История иконы трех радостей. Божья Матерь «Три радости»: значение, в чем помогает и о чем ей молятся
Икона «Трех радостей» – один из немногих образов западного происхождения, который в результате стал русским чудотворным. Известен и автор этого лика – знаменитый художник Рафаэль. Во время революции оригинальный образ пропал и до сих пор неизвестна его .
На иконе изображена Божья Матерь с белым цветком в руках, на коленях которой сидит Богомладенец, справа находится Иосиф Обручник, а слева – юный Иоанн Предтеча.
История иконы Богородицы «Трех радостей»
Доставили шедевр известного художника в Россию в Петровское время. Она была пожертвована в храм Святой Троицы, который находится в Грязях. Согласно преданию у одной знатной женщины наступил тяжелый период в жизни, поскольку она столкнулась сразу с тремя серьезными проблемами: ее мужа несправедливо посадили в тюрьму, у нее забрали дом, а сына на войне взяли в плен. В отчаянии она начала молиться перед образом Богородицы и однажды к ней явился голос, который сказал ей искать икону Святого Семейства и обращаться к Высшим силам уже через нее. Необходимый образ она нашла в храме в Грязях. Женщина днем и ночью молилась возле лика и уже вскоре все проблемы были решены. С тех пор этот образ Божьей Матери стали называть иконой «Трех радостей». После этого было сделано много списков, которые также проявляли свои чудеса.
В чем помогает икона «Трех радостей»?
Перед этим образом можно возносить молитвы о прощении за совершенные , а также об укреплении веры. Люди обращаются к святыне с разными проблемами, к примеру, кто-то просит помочь найти потерянную вещь, решение в сложной ситуации, справиться с клеветой и другими неприятностями. Большое значение икона «Трех радостей» имеет для людей, которые находятся в другой стране, и попали в сложную ситуацию. Обращаются к ней военные и их родственники, чтобы уберечь от разных напастей.
Икона Трех радостей - один из образцов прославленных на Руси образов Богоматери, когда лик, написанный на Западе, становится чудотворной русской святыней.
Иконография
Древнее предание гласит, что один из молодых живописцев был отправлен на обучение в Италию, а по окончании обучения, возвратившись в Россию, он привез с собой иконописный лик «Святого семейства» и оставил его у священника храма, расположенного в Грязех. По успению художника клирик поместил икону над церковным входом перед папертью.
Икона Богородицы «Трех Радостей»
Первое изображение «Трех радостей» приравнено к череде работ знаменитого Рафаэля, изображающих Пречистую Деву в окружении Богомладенца и маленького Иоанна Крестителя.
После того, как Икона Трех Радостей чудесно прославилась, многие знаменитые художники совершили списки с нее: Христос изображался на руках Богоматери слева, а Иосиф Обручник и Иоанн Креститель располагались по разные стороны от Марии.
История святыни
Во времена правления Петра 1 у молодых людей появилась мода на образование за пределами России. Так в Италию отправлен начинающий и подающий огромные надежды юный художник. По окончании учебы он вернулся в Россию и привез с собой точную копию католического образа Богоматери «Святое семейство». По мнению современных ученых, эта икона принадлежит перу самого Рафаэля - великого живописца, воплощающего в своих работах художественный стиль и вкус. Художник отдал икону на хранение своему дяде - настоятелю храма в Грязех, а тот, через много лет, принес святой список в храм, установив его над папертью. Долгое время об иконе ни кто не вспоминал, но через четыре десятилетия начали происходить чудеса.
Трех Радостей (Святое семейство)
Согласно легенде, богатая, но благочестивая аристократка оказалась в тяжелой жизненной ситуации и претерпела крупные неудачи. У нее внезапно произошло три беды: супруга оговорили и арестовали, родовое поместье изъяли, а ее сын попал в плен на полях боев. Несчастная повсюду искала поддержку и помощь. Она страстно молила Деву Марию о защите и предстательстве перед Всевышним. Днем и ночью она разговаривала с Царицей Небесной и умоляла дать совет. Однажды, чудесным образом, во сне женщина услышала глас, повелевающий найти икону «Святое семейство» и старательно молиться перед ней. Долго несчастная бродила в московским церквям в поисках иконы и оказалась в Грязех. На церковной паперти сияла вожделенная икона. Упав на колени, женщина горячо молилась перед ней.
Спустя короткое время благочестивая дама получила три нежданные радости: ее муж был оправдан и вызволен из тюремного заключения и вернулся домой, любимый наследник был освобожден из вражьего плена, а имение было возвращено законным владельцам. С этого времени икона стала именоваться «Трех радостей». Причем молитвенники по всей Руси заметили, что просьбы, обращенные к Царице Небесной перед этой иконой, пребывают к ним в трехкратном размере.
Значение и помощь, исходящие от Богородичного образа
Чудотворный лик был особо почитаем в Царском Доме у.
Сейчас имеется несколько списков чудотворной иконы. Один из них пребывает в храме Живоначальной Троицы в Грязех, а пара других украшает храмы Москвы.
Читайте об известных храмах Москвы:
Богородица Трех Радостей
Перед высокочтимым ликом «Трех радостей» православными прихожанами храмов возносится искренняя и пламенная молитва Трех Радостей:
- О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду;
- Об укреплении в вере;
- О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
- Об освобождении из вражьего плена;
- О спасении от неприятелей;
- О разрешении важных дел;
- Об исцелении от болезней;
- Об удачном замужестве и женитьбе ;
- О даровании детей бесплодным парам ;
- О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.
Огромное значение имеет святая икона для людей, проживающих в других странах, попавших в сложные ситуации на чужбине.
Правила моления
Молитва Трех Радостей должна читаться благоговейно и от чистого сердца - это главное требование. Господь милостив, Он прощает всех людей, все их согрешения, если они искренне в них раскаялись. Главное - желание исправить ситуацию и более не совершать грехов, дабы со временем в чистоте войти в Царствие Небесное.
Перед началом чтения молитвословия необходимо совершить Таинство исповеди и причастия , ведь Святая Троица не сможет пребывать в душе человека, обремененного грехами, следовательно, и молитва не поможет, какой бы пламенной она не была.
Читайте еще о православной молитве:
Желательно иметь икону Трех радостей на домашнем иконостасе , который необходимо размещать в Красном Углу комнаты. Красный - значит Главный, Красивый, Божественный. Он должен быть виден при входе в жилище. Располагать его следует с восточной стороны и содержать в особой чистоте. Святая Троица (Отец, Сын и Святой Дух) во время молитвы должны озаряться огнем лампады или церковной свечи.Необходимо помнить, что иконы - это не красочные картинки. С образов смотрят на нас лики людей, живших ранее нас и сумевших, несмотря на разные, порой мучительные напасти, сохранить веру в Бога. Рядом с Красным Углом не следует располагать картины, плакаты, зеркала, статуэтки, светильники и прочие элементы декора.
Икона «Трёх Радостей»
Величие и сила молитвы заключается в творении чудес. Молитвенное воздыхание перед ликом Трех Радостей - очень серьезный труд, в результате которого молитвенник получает просимое. Быстро это случится, или не скоро - на все Воля Божия. Чудеса, происходимые по молитвам, удивляют даже верующих людей, ведь в погрязшем во грехе современном мире практически каждый человек привык полагаться лишь на самого себя. Ясно одно - справиться с жизненными невзгодами поможет искренняя вера и Отец Небесный, о предстательстве пред которым мы умоляем святых и особенно Богородицу - Царицу Небесную.
Молитва пред иконой
О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Видео об истории чудотворного образа «Трех радостей».
Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначальный образ, по преданию, принадлежал кисти всемирно известного итальянского живописца Рафаэля.
В сказании об иконе повествуется, что в начале XVIII века, как это часто практиковалось в петровское время, некий живописец был послан на учебу в Италию. Возвратившись в Россию, он привез с собой копию иконы «Святое Семейство» и оставил ее в Москве у своего родственника, настоятеля храма Святой Троицы на Грязех. После смерти художника священник пожертвовал образ в свою церковь и поместил его над входом перед папертью.
Сорок лет спустя одна знатная московская дама понесла подряд три тяжкие утраты: оклеветали и отправили в ссылку ее мужа, имение отобрали в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная женщина искала отрады в молитве и просила Царицу Небесную быть Заступницей за невинных страдальцев. Как-то раз она услышала во сне голос, повелевавший ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Скорбящая дама долго ходила по московским церквам в поисках желанной иконы, пока не набрела, наконец, на Троицкую церковь на Покровке. Здесь, на паперти, она обнаружила долгожданный чудотворный образ. После усердной молитвы перед ним женщина вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, а сын освобожден из плена. С тех пор святая икона и получила свое утешительное название «Трех Радостей».
Троицкий храм на Грязех, где до революции хранилась чудотворная икона, неоднократно перестраивался. В середине XIX века по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства ктитора церкви Е.В. Молчанова в 1861 году был возведен каменный храм, достоявший и до нашего времени. 10 декабря того же года святителем Филаретом, митрополитом Московским, был освящен главный престол в честь иконы Божией Матери «Трех Радостей», или Собора Богородицы, являющийся и поныне единственным престолом в честь этого святого образа.
Известно, что икона «Трех радостей» весьма почиталась в царствующем Доме. Один из списков образа являлся келейной иконой императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Он был подарен императрице по обету, данному перед ракой преподобного Сергия ее фрейлиной Анной Федоровной Аксаковой (урожденной Тютчевой), бывшей первой воспитательницей ее сына великого князя Сергея Александровича. После смерти Марии Федоровны образ был возвращен А.Ф. Аксаковой, но ненадолго. Вскоре фрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты великой княгини Елизаветы Федоровны. В письме своему бывшему воспитаннику Аксакова написала: «Я хотела бы, чтобы Ваша невеста приняла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, и который, вместе с тем, и Ваш покровитель».
Судьба образа Божией Матери «Трех радостей» после закрытия Троицкой церкви в декабре 1929 года неизвестна. В 1992 году здание храма было возвращено верующим, а при его открытии общине было прислано из Патриархии несколько икон, изъятых на таможне. Чудом Божиим среди переданных икон, между которыми не производилось никакого отбора, оказался аналойный образ «Три Радости», список середины XIX века.
В 1996 году в тот же храм Живоначальной Троицы на Грязех принесли акафист иконе Божией Матери «Три Радости», вызвавший на приходе споры о том, стоит ли продолжать по установившейся традиции читать акафист святителю Николаю Чудотворцу или заменить его акафистом чтимой храмовой иконе. В разгар обсуждений перед новым образом «Трех Радостей», написанном в начале 90-х годов XX века в русской иконописной традиции, сама собой возгорелась лампада. Приняв это чудо как явное указание Божие, священнослужители Троицкой церкви с тех пор по средам совершают еженедельный молебен с акафистом перед старинной чтимой иконой «Трех радостей», которая в это время выносится из алтаря.
Образ Божией Матери «Три радости» издревле полюбился русскому народу. До революции икону особенно почитали на Дону и Кубани, так как считалось, что молитва перед ней помогает возвращению домой лихих казаков. Под особым покровительством образа Божией Матери «Трех радостей» пребывают люди, оставшиеся в одиночестве, оказавшиеся в плену и на чужбине. Известны случаи благодатной помощи от иконы военнослужащим, находившимся в горячих точках России. Икона считается заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших накопленное трудом, а также верной охранительницей семейного благополучия.
Празднование образу Божией Матери, именуемому «Три Радости», совершается 26 декабря / 8 января в день Собора Богородицы, следующий день после Рождества Христова.
Первоначальный образ Пресвятой Богородицы «Трех радостей», написанный Рафаэлем или кем-то из представителей рафаэлевской живописной школы, ближе всего стоит к серии известных полотен прославленного мастера, изображающих Деву Марию в окружении Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Среди них - знаменитая луврская «Прекрасная садовница» (ок. 1507-1508 гг.), «Мадонна в зелени» (ок. 1505 г., Вена, Художественно-исторический музей). На обоих полотнах, так же, как и на образе, названном впоследствии «Три радости», отсутствует изображение Иосифа Обручника, появившееся уже на русских иконах.
После прославления образа Богородицы «Трех Радостей» многие списки с иконы стали писать в древнерусской иконописной традиции. По сравнению с итальянским прототипом, Младенец Христос на этих образах обычно изображался на руках Богоматери в зеркальном отражении - с левой стороны, а Иоанн Креститель и Иосиф Обручник писались по разные стороны от Богородицы с Младенцем.
Помимо двух известных образов Божией Матери «Трех радостей» в церкви во имя Живоначальной Троицы, что на Грязех, в Москве чтимые списки с иконы пребывают в двух храмах: в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (ул. Докукина, 15) и в домовой церкви Софринской бригады оперативного назначения МВД России.
В 1918 году в Ризоположенскую церковь в Леонове перешло значительное число икон и церковной утвари из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди них туда была отправлена и икона «Трех Радостей». До реставрации она находилась у правого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделе перед клиросом.
В жизненном укладе Софринской бригады оперативного назначения ВВ МВД РФчтимый образ Божией Матери «Три Радости» занял подобающее место. Икона выносится на плац или в актовый зал в особые случаи жизни бригады - День бригады и День памяти погибших софринских воинов, а также при отправке бойцов в командировки и во время молебнов и Крестных ходов - в благословение и помощь военнослужащих.
Тропарь, глас 4
От святыя иконы Твоея, радости неизреченныя / преисполнила еси сердце благочестивыя жены. / О, Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царице радосте, Приснодево, твари, /егда возвратила оной, - и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, /источая приснотекущий источник радости, молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / радость всему миру родившая, // радости исполни неоскудевающей чтущих Тя.
Молитва
О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником - вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим - совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни - исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Рубрики: | |
Процитировано
Понравилось: 3 пользователям
очень нравиться эта молитва,теперь узнала откуда она!!! Четверг, 10 Января 2013 г. 13:07 ()
Исходное сообщение татьяна_магаеваСудьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначальный образ, по преданию, принадлежал кисти всемирно известного итальянского живописца Рафаэля.
В сказании об иконе повествуется, что в начале XVIII века, как это часто практиковалось в петровское время, некий живописец был послан на учебу в Италию. Возвратившись в Россию, он привез с собой копию иконы «Святое Семейство» и оставил ее в Москве у своего родственника, настоятеля храма Святой Троицы на Грязех. После смерти художника священник пожертвовал образ в свою церковь и поместил его над входом перед папертью.
Сорок лет спустя одна знатная московская дама понесла подряд три тяжкие утраты: оклеветали и отправили в ссылку ее мужа, имение отобрали в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во время войны. Несчастная женщина искала отрады в молитве и просила Царицу Небесную быть Заступницей за невинных страдальцев. Как-то раз она услышала во сне голос, повелевавший ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Скорбящая дама долго ходила по московским церквам в поисках желанной иконы, пока не набрела, наконец, на Троицкую церковь на Покровке. Здесь, на паперти, она обнаружила долгожданный чудотворный образ. После усердной молитвы перед ним женщина вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, имение возвращено из казны, а сын освобожден из плена. С тех пор святая икона и получила свое утешительное название «Трех Радостей».
Троицкий храм на Грязех, где до революции хранилась чудотворная икона, неоднократно перестраивался. В середине XIX века по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства ктитора церкви Е.В. Молчанова в 1861 году был возведен каменный храм, достоявший и до нашего времени. 10 декабря того же года святителем Филаретом, митрополитом Московским, был освящен главный престол в честь иконы Божией Матери «Трех Радостей», или Собора Богородицы, являющийся и поныне единственным престолом в честь этого святого образа.
Известно, что икона «Трех радостей» весьма почиталась в царствующем Доме. Один из списков образа являлся келейной иконой императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Он был подарен императрице по обету, данному перед ракой преподобного Сергия ее фрейлиной Анной Федоровной Аксаковой (урожденной Тютчевой), бывшей первой воспитательницей ее сына великого князя Сергея Александровича. После смерти Марии Федоровны образ был возвращен А.Ф. Аксаковой, но ненадолго. Вскоре фрейлина принесла его в дар Сергею Александровичу для его невесты великой княгини Елизаветы Федоровны. В письме своему бывшему воспитаннику Аксакова написала: «Я хотела бы, чтобы Ваша невеста приняла этот образ как благословение, идущее от Вашей матери и от святого, который является покровителем России, и который, вместе с тем, и Ваш покровитель».
Судьба образа Божией Матери «Трех радостей» после закрытия Троицкой церкви в декабре 1929 года неизвестна. В 1992 году здание храма было возвращено верующим, а при его открытии общине было прислано из Патриархии несколько икон, изъятых на таможне. Чудом Божиим среди переданных икон, между которыми не производилось никакого отбора, оказался аналойный образ «Три Радости», список середины XIX века.
В 1996 году в тот же храм Живоначальной Троицы на Грязех принесли акафист иконе Божией Матери «Три Радости», вызвавший на приходе споры о том, стоит ли продолжать по установившейся традиции читать акафист святителю Николаю Чудотворцу или заменить его акафистом чтимой храмовой иконе. В разгар обсуждений перед новым образом «Трех Радостей», написанном в начале 90-х годов XX века в русской иконописной традиции, сама собой возгорелась лампада. Приняв это чудо как явное указание Божие, священнослужители Троицкой церкви с тех пор по средам совершают еженедельный молебен с акафистом перед старинной чтимой иконой «Трех радостей», которая в это время выносится из алтаря.
Образ Божией Матери «Три радости» издревле полюбился русскому народу. До революции икону особенно почитали на Дону и Кубани, так как считалось, что молитва перед ней помогает возвращению домой лихих казаков. Под особым покровительством образа Божией Матери «Трех радостей» пребывают люди, оставшиеся в одиночестве, оказавшиеся в плену и на чужбине. Известны случаи благодатной помощи от иконы военнослужащим, находившимся в горячих точках России. Икона считается заступницей оклеветанных, разлученных с близкими, потерявших накопленное трудом, а также верной охранительницей семейного благополучия.
Празднование образу Божией Матери, именуемому «Три Радости», совершается 26 декабря / 8 января в день Собора Богородицы, следующий день после Рождества Христова.
Первоначальный образ Пресвятой Богородицы «Трех радостей», написанный Рафаэлем или кем-то из представителей рафаэлевской живописной школы, ближе всего стоит к серии известных полотен прославленного мастера, изображающих Деву Марию в окружении Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Среди них - знаменитая луврская «Прекрасная садовница» (ок. 1507-1508 гг.), «Мадонна в зелени» (ок. 1505 г., Вена, Художественно-исторический музей). На обоих полотнах, так же, как и на образе, названном впоследствии «Три радости», отсутствует изображение Иосифа Обручника, появившееся уже на русских иконах.
После прославления образа Богородицы «Трех Радостей» многие списки с иконы стали писать в древнерусской иконописной традиции. По сравнению с итальянским прототипом, Младенец Христос на этих образах обычно изображался на руках Богоматери в зеркальном отражении - с левой стороны, а Иоанн Креститель и Иосиф Обручник писались по разные стороны от Богородицы с Младенцем.
Помимо двух известных образов Божией Матери «Трех радостей» в церкви во имя Живоначальной Троицы, что на Грязех, в Москве чтимые списки с иконы пребывают в двух храмах: в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (ул. Докукина, 15) и в домовой церкви Софринской бригады оперативного назначения МВД России.
В 1918 году в Ризоположенскую церковь в Леонове перешло значительное число икон и церковной утвари из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди них туда была отправлена и икона «Трех Радостей». До реставрации она находилась у правого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделе перед клиросом.
В жизненном укладе Софринской бригады оперативного назначения ВВ МВД РФчтимый образ Божией Матери «Три Радости» занял подобающее место. Икона выносится на плац или в актовый зал в особые случаи жизни бригады - День бригады и День памяти погибших софринских воинов, а также при отправке бойцов в командировки и во время молебнов и Крестных ходов - в благословение и помощь военнослужащих.
Тропарь, глас 4
От святыя иконы Твоея, радости неизреченныя / преисполнила еси сердце благочестивыя жены. / О, Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царице радосте, Приснодево, твари, /егда возвратила оной, - и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, /источая приснотекущий источник радости, молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / радость всему миру родившая, // радости исполни неоскудевающей чтущих Тя.
Молитва
О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником - вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех - утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим - совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным - надежду и терпение; в радости и изобилии живущим - непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни - исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
___________________________________________________
Описание иконы Богоматери «ТРЁХ РАДОСТЕЙ »
В XVIII веке в Москву благочестивым художником была привезена из Италии, где он обучался ремеслу живописи, копия иконы «Святое семейство» кисти Рафаэля. На иконе рядом со Святым семейством изображён Иоанн Предтеча. После смерти художника икона была помещена на паперти храма в честь Святой Троицы на Грязех. Через сорок лет икона прославилась чудным знамением.
После усердной молитвы перед этой иконой несчастная женщина получила сразу три радостных известия: оклеветанный злыми людьми муж был оправдан и возвращён из ссылки; сын, попавший в плен во время военных действий, освобождён, а конфискованное по неправому суду имение возвращено семье. С тех пор образ стал называться «Трёх радостей».
Вскоре появились списки итальянской иконы, выполненные в русской иконописной традиции. Подлинный образ после закрытия Троицкой церкви исчез. В 1992 году при открытии возрождённого храма общине было подарено несколько икон, изъятых на таможне при незаконной попытке вывоза за рубеж. В числе переданных икон оказался и образ Пресвятой Богородицы «Трёх радостей» середины XIX века. Эта икона особо чтится прихожанами после того, как перед ней чудесным образом сама зажглась лампада.
__________________________________________________________
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Трех Радостей»
О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего Покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбях и печалех утешение. Бедствующим милосердие; сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О, Господе Пресвятая, умилосердися о всех чтущих всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу Сыну Твоему угодному, споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных, в опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небес ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслие сохрани и вражды единокровных миром и любовию огради. Всем же нам даждь друг ко другу любовь, благочестие и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори: да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную предстательницу нашу рода христианскаго и ведуще славят Тя и с Тобою Сына Твоего, с безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Трех радостей»
Тропарь, глас 4
От святыя иконы Твоея радости неизреченныя преисполнила еси сердце благочестивыя жены. О Пречистая Владычице мира, Всемощ-ная Царица радосте, Приснодево твари, егда возвратила оной и мужа, и сына, и достояние ея, такожде и всем нам милосердствуеши, даруй исполнение благих желаний, источая приснотекущий источник радости молящимся Тебе и вседушно вопиющим: Радость всему миру родившая, радости исполни неоскудевающия чтущих Тя.
_____________________________________________
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Трех радостей»
Кондак 1
Взбранной воеводе не умолчим никогда глаголати мы недостойнии, Всесвятая Дево, рождшая на спасение наше Радость вечную, всякое уныние и печаль отжени от нас да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая.
Икос 1
Тайну от века открывая тебе, Пренепорочная Дева, Гавриил безплотных архистратиг со страхом вопияше: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Мы же грешнии нечистыми устнами дерзаем вопити Тебе сице: Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, Богоновесте. Радуйся, виноградная лозо; радуйся, в рождестве и по рождестве Дева.
Радуйся, цвете неувядаемый; радуйся, чистоты сокровище. Радуйся, кадило благовонное; радуйся, миро многоценное. Радуйся, одушевленная трапезо; радуйся, света невечерняго жилище. Радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая!
Кондак 2
Исполни веселия сердце мое, утоли печаль мою, Пресвятая Дево! Просвети светом нетленыя радости мою скорбную душу, да взываю Создателю моему: Аллилуиа.
Икос 2
Разум человеческий не может уразумети, како Ты, неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми бога и родила еси нетленнаго Сына, темже со страхом взызаем Тебе: Радуйся, земле ненасеянная; радуйся, Купино неопалимая. Радуйся, глубине неудобозримая; радуйся, мосте к небесем приводящий. Радуйся, лествице высокая юже Иаков виде; радуйся, Божественная стамно манны. Радуйся, разрушение клятвы; радуйся, Адамово воззвание. Радуйся, яко с Тобою Господь; радуйся, тьму греховную разрушившая. Радуйся, врата адовы сокрушившая. Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая.
Кондак 3
Ты, предстательство и покров моей жизни, Ты, надежда и утвер-ждение мое, Всепетая, исцели мою душу, зараженную проказою греховною, да воспою Небесному Жениху во веки: Аллилуиа.
Икос 3
Всевышняго освещенное Божественное селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость Богородице зовущим: Радуйся, высшая небес; радуйся, чистейшая светлостей солнечных. Радуйся, пребывание Творца неба и земли; радуйся, Ангелов радосте. Радуйся, всечудное всех к Богу примирение; радуйся, Честнейшая Херувим. Радуйся, славнейшая без сравнения Серафим; радуйся, стено и защищение наше от врагов. Радуйся, демонов поражение и ослепление; радуйся, двери райския нам отверзающая. Радуйся, Марие, Госпоже всех нас. Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая.
Кондак 4
Унынием и многими скорбями исполнено мое сердце. К кому же возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, кому возвещу печаль мою, кто плач и воздыхание мое услышит, аще не Ты, Богородице, рождшая на радость Неба и земли Царя Христа Бога нашего. Емуже поют с нами Херувимы и Серафимы: Аллилуиа.
Икос 4
Никогда не умолчим и не отступим от Тебе, Владычице, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых бед и скорбей. Темже припадаем к Тебе и с умилением поем: Радуйся, всех скорбящих Радосте; радуйся, взыскание погибших. Радуйся, утоление наших печалей; радуйся, обидимых Заступнице. Радуйся, алчущих питательнице; радуйся, странных Утешение. Радуйся, обуреваемых Пристанище; радуйся, вольных поселение. Радуйся, немощных Покров и Помощнице; радуйся, Жезл старости. Радуйся, Мати Бора нашего: Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая.
Кондак 5
Заступнице мира, возвесели всех прибегаюших к Тебе, Матери высшей радости. Покрый нас честным Твоим омофором от всяких бед, напастей, скорбей и болезней, да поем Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Моление крепкое, стена необоримая, милости источниче, всех православных прибежище, Богородице Дево! Приими от нас Ангель-ское пение: Радуйся, радосте и славо верующих; радуйся, чудо чудес. Радуйся, всех святых непреложное упование; радуйся, скорое в бедах избавление. Радуйся, готовое в нуждах утешение; радуйся, Бого-вместимое жилище. Радуйся, бездно щедрот и благостыни; радуйся, одушевленных храме. Радуйся, сирот и вдовиц сладостное веселие; радуйся, неистощимое их богатство. Радуйся, Невесто неневестная. Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих радость всего мира носившая.
Кондак 6
Во время живота моего не остави мене, Мати Божия. Конец же благий получити мене сподоби, да взываю Спасителю Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Искушения всякаго и страстей избави мя, Всенепорочная! Ущедри, спаси, возвесели мя и от лютых врагов избави и защити, да выну взываю Тебе: Радуйся, крепкое и непоколебимое упование наше; радуйся, всех Царице и Владычице. Радуйся, всея вселенныя великое сокровище; радуйся, всех верных утверждение. Радуйся, заступнице усердная рода христианского; радуйся, рождшая всех святых Святейшее Слово. Радуйся, небесный престоле; радуйся, источниче неизсякаемый воды живыя. Радуйся, ограждение и священное прибежище на Тя надеющихся; радуйся, предстательство христиан непостыдное. Радуйся, Чаше черплющая радость. Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая.
Кондак 7
В час кончины моея, Всеблагая, предстани мне и убогую мою душу во исходе от окаяннаго тела моего обрадуй, да воспою Победителю смерти и ада: Аллилуиа.
Икос 7
Лица Твоего радостнаго не отврати от мене, Богородительнице! Услыши мольбу мою, и вопль мой к Тебе да приидет, Дево Пресвятая! Воньже аще день призову Тя, скоро услышя мя, да взываю Тебе сице: Радуйся, торжественное пение ангелов; радуйся, покрове и защищение человеков. Радуйся, Апостолов похвало; радуйся, страдальцев венчание. Радуйся, столпе девства; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, постников воздержание; радуйся, живота тленнаго веселие. Радуйся, монахов умиление; радуйся, святителей удобрение. Радуйся, пресвитеров красото. Радуйся, Радосте наше, во объятиих своих радость всего мира носившая.
Кондак 8
Со светлой свещею благоволила Пречистая изыти во сретение Жениха душ наших, даруй и мне бодрым сердцем и трезвенною мыслию нощь настоящаго жития прейти и в радостный чертог славы Его внити и пети Судии всех Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Едина непорочная и чистая Дево Небеснаго веселия улучити со всеми святыми сподоби всех нас и сродников наших, друзей и знаемых, да упокоит их Господь всесильными Твоими молитвами, Пречистая, в месте светле, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная. Да простит им Господь всякое согрешение, содеянное ими от юности до смертнаго часа их, да взывают и они с нами: Радуйся, во успении Своем вас не оставившая; радуйся, Мати Жизни. Радуйся, избавляющая от смерти души наша; радуйся, в молитвах неусыпающая Богородице. Радуйся, райския радости нас приобщаю-щая; радуйся, Бога плотию рождшая. Радуйся, от рова погибели нас спасающая; радуйся, радостное упокоение всех в вере и надежде скончавшихся. Радуйся, Надеждо ненадежных; радуйся, милосердия двери нам отверзающая. Радуйся, смертоносный грех разрушающая. Радуйся, Радосте наша, во объятиих своих Радость всего мира носившая.
Кондак 9
О, Богородительнице! Ты избави нас грешных рабов Твоих геенны огненныя, тьмь несветимыя, муки адския и сподоби жизни нестареюшейся, да поем всегда Сладчайшему Иисусу: Аллилуиа.
Икос 9
Пречистая Дево, Своим ходатайством пред престолом Всевышняго освети моя душу и тело, ум и сердце, всего мя обнови, украси, уцеломудри, прослави, спаси, просвети, и благослови Своим небесным и земным благословением, да взываю Ти: Радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная; радуйся, яко Тобою Сына Божия познахом. Радуйся, нерушимая стено; радуйся, всесовершенное спасение душ наших. Радуйся, Владычице и Мати Избавителя от вечной смерти; радуйся, святых святейшая Ангелов. Радуйся, яко воистину из Тебе Господь воцарися и в лепоту облечеся; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, утра весенняго светлейшая; радуйся, свирепую буро души моея укрощающая. Радуйся, молние души озаряющая. Радуйся, Радосте наша, во объятиих Своих радость всего мира носившая.
Кондак 10
Утверди, Богородице Дево, в православии всех благоверных Российских людей, покрый их Твоим честным омофором от всякаго зла да поют Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Боголюбивая Дево Марие, Госпоже Богородице безневестная верных спасения и надеждо! Ты бо имаше многое дерзновение к Небесному царю, воплотившемуся из Тебе, избави нас от скорбей лютых и печали горькия. Утешения и радости просим у Тебе, Радосте наша; наипаче же спасения вечнаго требуем от Тебе, умиленно взызая: Радуйся, Хлеб жизни, Божественнаго Агнца рождшая; радуйся, Лозо виноградная, возрастившая нам Плод живота. Радуйся, вином небесныя радости нас напояющая; радуйся, святых небесных страшных Божественных безсмертных и животворящих Христовых тайн верных Сподобляющая. Радуйся, Света невечерняго Таиннице неизреченная; радуйся, света помраченныя моея души. Радуйся, покрове и надеждо моя; радуйся, прибежище мое. Радуйся, утешение мое; радуйся, радование мое. Радуйся, оживотворяющая меня умерщвленного грехами. Радуйся, Радосте наша, во объятиях Своих радость всего мира носившая.
Кондак 11
Дверь Небесную верным отверзающая, покаяния двери отверзи ми, Богородице, да помилует меня Праведнейший Судия, да не объявит моих тайных прегрешений и не посрамит мене перед Ангелами Своими, да пою Ему во веки: Аллилуиа.
Икос 11
Очисти мя, Пречистая, от всяких скверн плоти и духа, отжени от мене уныние, просвети моя мысли сердечныя, подаждь ми память смертную, сохрани сердце мое от похотей лукавых и услыши мя вопиющаго: Радуйся, Царице моя Преблагая; радуйся, Заступнице моя Преблагословенная. Радуйся, труждающихся помощнице; радуйся, обидимых Заступнице. Радуйся, отрадо и утешение плачущих; радуйся, утешение в смерти моей. Радуйся, веселие души моей; радуйся, красото Церкви. Радуйся, просвещение ума моего; радуйся, всех христиан утешение. Радуйся, к Богу Молитвеннице и предстательнице крепкая. Радуйся, Радосте наша во объятиих своих Радостьвсего мира носившая.
Кондак 12
Во светлостех святых Твоих, како вниду недостойный аз, Боже, Боже мой! Аще бо дерзну совнити в чертог, одежда мя обличает, яко несть брачна! Просвети одеяние души моея, Жизнодавче молитвами Богородицы, да пою Тебе: Аллилуиа.
Икос 12
О, Небесный, О, любезный, О, сладчайший Твой глас, веселящий сердца наша! С нами бо неложно обещалася еси быти до скончания века, Дево Богородице! Твоими бо молитвам слепии видят, глухия слышат, хромыя ходят, прокаженныя очищаются, адчущия питаются, нагия одеваются, вдовицы утешаются, сироты радуются, нищии веселятся, грешници спасаются, убогия ликуют, воспевая: Радуйся, одушевленный Божий Кивоте; радуйся, Боголюбивая Царице и Владычице. Радуйся, от глада и губительства, труса и потопа нас спасающая; радуйся, от огня, меча, нашествия иноплеменных и междуусобныя брани нас защищающая. Радуйся, бурныя волны житейскаго моря укрощающая; радуйся, всякую слезу с очей наших отирающая. Радуйся, яко воистину любовию материнскою нас возлюбившая; радуйся, подательнице божественныя благости. Радуйся, во чреве своем Радость вечную носившая; радуйся, яко тихое пристанище душам нашим готовиши. Радуйся, яко всех родов неумолкаемое веселие. Радуйся, Радосте наша во объятиих Своих Радость всего мира носившая.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, Пречистая Госпоже, Дево Богородице! Приими сие малое моление наше, заступнице крепкая сущих в скорбех и печалех; умоляем Тебя честным и животворящим крестом Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, подаждь нам дух сокрушенный, сердце смиренное, слезы умиления, многих согрешений наших прощение и радость неувядаемую, да поем в горнем Иерусалиме Спасителю Богу: Аллилуиа.
(Это кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)
______________________________________________
Также читайте у нас на сайте:
Первое Православное радио в ФМ диапозоне!
Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.
Находясь в Неопалимовском пределе нашего храма сразу обращаешь свое внимание на редкую икону Божьей Матери «Трех радостей». Судьба иконы является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначальный образ, по преданию, принадлежал кисти всемирно известного итальянского живописца Рафаэля.
Предание
Первоначальный образ Пресвятой Богородицы «Трех радостей», написанный Рафаэлем или кем-то из представителей рафаэлевской живописной школы, ближе всего стоит к серии известных полотен прославленного мастера, изображающих Деву Марию в окружении Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Среди них — знаменитая луврская «Прекрасная садовница» (ок. 1507-1508 гг.), «Мадонна в зелени» (ок. 1505 г., Вена, Художественно-исторический музей). На обоих полотнах, так же, как и на образе, названном впоследствии «Три радости», отсутствует изображение Иосифа Обручника, появившееся уже на русских иконах.
После прославления образа Богородицы «Трех Радостей» многие списки с иконы стали писать в древнерусской иконописной традиции. По сравнению с итальянским прототипом, Младенец Христос на этих образах обычно изображался на руках Богоматери в зеркальном отражении - с левой стороны, а Иоанн Креститель и Иосиф Обручник писались по разные стороны от Богородицы с Младенцем.
Списки с икон
Помимо двух известных образов Божией Матери «Трех радостей» в церкви во имя Живоначальной Троицы, что на Грязех, в Москве чтимые списки с иконы пребывают в двух храмах: в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и в домовой церкви Софринской бригады оперативного назначения МВД России.
В 1918 году в Ризоположенскую церковь в Леонове перешло значительное число икон и церковной утвари из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди них туда была отправлена и икона «Трех Радостей». До реставрации она находилась у правого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделе перед клиросом.
Молитвы
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Трех радостей» молятся об оправдании безвинно обвиненных, об освобождении из плена и заточения, о возвращении утраченного, в семейных нуждах и о семейном благополучии, о защите от воров.
Тропарь, глас 4
От святыя иконы Твоея, радости неизреченныя преисполнила еси сердце благочестивыя жены. О, Пречистая Владычице мира, всемощная Царице, радосте, Приснодево, твари, егда возвратила оной мужа и сына и достояние ея. Такожде и всем нам милосердствуеши, даруй исполнение благих желаний, источая присно текущий источник радости молящимся Тебе и вседушно вопиющим: Радость всему миру родившая, радости исполни неоскудевающия чтущих Тя.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.
Молитва
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего Покровительнице, всем сущим во гресех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О Госпоже Пресвятая, умилосердися о всех чтущих всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному, споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.