Святой благоверный князь роман угличский.

Святой благоверный князь Роман Угличский жил в тяжкую пору нашествия татар на русскую землю. Он был второй сын второго угличского удельного князя Владимира Константиновича и внук Константина Всеволодовича, сначала удельного князя ростовского, ярославского и угличского, а потом великого князя владимирского2. Владимир Константинович получил в удел Угличе поле, или город Углич, в раннем детстве3. Вступив в брак с княжной Фотинией, он имел двух сыновей - Андрея и Романа4.
В княжение в Угличе Владимира разразилась страшная гроза над русской землей, а вместе и над Угличем: Батый, по разорении Москвы и Владимира и избиения здесь семьи великого князя, двинулся за Волгу, куда великий князь Юрий Всеволодович удалился, собирая войска. На этом пути татары подчиняли своей власти все попадавшиеся города, а те, которые не хотели покоряться, разоряли и избивали их жителей. Ввиду явной и неотвратимой опасности угличский князь Владимир решил не сопротивляться бесплодно, а спасти город и жителей изъявлением покорности татарам. Впрочем, сам он с семейством не хотел вынести позора и искал спасения на севере, удалившись в новгородские пределы. После несчастной битвы на реке Сити и гибели великого князя Юрия русские князья должны были признать власть татар и платить им дань. Этой участи должен был покориться и угличский князь, который по удалении Батыя на юг подобно другим князьям по миновании опасности вернулся в Углич и стал править, уже как подручник хана. Неизвестно, ходил ли князь Владимир в орду с изъявлением покорности хану, как это требовалось и как должны были делать все владетельные князья. Предание, записанное в пространном житии, гласит, что в орду Владимир не пошел, но, во избежание ответственности, не оставался и в Угличе, а проживал по другим городам и скончался во Владимире в 1249 году 27 декабря. Тело его тогда же было перенесено женой и детьми в Углич и погребено в Преображенском соборе.
Детство благоверного князя Романа, как и его старшего брата Андрея, прошло, таким образом, среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях, чем в спокойном пребывании с родителями в Угличе.
По смерти Владимира угличским князем стал старший сын его Андрей, которому было всего 16 лет. Но при нем находилась мать его, которая и руководила детьми. Андрей скончался в 1261 году, не оставив детей, и угличское княжение досталось брату его Роману, который имел тогда 26 лет от роду.
Возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещенным, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. К его княжению относят построение многих церквей в Угличе и пределах угличского княжества, которое при нем пользовалось миром, насколько это было возможно в тяжелое время татарского владычества. Власть князя Романа, кроме Углича, простиралась и на другие города: Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород. Ему же принадлежит построение нового города Романова на левом высоком берегу Волги против слободы Борисоглебской.
Князь Роман отличался благотворительностью, заботился об устроении богаделен и странноприимных домов.
В 1265 г. князь Роман сочетался браком с княжной Александрой, но потомства не имел. Вместе с ним в Угличе жила благочестивая его мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии, в 1278 году скончалась и погребена была в Угличе подле своего супруга. В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры и доживал последние свои годы в одиночестве, предаваясь делам и подвигам благочестия. Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года, к великой печали его подданных и родственных князей, которые любили и почитали его. Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.
Ровно через двести лет после кончины князя Романа, именно в 1485 году, угличский князь Андрей Васильевич5 приступил к постройке нового, уже каменного собора Преображения Господня в крепости города Углича. При копании рва для основания нового храма Бог даровал князю Андрею обрести нетленные мощи князя Романа, которые и были потом поставлены в новопостроенном храме и лежали здесь целы и невредимы более ста двадцати лет. От этих нетленных мощей истекали многочисленные чудесные исцеления от различных болезней. Как жители Углича, так и окрестных мест благоговейно чтили мощи святого князя, но свидетельства со стороны церковных властей не было.
После убиения царевича Дмитрия в Угличе в конце шестнадцатого и первых годах семнадцатого столетия стали особенно часто повторяться чудесные исцеления больных, притекавших к мощам святого князя Романа. Слава о сих чудесах распространилась повсюду, и патриарх Иов поручил казанскому митрополиту Гермогену освидетельствовать на месте святые мощи и сказания о чудесах. После сего освидетельствования святейший патриарх Иов благословил составить житие, стихиры и канон святому Роману, а равно и описание чудес с 3 февраля 1605 года6.
В 1609 году город Углич постигло великое бедствие, как и всю тогдашнюю Русь: литовское разорение. Город Углич был взят, жители во множестве перебиты, а дома, крепость и храмы Божии пограблены и пожжены. Враги ворвались и в Преображенский собор, разграбили и многое пожгли, а нарочито мощи святого князя Романа, покоившиеся там. Благочестивые почитатели святого Романа собрали обожженные кости его мощей: головы, ребер, рук и ног, положили в новую раку и опять поставили в соборном храме Преображения, где они и покоятся до настоящего времени.

1 В 1605 году с 3 февраля стали совершаться чудеса от мощей святого князя Романа Угличского. Патриарх Иов тогда же поручил Казанскому митрополиту Гермогену, впоследствии патриарху, освидетельствовать мощи святого князя в Угличе и проверить сведения о чудесах. По благословению патриарха Иова воевода Семен Романович Олферьев и инок Переяславского Данилова монастыря Сергий составили житие, службу и описание чудес (с 3 февраля 1605 г.) св. князя Романа. После литовского разорения города Углича в 1609 году этого новонаписанного жития, равно как и сказания о чудесах с 3 февраля по 2 марта 1605 года, доискаться не могли; переписывали только службу и сказание о чудесах со 2 марта. По рукописи, хранящейся в Угличском Преображенском соборе, сказание о чудесах святого князя Романа напечатано в Яросл. Епарх. Ведом, за 1873 г. No 46-48 и отдельной брошюрой: "Повесть о чудесах святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца". Ярославль. 1874. Служба и сказание о чудесах нам известны и по нескольким другим рукописям. После утраты жития, написанного в 1605 г., впоследствии, в XVIII в., при Угличском Преображенском соборе составлено было новое пространное житие "с древнейших летописцев и достоверных географических историописателей" по списку ХVIII в. это житие напечатано в Яросл. Епарх. Вед. за 1889 г. No 48-49 и отдельной брошюрой: "Житие святого и благоверного князя Романа Владимировича, Угличского чудотворца". Ярославль. 1890. Данные упомянутых здесь "Повести" и "Жития" в настоящем изложении проверены справками с летописными и другими свидетельствами.
2 Константин был сын великого князя Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, род. в 1185 г.; с 1207 г. был удельным князем ростовским, ярославским и угличским, а с 1216 г. великим князем владимирским; скончался в 1219 году.
3 Он род. около 1214 г.
4 Князь Владимир вступил в брак в 1232 г.; князь Андрей родился в 1233, а Роман - 1 октября 1235 года.
5 Андрей Васильевич, сын великого князя Василия Васильевича Темного и брат великого князя Иоанна Васильевича III, княжил в Угличе с 1462 г.; в 1422 был заточен Иоанном III в Переяславле, где и скончался в 1494 году.
6 Житие святого Романа и описание первых чудес его погибли в литовское разорение. Сохранилось вместе со службою святому Роману описание чудес от мощей его лишь со 2 марта того же 1605 года.

Значение РОМАН УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

РОМАН УГЛИЧСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Роман Угличский (1235 - 1285), святой благоверный князь.

Память 3 февраля, 24 февраля в день обретения мощей, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых

Сын Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянник Василько, князя Ростовского (+ 1238), родился 1 октября 1235 года.

Он был еще юношей, когда хан Батый с своими полчищами вторгся в пределы России. Отец Романа, князь Владимир, оставил Углич и отправился в Новгород, где скитался с семьею около 8 лет. Затем он вернулся в Углич и, съездив в Орду, получил разрешение от хана управлять своей вотчиной. После его смерти князем угличским стал старший сын его Андрей, который, однако, скоро умер, и в 1261 г. в управление княжеством вступил Роман.

Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. Каждый день святой Роман присутствовал на богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками. После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев). Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и погребен в церкви Преображения в Угличе.

В 1486 году мощи святого Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 году, по благословению Патриарха Иова, вследствие известий о чудесах мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом (будущим Патриархом) святителем Ермогеном, и князь Роман был причислен к лику святых. В 1609 году при нашествии поляков святые мощи сгорели вместе с храмом. Теперь останки мощей благоверного князя хранятся в особом приделе, посвященном его имени.

Тропарь, глас 4

От младенства явился еси, право-верный княже Романе, / избран от Бога / благочестия столп необорим, / веру непорочну соблюл еси, / молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси; / темже и по смерти явися светлость жития твоего, / исцеляеши бо недуги немощствующих, / верою притекающих ко святому твоему гробу. / Сего ради вопием ти: / радуйся, угодниче Божий Романе, / града Углича похвало и утверждение.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/feb03.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6811.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОМАН УГЛИЧСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РОМАН в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., муж.) - осмысливается по аналогии со словом «романо» - «цыганский, цыган», а также «римский, римлянин», что равнозначно с точки …
  • РОМАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    I ЛАКАПИН Византийский император в 920- 945 гг. 115 июня 948 г. Роман происходил из города Лакапы в феме Ликанд. …
  • РОМАН
    Роман - преподобный, ученик св. Сергия Радонежского. Когда в пустыню преподобного Сергия проникли тревоги мирского самоволия и несогласия, Сергий …
  • РОМАН в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному …
  • РОМАН в Литературной энциклопедии:
    большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества. ИСТОРИЯ ТЕРМИНА. — Название «Р.» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось …
  • РОМАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. roman) литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - в настоящее время самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем …
  • РОМАН
    [французское romans - первоначально литературное произведение, написанное на романском языке] 1) боль шое повествовательное произведение в прозе, иногда и в …
  • РОМАН в Энциклопедическом словарике:
    I а, м. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. Исторический р. Романы Льва Толстого. Романный (лит.) - относящийся к …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре:
    2, -а, м. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. У нее с ним р. Р. крутить с кем-н. (находиться в …
  • РОМАН
    РОМ́АН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в.- ок. 560), визант. церк. гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Монах. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О РOЗЕ" ("Roman dе la Rose"), памятник франц. лит-ры 13 в., аллегорич. поэма о любви поэта к Розе, олицетворяющей …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О ЛИСЕ" ("Roman de Renart"), стихотв. произв., памятник франц. лит-ры сер. 13 в. Рассказывает о борьбе хитрого Лиса-Ренара с …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН МСТИСЛАВИЧ (?-1205), князь новгородский (1168-69), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (1188, 1199), сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН IV Диоген (?-1072), визант. император c 1068. Разбит и пленён в авг. 1071 при Манцикерте султаном Алп-Арсланом, отпущен на …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН I Лакапин (?-948), визант. император в 920-944, из Македонской династии. Указы Р.I 934, 943 защищали крест. землевладение от захватов …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОМАН (Roman), г. на В. Румынии. Св. 70 т.ж. Трубопрокатный з-д, маш-ние, хим., лёгкая, пищ. …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН (франц. roman), лит. жанр, эпич. произв. большой формы, в к-ром повествование сосредоточено на судьбах отд. личности в её отношении …
  • РОМАН в Словаре Кольера:
    детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого …
  • РОМАН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рома"н, рома"ны, рома"на, рома"нов, рома"ну, рома"нам, рома"н, рома"ны, рома"ном, рома"нами, рома"не, …
  • РОМАН в Словаре великорусского языка делового общения:
    роман, детектив - только что поступившая на рассмотрение проектная документация, отчет консультанта и …
  • РОМАН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, с большим числом действующих лиц, обычно в прозе. Исторический роман. …
  • РОМАН
    Любовные отношения или плод труда …
  • РОМАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Курортная …
  • РОМАН в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • РОМАН в Новом словаре иностранных слов:
    (ст.-фр. romans повествование по-французски (а не по-латыни)) 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих …
  • РОМАН в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц в раз-ветвленностью сюжета; 2. любовные …
  • РОМАН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • УГЛИЧСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    угличский (от …
  • УГЛИЧСКИЙ в Орфографическом словаре:
    `угличский (от …
  • РОМАН в Словаре русского языка Ожегова:
    1 повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма этической прозы Исторический р. Р.-эпопея. роман 2 любовные отношения …
  • РОМАН в Словаре Даля.
  • РОМАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Roman) , город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985). Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность. - (франц. roman), …
  • РОМАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    романа, м. (фр. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. …
  • УГЛИЧСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Угличский в честь Воскресения Христова мужской монастырь (Ярославская епархия) Адрес: 152615, Ярославская обл., г. …
  • УГЛИЧСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Угличский во имя святителя Алексия митрополита Московского женский монастырь (Ярославская епархия) Адрес: 152615, Ярославская …
  • УГЛИЧСКИЙ АЛЕКСЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Настоятели Григорий (Миткевич) 1844-1851 …
  • ПАИСИЙ УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Паисий Угличский (+ 1504), игумен Покровского монастыря близ Углича, преподобный. Память 8 января …
  • КАССИАН УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кассиан Грек (+ 1504), Угличский чудотворец, преподобный. Память 21 мая в день тезоименитства, 2 …
  • ИОАНН УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Угличский, Вологодский (Прилуцкий), в иночестве Игнатий (+ 1522), святой благоверный князь. Память 19 мая …
  • ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий Угличский, Московский (1582 - 1591), царевич, благоверный, страстотерпец. Память 19 октября …
  • ВАССИАН УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вассиан Угличский (+ 1509), преподобный. Ученик преподобного Паисия Угличского. Память 12 февраля, …
  • БОГОЛЕП УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Боголеп Угличский (XVI в.), иеросхимонах, преподобный. Память 22 августа и в Соборе Ростово-Ярославских …
  • АДРИАН УГЛИЧСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан Угличский (XVI в.), преподобный. Память 26 августа и в сыропустную субботу. …
  • СЕРГИЙ (ИНОК УГЛИЧСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Сергий - инок угличский; в 1610 году описал чудеса преподобного Паисия и переделал записки о его житии; он же описал …
  • СЕРГИЙ, ИНОК УГЛИЧСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? инок угличский, в 1610 г. описал чудеса преп. Паисия и переделал записки о его житии, он же описал житие …
  • ЯРОСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ярославская и Ростовская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 150001, г. Ярославль, …

Роман Угличский, благоверный князь

Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии и племянников святого князя Василька Ростовского († 1238; память 4/17 марта). С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Он был утешением своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о приближении татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в Углич.

В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году. Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно хану и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжеством Угличским.

В 1261 году, по смерти старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих подданных и старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома и богадельни. Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии святого князя Романа, переходили в его Угличский удел. Святой князь Роман Владимирович также много потрудился для украшения столицы своего княжества - города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Заботился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.

Святой князь Роман Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил посещать келлии монахов, ведущих благочестивую, подвижническую жизнь. В 1280 году скончалась жена святого благоверного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Каждый день святой Роман присутствовал на богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.

Святой князь прославился также построением в своем княжестве нового прекрасного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев). Летописи сохранили подробности его постройки. Святой князь выбрал для него место на высоком берегу Волги. Там была заложена церковь в честь Воздвижения Честного Креста Господня. Святой князь сам указывал, где и что должно быть в городе построено.

Во время правления святого князя Романа Угличское княжество разрослось и укрепилось. Предвидя кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным.

Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погребено в церкви Преображения в Угличе. Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. По распоряжению патриарха Иова мощи были освидетельствованы Казанским митрополитом святителем Ермогеном (будущим патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились.

О святом князе Романе в 1605 году было написано житие Семеном Олферьевым и иноком Сергием, но оно погибло во время разорения Углича в 1609 г.

Первая служба святому князю Роману происходит из Угличского Спасо-Преображенского собора. Ко второй службе XVII века сделана приписка: «Лета 6793 (1285). Преставление святого благоверного князя Романа Угличскаго, нового чудотворца. А обретение честных мощей на основании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепного Преображения. А память святого благоверного князя Романа октября в 1-й день, на память святого Романа Певца кондакореви. А проявление преславных чудес его лета 7113 (1605), февраля в 3-й день, на память святого праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Повесть, стихиры же и каноны сотворены по благословению великого святейшего кир Иова, патриарха Московского и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да инока Сергия честныя обители Пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залесскаго».

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Роман Рязанский, благоверный князь Святой благоверный князь Роман Олегович Рязанский (в миру Ярослав) родился незадолго до нашествия татар на Русскую землю, в 1237 году. Он происходил из доблестного рода рязанских князей, заботившихся о вере и благочестии. Родоначальник

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Александр Невский, благоверный князь Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского состоялось 30 августа 1724 года из Рождественского монастыря г. Владимира в Троицкий монастырь г. Санкт-Петербурга.Край, где была основана новая столица Российской империи г.

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Димитрий Угличский, благоверный царевич Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года (а по другим источникам 1583 или 1585 гг.) в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Игнатий Вологодский, преподобный, в миру благоверный князь Иоанн Угличский Святой благоверный князь Иоанн был сыном христолюбивого князя Андрея Васильевича Угличского - третьего сына великого князя Василия Темного, и благоверной княгини Елены. Родился он около 1477 (1478)

Из книги "Дети небесного града" и другие рассказы автора Зоберн Владимир Михайлович

Мученик Благоверный Князь Роман (Ольгович) Рязанский (+ 1270) Память его празднуется 19 июля в день мученической кончины и 10 июня вместе с Собором Рязанских святыхСв. князь рязанский Роман был обвинен перед татарским ханом в том, что он поносил языческую веру. Защищаться он

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Благоверный князь Роман Угличский (+ 1285) Память его празднуется 3 февр. в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхСв. благоверный князь Роман родился 1 октября 1235 г. вУгличе.Отец его, князь Владимир Константинович (см. житие св. блгв. князя

Из книги автора

Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец (+ 1522) Память его празднуется 19 мая в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхКнязь Иоанн был сыном угличского князя Андрея Васильевича (брата вел. князя Иоанна III)

Из книги автора

Благоверный Царевич Димитрий Угличский И Московский, чудотворец (+ 1591) Память его празднуется 15 мая в день гибели его, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 3 июня в день перенесения мощей в МосквуСв. Димитрий царевич был братом и наследником последнего царя

Из книги автора

Поучение 1-е. Св. благоверный царевич Димитрий Угличский (Таинственные судьбы правосудия и благости Божией) I. Прошло три века после того, как совершилось ужасное событие – убиение невинного восьмилетнего отрока, наследника русского престола, царевича Димитрия, память

Из книги автора

Поучение 1-е. Св. благоверный князь Иоанн Угличский, в иноках Игнатий, Вологодский чудотворец (Временные несчастья суть благодеяния Божии) I. Воспоминаемый в нынешний день наш русский святой, князь Иоанн Угличский, жил более трехсот лет тому назад. Великий князь московский

Из книги автора

Благоверный царевич Димитрий Угличский Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной, родился 19 октября 1582 года в Москве. Царь поселил царевича с его матерью в Угличе.После смерти Иоанна Грозного на престол

Из книги автора

ДОВМОНТ, благоверный князь Псковский иначе Домант. Польские хроники и Волынская летопись называют его свояком в.к. Литовского Миндовга и сыном Литовского князя Гурде. В древней надписи над гробом Довмонта сказано, что он был сын Миндовга. Будучи изгнан из Литвы, Довмонт

Из книги автора

ИГОРЬ, благоверный, великий князь сын Олега Святославича, князя Черниговского, вступил на великокняжеский престол 1146 г. по смерти брата, Всеволода, который не задолго до кончины своей объявил его наследником. При сем объявлении никто из князей не подал знака несогласия.

Из книги автора

ИОАНН, благоверный князь Углицкий в иноках Игнатий, Вологодский чудотворец, сын Углицкого князя Андрея Васильевича, внук Василия Темного. - Великий князь Московский Иоанн III, вознегодовав на брата своего родного, князя Андрея Углицкого, заключил его, вместе с

Из книги автора

РОМАН Олегович, благоверный князь Рязанский сын Олега Красного, внук Ингваря (Козьмы) Игоревича, наследовал княжение по смерти отца (1258 г.) в тяжкое для земли Русской время от владычества Татар. Он имел утешение видеть учреждение в Орде православной епархии; в 1261 г.

Из книги автора

РОМАН Владимирович, благоверный князь Угличский сын Владимира, внук в.к. Константина I, княжил по кончине отца (1249) с старшим братом своим Андреем в Угличе, а по смерти брата один; - скончался бездетен 1285 февраля 3. Угличское княжение досталось в наследие князьям Ростовским,

Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира Константиновича и княгини Фотинии.

С детства князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению священных книг. Он был утешение своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было два года, когда хан Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Отец, узнав о приближении татар к Угличу, увез святого Романа со старшим братом Андреем в Новгород. Здесь братья пребывали три года, затем вернулись в родной Углич, когда татары покинули русскую землю.

Владимир Константинович остался правящим князем разоренного татарами Углича. Скончался он 27 декабря 1249 года и был похоронен в главном храме Углича, церкви Преображения Господня. Княжение в Угличе перешло в руки его старшего сына, шестнадцатилетнего Андрея Владимировича. Он возродил Углич из руин.

После смерти старшего брата, в 1261 году, святой Роман, которому тогда исполнилось 26 лет, принял на себя управление княжеством.

За годы его правления княжество разрослось и укрепилось. Власть князя Романа, кроме Углича, стала простираться и на Кашин, Вежецкий Верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород.

Святой князь Роман выстроил новый город, который назван в честь его, Романовом.

Немало сделал святой князь роман и для столицы своего княжества, города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Заботился святой князь и о монастырях, и храмах Божиих. В течении 24-х лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами не менее 15 храмов.

В 1265 году князь сочетался браком. Ничего неизвестно о супруге святого князя, сохранилось только ее имя – Александра.

Не имея детей, князь был истинным отцом своим подданных, с отеческой любовью заботился о них, старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества. Он строил и содержал больницы, странноприимные дома и богодельни, пекся о больных, нищих и бесприютных, как о своих кровных братьях, посещал и утешал их почти каждый день. Кротость и милосердие святого князя приводили к раскаянию даже преступников.

Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии князя Романа, переходили в его удел.

Святой князь любил беседовать с духовно опытными мужами, часто посещал кельи монахов, которые вели святую жизнь. «И такой святой князь питал свою душу и сердце, и явился премудрым паче человек».

Вместе с князем в Угличе жила его благочестивая мать, княгиня Фотиния, которая под старость приняла иноческий чин с именем Евдокии. Она скончалась в 1278 году и была погребена возле своего супруга и старшего сына.

В 1281 году князь Роман лишился и своей супруги Александры, и доживал свои последние годы в одиночестве, предаваясь подвигам благочестия. Каждый день он молился на богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.

Предвидя кончину, святой князь созвал бояр и духовенство к своему одру и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям.

Блаженная кончина его последовала 3 февраля 1285 года. Тело святого князя Романа было погребено в соборном храме Преображения Господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.

Его святые нетленные мощи были обретены через 200 лет, в 1485 году, когда угличский князь Андрей Васильевич приступил к постройке нового, уже каменного Спасо-Преображенского собора. Мощи были поставлены в новопостроенном храме. От святых мощей истекали многочисленные чудесные исцеления.

В годы польско-литовской интервенции (1608-1611 гг.) Углич был захвачен литовцами, жители города перебиты, дома, крепость и храмы сожгли. Был разграблен и Преображенский собор, а мощи князя Романа литовцы «нарочито» сожгли. Также был разорен и сожжен Богоявленский женский монастырь, в то время еще находящейся на территории Кремля (рядом с собором). Игумения монастыря Анастасия с 35-ю сестрами замучена и убита.

Благочестивые почитатели святого князя собрали святыню – обожженные главу, ребра, руки и ноги – положили в новую раку и снова поставили в соборном храме Преображения.

Почти 320 лет пребывали мощи святого князя в этом соборе. В первые же года советской власти святыня (мощи) оказалась в музейном пленении, и только в 1989 году была возвращена Церкви.

Частицы мощей находятся в многих храмах Угличского благочиния. В том числе и в нашем монастыре есть икона с частицей мощей святого князя Романа Угличского.


Святой благоверный князь Роман, Угличский чу-дотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии и племянников святого князя Василька Ростовского (+ 1238; память 4/17 марта). С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Он был утешением сво-ему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о при-ближе-нии татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в Углич.
В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году. Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно ха-ну и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжест-вом Угличским.

В 1261 году, по смерти старшего брата, святой Роман 26-ти лет принял на себя управление княжеством. С отеческой любовью заботился он о своих под-данных и старался не столько об умножении княжеской казны, сколько о благополучии вверенного ему Богом княжества: строил и содержал больницы, странноприимные дома и богадельни. Многие люди из соседних княжеств, прослышав о милосердии, щедрости и благонравии святого князя Романа, пе-ре-ходили в его Угличский удел. Святой князь Роман Владимирович также мно-го потрудился для украшения столи-цы своего княжества — города Углича. Он перестроил княжеский дворец, построил ряд общественных зданий. Забо-тился святой князь Роман и о монастырях и храмах Божиих. В течение 24 лет своего правления он построил и украсил богатыми вкладами более 15 храмов.

Святой князь Роман Владимирович часто беседовал с опытными мужами того времени. Особенно он любил посещать келлии монахов, ведущих благо-честивую, подвижническую жизнь. В 1280 году скончалась жена святого бла-говер-ного князя Романа княгиня Александра. С того времени он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Каж-дый день святой Роман присутствовал на богослужении, много времени уделял чтению духовных книг.

Святой князь прославился также построением в своем княжестве нового прекрас-ного города, который был назван в честь основателя Романовым (ныне г. Тутаев). Летописи сохранили подробности его постройки. Святой князь выбрал для него место на высоком берегу Волги. Там была заложена церковь в честь Воз-движения Честного Креста Господня. Святой князь сам указывал, где и что должно быть в городе построено.

Во время правления святого князя Романа Угличское княжество разрослось и укрепилось. Предвидя кончину, он созвал бояр и духовенство к своему ложу и завещал им жить в мире, любви и согласии, как родным братьям. После его смерти Угличское княжество перешло в удел ростовских князей, так как святой князь Роман умер бездетным.

Преставился к Богу святой князь Роман 3 февраля 1285 года. Тело его было погре-бено в церкви Преображения в Угличе. Мощи святого Романа в 1486 году были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преобра-жения. По распоряжению патриарха Иова мощи были освидетельство-ваны Казанским митрополитом святителем Ермогеном (будущим патриархом) в 1595 году, после чего последовало прославление святого. В 1605 году святые мощи князя Романа были сожжены поляками вместе с храмом, но частицы их сохранились.

О святом князе Романе в 1605 году было написано житие Семеном Олферь-евым и иноком Сергием, но оно погибло во время разорения Углича в 1609 г.

Первая служба святому князю Роману происходит из Угличского Спасо-Пре-об-раженского собора. Ко второй службе XVII века сделана приписка: «Лета 6793 (1285). Преставление святого благоверного князя Романа Угличскаго, нового чудотворца. А обретение честных мощей на основании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепного Преображения. А память свя-того благоверного князя Романа октября в 1-й день, на память святого Ро-мана Певца кондакореви. А проявление преславных чудес его лета 7113 (1605), февраля в 3-й день, на память святого праведного Симеона Богоприимца и Ан-ны Пророчицы. Повесть, стихиры же и каноны сотворены по благословению великого святейшего кир Иова, патри-арха Московского и всея России, труды и тщанием Симеона Олферьева, да инока Сергия честныя обители Пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залесскаго».

Loading...Loading...