В чем состоит идеология секты «Аум Синрикё» и почему она запрещена? Что известно о секте "Аум синрикё".

Начальный период

Асахара часто путешествовал за границу и знакомился с разными известными учителями йоги и буддийскими религиозными представителями, такими как Далай-лама XIV , Калу Ринпоче (лама тибетской школы Кагью) и Кхамтрул Ринпоче (бывший генеральный секретарь Совета по культурным и религиозным делам Правительства Тибета в изгнании). Китайская газета «Жэньминь жибао » отмечает, что при этом с Далай-ламой XIV Асахару связывали очень близкие дружественные отношения.

До известных событий в токийском метро, они, начиная с 1987 года , встречались 5 раз и находились в постоянной переписке. Во время первой встречи Далай-лама обратился к Сёко Асахаре со следующими словами: «дорогой друг, буддизм в Японии пришел в упадок, если так будет и впредь, то буддизм исчезнет с земли Японии. Ты обязан распространять настоящий буддизм на твоей Родине, ты - самый подходящий человек, поскольку ты понимаешь мысль будды. Я рад, что именно ты несешь ответственность за эту работу, так как тем самым ты помогаешь мне».

Деятельность последователей Аум, нацеленная на популяризацию буддийских текстов была также отмечена правительствами Шри-Ланки, Бутана, и Тибетского правительства в изгнании, расположенного в индийском городе Дхарамсала . В ту пору Аум считался крайне сомнительным японским феноменом и не был ещё связан с серьёзными преступлениями. Тогда же Асахара получил редкие буддийские книги и был награждён ступой с реликвиями Будды Шакьямуни .

Постер с изображениями разыскиваемых сектантов. По состоянию на 2012 год все арестованы

Благодаря амбициозным молодым выпускникам ведущих японских университетов, система «отделений» Аум изменила свое название. Так например, «медицинское отделение» стало «министерством здоровья», «научная группа» стала «министерством науки», и люди владеющие боевыми искусствами или военными способностями были собраны в «министерство разведки». Последователи женского пола, заботящиеся о детях, были определены в «министерство образования» соответственно.

События до 1995 года

Секта стала центром острой полемики в конце 1980-х с обвинений в обмане новичков и удержании членов группы против их воли и принуждении их жертвовать деньги. Убийство члена группы, который пытался уйти, как стало известно в наши дни, произошло в феврале 1989 года .

Теракт в токийском метро

Суд над Асахарой

В результате самого длительного в истории Японии судебного процесса, суд признал Асахару виновным по 13 из 17 обвинений, и в приговорил его к смертной казни. Сам Сёко Асахара отказался от дачи показаний и в ходе процесса сохранял молчание, отказываясь также от общения с родственниками и последователями основанной им религиозной группы.

Однако решение суда до сих пор вызывает споры среди критично настроенных людей. Ряд из них даже выдвигает тезис , что судебный процесс над Сёко Асахарой является воскрешением эпохи «Охоты на ведьм». В этом отношении показательными являются книги адвокатов Сёко Асахары: Ясуды Ёсихиро «Право на жизнь» и Ватанабэ Осаму «Думаете, казните Асахару и жить станет легче?».

Алеф , организация-наследник прекратившей существование Аум Синрикё, пересмотрела ряд своих религиозных доктрин, в том числе были изъяты из обращения т. н. «учения ваджраяны», принесла извинения по поводу совершённого семьям жертв и основала специальный компенсационный фонд для выплат пострадавшим в инцидентах, связанных с деятельностью Аум Синрикё. В настоящее время существуют две группы: сама организация Алеф и группа, руководителем которой является Фумихиро Дзёю . В группу Алеф входят последователи, возражавшие против «курса на сокрытие гуру». Фумихиро Дзёю стал проповедовать «курс на сокрытие гуру», и, в результате, вышел из организации Алеф со своими последователями. В настоящее время две эти группы существуют отдельно друг от друга. Ряд высших функционеров старой организации («Аум Синрикё») сохраняют нейтралитет, не принимая ту или иную точку зрения.

Действия организации в России

Первые последователи Аум Синрикё в России появились в начале 1990-х годов. Весной 1992 года Сёко Асахара посетил Россию и встречался с рядом политических и религиозных деятелей, а также выступал в МГУ , МИФИ , МГТУ им. Баумана , МГИМО и других ведущих вузах перед студентами. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией: в первые месяцы своей деятельности Аум Синрикё заплатила около миллиона долларов США , обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2×2» . В том же 1992 году Аум синрикё была зарегистрирована Министерством юстиции с центром в Москве. С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации с интенсивной медитацией на стадионе «Олимпийский» и в других местах. Просуществовав два года, российское отделение провело ряд масштабных мероприятий, среди которых музыкальный концерт в спортивном комплексе «Олимпийский». Также из России осуществлялась трансляция религиозной радиопередачи, в том числе на территорию Японии. По оценкам лидеров Аум синрикё, в январе 1994 года число их последователей в Москве составляло 35000 человек, а в целом по РФ - немногим менее 50 000 человек.

18 апреля 1995 года по иску «Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект» Останкинский межмуниципальный суд принял решение о ликвидации Аум синрикё в России. Эксперты из «Комитета по спасению молодёжи от тоталитарных сект» утверждают, что и после ликвидации Аум синрике продолжает активно действовать, при этом в РФ сегодня от 50 до 100 тысяч её последователей .

Доктрина

Непостоянство.

В Аум синрикё проповедуется освобождение от страданий с помощью духовной практики, и превосхождение одного за другим страстей и мирских желаний называют достижением освобождения. И фундаментом учения Мацумото, который известен в самой Японии как единственный достигший окончательного освобождения, является «непостоянство» и «разрушение мирских желаний».

В соответствии со словами Мацумото: «Человек умрет, непременно умрет, обязательно умрет, смерть неизбежна», выражающие буддийское мировоззрение о непостоянстве, в этом мире все непостоянно. Следовательно, из-за того, что все радости когда-нибудь закончатся, захваченность мирскими радостями обязательно рождает страдания.

И наоборот, когда превзойдены собственные мирские желания, когда превзойдено непостоянство - это есть состояние Нирваны, то есть абсолютная свобода, абсолютное счастье, абсолютная радость (разрушение мирских желаний).

Поа

Слову «Поа» дается следующее определение: «Поа - это перенесение сознания в высокие миры». Это можно истолковать как ослабление факторов мирских желаний, имеющихся в сознании, а не то, что касается реального рождения и смерти. Самое важное в этом процессе Поа - это перенесение сознания в промежуточном состоянии, которое следует непосредственно после смерти. Оно определяет момент перевоплощения в следующей жизни.

Следовательно, перенесение сознания в момент смерти - это «Поа» в узком смысле. Продолжая эту тему, также есть специальная техника, называемая «Поа», с помощью которой «дают перевоплощение, перенося сознание в более высокие миры, что влечет за собой (в реальности) позитивную смерть». Это стало основанием для того, чтобы со стороны следствия утверждать, что под словом «Поа» оправдывается безжалостное убийство.

(Такое толкование было дано в связи с рядом преступлений, основываясь на реальных примерах Поа, проведенных руководством религиозной общины внутри организации).

Бог Шива

Бог, который покровительствует и руководит Аум синрикё - это Всевышний Бог Шива. Всевышний Бог Шива для Аум синрикё означает «наивысшее сознание», с ним объединяются и сливаются души достигших освобождения, находящихся в Маха-Нирване, также можно понимать в том же значении, как и саму Маха-Нирвану. В индуизме (индийской мифологии) тоже есть имя бога Шива, но это не более чем одно из тел его Воплощений. Также, Асахара Сёко является учеником Шивы и вместе с тем также является и феноменальным телом Шивы.

Учение

Учение Аум синрикё было частично связано со школой агон (агама) в буддизме.

Учение Аум синрикё основывается на йоге и буддизме, на палийских сутрах, оно заимствовало техники тибетского эзотерического буддизма. Затем, в качестве разъяснения выражения «все религии - один путь» проповедуется о том, что все религии находятся в составе одной из частей Йоги и Буддийского мировоззрения. Исходя из этого, проповедуется о том, что Бог - создатель в христианстве - это Бонтэн (в Аум синрикё переводится как «Великое святое небо») и т. д.

Следовательно, в Аум синрикё придерживаются курса, когда в различных религиях: конфуцианстве, даосизме, христианстве, зороастризме и т. п., ведя поиски, находят «истину», которую содержат в себе эти религии и мистические доктрины. В результате этого было признано, что и христианская эсхатология - это не более чем один из периодов разрушения, повторяющихся по буддийскому циклу: «создание, существование и разрушение».

В качестве конкретной системы практики, монахи практикуют семь видов и тридцать семь элементов освобождения из буддизма Верхсидящих, а верующие-миряне практикуют шесть парамит их буддизма «большой колесницы», также используются йога, эзотерический буддизм и другие виды технических практик.

В качестве столпов Учения.

В качестве «Пяти столпов» Учения Аум синрикё приводятся нижеследующие пункты, которым придается особое значение как «религиозной практике».

  1. Существование гуру, который ведет в духовной практике до достижения конечного пункта (духовный наставник).
  2. Правильное учение, основанное на непостоянстве.
  3. Система духовной практики, которая позволяет получить реальный личный опыт этого учения.
  4. Существование практикующих, которые в реальности начав практику этого учения, уже продвинули и развивают свою духовную практику.
  5. Существование инициаций для продвижения духовной практики.

Возможные связи с Далай-ламой

Учение, которое связывают с инцидентом

В Аум синрикё проповедуется о том, что содержание духовной практики можно разделить на три или на четыре вида. Малая Колесница (Хинаяна), Большая Колесница (Махаяна) и Тайная Алмазная Колесница (Тантра -Ваджраяна), а когда проповедуют в более строгой форме, то делят на Тантраяну и Ваджраяну. Здесь говорится о системе духовной практики, поделенной на четыре вида. Ниже приведены определения, принятые в организации и они отличаются от определений, используемых обычно в буддизме.

Структура и особенности деятельности

Секта построена по строго централизованному принципу. В структуре реализуется абсолютное подчинение нижестоящих адептов вышестоящим. Существует глубокая конспирация, режим секретности внутри культа и тотальная слежка среди адептов. Все происходящее с адептами культа учитывается и фиксируется. Чтобы вступить в секту, требуется заполнить весьма подробную анкету и заплатить солидное «пожертвование». Каждый новый адепт культа заносится в компьютерный каталог, ему присваивается личный номер и, после инициации, новое имя. Только получившие членский номер сектанты могут начинать путь духовного совершенствования. Причем, оставление дома, в соответствии с учением, ускоряет продвижение в религиозных занятиях и рекомендуется, прежде всего, молодым последователям учения. В случае оставления дома Аум синрике, как одну из процедур, требует высшее пожертвование: «Я оставляю все мое имущество Аум и оно не будет возвращено, даже если я покину Аум». Желательно, чтобы «имущество, которым можно распорядиться, было максимально обращено в наличные».

Культ имеет тайный, эзотерический характер, главные истины тщательно скрываются от посторонних и от непосвященных адептов культа. Существует так называемый «внутренний круг» адептов-монахов. Разработаны 20 ступеней посвящения. Для перехода на следующий уровень необходимо набрать, безвозмездно трудясь на Асахару, определённое количество баллов или внести круглую сумму наличными. Для деятельности организации характерно использование наркотических веществ и психоэнергетических средств (аудиокассеты) в процессе установления и поддержания контроля сознания адептов.

Представители культа активно готовились к «концу света». После взрыва в Токийском метро полиция вышла на завод по производству боевых отравляющих веществ, бактериологического оружия. Найдена технологическая документация по обогащению урана. Асахарой был выстроен подземный бункер и составлены списки мирового правительства из 20 министров. Сохраняется высокая вероятность террористических акций со стороны адептов культа.

Идейное влияние других религий

Влияние буддизма

Согласно учению Аум, путь к конечному просветлению (по словам Шакьямуни Будды, это «место где все достигнуто и не осталось ничего, что еще можно было бы желать достигнуть») ведет к достижению множества маленьких просветлений (нирван) каждого поднимая сознание практикующих это на более высокий уровень и, таким образом, делая его или её разумнее, лучше, развитее путём сближения их с их «собственной истины» («атман »). Как верил Асахара, тропинка буддизма будет наиболее эффективной, поэтому он выбрал оригинальное учение Будды Шакьямуни как основу для доктрины Аум. Тем не менее он также добавлял различные вариации из других традиций, таких как китайская гимнастика (для полного улучшения телесного здоровья) или асаны из йоги (чтобы подготовиться для долгого сохранения поз при медитации). Он также перевел много из традиционной буддийской терминологии на современный японский язык и затем изменил их написание чтобы сделать термины менее запутывающими и более легкими для запоминания и понимания. Он отстаивает свои инновации, ссылаясь на Будду Шакьямуни, который выбрал язык пали вместо санскрита для того, чтобы сделать учение доступным для населения, которые не могли понимать язык древней образованной элиты Индии.

По мнению Асахары, доктрина Аум заключает в себе все три главные буддийские школы: тхеравада (нацеленная на достижение индивидуального просветления (нирваны)), махаяна («великая колесница», нацеленная на помощь другим), и тантрическая ваджраяна («алмазная колесница», которая включает в себя тайные посвящения, тайные мантры и продвинутые эзотерические медитации). В своей книге «Посвящение» Асахара сравнивает стадии просветления известных «Йога-сутр » Патанджали с Восьмеричным путём, заявляя что эти две традиции описывают одни и те же действия, но с помощью разных слов. Асахара является автором множества других книг, среди которых наиболее известны «По ту сторону жизни и смерти» и «Махаяна-сутра». Книги объясняют процесс достижения различных стадий просветления, почерпнутый из древних книг, и приводит сравнения этого с опытами Асахары и его последователей. Он также издал комментарии к древним священным книгам. И наконец, учение Асахары посвящено особым идеям (от путей сохранения правильных поз в медитации до методов увеличения уровня детского здоровья), изучаемым последователями Аум. Некоторые положения учения кажутся совершенно простыми в части решения ежедневно возникающих ситуаций таких как отсутствие счастья, возникающее из-за проблем в человеческих отношениях. Другие используют усложненный язык и описывают проблемы более изощренным языком, предназначенным для образованных элит. Полное и постоянное отречение обычно учит аспектам, связанным с продвижением на более высокий уровень, в то время как мирские последователи концентрируются в большей степени на том, как преодолеть трудности, носящие общий характер. Некоторые положения учения, относящиеся к «начальному уровню» не является обучением (хорошим примером здесь является телевизионные интервью или записи, которые передаются по радиостанции Аум)

Влияние христианства

В 1992 году Асахара издал книгу, в которой объявляет себя «Христом» - японским абсолютно просветленным наставником и «Агнцем Божьим». Он заявлял, что его миссией является взять на себя грехи всего мира. Асахара говорил, что он может передать своим последователям духовную силу и в конечном счёте унести их грехи и плохую карму. Он также видел злой умысел во всем, что распространяют евреи, масоны и соперничающие с его учением другие японские религии.

В конечном счёте Асахара обрисовал пророчество дня страшного суда, который включает в себя Третью мировую войну. По Асахаре, финальный конфликт достигнет своей кульминации в ядерном Армагеддоне . Асахара использовал термин «Армагеддон», который он взял из Откровения Иоанна Богослова . Человечество прекратит свое существование за исключением нескольких избранных - тех, кто сумеет достигнуть Аум. Миссия Аум не только в том, что распространять по миру спасение, но также в том, чтобы пережить этот «конец времен». Асахара предсказывал, что Армагеддон случится в 1997 году.

Асахара постоянно делал нападки на евреев и даже британскую королевскую семью как на главных виновников в заговорах. Он называл США Зверем Апокалипсиса , предсказывая, что США со временем нападёт на Японию.

Влияние индуизма

Аум применяют весьма специфическую методологию и приводит доктрину обучения в соответствие со специальной системой «когаку» (по-японски: обучение). В когаку каждая новая стадия достигается только после того, как успешно были сданы экзамены, тем самым имитируется привычные для японцев экзаменационные правила. Медитационная практика объединена и базируется на теоретическом обучении. При этом Асахара настаивает, что некоторые теоретические предметы не служат успешному достижению цели, если это не будет достигнуты на практике. Тем не менее он советовал не объяснять ничего, что ещё не было пережито самим человеком и предлагает вместо этого читать книги Аум.

Последователи Асахары разделились на две группы: непрофессиональные практики и «самана» (слово пали для обозначения монахов и монахинь), которые включают «сангха» (монашеский орден). Первые живут со своими семьями, вторые ведут аскетический образ жизни и обычно живут в группах.

Согласно классификации Аум, последователи могут достичь следующих изобретенных стадий с помощью практики: раджа-йога , кундалини-йога , махамудра (иногда называемая джняна-йога), махаяна-йога, астральная йога, казуальная йога и финальная стадия - конечное просветление. Подавляющее большинство последователей из тех, кто, предполагается, достиг цели, были монахами, хотя среди них были также непрофессиональные ученики раджа-йоги и кундалини-йоги. Для того чтобы последователь мог считаться достигнувшим цели, специфические состояния должны произойти с последователем учения в присутствии старших членов ордена сангха, чтобы они могли признать данные состояния. Например, на стадии кундалини-йоги требуется продемонстрировать уменьшение потребления кислорода, изменения в электромагнитной мозговой активности и снижение сердечного ритма (измерение производится с помощью соответствующего оборудования). Последователи учения, которые смогли продемонстрировать данные изменения, считаются вошедшими в состояние «самадхи» («целостность») и таким образом заслуживают звания и позволения учить других. Каждая стадия имеет свои собственные требования. Продвижения и успехи в теоретическом обучении не дают последователям права учить других чему-либо за исключением базовой доктрины. Согласно Асахаре, настоящий опыт медитации может быть единственным критерием для принятия решения, имеет ли последователь способность быть учителем и тренером.

Аум также унаследовал индийскую эзотерическую традицию йоги шактипат , также упоминаемую в буддийских текстах махаяны . Согласно верованиям шактипата, возможно достижение непосредственного переноса духовной энергии от учителя к ученику, и это практиковал Асахара с некоторыми своими выдающимися учениками, включая Дзёю Фумихиро и Исии Хисако.

Вслед за формальным закрытием Аум синрикё были предприняты шаги по изменению некоторых аспектов, касающихся общества и властей. Некоторые из наиболее противоречивых частей доктрины были убраны, в то время как базовые, главные аспекты остались нетронутыми. По этой причине информация о религиозной доктрине, представленная в данной статье является по большей части актуальной и для новой организации Алеф.

См. также

Примечания

  1. Пахомов С.В. Буддизм в Японии // Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. - СПб.: Питер, 2007. - С.181. - 432 с. - (Серия «Учебное пособие»). ISBN 978-5-469-00861-3 , ISBN 5-469-00861-4
  2. J. G. Melton Aleph // Encyclopaedia Britannica
  3. Противодействие терроризму в Российской Федерации и личная безопасность граждан // Национальный антитеррористический комитет , Федеральная служба безопасности России
  4. Борьба за власть // Газета «Коммерсантъ » № 122 (2725) от 15.07.2003 г.
  5. Главный химик Аум Сенрикё должен умереть //Портал «Юридический гид Санкт-Петербурга» // Информационное Агентство «Клерк. Ру», 18.08.2006 г.
  6. Главный химик «Аум Синрике» приговорен к смертной казни // Lenta.ru , 30.01.2004
  7. Григорий Смирнов Японский суд подтвердил смертный приговор химику «Аум Синрике» //Газета.ру , 18.08.2006
  8. List of proscribed terrorist organisations in Australia, USA, United Kingdom, Canada, European Union and United Nations // Special bulluten of AntiTerrorist Center of Republic of Moldova
  9. В свете истины: дружеские отношения между Далай-ламой, нацистами и сектой «Аум Синрикё» //«Жэньминь жибао » он-лайн, 06/01/2009.
  10. Иск к телеканалу «2Х2». «Аум Синрике» хотят заставить оплатить лечение учеников // Газета КоммерсантЪ , № 196 от 15.10.1994 года
  11. Во Владивостоке завершился судебный процесс по делу приморских боевиков религиозной секты «Аум Синрике» // РИА новости , 23.01.2002 г.

Литература

  • Прокопишин Р. А., Герасимов А. В., Кудеярова Н. Ю. Особенности динамики изменений личности у последователей псевдорелигиозных корпораций. , тезисы конференции 15-16 сентября 1999 г., Москва.
  • Shoko Asahara, Supreme Initiation: An Empirical Spiritual Science for the Supreme Truth , 1988, AUM USA Inc, ISBN 0-945638-00-0 . Talks by the «Master», includes a photo of Him levitating.
  • Shoko Asahara, Life and Death , (Shizuoka: Aum, 1993)
  • Shoko Asahara, Disaster Approaches the Land of the Rising Sun: Shoko Asahara’s Apocalyptic Prodictions , (Shizuoka: Aum, 1995)
  • Ikuo Hayashi, Aum to Watakushi (Aum and I) , Tokyo: Bungei Shunju, 1998.
  • Robert Jay Lifton, Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism , Henry Holt, ISBN 0-8050-6511-3 , LoC BP605.088.L54 1999
  • Haruki Murakami, Underground (stories)|Underground: The Tokyo Gas Attack and the Japanese Psyche , Vintage, ISBN 0-375-72580-6 , LoC BP605.O88.M8613 2001 Interviews with victims.
  • Global Proliferation of Weapons of Mass Destruction: A Case Study on the Aum Shinrikyo , Senate Government Affairs Permanent Subcommittee on Investigations, October 31, 1995. online
  • David E. Kaplan, and Andrew Marshall, The Cult at the End of the World: The Terrifying Story of the Aum Doomsday Cult, from the Subways of Tokyo to the Nuclear Arsenals of Russia , 1996, Random House, ISBN 0-517-70543-5 . An account of the cult from its beginnings to the aftermaths of the tokyo subway attack, including details of facilities, weapons and other information regarding aum’s followers, activities and property.

Ссылки

  • Право на жизнь Отрывки из книги адвоката Сёко Асахара Ёсихиро Ясуда .
  • Думаете, казните Асахару и жить станет легче? Отрывки из книги адвоката Ватанабэ Осаму. Ватанабэ Осаму.
На английском языке
  • CESNUR’s Aum/Aleph page (недоступная ссылка) : a collection of Aum/Aleph-related newspaper articles, updated regularly by the Centre for Study of New Religions.
  • a Japan Times article about two documentary films on Aleph.
На японском языке
  • 教団関連サイト リンク集 オープンディレクトリー:社会: 問題・争点: 犯罪・司法: オウム真理教]
  • カナリヤの詩 (脱会者の集い-「カナリヤの会」公式サイト)

Другие названия: "Движение истины Аум", новое название "Алеф", именуют себя буддистской общиной.

Характеристика: опасный тоталитарный экстремистский культ, имеющий ярко выраженную антисоциальную направленность. Стремится к захвату власти. Имеет военизированные формирования. Имел заводы по производству оружия массового поражения.

История: Лидер и основатель культа - Секо Асахара (настоящее имя - Тидзуо Мацумото), сподвижники величают его "Его Святейшеством, Духом Истины, Преподобным Учителем".

Асахара родился в городе Яцусиро провинции Кумамото, после окончания школы для детей с недостатками зрения работал специалистом по иглотерапии. После женитьбы работал в китайской аптеке города Фунабаси префектуры Чиба. За мошенничество при выписке счетов на сумму 6,7 миллиона иен привлекался к судебной ответственности. В 1981 году открыл свою аптеку в этом же городе, организовал продажу фальшивых лекарств, на чем "заработал" около 40 миллионов иен. Был арестован и оштрафован на 20 тысяч иен.

Начиная с 1977 года, Асахара начал заниматься йогой и созданием своего учения. В 1984 году открыл зал для занятий йогой в Токио и одновременно основал компанию по продаже предметов культа. В 1986 году его организация приняла облик религиозной. В этом же году Асахара достиг "окончательного спасения" в Гималаях, а его организация с июля 1987 года получила название Аум Синрике, создав множество отделений по всей Японии. С августа 1989 года это объединение приобрело известность в Японии. В это же время возникли трения между Аум и местными жителями в ряде деревень, имели место и криминальные происшествия. Теперь религиозная корпорация Аум Синрике имеет центры в Нью-Йорке, Бонне и Шри-Ланке.

В РФ культ действует с лета 1992 года. Его появление сопровождалось мощнейшей рекламной кампанией: в первые месяцы своей деятельности секта заплатила около миллиона долларов, обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции "Маяк" и получасовую еженедельную передачу на канале "2х2". В том же 1992 году Аум Синрикебыла зарегистрирована Минюстом с центром в Москве. С того времени стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации (посвящения) с интенсивной медитацией на стадионе "Олимпийский" и в других местах. Эксперты считают, что " Аум " имел целевое финансирование своей деятельности в России. По оценкам лидеров Аум Синрике, в январе 1994 года число их адептов в Москве составляло 35 000 человек, а в целом по РФ - немногим менее 50 000 человек. Эксперты из Комитета по спасению молодежи утверждают, что и после запрещения ее деятельности по решению суда в апреле 1995 года секта Аум Синрике продолжает активно действовать, при этом реально в РФ сегодня от 50 до 100 тысяч ее адептов.

Доктрина: буквальный перевод названия Аум Синрике - "Путь или учение об истинном Аум". Вообще "Аум" - это одна из буддийских мантр. Учение основано на тибетской религии, характерными чертами которой являются вера в сверхъестественные силы и эсхатология (учение о конечных судьбах мира и человека). Якобы "содержащее в себе сущность всех религий" учение носит синкретический характер и содержит элементы северного буддизма (махаяны), тибетского эзотерического буддизма, индийской йоги, тантризма и прочих восточных учений. Христианскую церковь Асахара считает одним из масонских учреждений. Асахара учит, что возможно за короткий срок привести человека к просветлению и спасению, достигнуть сверхъестественных энергий. Толкуя Откровение Иоанна Богослова, он объявил, что 1 августа 1999 года произойдет катастрофа Армагеддона (третья мировая война). В своей книге "Провозглашая себя Христом" глава секты объявил себя очередным "аватарой" - воплощением Христа (Мессии) на Земле. Асахара учит тому, что спасение людей возможно тремя путями: освобождением от страданий и болезней; осуществлением счастья в этом мире; приведением людей к просветлению и спасению.

Очень важное место в практике Аум Синрике занимает так называемое поднятие "кундалини". "Кундалини" по некоторым восточным верованиям - это энергия, которая, как некий змей, через копчик должна вползти в позвоночник, подняться до центра лба и, уничтожив прежнее сознание личности, привести к просветлению. Существует простая техника поднятия "кундалини" по учению Секо Асахары, равно как и другие методы занятий, но чтобы испытать их, человек должен получить помазание и пройти инициацию. Церемония инициации, или "крещения", называется "шактипат". Суть обряда состоит в том, что Асахара передает ученикам свою энергию, касаясь большим пальцем руки их лбов. Считается, что этот прием иногда способен пробудить змея кундалини. Одновременно сам Асахара якобы берет на себя греховную карму учеников - те грехи, которые они совершили и в этой жизни, и в своих прошлых воплощениях. Одна из процедур ("Садо Тантра") включает сексуальные сношения Асахары с молодыми женщинами-адептами.

Ввиду того, что адепты Аум Синрике во многих документах именовали себя "буддистской общиной", буддистское духовенство в лице Джампа Тинлея, духовного представителя Далай-ламы в России, Калмыкии, Бурятии и Монголии, заявило о том, что "эта секта на сто процентов не принадлежит к буддийской традиции". Российские буддисты также считают Асахару "уклонившимся от истинного учения Будды".

Структура, внутренняя организация и особенности деятельности: Секта построена по строго централизованному принципу. В структуре реализуется абсолютное подчинение нижестоящих адептов вышестоящим. Существует глубокая конспирация, режим секретности внутри культа и тотальная слежка среди адептов. Все происходящее с адептами культа учитывается и фиксируется. Чтобы вступить в секту, требуется заполнить весьма подробную анкету и заплатить солидное "пожертвование". Каждый новый адепт культа заносится в компьютерный каталог, ему присваивается личный номер и, после инициации, новое имя. Только получившие членский номер сектанты могут начинать путь духовного совершенствования. Причем, оставление дома, в соответствии с учением, ускоряет продвижение в религиозных занятиях и рекомендуется, прежде всего, молодым последователям учения. В случае оставления дома Аум Синрике, как одну из процедур, требует высшее пожертвование: "Я оставляю все мое имущество Аум и оно не будет возвращено, даже если я покину Аум". Желательно, чтобы "имущество, которым можно распорядиться, было максимально обращено в наличные".

Культ имеет тайный, эзотерический характер, главные истины тщательно скрываются от посторонних и от непосвященных адептов культа. Существует так называемый "внутренний круг" адептов-монахов. Разработаны 20 ступеней посвящения. Для перехода на следующий уровень необходимо набрать, безвозмездно трудясь на Асахару, определенное количество баллов или внести круглую сумму наличными. Для деятельности организации характерно использование наркотических веществ и психоэнергетических средств (аудиокассеты) в процессе установления и поддержания контроля сознания адептов.

Представители культа активно готовились к "концу света". После взрыва в Токийском метро полиция вышла на завод по производству боевых отравляющих веществ, бактериологического оружия. Найдена технологическая документация по обогащению урана. Асахарой был выстроен подземный бункер и составлены списки мирового правительства из 20 министров. Сохраняется высокая вероятность террористических акций со стороны адептов культа.

Криминальные действия:

    Газовая атака секты Аум Синрике в Токио 20 марта 1995 г. (12 жертв и 5000 пострадавших) по личному приказу Асахары. Руководители московского филиала Аум Синрике после этого пытались отмежеваться от материнской организации.

    В 1994 г. подобный этому террористический акт был осуществлен в префектуре Нагано (Япония), погибло 7 человек, и хотя расследование тогда зашло в тупик, можно предположить связь этих двух террористических актов.

Весной 1995 г. Останкинский межмуниципальный суд вынес постановление о запрещении на территории РФ секты Аум Синрике (по утверждению экспертов, Аум Синрике, прекратив массовую рекламу, тем не менее, продолжает достаточно открыто действовать).

16 мая 1995г. японской полицией был арестован Секо Асахара. До сих пор ведется следствие по 17 статьям обвинения.

В самой Японии от деятельности секты пострадало большое количество людей. В октябре 1989 года образована "Ассоциация жертв Аум Синрике" под председательством юриста Сакамото, который в ноябре того же года был похищен вместе с тремя членами его семьи.

4 февраля 1997г. суд приговорил к 17 годам заключения члена секты за убийство и покушения на убийства в 1994, 1995 гг. с использованием нервно-паралитического газа. Он действовал по приказу Секо Асахары.

Полиция Японии 3 июня 2012 года арестовала одну из лидеров религиозной секты "Аум Синрикё", организовавшей атаку в токийском метро в 1995 году с применением отравляющего газа зарин.

"Аум Синрикё" (полное название организации - "Религиозная корпорация АУМ Синрикё" или "Учение истины АУМ", с января 2000 года переименована в "Алеф") - синкретическая секта, базирующаяся на буддизме ваджраяна. Название в переводе с японского означает "Путь к истинной энергии познания".

Основана японцем Сёко Асахара (настоящее имя Тадзуо Мацумото, родился в 1955 году) в июле 1987 года после восьми лет практики буддизма в Гималаях.

Догматические положения "Аум Синрикё" основаны на личности самого Асахары, который именуется Духом истины и рассматривается как Будда, Христос, Индра, король асуров, строитель всех мировых пирамид, основатель цивилизации каменного века, воплощение всех человеческих знаний, слуга Шивы. Кроме того, почитаются буддийские и индийские божества, среди которых особо выделяется Шива.

В вероучении секты присутствуют элементы других направлений буддизма, а также даосизма и христианства. Вероучение основано на сочинениях Сёко Асахары "Инициация", "Махаяна-сутра", "Учение истины", "Татхагата Абидамма". Учение считается эзотерическим и состоит из 20 ступеней секретных техник. Основным методом пропаганды является раздача листовок.

Духовная практика, в основном, заключается в пробуждении мистической энергии кундалини, которая, по учению, дремлет в каждом человеке в районе соответствующей чакры. Для пробуждения кундалини неофит (человек, только что вступивший в секту) проходит непрерывный 60-часовой семинар с прослушиванием специальной музыки. Такие семинары (меньшей продолжительности) в дальнейшем проводятся еженедельно.

Домашняя духовная практика состоит в поклонении алтарю с изображениями Асахары, Шивы и ближайших учеников Асахары, чтении мантр, медитации и прослушивании специальной музыки.

Для вступления в секту достаточно заполнить анкету и заплатить вступительный взнос (обычно 10 долларов). Первую ступень посвящения неофит получает бесплатно, последующие - путем набора баллов (в основном, за количество розданных листовок). Инициация ("вхождение в поток истины") занимает три дня. Кроме того, неофит подвергается "крещению огнем и духом", во время которого нажатием пальца учителя на лоб неофита от учителя якобы передается энергия.

Члену секты вменяются в обязанность либо активное жертвование (измеряемое в конкретных суммах), либо работа на секту, поощряется также миссионерская деятельность. Членам секты, покинувшим ее ряды, применяются меры воздействия вплоть до физической расправы.

Организационная структура секты - государство в государстве, с "финансами", "строительством", и "министерствами науки и техники". Кабинет министров "Аум Синрикё" был призван заменить японскую власть на время апокалипсиса, наступление которого члены секты ожидали до 2003 года (по учению секты, апокалипсис должен был начаться из-за ядерной войны, которую развяжет США).

Секта Асахары была зарегистрирована как религиозное юридическое лицо в 1989 году согласно японскому закону, группа имела кандидатов на выборах в японский парламент в 1990 году.

За все время существования секты ее численность достигала максимум 30 тысяч человек (из них 10 тысяч - в России).

До запрета секты в Японии её центр находился в Токио, штаб-квартира - в Фудзи. Также существовали филиалы в крупных городах Японии, на Цейлоне, в США, Германии и России.

В 1994 году приверженцы "Аум Синрикё" совершили в префектуре Нагано первый теракт. Члены секты выпустили боевой газ зарин в городе Мацумото. Жертвами стали семь человек.

20 марта 1995 года сектанты совершили второй теракт - распылили зарин в метрополитене Токио. В результате этого теракта 12 человек погибли и более 5 тысяч получили отравления различной степени тяжести.

16 мая 1995 года недалеко от Токио полиция арестовала Асахару и еще около 30 руководителей "Аум Синрикё". Сначала арестованные категорически отрицали свою причастность к терактам, но после обысков у полиции появились неопровержимые доказательства того, что Асахара лично отдавал приказы об изготовлении "зарина" и применении его в токийском метро. Тогда группа сектантов заявила, что имеет 9 тысяч участников в Японии и не менее 40 тысяч человек по всему миру.

С марта 1995 года деятельность секты запрещена во всех странах мира.

В декабре 1999 года парламент Японии принял ряд законов, направленных на жесткое ограничение деятельности не только "Аум Синрикё", но и других подобных структур.

В 2000 году секта возродилась под другим именем - "Алеф", и продолжила действовать во главе с бывшим руководителем отделения "Аум Синрикё" в Москве Фумихиро Дзиою.

Летом 2000 года в России в Приморском крае была задержана группа молодых людей, называющих себя учениками Сёко Асахары, и планировавших провести серию террористических актов в трех городах - Токио, Саппоро и Аомори, чтобы вынудить правительство Японии освободить Асахару из тюрьмы.

В январе 2002 года приморский краевой суд вынес приговор членам секты. В совокупности трое членов секты получили 19 лет лишения свободы в колонии строгого режима, один участник получил условный срок. Также один из сектантов был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение в психиатрической больнице.

В феврале 2004 года токийский окружной суд вынес смертный приговор главе секты "Аум Синрикё" Сёко Асахаре.

В апреле 2005 года Управление общественной безопасности при министерстве юстиции Японии представило в правительство доклад о деятельности секты "Алеф" в 2004 году. В частности, в докладе говорилось, что "Алеф" содержит 26 объектов недвижимости в 17 префектурах. В докладе отмечалось, что секта также ведет деятельность в России, где имеет около 300 последователей. По данным на 2008 год, членство "Алеф" составляло 1650 человек в мире.

21 ноября 2011 года состоялось последнее заседание по делу секты "Аум Синрикё", устроившей газовую атаку в токийском метро в марте 1995 года. Суд, длившийся 16 лет, рассмотрел дела 189 обвиняемых, 13 из них вынесены смертные приговоры, остальные получили различные сроки тюремного заключения.

1 января 2012 года один из лидеров религиозной секты "Аум Синрикё" был арестован сотрудниками правоохранительных органов столицы Японии. Бывший в бегах около 17 лет, 46-летний Макото Хирата явился в отделение токийской полиции в новогоднюю ночь, где был немедленно арестован.

По словам представителей токийской полиции, утром во вторник в одно из отделений пришла женщина 49 лет в сопровождении адвоката, которая заявила о том, что именно она была с Макото Хиратой на протяжении последних 17 лет до самого момента его ареста.

В России секта "Аум Синрикё" признана деструктивной и официально находится под запретом.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Скандальную славу завоевала себе международная религиозная организация «АУМ Синрикё» (АУМ – священная мантра, означающая непостоянство; Синрике в переводе с японского – Учение истины).

«АУМ Синрикё» была основана около 10 лет назад японцем Тидзуо Мацумото (в России он известен как Секо Асахара ) – бывшим специалистом в области иглоукалывания, хозяином нескольких ресторанов дешевой китайской кухни в Японии.

«Учение» Асахара – эдакий коктейль из буддизма, индуизма и христианства. Как вещал сам «гуру», оно основывалось на его альтруистической философии, в центре которой стоит идея «спасения» всего человечества, основанная на трех принципах: 1) избавление людей от болезней ; 2) достижение счастья в этом мире ; 3) достижение просветления и освобождения .

По словам Асахары, сам он достиг окончательного Освобождения, после чего стал распространять свое «Учение Истины» по всему миру.

С момента основания «АУМ Синрикё» ее центры появились во многих странах: в Японии, США, Германии, Шри-Ланке, России, где Асахара нашел много своих последователей.

Но наибольшую известность «учение» «гуру» получило именно после его вторжения в Россию в 1992 году. По словам самого Асахары, он придавал исключительно важное значение деятельности по «спасению» России с точки зрения успеха «мирового спасения».

В Москве он встретил радушный прием. Летом 1992 г. здесь открылся Российский филиал «АУМ Синрикё». Затем, в 1994 г., в России было образовано Московское религиозное объединение «Учение истины АУМ». Центры «АУМ» появились в каждом районе столицы. Раз в неделю в лучшее время Асахара вещал по радиостанции «Маяк» и по телеканалу «2X2», регулярно арендовал на двое-трое суток спорткомплекс «Олимпийский» и даже имел охрану, набранную из бывших сотрудников КГБ.

Результат не заставил себя ждать: членами «АУМ» в России стали около 35 тысяч человек. Из этих «баранов» Секо Асахара стал исправно выколачивать рубли, заставляя сектантов платить за все: от каждой книжицы до кассеты с записями «гуру». Но разве хватило бы жалких рублей на такой размах «АУМ», включающий даже симфонический оркестр, где играли весьма уважаемые люди?

Откуда же брались деньги? Существует мнение, что японец получал целевые деньги для работы именно в России. И отрабатывал он эти деньги на совесть: анкета поступающего в секту напоминала анкету поступающего в подпольную диверсионную группу. В ней требовалось указать даже группу крови, наличие водительских прав, область интересов (перечень из двадцати четырех пунктов, включая мореплавание, сельское хозяйство и металловедение) и особо: куда можно позвонить открыто, куда можно звонить, не называя себя, и куда можно звонить в случае острой необходимости.

Органы прокуратуры заинтересовались деятельностью «гуру», но их походы в «АУМ Синрикё» были бесплодны. Подручные Мацумото говорили, что деньги им жертвуют, бухгалтерии нет, сколько в Москве их последователей – они и сами не знают.

Членами «АУМ», как и других тоталитарных сект, в России стали в основном молодые люди , которым новые, богатые-времена не оставили высоких идей и бескорыстных стремлений. Прислушайтесь к словам их родителей:

«Мой сын за два месяца превратился в морально и физически ослабленного человека. Ходячий робот, взгляд в одну точку, лицо одутловатое, шарахается от людей..Работает в секте сутками и все бесплатно. Совсем отрекся от людей».

«Мой сын вступил в секту „АУМ“ и перестал посещать школу, перешел на двухразовое питание, слушает только кассеты с записями „гуру“…»

«Моя дочь посещала занятия „АУМ“ с целью самосовершенствования, как было написано в проспектах этой организации, в течение двух суток присутствовала на групповых занятиях. До этого у нес не замечалось никаких отклонений в психике. Теперь она направлена на лечение в психиатрическую больницу»…

Тем временем в Японии был создан научный центр «АУМ», специалисты которого, по официальной версии, проводили многочисленные исследования и научно обосновывали уникальные способности, появляющиеся у людей в результате занятий духовной практикой. Например, Асахара утверждал, что его ученики обладают сверхъестественными способностями, такими, как возможность видеть чакры и энергетические состояния людей, чтение мыслей и др.

Как оказалось, на самом деле все было несколько иначе.

20 марта 1995 г. в столице Японии, Токио, произошла трагедия: на станциях метрополитена, прилегающих к чиновному центру города, был пущен боевой газ «зарин». Потери оказались существенными. У полиции, которая стала расследовать это дело, появилось основание утверждать, что следы ведут к секте «АУМ Синрикё». Разразился скандал. Руководство секты стало яростно отрицать свою причастность к этой акции. Однако тщательный обыск зданий и складов на принадлежащем секте участке земли в 100 километрах от Токио дал обширную пищу к размышлению.



Теракт в Токио 20 марта 1995 г. организованный последователями АУМ Синрикё

На этом участке «АУМ» был возведен небольшой химический заводик, оснащенный дорогостоящим первоклассным оборудованием, а также было складировано свыше тысячи бочек с 40 различными химическими веществами. Эти химические вещества были подобраны таким образом, что из них можно было создать или смертоносные газы, или искусственные наркотики, или взрывчатку. В образцах почвы, взятых на территории поместья, были обнаружены следы «зарина» и «ботулизма» – страшных ядов.

Следственными органами Японии было установлено, что на химическом заводике «АУМ» было налажено производство нервно-паралитических газов. При производстве таких газов следует держать «ухо востро». А на «аумовском» химзаводике, видимо, ошибались, и не раз, и трупы были. По свидетельству ряда приверженцев Асахары, на территории «поместья» по ночам происходили тайные захоронения, без ведома властей. Не жертвы ли это производства «зарина»? А возможно, его испытывали на людях? Недостатка в «бревнах» (так называли людей в печально известном «Отряде 731») не было – в центре «АУМ» проживало иногда до 900 человек…

Занималась секта и бактериологическим оружием (БО). При обыске в центре «АУМ». было обнаружено 300 томов по биохимии. Среди них книги по культивированию бактерий. Найдены были также и инкубационные установки, питательные, бульоны с бактериями, способными «вырабатывать» ботулизм, в общем, все, что требовалось для производства БО.

Специалисты в области БО уже давно пришли к выводу, что ботулизм мало подходит для широкомасштабного применения на поле боя. Однако он «прекрасен» для терроризма.

До полного «джентльменского набора» из оружия массового уничтожения в «АУМ» не хватало лишь ядерного. Самого «ядера» не обнаружили, однако следы его нашли, и весьма явственные. В результате автомобильной гонки преследования японской полиции удалось задержать одного из сектантов, а при нем – подробнейшую архисекретную документацию о сверхсложнейшем и сверхновейшем процессе обогащения урана для атомных станций и ядерных бомб. Откуда? А зачем голову ломать. Из России, к примеру, можно вывезти сейчас практически все. В телепередаче «Совершенно секретно» в марте 1995 г., например, был показан материал о купле-продаже расщепляющего материала чуть ли не в самом центре Москвы.

Зададимся вопросом: кто же стоял за Асахара, кто создал для «гуру» его «учение»? Какая цель была у руководства секты? Цель просматривается явно провокаторская – создать в Японии обстановку страха, надеясь, что это вызовет цепную реакцию и в других странах, где расположены ее центры, в том числе и в России, а сектанты должны были этому способствовать.

Семь с половиной миллионов пассажиров токийского метро – именно такое количество оно перевозит ежедневно – в течение нескольких месяцев находились в постоянном страхе повторения теракта 20 марта. Этот страх усилился в связи с призывами метроначальства обращать внимание на «подозрительные предметы», которые забывают рассеянные пассажиры. Полуслепой Асахара добился определенного эффекта: привлек к себе внимание, пусть нездоровое, не только населения Японии, но и других стран, в том числе России, чтобы люди услышали его прорицания грядущего (через пару лет) конца света из-за ядерной войны.


К концу света «гуру» готовился основательно. Для этого и создавалось оружие массового уничтожения. Сам он, разумеется, намеревался остаться в живых. Для этого он выстроил противоатомное убежище. Были у него и антидоты – лекарства от нервно-паралитических газов. А после «конца света» Асахара – властитель мира. И министры были уже подобраны – Асахара сформровал теневой кабинет из двадцати министров, в котором главенствующую роль играл «министр науки». В кабинет входили и весьма знающие ученые. Для наведения порядка Асахара намеревался создать «полицейские силы», которые должны были пройти подготовку в России. Кто же был кумиром у Асахары? Будда, Шива, Христос, Магомет? Оказывается, Адольф Гитлер, которого Асахара считает пророком !

Японская газета «Иомиури» сообщила, что имущество «АУМ» на момент происшедших событий оценивалось в 2,5 миллиарда иен, или 29 млн. долларов. Асахара (или те, кто стоял за его спиной) оказался обладателем земельных участков общей площадью 136 тыс. кв. метров, 16 зданиями в Токио и в десяти префектурах страны.

«Откуда дровишки?» А вот здесь все очень туманно: 29 миллионов – эта сумма несерьезна по сравнению с теми целями, которые вынашивал Асахара. Где-то, по всей видимости, были зарыты очень уж весомые кубышки с золотишком. Ведь секта занималась предпринимательской деятельностью, имела рестораны, магазины, нелегально производила оружие (пистолеты, ножи), а также керамику, сельхозудобрения.

Кроме того, сектанты и душой, и телом, и имуществом, и своим рабским трудом принадлежали Асахаре. Все вроде отобрал у сектантов Асахара. И тем не менее исправно продолжал стричь своих «баранов». Для этого даже имелся прейскурант: чудотворный пруд – 200-граммовая бутылочка грязной воды из ванны, где изволил искупаться Асахара, – 200 долларов; шактипат – ритуал, в основе которого лежит следующее действо: один член секты дотрагивается до лба другого, с более высоким запасом «духа», – идет «перекачка духа». Стоило это 500 долларов. Пуруша – маленькая булавка со знаком секты – тянула уже на 1000 долларов. Озарение Бардо – внутривенная инъекция неизвестного снадобья – 3 тыс. долларов. Телепатическая связь: сектант платил 10 тысяч долларов, чтобы «подключиться» к одной из волн, испускаемых мозгом самого «учителя». И, наконец, посвящение кровью – ритуал, при котором пили кровь якобы самого Асахары. За «кровопийство» следовало заплатить опять же 10 тысяч долларов.

В связи с разоблачениями деятельности секты в Японии, заволновались и в других странах. В России, например. Опять стали пенять на нерадивость спецструкгур. Мол, внешняя разведка, по-видимому, не знала о крайне правых, нацистских взглядах Асахары. А в Токио в это время стали поговаривать о том, что российские дипломаты в Южной Корее страшно засуетились, стали выспрашивать местные власти о российских предпринимателях, которые, возможно, гнали в Японию и другие соседние страны разную химию, из которой можно сотворить ОВ. Есть опасения, что Асахара закупал ее на российском «черном рынке».

На сем можно бы и закончить рассказ о скандальной секте. Только ответа на основной вопрос: «Кому это было нужно?» – до сих пор нет.

(По материалам газеты «Совершенно секретно». Терехов А. «Как убивают душу», № 9, 1994 г.; Филиппов А. «Чем кормится „нищее“ братство. №5, 1995 г.)

Секта «Аум Синрикё» стала известна на весь мир после случившегося в 1995 году ужасного теракта с распылением ядовитого газа в токийском метро. Судебные разбирательства по этому делу длились целых 20 лет и завершились казнью лидера секты.

Фактрум погрузился в таинственную и опасную атмосферу деятельности одной из самых известных сект в истории.

Тидзуо Мацумото

Основание «Аум Синрикё»

Детство Тидзуо Мацумото (именно так по-настоящему зовут основателя секты Сёко Асахару) было непростым, он жил в многодетной семье и страдал от глаукомы, частично потеряв зрение. Долгое время Тидзуо пребывал в интернате для слепых, уже там став своеобразным лидером. Поскольку он немного видел, а другие дети были полностью слепыми, то он брал с них деньги, оказывая услуги поводыря.

Не сумев поступить в медицинскую школу, Мацумото увлёкся традиционной китайской медициной и вскоре основал свою аптеку. Однако почти сразу он попал в поле зрения полиции, продавая запрещённые препараты. Именно тогда Тидзуо решил больше не продавать «заряженные энергией» препараты, а торговать самой энергией.

Долгое время Мацумото увлекался разными восточными учениями и даже вступил в необуддийскую секту, из которой спустя несколько лет он ушёл. В этой секте он почерпнул идею для создания собственной и объявил себя бодхисатвой - человеком, равным Будде, но не покинувшим этот мир, и взял псевдоним Асахара, что переводится как «дух истины».

В 1984 году Асахара основал свою церковь «Аум Синрикё», то есть «Учение истины». Вступившим в неё предстояло познать учение «Аум», прочитав все книги лидера и пробудив в себе энергию кундалини. За основу учения была принята доктрина о наступлении скорой гибели человечества, спастись от которой смогут лишь те, кто, как и Асахара, достигли просветления.

Структура и особенности секты

В самом начале «Аум Синрикё» позиционировалась как религия для элиты. Людям обещалось, что после вступления в церковь они смогут подняться по карьерной лестнице и влиять на людей так, как этого требуется им. Разумеется, доверчивые и помешанные на карьере японцы не могли пройти мимо.

В скором времени количество участников секты выросло в несколько раз. Вступление стоило всего 10 долларов, но за поднятие на каждую следующую ступень нужно было вносить всё более и более крупные пожертвования. Таким образом капитал секты за короткое время стал огромным. Кроме того, в «Аум Синрикё» были собственные «министерства» культуры, науки, обороны и прочего.

Одним из основных принципов «Аум Синрикё» было и остаётся соблюдение строгой асхимы, то есть ненасилия. Кроме того, первой в списке заповедей значилась фраза «не убивай, а люби». Но что тогда подтолкнуло Сёко Асахару к планированию и осуществлению терактов?


© Kyodo / MAXPPP

Теракты в Японии

В один далеко не прекрасный момент, а именно после убийства адвоката Сакамото Асазары, решившего представлять интересы пострадавших от секты людей, Асахара ввёл новую доктрину. Согласно ей, люди с плохой кармой будут отправлены в ад, но если их карму исправит кто-то из «просвещённых», то они будут спасены. Спасать же людей предлагалось путём их убийства руками последователей секты.

Решение о первом теракте было принято Асахарой после того, как он проиграл выборы в парламент Японии. Он посчитал, что раз японцы его не выбрали, то они не достойны того, чтобы им правил самый настоящий бодхисатва. Тогда было решено распылить тоскин ботулизма, но план потерпел провал из-за некомпетентности учёных «министерства науки».

В 1994 в подпольных лабораториях секты стали разрабатывать и изготавливать ядовитый газ зарин. Он-то и был применён 20 марта 1995 в токийском метро. Несколько членов секты на разных станциях одновременно проткнули зонтиками пакеты с газом прямо в вагонах, но таких жертв, на которые рассчитывал глава секты, не получилось. Погибло «всего» 13 человек, а несколько тысяч получили отравления разной степени тяжести.

Полиция Японии быстро вычислила все подпольные лаборатории «Аум Синрикё», где изготавливался не только зарин, но и иприн, а также ЛСД и другие наркотические вещества. Сам Сёко Асахара был задержан лишь месяц спустя. Судебные разбирательства по его обвинениям длились 20 лет, и лишь в июле 2018 года Сёко Асахара был казнён через повешение.

«Аум Синрикё» сегодня

Сегодня деятельность секты Асахары официально запрещена во многих странах, в том числе и в России, где численность её последователей на 2016 год составляла примерно 30 000. Однако секта не прекратила свою деятельность. Пересмотрев ряд доктрин и отказавшись от некоторых учений, секта стала называться «Алеф». Некоторая часть членов «Аум Синрикё» продолжает деятельность в «Хикари-но Ва» - организации, созданной бывшим руководителем российского отделения «Аум Синрикё» в России. В ней сохраняются некоторые положения «Аум Синрикё», но участники отказались от поклонения Асахаре.

Loading...Loading...