Что есть грех к смерти. Что Такое Грех, Который Ведёт к Смерти? Павел говорит, что закон уже не властен над христианином — в нашем сердце правит благодать

Батюшка, прошу ответить на вопрос, что означает фраза в Первом Соборном послании Святого Апостола Иоанна Богослова (5:17): "Всякая неправда есть грех: но есть грех не к смерти"?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Грехом является всякое отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия (делом, словом и даже помышлением). В другом месте того же Соборного послания апостол пишет: грех есть беззаконие (1Ин.3:4). Грехи бывают вольные и невольные, совершаемые по неведению и неосторожности. Среди вольных грехов особо выделяют грехи смертные . К ним относятся: сознательное и намеренное отпадение от веры, упорное отвержение Бога, ненависть и злоба к людям (не любящий брата пребывает в смерти ; 1Иоан.3:14), дерзкое пренебрежение заповедей Божиих. Они совершаются по глубокой укорененности человека в грехе и преданности злу. Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Величайшим грехом является грех против Святаго Духа (Мф. 12:31 32; Мк. 3: 28-30. Лк. 12:10). Он не прощается.

Св. апостол Иоанн Богослов говорит о том, чтобы молились за тех, кто согрешают не к смерти. За тех же, кто совершает грех к смерти , не дает такого наставления, но и не запрещает прямо. Их упорное отвержение истины, неверие, ожесточение и закоснелость в грехе делает молитву за них, как правило, бесплодной. Самым действенным лекарством для них являются, к сожалению, скорби. Уместен вопрос: почему не всем таким грешникам посылаются скорби? Господь, ведающий состояние сердца каждого, знает: кто обратится к покаянию, а кто еще больше озлобится. И на таких людей простирается Божественная любовь. Так как участь нераскаянных грешников неодинакова и наказания будут зависеть от меры преступлений, то Бог не хочет, чтобы увеличились их муки. Для тех же, кто способен духовно возродиться, скорби являются великой и спасительной Божией милостью.

Вопрос от А. : В моей голове не очень укладывается «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1Ин.5:14-17). Что это значит? 1) Сама формулировка мне кажется не очень понятной. Словно устанавливается градация грехов по их тяжести. За этот смерть, а тот – простительный, то есть покаялся и живи дальше. Жутко звучит. 2) О какой смерти идет речь – духовной и физической? 3) Деяния 5 глава: ложь Анании Духу Святому была расценена как смертельный грех (ср. 1Кор.11:27-30).

Ответ : 1Ин.5:16-17 действительно является непростым отрывком для понимания и вызывает серьезные вопросы. Тем не менее анализ текста в его контексте позволяет из ряда возможных интерпретаций определить наиболее вероятное значение для назидания и укрепления в вере.

Контекст

1-е послание от Иоанна содержит много разъяснительных формулировок «если..., а...», «если..., то...», «всякий...», «кто..., тот...», которые затрагивают вопросы правильной веры (1Ин.2:22; 4:1-3; 5:1), праведной жизни (1Ин.2:29; 3:7) и правильных отношений (1Ин.3:11-15; 4:20-21). Иоанн учит как нужно относиться к проявлениям греха у верующих (1Ин.1:8-10; 2:1-2,4,9; 3:9 и т.д.). Он хочет, чтобы христиане имели абсолютную уверенность в своем спасении, основанную на честном анализе не только того, что они говорят, но и того, что они делают (1Ин.1:6; 2:4-6; 5:13). Для достижения этой цели Иоанн дает верующим инструменты, которые помогут определять, кто среди исповедующих веру во Христа действительно рожден от Бога, а кто не познал Бога вообще (напр. 1Ин.1:6-10, ср. Иак.2:14-26; 2Птр.2:20-22; 1Кор.5:11; 15:34 и др.).

Текст

Теперь посмотрим на отрывок в свете этого контекста (1Ин.5:13-18):

13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. 15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.

16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. 17 Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (букв. неправедность) есть грех; но (букв. и) есть грех не к смерти.

18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.

Иоанн уверяет верующих в Сына Божия, что они уже имеют жизнь вечную, и убеждает их в неизменной верности Христа в ответе на молитву, соответствующую Его воле. Стихи 16 и 17 служат одновременно иллюстрацией и разъяснением молитвы, угодной Богу, в отношении согрешающего грехом не к смерти. Автор не дает дополнительных разъяснений о «грехе к смерти», тем самым показывая, что данное понятие не является новым, но известным среди христиан. Хоть не звучит прямого запрета на молитву о согрешающем грехом к смерти, контекстуально фраза «не о том, говорю, чтобы он молился» подразумевает, что на прошение о милости к согрешающему грехом к смерти Бог не даст положительного ответа и не даст ему жизнь, т.е. не спасет от смерти, поэтому такая молитва не угодна Богу (ср. Иер.7:16; 11:14). В заключении Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, хранит себя от греха.

Существующие толкования

Существующие толкования данного отрывка можно разделить на четыре основные позиции, согласно которым речь идет о:

  1. верующем, совершающем смертный грех (который уничтожает Божью благодать),
  2. верующем, совершающем грех к смерти духа (и утрачивает спасение),
  3. верующем, совершающем грех к смерти тела (но сохраняет спасение),
  4. ненастоящем верующем, совершающем грех к смерти вечной (и утрачивает возможность обрести спасение).

1. Первая позиция отражает учение, распространенное в католицизме и православии, о так называемых «смертных (главных) грехах» или «порочных страстях», уничтожающих Божью благодать в человеке и требующих таинства исповеди/покаяния для восстановления в состоянии благодати и надежды на спасение (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Смертный_грех).

Оценка : Это учение возникло в послеапостольское время и не имеет под собой библейского основания. Библия не делит грехи на большие (смертные), требующие покаяния, и малые, покаяния не требующие (ср. Иак.2:10). Серьезный анализ этой позиции требует обращения к истории христианской церкви и лежит за рамками данной статьи. Более того, возможность покаяния и восстановления в состоянии благодати согрешившего смертным грехом противоречит ходу мысли данного отрывка. Напрашивается вопрос, «Почему Бог не хочет, чтобы христиане молились о покаянии и обращении брата, который совершил смертный грех, если покаяние еще возможно?» Ведь по логике – наоборот, следует молиться об их покаянии.

2. Вторая позиция свойственна церквям, которые придерживаются учения о возможности «потери спасения». Подразумевается, что рожденный свыше верующий может посредством сознательного, повторяющегося греха или осознанного отвержения Христа лишиться Божьего дара спасения. В доказательство такой позиции приводится ряд библейских текстов (Рим.8:12-13; Евр.6:4-6; 10:26-29 и др.). Одновременно в таких случаях обычно звучит призыв, что если согрешившие покаются, то Бог обязательно вернет им дар спасения.

Оценка : Эта позиция звучит привлекательно, потому что делает акцент на необходимости практической святости в жизни верующих и провозглашает человеколюбивого Бога, которого нельзя обвинить в посягательстве на свободный выбор человека. Однако она переворачивает библейский причинно-следственный порядок в вопросе спасения/освящения. Опираясь на выборочный подход к Священному Писанию, она игнорирует контекст отрывков, которые приводятся в доказательство того, что можно «потерять» спасение (см. Рим.8:9; Евр.6:7-8; Евр.10:38-29; 2Птр.2:22). Тексты, утверждающие неотступность святых (Ин.5:24; 6:40; 10:27-29; 1Ин.5:13; Рим.8:30-39; Флп.1:6 и др.), признаются ею действенными только при соблюдении верующими определенных условий, подчеркивая, что именно свободный выбор человека имеет определяющее значение в вопросе его спасения, т.к. подразумевается, что человек может в любой момент решить перестать быть христианином и отвергнуть Христа.

1Ин.5:18 однозначно утверждает, что «всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему», исключая возможность того, что рожденный от Бога может погибнуть в результате греха. Пребывание в вере и праведная жизнь в Священном Писании являются не столько условием для спасения, сколько его признаком или обязательным следствием рождения свыше (ср. 1Ин.3:9; Мтф.7:15-21; Рим.8:9; Иак.3:11-12; Евр.6:7-8). Иными словами, не люди своими делами гарантируют свое спасение, а Божье дело спасения гарантирует их преображение в праведный образ Христа, что не снимает с них ответственности и необходимости каяться и веровать, бороться и побеждать. Возможность вечной гибели рожденного свыше человека в результате греха противоречит одному из главных утверждений апостола Иоанна, что рожденный от Бога «не грешит» и «не может грешить» (1Ин.3:9; 5:18), т.е. не может жить во грехе. Невозможно человеку, спасенному от греха, погибнуть от греха, и имеющему жизнь вечную умереть духовно. В послании от Иоанна четко прослеживается принцип, что если верующий живет во грехе, то это свидетельствует не о том, что он утратил свое спасение, но что он никогда его не имел (1Ин.1:6; 2:4,9; 4:20). Спасение по своей сути есть изменение природы человека (рождение от Бога), которое обязательно в свое время проявит себя в делах веры и плоде Духа (ср. Мтф.13:33). Приобретение же только внешних признаков христианской жизни не делает человека истинным христианином, и рано или поздно его невозрожденная, жаждущая греха природа должна проявить себя в удовлетворении своих греховных потребностей (1Ин.2:19; ср. Мтф.5:20; 7:23; 23:27; 2Птр.2:22). Это означает, что человек не может, сделав решение, перестать быть христианином (ср. Иер.20:9), так же, как и чем усилием своей воли родиться свыше (ср. Иоан.1:13).

3. Третья позиция заключается в уверенности, что Бог не допустит окончательного отпадения верующего от Христа посредством лишения его возможности грешить, т.е. через его физическую смерть.

Оценка : Эта позиция популярна в западных евангельских церквях и имеет несколько преимуществ перед предыдущими: 1) Именно посредством физической смерти Бог избавляет от осуждения с миром, т.е. от духовной погибели, верующих, которые принимают причастие в состоянии нераскаянного греха (1Кор.11:30,32). История Анании и Сапфиры (Деян.5:1-11) может быть наглядной иллюстрацией такого строго действия Божия в отношении намеренно согрешающих против Него. 2) Единственное место в Священном Писании, где Иоанн еще раз использует фразу «к смерти», указывает на физическую смерть (см. Иоан.11:4). 3) Слово «брат» при такой интерпретации воспринимается самым естественным образом как «верующий брат», «член тела Христова», т.е. подразумевается возрожденный человек.

Однако никто из придерживающихся этой позиции не может с точностью сказать как определяется грех ведущий к физической смерти. Обычно признается, что т.к. мы никогда не знаем является ли тот или иной грех к смерти, нужно молиться о всех согрешающих братьях и сестрах. При всей привлекательности такое прочтение создает впечатление, что его стараются «запихнуть» в удобную для человеческого восприятия систему. Иоанну не нужно было указывать на разницу между грехами, чтобы научить христиан молиться о согрешающем брате. Что же касается слова «брат», необходимо отметить, что этот термин сам по себе не определяет рожден ли человек свыше или нет (см. Евр.3:12; 2Фес.3:2). Для ясности Иоанн использует уточняющие термины при описании истинно верующих людей (1Ин.2:29; 3:9; 4:7; 5:1,4,18), чтобы их можно было отличить от верующих лишь на словах. Такое использование полностью согласуется с другими текстами Священного Писания, которые признают, что в числе членов видимой церкви Христовой есть те, кто не знают Господа (2Кор.15:34; ср. Ин.13:10-11; 17:12; Деян.1:16-19). Эта же истина отражается и в притчах Иисуса Христа о царствии Божием (Мтф.13:3-23,24-40).

4. Четвертая позиция отражена в баптистском вероисповедании 1689 года: «Молиться следует о позволительном и о людях, живущих сейчас, а также о тех, которые будут жить в будущем. Нельзя молиться ни за умерших, ни за тех, о ком известно, что они согрешили грехом к смерти» (см. ). Грех к смерти в данном случае совершается людьми, которых в одно время по всем внешним признакам можно было назвать «братьями», но которые, несмотря на то, что получили огромные духовные преимущества через познание Слова Божия и причастность к проявлениям Духа Святого, являемого в церкви Христа, осознанно отвергают Господа, в результате чего человек навсегда утрачивает возможность покаяться и обратиться ко Христу (Евр.6:4-6; ср. Мтф.12:31-32).

Оценка : Данная позиция наилучшим образом вписывается в контекст послания и отвечает на возникающие вопросы. Иоанн после многочисленных разъяснений о признаках рожденных от Бога людей уверяет своих возлюбленных детей, что они имеют жизнь вечную по вере во Христа. Бог хочет, чтобы Его дети жили в полной уверенности своего спасения во Христе. Более того, они могут соучаствовать в духовной жизни других братьев и сестер во Христе, согрешающих грехом не к смерти посредством ходатайственной молитвы. Мы знаем, что такие молитвы угодны Богу, потому что заместительная жертва Иисуса Христа, Его смерть и воскресение являются полноценной платой за грехи верующих в Него. Сын Божий умер, чтобы дать вечную жизнь верующим во имя Его. Грех, который всегда несет в себе убийственную силу (Рим.6:23; Иак.1:13-15), не может погубить верующих во Христа потому, что Он уже вкусил смерть за них (Евр.2:9-15). Такая уверенность никоим образом не позволяет верующему «расслабиться» и относиться ко греху беспечно. Поэтому в заключение Иоанн еще раз подчеркивает, что истинно верующий человек, обладающий новой природой от Бога, не грешит, даже когда знает, что «всякая неправедность есть грех, но не грех к смерти (1Ин.5:17-18; ср. 1Ин.1:8-2:3).

Выводы

1. Если Вы, будучи верующим во Христа, согрешили – не отчаивайтесь, покайтесь, примите Божье прощение (1Ин.1:9) и обновите свое хождение пред Господом, принеся достойный плод покаяния, отражающий действенность вашей веры в Иисуса Христа, который пришел, чтобы спасти народ Свой от грехов их (Мтф.1:21; 1Ин.3:3).

2. Если Вы, называясь верующим во Христа, грешите и в Вас нет покаяния, нет внутреннего отвержения греха, то не обманывайтесь, такая жизнь свойственна тем, кто не познал Господа. Бойтесь, чтобы с Вами не произошло полного и необратимого отступления от Христа (Евр.10:26-31; 6:4-6).

3. Если Вы не знаете Христа, уверуйте в Него, примите Божье свидетельство о Своем Сыне, примите жизнь вечную вместе со Христом (1Ин.5:9-13).

4. Если Вы заметили Вашего брата или сестру во Христе согрешающими, молитесь о них, обличайте их, помогайте им достичь покаяния и обновления во Христе. Трудитесь для спасения их души от греха даже если придется прибегнуть к церковной дисциплине (Мтф.18:15-19; 1Кор.5), которая преследует цель покаяния и восстановления человека во Христе.

Да благословит Вас Господь!

Это один из сложных Библейский текстов, о значении которого даже у серьезных исследователей Писания существуют разные мнения. Причина в ракурсе, с которого смотрят на подобные тексты. На мой взгляд, в определении истинного значения того или иного текста Библии наибольшую роль играет контекст. Прежде всего, ближайший контекст, далее - контекст книги, и затем контекст - всей Библии.

Центральная тема Первого Послания Иоанна - объяснение принципов истинной веры. В виду появления многочисленных подделок, лжеучений и псевдо христианских движений апостол ставит целью объяснить в этом послании сущность христианской веры. Делает он это, указывая на несколько отличительных характеристик истинных христиан.

В конце послания Иоанн посвящает несколько стихов утверждению своих читателей в вере.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. (1 Ин. 5:12, 13)

Одно из благословений настоящих христиан - в том, что они могут с дерзновением обращаться в молитве к Богу с уверенностью, что Он слушает их и готов отвечать им.

И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него. (1 Ин. 5:14, 15)

Это утверждение о силе молитвы имеет одну важную деталь. Для того чтобы Бог принял нашу молитву и ответил на нее, мы должны просить то, что не противоречит Его воле. Апостол подчеркивает, что настоящие верующие - это те, кто, познавая Бога, очищаясь от греха, любя ближних и покоряясь Его слову, наполняют свой внутренний мир Божиим Духом. Это и позволяет им просить в молитве о том, что соответствует воле Божией.

В качестве примера апостол приводит практическую ситуацию того, о чем нужно молиться, и о чем - нет.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (неправедность) есть грех; но есть грех не к смерти. (1 Ин. 5:16, 17)

Эти стихи утверждают, что о тех, кто согрешает грехом, квалифицированным здесь как "грех не к смерти", нужно молиться. О тех же, кто согрешает "грехом к смерти", молиться не стоит. Тут и возникает проблема: что это за разные типы грехов?

За историю христианства выдвигались самые разные объяснения. В католицизме и православии существует даже специальное учение о смертных грехах, выделяющее группу грехов, как особо страшную с духовной точки зрения.

Эти теории трудно совместить с многочисленными свидетельствами Писания, утверждающими, что всякий грех - это бунт против Бога, и поэтому всякий грех неизбежно ведет к смерти. Чтобы разрешить это кажущееся противоречие, необходимо посмотреть на более широкий контекст стиха, т. е. на контекст книги, в которой эти слова записаны.

Как мы уже отметили, одна из главных тем Первого Послания Иоанна - объяснение отличий настоящих верующих от тех, кто только называется таковыми. Среди таких качеств здесь указаны:

Исповедание Иисуса Христа Сыном Божьим и Спасителем;
. Ненависть ко греху и стремление к святости;
. Любовь к Божиим заповедям;
. Любовь к братьям и сестрам.

Все это - результаты наличия спасающей веры, один из которых - постоянное стремление настоящих верующих к очищению от греха. Хотя они могут согрешать, но каждый раз обнаруживая в себе грех, христиане обязательно ищут освобождения от него (1 Ин. 3:9). Это очищение возможно благодаря искупительному действию жертвы Иисуса Христа и Его продолжающемуся ходатайственному служению перед Отцом. Вот как об этом говорится во второй главе:

Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши... (1 Ин. 2:1, 2)

Несколькими стихами выше написано, что Иисус Христос прощает грехи спасенных Им людей:

...если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. (1 Ин. 1:7, 8)

Таким образом мы можем сделать вывод, что грехи верующего человека - это грехи не к смерти, поскольку за него ходатайствует Христос, однажды умерший за эти грехи на кресте. Именно к этому ходатайству апостол призывает присоединиться и нас.

Когда мы видим согрешающего брата или сестру, нам нужно молиться о том, чтобы они покаялись и освободились от греха. Иначе грех принесет существенное поражение в их жизнь.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (неправедность - прим. автора) есть грех; но есть грех не к смерти. (1 Ин. 5:16, 17)

Здесь же апостол отмечает, что есть и другие ситуации, когда грех людей, с которыми мы сталкиваемся, является грехом к смерти. В свете контекста послания можно ясно сделать вывод, что грех к смерти - это грех отвержения Иисуса Христа.

Мы уже цитировали слова Иоанна о том, что "имеющий Сына Божьего", т. е. верующий в Него, "имеет жизнь" (1 Ин. 5:12). Здесь Иоанн подчеркивает эту же истину с другой стороны: "не имеющий Сына Божия, не имеет жизни". Другими словами, человек, не верующий в Иисуса Христа, пребывает в смерти. О грехах такого человека нет смысла молиться, т. к. он находится в состоянии вражды с Богом, и поэтому пребывает под действием Его гнева.

Таким образом, смысл этого текста можно обобщить так: наша обязанность - молиться об освящении братьев и сестер по вере, чтобы они побеждали грех, преображаясь в образ Христа. Эти молитвы соответствуют воле Божией. Бог слышит их, и Он обязательно будет действовать в сердцах тех, о ком мы молимся.

Когда же мы имеем дело с людьми, не верующими в Иисуса Христа, молиться об их избавлении от того или иного греха нет смысла (напр. чтобы неверующий человек бросил пить, курить, воровать или ругаться). В духовном смысле это ему не поможет. Даже если он и избавится от этих привычек, он так и останется погибшим, и пойдет в ад некурящим или непьющим.

Здесь важно добавить еще одну деталь. Понимая, что неверующий человек, перестающий практиковать какой-либо грех, продолжает оставаться погибшим, нам в определенных обстоятельствах все же нужно молиться о нем.

Например, вы можете и должны молиться о том, чтобы муж вашей сестры в Господе перестал пить. Понимая, что это не даст ему спасения, и, продолжая молиться, прежде всего, об избавлении его души, мы можем просить Бога и об изменении его жизни ради сестры во Христе, чтобы через это Бог дал ей облегчение.

Препятствующий реализации замысла Божия о человеке как о потенциальном наследнике Царства Славы.

Чем отличается смертный грех от обычного?

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…

Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.

Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.

Что такое смертный грех?

Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?

Отвечает священник Дионисий Толстов:

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель перечисляет восемь смертных грехов ( , см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», – говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

иеромонах Иов (Гумеров) :
«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные… Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».

священник Георгий Кочетков
В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.

святитель :
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – – не подлежит врачеванию , но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!».

С.М. Масленников:
В 1 томе святителя есть перечень страстей с примерами их проявления, а в 3 томе имеется приведённый им перечень смертных грехов.
Мы сделали так: сравнили примеры грехов в страстях с примерами смертных грехов и оказалось, что смертные грехи входят у святителя в перечень грехов по каждой страсти в соответствие со своей страстью. Из этого уже легко сделать вывод: страсть – это болезнь души, подобная дереву, приносящему ядовитые плоды – грехи и некоторые из этих грехов наиболее тяжки, потому что даже при одноразовом проявлении они разрушают мир с Богом, отступает благодать – такие грехи святитель назвал смертными.

1 Иоанн. 5:16

«Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть
молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти.
Есть грех к смерти, не о том говорю, чтобы он молился».

Где же граница между ними, когда нужно молиться и когда не стоит?
Вероятно, первые христиане имели чёткое понимание в этом вопросе.
Похоже, они сразу видели эту разницу. «Если кто видит брата своего
согрешающего грехом не к смерти…»

Прошло два тысячелетия и мы, написав столько комментариев об этом,
погребли под ними простой смысл нашего вопроса, Конечно, любой
нераскаянный грех может привести к смерти, И хотя мы говорим, что
укравший один рубль или миллион носит одно имя вор, всё же грехи
различаются по тяжести. За один грех просто порицают человека, за дру-
гой - отлучают, за третий сажают за решётку. Думаю, следующий 17 стих
поможет разобраться.

«Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти».

Другими словами: не всякая неправда ведёт к смерти.

Есть неправда машинальная: не подумав, сказал. Достаточно
самому помолиться.

Есть неправда вынужденная, с положительным итогом -

2 Царств 17 глава. Женщина спрятала в колодце Ионафана и Ахимааса -
людей Давида. Спасла их, и самого царя Давида. Она сказала неправду
сыщикам Авессалома: «они перешли реку вброд». «Во время войны я пря-
тал раненных солдат от гитлеровцев и вынужден был говорить неправду.

Я грешил этим или нет?» - спросил меня однажды верующий старик.
Может быть, и согрешили неправдой, можно помолиться о ней. Но то, что
совершили вы - это подвиг.

В годы преследований верующие нередко говорили неправду, скры-
вая проповедников, литературу и печатные машинки, но кто из нас осудит
их за это? Не многие умели так сказать, чтобы не предать и в то же время
не солгать.

То же самое и с другими грехами. Кто-то в голодные годы, спа-
сая детей от смерти, украл буханку хлеба или килограмм зерна в колхозе.
Сталин не скупился на сроки - 10 лет. А мы сегодня, не дрогнув, дали
бы ему эти 10 за такой приговор.

Во всех этих согрешениях мы сожалеем, что получилась неправда,
что не сумели обойти её. Мы молимся, зная, что Господь очень понимает
нас. «Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек
совершенный» (Иак. 3:2). «Если исповедуем грехи наши, то Он будучи
верен и праведен, простит нам!» (1 Иоан. 1:9).

Перечисленные грехи, наверное, не к смерти. Но есть грехи иные. Их
богато иллюстрирует Библия.

  1. Дети священнослужителя Илии, зная истину, злостно кощун-
    ствовали, греша прямо в скинии.

Отец предостерегал:

«Дети, нельзя так, нехороша молва о вас». «Если согрешит человек
против человека, то помолятся о нём Богу, если же человек согрешит
против Господа, то кто будет ходатаем о нём?» Но они не слушали голоса
отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти»

  • Цар. 2:25. Молиться о них было бесполезно.

Анания и Сапфира солгали Духу Святому. Этот грех оказался гре-
хом к смерти обоих. Д. Ап. 5 глава. И там никто о них не молился. Ещё об одном разряде грешников говорится в Евр. 10:26-31.

Если христианин упал, может быть не в силах подняться, но он сожале-
ет, то, как блудный сын, может вернуться к Отцу. Но не о таких говориться
в 10 гл. Евреям.

Они попирают Сына Божьего, не почитают за святыню Кровь Завета,
Духа благодати оскорбляют (Евр. 6:4-8). «Распинает в себе Сына Божия
и ругается Ему». Таким ничьи молитвы не помогут. Это грехи к смерти.

Добавим сюда уже упоминаемую фразу: «Любой нераскаянный
грех может привести к смерти».

Грех хулы на Духа Святого - тоже к смерти.

И ещё один грех, притаившийся во многих христианах - непро-
щение.

«Прости нам, как и мы прощаем».

Не прощай нам, как и мы не прощаем, а это путь к смерти.

Что же делать в таких случаях с этими людьми? Кроме ваших молитв,
которые здесь ничего не дадут, у вас есть ещё немало средств, и их задача привести грешника к его собственной молитве. Это будет его последний
шанс в надежде, что милость Божия превознесётся над судом. Это было
в Библии, и в нашей жизни нередко. Разъяснение может обратить «греш-
ника от ложного пути его спасёт душу от смерти» - Иак. 5:20.

Обличение может открыть глаза на содеянное. Как в случае Нафана,
и согрешившего Давида: «Согрешил я». А, это путь к Божьему прощению.
Не теряйте надежды и усердия в помощи тем, кто согрешил даже грехом
к смерти.

«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых

Loading...Loading...