Школьная энциклопедия. Богиня Диана в римской мифологии

Мифы о богах до сих пор не внесли ясность в то, что же происходило в действительности на Олимпе. Кто управлял Древней Грецией и Древним Римом? Какие у народа того времени были правители, и кто отвечал за красоту, плодородие, охоту, войну и т. д.?

Точно также до сих пор не известно, кем была богиня Диана. Она имеет огромное символическое значение для культуры Рима. В других культурах получила другое имя, но все же осталась узнаваема, благодаря определенным чертам как во внешности, так и в характере.

Кто такая?

Известно, что греческая богиня Диана имела другое имя, часто в этой культуре её именовали как Артемида или Селена. Так же иногда отождествляли этого персонажа с Гекатой. В Риме же эта богиня отвечала за растения и животных, имела отношение к охоте, также была олицетворением женственности, плодородия. По некоторым данным имела отношение к Луне.

Отождествления

В Греции Диану называли Артемидой или Селеной. Было также сравнение её с Гекатой. Последняя была замечена в связи с Дикой охотой. Чуть позже стали называть Диану и Тривией. Последняя была богиней трех дорог. Именно поэтому часто её изображали на распутье. Тривия была символом тройной власти: под землей, на земле и небе.

Часто Диану сравнивали и с итальянским фольклором. Предполагали, что существующий культ ведьм почитал эту богиню и взывал к ней.

Рабское почитание

Богиня Диана была известна и рабам. Изначально в Риме Диану не признавали и считали её появление «иностранным веянием». Поэтому среди элиты она не была известна. За то рабы её боготворили, так как знали, что в храме Дианы они обладают неприкосновенностью.

Этот храм появился после того, как Сервий Туллий стал царем, благодаря богине. Он был рожден в рабстве, а став правителем, посвятил её храм на холме Авентин. Каждый день рождения этого святого места считался праздником рабов.

Сервий Туллий почитал Диану потому, что как то раз услышал предание, что тот, кто словит необыкновенную корову и принесет её в жертву богини, получит власть в Италии. Будущий царь узнал об этом и хитростью совершил обряд. Позже прикрепил рога коровы к стене храма.

Внешний вид

Богиня Диана в мифологии, независимо от культуры, имела практически одинаковый внешний вид. Её изображали статной и грациозной. На ней была надета короткая туника, а волосы были подобраны сзади.

Атрибутами всегда были одни и те же предметы. Обычно они были связаны с охотой: лук, колчан, дротики. Кроме того, часто рядом с ней замечали собак. Так как её часто называли богиней Луны, то ее иногда отображали с полумесяцем на голове.

Также часто её называли богиней целомудрия, а поэтому не редко можно встретить у неё щит, который защищал её от стрел Амура. Тем самым Диана доказывала свою персонификацию целомудрия. Позже в культуре отображали богиню, наказывающую Купидона.

Охотница

То, что Диана богиня охоты, является самым распространенным мнением. Это связано со многими фактами. Часто её отображали с охотничьими собаками, которые преследуют животное. Чаще всего жертвой служил олень. Хотя это животное не случайно. В легенде есть объяснение его появления.

Как-то раз, молодой охотник Актеон гулял по лесу и наткнулся на грот. Он увидел, как Диана купается со своими спутницами. Из-за того, что он без зазора совести смотрел на божественную наготу, поэтому был превращен в оленя, которого съели свои же собаки.

Кроме того, богиня Диана была примечена в группе с нимфами и сатирами. Иногда художники изображали, как она возвращается с охоты, неся добычу. После этого она отдыхает, а вокруг неё много оружия и убитой дичи.

Диану связывали и с мифами о Дикой охоте. Это явление впервые было описано у скандинавов. Дикой охотой они называли группу призрачных всадников, которые неслись по небу со сворой собак. В Средние века люди считали, что в эту группу входят ведьмы, над которыми правит Геката, которую часто отождествляли именно с Дианой.

Лунный характер

Изначально многие считали, что богиня Луны - Диана. Лишь со временем на неё были перенесены черты Артемиды, которые и обозначили её как охотницу. Кроме того, считается, что её характер меняется в зависимости от фаз луны: Диана, Яна, Янус.

Кстати, существовала теория, предложенная Публием Фигулом, что Апполон - это олицетворения Януса, а его сестра Диана - Яна, получила букву «д» в имени для благозвучия. Поэтому Янус часто уподобляется небу, солнцу и луне.

Отсюда можно провести и параллель, которая ведет со «старой религии» Италии Страгерии. Поверья гласили о богине Диане, как Королеве ведьм. Но ведьмы в этом случае имели лишь положительный контекст. Они были мудрыми женщинами и целительницами. В то же время, речь шла о том, что Диана создала мир из себя. Ей пришлось разделиться на свет и тьму. Для себя она оставила тьму, а вот создав своего брата Аполлона, подарила ему свет. Поэтому Диану часто считают луной, так как это темный символ, а Аполлон остается светлым богом Солнца.

Кстати, богиня Диана встречается и в виртуальном мире - в игре League of Legends. Там она является богиней Луны. Что еще раз доказывает её причастность к этому «титулу».

Искусство

Богиня Диана была очень известна всему миру, а поэтому не раз упоминалась в произведениях искусства. Так в 1-2 веке до нашей эры появилась необычная мраморная статуя, посвященная этому персонажу мифологии. Она называется Диана Версальская. Также иногда её именуют как Диана-охотница. Эта скульптура является воспроизводящей творение одного из раннеэллинистических скульпторов.

Вообще скульптура отображает Артемиду, которая пытается из колчана достать стрелу, а левой рукой удерживает, либо гладит олененка. Сейчас эту статую можно найти в Лувре. Туда она попала в 1798 году.

Так же в культуре сохранились две картины Тициана: «Диана и Актеон», а также «Диана и Каллисто». Первая отображает знаменитую мифологическую историю, которая рассказывает о купаниях Дианы и об охотнике Актеоне, который застал обнаженную богиню, и был наказан.

Вторая картина рассказывает о Каллисто, которая является очень многогранным персонажем. Она была спутницей Дианы и обещала сохранить девственность, но обманом была оплодотворена, чем вызвала гнев Артемиды (Дианы).

deus "бог") в римской мифологии - богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны ; соответствует греческим Артемиде и Селене .

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой . Диану ещё называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой . В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией . Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

Викка

Сегодня есть ветвь Викки, названная Дианической (англ. Dianic Wicca ), которая характеризуется чрезвычайным фокусом на женском аспекте Божества . Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Стрегерия

В Италии «старая религия» Стрегерия включает в себя богиню Диану, как Королеву ведьм; ведьмы - мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Так же было сказано, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца .

В языке

Как румынское слово для обозначения фей , Zânǎ , так и леонское слово для «водной нимфы» ксана , вероятно, происходят от имени Дианы.

В искусстве

См. также

Напишите отзыв о статье "Диана (богиня)"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Диана (мифологич.) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Примечания

Отрывок, характеризующий Диана (богиня)

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 15.04.2016 18:50 Просмотров: 2202

Две эти античные статуи создал древнегреческий скульптор IV в. до н.э. Леохар.

Конечно, авторство Леохара предположительное, но некоторые доказательства этому всё-таки есть: при раскопках в Афинах был найден пьедестал бронзовой статуи Александра Македонского, изображающего его на охоте, на этом пьедестале было указано имя скульптора Леохара (около 325 г. до н.э.). Известно, что Леохар был придворным скульптором Александра Македонского. Статуи Аполлона и Дианы созданы в то время, когда творил Леохар.

Диана-охотница (Диана Версальская)

Данная мраморная статуя, относящаяся к I или II вв. до н.э., воспроизводит скульптуру IV в., предположительно Леохара.
В древнегреческой мифологии Диана – девственная и всегда юная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, а позднее – богиня Луны.
В Древнем Риме эту богиню называли Артемидой. Лань и медведица – культовые животные Дианы (Артемиды).
Диана одета в короткий хитон (подобие рубашки) и гиматий (прямоугольный кусок ткани поверх хитона). Правой рукой она собирается вытащить стрелу из колчана, а левая её рука лежит на голове бегущего рядом оленёнка. Вероятно, справа она видит добычу, т.к. её голова повёрнута именно в эту сторону. Этот разворот фигуры не в фас и не в профиль был смелым решением скульптора. Диана как бы выходит широким шагом из глубины пространства прямо на зрителя, но в то же время и мимо него.
Существуют многочисленные копии и повторения этого образа.
Диана-охотница – одно из лучших скульптурных произведений античности. Второе название скульптуры (Диана Версальская) связано с тем, что Людовик XIV перенёс скульптуру в новопостроенный Версальский дворец. С 1798 г. и до настоящего времени скульптура находится в Лувре.

Из древнегреческой мифологии

Аполлон и Диана (Артемида) в древнегреческой мифологии считаются детьми верховного бога Зевса и титаниды (доолимпийской богини) Лето. Аполлон и Диана были близнецами. Они выросли на острове Делос, т.к. Лето пришлось укрываться от ревности и ненависти жены Зевса Геры.
Аполлон был одним из самых важных античных богов – богом музыки, поэзии, пророчества и целительства. А в более поздних мифах его называют богом Солнца.
В «Илиаде» Гомера Аполлон поддерживает троянцев Малой Азии в войне против греков, но в классическую эпоху становится одним из греческих богов. Обычно его изображают в виде прекрасного безбородого юноши. Оружие Аполлона – лук.
У его сестры Дианы-охотницы, покровительницы охотников и богини диких мест и зверей, лук также используется в качестве оружия. Она охотится в диких местах в сопровождении нимф (юных женщин). Однажды охотник Актеон подсмотрел её купание в лесном ручье, она в наказание превратила его в оленя, а собственные псы Актеона растерзали оленя.
Диана могла быть и суровой, мстительной. Миф повествует, что однажды смертная женщина Ниоба хвасталась тем, что у неё много детей, больше, чем у богини Лето (матери Аполлона и Дианы). Тогда Диана вместе со своим братом Аполлоном погубила семерых сыновей и семерых дочерей Ниобы.

Аполлон Бельведерский

Эта статуя – римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара. Бронзовая статуя Леохара не сохранилась.
Высота статуи 2,24 м. Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 годами на вилле римского императора Нерона, последнего из династии Юлиев-Клавдиев, в Антии близ Рима. В 1506 г., в правление Папы Римского Юлия II, статуя Аполлона была установлена в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Бельведерский дворец

В Бельведерском дворце расположен Музей Пия-Климента. В его четырехугольных нишах находятся всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский, Лаокоон и его сыновья, Гермес Бельведерский и Персей Кановы.
В бронзовом оригинале опоры для правой руки Аполлона не было. А в мраморной копии опора присутствовала в виде ствола дерева. Но статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли (ученик Микеланджело) дополнил обе руки.
Древнегреческий бог Аполлон изображён в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Ещё в XVI в. скульптура была признана совершенным творением. Образцом мужской красоты и гармонии Аполлона считали и в России.
Все тело юноши находится в движении. В протянутой левой руке у него был лук, а за спиной висел колчан для стрел. В опущенной правой руке он держал украшенную лентами лавровую ветвь. Её остатки сохранились в копии на пне (добавка копииста). Высокая стройная фигура подчёркнута мантией. Облик Аполлона выражает спокойную силу, внутреннюю и внешнюю гармонию. Пышная причёска по образцу того времени делает его лицо одновременно мягким и строго выразительным.

Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницу света и жизни. Возле храма Дианы в Ариции, неподалеку от Рима, били целебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Диана богиня женского целомудрия, охоты, покровительница животных, а также богиня луны. Часто сам образ Дианы отождествлялся с Луною, оба слова стали в поэтической речи синонимами.

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов, которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий, по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин. Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу. Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф. Перед свадьбой богине Артемиде приносились искупительные жертвы. Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: убивает Актеона, детей Ниобы, приказывает Агамемнону принести ей в жертву его дочь Ифигению. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.

В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды.

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».

Развитие в себе архетипа Артемиды

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами.

Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». Помогала богиня и при врачевании болезней людей и животных. В некоторых частях Греции - в Аркадии и Этолии - она считалась богиней лесов, рек и ручьев. Изображалась Артемида или в длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты, хитоном. Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее слилась с ней таврская и эфесская Артемида - азиатская богиня, олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы.

Луна, в мифологии - (Luna) Трудно решить, была ли Л. чисто латинским божеством или перешла к римлянам от другого народа. Ей не было посвящено ни празднеств, ни жреческих должностей; имя ее не упоминается в древнем календаре. ДИАНА - в римской мифологии богиня Луны, растительности, покровительница рожениц. Диана - ы, ж. 1. В древнеримской мифологии богиня Луны, покровительница охоты и диких зверей, в образе юной девы с луком и сагайдаком за плечами символ девичьей неприступности.

Артемида, сливающаяся с природой

Диана и Бафомет, Пьер Клоссовски. Ее увлечение мифами началось еще в детстве. Древнеиталийская Диана первоначально почиталась как богиня Луны, и лишь значительно позже на нее были перенесены греческие представления об Артемиде, покровительнице животных. Американский исследователь мифов Чарлз Дж. Леланд (1824-1903) сообщал о культе «ведьм», которые почитали Диану и взывали к ней как к большой богине: «Диана!

С эпохи Ренессанса известна в Европе как Диана (расхожее латинское обозначение богини охоты). Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Овидий пространно описывает («Мет.», 3:138-253), как юный охотник Актеон, случайно натолкнулся в лесу на грот, в котором купалась Диана и ее спутницы.

Статуэтки Дианы с серпом Луны в волосах, луком и стрелами, в сопровождении охотничьих собак украшали прежде всего скверы и сады во времена барокко. Диана с охотничьими собаками, преследует животное (оленя) в обществе нимф (И иногда сатиров) с дротиками. 1) Обнаружвший Диану Актеон стоит со своими собаками, его руки воздеты в жесте изумления.

Диана - Из римской мифологии. Диане еще сопутствовал эпитет «богиня трех дорог», толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме получит власть над Италией.

Пантеон римских языческих богов включает в себя 12 основных представителей женского и мужского пола. В этой статье мы узнаем, кто такая богиня Диана. И познакомимся с похожими на нее богинями, встречающимися в мифологии других стран.

Римские мифы гласят, что Диана — дочь Латоны (титанида, богиня ночи и всего сокровенного) и грозы, неба, дневного света). У нее есть брат-близнец Аполлон.

На картинах и иллюстрациях Диану изображают в струящейся тунике. Ее тело стройное, длинные волосы спадают по плечам или собраны на затылке. В руках она держит лук или копье. На изображениях деву почти всегда сопровождает пес или олень.

В первую очередь, в римской мифологии Диана — богиня охоты, плодородия. Олицетворение женственности и красоты. Ее прямая обязанность — охранять природу, покровительствовать ей, поддерживать равновесие. Со временем деву стали воспринимать, как богиню Луны.

Диана славится своим целомудрием. Мифы рассказывают, что однажды ее нимфу Каллисто соблазнил Юпитер. Девушка забеременела. Когда об это прознала Диана, она превратила несчастную в медведицу и натравила на нее свору собак. К счастью, Каллисто была спасена богом неба, который превратил ее в созвездие Большой Медведицы.

Поклонение Диане

Почиталась богиня Диана в Риме весьма своеобразным образом. Для начала стоит отметить, что поклонение богине охоты не снискало популярность у правящих классов. Зато, благодаря тому, что первый ее храм возвели в месте, населенном бедняками, она стала покровительницей рабов и людей с небольшим достатком.

Известно, что поклонение Диане иногда требовало человеческих жертв. Например, любой беглый раб или преступник мог получить кров в святилище богини охоты, находившемся неподалеку от озера Неми. Однако для этого требовалось стать жрецом, что было равносильно убийству своего предшественника.

Мифы о Диане

С поклонением Диане связан один из мифов. Считалось, что дивная белая корова пастуха Антрона обладает чудесными свойствами. Тот, кто принесет ее в жертву в храме на Авентине, получит безграничную власть над всем миром.

Узнав об этой легенде, царь Туллий при помощи жреца храма Дианы обманом завладел коровой. И собственноручно принес ее в жертву. Рога животного долгие века украшали стены храма.

Другой миф рассказывает о несчастном юноше Актеоне, которому не повезло увидеть богиню Диану купающейся.

Однажды Актеон вместе с друзьями охотился в лесу. Стояла ужасная жара. Друзья остановились в чаще леса, чтобы отдохнуть. Актеон же вместе с охотничьими псами отправился на поиски воды.

Юноша не знал, что леса Киферона — владения богини Дианы. После небольшого путешествия он наткнулся на ручей и решил проследовать к его истоку. Свое начало поток воды брал в небольшом гроте.

Актеон вошел в грот и увидел нимф, которые готовили Диану к купанию. Девы быстро накрыли богиню, но было слишком поздно — юноша успел увидеть красоту обнаженной покровительницы охотников.

В качестве наказания богиня Диана превратила его в оленя. Перепуганный юноша не сразу осознал, что с ним случилось. Он помчался обратно к ручью и лишь там, увидев свое отражение, понял, в какую беду попал. Почуяв запах дичи, собаки Актеона напали на него и загрызли.

Богиня Диана в греческой мифологии

Как известно, римский и греческий пантеон богов схожи. Многие боги выполняют одни и те же функции, но называются по-разному.

Греческая богиня Диана известна, как Артемида (покровительница охоты и всего живого на земле). Также ее отождествляют с лунного света, преисподней, всего тайного) и Селеной (богиней луны).

Диана также носила имя «Тривия», что значит «богиня трех дорог». Изображения охотницы размещали на перекрестках.

Диана в искусстве

Образ Дианы (Артемиды) широко использовался в литературе, живописи, скульптуре.

Греческий вариант богини упоминается в произведениях Гомера и Еврипида. Молитвы к ней возносит героиня Джеффри Чосера из «Кентерберийских рассказов» В «Героиках», принадлежащих перу Вергилия, есть сюжет, рассказывающий о соблазнении Дианы Паном.

Часто ее образ использовал в своих пьесах великий Уильям Шекспир. С Дианой мы встречаемся в «Перикле, принце Тира», «Двенадцатой ночи», «Много шума из ничего».

Популярна Диана и среди художников, скульпторов. В своих работах они в основном иллюстрировали мифологические сюжеты.

К списку картин с охотницей в главной роли, написанных самыми известными художниками, можно отнести такие работы: «Диана, купающаяся с ее нимфами» Рембрандта, «Диана и Каллисто» Тициана, «Диана и ее нимфа, отступающая от охоты» Рубенса.

Известные скульптурные изображения покровительницы природы принадлежат Кристофу-Габриэлю Аллегрэйну, Августу Сэйнт-Годенсу.

Дошли до наших дней и скульптуры неизвестных древнегреческих авторов. На них богиня охоты изображена стройной, воинственной девушкой. Ее волосы собраны сзади, тело прикрыто туникой. В руках держит лук, за спиной — колчан. Сопровождает богиню олень.

Образ Дианы активно используется в современных фильмах, играх, телесериалах.

Loading...Loading...