Василий Великий. Житие

Святитель Василий Великий. Жизнеописание

Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев - Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский . Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).

По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте. В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти. Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.

Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности». Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года. Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

————————
Библиотека Русской веры
Житие и чудеса иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Великие Минеи Четьи →

Почитание святителя Василия Великого

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:

Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.

За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли - святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января - ст. ст.) - в Соборе трех святителей.

Тропарь и кондак святителю Василию Великому

Тропарь, глас 1:

Во всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе твоE, ћко пріє1мши сл0во твоE, и4мъ же бGолёпнw научи1лъ є3си2, и3 є3стество2 сyщихъ ўzсни1лъ є3си2. чlческіz nбhчаи ўкраси1лъ є3си2. цrкое сщ7eніе, џ§е препод0бне васи1ліе, моли2 хrтA бGа спасти1сz дш7sмъ нaшимъ.

Кондак, глас 4:

Kви1сz ст0лпъ неподви1жимыи цRкви, подаS всём некрaдомое богaтьство земнhмъ, запечатлёz твои1ми ўчeньми, небоzвлeнне васи1ліе препод0бне.

Святитель Василий Великий. Иконы

Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.

В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).

В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).

В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.


Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого

Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах. Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.

Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.

Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.

В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.

Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого

Во имя святителя Василия Великого освящен Пермского края. Старообрядческая церковь была сооружена в начале 1990-х попечением семьи Кречетовых, освящена в 1995 г., колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, исключая колокольню, сгорел, построен заново.

В с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. был построен . В настоящее время церковь заброшена.

В 1854 году на юго-востоке Румынии в с. Сарикёй была сооружена .

Скульптурные изображения святителя Василия Великого

Скульптурная композиция святителя Василия с житием установлена в начале 2011 года в Киеве.

Скульптура святителя Василия установлена в одной из церквей в Праге.

Народные традиции праздника Обрезание Господне и памяти святителя Василия Великого

Канун праздника Обрезания Господня в народе называли Васильевым вечером . У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи». В этот вечер доставали из кладовых самое лучшее. Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи свиней, чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка ». Главным блюдом являлся зажаренный целиком поросенок, а также фаршированная свиная голова, холодные и горячие блюда из свинины, пироги и блины. Обязательно подавали и кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий! »

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), святитель, архиепископ г. Кесария (Малая Азия), церковный писатель и богослов.

Родился в благочестивой христианской семье в Каппадокийском городе Кесарии, около 330 года, в царствование императора Константина Великого.

Отец его был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, пять из которых причислены к лику святых: сам Василий, его старшая сестра – прп. Макрина, брат Григорий, еп. Нисский, брат Петр, еп. Севастии Армянской, и младшая сестра блж. Феозва, диаконисса. К лику святых причтена также и их мать прав. Емилия.

На 26-м году жизни он отправился в Афины, чтобы заниматься в тамошних школах разными науками. В Афинах Василий подружился с другим славным святителем – Григорием Богословом, также обучавшимся в то время в афинских школах.

Василий и Григорий, будучи похожи друг на друга по своему благонравию, кротости и целомудрию, так любили друг друга, как будто у них была одна душа, – и эту взаимную любовь они сохранили впоследствии навсегда. Василий настолько увлечен был науками, что часто даже забывал сидя за книгами, о необходимости принимать пищу. В Константинополе и Афинах Василий учился риторике, философии, астрономии, математике, физике и медицине. Почувствовав призвание к духовной жизни, он отправился в Египет, Сирию и Палестину. Там он изучал творения св. отцов, упражнялся в аскетических подвигах, посещал знаменитых отшельников. Вернувшись на родину, он стал пресвитером, а затем и епископом. Св. Василий выступил в защиту православной веры. Как архипастырь, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным; основал два монастыря, богадельню, гостиницу, странноприимный дом. Сам вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли – святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа.

греч. Μέγας Βασίλειος

известный также как Василий Кесарийский , - святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов, один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом; ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого; автор пятой и шестой молитв утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами), многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот); убеждённый поборник киновии

ок. 330 - 379 от Р. Х.

Краткая биография

Родиной Василия Великого – одного из отцов христианской церкви, святителя, Вселенского учителя, архиепископа, знаменитого богослова, была Кесария Каппадокийская, поэтому его еще называют Василием Кесарийским. Появился на свет приблизительно в 330 г. Оба родителя принадлежали к знатным и очень состоятельным родам, но семейство его славилось не только этим, но и выдающимися способностями, ревностным отношением к христианству. Примечательно, что из десяти родившихся в этой семье детей половина была причислена к лику святых вместе со своей матерью прав. Емилией.

Образование Василий получил превосходное: сначала на родине, потом 18-летним юношей он приехал в Константинополь, где изучал различные науки: физику, астрономию, медицину, философию, риторику, математику. Известно, что он был слушателем лекций известного софиста Ливания. Его познания в философии и других областях значительно углубились после пребывания в течение нескольких лет в Афинах.

Некоторое время после возвращения на родину, в Кесарию, Василий занимался делами сугубо светского характера, однако под влиянием сестры Макрины его интерес к духовной жизни все более возрастал, превращаясь в осознание призвания. Его образ жизни стал более аскетичным; вместе с группой единомышленников он уехал на семейные земли в Понте, подальше от города с его суетой и соблазнами. После принятия крещения его посвятили в чтецы. Есть в его биографии и такой факт, как путешествие в Египет через Палестину и Сирию, в которое он отправился в 357 г. Там он ездил по монастырям, наносил визиты известным отшельникам, активно штудировал труды святых отцов, совершал аскетические подвиги.

Вернувшись на родину, Василий основал в Понтийской области ряд монастырей, для которых он собственноручно написал устав. Его рукоположили в пресвитеры, позднее он стал епископом, а 370 г. его избрали архиепископом Кесарии.

Деятельностью на поприще служения богу он снискал себе всеобщее уважение и славу (в том числе иудеев и язычников), авторитет его был поистине велик. Он строго следил за тем, чтобы каноны не нарушались, чтобы в церквях царила дисциплина. Им были основаны не только два монастыря, но и гостиница, странноприимный дом, богадельня; все живущие в нужде, гонимые, угнетенные всегда могли рассчитывать на его поддержку - активная благотворительная деятельность Василия Кесарийского была неотъемлемой чертой его служения богу и людям. Образ жизни его был очень строгим, аскетичным, а сила молитвы - великой. Обладая сверхъестественной прозорливостью, Василий Великий мог отмаливать даже самые тяжелые грехи и давать надежду отчаявшимся грешникам; стяжал он и дар сотворения чудес.

Сложно переоценить его вклад в создание духовной, богословской литературы. Его богатое наследие включает в себя книги в защиту православной веры (например, критика арианского учения «Против Евномия»), толкования, аскетические трактаты, проповеди, правила, письма. Написанные им «Девять бесед на шестоднев» о принципах христианской космогонии пользовались у современных ему богословов и философов большой популярностью. Внесенная им лепта в святоотеческую литературу не потеряла актуальности до сих пор. И по сей день в церквях служится т.н. литургия Василия Великого, создание которой (равно как и изобретение иконостаса) приписывается именно этому знаменитому богослову.

Жизнь одного из отцов церкви было яркой, насыщенной, но недолгой. Будучи сорокалетним мужчиной, в письмах он говорил о себе как о старике. Суровый аскетический образ жизни нанес его здоровью серьезный ущерб, и сердце знаменитого богослова остановилось 1 января 378 г., а вскоре его имя пополнило сонм православных святых.

Биография из Википедии

Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), - святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом . Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами), многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

Жизнеописание

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев - Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Мать Василия - преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий - в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия - не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) - Собор трёх святителей.

Сочинения

  • Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
  • Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию»;
  • Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
  • Письма: ок. 365 писем к различным лицам;
  • Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.


Василий Великий - вселенский святитель и учитель. Именовать святого «Великим» стали за его неутомимую и огромную работу во благо Православной Церкви. В борьбе за чистоту веры, житие святого Василия Великого воссоединило в себе воедино философию, богословие и монашеское подвижничество .

Житие святителя Василия

Василий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители слыли знатными людьми, ревнителями христианства, Его предки (дед и бабушка) пострадали за веру во времена язычника Диоклетиана, а родной дядя служил в чине епископа . Отец мальчика был законоведом, он мечтал, чтобы наследник пошел по его стопам.

Под руководством родителей и высокообразованной бабки Макрины, парень получил первые знания. А после он отправился в Константинополь и Афины, где получил блестящее образование. Юноша в совершенстве изучил множество наук.

В это же время в Афинах также проходил обучение Григорий Богослов. Молодые люди подружились и их духовная близость протекла через всю жизнь.

Преподобный Василий Великий

Начало служения

В 357 году Василий возвратился в Кесарию и стал преподавать риторику. Но он мечтал о духовной жизни, и бросив учительство, он отправился в путешествие по странам, в коих процветало подвижничество.

В Египте святой изучал богословские науки у архимандрита Порфирия, здесь же он обучался подвигу постничества, посещал подвижников православия. Затем он отправился в Иерусалим на поклонение святым местам земной жизни Иисуса Христа, посетил Антиохию, там и был посвящен в сан диакона.

В Кесарии, ведя строгую монашескую жизнь, Василий был возведен в пресвитерский ранг . Находясь в высоком чине, он так же заботился о нуждах вверенной ему паствы, ревностно проповедовал, чем заслужил любовь и уважение христиан.

Но один из епископов по имени Евсевий стал из-за зависти высказывать свое недовольство Василию. На что тот, дабы избежать возникновения смуты, отправился в Понтийскую пустыню. Он проживал рядом с монастырем, который основала его мать и старшая сестра.

Важно! Здесь же вместе с любимым другом Григорием они составили иноческие правила и уставы, которые вскоре были приняты православными обителями.

Дар Всевышнего

Вскоре Собор епископов избрал Василия на Кесарийскую кафедру, где тот явил себя яростным и ревностным защитником христианского вероисповедания. Он составил книги о Божестве Святого Духа и его единении с Сыном и Отцом в Святой Троице.

Труды и подвиги Василия стяжали дня него у Всевышнего дар чудотворений и прозорливости. Однажды святой получил откровение с Небес о смерти Юлиана Отступника, императора, который всеми силами пытался утвердить язычество и поклонение несуществующим божкам .

Он умер от удара копьем на Персидской войне.

Император Валент отдал здание православной церкви в Никее людям - приверженцам арианской ереси. Василий предложил ему прибегнуть к Божиему судилищу: храм перешел бы той стороне, по чьей мольбе отворятся ее запечатанные двери.

Ариане молились круглосуточно 3 дня. Но их попытки оказались тщетны. Но когда к храму приблизился Василий со священниками и прихожанами, двери открылись после первой же молитвы подвижника.

Святость Василия была засвидетельствована Творцом еще при его земной жизни. Однажды, во время богослужения, к собранию прихожан присоединился один еврей. Он мечтал изучить состав Святых Таин. Обманув верующих, он прикинулся православным и увидел, что пресвитер Василий удерживает в руках и раздробляет на мелкие частички младенца.

Например, одна знатная дама, будучи отъявленной блудницей, постыдилась вслух исповедать Василию свои грехи. Она их написала на листе бумаги и, запечатав лист в конверт, отдала клирику. Святитель целую ночь умолял Бога о спасении ее души, а на утро отдал женщине ее письмо в нераспечатанном виде.

Все грехи ее оказались изглаженными, кроме одного. Святитель посоветовал ей отправиться в пустыню к Ефрему Сирину . Но тот, при всем уважении к Василию, отправил блудницу обратно, указав, что только Василий Великий силой своей молитвы способен испросить на Небесах полное прощения для нее.

По возвращении в Кесарию дама встретила похоронную процессию с гробом Василия Великого. Бывшая грешница в слезах бросилась на землю и бросила на гроб Василия свой «список грехов». Один из клириков, сопровождающих шествие, не понял сути происходящего и взял «послание», дабы выяснить ситуацию и помочь женщине. Развернув его, он узрел лишь чистый лист.

Тем самым святой Василий искупил последний ее грех посмертно.

Святые мощи

Среди верующего православного люда Василий Великий почитается наравне с Николаем Чудотворцем .

По кончине святителя, его тело было погребено в гробнице, рядом с останками предшественников по Кесарийской кафедре. Его гробница стала местом поклонения как христиан, так и мусульман , почитавших его как шейха.

Важно! В честь его имени было освящено множество храмов и часовен в Каппадокии.

Честная глава святителя Василия покоится на горе Афон в Великой Лавре. Его епитрахиль хранится в обители святого Василия в Константинополе. Рука подвижника хранится в церкви святого Георгия Греческого в Венеции, а часть его руки положена в Греции в Большом Метеорском монастыре.

Десница (правая рука) покоится в Иерусалиме в алтаре церкви Воскресения Христова.

Десница Василия Великого

Помощь святителя

Молитва святому Василию защищает людей от гонений вражиих и искушений. Он спасает от сомнений и страхов, пособствует обретению внутреннего душевного равновесия.

  • помогает исцелиться от недугов, порой даже от неизлечимых;
  • помогает изучению различных наук;
  • способствует преодолению трудностей в усвоении знаний;
  • служит опорой в молитве для тех, кто строит новый дом;
  • благоволит открытию нового дела, предприятия;
  • покровительствует земледельцам;
  • дарует щедрые урожаи;
  • придает силы в тяжелой работе.

Еще молитвы в разных жизненных обстоятельствах:

Святитель помогает всем и в любой жизненной ситуации, где требуется его святая помощь.

Молитва Василию Великому

14 января — день памяти учителя Церкви святителя Василия Великого.
В этот же день, 14 января: Великий Церковный Праздник — .
12 февраля — Собор Вселенских учителей: святитель Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ

Святой учитель Василий Великий , в первую очередь, оказывает помощь в просьбах об избавлении от страхов и укреплении веры, он помогает избавиться от гонений или несправедливого отношения от начальства.
Милосердие и благотворительность Василия Великого до сих пор помогают людям в исцелении от болезней. Святого можно просить о помощи в учебе, в научных исследованиях – святитель сам был очень образованным человеком и изучил множество наук.
Отличный оратор, Василий Великий обладал даром убеждать людей, поэтому он покровительствует тем людям, кто связан с просвещением.
Также вселенский учитель Василий Великий может помочь в обретении жилья или улучшение жилищных условий, о даровании хорошего урожая и во многих других областях.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Родился Василий около 330 года (во время правления Константина Великого) в Кесарии, административном центре Каппадокии. Его семья была знатного рода, все дети воспитывались в сильном почитании христианской веры. Итогом такого воспитания явился то, что пять (из десяти) детей были причислены к лику святых.

Василий получил на своей родине в Кесарии хорошее образование, потом продолжил обучение в Константинополе, затем он поехал в Афины, где судьба свела Василия с другим очень мудрым человеком – Григорием Богословом. Оба Вселенских учителя были похожи друг на друга смиренномудрием, кротостью и благонравием, они так и остались друзьями до конца своих дней.

Святой Василий очень кропотливо изучал все науки, до нас дошли отзывы его современников: «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

Веррнувшись из Афин, Василий сначала стал заниматься, по предложению отца, риторикой и законоведением, но вскоре решил, что его путь на земле – служение Богу и решил покреститься.

Святое Крещение Василий принял только в возрасте около 25 лет – в те времена это было очень важное событие в жизни человека, иногда случалось, что люди откладывали это чуть ли не до самой своей смерти.
Чтобы совершенствовать свою христианскую веру, новообращенный Василий решил предаться аскетизму и отправился в Египет, где было очень развито монашеское подвижничество. Тут он также надеялся найти «руководителя к познанию истины». Два года Василий провел вдали от родины. Он побывал в Египте, Сирии, Палестине, Месопотамии, где познакомился с некоторыми знаменитыми подвижниками тех времен, изучал их труды и сам предавался христианским подвигам.

После возвращения в Каппадокию, святой Василий раздал имущество бедным. Вместе со своим другом Григорием Богословом и еще несколькими иноками, они создали христианскую общину, где вместе молились, работали и изучали труды святых отцов. Их жизнь была нелегкой, они питались тем, что выращивали, всю тяжелую работу делали сами своими руками. При этом святые Василий и Григорий тщательно изучали Священное Писание и толкование к нему. Тогда же Василий составил христианский сборник правил нравственной жизни, который взяли за основу многие мужские и женские монастыри.

В те годы большую опасность приобрело учение Ария, который опровергал единство Бога Отца, Сына и Святого Духа, он утверждал, что Бог-Отец занимает главенствующее положение, а Бог-Сын и Святой Дух подчиняются Отцу, что в приципе было гораздо понятнее обычным людям.

Отец Григория Богослова, который служил епископом в Назианзе, был уже старым человеком и физически не имел сил бороться с еретиками, поэтому он вызвал своего сына к себе в помощь. Так святитель Григорий вынужден был оставить друга, а после его ухода святой Василий вернулся в Кесарию, где был рукоположен в диаконы, а в 364 году стал пресвитером.
Новые заботы были по душе святому Василию, он с увлечением занимался попечениями об иноках и проповедовал слово Божье. Своими трудами он снискал себе такое уважение среди людей, какого не было даже у самого епископа Кесарийского Евсевия. До самой смерти Евсевия (370 г.) Василий фактически управлял кесарийской церковью, хотя по иерархии он был вторым.

Святитель Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия. В это время Василий Великий составил чин литургии, беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил, а также написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности».
В 370 году, после смерти Евсевия, святой Василий был избран архиепископом Кесарии Каппадокийской, святитель занимается благотворительностью, заступается за невинных и гонимых людей, люди очень полюбили своего пастыря за честность и милосердие.
В эти годы им была написана книга о Святом Духе, в которой сказано о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Василий Великий разъяснял и поддерживал православных в борьбе с арианством, сохранилось множество писем к разным епископам, священникам и простым людям.

Пришедший к власти император Валент был сторонником арианства. Он очень негативно относился к архиепископу Василию и даже угрожал ему, на что получил от святителя ответ:

«Все это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

После такого твердого ответа император скрыто посетил храм, где служил святой Василий, послушал его проповедь и признал его ум и твердость в вере. После этого нападки на святителя Василия прекратились, хотя император и не принял общения с Василием.

С юности преследовавшие болезни святого, неустанное подвижничество, скорби пастырского служения подорвали силы Василия. 1 января (14 января по новому стилю) 379 года окончилась земная жизнь святителя и Вселенского учителя Василия Великого. Всего два года он не дожил до Второго Вселенского собора (381 г.) в Константинополе, где были приняты его богословские идеи.

Заслуги святого Василия проявились не только в решении арианского кризиса и «успокоения» Церкви. Он также приложил много сил к упорядочиванию монашества. Личный опыт Василия говорил ему, что увлекшись монашеством, можно даже “сгореть”, оторвать себя от Церкви чрезмерным рвением. Будучи уже епископом, святитель опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Стараниями Василия в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы первого, третьего, шестого и девятого часов.

Святитель Григорий Богослов писал про своего друга Василия Великого так:

«Он был опора веры, правило истины, образец в Церкви, обитель Духа, муж, превзошедший меру и жизни человеческой, и добродетелей, муж многообъемлющий, великий и святой; душа его была Божественна, он был мужественный подвижник истины, который не иным чем дышал, как благочестивым и спасительным для всего мира учением; для всех был он образцом веры и добродетели, слово его было высокомудренно, глубоко и совершенно».

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — ВИДЕОФИЛЬМ ПРО СВЯТИТЕЛЕЙ ВСЕЛЕНСКИХ

Loading...Loading...