Исцеление верой. Что такое вера? Что же осталось

Существует множество теорий, объясняющих, каким образом вера способна исцелить физическое тело, но все они сходятся в том, что убеждение и вера творят чудеса.

Многие люди убеждены в эффективности лечения верой, но никто точно не может объяснить, как это происходит. Одно ясно всем — убежденно и вера человека во что-либо играют главную роль. И не столь важно, во что именно человек верит — в предсказание прорицателя, духовную силу врача или же в способность человека к самоиснелению.

Примеры того, как вера и убеждение излечивали больных, есть почти во всех мировых культурах.

Использование целительной силы

Для некоторых людей сама фраза «лечение верой» предполагает, что здесь замешана религия. Однако это не совсем верно: лечение верой — одно из направлений духовного исцеления, основанное на правильном использовании целительной духовной энергии, а не на религиозных убеждениях.

Лечение верой не ограничивается каким-либо одним обществом или культурой, нельзя отнести его и ни к одному из исторических периодов -оно безгранично и старо как мир.

Первыми целитителями, « делающими ставку» именно на убеждение и веру своих пациентов, были шаманы и лекари, жившие много веков назад. Даже придворные лекари при лечении королей и царей использовали их веру в могущество и святую целительную силу Бога.

Как вера лечит тело

Никто толком не может понять, как именно действует лечение верой. Был поставлен ряд экспериментов, когда пациенту давали вместо настоящих лекарств «пустышки» или обычные витамины. Пациенты, верившие в действенность лечения, выздоравливали, хотя физических предпосылок к тому не было. Веры в выздоровление оказывалось достаточно.

ТЕОРИИ ЛЕЧЕНИЯ

Существуют и другие теории, объясняющие возможность исцеления верой:

❖ Биологическая целительная энергия лекаря вступает в реакцию с энергией пациента, в результате чего и происходит исцеление.

❖ Каждый человек обладает скрытым источником целительной энергии, который раскрывается под воздействием целителя.

❖ Сознание человека выходит на новый уровень благодаря молитве и влияет на выздоровление.

❖ Исцеление является результатом чьего-либо вмешательства — будь то духи, космическая энергия, высший разум или бог, — что и ведет к исцелению.

Молитва и вера в целительную силу, скрытую внутри нас самих, помогут излечиться.

Целительная сила веры может воплощаться в различных формах: от религиозного учения до естественного исцеления.

Лечение руками

Консультируясь с целителем, вам, как правило, прежде всего надо рассказать ему о том, что именно вас беспокоит. Иногда, однако, лекарь интуитивно сам знает, что с вами случилось.

ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ТЕПЛО

Во время процесса лечения пациент может ощущать тепло вокруг поврежденного участка, когда целитель прикасается к нему руками. Это ощущение тепла — показатель того, что лечение действительно происходит. Кроме того, нередко пациент чувствует также спокойствие и расслабленность.

Самым главным является то, чтобы пациент верил в целителя и его способность передать через руки свою целительную энергию. Сам же лекарь также должен быть убежден в своих силах и верить, что лечение пройдет успешно.

Прикладывая руки к больному месту, целитель становится для пациента источником высшей энергии.

Священные места

Считается, что многие места обладают свойством исцелять. Как правило, это объясняется тем, что их когда-то посещали святые.

ХРАМЫ И СВЯТЫНИ

В Древней Греции и Древнем Риме в честь богов воздвигались храмы, куда люди приходили с целью возблагодарить бога или просить его о защите и помощи. Среди прочих были и храмы, посвященные Сулис -кельтской богине, известной своей способностью исцелять.

Впоследствии, с распространением христианства, появился целый ряд священных мест, которые когда-либо посещали люди, причисленные позднее к лику святых. Этим местам приписывалась способность исцелять всех паломников, устремлявшихся туда и возносивших молитвы Богу. В частности, к таким святыням относятся те места, где когда-то побывала Дева Мария.

Многие больные устремляются к тем местам, где, по преданию, побывала Дева Мария.

Лечение на расстоянии

Лечение на расстоянии является одной из разновидностей лечении верой. Целитель и его пациент находятся рядом друг с другом, но не вступают в физический контакт. Такое лечение может осуществляться как одним целителем, так и целой группой людей, которые, например, молятся за здоровье одного человека. В наши дни лечение на расстоянии стало весьма популярным.

Шаман или лекарь

Шаманы, или лекари, были первыми в мире целителями. Шаман черпал свои целитель ные силы из мира духов, погружаясь в транс. Считалось, что во время транса душа шамана покидала тело и получала наставления от душ умерших предков.

ДРЕВНЯЯ МУДРОСТЬ

Появление лекарей относится к тем незапамятным временам, когда люди верили, что исцеление происходит благодаря сверхъестественной силе вождя племени или его старейшин. В некоторых обществах роль шамана сохранилась и по сей день.

Шаманы обеспечивали связь с миром духов, а потому им и приписывалась способность исцелять.

Целительная сила природы

Самым ярким примером сохранения ряда языческих обрядов в современном мире может служить Викка. Наравне с другими языческими традициями Викка основывается на природе. Многие викканские обряды направлены на установление связи с высшими силами, которые и помогают в исцелении.

РИТУАЛЫ ЛЕЧЕНИЯ

Один из ритуалов коренных жителей Америки включает в себя очищение, в ходе которого к духу обращаются с просьбой о помощи в исцелении. Посредством этого ритуала подтверждается, что духи благосклонны и готовы оказать свою помощь в лечении.

Языческие традиции связаны с почитанием природы и верой в способность человека исцелять себя.

Что такое вера: как убеждения человека возникают из ничего

Услышав вопрос «Что такое вера?», человек часто представляет в воображении неких сверхъестественных существ, которым обычно поклоняются в специально отведённых местах, но мы взглянем на насущный вопрос иначе. Сказ будет не о выборе удачной религии, а о том, как при помощи веры создавать свой мир и формировать подходящие для человека убеждения.

Знаний недостаточно

Чтобы уяснить, что такое вера, надо понимать историю её появления. Тут нам поможет противоположное понятие под названием «знание». Знание - это однозначная достоверная информация, обоснованная логически, научно или как-то иначе.

Знания в некоторой степени формируют наше мировоззрение, но, вставая из-за учебной парты и выходя в реальный мир, мы всё равно остаёмся с кучей вопросов: как быть счастливым? как решать проблемы? как найти любимое дело? куда вообще надо двигаться и зачем? что делать со своими недостатками? как быть уверенным в себе? стоит ли вообще искать ответы на все эти вопросы?

Подумав ещё немного, мы осознаём, что наука не позволяет решить почти ни один «житейский» вопрос, кроме банального выживания. Например, знания о гравитации или электрическом токе не будут лишними, но их недостаточно для обретения счастья и реализации высоких целей.

Вот в голове каждого ребёнка и встаёт закономерный вопрос, который слышали все учителя: «Замечательная информация, на как она поможет мне в жизни?!».

Удивительно, насколько большой базой знаний обладает человечество, и как немногое они способны дать в жизни одного конкретного человека.

Что такое вера и зачем она нужна

Наука не отвечает на многие вопросы, которые обязательно должны быть решены, чтобы мировоззрение человека стало целостным, поэтому была изобретена вера. Она позволяет считать истиной любое предположение без наличия каких-либо доказательств.

Это значит, что те наброски о мире, которые нам даёт наука, мы можем дополнить любыми красками на свой вкус с фразой: «Сейчас я сам решу, каким будет мир и начну жить в соответствии с этим».

Так мы самостоятельно придумываем, что есть «хорошо» или как поступать правильно (вспоминаем беседу о том, что всё в мире относительно). Затем мы начинаем верить в придуманное, что и создаёт завершённость картины мира, поэтому любой человек во что-то верит.

Развитие

Каждый из нас с самого рождения начинает двигаться и расти - так задумала природа. Но для движения необходимо от чего-то отталкиваться, а с кучей вопросов в голове это невозможно. Поэтому на каждый «ненаучный» вопрос человек создаёт для себя ответ. Таким образом мы обретаем определённость, благодаря которой становится возможно движение.

Возможности

Что такое вера? - это инструмент, дающий человеку возможности. Обычно мы сами решаем, на что способны, а на что - нет, чем и открываем для себя путь в определённом направлении. Это, кстати, хороший пример того, что мысли материализуются.

Любое достижение - результат тяжёлых усилий, терпения и огромного числа неудач, который становится возможным только, когда человек имеет стальную веру в свои идеи.

Реализация ресурсов

В каждом из нас что-то есть: желания, способности, потенциал. Наверняка вы когда-то ощущали, что думаете не о том, находитесь не на той работе или не в той компании - это очень неприятные ощущения, которыми наш внутренний голос подсказывает: «Ты не задействуешь свои ресурсы, это тебе не подходит, меняй что-нибудь, пробуй другое».

Ресурсы при наличии веры позволяют реализовывать образующиеся возможности, замыкая тем самым круг, внутри которого происходит наш рост.

Как формируются убеждения человека

О том, что такое вера, поговорили, теперь разберёмся, как она происходит. Процесс подразумевает две стадии: предположение и подкрепление.

Предположение

Предположение - это объект, на который будет направлена вера. Например, человек предположил, что сможет научиться петь. Из начальной точки доказать это предположение нереально, потому приходится просто поверить в него.

Предположение является продуктом сознания, а значит человек прекрасно понимает, что сам его создал, оно ещё слабо изучено и проверено, чтобы можно было серьёзно на него опереться.

Подкрепление

Любая вера нуждается в подкреплении. Мы не можем просто так верить во что угодно, никак для себя это не обосновав. Поэтому, поверив в предположение, мы стремимся оценить его истинность в своей жизни, получить опыт, произвести наблюдения, чтобы хоть как-то удостовериться в своей догадке.

Если предположению удаётся выживать в нашем сознании достаточно времени, значит мы часто подтверждаем его на практике. Результатом продолжительной веры служит формирование убеждений человека - прочной и редко изменяемой конструкции, оседающей в подсознании, которая в особом подкреплении уже не нуждается. Убеждение становится правилом и начинает определять нашу жизнь, на них в основном и строится мировоззрение.

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове.

Как мы верим

Несмотря на то, что любая вера что-то даёт нам, важно понимать имеющиеся побочные эффекты. Рассмотрим два подхода к формированию человеком своих убеждений.

Вера против

Сюда входит любая вера против того, чего мы желаем. Например, человек хочет иметь хороший загородный дом, но при этом верит в свою неспособность найти высокооплачиваемую работу. Иногда он даже допускает возможность получения такой работы, но для этого должно сойтись множество факторов типа удачных знакомств, везения, социального статуса или географического положения, а так как они не сошлись, то функция хорошей работы остаётся хоть и возможной, но недоступной.

Если вы верите в нечто, а его нет, то вы ничего не теряете. Но, если вы не верите, а оно есть, то вы теряете всё!

Всё это различные формы веры против. Данный подход является наиболее популярным среди людей, но откуда возникает дикий ажиотаж, что такое даёт эта вера?

Безопасность

Мы привыкли выбирать путь наименьшего сопротивления во всём. Плохое заметить гораздо проще, оно ярко воспринимается и запечатывается в памяти надолго, а значит и прийти к ограничивающему предположению будет легко. Создать из него убеждение человеку тоже будет стоить малых усилий. К примеру, чтобы убедиться в неумении петь, достаточно просто не делать ничего или в крайнем случае вспомнить парочку невнятно исполненных композиций.

Вера против хороша тем, что наименьшими затратами мы можем сформировать убеждения и быстро прийти к определённости.

Для простоты понимания представим мировоззрение как землю, находящуюся в распоряжении человека. Мировоззрение, основанное на вере против, имеет свои рамки, значит наши владения обнесены забором.

Наличие забора позволяет сосредоточиться на конкретном куске земли, детально изучить его и научиться отлично ориентироваться в местности. Говоря по-русски, такой мир проще понять, человеку становится ясно, чего можно ожидать в жизни, а это даёт ощущение безопасности.

Отсутствие развития

Единственный минус, который сводит на нет всё великолепие веры против, заключается в лишении себя возможностей, так как большая их часть остаётся скрытой за забором от нашего взора.

Перемещаясь по замкнутой местности, ты каждый раз приходишь туда, где уже был, движением это назвать можно, но развитием такие хождения точно не назовёшь. Значит ресурсы так и продолжат пылиться на складе внутри нас, а наши желания всё ещё останутся недостижимыми.

Вера за

Каждый человек, кем бы он ни был, в душе жаждет большего, нам ведь никогда ничего не бывает достаточно - эта особенность обеспечивает наше развитие. Но создать большее можно, только поверив в большее, что позволяет сделать вера за. Именно о такой вере речь шла в суровом рассказе на тему «Как начать действовать сильно».

Если желаешь жить в справедливом мире - поверь в справедливость и тогда сможешь её создать. Такая вера конечно даёт человеку возможности, но вместе с этим появляется куча весёлых трудностей.

Небезопасность

Верить за гораздо сложнее, потому что придётся постоянно подкреплять веру на деле. Например, чтобы быть убеждённым в своих вокальных способностях, необходимо серьёзно запотеть и многому поучиться.

Любой процесс создания большего, чем у тебя есть сейчас, означает хождение в неизученной местности с множеством преград на пути. Нужно иметь сильное желание, чтобы продолжать верить в подобное направление. Люди с этой моделью веры редки, значит нечасто могут заручиться поддержкой и пониманием окружения.

Что мы обычно говорим человеку, который поделился с нами совсем неосуществимой идеей: «Это интересная мысль, но будь реалистом!». Если бы все люди прислушивались к такому совету, мы бы наверняка всё ещё сбрасывали некрасивых детей со скалы. Значимые достижения как раз и происходят, когда человек перестаёт быть реалистом и начинает верить в большее - вот что такое подлинная вера.

Безопасностью тут и не пахнет. Когда ты не веришь в свои способности, то очередная неудача не станет для тебя новостью, воспримется безболезненно и лишь подтвердит предположения. Но если ты веришь в желаемое и встречаешь трудности, они идут вразрез с твоими идеями и серьёзно пошатывают веру, проверяя тебя на прочность.

Определённость здесь кроется в понимании того, зачем случаются трудности и неудачи. Мы часто склонны воспринимать такие события как намёк на неблагоприятный исход. На самом же деле проблемы являются необходимым добром для осуществления желаемого.

Ничто хорошее не даётся человеку просто, поэтому, встречая сложности, можно судить о том, что по итогу выйдет нечто дельное. Такое понимание позволяет сэкономить энергию на переживаниях и сосредоточиться на движении.

Учимся верить

Универсальной веры не существует, она индивидуальна для каждой отдельной жизни, но у нас есть несколько мыслей, которые поспособствуют плодотворному поиску конкретно вашей веры.

Не верить на автомате

Убеждение человека - это лишь укоренившееся предположение, которое изначально никак не было обосновано, не закон, а лишь гипотеза, в соответствии с которой мы решаем существовать.

Убеждения могут быть любыми, но обычно мы никак не управляем процессом их выбора, они создаются автоматически на основе воспитания, влияния общества и других условий, в которых живёт человек. Когда в нашем уме сформировались убеждения, мы редко анализируем их пользу и надобность, а это мешает замечать их неактуальность и негативное влияние.

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос «верны ли мои убеждения?».

Фёдор Достоевский

Понимать, чего ты хочешь

Алгоритм создания эффективных убеждений человека выглядит так:

  • выбираем предположение;
  • начинаем верить в него и параллельно стремимся определить, насколько выбранное предположение нам подходит;
  • если предположение оказывается подходящим, то трансформируем его в убеждение, которое будет приносить нам пользу уже на постоянной основе;
  • если предположение оказалось неподходящим, выбираем другое и начинаем алгоритм сначала.

Эффективность заключена в том, что такая вера позволяет человеку сформировать стоящие убеждения, которые впоследствии сыграют на него.

Невозможность использования данного алгоритма состоит в непонимании собственных желаний. Если ты плохо представляешь, чего бы тебе в жизни хотелось и каким ты стремишься видеть мир, то никакие убеждения ты не сможешь считать подходящими, вот мы и выбираем абы какие.

Желание в человеке появляется неслучайно, оно позволяет верить во что-то достаточно сильно, чтобы делать это осуществимым. Игнорируя желания, мы теряем движущую силу и верное направление.

Убеждения человека создают его мир

Существует один защитный механизм, который поддерживает наше мировоззрение в целостном и завершённом состоянии. Механизм таков: человек во всём в мире стремится увидеть отражение своих убеждений, чтобы их истинность не вызывала сомнений. Это объясняет, почему два человека одинаковый опыт понимают по-своему, делают непохожие выводы и открывают разные возможности.

Наличие такой предохранительной системы здорово помогает человеку, который решил верить за, ибо он в любой даже самой ужасной ситуации увидит новую возможность на пути к желаемому. Но если мы формируем убеждения бездумно, и они не соответствуют нашим желаниям, то мы будем продолжать видеть мир с позиции невозможности достижения желаемого, а это ещё сильнее укрепит нашу веру в собственную бездарность.

Об уверенности в себе

Одной из главных причин формирования убеждений для человека является желание быть уверенным в себе, потому что уверенность позволяет быстрее двигаться и достигать целей. Часто мы надеемся создать уверенность в себе, стараясь не изменять убеждения. Чем сильней в нас укореняются определённые идеи, тем проще на них опираться.

Но вера в себя достигается не из-за кажущейся незыблемости убеждений, а за счёт их положительного влияния на нашу жизнь. Если ты замечаешь, что убеждения помогают тебе приближаться к мечтам, только тогда ты начинаешь доверять им и обретаешь настоящую уверенность.

Вера и исцеление

Существование взаимосвязи между верой и исцелением всегда было предметом, вызывающим любопытство и противоречивые мнения. Многие из нас слышали истории про то, как люди исцелялись от серьезных болезней благодаря своей вере. Исследование подобной взаимосвязи научными методами долгие годы было своеобразным табу среди ученых и врачей. Еще всего лишь 15-20 лет назад было бы научным самоубийством предложить подобную тему для изучения

Ситуация начала меняться, сейчас многие нау чные центры проводят исследования целительных свойств веры. Прошедшие в последнее время конференции в Гарварде, Клинике Майо и Американской Ассоциации по развитию науки (ААРН), также как и освещение этой темы в средствах массовой информации на каналах, ПиБи- Си, Эн-Би-Си, Найтли Ньюс, Си-Эн-Эн и др. демонстрируют изменение к ней отношения. В этой статье мы приводим примеры подобных исследований, рассказываем о людях, которые работают над этой проблемой и их достижениях.

Доктор Герберт Бенсон
Доктор Герберт Бенсон - адъюнкт-профессор медицины в Гарвардской Школе Медицины и президент, один из основателей Медицинского Института ума и тела в Бостонской Дияконисской Больнице. Будучи автором 150 научных работ и 6 книг, Бенсон сделал важный вклад в наше понимание физиологии исцеляющих свойств веры(1).

Еще будучи молодым кардиологом, он работал с людьми, страдающими высоким давлением, и заметил, что самое высокое давление у пациентов наблюдалось во время визита к врачу. Он понял это после того, как обратил внимание, что его пациенты, использующие лекарственные препараты для снижения кровяного давления, часто чувствовали головокружение и слабость. Это свидетельствовало о том, что полученное давление было слишком низким. Так как дозы были рассчитаны в соответствии с измерениями, сделанными во время их визита к врачу, то он заклю чил, что их обычное давление до или после посещения должно было быть ниже.

Для разработки проблемы гипертонии, вызываемой стрессом, он оставил работу в кардиологии и вернулся к физиологическим исследованиям в Гарвардской Школе Медицины.

Однажды, когда он экспериментировал с обезьянами, около пятнадцати молодых людей, занимающихся трансцендентальной медитацией, попросили его изучить их подверженность стрессу. К их груди и голове были присоединены электроды для измерения волн, испускаемых сердцем и мозгом. Специальные маски собирали выдыхаемые ими газы для того, чтобы можно было проконтролировать метаболизм и интенсивность дыхания. Затем были сделаны базовые измерения, когда студенты сидели тихо в течение 20 минут. Одинаковые измерения повторились снова, после двадцатиминутной медитации, а потом в последний раз, когда они сидели не медитируя. Метаболизм участников уменьшился на 17% во время медитации, а интенсивность дыхания уменьшилась на 20%. Частота мозговых волн также понизилась.

Бенсон выделил два основных компонента трансцендентальной медитации: первый - это медитации и молитвы, включающие повторение слова, звука или определенным образом сделанного выдоха, а второй - игнорирование других, приходящих на ум мыслей, и продолжение повторения.

После того, как он изучил различные религии и культуры, он нашел эти компоненты практи- чески во всех из них. Самые ранние примеры мы можем найти в индуизме, где люди фокусируются на своем дыхании и повторении фразы из священной книги, не обращая внимания на ежедневные заботы. Подобные примеры мы находим и в иудаизме, христианстве, исламе, синтоизме, даосизме и конфуцианстве. Он отметил, что такая практика может содействовать улучшению здоровья путем снижения реакции нервной системы организма на стресс, которая известна как “защитная реакция” *.

Бенсон рассматривает свою работу не как альтернативную медицину, а как одну из “ножек трехногого табурета”. По его словам: “Одна ножка - это фармацевтика, другая - хирургия и обычные процедуры, а третья - забота о собственном здоровье. Эта последняя “ножка” включает в себя питание, упражнения и релаксацию. Очень важно не пренебрегать этой последней “ножкой”, потому что от 60 до 90 процентов посещений доктора связаны с состояниями, обусловленными стрессом, где фармацевтика и обычные виды лечения мало эффективны” (2).

Бенсон также обнаружил, что как вера вдохновляет на молитвы, так же и молитвы и медитация укрепляют здоровье. Он и его коллеги ле- чили такие болезни, как высокое давление и аритмия, методом релаксации, неотъемлемой частью его собственной программы была забота о здоровье и о соблюдении всех молитв и медитаций. Они вылечили 75% людей, страдающих бессонницей, депрессией из-за таких болезней, как рак или СПИД, а также уменьшили спазмы и тошноту, вызванные химиотерапией. Его специальная программа для женщин, не могущих забеременеть, основной упор в которой делается на заботу о своем здоровье путем использования специальных методов релаксации, правильного питания и изменения образа мыслей, дала результат практически в два раза выше, чем другие программы: 34% к 15-ти%.

Доктор Дэвид Ларсон
Психолог Дэвид Ларсон - президент Национального исследовательского института США по здравоохранению и автор учебного пособия “Забытый фактор”, написанного в соавторстве с его женой Сьюзен. В этой книге он рассматривает взаимосвязь между религией и здоровьем. Он использовал результаты опроса общественного мнения, проводимого институтом Гэллапа, в ка- честве подтверждения своих исследований. Они показывают, что 95% американцев верят в Бога, и, несмотря на то, что только половина из них верит в существование ада, 80% оптимистично верят во всепрощающего Господа. Кроме того, 40% американцев каждую неделю посещают богослужение.

Во время своей психиатрической практики в Университете Дьюка, что было три десятка лет назад, Ларсон спросил у своего профессора, как он мог бы применить свою веру в психологической практике. На что профессор ответил: “Ты из тех людей, кто хочет, чтобы другие люди верили в то же, что и ты?” И хотя его ответ был отрицательным, профессор продолжил: “Очевидно, что ты можешь повредить своим пациентам”. Он вспоминает, что любой, кто бы поднял эту тему в то время, немедленно был бы назван фундаменталистом(3). Но его дальнейшие исследования и обширные публикации привлекли внимание, которое помогло финансировать создание Национального исследовательского института по здравоохранению. Программа “Вера в медицине”, которую финансирует институт, выделяет субсидии в размере 10,000$ медицинским учебным заведения для чтения курсов по религии и медицине. Университет Джона Хопкинса и Джорджа Вашингтона - один из одиннадцати таких вузов, получивших эту субсидию.

Доктор Харальд Кениг
Харальд Кениг, адъюнктпрофессор психиатрии и директор Центра по изучению религии, духовности и здоровья на базе Медицинского центра в Университете Дьюка, - один из первых ученых, которые начали изучать целительный потенциал веры. Кениг впервые заметил важность веры в исцелении человека, когда был молодым семейным врачом. Он должен был наблюдать пациентку, которая провела в больнице уже около месяца после того, как ей сделали операцию на бедре. Ее муж умер от внезапного мозгового удара, а она поскользнулась на льду во время похорон и повредила бедро. Хирург предупредил его, что она была эмоционально очень ранима. Это было вполне объяснимо, так как она пережила то, что в обычном случае обязательно привело бы к клинической депрессии и это соответственно замедлило бы процесс выздоровления. Но он был очень удивлен, увидев пожилую женщину очень бодрой.

Она спросила: “Что я могу для вас сделать, доктор?” Кениг пытался найти внешние признаки, которые бы свидетельствовали о депрессии - упадок духа, помутневшие или красные заплаканные глаза, трудности с концентрацией, но ничего не обнаружил. Побеседовав с ней, он понял, что свою бодрость она черпала из чтения Библии. Она сказала ему: “Если я просыпаюсь и чувствую себя одинокой или боюсь чего-либо, я читаю Библию или разговариваю с Господом. Он всегда там, даже, когда нет тех, кого я люблю. Это самая важная вещь, которая помогает мне жить”.

Кениг был потрясен. Когда она выздоровела всего лишь с небольшими осложнениями, он почувствовал необходимость дальнейшего изучения важности такой глубокой веры с медицинской точки зрения. С того случая многие пациенты рассказывали ему, как вера помогла им совладать с собой, тем самым ускоряя их физическое выздоровление. Его исследовательская группа, которая изу- чала тысячи американцев с 1984 года, собрала веские доказательства того, что вера в Бога не только поддерживает общее хорошее самочувствие и здоровье человека, но и помогает пациентам вылечиваться от серьезных болезней(4).

“Молитвы Богу позволяют пациенту косвенно влиять на свою болезнь”. Они верят, что не одиноки в своей борьбе, и что Господь интересуется ими лич- но. Это защищает их от психологи ческого одиночества, которое овладевает многими людьми, страдающими от серьезных болезней. Изучив 455 пожилых людей в больнице, Кениг обнаружил, что тем, кто регулярно раз в месяц посещал церковь, в среднем требовалось провести в больнице всего 4 дня, в то время как тем, кто редко или вообще не посещал церковь, требовалось около 10-12 дней госпитализации.

Доктор Дейл Мэтьюс
Дейл Мэтьюс - адъюнкт-профессор медицины в Медицинском Центре Джорджтаунского университета, штат Вашингтон. В начале 1980-х годов Дейл, тогда еще молодой терапевт, встретил пациента с очень сильной верой, который оказал влияние на всю его дальнейшую жизнь. Прежде чем позволить Мэтьюсу лечить его, пациент сказал: “Я верующий христианин. Если вы собираетесь ле- чить меня, доктор, то я хочу, чтобы вы со мной помолились”. Мэтьюс никогда не делился своей верой со своими пациентами, поэтому он отнесся к этому предложению с большой неохотой. Но он все же согласился, надеясь в душе, что тот сохранит это в секрете. Мэтьюс не хотел прослыть “антинаучным”, и был обескуражен, когда зыч- ный голос пациента наполнил его приемную.

Но в тот день он понял главное: его пациент был целостным человеком, а не просто набором симптомов и анализов, которые составляют “случай”. Это сделало его более внимательным к фактам, подтверждающим, что религия важна для человека. Если кто-то говорил: “Даст Бог, результаты анализов будут хорошими”, Мэтьюс просил: “Расскажите, что вы думаете о Боге”. Он утверждает: “Мы не можем научно доказать, что Бог излечивает, но я верю, что мы можем доказать то, что вера в Бога имеет положительный эффект”. В своей недавно опубликованной книге “Фактор веры” он объединяет религиозную мудрость, научные исследования и случаи из жизни пациентов для того, чтобы продемонстрировать связь между верой и здоровьем(5).

Статистические данные
Институты здравоохранения начинают обращать внимание на взаимосвязь веры и здоровья. Гарвардская Школа Медицины, Клиника Майо и ААРН спонсировали конференции по вопросам духовности и здоровья. Около половины всех медицинских школ в Америке предлагают курсы на эту тему. Ниже мы приводим результаты некоторых опубликованных исследований по этой проблеме. ·Опрос 269 врачей на собрании Американской академии семейных терапевтов в 1996 году показал, что 99% из них верят, что вера в Бога может помочь выздоровлению. Когда же их спросили о собственном опыте, то 63% заявили, что Бог помог улучшить также и их собственное состояние здоровья. Их пациенты с еще большим энтузиазмом соглашаются, что молитва - это мощное средство, способствующее выздоровлению. Опрос мнений, проведенный агентствами Си-Эн-Эн и Ю. Эс. Эй. Уикэнд, показывает, что около 80% американцев верят, что вера или молитва могут помочь людям в выздоровлении от болезни или травмы, и больше 60% думают, что врачи должны говорить о вере со своими пациентами и даже молиться с теми, кто этого хочет.

·В соответствии с исследованиями, проведенными в Колумбийском университете, дети, чьи матери религиозны, меньше подвержены депрессиям(6). Они проследили жизнь 60 матерей и 151 ребенка на протяжении десяти лет для того, чтобы определить существует ли взаимосвязь между религиозностью матери и возникающими впоследствии депрессиями у их детей. Исследование показало, что у дочерей (не сыновей), чьи матери придавали большое значение религии, депрессии и психические расстройства на протяжении всего периода случались на 60% реже. Вторым важным фактором, связанным с уменьшением количества депрессий, является то, насколько хорошо дети воспринимали религию матери. Когда мать и ребенок принадлежали к одной религиозной конфессии, вероятность разного рода расстройств и депрессий у дочерей уменьшалась на 71%, а у сыновей на 84%.

·Другим важным результатом исследований является то, что верующие матери сами тоже менее подвержены депрессиям(7). Случаи расстройств подобного рода на протяжении десяти лет случались у них на 81% реже. Эти результаты не противоречат другим исследованиям, которые показывают, что между религиозностью и депрессией существует обратная зависимость. Этому существует несколько объяснений. Исследования показывают, что религиозные матери значительно реже разводятся или испытывают трудности материального характера - факторы, которые могут явиться причиной депрессии у детей. Другое потенциальное объяснение появилось в последнем исследовании Медицинского колледжа в Вирджинии, которое показало, что религия защищает людей от депрессии, являясь своеобразным буфером против стрессовых жизненных ситуаций(8).

·Исследования в Дортмундской школе медицины показывают, что пациенты, страдающие кардиологи ческими болезнями, умирали при операции в 14 раз чаще, если не участвовали в групповой терапии и не были религиозными. В течение шести месяцев 21 пациент умер при операции, но все 37 человек, которые сказали, что они “глубоко религиозны”, остались живы.

·Наблюдение за 2.812 пожилыми людьми, проведенное в Йельском Университете, обнаружило, что у тех, кто никогда или редко посещал церковь, уровень сердечных приступов был в два раза выше, чем у тех, кто ходил туда регулярно раз в неделю.

·Исследование 5.286 калифорнийцев показывает, что уровень смертности среди приверженцев церкви ниже, чем у нерелигиозных людей независимо от таких факторов риска, как курение, употребление спиртного, чрезмерный вес и малоподвижность.

·У верующих также наблюдается меньше симптомов и лучшие результаты в 7 из 8 исследований раковых заболеваний, в 4 из 5 исследований высокого кровяного давления, 4 из 6 исследований болезней сердца и 4 из 5 исследований общего здоровья пациентов. По результатам одного из исследовательских анализов глубоко верующие люди менее подвержены депрессиям, реже совершают самоубийства, менее склонны к алкоголизму и другим вредным привычкам.

·Могут ли помочь молитвы других людей? В 1988 году кардиолог Рэндольф Бирд провел исследование. 393 пациента с болезнями сердца в Медицинском научном центре больницы СанФранциско были разделены на две группы. За одну молились люди по всей стране, другие не получали каких-либо молитв со стороны участников эксперимента. Пациенты не знали, к какой группе они относятся. В группе, за которую молились, реже случались осложнения, было меньше случаев пневмонии, остановок сердца, закупорок сердечных сосудов, и им было нужно меньше антибиотиков(9).

·В округе Аламеда (США) для долгосрочного исследования здоровья и смертности было отобрано 2.730 человек, результаты показывают, что люди, которые посещают религиозные службы и участвуют в какой-либо благотворительной и религиозной деятельности, получают защиту от стресса, обусловленного финансовыми трудностями, проблемами со здоровьем и т.д.

·Изучая приблизительно 600 серьезно больных пациентов в возрасте от 55 лет и старше, ученые отметили 47 случаев исцеления. Они обнаружили, что пациенты, которые искали связи с Господом, а также поддержку у служителей церкви, были менее подвержены депрессии и оценивали свои шансы выше, даже принимая во внимание всю тяжесть своей болезни. Исследователи также отметили, что те пациенты, которые оказывали духовную поддержку другим, молясь и поддерживая их веру, эмоционально чувствовали себя лучше.

·Одно из последних исследований, проведенных в Университете Дьюка, привело к еще более поразительным результатам. Его целью было изу- чить роль религии в излечении депрессии. Ученые проследили 87 пациентов 60 лет и старше, обладающих депрессивными расстройствами, на- чавшимися после того, как они попали в больницу с какой-либо физической болезнью. Исследование показало, что религия может помочь людям вылечиться от депрессии. Фактически, чем духовнее был пациент, тем быстрее он выздоравливал(10).

Заключение
Может ли вера действительно исцелять? В соответствии с некоторыми исследованиями ответ несомненно положителен. Изучение связи между религиозной верой и физическим исцелением еще очень молодо. Но уже существуют важные показатели того, что вера может иметь положительное влияние на здоровье, дополняя такие традиционные области медицины, как фармацевтика и хирургия. Все больше профессионалов из престижных научных центров начинают рассматривать взаимосвязь веры и ее целительных свойств посредством научных методов. Будучи некогда табу, эта тема сейчас серьезно обсуждается в научных кругах. Независимо от полученных результатов уже само существование этой попытки обещает расширить возможности взаимодействия науки и веры и привести к лучшему пониманию человека.

* Защитная реакция: стресс определяется как восприятие угрозы или опасности, которые требуют изменения поведения. Результатом стресса являются различные физические изменения, включающие увеличившийся метаболизм, учащенное сердцебиение и дыхание, а также более быстрый приток крови к мышцам. Эти внутренние физиологические изменения готовят нас к тому, чтобы бороться или убежать, именно поэтому эта реакция получила такое название (дословный перевод с английского - реакция “борись или беги”). Защитная реакция была впервые описана Гарвардским физиологом доктором Вальтером Б. Кененом. Она связана с увеличивающимся количеством адреналина и норадреналина (эпинефрина и норэпинефрина) в кровь.

1 Herbert Benson, Timeless Healing: The Power and Biology of Belief (Fireside: 1997).
2 “Mindful Healing, Technology Review,” Edited by Massachusetts Institute of Technology, October 1996.
3 Jessica Cohen, “The Greatest Story Never Told,” Utne Reader, No.80, April 1997.
4 “Doctors Report: Faith Can Heal You,” Reader"s Digest, October 1998.
5 Dale A. Matthews, The Faith Factor: Proof of the Healing Power of Prayer, Penguin USA, 1999.
6 L. Miller, et al. “Religiosity and Depression: Ten-year Follow-up of Depressed Mothers and Offspring.” J. Am. Acad. Child Adolescent Psychiatry 1997; 36:10:1416-1425.
7 Там же.
8 K.S. Kendler, et al. “Religion, Psychopathology, and Substance Use and Abuse: A Multi-measure, Genetic-Epidemiologic Study.” Am. J. Psychiatry 1997; 154 (3):322-329.
9 “Doctors Report: Faith Can Heal You,” Reader"s Digest, October 1998.
10 “Why Doctors Believe Faith is Powerful Medicine,” Reader"s Digest, October 1999.

Вконтакте

Это самое богообщение наступает не вдруг, а по прошествии некоторого пути, не очень большого, впрочем; но для того, чтобы встать на этот путь, сначала необходимо поверить, что он действительно существует. И тогда мы сможем удостовериться в этом на практике. В этом смысле гносеология веры ничуть не отличается от гносеологии других областей человеческого знания.

Христианские истины до такой степени отторгаются социальным человеком, что феномен веры начинает восприниматься как относящийся исключительно к сфере религиозной, так что и саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания. Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т. д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, превращая веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике... По этим же причинам человеку необходима вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: Душа видит истину Божию по силе жития. Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера срастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6,17).

Как во всех естественных науках вера предваряет знание, а последующий опыт подтверждает веру (ты не подойдешь к микроскопу, если сначала не поверишь, что сможешь там что-либо увидеть), так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания.

И лишь вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов. В то время как религиозные догматы подтверждаются непосредственным опытным знанием, основные аксиомы науки до сих пор не подтверждены ничем. Но мы об этом не задумываемся, нам и так хорошо.

В науке (естествознании), как и в религии, существуют такие безусловные положения - «догматы» - которые не доказываются и не могут быть доказаны, но принимаются в качестве исходных, поскольку являются необходимыми для построения всей системы знания. Такие положения называются в ней постулатами или аксиомами. Естествознание базируется, по меньшей мере, на следующих двух основных положениях: признании, во-первых, реальности бытия мира и, во вторых, закономерности его устройства и познаваемости человеком. Рассмотрим эти постулаты.

  1. Как ни удивительно, но утверждение об объективном, т.е. независимом от сознания человека, существовании мира является, скорее, непосредственной очевидностью, нежели научно доказанной истиной, более предметом веры, нежели знания. Известный философ Бертран Рассел (†1970) по этому поводу остроумно замечает: «Я не думаю, что я сейчас сплю и вижу сон, но я не могу доказать этого». Эйнштейн (†1955) в свою очередь прямо заявляет: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания». Эти высказывания известных ученых хорошо иллюстрируют понимание наукой реальности внешнего мира: она есть предмет ее веры (догмат - выражаясь богословским языком), но не знание.
  2. Второй постулат науки - убеждение в разумности, закономерности устройства мира и его познаваемости - является главной движущей силой всех научных исследований. Но и он оказывается таким же предметом веры (догматом) для науки, как и первый. Авторитетные ученые говорят об этом однозначно. Так, академик Л.С. Берг (†1950) писал: «Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию природы, это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее возможно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы, с другой, есть некая предопределенная гармония. Без этого молчаливого допущения невозможно никакое естествознание. Может быть, этот постулат неверен (подобно тому как, быть может, неверен постулат Евклида о параллельных линиях), но он практически необходим». То же самое утверждал Эйнштейн: «Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества». Отец кибернетики Н. Винер (†1964) писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки. Невозможно доказательство того, что природа подчинена законам, ибо все мы знаем, что мир со следующего момента может уподобиться игре в крокет из книги “Алиса в стране чудес”». Известный современный американский физик Ч. Таунс (†1992) пишет: «Ученый должен быть заранее проникнут убеждением, что во Вселенной существует порядок и что человеческий разум способен понять этот порядок. Мир беспорядочный или непостижимый бессмысленно было бы даже пытаться понять».

Но даже если эти постулаты истинны (а в этом едва ли можно сомневаться), то и тогда остается важнейший вопрос, без решения которого сама постановка проблемы «наука и религия» теряет всякий смысл, - это вопрос о достоверности самого научного познания. Но это, как говорится, совсем другая история.

Мнения неверующих

«А что тут непонятного? Вера - это когда во что-либо веришь. Религиозная вера, очевидно, это феномен безосновательной веры. Что же еще? Надо же было раньше гром с небес чем-то объяснить, или таинственные ночные звуки из глубины леса или пещеры...»

Странно, но неверующие люди абсолютно точно знают, что такое вера. Каких только глупостей от них не наслушаешься. Вот лишь наиболее приличные формулировки:

  • попытка объяснения пугающих стихий природы неразвитым первобытно-общинным сознанием;
  • надежда на воздаяние за несправедливую жизнь и на месть угнетателям, надежда на утешение;
  • подсознательное чуство несовершенства человека и тоска по такому совершенству;
  • эволюционно выработавшееся стремление постулировать индивидуальные и общественные интуиции в целях продолжения рода и вида (поскольку для выживания больших сообщностей, имеющих черты социализации, необходимы некоторые правила, условно называемые "нравственность", постольку вера имеет дарвинистское значение коллективного выживания).
  • и даже... фрейдистский комплекс жестокого родителя-отца (как говорится, у кого чего болит).

Подобные примеры можно умножать до идиотизма, только зачем? Обычно они сводятся к тому, что вера является комплексом аксиом (недоказываемых постулатов), на которых строится религиозное мировоззрение. Такое утверждение не есть истина и одновременно есть отрицание истины. Не лучше ли ознакомиться с мнением верующих о своей вере?

В последнее время это слово мелькает везде и всюду. Надо верить - убеждают нас. Верить - это хорошо, это добродетельно, это благотворно влияет на человека - говорят нам. Верьте мне, люди. Но что же означает это слово?

Как положено, прежде всего смотрим в словарь.

Что такое вера?

Вера - признание чего-либо истинным, часто - без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах.

Вера - иррациональное чувство, внутренняя уверенность в чём-либо, часто - без опоры на факты или логику.

Слово «вера» («вероучение») также употребляется в смысле «религия».

Синонимы: уверенность, доверие, вероисповедание.

Антонимы: неверие, сомнение, недоверие, безверие, атеизм.

Прогноз, знание, надежда - вера ли это?

В ответ на запальчивое «не верю ни в ад, ни в рай, ни в птичий грай» часто спрашивают: как, ты не веришь, что завтра взойдет солнце? Что 6×8=48, а тангенс 45* =1? И думают, что этим сразили Фому Неверного наповал. Как же можно не верить в таблицу умножения? Или в завтрашний восход?

Это не вера, это знание. Умножение можно проверить, тангенс вычислить из треугольника, а восход Солнца мы прогнозируем, исходя из предыдущего опыта и знания законов природы (гравитация, устройство Вселенной, вращение Земли).

Бертран Рассел писал о вере:

«Веру можно определить как твердое убеждение в чем-то при отсутствии доказательств. Когда доказательства есть, никто не говорит о вере. Мы не говорим о вере, когда речь идет о том, что дважды два четыре или что земля круглая. О вере мы говорим лишь в том случае, когда хотим подменить доказательство чувством».

Итак, решительно выводим из области веры все, о чем мы знаем благодаря науке или повседневному опыту. Это - не вера, а знание. Верим (точнее, доверяем) мы здесь только ученым, потому что сами лично не пробовали сближать два куска урана с массой больше критической и не видели, как взрывается сверхновая. Но мы знаем, что и как, потому что есть основания доверять ученым, которые исследовали вопрос, привели доказательства и написали нам хорошие учебники и подробные монографии. Нужно ли знание - нет смысла доказывать, что нужно. Если кто-то вздумает спорить и доказывать, что знание вредно - пусть отойдет от компьютера и удалится в лес, где нет ни школ, ни электричества, ни одомашненных (то есть генно-модифицированных) растений и животных…

Нет. Это прогноз. И к принятию чего-либо без доказательств это отношения не имеет. Верю, что друг меня не предаст, что сослуживец отдаст долг, что мама выздоровеет - это прогноз, основанный на многих предыдущих событиях, на доверии и опыте: друг проверен годами дружбы, жена не давала поводов для дурных мыслей, сослуживец до сих пор не обманывал и известен как порядочный человек, знающие врачи говорят, что мамина болезнь излечима, а любимый человек проявляет свою любовь словами и делами.

Исходя из этого, мы верим в хорошее развитие событий. И это никак не принятие чего-либо без доказательств, это разумные рассуждения. Они основаны частично на опыте , частично на хорошем отношении и, конечно, на желании, чтобы все было к лучшему. Хотя возможны, конечно, и ошибки. На то это и прогноз.

Прогноз нам, конечно, нужен, чтобы как-то руководить своими действиями.

Совсем уж отвлеченные суждения типа «верю, что будущее прекрасно, что добро победит зло, что она меня когда-нибудь полюбит, что наша страна станет богатой и благополучной» - это тоже не вера. Это надежда . И надежда тоже нам нужна. Человеку свойственно надеяться на лучшее. Это помогает жить, вселяет в нас силы. Но является ли это «признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки«? Нет, конечно. Это не истины. Это только наши пожелания, а станут ли они истинными - покажет время, особенно если мы приложим старания к их воплощению.

Что же осталось?

Что же осталось на долю собственно веры? Конкретно что мы должны, вот непременно должны признать истинным, без предварительной фактической или логической проверки? Наверное, чаще всего то, что доказать просто невозможно. Почему?

Либо этого (во что верить) просто нет, и поэтому доказать существование невозможно . Либо этот предмет настолько оторван от жизни и софистичен, что никакие доказательства невозможны по причине нефальсифицируемости гипотезы (например, существование бога).

Остается только верить. Без проверок, логических аргументов и доводов. Верить - и все. Вот такой вот умственный процесс: тебе говорят что-то - а ты верь. И не задавай вопросов, не сомневайся и ни в коем случае не вздумай требовать аргументов и доказательств. Сказали - верь, и все, «ты что, в бога не веришь?», или «ты что, партии не веришь?!» - и глядишь, уже и оргвыводы подоспели, иногда очень даже материальные… Влияет ли благотворно это свойство - верить, не раздумывая - на толпу? Увы, история многократно показывала обратное.

И стоит ли это именно умение принимать чужие суждения за истину, не требуя доводов и аргументов, считать добродетелью?

Loading...Loading...