Монастырь мар саба. Путешествие по иудейской пустыне в монастырь мар-саба

… И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его, Афродитианъ святый ту бежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно. И видѣх кладязь святаго Савы, егоже показа ему в нощи осля дикое в потоцѣ том, противу келии его; пихом от кладязя того воду сладку и студену зѣло.

Как гласит официальная израильская статистика, россияне занимают второе место по количеству визитов в , лишь немного уступая по этому показателю США. Причем, если американцы зачастую просто приезжают посетить родственников или живут «на две страны», то треть наших сограждан уверенно едут в Израиль с целью посещения Святых мест. Отмена виз вызвала в этой стране настоящий бум туристических поездок из России: в 2012 г. пересекло границу почти 600 тыс. россиян.

С православными паломниками работает большое количество туристических агентств, для которых такой поток стал серьезным источником дохода. Однако, туризм как и любой бизнес стремится к унификации, конвейеру, массовости, превращая паломнические туры в череду стандартных посещений Храма , многочисленных Святых мест Иерусалима, изредка затрагивая окрестности - Назарет, Галилейское море и место Крещения на р. Иордан.

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания, в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

К таким можно отнести г. Каранталь неподалеку от Иерихона (место, где Иисус Христос постился в пустыне), могилы Праотцев и Мамврийский дуб в Хевроне, колодец Иакова в Наблусе и многие другие. Поэтому для того, чтобы проникнуться духом Святой Земли по-настоящему, лучше перемещаться самостоятельно, или, договорившись заранее, воспользоваться услугами насельников многочисленных русских монастырей в качестве проводников.

Историческая Палестина очень невелика по размеру и испещрена разветвленной сетью автомобильных дорог, поэтому, если позволяют средства и есть возможность хорошо подготовиться к поездке - лучше взять напрокат автомобиль, что можно сделать прямо в аэропорту. Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно - о Лавре св. Саввы Освященного, крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники - это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Кстати, этот самый цикл, который известен у нас как Иерусалимский устав, был разработан именно здесь, и в библиотеке монастыря монахи бережно хранят ранний список Типикона - оригинал погиб во время нашествия на Палестину персидского царя Хосрова II Парвиза в 614 г.

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра - монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.

Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С - в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники из России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.

Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое, поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских.

Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.

Одна из величайших святынь монастыря - гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел - можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит - кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Продолжаем путешествовать по пустыне в окрестностях Мертвого моря. Сегодня - небольшая пешая прогулка до монастыря Мар-Саба.

Про монастырь Мар-Саба я услышал еще в 2006 году. Давно хотел туда попасть, однако это было непросто - он слывет одним из самых недоступных монастырей в Израиле и организованных туристов автобусами туда не возят. igor_torick иногда организовывал джип-туры по пустыне с заездом в Мар-Сабу и на гору Мунтар, но мне так и не удалось вписаться.

В 2011 в ЖЖ мне попалось объявление о сборе народа в организованный пеший поход до Мар-Сабы. Организованные походы в группе 50 человек - это не для меня, но идея запала в голову. Я стал искать информацию и оказалось, что Мар-Саба вовсе не так недоступна, как про нее говорили.

На самом деле до монастыря ведет нормальная асфальтированная дорога, по которой можно доехать даже на большом автобусе. Однако, она идет через зоны A и B палестинской автономии, находящиеся под полным контролем палестинской администрации, поэтому израильтянам без сопровождения туда соваться не рекомендуется. Все остальные могут попасть свободно. Сам монастырь находится в зоне C и никаких ограничений на его посещение нет. Кто-то берет такси из восточного Иерусалима и едет прямо до монастыря, кто-то спускается по пустыне от Иерусалима пешком. Но в основном израильтяне идут через пустыню пешком в обход или едут на джипах, обходя территорию, контролируемую палестинцами. От ближайшего израильского поселения до монастыря - 8 километров пешком в один конец, что не очень далеко. Идея пешего похода мне очень понравилась и я собрался в путь:)

Потом пришлось вооружиться картами разобраться, как на самом деле попадать в монастырь (и на гору Мунтар мимоходом). Если пользоваться описаниями - то можно уйти куда угодно, только не в монастырь. Израильтяне категорически не любят карты и однозначные маршруты. Видимо это давняя традиция, заложенная еще Моисеем - меньше 40 лет в пустыне делать нечего! Я до сих пор помню, как мы ехали в гости и гостеприимные хозяева не могли продиктовать нам по буквам название улицы (никто из присутствующих в машине израильтян на слух не смог набрать правильно название улицы в навигаторе), зато ПОЛЧАСА пытались объяснить, как до них доехать... где-то на третьем круге по городу я смог подобрать правильное сочетание букв и нашел улицу:) Так и в этом случае - "идите по разметке, и будет хорошо... Али-Баба уже отметил нужный домик:)"

Про разметку: я уже писал, что израильтяне очень любят путешествовать по родной стране, и в пустыне много подготовленных маршрутов с размеченными тропами. В этой части пустыни - аналогично. Только разметка эта - один покрашенный камень на 500 метров. Если вы случайно пропускаете нужный поворот, где не было разметки, то потом можете уйти очень далеко. Без карты, навигатора или проводника соваться в пустыню не стоит.

В общем, карты были найдены, маршрут - понят, и мы стали собираться в путь. Сначала собирались вдвоем, потом группа увеличилась до 4 человек, потом присоединилась еще пара человек, потому что чем больше народу - тем страшнее всем становилось от обилия бродящих вокруг палестинских террористов... в общем, в день X нас неожиданно оказалось человек 15, включая женщин и детей. А я хотел бодро пробежаться по пустыне спортивным шагом:)

Маршрут начинается от поселения Кейдар Даром (точка 1 на карте). На фото - утренний вид от поселения в сторону пустыни, с Иорданией на заднем плане.

Утро началось отлично... как выяснилось, в этот же день от того же места отчаливал очередной ЖЖ-тур на 30 человек (люди, кстати, платят за то, чтобы их поводили по пустыне 150 шекелей, как за полноценную автобусную экскурсию через полстраны). Мы решили, что нас мало и мы быстрее, и договорились встретиться на час позже. Я умудрился проспать, попутчики решили меня подождать в р-не Иерусалима, потом одна машина потерялась, потом все укладывали бутерброды, потом дети писали на дорожку... в общем, вышли мы не рано:) Все парковочные места внутри поселения были давно заняты, поэтому парковались снаружи, у ворот, как и большая часть тех, кто приехал до нас (там стояло уже несколько десятков машин)

База тех самых палестинских террористов, о которых нас предупреждали... Мы были атакованы при первом же приближении. В роли террористов выступали дети, рассчитывавшими на нас поживиться. К счастью, до нас прошла большая группа и почти все желающие подзаработать увязались за ними...

Пустыню можно фотографировать вечно...

Тут могли бы быть фотографии верблюда на горе Мунтар (точка 2 на карте) и рассказ про сбрасываемого с нее козла отпущения, но за меня уже все достопримечательности сфотографировали другие авторы, и написали про все самое интересное.

Кстати, после горы Мунтар мы должны были повернуть в сторону монастыря на перекрестке, где заканчивается красная разметка и начинается зеленая. У меня в навигаторе не было карты (уже не помню почему - понадеялся на бумажную карту, которую взял один из попутчиков, а он убежал с ней вперед, пока я подгонял отставших детей), а в этом месте разметки на нашей дороге не оказалось вообще, а на перпендикулярной дороге оказалась почему-то черная, которую вообще никто не обещал. В общем, метров через 500 я понял, что мы идем не туда, догнал человека с картой, взял ее и мы повернули куда надо. Вывод из этой истории написан в самом начале.

Примерно так выглядят дороги в пустыне...

"Туристы, постойте, я сейчас вас догоню" ... мальчик громко кричал и очень хотел поработать проводником и заработать свои 3 копейки... Не получилось...

А это уже домики жителей пустыни на берегах полноводного Кедрона, который течет от Иерусалима мимо Мар-Сабы и впадает в бурные воды Мертвого моря... Редкая птица долетит до середины Кедрона, но об этом мы поговорим ниже:)

А вот и сам Кедрон. Вид с тропы, отмеченной синей разметкой, до переправы. Если присмотреться, то на этой и следующих фотографиях видны благоустроенные пещеры, в которых жили отшельники. Дорога на противоположном берегу тут не видна - в этом месте она проходит выше по склону ущелья.

Сам монастырь находится на западном берегу ущелья, а мы пришли с востока и нам надо было перейти Кедрон. Мы перешли по переправе в точке номер 4 (о ней я прочитал в одном из отчетов). Но за километр до нее, когда мы только вышли на синюю тропу, нам повстречались очередные арабы, предлагавшие провести нас до монастыря по восточному берегу. Поскольку нормальной переправы возле монастыря никто не обещал, и хорошего спуска в ущелье - тоже, мы пошли по заранее запланированному маршруту по синей дороге. В итоге оказалось, что возле монастыря был все-таки нормальный новый мост, однако спускаться к нему без проводника с противоположной стороны от монастыря я бы не советовал (подняться можно).

Берега Кедрона... Очень романтичное место, не правда-ли?

На противоположном берегу в верхней части кадра видна дорога.

А теперь пару слов о том, почему редкая птица долетит до середины Кедрона... Дело в том, что бурный поток, который вы видите, берет свое начало не в горных источниках. Вся вода, которая вытекает из недр на поверхность, бережно собирается местным населением и используется в хозяйстве. А поток этот - канализационный слив восточного Иерусалима, с соответствующим видом, запахом и наполнением.

В общем, Кедрон мы благополучно перешли в точке 4 (правда там как раз не оказалось моста, который в очередной раз смыло наводнением, а были положенные в поток каменные плиты, но никто не утонул) и по противоположному берегу начали подниматься к монастырю.

Кельи в пещерах на другом берегу

Возле дороги обнаружилась очередная стоянка бедуинов. Услышав звуки, хозяйка выбежала на дорогу с едой... Но мы спешили.

По дороге мы спокойно поднялись к монастырю (точка 5 на карте).

Как и было обещано, женщин в монастырь не пустили, и снимать на территории не разрешили (а зря - монастырь очень красивый и необычный)

Дорога подходит к монастырю сверху. От монастыря вниз идет отличный спуск к новому мосту, по которому можно перейти Кедрон и подойти к кельям на другом берегу. Подъем на противоположный склон ущелья сделан только до середины - дальше придется подниматься по осыпи.

С противоположной стороны открывается отличный вид на монастырь

Вид от монастыря на противоположную сторону:

очень хорошо видно, что вас ждет, если вы придете с той стороны. Но подняться наверх можно без особых проблем.

По первоначальному плану мы собирались пойти назад короткой дорогой вдоль Кедрона (отмечена черной разметкой на карте). Однако, пока дошли до монастыря, пока все посмотрели, потусовались и поели, выяснилось, что до захода солнца остался всего час, и нам светит быстро-быстро идти 8 километров по пустыне в темноте. Часть попутчиков утомилась, и возникла дикая идея попросить монахов вызвать микроавтобус, чтобы нас довезли до стоянки автомобилей. Вся пикантность этой идеи заключается в том, что дорога от монастыря до Кедар-Дарома проходит по желтой и коричневой зоне на карте (зона контроля палестинской администрации) и приличные израильтяне туда не лезут. После долгой беседы на тему "а вдруг нас поймают террористы и обменяют на 1000 политзаключенных" победила лень и такси было вызвано. Переезд стоил сущую копейку - что-то типа 20 шекелей с носа. Победив страх и почувствовав себя Джеймсами Бондами, попутчики осмелели настолько, что решили остановиться по дороге в Абидье, в самом логове терроризма, отведать свежего арабского хумуса посетить еще один монастырь. Однако, монастырь был закрыт.

В общем, без особых приключений, минут за 20 мы доехали почти до Кедар-Дарома. Почему "почти"? Потому что автомобильной дороги из зоны B к еврейскому поселению - нет, чтобы попасть в сам Кедар-Даром, нужно сделать крюк километров в 5 и проехать через чек-пост, куда не рвался ни наш таксист, ни попутчики, которым пришлось бы объясняться, что они делали в этом рассаднике терроризма. На самом деле прямая дорога была раньше (и никуда не делась), по после мирных соглашений и прочей интифады ее разгородили великой еврейской стеной с вышками и пулеметами, ограничив свободу передвижения мирного арабского населения. Ну вы про это, несомненно, слышали.

А вот и сама стена. Охраняющие ее боевые карлики куда-то спрятались.

Как несложно догадаться, граница эта достаточно условна. Машине этот забор пересечь тяжело, а пешеход его просто перешагивает и идет дальше. Машина тоже может объехать - по пустыне вдоль дороги, если водитель не боится нарваться на патруль.

Слева проходит дорога из одной арабской деревни в другую, справа - дорога между еврейскими поселениями. Когда-то тут был перекресток, а теперь - граница и великая стена.

Водитель высадил нас в этом замечательном месте и оставшиеся 500 метров мы дошли пешком.

Повторение вида, снятого утром, теперь - в закатном свете.

А теперь - карты.

у этого сайта есть приложение под iOS. Скорее всего навигация. Что из себя представляет - не знаю.

Скриншот (можете распечатать и взять в дорогу, масштаб указан в нижнем левом углу)

1. стоянка
2. гора Мунтар
3. Гиркания
4. удобное место переправы
5. монастырь

для навигации на любом смартфоне можете воспользоваться картами openstreet.org. По ним в этом районе ничего непонятно, но если вы уже изучили район по нормальной карте, то он вполне подойдет. Сами тропы отмечены, а отображения координаты пешехода на этой карте достаточно, чтобы не потеряться и не проскочить нужный поворот. Район можете посмотреть прямо на сайте:

А вот еще вариант того же openstreet, но с нанесенной разметкой троп (кстати, там не только Израиль, а весь мир - очень много пеших маршрутов в Европе, есть так же треки в Непале, правда не все)

выглядит он примерно так:

на этом сайте можно скачать и треки для отмеченных маршрутов и загрузить их в любой навигатор.

1. выходить как можно раньше, особенно зимой, когда день короток (а летом туда лучше и не соваться).
2. начинать маршрут с короткой дороги к монастырю (черная разметка), это позволит перейти Кедрон по одному из мостов выше по течению, а не прыгать по плитам в канализационном потоке. Помните, что мосты там долго не живут и вы можете не найти мост, описанный в старом отчете. Кроме того, чем раньше вы придете к монастырю, тем проще его будет фотографировать - во второй половине дня в ущелье глубокая тень и при попытке сфотографировать монастырь с противоположной стороны ущелья низкое солнце светит прямо в глаз. В середине дня этой проблемы нет
3. назад можно уходить по восточному берегу, перейдя по мосту. Подъем вполне нормальный.
4. далее - гора Мунтар и Гиркания по вкусу. Вид в сторону Мертвого моря из эти мест намного интереснее в вечернем свете, чем в полдень.

Сегодня у нас поездка вглубь самой маленькой пустыни мира - Иудейской, - для знакомства с самым, как некоторые считают, красивым монастырем Израиля.


1. Я несколько раз обращался к профильным форумам и к поиску в интернете, но толквого описания "как попасть в Мар Сабу" не нашел. Суть всех советов (в том числе ЛП) сводилась к "бери в Вифлееме такси и езжай". Расценок на такси тоже толком никто назвать не мог. Неудивительно: монастырь находится в "зоне А" (то есть под полным контролем палестинцев), въезд в которую израильтянам запрещен под угрозой тюремного заключения (причины такой строгости очевидны: см., например, линчевание в Рамалле). Кроме того, все опрошенные писали о сверхмалом количестве машин и длинной пустынной дороге в районе монастыря. Результат оказался прозаичнее: от Вифлеема до монастыря около 15 км, большинство из которых проходит в плотной застройке Бейт Джалы и Бейт Лехема, и лишь на финальных 5-6 км, за деревней Убейдия, дорога вьется по холмистой пустыне. Издалека монастырь видится как заброшенные башни. Кто бы мог подумать, что под башнями скрывается такая красота.


Такси можно взять в Вифлееме прямо от конечной арабского 21-го автобуса. Сразу на выходе из автобуса к нам подскочила группа таксеров в надежде отвезти нас на Мангер. После слов Мар Саба остался один самый настырный. Он показал фото церкви Рождества (!), назвал ее Мар Сабой и предложил отвезти нас туда за 250 шекелей (заодно посетовал, что литр бензина в Палестине стоит 70 шекелей, - на самом деле всего 6 с копейками, на шекель дешевле, чем в самом Израиле). Мы растолковали, как сильно он ошибается и сторговались на 150-ти с часовым ожиданием у Саввы и возвратом не сюда, а на Мангер. Вероятно, можно было доторговаться до 120-130. Таксиста звали Ибрагим и, как это обычно и бывает на Ближнем Востоке, почувствовав знание предмета и договорившись о цене, дальше он ничуть не смущался своей первоначальной лжи, а наоборот пытался продвинуть свой английский.

2. Мар Саба (по-арабски) или Лавра Саввы Освященного (по православному канону) основан в конце 5 века, и на сегодня это старейший постоянно обитаемый монастырь. В центре монастыря находится часовня, возведенная поначалу над мощами основателя лавры преподобного Саввы. Позднее, уже в XX в., мощи поместили в Благовещенском соборе (на снимке за часовней. Кроме них в лавре особо почитаются мощи Иоанна Дамаскина.


Надо сказать, что именно в Мар Сабе и именно Саввой был впервые введен в обиход Иерусалимский канон - устав, по которому сейчас совершаются все богослужения в православных церквях.

3. Женщинам вход в монастырь запрещен (они могут войти только в Женскую башню у ворот монастыря). Да и мужчинам непрост - недавно условия посещения еще более ужесточили:

4.Архитектурно суть монастыря состоит в следующем: все постройки расположены на почти вертикалной стене ущелья Кедрона. Того самого, что отделяет Старый город Иерусалима от Масличной горы.

5. У ворот мы встретили группу американцев в гидом-евреем (да, иногда они все же прорываютя сюда на джипах, используя дальние объезды по пустыне). Я уточнил, можно ли перейти на другую сторону каньона.
- Это не очень просто. Для начала там воняет. Это не совсем река, это слив нечистот из Иерусалима и Вифлеема. Ну и крутой спуск и подъем. Но перейти можно.
Через 15 минут мы были на другой стороне, наслаждаясь изумительной панорамой Мар Сабы.

Панораму не портит ни один столб и ни один провод: в обители никогда не было электричества. Сейчас здесь живут 20 монахов, по слухам среди них есть один русский.

6. Начиналась лавра как отшельническая пещера на берегу тогда еще полноводного Кедрона. Через некоторое время к Савве стали стекаться ученики, и позже Иерусалимский патриархат разрешил им возвести на этом месте церковь. А всего Савва основал в долине Кедрона девять монастырей. Если бы не сложная ситуация в Палестине, каньон Кедрона мог бы быть одним из лучших полигонов для хайкинга:

В следующей части планируется собственно Вифлеем. Оставайтесь на связи:)

Монастырь св. Саввы Освященного в Иудейской пустыне (Основан в конце V века).

После того как паломники мужчины входят в узкие врата центрального входа, который открыт по строгому уставу только для мужчин, то по достаточно крутой лестнице они попадают в открытый двор перед часовней-усыпальницей преп. Саввы, построенной еще в VII веке.

В монастыре преп. Саввы Освященного.

Женщины в это время остаются перед входом в Лавру и к ним выходит монах, послушание которого состоит в том, чтобы вынести женщинам мощи святых отцов Савваитов, угостить чаем или кофе, а также раздать информационные буклеты с историей Обители и ее святынь.

Под площадью двора находятся погребальные пещеры братской усыпальницы для насельников обители. Усопшего кладут на каменное ложе под полом - особая плита покрывает это место - и когда тело истлевает, кости собираются в общую усыпальницу . Над входом в часовню виднеется надпись по-гречески Ο τάφος του αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы).

Часовня над кенотафом преп. Саввы Освященного

Внутри часовни находится кенотаф преп. Саввы с датой 5 декабря 532 года. Интерьер часовни украшает иконография в византийском стиле, связанная с житием преп. Саввы Освященного.

Икона преп. Саввы с образами двух львов (агресивного и смиренного).

Удивительна иконография святого Саввы и льва, напавшего на старца в пустыне.

Кенотаф преп. Саввы Освященного в часовне,

где он был похоронен в 532 году

С западной стороны часовни, прямо в скале, находится самый древний храм Обители - пещерная церковь святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Богозданный пещерный храм святителя Николая Мирликийского Чудотворца

В нем в южном приделе находится мартирион-костница, где собраны кости мучеников монахов, пострадавших от нашествия персов в 614 году, а также сарацин, мусульман и мамлюков в период VII-XIII веков. В левом приделе находятся главы святых отцов-монахов, принявших мученическую смерть, черепная часть глав которых имеет форму креста.

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа

в Богозданном храме святителя Николая Чудотворца

Честные главы монахов-Савваитов мучеников за Христа,

отмеченные крестом в лобной части черепа

Центральный собор Лавры освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в 502 году.

Центральный вход в кафоликон и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

В нём справа, в отдельной стеклянной раке почивают мощи преп. Саввы Освященного после возвращения в 1965 году из Венеции в результате переговоров Патриарха Константинопольского Афинагора и Папы Римского Иоанна Павла VI.

Фото П.В. Платонова

Мощи преп. Саввы Освященного в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Фото В.В. Шелгунова

После нашествия персов и нависшей в последующем времени опасности прихода мусульманских завоевателей, мощи святого были перенесены в Константинополь. В Венецию мощи святого Саввы попали в 1256 году во время разграбления крестоносцами Константинополя, когда в массовом порядке вывозились в западную Европу православные святыни. Затем после переговоров в 1965 году, католики в качестве жеста доброй воли передали мощи св. Саввы из Венеции сначала в Рим, затем в кафоликон Храма Гроба Господня в Иерусалиме и уже оттуда в Лавру, где святые мощи были закрыты под стекло в соборе Благовещения и опечатаны сургучной печатью патриарха Иерусалимского Венедикта. Здесь, под красивой резной деревянной сенью, мощи преп. Саввы Освященного, облаченные в схимнические одежды инока-монаха почивают по сей день.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы 502 года

Ручной резьбы иконостас собора Благовещения XVI века, принесенный сюда из базилики Рождества Христова в Вифлееме, имел до недавнего времени царские врата с изображением четырех Палестинских святых: преподобных Саввы, Харитона Евфимия и Иоанна Молчальника, однако в XXI веке иконы были заменены на более новые образа.

Иконостас храма Благовещения Пресвятой Богородицы

В храме находятся чтимые иконы «Акафистная икона» Божией Матери и «Верую» , а также образ иконы Божией Матери «Троеручица», пожертвованной в 2007 году из Афонского Хиландарского монастыря.

Акафистная икона Божией Матери

Из центрального входа, вверх по лестнице, в восточном направлении, имеется выход на балкон, откуда открывается чудесный вид на Кедронское ущелье, дно которого к сожалению загрязнено сточными водами потока канализации, сбрасываемыми как с территории государства Израиль с восточного Иерусалима, так и с территории Палестинской национальной администрации по дну Кедронского потока.

Кедронское ущелье, по дну которого идут

сточные воды канализации из Восточного Иерусалима

Фото В.В. Шелгунова

До середины ΧΧ века никаких сточных вод на дне Кедронского ущелья не было. На противоположной стороне ущелья находятся входы, закрытые дверьми пещеры, когда-то подвизавшихся здесь отшельников-монахов. Среди них с правой стороны выделяется одна пещера с большими, заглавными буквами на решетке сделанного в ней окна АС (Агиос Саввас - Святой Савва, в пер. с греческого).

Восточный склон Кедронского ущелья. Пещера св. Саввы, указанная Ангелом

Пещера, указанная Ангелом преп. Савве Освященному

Восточный склон Кедронского ущелья

Фото В.В. Шелгунова

Пещера преп. Саввы Освященного. Внутренний вид

Это скит преп. Саввы Освященного - пещера, указанная ему Ангелом, согласно житию преподобного Саввы, где он по преданию подвязался до основания Лавры и встретил льва. В этой небольшой пещере имеется только каменная скамья и совсем маленькое место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры составляют 5,5 на 3,2 метра, высота достигает до 2,7 метров.

Пещерная келия св. Иоанна Дамаскина

Келья имеет совсем крошечные размеры, туда с трудом могут протиснуться 2 человека. Над пещерой устроены кенотаф св. Иоанну Дамаскину и небольшая домовая церковь во имя св. прав. Иоанна Предтечи - небесного покровителя Иоанна Дамаскина.

Храм во имя св. Иоанна Предтечи над пещерой св. Иоанна Дамаскина

Кенотаф и вход в пещерную келию св. Иоанна Дамаскина

Ниже на один этаж от храма св. Иоанна Предтечи, расположена совсем крохотная церковь св. вклм. Георгия Победоносца, в алтарь которой вмещается лишь служащий священник.

Церковь св. вклм. Георгия Победоносца

На территории монастыря до сих пор находится святой источник - Агиазма, обнаруженный еще преп. Саввой в тишине ночной молитвы в V века.

Источник Агиазма в Лавре преп. Саввы Освященного

По преданию монастыря преп. Савва после слов молитвы: «Владыка Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с Твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам - множеству мужей, боящихся имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего», услышал шум, раздающийся внизу у пересохшего русла Кедронского потока и увидел при свете полной луны дикого осла, копающего копытами землю.

Икона "Обретение св. Саввой источника агиазма" в часовня св. Саввы

Святой Савва понял, что Господь услышал его молитвы, сошел вниз и обнаружил источник воды. Агиазма, употребляется монахами обители только для питья и дается в благословение приходящим на поклонение в монастырь паломникам.

В южной оконечности Лавры, на западном склоне Кедронского ущелья находится еще одна келия преп. Саввы Освященного. Теперь - это часовня, освященная в воспоминание молитвенных подвигов основателя Обители - преп. Саввы Освященного.

Келия преп. Саввы Освященного. На территории южной части Лавры. Внутренний вид

Также, на территории монастыря с давних времен росла финиковая пальма, которая засохла после принесения в 1965 году в Лавру святых мощей преп. Саввы Освященного. После этого паломникам стали давать на благословение только кусочки засохшего дерева. Совсем недавно дерево вновь дало ростки: на старом корне выросло небольшое деревце, листочки которого имеют чудесные свойства лечить бесплодие супружеским парам.

Их заваривают и пьют, как принято обычно заваривать и пить чай. При этом проситель сорок дней должен пребывать в посте, воздержании и усердной молитве, не оставлять посещение храма Божия . Часто паломникам монахи Обители дают листики от чудотворной пальмы вместе с информационным буклетом на русском языке с благословеним игумена монастыря преп. Саввы Освященного архимандрита Евдокима, приводим текст благословения монастыря преп. Саввы Освященного:

"Чудотворная финиковая пальма святого Саввы


Б лагочестивые поклонники святых мест и нашей святой обители, вы держите сейчас в своих руках как великое благословение несколько листочков от чудотворной финиковой пальмы, которую посадил в своей Лавре сам св. Савва. Несколько десятилетий назад дерево засохло, но чудесным образом вновь дало ростки и продолжает быть источником многочисленных чудес, особенно для благочестивых супругов, которые страдают бесплодием.

Возлюбленные во Христе братья, не забывайте, что главным условием действия благодати Божией является непоколебимая вера, страх Божий и благочестивое почитание святого Саввы. Кроме этого от вас потребуется пост - по силам и возможностям каждого - в сочетание с воздержанием от телесного супружеского общения. Само собой разумеется, что при этом на усилить как личную, так и совместную вашу супружескую молитву, м часто приступать к Святым Таинствам исповеди и причастия.

Когда духовный труд Ваш (усиленная молитва и половое воздержание) кончится, сделайте из листьев отвар (листочки надо потом сжечь) , выпейте его и после этого вновь со страхом Божиим, верой и любовью вступайте в физическое общение.

Заверяй вас, что бесплодие и неспособность к деторождению ни в коем случае не является наказанием или проклятьем Божьим. Наоборот, часто бывает, что ведя и воспитывая нас таким особым путем, Господь являет свою изобильную любовь, желая, чтобы мы всегда возлагали надежды и упования наши на всесильный и благой Его Промысел, а не на человеческое.

Подумайте, сколько бесплодных жен в Священном Писании благодаря своему терпению, совершенной любви и надежде на милость Божию стали счастливейшими матерями! Анна, мать пророка Самуила, Елизавета, мать Иоанна Предтечи, св Праматерь Божия Анна, мать Пресвятой Богородицы, и множество других святых Ветхого и Нового Завета, перечисляя имена которых пришлось бы написать целую книгу.

В озлюбленные братья, да сотворит с нами Господь, как Он Сам знает. Будет благодарить Его всегда и за благословения Его, и за Его благословенные отеческие воспитательные меры. Только одно надо понимать хорошо: Господь не хочет, чтобы мы давали Ему для того, чтобы мы получали что-то взамен. Но Он хочет, чтобы мы предались Ему всем сердцем и всем помышлением . Если Он удостоит ва когда-либо обрести детей, не думайте, что они безраздельно и окончательно принадлежат вам: все, чем мы владеем - Его дары. Если же Он не даст детей, то и это по одной только любви. Научимся не ждать одних лишь даров от Бога, но искать Его Самого и Царствия Его, как Он Сам сказал (Матфей 6, 33) , и тогда все, что нам действительно нужно, Он дарует нам изобильно и богомудро.

От всего сердца молимся, дабы благодать Божия и благословение Преподобного Саввы Освященного пребывали с вами всегда и везде.

Архимандрит Евдоким

Holy Monastery of St. Savva

P.O. Box 19824, Jerusalem 91199, Israel"

В северном направлении на восточном склоне Кедрона находится уединенный скит - пýстынь Иоанна Молчальника, где святой подвязался в VI веке. В первой половине VI века в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник . Его келия, расположенная на втором ярусе скита, имеет размеры 4 на 2,8 метра и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 метра. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами, использовавших пещеру под свои жилища.

Пустынь св. Иоанна Молчальника. Епископа Колонии

Еще севернее, но на западном склоне Кедронского потока, находится пýстынь св. Софии - мамы преп. Саввы Освященного. По преданию монастыря, преп. Савва её построил изначально для своей матери - св. Софии, которая желала уединиться в молитве рядом с монастырем, но по его строгому уставу как женщина она не могла в него даже входить.

4) Агиазма - святой источник, обретенный по молитвам святого Саввы, молившегося в ночи и обратившего внимания на ослика, копающего в этом месте землю.

5) Келия (пещера) св. Иоанна Дамаскина, над ней кенотаф святого и церковь св. Иоанна Предтечи во имя небесного покровителя св. Иоанна Дамаскина.

6) Кафоликон - центральный храм Лавры во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, основанный в 502 году преп. Саввой.

8) Юстинианова сторожевая башня, основанная на пожертвования данные преп. Савве византийским императором Юстинианом в 531 году.

9) Кедронский поток - так называемая «Юдоль плачевная». Ущелье, тянущееся сюда из восточного Иерусалима. Небольшой поток воды по дну ущелья образуется только после крайне редких в пустыне дождей. Те сточные воды канализации, которые сливаются и протекают по дну ущелья рядом с Лаврой, не имеют никакого отношения к историческому названию Кедронского потока.

10) Пустынь св. Иоанна Молчальника епископа Колонии. Находится на восточном склоне Кедронского ущелья. Иоанн Молчальник (Савваит; 454-558) - преподобный. После смерти своих богатых родителей (472). Иоанн всё своё богатство частично роздал бедным, частично использовал на постройку храмов. Затем удалился в лавру Саввы Освященного. Занимал епископскую кафедру в одной из армянских церквей с 482 по 491; последнюю часть жизни провёл в пещере. Память 3 декабря и 30 марта. Самый древний перевод жития Иоанна на славянском языке изложен в супрасльской Минее XI века.

11) Пустынь св. Ксенофонта. Находится на отвесной скале западного склона Кедронского ущелья. Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество. Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости. Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. (Православный церковный календарь).

12) Пустынь св. Аркадия - сына преп. Ксенофонта. Находится южнее скита св. Ксенофонта. И представляет со собой несколько строений, соединенных между собой.

13) Пустынь св. Софии - матери преп. Саввы Освященного. Этот скит был специально построен св. Саввой для своей мамы. Находится на западном склоне Кедронского ущелья, чуть северней Великой Лавры.

14) Башня сербов, основанная сербскими монахами, подвизавшимися в Лавре в XVI веке. Имеет церковь св. Симеона и цистерну для сбора дождевой воды.

Согласно официальному информационному буклету, который раздают монахи Лавры паломникам при посещении Обители, также как и в древние времена, монашеская жизнь современной Лавры оставается очень строгой и аскетичной, а монастырский уклад жизни продолжает строится по византийскому времени:

«Весь уклад жизни строится по византийскому времени. Так например, двенадцатый час ночи совпадает с заходом солнца. Церковные последования начинаются через час-два после полуночи (привычного для нас времени) и продолжаются ежедневно 6-7 часов, а в период св. Четыредесятницы 9-10 часов.

Таблица времени по византийским часам

Трапеза бывает лишь один раз в день. В субботние и воскресные дни, а также в дни великих праздников - дважды в день, в дни св. Четыредесятницы монахи довольствуются неваренной пищей, т.н. сухоядением. Преп. Савва не желает, чтобы иноки имели разнообразие в пище и много заботились о возделывании сада или огорода, поэтому в самой Лавре растут лишь декоративные растения, оливковые и лимонные деревья. Некогда преп. Савва, будучи молодым монахом, был борим помыслом съесть яблоко, тогда как было не время вкушения. Когда же он победил этот помысел и растоптал яблоко ногой, он положил себе за правило не вкушать яблок до конца своей жизни. Приводя себе на память такое воздержание преп. Саввы и стремясь подражать ему в этом, монахи-Савваиты никогда не едят яблок.

Температура в Иудейской пустыне колеблется от 0° до +45-50° по Цельсию. Три или четыре раза в году в Лавре и в прилегающей к ней местности бывает дождь. Дождевую воду, которая стекает в резервуары, находящиеся внутри Лавры, монахи используют для подсобных работ. Снабжение водой монастыря являестя особым промышлением Божиим.

В Лавре не используют электричество, кроме исключительных случаев, когда использование его необходимо для проведения строительных работ.

На территорию монастыря часто заползают ядовитые змеи и скорпионы, но, несмотря на опасность их присутствия, благодатью Божией и предстательством преп. Саввы они никому из монахов не причинили никакого вреда.

Молитвами преп. Саввы и всех святых, в обители его просиявших, благодать Господня да укрепляет вас навсегда на пути вашего духовного подвига. Аминь» .

Православные паломники, прибывающие в Святую Землю со всего мира, стараются обязательно посетить это благодатный и удивительный, духовный оазис посреди безводной и аскетичной Иудейской пустыни, получив таким образом особое благословение Великого подвижника Святой Земли - преподобного Саввы Освященного.

Икона "Преп. Савва покрыл своим омофором Лавру" в часовня св. Саввы

Путешествие в самую маленькую пустыню мира – в Иудейскую – к самому труднодоступному монастырю Израиля запоминается надолго.

Монастырь, действительно, находится в таком месте, куда дойдет нога не каждого путешественника. Если вы израильтянин, то путь сюда на машине вам заказан. Здесь Палестинская автономия. Если же вы путешественник другой страны, то есть сюда два пути – пешком и на такси.

Итак, обо всем по порядку. Мар Саба находится на земле Израиля в закрытой Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Расскажу об этих наименованиях по-подробнее.

Про Иудейскую пустыню вы все поняли, это самая маленькая пустыня в мире.

Иордан – река. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Позднее, согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос.

Долина Кедрон – пересекает с севера на юг значительную часть Восточного Иерусалима и проходит вдоль восточной стены Старого города. Затем по удалении от Иерусалима долина продолжается на расстояние 30 км на юго-восток через Иудейскую пустыню к Мёртвому морю. Над долиной расположено израильское поселениe Кедрон; арабский район поблизости носит название Вади-аль-Джоз, по арабскому названию долины. В долине протекает река Кедрон, которая берет свое начало у стен Старого Города, течет через Иудейскую пустыню и впадает в Мертвое море. В эту реку много веков сливаются нечистоты (канализация) восточного Иерусалима и окрестных селений. Поэтому сегодня она превратилась в сплошной грязный вонючий поток, который несет свои воды, читай грязь, в Мертвое море. Уж не знаю почему, но с этим ничего не делают. Возможно потому, что очень тяжело перестроить систему сброса в городе, первые постройки которого датируются 4 тысячелетием до нашей эры.

Допустим, вы решили отправиться сюда пешком. Путь неблизкий. В Интернете я вычитала, что маршрут начинается от поселения Кедар Даром, находящегося в Иудейской пустыне, недалеко от Маале Адумим, к востоку от Иерусалима. Идти километров 15.

Если вы решили отправиться пешком от Вифлеема, то это порядка 8км.

У нас было не так много времени, поэтому мы выбрали самый неспортивный способ – взяли такси.
Добраться из Иерусалима до Вифлеема довольно просто. Только не надо брать прокатскую машину, на ней вас не пустят в Палестину, да и опасное это дело. Ну а вы идете на автобусную станцию, расположенную недалеко от Дамасских ворот Старого города. Там садитесь на 21 автобус, стоит 7,5 шекелей (инфа от 2013 года). Доезжаете до КПП, там пересаживаетесь на маршрутку, которая едет в центр города или сразу берете такси и едите в Мар Сабу. Надо учесть, что не всякий таксист согласится туда везти, но и без машины не останетесь. Сразу договаривайтесь с таксистом, сколько он вас будет там ждать. Не введитесь на разводы, что ехать далеко, а бензин дорогой. Торгуйтесь долго и с удовольствием. И да, паспорт обязателен! Много информации о том, как добраться из Иерусалима до Вифлеема и обратно тут http://tripster.ru/questions/23434/

Ну а теперь о самом монастыре. Греческий православный монастырь, Мар-Саба, был основан около 484 года преподобным Саввой Освященным и является одним из древнейших общежительных монастырей. Его жизнедеятельность не прерывалась ни разу со дня основания. Тот вид, который мы видим сейчас, монастырь приобрел лишь в 1840- годах. Финансировала проект Россия.
А началось все вот с чего.
Родился Савва в деревне Муталаска в Каппадокии в 439 г. Когда ему исполнилось 8 лет, его отца отправили военноначальником в Александрию, с ним же уехала и мать. Савва ушел в монастырь святой Флавианы и стал там послушником. Мальчик был умненький и сообразительный, с самого детства он решил стать монахом. В 18 лет он перебрался в Святую Землю, чтобы присоединиться к монастырю св. Евтимия, однако Евтимий не принял его из-за того, что тот слишком молодо выглядел. Тогда Савва присоединился к монастырю Теоктиста в ущелье Ог.
Для дальнейшего понимания объясню: Монастыри Иудейской пустыни делятся на два типа. Лавра – где монахи жили в отдельных кельях, зачастую отдаленных друг от друга часами ходьбы. Они занимались собственным делом, плели корзинки, например, и встречались, в основном, для совместной молитвы и трапезы в субботу и воскресенье. Название “лавра” по всей видимости, пошло от тропинок, соединяющих кельи монахов. Киновия – в таких монастырях монахи собирались для молитвы и совместной трапезы каждый день.
Стоит добавить, что существовал еще третий тип монашества – монахи анахореты. Эти жили сами по себе в различных норах, расселинах и пещерах и обычно отличались особенно крутым аскетическим образом жизни. Один такой до сих пор живет недалеко от монастыря Сент Джордж (о котором я буду писать чуть позже, он находится в Израиле, и тоже недалеко от Иерусалима).
Когда Савве исполнилось 30 лет, он решил бросить все и уйти жить одному. Он поселился в пещере и лишь раз в неделю приходил в монастырь Теоктиста за едой и пальмовыми ветками. Все остальное время он медитировал и вязал корзины.

Так прошло пять лет. Настало время сняться с насиженного места. И отправился Савва по пустыне, преодолевая все опасности, тяготы и самого себя. И пришел он на гору Мунтар, где встретил ангела. Ангел указал ему на долину Кедрон и на грот, где Савве предстояло жить. Здесь, прожив пять лет, Савва основал “Великую лавру”, на месте которой и находится монастырь Мар Саба.
Впоследствии Савва основал еще два монастыря, находившихся неподалеку. Но они просуществовали всего несколько веков, так как были слабо укреплены в отличие от Мар Сабы.

Слава о Савве пошла в народ, и вокруг него начали селиться ученики. Была построена первая пещерная церковь. В дальнейшем при поддержке императора Юстиниана были воздвигнуты укрепленные монастырские стены, дозорная башня, названная Юстиниановой.

Были времена, когда в монастыре и вокруг жили более 5000 монахов. Монастырь разросся и процветал. Это был целый город со своими зданиями, площадями, престижными районами и не очень. Кому интересно, то вот список основных зданий: Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и три церкви – Пещерная церковь Николая Чудотворца, Церковь Собора святых Архангелов, Церковь Софии (матери Саввы Освященного). Так же 6 часовен: Часовня-усыпальница Саввы Освященного, Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного, Часовня Георгия Победоносца, Часовня Иоанна Крестителя, Часовня Симеона Столпника в Женской башне, Часовня Иоанна Златоуста. И еще 5 скитов: Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы), Скит Иоанна Молчальника, Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта), Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия), Скит Иоанна, сына Ксенофонта. Двор с Погребальными Локулами – посередине стоит Часовня Усыпальница Преподобного Саввы.
Сейчас Монастырь являет собой огромную крепость, “влитую” в гору, нисходящую к реке Кедрон. Она идеально вписывается в окружающий пейзаж. В связи с тем, что географическое положение монастыря не предполагает никакого земледелия, монахи трудились над обустройством и усовершенствованием монастыря, создав красивейший пустынный монастырский ансамбль.

В настоящее время здесь живет 15 монахов, возглавляемые игуменом в сане архимандрита, которого назначает настоятель обители – иерусалимский патриарх. Все монахи греки, один – русский.

Живут монахи на подаяния и пожертвования, питаются один раз в день. По праздникам и по воскресеньям устраивают две трапезы.

В Лавре никогда не было электричества, поэтому фотографам не портят картинку столбы и провода.

Монахи хранят все трупы и кости своих умерших собратьев. В полу центрального дворика сделана бетонная яма, в которую сбрасываются тела умерших монахов, после чего яму замуровывают. На крышке указывается дата последнего захоронения. Через пару лет ямы открывают и достают мумифицированные тела. Их раскладывают в шкафы в специальных комнатах, потом демонстрируют паломникам. В одной из таких комнат хранится мумия Саввы. Мумия одета в красивые одежды, а на его ногах сверкают мохнатые плюшевые фиолетовые тапочки.

Однажды было чудо. В средние века в монастырь пришли турки и перебили почти всех монахов. Они оставили лишь одного, но и ему выкололи глаза. Тот слепой, на ощупь, кое-как похоронил своих товарищей. Спустя годы туда пришли другие монахи. Они откопали захоронения и обнаружили, что на пяти черепах монахов было не три шва (как от долей мозга), а четыре, и они образовывали крест. Сейчас эти черепа также показываются паломникам.

По давней традиции монастырский устав запрещает вход в монастырь всем женщинам. Для своей матери Софии Савва, рядом с Лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с Лаврой. Насколько я поняла, сейчас эта башня закрыта.

С 2011 года изменились правила посещения Лавры. Монахи не принимают гостей по средам и пятницам в течение всего года. Исключения: Рождественские и крещенские праздничные дни (с 23 декабря по 7 января), дни Страстной и Светлой седьмиц (с пятницы перед Вербным Воскресеньем по Неделю (пятница) Фомы). В течение этих дней Лавра будет открыта.
В остальные дни паломники будут приниматься с 9.00 утра (с 10.00 в период летнего времени) до захода солнца. Монахи обращают внимание, что время захода солнца в течение года изменяется

После осмотра монастыря можно по лестнице перейти на другую сторону каньона, сначала спустившись вниз, перейдя через поток воды, потом поднявшись наверх. В окрестных скалах видны пещеры, в которых жили монахи-отшельники в старые времена.

Приезжайте! Здесь есть на что посмотреть!
Еще больше фотографий тут
Много информации взято из интернета, так как на месте много информации не дают

Loading...Loading...