Главный алтарь храма христа спасителя. Главный иконостас храма христа спасителя Главный алтарь храма христа спасителя

Внезапно обратил внимание.

Вот роспись главного алтаря Храма Христа Спасителя.

Ничего странного не замечаете?
Помните, мы уже не один раз говорили о том, что у папистов существует эзотерический разрыв, т.е. внешнее общедоступное учение и внутреннее тайное, которое передается только для своих. И что суть этого тайного учения (из которого проистекают все католические безумства вроде примата и викариатства папы, индульгенции и сатисфакции со сверхдолжными заслугами, гипертрофированного почитания Рождества и блеклость Пасхи) почти наверняка состоит в том, что Христос "на самом деле" не воскрес.

А теперь посмотрим еще раз на эту фотографию. Она не захватывает всего алтаря, но список росписей легко можно найти .
Для памяти скопирую сюда

В Алтаре Храма размещены священные картины, напоминающие как о самом рождении Спасителя, так и о событиях последних дней Его земной жизни, а также - изображение лиц, непосредственную связь с совершаемым здесь священнодействием.

Ниже свода на площади восточной стены выполнено изображение «Рождество Христово» (высота 16 метров и ширина 13 метров) согласно церковной песни: «Дева днесь Пресущественного раждает». На первом плане картины вертеп, в вертепе - ясли, вмещающие спеленованного Богомладенца. Перед Ним сидит Богоматерь с девственно-материнской любовью и радостно-благоговейным взором, обращенным к Родившемуся. От Младенца исходит сияние, освещающее вертеп. С правой стороны от зрителей пастыри различных возрастов, озаренные светом, взирают на ангела с распростертыми крылами, который указывает рукой в сторону, где Христос возлежит в яслях. С левой стороны - три волхва, идущие к вертепу по указанию звезды, над ними сияющей. Вверху небо, наполненное множеством воинств небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение». Они овеяны небесным светом, от которого распространяется и свет, озаряющий пастырей (автор воссоздания Н.А. Мухин).

Ниже этой картины, на Горнем месте, помещено изображение Тайной Вечери. Исполнил профессор Г.И. Семирадский. Автор воссоздания А.К. Быстров.

По левую сторону от нее:

«Моление о чаше» - на картине изображен тот момент, когда Спаситель в Гефсиманском саду, во время молитвы, произносит слова: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Слева от зрителя виден Ангел Господень, подающий Ему эту чашу.

«Сe Человек» (уничижение Господа во время суда над Ним) - основанием для написания картины послужило Евангельское сказание от Иоанна, Гл. XIX, ст. 4 и 5, когда Пилат выводит Спасителя в терновом венце и в багрянице и, свидетельствуя перед народом о невинности Иисуса, произносит: «Сe Человек» и с этими словами оставляет Его для зрелища народу.

«Несение Креста» - на картине представлены: Спаситель, изнемогший под тяжестью креста, который возложили на него иудеи, ведя на Голгофу, и Симон Киринеянин, взявший на себя крест для несения. Христос, обратившись к плачущим о Нем женщинам, говорит: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте око Мне, но плачьте о себе и о чадах ваших!»

«Распятие» - на картине изображен тот момент, когда распятый на Голгофе Христос произносит: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Вверху креста надпись: «(I. H. Ц. I.)» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).

«Снятие со Креста» - после 9 часов вечера, когда Христос на кресте предал дух Свой, Иосиф Аримафейский и Никодим, с дозволения Пилата, снимают тело Богочеловека с благоговением и осторожностью. Мария Магдалина и Мария Иосифова присутствуют при этом с выражением глубокой печали.

«Положение во гроб» - в этой священной картине участвуют те же лица, что и в предыдущей. Умершего Христа, повитого четырехугольным широким платом, Иосиф и Никодим полагают во гроб в пещеру (по виду и размеру похожую на пещеру св. гроба в Иерусалиме). Мария Магдалина и Мария Иосифова вне пещеры. Действие погребения происходило ночью, поэтому внутри гроба заметно освещение.

В современном Храме размещены подлинные отреставрированные полотна В.П. Верещагина; реставрацию полотен выполнили специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ.

Ниже свода, на стене, обращенной к северной стороне, над аркой изображен Христос Спаситель, как Великий Архиерей Церкви, в архиерейском облачении, благословляющий обеими руками, окруженный ангелами в диаконском облачении, которых озаряет свет, исходящий от Христа.

По сторонам хорной арки - вселенские святители и учителя, составители чина Божественной Литургии, на каждой стороне по два изображения, одно под другим: Св. Иаков Брат Господень и Св. Василий Великий, Св. Иоанн Златоуст и Св. Григорий Двоеслов.

Ниже свода, на стене, обращенной к южной стороне, над аркой помещено изображение Божией Матери «Слово плоть бысть» с предстоящими с обеих сторон Ангелами во весь рост.

По сторонам арки - четыре изображения, по два с каждой стороны, одно под другим, вселенских святителей и учителей истинного исповедания веры, столпов Православия и борцов против ересей: Св. Афанасий Великий и Св. Кирилл Иерусалимский, Св. Григорий Богослов и Св. Лев Папа Римский.

В большой арке над иконостасом в медальонах изображены Святые творцы Божественных песнопений, воспеваемых Православной Церковию в дни Господних и Богородичных праздников: Св. Иерофей епископ Афинский и Св. Афиноген епископ, Св. Григорий епископ Неокесарийский и Св. Мефодий Патарский, Св. Прокл архиепископ Цареградский и Св. Ефрем Сирин, Св. Анатолий архиепископ Цареградский и Св. Роман диакон, Св. Амвросий архиепископ Медиоланский и Св. Софроний Патриарх Иерусалимский, Св. Косма Маиумский и Св. Иоанн Дамаскин, Св. Феодор Студит и Св. Иосиф Студит, Св. Иосиф Песнопевец и Св. Феофан Сладкопевец.

Внутри алтарной сени над престолом, в своде, представляющем небо, изображен Дух Святой в виде голубя. Ниже этого изображения, в поясе (фризе) надпись: «Аминь, аминь, глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою и плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоанн. VI. 53, 54, 56).

На склоне четырех парусов - четыре Ангела, стоящие на коленях с распростертыми крылами. Лица их обращены к престолу, с выражением особого благоговения они держат в руках следующие священные символы: дискос, чашу, книгу и крест. В северо-восточном парусе изображен Ангел с дискосом, в юго-восточном - Ангел с чашей, в северо-западном - Ангел с книгой и в юго-западном - Ангел с крестом.

По обеим сторонам сени изображена «Тайная вечеря» (Евхаристия по древнему чину) в двух картинах.

На северной стороне сени: Престол, как он устраивается в церкви, на нем дискос, а на дискосе хлеб.

Направо Иисус Христос, обратившийся к Апостолу Петру и, простерши руку, преподает ему Пресвятое Тело Свое. Апостол Петр, преклонившийся, простирает руку для принятия Пресвятого Тела Христова. На заднем плане Апостолы: Иаков, Филипп, Фома, Иаков Алфеев и Симон. Вокруг образа надпись: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом рек: Приимите, ядите сие есть Тело Мое».

На южной стороне сени: Христос Спаситель, преподающий чашу, и Апостолы: Андрей, Иоанн, Варфоломей, Матфей, Фаддий и Павел. Вокруг образа надпись: «Даде Святым Своим учеником и Апостолом рек: Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя».

Над северными дверями иконостаса со стороны алтаря: Христос Спаситель, благословляющий и держащий раскрытую книгу с изречением «Аз есмь дверь». Со стороны церкви: Собор Архангела Гавриила.

На северной стене: изображение Алексия человека Божиего в память того, что на месте Храма существовала некогда Алексеевская обитель.

Внутри перехода, над южными дверями иконостаса со стороны алтаря: Великого Совета Ангел, а со стороны церкви - Собор Архангела Михаила.

На южной стене: изображение Апостола Архиппа, память которого отмечается 19 февраля - день восшествия на престол Императора Александра II.

На запрестольном образе главного алтаря с одной стороны Рождество Христово, а с другой Иверская икона Божией Матери.


Точно.
Во всем многообразии икон и образов НЕТ САМОГО ГЛАВНОГО.
Без чего, по словам апостола Павла, впустую вера наша.

Иконы Воскресения Христова. (и добавлю - Вознесения, потому что последнее есть прямое следствие Воскресения)

Сие вызывает не то что недоумение - ощущение какой-то черной бездны под видом и благообразным множеством других икон - святых (хотя это скорее картины, чем иконы), но... лишенных смысла без Воскресения Христа.

Главный храм России - Храм Христа Спасителя в Москве или Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Этот храм является крупнейшим в России и рассчитан на 10000 человек.

Находится он недалеко от Кремля на левом-берегу Москвы-реки.

В 1931 году Храм Христа Спасителя был разрушен, а потом восстановлен за 1994-1997гг.Кстати, в этом храме проходили съемки фильма Поп 2010г Владимира Хотиненко.

Высота храма - 105 м.

Старый вид Храма Христа Спасителя:

Ночной вид с Патриаршего моста:

К Храму ведет огромная лестница:

По всему периметру Храма расположены скульптуры на библейские темы

и скульптуры ангелов:

Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя:

Купол (вид изнутри) в Храме Христа Спасителя:

Роспись на главном куполе Храма.22000 м² площади Храма покрыты росписью, из них 9000 м² - позолочены.

Алтарь в Храме:

Часовня около Храма: Крест цельного купола:

Храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Храм Христа Спасителя построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.

Храм Христа Спасителя в Москве — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек.

В плане собор представлял собой равноконечный крест около 85 м шириной.

Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого.

Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 кв.м, из которых около 9000 кв.м позолочены.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:
- "верхний храм" — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.

- "нижний храм" — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Мозаика на пьедестале Храма Христа Спасителя.

Роспись потолков. Церковь Преображения Господня в комплексе Храма Христа Спасителя.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах.

После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.


Проект А. Витберга

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга.

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд.

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Василий Нестеренко - Крещение Господне. Роспись Храма Христа Спасителя в Москве.

Василий Нестеренко - Вход Господень во Иерусалим.

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Василий Нестеренко -Чудо в Кане Галилейской - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Василий Нестеренко - Чудесное умножение хлебов - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.

Василий Нестеренко -Тайная вечеря - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Василий Нестеренко - Чудесный улов - Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.

Василий Нестеренко - Христос и самарянка Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Василий Нестеренко -"Воскресение Христово" и "Апостол Матфей"

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял. Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Николай Мухин - Рождество Христово. Заалтарная роспись храма Христа Спасителя.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре, едва поднявшееся от уровня фундамента, здание пришлось разобрать совсем.

Фрагменты первого Храма Христа Спасителя, сохранившиеся в Донском монастыре.

Роспись внутри храма.

Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999

Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999

Николай Мухин - Фрагменты росписи четырёх композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя). 1999

Храм Христа Спасителя. Художник Василий Нестеренко.

Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

В преддверии праздника Рождества Христова ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев рассказывает о святынях кафедрального собора, иконах с интересной историей, старинном Евангелии, которое выносят только 2 раза в год, а также отвечает на вопрос о елках и корпоративных праздниках, которые якобы проходят в Храме.

Отец Михаил, какую святыню Храма Христа Спасителя Вы бы назвали главной?

Думаю, что главной святыней является частица Ризы Господней. Не так давно мы сделали для нее особый аналой, и теперь она помещается у правого клироса отдельно от других святынь

Это делается для того, чтобы все, кто приходит в наш храм, могли по отдельности приложиться именно к этим великим святыням. Кроме этого, у нас есть гвоздь Креста Господня и прочие святыни .


- Думаю, если задать вопрос о главной святыне Храма Христа Спасителя москвичам, большинство назовут мощи святителя Филарета, а о частицах Риз и не вспомнят. Как Вы считаете, почему?

Боюсь, что, к сожалению, многие москвичи не назовут и мощи святителя Филарета. Часто бывает, что люди приходят в наш храм, видят раку с мощами святителя и спрашивают: «А кто это?». И приходится им рассказывать, кем был святитель Филарет, какое духовное влияние он оказал на историю нашей Церкви и какой интеллектуальный вклад внес в проектирование и создание Храма Христа Спасителя.

Наверное, о том, что у нас находятся частицы Риз, мало кто знает, потому что об этом нигде не было сказано публично. И потом, они ведь были переданы в наш храм не так давно, а раньше находились в Музеях Московского Кремля и поэтому не были широко доступны для поклонения. До революции, например, частицу Ризы Господней выносили для поклонения верующим один раз в год – в день ее положения в Москве. Это был большой московский праздник, и множество народа стекалось, чтобы помолиться перед этой великой святыней и приложиться к ней.

Потом Риза хранилась в запасниках Музеев Московского Кремля.

19 августа 2000 года, в день великого освящения Храма Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и с разрешение дирекции Музеев Кремля мы с крестным ходом обнесли частицу Ризы Господней вокруг храма, и весь этот день она пребывала в Храме Христа Спасителя. Конечно, потом мы вынуждены были отдать ее обратно в музей, и только в 2007 году по просьбе покойного Патриарха Алексия II было принято решение передать ее и некоторые другие святыни, которые также хранились в кремлевских музеях, Русской Православной Церкви.

Нам передали и Ризу Господню, и Ризу Пресвятой Богородицы, а кроме того - гвоздь Креста Господня, мощи святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и главу святителя Григория Богослова.

Святыни были переданы в исторических ковчегах, что, конечно, было некоторым спорным моментом, потому что для музеев эти ковчеги представляли ценность. Но нашлись люди, которые оплатили изготовление копий этих ковчегов, в которые мы и переложили частицы мощей. Таким образом, ковчеги были возвращены в музеи, а святыни, которые не представляли ценности для светской истории, остались в Церкви.

В первое время мы выносили частицу Ризы Господней только на субботу-воскресенье. Но в наш храм приезжает множество паломников из разных городов и стран, не все имеют возможность прийти именно в выходные дни, поэтому мы сочли возможным и необходимым, чтобы она пребывала в храме и была доступна верующим в любой день.

Какова история частиц Ризы Господней и Ризы Божией Матери, как они попали в Москву?

Что касается частицы Ризы Господней, не совсем понятно, что это за Риза. Один из вариантов предания гласит, что это хитон Спасителя, полученный по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии. Согласно другой версии, Риза Спасителя - это не хитон, а другая верхняя одежда - плащ (гимантий), потому что хитон просто нельзя было бы позже разделить на части: он бы распустился, так как был вязаным. Так или иначе, Риза Господня была перенесена в Иверию (Грузию), где хранилась в древней столице - Мцхете, в Патриаршем соборе Светицховели.

В 1617 году Грузию захватил персидский шах Аббас II. Его солдаты разорили храм и передали Ризу шаху. В 1625 году шах, по настоянию русского посла, прислал Ризу в дар царю Михаилу Федоровичу. Патриарх Московский Филарет (Романов) собрал достоверные сведения о Ризе Господней, и только после этого она была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве, 10 июля по старому стилю (23 июля - по новому). Впоследствии фрагмент Ризы Господней был разделен для того, чтобы отправить частицы святыни в крупные города империи. В 1918 году частица ризы Господней, которая хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после его закрытия конфискована и помещена в фонды Музеев Московского Кремля.

В XIV веке Дионисий Суздальский привез на Русь из Константинополя. В числе прочих святынь она находилась в так называемом «ковчеге Дионисия», который был значимой реликвией московских великих князей. После октябрьского переворота 1917 года частица Ризы Богородицы попала в Музеи Московского Кремля. В наш храм ее передали в 2008 году.

Более точных сведений об истории этих реликвий у нас нет.

В Храме Христа Спасителя находится икона Божией Матери «Смоленская» с очень необычной историей…

У нас в храме есть две Смоленских иконы.

Одна, XVI века, пребывает в нижнем храме.

Этот образ имеет трагическую судьбу: его распилили на 4 части и готовились переправить за границу, но что-то не сложилось, и каким-то образом он попал к моему знакомому художнику - реставратору. Он отреставрировал эту икону, соединил четыре части так, что следов распила практически незаметно, и решил, что Храм Христа Спасителя - достойное место для размещения этого большого старинного образа. Сейчас он находится слева от иконостаса, возле Тихвинского придела.

Вторая икона находится в верхнем храме у мощей святителя Филарета. Это знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Смоленская – Устюженская» из города Устюжна Вологодской губернии.

Изначально икона пребывала в местном соборе, после революции в храме сделали музей, и икона стала музейным экспонатом. Потом она куда-то пропала, может быть, ее тайно вывезли или выкрали, и в какой-то момент появилась на одном из заграничных аукционов. Некий благотворитель выкупил эту древнюю икону, и в период своего первого президентства Владимир Владимирович Путин преподнес ее в дар Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Святейшего икона была передана в Храм Христа Спасителя в особом киоте, и было решено, что она будет пребывать здесь до тех пор, пока Устюженский собор не будет передан Церкви.

Надо сказать, к нам в храм приезжали люди из города Устюжна и просили, чтобы икона пока осталась в нашем храме, потому что боятся, что она снова может пропасть и уже вряд ли будет возможно снова ее найти.

Какие еще иконы с необычной историей есть в кафедральном соборе?

Икона святителя Николая из города Бари, которая находится в нижнем, Преображенском храме с правой стороны, у придела Алексия человека Божия. Этот образ сделан итальянским художником в 1994 году. Я не случайно употребляю именно это слово – «сделан» – потому что икона выполнена в достаточно редкой технике и не просто написана красками, но и содержит в себе аппликации из полудрагоценных камней.

Изначально икона была помещена в городе Бари в базилике, в которой пребывают мощи святителя Николая. Видя, с какой любовью русские паломники приезжают поклониться святителю, создавший ее художник принял решение передать образ в дар Русской Православной Церкви, и по благословению Патриарха Алексия II он был принесен в Храм Христа Спасителя, один из приделов которого посвящен святителю Николаю.

Интересен путь, который икона проделала из Бари до Москвы. По морю она была привезена в Одессу, из Одессы по суше ее пронесли и провезли до Москвы через несколько епархий Русской Православной Церкви, причем на протяжении всего пути перед ней совершали молебны, пели акафисты. Многие, зная об этом, приходят к нам в храм, преклоняют колена перед этим образом и, как рассказывают, через это изображение святитель Николай подает людям свою помощь.

В декабре 2012 года в наш храм была передана еще одна икона святителя Николая, которая связана с именем великой певицы Галины Павловны Вишневской, которую мы отпевали совсем недавно - 14 декабря.

В 1979 году муж Галины Павловны, Мстислав Леопольдович Ростропович, купил икону в одном из лондонских антикварных магазинов. Образ святителя Николая долгое время хранился в их семье и был очень почитаем. В последние годы жизни Галина Павловна приняла решение передать икону в Храм Христа Спасителя, зная, что один из его приделов посвящен святителю Николаю, и намеревалась осуществить это 19 декабря этого года. Для певицы 19 декабря было значимо не только как общецерковный праздник святителя Николая, но и как очень памятная личная дата: 19 декабря 1961 года Анна Андреевна Ахматова, услышав по радио, как Вишневская поет «Бразильскую бахиану №5» Эйтора Вилла-Лобоса, написала посвященное ей стихотворение:

Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется -
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.

Но Господь распорядился иначе: 11 декабря Галина Павловна скончалась. На 9-й день, который приходился как раз на 19 декабря, ее дочери Елена и Ольга, исполняя волю почившей матери, принесли икону в наш храм.

Образу святителя Николая необходима определенная реставрация. После того, как она будет сделана, мы найдем для иконы подобающее место, на котором она будет находиться постоянно.

Есть в нашем храме еще одна интересная икона – образ Спасителя из южного придела верхнего храма, изготовленный одним из православных людей Грузии. Образ этот не привлекает к себе внимания какими-то красками или художественными особенностями, но с ним связана особенная история. Человек, который изготовил его, вместе с супругой пешком пронес его из города Кутаиси в Москву в Храм Христа Спасителя. Единственное место, где супруги проехали на машине - Карачаево – Черкесия, потому что им запретили нести образ Христа по территории этой мусульманской республики.

Наверное, нельзя не упомянуть и знаменитый образ священномученика Александра Хотовицкого?

Да, такую икону больше нигде не найдешь. Протопресвитер Александр был последним ключарем первого Храма Христа Спасителя, и было желание каким-то образом запечатлеть память о нем в нашем храме.

Первоначально священномученик Александр был канонизирован в Американской Православной Церкви. Естественно, там был написан его образ, и я попросил сделать с этой иконы список, но только приблизить его к нашей традиции. Так в нашем храме появилась первая небольшая икона священномученика Александра, которая сейчас расположена в нижнем храме. Но хотелось, чтобы образ отца Александра присутствовал в самом Храме Христа Спасителя, и по моей просьбе художник Никита Нужный, который принимал участие в росписи нашего храма, написал икону священномученика Александра в полный рост, стоящего как бы у стены внутри Храма Христа Спасителя. На мой взгляд, получилось очень удачно.

Симметрично этой иконе в правой части храма располагается образ святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, созданный тем же художником. Как известно, после долгих десятилетий Синодального периода именно в нашем храме схиархимандрит Алексий вытянул жребий и произнес имя будущего Патриарха: «Тихон». И хотелось, чтобы память об этом моменте в нашем храме тоже была как-то запечатлена.

Одно из сокровищ храма – старинное Евангелие. Что это за книга и как она попала в храм?

Это напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны.

В наш храм оно было передано по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима для особо торжественных праздничных богослужений. Когда я был иподиаконом у патриарха Пимена, в храме святителя Николая в Хамовниках было большое старинное Евангелие, которое выносили в престольный праздник, когда служил Патриарх. Вспомнив об этом, решили такую традицию поддержать и установить в Храме Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Патриарха Алексия II наше старинное Евангелие выносится только дважды в год: на великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную великую вечерню. Обычно его выносят два протодиакона, потому что одному человеку поднять 30-килограммовую книгу не под силу.

Святейший Патриарх читает Евангелие, стоя в Царских вратах, и это придает богослужению особенную торжественность. В остальные дни Евангелие хранится у нас в ризнице.

В алтаре храма находятся шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина. Есть ли возможность хотя бы иногда выносить их, чтобы можно было посмотреть?

Вынести их из алтаря невозможно, потому что это громадные полотна 6 на 3 метров.

А почему было решено оставить эти шедевры в алтаре, где их не видит никто, кроме священнослужителей? Ведь, к примеру, фрагменты «Тайной вечери» из разрушенного храма выставлены в Музее Храма Христа Спасителя.

От «Тайной вечери» ничего не осталось, кроме этих фрагментов, а полотна Верещагина сохранились полностью, и после реставрации их решили поместить на прежнее места. Некоторое время назад один художник делал с них репродукции, которые можно было приобрести у нас в лавке с иконами. Сейчас мы с ним не сотрудничаем, но эти полотна можно найти в альбомах, посвященных Храму Христа Спасителя.

Порой у нас бывают крайности: мощи воспринимаются или как магический предмет, благодаря которому совершаются чудеса, или же, напротив, видятся как нечто ничего не значащее, к чему относятся с равнодушием и невниманием. Как правильно относиться к мощам?

Сейчас практически в каждом храме Русской Православной Церкви есть частицы мощей тех или иных святых, появилась возможность привозить мощи или частицы мощей из одних городов и стран в другие. Порой это происходит несколько бесконтрольно, поэтому Святейший Патриарх создал специальную комиссию по перевозу мощей, так что сейчас перемещение святынь регулируется священноначалием и приводится в должный порядок.

К сожалению, приходится наблюдать, что у некоторых из наших верующих людей вошло в привычку приходить в храм, искать реликвии и стремиться приложиться к как можно большему их количеству: считается, что чем больше святынь поцелуешь, тем больше благодати получишь. В этом есть опасность, потому что в этой погоне за количеством человек может попросту потерять духовное настроение, расположение и благоговение, которое должно быть при виде святыни. Помню, с каким благоговением мы приезжали в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского. Это было целое событие! И все внимание было сконцентрировано на этой встрече с преподобным и молитву у раки с его мощами и ни на что более не рассеивалось.

К святыне нужно подходить, не думая, что, если мы приложимся к ней, она непременно произведет на нас какое-то магическое воздействие и мы станем лучше, чище, здоровее, богаче. Чтобы стать чище и лучше, нужно произвести определенную работу внутри себя и прикосновение к святыне может только помочь нам в этом духовном делании и совершенствовании, вдохновить, придать сил и радости. Разумеется, у мощей происходят чудесные явления и исцеления, но это зависит от веры и состояния человека и от того, что желает для нас Господь. Надо помнить, что, надеясь получить помощь, мы обращаемся ни в коем случае не к частице мощей, а к святому, который незримо присутствует рядом с ними и через святыню может подать нам помощь, если на то будет воля Господа.

Отец Михаил, сейчас, в дни новогодних каникул, многие возмущены тем, что в Храме Христа Спасителя проводятся елки, корпоративы и концерты. Насчет корпоративных праздников возникают вопросы на протяжении всего года. Как возможно, чтобы такие вещи проводились в помещении храма?

Спасибо за этот вопрос, потому что он постоянно возникает. Как бы мы ни объясняли, что бы ни говорили, почему-то сознание людей не воспринимает наши слова. Журналисты – я не знаю, почему, то ли специально, то ли по незнанию, то ли потому что им все равно, что говорить публике, - постоянно говорят о том, что в храме проводятся эти мероприятия. Один из последних примеров – прошедшая по телевидению новостная передача про благотворительный концерт Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, который проходил в Зале Церковных соборов. Я сам видел, как корреспондент, стоя напротив Храма Христа Спасителя и показывая на него, говорил, что вот, сегодня вечером в главном кафедральном соборе страны поют мировые знаменитости. Это была ложь, потому что Каррерас и Доминго давали концерт исключительно в Зале Церковных соборов, ни о каком выступлении в храме речи не было и быть не могло.

Еще раз хочу сказать, что в самом храме, там, где совершается богослужение, никаких елок, концертов, корпоративов, автомобильных стоянок и автомобильных моек нет. В Храме Христа Спасителя совершается только богослужение. Мероприятия проводятся в Зале Церковных соборов и трапезных палатах.

А разве эти помещения не относятся к храму?

Зал Церковных соборов с храмом никак не соединен и не имеет к нему никакого отношения. Он был построен не на церковные, а на бюджетные деньги правительства Москвы. Им, равно как и трапезными палатами и вообще всем комплексом, распоряжается не Церковь, не те, кто служит в Храме Христа Спасителя, а Фонд Храма Христа Спасителя – организация, которая никаким образом не связана с Московской Патриархией. Наряду со множеством светских там проходят и церковные мероприятия, например, Архиерейские и Поместные соборы, Епархиальные собрания московского духовенства.

То есть с просьбой об аренде Зала Церковных соборов и трапезных палат обращаются не к Церкви, не к Патриарху и не к Вам?

Нет. Это все – к Фонду. И поскольку Фонд управляет этими помещениями, мы никак не можем влиять на мероприятия, которых проходят в этих залах, будь то концерт или корпоратив. С нами их никак не согласовывают.

Если Церковь не владеет этими помещениями и, условно говоря, приходит туда, условно говоря, «в гости», значит ли это, что для церковных мероприятий – например, патриарших трапез, Архиерейского собора и так далее - эти залы также приходится арендовать?

Если трапезы или мероприятия (например, Архиерейский собор или Епархиальное собрание) проходят в присутствии Святейшего Патриарха, Фонд не берет арендную плату. Но если мы хотим, скажем, провести детскую елку или молодежный вечер в трапезной палате или в Зале Церковных соборов, то должны заплатить за аренду.

А почему в этом году Епархиальное собрание московского духовенства проходило не в Зале Церковных соборов, как в прежние годы, а в самом Храме Христа Спасителя?

Обычно Епархиальное собрание проходило раньше, чем начинались елки, и Зал Церковных соборов был свободен, в нем не были установлены декорации, которые сложно поставить и демонтировать. В этом году собрание состоялось почти перед самым Новым годом, когда все елки были уже распланированы и декорации смонтированы, поэтому было решено собраться в самом храме. Многим это понравилось, потому что была более церковная обстановка. И Святейший Патриарх сказал, что в будущем году Епархиальное собрание также будет проходить в самом Храме Христа Спасителя.

Кафедральный собор Христа Спасителя в Москве - это центральный Российский кафедральный собор церкви Православия. Ныне стоящее здание - полное подобие старого храма, возведенного в XIX веке. Христа Спасителя в Москве - это своего рода памятное надгробие армейцам Русского народа, которые отдали свои жизни в жестокой войне с французами. Это кровопролитное сражение длилось с 1812 по 1814 год. На стенах сооружения высечены имена воинов, похороненных в годы Отечественной войны, а также воевавших в ходе Заграничных походов 1797-1806 годов.

Идея воссоздания

Идея создания собора Христа Спасителя в Москве появилась после русско-французской войны в благодарность Всевышнему, в честь освобождения Русского народа от армии Наполеона.

Постройка памятников - храмов исходит с древнейшей традиции храмов - обетов, которые строили служители в знак благодарности за победоносное завершение и в вечную память о погибших в неравных боях.

В 1814 году заранее был объявлен всеобщий конкурс на право застройки. Победителем стал известный градостроитель А. Л. Витберг. В 1817 году произошла официальная закладка камня основания постройки главного здания. Сначала помещение хотели построить на Воробьевых горах. Через 9 лет из-за сложной почвенной особенности строительство пришлось приостановить, а затем и вовсе закончить, так как обнаружились финансовые нарушения в ходе строительства.

Возобновление строительства

В 1832 году по намерению императора Николая I главное сооружение в Москве начали строить заново. Властный правитель назначил нового проектировщика. Им стал никому не известный Константин Тон. Местом закладки была выбрана благодатная земля неподалеку от Московского Кремля. Николай I издал указ о сломе Церкви Всех Святых и девичьего Алексеевского монастыря, стоявших в те давние времена на месте строительства храма.

В 1839 году было начато возведение основного здания. Народные пожертвования собирались по всей стране. Большую долю денежных средств брали из государственной казны. Наконец в 1883 году произошло освящение храма. В торжестве принимали участие немногочисленные ветераны Отечественной войны с Наполеоном.

В конце 30-х годов, во времена правления Иосифа Виссарионовича Сталина собор был разрушен по религиозным соображениям. Намечалось огромное строительство Дворца Советов, но возведению помешала Вторая Мировая война 1941-1945 годов. После победы актуальность такой застройки утратила свою первоначальную значимость. В 1960 году на этом месте построили бассейн "Москва".

Новое планирование строительства началось в 1990-х годах. Пожертвования, собранные народом, быстро обесценились в связи с нестабильным экономическим состоянием в стране. Не смотря на кризисную обстановку, строители продолжали возводить сооружение, подобное первоначальному. В 2000 году новообразованный храм Христа Спасителя торжественно освятили.

Современный храм

Нынешний собор Христа Спасителя в Москве - это точная копия храма, построенного по эскизу архитектора Константина Тона в XIX веке. По замыслу проектировщика первое возведение собора в те давние времена должно было собрать в себе Византийские народные традиции и Русскую зодческую культуру.

Первая информация о соборе Христа Спасителя в Москве датируется 1839 годом, когда началось первое возведение храма. Но старое здание не уцелело.

Современное сооружение высотой в 103 метра расположено неподалеку от Москва-реки. Зал помещает в себя до 10 тысяч человек. Храм сейчас является символом русской истории.

Состав нового храма

В нынешний собор Христа Спасителя в Москве входит:

  1. Храм Христа Спасителя - это основное здание верхнего храма. Содержит три престола: самый важный посередине во имя Рождества Христова. Соседних два: правый - Николая Чудотворца, левый престол во имя Александра Невского. В конце лета 2000 года произошло освящение этого здания.
  2. Нижний Храм - церковь Преображенская, построенная в честь Алексеевского девичьего монастыря, который располагался здесь ранее. Содержит три алтаря: основной в честь Преображения. Два престола по краям: левый во имя Алексия - человека Божия и правый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освещена в начале лета 1996 года.
  3. Стилобатная часть. Здесь расположен основной музей собора Христа Спасителя в Москве. Далее построена гостиная Церковных соборов, затем зал Наивысшего Церковного совета, комната приема трапезы, служебные и технические палаты.

Богослужение проводится каждый день в Нижнем храме Преображенской церкви. С 5 вечера - всенощная, в 8 утра - литургия. По воскресеньям и в большие праздники богослужения проводятся с 5 вечера - всенощная, в 10 утра литургия в Верхней части храма. Богослужения читает патриарх Московский.

Кафедральный собор

Сама церковь носит титул Такой статус собора в православии имеет особое значение и присваивается раз и навсегда. Он дается основному храму города. Кафедральным называют храм, где служит епископ и есть епископская кафедра.

В старину только в больших городах присутствовали кафедральные соборы. Главный архиепископ мог выбрать для себя любой храм и сделать его кафедральным. В таком соборе проводятся главные праздничные богослужения.

Так в кафедральном соборе Христа Спасителя в Москве проводят службы в такие праздники как Рождество Христово, Крещение Христово, Святая Пасха, Святая Троица, Преображение Господне и другие православные торжества. В храме также проходят отпевания значимых для современной русской культуры и истории людей.

Как добраться

Христа Спасителя в Москве,находящийся по адресу: дом № 17, улица Волхонка, город Москва, Россия. Занимает одно из первых туристических мест общественного посещения. Каждый день миллионы туристов хотят побывать в этом месте. Как добраться до собора Христа Спасителя в Москве знает любой коренной житель.

Главное значение имеет то, из какой части города туристы хотят доехать. Конечно, можно доехать на автотранспорте, воспользовавшись сервисом такси, но это обойдется слишком дорого. Самым простым и дешевым способом добраться до храма - прибегнуть к услугам метрополитена.

Станция метро, до которой необходимо добраться, известна как "Кропоткинская" линии Сокольников Московского метро. При выходе из подземного входа раскрывается красивый вид на здание храма. Минуя станцию "Кропоткинская", пройдя пешком по Гоголевскому бульвару, можно не спеша добраться до входа в храм.

Другой путь

Церковь включена в краткую экскурсию по столице. Фото собора Христа Спасителя в Москве возможно увидеть на билетах, купленных в кассах города, еще на многих сувенирах из керамики. Можно выбрать экскурсионный маршрут, тогда в это место будет добраться не сложно. Туристов перевозят на специальном автобусе. Интересная экскурсия включает в себя: посещение Верхнего и Нижнего храмов, основного музея храма, смотровых площадок, трапезных комнат. Интереснейшая часть экскурсии - это подъем на лифте к самому верху. Здесь, на смотровой площадке, высота которой сорок метров, предоставляется возможность увидеть столицу с высоты птичьего полета, увидеть город с самых необычных сторон.

Но, приезжая в столицу нашей страны, многие путешественники любят прогуляться пешком по оживленным улицам Москвы. Можно начать пешую прогулку от стен Московского Кремля из Александровского сада. Добравшись сюда на метро до станции "Боровицкая" линии Серпуховско-Тимирязевская, далее, следуя по улице Волховка, легко дойти до ворот Верхнего здания храма.

Статус главного храма

В нынешние времена кафедральный собор носит статус главного Храма православной церкви России. В 2004 году было вынесено решение о дарении храма в безвозмездное пользование Русской православной церкви. Святейший патриарх является настоятелем собора. Патриарх Всея Руси проводит там самые важные православные богослужения, в том числе и праздничные. Основные решения в церковной жизни принимаются Патриархом в Московском кафедральном соборе.

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале - скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор ; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор .

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает - Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас "восток", от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: "Солнце правды", "с высоты Востока", (т. е. "Восток свыше"); "Восток имя Ему".

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами .

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста . Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля , это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга , этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника , как бы звезды , означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом , изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница , то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется "благовест " (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется "трезвон ". Звон колоколов по поводу печального события называется "перезвон ". Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.


Самая главная часть храма есть алтарь . В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею , - из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово "антиминс" греческое, значит "вместопрестолие").

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном . Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие , это - слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.

Крест , это - меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник , то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:


1. Св. Чаша , или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.

2. Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.

3. Звездица , состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5. Лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6. Губка или плат - для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами . Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом , знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш , в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий , употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды .

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое.

Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.

Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.


С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом .

В иконостасе имеются три двери , или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя , а налево от царских врат - икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников , в третьем - иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение , на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеею .

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном , т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.


Внутренний вид храма Христа Спасителя

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви , т. е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

В храме имеется еще канунник , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.

Loading...Loading...