Символика воды. Вода - символ, история, значение воды - астро оракул

Вода - символ женского начала, чистоты, здоровья. На Востоке вода может быть символом вечно меняющегося мира иллюзий. Значение древних символов Воды - источник и гробница всего сущего во вселенной.

Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).

Любая вода является древним символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, первоматерией, водами плодородия и свежести, источником жизни.

Вода как древний символ

Вода - жидкий двойник света. Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает.

Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти.

Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации - вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую.

Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире.

Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.

В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.

Нырнуть в воду - значит искать секрет жизни, ее конечную тайну. Ходить по воде- значит преступить за границу материального мира. Все великие мудрецы ходили по воде.

Текущая вода-это «живая вода». Пересечь водную преграду - значит перейти из одного онтологического состояния в другое.

С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять.

Вода и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.

В состоянии противоборства они - необходимые для жизни тепло и влага, но «горящая вода» - это союз противоположностей.

Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на Землю.

Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.

Нижние Воды - это Хаос, или вечно меняющийся материальный мир, а Верхние Воды - царство всеобъемлющих вод.

Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.

Потревоженные воды - символ превратностей судьбы, иллюзий и тщеславия жизни - «призрачный поток ощущений и идей».

Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр.

Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы.

Вода имеет огромное значение в магических ритуалах (стихии).

В русском фольклоре водяной-морской царь - властвовал над водной стихией. В Древней Руси вода считалась первоосновой всех вещей.

Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»).

Баламутная, нечистая - нечестность, изворотливость («Ловить рыбку в мутной водице»). Течение воды ассоциировалось с течением времени («Годы бегут, как вода»).

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.

Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке. Согласно св. Киприану, Христос - это вино, а вода-тело Христово.

В христианском искусстве вода символизирует смирение. Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным.

Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.

Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Смирение изображается как вода, смешанная с вином.

Роса - символ Благовещения.

Что символизируют волна, дождь, лед

Волна

Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности жизни, изменения, иллюзии, тщеславие и возбуждение.

Кто с водяным ладит - у того и дождь вовремя в поле, и рыбы в неводах вдоволь. Народные представления о волне хорошо отразил А.С. Пушкин:

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.

Дождь


Символизирует Божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие.

Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.

Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. У славян дождь был божьей благодатью, он уподоблялся молоку. Тучи наши предки представляли как женские груди.

Образ небесной воды в орнаменте выражался в виде вертикально-динамичного рисунка.

Лед

Олицетворяет скованность, холод, хрупкость, недолговечность. Является символом плотных вод земли в противовес «свежим» и живительным водам родника в Раю.

Он также обозначает жестокосердие, холодность и отсутствие любви. Тающий лед означает смягчение жестокого сердца.

Что символизируют море, озеро, река, омут

Море

Символ безграничного водного пространства. С ним сравнивают поле: рыбаки называют его несеяным полем, с которого они собирают жатву, моряки - дорогой.

Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.

Наводнение. Символизирует лунную силу вод. Конец старого цикла и начало нового. Смерть и возрождение.

Озеро


Означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил, подобных тем, что упоминаются в выражении «дева озера».

Океан. Стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало. Означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение.

Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. Символизирует также море жизни, которое предстоит пересечь.

Омут

Место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».

Река

Символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река-дорога в страну мертвых. Река - символ преграды, разделяющей два мира.

Символ постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею омывают грехи, очищают тело и душу.

Она снимает усталость - физическую и душевную (река забвения Лета). Река дает плодородие. Река - артерия земли. Она - источник жизни для людей оседлых культур. Их реки - Нил, Ганг, Хуанхэ -символы и гаранты благополучия.

Мировой поток явлений, течение жизни.

  • Река жизни - это царство божества, макрокосм.
  • Река смерти - явное существование, мир изменений, микрокосм.

«Возвращение к истоку», символически изображаемое в виде реки, текущей вверх, - это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление.

Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.

В обрядах прохода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти.

Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.

Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре Рая.

Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему.

Река - дорога вниз, к океану, река порождает океан. Река-стена, преграда, которую преодолевают либо с помощью посредника, либо волшебным образом: огненная река, река Стикс и т. п.

В христианстве четыре реки Рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа.

Что символизирует роса

Роса

Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. Означает свет рассвета, духовное освежение, благословение, доброе слово.

Сладкая роса - это мир и преуспевание. Она может олицетворять изменение, иллюзию и мимолетность. Связана с Луной, приходом ночи и сном.

Древний символ Земля


Земля - древний символ плодовитости, радости. У древних славян Земля-мать была тотемом. Ее считали живой, священной.

Сохранилось это в поговорках: «Весной грех землю бить - она беременна», «Грех землю бить - она ваша мать...», «Земля-кормилица».

Позже Земля как древний символ приобрела хтоническое значение как противоположность Небу, стала символом могилы: «Из земли вышел человек, в землю и вернется...»

«Разлука ты, разлука, / Чужая сторона, /Никто не приголубит, /Лишь мать сыра земля...», - поется в песне.

Говорили: «Как его земля носит?»

Силы земли магичны. Ведьмы катаются по земле для того, чтобы зарядиться энергией. Целованием земли скрепляли клятвы. Есть землю - символ покорности и искренности.

В память о посещении святого места и как символ перенесения его с собой брали горсть земли. Горсть земли с участка родного дома возили с собой, его бросали на гроб первой.

С землей связаны все земледельческие обряды. Известны праздники первой борозды, которую должен был делать самый уважаемый человек в деревне, а в государстве - царь...

Для обильного урожая шаман или царь должен был оплодотворить землю. Земля воспринималась как женское начало, пассивное.

В морской символике берег, земля-это временный приют, враждебная стихия, место отдыха, получения необходимых припасов.

Что означали для наших предков Небеса

Небеса как древний символ означают бесконечность, высоту, царство блаженства, высшую власть, порядок во Вселенной.

Боги Неба - это обычно Творцы. Они всемогущи и всеведущи и символизируют космические ритмы.

Это стражи Закона. При матриархате небесные божества обычно женского пола, иногда боги Неба бывают бесполыми.

В ритуальной архитектуре Небеса изображаются сводом, ступой, чортеном, либо центральным отверстием в шатре, навесе и сакральной постройке.

Повсеместно они изображаются синим цветом, но иногда черным.

Знание о силах природы берут свои истоки из Древнего Египта, где жил и писал свои труды Великий Посвященный . На базе герметизма сформировалась мистическая наука – алхимия, целью которой было показать пути к постижению сути вещей.

Стихия – это состояние пространства, которое является следствием работы определенных принципов Вселенной. Символы стихий - обозначения этих принципов или первоэлементов, из которых образованы все вещества космоса.

4 основных состояния пространства:

  • горячий;
  • холодный;
  • сухой;
  • влажный.

Элемент стихии формируется в результате взаимодействия пары принципов. Изменяя по одному принципу в паре, можно совершать превращения одного элемента стихии в другой.

Алхимические символы четырех стихий

Принципы стихий:

  • Земля: сухая и холодная;
  • Вода: влажная и холодная;
  • Воздух: теплый и влажный;
  • Огонь: теплый и сухой.

Если сложить все символы стихий в единую фигуру получим шестиконечную звезду – символ совершенной формы.

Шестиконечная звезда - символ единства 4-ех стихий природы

Но любая форма, даже самая совершенная - мертва, если она не наполнена жизнью. В древних философских учениях и алхимии одухотворяющим элементом является эфир или святой дух – великая сила творчества. Единение духа и тела Вселенной символически обозначается шестиконечной звездой с точкой в центре. Точка – обозначение пятого элемента мироздания.

Символы земли

Качества: женская, пассивная, твердая, нерушима я.

1. Архетип: Великая Мать, женское начало

Стихия земли – материальная основа и фундамент жизни. Ее образ – природа, плодородная мать.

Архетипические символы земли: Богородица, богини-покровительницы урожая, Великая Космическая мать.

Архетипические соответсвия стихии земля: 1) Третий Аркан Таро «Императрица»; 2) Богиня плодородия Деметра; 3) Пресвятая Богородица.

2. Форма: куб, алмаз

Распространенным символом земли является куб – самая устойчивая фигура трехмерного пространства. Кубическая форма присуща кристаллической решетке алмаза – камня, состоящего из самой плотной концентрации атомов углерода. Символом земли так же может быть любая упорядоченная структура или симметричная форма.

3. Числа: 6 и 4

Число 6 – знак совершенной формы является одним из символов земли. Так же этой стихии соответствуют фигуры: шестиугольник и шестиконечная звезда. Шестерка так же имеет отношение к кубу – геометрической фигуре с 6-тью сторонами.

Квадрат и ему соответствующее, число 4 так же связаны со стихией земли. Квадрат – одна из проекций куба на плоскости. Он символизирует: связь с материей, физический мир, физическое тело, устойчивость, выносливость и постоянство.

Символы земли: 1) Шестиконечная звезда. 2) Кристаллическая решетка алмаза. 3) Вихрь на северном полюсе Сатурна в виде правильного шестиугольника.

4. Сторона света и время: север, зима, ночь

Стихия земли соответствует твердому агрегатному состоянию вещества. Естественно, что сторона света этой стихии – Север, где все покрыто льдом; Время года – зима; Время суток – ночь.

5. Планеты: Сатурн и Венера

В силу твердости и устойчивости стихию земли связывают с Сатурном – планетой ограничений и порядка. Сатурн – это нерушимая скала Высшего Закона, которого никому не избежать.

Качества Сатурна: строгость, порядок, государство, власть, совесть, закон, мудрость, старость, ограничения, карма, основательность, аскетизм.

Великолепие форм – один из аспектов материального мира. Потому стихия земли так же связана с Венерой - древнеримской богиней любви и красоты.

Планеты стихии земля: Сатурн и Венера и их символические обозначения

6. Сфера бытия: материальный мир, природа

В системе Древа Жизни принципы земли отображают две сферы бытия: Бина – Великая Мать и Малкут – Мать Природа.

7. Чакра: муладхара

Земля – символ материальной природы нашего мира. Потому эта стихия соответствует энергетическому центру , ответственному за инстинкты выживания.

Символы воды

Качества: женская, пассивная, мягкая, гибкая .

1. Форма: чаши и сосуды

Символом воды может выступать чаша, кувшин или морская раковина. Чаша – это так же символ женского начала, воспроизводящих сил и изобилия. Вода - принцип вечной жизни и материнства.

2. Сфера бытия: астральный мир

Водная стихия на Древе Жизни представляет собой сферы Есод, что в переводе означает «форма». Здесь речь идет об астральных формах, образующихся во взаимодействии чувств и логики.

Вода – символ глубин подсознания, прозорливости и ясновидения. Эта стихия связывает нас с миром снов и видений, со сферой астральных форм.

Созерцание водной поверхности часто использовалось в практиках предвидения. Всматриваясь в глубину воды, прорицатель видел священные символы и мистические образы, которые всплывали из его подсознательного разума и которые являлись ответами на поставленный вопрос.

Символы воды: рыбы, морская раковина, чаша.

3. Время и место: запад, осень, вечер

С водой связывают самое дождливое время года – осень. Этому сезону соответствует время дня – вечер, сторона света – запад. Осень – так же время сбора урожая и подведения итогов года. А плодородие и урожай – тоже один из символов воды, о чем упоминалось выше.

4. Планеты: Луна и Нептун

Водной стихии соответствует планета Луна. Луна – покровительница женственности, материнства, эмоций, чувств и интуиции.

Водная стихия так же покровительствует планете Нептун. Эта планета связана с психикой, фантазиями и снами. Качества Нептуна: склонность к мистицизму, иллюзиям, обманчивым видениям, таинственность и туманность, но также и духовность, связь с Высшим «Я», медитативный разум.

Планеты водной стихии: Нептун и Луна

5. Чакры: Аджна и Свадхистана

Водные качества присущи двум энергетическим центрам: и Аджне. Первая ответственна за эмоции, получение удовольствий, тягу к продолжению рода. Вторая чакра – Аджна – это вода, как символ ясновидения и проницательности.

Символы воздуха

Качества: мужской, активный, подвижный

1. Форма: меч

Воздух ассоциируется с быстротой мысли и остротой ума. В соответствии с этим, символами воздуха являются мечи, пики и другие колющие и режущие предметы.

Опущенный острием вниз меч обозначает нисхождение созидающей божественной воли на землю. Меч, поднятый острием кверху – знак войны и разрушения.

2. Суть: свобода и дух

Белая птица – символическое изображение духа. В эзотерическом смысле это – осознанный творческий акт или действие, направленное на созидание. В христианской традиции Святой Дух изображается в виде белого голубя. А в Древнем Египте ястреб выступал символом человеческой души. Во многих традициях птица выступает символом воздуха – связующим звеном между небом и землей, между духовным и физическим.

3. Явление: ветер

Воздух обладает качествами легкости, подвижности и быстроты. При этом он может быть переменчив и внезапен, разрушителен и непредсказуем. Символ воздуха хранит в себе явления от легкого бриза до гигантского торнадо. Воздух – это движение во всех его проявлениях.

Символы воздуха: 1) Вихрь; 2) Меч увенчанный короной; 3) Белая птица - знак Святого Духа.

4. Место и время: восток, весна, утро

Воздух – стихия юности и нового рождения. Потому его часто соотносят с востоком – местом, где каждое утро рождается Солнце. В соответствии с этим, время года воздушной стихии – весна, время дня – утро.

5. Планета: Меркурий

Одним из символом стихии воздуха является самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. Меркурий в древнеримской мифологии был покровителем торговли и путешествий, посредником между богами и людьми. Его атрибут – Кадуцей: палица с двумя обвивающимися вокруг змеями и увенчанная крыльями.

Качества Меркурия: скорость, хитрость, изворотливость, ловкость, мудрость, интеллект, красноречие, совершенный ум, переменчивость.

Бог воздушной стихии - Меркурий и его атрибуты: кадуцей и летучие сандалии с крылышками.

6. Чакры: анахата и вишудха

Символами воздуха так же выступают органы дыхания и соответствующие им энергоцентры: анахата и вишудха. – сердечная чакра, расположена в центре груди и ответственна за дыхание, проявление безусловной любви и сострадания. Вишудха – горловая чакра, расположена в районе щитовидной железы и несет функцию творческого самовыражения и связанной речи.

Символы огня

Качества: активный, мужской, быстрый, очищающий.

1. Форма: жезлы

В древности жезл, как атрибут власти и магической силы принадлежал духовной касте жрецов. Этот символ – обозначение высшей по иерархии стихии - огня. Жезл так же символизирует мужское активное начало, божественную искру, творческую идею, давшую начало всей Вселенной.

2. Место и время: Юг, день, лето

Символу огня соответствует самая жаркая сторона света – Юг, время года – лето и время дня – день. Эти символы огня указывают на его обжигающую природу и разрушительный аспект стихии. Солнечные лучи способны дать жизнь, но и отнять ее.

3. Явления: молния, взрыв, пламя

Стихия огня может проявлять различные аспекты своего характера. Качества явлений определяют качества соответствующих символов огня.

  • Солнечный луч – знак света Творца, символ его первозданное чистой природы.
  • Молния – это идея, мысль родившаяся в Высшем Сознании, и породившая мир.
  • Извергающийся вулкан – символ гнева, ярости, бешенства, разрушительной силы огня.
  • Пламя свечи - символ веры и духовности, путеводный огонек, надежда, свет истины во тьме.

Различные формы проявления стихии огня: пламя костра, электрический разряд молнии, взрыв вулкана

4. Планеты: Марс, Солнце

Разрушительные качества огня наиболее проявлены в природе Марса. Планета Марс – символ неконтролируемого и бушующего пожара, испепеляющего все вокруг. В Древнем Риме Марс был богом войны и разрушений. И в то же время его чтили, как покровителя и защитника Древнего Рима.

Другим символом огня выступает Солнце. Энергия Солнца дарует жизнь. Эта планета – центр и причина существования жизни на нашей земле. Солнце в древности часто отождествляли с самим Творцом. В древнем Египте светило называли именем Ра – и создателем мира.

Планеты огненной стихии: Солнце и Марс и их астрологические символы.

5. Чакры: манипура, муладхара, аджна, сахасрара

Символ огня может нести в себе самые разные качества. Соответственно, и в энергетической структуре человека эта стихия отображена сразу в нескольких центрах.

Манипура – чакра солнечного сплетения несет в себе солнечные качества: щедрость, лидерство, воля, первенство, благородство, стремление к власти. Муладхара содержит в себе энергию Марса, проявляющуюся в пробивной силе и мощи основных инстинктов. Аджна – это небесный огонь, электрическая природа мысли. Сахасрара – космическая чакра – это соединение с Самим Творцом, который есть – истина, исток и причина.

ВОДА - как доисторический первобытный океан во многих мифах о сотворении мира является источником всякой жизни, вышедшей из нее, но в то же время она выступает как элемент, средство растворения и утопления. Часто всемирные потопы приходили на смену актам сотворения и уничтожали все формы жизни, неугодные богам. Психологически вода является символом неосознанных, глубинных слоев личности, населенных таинственными существами (см. Рыбы). В качестве элементарного символа она двойственна: с одной стороны, оживляет и несет плодородие, с другой - таит угрозу потопления и гибели. В воды западных морей каждый вечер погружается Солнце, чтобы ночью обогревать царство мертвых, вследствие чего вода также ассоциируется с потусторонним миром.

Часто «подземные воды» связываются в сознании с первобытным хаосом, напротив, падающие с неба дождевые воды - с благодатным оживлением. Водоворот (см. Спираль) наглядно изображает трудности и перевороты, спокойно протекающие реки - планомерно текущую жизнь. Заводи (пруды) и полыньи (трясины), а в особенности родниковые озера рассматривались во многих культурах как места обитания духов природы: русалок, водяных, или опасных демонов различного рода, наделенных в то же время мудростью.

В этом также проявляется двойственность воды в символике. Разновидностью дуалистической системы является христианское священнодействие, когда вино смешивается с водой, благодаря чему к пассивному элементу добавляется «огонь» вина, что указывает на две природы (божественную и человеческую) в личности Иисуса. Образный символ умеренности на картах тарота передается также через смешивание воды и вина. В христианской иконографии вода играет, впрочем, роль очищающего элемента, который при крещении смывает пятно грехов.

В качестве элемента чистоты воду применяли при распознавании ведьм, будучи убежденными, что она не приняла бы в себя закованную в цепи ведьму. При этом испытании лишь безвинный тонет и поэтому вытягивается с помощью веревки, в то время как «чертовы ведьмы» как пробки должны плыть по водной поверхности. В религиозных обычаях важна еще не смешанная с елеем вода, равным образом как и освященная в определенные праздничные дни «святая вода», которую верующие приносят в свои жилища, чтобы устроить маленькую кропильницу над дверным порогом.

Вода: Божество с переполненным сосудом. Печать шумерского царя Гудеа, 3000 г. до н. э.

Практиковалось крестное знамение смоченными пальцами, причем существовал обычай разбрызгивания нескольких капель в помещении. Упавшие на землю капли такой воды, согласно широко распространенному народному поверью, должны помогать «бедным душам в чистилище», смягчая жар очищающего пламени. Чуждым европейской образной системе было представление майя на Юкатане (Центральная Америка) о потустороннем мире как водном царстве, о чем можно заключить по изображениям на разрисованных глиняных сосудах. У ацтеков рай назывался именем бога дождя Тлалока «тлалокан» и изображался в сущности радостным местом в сравнении с подземным миром «миктла ном», где поселялись после смерти обычные смертные. В принятом в Центральной Америке двадцатидневном календаре девятым дневным знаком была вода как символ изобильного дождя.

Ему приписывалось значение «болезни, лихорадки (жара)», и знак считался несчастливым. Этот дневной знак изображался в виде голубоватого, разветвляющегося водного потока с волнистой каймой. Он принадлежал также мексиканскому иероглифу войны, который можно перевести как «водаогонь», причем борьба обоих элементов отчетливо подчеркивала напряженность этой дуалистической системы. Широко распространенным является почитание той воды, которая пробивается прямо из глубин земли как подарок подземных богов, особенно если она горячая (термальная вода) или оказывает благотворное воздействие благодаря содержанию минералов.

Вода: Бог дождя или воды. Иран, ок. 2500 г. до н. э.

Большинство культовых гротов людей ледникового периода на Пиренеях были расположены по соседству с такими источниками, и их почитание продолжалось в античности, о чем свидетельствуют жертвенные дары. Почитание священных источников было принято у кельтов, так как считалось, что их воды находятся в связи с жертвенными дарами МатериЗемли (например, богиня Сулис при термальном источнике Бат в Англии). Обычай бросать монеты в источник (колодец, фонтан), очевидно, - отголосок символической жертвы водяным божествам, которым приписывалась способность исполнять желания в смысловом поле представлений: вода - земля - плодородие - счастье - богатство.

В культовопочитаемых источниках поклонялись нимфам - воплощениям желанного благодатного воздействия (см. Водяные существа). Представление о том, что ритуально освященная вода может сообщать благодать, причем одновременно оказывает очищающее и плодоносящее воздействие, что выражается в религиозном обряде, не ограничивается Европой, но имеет место и во внеевропейских культах, например в парсизме. В Индонезии впавшие в транс танцоры окропляются священной водой, для того чтобы вернуться в реальность. Очищающее воздействие в символическом смысле имела вода и в позднеантичном культе Исиды. При обряде крещения в христианстве освященная вода смывает с крещаемого тяготеющий над ним первородный грех и содействует «новому рождению».

Вода: Крещение погружением. «Золотая легенда». Эсслинген, 1481 г.

В Древней Мексике существует имеющий подобный смысл ритуал омовения новорожденного; повивальная бабка молила, чтобы вода устранила все зло, которое дитя унаследовало от родителей. Ритуальные купания известны, впрочем, во многих древних культурах, и они преследовали не только гигиенические цели, но и очищали в символическом смысле. К уже упомянутым можно добавить искусственные купальные пруды, обнаруженные на местах развалин до арийской культуры Мохенджо Даро, индуистское купание в Ганге, «очищающие омовения» в критском Кноссе, очищающие купания перед началом элевсинских мистерий, наконец, сходные символические действия в позднегреческих культах («Для набожного может быть достаточно одной капли, а злого и весь океан со всеми своими потоками не может дочиста отмыть»).

В Древней Мексике также было известно символическое очищающее купание: царь и верховный жрец священного города Толлан имел обыкновение в полночь устраивать ритуальное купание, и в городе Теночтитлан находилось три священных места купания. Во время праздника Шочикецаль (см. Цветы) весь народ должен был рано утром купаться, и кто отказывался это делать, в наказание получал кожные и венерические заболевания. Ритуальные омовения в исламе принадлежат к числу важных религиозных требований; лишь там, где вода отсутствует (в пустыне), можно было для тех же целей использовать чистый песок.

Вода, высекаемая всемогущим Богом из скалы. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Хотя подробное описание соответствующих ритуалов (безусловно символических) в указанных культах не является задачей символоведения, следует всетаки упомянуть некоторые ев ропейскоантичные представления. Согласно им, купание в проточной воде и прежде всего в волнующейся морской воде удаляет прочь все злокозненные чары. Во время заклинаний хтонических (подземных) богов и демонов использовали воду источников и, напротив, для обращения к небесным богам использовали дождевую воду. Росяная вода, которая конденсируется на злаковых стеблях, является, по Плинию (23-79), «истинным лекарством, даром небес для лечения глаз, язв и внутренностей». Она появляется, согласно античным представлениям, из лунных лучей или из слез богини утренней зари Эос.

Вода: Бог моря Нептун с трезубцем и его супруга Амфитрита. В. Картари, 1647 г.

В христианской символике она сравнивается со струящейся вниз с неба божественной благодатью. Для алхимических операций также была нужна небесная роса, собранная платками, как это изображалось в «Немой книге» 1677 г. Речь здесь идет о проявлении скрыто обозначенного летучего элемента ртути (см. Сера и ртуть); особенно часто упоминалась роса как растворитель «насыщенной соли природы», при этом народные верования и аллегория едва различались.

В глубиннопсихологической символике элементу вода, которая хотя и жизненно необходима, но не питает, приписывается большое значение как животворящей (дети появляются из влаги) и сохраняющей жизнь. Это основополагающий символ всякой бессознательной энергии, однако представляющей опасность, если (например, в снах) наводнение превышает разумные границы. Напротив, символическая картина становится благоприятной и полезной, если вода (в качестве пруда, реки, а также сдерживаемого своими берегами моря) остается на своем месте, и поэтому выступает, как во многих сказках, в качестве истинной «живой воды».

С древних времён человечество в своих религиозных обрядах использовало символизм «священной воды», «священного источника» и «священной реки». При этом разные религии по-разному используют водную символику, она по-разному в них интерпретируется, у неё разное происхождение, предназначение и приписываемые ей свойства. Поговорить о воде в таком контексте согласился физик-инженер, религиовед (выпускник ПСТГУ), пономарь Воскресенского кафедрального собора г. Твери, преподаватель «Основного богословия» воскресной школы для взрослых Олег Штейнер.

- Олег Анатольевич, первый вопрос как физику по образованию. Расскажите о псевдонаучном понимании воды в фильме Эмото Масару, где говорится, что у воды есть «память».

В 2002 году по телевидению был показан фильм «Вода», оказавший сильнейшее воздействие на людей, в том числе и на православных. Именно этот фильм девальвирует полностью религиозные различия. Он говорит о том, что все равно, какая религия будет молиться над водой, - результат будет одинаков. По-моему, это фильм-провокация, ложь.

- Согласно этому фильму, плохие слова (как и музыка) портят структуру воды, а хорошие, напротив, ее гармонизируют, что выявлялось по мгновенному замораживанию воды и рассмотрению формы кристалликов в микроскоп.

Ложь заключается уже в том, что есть такое понятие, как «структура» воды. Короткоживущие структуры, так называемые кластеры, которые возникают в воде, присутствуют в любой воде. Повторюсь, эти кластеры живут очень короткое время, при перемешивании воды они полностью разрушаются, а при 30 градусах воды они вообще не могут образовываться. Ложь в том, что если наговорить на воду разных слов, - она будет сохранять эту структуру много лет. А если влить эту воду в бассейн, то якобы весь бассейн будет «думать» так же, как та вода, которую в него влили. Нет, не будет. Самое ужасное, что люди, снимавшие фильм, занимались подтасовкой кристаллов замороженной воды: брали некрасивые кристаллы и приписывали их форму плохим словам, а про красивые и сказали, что над ними Моцарта играли или молитву читали. С научной точки зрения, это не кривизна эксперимента, а нечистоплотное, целенаправленное введение людей в заблуждение.

- У людей может возникнуть вопрос: почему вода так используется в Православии? Есть чин водоосвящения - кто-то может спросить: вода же меняется, она становится не такая, как из водопровода?

Святая вода, с точки зрения физики, остается водой, в ней не становится больше каких-либо кристаллов, никоим образом не меняется ее химическая формула: она как была Н2О, так и останется. В ней не выпадают соли тяжелых металлов - если они там были растворены, то так и есть. Не меняется РН: если вода была жесткой, то такой же и останется - все равно, какая вода. Но когда на водоосвящении православная молитва читается над водой, то она приобретает ту нетварную Божию энергию, которую никакими приборами зафиксировать нельзя. И эта нетварная Божественная энергия сообщает воде ту благодать, которую она несет тем людям, кто с верой эту воду употребляет.

Никакую информацию вода не приобретает в этом случае. Тот предмет, который освящается: икона ли, крест ли, или вода - они приобретают Божественную благодать, которая неразлучно, всегда с ними находится.

В Крещении Иоанновом люди входили в воды Иордана ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что омытие водою свидетельствовало об оставлении человеком прежней греховной жизни. Но затем к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана - не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью, чтобы водную стихию вновь сделать стихией жизни.

- Однако вернемся к теме водного символизма в разных религиях.

Стоит отметить, что исследования этой темы в настоящее время проработаны слабо. Наиболее значимый исследователь здесь - румынский историк религий Мирча Элиаде. И то, его взгляды нужно корректировать в свете православного вероучения. Например, в своей работе «Священное и мирское», он так говорит о религиозном символизме воды: «Воды символизируют универсальную совокупность потенциально возможного; хранилище всех возможностей существования; они предшествуют всякой форме и составляют основу всякого создания… Погружение в воду символизирует возврат к доформенному, в однообразный мир предсуществования. Всплытие повторяет космогонический акт проявления формы; погружение, напротив, равноценно разложению форм. Именно поэтому символизм Вод предполагает в равной степени, как смерть так и возрождение… В каких бы религиозных системах мы ни сталкивались с Водами, они везде сохраняют одну и ту же функцию: разложения и разрушения форм, «смывания грехов». Они предстают одновременно как очищающие и регенерирующие силы…»

Здесь мы можем отметить несомненную приверженность автора к поиску сходных черт в символизме водных стихий, среди которых он выделяет: предшествие сотворению и поглощение сотворённого, разрушение формы, «смывание грехов», «новое рождение», умножение жизненного потенциала.

Практически с самых первых строк водный символизм появляется в тексте Ветхого Завета. Великое множество толкований «Шестоднева» показывает, что этот вопрос весьма сложен и требует тщательного исследования. А поскольку таковое толкование дней творения не относится к сфере догматической (сотворение мира из ничего под сомнение не ставится), то вполне уместно будет рассмотреть вопрос первых дней творения в аллегорическом ключе, стараясь связать библейское повествование с современными положениями физики и космологии.

Вполне вероятно, что когда Моисей созерцал величественную картину возникновения мира, то потом описывал это обыкновенным языком, понятным для современников. Не мог же он употребить в своём повествовании современных нам научных терминов. Вещи и явления ему непостижимые он постарался описать языком образов, доступных для осмысления простому и неучёному человеку.

Поскольку среди христианских богословов нет разночтений по поводу того, что представляют собой небо (мир духовный, мир ангельский, мир духовных сущностей) и земля (мир материальный) первого дня творения, то у нас имеется возможность несколько по-иному взглянуть на землю и воду, описанные в первом дне. Согласно вполне успешно разрабатываемой учёными гипотезе так называемого «Большого взрыва», в истории существования вселенной были так называемые «тёмные века» - время, когда не существовал даже свет как электромагнитное излучение, у него ещё не было возможности появиться. И вот, описывая эту первичную «безвидную и пустую» субстанцию, Моисей говорит, что «Дух Божий носился над водою». Согласно современной космологической теории, для того, чтобы в первичном состоянии материи (очень условно назовём это материей, хотя в строго физическом смысле это ещё не было материей) начались процессы образования элементарных частиц, необходимо было, чтобы возникли пространственно-распределённые неоднородности. Проще говоря, для начала образования элементарных частиц нужно, чтобы внутри этой податливой, мягкой и бесформенной, как вода, вселенной пробежала волна. И вот - «Дух Божий носился над водою». Далее Моисей повествует о создании света, что вполне вписывается в логику гипотезы «Большого взрыва» - начали образовываться элементарные частицы и как следствие - электромагнитное излучение, свет.

Во втором же дне творения из той самой податливой, как вода, первоматерии Бог формирует то, что, собственно, уже можно «пощупать»: говоря современным научным языком, материальные космические объекты, в том числе нашу планету.

Таким образом, есть возможность связать библейское повествование о творении мира с современной гипотезой образования вселенной и выявить некий новый символизм воды, о которой говорится в первых стихах Священного Писания, представив его как некую изначальную бесформенность проматерии. Как мы уже отмечали, в начале творения Господь создаёт мир, уподобляя материю воде, наполняет её Своей животворной силой. Но грехопадение человека сделало воду источником смерти - в водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами. Потому-то Крещение и есть образ умирания в водах Потопа и возрождения к новой жизни во Христе.

- Каковы наиболее характерные отличия в почитании «святых источников» и «святых рек» в христианской традиции и других религиях?

Несмотря на то, что многие внешние атрибуты почитания воды совпадают и похожи, православное понимание наполнено иным содержанием. И здесь феномен «священной реки» Иордан несёт на себе несколько смысловых интерпретаций одновременно. До прихода Господа к Иоанну Крестителю - это просто символическое действо, мало чем отличающееся от народной традиции индуистов погружения в Ганг раз в 12 лет для смывания грехов, с последующим возвращением таких паломников к прежнему укладу жизни. Однако даже Крещение Иоанново в корне отличается от индуистской версии «очищения от грехов». Омытие в водах реки Иордан служило лишь знаком, символом того, что человек исповедовал свои грехи и не желает возврата к ним, свидетельством уже произошедшего покаяния человека. После принятия Господом Иисусом Христом Крещения Иоаннова, с Его вхождением в воду, с сошествием Святого Духа на воды Иордана в корне меняется и статус самой реки Иордан, которая становится уже христианским религиозным феноменом - «священной рекой».

Феномен «священной реки» в христианстве «перерастает» определённое географическое местоположение, временно-пространственное бытие и становится двумерным. Эта двумерная природа христианского феномена «священной реки» проявляется в том, что простая вода, являясь и ритуально-мистическим символом в молитвах, и веществом в священнодействиях, существует уже и в этом, материальном, и в том - небесно-духовном мире: «...по верованию Церкви агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное…»

Но то, что описано и разъяснено с точки зрения богословия, не всегда совпадает с тем, как дела обстоят на практике, в нашей реальной приходской жизни.

Как правило, святыми именуются те водные источники, которые объединяет одно общее качество - все имеют непосредственное отношение к чудесным явлениям, произошедшим в этих местах по воле Божией, молитвами Богородицы и святых.

У многих оборудованных для поклонения святых источников располагаются информационные стенды, где написано, что купание в святом источнике или в крещенской проруби не предполагает освобождения или очищения человека от грехов. Что предпринимаемый человеком подвиг вхождения в воду источника должен совершаться с благоговением по отношению к святыне, с верой, что чудо исцеления или иной Божественной помощи происходит лишь по вере человека и всецело лежит в руке Божией.

Но зачастую мы наблюдаем отношение к купанию в святых источниках и в крещенской купели, во многом напоминающее отношение к такому купанию у язычников. Если человек, погружаясь в крещенскую купель, полагает, что чудо должно произойти с ним вне зависимости от его веры, само собой, автоматически, то он поступает в точности, как язычник. Если при посещении святого места он бросает в воду монеты, то этим свидетельствует о язычестве своей веры: он, как и язычники, производит жертвоприношение или «кормление» духов места. Если человек считает, что, погружаясь в воду, он «подключается» к неким мифическим космическим субстанциям, то в этот момент он совершает чисто магический ритуал язычника...

В этом случае имеется большое поле для пастырской деятельности по формированию должного отношения православных к такому явлению, как святые источники и святые реки.

Еще древними народами считалось,что первоэлементы - земля, огонь, вода , воздух составляют основу всего сущего. Поэтому к любой национальной картины мира принадлежат концепты естественных стихий.

С самых первых зачатков цивилизаций люди стали осознавать,как огромное значение имеет в их жизни Вода .Этот символ приносит природе и всем народам большое добро,поскольку напитывает землю и дает возможность земледелия.Все люди испытывают особый пиетет к Воде ,поскольку без нее не смогли существовать практически все живые существа.Более того,эта бесцветная жидкость может послужит отличным лекарством от всех болезней.
Именно из за этого народы всего мира испытывают сильное уважение к Воде ,называют ее "святой".

История возникновения символа "Вода"

Согласно мифологии история Воды началась,когда Бог стал создавать наш мир.Вода является первоматерией,первородным веществом,поэтому ее используют,как символ поглощения и развития.

Если мы попытаемся ознакомится с космогоническими взглядами древних народов,то в их представлении символ Вода имеет такое значение:

  • Оздоровительный минеральный источник.
  • Бесцветная и прозрачная жидкость у которой наблюдаются магические свойства.

Даже в наше время,многие бабушки используют святую воду,что бы растирать больные места.Хотя возможно оздоровительный эффекту подобной Воды - это просто эффект Плацебо .


Прочитав все вышеизложенное,вы только ознакомились с вершиной айсберга, однако так и не узнали основной смысл заложенный в символе Воды .Слово "Вода " по утверждениям историков-лингвистов насчитывает не одну тысячу лет.По мнению давних людей Вода является проявлением забытой в наше время богини Даны .При помощи этой живительной жидкости боги очищают свое тело и душу,а так же освящаются.Подобно тому,как люди обливаясь святой водой, проводят обряд очищения.

Возникновение символа Воды у простого народа связано с религиозными и мифологическими взглядами человека.Считают Воду магической жидкостью во все синхронные срезы ее.Вода способна вылечить все болезни,а так же забрать всю накопленную за день негативную энергию.
Некоторые считают Воду символом подсознания,поскольку точно так же как эта жидкость,подсознание всегда бодрствует и находиться в постоянном движении.

Многие народы обозначают "размножение" символом "Воды ",именно подобным образом его применяют в ритуальных обрядах.Ведь стоит заглянуть в далекое прошлое,как мы увидим,что даже бракосочетание проводилось особым образом над бегущей водой.Вода обладает странной магической,вещей силой о которой знали наши предки.Они применяли ее для гадания .Например девушки в особые праздники долго всматриваются в чашу с водой и видят в ней своего суженного.

Loading...Loading...