Бог — Творец. Бог дал свободную волю человеку

И третье величайшее качество, которым наделил Бог человека - это свобода выбора. Как мы говорили выше, весь мир Бог создал подчиняющимся Его законам, законам природы, по которым все существует. А человека Бог создал со свободной волей, со способностью выбирать, принимать личное решение.

К примеру, животные в своем поведении руководствуются инстинктами. Их выбор склоняется к тому, какой инстинкт в них преобладает. То ли инстинкт голода, то ли инстинкт страха. То ли инстинкт привязанности, то ли инстинкт самозащиты. Человек тоже имеет инстинкты. Но человек имеет способность делать независимый выбор, который может противоречить инстинкту. Выбор, основывающийся на свободной воле, личном решении. Голодный волк не будет думать о том, что это безнравственно съесть своего ближнего зайчишку,- в нем действует инстинкт. И инстинкт голода можно остановить только другим инстинктом, к примеру, инстинктом страха, если вместо бедного зайчишки он вдруг увидит охотника с ружьем. А человек может остановить свой инстинкт, просто руководствуясь личным убеждением, личным решением.

Поэтому за человеком всегда остается право выбора, как поступить, что сделать. Даже Бог никогда не принимает решения вместо человека. Бог только говорит ему, как нужно правильно жить, но право выбора всегда остается за самим человеком: то ли послушаться Бога, то ли нет. Человек сам делает свой собственный выбор и поэтому он сам ответственен за свои поступки и за их последствия. Это часть Божьего образа, вложенного в него Создателем.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:8-9,16-17)

Бог не только создал человека совершенным, но Он также окружил его райскими условиями. Лучшей жизни просто невозможно было бы себе представить. Однако было одно но. Это, так называемое, дерево познания добра и зла, плодов которого нельзя было есть. Но зачем же Бог вообще создал это дерево и потом запретил им пользоваться?

На самом деле Бог таким образом предоставил человеку возможность выбора: то ли послушаться Бога, и жить счастливой совершенной жизнью, то ли не послушаться и поступить вопреки Богу, отказавшись от Него.

Конечно, человек был достаточно разумен для того, чтобы не делать глупостей и не портить самому себе жизнь, поэтому он долгое время слушал Бога и продолжал жить счастливо.

«В мире столько безумия, что извинить Бога может лишь то, что он не существует» - сказал когда-то Стендаль. Вся история человечества - это история страданий. Испокон веков людей преследуют бесконечные войны, насилие, притеснения и издевательства, жуткие преступления, жесточайшие казни, вопиющее к Небу торжество несправедливости. Даже в мирное время землян терзают и истребляют болезни, голод и всевозможные природные катаклизмы. И, казалось бы, действительно - ну почему Господь так и не навёл на Земле порядок, допускает столько зла и позволяет своим созданиям так мучиться?

Искушение Адама и Евы

Если Бога нет, то всё земное безумие можно объяснить исключительно человеческой дуростью, естественным отбором, вечной борьбой за место под солнцем и нелепыми случайностями. Но в таком случае само существование людей и их страдания, по сути, становятся безсмысленными и безысходными. С точки же зрения православных христиан - всё в мире имеет глубокий смысл и может быть объяснено.

Первые люди на земле счастливо жили в прекрасном и гармоничном Божьем раю. Однажды Адам и Ева легкомысленно послушались змия-искусителя и нарушили единственную заповедь, данную им Богом. Когда они съели некий запретный плод с древа познания добра и зла, мир атаковало зло, а природа всех живых существ была повреждена и искорёжена. Первородители потеряли связь с Богом, стали грешными и были изгнаны из рая. Земной мир был создан Творцом для людей и взаимосвязан с ними. Когда хозяева природы потеряли величие и бессмертие, изменилась и вся среда их обитания. Из-за Адамова падения и грехов его потомков человек из владыки превратился в раба природы, своего тела и страстей, земля потеряла способность обильно плодоносить, и все живые существа, так или иначе, обречены на страдания.

Многие недоумевают: если Господь не хотел, чтобы люди познали добро и зло, то зачем Он вообще повесил на дерево запретный плод?! Это ведь всё равно, что в комнате с малыми детьми повесить оголённый провод и требовать, чтобы они к нему не прикасались, а когда их всё-таки стукнет током - ещё и жестоко наказать за любопытство! Зачем Бог допустил до людей дьявола и не препятствовал надвигающейся катастрофе? Попробуем разобраться.

Согласно учению Церкви, первозданный человек обладал полнотой ведения и глубочайшим знанием сотворенного мира. Бога он знал лично, так близко и очевидно, как ни единому святому не удавалось впоследствии узнать. Уже поэтому сравнение Адама с маленьким ребенком не может быть объективно.

Лишь в одном аспекте ведение прародителей было неполным. Они не знали на практике, что такое зло, не имели реального опыта соприкосновения с ним и плохо себе представляли, что такое бытие без Бога, и в какое ничтожество превращается человек, отпав от Создателя. Предостережение Бога «смертию умрешь» было для них лишь теоретическим знанием. Не подкрепленная практикой теория не смогла удержать от нарушения рокового табу. Но вряд ли стоит винить Адама и Еву в этой глупости. Окажись любой из нас на их месте - наверняка и мы поступили бы точно так же.

Шутка Марка Твена: «Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел» очень близка к истине. Ведь самая первая заповедь была установлена Богом, чтобы человек мог непринуждённо реализовать свою любовь к Нему, либо - так же свободно отказаться от этой любви. В древнееврейском языке словосочетание «древо познания добра и зла» является устойчивой идиомой, означающей абсолютную полноту познания, делающую человека равным Богу и независимым от Него. Посему запретный плод нельзя воспринимать примитивно и буквально. Прародителей погубило не само его употребление, а - мотивация их действий и состояние их душ в момент, когда они усомнились в благости и правде Божией, поверили сатане и решили стать «как Бог», самодостаточными и великими. Нарушив заповедь, человек, по сути, предал Господа, растоптал любовь к Нему и заразил смертью собственную душу.

Дальнейшие печальные последствия были не наказанием, а естественным следствием отпадения от Источника всего бытия. Чтобы образно понять суть этой катастрофы, представьте себе отломанную от дерева ветку, которая хотя и будет некоторое время зеленеть в вазе, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу. Или вообразите разумный компьютер, который по локалке был соединен с мощнейшим сервером, а потом вдруг решил, что он вполне самодостаточен и порвал с ним связь, став беззащитным перед сетевыми вирусами, хакерами и программными ошибками. Так уж устроено, что полнота бытия человека осуществима лишь в его союзе с Богом. Разрыв с Ним неизбежно влечет за собой деградацию, разрушение и прочие тяжкие последствия.

Искорёжив свои души и собственную природу, Адам и Ева уже не могли оставаться в раю. Их тяготило общение с Богом и чувство собственной нераскаянной вины. Дальнейшее пребывание в Едемском саду становилось мучительным. Эта тягота присутствием Божиим и желание укрыться от Него, будет преследовать падшего человека до самого окончания земной истории.

Все разговоры о том, что Бог кого-либо наказывает и карает - не более чем фигура речи, которую примитивным людям понять проще, чем рассуждения о Боге-Любви. На самом деле никакого наказания со стороны Отца Небесного не было. Главная сущность зла кроется в отходе от Бога и разрыве с Ним. Адам и Ева сами себя наказали, вступив на путь зла и попав во власть закона смерти и страдания. Все заманчивые обещания дьявола оказались гибельной ложью.

Змий и его команда

Доктор С. был великолепно образован, пользовался уважением и подавал большие надежды. Но однажды он захотел стать самым главным доктором на свете. Однако все его интриги и попытки добиться руководящего поста закончились крахом. С. сошёл с ума, был уволен и стал опасным шарлатаном, создав собственный «центр», где пациентов только обдуривают и калечат, к тому же обдирая как липку. Пока что его ещё терпят, предупреждая людей об опасности лечения у сего безумца. Но рано или поздно горе-доктору придётся дать ответ за всё, что он за эти годы натворил…

Нечто похожее на эту образную историю произошло и в небесных сферах. Первыми в мироздании, ещё до сотворения материального мира, пали сотворённые Богом ангелы. Один из главных помощников Бога - Денница, он же Люцифер, однажды от безмерной гордыни повредился рассудком. Божье создание захотело стать Богом и занять Его место, и примерно треть небесных духов поддержали его. Столь неадекватная оценка Люцифером своего могущества и совершенства вылилась в войну, в результате которой бунтари были побеждены и низвергнуты.

Падение возгордившихся ангелов создало не само зло, а его бесплотных носителей, бытие которых превратилось в унылый безысходный ад. Когда же Господь создал человека, одаренного свободой и имеющего плоть, перед злыми духами открылась возможность соблазнять людей и уже через них вносить в земной мир дисгармонию, злобу и страдания.

Завидуя Богу, но, не имея ни малейшей возможности причинить Ему вред, демоны всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творения. Их злоба настолько велика и безгранична, что они ненавидят даже друг друга. Сам факт собственного бытия является для них весьма мучительным, хуже, чем у любой бешеной собаки. Смыслом существования для них стало стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли приложить свои «грязные лапы».

Любовь Божия беспредельна, и в случае покаяния демоны могли бы вернуться в ангельский чин. Но их чудовищная неистребимая гордость и злобность навеки закрыла для них путь к спасению. Они способны лишь неуклонно развиваться во зле и зависти.

Почему Бог терпит зло?

Но почему Бог не уничтожил демонов и позволил им вредить и соблазнять людей на зло? Однозначного ответа на этот вопрос в земной жизни мы вряд ли получим, но кое-что в общих чертах можем понять.

Очень вероятно, что не будь дьявола - человек пал бы и без его помощи. Люди имеют дурную привычку погрязать в грехах, безверии и не приносящей пользу душе пустой суете, забывая о Боге. Многие сами себя отдают во власть сатаны. А ведь смысл жизни заключается отнюдь не в земных удовольствиях и благах. Истинная цель всей нашей земной жизни - подготовка к Вечности. Каждому из нас необходимо познать добро и зло, научиться их различению и сделать добровольный выбор. Наша участь после смерти напрямую зависит от того, насколько мы чисты и готовы соединиться с Господом. Неподготовленной грязной душе в загробном мире будет, мягко говоря, весьма неуютно и тяжко. Тот же, кто прожил жизнь не зря - обретёт вечную радость и счастье, и уже никогда не наступит на Адамовы грабли.

Если оказаться в помещении, наполненном природным газом, на котором мы готовим себе еду - можно смертельно отравиться или взорваться. В чистом виде газ не имеет запаха. Чтобы вовремя заметить и устранить его утечки, в него добавляют зловонный химический одорант, запах которого знаком каждому.

Людские страдания и боль тоже являются своего рода «одорантом», сигнализирующим, что наши тела и души - в опасности, и что ими завладели вредные разрушительные процессы. Например, любители самоотравляться алкоголем вынуждены мириться с тяжким похмельем и депрессиями. А человек, причиняющий своим ближним обиды и вред, или разлагающий душу безнравственными мыслями и поступками - мучается угрызениями совести.

Понятно, что можно глушить похмелье лекарствами и новыми дозами яда, а совесть злодеев со временем окаменевает и атрофируется, переставая причинять беспокойство и дискомфорт. Но результаты такой жизни довольно скоро приводят к необратимым последствиям. Представьте себе потерявшего чувствительность человека. Он пьёт кипяток, суёт руки в огонь, не чувствует боли от ожогов и ран. Разумеется, он вскоре неизбежно погибает.

«Я никому не делаю зла, не имею вредных привычек, и всё равно страдаю - за что мне это?!» - возмущаются иные люди. Но если тщательно разобраться, у любого из нас найдутся недостатки и грехи, мешающие прийти к совершенству, необходимому для спасения в Вечности. Без потрясений и страданий люди пребывают в мире иллюзий и самообольщения. Кто из нас полностью свободен даже от мыслей осуждения и гнева, от притворства и лжи в любых её проявлениях, от страстей и запретных желаний? Внешне мы можем казаться добрыми и праведными, но если хорошо и честно покопаемся в своей душе - то можем найти в ней такие язвы и чёрные пятна, о которых даже думать не хочется, и в которых мы подчас самим себе боимся признаться. А копаться в себе и признаваться в горькой правде ой как не хочется! Проще придумать отговорку, что некоторые Божьи заповеди «устарели» и уже неактуальны. Как сказал немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц: «Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против неё и нарушали её вопреки всем доказательствам».

В душе человека всю жизнь идет борьба добра и зла. Попуская нам скорби, Господь лечит наши внутренние «болячки». Зачастую, только после серьёзных падений люди приходят в себя и начинают борьбу со своим злым «вторым я», которое, кстати, притягивает к нам и нашим близким беды и страдания. Утешением же для нас может служить тот факт, что Бог, в отличие от неумолимой автоматической «кармы», в которую верят представители восточных учений, зачастую укрывает человека от последствий его грехов, отводя от него те вполне заслуженные «кары», которые он мог бы и не вынести. Попуская нам страдания только в той мере, которая способствует нашему исцелению. Именно поэтому не ведающий, что творит, хулиган и безобразник может долгое время казаться неуязвимым баловнем судьбы. А на без пяти минут праведника неудачи и скорби порой сыплются как из рога изобилия, даже за самые, казалось бы, пустяковые помыслы, делая его ещё крепче и закалённее.

Весьма поучителен «Предсмертный дневник» Иоанна Кронштадтского. Умирая от рака, он страдал сильнейшими болями. Есть запись, в которой он кается и сокрушается в том, что при очередном невыносимом приступе - сорвался и хулил Бога и Божию Матерь, за то, что он так страдает. Даже такой великий святой, исцеливший своими молитвами тысячи больных, способен через боль обнаружить в своей светлой душе тёмные пятна! Но он прекрасно понял суть своей столь болезненной реакции на страдание, и благодарил Бога за то, что Тот дал ему возможность увидеть - каково истинное состояние души, и какие ещё «болячки» надо залечить и очистить покаянием.

Как бы не мечтали демоны всё испортить, они отнюдь не свободны в своих действиях, и могут творить только то, что им попустит Бог. Укус ядовитой змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из её яда лекарство. Так и Господь, обращающий любые злые замыслы к благу, использует носителей зла как средство для исцеления человеческих душ. Сатана, бесы, а также творящие зло люди - на поверку оказываются своего рода «скальпелем» в руке милостивого Бога, старающегося каждую человеческую душу довести до ума и совершенства, исцелить и спасти, пусть даже ценой весьма болезненных «операций».

Увы, прожить на этой земле без страданий - невозможно. Но мы можем относиться к ним не как к неизбежному злу, а как к школе самопознания и личного воспитания, обучающей нас братской любви, смирению и мудрости, и отрешенности от всего мелочного и суетного. Искренне верующий христианин даже в самых ужасных и нечеловеческих условиях жизни может стать праведным и совершенным, и получить опыт райского бытия уже на Земле.

Священная свобода

Доводилось слышать недоуменные вопросы: «Почему всеведущий Господь, предвидевший, к чему приведут искушения добром и злом, не создал людей такими, чтобы грех и зло вообще не могли возникнуть в их душах?» Всё дело в том, что искусственно запрограммированные на послушание, лишенные свободы выбора существа уже не были бы людьми. Это были бы биороботы, зомби или если хотите - рабы. А Богу интересны и любы именно свободные личности , имеющие возможность искренне любить и выбирать добро без принуждения, по личному свободному выбору.

На эту тему существует старая философская загадка: «Если Бог всемогущ, может ли Он создать такой тяжелый камень, что и сам его не подымет?». Казалось бы, если не может сотворить, значит - не всемогущ, а если сотворит, но не подымет - то всё равно не всемогущ. На самом деле, Господь уже создал такой «камень». Камень этот - человек, сотворённый для счастья и блаженства. В подчиняющемся своему Творцу огромном мире есть территория, над которой Он не имеет власти. Это - сердце человека, наделённого священной свободой любить или не любить своего Создателя и выбирать пути своей жизни. Именно на этой, неподвластной Богу территории так часто рождается зло как результат свободы, неверно употребленной человеком.

Господь любит нас, и хочет, чтобы все мы были счастливы и спаслись. А все беды и несчастья мы накликиваем сами. Главное зло - это мрак, живущий в сердцах людей, не желающих впустить в себя свет Божией Любви. Если бы Бог насильно изгнал этот мрак - то ни о какой подлинной любви уже не могло бы быть и речи, ибо «роботы» не могут любить! Человеку позволено всё, и только ему самому решать - в каком направлении двигаться, к Свету или тьме.

Многим хотелось бы, чтобы Бог вовремя останавливал всех злодеев и нейтрализовывал всяких Гитлеров и Чикатило ещё до того, как они становились опасными для общества. Но в таком случае Ему опять придётся грубо попирать человеческую свободу.

Мы возмущаемся жестокостью злодеев, представших перед судом, даже не подозревая, сколько их еще не поймано, и как много вокруг нас людей, с виду вполне нормальных, но в душе имеющих тьму злых помыслов. Слишком многих из нас пришлось бы «заковывать в наручники» начиная с младенческого возраста. Нет, и не было на земле человека, который хотя бы однажды не причинил боли и зла другим людям. Бог же смотрит на всё происходящее с точки зрения Вечности, предоставляя каждому наиболее благоприятные условия для исцеления его души, в зависимости от его состояния. Он не спешит останавливать человека на его путанных житейских дорогах и долготерпит, ожидая, что несчастья и страдания образумят людей, обратят их сердца к правде и добру. И уничтожает зло только тогда, когда это действительно необходимо. Любое зло имеет свой предел. А любой злодей отвечает за содеянное не только перед Божьим Судом. Даже если его не покарает земной суд или людская месть - жизнь погрязшего во зле уже на этой земле превращается в настоящий ад.

Кем посылаются болезни и катастрофы?

Но как быть с природными стихиями, сносящими с лица земли целые города и континенты? Тут вполне может срабатывать метафизическая взаимосвязь между погрязшим в грехах обществом и ответными реакциями со стороны природы. Бог до последнего оттягивает роковой исход и ждёт людского покаяния и исправления, но рано или поздно чаша терпения переполняется, и случаются катаклизмы.

Куда больше досаждают нам рукотворные беды и катастрофы. Вспомним, сколько зла цивилизованный человек натворил только за последнее столетие, как он непоправимо загадил землю и воздух химическими отходами и радиацией, надругался над природой и её гармонией грубым недальновидным вмешательством.

Не менее болезненный вопрос - откуда берутся патогенные вирусы и микробы, и почему Бог их не уничтожит? Некоторые люди полагают, что эту пакость насылает на людей дьявол, вызывающий патогенные мутации. Но более вероятна другая версия. Изначально человек был неуязвим перед любыми созданными Богом микробами и вирусами. Но после грехопадения мир перестал воспринимать человека как своего владыку. Наше естество изменилось, и некоторые микроорганизмы стали для нас вредными и опасными. Нас защищает иммунитет, но и он не всегда может с ними совладать. В пользу этой версии можно привести пример аллергий на самые безобидные вещества, когда человек может даже умереть, понюхав обычные полевые цветы или, скажем, съев фрукт, являющийся для него аллергеном.

Некоторые болезни вроде онкологических возникают при повреждении и мутациях клеток человеческого организма. Но зачастую люди сами порождают эти мутации собственными мыслями и словами.

Знакомый врач рассказывал мне о пациентке О., болевшей раком груди. До поры до времени она была абсолютно здоровой и крепкой, но однажды сильно разозлилась на одного человека и пожелала ему, чтобы он сдох от рака. Вскоре её пожелание бумерангом ударило по ней же самой. До болезни О. мало кто любил, она слыла злой и легкомысленной безбожной особой. Но стремительно прогрессирующая смертельная болезнь привела её к вере и благодатно изменила её душу. Когда подруга цитировала ей её же собственные высказывания из недалёкого безоблачного прошлого, О. искренне недоумевала и не верила, что это были её собственные мысли и слова. Болезнь, способная погубить только тело, привела её к полному нравственному выздоровлению и помогла обрести блаженную Вечность.

С другой стороны, молитвы людей порой вытаскивают их родных со смертного одра. Во времена начала «лихих 90-х», когда в провинции не хватало элементарных лекарств, жена моего друга Александра буквально вымолила своего сына, умиравшего от тяжелейшей пневмонии. В какой-то момент она почувствовала, что её молитва услышана. И буквально сразу малыш выкашлял, вытошнил целый комок зеленой слизи. Не проходившая много дней температура на глазах начала падать, и уже спустя пару дней ребёнок был здоров.

Другой удивительный случай поведала в одном из интернет-форумов Вера Данилова. У её друзей в лучшей московской больнице умирала 1,5-годовалая дочка. Из ее крови один за другим исчезали нужные для жизни химические элементы. Врачи сказали, что шансов на выздоровление - нет. И тогда, по совету знакомого, отчаявшийся отец, прежде не замеченный в религиозности, поехал в Троице-Сергиеву Лавру и несколько часов провел на коленях у мощей святого Сергия Радонежского, умоляя спасти жизнь дочери. И случилось чудо - его дочка пошла на поправку, и через месяц врачи признали её полностью выздоровевшей. После этого вся семья - отец, мать и двое их детей крестились и стали искренне верующими людьми.

Почему страдают невинные?

Знаю семью, потерявшую маленького ребёнка. Трагедия привела зацикленных на материальных благах родителей к вере и духовному перерождению. Они родили дочку, а покойного сына считают ангелом-хранителем своей семьи. С другой стороны, не всем удаётся пережить подобное горе. Не так давно, не вынеся душевных мук, выбросился из окна онкоцентра отец смертельно больной девочки.

Но почему, за что страдают в мире невинные дети?

Причины могут быть самые разные. Одна из них - взаимосвязь родителей и их детей. Грехи отцов и матерей частенько заставляют страдать самых невинных - их любимых деток. Подобные случаи могут попускаться Богом, чтобы подтолкнуть погибающих грешных родителей к исправлению. Мой друг А. поведал мне о случаях, когда его разнузданная жизнь непосредственно влияла на здоровье его любимой дочери. Когда он напивался водки и страдал похмельем - его маленькая крошка в унисон с ним страдала упадком жизненных сил, желудочными болями и тошнотой. А стоило ему совершить серьёзный проступок, который он вполне мог бы и не делать - как дочка тяжело заболела и попала в больницу. Поняв эту взаимосвязь, ради здоровья любимого ребёнка он бросил пить и покончил со многими грехами.

С точки зрения Вечной Жизни, ни одно детское страдание не проходит безследно и безполезно. Так уж устроен лежащий во зле мир, что очень часто самые хорошие и чистые люди вынуждены страдать и даже погибать «за други своя». Души таких героев, вольно или невольно приносящих себя в жертву, соединяются с Богом и обретают вечное счастье и умиротворение. Мученическая смерть, согласно канонам христианства - является вершиной праведности и максимумом потенциально возможного стяжания духовных благ. А окружающие мучеников люди получают шансы начать новую жизнь и стать лучше, чище и добрее. Важно только сделать правильные выводы и никогда не отчаиваться.

Рано или поздно земная история закончится, и человечество перейдёт в иную форму бытия. Все души от Адама до последнего человека Земли, желающие спастись и соединиться с Богом, обретут новые, вечные тела. В новом мире уже не будет ни зла, ни страданий, а только вечная любовь, радость и безграничное счастье. Чтобы стать жителями того, будущего мира - надо всего лишь здесь и сейчас стараться жить по совести, никого не обижать и творить добро ради любви к самому добру. Тогда даже этот, земной мир, станет чище и лучше, а сами мы ещё при жизни ощутим, что доброе райское состояние души - не миф, а вполне осязаемая реальность.

Разве вы не хотите, чтобы хотя бы раз вам кто-то просто привел доказательства существования Бога? Никакого «выкручивания рук» не будет. Не будет также утверждений типа «Вам просто нужно поверить». Мы просто сделаем попытку искренне предложить вам основания, подтверждающие существование Бога.

Однако, примите во внимание следующее. В случае, когда человек опровергает саму возможность существования Бога, любое доказательство может быть рационализировано и опровергнуто. Это все равно, что кто-то отказывается поверить, что люди были на луне. В данном случае, никакая информация не сможет изменить мнение человека. Следы астронавтов, ходившим по планете, интервью с самими астронавтами, лунные породы камней — все эти доказательства в данном случае не будут иметь ценности, потому что человек уже сделал для себя заключение, что люди не могут попасть на луну.

Когда речь заходит о возможности существования Бога, Библия говорит о том, что есть люди, которые видели достаточно доказательств, и тем ни менее, отвергают истину о Боге. 1 . С другой стороны, для тех, кто хочет знать, есть ли Бог, Он говорит: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами.» 2 .

Прежде чем вы начнете исследовать факты, связанные с существованием Бога, задайте себе вопрос: «Если Бог существует, захочу ли я знать Его?»

Итак, ниже приведены аргументы в пользу существования Бога…

1. В течение всей истории человечества, во всех культурах мира, люди были уверены в существовании Бога.

Может ли кто-то со всей уверенностью утверждать, что все эти люди ошибались? Миллиарды людей, представляющих различные социологические, интеллектуальные, эмоциональные, образовательные круги …все они пришли к выводу, что существует Творец, Бог достойный поклонения. «Антропологические исследования свидетельствуют, что среди наиболее примитивных народов, проживающих в самых отдаленных местах, существует всеобщая вера в Бога. В ранних легендах и сказаниях народов мира, первоначальное понятие о Боге было связано с Богом-Творцом. Подлинный высший Бог жил тогда в сознании людей даже тех обществ, которые сегодня являются политеистическими.» 3

2. Сложность организации нашей планеты указывает на существование Творца, который не только создал нашу Вселенную, но поддерживает ее существование сегодня.

Вероятно, можно было бы приводить бесконечное множество примеров, свидетельствующих о Божьем замысле. Приведем лишь некоторые из них:

Земля … имеет совершенный размер. Размер земли и соответствующая сила тяготения удерживает тонкий слой преимущественно азота и кислорода, который распространяется лишь на 50 миль над поверхностью Земли. Если бы Земля была меньше, существование атмосферы на ней было бы невозможно, так как на планете Меркурий. Если бы Земля была больше, то ее атмосфера содержала бы свободный водород, как на Юпитере. 4 Земля — это единственная известная нам планета, которая снабжена атмосферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной, животной и человеческой жизни.

Земля расположена на правильном расстоянии от солнца. Известно, что перепады температуры колеблются от -30 до 120 градусов по шкале Фаренгейта. Если бы Земля располагалась хоть немного дальше от солнца, мы бы замерзли. Если ближе, сгорели бы. Даже незначительное отклонение в положении Земли по отношению к солнцу сделало бы жизнь на Земле невозможной. Земля сохраняет данное идеальное расстояние от солнца, вращаясь при этом вокруг солнца на скорости около 67 000 миль в час. К тому же, она вращается на своей оси, позволяя поверхности Земли достаточно прогреваться и охлаждаться каждый день.

Наша луна также имеет совершенный размер и удаленность от Земли при данном гравитационном притяжении. Луна создает необходимые приливы и отливы в океанических водах, так что океаны не приходят в стагнацию. В тоже время она препятствует распространению массивных океанических масс по континентам. 5 .

Вода … бесцветное, не имеющее вкуса и запаха вещество. Тем ни менее, ни одно живое существо не может без этого вещества выжить. Растения, животные и люди большей частью состоят из воды (вода составляет около 2/3 человеческого организма). Вполне понятно, почему характеристики воды уникально подходят для жизни: у воды необычно высокая температура кипения и замерзания. Вода позволяет нам жить при колебаниях в температуре, сохраняя при этом постоянную температуру тела 98.6 F (36.6 С).

Вода является уникальным растворителем. Если вы возьмете стакан воды и добавите в него стакан сахара, ничего не выльется через край стакана; вода просто впитает сахар. Это свойство воды позволяет тысячам химических веществ, минералов, а также питательных веществ проводится водой по всему телу, включая мельчайшее кровеносные сосуды. 6

Вода также химически нейтральна. Без вмешательства в химический состав веществ, которые переносятся ею, она позволяет пище, лекарствам и минералам впитываться в организм и усваиваться им.

У воды уникальное поверхностное натяжение. Благодаря этому, сопротивляясь притяжению, вода способно двигаться вверх от корня растения, насыщая жизненно важной водой и питательными веществами даже самые высокие деревья до самого верха.

Замерзает вода сверху вниз, позволяя рыбе жить в воде в зимнее время.

97 процентов земной воды сосредоточено в океане. Однако, на нашей Земле есть система, которая удаляет соль из воды, а затем распространяет эту воду по всему земному шару. Соленая океаническая вода участвует в испарении, и формируются облака, которые легко движутся ветром и распространяют по земле необходимую для растительности, животных и людей пресную воду. Речь идет о глобальной системе круговорота воды в природе, которая поддерживает жизнь на этой планете, позволяя снова и снова использовать воду.

3. Сложносоставность человеческого мозга доказывает существование еще более разумного Творца, стоящего за этим.

Человеческий мозг … способен одновременно перерабатывать поразительный объем информации. Ваш мозг воспринимает все цвета и объекты, которые вы видите, температуру окружающей среды, давление ног на пол, звуки вокруг вас, сухость во рту. Ваш мозг регистрирует эмоциональные реакции, мысли и воспоминания. В то же самое время мозг контролирует протекающие в вашем теле процессы, такие как дыхание, движение век, чувство голода, движение мускул рук.

Человеческий мозг перерабатывает более миллиона сообщений в секунду. 8 . Ваш мозг взвешивает важность всей информации, отсеивая относительно маловажную. Мозг, который перерабатывает более миллиона единиц 7 информации каждую секунду, одновременно оценивая ее важность и позволяя вам оперировать наиболее значимой для вас в данный момент информацией, … можем ли мы сказать, что такой поразительный орган возник по простой случайности?

Когда НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) организует космическую экспедицию, предполагается, что план был разработан не обезьяной, а знающими и разбирающимися людьми. Как же человек может объяснить существование человеческого мозга? Лишь разум, преобладающий над человеческим, был способен создать человеческий мозг.

4. Простая случайность — недостаточное объяснение.

Представьте себе гору Рашмор, на которой высечены образы Вашингтона, Джефферсона, Линкольна и Теодора Рузвельта. Вы бы когда-нибудь поверили, что эти образы появились там случайно? Даже если предположить наличие неопределенного времени, ветра, дождя и воли случая, сложно поверить, что что-либо подобное, связанное с историей, могло бы случайно сформироваться на плоскости горы. Здравый смысл подсказывает нам, что люди спланировали и умело высекли эти образы.

Эта статься затрагивает всего несколько поразительных аспектов нашего мира: положение Земли по отношению к солнцу, некоторые свойства воды, всего один орган человеческого тела. Могло ли хоть какое-то из этих явлений возникнуть случайно?

Известный астроном Сэр Фридерик Хойл показал насколько абсурдно с точки зрения математики случайное соединение аминокислот в человеческой клетке. Сэр Хойл проиллюстрировал маловероятность подобной случайности, приведя следующую аналогию. Какова вероятность, что торнадо пронесется над рынком старых вещей, на котором будут содержаться все запчасти Боинга 747, случайно сформирует самолет из этих частей и оставит его там, готовым к взлету. Вероятность этого настолько низка, что ее можно не принимать во внимание, даже если бы торнадо проносился над множеством свалок, которых хватило бы, чтобы заполнить вселенную! 9

Задумываясь над сложностями устройства нашей жизни и вселенной, будет наиболее приемлемым считать, что любящий, обладающий разумом Творец обеспечил все необходимое для нашей жизни. Библия называет Бога автором жизни на Земле и тем, кто эту жизнь поддерживает.

5. Бог открыл Себя не только в том, что мы можем наблюдать в природе и в человеческой жизни.

Еще более ясно Он проявил Себя в Библии. Мы можем узнать Божьи мысли, его личность и отношения только, если Бог решает открыть их нам. Все остальное будет лишь человеческим предположением. Мы бы оказались в затруднительном положении, если бы Бог не желал, чтобы мы Его узнали. Но Бог хочет, чтобы мы знали Его, поэтому Он рассказал нам в Библии все, что нам необходимо знать о Его характере и отношении с Ним. Все это должно заставить нас серьезно задуматься о достоверности Библии.

Археологические раскопки продолжают подтверждать, а не опровергать точность Библии. Например, археологические находки в северном Израиле в августе 1993 года подтвердили существование Царя Давида, автора многих Псалмов Библии. 10 . Свитки Мертвого Моря и другие археологические открытия доказывают историческую достоверность Библии.

Библия была написана с промежутком в более чем 1500 лет, 40 разными авторами, из разных мест и разных континентов, на трех различных языках, затрагивая различные вопросы в разные моменты истории. 11 . Тем ни менее прослеживается поразительное постоянство Библейского текста. Во всей Библии поднимаются одни и те же темы:

  1. Бог сотворил мир, в котором мы живем, Он также сотворил нас для общения с Ним.
  2. Он глубоко любит нас.
  3. Он свят, поэтому не может иметь отношений с грешными людьми.
  4. Бог обеспечил способ прощения наших грехов.
  5. Он предлагает нам получить Его спасение и установить с Ним отношения, которые будут продолжаться вечно.

Наряду с данной центральной темой, Библия открывает нам Божий характер. Псалом 144 можно считать типичным описанием Бога, Его мыслей и чувств по отношению к нам. Если вы хотите знать Бога, Он здесь для вас.

6. В отличие от всех остальных откровений Бога, Иисус Христос является самым ясным и конкретно выраженным образом Бога.

Почему Иисус? Рассмотрите основные религии мира и найдете, что Будда, Мухамед, Конфуций и Моисей называли себя учителями и пророками. Никто из них не приравнивал себя к Богу. Ко всеобщему удивлению, это было сделано Иисусом. Это и отличает Иисуса от всех остальных. Он сказал, что Бог существует, и что вы видите Его. И хотя Он говорил о Своем Небесном Отце, делал Он это, находясь не в положении разделения с Ним, но очень близкого единства, уникального для всего человечества. Иисус сказал, что любой, кто видел Его, видел Отца, любой, кто верит в Него, верит и в Отца.

Он произнес: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» 12 . Он заявлял, что имеет качества, свойственные только Богу: способность прощать людям их грехи, освобождать их от греховных привычек, давать людям жизнь с избытком и вечную жизнь на Небесах. В отличие от других учителей, которые пытались привлечь внимание людей к своим словам, Иисус указывал людям на Себя. Он не говорил, «следуй моим словам и познаешь истину.».

Он сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» 13 .

Какое доказательство приводит Иисус для подтверждения своей божественной природы? Он делал то, что люди не могут делать. Иисус творил чудеса. Он исцелял людей…больных, калек, глухих, даже воскресил из мертвых несколько человек. Он имел власть над предметами…производил из воздуха еду, которой хватало для того, чтобы накормить несколько тысяч человек. Он творил чудеса над природой…ходил по поверхности озера, ради Своих друзей повелевал разыгравшейся буре прекратиться. Люди повсюду следовали за Иисусом, так как Он постоянно удовлетворял их нужды, делая невозможное. Он говорил так: если вы не хотите верить в то, что Я вам говорю, вам следует поверить в Меня хотя бы на основании тех чудес, которые вы видите. 14 .

Что открыл Иисус о личности Бога? Что нам открыто о Божьих мыслях, ожиданиях, чувствах по отношению к человечеству? Иисус Христос показал, что Бог нежен и любящ, Он знает о нашем эгоизме и недостатках. И тем ни менее, он глубоко желает иметь отношения с нами. Иисус открыл, что хотя Бог видит нас грешниками, заслуживающими Его наказания, Его любовь к нам взяла вверх, и Бог осуществил другой план. Бог решил послать Своего Сына принять наказание за наши грехи. Иисус добровольно принял этот план.

Иисуса мучили, избивая плетью с девятью острыми наконечниками. «Венец» с двухдюймовыми шипами вонзили Ему в голову. Затем они пригвоздили Его к кресту, вонзив в деревянный крест гвозди, которые прокололи Его руки и ноги. Учитывая все Его чудеса, эти гвозди не могли удержать Его на кресте; Его любовь к нам сделала это. Иисус умер за нас, ради того, чтобы мы получили прощение. Из всех религий, известных человечеству, только через Иисуса вы увидите, как Бог пытается достигнуть человечество, проложив путь для наших отношений с Ним. Иисус являет Божье сердце, исполненное любовью, отвечает на наши нужды и привлекает нас к Себе. Благодаря смерти Иисуса, мы можем иметь прощение, быть полностью принятыми Богом и искренне любимыми Им. Бог говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение.» 15 Вот что значит Бог, в действии.

Самое убедительно доказательство того, что Иисус Бог, это очень внимательно исследованное чудо Христа — Его собственное воскресение из мертвых. Иисус сказал, что через три дня после Его погребения, Он воскреснет. На третий день после Его распятия камень весом практически в две тонны, находящийся около Его гробницы был отвален. 16 Стража, состоящая из хорошо обученных Римских солдат, видела ослепительный свет и появление ангела. Гробница оказалась пустой, в ней осталось лишь одеяние, в которое было увернуто тело Христа при захоронении. В течение многих лет проводился правовой, исторический и логический анализ воскресения Христа. Наиболее вероятным выводом до сих пор остается воскресение Иисуса из мертвых.

Если вы хотите знать, существует ли Бог, проведите изучение личности Иисуса Христа. Нам сказано: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.» 17

Хотите ли вы установить отношения с Богом и знать, что вы приняты Им?

Это решение должно быть только вашим, никакого принуждения здесь быть не может. Но если вы хотите получить Божье прощение и установить с Ним отношения, вы можете сделать это прямо сейчас, если попросите Его простить вас и войти в вашу жизнь. Иисус сказал, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему». 18 В случае, если вы хотите сделать это, но не знаете, как изложить вашу мысль словами, следующие строки могут помочь вам. «Иисус, спасибо Тебе за то, что Ты умер за мои грехи. Ты знаешь мою жизнь, знаешь, что я нуждаюсь в прощении. Я прошу тебя простить меня прямо сейчас и войти в мою жизнь. Спасибо Тебе за то, что Ты желаешь отношений со мной. Аминь.»

Бог считает ваши отношения с Ним постоянными. Иисус Христос сказал обо всех, кто верует в Него: «Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.» 19

4 класс Урок 2. Бог

Вы узнаете:
- Что означает слово Бог
- Какие дары Бог дал человеку
- Как вера в Бога может влиять на поступки людей

Сначала размышляем сами
Знаете ли вы, что слово «спасибо» – это сокращённое произнесение пожелания: «Спаси Бог!»? Почему люди так говорят? Объясните своё мнение.

Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:
- А тебе не страшно было?
- Поначалу было…
- А потом?
- А потом я кое-что вспомнил…
- Вспомнил? Что? О чем? Кого? - наперебой загалдели друзья.
- Вспомнил, что с Богом бояться не надо.
Ребята в недоумении замолчали.
Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:
- Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!
Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:
- В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…
Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:
- Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно что-то чувствую…
Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!»
Учитель ответил по ученому:
- Под словом Бог понимается Творец, который создал весь наш мир и человеческий род. Как-то великий английский физик Ньютон принимал у себя дома гостей. Это были его друзья, профессора того университета, где трудился Ньютон. В беседе Ньютон упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил: «ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе все создается и развивается само собой, без вмешательства какого-то божественного разума!». Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он пригласил гостей в свой рабочий кабинет. Украшением кабинета Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики-планеты. В центре был светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначавшего нашу Землю, вращалось луна. Планеты можно было передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания.
Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона: «Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!». На что Ньютон вполне серьезно ответил: «А никакого мастера нет! Эта модель возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились!». Гость растерялся: «Да вы шутите! Такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так случайно возникнуть! Ее обязательно кто-то изготовил!». Тут уж пришла пора для серьезного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее - эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и все возникло случайно, а теперь вы же уверяете, что даже для гораздо более простой игрушки все же нужен творец!».
Бог дал миру законы природы. А человеку он дал законы добра.
Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна.
Но если человека заставить сделать добрый поступок, станет ли такой вынужденный поступок добрым? Вот Ваня палкой отогнал собаку. Он свободно решился на этот поступок и его поступок стал добрым. Котенку, которого защитила Ванина палка, тоже стало лучше. Ну а сама-то палка разве стала от этого чем-то лучше? Вот и человек если действует несвободно как бездумная палка в чьих-то руках, не может стать лучше. Только если человек сам свободно выбрал свой поступок, он становится добрым. Поэтому человеку Бог дал ещё и свободу.
Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому к свободе полагается еще и разум. Но если рядом с умом нет ни совести, ни любви, то может получиться просто хитрый преступник. Поэтому людям также даны совесть, доброта, любовь.
Ну, а тот, кто такие дары дает, сам, конечно, ими обладает. Итак, можно сказать, что Бог - это свободный и разумный Творец, Который создал мир и любит Свое творение. Поэтому Его ещё называют Творцом.
Тут подошла учительница русского языка и присоединилась к беседе:
- Честно говоря, в моей жизни Бог мне не встречался. Но Я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки… Великий итальянский поэт Данте именно о Боге сказал, что это – «Любовь, что движет солнце и светила».
Хорошо, что вам это интересно. А Ваня молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в любовь и в Бога, то это придаёт ему силу, и он сам становится добрее.
И ещё всё, что связано с именем Бога, - продолжила учительница, - даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу «Копилку знаний».
- А сейчас Бог нас видит?
Физик авторитетно подтвердил:
- Пожалуй, да.
Дети стали тревожно осматриваться…
- Так Бог за нами подглядывает!
Привыкший к точности физик не согласился:
- Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты – это же не шпионство!
- А откуда мы можем знать, что Бог любит нас?
- Все, что касается любви, не объяснить одними словами. Но люди как-то умеют это ощущать. Наверно, если бы Ваня не верил и не чувствовал, что он любим и храним Богом – он бы и к собаке не решился подойти. Правда, Вань?
Ответа никто не услышал. Ваня так смутился от того, что его тайна вышла наружу, что незаметно убежал. Похоже, что и котенка он унес с собою.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Большая буква
Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы.
Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».

И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова*,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

(Алексей Толстой 1852)

* Слово с большой буквы – это Бог

Вопросы и задания:
1. Каким ты представляешь Ваню? Почему он не испугался собаки? Что придало ему отваги и смелости?
2. Почему Бога называют Творцом?
3. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?
4. Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если да, то как он это может делать?

Петров-Водкин. Мать
С.Мурованная. Мама
Фото: котенок в руках у ребенка
Фото: звезды

1 - Почему Бог сотворил мир?

Исповедуя веру в Бога Отца, Творца неба и земли, люди ставят себе обычно три вопроса: почему, для чего и как Бог сотворил мир?

На первый вопрос Отцы Церкви отвечают, что у Бога, совершенного и ни в чем не нуждающегося, не было необходимости творить мир, но сотворение мира имеет смысл, так как Бог разумен и мудр. Будучи Сам Любовью, Бог творит мир по любви и даже по преизбытку любви. Божественная любовь находит уже полное удовлетворение в совершенном единстве Лиц Святой Троицы, но чаша Божественной любви как бы переливается через край и Бог вызывает из небытия Свое творение, чтобы и оно причастилось блаженству Его любви. В этом ответ и на второй вопрос: для чего Бог творит мир?

Уча так, Отцы Церкви строго предупреждают, что нельзя думать (как думали некоторые еретики), что мир есть продолжение, или порождение Божественной жизни, или эманация Божества. Природа мира иная:

она подвержена порче, в мире возможно падение. Но в Боге все свято; и если бы Бог имел ту же природу, что мир, то не был бы Богом. Бог творит мир из ничего. Только это учение позволяет мыслить о Боге как всесовершенстве, а о мире, с одной стороны, как ничтожном, а с другой - как имеющем печать Божества.

2 - Время и вечность

Нередкий вопрос: что было до сотворения мира, лишен смысла, так как самое время сотворено вместе с миром. Вне мира и вне времени есть только вечный Бог и Божественная вечность. Там нет ни прошлого, ни будущего, а одно вечно-настоящее.

Какова вечность, мы, по-настоящему, живя во времени, знать не можем. Но Господь нас призывает к вечной жизни; Он сказал: “сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” (Иоан. 17,3).

Став человеком. Господь Иисус Христос жил нашей временной жизнью, по Своему же Божеству пребывал в вечности. Через Господа Иисуса Христа мы познаем, в некоторой мере, вечность. Духовный опыт показывает, что высокие переживания и, в особенности, пламенная христианская любовь, делающая нас причастными Христу, заставляет забывать время, как бы выходить из него; а достигшие высших духовных состояний святые в некоторые мгновения переживали такую полноту жизни, которая представляется невместимой ни в какой земной срок. Вечно то, что бесконечно ценно; вечно то, что достойно вечности. Мы уже и теперь должны, сколь можем, учиться вечной жизни, и мы приближаемся к ней, когда отдаем свое время все более и более ценным переживаниям, в особенности Богу.

3 - Бог в отношении мира

В отношении мира сверхсущий и неприступный Бог имеет особый образ бытия, который выражается в том, что Бог творит мир, промышляет о нем и открывается ему. Чтобы мир мог воспринять Божественное откровение и причаститься Божественной блаженной жизни (для чего он и создан), мир сотворен в некоторой богообразности - он имеет на себе Божественную печать. Бог сотворил мир как бы по некоторому плану, и всему сотворенному соответствуют Божественные образы, особые Божий мысли. Впрочем - это не только мысли, но и слова Божий и потому они имеют творческую силу, так как Словом Божиим мир сотворен. Слово Божие - Логос - это Сын Божий. В отношении сотворенного мира Слово Божие есть Слово всех слов. Смысл всех смыслов. Премудрость Божия, так как в Нем заключены мысли о всем творении.

Таким образом, исповедуя веру в Бога Отца, Творца неба и земли, мы исповедуем, что мир сотворен Его творческим Словом, а также Его животворящим Дыханием, т.е. Духом Святым. Иначе говоря, мы верим, что вся Святая Троица участвует в сотворении мира и в промышлении о нем. Творческие слова, которыми Бог вызывает из небытия Свои творения (это некоторые Божий воления или веления), неразлучны с животворящими силами и энергиями Божества; созидая мир, они навсегда пребывают в нем. Мир не только творится, но и содержится словами Божиими, поэтому печать Божественной красоты и смысла неотъемлема от него.

4 - Естественное откровение

Божественная печать отмечает также человеческую личность и, следовательно, человеческое знание и искусство. Однако только Бог обладает полным знанием, Он один знает Свое творение. Другие разумные существа, Ангелы и люда, могут иметь познание в той мере, поскольку они приобщаются Божественному Разуму. Таким образом человек может познавать Бога, мир и самого себя через изучение всего сотворенного. Такое знание можно назвать естественным откровением. Но такое косвенное познание Бога всегда несовершенно, как несовершенна и сама природа, в особенности после того, как она была испорчена грехом.

Естественное познание, таким образом, уподобляется видению сквозь тусклое стекло, о чем говорит Апостол Павел (1 Кор. 13,12). Однако естественное познание есть все же познание Бога и может, с Его помощью, приблизить нас к Богу.

Во всяком познании Бог присутствует не только как отраженный в природе, но и как сокрытая Истина. Если бы человек не пал, естественное откровение могло бы ему открыть многое. Но в течение человеческой истории оно было все более искажено грехом. Следствием этого искажения было появление языческих религий и домыслов языческих философов (Рим. 1,20-25). Поэтому истинное познание мира возможно лишь путем личного откровения Божия. Это и есть откровение, запечатленное в Ветхом и Новом Заветах, .особенно в последнем. В свете откровения Нового Завета смысл естественного откровения решительно меняется. Философия и искусство Античности сохраняют некоторую ценность, поскольку они могут быть преображены истиной Нового Завета. Научное исследование сохраняет свою свободу и после Евангелия Христа, но лишь поскольку оно не навязывает метафизику, противоречащую Божественному Откровению, и собственной сущности, которая есть преимущественно вопрошание.

Христианское искусство обязательно отличается от нехристианского, поскольку Христос (Богочеловек) налагает на него Свою печать. Это искусство литургическое, в нем приоткрывается свет Божьего Царства. Иначе говоря, после Христа естественное откровение имеет силу, поскольку оно освещено светом Божественного откровения.

5 - Цель сотворения мира

Мир имеет не только бытие, но и задание, и цель: стать богоподобным, достойным Божественной славы и блаженства. Некоторые Учители Церкви поясняют, что высшая красота есть песнь Божественной любви, и что мир сотворен, чтобы стать такою песнью, - некоторой божественной симфонией, хвалой Богу.

Но, поставленный во главе творения, человек впал в грех и, тем самым, отдал мир во власть лукавого духа. Таким образом, мир стал ареной борьбы между добром и злом.

Добро, красота и истина были восстановлены крестными страданиями и смертью Христа. Бог ждет теперь, чтобы человек вернулся свободно к Нему, следуя по пути Христа, в Котором восстанавливается все истинное первоначальное назначение мира. По словам Апостола Павла “вся тварь совокупно стенает и мучится доныне… в надежде, что и она сама будет освобождена от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” (Рим. 8, 19-22).

6 - Ангелы

Сотворенный Богом невидимый мир, или небо, - это Ангелы. Они являются орудиями Божия промысла и вестниками Божией воли. Священное Писание раскрывает их действие в решительные для человеческого спасения моменты истории. Ангелы - это могучие бестелесные духи, личности, или умы. Они сотворены иерархически; вместе они составляют единство, или Собор, а разделяются они на “воинства”. Ангелы называются также “вторыми светами”.

Предполагают, что каждое творение, и роды, и виды его, имеют своего Ангела; например. Церкви, народы, семьи, природные стихии. Ангел отдельного человека называется Ангелом-Хранителем. Он помогает человеку в деле его спасения и оберегает его. Церковь знает целые службы Ангелам и отдельные к ним молитвы. Ангелы “с нами невидимо служат” во время Божественной литургии. Там, где неверующие видят счастливый случай, а верующие - проявление Промысла Божия, там легче всего опознается воздействие светлых Сил. Это раскрывается, например, в книгах Товита и Деяний Апостольских.

Ангелы света не могут творить зла; они всецело определены к добру и ему служат, но вполне свободно, сами избирая наилучшие пути к осуществлению воли Божией.

К невидимому миру принадлежат также падшие ангелы, или духи зла. В нашем грешном мире их воздействие постигается отчетливее; но, более других, верующие люди сознают их реальность.

7 - Сотворение видимого мира

Видимый мир сотворен после мира невидимого. Сначала был сотворен свет, потом была сотворена некая первоматерия, постепенно принимавшая, по Слову Божию и содействием Святого Духа, определенные формы. Бог творит мир прекрасным и радуется сотворенному. По Божию повелению земля сама производит растения и животных. Венцом творения является человек.

8 - Сотворение человека

Бог создал человека из праха земного по образу Своему и подобию (Быт. 1,26), вдунув в него дыхание ‘ жизни (Быт. 2,7). Таким образом человек двойствен по своему составу: по телу, и отчасти по душевному устройству, он принадлежит к природному миру, но возвышается над ним по своим устремлениям и духовным способностям. Многие научные гипотезы могут быть вполне согласуемы с истиной библейского повествования. В книге Бытия речь идет не о судьбе человека как феномена зоологии, но о его религиозном предназначении.

9 - Образ Божий в человечестве

Истина о сотворении человека по образу и по подобию Божию постигается полнее после того, как образ Божий воссиял во всей свой чистоте в Богочеловеке, Господе Иисусе Христе. Христианская антропология (учение о человеке) возможна лишь в связи с учением о Христе (христологией).

Господь пришел даровать людям единство в любви, по образу единства Лиц Святой Троицы. Поэтому за образ Божий в человеке в его множественности (в человечестве) надо почитать стремление к единству всех. Созданные едиными по природе (единосущными), люди должны были, с помощью Божией, все более уподобляясь Богу, совершенствовать свое единство. Но грех разделил людей.

Став человеком и победив грех. Господь вновь открыл людям возможность осуществлять Богоподобное единство. Он подает людям объединяющую любовь, - этот высший дар Святого Духа. Богоподобное единство людей достигается через Христа в Церкви. Христос - центр истинного единения человечества. Он его Собиратель, Он - Глава Церкви.

Преподобный авва Дорофей выразил это в геометрической притче: Бог - центр круга, мир - круг, а люди - точки в любом месте круга. Чтобы сблизиться всем точкам, наикратчайший путь - движение по радиусам к центру, т.е. к Богу.

10 - Образ Божий в человеке

Люди в своей множественности могут осуществлять образ Божий, потому что каждый человек имеет его в себе. В отдельном человеке, по учению Святых Отцов, образ Божий есть преимущественно самое стремление к Богу, а также способность воспринимать Божественную любовь и стремиться к единству с Богом и другими людьми. Этим обусловлены и другие богообразные черты в человеке. Из них Учители Церкви особенно отмечают: свободу человека, так как без нее - нет личности и нет любви, творческие способности человека, его царственное положение в отношении всей твари и его стремление к совершенству во всех областях. Последнее свойство дает человеку возможность быть причастным к всемогуществу и всеведению Божиим (достаточно вспомнить научные и технические достижения человека).

Высшее творчество человека есть устроение своей личности и всей своей жизни, иначе говоря, духовная жизнь, невозможная без помощи свыше. Она заключается в том, что человек очищает свою душу и жизнь от всего злого и воспринимает, сколь может, свет Божественной любви. В связи с изучением духовной жизни, Отцы различают в человеке дух, душу и тело. Дух - это то начало, которое управляет душой и телом, а также общается с Богом. Некоторые же Отцы различают лишь душу и тело, но подразумевая, что в душе есть и дух.

Отмечая в человеке наличие тела, души и духа, надо иметь ввиду, что это различение имеет более всего методологический характер. На деле человек есть единое существо, во многом очень отличное от животных. Отметим в теле человека только некоторые более важные отличия от животных: вертикальное положение; голая кожа (нет ни шерсти, ни перьев, ни чешуи); головной мозг по весу и сложности превосходит мозг любого животного; возможность иметь или, по желанию, не иметь половые сношения во всякое время (вне особых циклов).

Душа (имеющаяся у животных и растений) необычайно сложна. Она имеет мыслительную способность, выражаемую словом. Поэтому человек называется словесным существом, в отличие от бессловесных. Дух, имеющийся у животных только в зачаточной форме, есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Преимущественно через свой дух человек общается с другими духами и, конечно, с Богом. Без общения с Богом дух человека неспособен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, Который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку. Указанные высшие ценности неразделимы, и предпочтение одной из них ведет либо к уродливому морализму (фарисейство, законничество и прочее), либо к неблагому эстетизму (позёрству), или ко лжи вместо истины, которая включает в себе и благо, и красоту.

Кроме тела, души и духа, человек является еще личностью. У каждого человека есть своя несравнимая личность, почему она и неопределима, так как определение достигается путем сравнений. Тем не менее, личность более всего познается интуитивно. На деле, личен только Бог. Его действия неопределены ничем извне. Бог безусловно свободен и Его свобода выражается в бескорыстной любви, царствующей в Святой Троице. Человек же. тем более личен (является личностью), чем более он исполняет волю Божию, и тем самым способен к общению в бескорыстной любви. Но свобода человека все же всегда ограничена, так как человек является частью космоса и космические силы влияют на него извне и изнутри. Путь к свободе и полноте личного существования, тем не менее, указан ему Богочеловеком Иисусом Христом.

11 - Мужчина и женщина

Сотворив человека. Бог создал мужчину и женщину и дал им заповедь плодиться и множиться, дабы отдельный человек приближался к Богу не в одиночестве, а в любовном общении с подобными себе. Единый образ Божий в человеке отражается в нем по-разному в зависимости от пола и от возраста.

Все люди равны в своем достоинстве, но мужчина имеет некоторое первенство в творчестве и ответственности, а женщина сотворена как помощница и вдохновительница мужчины. Адам сотворен первым, ему дана власть именовать животных и ему же дана заповедь возделывать райский сад. По грехопадении, Бог вопрошает сперва Адама. У ветхозаветных Патриархов и в избранном народе мужчина главенствует в семье и священнодействует. В Новом Завете первенство в творчестве и ответственности мужчины продолжает раскрываться. Сын Божий, Творец мира, вочеловечился в мужском роде и, став “Новым Адамом”, творит новую тварь, восстанавливая образ Божий в человеке. К мужскому роду принадлежат святой Иоанн Креститель и Апостолы. Мужскому роду вверено новозаветное священство.

С другой стороны, превыше всякой твари почтена Богом Его Матерь Приснодева Мария. Первая Ева вдохновила на зло; “Вторая Ева” - Богородица - низводит на землю благодать Святого Духа - это высшее вдохновение в строительстве святой христианской жизни. В Своем приснодевстве Она дает вдохновительный образ высочайшей целостности и гармонии, к которому должен стремиться весь мир. Как Матерь Божия и как Матерь всего обновленного человечества, “Вторая Ева” - Приснодева Мария, дав миру пищу бессмертия - плоть Сына Своего, Своим универсальным жертвенным материнством указывает путь всякой матери-христианке - путь заботы об умножении, питании, хранении и преображении всего живущего.

Наравне со святыми мужами. Бог прославил в Церкви множество святых жен; некоторые из них почитаются “равноапостольными”.

12 - Зло

Все существующее, как созданное сверхразумным Богом, осмысленно и потому объяснимо. Но Бог зла не сотворил и потому оно не имеет смысла и как бессмыслица - необъяснимо. Не будучи сотворенным, зло, собственно, и не существует. Это как бы мнимая величина, или небытие, которое, Божиим попущением, может как-то проявляться. Зло - это уклон бытия к небытию, движение к мнимой цели, извращение, ложь, болезнь бытия. Как сила, направленная к небытию, зло всегда разрушительно. По мнению Святых Отцов, Бог попустил бытию уклоняться к небытию, чтобы оно свободно утверждалось в своем бытии, так как настоящее бытие - это свободное бытие, свободно желающее быть бытие.

Зло - это неправильно понятая свобода и неверно направленная воля, иначе говоря, злая воля. Она может проявляться поскольку имеется личность, которой принадлежит. Этой личностью, прежде всего, является злой дух, или дьявол. Конечно, и он был создан благим, т. к. Бог ничего злого не создавал. Только сам этот, ранее благой дух мог уклониться ко злу и пасть. Святая Церковь учит о падении светлого духа, ставшего дьяволом.

13 - Падение Денницы

Ангелы и люди, созданные для любви и для общения с Богом и между собою, как личности подобны сообщающимся сосудам, которые должны, постоянно наполняясь, передавать свое содержание друг другу. Сама жизнь есть общение в любви и, прежде всего, с источником ее - Богом.

По необъяснимой прихоти, первая по близости к Богу, сотворенная Им личность, высший ангел - Денница или Люцифер (носитель света) захотел иметь все лишь для себя, ничего никому не отдавая. По словам Святых Отцов, он залюбовался собою и стал как бы самозамкнутым пустым сосудом. Этот первогрех называется то гордостью, то себялюбием, а теперь эгоизмом. Суть его в своекорыстном повороте внимания на самого себя, или такой исключительный интерес к самому себе, что собственное “я” ставится в центре мироздания. Он делается кумиром для самого себя, а все остальное - средством к его ублажению, теряющим свою самоценность. Бескорыстный интерес к Богу и к миру, по этой причине, увядает и самозамкнувшаяся личность все более опустошается. Но личность, как и природа, не терпит пустоты и начинает заполняться плодами своего воображения (суррогатами). Отсюда рождаются страсти, т. е. влечение ко множеству различных идолов. Потеряв связь с Богом, падший дух ищет забыться в чем попало.

У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и единения, в его самозамкнутой личности, стало силой ненависти и разрушения. Невозможность более достигать единства в полноте бытия превратилась в стремление достигнуть этого во всеобщем уничтожении. Но такое обнаженное предельное зло не легко может найти исполнителя среди тех, кто носит печать Творца, и потому, чтобы соблазнить, зло прикидывается добром, т. е. прибегает к обману и лжи.

Господь говорит, что сатана “человекоубийца от начала и отец лжи” (Иоан. 8,44).

Обманом же, вероятно, дьявол увлек в бездну других духов; путем лжи и клеветы он добился грехопадения первых людей.

14 - Грехопадение человека

Библейский рассказ о грехопадении человека - это образ всякого человеческого искушения и падения. Вникая в него, мы видим:

1) человек, согрешая, бывает не единственным виновником греха; он бывает обманут и впадает в самообман.

2) Искушаясь, человек сохраняет свободу выбора (Ева колеблется, спорит со змием).

3) Искушение начинается с соблазнительного представления.

4) Оно попускается Богом, чтобы испытать и утвердить человеческую свободу. Предупреждение Божие об опасности вкушения от древа “познания добра и зла” - это голос Божественной любви. Поверив ему, человек утвердился бы в свободе, так как свобода осуществляется в любви. Поступать свободно значит поступать по любви.

5) Не поступающий по любви к Богу впадает в грех и теряет свободу. Первые люди, согрешив, стали рабами греха; свидетельство этому в цепи последующих падений (прячутся от Бога, сваливают вину один на другого и т.д.).

6) Обман и самообман в грехе - это неправильно понятая свобода, вера в клевету. Клевета в том, что зов Божественной любви понят как насилие. Бог не ставит Себя в положение начальника, а человека в положение подчиненного. Он - Отец и хочет, чтобы человек был Ему сыном и, по сыновней любви, следовал за Ним.

15 - Последствия греха

В грехе первых людей был и чувственный момент:

предпочтение прекрасного на вид плода исполнению воли Божией. Тут нарушение необходимого для здоровья личности поста и присущее всякому греху - подчинение высшего низшему. Последствие греха - потеря рая. Прежде всего, это то состояние внутреннего опустошения, о котором сказано выше. Кроме того, для человека как существа не только духовного, вия. В частности, искажается его родовая жизнь, поражаемая различными страстями. Роды становятся для женщины мучительными. Труд то и дело теряет творческую радость. Среди людей вместо единства в любви начинается раздор и даже убийство. Самая личность человека, утратившая всецелую любовь, которая ее объединяла, разрывается множеством пожеланий, теряет свою целостность, целомудрие. За болезнью личности И ее разложением следуют болезни души и тела и, наконец, смерть. Для заболевшей личности бессмертие было бы невыносимо и Бог, не допустивший согрешившего человека вкусить от древа жизни (бессмертия), оказывает человеку милость.

16 - Первородный грех

Грехопадением первых людей - Адама и Евы - “грех вошел в мир, и грехом смерть” (Рим. 5,12). Расположение ко греху и все последствия греха, включая смертность, стали наследственными. Но образ Божий, хотя и ослабленный и потемненный, не был утрачен человеком, и для него осталась возможность спасения, возможность как бы вновь начать жизнь, к которой он был призван в раю. Человек пал и изменился, но Бог и любовь Божия неизменяемы; и Бог приходит на помощь своему падшему творению. Книги Ветхого Завета заключают в себе историю постоянно возобновляемого Богом обещания спасения и его подготовки.

17 - Как Бог мог попустить грех?

Возможность для человека грешить и, тем самым, вызывать все ужасные последствия греха, нередко порождает мучительное недоумение, а то и прямое сомнение в благости Божией и даже в Его существовании. Нередко можно услышать: “если Бог благ. Он не может допустить зла, а если Он его допускает, то значит Он не благ или не всемогущ, а потому и не Бог, или же просто Его и нет”. На это Божественное откровение нам отвечает: 1) если бы человек не был создан свободным, он не был бы богообразной личностью (а был бы механизмом); 2) дав человеку возможность грешить. Бог предвечно взял ответственность за грех человека на Себя. За грех человека Бог платит бесконечной жертвенной любовью, отдавая для искупления и спасения человека Своего Сына. Временно лишив человека бессмертия. Бог Сам принимает смерть, чтобы дать человеку вечную жизнь. Но совершая этот величайший акт милосердия. Бог и здесь сохраняет за человеком свободу - принять или не принять это высшее выражение Божественной любви, вкусить или не вкусить от плодов нового “древа жизни”, к которому Бог вновь допускает человека. Это древо жизни, возвращенное человеку, есть крест Господень - древо жертвенной любви.

18 - Апологетика

Апологетика, богословская наука, опровергающая нападки на нашу веру, пыталась в прежнее время согласовать данные исторических и естественных наук с библейскими. В наше время она ограничивается указанием на то, что истины Библии и науки, как относящиеся к разным областям знания, не могут друг другу противоречить. Библия свидетельствует о действии Бога в мире, а наука исследует самый мир. К религиозным истинам Ветхого Завета, неподсудным науке, относятся, главным образом, истины о единобожии, о сотворении мира из ничего, о богообразности человека и единстве человеческого рода, о грехопадении и об обещании и подготовлении явления Спасителя. Все остальное подсудно науке и, приводимые в Библии, без научных целей, сведения о природе мира современная апологетика, в соответствии с данными других наук, считает лишь записью обычных представлении древних семитских племен.

19 - Значение Ветхого Завета

Открываясь людям через людей же - святых пророков, полноту Своего откровения Бог явил в Богочеловеке Иисусе Христе. Подготовлявший Его явление, Ветхий Завет есть предвоплощение Божественного Слова, еще не в человеке, а в человеческом слове и потому имеющем не только Божественную, но и человеческую сторону. Таким образом Ветхий Завет можно изучать и как человеческий документ.

Единственно правильный духовный подход к Библии заключается в умении видеть Божественное сквозь человеческое и вечное сквозь временное. Нельзя забывать еще, что до Христа Божественная истина открывалась постепенно, почему к событиям Ветхого Завета неприменимы оценки, вытекающие из полноты Христовой истины.

Верующий, утвердившийся в таком духовном подходе к Библии, уже не будет смущаться тем, что библейские представления о физических явлениях мира не совпадают с современными (тоже всегда относительными), что некоторые книги Ветхого Завета составлялись не в те годы, как думали раньше, или что многие поступки ветхозаветных праведников не соответствуют христианской этике.

Несмотря на все это, оба Завета - это единое Божественное откровение. Величие Ветхого Завета остается непоколебимым; его суть в неуклонном и все более полном раскрытии Божественной истины, в непрерывном приготовлении ко Христу, несмотря на упорно проявляющуюся немощь и сопротивление падшего “ветхого” человека.

Loading...Loading...