Крестопоклонная неделя.

Крестопоклонная неделя Великого поста 2019 приходится на его середину. За каждой из недель Великого поста закрепилось особое название, напоминающее то или иное событие, связанное со святыми великомучениками, митрополитами, чудотворцами, самими Иисусом Христом, Богородицей и Святой Троицей.

Названия передают особые отличия в церковных службах, в том, кому надлежит вознести молитву и поклониться. Также это связано с особыми духовными указаниями, воспринимая которые христиане должны объединиться в едином порыве, поддерживая друг друга делом и словом, пусть отражено оно будет только в молитве.

Название «крестопоклонная» происходит из того, что в названную неделю службы в церкви сопровождаются поклонами священному кресту, на котором якобы был распят Сын Божий («якобы» означает, что на каждом из крестов во всех церквах Иисус распят не был).

Данное действие - поклон после чтения молитвы, происходит четырежды, начиная с воскресенья, которое носит название Крестопоклонного, а далее в понедельник, среду и пятницу. Поклоны означают дань уважения подвигу Христа, желание следовать за ним, а также принятие своей собственной ноши, своей судьбы, которая проявляется ежедневно в буднях, такими, казалось бы, маленькими лишениями в виде уменьшенной порции еды и полного отказа от мирских развлечений.

Значение Крестопоклонной недели лежит на поверхности. В народе есть выражение «нести свой крест», оно имеет прямое отношение к объяснению. Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке.

Когда и как пройдет Крестопоклонная неделя в 2019 году?

Великий пост в 2019 году начнется 11 марта и продлится до 27 апреля. С названием недели Крестопоклонной существует небольшая путаница с различием данных в нескольких источниках, которая требует разъяснения.

Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста. Следовательно, и неделя Крестопоклонная - третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

В упомянутое воскресенье проходит первая служба с поклонами кресту. Следующая совершается в понедельник, ровно через день. Также в среду, и вечером в пятницу 4-й недели проходит последняя Крестопоклонная служба, после которой крест занимает место в алтаре.

Крестопоклонная неделя Великого поста в 2019 году выпадает на 31 марта. В этот день совершится традиционный вынос креста в середину храмового зала, чтобы каждый молящийся смог до земли преклониться перед ним и воодушевиться проделанным Иисусом подвигом для продолжения поста.

Во время литургии в эти дни молитва Пресвятой Троице, которая традиционно сопровождает службу каждый день, заменяется на молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после которой и надлежит совершать поклоны.

Если есть такая возможность, следует посетить все 4 службы. Единый глас десятков, обращенный в молитву, может сотворить чудо, особенно если воля наша ослабела под давлением рутины.

Что является необходимым для каждого в Крестопоклонную неделю?

Спустя 2 недели после начала поста все, кто несерьёзно к нему относились, вернулись к своей обычной еде, образу мыслей и жизни. Немудрено, ведь испытание отказом от «баловства», до которого можно дотянуться рукой - одно из самых сложных. Однако для тех, кто сумел совладать с собой, Крестопоклонная неделя служит маяком, который показывает продолжить путь к очищению и великой радости Воскрешения.

Но просто знать свою, пусть и великую, цель, бывает мало, необходимо осознавать помощников, которые всегда в нашем распоряжении, внутри нас. Они помогают преодолевать первые, самые тяжёлые дни поста, ведут нас в последующие недели и не позволяют нам предаваться соблазнам и послаблениям. Речь идет вот о чём:

Крестопоклонная неделя не является особенной в плане приёмов пищи. Обычные люди, не относящиеся к монашествующим, могут питаться дважды и трижды в день. Следует ограничивать употребление масла, специй и количества принимаемой пищи в целом. Желательной для приема пищей остаются: отварные овощи, крупы, овощные супы, различные салаты без солений и заправок. Из напитков: вода, компот, отвар ромашки, мяты или другой успокаивающей травы. В выходные можно добавить в еду немного елея, приправ и выпить толику кагора.

Образ жизни следует продолжать уединенный, без отлучек из дома, кроме необходимых, просмотра и прослушивания мирских передач, празднеств и гостевых приёмов.

Самым лучшим для души будет посещение церкви во время утренних и вечерних богослужений, времяпровождение в молитве и мыслях, обращенных к Богу. Это вдохновит и поддержит нас на пути к постижению тайны смерти и воскрешения Господа, неизмеримо приблизит к свету, исходящему от Него, и напомнит, что ни за что нельзя отступать с выбранного нами светлого пути.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся... - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание. Ибо на ней вознесся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: "...Я есмь путь и истина и жизнь..." ().

Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых.

А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий - и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста.

Животворящее Крестное Древо - Крест Христов - взращено посреди земли Божией любовью к людям, чтобы погибельный крест - от древа познания добра и зла, взятый в раю на себя человеком своеволием и непослушанием Богу,- претворить в спасительный Крест, вновь отверзающий райские двери.

Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Земля же - юдоль плача и печали, место изгнания преступившему Божие повеление - полна скорбями и страданиями. Волчцы и терния греховных навыков и страстей, с которыми мы сроднились и услаждаемся, одновременно ранят душу и воспаляют круг жизни.

Присмотритесь, други наши, к жизни людей вне Христа. Как часто она кончается духовной смертью намного раньше смерти физической. Зло и грех пожирают в человеке все человеческое, зло ненасытно, и ненасытен человек во зле. И это тоже страдание, но страдание не спасительное; оброком этого страдания всегда будет неминуемая смерть и гибель души. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был.

Крест свой может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут вослед Христу.

Христос Спаситель наш "...грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды..." ().

Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах* (*Рамо, рамена - плечо, плечи) тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять ее светлый смысл.

И сегодня у Креста Господня - благовествуемое Святое Евангелие и с Креста Господня - вид Божественного Страдальца возвещают нам для спасения нашего всесвятое заповедание: "...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет" ().

Други наши, восклонимся от земли, воззрим на Крест Христов, перед нами - пример полного и истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке* (* зрак - вид, образ), смирил Себя и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. Нас же зовет Господь Спаситель отвергнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас.

Дело нашего спасения начинается с отвержения себя и своей греховности. Надо отвергнуться всего того, что составляет суть нашего падшего естества, и должно простираться до отвержения самой жизни, предания ее всецело воле Божией. Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной как изволишь.

Свою житейскую правду мы должны признать пред Богом лютейшей неправдой, свой разум - совершеннейшим неразумием.

Начинается самоотвержение борьбой с собой. И победа над собой - самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни.

Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать ее.

А самоотвержение неминуемо продолжает требовать, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога, для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорились всякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение же становится частью нашего спасительного креста. И только самоотвержением можем поднять мы свой спасительный жизненный крест.

Крест - орудие казни. На нем распинали преступников. И вот правда Божия зовет и меня на крест как преступника Закона Божия, ведь мой плотской человек, любящий покой и беспечалие, моя злая воля, мое преступное самолюбие, моя гордость до сих пор противятся живительному Закону Божию.

Я уже и сам, познав силу живущего во мне греха и обвиняя себя, как за спасительное от греховной смерти средство хватаюсь за скорби моего жизненного креста. Сознание, что только скорби, ради Господа претерпеваемые, усвоят меня Христу, и я стану участником Его земной участи, а значит, и небесной, вдохновляет на подвиг, на терпение.

Крест Христов, гвоздие, копие, терние, богооставленность - это непрерывные, ничем не облегчаемые страдания Голгофы. Но ведь и вся земная жизнь Спасителя от рождения до гроба есть путь к Голгофе. Путь Христа от страдания к большему страданию, но с ними и восхождение от силы в большую силу, путь Его до смерти, поглотившей смерть. "Где твое, смерте, жало, где твоя, аде, победа?"

Страшен Крест Христов. Но я люблю его - он родил для меня ни с чем несравнимую радость Святой Пасхи. Но к этой радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он ни был.

Взять крест - это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.

Взять крест - это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.

Взять крест - это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.

И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг - это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.

А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги). Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,- это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе,- это саможаление снимает тебя с креста.

Свой крест - это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.

Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.

Да, у каждого человека - крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу - это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним.

"Господи, в несении креста моего, Твоей десницей мне ниспосланного, укрепи меня вконец изнемогающего",- молит сердце. Сердце молит и скорбит, но оно же уже и радуется сладостной покорности Богу и своему причастию страданиям Христовым. И это несение своего креста без ропота с покаянием и славословием Господа - есть великая сила таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью.

И, дорогие мои, так неприметно начинается в нас новая жизнь, когда уже "...не я живу, но живет во мне Христос" (). Непонятное плотскому уму чудо совершается в мире - покой и райское блаженство водворяются там, где ожидались одни стоны и слезы. Жизнь самая прискорбная славословит Господа и отвергает от себя всякий помысел жалобы и ропота.

Сам крест, воспринятый как дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь быть Христовыми, подражая Его страданиям, родит и нетленную радость для тела страждущего, для сердца томящегося, для души ищущей и нашедшей.

Крест - есть кратчайший путь к небу. Христос Сам прошел им.

Крест - есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.

Крест - есть вернейший путь, ибо крест и страдания - удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное.

Дорогие мои, воздавая сегодня поклонение Кресту Господню телом и духом, привьем же наши малые кресты к Его великому Кресту, чтобы Его живительные силы напитали нас своими соками для продолжения подвигов Великого поста, чтобы исполнение заповедей Христовых стало единственной целью и радостью нашей жизни.

Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". Аминь.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди.

Примечание. Служба прп. И а́́кова исп., еп., переносится на великое повечерие в пятницу вечера (см. 20 марта).

После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей совершает перенос Креста на престол, как указано накануне Крестовоздвижения (см. 14 сентября).

Примечание. Перенос Креста с жертвенника на престол совершается при пении тропаря Креста, глас 1-й: «Спас и́́, Г о́́споди, л ю́́ди Тво я́́…», и на «Слава, и ныне» – кондака Креста. Типикон не уточняет, какой именно кондак поется при переносе Креста с жертвенника на престол в Неделю Крестопоклонную – кондак, глас 4-й: «Вознес ы́́йся на Крест в о́́лею…», или кондак, глас 7-й: «Не ктом у́́ пл а́́менное ор у́́жие…». Указание Типикона в Неделю 3-ю поста о том, что перенесение совершается « я́́коже предпис а́́ся септ е́́мврия в 13-й день, в е́́чера», косвенным образом свидетельствует о пении кондака Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознес ы́́йся на Крест в о́́лею…». В старопечатной традиции прямо указывается данный кондак . Авторитетные богослужебные руководства также предписывают петь кондак Крестовоздвижения, глас 4-й: «Вознес ы́́йся на Крест в о́́лею…». Однако в некоторых литургических справочниках указывается кондак Недели Крестопоклонной, глас 7-й: «Не ктом у́́ пл а́́менное ор у́́жие…».

Календарные заметки:

На великой вечерне по «Ныне отпущаеши» - «Богородице Дево» дважды и тропарь Креста единожды.
На утрене на «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, «Слава» Креста, «И ныне» - «Гавриилу вещавшу…». Евангелие читается в алтаре. Катавасия «Божественнейший прообрази́ древле Моисей…». После великого славословия - вынос Креста и поклонение ему.
На литургии по входе тропарь воскресен и Креста. «Слава, и ныне» - кондак, глас 7-й: «Не ктому пламенное оружие…». Вместо Трисвятого - «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…». Прокимен, глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…». Причастен «Зна́менася на нас свет Лица Твоего, Господи».

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 6, Триоди (Креста), глас 5-й – 4. «Слава» – Триоди (Креста), глас 3-й: «Христе́ Бо́же наш…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 5-й: «Зря́щи Тя тварь вся…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Триоди (Креста), глас 4-й: «Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды), и тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь Триоди (Креста), глас 1-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Блаженны гласа – 6, и Триоди (Креста), песнь 3-я (так по Триоди; по Типикону ­– песнь 6-я) – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, тропарь Триоди (Креста). «Слава, и ныне» – кондак Триоди (Креста).

Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему…».

Прокимен и аллилуиарий – Недели Крестопоклонной.

Апостол и Евангелие – Недели Крестопоклонной.

Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».

Причастен – Недели Крестопоклонной: «Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди».

Примечание. «На трап е́́зе же учрежд а́́емся, я́́коже указ а́́ся в 1-ю Нед е́́лю Правосл а́́вия» (Типикон, гл. 49, «Нед е́́ля тр е́́тия свят ы́́х пост о́́в...»).

Примечание. Устав не уточняет, где должен находиться аналой – “четвероножец” со святым Крестом до отнесения Креста обратно в алтарь в пятницу Крестопоклонной седмицы. В праздник Воздвижения, когда Крест таким же образом, как и в 3-ю Неделю поста, износится на середину храма для поклонения, сказано определенно: “И по сконч а́́нии целов а́́ния Честн а́́го Крест а́́, поставл я́́ется анал о́́гий с Честн ы́́м Крест о́́м о десн у́́ю стран у́́ ц а́́рских двер е́́й, и т а́́мо сто и́́т, д о́́ндеже пр а́́здник отд а́́стся” (Типикон, 14 сентября).

В «Богослужебных указаниях на 1957 год» (с. 99) сказано, что это предписание Типикона «применить в данном случае нельзя, так как по Уставу на Крестопоклонной неделе, кроме воскресенья, положено еще 3 поклонения, чего в попразднство Воздвижения не бывает, и поклонение всякий раз совершается по чину Недели: “якоже и в Неделю по написанному образу” (Типикон, Неделя Крестопоклонная, вечера), то есть с каждением “от четырех стран”. Последнее возможно только в том случае, если Крест будет оставаться на середине храма до пятницы».

Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником».

Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 22 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4-й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту.

Крестопоклонная неделя каждый год начинается в разное время, ибо по правилам православной церкви крестопоклонной считается третья неделя Великого поста. Это особое время, с которым связано много традиций. Значение Крестопоклонной недели Эта неделя символизирует преклонение всех верующих Святому Кресту православному. Это самый главный символ веры, который мы используем почти каждый день, крестясь. На Крестопоклонной неделе мы с благодарностью обращаемся к Богу, который даровал нам веру и ее главный знак. Каждый уважающий себя православный христианин должен помнить об этой третьей неделе Великого поста, которая отведена для благодарности. Крестопоклонная неделя также важна, поскольку она заставляет помнить о подвиге Иисуса Христа, который был распят на кресте. Таким образом этот период помогает настроиться на пост. Крестопоклонная неделя 2016 года В этом году традиции не будут отличаться от общепринятых ежегодных, поэтому каждый истинно верующий человек обязан посетить храм хотя бы раз за всю неделю, чтобы приложиться к Кресту Святому. Неделя начнется с 28 марта и закончится в воскресение 3 апреля. В церкви на протяжении всех семи дней будут читать молитвы. Крест выставят до пятницы, поэтому любой желающий может прийти и помолиться у него, попросить прощения за свои деяния и получить благословение на оставшийся пост. После Великого славословия в воскресение крест выносится последний раз. Попасть на эту службу будет желательно всем, так как она поистине сильна, светла и воодушевляет прихожан. Крест показывает победу Христа над смертью, а служба поможет найти эту дорогу каждому из нас.

Если по каким-то причинам у вас не получится попасть в храм, прочитайте молитвы дома. Вот одна из тех молитв, которые читаются обычно в храме: Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец. Каждый заслуживает спасения и жизни после смерти. Постарайтесь придти в храм на этой неделе, чтоб показать свое уважение и любовь к Богу. Соблюдайте пост, читайте молитвы и воздерживайтесь от всего лишнего и нечистого. Удачи вам!!!

Самым значимым в Православной Церкви считается Великий пост. Это время усугубления духовной жизни, долгих и глубоких богослужений, искреннего покаяния и приготовления к Воскресению Христову.

Великий пост начинается на следующий день после и длится около сорока дней до Пасхи. Всего семь недель, или седмиц, каждая из которых установлена в честь воспоминания какого-либо события. И одна неделя называется крестопоклонная.

Крестопоклонная седмица 2016 приходится на период с 4 по 10 апреля. В это время Церковь вспоминает возвращение Честного Животворящего Креста в Иерусалим. Около четырнадцати столетий назад, во время войны, Хосроем II, правителем Персии, был осажден святой город Иерусалим. Он захватил в плен патриарха Захарию и забрал великую святыню – Честной Крест Господень. Жители Византии взывали к заступничеству Матери Божией. И Владычица Небесная не оставила их, и победу в войне одержал Ираклий I, византийский император. После чего он в великими почестями и всеобщим ликованием внес в Иерусалим Святой Крест. Сопровождал его освобожденный Захария. С тех пор христиане празднуют это торжественное событие.

Крестопоклонная неделя в 2016 году имеет следующие богослужебные особенности. Во время воскресной вечерней службы 3 апреля в центр храма выносят Святой Животроворящий Крест Господень. Пред ним три земных поклона. Клир и миряне поют тропарь Креста. "Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое воскресение Твое славим". Его же исполняют утром на Литургии вместо трисвятого.
Распятие оставляют в храме, чтобы все православные могли поклониться святыне.

Крестопоклонная неделя Великого поста 2016 является серединой Четыредесятницы. Именно когда половина пути напряженного духовного делания уже позади, силы несколько исчерпали себя, выносится Крест, который дает утешение и укрепление. Распятие всегда напоминает о том, насколько тяжел был его крест, страдания, с помощью которых Он победил смерть, открыл дорогу к райским обителям и дал надежду на спасение.

Недаром на утреннем Богослужении читается отрывок из Святого Евангелия, в котором говорится о несении своего креста. Каждому человеку Господь дает крест, который ему по силам. Необходимо достойно нести свой крест без ропота. Так из Святого Предания вспоминаются два человека, несущих свои огромные кресты. Они оба очень уставали в пути, но один из них, чтобы облегчить свою ношу постоянно подрезал свой крест, а второй терпел и смирялся. Дойдя до широкой пропасти первый стал думать – как переправиться. Второй просто перекинул с одной стороны на другую свой крест и перешел по нему. За несение своего креста Господь всегда награждает духовными дарами.

Что можно, а чего нельзя делать на Крестопоклонной неделе? Не можно, а нужно, православному человеку посетить службу в храме, поклониться Кресту, желательно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн, соблюдать пост по мере своих сил, читать творения отцов Церкви, Евангелие, Послание Апостолов и другие душеполезные книги. В третью седмицу Четыредесятницы не следует роптать, унывать, вредничать, ссориться с людьми. Собственно, это все следует делать и в другие дни .

Loading...Loading...