Какая неделя по пятидесятнице. Митрополит сурожский антоний

Мф., 77 зач., 18:23-35

Страшную картину рисует нам Евангелие сегодняшнего Воскресенья. Начинается оно следующими словами: « Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими ». Среди этих рабов был один, который задолжал Государю огромную сумму. Сумма эта была так велика, что он при всем своем желании никогда бы не смог ее выплатить. Выход был один: Государь мог продать его, его жену, детей и все, что он имел. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: « Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему ». Слышите: не отсрочил выплату долга, не уменьшил его, а все, совсем, навсегда простил. Будто бы и ничего не было, все осталось по-прежнему. Началась новая, спокойная жизнь, как прежде. Даже лучше: теперь раб тот знал своего Государя: он видел в нем любящего Отца, а работать для такого Отца - ведь это блаженство.

И вдруг произошло нечто ужасное: раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему совершенно ничтожную сумму, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Государь его, узнав об этом, разгневался и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Вот так и мы. Мы все получили от Господа, но оказались неоплатными должниками. И мы просили прощения и получили его. И Господь нас принял в Свою Семью - Церковь Христову, и в ней мы можем переплыть это бушующее море жизни нашей, как в безопасном корабле. Корабль имеет все необходимое, чтобы защитить плывущих в нем от водной стихии: имеет крепкую основу, дно, борты, паруса, весла, руль. Так и Церковь Христова имеет и руль, которым управляет ее божественный Кормчий, наш Господь Иисус Христос, имеет и паруса, весла - это божественные таинства, имеет и крепкую основу - заповеди Христа, из которых главная - это любовь . И если мы будем блюсти эту главную Его заповедь - любовь, то мы будем в Семье Его, т.е. в Церкви и будем радоваться. Сколько Господь говорил об этом в своей прощальной беседе с учениками: « Сие есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас » (Ин. 15:12), « Сие заповедаю вам, да любите друг друга » (Ин. 15:17). Да, невозможно быть в Церкви и не пребывать в Любви Его . Быть в Церкви Христовой возможно только при соблюдении Его главной заповеди, той заповеди, которая легла в основание всей Его Церкви, которая есть благоухание Христово, - а заповедь эта - любовь .

И как тот несчастный раб потерял все: и прощенье Господне, и освобождение от всего долга, и возвращение свободы себе и жене, и детям, - все что получил… потерял в Один Момент: в тот страшный момент, когда он не простил должнику своему, так и мы можем потерять все: и прощение, которое мы получили в таинстве исповеди, и ту благодать, которую мы получили в Таинстве св. Причастия, - в один момент: в тот момент, когда мы не простим должнику нашему.

Дай же Бог, чтобы такой момент не наступил для нас никогда. А потому, будем же ради своего спасения, своего собственного благополучия и благополучия наших ближних от всего сердца прощать нашим должникам. И будем радоваться, что у нас есть такие должники, потому что только прощая им их долги, мы можем доказать Господу, как дорого для нас Его прощение. И еще будем радоваться, потому что ведь Господь наш прощает нам огромное, а все, что мы можем простить ведь так мало и так ничтожно. Будем же радоваться всякий раз, когда мы говорим в Молитве Господней: « И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ».

Неделя 25 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Русское слово “закон” вызывает у многих из нас представление о чём-то строго-неумолимом, несовместимом с простыми и понятными человеческими чувствами. Всем нам давно известны те десять заповедей, с которых, собственно, и начинается Закон, данный Богом человеку; наиболее искушённые из нас знают, что вслед за этими десятью следуют другие, числом более шестисот, предписания народу Божьему, чтобы он, народ, “не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин.3.15).

Из десяти первых заповедей Закона только три имеют положительный характер; остальные семь – это запреты: “не сотвори”, “не приемли”, “не укради”, “не послушествуй”. Поэтому если бы случилось так, что Господь спросил любого из нас, как спросил Он у законника иудейского: “в законе что написано? как читаешь?” (Лк.10.26), думаю, никто бы не ответил так, как ответил этот человек. Никто из нас, скорее всего, не вспомнил бы о любви. Запреты Закона, строгие предписания и… любовь как-то не связываются в нашем сознании. Нам всё кажется, что Закон Законом, а любовь любовью. Так произошло потому, что наши представления о том, что такое любовь, потеряли чёткие очертания, а само слово утратило своё истинное значение.

Любовью мы теперь называем всё что угодно. Влюблённость, привязанность, похоть, страсть, мимолётное увлечение, неопределённое томление в душе – всё у нас “любовь”. Чаще всего у современного человека слово “любовь” ассоциируется с бурными переживаниями, слезами, радостью, трепетом сердечным, одним словом – с сильным эмоциональным волнением. И если человек не обнаруживает в себе душевной дрожи, мощного чувственного ответа на запрос: “как я отношусь к этому человеку?” – значит, и любви никакой нет. Поэтому-то многие из нас на исповеди готовы каяться в том, что никого не любят: ни Бога, ни людей, ни даже родных и близких. Это, конечно, ошибочное мнение. И происходит оно из того, что мы самим себе толком и не объяснили, что же такое – любовь, о которой апостол Павел говорит, что если её нет, то даже моя щедрость, когда я “раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение”(1 Кор.13.3), – и та бессмысленна.

Но если всё же однажды попытаться понять, что такое любовь, мы сможем увидеть, что Закон, который тот же апостол называет детоводителем ко Христу, – это на самом деле концентрированное выражение любви Божией к человеку. Это Закон Божий дал право пророку Иезекиилю торжественно провозгласить: “говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был” (Иез.33.11). Когда мать наказывает младенца, играющего со спичками, она делает это потому, что хочет, чтобы её сын был жив! Так и Закон, данный Богом народу Своему, – это правила выживания, правила, предназначенные для того, чтобы жить, а не умирать.

Дело вовсе не в чувствах. И любовь, как понимает её Священное Писание, нечто большее, чем просто чувства. Ведь чувства – вещь изменчивая, зависящая от тысяч больших и маленьких случайностей. Плохо спал – и уже не до чувств! Переел – опять же не до них! Хорошая или плохая погода, здоровье или болезнь, весёлая или печальная мелодия, случайно услышанная нами, да наконец уровень сахара в крови – вот какие ничтожные в общем вещи влияют на наши чувства. Неужели же этим стихиям отдавать на откуп самое важное в жизни – любовь?

Поэтому, мне кажется, любит человек не тогда, когда он, повинуясь минутному порыву, забыв обо всём на свете, кидается в объятия новой страсти. Это не любовь. Это профанация любви. Просто какое-то глумление над нею. Любит человек тогда, когда, не задумываясь о том, хочется ему этого или нет, он выполняет свой долг. То есть поступает так, как велит ему Закон Божий. Я молюсь утром и вечером, выполняя молитвенное правило, я хожу каждое воскресенье молиться в храм на литургию, я отказываю себе в праве с сегодняшнего дня и до Рождества Христова есть мясо вовсе не потому, что мне это нравится или не нравится. Я поступаю так потому, что я должен так поступать, потому что Бог мне так сказал, потому что Его Церковь так установила, и, раз я верю моему Богу, раз я доверяю Ему, стало быть, я и поступаю так, как Он хочет, чтобы я поступал. Значит, любить и служить, любить и выполнять свой долг – одно и то же.

То есть я хочу сказать, что любовь, как её понимает Священное Писание, и чувство любви, как понимает его грешный человек, – разные вещи. Любовное чувство под влиянием обстоятельств и состояний души и тела может пройти и забыться. Любовь же, по слову апостола Павла, “никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится”.

Иудейский законник нутром чуял, как непостижимо труден такой закон любви. Он чувствовал, что ему со всеми его энциклопедическими познаниями не одолеть этой науки любви, и потому, “желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?” Бедняга думал, что Сын Божий облегчит ему задачу, снизит требования и согласится назвать ближними только родственников иудейского законника. Но Господь не для того стал человеком, не для того был распят и воскрес, чтобы нам с вами жилось удобнее. Наш Бог вочеловечился, умер на Кресте и воскрес ещё и затем, чтобы мы, люди, поняли эту страшную цену любви, чтобы однажды, оставив погоню за чувственными призраками, со всею ясностью осознали бы, что такое на самом-то деле любовь: похоть или жертва? Аминь.

П очему молчат прокаженные? Почему с их уст, как с прекрасных садовых клумб, не срываются цветы благодарности? Почему их сердца окаменели равнодушием к чуду? Как получилось, что их жизненный маршрут проложился мимо Того, Кто совершил их исцеление? И где гарантия, что за неблагодарность болезнь не возвратится вновь?

Если ты - прокаженный, значит, ты не можешь близко подходить к людям. Одежда твоя должна быть разодрана, чтобы была видна проказа. Ты должен громко кричать: «Нечист! Нечист!», чтобы кто-то случайно не подошел к тебе. А ночью бубенчики на твоей одежде предупреждают всех - ты рядом. Ты рядом - как болезнь, как чудовище. Ты рядом - как смерть!

Так было во времена Спасителя по закону пророка Моисея. Прокаженный считался живым мертвецом, изгоем, маргиналом, осколком человека. Одежда его - гной! Перспектива одна - смерть! «Он должен жить отдельно, вне стана жилище его», - указывала книга Левит .

Проказа - это болезнь, современное название которой - лепра, хроническое инфекционное заболевание. В 90-е годы прошлого века число больных проказой снизилось с 10 млн. до 2 млн. человек. В 2012 году в мире лепрой болело 180 тыс. человек. Из них - около 500 человек в России. Болезнь более всего распространена в Индии, Бразилии, Бирме, в Восточной Африке.

И какая же радость должна быть у человека, какое сердечное ликование, какая вдохновенная благодарность, если случится чудо и Господь исцелит его от этой напасти? Но происходит странное: из десяти приходит поблагодарить за исцеление только один. «Иисус рече: не десять ли очистишася? да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? » .

Святой евангелист Лука даже с какой-то горечью, неким разочарованием, досадой говорит: «и это был Самарянин», то есть еретик и сектант. Самаряне - это классическая секта внутри иудаизма. Они молились на горе Гаризим, вдали от Иерусалима, имели свое священство и свой искаженный текст Пятикнижия. Девять правоверных получили здоровье физическое, но здоровье духовное их осталось неисцеленным. Они не посчитали нужным поблагодарить Бога, и поэтому духовно остались прокаженными!

Почему же произошла эта страшная трагедия равнодушия, чёрствости, какого-то невиданного окаменения сердца? Почему они не пали ниц к ногам Врача душ и телес, как это сделал самарянин? Почему молчат прокаженные? Гордость, самодостаточность, эгоизм, потребительское отношение даже к явному чуду - вот причины этой проказы неблагодарения.

Плохо тебе? Прижало жизнью, как каменной плитой? Все отвернулись? Работу потерял? Онкология постучалась в дверь? И ты кричишь: «Иисус, наставник! Помилуй мя!» Пришел в храм, поставил свою ритуальную свечку, что-то пошептал, глядишь, все потихоньку налаживается: и жена вернулась в семью, и дети выздоровели, и на работе всё устроилось, и долги тебе простили... Ну и ладно. Так и должно быть. И воспринимает человек случившееся - как само собой разумеющееся. И уходит в свою непроглядную ночь неблагодарения!

А бывает и так, что человек говорит: «А вообще, за что мне благодарить Бога? Что особенного Он сделал для меня?» А ты забыл ту страшную аварию много лет назад, когда трупы вырезали автогеном, а ты отделался легким испугом? А помнишь, врачи тебе поставили неизлечимый диагноз и сказали, что жить тебе осталось около года, и вот ты живешь уже много лет, и болезнь не возвращается? И сколько еще было таких случаев, исцелений, больших и маленьких чудес, «ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяний бывших на нас» , как говорится в одной из священнических литургийных молитв.

Чувство благодарения, которое должно быть в каждом из нас - это очень важное, творческое, вдохновенное чувство. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите» , - восклицает апостол Павел. А что значит: за всё? За этот прекрасный удивительный мир, созданный Господом! За то, что каждого из нас Он призвал из небытия - в поток бытия, жизни, спасения! За тех удивительных, интересных людей, которые окружают нас! За наших детей, за стариков, за мир, небо и солнце!

Святитель Николай Сербский говорит, что «благодарность человеческая не сделает Бога ни более великим, ни более могущественным, ни более славным, ни более богатым, ни более живым; но она сделает более великими, могущественными, славными, богатыми и живыми самих людей. Благодарность человеческая ничего не прибавит к миру и блаженству Бога, но она прибавит мира и блаженства самим людям. И благодарность Богу нисколько не изменит существования и бытия Божия, но изменит существование и бытие благодарящего!»

И мы видим сейчас, как уходит из сердец людских благодарение Творцу. Неблагодарность - это трагедия, беда и несчастье! Владыко Амфилохий, современный сербский богослов, говорит, что мы заражены свинской психологией. Он говорит, что мы похожи на свиней, которые, наевшись, валяются в грязи и не способны поблагодарить хозяина, который приготовил пищу.

И если человечество будет дальше и дальше терять чувство благодарения, то весь мир очень скоро превратится в огромный гноящийся лепрозорий. А Церковь учит нас жить в пространстве благодарения Бога, учит жить евхаристично. На Литургии мы все вместе восклицаем: «Благодарим Господа!» Какое величайшее благодарение должно быть у христиан за Таинство Причащения. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» .

Великомученице Варваре молятся о том, чтобы перед смертью не остаться без напутствия Святых Христовых Тайн. Порой бывают страшные случаи. Преподобный Варсонофий Оптинский в одной из своих бесед рассказывал о подобном случае. Он произошел со священником из Петербурга. Батюшку вызвали на дом для причастия больного. К нему вышел пожилой, на вид совершенно здоровый, человек и рассказал, что он не был на исповеди и Причастии 20 лет и вдруг он услышал какой-то внутренний голос: «Ты сегодня умрешь!» Человек испугался и позвал священника. Исповедь была страшной. «Душа его, - вспоминал батюшка, - как проказой, была покрыта всевозможнейшими грехами». После разрешительной молитвы у больного внезапно так сжимаются зубы, что причаститься было невозможно. Тогда человек берет клещи и пытается ими разжать рот, но, увы... «Так и умер, не приняв Святых Таин, - рассказывал священник, - грехи ему прощены, но отчего Господь не сподобил его причащения - неисповедимая тайна Божия».

Преподобный Зосима Верховский напоминает, что тем, кто собрался и соединился жить вместе ради Бога, т.е. монашествующим, нужно иметь всё общее и не говорить: это твоё, это моё. «Паче же подобает тщатися, - говорит святой, - дабы не токмо вещественное имущество, но даже спасение и грехи почитались общими, через то, прилежа друг ко другу истинною любовию, якоже о своем, тако и о братнем исправлении и успеянии вседушно будут пещися».

То есть Церковь - это единая кровеносная система. Все мы взаимосвязаны. Добродетели одного ложатся в общую копилку, и наоборот, чьи-то грехи мы должны нести вместе, помогая друг другу. «Посему, страдает ли один член, - говорит апостол Павел, - страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» . Церковь - это пространство преодоления одиночества. Отшельник один, но не одинок. Он вместе с Богом и вместе со всем миром. А житель современного многомиллионного мегаполиса может страдать от тоски и жуткого одиночества. Одиночество и безысходность - смерть прежде смерти. А в Церкви мы все вместе!

Одна женщина, посетив монастырь св. Иоанна Предтечи в Эссексе, очень хотела сфотографировать старца Софрония и спросила его благословения. Старец быстро согласился и сказал: «Конечно, идите сюда все, и мы вместе сфотографируемся». Женщина возразила: «Нет, отче, я хочу, чтобы вы стояли один». Тогда старец покачал головой и ответил: «Один - только диавол. Я не могу быть один!»

Мы видим, как диавол хочет разделить мир. Хочет внести раздор между народами. Хочет, чтобы люди забыли Небо, забыли Христа, разучились благодарить своего Творца. И противостояние, которое сейчас буквально висит в воздухе, - это не только противостояние экономики и политики. Это - противостояние мировоззрений. «Россия для того только и живет, - говорил Достоевский, - чтобы хранить христианство!» Через вселенский безбожный хохот так называемого цивилизованного общества слышны шаги нашей русской трагической мудрой грусти! И те, кто пытаются поставить Россию на колени, не понимают, что она уже на коленях. Перед Богом!

Один четырехлетний мальчик по имени Даниил придумал сказку: «Росло дерево с чудесным дуплом. Там было чудо в дупле - муравьи. Влетела Сова в то дупло и одних муравьев съела, а других - распугала. И стала Сова жить в том дупле. И вдруг она услышала: стучит кто-то. Выглянула из дупла - нет никого. Все равно кто-то стучит... Выглянула за березку - никого нет. А это стучало её сердце! Потому что Сова была злая, а сердце было доброе. Оно стучало и говорило: «Отпусти муравьев! Отпусти муравьев!»

Надо, чтобы наше сердце было доброе, и чтобы оно стучало любовью и благодарением! Благодарением за что? За цветы у входа в наш дом. За глаза и улыбки стариков и детей. За мирное небо над головой. За то, что Господь дал нам веру. За спасение нашей души. За наше исцеление от проказы!

Ведь, если душа наша не научится благодарить, то она так и останется покрытой лепрой и гноем. И бубенчики на нашем сердце будут предупреждать об этом. А нам нужно вернуться. Пасть ниц к ногам Христа. И услышать благословенное: «Встань, иди. Вера твоя спасла тебя!»

Игумен Тихон (Борисов)

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

В 11 -ю Неделю по Пятидесятнице читается Евангельская притча о милосердии царя-правителя и жестокосердии прощенного им раба. Текст Евангельской притчи приводим ниже:

«С казал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Мф., 18, 23–35

П ротоиерей Александр Шаргунов произнес проникновенную проповедь на сию Евангельскую притчу, которая ниже прилагается для Вашего духовного прочтения:

П ротоиерей Александр Шаргунов

П ритча о жестоком заимодавце начинается со слов: «Царство Небесное подобно царю», и это значит, что тайна прощения сокрыта в Божественной благодати, в тайне Царства Небесного. Царь, требуя отчета у своих рабов, находит среди них одного, который должен был ему десять тысяч талантов. Сумма такая громадная, что не видно, как он мог бы рассчитаться. Это как если бы к вам пришли сегодня и сказали, что вы должны немедленно заплатить десять миллионов долларов; а десять тысяч талантов – это и того больше. Христос хочет показать, что наш долг Богу совершенно превосходит наши возможности расплатиться. Царь решил взять, что он мог, и приказал продать этого человека и его семью в рабство, в работу, пока он не заплатит все.

Но человек пал на лице свое, умоляя потерпеть на нем, оставить его на свободе, обещая заплатить за все. Видя, что он хочет совершить невозможное, царь сжалился над ним и простил ему долг. Прощение было дано из-за его отношения к долгу, из-за признания справедливости этого долга, из-за решимости все исполнить по справедливости – не из-за способности заплатить долг. И вот мы видим, что виновный человек был освобожден, а невинный человек, царь, заплатил долг, ибо он вычеркнул десять тысяч талантов из того, что ему принадлежало. Этот пример приоткрывает нам тайну Христова прощения. Прощение означает невинное страдание за виновного.

Но человек по своей теперешней природе склонен скорее заковывать в долговые колодки, чем освобождать – требовать свое, чем прощать, и Господь добавляет к началу притчи продолжение.

Прощенный человек, радуясь своей свободе, вышел и встретил человека, который должен был ему относительно небольшую сумму – сто динариев. Кто-то подсчитал, что это в пятьсот тысяч раз меньше, чем долг, который ему простили. Тем не менее, он потребовал уплаты. Он схватил его за горло, стал душить, чтобы тот немедленно вернул ему деньги. Бедный должник пал у его ног, умоляя потерпеть, как этот человек сам недавно умолял, обещая все заплатить, теми же самыми словами, которые получивший прощение говорил в своем отчаянии. Но он не хотел потерпеть и бросил человека в тюрьму, пока он не заплатит свой долг. Это было столь возмутительным, что друзья бедняка, потрясенные несправедливостью, сообщили обо всем царю. Меряя суд той же мерой, какой этот человек воздал своему должнику, царь предал его на мучение в тюрьму, пока он не отдаст ему всего долга. И мы слышим: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость – выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись – не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости – требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Тюрьма на библейском языке означает ад. Среди этого ада греха и непрощения, в котором мы живем, мы должны остерегаться отвергать то, что мы неразумно часто называем юридизмом – то есть то, за чем стоит обыкновенная справедливость, и устремляться при этом сразу к тому, что выше справедливости. Ложное прощение – не прощение. Мы должны быть справедливыми, чтобы не перепутать утопии и пророчества. Чтобы в реальности сегодняшнего зла, достигающего последнего предела, различалась наша устремленность к высшему, последнему добру. Чтобы Апокалипсис и Страшный суд не стали жестокой карикатурой на жизнь человечества, которому предопределена история со счастливым концом, где всем все прощено, без какого-либо участия человека.

Прощение – это не мешок с деньгами, с которым радостно убегают, потому что долги прощены. Я хочу существовать совершенно человеческим образом, быть человеком – тем, кто отличает добро от зла, видит зло в мире и ненавидит его, потому что прощение – высшее противостояние злу, а не примирение со злом. Только не давая места диаволу, могу я приближаться к Богу. Как я могу простить, взять на себя последствия греха другого человека, пораженный смертельно собственным грехом? Чем мне заплатить за другого человека, когда я сам бедняк и должник кругом? Где взять мне сердце, способное прощать (то есть искренне любить, достигая высшего добра), в то время, Бог так ценит прощение, что не только Сам прощает, но обязывает всех прощать, и, поскольку Он знает, что мы неспособны дать Ему что бы то ни было, Он берет на Себя все, что происходит с нами, и возмещает отсутствие нашего прощения Своим прощением, и дает его нам. Если мы этот дар не принимаем, мы не принимаем не только наших ближних, но и Бога, и нам нет никакого прощения.

И вот здесь, в притче, заключена решающая, может быть, для судьбы каждого человека и всего человечества тайна. Прощение, которое мы получаем от Бога, открывает нам, что стоит грех. Никто не может знать до конца, как дается прощение, которое превосходит всякую справедливость, если не увидит Сына Божия, ставшего человеком. Прощение дается дорогою ценою – Кровью Христовой. Речь идет не столько о мудрости, сколько о безумии Креста. Через прощение приходит к нам глубочайшее знание греха – и покаяние, открывающее Царство Небесное, и сострадание ко всякому раненому грехом человеку.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты, блажен муж, емуже не вменит Господь греха его» (Пс. 31, 1–2). Наша радость в этом даре благодати не дает нам удерживать его только для себя. Знание, какою ценою мы получили наше прощение, неужели не сохранит нас от дерзости по отношению к тем, кого мы должны прощать?

Среди ада земли мы – не ангелы, мы слабые люди. Мы сражаемся с грехом, но и у нас много грехов и обид, и, если мы не прощаем друг другу, зло остается и накапливается в мире, и входит в Церковь, которая от этого перестает быть Христовою. Христианский народ – это не народ силы, это народ, который верит в Иисуса Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшее. Это прощенный народ, который, оттого что он прощенный, призван принести Евангелие Божия прощения всем людям. Мы должны со властью сказать и засвидетель­ствовать об этом перед всеми людьми.

В мире существует справедливость, без которой не может быть того, что выше справедливости. Однако высшая несправедливость заключается в отвержении того, что выше справедливости. На последнем повороте истории мы исполним свое предназначение в той мере, в какой будем верны этой тайне. Только вместе со Христом, противостоя несправедли­вости всякого греха, царствующего в мире, можем мы молиться на самом деле вместе со Христом о распинающих нас: «Боже, прости им, не знают, что творят!».

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшняя неделя называется Неделей Всех Святых. Когда мы произносим эти слова: все святые, то, как правило, нам представляются иконописные лики угодников Божиих, к которым мы обращаем свои взоры, когда нам трудно или, наоборот, очень радостно. Когда нам хочется ощутить присутствие Божие в нашей жизни, когда нам хочется ощутить рядом с собой тех людей, которые действительно были праведны.

И это естественное наше религиозное чувство, обращенное к святыне, к сожалению, очень часто вызывает у нас ощущение того, что святые это кто-то такой, кто достаточно далек от нас, кто велик, праведен, свят, тот, по сравнению с которым мы с вами оказываемся грешными и немощными. Это верно, но верно не до конца. И даже более того. Если мы только так воспринимаем святых Христовой церкви, мы совершаем глубокую ошибку. Мы грешим против истины, ибо все мы призваны быть святыми. И нет у нас иного пути для спасения, кроме как идти по пути святости.

Так говорит Спаситель. Так говорит святой апостол Павел, который прошел очень трудный путь от гонителя церкви до одного из величайших святых. И значит, нам с вами тоже нужно идти по пути святости. Очень часто мы, обращаясь к святым с чувством собственной ничтожности и немощи, как будто лишаем себя необходимости совершенствоваться. Да, мы грешны и немощны, а святые такие совершенные, пусть же они все сделают в этом мире за нас. Мы служим молебны, мы читаем молитвы, обращенные к святым, и считаем, что все этим и заканчивается в нашей жизни.

Но подобно тому, как даже Господь наш Иисус Христос нуждался в помощи Своих учеников, в помощи святых апостолов, точно так же и христианские святые нуждаются в нашей с вами помощи, в нашем соработничестве по отношению к их делу. И очень часто мы не даем им того, чего они ожидают от нас. Не даем и вместе с тем хотим получить от них помощь, заступничество; хотим, чтобы они делали то, что обязаны делать мы, преображая этот мир.

Сегодняшнее евангельское чтение как раз и указывает нам, может быть, самую главную, самую трудную для нашего человеческого восприятия сторону святости.

Не случайно, если мы возьмем Святое Евангелие, то увидим, что сегодняшнее Евангелие состоит из трех отрывков, которые находятся в разных частях Евангелия, два в одной главе, а третий отрывок - в другой. Но Церковь именно так составила сегодняшнее евангельское чтение, чтобы мы узнали о том, что же такое святость и что же такое путь к святости.

Сначала Господь нам говорит, что нам необходимо исповедовать веру в Него, и тогда Он прославит нас перед Отцом небесным. И наоборот, если мы не будем исповедовать веру в Господа, то и Господь наш Иисус Христос перед лицом Своего небесного Отца не узнает нас, отстранится от нас. И это естественно. Потому что если мы не будем исповедовать веры в Господа, не будем и теми самыми святыми, которые свои Богу. Задавая себе вопрос о том, а исполняем ли мы это очень важное условие святости, мы, наверное, склонны сказать, что да, уж это-то мы делаем, уж веру в Господа мы исповедуем: в храм ходим, крест носим и часто, к месту и не к месту, говорим, что мы - православные христиане.

Но вместе с тем может быть здесь и заключается одно из наших заблуждений. Ношение креста, посещение храма, даже регулярное причащение и исповедь еще не исчерпывают в полной мере того, что называется путем к святости. Можно носить крест, можно ходить в храм, можно исповедоваться и причащаться и при этом не только не быть святым, но быть очень грешным человеком.

Такими были и фарисеи, исполнявшие закон. Исповедовать веру в Господа означает стремиться к святости. Стремиться каждым днем, каждым мигом своей жизни в этом мире являть тот возвышенный идеал, который был нам дан во Христе. Есть ли это у нас? если мы честно зададим себе этот вопрос и честно ответим на него, то мы должны будем сказать, что нет. К сожалению, мы далеки от того, чтобы исповедовать по-настоящему веру в Господа.

Называть себя христианами очень легко. Сейчас - легче, чем в предыдущие годы. Иногда это даже модно называть себя христианином, но исповедовать Христа гораздо сложнее.

И далее Спаситель еще более уточняет то, что значит вера в Господа, что значит быть христианином. Он говорит о том, что Бога надо возлюбить больше, чем своих близких, больше, чем отца и мать, больше, чем сына и дочь. Многие века противники христианства указывали на эти слова Христа и говорили: какой же ничтожный злобный, мелкий бог у христиан, который требует от человека отбросить все естественные человеческие чувства: любви к своим близким, к своим родителям, к своим детям, и требует, чтобы любили только Его.

Но на самом деле Христос призывает нас к другому. Он ведь не говорит о том, что мы должны не любить своих близких, своих родителей, своих детей, а любить только Его. Он говорит о том, что мы должны любить Его больше, чем своих близких. Как правило, большая часть людей, особенно людей не церковных, не знают высшей добродетели, не знают высшего счастья, кроме любви к своим детям или к своим родителям. Им кажется, что выше этого не может быть действительно ничего.

Так рассуждают люди не только сейчас. Так рассуждали они и раньше. И для ветхозаветных людей почитание своей семьи, почитание родителей, любовь к своим детям, была одной из важнейших семейных обязанностей. И вот именно к ним обращается Христос. Обращается к одной из самых главных добродетелей ветхозаветного еврейства и говорит о том, что Бога все-таки надо любить больше.

И это очень верные слова. Потому что многие из нас, любящие своих родителей, любящие своих детей, любят их не по-христиански. Они их любят как нечто свое близкое и дорогое. Дети любят родителей за то, что ощущают в них источник силы, защиты, получают от них помощь. А родители часто любят детей, самоутверждаясь в них, видят в них возможность добиться в этой жизни того, чего не получили они; любят своих детей, превращая их в свои игрушки, развлекаясь.

Это не подлинная христианская любовь.

Но даже если подлинная христианская любовь посещает человека и он видит, в своих детях, например, не свое достояние, а творение Божие, которое временно вверяется ему Богом, даже тогда он должен помнить о том, что любовь к Богу должна быть гораздо больше.

И опять-таки, если мы спросим себя об этом, то мы должны будем признать, что иногда мы даже и родителей и детей своих по-настоящему не любим. Даже когда мы любим своих родителей по-настоящему, Бога мы не любим в той мере, в какой любим их.

И это укор всем нам. Это значит, что в данном отношении мы далеки от того, исполнять важнейшее условие христианской веры, христианской святости. Потому что очень легко любить нам тех, кого мы видим, с кем мы общаемся в этом мире. Но как нам полюбить Того, Кто невидим в этом мире, и Кто вместе с тем сотворил этот мир и нас. Как нам любить Того, благодаря Кому мы каждый день дышим, думаем, чувствуем, переживаем и Кто смиренно сокрыт от нас.

Очень часто ребенок бросается к своему родителю именно потому, что для него в родителе сконцентрирован весь мир, все величие, вся красота этого мира. Но ведь Бог, сотворивший нас и все, что нас окружает, гораздо выше наших земных родителей. Но Он смиренно скрывается от нашего взора. И мы не только не любим, мы даже не боимся Его, настолько мы привыкли к тому, что Он безвозмездно, бескорыстно, подчас ничего не требуя от нас, дает нам все.

И в словах Спасителя мы вдруг слышим призыв Господа к нам. Он ожидает от нас того, что мы будем любить Его. Не бояться Его, не пресмыкаться перед Ним, как это делают язычники перед своими идолами, но любить Его. Способны ли мы на это? Если мы будем честны, то мы скажем, что эта способность в нас очень мало развита.

А далее еще очень глубокие слова Спасителя. О том, что же собственно ожидает апостолов. Ведь апостолы говорят Спасителю, что действительно в прямом смысле слова оставили свои дома, свои семьи, взяли на себя крест, подобно Христу Спасителю, и отправились вслед за Ним. Что же их ожидает? Спаситель произносит еще одни, уже, может быть, не так легко представимые и легко понятные, но очень значимые слова. Он говорит о том, что именно апостолам надлежит судить весь народ израильский, все двенадцать колен Израиля. Он говорит о том, имея прежде всего в виду мировоззрение ветхозаветных людей. Но к нам, христианам, эти слова Спасителя также обращены. Они обращены к нам и открывают нам нашу грядущую судьбу. Если будем в полной мере следовать за Христом, если мы в полной мере уподобимся Христу, то на нас и великое право и великая обязанность судить весь род человеческий. Как собственно и судят его святые угодники Божии.

Понятие суда для нас ассоциируется чаще всего с наказанием, приговором. Но суд христианский это какой-то иной суд. И наше отношение к прославленным святым иное, нежели к земным судьям. Да, мы понимаем, что они выше нас, святее нас, и вместе с тем мы прибегаем к ним за помощью, за участием. Мы верим в то, что, видя наши грехи, они простят нас. И вот это для нас, христиан, должно быть путеводной звездой на самом главном нашем пути, пути, который может нас привести к тому, что когда-то и нас Господь поставит перед выбором судить людей или оправдать.

Эта возможность определить судьбу человека, изречь свой суд над ним дается уже каждому из нас, и мы судим людей прежде всего, осуждая их, забывая о том, что Господь наш Иисус Христос, когда судил человеческий род, прежде всего судил его законом любви. Он любил его и прощал. Именно таков будет суд святых.

Но мы-то с вами способны вершить такого рода суд или нет? Если мы опять-таки зададим себе этот вопрос, то опять вынуждены будем признать, что нет. Осуждать мы можем очень хорошо. А судить милосердно, с любовью и всепрощением нам почти не удается никогда.

Задавая себе эти три вопроса, которые не могут не возникнуть под впечатлением сегодняшнего Евангелия в Неделю Всех Святых, давайте подумаем над тем, а исполняем ли мы эту главную христианскую заповедь: стать святым. И пусть эта мысль сопровождает нас постоянно. Мы должны помнить, что не только мы нуждаемся в святых, но и святые нуждаются в нас. Не только мы нуждаемся в Боге, но и Бог нуждается в нас. И единение наше произойдет только одним образом, если мы будем святыми. Если мы войдем в тот великий сонм всех святых Христовой Церкви, которым молится Церковь сегодня и которые молятся о Церкви сегодня и с которыми мы сегодня вместе с вами все обращаемся к Господу. Аминь.

День всех святых, или иначе Неделя Всех святых, празднуется в первое воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы. Этот праздник хранится Церковью уже много веков. Св. Иоанн Златоуст (IV век) в одной из своих проповедей прославляет память «всех святых, по всему миру пострадавших», и упоминает о особом дне их почитания. Среди песнопений св. прп. Ефрема Сирина (IV век) есть упоминание о праздновании в честь всех святых, совершаемом 13 мая.

Позднее (в V-VI веках) празднование в честь всех святых стало совершаться в первую неделю (воскресенье) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге Православной Церкви День всех святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха. На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

Loading...Loading...