Какой святой ходит в тапочках. Стоптанные тапочки спиридона тримифунтского

Мне, казалось, уже больше нечему удивляться в Церкви Божией. Но никогда не говори никогда.

Все же знают историю про нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского? В отличие от пресловутого Николая Спиридон действительно существовал и действительно участвовал в Никейском соборе. Его мощи при венецианцах переехали с Кипра на Корфу, где находятся и поныне. О Спиридоне рассказывают, что он и ныне тайно бродит по острову, помогает страждущим, творит чудеса, а в доказательство этого удивительного посмертного существования предъявляют изрядно истертые тапочки с его ног. Т.е. его мощи периодически переобувают в новые тапочки, потому что старые тапочки оказываются истертыми. Снятые с мощей тапочки развозят потом по всему православному миру для поклонения верующим, привозили их и в Россию. Веру в вечно живого Спиридона разделяют даже очень либеральные батюшки из ЖЖ (имена не называю, читающий да разумеет); один из них видит в этой истории доказательство первого воскресения, предсказанного в гл. 20 Откровения.

Разъясняю на пальцах. Некая приближенная к епархии семья много веков имеет бизнес: шьет тапочки Спиридону. Епархия покупает у этой семьи тапочки за 600 евро, а потом продает очередному простаку уже за 2 000 евро. Этот простак тотчас же дарит тапочки епархии и получает взамен прежний спиридоновский тапочек. Епархия получает чистых 1 400 евро с каждого такого простака, у нее остается в загашнике еще один старый тапочек и т.д.; цикл можно крутить бесконечно. Ну а стаптывает предыдущие тапочки какой-нибудь важный член из епархии; м.б., даже лично епископ. Изрядно при этом потешаясь над простаками, жаждущими получить исцеления от прикосновения к тапочку.

Когда-то, в момент своего перехода от ПГМа к цинизму я в принципе допускал такие штуки в Церкви: "сей народ невежда в законе, проклят он" и проч. Свой прежнйи цинизм я сейчас строго осуждаю. А в доказательство я сформулировал следующий символ веры:

1. Если наша вера истинная, то использовать обман для доказательства ее истинности недопустимо.

2. Если же ничего, кроме обмана, мы предъявить в доказательство не можем, то горе нам, и лучше бы нам не родиться.

С 15 сентября по 15 октября 2010 года в Москву прибывает великая православная святыня – десница Святителя Спиридона Тримифунтского.

В Москве мощи святителя Спиридона будут с 15 по 17 сентября 2010 в Храме Христа Спасителя; с 17 по19 сентября – в Храме Вознесения Господня в Сторожах, (у Никитских ворот); с 19 сентября по 06 октября – в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г.Москва,

Предлагаем вниманию читателей два фильма о святителе Спиридоне Тримифунтском, острове Корфу и чудесах по молитвам святому. Фильмы сняты телекомпанией Глас к принесению мощей свт. Спиридона на Украину.

О святителе Спиридоне, керкирцах и их дружеском, если можно так сказать, отношении к святителю; о местных колоритных традициях и необычном укладе тамошней жизни с читателями «Православия в Украине » поделилась режиссер ленты, автор цикла телефильмов «Жития святых» Елена КАРЕТНИК.

– Елена, Вы ездили на Керкиру снимать фильм о святителе Спиридоне. Каким Вы увидели святителя Спиридона там, на его родине, и что Вас больше всего поразило?

– Прежде всего, хотелось бы отметить, что святитель Спиридон нам показался не просто персонажем из истории Православной Церкви. Перед нами он предстал как самый близкий и родной человек для тех людей, которые живут на острове. Островитяне общаются с ним, как со своим братом, другом; идут к нему за советом, помощью. И, мне так показалось, что никакое дело у любого жителя острова не происходит без участия святителя.

Так же люди просят о помощи, любой, даже самой малой. Прибегают дети. Я думаю, что даже с проблемой невыполненного домашнего задания! Школьники просят Спиридона помочь, чтобы в школе у них были какие-то успехи.

Одним словом, все, что ни происходит на острове, совершается с помощью святого Спиридона.

Что поразило сразу – это добрая тамошняя атмосфера, такая тихая, домашняя. Она не может просто взяться ниоткуда. И мы сами вернулись с острова немножко добрее, чем были. Может быть, потому, что, побывав там, ощутили доброту окружавших нас людей. Все там улыбаются друг другу, всегда готовы помочь.

Конечно, на острове совсем другой ритм жизни, с нашим не сравнить. Люди никуда не спешат, живут своими маленькими радостями и счастливы тем, что у них есть. Каких-то особенных глобальных потребностей, что меня особо поразило, у местного населения нет. Они радуются тому, как живут: тихо, спокойно, достаточно скромно. И не жалуются.

Греция ведь страна европейская. Ее так же, как и всех, коснулся мировой кризис, но люди не сетуют на жизнь. Они радуются солнцу, небу, морю, тому, что живут на этом свете. Возможно, это то православие, которое у греков в крови.

– На фотоснимках, которые ваша съемочная группа привезла с острова, видно, что Вы расспрашивали людей на улицах. И что, можно вот так подойти к любому, спросить о святителе Спиридоне и человек сразу станет о нем рассказывать? Не было такого, что людям нечего было сказать?

– Вы знаете, были только те, кто стеснялся камеры… А так все откликались, спешили рассказать о святителе, потому что это самое дорогое, что у них есть. И у каждого есть своя история. Рассказывали кто про исцеленную руку, кто про ногу, кто про сердце. Святитель Спиридон спасал даже от клинической смерти. Наша переводчица рассказывала, как, пока она стояла на молитве возле мощей святого Спиридона, ее отец вышел из состояния комы. Он лежал в больнице, и сказали, что уже умер. Они стояли, молились, и он вышел из этого состояния и прожил еще 30 лет.

Люди много разных историй рассказывали. Даже, может быть, на первый взгляд, совершенно невероятных! Один дедушка поведал историю о том, что всю жизнь был очень плохим человеком, ругался нецензурно. У его жены в комнате висела на стене икона святого Спиридона. И вот образ начал плакать! Жена ему сказала: «Видишь, ты так ругаешься, что плачет святитель Спиридон!» «И я с тех пор, – рассказал он, – перестал сквернословить».

Другой пожилой мужчина поведал, что ему лечили ногу, и, по прогнозам, он вообще уже не должен был ходить. А вот теперь ездит на велосипеде. Мы как раз его остановили, когда он ехал. Различных историй великое множество!

Есть такая традиция в Греческой Церкви в принципе, а здесь, на острове, мы ее увидели очень явно. На службе, которую возглавлял митрополит Керкиры, возле священника все время крутился мальчик лет восьми. Он так неадекватно себя вел, что за такое у нас в храмах детей выгоняют, наказывают. Но потом мы узнали, что этот ребенок болен психически, и его специально держат рядом возле священника в храме святого Спиридона в надежде на то, что святитель поможет ребенку, и тот выздоровеет.

Также там постоянно прислуживают, пономарничают дети с синдромом Дауна. Возможно, для нас это выглядит несколько неожиданно. Но это такая традиция: керкирцы надеются, что даже болезнь Дауна святой Спиридон одолеет.

– Слава Богу! Елена, если так явна помощь святителя Спиридона, может, он и вам «успел» чем-то помочь?

– Не люблю говорить о своих болезнях, но я ехала на остров с таким не очень приятным диагнозом, как миокардит – воспаление сердечной мышцы. Но ехала, точно зная, что тройной перелет и тяжелая дорога мне не повредят, потому что мой путь лежал к святому Спиридону. Я была готова и очень верила, что у меня с сердцем все будет хорошо. И знаете, ни разу на острове я не почувствовала сердечной боли. Первое, о чем попросила святителя Спиридона, чтобы он помог мне с моим больным сердцем. Я вернулась домой и пока никакого дискомфорта не чувствую.

А еще я приехала на остров с температурой 390С. И очень переживала, что «завалились» мои съемки, придется сидеть в трех одеялах и запивать горячим чаем аспирин с анальгином. Но сразу по прибытии я пошла в церковь, приложилась к мощам святого Спиридона. И такое удивительное ощущение – на следующее утро встала совершенно здоровой! Температуры не было, хотя обычно она у меня держится неделю. А тут раз – и все.

Я была на ногах всю неделю. Думаю, что без святителя не обошлось.

Побывав на острове, могу смело сказать, что святой Спиридон действительно помогает, это не сказки местных жителей и не мифология. Многие не верят в чудеса. Все-таки мы люди из достаточно жесткого мира. Например, наш оператор Игорь Кривонос по своей первой специальности физик-ядерщик. И для него тоже, наверное, сложно было вот так сразу поверить, что Спиридон помогает. Но он увидел реальную помощь людям, увидел этих людей, которые приходят и рассказывают удивительные случаи из своей жизни, увидел их глаза и уезжал с острова, абсолютно поменяв свое отношение к чудесам.
«Когда ключик не поворачивается, считается, что святитель Спиридон “отлучился”: кому-то помогает»

– Удалось ли Вам отыскать какие-то интересные факты из жизни святителя или традиции его почитания?

– Как я уже говорила, мощи открывают два раза в день. Ноги святителя обуты в бархатные сапожки или ботиночки, и к ним можно приложиться. Те, кто хотят выздоровления, о чем-то просят, оставляют маленькие медальоны, – приношение или благодарение за то, что получили исцеление, например, ноги или глаз. И вот серебряная ножка или серебряный глаз с красненькой ленточкой привязывается и оставляется прямо на мощах у Спиридона.

– Много там таких приношений?

– Неимоверное количество! Они и висят вокруг, и на стенах, и прямо лежат на мощах! Это памятные знаки в благодарность о том, что Спиридон помогает.

– Есть такая информация, что святителю меняют сапожки, потому что они стаптываются…

– Мы задавали этот вопрос. И местное духовенство, и настоятель храма, и смотритель мощей, с которым мы там познакомились и который все время находится при святыне, утверждают, что сапожки действительно стаптываются.

Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился»: помогает кому-то. Эта история пересказывается из уст в уста.

Говорят еще, что тапочки снашиваются оттого, что люди постоянно к ним прикладываются. Но я думаю, что чудо потому и чудо, что ему нет простого объяснения с материальной, физической точки зрения.

Беседу вела Юлия Коминко, публикуется с сокращениями

В интернет сети многие верующие копируют сказ о греческом чуде. Якобы, тело Святителя Спиридона Тримифунтского, имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное - одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому, что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают - святого в раке просто нет, он ходит по острову. Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу. Хотя святой Спиридон и является православным святым, его икону в российских церквах можно увидеть, увы, нечасто. Однако священники советуют: если в храме нет иконы святого, к которому вы хотите обратиться, то молиться следует иконе Всех Святых. Так что, если вы нуждаетесь в помощи или просто в наставлении, обращайтесь к святому Спиридону. Если ваши намерения чисты, то он обязательно поможет.

***
Я, читая такой пассаж, не удержался и себе каркнул…

Ой, люди, люди, ну что же вы как дети?!… Неужели у вас не работает хоть малая, хоть самая манюсенькая толика логики? Эта сказка о Спиридоне для воскресной школы для детей младшего возраста, для наивных и простачков, «ленинский универ миллионов», сказка наивная, но теплая...

И недаром атеисты о нас говорят: что, простые верующие привыкли жить в иллюзиях, а иерархия в почете. Что верующие берут свою религию, как бегство от реальности.

Однако, людие, мыслите… Авторы, данных записей, о чуде святого, не заикаются, о том какая температура стояла в тот момент на улице жаркого греческого острова, когда измеряли температуру тела умершего. Ежели, бы у Спиридона действительно росли волосы и ногти, их необходимо было бы периодически обрезать. За тысячу шестьсот лет их бы набрался не один стакан ногтей, и мешка два волос уж точно.

Следующий момент: ежели святитель Спиридон живой, он встает из раки и ходит по греческим островам, то он должен с кем то встретиться, кем то поговорить, пообщаться, хотя бы во первых, со священномонахами, хранителями его мощей? Или он ходит, бестолку, так себе лишь бы ходить, изнашивая одежду и обувь, как безмолвное невидимое никому привидение, призрак, симулякр, не говоря никому ни слова? Так с таким успехом он мог ходить по Земле с одной душой. Зачем таскать еще и тело, ежели оно никому невидимо? Следующее… Ежели он невидим, то должна быть и целой, новенькой и неизношенной чудесно видимая одежда? Какая цель ее показывать истрепанной, изношенной, не являясь никому; не видя самого святого…

Теперь, о безответности ученых перед лицом чуда. Скажите на милость: в каких рецензируемых серьезных научных журналах публиковались статьи об упомянутых исследованиях мощей святителя Спиридона Тримифунтского? Приведите имена ученых, название журналов и ссылки на них.

Словом, вопросы, вопросы…

А, с другой стороны подумаешь, и немного поохладев в разоблачительной своей прыти, скажешь: к подобным чудесам, а также видениям и откровениям надо относиться ровно и спокойно. Скажем так: здесь работает наша человеческая психология чудесного. Люди, испепеляемы от зноя бытия, страстно жаждут чуда. Так, мы(по крайней мере некоторые из нас) устроены. Чудеса в религии, рассчитаны на символическое, метафорическое и метафизическое их прочтение. Они есть продукт коллективного духовнорелигиозного творчества мистически в меру одаренных(в меру обделенных) людей, рассказывающих и пишущих. То есть, мистиков визионеров, умеющих донести свои духовные прозрения до других, доверчивых людей. Понимаю, что взрослые люди тоже малые дети в душе и им, в нашей суровой холодной жизни, требуется теплоты чуда, сказки, чудесного, сказочного. И люди часто очень обижаются и даже мстят, тем, экзистенциально трезвым и просветленным, которые лишают их важной сказки жизни – чуда, мифа.

Еще один немаловажный завиток: вера в чудеса не является исключительно прерогативой христианства, иль только лишь Православия в частности. Побывав у представителей разных религий, вы услышите от них много рассказов о подобных чудесах, в разных художественных формах, жанрах и вариациях. Чудо, как религиозный феномен – универсально!

Посему. Кто верит, пусть верит. Верующему легче жить. Тем более, апостол Павел в свое время писал:
«19 Духа не угашайте. 20 Пророчества не уничижайте. 21 Все испытывайте, хорошего держитесь. 22 Удерживайтесь от всякого рода зла. 23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие».
(1Фесс.5:19-24)

25 декабря Спиридонов день. Церковь чтит память Спиридона Тримифунтского. Святителя Спиридона почитали на Руси в древние времена, и сегодня к нему относятся, как к родному российскому святому. А ведь он родился за тридевять земель от Руси - на Кипре еще в третьем веке.

Он простой пастух - об этом напоминает шапка, в которой он изображен на иконах. Помогал голодным и нищим, и вообще заступался за обиженных людей. Когда его избрали епископом Тримифунта, имея столь высокий сан, продолжал трудиться, чтобы прокормить себя. Все отдавал людям, потому и не был богат.

Говорят, что Святитель Спиридон и после смерти ходит по земле. Мощи святого чудотворца хранятся под семью замками. В определенный срок служители церкви меняют облачение и каждый раз обнаруживают, что вновь тапочки на ногах святого Спиридона стоптаны. Подошвы изношены! Этот факт шокирует всех. Тапочки разрезают на маленькие кусочки, и эти святыни раздают верующим. Объяснить факт со стоптанными тапочками никто не может, как и то, что Спиридон Тримифунтский знает о происходящем на земле. Причем, видит горе простого человека, бессребреника, у которого великая вера в бога и надежда на небеса.

Да и как не верить? Православные святые реальные люди - страдальцы, прошли через многие лишения, оговоры, гонения и погибли за христианскую веру. А сам Иисус Христос нес свой Крест за спасение рода человеческого.

За многие века мощи Спиридона не изменились, более того, мироточивы и имеют температуру 36,6 градусов. Известно доподлинно об одном давнем событии, которое потрясло очевидцев. Один англичанин заявил о том, что спина угодника будто бы была прорезана и тело набальзамировано по египетскому методу. Когда сказал так, а мощи «сами собой обратились к нему спиною». Этому были свидетелями многие, в том числе и великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь, приехавший на поклонение святому.

При земной жизни Спиридон Тримифунтский поднимал со смертного одра безнадежных для обычной медицины больных. Он избавлял людей от душевных недугов. В наши дни множество верующих подтверждают, что еще и помогает в самых разных житейских проблемах. Они кому-то кажутся мельче речной песчинки, а для простого человека болят, как присоленные раны. Чудотворец Спиридон, каким то чудом знает об этом, слышит молитву обиженного и обойденного человека, оттого и помогает. Его просят посодействовать в жилищных, финансовых, семейных и других вопросах.

День памяти Спиридона Тримифунтского наши предки прозвали Спиридоновым поворотом: с 25 декабря ночь начинала убывать, а день прибывать. Крестьяне говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.

На Руси уверяли, что Спиридон сам поворачивает солнце и следит, чтобы оно не скрылось от людей. В день Спиридона на тесте выдавливали кресты и пекли караваи. С хлебом на вышитом полотенце обходили кругом избы и подворья. Так накладывали печать солнца и благополучия, считалось, что за магический круг нечистая сила не проникнет. Поздно вечером от напасти и нечистой силы в порог всаживали острием топор, а над дверью вонзали серп и оставляли до первых петухов.

Про святителя Спиридона на Корфу по сей день ходят легенды, будто бы он, пребывая телесно в своем храме, во время литургии поворачивает голову в сторону святого Престола. А по ночам - ходит: ему часто меняют облаченья и подошвы расшитых тапочек оказываются стоптанными.

Одна из сюжетных линий повести О. Николаевой «Корфу» - житие святителя Спиридона Тримифутского, покровителя острова. Причем, это не просто пересказ, но живое, искреннее и глубокое осмысление чудесных событий. К которому, думается, и стоит стремиться всем, читающим о жизни того или иного святого.

Покровителем Корфу считается святитель Спиридон Тримифунтский, хотя он никогда не жил на этом острове, а жил на Кипре, где нес христианское служение, совершал великие подвиги молитвы и милосердия и чудеса. Но на Корфу были перенесены еще в 1456 году из захваченного мусульманами Константинополя его мощи, и с тех пор он телесно и пребывает здесь, защищая и помогая всем, кто обращается к нему с верой и молитвой.

Я так люблю святителя Спиридона и столько раз чувствовала его любовь, защиту и помощь, что живо ощущаю его присутствие в моей жизни: молитвенно позовешь его - он откликнется. А теперь, здесь, в Керкире, приближаяcь к его мощам и стоя перед ними в ожидании, когда их откроют, я испытываю радость ВСТРЕЧИ. Воистину - "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Это - одно из самых поразительных откровений христианства.

Считается, что это святитель Спиридон в свое время не допустил на остров турок, которые захватывали вокруг все новые и новые земли: в 1531 году янычары, готовясь взять Корфу, обложили его изнурительной осадой. Казалось, падение Керкиры - его главного города - неминуемо. Но жители обратились за помощью к святителю, и турки были разгромлены, несмотря на их значительный численный перевес над защитниками-христианами.

С 1386 по 1791 год здесь господствовали венецианцы, потом ненадолго сюда пришли французы, но в 1799 году русский флот, возглавляемый славным адмиралом Ушаковым, ныне причисленным к лику святых и особо почитаемым здесь, на Корфу, разбил их и освободил остров. А в 1814 году установилось британское господство, воспоминанием о котором остался английский язык: им - уже традиционно - владеют местные жители.

До сих пор чувствуется то, что не турки, а венецианцы на острове задавали тон: столица Корфу Керкира напоминает и Венецию, и Геную, и Падую, и Мальту, а в главных православных храмах - святителя Спиридона и митрополичьем, где хранятся мощи св. царицы Феодоры, на греческом богослужении церковное пение сопровождается органом - очень осторожным, очень деликатным, словно старающимся имитировать человеческий голос. Да и весь корфианский мелос свидетельствует о своей самобытности, о свободе, не знавшей мусульманских притеснений и веяний. И кажется, что здесь с незапамятных времен так и живут древние феаки, не ведавшие кровопролитий и катастрофического смешения кровей, народ христолюбивый и мирный... Ведь это именно они - феаки - во главе со своим царем Алкиноем приветили у себя уже почти отчаявшегося хитроумного Одиссея и доставили его наконец-то на родную Итаку.

Святитель Спиридон не только спасал Корфу от захватчиков-иноверцев, но и останавливал (дважды) эпидемии чумы, избавлял жителей от землетрясения, засухи и голода, исцелял от смертельных болезней и даже - такое тоже бывало - воскрешал из мертвых. Может быть, чудо с четырьмя миллионами оливковых деревьев - это тоже не без его участия? Вон албанцы пытались при Энвере Ходже устроить на своих скалах террасы и насадить виноградники, даже китайцев приглашали в советчики. Но ничего у них не вышло - виноградники засохли и остались лишь уродливо перерытые голые скалы.

Или в Албании это потому, что именно сюда, когда она называлась еще Иллирией, был некогда отправлен в ссылку злочестивый Арий после осуждения его ереси на Соборе? Там - Арий, здесь - Спиридон.

Про святителя Спиридона на Корфу по сей день ходят легенды, будто бы он, пребывая телесно в своем храме, во время литургии поворачивает голову в сторону святого Престола. А по ночам - ходит: ему часто меняют облаченья и подошвы расшитых тапочек оказываются стоптанными. Кроме того, известно множество свидетельств, когда он исцелял безнадежно больных, предупреждая их о готовящемся чуде своим появлением.

В житии святителя Спиридона сказано, что он был женат, и жили они с женой благочестиво, родив дочь. А потом жена умерла. И далее после этой спокойной констатации своим чередом описываются дальнейшие события жизни святого. Так и положено в житии, обязывает сам жанр, чтобы не было тут ничего лишнего, ничего психологического. Но на самом-то деле, как бы смирен и кроток он ни был, наверняка ведь и страдал, и плакал, и горевал. Даже Христос, узнав, что Лазарь умер, "восскорбел духом" и "прослезился", потому что, как сказано, "Он любил его" (Ин. 11:33, 35, 36).

Так и Спиридон любил жену - почему бы ему ее-то не любить, когда он любил всех? Именно по любви он, приютив у себя голодного и изнемогающего странника и не имея никакой постной пищи, чтобы его покормить (был пост), угостил его мясом, причем, чтобы тот не смущался, сам разделил с ним трапезу. По любви беседовал с идолослужителем Олимпом, пытаясь отвратить его от языческого заблуждения. По любви давал нуждающимся деньги и пищу. Исцелял, воскрешал из мертвых, усмирял бурю.

Когда жена умерла, у Святителя Спиридона осталась на руках дочка, сирота Ирина, он растил ее, заботился, болел за нее душой, как все добрые родители. А потом и она умерла, как сказано, "в расцвете лет".

Ирина тоже была наверняка очень хорошая, любящая дочь. Какая-то богатая женщина дала ей на хранение свои драгоценности - то есть ей можно было доверять, зная, что она не предаст, не обманет, не поступит низко... Значит, земная жизнь Святителя была полна горя, и много в ней было того, что можно пережить только великим страданием и терпением. Это только нам, издалека, через условный язык жития видится, что святым все давалось легко.

Нет, конечно, разумеется, для верующего человека умерший не сгинул, не пропал, душа его жива, тело ждет воскресения... И все же. Христос ведь знал, что Он вот-вот воскресит умершего Лазаря, а все же не сдержал слез, услышав, что друг его мертв. Значит, и нам не возбраняется плакать от нашей любви, когда плачется, и страдать, и страдание это проходить насквозь.

У меня есть два "жития" святителя Спиридона. Одно - составлено неким греком Михалисом Г. Ликисса, другое - вышло недавно в Москве и написано А.В. Бугаевским. Во втором житии, в отличие от первого, утверждается, что святителю Спиридону, несмотря на явленные им чудеса и свидетельства его прозорливости, так и не удалось обратить в христианство языческого жреца Олимпа. Тот, хотя и относился к Святителю с почтением, все же не принял Христовой веры. И это не менее важный и красноречивый факт жизни святителя Спиридона, чем если бы он все-таки обратил идолослужителя.

Здесь, в решении свободной воли человека, в его личном выборе - краеугольный камень христианства. Никто и ничто не спасает автоматически. Даже в числе двенадцати ближайших учеников Христовых оказался предатель. У человека до последней минуты жизни нет верных гарантий спасения. Пока не прервется дыхание, с ним остается роковой вопрос его вольного произволения, возможность исповедовать Христа или отречься от Него. До самого смертного часа человеку не дано знать, примет ли его - такого, при всех его заслугах или вовсе без оных - Христос. Единственное, что перекрывает этот страх быть отвергнутым, это - любовь. Любовь ко Христу, которая "не перестанет", которая "все покрывает" и которая верит в милосердие Божье: "всему верит, всего надеется, все переносит".

У святителя Спиридона было несколько историй, непосредственно связанных с деньгами. Это когда после сильного наводнения к нему пришел разорившийся крестьянин и поведал о своей беде: он обратился к знакомому ему состоятельному человеку и попросил одолжить зерна для посевов с тем, что после урожая он вернет ему это зерно с лихвой. Но тот потребовал от него залог, которого у бедняка не было.

И тогда святитель Спиридон дал ему для залога дивное украшение - золотую змею. Перед такой ценностью владелец амбаров не смог устоять и наделил крестьянина зерном. Тот посеял его и вскоре получил небывалый урожай. Выручив за него немалые деньги, крестьянин на радостях поспешил к богатому землепашцу, чтобы вернуть долг. Но богачу уже так не хотелось расставаться с драгоценностью, что он слукавил: мол, не получал он никогда никакой золотой змеи, в глаза ее не видывал и потому возвращать ничего крестьянину не будет.

Крестьянин поведал эту историю святителю Спиридону, и святой уверил его, что плут вскоре будет наказан. Богач же тем временем решил полюбоваться столь ловко присвоенной драгоценностью и полез в сундук, где она хранилась. Каков же был его ужас, когда он обнаружил вместо золотого изваяния живую змею! Он захлопнул крышку сундука, отыскал крестьянина и, ссылаясь на то, что он только что вспомнил всю эту историю с залогом, предложил вернуть драгоценность в обмен на уплату долга.

Крестьянин принес деньги, а богач подвел его к сундуку и предложил забрать из него то, что там хранилось. Крестьянин отвалил крышку и вытащил оттуда сверкающую золотом литую змею.

Когда крестьянин вернул драгоценность святителю Спиридону, тот пригласил его пойти с ним на огород, где и положил на землю сокровище. После этого он воззвал к Господу с молитвой благодарения, и змея, сослужив свою службу в качестве золотого изделия, превратилась в живую скользкую тварь и тут же уползла по своим змеиным делам. И потрясенный крестьянин понял, что святитель Спиридон, который так хотел ему помочь и сам не имел ничего, что бы можно было отдать в качестве залога, умолил Господа превратить это пресмыкающееся в драгоценный предмет. Ибо - "Господь творит все, что хочет, на небесех и на земли, на морях и во всех безднах" (Пс. 134:6). Но каково же дерзновение святого, какова сила его молитвы!

Это ведь еще и притча об эфемерности стоимости земных вещей...

Loading...Loading...