Гуревич П.С. Философия культуры - файл n1.doc

Текущая страница: 1 (всего у книги 42 страниц) [доступный отрывок для чтения: 28 страниц]

П.С. Гуревич
Основы философии

Введение

Студент пришел ко мне, чтобы сдать экзамен по философии. На лице у него застыло отчаяние, фигура выглядела страдальческой. Он долго тискал в руках вытащенный билет и вдруг спросил:

– Павел Семенович, а зачем человеку философия?

– В каком смысле? – удивился я.

– Ну, я понимаю, – продолжал студент, – тракторист пашет, крестьянин собирает урожай, печник кладет печку…

Экзаменуемый вдруг почувствовал вдохновение:

– А какая польза от философии?

Студент глядел на меня с видом известного богослова Мартина Лютера, который окончательно развенчал папу римского.

– А зачем человеку шахматы? – в свою очередь простодушно спросил я.

– Ну, это совсем другое дело, – студент снисходительно улыбнулся. – Игра, азарт.

Минувший век оказался на редкость прагматичным, деловым.

Не раз ученые, да и сами философы пытались порассуждать о том, что приносит человеку непосредственную пользу, а что, вообще говоря, от лукавого. Не только философия, но и любое знание о человеке, человеческом духе казалось кое-кому химеричным, мало приспособленным к тому, чтобы обустраивать жизнь. Однако человек никогда не стал бы человеком, если бы интересовался только тем, что приносит ему сиюминутную пользу.

Безмерную услугу оказал людям первый умелец, который начертал на скале свои рисунки. Однако что от них проку: сыт ведь не будешь. На заре человеческой истории появились пророки, мудрецы. Для шлифовки ума в Индии изобрели шахматы. Потом уже в библейские времена родилась мудрость: «Не хлебом единым жив человек…» Кстати, именно в прошлом веке отечественный писатель Владимир Дудинцев напомнил эту истину. Так назывался написанный им роман, в котором говорилось о необходимости возрождения духовности.

Философию иногда называют высшей мудростью. Она пользуется абстрактными понятиями, демонстрирует различные головоломки, которые требуют напряжения мысли. Обращается к вопросам, которые кажутся предельно отвлеченными, далекими от реальной жизни. Это рождает у тех, кто изучает философию, определенную робость, подозрительность. В самом деле, кому нужна эта заумь? Может быть, гораздо проще иронично назвать философом соседа, который обнаружил способность рассуждать?

Между тем философию во многих странах начинают изучать даже в начальных классах. Учительница читает какой-нибудь рассказ или отрывок из конкретного сочинения и предлагает учащимся оценить события, поразмышлять над прочитанным. И тут обнаруживается, что многое из того, что по первому впечатлению кажется очевидным, требует раздумья. Попробуйте проверить себя. Возьмите какое-нибудь сочинение и условно разбросайте на полях вопросы: «Действительно ли так?», «Почему?», «Можно ли с этим согласиться?» Теперь еще раз взгляните на текст, и вы обнаружите, что возможности человека сомневаться в тех или иных утверждениях, глубоко обдумывать тот или иной вопрос беспредельны.

Впрочем, попробуем. Открываем книгу бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка (1862–1949) «Разум цветов». Читаем: «Среди растений, в жизни которых мы наблюдаем разительные примеры инициативы, право на особенно внимательное изучение принадлежит тем, которые можно назвать одушевленными или чувствительными. Я ограничусь упоминанием о грациозном испуге „не тронь меня“ всем нам хорошо знакомой чувственной мимозы»1
Метерлинк М. Разум цветов. М., 1995. С. 127.

Проглядываем эти строчки и думаем: «Разве растения обладают инициативой?» Ведь такое чаще говорят о человеке. Неужели у растений есть душа и чувства? Может быть, можно сказать о мимозе, что она испугалась, но передать ей человеческие слова «не тронь меня…» Это уж слишком. Хотя, с другой стороны, ведь растения живые. Не исключено, что у них действительно есть разум. Где-то я прочитал про то, как комнатные растения реагируют на появление убийцы. Это, впрочем, был какой-то научный эксперимент. Растение, оказывается, опознает преступника. Возможно ли такое?

Представим себе, что все это правда. Но тогда число вопросов множится. Вообще, что такое разум? Присущ ли он только человеку? Или есть нечто, что мы только принимаем за разум, а речь идет совсем об ином? «Не слишком безрассудно кажется мне утверждать, – пишет Метерлинк, – что нет существ более или менее разумных, но что существует всеобщий, разлитый повсюду разум, нечто вроде всемирного флюида2
Флюид – некий психический ток, излучаемый человеком, то, что исходит от кого-то.

Различно проникающего во все встречающиеся на его пути организмы, смотря по тому, являются ли они добрыми или дурными проводниками духа»3
Метерлинк М. Разум цветов. М., 1995. С. 163.

Итак, Метерлинк считает, что разум разлит во всей природе. Можем ли мы опровергнуть это утверждение? Окончательные доводы против данного суждения мы вряд ли сыщем. Тогда остается признать, что такое допущение возможно, но оно не является общепринятым. В этом случае можно говорить о своеобразной поэтизации природы, даже о ее очеловечивании. Метерлинк не одинок. Многие философы боготворили, одухотворяли природу. Так рождалась особая философская область знания, которую назвали натурфилософией.

Натурфилософы (исследователи природы) подчас скептически относились к идее Бога. Они полагали, что мир можно объяснить исходя из самой природы. Это она, вечная и чудодейственная, развертывая себя, создает великое многообразие мира, в том числе и свой венец – чело века. Именно поэтому природа достойна поклонения. Единожды возникнув сама по себе, она раскрывает свое безмерное богатство и разнообразие. Однако среди натурфилософов были и такие мыслители, которые признавали Бога. Восхваляя природу, они считали, что это – язык, на котором Бог разговаривает с людьми. Так появилось так называемое естественное богословие.

Философия, будучи относительно целостной, обнаруживает себя во множестве направлений, течений, учений и взглядов. Чтение Метерлинка позволило нам войти в область специфического подхода к миру – натурфилософского. Но он, понятное дело, не единственный. За века и тысячелетия своего существования философия накопила огромный арсенал идей, теорий, открытий. Внутри философии рождались особые отрасли философского знания. Появлялись школы, направления, течения. Сменяли друг друга философские эпохи.

Мы видим, что философы придерживаются разных воззрений. На что, однако, они опираются? Почему возникают различные направления мысли? Какие темы подвластны философии? Когда она возникла и исчезнет ли когда-нибудь? Можно ли обойтись без философии за время своего существования? Какую роль она играет в нашей собственной жизни?

Философия включает в себя определенное миропонимание. Она объясняет мир, сущность природы, место в ней человека. Она содержит в себе эмоциональную оценку мира, объяснение его тайн. Она служит для людей своеобразным духовным поводырем и наставником.


Изложение материала в учебном пособии по философии имеет свою специфику, которая объясняется ее особенностями как области мысли, миропостижения. Если при изучении физики или химии задача студентов заключается в том, чтобы понять те или иные законы и запомнить их, то философия по самому своему духу не дает окончательных ответов на поставленные вопросы, потому что поиск истины в ней не завершен. Для философа имеет значение не только тот или иной вывод. Не менее значимо для него и само рассуждение, развертывание мысли, процесс обдумывания проблемы.

Пособие приглашает задуматься над вопросами, поставленными человечеством еще на заре цивилизации и не решенными по сей день. Оно позволяет понять, какими сложными путями движется разум, раскрывает парадоксальность познания. Вот почему, изучая материал, вы будете знакомиться с разными точками зрения на обсуждаемые проблемы и, размышляя вместе с автором, тем не менее начнете развивать свой собственный взгляд на мир.

При изложении материала автор, используя сочетание проблемного и исторического подходов в раскрытии основных тем, пытался осветить мир мудрости как бы с двух сторон: с одной стороны, показывая уже имеющееся видение сущности проблем, связанных с постижением тайн бытия и сознания, а с другой – рассматривая способы и формы возникновения и решения проблем мироздания, что имеет немалую познавательную ценность для учащихся, поскольку содействует направленной активизации их мыслительной деятельности в целом.

Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем больше возникает у него новых вопросов, и истина вроде бы и не приближается, а удаляется, словно подтверждая гениальную формулу древнегреческого философа Сократа (469–399 до н. э.): «Я знаю, что я ничего не знаю».

Основные понятия

Абстрактный – отвлеченный, неконкретный.

Идея – концептуальная мысль.

Интуиция – непосредственное переживание действительности, духовное видение.

Натурфилософия – философия природы.

Прагматический – практический, относящийся к действию, служащий практике.

Разум – ум; способность, деятельность человеческого духа, направленная на познание.

Скептик – человек, который сомневается.

Человечество – совокупность народов, живущих на Земле.

Вопросы и задания

1. Какие чувства испытываете вы, когда вас называют философом? Подчеркните нужное или дайте свой вариант ответа:

– гордость;

– радость;

– самоуважение.

2. Что означает библейская мудрость: «Не хлебом единым…»? Как это вы понимаете и согласны ли вы с этим? Чем еще жив человек, кроме хлеба?

3. Аристотель говорил: «Философия начинается с удивления». Верна ли эта мысль? Что из недавно прочитанного вызвало у вас удивление? Можно ли найти в этом тексте основание для философствования?

4. Почему философию можно назвать «матерью всех наук»? Это мысль Артура Шопенгауэра. Как вы это понимаете? Отчего дети постоянно спрашивают «почему»? Можно ли ответить на все детские вопросы? Попробуйте привести примеры, когда детские вопросы оказываются предельно сложными.

5. Некий правитель спросил Эзопа, древнегреческого мудреца, который родился в 600 г. до н. э., почему не богачи ходят к мудрецам, а наоборот. Эзоп ответил: «Потому что мудрецы знают, что им нужно для жизни, а богачи не знают, иначе бы они не о богатстве заботились, а о мудрости».

Согласны ли вы с этим суждением мудреца и баснописца Эзопа? Знают ли мудрецы, что им нужно для жизни? Что более ценно – мудрость или богатство? Ценят ли мудрость окружающие вас люди? Надо ли заботиться о мудрости или она только мешает нажить богатство?

6. Древнегреческий философ Ксенофан (ок. 570 – после 478 до н. э.) говорил: «Не от начала все открыли Бога смертным, но постепенно, ища, люди находят лучшее».

Почему люди не располагают абсолютной мудростью? Отчего им приходится приобретать знания? Чем может закончиться этот процесс? Подчеркните нужное:

– люди наконец обретут полное знание;

– люди никогда не приобретут всю мудрость;

– люди накопят больше заблуждений, нежели истин.

7. Считаете ли вы, что все живые существа обладают разумом? Приведите примеры «за» и «против».

8. Почему философия распадается на множество школ и направлений? Если бы вы стали философом, какие вопросы оказались бы для вас предельно интересными?

9. Нужна ли философия лично вам?

10. Все ли подвластно философии?

Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Возникновение философии. Множество вариантов философской рефлексии. Дофилософские способы осмысления мира. Логос как духовное первоначало. Собственные заветы философа. Специфика философии как формы общественного сознания. Соотношение философии и науки. Место философии в культуре. Величие и трагедия философии. Различные определения философии.


Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Груз постоянного раздумья зачастую кажется непереносимым. Но человеку присуще и иное состояние души. Он открывает в себе способность продвигаться к одухотворяющей истине, открывать тайны реальности, наслаждаться самим процессом развертывания мысли.

1.1. Любовь к мудрости
1.1.1. Что значит философствовать?

Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

В XIX в. наука достигла внушительных успехов. Она не только создала относительно целостную картину мира, но и сумела вооружить человека знаниями, которые значительно изменили его жизнь. В ХХ в. человек приоткрыл завесу над тайнами строения мира. Он преодолел гравитационное притяжение Земли, перешагнул через звуковой барьер, открыл новые, почти фантастические источники энергии, преуспел в расшифровке генома человека. Мыслящая материя несет свой свет на другие планеты. Все ярче разгорается факел разума, обогащается сокровищница знаний, накопленных за тысячелетия напряженной работы человеческого ума. Мы вплотную подошли к раскрытию тайн Вселенной, вопросам возникновения жизни на Земле, мы пытаемся заглянуть в наше ближайшее и отдаленное будущее.

Уже отмечалось, что удивление является подлинно философским чувством. В нем можно усматривать корень всякого философствования. «Если же это так, – спрашивает Эрнст Кассирер, – то возникает вопрос: какие же предметы первыми пробудили удивление человека и привели его на путь философских размышлений?»4
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 7.

Были ли это «физические» или «духовные» предметы, природный порядок или творения самого человека? По мысли Кассирера (1874–1945), наиболее естественно предположить, что первым начал подниматься из хаоса мир астрономии. Почти во всех великих религиях, имеющих культурную традицию, мы встречаемся с почитанием небесных светил.

Кассирер считает, что именно здесь человеку впервые удается освободиться от удушливого плена чувств и подняться до широкого созерцания целостности бытия. В движении небесных тел, смене дня и ночи, закономерном повторении времен года человек видел первый значительный пример единообразного процесса. Он бесконечно возвышался над миром самого человека. Этому процессу была чужда переменчивость настроения и непредсказуемость, характерная не только для обычного человеческого поведения, но и для действия «примитивных» демонических сил. В человеке, по словам Кассирера, впервые забрезжило понимание того, что существуют действие и «действительность», которые ограничены жесткими рамками и связаны определенными неизменными законами.

Ко всем чудесам нравственного порядка присоединялись другие, не менее великие и исполненные загадочности, так как все, что выходило из рук человека, окружало его как непостижимая тайна. Ему была чужда мысль считать себя создателем этих творений. Они возвышались не только над ним самим, но и над всем тем, что был в состоянии произвести весь его род. И если человек приписывал им какое-то происхождение, то оно могло быть только мифическое. Их сотворил Бог. Спаситель принес их с небес и научил людей пользоваться ими. Такие мифы о культуре встречаются в мифологиях всех времен и народов.

Философствовать означает, прежде всего, размышлять о природе вещей, добывать глубочайшее знание, пробиваться к высшей мудрости. Существует множество определений человека. Он и «разумное творение», и «создатель символов», и «политическое животное». Можно, пожалуй, указать еще на одну черту, без которой человек не был бы самим собой. Он, как бы ни старался, не может не философствовать. Такова его антропологическая, т. е. человеческая природа, если угодно – странность.

Он пытается осмыслить вопросы, которые как будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Чем вызваны проблески сознания в человеке? Каково предназначение человека? Философия – одна из неотъемлемых форм культурного бытия человека. В любую эпоху, на разных материках рождались мудрецы, которые задумывались над тайнами мира. Не было эпохи, когда философия исчезала бы. Она, по-видимому, никогда не прекратит своего существования, покуда жив человек. Это глубинная, неискоренимая потребность человека. Она вечно будет стремиться к постижению секретов природы, человеческого духа, божественных тайн.

В Англии XIX в. жил поэт Алфред Теннисон (1809–1892). Он пытался романтизировать унылое мещанское существование, нередко обращался к сентиментальным темам. Однажды он прогуливался среди расщелин и увидел цветок. Вот что он написал:


Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь – вот корень, стебелек,
Здесь на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек,
И в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

Теперь, вникнув в приведенные строчки, попытаемся понять, как был воспринят цветок поэтом. Может быть, он насладился приятным зрелищем и отправился дальше? Нет же, любуясь природным творением, он его сорвал. Причем даже с корнем. Корень и стебелек – на его ладони. Зачем он это сделал? Можно догадаться: чтобы обострить мысль, как бы подержать ее на ладони и подумать. Своеобразное, вообще говоря, занятие. Создал гимн цветку и тут же его погубил. Мало того, еще придумал себе красивое оправдание. Мол, цветок способен помочь поэту проникнуть в суть человека. И не только – куда там! – можно распознать и самого Бога…

Строго говоря, если продолжать наши рассуждения, английский поэт выразил специфическое умонастроение, характерное, судя по всему, не только для него лично. Вся европейская культура пронизана такой установкой. Люди этой культуры не столько наблюдают природу, сколько пытаются ее исследовать, вырвать присущие ей тайны. Они стараются поставить природу себе на службу, овладеть ею. При этом в поисках истины умерщвляют все живое.

Но может быть, такое отношение к природе свойственно всем людям? Ведь человек – властелин природы. Американский философ Д.Т. Судзуки, читая лекции по дзен-буддизму, нашел иллюстрации иного рода. Он привел хокку5
Хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное стихотворение.

Японского поэта XVII в. В. Басё (1644–1694). Вот оно:


Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!

Итак, два разных человека, представители неодинаковых культур, увидели цветок во время прогулки. Их переживания оказались сходными. Творение вызвало восторг. Однако европеец сорвал цветок и погубил его. У японца в душе не возникло ничего подобного. Он не только не вырвал цветок из земли. У него не родилась даже мысль дотронуться до него. Он лишь «внимательно вгляделся», чтобы «увидеть» цветок. Англичанин хотел обладать цветком, японец обнаружил способность созерцать его. Оставить жить природное создание – стать с ним единым целым. Это уже совсем иное миросозерцание.

Американский философ комментирует трехстишие поэта следующим образом: «Вероятно, Басё шел по проселочной дороге и увидел у плетня нечто малоприметное. Он подошел поближе, внимательно вгляделся в него и обнаружил, что это всего лишь дикое растение, довольно невзрачное и не привлекающее взгляда прохожего. Чувство, которым проникнуто описание этого незамысловатого сюжета, нельзя назвать особенно поэтическим, за исключением, может быть, последних двух слогов, которые по-японски читаются как „кана“. Эта частица часто прибавляется к существительным, прилагательным или наречиям и приносит ощущение восхищения или похвалы, печали и радости и может быть при переводе в некоторых случаях весьма приблизительно пере дана с помощью восклицательного знака. В данном хокку все трехстишие заканчивается восклицательным знаком»6
Цит. по: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 46.

Один не задумываясь срывает цветок, другой даже не помышляет об этом. Но может, оказывается, родиться еще одно состояние, близкое к тому и другому умонастроению. Немецкий поэт Иоганн Гёте (1749–1832) написал стихотворение «Нашел»:


Бродил я лесом…
В глуши его
Найти не чаял я ничего.
Смотрю, цветочек,
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней,
Всех звезд светлей.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть я осужден?»
Я взял с корнями питомца рос
И в сад прохладный к себе отнес,
В тиши местечко ему отвел,
Цветет он снова, как прежде цвел.

Эту ситуацию описывает американский философ Эрих Фромм (1900–1980). Он отмечает, что Гёте прогуливался в лесу без всякой цели, когда его взгляд привлек яркий цветок. У Гёте возникает то же желание, что и у Теннисона, – сорвать цветок. Но в отличие от Теннисона Гёте понимает, что это означает погубить его. Для Гёте этот цветок в такой степени живое существо, что он даже говорит с поэтом и предостерегает его.

Гёте решает эту проблему иначе, нежели Теннисон или Басё. Он берет цветок «с корнями» и пересаживает его «в сад прохладный», не разрушая его жизни. Позиция Гёте является промежуточной между позициями Теннисона и Басё: в решающий момент сила жизни берет верх над простой любознательностью. Нет нужды, замечает Э. Фромм, что в этом прекрасном стихотворении выражена суть его концепции исследования природы7
Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

Итак, три стихотворения о цветке. Можно пробежать их глазами и не обратить внимания на то, что они различны. Сколько вопросов рождает ситуация: шел по дороге, увидел цветок и… Стихотворные строчки, оказывается, могут стать путеводителем в мир разных культур. Читая стихи, мы сравниваем, размышляем, даем оценку. Находим решение: сорвать цветок, оставить его среди руин или под плетнем, перенести в прохладный сад. Стало быть, мы не просто потребляем стихи, а философствуем…

Однако что это означает «философствовать»? Слово «философ» впервые встречается у древнегреческого мыслителя Гераклита (ок. 535 – ок. 475 до н. э.). Для него философ – «исследователь природы вещей». Позже появилось и другое собирательное слово «философия». В буквальном переводе оно имело точный смысл – «любовь к мудрости». В этом значении данное слово впервые употреблялось в школе древнегреческого философа Сократа (470–399 до н. э.).

Названия имеют свою судьбу, подмечает немецкий философ Вильгельм Виндельбанд (1848–1915). Однако редкое из них имело судьбу столь странную, как слово «философия». Если мы обратимся к истории с вопросом, что, собственно, есть философия, и справимся у людей, которых называли и теперь еще называют философами, об их воззрениях на предмет их занятий, то получим разнообразные и бесконечно отстоящие друг от друга ответы. Виндельбанд считает, что «попытка выразить это пестрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие окажется делом совершенно безнадежным»8
Виндельбанд В. Что такое философия?: о понятии и истории философии // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. С. 22.

В чем же трудность истолкования слова? Почему едва ли не каждый крупный мыслитель среди своих сочинений непременно имеет работу, специально посвященную тому, как он понимает философию? Идут бесконечные споры о том, что является философией, а что ею не является. Почему нельзя прийти к единому мнению, несмотря на то, что философия существует уже на протяжении тысячелетий? Попробуем ответить на эти вопросы.

1.1.2. Опыт трезвого мышления

Человек множит разные вопросы. Когда же рождается относительная ясность, он немедленно затемняет ее новым противоречием. Зачем? Чтобы получить окончательный ответ? Но ведь философ на это совершенно не рассчитывает. Его волнуют самые абстрактные, самые широкие темы, которые в принципе вечны. Каждое поколение людей обсуждает эти вопросы, толкуя о принципах бытия, которые вообще недоступны опыту. Если дать на них конкретный естественно-научный ответ, эти темы перестанут быть философскими.

Кроме биологии как конкретной науки есть еще философия. Она как особая дисциплина изучает общие законы природы, всего универсума и общества, стремясь показать место человека в этом мире. Она имеет дело с глубинными, сокровенными переживаниями человека, с его попыткой обрести истину, осознать смысл жизни, показать величие мудрости и добра, приобщиться к красоте мира.

Иногда философию называют высшей мудростью. Она пользуется абстрактными, наиболее обобщенными понятиями, обращается к вопросам, которые кажутся предельно отвлеченными, далекими от реальной жизни. Философия имеет дело не с законами природы, а с накопленным философским материалом. В частности, с беспокойной и тревожной мыслью. Мудрец способен предостеречь человечество от посягательства на таинство живой материи.

Религия обслуживает запросы духа. Человек обращает свой взор к Богу, когда испытывает жуткие муки одиночества, страх перед смертью, напряжение духовной жизни. Мистика чарует возможностями глубинного, обостренного богообщения. Она дарит надежду на чудо. Наука демонстрирует неоспоримые успехи познающего ума. Будучи опорой цивилизации, она не только разъясняет одухотворяющие истины, но и обустраивает людей, продлевает им жизнь.

Философия же, напротив, нередко отбирает у человека последнее утешение. Она призвана раскрыть трагизм бытия. Она выбивает индивида из жизненной колеи, безжалостно предлагая ему жестокие констатации. Философия – это опыт трезвого, подчас трагического сознания. Философии по самому своему предназначению приходится разрушать обустроенность, сталкивать человека с драматизмом жизни, хотя само собой понятно, что такая «жестокость» непосредственно от философии не исходит.

Культура, как выясняется, не может в равной степени поддерживать все стороны человеческой жизни – практическую надобность и абстрактное размышление. Она, можно полагать, ищет более надежные опоры, нежели умозрительные зигзаги мысли. Однако и сам человек, разгадывая собственную природу, видит перед собой зыбкий, не устоявшийся образ. Человек страшится признаться себе, что именно эта поразительная способность к размышлению и есть самое ценное в нем…

Философию теснят отовсюду. Представители точных наук, обескураженные грандиозными открытиями нашего века, полагают, что проникновение в ядро клетки важнее отвлеченных промысливаний. Размышлению ставится некий предел. Утрачивается и без того зыбкая уверенность в ценности философского мышления.

В учебнике рассматриваются наиболее актуальные философские проблемы, связанные с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Значительное внимание уделяется антропологической теме, то есть философскому постижению человека. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Представляет интерес для аспирантов и преподавателей негуманитарных вузов, а также широкого круга читателей.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Гуревич П.С.

    Основы философии: Учебное пособие

    М.: Гардарики, 2000. - 438 с.
    ISBN 5-8297-0046-8

    Формат: DJVU 22 Мб

    Качество: сканированные страницы + текстовый слой

    Язык: русский

    В пособии рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли.
    Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку.
    Рассчитана на учащихся техникумов и училищ, а также на всех, кто интересуется философией.

    Пособие приглашает задуматься над вопросами, поставленными человечеством еще на заре цивилизации и не решенными по сей день. Он позволяет понять, какими сложными путями движется разум, раскрывает парадоксальность познания. Вот почему, изучая материал, вы будете знакомиться с разными точками зрения на обсуждаемые проблемы и, размышляя вместе с автором, тем не менее начнете развивать свой собственный взгляд на мир.
    При изложении материла автор, используя сочетание проблемного и исторического подходов в раскрытии основных тем, пытался осветить мир мудрости как бы с двух сторон: во-первых, показывая уже имеющееся видение сущности проблем, связанных с постижением тайн бытия1 и сознания, и, во-вторых, рассматривая способы и формы возникновения и решения проблем мироздания, что имеет немалую познавательную ценность Аля учащихся, поскольку содействует направленной активизации их мыслительной деятельности в целом.

    Введение 13
    Глава I. Философия и ее роль в обществе
    § 1. Всегда ли существовала философия? 18
    Разные формы философствования (18) Мудрость народов (20) Философские категории (21) Дофилософские формы постижения мира (22) Критическое отношение к мифу (23) Специфика мифа (24)
    § 2. От мифа - к Логосу. 25
    Почему возникла философия? (25) Что такое Логос? (26) Кто такой философ? (27) Заветы философов и жизнь (28)
    § 3. Специфика философии 29
    Вековечные вопросы (29) Является ли философия наукой? (30) Метафизика (30)
    § 4. Трагизм и величие философии 32
    Опыт трезвого мышления (32) Живучесть философии (33) Философия и ее место в культуре (34) Величие философии (35)
    Глава II. Философия как мировоззрение
    § 1. Философия - это целостное воззрение на мир. 38
    Что такое мировоззрение? (38) Логика философского процесса (39) Возможна ли абсолютная мудрость? (40)
    § 2. Различные оттенки «любомудрия» 42
    Смысл философии (42) Платоновская концепция философии (42) Философия как познание конечных оснований (43) Идея философского метода (43) Философия как советчик (44)
    § 3. Философия и специальные науки 44
    Опора философии (44) Вопреки научным фактам (46) Ценность философского прозрения (48)
    § 4. Судьба философских идей 50
    Для чего живет человечество? (50) История философской идеи (51) Статус философской идеи (52) Жанр идеи (54)
    § 5. Взаимосвязь идей 55
    Можно ли считать философию искусством? (55) Перекличка идей (57) О чем догадались философы? (58)
    Глава III. Основной вопрос философии
    § 1. Отношение мышления к бытию 62
    Обманчивая реальность (62) Майя (64) Образ пещеры у Платона (65) Другие миры (66)
    § 2. Бытие определяет сознание? 67
    «Бытие» как философская категория (67) Что считать первичным? (69) Онтология (69) Воля как первоначало мира (70) Материализм и идеализм (72)
    § 3. Материя неотличима от разума 73
    Как устроен мир? (73) Антропный принцип (75) Спор материалистов и идеалистов (77)
    § 4. Фундаментальные вопросы философии. 77
    Вездесущ ли разум? (77) Полифонизм различных принципов (79) Счастье как основной вопрос философии (80) Человек как основной вопрос (82)
    Глава IV Великие философы древности, средневековья и Возрождения
    § 1. Восточные мудрецы 86
    Философ Конфуций (86) Жэнь (87) Поиск добродетели (88) Философ Лаоцзы (89) Дао (90)
    § 2. Будда и буддизм о познании последних истин 91
    Мыслитель Будда (91) Четыре благородные истины (92)
    § 3. Античные философы. 93
    Милетская школа (93) Философ Пифагор (95) Досократики (95) Философ Демокрит (97) Философ Сократ (98) Философ Платон (100) Философ Аристотель (101) Эпикуреизм, кинизм, стоицизм (102)
    § 4. Религиозные философы средневековья 104
    Мыслитель Августин (104) «О граде Божьем» (105) Социальная философия Августина (106) Философ Фома Аквинский (107) Философия и теология (108)
    § 5. Философия Возрождения 109
    Гуманизм (109) Философ Николай Кузанский (110) Проблемы морали (111)
    Глава V Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
    § 1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 114
    Рациональность (114) Аскетизм (115) Философ Ф. Бэкон (116) Философ Декарт (118) Учение о методе (119)
    § 2. Философия эпохи Просвещения. 121
    Человеческая природа.(121) Исторический оптимизм (122) Философ Вольтер (122) Философ Руссо (124) «Естественный человек» (125) Философ Гольбах (126) Философ Монтескье (126) Философ Дидро (127)
    § 3. Немецкая классическая философия 128
    Философ Кант (128) Категорический императив Канта (129) Философ Гегель (131)
    § 4. Романтизм 133
    Особый тип философствования (133) Многообразие вариантов романтизма (134)
    Глава VI. Категория «бытие» в философии
    § 1. Бытие как смысл существующего 139
    Всеохватывающая реальность (139) Бытие и cyiyee (140) Небытие (142)
    § 2. Бытие человека 143
    Пограничные ситуации (143) Трагизм мира (144) Расколотость человеческого бытия (147)
    § 3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия. 148
    Возникновение экзистенциализма (148) Экзистенция (149) Экзистенциалы (150) Человек - не безличный объект (152) Ситуация повседневного выбора (153)
    § 4. Философия как осознание бытийных феноменов мира 154
    Бытие и свобода (154) «Человек из барака» (155) Абсурдность человеческого существования (156)
    Глава VII. Проблема жизни в философии
    § 1. Жизнь - способ бытия человека 159
    Феномен жизни (159) «Мыслящий тростник» (161)
    § 2. Жизнь как глубочайший философский символ 162
    Уникальность жизни (162) Жизнь и бессмертие (164) Преодоление смерти (166) Символика жизни и смерти (168) Модусы бес¬смертия (169)
    § 3. Смысл жизни и благоговение перед ней 172
    Эвдемонизм (173) Цель человеческой жизни (173) Феномен разрушительности (175) Высоты человеческого духа (177)
    Глава VIII. Сознание - высшая ступень развития жизни
    § 1. Природные предпосылки сознания 180
    Что такое разум? (180) Панлогизм (181) Как формировалось сознание (182) Мозг и сознание (184) Специфически человеческое достижение (185)
    § 2. Сознание и мышление 186
    Рассуждающий человек (186\ Мышление как процесс (187) Абстрактное и конкретное мышление (188) Способность к абстракции (189) Происхождение речи (191)
    § 3. Сознание и бессознательное 192
    Что такое бессознательное? (192) Психика и сознание (193) Бессознательные процессы психики (194)
    § 4. Сознание как космический феномен 196
    Коллективное бессознательное (196) Архетипы (196) Материк психики (198) Беспредельные зоны бессознательного (200)
    Глава IX. Сознание и познание
    § 1. Как человек познает окружающий мир 204
    Границы познания (204) Онтология - учение о бытии (206) Познание (207) Доопытное знание (208)
    § 2. Идолы сознания. 210
    Что мешает работе ума? (210) Идолы рода (211) Идолы пещеры (213) Идолы площади или рынка (214) Идолы театра или теории (215)
    § 3. Истина 217
    Истина как нескрытность (217) Стремление к познанию (219) Агностицизм (220) Познавательные способности беспредельны? (222)
    Глава X. Человек как главная философская проблема
    § 1 Биологическая природа человека 226
    Специфически человеческое (226) Целостность человека (227) Телесность (229) Человеческая природа (230)
    § 2. Инонриродность человека 233
    Инстинктупльная программа (233) Страх как человеческое переживание (234) Живительные силы истории (235)
    § 3. Особый род сущего 237
    Уникальность человека (237) Отсутствие оригинальности? (238) В чем необычность человека? (239) Человек - общительное существо (240) Открытость человеческой природы (242)
    § 4. Человек как личность 243
    Богатство внутреннего мира человека (243) Индивид и индивидуальность (245) Социализация (246) Личность - это целостность (247)
    Глава XI. Основополагающие категории человеческого бытия
    § 1. Свобода и ее многообразные проявления 252
    Многозначность понятия «свобода» (252) Свободен ли человек? (253) Бегство от свободы (254) Деспотизм и его обреченность (255) Вседозволенность (256) Свобода - нравственный императив (257) Творчество (258)
    § 2. Любовь и счастье. 261
    Эрос - могучая страсть (261) Образы любви в Древней Греции (262) Романтические и идеальные чувства (263) Типы любви (264) Счастье (266)
    § 3. Смерть и смысл жизни 268
    Конечность человеческого существования (268) Образы смерти (269) Страх перед смертью (270) «Книги мертвых» (271) Предназначение человека и его жизни (272)
    Глава XII. Человек, Вселенная, природа
    § 1. Натурфилософия 275
    Космогония (275) Хаос и гармония (276) Истолкователи природы (278) Первоосновы мира (278) Космос (279) Природа - живой организм (279) Появление понятия «натурфилософия» (280)
    § 2. Микрокосмос и макрокосмос 281
    «Малый мир» и «большой мир» (281) Человек и Космос (282) Глобальный эволюционизм (284) Коэволюция (285)
    § 3. Овладение духом природы 285
    Слияние с природой (255) Точное естествознание (286) Целостное истолкование природы (288) Природа - мастерская (289) Поэтизация природы (292) Покорение природы (294)
    Глава XIII. Человек и история
    § 1. Нужна ли людям история? 298
    Социальное измерение истории (298) Забвение истории опасно (299) Глубина исторического мышления (300) Был ли «золотой век»? (302) История и доистория (302) Логика истории и предопределенность (303) Учение Кальвина (304)
    § 2. Альтернативность истории 305
    Различные исторические перспективы (305) Традиционное общество (306) «Революция опасна» (307) Развертывание всемирной истории (308) Русская идея (309)
    § 3. Стадии исторического процесса 311
    Циклическое развитие (311) Линейные, прогрессистские концепции (312) Осевой принцип (313) Постиндустриальное общество (314) «Волны истории» (315)
    § 4. Идея прогресса 317
    Восхождение к лучшему (317) Критика идеи прогресса (318)
    Глава XIV Человек и общество
    § 1. Общество как феномен. 322
    Социальные отношения (322) Социальность (324) Социальная теория (326) Общество началось с одиночки? (327)
    § 2. Как родилось общество? 328
    «Социальные инстинкты» (328) Общественный договор и его критика (329) Пассионарность (332)
    § 3. Развитие общества 332
    Ритмы истории (332) Мнения правят миром (333) Географический фактор (334) Экономический фактор (335) Моральный фактор (336)
    § 4. Революция или эволюция? 337
    Социальные интересы (337) Классы и классовая борьба (338) Революция. «За» и «против» (339) Эволюция (341) Последствия реформ в России (343)
    Глава XV Человек и культура
    § 1. Понятие культуры. 346
    Разнообразие культур (346) Определение культуры (348) Культура - «вторая природа» (349)
    § 2. Культура - творение ума и рук человека. 351
    Человеческое достояние (351) Ценность как понятие (353) Цели и ценности человека (353) Трансценденция (355) Смыслы культуры (356)
    § 3. Культура и цивилизация 358
    Потенциал культуры (358) Понятие цивилизации (359) Теория цивилизаций (360)
    § 4. Символ - пароль культуры. 361
    Знаковые системы (361) Природа символов (363)
    § 5. Массовая культура. 364
    «Восстание масс» (364) Пороки массовой культуры (366)
    Глава XVI. Основные виды духовной культуры
    § 1. Искусство. 370
    Феномен красоты (370) Искусство (371) Специфика художественного творчества (373)
    §2. Мораль. 374
    Добро и зло (374) Этика (375) Золотое правило нравственности (376) Нормативная и ненормативная этика (378) Моральные нормы и предрассудки (380) Свобода выбора (381) Этика ненасилия (382)
    § 3. Наука. 383
    Особый тип постижения реальности (383) Потребность в познании (384) История науки (385) Распространение знаний (386) Век знаний (387)
    Глава XVII. Человек и религия
    § 1. Религия как феномен человеческой культуры 391
    Философское постижение религии (391) Попытки определить религию (393) Религия как феномен (394) Язычество (396)
    § 2. Буддизм 398
    Будда (398) «Атеистическая» религия (399) Дхарма (400)
    § 3. Христианство 401
    Рождение христианства (401) Религиозный опыт (402) Отличие религии от философии (404) Разновидности христианства (405)
    § 4. Ислам 407
    Возникновение ислама (407) «Пять столпов ислама» (408)
    § 5. Религия - явление мировой культуры 409
    Перевороты в духовном развитии человечества (409) Происхождение религии (409) Структура и функции религии (410)
    Глава XVIII. Формирование информационного общества
    § 1. Научно-техническая революция и ее социальные последствия 413
    Ускорение прогресса (413) Современные технологии (414) Научно-техническая революция (НТР) (415) Информационные технологии (415)
    § 2. Глобальные проблемы современности 418
    Римский клуб (418) Критерии глобальных проблем (419) Демографические проблемы (419) Классификация глобальных проблем (420) Концепция «устойчивого развития» (422)
    § 3. Единство и многообразие мира. 422
    «Глобальная деревня» (422) Конфликт цивилизаций (424)
    § 4. Образ будущего 426
    Утопия (426) Антиутопия (427) Предвидение новой цивилизации (428)
    § 5, Философия и будущее человечества 429
    Новая психосфера (429) Неогуманизм (430)
    Заключение 434

    Основы философии. Гуревич П.С.

    М.: 2011. - 480 с. М.: 2000. - 438 с.

    Рассматриваются философские проблемы, которые сегодня являются наиболее актуальными, связанными с процессами, идущими в современном мире. Изложение материала имеет свою специфику, определяемую особенностями философии как области миропостижения, где весьма важно само рассуждение, обдумывание, развертывание мысли. Дает представление об основных сферах философского знания; значительное внимание уделяется антропологической теме, т.е. человеку. Для студентов средних специальных учебных заведений, учащихся старших классов лицеев, гимназий, школ. Будет интересен студентам, аспирантам и преподавателям негуманитарных вузов, а также широкому кругу читателей.

    Формат: pdf (2011 , 480с.)

    Размер: 6,9 Мб

    Скачать: drive.google

    Формат: djvu / zip (2000 , 438с.)

    Размер: 22 Мб

    Скачать

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение 7
    Основные понятия 11
    Вопросы и задания 11
    Глава 1. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
    1.1. Любовь к мудрости 13
    1.2. Что же такое философия? 20
    1.3. В чем же тогда специфика философии? 34
    1.4. Трагизм и величие философии 45
    Основные понятия 53
    Вопросы и задания 55
    Глава 2. Философия как мировоззрение
    2.1. Философия - это целостное воззрение на мир 57
    2.2. Различные оценки любомудрия 60
    2.3. Судьба философских идей 62
    2.4. Взаимосвязь идей 66
    Основные понятия 70
    Вопросы и задания 70
    Глава 3. Основной вопрос философии
    3.1. Отношение мышления к бытию 72
    3.2. Бытие определяет сознание 77
    3.3. Материя неотличима от разума 82
    3.4. Фундаментальные вопросы философии 85
    Основные понятия 91
    Вопросы и задания 91
    Глава 4. Основные идеи истории мировой философии (от античности до Возрождения)
    4.1. Восточные мудрецы 93
    4.2. Будда и буддизм о путях познания последних истин 97
    4.3. Античные философы 99
    4.4. Религиозные философы Средневековья 108
    4.5. Философия Возрождения 113
    Основные понятия 115
    Вопросы и задания 116
    Глава 5. Великие философы XVII, XVIII и первой половины XIX в.
    5.1. Рационалистическая традиция европейской философии (Новое время) 117
    5.2. Философия эпохи Просвещения 122
    5.3. Немецкая классическая философия 128
    5.4. Романтизм 132
    Основные понятия 136
    Вопросы и задания 136
    Глава 6. Категория «бытие» в философии
    6.1. Бытие как смысл существующего 137
    6.2. Бытие чело века 144
    6.3. Экзистенциальная трактовка человеческого бытия 151
    6.4. Философия как осознание бытийных феноменов мира 155
    Основные понятия 158
    Вопросы и задания 158
    Глава 7. Проблема жизни в философии
    7.1. Жизнь - способ бытия человека 159
    7.2. Жизнь как глубочайший философский символ 162
    7.3. Смысл жизни и благоговение передней 170
    Основные понятия 180
    Вопросы и задания 181
    Глава 8. Сознание - высшая ступень развития жизни
    8.1. Сознание и его трактовки 182
    8.2. Генезис сознания 189
    8.3. Сознание и мышление 191
    8.4. Психика и бессознательное 200
    Основные понятия 205
    Вопросы и задания 205
    Глава 9. Сознание и познание
    9.1. Человек - существо разумное, мыслящее 207
    9.2. Проблема познаваемости мира 213
    9.3. Истина 219
    Основные понятия 228
    Вопросы и задания 229
    Глава 10. Человек как главная философская проблема
    10.1. Специфически человеческое 230
    10.2. Философская антропология 232
    10.3. Человек как неудавшийся проект 243
    10.4. Проблемы человеческой природы 252
    Основные понятия 259
    Контрольные вопросы 260
    Глава 11. Человек и его ценности
    11.1. Что такое ценность 261
    11.2. Разнообразие ценностей в истории человечества 264
    11.3. Общечеловеческие ценности 269
    11.4. Ценностный вакуум 274
    11.5. Ломка вековых ценностей 277
    Основные понятия 283
    Контрольные вопросы 283
    Глава 12. Человек и техника
    12.1. Техника как феномен 284
    12.2. Оживить машину? 288
    12.3. Идея сращивания жизни и конструкции 293
    12.4. Преображенный человек 302
    Основные понятия 306
    Контрольные вопросы 306
    Глава 13. Человек и история
    13.1. Нужна ли людям история? 307
    13.2. Альтернативность истории 322
    13.3. Стадии исторического процесса 326
    13.4. Идея прогресса 331
    Основные понятия 335
    Вопросы и задания 335
    Глава 14. Человек и общество
    14.1. Общество как феномен 338
    14.2. Многообразие социальных обществ 345
    14.3. Гражданское общество 353
    14.4. Противоречия социальной жизни 365
    Основные понятия 372
    Вопросы и задания 372
    Глава 15. Человек и культура
    15.1. Многообразие определений культуры 375
    15.2. Культура и цивилизация 381
    15.3. Культура и природа 385
    15.4. Типология культур 390
    Основные понятия 404
    Контрольные вопросы 404
    Глава 16. Основные виды духовной культуры
    16.1. Искусство 405
    16.2. Мораль 410
    16.3. Наука 416
    Основные понятия 420
    Вопросы и задания 421
    Глава 17. Человек и религия
    17.1. Духовный опыт как основа религии 422
    17.2. Буддизм 427
    17.3. Христианство 430
    17.4. Ислам 435
    17.5. Религия как явление мировой культуры 436
    17.6. Свободолюбие на фоне религиозной волны 438
    Основные понятия 439
    Вопросы и задания 440
    Глава 18. Формирование информационного общества
    18.1. Информационное общество 441
    18.2. Глобализм 448
    18.3. Экономический кризис и его последствия 451
    18.4. Философия и будущее человечества 469
    Основные понятия 473
    Вопросы и задания 473
    Заключение 474
    Литература 477

    П.С. Гуревич

    Основы философии

    Введение

    Студент пришел ко мне, чтобы сдать экзамен по философии. На лице у него застыло отчаяние, фигура выглядела страдальческой. Он долго тискал в руках вытащенный билет и вдруг спросил:

    – Павел Семенович, а зачем человеку философия?

    – В каком смысле? – удивился я.

    – Ну, я понимаю, – продолжал студент, – тракторист пашет, крестьянин собирает урожай, печник кладет печку…

    Экзаменуемый вдруг почувствовал вдохновение:

    – А какая польза от философии?

    Студент глядел на меня с видом известного богослова Мартина Лютера, который окончательно развенчал папу римского.

    – А зачем человеку шахматы? – в свою очередь простодушно спросил я.

    – Ну, это совсем другое дело, – студент снисходительно улыбнулся. – Игра, азарт.

    Минувший век оказался на редкость прагматичным, деловым.

    Не раз ученые, да и сами философы пытались порассуждать о том, что приносит человеку непосредственную пользу, а что, вообще говоря, от лукавого. Не только философия, но и любое знание о человеке, человеческом духе казалось кое-кому химеричным, мало приспособленным к тому, чтобы обустраивать жизнь. Однако человек никогда не стал бы человеком, если бы интересовался только тем, что приносит ему сиюминутную пользу.

    Безмерную услугу оказал людям первый умелец, который начертал на скале свои рисунки. Однако что от них проку: сыт ведь не будешь. На заре человеческой истории появились пророки, мудрецы. Для шлифовки ума в Индии изобрели шахматы. Потом уже в библейские времена родилась мудрость: «Не хлебом единым жив человек…» Кстати, именно в прошлом веке отечественный писатель Владимир Дудинцев напомнил эту истину. Так назывался написанный им роман, в котором говорилось о необходимости возрождения духовности.

    Философию иногда называют высшей мудростью. Она пользуется абстрактными понятиями, демонстрирует различные головоломки, которые требуют напряжения мысли. Обращается к вопросам, которые кажутся предельно отвлеченными, далекими от реальной жизни. Это рождает у тех, кто изучает философию, определенную робость, подозрительность. В самом деле, кому нужна эта заумь? Может быть, гораздо проще иронично назвать философом соседа, который обнаружил способность рассуждать?

    Между тем философию во многих странах начинают изучать даже в начальных классах. Учительница читает какой-нибудь рассказ или отрывок из конкретного сочинения и предлагает учащимся оценить события, поразмышлять над прочитанным. И тут обнаруживается, что многое из того, что по первому впечатлению кажется очевидным, требует раздумья. Попробуйте проверить себя. Возьмите какое-нибудь сочинение и условно разбросайте на полях вопросы: «Действительно ли так?», «Почему?», «Можно ли с этим согласиться?» Теперь еще раз взгляните на текст, и вы обнаружите, что возможности человека сомневаться в тех или иных утверждениях, глубоко обдумывать тот или иной вопрос беспредельны.

    Впрочем, попробуем. Открываем книгу бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка (1862–1949) «Разум цветов». Читаем: «Среди растений, в жизни которых мы наблюдаем разительные примеры инициативы, право на особенно внимательное изучение принадлежит тем, которые можно назвать одушевленными или чувствительными. Я ограничусь упоминанием о грациозном испуге „не тронь меня“ всем нам хорошо знакомой чувственной мимозы».

    Проглядываем эти строчки и думаем: «Разве растения обладают инициативой?» Ведь такое чаще говорят о человеке. Неужели у растений есть душа и чувства? Может быть, можно сказать о мимозе, что она испугалась, но передать ей человеческие слова «не тронь меня…» Это уж слишком. Хотя, с другой стороны, ведь растения живые. Не исключено, что у них действительно есть разум. Где-то я прочитал про то, как комнатные растения реагируют на появление убийцы. Это, впрочем, был какой-то научный эксперимент. Растение, оказывается, опознает преступника. Возможно ли такое?

    Представим себе, что все это правда. Но тогда число вопросов множится. Вообще, что такое разум? Присущ ли он только человеку? Или есть нечто, что мы только принимаем за разум, а речь идет совсем об ином? «Не слишком безрассудно кажется мне утверждать, – пишет Метерлинк, – что нет существ более или менее разумных, но что существует всеобщий, разлитый повсюду разум, нечто вроде всемирного флюида, различно проникающего во все встречающиеся на его пути организмы, смотря по тому, являются ли они добрыми или дурными проводниками духа».

    Итак, Метерлинк считает, что разум разлит во всей природе. Можем ли мы опровергнуть это утверждение? Окончательные доводы против данного суждения мы вряд ли сыщем. Тогда остается признать, что такое допущение возможно, но оно не является общепринятым. В этом случае можно говорить о своеобразной поэтизации природы, даже о ее очеловечивании. Метерлинк не одинок. Многие философы боготворили, одухотворяли природу. Так рождалась особая философская область знания, которую назвали натурфилософией.

    Натурфилософы (исследователи природы) подчас скептически относились к идее Бога. Они полагали, что мир можно объяснить исходя из самой природы. Это она, вечная и чудодейственная, развертывая себя, создает великое многообразие мира, в том числе и свой венец – чело века. Именно поэтому природа достойна поклонения. Единожды возникнув сама по себе, она раскрывает свое безмерное богатство и разнообразие. Однако среди натурфилософов были и такие мыслители, которые признавали Бога. Восхваляя природу, они считали, что это – язык, на котором Бог разговаривает с людьми. Так появилось так называемое естественное богословие.

    Философия, будучи относительно целостной, обнаруживает себя во множестве направлений, течений, учений и взглядов. Чтение Метерлинка позволило нам войти в область специфического подхода к миру – натурфилософского. Но он, понятное дело, не единственный. За века и тысячелетия своего существования философия накопила огромный арсенал идей, теорий, открытий. Внутри философии рождались особые отрасли философского знания. Появлялись школы, направления, течения. Сменяли друг друга философские эпохи.

    Мы видим, что философы придерживаются разных воззрений. На что, однако, они опираются? Почему возникают различные направления мысли? Какие темы подвластны философии? Когда она возникла и исчезнет ли когда-нибудь? Можно ли обойтись без философии за время своего существования? Какую роль она играет в нашей собственной жизни?

    Философия включает в себя определенное миропонимание. Она объясняет мир, сущность природы, место в ней человека. Она содержит в себе эмоциональную оценку мира, объяснение его тайн. Она служит для людей своеобразным духовным поводырем и наставником.

Loading...Loading...