использовалось как склад, позже - как увеселительное заведение. В конце 1980-х годов храм частично реконструирован, но восстановлен не до конца. В 1989 году храм возвратили католикам, но в 1990 году храм был вновь передан православному приходу Успения Пресвятой Богородицы (на 2009 год насчитывает всего 600 человек). Спустя год в церкви возобновились богослужения. Настоятель храма - протоиерей Василий Стреха.
Состояние на 2009 год: разрушена колокольня, утеряны фрагменты внешнего вида здания в его верхней части, потускнела кладка из характерного красного кирпича. Проводятся реставрационные работы, сроки их завершения неизвестны.
Состояние на 2013 год: Реставрационные работы почти завершены, в храме установлен новый алтарь, демонтировано верхнее перекрытие, возле храма установлен памятник святым Петру и Февронии.
Архитектура

Церковь представляет собой 1-нефовую базилику, прямоугольную в плане, с 5-гранной апсидой и двумя небольшими сакристиями (ризницами). Композиция главного фасада ступенчатая, трёхчастная. Центральную часть выделяют портал, завершённый вимпергами с розеткой в центре, и 5-гранные контрфорсы с пинаклями. Аналогичные пинакли и на угловых контрфорсах. Пластику боковых фасадов обогащают лопатки, состоящие из двух частей, аркатурные пояса и сквозная острозубчатая аркада. Стрельчатые оконные проёмы украшены архивольтами. Внутри основное помещение перекрыто крестовыми перекрытиями, которые оформлены лепными нервюрами. Две колонны поддерживают хоры с арочной балюстрадой.

По превью сразу видно, какая это "церковь" находится в деревне Сарья Верхнедвинского района витебщины. Да что тут говорить, если вот мой отец родившийся и проживший здесь все своё юношество и вернувшийся сюда жить чуть менее года назад и сам до сих пор не подозревает что это здание православной церкви. Вот и я бывал тут много раз и много раз не переставал удивляться неописуемой красоте храма, построенного в конце 19 века на деньги пана Лопатинского , а узнал что это здание принадлежит не католическому приходу только в прошлом году.


Весь пост про Сарью я решил сопровождать текстом взятым из статьи Елены Орловой (Беларускі час ) "Тайны старушки Сарьи" при этом кое-какие моменты буду исправлять, а некоторые добавлять от себя.

"Мария умерла месяц назад, а боль все не утихала. Пан Лопатинский озябшей рукой смахнул сухую ветку с надгробия молодой жены. Начиналось майское утро 1851 года. Аисты уже клекотали на всю округу. Скоро проснутся Софья и Станислав. Надо жить ради детей. Игнат побрел к дому. Возможно, именно в этот день убитый горем вдовец, представитель знатного рода Лопатинских, задумает воздвигнуть величественный костел. В память об умершей. Сегодня этот храм для Беларуси уникален. Аналоги есть лишь в Закарпатье и Вильнюсе. Это неописуемо красивое здание, пожалуй, единственный свидетель богатого исторического прошлого Сарьи - ныне обычной деревушки, каких множество в Беларуси. Разве что исполнится ей в этом году всего ничего - полтысячи лет."

"Некоторые считают, что местечко обязано своим названием извилистой речушке Сарьянке. Кстати, очень чистой, несмотря на обилие близлежащих свиноферм. Секрет - в залежах известняка, которые жилами тянутся до самой Даугавы. А вот любители преданий уверены: название деревни появилось благодаря вольным землепашцам, что нанимались время от времени в войска к феодалам, - сарьянам. "

Река Сарьянка одна из единственных в Беларуси, которая имеет пороги. Причина - она размывает девонские доломиты, которые здесь очень близко подходят к земной поверхности. Как-то с отцом мы ездили за село и он показывал мне следы шурфов довоенного заложения на берегу реки, в которых местные добывали доломитовую муку.

"...А вот и остатки этого самого прошлого - ландшафтный парк XIX века. Сплошные изыски! Стараниями сельчан в нем еще сохранились партеры, гостевые поляны, какие-то немыслимые горочки. Флора не менее экзотична: польские лиственницы, серебристые тополи и уж совсем диковинное дерево - реликтовая сосна с Кипра!"


В местном обиходе - Гай . Очень красивое место. Чтобы сюда попасть нужно перейти реку по подвесному деревянному мосту, который еще до середины 60 годов был канатным. Теперь же все заменено тросами

В парке сохранилось много старых деревьев. Вот про этот большой тополь не раз писали в районных газетах


А вот и та самая "реликтовая сосна с Кипра" - Сосна Веймутова
Дерево сильно накренилось и уже ясно что стоять ему осталось не долго. Мой дядька Вася работавший в Бигосовском лесхозе все шутит: "Вот дождусь пока она повалится и пойду наделаю спилов кучу. Буду историю узучать - вот это годовое кольцо - Русско-Японская война, вот это - революция, а вот это Война началась".

Сельский стадион расположен если не ошибаюсь на месте усадебного дома Лопатинских. Мой отец, однажды копаясь в этих местах нашел старый кованный дверной замок, который впрочем вскоре и потерял.

"Пока мы расхаживали по парковым тропкам, нас заприметила бабка Наталья. Подошла, разговорилась со старушечьим азартом: мол, принадлежала эта краса панам Лопатинским. Разрабавалi ўсё, як рэвалюцыя прыйшла, - качает головой Наталья Феоктистовна. - Ад панскага дома толькi два слупы цагляныя тырчаць - брама былая. Шкада, добрая сядзiба была... "

На этом месте находилась одна из панских построек, затем в этом здании была школа-интернат (??). За зданием начинается обрывистый спуск к ручью и где-то здесь же мой отец с братом раскопали большие дубовые части от арочного моста через ручей.

Вернемся же к истории:

" Лопатинские владели деревней еще с XVI века. В свое время брестский воевода Николай Лопатинский быстро смекнул, что сарьянская земля - лакомый кусок. Во-первых, до цивилизованной Вильни рукой подать, во-вторых, красивейшие места здесь: лесные массивы, реки, озера. В 1753 году воевода выкупил северную жемчужину у Александра Сапеги. Можно сказать, что с этого момента Сарья и начала процветать. По современным меркам Николай был отменным бизнесменом, но речь не о примитивном дельце. Если верить архивам, Лопатинский владел пятью языками, был котируемым юристом в области белорусско-литовского права. Ко всему, имел репутацию бескомпромиссного политика. Между прочим, он и начал собирать уникальную библиотеку, фамильный архив. Правда, до наших дней сохранились лишь отдельные документы. Именно из них мы узнаем, что века три назад на Придвинье в Сарьянском имении сетями ловили... лосося!

Потомки Николая то навещали, то покидали родовое гнездо. Наверное, первый, кто здесь накрепко осел, был правнук воеводы Игнат. Парень под стать прадеду - увлекался искусством, разбирался в эстетике и политике. Хорошей эрудицией младший Лопатинский обязан матери Дороте - даме весьма эксцентричной и помешанной на европейской моде. Она устраивала детям путешествия по Италии и Франции. Младшая сестра Игната даже брала уроки музыки у Фридерика Шопена.

Сам Игнат был романтичной и чуткой натурой, частенько выезжал в свет. Наверное, спокойно и размеренно и прожил бы свою жизнь, но влюбился страстно в дочку офицера Станислава Шумского. Его даже не волновало, что невеста была бесприданницей (по тогдашним меркам - непозволительная роскошь для аристократа!). Молодого Лопатинского не смутило и бунтарское прошлое потенциального тестя: отец Марии во время войны 1812 года воевал на стороне Бонапарта. Вопреки всем предрассудкам влюбленные все же поженились. Супружескому счастью Лопатинских и радовались, и завидовали, и удивлялись. Их отношения не пошатнулись даже после потери сына-первенца. Вот только расплескалась любовная чаша раньше времени: Мария не перенесла третьих родов... С тех пор вдовец практически поселился у могилы своей супруги, решив воздвигнуть костел в ее честь. Пан Лопатинский больше никогда не женился..."

"Игнат спешил: заказал проект известному архитектору Густаву Шахту, и уже в июне десятки крепостных взялись за лопаты. К осени заложили фундамент костела. Лопатинскому не терпелось помолиться за жену у алтаря прямо на родовом кладбище.

Бабка Наталья говорит, что будто бы деревенские мужики и донесли царю на пана: мол, не нашей веры храм строит. В то время в западных краях Российской империи проводилась масштабная антикатолическая кампания и подобное обвинение могло дорого обойтись Лопатинскому.

В конце осени 1853 года, когда строительство близилось к завершению, в имение для разбирательства прибыл чиновник особых поручений Алферов. Лопатинский попытался убедить его в том, что строит памятник жене и сыну: Я хочу перенести в него бюсты умерших предков. Вы же видите, что стройка рядом с родовым кладбищем... Неужели молиться за любимых - преступление? Чиновник сочувственно кивал, но по возвращении все же написал губернатору донос. Спустя полгода для усмирения вольнодумного помещика в Сарью направили генерал-майора Какушкина. Тот осмотрелся и составил просто шедевральный рапорт: у Лопатинского... не все в порядке с головой. Мол, додумается ли нормальный человек на кладбище стройку затевать?"


"Дворянин стерпел обиду. В 1857 году упрямец все-таки достроил и освятил костел во имя св.Марии. Кроме того, еще и школу для сельских детей самовольно открыл. За это его чуть не сослали в Сибирь. Но судьба иногда поражает парадоксами: Лопатинского спас виленский генерал-губернатор Муравьев , который вошел в историю под прозвищем Вешатель - из-за жестокой расправы над участниками восстания 1863 года. Как ни странно, Муравьев заменил ссылку своевольного дворянина из Сарьи на штраф в 10 тыс. рублей.

Позже Игнат решил создать костелу достойное окружение. Так появился и прекрасный ландшафтный парк. Лопатинский даже подсобки в имении соорудил в духе неоготики. Но последнее слово в истории создания храма осталось за царским правительством: в 1872 году костел освятили в Воскресенскую церковь..."

"Советская власть перекрестила храм по-своему - в склад химикатов. В бывшем имении в начале 1920-х действовала коммуна, родовые кладбища вообще исчезли, а в саду теперь находился дом отдыха для пограничных войск. Говорят, что даже маршал Буденный провел здесь немало времени. Начиналась новейшая история. Без Лопатинских, дворянских нравов и неоготических курятников. В Великую Отечественную войну храм устоял. Чудом. А сама Сарья, которую в то время называли партизанской республикой, была практически уничтожена..."

Вокруг Сарьи целыми пачками расположены мемориальные плиты и знаки в память о сожженных целиком деревнях, которые затем так и не восстановились.


Также вокруг деревни полным полно ДОТов советской постройки, которые являлись частью Полоцкого УРа. С этими ДОТами связаны немало жизней и смертей советского поколения молодежи - так называемых "детей войны", которые занимались взламыванием данных строений, а также раскопками на берегу Сарьянки и поисками всяких боеприпасов. Мой отец рассказывал что в детстве у него были такие игрушки как немецкие карабины, снаряды из которых выплавливали взрывчатку, бесконечные горы патронов, штыки, каски и пр.

"Игнат Лопатинский, наверное, в гробу бы перевернулся, если бы узнал, что хотели сделать из его творения в послевоенные годы. Местные власти видели храм в образе культурного центра: на первом этаже - бар, а на втором - концертный зал. Я не оговорилась насчет этажей: ко всему прочему, величие неоготического собора бесповоротно испортили горизонтальным перекрытием. Дальше перепланировки дело не пошло. Снова-таки чудом церковь убереглась от унижения. Когда времена безбожия канули в Лету и людям вернули веру, храм пытались не раз отреставрировать. Получилось лишь частично. Усилиями директора местного совхоза Владимира Скробова обновили изящные шпили на башнях, восстановили профильный кирпич, а вот перекрытие не стали трогать: опасались несущие конструкции повредить."


"Вот и живет сегодня в Сарье Свято-Успенская церковь со всеми внешними признаками костела. Самое главное, что эта культурно-историческая драгоценность сохранилась до сегодняшнего дня почти в первозданном виде. Одним из первых в районе архитектурных объектов храм был взят под охрану государством и назван памятником зодчества XIX века. Вот только узнать об этом случайному проезжему весьма проблематично. Когда проезжаешь Верхнедвинский район, мимо промелькнут лишь два стандартных указателя - Сарья и р.Сарьянка."

Вот в такая она - Сарья

Есть мнение, что главные достопримечательности Беларуси - это совсем не замки или природные памятники, а костелы и церкви, отличающиеся особой красотой и зачастую имеющие удивительную судьбу. Известно, что жители нашей страны издавна славились особой религиозной терпимостью. Именно поэтому здесь сохранилось такое количество храмов разных конфессий. В десятку самых запоминающихся культовых построек входит Успенская церковь в деревне Сарья, в народе прозванная «каменное кружево». Данное культовое сооружение включено в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси как памятник зодчества республиканского значения.

Католический костел был построен в течение пяти лет, с 1852 по 1857 год, и стал настоящей жемчужиной белорусской архитектуры. Туристы со всего мира приезжают в Сарью полюбоваться необычной картиной. Только представьте: маленькая деревня с одноэтажными домами, скотный двор, сельскохозяйственные предприятия, куры, гуси… И над всем этим, будто из исторической эпопеи, возвышается готический храм. Сегодня мы имеем возможность любоваться удивительным сооружением благодаря шляхтичу Игнату Лопатинскому, воплотившему в жизнь идею создания величественного костела на своих землях.

В 1753 году Брестский воевода Николай Лопатинский выкупил деревню Сарью (ранее местность принадлежала роду Сапег). А уже в середине XIX века здесь обосновался его сын с молодой женой. Воспитанный по европейской моде, шляхтич Игнат прекрасно разбирался в искусстве и политике. После неожиданной смерти любимой, он впал в отчаяние и принял решение воздвигнуть храм в память о любимой.

Проект будущего сооружения Лопатинский заказал у Густава Шахты, одного из самых известных архитекторов того времени. Перед прусским мастером встала непростая задача. Игнатий, ужасно тосковавший по прекрасной молодой супруге, желал видеть храм олицетворением ее красоты. Для воплощения идеи было решено выбрать модную в те времена стилистику неоготики. Все подсобные помещения были выполнены в едином стиле. Кирпич для храма изготавливался на небольшом заводе, который также принадлежал Лопатинским. Чуть позднее рядом разбили парк.

Удивительна дальнейшая судьба костела. В рамках «антикатолической» программы в 1865 году фамильное сооружение был конфисковано правительством с весьма нетрадиционной формулировкой: «по причине великолепия». Храм был передан православным, а в 1935 году и вовсе закрыт. После войны здание использовалось как склад химикатов, что нанесло архитектурному памятнику огромный урон. Родовое кладбище Лопатинских было разорено и уничтожено.

Однако церковь смогла выстоять. По сегодняшний день не прекращаются работы по ее реконструкции и восстановлению. Построен новый алтарь, демонтировано верхнее перекрытие, появился памятник святым Петру и Февронии. В 2010 году на месте фамильного склепа Лопатинских установлен памятный камень.

Найти святыню легко - она находится всего в 20 километрах к северу от Верхнедвинска, районного центра Витебской области. Туристам, выбравшим отдых в Беларуси, следует обязательно посетить этот памятник зодчества.

Дата обновления: 1 апреля 2011

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сарье – так теперь называется Сарьянский костел, посвященный Деве Марии. Величественный неоготический храм построен по проекту архитектора Густава Шахта в 1857 году.

Приезжающие посмотреть достопримечательности туристы удивляются устремленному в небо красному сказочно красивому костелу – настоящей готике посреди самого обыкновенного белорусского села. Его называют Красный кристалл или Каменный орган, потому что при сильном ветре одиноко стоящее резное высокое здание издает заунывное завывание.

Красный костел – памятник трогательной, преданной и печальной любви. Его построил безутешный вдовец Игнатий Лопатинский – отпрыск богатого шляхетского рода, в память о безвременно погибшей (в родах) молодой любимой жене Марии.

В многострадальной Белоруссии никогда не утихали межконфессиональные войны. В те времена власть принадлежала православным. За возведение католического храма можно было отправиться прямиком в Сибирь. Игнатию Лопатинскому повезло – царские чиновники сочли его ненормальным, решили, что он потерял рассудок от горя. Разве придет кому-то в голову строить храм прямо на кладбище? Вдовец же объяснял свое намерение желанием возвести памятник любимой жене.

Безутешному пану Лопатинскому удалось не только достроить и освятить храм, но и построить удивительно красивый парк вокруг кладбища. Однако, завистники донесли властям и прекрасный костел был насильно переведен в православие под названием Воскресенской церкви.

Во времена Советского Союза храм и вовсе использовали для хранения удобрений, а потом собирались сделать в нем двухэтажное увеселительное заведение. Как ни странно, война пощадила прекрасный готический памятник, но от бывшей богатой усадьбы Лопатинских осталась лишь одна брама.

В наше время по инициативе местного директора совхоза Владимира Скробова была произведена частичная реставрация костела. В 1989 году храм был передан Православной церкви и освящен как церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Loading...Loading...