Икона божией матери собор пресвятой богородицы. Икона “Собор Богоматери” и ее загадки

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Реформатская М.А. Псковская иконопись XIII – начала XV веков (К уяснению понятия «местная школа»): Дис. М., 1979. С. 117, 118.

Овчинников А.Н. Опыт описания древнерусской станковой живописи: Техника и стиль: Псковская школа XIII - XVI веков. М., 1971. Вып. 1. С. 13.

Собор во имя Пресвятой Богородицы, в честь иконы Её, именуемой "Казанская", построен в стиле ампир в 1801–1811 годах на Невском проспекте по проекту архитектора А.Н. Воронихина для хранения чтимого списка чудотворной Казанской иконы.
В 1813 году здесь был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов.
В 1932 году Казанский собор превращён в Музей истории религии и атеизма.
С 1991 года действующий храм несколько лет сосуществовал с экспозицией музея. С 2000 года – кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Другие факты из истории Казанского собора:

Проект собора был предложен императору Павлу I графом Александром Сергеевичем Строгановым. Проект был разработан его бывшим крепостным А.Н. Воронихиным.
Закладка храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I.
Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн. руб.
1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А.Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора.
В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран.
Первый ремонт в соборе прошёл в 1844–1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, – в 1862–1865 годах.
28 октября (9 ноября) 1893 года в соборе отпевали П.И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии унёсшая жизни 34 человек.

25 января 1932 года собор был закрыт, 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950–1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963–1968 годах – фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест.
Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров).

В 2000 году собор получил статус кафедрального.

Святой апостол Андрей Первозванный, скульптура в нише северного портика собора.
Скульптор В.И. Демут-Малиновский.

Святой равноапостольный князь Владимир, скульптура в нише северного портика собора.
Скульптор С.С. Пименов.

Могила М.И. Кутузова.

Ключи от взятых русской армией городов: Денберга, Бремена, Авена.

Вид на главный, Казанский, придел собора.

Очередь к чудотворному списку Казанской иконы Богородицы.

Вид на северный притвор собора.

Вид на южный притвор собора.

Копия Туринской плащаницы.

Образ святой великомученицы Екатерины.

Алтарная апсида собора.

Панорамный вид на Казанский собор со смотровой площадки Исаакиевского собора.

Собор Владимирской иконы Божией Матери располагается на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга Владимирской площади и на одноименной станции метро. Рядом находится дом-музей Достоевского и памятник этому великому классику. Храм построен и освящен в честь иконы Божией Матери, Защитнице русской земли. Историки полагают, что благодаря ее покровительству, собор остался невредимым до наших времен. Сегодня здесь проходят богослужения, таинства крещения и венчания.

История собора

Изначально храм был основан на месте деревянной церкви, также освященной в честь иконы Божией Матери. Его строительство началось во второй половине XVIII века и имело первый на то время в городе архитектурный проект, разработанный по подобию Успенского собора в Москве.

Храм представляет собой пятиглавое двухэтажное здание в стиле барокко, с крестами на куполах, 3 притворами и апсидой. Если его обойти, можно заметить, что он имеет форму квадрата с усеченными углами. Также собор играет важную архитектурную роль. Он является апогеем Загородного проспекта и главным памятником Владимирской площади. На фоне остальных зданий он выглядит величественно. Желтые стены и черные купола в сочетании друг с другом создают необыкновенный образ, пришедший с давних времен и несущий огромную энергетику.

Все последующие церковные строения Санкт-Петербурга будут воздвигаться по подобию этого собора.

В 1930 году его закрыли и его отдали в распоряжение Государственной Публичной Библиотеке. В послевоенное время в здании храма расположилось трикотажное производство. Ровно 60 лет собор Владимирской иконы Божией Матери не имел возможности принимать прихожан и проводить службы. Но в 1990 году благодаря Льву Гумилеву и Дмитрию Лихачеву он вновь стал собственностью ленинградской Епархии.

С тех пор в качестве восстановительных работ были установлены 8 позолоченных крестов, покрыты медью купола, осуществилась реставрация верхнего храма и фасадов часовен. В 2000 году церковь получила официальный статус собора.

Достопримечательности

Основной гордостью храма является иконостас верхнего престола, воздвигнутый во имя Владимирской иконы божией матери, и который входит в 10 уникальных произведений церковного искусства. Проект разрабатывал талантливый архитектор итальянского происхождения Растрелли. А воплотили его в жизнь лучшие мастера времен императрицы Елизаветы.

Не меньшего внимания достойна сама икона Божией Матери. К нам она попала в начале XII века из Византии. Ее создателем считается евангелист Лука, который запечатлел картину, увиденную за обеденным столом. Мария со своим мужем и маленьким Иисусом Христом принимали трапезу. Заботливые руки матери нежно обнимали сына, который с преданностью прижимался к родительнице. На лице Марии видна скорбь.

Если посмотреть на оборотную сторону, можно увидеть картину, на которой изображены престол и орудие страстей. Другой особенностью является запечатленная пяточка младенца на лицевой стороне.

Позже были установлены престолы в честь Божией Матери всех скорбящих, а также мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Всего церковь имеет шесть престолов.

Еще одной святыней собора является икона "Нерукотворный спас" с изображением Христа Спасителя. Многочисленные легенды гласят о том, что эта она способна придать сил для преодоления трудностей, помочь в борьбе с недугами и дать подсказку для решения проблемы.

На территории собора есть воскресная школа и школа звонарей, также имеется церковная библиотека. В соборе можно получить бесплатную юридическую помощь.

Мифы и легенды

Вокруг образа Девы Марии ходят многочисленные легенды о ее помощи во время сражений с иностранными захватчиками.

Говорят о том, что времена правления Юрия Долгорукова, к нему явилась мать Иисуса Христа. Она велела отвезти икону в город Владимир и построить для нее церковь. Так икона получила звание Владимирской.

Также летописи утверждают, что благодаря этому святому образу, ни одной стране не удалось до сих пор покорить себе Святую Русь. Великий азиатский полководец Тамерлан отдал приказ отступать от российских границ после явления к нему Богоматери.

В честь этого события и 2 других чудес освобождения от захватчиков отмечаются церковные праздники.

На закате своего жизненного пути, частым посетителем церкви был Федор Михайлович Достоевский. Он приходил сюда в надежде отпущения прошлых грехов.

Храм также знаменит тем, что здесь была отпета Арина Родионовна, няня Пушкина, его верная помощница и наставница.

Если войти в собор, то можно увидеть, что он состоит из 2 полноценных церквей - верхней и нижней.

Также в поле зрения попадает миниатюрная модель здания и прилегающих к ней часовни и двора, которая позволяет оценить архитектурный памятник с высоты птичьего полета.

Собор владеет копией Владимирской иконы Божьей Матери, Оригинал хранится в Третьяковской галерее. В те времена, когда она хранилась в Успенском соборе, его охватил сильный пожар. От огня пострадало все убранство храма, кроме этой иконы. Целым образ остался и после разрушительного нашествия хана Батыя.

Заходя в храм, каждый посетитель получает заряд энергии и чувствует себя свободным от суеты, что доставляет истинное удовольствие от его посещения.

О празднике Собора Пресвятой Богородицы

В тот же день верующие вспоминают святого Иосифа Обручника и царя Давида , из колена которого были (происходили по плоти) Сама Матерь Божия и Иосиф Обручник. Это также день памяти и святого Иакова, брата Господня от первого брака святого Иосифа, - он, Иаков, впоследствии один из первых Господних апостолов в числе семидесяти, находился при семье во время бегства Святого семейства с Младенцем Христом в Египет от преследования царя Ирода.

Матерь Божия стала тем сосудом, из которого родился Спаситель человечества. Она, родившая Сына своего, Агнца Божия, Который начал свой земной путь в вертепе - пещере, служившей стойлом домашнему скоту, отдала Его на крестные муки за всех нас, уверовавших в Него. Он же своим драгоценным Распятием превратил крест мук и скорби, символ позорнейшей казни среди иудеев - в Животворящее Древо, а физическую смерть, поправ ад, - в возможность Воскресения во плоти, которое доступно каждому, кто доверится Ему и последует за Ним.

Праздник был установлен в первые века христианства - Епифаний Кипрский, святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, говоря о празднике Рождества Христова, в первых проповедях-поучениях объединяли хвалу Господу, Боговоплощению Его в человека с похвалами Пречистой Пресвятой Деве. Окончательно празднование дня Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе, созванном в 691 году, в его 79-м правиле.

Сегодня Церковь славит Пречистую за материнский подвиг Ее, за данный нам в Ее лице образец беспримерного смирения перед Богом, за ее несказанное материнское страдание и радость вечного присутствия после Успения Ее у престола Господа нашего Иисуса Христа. С Нее началась новая эра духовной истории человечества. Вся Ее земная жизнь и страдание стали залогом Пасхи Христовой, через Нее вместе с Богомладенцем пришло исполнение пророчеств о Мессии и будущей Благой Вести о жизни вечной, которая возможна для всех, кто уверует в Сына Божия - Сына человеческого.

Некоторые приметы и обычаи, связанные с праздником

Но, как и повсеместно, национальные культурные корни не могли исчезнуть бесследно с приходом христианства. Они сохранялись в виде обрядов, фольклорных праздников, сливаясь с православной церковной культурной традицией, которая обогащала и духовно облагораживала традицию народную, придавая ей более глубокое звучание: Медовый и Яблочный Спас, рождественские колядки, Масленица, где каждый день - начало приготовления к Великому посту, Пасха, Троица… Во всех праздниках присутствует особый, наш, русский национальный дух. Собор Пресвятой Богородицы тоже в старину был не только духовным праздником, но и подходящим радостным случаем для сохранения некоторых обычаев и обрядов.

В старину в этот день сельские женщины пекли пироги и брали их с собою, отправляясь в церковь, чтобы «угостить» Пречистую, и отмечали особый женский праздник - «бабьи каши». Женщины варили вкусную кашу, брали пироги, домашнее сало, мясо для щей и муку и шли в гости к бабкам-повитухам, чтобы был у тех в доме достаток, чтобы та, что принимает новорожденного в мир, никогда ни в чем не нуждалась. Нетрудно в этом увидеть символическую параллель, завуалированный намек на то, что Пресвятая Дева сама принимала у себя новорожденного Христа-младенца. Кроме этого, повитухам дарили холсты или полотенца, чтобы принимаемые ею роды проходили успешно и легко. Дело было женское, потому ни незамужние девушки, ни мужчины к участию в празднике не допускались.

Немного об иконографии иконы, посвященной празднику, и других богородичных икон

Самая известная икона Собора Пресвятой Богородицы происходит из Сербии, в русской иконографии она известна с XIV века. Искусствоведы считают этот образ символическим вариантом иконы «Рождество Христово», так как её композиция и библейские персонажи, присутствующие на ней, близки к иконе «Рождество» . Также считается, что икона Собора Пресвятой Богородицы - иллюстрация к рождественской стихире, написанной святым Иоанном Дамаскиным «Что ти принесем», так как она точно передает содержание стихиры, в которой поется о всех дарах, принесенных к Его колыбели: пение, славословящее Богородицу и Богомладенца - от ангелов, Вифлеемская звезда - от небес, дары - от волхвов и изумление - от пастухов. Здесь же внизу изображены те, кто воспевал и событие Рождества, и Богородицу, и Отцы Церкви.

Православная иконография богородичных икон очень велика и разнообразна. В иконографии богородичных икон более 860 наименований, а поминаемых в календаре Русской Православной Церкви - около 260 чудотворных и чтимых Её образов. Обычно Богородицу изображают в пурпурном мафории - одеянии замужней женщины, пурпурный цвет - цвет царственной принадлежности Богоматери, на мафории - три звезды, расположенные на голове и плечах, а под мафорием Пресвятая одета в синюю тунику.

Мы приходим к иконам Её и молимся перед ними Пречистой. Но и Она с икон говорит с нами. Икона «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) - Её указание нам на необходимость мира и согласия между собою, ибо всякий раздор - родовой, семейный, любой - как острая стрела, вонзается в Её любящее сердце, ведь теперь, после Боговоплощения, мы - и Её дети, вечно ссорящиеся между собой к великой горести нашей общей Матушки Небесной.

Многому молятся перед Казанской иконой Божией Матери - одной из главных икон России, в каких только бедах не обращают к Богородице свой взор молящиеся, но особенно перед этой иконой просят об избавлении от проблем со зрением. Перед ней же, поскольку она относится по типу к Одигитрии-Путеводительнице, как и перед любой другой иконой этого типа, например, Смоленской иконой Божией Матери , молятся о помощи в предстоящем пути.

Перед иконой «Неупиваемая чаша» просят об избавлении от недуга наркомании, алкоголизма и курения, о разрешении жилищных проблем, в целом просят о достатке в доме. А перед образом Богородицы «Скоропослушница» - о благополучном разрешении от бремени и рождении здоровых детей. А также молят о духовном прозрении, особенно в такие моменты, когда человек находится в растерянности и не знает, как поступить. К Богородице перед Ее иконой «Скоропослушница» обращаются во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Также Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических.

Очень мощное исцеляющее начало имеет икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). Во всем мире она известна как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы - «Всегоспожа», «Bсeповелительница» - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» молятся об исцелении от смертельных заболеваний, чаще всего от раковых, об избавлении от колдовства и заговоров, а также к Богородице перед Ее иконой «Всецарица» обращаются за помощью родители, чьи дети пристрастились к наркотикам и алкоголю.

По преданию, первую икону Елеуса - Умиление написал еще при земной жизни Богоматери евангелист Лука, вхожий в дом Пресвятой Богородицы. Он изобразил Пречистую на столешнице стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. Один из самых известных и почитаемых в русских традициях вариант Елеусы - . В скорбях и искушениях читают молитвы и акафисты перед ней, молят Богородицу о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, а также об исцелении телесных и душевных болезней.

Перед любой иконой Богоматери мы можем просить обо всем, но каждый обретенный Её иконописный образ в истории своего создания или обретения несет Её заповедь к нам, о чем мы можем особенно просить именно перед этим образом. Потому великое множество известных икон Богоматери - свидетельство многой всеобъемлющей любви и внимания Её к нам и готовность к помощи и заступничеству.

Но, памятуя Её материнский подвиг, не забудем и поблагодарить Её и вознести Ей хвалу за то, что Она подарила миру Предвечного Бога Иисуса Христа, открыв тем самым для нас время Нового Завета, и, как говорится, в одной из молитв, через Боговоплощение Ею взят в усыновление весь род людской .

Тропарь Собора Пресвятой Богородицы, глас 4-й
Пречистая Богомати, Богородице, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, Узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша.

Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6-й
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Темже звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Молитва - Песнь Пресвятой Богородице
Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Собор Пресвятой Богородицы. История праздника

В богослужебном годовом круге есть такая особенность: после великого праздника на следующий день совершается память святых, послуживших этому событию. Так, после отмечается Собор Пресвятой Богородицы , после - Собор Иоанна Предотечи, после дня - Собор двенадцати апостолов. На второй день после Рождества Христова празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот праздник посвящен прославлению Пресвятой Девы Марии, родившей Исуса Христа. Прославляя Пресвятую Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

————
Библиотека Русской веры
Cобор Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
————

Когда царь Ирод узнал, что волхвы, которые поклонились новорожденному Спасителю, ушли в свою землю, не сообщив ему место рождения Младенца, то Ирод впал в гнев и приказал убить всех младенцев до двух лет в Вифлееме и окрестностях. Но ангел явился во сне Иосифу и велел ему взять Младенца Христа и Пресвятую Богородицу и бежать в Египет. Иосиф сделал, как сказал ему ангел. Когда царь Ирод умер, ангел снова явился Иосифу и велел вернуться в Вифлеем. Иосиф, Дева Мария с Младенцем поселились не в Вифлееме, а в Назарете, опасаясь сына Ирода - Архелая. В первое воскресенье после Рождества Христова совершается память святого праведного Иосифа , которому была обручена Дева Мария, святого царя Давыда , из рода которого происходил Христос, и святого апостола Иакова, брата Господня , сына Иосифова.

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы

Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Епифаний Кипрский (ум.403 г.), святой Амвросий Медиоланский (ок.340-397 гг.) и блаженный Аврелий Августин (354-430 гг.) в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом содержится в 79 правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680-681 гг.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы. Богослужение

Тропарь Рожеству Христову, глас 4.

Ржcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Кондак Собору Пресвятой Богородицы, глас 6.

И$же прeжде дн7ьни1цы t nц7A бе€м™ре рождeисz, на земли2 без8 nц7A воплоти1сz днeсь и3стебE. тёмже ѕвэздA бlговэствu1етъ волхвHмъ, ѓгGли же спaстыри пою1тъ, не сказaнное ржcтво2 твоE њбрaдованнаz.

Собор Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Собора Богоматери сформировалась в конце ХШ века. На Руси иконы Собора Богородицы известны с XIV века. В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви. Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая к. XIV - нач. XV вв., происходит из Пскова. Икона весьма отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. В центре иконы изображена Богородица на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На этой иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещено заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа, которое Она как бы придерживает.

Слева от трона Девы Марии изображены приносящие дары волхвы, один из них указывает на звезду, изображение которой на иконе не сохранилось. Справа и слева от подножия трона написаны фигуры двух женщин, которые олицетворяют Пустыню и Землю. Пустыня одета в красное, она подносит Христу ясли, а Земля облачена в зеленый плащ: одной рукой она как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь. Вверху, над горками, изображены ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах изображения особо почитаемых святых - Николы Чудотворца и великомученицы Варвары. Изображение именно святых, вероятно, выполнено по желанию заказчика, и не имеет прямого отношения к иконографии. В нижней части образа изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша. Эта сцена и по сей день не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе встречаются противоречивые истолкования. Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять разные формы прославления Богородицы, совершаемого людьми. Три центральных фигуры рассматривались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давыд, Иосиф и Иаков. Их называли «пастырями» в конкретном и иносказательном значении этого слова, понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Существуют и более поздние иконописные изображения и фрески Собора Пресвятой Богородицы. Как уже говорилось выше, Пресвятая Дева изображается восседающей на троне с Младенцем Христом, в окружении ангелов, волхвов, которые преподносят дары Спасителю, и святых.

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин - Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.

Loading...Loading...