Хиротония во священника. Таинство священства

Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймешь чего — подскажет сердце.

Как будто я такой, как ты. Снежок ты знаешь? Здесь он — редко, выпадет — и стаял. А у нас повалит, — свету, бывало, не видать, дня на три! Все завалит. На улицах — сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях — вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит — и рухнет мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. А не сгребай — увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз, визжат полозья. Зато весной, услышишь первые колеса… — вот радость!..

Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судачка, наважку; победней — селедку, сомовину, леща… У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество — свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, — мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, — разводы розовые видно, снежком запорошило.

А мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит, туманно, дымно. И тянутся обозы — к Рождеству. Обоз? Ну будто поезд… только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. Гусем, друг за дружкой, тянут. Лошади степные, на продажу. А мужики здоровые, тамбовцы, с Волги, из-под Самары. Везут свинину, поросят, индюшек, — «пылкого морозу». Рябчик идет, сибирский, тетерев-глухарь… Знаешь — рябчик? Пестренький такой, рябой… ну, рябчик! С голубя, пожалуй, будет. Называется — дичь, лесная птица. Питается рябиной, клюквой, можжевелкой. А на вкус, брат!.. Здесь редко видишь, а у нас — обозами тянули. Все распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товару, ситцу — и домой, чугункой. Чугунка? А железная дорога. Выгодней в Москву обозом: свой овес-то, и лошади к продаже, своих заводов, с косяков степных.

Перед Рождеством, на Конной площади, в Москве, — там лошадями торговали, — стон стоит. А площадь эта… — как бы тебе сказать?.. — да попросторней будет, чем… знаешь, Эйфелева-то башня где? И вся — в санях. Тысячи саней, рядами. Мороженые свиньи — как дрова лежат на версту. Завалит снегом, а из-под снега рыла да зады. А то чаны, огромные, да… с комнату, пожалуй! А это солонина. И такой мороз, что и рассол-то замерзает… — розовый ледок на солонине. Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, — наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой — поросячий ряд, на версту. А там — гусиный, куриный, утка, глухари-тетерьки, рябчик… Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия, — без весов, на глаз. Бывало, фабричные впрягутся в розвальни, — большие сани, — везут-смеются. Горой навалят: поросят, свинины, солонины, баранины… Богато жили.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, — тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, — чаща. На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сла-дкий сбитень! калачики горя-чи!..» В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, — душисто, сладко. Стакан — копейка. Калачик мерзлый, стаканчик сбитню, толстенький такой, граненый, — пальцы жжет. На снежку, в лесу… приятно! Потягиваешь понемножку, а пар — клубами, как из паровоза. Калачик — льдышка. Ну, помакаешь, помягчеет. До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадется, наступишь — хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..

В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь — резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий, — прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… — гул и гул.

Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, — мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. Калитку тронешь, — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух… — синий, серебрится пылью, дымный, звездный. Сады дымятся. Березы — белые виденья. Спят в них галки. Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови Свет Разума…

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный… был всегда. И будет.

На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком — знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Осыпан блеском. Я его держал недавно, трогал пальцем. Бумажный Ангел. Ну, карточка… осыпан блеском, снежком как будто. Бедный, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой. Прижался к стеклышку и мерзнет.

Идешь из церкви. Все — другое. Снег — святой. И звезды — святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Воя она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год — над этим садом, низко. Она голубоватая, Святая. Бывало, думал: «Если к ней идти — придешь туда. Вот, прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! Он — в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне… Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!» Смотришь, смотришь — и думаешь: «Волсви же со звездою путеше-эствуют!..»

Волсви?.. Значит — мудрецы, волхвы. А, маленький, я думал — волки. Тебе смешно? Да, добрые такие волки, — думал. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже и волки рады. Правда, хорошо ведь? Хвосты у них опущены. Идут, поглядывают на звезду. А та ведет их. Вот и привела. Ты видишь, Ивушка? А ты зажмурься.. Видишь — кормушка, с сеном, светлый-светлый мальчик, ручкой манит? Да, и волков… всех манит. Как я хотел увидеть!.. Овцы там, коровы, голуби взлетают по стропилам… и пастухи, склонились… и цари, волхвы… И вот, подходят волки. Их у нас в России мно-го!.. Смотрят, а войти боятся. Почему боятся? А стыдно им… злые такие были. Ты спрашиваешь — впустят? Ну конечно, впустят. Скажут: ну, и вы входите, нынче Рождество! И звезды… все звезды там, у входа, толпятся, светят… Кто, волки? Ну, конечно, рады.

Бывало, гляжу и думаю: прощай, до будущего Рождества! Ресницы смерзлись, а от звезды все стрелки, стрелки…

Зайдешь к Бушую. Это у нас была собака, лохматая, большая, в конуре жила. Сено там у ней, тепло ей. Хочется сказать Бушую, что Рождество, что даже волки добрые теперь и ходят со звездой… Крикнешь в конуру: «Бушуйка!» Цепью загремит, проснется, фыркнет, посунет мордой, добрый, мягкий. Полижет руку, будто скажет: да. Рождество. И — на душе тепло, от счастья.

Мечтаешь: Святки, елка, в театр поедем… Народу сколько завтра будет! Плотник Семен кирпичиков мне принесет и чурбачков, чудесно они пахнут елкой!.. Придет и моя кормилка Настя, сунет апельсинчик и будет целовать и плакать, скажет: «Выкормочек мой… растешь»… Подбитый Барин придет еще, такой смешной. Ему дадут стаканчик водки. Будет махать бумажкой, так смешно. С длинными усами, в красном картузе, а под глазами «фонари». И будет говорить стихи. Я помню:

И пусть ничто-с за этот Праздник
Не омрачает торжества!
Поднес почтительно-с проказник
В сей день Христова Рождества!

В кухне на полу рогожи, пылает печь. Теплится лампадка. На лавке, в окоренке оттаивает поросенок, весь в морщинках, индюшка серебрится от морозца. И непременно загляну за печку, где плита: стоит?.. Только под Рождество бывает. Огромная, во всю плиту, — свинья! Ноги у ней подрублены, стоит на четырех култышках, рылом в кухню. Только сейчас втащили, — блестит морозцем, уши не обвисли. Мне радостно и жутко: в глазах намерзло, сквозь беловатые ресницы смотрит… Кучер говорил: «Велено их есть на Рождество, за наказание! Не давала спать Младенцу, все хрюкала. Потому и называется — свинья! Он ее хотел погладить, а она, свинья, щетинкой Ему ручку уколола!» Смотрю я долго. В черном рыле — оскаленные зубки, «пятак», как плошка. А вдруг соскочит и загрызет?.. Как-то она загромыхала ночью, напугала.

И в доме — Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, — другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, — звездочки, в лесу как будто… А завтра!..

А вот и — завтра. Такой мороз, что все дымится. На стеклах наросло буграми. Солнце над Барминихиным двором — в дыму, висит пунцовым шаром. Будто и оно дымится. От него столбы в зеленом небе. Водовоз подъехал в скрипе. Бочка вся в хрустале и треске. И она дымится, и лошадь, вся седая. Вот мо-роз!..

Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить… Все мои друзья: сапожниковы, скорнячата. Впереди Зола, тощий, кривой сапожник, очень злой, выщипывает за вихры мальчишек. Но сегодня добрый. Всегда Он водит «славить». Мишка Драп несет звезду на палке — картонный домик: светятся окошки из бумажек, пунцовые и золотые, — свечка там. Мальчишки шмыгают носами, пахнут снегом.

— «Волхи же со Звездою питушествуют!» — весело говорит Зола.

Волхов приючайте,
Святое стречайте,
Пришло Рождество,
Начинаем торжество!
С нами Звезда идет,
Молитву поет…

Он взмахивает черным пальцем, и начинают хором:

Рождество Твое. Христе Бо-же наш…

Совсем не похоже на Звезду, но все равно. Мишка Драп машет домиком, показывает, как Звезда кланяется Солнцу Правды. Васька, мой друг, сапожник, несет огромную розу из бумаги и все на нее смотрит. Мальчишка портного Плешкин в золотой короне, с картонным мечом серебряным.

— Это у нас будет царь Кастинкин, который царю Ироду голову отсекает! — говорит Зола. — Сейчас будет святое приставление! — Он схватывает Драпа за голову и устанавливает, как стул. — А кузнечонок у нас царь Ирод будет!

Зола схватывает вымазанного сажей кузнечонка и ставит на другую сторону. Под губой кузнечонка привешен красный язык из кожи, на голове зеленый колпак со звездами.

— Подымай меч выше! — кричит Зола. — А ты, Степка, зубы оскаль страшней! Это я от бабушки еще знаю, от старины!

Плешкин взмахивает мечом. Кузнечонок страшно ворочает глазами и скалит зубы. И все начинают хором:

Приходили вол-хи,
Приносили бол-хи,
Приходили вол-хари,
Приносили бол-хари.
Ирод ты Ирод,
Чего ты родился,
Чего не хрестился,
Я царь Ка-стинкин,
Маладенца люблю,
Тебе голову срублю!

Плешкин хватает черного Ирода за горло, ударяет мечом по шее, и Ирод падает, как мешок. Драп машет над ним домиком. Васька подает царю Кастинкину розу. Зола говорит скороговоркой:

— Издох царь Ирод поганой смертью, а мы Христа славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут — не бросим!

Им дают желтый бумажный рублик и по пирогу с ливером, а Золе подносят и зеленый стаканчик водки. Он утирается седой бородкой и обещает зайти вечерком спеть про Ирода «подлинней», но никогда почему-то не приходит.

Позванивает в парадном колокольчик, и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди. И вздрагивает все на елке, до серебряной звездочки наверху.

Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают.

Гремят трубы в сенях. Сени деревянные, промерзшие. Такой там грохот, словно разбивают стекла. Это — «последние люди», музыканты, пришли поздравить.

— Береги шубы! — кричат в передней.

Впереди выступает длинный, с красным шарфом на шее. Он с громадной медной трубой, и так в нее дует, что делается страшно, как бы не выскочили и не разбились его глаза. За ним толстенький, маленький, с огромным прорванным барабаном. Он так колотит в него култышкой, словно хочет его разбить. Все затыкают уши, но музыканты играют и играют.

Вот уже и проходит день. Вот уж и елка горит — и догорает. В черные окна блестит мороз. Я дремлю. Где-то гармоника играет, топотанье… — должно быть, в кухне.

В детской горит лампадка. Красные языки из печки прыгают на замерзших окнах. За ними — звезды. Светит большая звезда над Барминихиным садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.

… Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче – белугу, осетрину, судачка, навяжку; победней – селедку, сомовину, леща… У нас в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество – свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, — мороженые свиньи. Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, — разводы розовые видно, снежком запорошило.

А мороз такой, что воздух мерзнет. Инеем стоит туманно, дымно. И тянутся обозы – к Рождеству. Обоз? Ну будто поезд… только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. Гусем, друг за дружкой, тянут. Лошади степные, на продажу. А мужики здоровые, тамбовцы, с Волги, из-под Самары. Везут свинину, поросят, гусей, индюшек, — «пыльного морозу». Рябчик идет, сибирский, тетерев-глухарь… Все распродадут, и сани, и лошадей, закупят красного товару, ситцу, — и обратно домой.

Перед Рождеством, на Конной площади в Москве, — там лошадями торговали, — стон стоит. Тысячи саней, рядами. Мороженые свиньи – как дрова, лежат на версту. А это солонина. И такой мороз, что рассол замерзает… — розовый ледок на солонине. Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, — наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся! Перед свининой – поросячий ряд, на версту. А там – гусиный, куриный, утка, глухари-тетерки, рябчик… Прямо из саней торговля. И без весов, поштучно больше. Широка Россия — без весов, на глаз. Горой навалят: поросят, свинины, солонины, баранины… Богато жили.

Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. На Театральной площади, бывало, – лес. И мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сла-дкий сбитень! Калачики горя-чи!..» В самоварах, на долгих дужках, — сбитень. И такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем, — душисто, сладко. Стакан – копейка. Стаканчик толстенький такой, граненый, — пальцы жжет. На снежку, в лесу… приятно! До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На елках иней. Мерзлая ворона попадается, наступишь – хрустнет, как стекляшка. Морозная Россия, а… тепло!..

В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – Дар Христу. Ну… будто. Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках. И звон услышишь. Морозный, гулкий — прямо серебро. И все запело, тысяча церквей играет, стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… — гул и гул. Звездный звон, певучий, — плывет, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, — Рождество.

Идешь, и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый… — и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш,

Возсия мирови Свет Разума…

И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный был всегда. И будет.

На уголке лавчонка, без дверей. Торгует старичок в тулупе, жмется. За мерзлым стеклышком – знакомый Ангел с золотым цветочком, мерзнет. Никто его не покупает: дорогой.

Идешь из церкви. Все – другое. Снег – святой. И звезды – святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Посмотришь в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вон она: над Барминихиным двором, над садом! Каждый год – над этим садом, низко. Она голубоватая, святая. Бывало, думал: «Если к ней идти – придешь т у д а. Вот прийти бы… и поклониться вместе с пастухами Рождеству! О н — в яслях, в маленькой кормушке, как в конюшне…Только не дойдешь, мороз, замерзнешь!» Смотришь, смотришь – и думаешь: «Волсви же со звездою путеше-эствуют!..» Волсви?.. Значит, мудрецы, волхвы.

И в доме – Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят. А все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. Окна совсем замерзли. Отблескивают огоньки лампадок – тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, — другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, — звездочки. В лесу как будто… А завтра!

А вот и – завтра. Такой мороз. Что все дымится. На стеклах наросло буграми. Солнце над Барминихиным двором – в дыму, висит пунцовым шаром. Будто и оно дымится. От него столбы в зеленом небе. Водовоз подъехал в скрипе. Бочка вся в хрустале и треске. И она дымится, и лошадь, вся седая. Вот мо-роз!..

Топотом шумят в передней. Мальчишки, славить…

Волхов приючайте,

Святое стечайте,

Пришло Рождество,

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…
Рождество твое, Христе Бо-же наш…

Им дают желтый бумажный рублик и по пирогу с ливером.

Позванивает в парадном колокольчик и будет звонить до ночи. Приходит много людей поздравить. Перед иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди. И вздрагивает все на елке, до серебряной звездочки наверху.

Приходят-уходят люди с красными лицами, в белых воротничках, пьют у стола и крякают.

Гремят трубы в сенях. Сени деревянные, примерзшие. Такой там грохот, словно разбивают стекла. Это – «последние люди», музыканты, пришли поздравить.

— Береги шубы! – кричат в передней.

Впереди выступает длинный, с красным шарфом на шее. Он с громадной медной трубой и так в нее дует, что делается страшно, как бы не выскочили и не разбились его глаза. За ним толстенький, маленький, с огромным прорванным барабаном. Он так колотит в него култышкой, словно хочет его разбить. Все затыкают уши, но музыканты играют и играют.

Вот уже и проходит день. Вот уж и елка горит – и догорает. В черные окна блестит мороз. За ними – звезды. Светит большая звезда над Барминихиным садом, но это совсем другая. А та, Святая, ушла. До будущего года.

Ушло, прошло. И те же леса воздушные, в розовом инее по утру. И галочки. И снега, снега…

Добавить комментарий

Какое кредо у священника и любой ли может рукоположиться, знает наверняка архимандрит Досифей (Михайлюк), преподаватель КДАиС.

Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных,
чтобы никогда не оставлял его без себя Дух Святой,
и чтобы он мог сказать: живу же не ктому аз,
но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

«Шесть слов о священстве» свт. Иоанна Златоуста

– Что такое Таинство Священства?

– В Православной Церкви семь Таинств, которые являются неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Брак, Елеосвящение, Священство. Конечно, каждое Таинство является особым по своей значимости и к любому может приступить православный христианин. Но не к Таинству Священства, ибо не каждого Господь сподобляет такой участи. Как говорит Иисус Христос: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 15:16).

Также следует отметить, что цель всякого Таинства – освятить человека, сделать его соучастником церковной жизни, членом Церкви Христовой, которая всех своих верных чад ведет ко спасению и ради которого эти Таинства и совершаются. Абсолютно иная цель у Таинства Священства: не освящение и спасение ставленника – его рукополагают для того, чтобы через него спасались другие люди. Поэтому в данном Таинстве на первом месте стоит общецерковное служение. В этом и есть принципиальное отличие хиротонии.

Само Священство образовалось не в Новозаветной Церкви с приходом в мир Спасителя, а имеет ветхозаветные корни. Как повествует нам Священное Писание, еще со времен пророка Моисея по указанию Господню на священническое служение были избраны мужчины из колена Левия, которых отделил Господь из всего богоизбранного народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10:8).

Пришедши в мир, Спаситель также избрал двенадцать учеников, а позже еще семьдесят, которых послал проповедовать человечеству о пришествии в мир Спасителя, о Его страданиях, смерти и Воскресении, о Царстве Божием. В день Святой Пятидесятницы Господь ниспослал на них Святого Духа и с этим Господним благословением они обрели способность низводить на других спасительную Божью благодать и управлять Церковью. Позже, когда возникла необходимость для достойного управления и наставления верующих, святые апостолы по примеру Иисуса Христа и по воле Святого Духа избирали себе преемников и учеников. Через рукоположение они посвятили их на служение Церкви и передали им преемство пастырского служения. Это рукоположение является непрерывной духовной связью, которая соединяет через все столетия современное священство с апостолами, а через них – и с Самим Христом. Такая непрерывная связь является указанием на каноническое достоинство священства, на их апостольскую преемственность, что является особенно важным сейчас – в эпоху расколов, ересей и других нападок на Святую Апостольскую Соборную Церковь.

– Что такое хиротония? В чем таинственность этого действия?

– Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства. Есть три степени священства: диаконская, священническая и высшая степень – епископская, через которую и сохраняется апостольская преемственность в Церкви.
Рукоположение диакона совершается в конце Литургии, после освящения Святых Даров, священника рукополагают после Великого Входа, а хиротония во епископа совершается после пения Трисвятого. Как видим, чем выше степень священства, тем раньше на Литургии она совершается.

Таинство Священства всегда вызывало радость и восторг у всех присутствующих, как в алтаре, так и в храме. Конечно, особую радость данное Таинство вызывает у священников, которые радуются за своего нового собрата. Следует также отметить, что все присутствующие в храме неким образом участвуют при хиротонии ставленника, поскольку каждый из них на возглас архиерея «Аксиос» отвечает троекратным возгласом «Аксиос». Слово «аксиос» в переводе с греческого означает «достоин», и когда народ говорит эти слова, то подтверждает достойность избранного кандидата, давая свое согласие на его пастырское служение. Данным возгласом люди показывают, что готовы уверить дело своего спасения в руки новопоставленного пастыря и идти за ним ко Христу.

– Какое кредо священника?

– Каждый священник является указательным знаком на пути спасения. Он всегда должен быть готов указать каждому верующему человеку тот узкий, но верный путь, который приведет его ко Христу и Царству Небесному. При этом священник должен выступать в роли педагога и духовного врача, руководствуясь их принципами. Священник как врач не имеет права навредить, а как педагог должен всю свою жизнь положить на алтарь духовной науки, но научить и своим учением осветить путь спасения. «Aliis inserviendo consumer» («Светя другим, сгораю») – данное кредо как символ самопожертвования и должен быть во главе жизни каждого священнослужителя.

– Каким обязан быть священник?

– Быть священником – это величайшая милость, но это и очень большая ответственность, ведь священник – пастырь, за которым следует паства. И для того чтобы привести ее к спасению, нужно намного больше прилагать усилий по отношению к себе. Отвечая на данный вопрос, мы, конечно же, обращаемся к святым отцам, к тем подвижникам благочестия, которые словом и собственным примером показали, каким надо быть и как достойно нужно нести это высокое звание.

Одним из таких ярких примеров является святой праведный Иоанн Кронштадтский, делающий огромный акцент на саморазвитии: «Чтобы управлять другими, надо научиться наперед управлять собою; чтобы учить других, надо самому приобресть знание… Когда играют мною всякие страсти, – лучше мне не браться управлять другими…»

Миссия священника в этом мире трудна. Но святые отцы наставляют: какое испытание ни посылает Господь, Он всегда дарует силы для его прохождения, если человек всецело верит Ему. Нелегкой эта миссия является и сейчас, в современном мире. Вспоминается проповедь митрополита Бориспольского Антония, в которой он говорит, что быть священником во все времена было нелегко и это требует от нас огромных, нечеловеческих сил. Но чтобы стать достойным служителем Божиим, необходимо в первую очередь в своей жизни на первое место ставить Господа.
Беседовала Наталья Горошкова

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства:

Священство есть таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово.

Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян (клир и народ). К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых с точки зрения литургической жизни неравноценно, то есть их иерархические полномочия разнятся между собой. Священнослужители, которым принадлежат права совершения таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью.

Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство священства совершается только над православно верующим мужчиной, принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии.

Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями…» (1 Кор. 12; 28). Как говорит апостол Павел: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5; 4). Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях.

Как и все остальные таинства, священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешнюю сторону таинства составляет святительское рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования рукоположение составляет основную принадлежность таинства священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через рукоположение: «и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6; 5, 6). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

Внутреннюю сторону таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая рукополагаемым во дьякона, священника или епископа. Священническое служение не может совершаться «автономно», человеческими силами, как не может любым христианином совершаться что-либо благое без помощи Божьей. Отличие здесь лишь в том, что чрезвычайность священнического служения требует и таких же чрезвычайных благодатных даров, которые и подаются ставленнику в таинстве.

Установление таинства

Таинство Священства установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совершать таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1; 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апостолам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2; 3, 4).

Ученик апостолов, святой Климент Римский, в своем послании к Коринфской Церкви писал: «Апостолы благовествовали нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос послан от Бога, апостолы от Христа. Апостолы поставляли первых верующих по духовном испытании во епископы и дьяконы».

Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. Эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства является необходимым условием действенности всех совершаемых таинств.

Неизменными с апостольских времен остаются и основные литургические тайнодействия таинства.

1. Возложение рук апостола (в послеапостольский период – епископа) на главу ставленника.

2. Соборная молитва.

Этим литургическим тайнодействиям предшествует избрание кандидата на принятие в священный сан. Рукоположение – акт сакраментальный; в нем, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается как должно».

Исторический путь священства

Ветхозаветное священство. Во Второзаконии прообраз новозаветного священства представлен в служении левитов, священников и первосвященников, которых Господь отделил от среды Своего народа, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему [и молиться] и благословлять именем Его» (Втор. 10; 8).

Вообще, весь Ветхий Израиль был избранным народом Божьим, о чем свидетельствует Пятикнижие: «ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 14; 2). Этому народу, взятому Богом в удел, были даны великие обетования: «итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19; 5, 6). К сожалению, верность ветхозаветного Израиля своему Создателю постоянно нарушалась, и закончилось это страшным преступлением: распятием Единородного Сына Божьего. Но обетования, данные Господом, непреложны, и они перешли к Новому Израилю – к тем, кто приняли Христа и стали Его последователями.

Новозаветное священство. В Ветхом Завете служение в храме было уделом левитского священства; остальной народ «во святая» и, тем более, «во святая святых» входить не мог. Но когда Господь Иисус Христос предал Свой Дух на Кресте, «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27; 51) и это, согласно толкованиям, значит, что покрывало было снято со святыни и Новый Израиль был введен во святилище «посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр. 10; 19, 20). Через это событие весь новозаветный народ стал царственным священством, он весь теперь составлен из царей и священников, и в его собрании – Господь. Поэтому в своем Послании апостол Петр обращается ко всем христианам со следующими словами: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом …вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2; 5, 9).

Но при этом и в Небесной (Ангельской), и в земной (человеческой) Церкви существовала и будет существовать своя, установленная Господом, иерархия, ибо «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14; 33).

В первоначальной Церкви с момента ее основания стали появляться разные должности, но если одни из них были чрезвычайные, то другие – «обыкновенные». К чрезвычайным должностям можно отнести служения пророков, апостолов, евангелистов и лиц, обладающих необыкновенными дарами Святого Духа. К обыкновенным – служение предстоятелей, блюстителей, пастырей, учителей, пресвитеров и дьяконов, то есть священнослужителей Церкви.

Формы призвания этих лиц к служению (должности) описывают евангелисты Лука и Иоанн, повествуя о явлении Спасителя ученикам по Своем Воскресении.

1. Спаситель, подняв руки, благословил апостолов (См.: Лк. 24; 50).

2. Господь Иисус Христос дунул на учеников и сказал: «…примите Духа Святаго» (Ин. 20; 22).

И благословение, и дуновение были актом посвящения апостолов на их чрезвычайное служение, но такая исключительная его форма не могла удержаться в Церкви по понятным причинам.

Посвящение, произведенное через Рукоположение, впервые было применено при избрании Павла (Савла) и Варнавы в Антиохии: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13; 2, 3). Через Рукоположение и соборную молитву были возведены в дьяконское служение семь благочестивых мужей (См.: Деян. 6; 6) и рукоположены пресвитеры в Листре, Иконии и Антиохии (См.: Деян. 14; 21-23). В послании апостола Павла к Тимофею говорится: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» (1 Тим. 4; 14).

С апостольских времен рукополагаемые в священнические степени должны были после подготовки и предварительного обучения истинам веры, пройти «искус», то есть испытание на готовность принять это высокое служение. Основание для этого находим в Священном Писании, в тех его местах, где говорится о посте и молитве Господа Иисуса Христа перед Его выходом на Божественное служение. Подражая Господу, апостолы выходили на проповедь также предварительно подготовившись.

Само Рукоположение не должно совершаться без предварительной подготовки кандидата. «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5; 22), – говорит апостол Павел своему ученику Тимофею. А в послании к Титу он же говорит о качествах будущего епископа: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1; 7-9).

По способу избрания в священные степени можно выделить несколько периодов в Истории Церкви.

1. В первоначальной Церкви кандидаты избирались апостолами и их учениками.

2. Позднее вошло в практику совместное избрание священнослужителей церковным народом (в состав которого входил и император) и клиром местных церквей. Присутствующие при этом епископы (не менее трех) своим согласием подтверждали правильность выбора.

3. Но эта практика существовала не долго: в законах императора Юстиниана право избрания епископов предоставляется клиру и вельможам. Затем право единоличного выбора епископа было дано именитым лицам, считавшим себя патронами известной Церкви. Клир должен был соглашаться с их волею, если выбор известного лица прямо не противоречил церковным Канонам. Были случаи, когда императоры единолично, вопреки всеобщему желанию, назначали епископов. Такая практика удерживалась до VII Вселенского Собора, который определил: «Епископов, избранных мирскими начальниками, не признавать… имеющий быть произведенным в епископа должен быть избран епископами».

4. Наряду с этим в IV веке Евсевий Керчельский и блаженный Августин создали учебные заведения, похожие на современные семинарии, где готовились кандидаты к будущему священническому служению. Эта практика привела позднее к возникновению специальных богословских школ, которые и приняли на себя воспитание кандидатов, утверждаемых и поставляемых по окончании курса епископами.

Степени церковной иерархии

Клир (греч. клэрос – жребий), духовенство, причт – это совокупность всех священнослужителей и церковнослужителей одного храма. К клиру Русской Православной Церкви относятся священнослужители и церковнослужители всех ее храмов.

Низшая степень клира, которую обязан пройти каждый кандидат на священнослужение, называется церковнослужитель. Посвящение в высшие степени церковной иерархии совершается только после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными.

Церковнослужитель – низший клирик, над которым таинство священства не совершается. Прислуживает в алтаре, помогая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. Другое название, не употребляемое в канонических и литургических текстах, но ставшее общепринятым к концу XX века в Русской Церкви, – алтарник.

Сейчас в обязанности алтарника входит:

1) возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения;

2) подготовка облачения для священников и дьяконов;

3) подготовка просфор, вина, воды и ладана;

4) разжигание угля и подготовка кадила;

5) помощь дьякону во время Причащения мирян;

6) необходимая помощь священнику при совершении таинств и треб;

8) чтение во время богослужения;

9) колокольный звон до и во время богослужений.

Алтарнику запрещается касаться Престола, жертвенника и их принадлежностей; переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами.

В первоначальной Церкви функции, аналогичные тем, что сейчас исполняют алтарники, были возложены на так называемых аколуфов, которые были низшими служителями. Слово «аколуф» означает «спутник», «служитель своего господина в пути».

Церковнослужители (нынешние алтарники) делились на несколько групп, имевших определенные обязанности:

1) иподьяконы (в древней Церкви – субдьяконы);

2) чтецы (псаломщики);

3) пономари;

4) певцы (канонархи) церковного хора.

Чтецы были известны еще в ветхозаветной Церкви. Во время богослужения они «читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8; 8). Сам Господь Иисус Христос, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4; 16).

Так как за каждым православным богослужением читаются книги Священного Писания, чин чтецов (лекторов) сразу утвердился и в Христианской Церкви. В первые века читать в храме могли все члены Церкви – как священнослужители, так и миряне, но впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении. Чтецы были подчинены дьяконам и вошли в состав низшего клира. В конце II столетия лектор (греч. анагност) становится должностным лицом в Церкви.

Были в ветхозаветной Церкви и певцы, называемые по церковному уставу «канонархами» (возглашателями гласов Октоиха, прокимнов и др.). Ветхий Завет упоминает псалмопевцев, священнопевцов, певцов и певиц. Они разделялись на два клироса и управлялись «начальником хваления и молитвы». Господь Иисус Христос, Который не раз воспевал псалмы и песнопения с учениками-апостолами, освятил тем самым служение певцов: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26; 30).

Священнослужители – лица, получившие в таинстве священства благодать совершать таинства (архиереи и священники) или непосредственно участвовать в их совершении (дьяконы).

В Православной Церкви существуют три степени священства.

1. Дьякон.

2. Пресвитер (священник, иерей).

3. Епископ (архиерей).

Посвящаемый в дьякона получает благодать помогать при совершении таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства. Посвящаемый в епископа (архиерея) получает благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Дьякон (греч. диáконос – служитель) – священнослужитель первой (младшей) степени. Он участвует в общественном и частном богослужении, прислуживая при таинствах, но не совершая их. Звание дьякона в Христианской Церкви было установлено апостолами, когда они рукоположили в Иерусалимской общине семь мужей «изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» (Деян. 6; 3). С того времени дьяконское священнослужение непрерывно сохраняется в Церкви, как низшая степень Священства. Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеродьяконом, если он состоит в монашеском чине;

2) схииеродьяконом, если он принял схиму;

3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве;

4) архидьяконом (старшим дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в монашестве.

К дьяконам обращаются «Ваше боголюбие», либо «отец дьякон».

Пресвитер (греч. пресвитерос – старец), либо священник, иерей (греч. иерéос – священник) – священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств, за исключением таинства священства. В сан пресвитера рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. Священник «крещает, и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» (). Пресвитер также не может совершать хиротесий и таких священнодействий, как освящение антиминса и освящение Мира. В его обязанности входит обучение вверенных его попечению христиан догматам веры и благочестия. Священнику в церковной иерархии подчинены дьяконы и церковнослужители, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению.

Пресвитера, в зависимости от обстоятельств его служения, называют:

1) иеромонахом (греч. иеромнихос – священник-монах), если он состоит в монашеском чине;

2) схииеромонахом, если иеромонах принял схиму ();

3) протоиереем или протопресвитером (первым иереем, первым пресвитером), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства;

4) игуменом называется первый среди монашествующих (иеромонахов);

5) архимандритом, если он является настоятелем монашеской обители (хотя есть исключения);

6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму.

К священнослужителям принято обращаться следующим образом.

1. К иереям и монашествующим священникам (иеромонахам): «Ваше Преподобие».

2. К протоиереям, игуменам или архимандритам: «Ваше Высокопреподобие».

Неофициальное обращение к священнослужителям: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски. Например, «отец Алексий» (а не Алексей) или «отец Иоанн» (но не «отец Иван»). Либо просто, как это принято в русской традиции, – «батюшка».

Епископ (греч. епископос – надзиратель) – высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь таинств, в том числе и таинство священства. Согласно древней традиции, в сан епископа посвящают только священников высшего монашеского чина – архимандритов. Другие наименования епископа: архиерей, иерарх (священноначальник) или святитель.

Рукоположение в архиереи совершается собором архиереев (по Первому Правилу святых Апостолов, должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея; по 60-му Правилу Карфагенского Поместного Собора 318 года, их должно быть не менее трех). Согласно 12-му Правилу Шестого Вселенского Собора (680-681 гг.), проходившего в Константинополе, архиерей должен быть безбрачен. Сейчас в церковной практике существует правило поставления в архиереи из монашествующего духовенства.

К архиерею принято обращаться следующим образом.

1. К епископу: «Ваше Преосвященство».

2. К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высокопреосвященство».

3. К Патриарху: «Ваше Святейшество».

4. К некоторым восточным Патриархам (иногда и к другим епископам) обращаются – «Ваше Блаженство».

Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» (имярек).

Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней.

1. Викарный епископ (или хорепископ) – не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу (обычно митрополиту), который может дать ему в управление приход небольшого города или группы сел, называемый викариатством.

2. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией. К имени епископа, которое он имеет в монашестве, прибавляется наименование управляемой им епархии.

3. Архиепископ (старший епископ) управляет епархией большего размера, чем епископ данной Поместной Церкви.

4. Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области. При митрополите могут быть наместники в лице викарных епископов.

5. Экзарх (первоначальствующий епископ) – обычно митрополит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата, с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. В Русской Православной Церкви, например, на данный момент Патриаршим Экзархом всея Белоруссии является митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

6. Патриарх (отценачальник) – Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. К имени Патриарха всегда прибавляется полное наименование той Поместной Церкви, которой он управляет. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство церковной жизнью Поместной Церкви пожизненно. Некоторые Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами. Титул Патриарха установлен Четвертым Вселенским Собором, проходившим в 451 году в городе Халкидоне (Малая Азия). На Руси Патриаршество было учреждено в 1589 году, а в 1721 году упразднено и заменено на коллегиальный орган – Священный Синод. В 1918 году на Поместном Соборе РПЦ патриаршество было восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные Патриархаты: Константинопольский (Турция), Александрийский (Египет), Антиохийский (Сирия), Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Хиротония и хиротесия

Хиротония и хиротéсия – два священнодействия, коренным образом отличающиеся друг от друга. Если первое рассматривается как таинство священства, сообщающее особые благодатные дары поставляемым, то второе, по словам архиепископа Вениамина, является простой «церемонией, не делающей чина чтеца и иподиакона чином священства». Следовательно хиротония есть тТаинство, а хиротесия – обряд, не сообщающий даров священства, но усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в Церкви.

Хиротония (греч. хэир – рука и тонэо – тянуть, избирать голосованием; рукоположение) является по большому счету первым моментом таинства священства. Формально хиротония – это избрание лица для рукоположения. Но непосредственно за этим следуют остальные моменты поставления, поэтому термин охватывает все таинство рукоположения: сразу за избранием следует руковозложение и свидетельство местной церкви, которая совершает это поставление для себя.

Рукоположение в дьяконы совершается из иподьяконов, в священники – из дьяконов, в архиереи – из монашествующих священников (архимандритов). Соответственно этому существуют три чина Рукоположения. В дьяконы и священники рукополагать может один архиерей. Рукоположение в архиереи совершается собором епископов (по 1-му Правилу Святых Апостолов, – по меньшей мере, двумя епископами). Посвящение в дьякона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время Литургии.

1. Хиротония дьякона – после освящения Даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…».

2. Священника – после перенесения Святых Даров с жертвенника на Престол.

3. Епископа – перед чтением Апостола.

Хиротéсия (греч. хэир – рука и тифими – возлагаю, назначаю; руковозложение) – богослужение, во время которого совершается поставление в церковнослужители. Поставление в чтецы совершается из мирян, в иподьяконы – из чтецов. Посвящение совершается архиереем посреди храма.

Посвящают в церковнослужители в следующие моменты богослужения.

1. В чтеца и певца – перед чтением Часов, по облачении архиерея.

2. В иподьякона – по прочтении Часов, перед началом Литургии.

Посвящение в чтецы и певцы состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку, читает две установленные для этого молитвы, постригает крестовидно волосы на его голове и надевает на него короткую фелонь.

Подробно чины руковозложения и рукоположения будут описаны ниже.

Условия действительности хиротонии

Для того чтобы совершаемая хиротония была действительной, требуется соблюдение следующих условий.

1. Акт хиротонии должен осуществляться в храме (в алтаре) в собрании молящегося народа, который символически свидетельствует о достоинстве рукополагаемого: хор от лица присутствующих поет «аксиос» (то есть «достоин»).

2. Хиротонии должны совершаться в определенном порядке: от низших степеней к высшим (то есть последовательно от дьяконского чина, в который рукополагают из иподьяконов) к священническому и далее к епископскому чину, не минуя ни одну из них. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в Канонах. Вальсамон в толковании на 17-е Правило Двукратного Собора отмечал: «…Рукоположение на каждую степень по необходимости должно совершаться через 7 дней». На практике, однако, срок прохождения служения на низшей степени иногда сокращают до нескольких часов (особенно часто – при посвящении дьякона в пресвитеры).

3. Рукополагать можно только на определенное место в определенном храме. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное Рукоположение без конкретного места служения новопоставленного. Шестое Правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».

4. Хиротония не может быть повторена. Рукоположение, однажды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях, поскольку такое повторение означало бы отрицание его действительности. Зонара, толкуя 68-е Апостольское Правило, писал: «О двукратном Рукоположении можно различно думать. Ибо рукополагаемый второй раз ищет второго Рукоположения или потому, что осуждает рукоположившего его в первый раз, или потому, что от рукоположившего его во второй раз надеется принять некую большую благодать Духа и освятиться, так как имеет в него веру, или, может быть, оставив священство, опять рукополагается как бы сначала, и по другим причинам. Каким бы образом ни сделал это, но и дважды рукоположенный и рукоположивший его подлежат извержению, исключая того случая, если первое рукоположение было от еретиков, ибо ни крещение еретиков не может никого сделать христианином, ни рукоположение их не сделает клириком. Итак, рукоположенных еретиками вновь рукополагать нет опасности».

5. Непременным условием действительности епископской хиротонии является то, что она не должна совершаться на место архиерея, законно занимающего кафедру.

6. 29-е Апостольское Правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство (священнослужения) получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется».

7. Согласно 30-му Апостольскому Правилу: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Вальсамон в толковании на 29-е и 30-е Апостольские Правила уточняет границы их применения: «Но, может быть, кто спросит, поелику 30-е Правило упоминает об одном епископе, а равно и 29-е не упоминает об иподиаконах и чтецах, то как поступить, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го Правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их».

Чин посвящения в чтеца и певца

Как уже отмечалось, чтец и певец – низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение) в чтеца, певца и иподьякона не является таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении.

Схема чина поставления в чтеца и певца

Чин поставления в чтеца и певца разделяется условно на три части.

I часть состоит

первой молитвы епископа;

пения тропарей;

пострижения волос;

облачения поставляемого в фелонь.

II часть состоит

из архиерейского благословения посвящаемому;

возложения рук епископа на его главу;

второй молитвы епископа;

чтения посвящаемым Апостола;

снятия с посвящаемого фелони.

III часть состоит

из архиерейского благословения;

благословения стихаря;

облачения посвящаемого в стихарь;

поучения об обязанностях чтеца;

благословения посвященного в чтеца;

вручения чтецу подсвечника («лампады»).

Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея. До начала чтения часов иподьяконы приводят поставляемого на середину церкви, где тот трижды поклоняется алтарю и также архиерею. Потом кандидат, преклонив голову, подходит к архиерею, который осеняет его крестным знамением и возлагает на посвящаемого руки, читая первую молитву: «Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим таинствам изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами». В молитве говорится о чтеце, как о «свещеносце», поскольку выносить свечу перед священнослужителями – одна из его обязанностей.

После этого поются тропари.

1. Апостолам: «Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим».

2. Святителям.

3. Составителям Литургий:

а) святому Иоанну Златоусту: «Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать…»;

б) святому Василию Великому: «Во всю землю изыде вещание твое…»;

в) святому Григорию Двоеслову: «Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы…».

Схема чина епископской хиротонии

Хиротония во епископа делится на несколько частей (наречение, исповедование веры и собственно хиротонию на Литургии), после чего новопоставленный участвует в совершении Божественной литургии и ему вручается архипастырский жезл.

Наречение кандидата во епископа

Начальный возглас: «Благословен Бог наш…».

Тропарь и кондак Пятидесятницы.

Сугубая ектенья.

Чтение указа об избрании.

Речь избранного перед архиереями.

Многолетие.

Испытание веры кандидата на епископское служение

Благословение Патриарха.

Чтение ставленником Символа веры.

Чтение им догмата веры об Ипостасях Пресвятой Троицы.

Обеты соблюдения Канонов святых Апостолов, семи Вселенских и девяти Поместных Соборов, а также Правил святых отцов.

Вручение текста обещания Патриарху или первенствующему епископу Поместной Церкви.

Благословение кандидата.

Многолетие присутствующим епископам и ставленнику.

Рукоположение во епископа

Преклонение колен перед Престолом.

Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.

Чтение тайносовершительной молитвы.

«Кирие, элейсон».

Две молитвы.

Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.

Облачение новопоставленного в архиерейские одежды.

Приветствие архиереев.

Участие в Божественной литургии

Произнесение новопоставленным «Мир всем» перед Апостольским и Евангельским чтениями.

Благословение народа дикирием и трикирием.

Принятие Потира от священника во время Великого входа.

Причащение священников и дьяконов.

Благословение архиерейского облачения и четок у Патриарха и остальных архиереев.

Вручение новопоставленному архиерейского жезла

Слово Патриарха к новопоставленному.

Вручение архиерейского жезла.

Архипастырское благословение народа новопоставленным.

Первой частью епископской хирото нии является так называемое наречение, которое совершается накануне или за несколько дней до самого рукоположения. В Древней Церкви избрание считалось правильным, когда в нем участвовали, по возможности, все епископы области и народ, который свидетельствовал достоинство избранного. В настоящее время в Русской Православной Церкви избрание кандидата во епископа и его утверждение совершается Патриархом и Священным Синодом. Наречение во епископа происходит в здании Патриархии (или Экзархии) в присутствии Патриарха и членов Синода (или в присутствии Экзарха области и епископов). Совершается это следующим образом.

1. Патриарх (или Экзарх) читает «обычное начало».

2. Собравшиеся епископы поют тропарь Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлéй, ниспослав им Духа Святаго и теми уловлéй вселенную. Человеколюбче, слава Тебе».

3. Затем кондак: «Егда снизшéд языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки разделяше, в соединение вся призвá, и согласно славим Всесвятаго Духа».

4. Патриарх (или Экзарх) произносит краткую сугубую ектенью и отпуст дня Пятидесятницы.

5. Управляющий делами Московской Патриархии (или Экзархии) читает нарекаемому во епископа указ о его избрании.

6. Избираемый отвечает: «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю», говорит перед архиереями речь и берет от Патриарха и остальных епископов благословение.

7. Обряд наречения заканчивается пением многолетия.

Накануне епископской хиротонии перед Всенощным бдением бывает благовест, а на 9-й песне канона благовестят в большой колокол обыкновенно медленно 12 раз, а затем бывает благовест во все колокола.

Поскольку епископ может не только освящать Дары, но и совершать хиротонию во дьякона и священника, то его Рукоположение совершается перед чтением Апостола. В самый день посвящения совершается чин исповéдания веры поставляемого. Архиереи в облачении выходят на середину храма на помост и, поцеловав руку Патриарха (или первенствующего архиерея), садятся. Архимандриты, игумены и протоиереи, участвующие в богослужении, становятся рядом в соответствии со своим чином.

Протопресвитер и протодиакон, взяв благословение у Патриарха, идут в алтарь и, совершив вместе с поставляемым три поклонения перед Престолом (два поясных и одно до земли), выводят его, одетого во все священнические одежды, через Царские врата, на солею, где он кланяется иерархам.

Затем подводят его к кафедре, где сидят архиереи, и ставят на нижний край большого орлеца, а протодьякон возглашает:

«Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемаго града (название) или богоспасаемых градов (названия)».

Первенствующий архиерей вопрошает поставляемого: «Чесó ради пришел еси и от Нашея Мерности чесого просиши?»

Новопоставляемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати, Преосвященнейший».

Первенствующий архиерей вопрошает: «И како веруеши?» Новопоставляемый в ответ громко читает Символ веры.

После этого первенствующий архиерей, благословляя его, произносит: «Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да будет с тобою».

Протодьякон опять возглашает: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемаго града (название) или богоспасаемых градов (названия)», а избранный ставится на середину орлеца.

Первенствующий архиерей говорит: «Яви нам еще, како исповéдуеши о свойствах Триéх Ипостáсей непостижимаго Божества и яже о вочеловечении Ипостаснаго Сына и Слова Божия».

Поставляемый исповедует догмáт веры о Ипостасях Триединого Бога. Первенствующий архиерей, благословляя его, говорит: «Благодать Святого Духа да будет с тобою, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тя во вся дни жизни твоя».

Протодьякон в третий раз возглашает: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемаго града (название) или богоспасаемых градов (названия)», а избранный ставится на главу орлеца.

Первенствующий архиерей вопрошает: «Яви нам и еще, како содержиши Канóны святых Апостол и святых отец, и предания и установления церковная».

Недопоставляемый в ответ дает обет.

1. Соблюдать Каноны святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Правила святых отцов.

2. Неизменно хранить святые уставы и чины Кафолической Восточной Православной Церкви.

3. Соблюдать церковный мир и повиноваться Патриарху.

4. Быть в согласии со всеми архиереями.

5. Благоговейно и с отеческой любовью управлять паствой своей епархии.

6. Соблюдать Апостольское Правило, согласно которому нельзя уступать принуждению сильных мира сего даже под страхом смерти, если те принуждают поступать противно Канонам Святой Церкви.

7. Соблюдать принцип невмешательства в дела других епархий ни по какому побуждению: то есть не совершать богослужений, не рукополагать во дьякона или во пресвитера, не принимать клириков из других епархий без согласия на то местного епископа или Первоиерарха.

8. Являться по первому призыву Патриарха и Священного Синода.

9. Не принимать странных обычаев в церковных преданиях, но хранить все предания и чины Православной Церкви неизменно.

10. Быть верным сыном своего Отечества и исполнять гражданские законы.

Затем Патриарх благословляет его: «Благодать Святаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита (имярек), избраннаго епископа богоспасаемых градов (названия)».

Рукополагаемый поклоняется архиереям трижды, затем те благословляют его, а он целует им руки.

Поставляемый вручает Патриарху текст обещания, и тот благословляет его, возглашая: «Благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою».

Затем посвящаемого отводят на орлец, справа от него становится протоиерей, слева – протодьякон, который произносит многолетия Патриарху, иерархам и новопоставляемому, а тот кланяется на все стороны и возвращается в алтарь вместе с архиереями, архимандритами и другими священнослужителями.

Этим заканчивается испытание веры поставляемого и начинается Литургия, во время которой совершается рукоположение во епископа.

После малого входа с Евангелием во время пения «Святый Боже», перед тем, как архиереи идут на Горнее место, протопресвитер и протодьякон приводят хиротонисуемого к Царским вратам, где его встречает Патриарх и ведет в алтарь к Престолу.

Здесь, трижды поклонившись Престолу, приложившись к нему и сняв с себя митру, он встает на оба колена. Затем поставляемый кладет крестообразно руки на Престол и наклоняет над ними главу, тем самым свидетельствуя свою покорность воле Божьей.

На его главу возлагается разогнутое Евангелие письменами вниз, а поверх его архиереи возлагают свои руки. Патриарх (или первенствующий архиерей) громко возглашает тайносовершительную молитву:

«Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго собора Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек), благоговейнейшаго архимандрита, во епископа: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

В алтаре священнослужители поют трижды «Господи, помилуй», а хор – «Кирие, элейсон».

После этого первенствующий архиерей трижды благословляет главу посвящаемого и читает две тайные молитвы, в которых содержится прошение ко Господу «укрепить рукоположеннаго силою Святаго Духа, показать архиерейство его непорочным и святым, сотворить его подражателем истиннаго Пастыря, душу Свою положившаго за овцы».

С главы посвящаемого снимают святое Евангелие и затем крест и фелонь, а иподьяконы подносят последовательно саккос, омофор, крест, панагию и митру. Принимая каждое из одеяний, новопоставленный целует его и просит благословения каждого из архиереев, целуя их руки. Во время облачения поется «Аксиос», а после – все участвующие в рукоположении архипастыри приветствуют его целованием, как равного себе. Этим заканчивается рукоположение во епископа.

Затем новохиротонисáнный архиерей в своем новом качестве преподает «Мир всем» перед чтением Апостола и после Евангелия. Во время чтения Апостола новорукоположенный архиерей восседает на седалище на Горнем месте среди остальных архиереев.

На великом входе новопосвященный принимает Потир от архимандрита или протоиерея. Во время Причащения Патриарх преподает пресвитерам Тело Христово, а новопоставленный – Святую Кровь в Чаше.

После окончания Литургии, когда все архиереи разоблачатся в алтаре, первенствующий архиерей возлагает на новопоставленного архиерейскую рясу и мантию с источниками.

Потом все переходят на середину храма, и там среди народа Патриарх вручает новопоставленному архиерею пастырский жезл – символ правления, сопровождая это приличествующим случаю поучением. После чего новопоставленный благословляет народ обеими руками на все стороны.

Хиротесия в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея

Возведение в эти чины бывает на Литургии посреди храма во время входа с Евангелием. Производятся эти хиротесии вне алтаря, поскольку, по толкованию Симеона Солунского, они «суть рукоположения в различные внешние служения».

Схема хиротесий в чины архидьякона, протодьякона и протоиерея

Архиерейское благословение.

Молитва, читаемая архиереем.

Архиерейское благословение.

Молитва посвящения.

Схема хиротесий в чины игумена и архимандрита

Архиерейское благословение.

Молитва, читаемая архиереем.

Тайная молитва.

Возглас «Повели, Владыко».

Молитва посвящения.

Возложение руки епископа на главу возводимого в чин.

Свидетельство достоинства возводимого в чин.

Протодьякон и дьякон ведут возводимого в чин из центра храма к Престолу, где он делает три земных поклона.

Затем возводимый трижды земно кланяется архиерею, который, сидя на кафедре, трижды благословляет его главу, и, встав, кладет на нее руку.

Протодьякон возглашает: «Господу помолимся», и архиерей читает молитвы о посвящаемом, соответствующие тому чину, в который он посвящается.

В чин архидьякона и протодьякона

«Сам одей благодатию сего архидиаконства, присущаго раба Твоего (имярек), и украси его честностию Твоею в начале стояти диаконов люда Твоего и образ добр его быти сущим по сем. Сотвори и во старости маститей достигнути, славити Твое великолепое имя…»

По прочтении молитвы архиерей благословляет посвящаемого, говоря: «Благословен Господь! се, бысть раб Божий (имярек) протодиакон (или архидиакон) святейший Божия церкви (название), во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и, возложив руку на главу посвящаемого, возглашает: «Аксиос». Хор трижды отвечает: «Аксиос».

В чин протопресвитера и протоиерея

«Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имярек) и честностию украси его в начале стояти пресвитеров люда Твоего, и образ добр его быти сущим с ним благоволи. И со благоговением и честностию во старости добрей совершити житие благоволи, и вся ны яко Благ Бог помилуй, яко Ты еси Датель мудрости и Тя поет все создание…»

По прочтении молитвы архиерей благословляет посвящаемого, говоря: «Благословен Господь! се, бысть раб Божий (имярек) протопресвитер святейшия Божия церкви (название), во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и, возложив руку на главу посвящаемого, возглашает: «Аксиос». Если возводимый в чин протоиерея не имел набедренника, то он ему вручается. Затем хор поет «Аксиос» (трижды).

В чин игумена и архимандрита

«Боже… соблюди паству словесную сию… ко еже не погибнути от нея ни единому овчати… и раба Твоего сего, его же благоволил еси поставити над нею игумена, достойна покажи Твоея благости и всякими добродетельми украси, чрез свойственная дела, благий образ сущим под ним бывающ».

Читается тайная молитва: «И покажи раба Твоего сего игумена сея честныя обители, верна и мудра иконома вверившияся ему от Твоея благодати словесныя паствы».

Затем протодьякон возглашает: «Повели, Владыко». Архиерей: «Благодать Всесвятаго Духа чрез Нашу Мерность производит тя игумена (или: архимандрита) честныя обители Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (название храма)», или «Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы (название храма)», или «святаго (имярек)». Если архимандриту (или протоиерею) дается митра, то она, как и крест, возлагается на него без чтения молитв и пения.

Потом все священнослужители, участвующие в хиротесии, при пении «Приидите, поклонимся» идут в алтарь через Царские врата по чину.

По окончании Литургии архиерей подает игумену (архимандриту) жезл и говорит: «Приими сей жезл, имже утверждéй паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни Суда».

Чин награждения набедренником, палицей, митрой

За заслуги перед Церковью отличившимся в служении священникам могут вручаться в качестве награды набедренник, палица или митра. Происходит это на Литургии во время малого входа.

Протодьякон, дойдя до епископского места, дает целовать Евангелие архиерею. Затем он отдает Евангелие второму дьякону, а сам с награждаемым делает поклон архиерею и идет в алтарь.

Здесь награждаемый делает земной поклон перед Престолом, целует его и делает поклон архиерею.

Затем, подойдя к краю солеи, снова кланяется ему и направляется к архиерейскому месту. Епископ благословляет награждаемого и то, чем священнослужитель награждается, возлагая на него эту награду.

После этого архиерей возглашает: «Аксиос», а певчие трижды отвечают ему тем же, то есть поют: «Аксиос». В заключение чина протодьякон берет у дьякона Евангелие, а архиерей – дикирий и трикирий, и совершается вход с Евангелием.

Loading...Loading...