Икона сошествие духа святого в чем помогает. Значение Благодати в жизни каждого верующего

История праздника

Праздник Пятидесятницы воспоминает событие сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков, тот великий день, когда произошло рождение вселенской апостольской Церкви Христовой (Деян.II: 41-47). Само название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что сошествие Святого Духа совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался в пятидесятый день после иудейской Пасхи.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.II:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, когда «… внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.II: 2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находилось множество иудеев из разных городов, которые, услышав шум в доме и то, что внутри говорят на различных наречьях, стали насмехаться над апостолами и говорить, что они напились сладкого вина (Деян.II:13). Как повествует книга Деяний апостольских, в ответ на это « Петр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.II:14-18).

Среди пришедших к дому иудеев были и те, которые вняли проповеди апостольской и спросили что они должны делать. На это апостол Петр ответил, что им необходимо покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов, чтобы также получить дар Святого Духа. Уверовавших во Христа и охотно принявших крещение в первые дни после сошествия Святого Духа на апостолов было около трех тысяч человек. Этим было положено начало устроения на земле Церкви Христовой.

Самый день Сошествия Святого Духа апостолы заповедали ежегодно вспоминать и праздновать всем христианам (1Кор.XVI, 8), (Деян.XX, 16).

Установление праздника

Праздник Пятидесятницы в Ветхом Завете совершался в память дарования синайского законодательства, торжественного вступления Бога в завет с избранным народом, и одновременно в благодарность Богу за произращение новых плодов земных (Числ. 28, 26) и новой жатвы (Исх. 23, 16). Праздновался он по исполнении семи недель, то есть в пятидесятый день после Пасхи, и назывался праздником Седмиц (Второзак. 16, 9-10). Божиим промыслом, по обетованию Спасителя (Ин. 14, 26), в этот день памяти дарования Богооткровенного закона и в пятидесятый день по Воскресении Христове, совершилось Сошествие Святого Духа на Его апостолов и учеников. Этим событием совершилось вступление Бога в Новый Завет с Новым Израилем - Церковью Христовой, и место закона синайского заступила благодать Святого Духа.

В первые века христианства праздник Пятидесятницы понимался как целый период церковного года, в который включалось также и Вознесение Господне . В IV столетии Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как одиночный праздничный день . Вслед за Сошествием Святого Духа в особый праздник выделилось и Вознесение Господне .

В IV веке святым Василием Великим были составлены особые молитвы, читаемые доныне на великой вечерне, которая совершается сразу после литургии в самый день праздника. На этом богослужении, являющемся одной из наиболее торжественных и красивых служб в году, поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, и читаются три пространные молитвы о Церкви, о спасении всех христиан и о упокоении душ усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все молящиеся стоят на коленях, чем завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

Духовный смысл праздника

Праздник Пятидесятницы, или Сошествия Святого Духа, имеет еще одно название, которое наиболее отражает духовную суть данного события. Этот праздник именуется также Днем Святой Троицы, что указывает на участие всех Трех Лиц Божества в совершении спасения человеческого рода. Другими словами, посредством Сошествия Святого Духа Божественное Домостроительство достигло своей совершенной полноты: «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».

Сошествие Святого Духа на апостолов является событием первостепенной важности также и потому, что оно чудесно утвердило Таинство Священства. Например, в творениях преподобного Симеона Нового Богослова подчеркивается непрерывность апостольского преемства в передаче Даров Духа Святого церковной иерархии: «Апостолы, выйдя в мир, учили, проповедуя слово Божие. Большие множества поверили во Христа, и церкви верных были основаны в городах и селениях. Когда один из апостолов собирался их покинуть и отправиться в другое место или город, он рукополагал на свое место епископов и пресвитеров... И эти, заканчивая в свою очередь жизнь, оставляли на своем месте других, выбирая лиц, достойных такового служения, и которых они рукополагали. И таким образом по преемству такой порядок и законодательство сохранены до наших дней действием Святого Духа. Таким же образом предания апостолов и их учения, как они их приняли от нашего Владыки и Бога всяческих, были переданы ими нам».

Сошествие Святого Духа на апостолов явилось проявлением Его силы в них, открытием в учениках Христовых Его особенного присутствия. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что было начато Спасителем, - сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые были приобретены для него страданиями Сына Божия. Таким образом, благодаря событию Сошествия Святого Духа человек получил возможность Боговидения, причастия благодатному Царству Отца и Сына и Духа Святого. С внешней стороны празднование Пятидесятницы, а именно украшение храмов и домов зелеными ветвями, травами и цветами, унаследованное от ветхозаветной Церкви, символически выражает силу Святого Духа, все возрождающую, обновляющую и всему дающую жизнь и расцвет.

Иконография

Подобно образу Вознесения Господня, иконография Пятидесятницы в византийском и древнерусском искусстве представлена в двух вариантах. Оба варианта сложились в раннехристианскую эпоху и нашли свое продолжение в станковой иконописи, а также мозаике и фресковой живописи Византии и Руси.

Поскольку догмат Троичности является одной из основных богословских идей, раскрываемых в празднике Пятидесятницы, для изображения данного события в иконографии с раннехристианских времен был принят образ Святой Троицы. Изображение Святой Троицы в виде трех странников, или ангелов, явившихся праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении, которое в полной мере завершилось в день сошествия Святого Духа на апостолов. Этот извод получил название «Ветхозаветной Троицы».

К древнейшим образцам иконографии «Ветхозаветной Троицы», или иначе «Гостеприимства Авраама», можно отнести фреску в катакомбе Виа Латина IV века, а также мозаику первой половины VI столетия, которая находится в алтаре церкви святого Виталия в Равенне. В послеиконоборческий период этот сюжет получает широкое распространение и в Византии. На Руси подобные изображения появляются уже с XI века - примером может послужить фреска Софийского собора в Киеве.

Изображаемые в композиции ангелы располагаются по принципу изокефалии, то есть сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Св. Троицы при их неслиянности . Самым совершенным примером подобного варианта иконографии Святой Троицы является знаменитый образ, написанный прп. Андреем Рублевым в 1425-1427 гг.

Характерными особенностями композиции «Гостеприимство Авраама» могут также являться изображения Авраама, Сарры и слуг, закалывающих жертвенного тельца. На некоторых изводах изображения слуг отсутствуют, а праотцы Авраам и Сарра изображены среди Ангелов, за их спинами.

Если образ «Ветхозаветной Троицы» дает указание на тайну божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира.

Развитие иконографии «Сошествия Святого Духа» начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. В одном из самых ранних сохранившихся изображений Сошествия Святого Духа, рукописном Евангелии, созданном в 586 г. сирийским монахом Рабулой (Библиотека Лауренциана, Флоренция), есть миниатюра, изображающая данное событие. В центре композиции представлена Богоматерь, по сторонам от Которой под сводами триклиния стоят в два ряда двенадцать апостолов. Непосредственно над Богородицей изображен стремительно летящий вниз голубь, являющийся образом Духа Святого, от которого на главу Богородицы изливаются сияющие лучи. Над главами Богородицы и апостолов горят красные язычки пламени.

На Синайских иконах Сошествия Святого Духа VII–IX вв., восходящих к древнейшим образцам, сидящие апостолы принимают Духа Святого в виде нисходящих лучей пламени от благословляющего их с небес Спасителя.

В константинопольском Софийском соборе мозаичное изображение Сошествия Святого Духа на апостолов (IX в.) имеет в центре композиции Престол уготованный (Этимасию), ниже которого, по кругу, расположены стоящие апостолы, на главы которых нисходят лучи с язычками пламени, а еще ниже находятся симметрично расположенные группы людей в разнообразных одеждах – будущая паства рождающейся Церкви Христовой. Данный вариант иконографии Пятидесятницы нашел свое продолжение в мозаичном храмовом искусстве XI-XIII вв., став центральной композицией росписи купола (мозаики собора Осиас Лукас в Фокиде, св. Марка в Венеции).

В станковой живописи композиционная схема данной иконографии Пятидесятницы, отличается деталями, которые придают изображению различные оттенки богословского содержания.

Традиционно в иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представляется Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест, а над главами пишут нисходящие языки пламени. Место Иуды Искариотского среди 12 учеников Христовых занял апостол Матфий.

В большинстве икон Пятидесятницы, принадлежащих XVI веку, в верхней части композиции среди апостолов встречается изображение Богородицы. Основанием для подобной иконографии служит упоминание в Новом Завете о присутствии Богоматери в Сионской горнице во время совместных апостольских молитв: « все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. I, 14).

Апостолы, как правило, в данной композиции располагаются подковообразно по шесть учеников слева и справа, причем пустое место между центральными фигурами апостолов Петра и Павла напоминает о присутствии Господа Иисуса Христа, как это можно видеть в иконах «Тайной вечери» .

В нижней части иконы в темном пространстве, являющемся центром триклиния или усеченного эллипсиса, может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа из разных стран, бывших свидетелями сошествия Святого Духа . Традиционным толкованием образа царя является изображение народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одиночной фигурой его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало (убрус), на котором уложено 12 свитков, являющихся символом апостольской проповеди. В связи с этим толкованием рядом с фигурой царя стала помещаться греческая надпись κόσμος - «мир», благодаря которому сам образ царя получил наименование «Царь-Космос» . Данная особенность является принадлежностью более поздних греческих и русских памятников, принадлежащих XV–XVIII вв.

Своеобразное противопоставление события Сошествия святого Духа на апостолов образу царя космоса говорит о том, что горница, где восседают апостолы, понимается как храм, который должен совпасть со всей вселенной и явить новый мир и новое царство, где будет царствовать мир и радость о Духе Святом.

Примечания

1. Например, Тертуллиан называет это время «laetissimum spatium», т.е. радостнейшим периодом (Tertull. De orat. 23).

2. Данное постановление отражено в 43-ем правиле Эльвирского Собора (300 г.).

3. К IV в. празднование Пятидесятницы стало повсеместным, о чем свидетельствуют упоминания его в творениях святых Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, блаженного Августина. Есть предание, что на месте сошествия Святого Духа был устроен первый христианский храм, который в IV веке был возобновлен равноапостольной царицей Еленой.

4. Например, в мозаике св. Марии Великой в Риме, V в., или в Коттоновой Библии, того же времени, в Британском музее в Лондоне. Кроме того, равенство Ипостасей в некоторых изображениях подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов и их атрибутами (мозаика св. Виталия в Равенне, VI в.). В других случаях композиция строится пирамидально с выделением среднего ангела как главного среди других.

5. Хотя согласно книге Деяний апостол Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице, он традиционно изображается на иконе Сошествия Святого Духа. Это объясняется тем, что икона являет не хронологически верное историческое свидетельство праздника, а его духовную сущность. Сошествие Духа Святого на апостолов понимается здесь как начало христианской Церкви, объединяющей всех верующих людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Поэтому вполне обосновано появление на иконе праздника апостола Павла, провозвестника слова Божия, без которого немыслимо было бы создание и торжество христианской Церкви.

6. В древневизантийских образцах толпа народа, расположенная в нижней части образа Пятидесятницы, часто сопровождается надписью «Племена, языцы». Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.).

7. Несмотря на надпись, значение фигуры царя до сих пор вызывает различные толкования исследователей. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». Существует трактовка данного образа также и как царя Давида, чье пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Петр в своей проповеди (Деян.II) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространено толкование фигуры царя как изображения Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, // и согласно славим Всесвятого Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, послал еси // божественным учеником Твоим.


© Все права защищены

После изображения «Воскресение Христово» таким же ярким примером «Богословия в образе» является икона Пресвятой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Празднование в честь Пресвятой Троицы совершается в День сошествия Святого Духа на апостолов, и это событие также имеет свою икону, именуемую «Пятидесятница».

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1-13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX-XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV-XVIII веков.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28-29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна.

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «... Кто есть Сей?... Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани... И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти... и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне... (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно.

Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы».

Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон — палаты, два-три Ангела — все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»).

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха — владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем.

Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника.

монахиня Иулиания (Соколова М.Н.)

Заведующий Иконопис-
ной школой Московской Духовной
Академии доцент архимандрит Лука
(Головков)

При упоминании икон Святой Троицы перед глазами встает знаменитое творение преподобного Андрея Рублева, написанное в XV столетии. Однако первое подобное изображение было обнаружено за много веков до этого. Об основных интерпретациях сюжета рассказывает заведующий Иконописной школой Московской Духовной Академии доцент архимандрит Лука (Головков).

От «Гостеприимства Авраама» к «Отечеству»

– Ваше Высокопреподобие, каково древнейшее изображение Триединого Божества?

– Этот сюжет появился в очень давнее время. В римских катакомбах обнаружено относящееся еще к III веку подобное изображение, которое тогда именовалось «Гостеприимство Авраама». При этом ангелы обликом несколько отличались от привычного сейчас вида: без крыльев и без нимбов. От ранневизантийского времени до нас дошли мозаики V-VI веков, где ангелы изображены уже с нимбами, но еще без крыльев. Они имеются в базиликах Санта-Мария-Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне. Более привычная для нас иконография появляется в послеиконоборческий период. Один из ярких примеров – фреска в монастыре Откровения на острове Патмос. Причем там образ подписан «Святая Троица», что для греков нехарактерно. Конечно, в отличие от иконы преподобного Андрея Рублева, это изображение по-прежнему обладает многими бытовыми деталями.

Росписи, миниатюры и иконы этого сюжета имеются во многих местах – в Грузии, Сербии, Болгарии, в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон. Древнейшие подобные изображения на Руси – роспись Феофана Грека в новгородском храме Спаса-на-Ильине и золотая наводка на знаменитых Суздальских вратах. Сохранилась икона, приписываемая кисти собеседника преподобного Сергия – святителя Стефана Пермского, которая сейчас хранится в Вологодском музее, так называемая «Зырянская Троица». Но, конечно же, икона преподобного Андрея – самая известная. На ней детали, повествующие о том конкретном Богоявлении у дуба Мамврийского, минимизированы. На иконе присутствует палатка (жилище Авраама) и дуб, но они там условны, а на столе только одна чаша. Это не только и не столько изображение гостеприимства праотца Авраама, сколько указание на Предвечный Совет Троицы о спасении рода человеческого.

– На иконе преподобного Андрея Рублева два ангела изображены со склоненными главами к третьему. Какое именно это из Лиц Святой Троицы?

– Конечно же, в центре спасения – Господь наш Иисус Христос, в центре иконы Он и изображен. Об этом говорят одежды Ангела. На других иконах подобной композиции над головой центрального Ангела можно видеть крестчатый нимб – такой, какой обычно изображается у Христа. По последним исследованиям, такой нимб был и у центрального Ангела на рублевской «Троице», но до настоящего времени сохранились и недавно обнаружены лишь небольшие остатки. За центральным Ангелом изображен дуб Мамврийский, который призван напоминать и о древе познания Добра и Зла, и, разумеется, о Древе Крестном. Фигуры сидящих в центре и справа Ангелов обращены к левому Ангелу, облаченному в самые светлые одежды. Он прообразует собой Первую Ипостась Святой Троицы и благословляет чашу – так же, как это делает центральный Ангел. Ангел слева изображен под палаткой, что говорит о домостроительстве Божием. Ангел справа – в светло-зеленых одеждах, которые, конечно же, ассоциируются с Духом Святым, с праздником Троицы. Он находится под горкой, символизирующей горние обители. Кроме того, фигуры Ангелов, сидящих справа и слева, образуют будто чашу, в которой находится центральный Ангел. Это тоже указывает на искупительный подвиг Спасителя мира, Пречистого Тела и Крови Которого мы причащаемся из чаши. Указанием на это является голова жертвенного животного – агнца, нередко изображаемая в чаше.

– Существует еще одно распространенное изображение Святой Троицы, где Первое Лицо предстоит в виде старца – «ветхого днями», как описывает Бога в своем видении пророк Даниил, Второе Лицо – в виде отрока или юноши и Святой Дух – в образе голубя. Как давно бытует это изображение?

– Эта композиция, именуемая «Отечество», имеет сложную историю и множество интерпретаций. Древнейшее изображение сопрестолия или «Отечества» появляется в XII веке. Но изначально это изображение было воплощением Ветхого днями Сына Божия от Духа Святого. До XV-XVI столетия старец изображался с крестчатым нимбом, являя собой Вторую ипостась. Иконография «Ветхого днями» еще более древняя. Так изображали Иисуса Христа в VII веке.

Аллегории

– Что означает треугольный нимб, нередко встречающийся на подобных иконах над главой старца?

– Это, конечно, очень поздняя трактовка. В конце XVI века у старца появляется так называемый «софийный» нимб – красный ромб на синем четырехугольнике, и лишь в XVIII — XIX – треугольник как один из символов Святой Троицы.

– Иногда такой «софийный» нимб окружает все три фигуры, изображенные на иконе, а порой они бывают заключены в круг. Что это значит?

– Это указывает на святость, Божественную сущность Лиц Святой Троицы.

– Встречается еще треугольник с оком в центре, от которого исходят лучи. Это изображение, нередко встречающееся на иконах и в убранстве иконостасов преимущественно конца XVIII-начала XIX века, также указывает на Святую Троицу?

– Да, но пришло оно из масонства. Такая аллегория очень широко использовалась среди знати. Собственно, знать нередко в своем сознании совмещала православие и масонство. Масонские символы, которые эти люди переосмысливали в православном ключе, они рекомендовали изображать, заказывая иконы для храмов. Этот подход широко практиковался в период, когда масонство в России было популярно. В течение всего XIX века, постепенно отрываясь от своих исторических корней, данный символ получил распространение в церковном убранстве, причем не только в России, но и в других православных землях.

– Порой в сиянии славы, окружающей Святую Троицу, видны символы евангелистов – лев, телец, орел и ангел. Как давно существует подобная традиция?

– Предыстория достаточно древняя, подобные символические изображения евангелистов встречаются с V века. Изображение Господа во славе или «Ветхого днями» во славе, окруженного Небесными Силами, в числе коих и четверка крылатых животных, появилось на рубеже XIV-XV веков, а наиболее известный пример – икона «Спас в Силах».

– Сидящий старец иногда опирается на фигурки ангелов с крыльями либо на красные круги, также имеющие крылья. Что это?
– Это одно из изображений Престолов – ангельских Сил. Вообще Бесплотные Силы с древних времен изображаются и непривычно, в том числе в таком нечеловекообразном виде. Образ колеса с крыльями свидетельствует о том, что эти ангельские силы готовы служить Господу, готовы к быстрому действию и исполнению Божественной воли.

Схождение Духа

– А что такое присутствующий на иконах Святой Троицы нередко увенчанный крестом шар, напоминающий царскую державу?

– Практика такого изображения очень поздняя. В русской иконописи она появилась во второй половине XVII века под западным влиянием. Это атрибутика западных монархий, символизирующая в данном случае Божественную власть над миром.

– Почему у Лиц Святой Троицы разные облачения?

– Христос изображается в традиционных для Себя одеждах: синем или зеленом гиматии (верхней одежде) и хитоне (рубахе красного цвета). Это связано с символикой Боговоплощения. Красный цвет указывает на то, что Господь принял плоть и нашу человеческую природу, а синий – цвет Неба, свидетельствующий о Божестве Христа. «Ветхий днями» изображается в белых одеждах, что отражает чистоту и Божественное сияние. На рублевской «Троице» левый Ангел также изображен в одежде цвета, близкому к белому.

– День Святой Троицы именуется также днем новозаветной Пятидесятницы, когда совершилось схождение Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу. Обычно икона Пятидесятницы, также нередко полагаемая на аналое в праздник, изображает сидящих полукругом учеников Христа (иногда среди них Пресвятая Богородица) и сходящего на каждого в виде языков пламени Святого Духа. Внизу под ними на темном фоне обычно изображается некая мужская фигура, увенчанная короной, и держащая в руках распростертый покров. Кто это?

– Вообще иконография сошествия Святого Духа сформировалась относительно поздно. До иконоборчества она имела только предысторию. Известно изображение этого новозаветного события в Евангелии от Раввулы (VIв.), но в другом иконографическом варианте. Сейчас мы видим вполне сформировавшуюся иконографию, которой, конечно, сопутствует вариативность. Во-первых, святые апостолы восседают на некоем седалище. Это знамение того, что они уже сопричастны вечности, облагодатствованы, и на них сходит Дух Святой в виде огненных языков. При этом с очень древних времен изображается именно Апостольская Церковь – то есть не просто двенадцать учеников Христа, а еще и святой апостол Павел, который, конечно же, не присутствовал в тот момент в горнице. Сверху восседают четыре евангелиста, два из которых – не из числа двенадцати ближайших учеников Спасителя, а апостолы от семидесяти – святые евангелисты Марк и Лука. Но Апостольская Церковь без них непредставима. Не изображается при этом ни Иуда Искариотский как уже отпавший, ни заменивший его по жребию Матфий, ни Иуда Иаков Младший.

Апостольская Церковь принимает дары Святого Духа, чтобы просветить светом Божественным всю вселенную. Эта вселенная символизировалась по-разному. В темном пространстве в подножии у апостолов иногда изображались народы, которые нужно просветить. Порой на иконах их даже подписывают – подобно перечислению в Деяниях Апостольских. Такие подписи имеются, например, в монастыре преподобного Луки в Греции и в соборе святого Марка в Венеции. В поздние времена в этом месте иконы чаще стали помещать аллегорическое изображение царственного Космоса – человека с короной на голове. Это целый мир, пребывающий во мраке и ожидающий просвещения Светом Божественным. Иногда – причем по недоразумению – Космос изображали с нимбом. Порой ниже этого темного пространства, но уже на светлом фоне помещались фигуры пророков, проповедавших о Пятидесятнице. О типологии этих иконографических изводов говорить можно долго. Главное же, что мы посоветуем христианину – видеть заложенный в них божественный смысл.

Беседовала Ольга Кирьянова

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Новгород)

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое празднуется в Пятидесятницу (двунадесятый праздник), рассказано во 2-й главе книги Деяний апостольских (Деян. 2: 1-13). Произошло это в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Во время Своей земной жизни Спаситель Наш Иисус Христос много раз предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь проповеди, истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Сошествие Святого Духа это исполнением ветхозаветных (Иоиль. 2: 28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», Мф. 3: 11; Мк. 1: 8; Лк. 3: 16) и означает начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется этот праздник с IV века.

Иконография праздника

икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)

Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков)икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»(Псков) присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства. Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию. С XVII – XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой.

Праздник Пятидесятницы в Русской Православной Церкви

икона «Троица» (Андрея Рублева)

В Русской Православной Церкви значение праздника постепенно изменилось, и его стали называть Святой Троицей.

В связи с этим протоиерей Николай Озолин утверждает: «Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть… Почитание Духа Утешителя, Надежды Божественной как духовного начала женственности сплетается с циклом представлений Софийных и переносится на последующий за Троицею день – день Духа Святого… Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного праздника Троицкого собора как чествование “Троицы” Андрея Рублева». Весьма вероятно, что первоначально Троицын день соотносился в православном праздновании Пятидесятницы со вторым днем праздника, именующимся днем Святого Духа, и понимался как Собор (Синаксис) Сошествия Святого Духа. И «так называемая “Ветхозаветная Троица” становится праздничной иконой этого “понедельника Святой Троицы” на Руси среди учеников преподобного Сергия»

То, что в Русской Православной Церкви произошло известное смещение этологического акцента и даже именования праздника, получило интересное отражение в иконографии. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Сравним также следующий факт: чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой: Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна.

Loading...Loading...