10 декабря церковный праздник знамение. Церковный Православный праздник декабря

* Великомученика Иакова Персянина (421). * Преподобного Палладия Александрийского (VI-VII). *** Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой "Знамение" (Новгородская, 1170). * Святителя Иакова, епископа Ростовского (1392). * Благоверного князя Новгородского Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского чудотворца (обретение мощей, 1192). Преподобного Феодосия Терновского (1363).
Преподобных Нафанаила, отшельника Нитрийского (ок. 375); Пинуфрия, настоятеля обители близ Панефиса в Египте (IV). Преподобномучеников 17-ти отцов монахов, сожженных в Индии Авениром (IV). Преподобного Романа чудотворца, близ Антиохии (V). Священномучеников Николая (Добронравова), архиепископа Владимирского, Василия (Соколова), Бориса (Ивановского), Феодора (Дорофеева), Николая (Андреева), Алексия (Сперанского) пресвитеров; преподобномучеников Кронида (Любимова), архимандрита Радонежского, Иоасафа (Боева) и Николая (Салтыкова) иеромонахов, Московских (1937). Священномучеников Иоанна (Глазкова) пресвитера Алма-Атинского; Сергия (Бредникова) пресвитера, Аполлоса (Федосеева) иеромонаха; преподобномученика Алексия (Гаврина), мученика Иоанна (Емельянова) (1937). Икон Божией Матери, именуемых "Знамение": Курской-Коренной (1295); Вологодской (1571); Абалацкой (1637); Царскосельской (XVII); Серафимо-Понетаевской (1879); Московской; Владимирской; Златоустовской; Соловецкой.

Православные Святые угодники.

Великомученик Иаков Персиянин

Великомученик Иаков Персиянин жил в IV в. и происходил из знатной семьи персидского города Бетланеты. Родители его были христианами и воспитывали сына в христианском благочестии. Св. Иаков служил высоким сановником при персидском дворе, и царь Издегер очень любил его. Случилось, что из угождения царю-идолопоклоннику он оставил христианскую веру и вместе с ним стал служить идолам. Когда узнали об этом благочестивые его родители и жена, то сильно огорчились и написали ему письмо, в котором укоряли, что он угождает царю, который сегодня жив, а завтра умер, грозили наказанием Божиим за отступление от Христа и говорили, что он теперь не родственник им, и они ему чужие. Письмо это как гром поразило Иакова, и он раскаялся. Придворные скоро заметили перемену в нем и донесли царю Варарану, сыну умершего Издегера. «Так-то ты платишь за благодеяния отца моего и мои собственные?! Если ты не переменишься, то знай, что я предам тебя лютейшей казни», - сказал Вараран Иакову. «Я не боюсь смерти, она как сон. Как пробуждаются люди ото сна, так восстанут и от смерти в День Пришествия Христова. От смерти приходят в ужас лишь те, которые не чтут Бога». Тогда царь собрал вельмож и спросил, какой смертью казнить Иакова? Один из них сказал, что надо растянуть его и отрубить у него сперва пальцы на руках и ногах, один за другим, а потом самые руки и ноги, далее плечи и колени и, наконец, голову. Так и было сделано. Христиане, узнав о такой жестокой казни Иакова, все остались у себя в домах и молили Господа о помощи ему в перенесении казни. И сам он попросил позволения помолиться перед казнью. Казнь началась, и святой мученик мужественно терпел жесточайшие страдания и, после отсечения каждого члена, произносил или краткую молитву или поучение и утешение себе. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое, Господи. Аминь», - сказал, наконец, Иаков перед отсечением главы (ср. Пс. 141:7). Христиане собрали члены и кровь мученика и погребли. Части мощей св. Иакова есть на Афоне и в Почаевской лавре. Глава хранится в Италии, в Ватиканской базилике.

Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой "Знамение"

Празднование иконе Знамения Пресвятой Богородицы установлено в Новгороде в 1170 г. Великий князь Андрей Юрьевич пошел войной против новгородцев. Собрав огромное войско, подступил к Новгороду. Новгородцы со своим архипастырем Иоанном (в иночестве Илией) обратились с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице. Ночью во время молитвы архиепископ услышал голос от иконы: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа на Ильинской улице; возьми оттуда икону Пресвятой Богородицы и вознеси на городские стены. Тогда увидишь спасение городу». Он отправил за иконой протодиакона, а сам начал совершать молебное пение; но посланные никак не могли сдвинуть икону с места. Тогда отправился за ней сам Иоанн, и когда пели молебен, то икона сама двинулась. Архиепископ принял на руки икону и вознес на городскую стену. Тут, во время нападения врагов, икона вдруг отвратила свой лик от нападающих и обратила его, в знамение своей милости, к городу, и в это время заметны были на лике ее слезы из очей Богородицы. Тогда тьма облегла полки
неприятелей, и они обратились в бегство. Новгородцам оставалось только преследовать врагов. Это было 27 ноября. После того икона получила название Знамение, то есть чудо, Пресвятой Богородицы, и установлено было празднование. В 1566 г. по молитве перед этой иконой был остановлен ужасный пожар в Новгороде, а в 1611 г, шведы, производя грабеж в этом городе, хотели войти в церковь Знамения, чтобы разграбить; но лишь вступили на порог храма, как невидимой силой были отброшены назад. На иконе Богоматерь с распростертыми к небу руками и с Младенцем Иисусом, сидящем на лоне Ее без всякой поддержки. Правой рукой Он благословляет мир, а левой держит свиток - знак Своего спасительного закона.
Замечательна икона Знамения, находящаяся в Царском Селе, в придворной церкви, и прекрасным древним письмом, и многими чудесами. Икона принесена в дар царю Алексею Михайловичу патриархом Константинопольским Афанасием и с того времени сделалась особенно чтимой в царском роде. Петр Великий благословил ею дочь свою Елисавету, как наследницу престола после Екатерины I. Императрица Екатерина II любила молиться перед нею. В 1820 г., по молитве перед сей иконой императора Александра I, а в 1863 г. - Александра II, остановлен был пожар во дворце. В 1831 и 1848 гг. молитва перед нею спасла от холеры Царское Село.

Святитель Иаков, епископ Ростовский

Святитель Иаков, епископ Ростовский, жил в XIV в. Когда он находился еще во чреве матери, то было видение, что Бог предназначил его к высокому служению. В молодых летах поступил он в монастырь и скоро сделался иеромонахом, а затем и епископом. Всего б лет св. Иаков правил епархией, но и за это время явил себя ревностнейшим пастырем, сильным обличителем появившихся в его епархии еретиков-икоиоборцев и сердобольным отцом вдов и сирот, бедных и обиженных. Святой Иаков был в высшей степени снисходителен в отношении к грешникам. Однажды князь и бояре ростовские осудили преступную женщину на смертную казнь. Св. Иаков всту-пился за нее и назначил ей только покаяние. Князь и бояре оскорбились таким, по их мнению, слабым распоряжением владыки и изгнали его из Ростова. Святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою мантию и, встав на нее, пошшл в ней как в лодке. Ростовцы пожалели святителя и умоляли его возвратиться. Но он поставил себе хижину на берегу озера близ церкви, построенной св. Леонтием, и стал подвизаться здесь. Впоследствии на этом месте был устроен монастырь - Иаковлевский, по имени основателя. Здесь и был погребен святитель. Тут хранятся и святые мощи его. Святитель скончался в 1392 г.

Оранта (от лат. orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы-Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период, так в церкви Неа в Константинополе, сооруженной при Василии I в период с 867 по 886 г. было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена». В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. - с нами Бог - одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование - «Знамение». Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия. Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

. Горячая пища без растительного масла

Иконы Божией Матери, именуемой Знамение.

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение" , изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. .
Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.


Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 г.
Вмч. Иакова Персиянина
(421).
Прп. Палладия Солунского
(VI-VII).
Свт. Иакова, еп. Ростовского
(1392).
Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца
(1192).
Блж. Андрея Симбирского
(1841).
Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна
(1937).
Прмчч. 17-ти монахов в Индии
(IV).
Прп. Романа Киликийского чудотворца
(V).
Икон Божией Матери Знамение: Курской
(1295), Абалацкой (1637), Царскосельской и Серафимо-Понетаевской (1879), Верхнетагильской (1753) и именуемой "Корчемная" (XVIII).
Прп. Пинуфрия Египетского.
Прп. Нафанаила Нитрийского.
Прп. Диодора Юрьевского с Георгиевского холма
(Соловки).
Св. Максима Ризского
(460).
Прп. Феодосия Терновского
(1363).
Св. Виргила, еп. Зальцбургского
(748).
Св. Конгара еп. Сомерсетского.
Св. Фергуса еп. Гламисского.

В церковном календаре десятое ноября - это дата почтения памяти святой великомученицы Параскевы. В народе ее прозвали Льняницей, так как в этот день женщины хвастались своим льном.

Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетический образ жизни. Все свои богатства Параскева тратила на нужды бедных: одежду, пропитание. Она была очень красивой девушкой, но на все ухаживания молодых людей отвечала отказом, посвящая себя только Господу Богу. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, святую Параскеву схватили, подвергли жестоким мучениям и обезглавили. Прозвище Пятница - перевод имени Параскева (родители назвали дочь так, потому что почитали пятницу - день крестных страданий Господних).

Православный календарь на ноябрь 2018: Аврамий Овчар и Анастасия Овечница

Православная церковь в этот день чтит память преподобной мученицы Анастасии Римляныни и преподобного Аврамия затворника. Святую Анастасию на Руси прозвали Овечницей, так как считали её заступницей овец, а святого Аврамия - Овчаром или покровителем овчаров.

Святая Анастасия жила в 3 веке в Риме. Она родилась в знатной семье, но рано осиротела и воспитывалась в женской христианской общине под наставничеством старицы Софии. В 20 лет перед градоначальником Провом она открыто призналась в христианстве и отвергла требование поклониться языческим богам. Пров выставил девушку обнаженной перед народом. В ответ Анастасия начала обличать градоначальника в грехах. За это он приказал подвергнуть ее пыткам и казнить.

Преподобный Аврамий Ростовский жил в 11 веке на Руси. Согласно преданию, он поставил себе хижину на озере Неро, где местные племена поклонялись каменному идолу бога Велеса. Однажды преподобному явился апостол Иоанн Богослов, который дал ему жезл, увенчанный крестом. Жезлом Аврамий сокрушил идола и воздвиг на этом месте храм во имя Иоанна Богослова. Впоследствии святой обратил в христианство многих язычников.

Неделя 24-я по Пятидесятнице, поста нет. Установлены следующие памятные даты:

День памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни;
.День памяти преподобного Авраамия Затворника, пресвитера и блаженной Марии, племянницы его;
.День памяти преподобного Авраамия Ростовского, архимандрита;
.День памяти мучеников Клавдия, Астерия, Неона и мученицы Феониллы;
.День памяти преподобной Анны (Евфимиана);
.День памяти священномученика Николая Пробатова, пресвитераи с ним мучеников Агломазовских Космы, Виктора Краснова, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии;
.День памяти священномученика Иоанна Рудинского, пресвитера;
.День памяти священномученика Евгения Ивашко, пресвитера;
.День памяти мученицы Анастасии Лебедевой;
.День памяти священномученика Леонида Муравьева, пресвитера.

Православный календарь на ноябрь 2018: Народный праздник «Зиновий и Зиновия» отмечается 12 ноября

В православной церкви это дата почтения памяти священномученика Зиновия, епископа Егейского, и его сестры - мученицы Зиновии. Другие названия праздника: «Синицын день», «Синичкин день», «3иновий», «День Зиновия».

Зиновий и Зиновия проживали в третьем веке в Каппадокии и были христианами. Когда начались гонения на последователей Христа, Зиновий был вызван на допрос. Угрозы и пытки не помогли язычникам сломить его веру, и он не отрекся от нее. Вскоре Зиновия узнала, что ее брат страдает от тяжелых мук и поспешила к нему. Явившись к правителю, она сказала, что также является христианкой и разделит с братом его мучения. После тщетных попыток убедить их отречься от Господа Бога и принести жертву языческим идолам Зиновий и Зиновия были казнены.

Седмица 25-я по Пятидесятнице, поста нет. Установлены следующие памятные даты:

День памяти священномученика Зиновия Егейского (Киликийского), епископа, и сестры его мученицы Зиновии;
.День памяти апостолов от 70-ти Тертия (Терентия), Марка, Варсавы (Иуста) и Артемы;
.День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского;
.День памяти мученицы Евтропии Александрийской;
.День памяти преподобномученицы Анастасии Солунской;
.День памяти святых Стефана Милютина, короля Сербского, брата его Драгутина, и матери их Елены;
.День памяти священномученика Александра Адрианова, пресвитера;
.День памяти священномученика Матфея Казарина, протодиакона;
.Обре́тение мощей священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского;
.Озерянской; Численской - икон Божией Матери.

Православный календарь на ноябрь 2018: церковные праздники с 1 по 30 ноября

3 ноября - Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших. Сшмч. Павлина, архиеп. Могилевского
.4 ноября - Празднование Казанской иконе Божией Матери
.5 ноября - Апостола Иакова, брата Господня. Прп. Елисея Лавришевского.
.6 ноября - Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
.7 ноября - Прав. Тавифы
.8 ноября - Вмч. Димитрия Солунского
.9 ноября - Прп. Нестора Летописца
.10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского. Свт. Димитрия, митр. Ростовского.
.11 ноября - Прмц. Анастасии Римляныни
.12 ноября - Озернянской иконы Божией Матери
.13 ноября - Мч. Епимаха Александрийского
.14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их
.15 ноября - Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери
.16 ноября - День памяти святой княжны Анны Всеволодовны
.17 ноября - Прп. Иоанникия Великого
.18 ноября - День памяти святителя Иона, архиепископа Новгородского
.19 ноября - Святитель Павел, архиепископ Константинопольский
.20 ноября - Иконы Божией Матери «Взыграние»

Церковные посты в ноябре 2018 года

Многодневный пост в ноябре 2018 - Рождественский пост. В 2018 году этот пост начнётся 28 ноября и будет продолжаться до 6 января 2019 года. Называют Рождественский Пост четырехдесятницей или Филиппов Пост. Заговенье на Рождественский Пост совпадает с праздником, посвященным Святому апостолу Филиппу, отсюда еще одно название православного многодневного Поста.

Однодневные посты в ноябре 2018. Однодневные Посты в ноябре выпадают на: 2 ноября, 7 ноября, 9 ноября, 14 ноября, 16 ноября, 21 ноября, 23 ноября.

В дни Однодневных Постов православные христиане отказываются от пищи животного происхождения, питаются постными блюдами - свежими, квашеными овощами, постными блинами без яиц, разрешается диетические кушанья - овсяноблин, блинчики на воде без молока, пресные каши из гречки.

Рождественский пост 2018/2019

Особо обращают внимание на даты в церковном календаре священнослужители, ведь в ноябре практически каждый день является днем памяти какой-нибудь выдающейся личности, которая при жизни была искренне верующей и пострадала за свои убеждения. Все эти дни расписаны в церковном календаре, поэтому при желании любой может с ними ознакомиться. В честь каждой святой личности читаются соответствующие молитвы, зажигаются свечи.

Этот месяц знаменателен еще и тем, что в его конце начинается Рождественский пост. Его начало имеет фиксированную дату и приходится на 28 число. Начиная с этой даты необходимо соблюдать и придерживаться некоторых ограничений. Продлятся подобные ограничения вплоть до 6 января, а уже 7 числа празднуется великое событие для всех верующих –Рождество Христово.

В честь этого праздника и установлен Рождественский пост. Те православные, кто по настоящему верит в Бога, своим ограничением демонстрируют свое уважение к Господу. В основе православия лежит неизменный принцип: к важному церковному событию подходить только после процедуры очищения не только физической, но и духовной. Очиститься от грехов и лишиться всякого рода греховных помыслов помогут необходимые ограничения, лежащие в основе любого поста. В этом смысле Рождественский не является исключением.

Следует учесть, что Рождественский пост нельзя назвать таким уж строгим, во время его существуют дни, в которые разрешается есть рыбу. Несмотря на некоторые послабления, все же общие принципы соблюдения поста придется соблюдать:

Основные правила относительно питания;
.стараться не грешить в дни поста;
.тщательным образом следить за своим поведением;
.избавиться от пагубных привычек, а также страстей, присущих человеку;
.отказаться от участия в каких-либо торжественных мероприятий.

Конечно, поможет сдерживать себя в питании молитва, обращенная к Богу. Только благодаря ей, а еще установленным ограничениям человек сможет преодолеть все препятствия и достойно встретить Рождество, будучи очищенным и подготовленным.

Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году

"Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость ".

Икона Божией Матери, именуемая "Знамение", изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец, Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери "Никопеи", VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем "Знамение", появились на Руси в ХI-ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевавший ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы безстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на таком торжестве, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения кроме Богоматери с Предвечным Младенцем изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курско-Корнная, Серафимо-Понетаевская и другие. Особенностью Курской Коренной является изображение младенца с покровенными руками.

В новгородской истории обретения иконы занимательно, как Богородица избирает поддерживаемую ей ратную сторону. Ведь полутора десятками лет прежде она являлась под Владимиром самому Андрею Боголюбскому, после чего по заказу князя была написана икона Богородица Боголюбивая. Здесь же, при Новеграде, Богородица оказалась на стороне, противной сыну Андрея Боголюбского. Если следовать линейной логике, мы вправе были ожидать Ее покровительства отпрыску князя Андрея. Ан нет!

Каков вывод? Даже если яблоко от яблоньки падает недалеко, то все равно древо и его плод - не суть одно. Святость отца не исключает сыновней греховности. Всяк проходит свой путь. Ответственность - индивидуальна. Более того, думается, что если бы и сам Андрей Боголюбский вознамерился осуществлять какое-то не угодное Богу деяние, с него было бы снято высшее покровительство. И так же, как Богородица выступила в Новгороде против его сына, выступила бы против него самого. Кто знает, быть может, насильственная смерть, которую принял князь Андрей в своем родном Боголюбове, и есть свидетельство снятия защитительного покрова?

Икону "Знамение" ежедневно в дни блокады после литургий обносил с крестным ходом вокруг Никольского собора в Ленинграде митрополит Ленинградский и Новгородский, потом, в 1944 году ставший Патриархом Всея Руси. (И дико, и странно нам сейчас слышать два имени одного города - Ленинград и Петербург... Иностранцу так и вовсе не объяснишь, отчего так, о каких таких "разных" городах идет речь, отчего Санкт-Петербург теперь является столицей Ленинградской области? Но это - наша родная история, наша общая, пусть и трагическая, песня, из которой, как сказано, слова не выкинешь. Однако нет ли в соединении этих двух, мягко скажем, противоречивых имен - Петра и Ленина - провиденциального для русской (Всемирной) истории смысла?..)

Икона Божией Матери "Знамение" Абалацкая была написана протодиаконом Тобольского кафедрального собора Матфеем в честь Софии, Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия для вновь построенного в Абалацкой обители храма Знамения Пресвятой Богородицы. Храм этот был построен в 1637 году после неоднократного чудесного явления образа Знамения Пресвятой Богородицы, с предстоящими святителем Николаем и преподобной Марией Египетской благочестивой вдове Марии. По написании храмового образа расслабленный Евфимий совершенно исцелился. Во время торжественного перенесения иконы в Абалацкий храм совершалось много исцелений. По внешнему виду Абалацкая икона сходна с Новгородской иконой Знамения, с тем лишь отличием, что на Абалацкой иконе Пресвятой Богородице предстоят святитель Николай и преподобная Мария Египетская. Известно много чудотворных списков Абалацкой иконы, благоговейно чтимых по всей Сибири.

Икона Курско-Коренной Божией Матери "Знамение" , являющаяся одной из величайших святынь Русского Православия, с 1726 года пребывала в Знаменском соборе Курска и лишь на две недели в году выносилась в Коренную пустынь. С 1806 года по Именному Высочайшему указу она пребывала в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе до 12/25 сентября, а в Знаменский монастырь Курска возвращалась на остальную часть года. Курской сия святыня была названа по месту преимущественного нахождения, а Коренною - по месту ее обретения.

Ежегодно совершаемый со святой иконой крестный ход богомольцев со всего Курского и Белгородского края (в иные годы сбиралось до 40-50 тысяч человек) в пустынь и обратно в Курск представлял собой мощный духовный соборный акт, а также величественное зрелище. Запечатленное, в частности, на знаменитой картине чугуевца Ильи Репина "Крестный ход в Курской губернии". В Коренной пустыни теперь находится один из списков (похищенный из Знаменского собора Курска и вновь обретенный в этом году), а оригинал - в Знаменской церкви Нью-Йорка, США. Месяц в году икона пребывает в Новой Коренной пустыни (около г. Магопака, в 40 милях от Нью-Йорка), в бывшем загородном имении князя и княгини Белосельских-Белозерских.

Икона Божией Матери "Знамение" Серафимо-Понетаевская была написана в 1879 г. инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, расположенной недалеко от Арзамаса, близ села Понетаевки. Обитель названа по имени преподобного Серафима Саровского основательницею обители - сестрой Дивеевской общины.

Икона, спустя шесть лет по написании, прославилась многочисленными чудесами и стала главной святыней монастыря. Во время Богослужений молящиеся сестры видели явственные изменения в лике Богоматери: пречистое лицо Ее светлело и становилось словно живое. К иконе притекали многочисленные богомольцы, и совершалось много исцелений от слепоты и расслабления. Всего отмечено около 70 случаев исцеления.

А молятся иконе "Знамение" так:

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на Страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.



Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Знамение», глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Знамение», глас 4
Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/ темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.
Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.
В этот год соединенные силы русских удельных князей - Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, - возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их.
На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.
Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.
В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.

Чудотворная икона «Знамение» и ее списки (некоторые из них).
Весьма почитаемыми православными христианами являются и списки святого образа, которые не менее чудотворны. Списки получили свои названия по месту явления чудес иконы «Знамение»:

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря. После написания списка был исцелен от паралича некий крестьянин Евфимий, а после помещения образа в храм получили исцеление от него еще многие прихожане.

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года). От этой иконы исцелился прп. Серафим Саровский, когда был еще отроком

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря. Этот список связывают с самим Серафимом Саровским; прославился образ по всей Америке и Европе своими чудесами. этот список назван в честь женской обители, где проявлял много чудес.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) - празднование 27 ноября/10 декабря. Список был помещен в золотой оклад и украшен драгоценными камнями по указу императрицы Елизаветы; многие исцелились от чумы и холеры по молитвам к святому образу.

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Loading...Loading...