Челпанов г и биография. Г.И

Значение ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. в Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в Московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в Киевский университет святого Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Челпанова: "Проблемы восприятия пространства" (1-я часть, Киев, 1896, магистерская диссертация); "Мозг и душа" (СПб., 1900); "О памяти и мнемонике" (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Челпанов помещал в журналах "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий" и в "Киевских Университетских Известиях"; в последнем издании Челпанов помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Челпанов руководит психологической семинарией при университете святого Владимира (см. "Отчет о деятельности психологической семинарии при университете святого Владимира за 1897 - 1902 годы", Киев, 1903). Книга Челпанова "Мозг и душа" - ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898 - 1899 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: "дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм". В "Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" Челпанов в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге: "Ursprung der Raumvorstellung". По существу это - теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Челпанов не рассматривает. Но все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Челпанов признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукты переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Челпанов видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Челпанов отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Челпанов, наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Челпанова посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Челпанов высказал в книге "О современных философских направлениях" (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии - "исследование природы вселенной"; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Челпанов следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. "В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени" (стр. 107). Таким образом Челпанов объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Челпанова. Э. Радлов.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1862-1936) - русский философ, психолог, логик. Учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе (у Грота). С 1890 работал на …
  • ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
    (1862-1936) российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной …
  • ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ
    Георгий Иванович , русский психолог и философ, логик, Профессор Киевского (1892-1907) и Московского (1907-23) университетов. Основатель …
  • ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1862-1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем …
  • ГЕОРГИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    157154, Костромской, …
  • ЧЕЛПАНОВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от прозвища или нецерковного имени Челпан из нарицательного челпан, которое в прошлом означало “холм”, “каравай”, в переносном значении …
  • ГЕОРГИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Победоносец (греч. , в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Джирджис), в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная …
  • ЧЕЛПАНОВ
    Георгий Иванович (1862- 1936), психолог, философ, педагог. С 1891 приват-доцент Московского университета, с 1892 - Киевского университета, где создал психологические …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ГЕОРГИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    V царь Грузии (1314-46), боролся против монгольского ига и фактически стал независимым правителем. Добился воссоединения с Грузией Имеретии (1327) и …
  • ГЕОРГИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    В Грузии: Г. III (г. рождения неизвестен - умер 1184), царь Грузии с 1156, сын царя Дэметрэ I. Продолжал активную …
  • ЧЕЛПАНОВ
    (Георгий Иванович, род. в 1862 г. в Мариуполе) — современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в …
  • ГЕОРГИЙ МИТРОПОЛИТ НИКОМИДИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    один из замечательных византийских церковных ораторов IX века. Был современником и другом константинопольского патриарха Фотия, с которым вел переписку. Из …
  • ГЕОРГИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ МОНАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Написал исторический труд "?????? ????????????", обнимающий время от сотворения мира до Диоклетиана (284 г. по Р. Хр.). При патриархе константинопольском …
  • ГЕОРГИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Георгий cв., великомученик, Победоносец - по сказаниям Метафраста,происходил из знатного каппадокийского рода, занимал высокое положение ввойске. Когда началось Диоклетианово гонение …
  • ЧЕЛПАНОВ
    ЧЕЛП́АНОВ Георг. Ив. (1862-1936), психолог и логик, основатель и директор Моск. психол. ин-та (1912-23). Сторонник психофизич. параллелизма. Тр. по эксперим. …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ СТЕФАН (George Stefan) (?-1668), молдавский господарь (1653-58). Путём заговора сверг господаря Василия Лупу. В 1656 направил в Москву посольство …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ГЕ́ОРГИЙ СЕДОВ", ледокольный пароход, названный по имени Г.Я. Седова. Построен в 1909. Водоизмещ. 3217 т. Участвовал в первой сов. арктич. …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ АМАРТОЛ (9 в.), визант. летописец, монах. Автор популярной в Византии и на Руси "Хроники" (4 кн., от сотворения мира …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ ХII (1746-1800), последний царь (с 1798) Картлийско-Кахетинского царства, сын Ираклия II (династия Багратионов). Просил имп. Павла I принять …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ V, царь Грузии (1314-46), боролся против монг. ига и фактически стал независимым правителем. Добился воссоединения с Грузией Имерети (1327) …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ III, царь Грузии (1156-84), продолжатель политики Давида IV Строителя. Успешно боролся с сельджуками, с крупными феодалами. Значительно расширил свои …
  • ГЕОРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГЕ́ОРГИЙ (в миру Григ. Осипович Конисский) (1717-95), церк. деятель, просветитель, проповедник, богослов, писатель. Архиепископ Могилёвский, чл. Святейшего Синода (с 1783). …
  • ЧЕЛПАНОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Георгий Иванович, род. в 1862 г. в Мариуполе) ? современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в …
  • ГЕОРГИЙ
    Жуков, Свиридов, …
  • ГЕОРГИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ГЕОРГИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    егор, имя, орден, …
  • ГЕОРГИЙ
  • ГЕОРГИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Ге`оргий, -я (имя; …
  • ГЕОРГИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Георгий, (Георгиевич, …
  • ГЕОРГИЙ в Орфографическом словаре:
    ге`оргий, -я (имя; …
  • ЧЕЛПАНОВ
    Георгий Иванович (1862-1936) , российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ГЕОРГИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Георгий м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. разг. Название ордена или знака отличия ордена Святого …
  • ГЕОРГИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Название военного ордена Святого Георгия четырех степеней (учрежден в России в середине XVIII …
  • КАЛЬЧИУ-ДУМИТРЯСА ГЕОРГИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кальчиу-Думитряса Георгий (Gheorghe Calciu-Dumitreasa) (1925 - 2006), священник (Православная Церковь в Америке), …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ГЕОРГИЙ ХОЗЕВИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Хозевит (+ 625), преподобный. Память 8 января. Родился на Кипре в …
  • ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Победоносец (284 - 303 / 304), великомученик, чудотворец. Память 23 апреля …
  • ГЕОРГИЙ ИВЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Георгий Иверский, Афонский (1009/1014 - 1065), игумен, преподобный. Память 13 мая, 27 …

Челпанов, Георгий Иванович

(род. в 1862 г. в Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в киевский университет св. Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Ч.: "Проблемы восприятия пространства" (1-я ч., Киев, 1896, магистерская диссертация); "Мозг и душа" (СПб., 1900); "О памяти и мнемонике" (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Ч. помещал в журналах "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий" и в "Киевских Университетских Известиях"; в последнем издании Ч. помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Ч. руководит психологической семинарией при университете св. Владимира (см. "Отчет о деятельности психологической семинарии при университете св. Владимира за 1897-1902 гг.", Киев, 1903).

Книга Ч. "Мозг и душа" - ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898-99 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: "дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм". В "Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" Ч. в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге "Ursprung der Raumvorstellung". По существу это - теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Ч. не рассматривает. Не все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Ч. признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукт переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Ч. видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Ч. отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Ч., наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Ч. посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Ч. высказал в книге: "О современных философских направлениях" (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии - "исследование природы вселенной"; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Ч. следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. "В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени" (стр. 107). Таким образом, Ч. объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Ч.

Э. Радлов.

{Брокгауз}

Челпанов, Георгий Иванович

(род. 1862) - известный русский психолог. Состоял профессором философии и психологии в Киеве (1892-1906) и Москве (1907-23); с 1911/12 по 1923 был директором Московского психологического ин-та. По своему мировоззрению Ч. - идеалист. Философские воззрения Ч. развиты в его книгах: Мозг и душа (1900), О современных философских направлениях (1902) и др., где он доказывает, что возможна "только идеалистическая философия". Как идеалист Ч. примыкает в философии к учению Штумпфа (в вопросе восприятия пространства), в вопросах психологии Ч. объявляет себя последователем В. Вундта . После революции, продолжая работу в области психологии, Ч. пытается "примирить" идеализм в философии с "материалистическим" объяснением психических процессов в психологии. Ряд работ Ч. за этот период носит по существу эклектический характер.

Главные соч.: Проблемы восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, 2 ч., Киев, 1896-1904; Мозг и душа, СПб, 1900 (6 изд., М.-П., 1918); О памяти и мнемонике, СПб,. 1900; Введение в философию, 6 изд., М., 1916; Введение в экспериментальную психологию, 3 изд., Москва, 1924; Учебник психологии, 13 изд., М. - П., 1916; Психология и марксизм, 2 изд., М., 1925; Объективная психология в России и Америке, М., 1925; Психология или рефлексология?, М., 1926; Очерки психологии, М.-Л., 1926, и др. Лит. : Корнилов К. И., Психология и марксизм проф. Челпанова, в сб. Психология и марксизм, Л., 1925; Блонский П. П., Психология, как наука о поведении, там же; Франкфурт Ю. В., В защиту революционно-марксистского взгляда на психику, в сб. Проблемы современной психологии, Л., 1926.

Челпанов, Георгий Иванович

Философ, психолог, логик. Автор ряда многократно переиздававшихся в России руководств по филос., психол. и логике, хорошо известных в конце XIX - первой пол. XX столетия ("Введение в философию" вышло в 1916 - 6-м изд., "Учебник психологии" - в 1919 - 15-м изд., "Учебник логики" - в 1946 - 10-м изд.). Род. в Мариуполе, учился на ист.-филол. ф-те Новороссийского ун-та в Одессе (1882-1887). С 1890 - преп. филос. (приват-доц.) Моск. ун-та. В 1892 перешел работать в Киевский ун-т, где в 1897 стал проф. и зав. кафедрой филос. (1897-1906). С 1907 по 1923 заведовал кафедрой филос. Моск. ун-та; с 1917 - почетный проф. В 1910-1911 посетил Германию и США для ознакомления с работой психол. ин-тов и лабораторий. Основатель и ред. ж. "Психологическое обозрение" (1917-1918). В 1912 Ч. создал при Моск. ун-те Психол. ин-т. Для методол. установок Ч. до революции было характерно сочетание психол.-эмпирич. подходов с метафиз. умозрением. Он высоко ценил интроспективный метод иссл. В то же время, склоняясь все более к эмпирич. субъективизму и негативно оценивая эксперимент, он полагал, что источником предпосылок для психол. должна служить филос. М.Г.Ярошевский отмечал: "Челпанов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана кн. "Введение в экспериментальную психологию" (1915), в которой обобщались современные ему методы психологического изучения" ("История психологии". М., 1976. С.413). Молодые психологи между тем, работая в целом в благоприятных для творч. условиях, все чаще стали высказывать свое отрицательное отношение к недооценке Ч, эксперимента. 8 марта 1923 Коллегия Ин-та науч. филос. РАНИОН приняла решение: "Коллегия особо обсуждала вопрос о Г.И.Челпанове и других идеалистах и [признала] дальнейшую работу их в институте нежелательной и недопустимой" (Архив АН СССР, Моск. отд. Ф. 355 оп. 1, л. 2). В середине ноября 1923 ему было предложено сдать руководство ин-том проф. К.Н.Корнилову. С 1921 - член ГАХН; уволен по сокращению штатов в 1930. Умер в Москве. Ч. - крупнейший представитель т.н. "эмпирич." направления в психол., ориентировавшегося в иссл. конкретных проблем на европ. психол. (в данном случае на вундтовскую и вюр-цбургскую школы). Пытался обосновать психол., опираясь на представление об "эмпирич. параллелизме" души и тела. Выступал с критикой материализма, зачастую отождествляя его с вульгарными вариантами. Будучи сам философом и логиком (систематиком соответствующих обл. знания) и "философом в психологии", он считал, что общая психол., в отличие от соц. психол., должна быть свободна от соц.-групповой (классовой) филос. Наряду с этим он был убежден в необходимости всеобщих принципов филос. для психол.

Соч.: Психология. Лекции. М. , 1892 ; О ценности жизни. Изложение и критика пессимистической философии // Мир божий. 1896. № 11 ; Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч.1-2. Киев , 1896-1904 ; Учебник логики. 1897 (10 изд. - 1918 и 1946 ); Мозг и душа. 1900 (5-е изд. - М. , 1912 ); О современных философских направлениях. Киев , 1902 ; Введение в философию. Киев , 1905 ; Психология. Ч.1-2. М. , 1909 ; Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. 1909. Вып.99 (3 ); Введение в экспериментальную психологию. М. , 1915 (3-е изд. - М. , 1924 ); Демократизация школы. М. , 1918 ; Учебник психологии. 15-е изд. М. -Пг. , 1919 ; Психология и марксизм. 2-е изд. М. , 1925 ; Объективная психология в России и Америке. М. , 1925 ; Очерки психологии. М.-Л. , 1926 ; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии ). М. , 1926 ; Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии ). М. , 1927 ; Социальная психология или условные рефлексы. М.-Л. ,

А.П.Алексеев

Челпа нов, Георгий Иванович

Род. 1862, ум. 1936. Философ, психолог. Ученик Н. Я. Грота (см.). Выпускник историко-филологического факультета Новороссийского университета (1887). Основатель Психологического института при Московском университете (1914). Труды: "Мозг и душа" (1900), "Проблема восприятия пространства" (1904) и др.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Челпанов, Георгий Иванович" в других словарях:

    Челпанов Георгий Иванович - (1862–1936) русский психолог и философ. Критикуя материализм («Мозг и душа», 1900), Ч. пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» души и тела, восходящей к психофизическому параллелизму В. Вундта. Он считал, что … Большая психологическая энциклопедия

    Челпанов (Георгий Иванович, родился в 1862 г. в Мариуполе) современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в Новороссийском университете на историко филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание… … Биографический словарь

    - (род. 1862 – ум. 1936) рус. философ, психолог и логик. В психологии развивал теорию эмпирического параллелизма души и тела, восходящую к психофизическому параллелизму В. Вундта. Область общей психологии, по Челпанову, должна быть свободна от… … Философская энциклопедия

    - (1862 1936) российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912 23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии … Большой Энциклопедический словарь

    - (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914 г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих… … Психологический словарь

(род. в 1862 г. в Мариуполе) - современный ученый. Среднее образование получил в мариупольской гимназии. Окончил курс в новороссийском университете на историко-филологическом факультете. В 1890 г. начал преподавание философии в московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. перешел в киевский университет св. Владимира, где в настоящее время состоит профессором философии. Главнейшие работы Ч.: "Проблемы восприятия пространства" (1-я ч., Киев, 1896, магистерская диссертация); "Мозг и душа" (СПб., 1900); "О памяти и мнемонике" (СПб., 1900). Статьи по психологии и философии Ч. помещал в журналах "Русская Мысль", "Вопросы философии и психологии", "Мир Божий" и в "Киевских Университетских Известиях"; в последнем издании Ч. помещал весьма ценные обзоры новейшей литературы по психологии, теории познания и трансцендентальной эстетике Канта. С 1897 г. Ч. руководит психологической семинарией при университете св. Владимира (см. "Отчет о деятельности психологической семинарии при университете св. Владимира за 1897-1902 гг.", Киев, 1903).

Книга Ч. "Мозг и душа" - ряд публичных лекций, читанных в Киеве в 1898-99 гг.; автор дает критику материализма и очерк некоторых современных учений о душе. Критическая часть работы выполнена обстоятельнее, чем положительная; критикуя учение о параллелизме и о психическом монизме, автор заканчивает свое исследование словами: "дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явления, чем монизм". В "Проблемах восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности" Ч. в главнейших чертах защищает точку зрения, которую высказал Штумф в своей книге "Ursprung der Raumvorstellung". По существу это - теория нативизма, утверждающая, что пространство в психологическом отношении есть нечто непроизводное; представление о пространстве не может быть получено из того, что само по себе не обладает протяженностью, как это утверждают генетисты. Пространство есть такой же необходимый момент ощущений, как и интенсивность; интенсивность и протяженность составляют количественную сторону ощущения и одинаково неразрывно связаны с качественным содержанием ощущения, без которого они немыслимы. Отсюда следует, что все ощущения обладают протяженностью; но вопроса об отношении этих протяженностей ближайшим образом Ч. не рассматривает. Не все содержание протяженности, как оно является в развитом сознании, Ч. признает непроизводным, а лишь плоскостную протяженность; из нее путем психических процессов вырастают сложные формы восприятия пространства. Представление глубины есть продукт переработки опыта плоскостной протяженности. Сущность непроизводной протяженности Ч. видит во внеположности, а глубина есть преобразование этой внеположности или плоскостной протяженности. От Штумфа Ч. отступает в том, что первый сближает качество ощущений с протяженностью, полагая, что различию мест в пространстве соответствует различие качеств; поэтому Штумф отрицает теорию Лоце о локальных знаках. Ч., наоборот, полагает, что теория локальных знаков может быть соединена с учением о непроизводности восприятия протяженности и что хотя локальные знаки и не являются необходимой составной частью первоначального представления о пространстве, но в расширении и развитии этого представления им принадлежит важная роль. Первая половина работы Ч. посвящена обстоятельному изложению теорий нативизма и генетизма, в лице главнейших представителей этих учений. Философские свои воззрения Ч. высказал в книге: "О современных философских направлениях" (Киев, 1902). Автор доказывает мысль, что ныне возможна только идеалистическая философия. Философия есть метафизика. Особого метода она не имеет. Предмет философии - "исследование природы вселенной"; философия есть система наук, но этого не следует понимать в духе позитивизма. Главный недостаток позитивизма состоит в том, что у него нет теории познания; поэтому позитивизм должен был перейти в иную форму. Ч. следит за различными формами философской мысли в XIX веке, а именно за агностицизмом, неокантианством, метафизикой, как она выразилась у Гартмана и у Вундта. "В настоящий момент всякого ищущего научно-философского мировоззрения может наиболее удовлетворить именно метафизика Вундта или вообще построение, совершающееся по этому методу. Мировоззрение может быть удовлетворительным, если оно идеалистическое. Если же оно вдобавок построено на реалистических началах, то это оказывается как раз в духе нашего времени" (стр. 107). Таким образом, Ч. объявляет себя последователем Вундта, и критика мировоззрения Вундта в то же время будет и критикой философии Ч.

Э. Радлов.

{Брокгауз}

Челпанов, Георгий Иванович

(род. 1862) - известный русский психолог. Состоял профессором философии и психологии в Киеве (1892-1906) и Москве (1907-23); с 1911/12 по 1923 был директором Московского психологического ин-та. По своему мировоззрению Ч. - идеалист. Философские воззрения Ч. развиты в его книгах: Мозг и душа (1900), О современных философских направлениях (1902) и др., где он доказывает, что возможна "только идеалистическая философия". Как идеалист Ч. примыкает в философии к учению Штумпфа (в вопросе восприятия пространства), в вопросах психологии Ч. объявляет себя последователем В. Вундта . После революции, продолжая работу в области психологии, Ч. пытается "примирить" идеализм в философии с "материалистическим" объяснением психических процессов в психологии. Ряд работ Ч. за этот период носит по существу эклектический характер.

Главные соч.: Проблемы восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, 2 ч., Киев, 1896-1904; Мозг и душа, СПб, 1900 (6 изд., М.-П., 1918); О памяти и мнемонике, СПб,. 1900; Введение в философию, 6 изд., М., 1916; Введение в экспериментальную психологию, 3 изд., Москва, 1924; Учебник психологии, 13 изд., М. - П., 1916; Психология и марксизм, 2 изд., М., 1925; Объективная психология в России и Америке, М., 1925; Психология или рефлексология?, М., 1926; Очерки психологии, М.-Л., 1926, и др. Лит. : Корнилов К. И., Психология и марксизм проф. Челпанова, в сб. Психология и марксизм, Л., 1925; Блонский П. П., Психология, как наука о поведении, там же; Франкфурт Ю. В., В защиту революционно-марксистского взгляда на психику, в сб. Проблемы современной психологии, Л., 1926.

Челпанов, Георгий Иванович

Философ, психолог, логик. Автор ряда многократно переиздававшихся в России руководств по филос., психол. и логике, хорошо известных в конце XIX - первой пол. XX столетия ("Введение в философию" вышло в 1916 - 6-м изд., "Учебник психологии" - в 1919 - 15-м изд., "Учебник логики" - в 1946 - 10-м изд.). Род. в Мариуполе, учился на ист.-филол. ф-те Новороссийского ун-та в Одессе (1882-1887). С 1890 - преп. филос. (приват-доц.) Моск. ун-та. В 1892 перешел работать в Киевский ун-т, где в 1897 стал проф. и зав. кафедрой филос. (1897-1906). С 1907 по 1923 заведовал кафедрой филос. Моск. ун-та; с 1917 - почетный проф. В 1910-1911 посетил Германию и США для ознакомления с работой психол. ин-тов и лабораторий. Основатель и ред. ж. "Психологическое обозрение" (1917-1918). В 1912 Ч. создал при Моск. ун-те Психол. ин-т. Для методол. установок Ч. до революции было характерно сочетание психол.-эмпирич. подходов с метафиз. умозрением. Он высоко ценил интроспективный метод иссл. В то же время, склоняясь все более к эмпирич. субъективизму и негативно оценивая эксперимент, он полагал, что источником предпосылок для психол. должна служить филос. М.Г.Ярошевский отмечал: "Челпанов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана кн. "Введение в экспериментальную психологию" (1915), в которой обобщались современные ему методы психологического изучения" ("История психологии". М., 1976. С.413). Молодые психологи между тем, работая в целом в благоприятных для творч. условиях, все чаще стали высказывать свое отрицательное отношение к недооценке Ч, эксперимента. 8 марта 1923 Коллегия Ин-та науч. филос. РАНИОН приняла решение: "Коллегия особо обсуждала вопрос о Г.И.Челпанове и других идеалистах и [признала] дальнейшую работу их в институте нежелательной и недопустимой" (Архив АН СССР, Моск. отд. Ф. 355 оп. 1, л. 2). В середине ноября 1923 ему было предложено сдать руководство ин-том проф. К.Н.Корнилову. С 1921 - член ГАХН; уволен по сокращению штатов в 1930. Умер в Москве. Ч. - крупнейший представитель т.н. "эмпирич." направления в психол., ориентировавшегося в иссл. конкретных проблем на европ. психол. (в данном случае на вундтовскую и вюр-цбургскую школы). Пытался обосновать психол., опираясь на представление об "эмпирич. параллелизме" души и тела. Выступал с критикой материализма, зачастую отождествляя его с вульгарными вариантами. Будучи сам философом и логиком (систематиком соответствующих обл. знания) и "философом в психологии", он считал, что общая психол., в отличие от соц. психол., должна быть свободна от соц.-групповой (классовой) филос. Наряду с этим он был убежден в необходимости всеобщих принципов филос. для психол.

Соч.: Психология. Лекции. М. , 1892 ; О ценности жизни. Изложение и критика пессимистической философии // Мир божий. 1896. № 11 ; Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч.1-2. Киев , 1896-1904 ; Учебник логики. 1897 (10 изд. - 1918 и 1946 ); Мозг и душа. 1900 (5-е изд. - М. , 1912 ); О современных философских направлениях. Киев , 1902 ; Введение в философию. Киев , 1905 ; Психология. Ч.1-2. М. , 1909 ; Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. 1909. Вып.99 (3 ); Введение в экспериментальную психологию. М. , 1915 (3-е изд. - М. , 1924 ); Демократизация школы. М. , 1918 ; Учебник психологии. 15-е изд. М. -Пг. , 1919 ; Психология и марксизм. 2-е изд. М. , 1925 ; Объективная психология в России и Америке. М. , 1925 ; Очерки психологии. М.-Л. , 1926 ; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии ). М. , 1926 ; Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии ). М. , 1927 ; Социальная психология или условные рефлексы. М.-Л. ,

А.П.Алексеев

Челпа нов, Георгий Иванович

Род. 1862, ум. 1936. Философ, психолог. Ученик Н. Я. Грота (см.). Выпускник историко-филологического факультета Новороссийского университета (1887). Основатель Психологического института при Московском университете (1914). Труды: "Мозг и душа" (1900), "Проблема восприятия пространства" (1904) и др.

Глава 5. Суждения Челпанова

Итак, исходное определение рассуждения у Челпанова было таким: Если нам дается два или несколько суждений и из них необходимо вытекает новое суждение, то такой процесс называется умозаключением или рассуждением.

Не буду придираться к тому, что, с психологической точки зрения, сведение рассуждения к умозаключению с очевидностью сужает понятие рассуждения. Челпанов не только психолог, но и логик, и он болеет логичностью. Не в смысле качества рассуждения, а в смысле использования понятий логики. Поэтому в данном случае он просто потерял себя как психолога и пытается быть круче психологов, поскольку он - логик и знает что-то такое, чего психологи должны бояться. И слушаться!

Поэтому, чтобы понять Челпанова, надо сличать его Психологию с Логикой. И как ни странно, это сличение показывает, что он искусственно вбивает себя в более узкие рамки, чем позволяли ему его способности. По крайней мере в отношении рассуждения.

Это очевидно, когда читаешь его «Введение в философию». Георгий Иванович был умный и знающий человек. Он был одарен и не предавал свою душу. Но все же он не был в полной мере философом, хотя и писал философские работы. В Предисловии к первому изданию «Введения в философию» в 1905 году он пишет: «Для изучения настоящей книги необходимо предварительное знакомство с элементами логики и психологии» (Челпанов, Введение, с. VIII). А далее предлагает как раз свои учебники логики и психологии.

С действительно философской точки зрения - это обман и самообман. Философия должна была закладывать основы и начала для логики и ставить требования перед психологией, задавая ей направление поиска. Психология может предшествовать философии, только если философия - это наука о человеке, скажем, гносеология или теория познания. Тогда психология - это то орудие, которым добываются знания о действительности.

Но «Введение» Челпанова - это классический учебник рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Он, конечно, поминает гносеологию, но лишь в историческом смысле, то есть как рассказ о воззрениях других философов. А затем уходит к онтологии и космологии. Философия, как ее видит Челпанов, отнюдь не есть наука, которая заказывает психологии исследования. Она лишь учитывает ее.

Это значит, что требование Челпанова предварительно знать логику и психологию выдает потребность не в основах и началах, а в языке. Чтобы понимать философов той поры, уже требуется владеть непростой терминологией, отличающейся от живого языка. Философия уже далека от мудрости, как ее понимал народ. Философ уже не мудрец, а Мыслитель, и звучит гордо…

При этом в первой же главе, посвященной задачам философии и ее методу, Челпанов попросту и по-бытовому проговаривается:

«В настоящее время философы всех направлений признают, что возможен только один способ познания, именно, познание при помощи опыта и наблюдения, руководимого рассуждением» (Там же, с. 2).

Не стоит надеяться, что он сам осознал, что сказал. Дальше он к этому не возвращается. В действительности он лишь отразил спор между немецкой и английской школами философствования, между эмпиризмом и немецким идеализмом. Идеализм, как казалось, постигает истину исключительно с помощью рассудочного созерцания работы «чистого разума», а эмпиризм требовал признать, что никакого чистого разума нет, а есть лишь понятия, извлеченные из жизненного опыта.

Так что это «рассуждение» Челпанова совсем не то же, что и в утверждении, что рассуждение есть умозаключение. Это рассуждение - вполне бытовое понятие, описывающее то, как, к примеру, делал философию Кант. А Кант, безусловно, не только умозаключал. Он - рассуждал, но шире, в общем, лучше бы сказать: мыслил! Да вот - выскочило! Кстати, никто из философов в действительности не делал такого заявления, что рассуждение должно руководить наблюдением над опытом. Это Челпанов вывел из собственных наблюдений за тем, как делается философия в де й ствител ьн ости.

А в действительности все философы, которые сказали хоть что-то свое, рассуждали, пытаясь понять то, что открывалось им при наблюдении за собой и другими людьми. Это рассуждение в широком смысле.

И тем не менее: рассуждение - это то, что должно руководить наблюдением и опытом, а значит, и познанием. Вот действительно философский подход. Если философия - это любовь к мудрости, она должна руководить тем, как постигается истина и добывается мудрость, задавая соответствующее мировоззрение. Задавая его, безусловно, с помощью философского, а не логического или математического рассуждения. И тогда логика и психология оказываются орудиями этого рассуждения и должны изучаться после того как станет ясно, как и для чего их применять.

Но Челпанов советует начинать с логики, и я последую его совету, чтобы понять ход его мысли. Итак, мне нужно понять, что такое рассуждение, сведенное к умозаключению, которое состоит в выведении из имеющихся суждений нового?

В 13 главе его «Учебника логики» есть раздел, который так и называется - Определение умозаключения:

«Теперь мы рассмотрим умозаключение или рассуждение, которое представляет собою наиболее совершенное логическое построение. Умозаключение получается из суждений, и именно таким образом, что из двух или больше суждений с необходимостью выводится новое суждение. Это последнее обстоятельство, именно выведение нового суждения, особенно характерно для процесса умозаключения.

Итак, умозаключение есть вывод суждения из других суждений, которые в таком случае называются посылками, или предпосылками » (Челпанов, Учебник логики, с. 70).

Челпанов нигде не доказал, что рассуждение и есть умозаключение. Он просто навязал читателям их тождество. В его изложении встречаются убедительные выражения вроде: «с необходимостью выводится» и «особенно характерно». К ним сразу же хочется придраться: это лишь «правильная речь» для изложения логики, или же нас в чем-то хотят убедить? К примеру: всегда ли при умозаключении из суждений новое суждение выводится с необходимостью? И: а что менее характерно для умозаключения, чем выведение нового суждения?

Далее Челпанов перечисляет виды умозаключений, как делал это и в «Учебнике психологии». Правда, теперь их оказывается больше, что показывает логику как подробно разработанную науку. Но пока меня больше занимает то, из чего состоит рассуждение, то есть собственно суждения. Умозаключение, безусловно, используется в рассуждении, как, например, и слова, знаки или понятия, но само это слово предполагает какие-то действия с суждениями. Вот их я и хочу понять.

В «Учебнике психологии» Челпанов дает лишь сокращенное описание понятия «суждение». Оно искажает действительное понимание самого Челпанова:

«Мы рассмотрели такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, образование общих представлений…

Чтобы определить, что такое суждение, мы рассмотрим несколько примеров суждений. "Этот человек честен" есть суждение. "Железо проводник теплоты" есть суждение. "Растение есть организм" - суждение. Из этих примеров мы видим, что в суждении мы приводим в связь два представления, мы устанавливаем между ними то или иное отношение » (Челпанов, Учебник психологии с. 137).

Я не хочу сейчас обсуждать убеждение Челпанова и всего научного сообщества в том, что суждение является «познавательным процессом». Если считать познанием не то, что дает знания о действительности, а то, что производит определенный вид образов, которому можно дать имя «знания», то такая точка зрения имеет право на существование. Но вот понятие представления оговорить необходимо.

Дело в том, что Челпанов строго следует за кантианской традицией делить все имеющиеся в нашем сознании образы на низшие и высшие, используя слово представление не в том смысле, в каком его использовал народ, а жестко приписывая ему искусственное значение, придуманное Кантом. Его «представление» - это не сложный образ, могущий включать в себя даже понятия, который ты представляешь себе, а простейший образ, каким ощущение запечатлевается в нашем сознании.

Для русского языка этот психологический термин есть простая подмена слова «образ» на термин тайного научного языка «представление»:

«То, что является в нашем сознании, когда какое-либо ощущение возобновляется или воспроизводится, называется представлением, идеей, образом » (Там же, с. 65).

Это значит, что суждение - это не установление отношений между представлениями, а установление отношений между образами в самом широком смысле этого слова. В том смысле, в каком образом может быть и простейший образ восприятия, который мазыки называли истотой, и понятие, и представление. Понятое так, суждение превращается в то, что называлось в психологии ассоциацией. Возможно, искусственной. Очевидно, Челпанов чувствовал слабость такого определения и поэтому уточнил:

«По общепринятым воззрениям, в суждении мы высказываем или утверждаем что-либо относительно чего-либо » (Там же, с. 138).

Вот это сущностное дополнение. На мой взгляд, именно в нем и скрывается понимание. Хотя я воспользовался бы для выражения этой же мысли русским языком: в суждении мы судим. Но тогда потребовалось бы определить, что значит судить? И тут пояснение «утверждаем» может помочь. Похоже, судя, мы утверждаем, то есть делаем нечто твердым, как при закладке оснований. Для чего? Для того же рассуждения, то есть для движения мысли, для думания…

Вынося суждение, мы создаем те опоры, которые считаем соответствующими действительности и потому позволяющими двигаться к истине. Мы считаем… не более! И делаем мы это чаще всего в речи. Так речь становится убедительной. И так в ней отражается наш поиск путей к истине. Поэтому появляется соблазн посчитать этим путем саму речь и посчитать законы, правящие речью, законами познания…

«То представление, о котором что-либо высказывается, называется субъектом, подлежащим; то представление, которое называет, что именно высказывается, называется предикатом, или сказуемым » (Там же).

Из этого объяснения стоит запомнить только то, что субъект - это подлежащее, а предикат - сказуемое. И то только для того, чтобы понимать формальную логику, потому что она стала наукой о языке, почти двойником грамматики.

В «Учебнике логики» это очевидней:

«Суждение есть известное умственное построение, но, будучи выражено в словах, оно называется предложением.

Грамматический анализ предложения. В предложении мы всегда высказываем что-нибудь относительно чего-нибудь. То, относительно чего мы высказываем, называется подлежащим, субъектом, а то, что мы о нем высказываем, называется предикатом, сказуемым» (Челпанов, Учебник логики, с. 42).

Дальше идет условный язык, отражающий узкий взгляд на предмет. Сразу появляется искушение задавать вопросы. Например: в каком смысле говорится, что в предложении мы всегда высказываем что-нибудь? А если мы спрашиваем, это тоже высказывание? Тогда, в каком смысле? И так далее.

Точно так же условны и уязвимы и все остальные построения Челпанова, как только он начинает излагать логику:

«Познание и суждение. Если бы у нас были одни только представления и понятия, но не было бы их соединения или связи, то могли бы мы сказать, что у нас есть познание? Конечно, нет. Познание может быть только в том случае, если мы имеем дело с истинностью или ложностью; а вопрос об истинности или ложности возникает только тогда, когда между понятиями устанавливается известная связь; это бывает именно тогда, когда мы судим о чем-нибудь » (Там же).

Так и рвется: совсем дурак, что ли?! Логика каким-то магическим образом лишает философов разума, и они начинают бредить в неведом сне. Судите сами: у вас есть образ чего-то, что вы увидели, и даже больше: у вас есть понятие о чем-то, с помощью которого вы совершаете какие-то важные действия и выживаете в этом мире. Эти образы пришли путем прямого восприятия действительности и настолько ей соответствуют, насколько только это доступно нашим органам восприятия.

Конечно, они ложны в силу своей неточности, и орел мог бы рассмотреть эту вещь точнее, а волк разнюхать лучше. Но уровень нашего восприятия - это данность и предел истинности, определяемый нашим воплощением. Эту «ложность» можно не учитывать или, как говорится, выносить за скобки. Главное, что истинность этих образов достаточна для выживания, и значит, они соответствуют действительности. И это однозначно свидетельствует: мы знаем мир. У нас есть познание. И оно не ложно.

Но вот когда мы начинаем судить о чем-то, устанавливая связи между понятиями, мы уходим от действительности к содержанию своего сознания. И тогда действительно появляется возможность ложности или истинности. Но не познания, а суждения!

Для живого человека это - отвлеченный предмет, никак не подрывающий качество его познания мира. А для логика и философа - это подмена всего познания. Его познание - это не познание действительности, а познание истинности или ложности его суждений!..

А что же происходит у него со всем остальным познанием мира, запечатленным в огромном Образе мира и во всем содержании его сознания, когда философ убеждается, что его суждения ложны? Может, они отменяются, и философ вдруг теряет способность ходить, писать, выбирать вино себе к обеду?

Заигрались. Но и бог с ними.

Зато в этой куче мусора, которое назвали логикой, есть зерна действительно любопытного. Любопытного, если отбросить грамматический взгляд на суждения и сохранить только основное, а именно то, что суждение - это установление связи между двумя образами. Причем установление именно такой связи, которая позволяет вывести следующее суждение, становящееся опорой для рассуждения. Если идти не от грамматики, а от живого языка, то суд - это оценка и вынесение решения о том, как поступать с тем, что мы рассматривали. Это решение и воплощается в той опоре, что мы создаем, устанавливая связь между образами.

Вот о природе этой связи Челпановым сделано красивое наблюдение, которое я бы не хотел упускать.

«Уверенность или вера. В суждении самым существенным является утверждение; без утверждения не могло бы быть суждения. Но для того, чтобы я мог что-нибудь утверждать, я должен иметь уверенность в том, что утверждаемое мною имеет объективную реальность, что оно существует в действительности, а не только в моем сознании.

Если я утверждаю, что "доска черная", то это происходит от того, что я уверен, что вне меня существует предмет, который называется доской и которому присущ черный цвет. Если бы у меня такой уверенности не было, то я не мог бы высказывать указанные суждения. Простого соединения представлений было бы совершенно недостаточно для образования суждения» (Челпанов, Учебник психологии, с. 138).

В сознании философов всё так запутано! Декартово когито, то есть утвержденная им исходная точка рассуждения - я мыслю, значит, я существую - замкнуло философов на самих себя. Они уверены, что они рассуждают сами по себе, независимо от других людей, а речь используют лишь по чистой случайности, поскольку так исторически сложилось. И их внутренняя речь - это прямое отражение действительного познания мира.

На самом же деле речь нужна для общения с другими. И когда у философа появляется утверждение, что «доска черная» или «теперь день», это лишь вырванный из потока жизни кусок действительного общения с другими людьми. И проверять его на истинность надо не по внутренним ощущениям, а по тому, как это помогает другим людям действовать и жить.

Если твое высказывание-утверждение использовано другими так, как это ожидается, суждение было верным. Если же они усомнились, оно сомнительно. А если они предлагают тебе полечиться, суждения твои ложны.

Речь рождалась как орудие, облегчающее выживание не человека, а людей, общества в этом мире, то есть на Земле. И если высказывания верны, то верны они именно в том смысле, что другие люди при их ограниченной, как и у тебя, способности восприятия все же действуют верно относительно того, на что ты им указал своим суждением. Это предназначение речи и одновременно ее ограниченность как орудия. Этого нельзя не учитывать.

Если за речью и есть логос, то не в ней, а там, где живет разум. Поэтому действительным способом судить о том, насколько верны наши высказывания, является их использование в общении с другими людьми. Но это относится лишь к простейшим высказываниям, которые соответствуют действительному миру с очевидностью, то есть напрямую описывая вещи или действия людей.

Но люди имеют сложное сознание. Их телесные действия отражают образы, сложенные в их сознании из множества понятий. Люди могут сложить их неверно или иметь намерение обмануть. Вот для этих случаев и требуется искусство логики или способность как говорить убедительно, так и понимать тех, кто говорит убедительно, то есть пытается обманом заставить тебя сделать что-то выгодное ему.

«Уверенность может иметь различную степень. Если уверенность достигает наивысшей степени, то суждение, которое мы составляем, представляется нам вполне достоверным. Например, я уверен, что в настоящий момент - день, а не ночь. Эта уверенность достигает высшей степени, а потому суждение "теперь день" приобретает для меня наибольшую достоверность.

Но иногда уверенность, которая у меня бывает, когда я высказываю суждение "А есть В", достигает такой же степени, как и уверенность, с какою я мог бы произнести суждение "А не есть В". Тогда я не могу утверждать, что "А есть В", я воздерживаюсь от такого суждения…

Это будет тем психическим состоянием, которые мы называем сомнением, колебанием…

Таким образом мы видим, что уверенность является существенным элементом акта суждения. Поэтому полное определение суждения будет заключаться в следующем: суждение есть такой акт соединения представлений, с которым связывается уверенность в том, что утверждаемая связь представлений имеет объективную реальность» (Там же, с. 139).

Попросту говоря, Челпанов считает суждением лишь такое соединение образов, про которое ты уверен, что оно соответствует действительности.

Это не однозначно. Софисты осознанно использовали суждения, которые никак не соответствовали действительности. Сократ во всех своих беседах намеренно заставляет собеседника судить о вещи то так, то иначе. Собеседник, быть может, и уверен в своих суждениях, но Сократ-то знает, что намеренно говорит нечто не истинное. Однако при этом эти его слова не перестают быть суждениями.

Наверное, надо внести уточнение в это определение Челпанова: в обыденной речи человек, высказывая суждение, уверен, что оно соответствует действительности. Однако философ, логик или обманщик может построить свое рассуждение на заведомо ложных суждениях, и при этом они останутся суждениями, а рассуждение - рассуждением.

В общем, эта часть логики и психологии еще не доведена до совершенства, и описание той действительности, которую она отражает, по-настоящему не сделано. Однако, если отрешиться от того, что можно намеренно использовать ложные суждения, или, вернее, можно искусственно придавать ложным утверждениям вид суждений, то суждение как таковое, очевидно, рождается как непосредственное отражение действительности. И никакого действия, которое мы можем назвать верой, в нем нет и не может быть!

Я гляжу в окно и понимаю: сейчас день. Я это вижу: где место, куда может вкрасться вера? Я сужу об этом по тем признакам, которые научился связывать с понятием «день» с самого рождения. Они просто складываются в образ узнавания, и мне не требуется никакая вера. Но при этом я мог ошибиться. Особенно в отношении сложных явлений. И тогда мое видение ложно. Но не для меня, а для стороннего наблюдателя. И только он в состоянии оценить, то есть вынести суждение, что я верю в свои слова.

Я же в них не верю. Я так вижу!

Очевидно, что имеющееся сейчас в моем распоряжении описание суждения неполно и неполноценно. Им еще надо заниматься.

Из книги Логика автора Шадрин Д А

25. Простые суждения. Категорические суждения Простые суждения бывают категорическими и ассерторическими. При этом простые ассерторические суждения в свою очередь могут быть атрибутивными (отражают свойства предмета) и экзистенциальными (связаны с представлением о

Из книги Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции автора Мизес Людвиг фон

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Глава 4. Рассуждение Челпанова Георгий Иванович Челпанов (1862–1936) был, кажется, последним русским психологом, который писал о душе. При этом он очень хотел делать научную психологию, создал лучший в мире Институт экспериментальной психологии и вообще уделял немало

Из книги Эмпиризм и субъективность (сборник) автора Делёз Жиль

Глава 5. Явление суждения Суждение существует не в виде предложения, оно существует в виде высказывания. Изучать предложения, состоящие из суждений, - значит судить о суждениях по тени от тени, искусственно увеличивая сложность своей задачи.Никаких предложений не

Из книги Сочинения в двух томах. Том 1 автора Юм Дэвид

Из книги Философия символических форм. Том 1. Язык автора Кассирер Эрнст

Глава 15. Правила для суждения о причинах и действиях Согласно вышеизложенной доктрине, нет таких объектов, которые мы могли бы при помощи простого их рассмотрения, не прибегая к опыту, определить как причины других объектов; но нет и таких, которые мы точно так же могли бы

Из книги Сознающий ум [В поисках фундаментальной теории] автора Чалмерс Дэвид Джон

Глава V. Язык и выражение чистых форм отношений. Сфера суждения и реляционные

Из книги Логика. Том 1. Учение о суждении, понятии и выводе автора Зигварт Христоф

Глава 5 Парадокс феноменального суждения

Из книги Франциск Скорина автора Подокшин Семен Александрович

§ 12. Суждения об отношениях. Суждения существования Суждения, высказывающие об определенной единичной вещи какое-либо отношение, содержат в себе многократный синтез. Вместо единства вещи и свойства или деятельности, которое лежит в основе рассмотренных в § 10 суждений,

Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Трансцендентального учения о способности суждения (или аналитики основоположений) глава первая О схематизме чистых рассудочных понятий При всяком подведении предмета под понятие представление о предмете должно быть однородным с понятием, т. е. понятие должно

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

Глава I. Общая характеристика суждения Как и понятие, суждение в известном смысле находится между действительностью и языком. Поэтому его следует рассматривать тоже в двух важнейших аспектах: во-первых, по отношению к действительности, формой отражения которой оно

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

Глава IV ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ § 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Суждение как форма мышленияПознавая окружающий мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт

Из книги автора

Глава V СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ Сложным называется суждение, состоящее из нескольких простых, соединенных логическими связками. Различают следующие виды сложных суждений: 1) соединительные, 2) разделительные, 3) условные, 4) эквивалентные. Истинность таких суждений определяется

Из книги автора

Глава вторая. Сущность и строение суждения вообще

Из книги автора

Глава третья. Предметы, положения дел и суждения 1. Область предметов и суждений Суждение необходимо относится к предметам. Нет такой категории и такого вида предметов, к которым суждение не могло бы относиться. Предметами суждений могут становиться не только вещи,

Психологический институт им. Л. Г. Щукиной, основанный в 1912 и открытый 5 апреля 1914 года при Московском университете профессором МГУ Георгием Ивановичем Челпановым, был первым по данной специализации в России и третьим в мире.


Г. И. Челпанов (1862–1936) - русский психолог и философ. В 1890 начал преподавание философии в московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. поступил на должность профессора философии в университет св. Владимира, где с 1897 года руководил психологической семинарией.
В 1897 году защитил первую часть диссертации «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии. В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии. Челпанов пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» и полагал, что психология должна быть свободна от всякой философии.

В 1907 г. Г. И. Челпанов перешёл обратно в МГУ на кафедру философии. Тогда же там был учреждён «Психологический семинарий», на который единовременно было отпущено 3000 руб., и в дальнейшем каждый год выделялось 600 руб. На эти деньги были приобретены книги и журналы, а также приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии. В дальнейшем семинарий помимо Г.И. Челпанова, получил ещё одного сотрудника - специалиста-электротехника. В 1909 году на базе семинария начались занятия по экспериментальной психологии.
Первоначально семинарий располагался в трёх комнатах. Когда число участников достигло 40, остро встал вопрос о новом помещении. На помощь пришёл известный меценат Сергей Иванович Щукин. Среди студентов Челпанова оказался сын С. И. Щукина, он и заинтересовал своего отца психологией. На создание на базе семинария Психологического института меценат С.И. Щукин пожертвовал 100 тыс. руб.


Вот текст его письма:


Сочувствуя развитию и распространению философских и психологических знаний и желая оказать содействие Московскому Университету в достижении этой цели устройством соответствующего учебно-вспомогательного учреждения, сим честь имею заявить Вашему Превосходительству, что я, прилагая при сем сохранную расписку Государственного Банка на внесенные 100000 р. (сто тысяч рублей), жертвую их на устройство Психологического Института при кафедре философии историко-филологического факультета Московского Университета. Указанная сумма предоставляется в полное распоряжение Профессора Георгия Ивановича Челпанова с условием, что она должна быть израсходована на постройку здания и его оборудование. Институту должно быть присвоено название «Психологический Институт имени Лидии Григорьевны Щукиной». Институт должен быть построен на территории Московского Университета.

Сергей Иванович Щукин

Москва.
Мая 5-го дня.
1910 г.


Средства на создание института были пожертвованы известным российским меценатом Сергеем Ивановичем Щукиным. Согласно пожеланию благотворителя Психологическому институту было присвоено имя его покойной супруги - Лидии Григорьевны Щукиной (она серьёзно увлекалась новой тогда наукой психологией).


Лидия Григорьевна Щукина

Затем 10-го сентября 1911 г. С. И. Щукиным внесено еще 20000 руб. на оборудование Института.

Г.И. Челпанов серьёзно подошёл к созданию института. В 1910-1911 году он совершил поездки по Европе и США с целью узнать, как устроены психологические лаборатории в ведущих университетах того мира.

Для любителей экономической истории приведём смету расходов на строительство Психологического института:

1. Земляные, каменные и железобетонные работы - 53983 р. 14 к.
2. Плотничные и столярные работы - 12 159 р. 70 к.
3. Кровельные и печные работы - 2017 р. 63.к.
4. Штукатурные, малярные и стекольные работы - 12285 р. 00 к.
5. Отопление, электрическое освещение, водопровод, канализация и др. - 19096 р. 91 к.
Итого - 99542 р. 37 к.

В институте была оборудована собственная механическая мастерская. Вот что писал по её поводу сам Г.И. Челпанов:

«Устройство такой мастерской оправдывается тем, что при наличности мастерской эксплуатация института обходится значительно дешевле, чем в том случае, когда починка и приготовление новых приборов происходит через посредство чужих мастерских. Кроме того, всякая новая идея в своей мастерской находит быстрое осуществление. В механической мастерской имеется универсальный токарный станок Lorch и Schmidt"а, строгальный станок, сверлильный станок, горн, наковальня и вообще все главнейшие приспособления для приготовления приборов.»

10-го апреля 1912 г. «правила о психологическом институте», выработанные историко-филологическим факультетом, были утверждены Министерством Народного Просвещения.


Временные правила в Психологическом Институте при Императорском Московском университете

1. Психологический Институт есть учено-учебное учреждение университета, имеющее целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области.
2. В Психологическом Институте читаются лекции и ведутся практические занятия, семинарии и т. п. со студентами, лицами, оставленными при университете, и другими учащимися Московского университета по предметам, касающихся ведения института.
3. Принадлежащее Институту движимое и недвижимое имущество не может быть обращено ни на какие цели, кроме указанных в §§ 1-2.
4. Психологический Институт находится в заведовании историко-филологического факультета. В случае изменения современного распределения кафедр по факультетам институт переходит в заведование того факультета, при котором находится кафедра философии.
5. Директором Психологического Института состоит профессор философии, преподающий психологию. При наличности нескольких профессоров по этой кафедре в момент замещения должности директора таковой избирается факультетом из их числа.
6. На директора возлагается ближайшее заведование Институтом и руководство научной деятельностью его.
7. В здании Института отводится место для редакции Психологического журнала, в случае таковой будет издаваться преподавателями Института, и для склада изданий Института. Кроме того, Институт имеет право отвести место для библиотеки Московского Психологического Общества и предоставлять помещение для его заседаний.
8. Для занятий в институте требуется разрешение директора.
9. Институт имеет право печатать свои «Труды».
10. Институт имеет печать с надписью «Психологический Институт имени Л. Г. Щукиной при Московском Университете».
11. Психологический Институт может устраивать отдельные лекции и систематические чтения по предметам, относящимся к его ведению, испрашивая на то разрешение в установленном порядке.

С 1 сентября 1912 г. все занятия Психологического Семинария (лабораторные занятия, семинарии по теоретической и экспериментальной психологии) перенесены в Институт.
Торжественное открытие и освящение института состоялось двумя годами позже - 5 апреля 1914 г. Сразу же развернулись исследования в различных областях психологической науки. Большое внимание уделялось разработке теоретических проблем. Результаты нашли отражение в издания Института: “ Психологические исследования. Труды Психологического института при Московском университете", Т.1, вып. 1-2. 1914; журнале “Психологическое обозрение", выходившем под редакцией Г.И. Челпанова в 1917-1918 гг.

Советский психолог и историк отечественной науки М.Г. Ярошевский в своей книге «История психологии» (М., 1976. С. 413) отмечал:


Челпанов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана кн. "Введение в экспериментальную психологию" (1915), в которой обобщались современные ему методы психологического изучения"

С 1914 и до 1923 г. Г. И. Челпанов был директором этого института. С начала 1920-х годов в науке развернулась кампания по внедрению марксизма. Психология Челпанова была оценена как идеалистическая и признана несоответствующей марксизму. В связи с этим в 1923 г. Челпанов был смещен с поста директора Психологического института и уволен из университета. Руководителем института в конце 1923 года стал ученик Челпанова, в прошлом учитель в Омске, Константин Николаевич Корнилов.

Вот что писали про Челпанова и его работу в справочнике «Университеты и научные учреждения», изданным в СССР в 1935 г., ещё при жизни Челпанова.


Основатель института Г. И. Челпанов с момента организации института проводил последовательную разработку экспериментальной психологии в идеалистическом духе. Работа института характеризовалась полным отрывом от практики. События мировой войны, а затем Февральской и Октябрьской революций, годы гражданской войны мало повлияли на замкнутый, почти сектантский характер работы института. Не нужно однако представлять себе, что уход от жизни, пребывание в стороне от политических событий носили чисто академический характер. Нет, это была совершенно четкая классовая политика, проводимая учеными, приверженцами старого строя, теоретическим знаменем которых была борьба с материализмом.
До 1923 г. институт экспериментальной психологии оставался цитаделью воинствующего идеализма. В 1923 г. новый руководитель института проф. К. Н. Корнилов с группой примкнувших к нему молодых сил и частью отколовшихся от Челпанова учеников в течение ряда лет до 1930 г. проводил энергичную работу по перестройке психологии на основе диалектического материализма. В состав работников института включилась небольшая группа коммунистов, занимавшихся разработкой теоретических проблем психологии и вопросами включения ее в практику.

В 1926 г. Челпанов подал прошение о зачислении его в Психологический институт, которое было отклонено. Тогда Челпанов стал исследовать проблемы восприятия пространства и художественного творчества в Государственной академии художественных наук (ГАХН).
В 1920-е годы ему в своих работах пришлось опровергать обвинения в антимарксизме.
Он защищал тезис о независимости психологии от любой философии. Он также настаивал на том, что принцип психофизического параллелизма, а также содержание традиционной психологии отвечает принципам марксизма.
Г.И. Челпанов выпустил множество работ, посвященных этой проблеме: «Психология и марксизм», «Социальная психология и условные рефлексы», «Объективная психология в России и Америке».
В 1930 г. ГАХН закрыли, и Г.И. Челпанов, так же как и другие ведущие сотрудники академии, остался без работы. Не было разрешено ему также читать публичные лекции и издавать свои работы.
Отсутствие работы и возможности реализовать свое изобретение стали причиной тяжелого финансового положения Г.И. Челпанова, который остался почти без средств к существованию. Из его московских учеников только Г.Г. Шпет изредка заходил к нему и хоть немного старался помочь, однако материальное и политическое положение самого Г.Г. Шпета в это время было очень сложным.

Последние годы были поистине трагическими для Г.И. Челпанова. В 30е гг. одна из его дочерей умерла, а другая навсегда уехала из страны. В 1935 г. был арестован сын Александр по «Делу по обвинению немецко-фашистской контрреволюционной организации на территории СССР (дело № Н9276)». Это дело было сфабриковано в связи с политическими событиями в Германии. Всего по нему проходило 140 человек, среди них Г.Г. Шпет, А.Г. Габричевский, Е.А. Сейер, Б.И. Ярхо и другие сотрудники ГАХН. Необходимо отметить, что в эти годы было репрессировано почти 80% сотрудников этой академии. После следствия Е. Мейер, главный редактор "Большого немецко-русского словаря", который был признан «контрреволюционным и фашистским», а также филолог-германист А.Г. Челпанов и школьный учитель А. Дик, принимавшие участие в его составлении, были приговорены к расстрелу. Остальные жертвы этого дела получили разные сроки заключения и ссылки, многие из них (М.А. Петровский, Г.Г. Шпет) впоследствии были также расстреляны. В это время Г.И. Челпанов был уже тяжело болен, и скончался 13 февраля 1936 г.

Хотя Г.И. Челпанов и не создал собственного психологического учения, он сыграл главную роль в становлении российской психологии. Через Психологический институт, организованный им, в свое время прошли почти все значительные психологи нашей страны.

За свою историю Психологический институт сменил несколько названий.

Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (1912 - 1924)
- Московский Государственный институт экспериментальной психологии Российской Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (1924-1930)
- Государственный институт психологии, педологии и психотехники Российской Ассоциации научных институтов марксистской педагогики (1930-1934)
- Научно-исследовательский институт психологии АПН РСФСР (1945-1970)
- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР (1970-1992)
- Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (с 1992 по настоящее время)

Loading...Loading...