История зарождения вегетарианства. Энциклопедия вегетарианства

Т ермин «вегетарианство» появился лишь в XIX веке. Однако то, чему сейчас мы присваиваем это название, возникло намного раньше и имеет глубокую, древнюю историю. От пика популярности и забвения до возрождения.

Античное время

В Древней Греции вегетарианство зародилось во времена античности. Одним из первых известных европейских вегетарианцев принято считать Пифагора (570–470 гг. до н. э.). Всем хорошо известен вклад древнегреческого учёного в математику, но Пифагор также распространял учение о том, что на каждое живое существо следует смотреть как на родственную душу, что логично предусматривало отказ от употребления мяса. Во взглядах Пифагора прослеживались отголоски идей древнеегипетской цивилизации. В духовных традициях Древнего Египта, основой которых являлась вера в реинкарнацию, практиковалась вегетарианская идеология: воздержание от употребления плоти и ношения одежды из кожи и меха животных. Идеи Пифагора - это не только отказ от жестокого обращения с животными, а гуманный образ жизни, который приводит к мирному человеческому сосуществованию с окружающей средой.

Многие выдающиеся древнегреческие мыслители, которые пришли после Пифагора, отдавали предпочтение вегетарианской (пифагорейской) диете. Сократ, Платон и Аристотель неоднократно поднимали на дебатах вопрос о положении животных в мире.

В Римской империи идеалы Пифагора нашли небольшой отклик у людей. В это жестокое время много животных погибало от рук гладиаторов во имя спортивных зрелищ. Здесь пифагорейцев воспринимали за людей, подрывающих общество, поэтому в страхе гонений они старались держать свой образ жизни в секрете. Тем не менее с III по VI в. вегетарианство стало распространяться за пределами Римской империи, в первую очередь среди тех, кто был приверженцем неоплатонической философии. В те времена родилось много трудов, отражающих идеи вегетарианства: 16-томный сборник Плутарха «Моралии», который включает в себя эссе «О поедании плоти», «О воздержании от мясной пищи» Порфирия, письма философа-неопифагорейца Аполлония Тианского.

Восток

Наиболее широкое развитие вегетарианства мы находим на Востоке. Строгое воздержание от употребления мяса было основополагающим моментом во многих ранних религиозно-философских течениях, таких как индуизм, брахманизм, зороастризм и джайнизм. К ненасилию и уважению ко всем живым существам призывали древние священные писания (например, древнеиндийские трактаты Упанишады и гимны Ригведы).

Вегетарианство всегда занимало важную позицию в учении буддизма, ядром чего является сострадание ко всему живому. Выдающийся индийский правитель Ашока обратился в буддизм, потрясённый ужасами войны. После чего в империи были запрещены жертвоприношения и охота ради удовольствия.

Христианизация

Христианство принесло с собой идею превосходства человека над всеми живыми существами, возникло обоснование убийства, использования людьми животных в своих целях на основе мысли, что лишь человек обладает душой, развитым сознанием, и свободной волей. К сожалению, подобная точка зрения и по сей день является достаточно распространённой в современном обществе.

Однако некоторые неортодоксальные группы отделялись от такого взгляда. К примеру, манихейство (религиозное течение, зародившееся в Вавилонии в середине III в.) было ещё одной философией, выступающей против насилия над живыми существами.

Ренессанс и Эпоха Возрождения

В течение раннего Ренессанса открытая вегетарианская позиция была редким феноменом. Царство голода и болезней, отсутствие урожая и дефицит продовольствия принесли свои плоды. Мясо было в дефиците и считалось роскошью для богатых.

Позднее взор людей вновь обратился к античной классической философии. Пифагорейские и неоплатонические идеи становились снова авторитетными в Европе. Возвращение к античной философии выражалось в осознании того, что животные чувствительны к боли и поэтому заслуживают к себе нравственного обращения.

С кровавым завоеванием «новых» земель в Европу стали транспортироваться новые овощные культуры, такие как картошка, цветная капуста, кукуруза и т. п. Это оказало благотворное влияние на здоровье людей.В состоятельной Италии Эпохи Возрождения такие личности, как диетолог Луиджи Корнаро (1465–1566), подвергали строгой критике сложившееся пристрастие к излишествам высшего класса и рекомендовали вегетарианскую диету.

Леонардо да Винчи (1452–1519), дальновидный изобретатель, художник и учёный, был приверженцем строгого вегетарианства и открыто осуждал потребление мяса.

XVIII - настоящее время

С началом Эпохи Просвещения в XVIII веке произошла переоценка человеческого положения в мире, встали вопросы о том, что же правильно и что ведёт к духовному совершенству. В этот период появились и первые работы, поднимающие эти вопросы человечества. Французский натуралист Кювье в одном из трактатов сказал: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений».

В процессе перехода к индустриальному этапу развития человечества, население постепенно начало отдаляться от природы, скотоводство приобрело уже промышленные масштабы, вследствие чего мясо стало доступным и дешёвым продуктом потребления.

В этот нелёгкий момент в Англии сформировалась негосударственная организация «Британское Вегетарианское общество». Именно с этого события и началась популяризация термина «вегетарианство», который произошел от лат. слова vegetus, что означает ‛свежий, активный, бодрый’.

В XX веке наблюдалось активное развитие вегетарианского движения. Во многих странах начали создаваться вегетарианские сообщества, открывались вегетарианские заведения, печатались книги, выпускались газеты, публикующие исследования, которые помогали углубиться как в этический, так и в физиологический аспект вегетарианства. В 1908 году на территории Германии был организован Международный Вегетарианский Союз (International Vegetarian Union), первоочередной целью которого служило распространение знаний о вегетарианстве, а также организация мероприятий, направленная на обмен опытом и информацией.

Во время Второй мировой войны, в связи с дефицитом продовольствия, британцам было предложено «копать за победу» и выращивать собственные фрукты и овощи. Здоровье населения страны значительно улучшилось вследствие смещения типа питания в сторону вегетарианства. Сами же вегетарианцы получали специальные талоны, которые позволяли получать больше орехов, яиц и сыра вместо мяса.

В 50–60-х годах двадцатого столетия вегетарианство распространилось и среди подвижников контркультуры, поскольку восточные идеи пронизывали западную популярную культуру.

В 70-е годы внимание обратилось к этике благополучия животных, что началось с выхода книги австралийского философа-моралиста Питера Сингера «Освобождение животных» в 1975 году. В это время активно начало разрастаться движение против экспериментов на животных.

В 80–90-х годах произошёл скачок в развитии вегетарианства, поскольку катастрофическое воздействие деятельности человечества на Землю стало ещё более очевидным, а вегетарианство стало рассматриваться как путь к сохранению ресурсов Земли.

С 1980-х годов начала набирать обороты идея здорового образа жизни. Потребление мяса резко упало, так как миллионы людей выбрали вегетарианство как безопасную и здоровую альтернативу их типу питания.

История вегетарианства в мире затрагивает все культуры мира. Вегетарианский образ жизни поддерживал человечество на протяжении многих тысяч лет в моральном, религиозном и экономическом плане. Когда численность населения растёт, а ресурсы Земли истощаются, вегетарианство даёт ответы, как это преодолеть.

Первого октября отмечается Международный день вегетарианства. Это повод поговорить об этой любопытной системе питания.

Отношение к вегетарианству и вегетарианцам неоднозначно. Нередко считают, что эти люди лишены полноценного питания. При этом не всем известно, что блюда вегетарианской кухни отличаются разнообразием, вкусовым богатством и достаточно калорийны. Внешний вид вегетарианцев отнюдь не бледный и изможденный, а совсем наоборот. Молодежь имеет цветущий вид, люди средних лет – моложавы, а старики на редкость бодры и активны.

Существует мнение, что рацион питания наших предков был преимущественно вегетарианским.

Чаще всего под вегетарианством понимается рацион, в котором нет мяса. Однако значение этого явления более широкое: это определенный образ мышления и жизни, который не приемлет убийство животных и употребление мяса. При этом чаще всего допускается в рационе , молочные продукты и яйца. Существуют различные направления , которые имеют некоторые непринципиальные различия. О них поговорим немного позже.

Наши предки – вегетарианцы

Несмотря на то, что создан стереотип древнего человека, как охотника, наши предки были наполовину вегетарианцами довольно длительный период времени. Ученые имеют неопровержимые факты того, что у людей древнего мира рацион был преимущественно вегетарианским, а мясо животных присутствовало в нем незначительно.

Исследования образа жизни аборигенов в некоторых племенах Африки и Австралии, показали, что продукты, имеющие животное происхождение, составляют менее четвертой части всего рациона. Показателен тот факт, что при приобщении их к благам цивилизации и с увеличением доли животной пищи привело к повышению веса и болезням.

Наступление ледникового периода привело к резкому изменению климата, что стало причиной гибели растительности и дефицита привычной пищи. Человек в ходе приспособления к изменившимся условиям стал заниматься охотой и скотоводством. В результате употребление мяса обеспечило калорийное питание в достаточном объеме. Однако такой рацион является менее естественным.

Возрождение вегетарианства


Вегетарианство достаточно популярно в современном обществе.

С течением времени в разных уголках земного шара идеи вегетарианства стали возрождаться. Это обусловлено достижением людьми определенного уровня развития. Люди через вегетарианство искали путь к более совершенной жизни, при этом их взгляды имели гуманистическую направленность. Чаще всего вегетарианство было связано с религиозными учениями, адепты которого считали, что таким образом можно достигнуть духовных высот. Они считали, что вегетарианство способствует привитию умеренности и развитию самодисциплины, как основе совершенствования человека.

Вегетарианство имеет особое значение на Востоке. Например, в Индии религия предполагает переселение душ после смерти, поэтому убийство животных и употребление их мяса в пищу недопустимо.

В Египте и Греции в древние времена вегетарианство определенно имело религиозную подоплеку. Многие великие мыслители и философы стали вегетарианцами по этическим соображениям. Среди них наиболее известными вегетарианцами античных времен являются Пифагор, Платон и Плутарх. Причем Пифагор стал основателем школы-общины, которая придерживалась вегетарианства, как одного из элементов воспитания гуманности, самоограничения и умеренности.

Существуют свидетельства времен первых христиан, которые говорят, что ученики Спасителя были привержены к употреблению только растительной пищи. В частности, Климент Александрийский утверждает, что Святой Петр был строгим вегетарианцем и ел хлеб, маслины и зелень. В письменных документах наследия Иоанна Златоуста говорится, что он был убежденным вегетарианцем и призывал людей стремиться к этому.

Традиции многих средневековых монахов близки к вегетарианству, что объясняется стремлением подавить страсти, свойственные человеку, путем отказа от употребления пищи животного происхождения. Приверженность вегетарианству целым рядом орденов монахов прослеживается на протяжении большого отрезка времени.

Новый взгляд на наследие античности в 15 столетии позволил европейцам вновь обратить внимание на вегетарианство. По всеобщему признанию, Леонардо да Винчи смог опередить свое время. Этот великий человек достиг таких высот во многом благодаря вегетарианству.

В полной мере вегетарианство возродилось в 18-19 веках. Учение Дарвина кардинально изменило понимание процессов в развитии животного мира. Оно показало, что человек и животные различаются только уровнем интеллекта. Такая теория опровергла все доводы, служившие оправданием убийства животных.

Возникновение подобных идей было революционным и стало движущей силой гуманистических реформ. Кроме этого, изменение мировоззрения стало толчком для изучения вопросов, касающихся вегетарианства. Среди большого числа авторов работ, посвященных этой теме, находятся такие литературные классики, как Лев Толстой и англичанин Перси Шелли.


Развитие вегетарианства в современном мире

Популярность вегетарианства достигла своего максимума в 20 столетии. Во многих странах организовывались сообщества, члены которых придерживались взглядов вегетарианства. Для лучшего понимания всех аспектов употребления исключительно растительной пищи проводились исследования и публиковались труды по этой тематике. Вопрос рассматривался всесторонне, как с этической, так и с физиологической точек зрения.

Для упорядочения деятельности вегетарианцев всего мира был учрежден Вегетарианский Союз. Это событие произошло в 1908 году. Союз проводил конференции для обмена опытом и мнениями. Его деятельность не прекращена и в настоящее время.

Пик вегетарианского движения пришелся на 60-70-е годы. В те годы по всему миру витал дух бунтарства, люди увлеклись восточными учениями, проявляли активный интерес к возможностям увеличения продолжительности жизни, а также возник ряд социальных течений, которые дали толчок развитию новых путей вегетарианства.

Виды вегетарианства

В настоящее время вегетарианство имеет большое число течений. Если объединить их по определенным признакам, то они представлены следующими группами.

Веганство. Вегетарианство в этом случае имеет абсолютную форму, так как исключает любую пищу, кроме растительной. Подобная диета наиболее ожесточенно критикуется научным сообществом. С медицинской точки зрения, такой подход к питанию может привести к дефициту витаминов и необходимых микроэлементов в организме. Следствием этого может стать снижение защитных функций и увеличение риска возникновения болезней.

Лактовегетарианство. Диета разрешает растительную пищу, а также молоко и его производные. Лактовегетарианцы, чаще всего, придерживаются взглядов, присущих учениям, распространенным в Индии.

Ово-вегетарианство. Молоко при такой диете запрещено, однако можно есть яйца. Чаще всего, люди придерживаются такого рациона по этическим соображениям или по причине индивидуальной непереносимости молока и его производных.

Лакто-ово-вегетарианство. В перечень разрешенных продуктов входит растительная пища, яйца и молочные продукты. Современная наука считает, что такой рацион наиболее оптимален для человека.

Помимо диет, имеющих вегетарианскую направленность, имеются много полувегетарианских. Например, семивегетарианство подразумевает исключение из рациона красного мяса, а флекситарианизм разрешает изредка кушать мясные и рыбные продукты.

Кроме этого, наряду с вегетарианством, существует различные диетические практики:

  1. Фрукторианство. Согласно этому направлению, диета разрешает есть растительную пищу, но только в том случае, если их добыча не принесла вред растению. 80% рациона приходится на сырые фрукты и сочные овощи, по 10% - белки и жиры.
  2. Су вегетарианство. Оно относится к буддистским практикам. В этом случае исключаются продукты, имеющие животное происхождение, и растения, обладающие неприятным запахом.
  3. . Основными продуктами, которые можно употреблять, являются зерна злаков и бобы. При этом кушать рыбу можно, что отличает диету от других направлений вегетарианства.
  4. . В этом случае кушают продукты растительного происхождения без их тепловой обработки.

Любой вид вегетарианства подразумевает ограничение в употреблении определенных продуктов, что может стать причиной дефицита необходимых организму веществ.

Чтобы не нанести вред здоровью, следует перед тем, как ограничить себя в еде, получить рекомендации от лечащего врача. Иначе приверженность к определенным этическим нормам может подорвать здоровье и благополучие.

Полезное видео по теме

1 октября отмечается Всемирный день вегетарианства. О самых популярных рецептах можно узнать в предлагаемом видео.


Вегетарианство – модная система питания, которая, по оценкам специалистов, только набирает популярность. Ее придерживаются звезды и их фанаты, знаменитые спортсмены и ученые, писатели, поэты и даже врачи. Причем вне зависимости от своего социального положения и возраста. Но у каждого из них, как, впрочем, и у других людей, рано или поздно возникает один и тот же вопрос: «А как же все начиналось?»

Когда и почему люди впервые отказались от мяса?

Вопреки распространенному мнению о том, что истоки вегетарианства берут свое начало в Англии, когда и был введен одноименный термин, о нем знали еще в древности. Первые подтвержденные упоминания о людях, которые осознанно отказались от мяса, приходятся на V – IV тысячелетия до нашей эры. В то время это помогало им в процессе общения с богами, а также при совершении магических обрядов. Разумеется, в первую очередь, к вегетарианству обращались именно жрецы. И жили они в Древнем Египте.

Современные ученые предполагают, что на подобные мысли их натолкнул звериный облик большинства египетских богов. Правда, они не исключают и того факта, что египтяне верили в духов убитых животных, которые могут помешать разговорам с высшими силами. Но, как бы там ни было на самом деле, вегетарианство существовало как минимум у нескольких народов, а затем успешно наследовалось другими.

Вегетарианство в Древней Индии

Достоверно известно, что в период с VI по II тысячелетие до нашей эры в Древней Индии начала зарождаться особая система, помогающая человеку совершенствоваться не только духовно, но и физически – хатха-йога. Причем одним из ее постулатов был отказ от мяса. Просто потому, что оно передает человеку все недуги и страдания убитого животного и не делает его счастливым. Именно в поедании мяса в тот период люди видели причину человеческой агрессии и злобы. А лучшим доказательством тому служили изменения, которые происходили со всеми, кто переходил на растительную пищу. Эти люди становились более здоровыми и сильными духом.

Значение буддизма в развитии вегетарианства

Отдельным этапом становления вегетарианства ученые считают зарождение буддизма. Случилось это в I тысячелетии до нашей эры, когда Будда – основатель этой религии, вместе со своими последователями начал пропагандировать отказ от вина и мясной пищи, осуждая при этом умерщвление любого живого существа.

Разумеется, далеко не все современные буддисты вегетарианцы. Объясняется это в первую очередь, жесткими климатическими условиями, в которых они вынуждены проживать, например, если речь идет о Тибете или Монголии. Тем не менее, все они верят в заповеди Будды, согласно которым в пищу нельзя употреблять нечистое мясо. Это мясо, к появлению которого человек имеет самое прямое отношение. Например, если животное было убито специально для него, по его распоряжению или им самим.

Вегетарианство в Древней Греции

Известно, что любовь к растительной пище здесь родилась еще в античности. Лучшее тому подтверждение – труды Сократа, Платона, Плутарха, Диогена и многих других философов, которые охотно размышляли о пользе такой диеты. Правда, особенно среди них выделялись мысли философа и математика Пифагора. Он вместе со своими многочисленными учениками, которые были выходцами из влиятельных семей, перешел на растительную пищу, создав, таким образом, первое «Общество вегетарианцев». Разумеется, люди из их окружения постоянно беспокоились о том, может ли новая система питания навредить здоровью. Но в IV веке до н. э. знаменитый Гиппократ ответил на все их вопросы и развеял их сомнения.

Подогревало интерес к ней то, что в те времена было достаточно сложно найти лишний кусок мяса, разве что, только во время жертвоприношений богам. Посему ели его в основном богатые люди. Бедные же, поневоле становились вегетарианцами.

Правда, ученые мужи прекрасно понимали пользу, которую вегетарианство приносит людям и всегда о ней рассказывали. Они акцентировали свое внимание на том, что отказ от мяса – это прямой путь к крепкому здоровью, эффективному землепользованию и, самое главное, минимизации насилия, которое невольно возрождается, когда человек решает лишить жизни животного. Тем более что тогда люди верили в наличие души у них и в возможность ее переселения.

Кстати, именно в Древней Греции начали появляться и первые споры о вегетарианстве. Дело в том, что Аристотель, последователь Пифагора, отрицал наличие душ у животных, в результате чего ел их мясо сам и другим советовал. А его воспитанник, Теофраст, постоянно спорил с ним, указывая на то, что последние способны ощущать боль, а, значит, имеют чувства и душу.

Христианство и вегетарианство

В эпоху его зарождения взгляды на эту систему питания были довольно-таки противоречивыми. Судите сами: согласно христианским канонам, животные не имеют душ, посему их смело можно употреблять в пищу. В то же время люди, которые посвятили свою жизнь церкви и Богу, невольно тянутся к растительной пище, поскольку она не способствует проявлению страстей.

Правда, уже в III веке нашей эры, когда популярность христианства начала возрастать, все вспомнили Аристотеля с его доводами в пользу мяса и стали активно употреблять его в пищу. Наконец, оно перестало быть уделом богачей, что целиком и полностью поддержала церковь. Те же, кто так не считал, оказывались на кострах инквизиции. Стоит ли говорить о том, что в их число попали и тысячи истинных вегетарианцев. И длилось так почти 1000 лет – с 400 до 1400 г. н. э.

Кто еще придерживался вегетарианства

  • Древние инки, чей образ жизни до сих пор вызывает живой интерес у многих.
  • Древние римляне в ранний период республики, у которых даже была разработана научная диетология, правда, рассчитанная на достаточно богатых людей.
  • Даосы Древнего Китая.
  • Спартанцы, которые жили в условиях полного аскетизма, но при этом славились своей силой и выносливостью.

И это далеко не полный список. Достоверно известно, что один из первых халифов, после Мухаммеда, призывал своих учеников отказаться от мяса и не превращать свои желудки в могилы для убитых животных. Высказывания о необходимости употребления растительной пищи есть и в Библии, в книге Бытие.

Эпоха Возрождения

Ее смело можно назвать и эпохой возрождения вегетарианства. Ведь в период раннего средневековья человечество о нем позабыло. Позже одним из ярчайших его представителей стал Леонардо да Винчи. Он предполагал, что уже в скором будущем к убийству невинных животных будут относиться также, как и к убийству человека. В свою очередь, Гассенди, французский философ, говорил, что употребление мясной пищи не свойственно людям, и в пользу своей теории описывал строение зубов, акцентируя внимание на том, что они не предназначены для пережевывания мяса.

Дж. Рей, ученый из Англии, писал о том, что мясная пища не приносит силы. А великий английский писатель Томас Трайон зашел еще дальше, заявив на страницах своей книги «Путь к здоровью» о том, что мясо является причиной многих болезней. Просто потому, что сами животные, существующие в тяжелых условиях, страдают от них, а затем невольно передают их людям. К тому же, он настаивал на том, что лишение жизни любого существа ради еды – бессмысленно.

Правда, несмотря на все эти доводы желающих отказаться от мяса в пользу растительной пищи было не так уж и много. Но все изменилось уже в середине XIX века.

Новый этап в развитии вегетарианства

Именно в этот период модная система питания начала набирать свою популярность. Не последнюю роль в этом сыграли англичане. Поговаривают, что они привезли ее из Индии, своей колонии, вместе с ведической религией. Как и все восточное она быстро стала приобретать массовый характер. Тем более что способствовали этому и другие факторы.

В 1842 году появился термин «вегетарианство » благодаря стараниям основателей «Британского вегетарианского общества» в Манчестере. Родился он из уже существующего латинского слова «vegetus», которое в переводе значило «свежий, бодрый, здоровый». К тому же, оно было достаточно символичным, ведь по своему звучанию напоминало «vegetable» - «овощ». А до этого известную систему питания называли просто «индийской».

Из Англии она распространилась по всей Европе и Америке. Во многом этому способствовало желание отказаться от убийства ради еды. Однако, по словам некоторых политологов, не последнюю роль здесь сыграл и экономический кризис, повлекший за собой подорожание мясной продукции. В то же время в пользу вегетарианства высказывались известные люди своего времени.

Шопенгауэр говорил, что люди, которые намеренно переходят на растительную пищу, отличаются более высокими моральными устоями. А Бернард Шоу считал, что он ведет себя как порядочный человек, отказываясь есть мясо невинных животных.

Появление вегетарианства в России

Огромный вклад в процесс развития этой системы питания сделал Лев Толстой в начале ХХ века. Сам он отказался от мяса еще в 1885 году после встречи с Уильямом Фреем, который доказал ему, что человеческий организм не предназначен для переваривания столь жесткой пищи. Известно, что пропагандировать вегетарианство великому писателю помогали некоторые из его детей. Благодаря этому спустя несколько лет в России начали читать лекции о пользе вегетарианства и проводить одноименные конференции.

Причем развитию вегетарианства Толстой помогал не только словом, но и делом. Он писал о нем в книгах, открывал детские учебные заведения и народные столовые с обычной вегетарианской пищей для нуждающихся людей.

В 1901 году в Санкт-Петербурге появилось первое вегетарианское общество. В этот период началась активная просветительская работа, вслед за которой появились и первые полноценные вегетарианские столовые. Одна из них находилась в Москве на Никитском бульваре.

После Октябрьской революции вегетарианство запретили, но уже спустя несколько десятков лет оно снова возродилось. Известно, что сегодня в мире проживает свыше 1 млрд. вегетарианцев, которые все так же заявляют о его пользе во всеуслышание, пытаясь сделать его популярным и, тем самым, уберечь жизни невинных животных.

Процесс развития и становления вегетарианства исчисляется тысячелетиями. Были в нем периоды, когда оно было на пике популярности или, наоборот, в забвении, но, несмотря на них, оно продолжает существовать и находить своих почитателей во всем мире. Среди знаменитостей и их фанатов, спортсменов, ученых, писателей, поэтов и обычных людей.

Сегодня вегетарианство в разных своих формах стало одним из модных направлений здорового образа жизни и питания. Кто-то смотрит на него как на диету, кто-то делает своей идеологией, а кто-то видит в нем панацею от всех хворей. Как говорится, каждому – по его вере!

В действительности же вегетарианство – древняя и богатая традиция, близкая как духу, так и телу человека как существа целостного. История вегетарианства значительно старше истории мясоедения, по самым приблизительным прикидкам, вегетарианство насчитывает порядка 7 тысяч лет.

До наступления ледникового периода, когда люди жили пусть и не в раю, но вполне в благословенном климате, основным занятием было собирательство. Охота и скотоводство младше собирательства и земледелия, как утверждают научные факты. А это означает, что наши предки не ели мяса. К несчастью, привычка есть мясо, приобретенная в период климатического кризиса, сохранилась и после отступления ледника. И мясоедение – всего лишь культурная привычка, пусть и обеспеченная необходимостью выживания в краткий (по сравнению с эволюцией) исторический период.

История культуры показывает, что вегетарианство в большой мере было связано с духовной традицией. Так было на древнем Востоке, где вера в реинкарнацию породила уважительное и бережное отношение к животным как к существам, обладающим душой; и на ближнем Востоке, – к примеру, в Древнем Египте, – жрецы не только не ели мяса, но и не прикасались к тушам животных. Древний Египет, как мы знаем, родина мощной и эффективной системы замледелия. Культуры Египта и Междуречья стали основой специфического «земледельческого» взгляда на мир , – в котором сезон сменяет сезон, солнце ходит по своему кругу, цикличность движения оказывается залогом стабильности и процветания. Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.) так писал о древнеегипетской культуре: «Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими». Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы. Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, - бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея».

В европейской культуре, которая выросла из «греческого чуда философии», на самом деле слышны отголоски этих культур древности – с их мифологией стабильности и процветания. Интересно, что египетский пантеон богов использовал образы животных для передачи духовного послания людям. Так богиней любви и красоты была Хатхор, являвшаяся в образе прекрасной коровы, а хищный шакал был одним из ликов Анубиса, бога смерти.

Греческий и римский пантеоны богов имеют лики и привычки чисто человеческие. Читая «Мифы Древней Греции», можно узнавать конфликты поколений и семей, видеть в богах и героях типичные людские черты. Но заметим – боги вкушали нектар и амброзию, никаких мясных блюд на их столе не было , в отличие от людей смертных, агресивных и недалеких. Так незаметно в европейской культуре сложился идеал – образ божественный, причем вегетарианский! «Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям, и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время? » – восклицал Плутарх.

Греки считали растительную пищу полезной для ума и тела. Тогда, впрочем, как и сейчас, на их столах было много овощей, сыра, хлеба, оливкового масла. Не случайно богиня Афина стала покровительницей Греции. Ударив копьем о скалу, она вырастила оливковое дерево, ставшее для Греции символом процветания. Много внимания уделяли системе правильного питания греческие жрецы, философы и спортсмены. Все они предпочитали растительную пищу. Точно известно, что убежденным вегетарианцем был философ и математик Пифагор, он был посвящен в древние тайные знания, в его школе преподавали не только науки, но также гимнастику. Ученики, как и сам Пифагор, ели хлеб, мед и оливы. А сам он прожил уникально долгую по тем временам жизнь и до преклонных лет оставался в прекрасной физической и умственной форме. Плутарх пишет в трактате «О мясоедении»: «Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило… Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения». Вегетарианцами были Сократ и его ученик Платон, Гиппократ, Овидий и Сенека.

С приходом идей христианства вегетарианство стало частью философии воздержания и аскезы . Известно, что многие первые отцы церкви придерживались вегетарианской системы питания, среди них Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие. Апостол Павел писал в «Послании к Римлянам»: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

В Средние века идея вегетарианства как правильного сообразного человеческой природе питания была утрачена. Она была сближена с идеей аскезы и поста, очищения как пути приближения к Богу, покаяния. Правда, большинство людей в эпоху средневековья мясо ели мало, а то и не ели вовсе. Как пишут историки, повседневный рацион большинства еврпейцев соствляли овощи и злаки, редко – молочные продукты. Зато в эпоху Ренессанса вегетарианство как идея вновь вошло в моду. Его придерживались многие художники и ученые, известно, что сторонниками растительной диеты были Ньютон и Спиноза, Микеланджело и Леонардо да Винчи, а в Новое Время последователями вегетарианства были Жан-Жак Руссо и Вольфганг Гете, лорд Байрон и Шелли, Бернард Шоу и Генрих Ибсен.

Для всех «просвещенцев» вегетарианство было связано с идеей о природе человека, о том, что правильно и что ведет к хорошему функционированию организма и духовному совершенству. XVIII век вообще был одержим идеей «естественности» , и, разумеется, эта тендениция не могла не затронуть вопросы правильного питания. Кювье в трактате о питании размышлял: «Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». С ним соглашался и Руссо, сам демонстративно не евший мяса (что для Франции с ее культурой гастрономии – редкость!).

С развитием индустриализации эти идеи были утрачены. Цивилизация почти окончательно победила природу, скотоводство приняло промышленные формы, мясо стало дешевым продуктом. Надо сказать, что именно тогда в Англии и возникло в Манчестере первое в мире «Британское Вегетарианское общество». Его появление датируется 1847 годом. Создатели общества с удовольствием играли смыслами слов «vegetus» – здоровый, бодрый, свежий, и «vegetable» – овощной. Так, английская клубная система дала толчок новому развитию вегетарианства, которое стало мощным общественным движением и развивается до сих пор.

В 1849 году вышел журнал вегетарианского общества – «Вегетарианский курьер». В «Курьере» обсуждались вопросы здоровья и образа жизни, публиковались рецепты и литературные рассказы «в тему». Печатался в этом журнале и Бернард Шоу, известный своим остроумием не менее, чем вегетарианскими пристрастиями. Шоу любил повторять: «Животные – мои друзья. А я не ем друзей». Ему же принадлежит один из самых известных про-вегетарианских афоризмов: «Когда человек убивает тигра – он называет это спортом; когда же тигр убивает человека, тот считает это кровожадностью». Англичане не были бы англичанами, не будь они помешаны на спорте. Вегетарианцы – не исключение. Вегетарианский союз учредил собственное спортивное общество Вегетарианский спортивный клуб, члены которого пропагандировали модный тогда велосипедный спорт и занимались легкой атлетикой. Члены клуба в период с 1887 по 1980 год установили 68 национальных и 77 местных рекордов на состязаниях, и завоевали две золотые медали на IV Олимпийских играх в Лондоне в 1908 году.

Немного позже, чем в Англии, вегетарианское движение стало обретать социальные формы на континенте. В Германии идеологии вегетарианства немало способствовало распространение теософии и антропософии, а изначально, как это было в XVIII веке, общества создавались в борьбе за здоровый образ жизни. Так, в 1867 году пастор Эдуард Бальцер основал в Нордгаузене «Союз друзей натурального образа жизни», а в 1868 году Густав фон Струве создал «Вегетарианское общество» в Штутгарте. Эти два общества объединились в 1892 году в «Немецкий вегетарианский союз». В начале ХХ века вегетарианство пропагандировали антропософы во главе с Рудольфом Штайнером. А фраза Франца Кафки, обращенная к аквариумным рыбкам: «Я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем», стала поистине крылатой и превратилась в девиз вегетарианцев всего мира.

История вегетарианства в Нидерландах связана с известными именем Фердинанда Домела Ньивенхейса. Видный общественный деятель второй половины XIX века стал первым защитником вегетарианства. Он утверждал, что цивилизованный человек в справедливом обществе не имеет права убивать животных. Домела был социалистом и анархистом, человеком идейным и страстно. Близких своих он к вегетарианству приобщить не сумел, а вот идею посеял. 30 сентября 1894 года был основан Нидерландский Союз Вегетарианцев по инициативе врача Антона Версхора, в Союз входило 33 человека. Общество встретило первых противников мяса враждебно. Газета «Амстердамец» опубликовала статью доктора Петера Теске: «Есть среди нас недоумки, полагающие, что яйца, бобы, чечевица и гигантские порции сырых овощей могут заменить отбивную, антрекот или куриную ножку. От людей с такими бредовыми идеями можно всего ожидать: не исключено, что они вскоре станут нагими разгуливать по улицам». Вегетарианство, не иначе как с легкой «руки» (вернее примера!) Домелы стали связывать с вольнодумством. Гаагская газета «Народ»порицала более всегоженщин-вегетарианок: «Это особый тип женщин: из тех, кто коротко стрижет волосы и даже претендует на участие в выборах!». Тем не менее, уже в 1898 году в Гааге был открыт первый вегетарианский ресторан, а через 10 лет после основания Союза Вегетарианцев количество его членов перевалило за 1000 человек!

После второй мировой войны споры вокруг вегетарианства утихли, а научные исследования доказывали необходимость есть животный белок. И лишь в 70-е годы ХХ века Голландия удивила всех новым подходом к вегетарианству – исследования биолога Верена Ван Путтена доказали, что животные умеют думать и чувствовать! Особенно ученый был потрясен умственными способностями свиней, который оказались ничуть не ниже, чем у собак. В 1972 году было основано общество защиты прав животных «Вкусный зверь», его члены выступали против ужасных условий содержания животных и их убийства. Их уже не считали чудаками – вегетарианство постепенно стало восприниматься как норма.

Интересно, что на традиционно католических землях, во Франции , Италии, Испании , вегетарианство развивалось медленнее и не становилось сколько-нибудь заметным социальным движением. Тем не менее, приверженцы «антимясного» питания были и там, хотя в большинстве своем споры вокруг пользы или вреда вегетарианства были связаны с физиологией и медициной – обсуждалось, насколько это полезно телу.

В Италии вегетарианство развивалось, если можно так сказать, естественным путем. Средиземноморская кухня в принципе употребляет мало мяса, основной акцент в питании делается на овощи и молочные продукты, в изготовлении которых итальянцы «впереди планеты всей». Делать из вегетарианства идеологию в регионе никто не пытался, и общественных антидвижений замечено тоже не было. А вот во Франции вегетарианство до сих пор практически не прижилось. Лишь в последние два десятилетия – то есть практически уже только в XXI веке! – стали появляться вегетарианские кафе и рестораны. А если вы попробуете попросить вегетарианское меню, скажем, в ресторане традиционной французской кухни, то вас не очень-то поймут. Традиции французской кухни – в получении удовольствия от приготовления разнообразной и вкусной, красиво поданной пищи. Причем – сезонной! А значит, как ни крути, временами точно мясной. Вегетарианство пришло во Францию вместе с модой на восточные практики, увлечение которыми постепенно возрастает. Однако традиции сильны, и потому Франция – самая «невегетарианская» из всех европейских стран.

В следующих очерках мы расскажем о вегетарианстве на Востоке, в Америке и в России, а также уделим внимание тем спорам, которые ведутся вокруг вегетарианства сегодня.

Первые достоверные сведения о людях, которые осознанно отказались от мясной пищи, датируются примерно IV — V тысячелетиями до нашей эры. Чтобы успешнее общаться с богами и совершать магические обряды, древнеегипетские жрецы становились вегетарианцами. Возможно, сыграл свою роль звериный облик многих египетских богов, а может, служители культа опасались, что духи съеденных живых тварей помешают полноценному диалогу с высшими силами.

В Древней Греции вегетарианство возникло гораздо позже, во времена античности. И причина его появления была уже совсем другой. Никакой мистики. Просто прогрессивные греки задумались: зачем убивать невинных животных, если можно неплохо питаться растениями? Сократ, Платон, Диоген, Плутарх и многие другие философы были вегетарианцами и в своих трудах размышляли о целесообразности растительной диеты.

Пифагор на фреске Рафаэля, 1509 год. (Wikimedia Commons)


Однако ключевую роль в распространении вегетарианства сыграл в VI веке до нашей эры Пифагор. Знаменитый философ и математик верил в переселение душ, поэтому наотрез отказывался есть мясо животных. Его многочисленные ученики, молодые люди из влиятельных семей, по примеру наставника тоже перешли на растительную диету, это было первое «Общество вегетарианцев» в мировой истории. «Не повредит ли вегетарианство здоровью?» — беспокоились родственники пифагорийцев. На этот вопрос ответил в IV веке до нашей эры великий врач Гиппократ. Говоря об оздоровительном питании, он одобрил и вегетарианство.

С упадком древнегреческой цивилизации в Европе о вегетарианстве надолго забыли. Растительную диету соблюдали лишь представители некоторых религиозных общин, христианские аскеты и монахи-отшельники. Остальные же ели что придется, и не особенно задумывались над происхождением пищи. Интерес к вегетарианству вернулся в эпоху Возрождения, но, кроме любителя всяческих нововведений Леонардо да Винчи, желающих отказаться от мясной пищи было немного. И только к середине XIX века вегетарианство стало приобретать массовый характер.


Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе. (pinterest.com)


Официально считается, что заново открыли вегетарианство англичане. Вместе с модой на все восточное они привезли из Индии, своей крупнейшей колонии, и идеи древнеиндийской ведической религии, которая запрещает убивать живые существа для пропитания. Насмотревшись на голодных аборигенов и обнаглевших коров и фазанов, беззаботно разгуливающих по городу, англичане задумались. И по возвращении на родину, многие из них отказались от животной пищи.

Называть себя «вегетарианцами» приверженцы растительной пищи стали, начиная с 1842 года. Авторство этого термина принадлежит основателям «Британского вегетарианского общества». Наиболее подходящим им показалось латинское слово «vegetus», что означает «здоровый, бодрый, свежий». Вышло вполне символично, так как по звучанию оно напоминало английское «vegetable» — овощной.

Из Англии вегетарианство постепенно распространилось по всей Европе и Америке. Основная цель западного вегетарианства была та же что и индийского — отказаться от убийства беззащитных животных. Впрочем, некоторые политологи утверждают, что для европейцев не последнюю роль сыграл грянувший экономический кризис и последовавшее за ним подорожание традиционной мясной пищи.

Лев Толстой за завтраком, 1901 год. (nibler.ru)


В России массовое вегетарианское движение развивалось постепенно и достигло своего пика к началу ХХ века. В Санкт-Петербурге в 1901 году было зарегистрировано первое в России вегетарианское общество. После этого подобные организации единомышленников и приверженцев вегетарианства были организованы во многих крупных городах. Члены вегетарианских обществ вели не только просветительскую и ознакомительную работу, они открывали свои столовые с вегетарианским питанием.

Вегетарианская столовая в Москве на Никитском бульваре. (leafclover.club)


Большой вклад в распространение вегетарианства внес Лев Толстой. Он не только сам придерживался вегетарианской диеты и писал о ней в своих книгах, но и на свои деньги открывал детские учебные заведения и народные столовые, в которых кормил малообеспеченных людей вкусной, но простой вегетарианской пищей.

После Октябрьской революции новая коммунистическая власть запретила вегетарианское движение. Идея гуманного отношения к животным шла вразрез с той жесткой политикой, которая внедрялась в массы. И даже много лет спустя, слово «вегетарианство» нельзя было найти ни в одном словаре русского языка, а в Большой советской энциклопедии была написана только одна фраза: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».


Пол и Линда Маккартни с вегетарианскими гамбургерами, 1991 год. (thevirginer.com)


Сегодня отношение к вегетарианству совсем другое. Идеям о гуманном отношении к собратьям нашим меньшим не дано было исчезнуть из умов просветленных людей. Поэтому сейчас вегетарианское движение вновь активно набирает силу во всем мире и расширяет ряды своих приверженцев.

Loading...Loading...