Культура и просвещение в XVIII веке. Эпоха Просвещения в России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ »

РЕФЕРАТ

п о культурологии

на тему: « Культура эпохи просвещения »

Выполнила

Студентка: гр. ЗКдс -21

Мелешко Н.В.

ВИТЕБСК 2015

Основные доминанты культуры европейского просвещения

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII века. Особое место этой исторической эпохи отразилось и в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Просвещения». Секуляризация общественного сознания, распространение идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интереса к научному и философскому знанию за пределами кабинетов и лабораторий ученых -- это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, обществу, государству, другим людям и, в конце концов, новое понимание самого Человека.

Эпоха Просвещения по праву может быть назвала «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды (политических институтов, систем образования, законов), философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая «Декларация независимости» включала в себя такое утверждение: «все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью».

Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило «естественное» или «природное» состояния общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Особое место природы в культурной парадигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником истины и главным учителем общества и каждого человека. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели -- создания совершенной среды для совершенного человека. «Внушив любовь к полям, внушаем добродетель» (Делилъ Ж. Сады. --Л., 1987. С. 6). Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки (например, молочные фермы), которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важнейший морально-этический постулат Просвещения -- обязанность трудиться--находил здесь зримое и реальное воплощение, поскольку заботам о садах в Европе предаются представители правящих домов, аристократии, интеллектуальной элиты.

Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом, одной из главных задач было сохранение «впечатления естественности», ощущение «дикорастущей природы». В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам -- любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

В XVIII веке Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России. Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII век отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя прежде всего к «чисто человеческому» содержанию культуры. Так, в живописи между персонажами картин разных мастеров возникает неожиданное сходство. Похожи не только костюмы, но сходными оказываются и манера держаться, сам душевный настрой. Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного», аллегорически-надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жизнью. Эта «соизмеримость», характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения, проявляется и в философии, и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности.

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характерных признаков стиля -- античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.
Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль, -- Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся так же и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре -- при планировке и оформлении интерьера, в живописи -- в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.
Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастают во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика и критики начинают требовать от нового искусства прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного».

просвещение культура музыкальный театральный

Расцвет театральной и музыкальной культуры

Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким самому духу эпохи. Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Секуляризация общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней святости и напыщенности приводили к их своеобразной «театрализации». Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта.

Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары» (Бомарше П.-О. Драматическая трилогия.-- М., 1984. С. 11). Для него изобличение существующего порядка, срывание масок, прояснение истинного положения вещей становятся сверхзадачами подлинной драматургии. Присутствие «социального» контекста, противопоставление подлинных ценностей (любви, дружбы, честности, ума и таланта) ценностям мнимым, навязанным обществом -- непременный атрибут театральных постановок XVIII века.

Однако «век разума» знал и весьма существенные перепады эмоций, обращение к мистике и суевериям. Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему фантастическому, необычному, связанная в первую очередь с кризисом ортодоксальной религии. Это стремление было в равной степени развито и в высших сословиях, и в среде простых людей. Широчайшее распространение получило масонство, соединявшее в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами маскарада и театрализованных церемоний «посвящений». Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство. Она находила свое проявление в волшебных операх со множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т.д.

Понятие «театр», «театральность» ассоциируется еще и с понятием «публичности». В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки -- салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества. Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро -- выдающийся мыслитель XVIII века -- практически вводит новый жанр литературы -- критические обзоры салонов. В них он не только описывает те или иные произведения искусства, стили и направления, но и, высказывая собственное мнение, приходит к интересным эстетическим и философским открытиям. Такой талантливый, бескомпромиссный критик, выполняющий роль «активного зрителя», посредника между художником и обществом, подчас даже диктующий искусству некий «социальный заказ», является порождением времени и отражением самой сути просветительских идей.
Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр -- обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая еще в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки -- опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений -- оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта.

Синтез зрелищности и публичности театра и глубины трактовки человеческих чувств обнаруживает себя в оперном искусстве. Одним из ярких примеров «слияния» просветительских идей и новой музыкальной формы является опера Моцарта «Волшебная флейта». Отражая веру в торжество разума, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной, опера в такой же мере несет в себе и основные идеи утопий XVIII века. Главный герой Тамино, попадая в совершенное общество, не сразу завоевывает себе право быть «равным среди равных» в царстве Зарастро. Эта сюжетная линия отражает стремление героя к личному совершенству, понимаемого не просто как процесс самоутверждения человека, его поисков своего места, но прежде всего, как путь к достижению столь желанного общественного идеала, гармонии личности и общества.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с культурным наследием XVIII столетия. Рассмотрение главных ценностей эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства. Век великих открытий и великих заблуждений; культ природы.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2014

    Франция как гегемон духовной жизни Европы XVIII века. Хронологические и территориальные рамки эпохи Просвещения. Эволюция философских идей просветителей и их воплощение в изобразительном искусстве. Влияние Просвещения на развитие театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Характерные черты эпохи Просвещения, отличительные черты ее развития в Англии, Франции и Германии. Философская мысль Просвещения. Стилевые и жанровые особенности архитектуры, живописи, музыки, литературы данного отрезка времени, его яркие представители.

    контрольная работа , добавлен 11.06.2009

    Понятие эпохи Просвещения. Ее характерные особенности в экономической, социально-политической и духовной сферах. Культура эпохи просвещения, ее представители в литературе (Дени Дидро, Дж. Свифт, Д. Дефо). Сады и парки как ее воплощение в архитектуре.

    презентация , добавлен 07.06.2011

    Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества. Эстетика в различных формах Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2004

    Западноевропейская культура эпохи Просвещения. Главные ценности эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Английское и Шотландское Просвещение. Французское Просвещение. Просвещение в Германии. Русское Просвещение. Живопись, скульптура.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества. Эстетика в различных формах Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2003

    Изобразительные, музыкальные формы первобытного искусства. Суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии. Историческая обусловленность эпохи Просвещения. Особенности религии Древнего Египта. Наука в античных государствах.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2014

    Европейская культура Нового времени, ее черты: гуманизм и европоцентризм. Философско-эстетические особенности культурного развития эпохи Просвещения. Идеи просветителей и социальные утопии. Научные культурологические концепции эпохи Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Знакомство с видными представителями литературы, музыки, живописи эпохи Просвещения. Особенности литературы данного периода. Характерные черты живописи и скульптуры. Творчество И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л. Бетховена как представителей эпохи барокко.

Эпоха Просвещения в России

Во второй половине XVIII века в России широкое распро-странение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.

Просветители верили в Разум, который только и мог объяс-нить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения бы-ли формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался рус-ской историей, стал известен как талантливый литератор и удач-ливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую ти-пографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года сущест-вования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и со-жгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

Образование

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гим-назиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

Культура

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут напере-бой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купече-ство, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитекто-ром становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями ко-торого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Ква-ренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фалькоие создаёт знаменитый памятник Петру Ве-ликому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как ав-тор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Материал с сайта

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: про-заический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма». Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, ко-торая господствует в журналах «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Ни то, ни сио в стихах и в прозе», «Поденщина». Анти-крепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова «Трутень» и «Живописец».

Буржуазные реформы и капиталистическая индустриализация начали осуществляться в Японии всего через одно-два десяти­летия после более чем двухвековой самоизоляции страны от внешнего мира. Не удивительно, что «эра Мэйдзи» сопровож­далась интенсивным проникновением в Японию западной куль­туры и науки. Молодые японцы стали обучаться в высших учеб­ных заведениях Европы и США. В японские учебные заведения приглашались преподаватели из других стран. Еще в 1858 г. русскими врачами Альбертом и Залесским было основано ме­дицинское училище в Хакодате. Среди профессоров японских университетов появились англичане, американцы, немцы, фран­цузы, русские.

Отношение к европейской культуре, к европеизации стало объектом острых споров. Правящие круги подчеркивали чисто утилитарное отношение к западной культуре, науке, идеологии, они стремились не допустить распространения либеральных и радикальных идей. В противовес им Иитиро Токутоми (1863- 1957) и другие прогрессивные публицисты видели в европеиза­ции средство политического и культурного прогресса страны. Токутоми призывал отказаться от иероглифической письменно­сти и перейти на латинский алфавит. Против такого подхода вели борьбу сторонники «японизма», выдвинувшие лозунг «охра­ны национальной красоты».

Большую роль сыграла деятельность японских просветите­лей, виднейшим из которых был Юкити Фукудзава (1834- 1901). Его труды «Все о странах мира», «Призыв к науке», а также «Автобиография» пропагандировали достижения науки и культуры зарубежных стран. Фукудзава.показал несостоятель­ность феодальной идеологии. Огромное значение имела его педагогическая деятельность. Исключительную популярность завоевала «Школа Фукудзава», в дальнейшем преобразованная в университет.

Ярким представителем левого крыла японского просвети­тельства был Темин Наказ (1847-1901). После трехлетнего пре­бывания во Франции он стал горячим сторонником идей Руссо и французских энциклопедистов. В созданную и возглавленную им «Школу французской науки» съезжались учащиеся со всей Японии. Большой отзвук имела публицистическая деятельность Накаэ - убежденного демократа, предшественника японских социалистов.

Составной частью буржуазных реформ была перестройка об­разования. Согласно закону 1872 г. о просвещении Япония была разделена на восемь округов, в каждом,из которых создавался университет. Университетский округ делился на 32 района, в каждом районе было открыто по одной средней и по 210 на­чальных школ. Четырехлетнее (с 1907 г. - шестилетнее) обуче­ние стало обязательным.

В дальнейшем появились новые университеты и технические институты (государственные и частные). В 1879 г. в Токио бы­ла основана Академия наук.


Школьное образование ставило своей целью воспитать подра­стающее поколение в духе безграничной преданности импера­торской власти и существующему строю. Во всех начальных школах преподавался курс морального воспитания и этики (сю-син). Специальный «Императорский рескрипт о народном вос­питании», изданный в 1890 г., повелевал воспитывать народ в синтоистском и конфуцианском духе. «Наши подданные, - го­ворилось в этом примечательном документе, - объединенные верноподданностью и сыновней почтительностью, из поколения в поколение пребывали в гармонии. Вот в чем незыблемость на­шей империи, в этом же лежат истоки нашего образования.

Подданные, будьте почтительны к вашим родителям, преданы вашим братьям и сестрам, будьте гармоничны, как супруги, верны, как друзья, живите в скромности и умеренности. Будьте милосердны, почитайте науки и совершенствуйтесь в искус­ствах - и тем самым вы разовьете интеллектуальные черты и усовершенствуете ваши моральные силы».

Все служило насаждению верноподданнического духа. Даже школьный завтрак - белый рис в квадратной коробочке с вы­ложенным на нем маринованными сливами красным кругом солнца - напоминал национальный флаг.

Развитие японской культуры убедительно подтверждает из­вестное положение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре эксплуататорского общества*. Наряду с самурайско-феодальной культурой, культурой реакционной буржуазии развивались и элементы демократической культуры японского народа. Большое влияние на их формирование ока­зали «движение за свободу и народные права», деятельность «Общества простого народа», начавшееся социалистическое движение, такие деятели, как Темин Накаэ, Сэн Катаяма, Дэн-дзиро Котоку.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 24, с. 120-121.

К концу XIX в. японскому читателю становятся известны луч­шие произведения западноевропейской и русской литературы. Произведения русских классиков, идеи Белинского, Добролюбо­ва, Чернышевского оказали заметное воздействие на литератур­ный процесс в Японии, вылившийся в так называемую «литера­турную революцию». В середине 80-х годов появились трактат Сёе Цубоути «О сущности романа» и программная статья Си-мэй Фтабатэй «Теория романа», призывавшие литераторов изображать реальную жизнь и внутренний мир человека. Од­новременно раздавались призывы к единству литературного и разговорного языка. Эти принципы были воплощены в романе Фтабатэй «Плывущее облако».

Один из крупнейших японских писателей того времени, Рока Токутоми, приобрел известность социальными романами, осуж­давшими феодальные пережитки в общественных и семейных отношениях («Куросиво», «Лучше не жить»). На его литературную деятельность оказал большое влияние Л. Н. Толстой.

Вершиной японского критического реализма начала XX в. было творчество Тосон Симадзаки (1872-1943).

Подъем рабочего и социалистического движения нашел от­ражение в произведениях Набэ Киносйта, опубликовавшего в 1904 г. антимилитаристский роман «Огненный столп».

В поэзии «литературная революция» сопровождалась появ­лением новых стихотворных форм. Изменилось и идейное со­держание поэтических произведений. Основоположник японской прогрессивной и демократической поэзии Такуббку Исикава (1885-1912) с большим уважением относился к зародившемуся в Японии социалистическому движению. Пользовались успехом стихи поэтессы Акикб Есано, обличавшие милитаризм и соци­альную несправедливость. Вот ее небольшое стихотворение «Чу­десный город»:

Город, где солдат не увидишь на улице,

Где ии ростовщиков, ни церквей, ни сыщиков,

Где свободна женщина и уважаема,

Где расцвет культуры, где каждый трудится,

О, как ты не похож на хваленый наш Токио.

Европеизация отразилась и на театральной жизни. Приобрел популярность первоначально созданный любителями, а затем ставший профессиональным театр симпа. В нем ставились пье­сы с современной тематикой. В 1906 г. возникла труппа «Лите­ратурно-художественного общества», а в 1909 г. - «Свободный театр», ставившие пьесы Шекспира, Ибсена, Горького. Одновре­менно продолжали развиваться и традиционные театральные жанры, особенно театр кабуки.

Эпоха Просвещения в России

Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II.

Просветители верили в Разум, который только и мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался русской историей, стал известен как талантливый литератор и удачливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую типографию с книжной лавкой, привёл её в и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года существования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и сожгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

Образование

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гимназиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

Культура

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут наперебой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купечество, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитектором становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями которого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Кваренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фалькоие создаёт знаменитый памятник Петру Великому - "Медный всадник". И. П. Мартос прославился как автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: прозаический , повесть, комическая опера и "слёзная драма". Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, которая господствует в журналах "И то, и сио", "Смесь", "Адская почта", "Ни то, ни сио в стихах и в прозе", "Поденщина". Антикрепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова "Трутень" и "Живописец".

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Культура и просвещение в XVIII веке уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В 2015 году Новая Пушкинская премия в номинации “За совокупный творческий вклад в отечественную культуру” присуждена двум известным литературным деятелям. Это филологи Ирина Роднянская (Москва) и Валентин Курбатов (Псков; интервью с Валентином Яковлевичем читайте в этом номере «Литературы»). Новую Пушкинскую премию в 2005 году учредили фонд Александра Жукова, Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей-заповедник «Михайловское». Для определения лауреата Новой Пушкинской премии жюри и конкурс не предусмотрены. Председатель совета премии -
    Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) - выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: "Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века" (1938), "Русская литература XVIII века" (1939), "Пушкин и русские романтики" (1946), "Пушкин и проблемы реалистического стиля" (1957), "Реализм Гоголя" (1959), "Изучение литературного произведения в школе (Методологические очерки о методике)" (1966). Материал взят на
    До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела. На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и "пересадить" на русскую почву. Во-вторых,
    "Прекрасная шоколадница" - наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара. По одной из версий о создании этого шедевра, в 1745-м году австрийский аристократ заглянул в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Князь был покорён обаянием официантки, и, несмотря на возражения своей семьи, взял её в жёны. "Прекрасная шоколадница" стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил
    Драматургия Недоросль Драматургия 60-90-х годов XVIII в. Сатирические стихотворения Комедии Анализ произведения Социальная комедия "Недоросль" Творческий метод Критика о творчестве Д. И. Фонвизина П. А. Вяземский Г. П. Макогоненко П. Вайль, А. Генис Темы сочинений «Вопросы (в сокращении)» Биография Д. И. Фонвизина Изображение дворянства в комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Полное собрание сочинений Д. И.Фонвизина "Юрий Милославский, или русские в 1612 году" Проблемы, отраженные в
    Произведения Фридриха Дюрренматта вот уже пятый десяток лет успешно ставятся на сценах мира. Не составляет исключение и пьеса "Визит старой дамы". Одна из самых удачных постановок этой трагикомедии была осуществлена известным украинским режиссёром Сергеем Данченко в Национальном драматическом театре им. Ивана Франко в Киеве. Начиная с 1983 года длительное время этот спектакль шёл с неизменным аншлагом, приобщая всё больше и больше зрителей к творчеству выдающегося швейцарского драматурга. Пьеса "Визит старой дамы"
    Николай Иванович Новиков родился в родовом имении Тихвинское-Авдотьино Московской губернии 27 апреля (8 мая) 1744 года. Он происходил из дворянской семьи и вместе с Денисом Фонвизиным обучался в дворянской гимназии при Московском университете,поступив в нее в1755 г. Однако в 1760 г. он был исключен из гимназии за самовольную отлучку. С 1762 г. Новиков служил в Измайловском полку. Глубокое влияние на формирование просветительских взглядов Новикова оказала работа в Комиссии по составлению

Во второй половине XVIII века в России широкое распро­странение получили идеи французских просветителей. Пример увлечения их трудами подавала сама Екатерина II. Просветители верили в Разум, который только и мог объяс­нить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения бы­ли формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.

Выдающимся русским просветителем был Н. И. Новиков, сын небогатого дворянина. Он издавал сатирические журналы, писал антикрепостническую сатиру, углублённо занимался рус­ской историей, стал известен как талантливый литератор и удач­ливый издатель. В Москве он взял в аренду университетскую ти­пографию с книжной лавкой, привёл её в порядок и за три года напечатал в ней столько книг, сколько вышло за 24 года сущест­вования. Типография Новикова удовлетворяла растущий интерес к наукам.

Неожиданно Екатерина приказала арестовать Новикова и со­жгла более 18 тысяч изданных им книг. Из заточения Новиков вышел после смерти императрицы.

Образование

В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся

Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гим­назиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).

Культура

В XVIII веке в России появляются частные общедоступные театры. Любили театр и при императорском дворе: тут напере­бой гастролировали то французские, то итальянские труппы. В 1851 году на представления было разрешено пускать купече­ство, что было невиданным новшеством в то время. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф. Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.

Активно развивается архитектура. Знаменитым архитекто­ром становится мастер барокко Бартоломео Растрелли. Позже утверждается эпоха классицизма, яркими представителями ко­торого становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Ква­ренги.

Развивается скульптура. По бюстам работы Ф. И. Шубина можно представить себе государственных мужей екатерининской эпохи. Э. М. Фальконе создаёт знаменитый памятник Петру Ве­ликому - “Медный всадник”. И. П. Мартос прославился как ав­тор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.

Расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими портретистами становятся А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский.

Жанры литературы. Журналы

С 1760-х годов в литературе появляются новые жанры: про­заический роман, повесть, комическая опера и “слёзная драма”. Увеличивается роль сатиры, главным образом сатиры нравов, ко­торая господствует в журналах “И то, и сио”, “Смесь”, “Адская почта”, “Ни то, ни сио в стихах и в прозе”, “Поденщина”. Анти­крепостническую направленность имеет сатира в журналах Н. И. Новикова “Трутень” и “Живописец”.

Глоссарий:

  • Эпоха просвещения в России
  • что нового в культуре и просвещении появилось в 18 веке
  • эпоха просвещения в россии 18 век
  • эпоха просвещения в россии кратко
  • просвещение в россии в 18 веке

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет...
  2. Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII века и события последующих десятилетии показывали правительству и обществу острую необходимость развития культуры и просвещения чтобы успешно укреплять...
  3. Образование, наука, техника Преобразования XVIII в. требовали множества образованных кадров: и для строительства кораблей, и для стрельбы из пушек, и для осуще­ствления чиновничьих функций. Это...
Loading...Loading...