Отлучение от церкви толстого. Нераскаявшийся грешник: за что Льва Толстого отлучили от Церкви

В последние годы становится весьма популярным возвращение к вере предков, повсеместно возникают славянские общины, которые практикуют языческие ритуалы и поклоняются древним богам. В связи с этим становится распространенным обряд "раскрещивание". Он позволяет отказаться от христианства и обратиться к иному вероисповеданию. Не всегда это будет язычество, в некоторых случаях человек становится буддистом или иудеем, например. В любом случае, этот ритуал вызывает много споров и вопросов вплоть до сомнений в самом его существовании и действенности. Давайте попробуем выяснить, существует ли обряд раскрещивания, и узнаем его особенности.

Что такое "раскрещивание"?

Согласно церковным канонам, христианин должен быть крещеным. Посредством этого ритуала он заключает завет с Богом и становится членом церкви, который должен соблюдать определенные правила и принимать активное участие в жизни общины. Причем многие священнослужители утверждают, что крещение, которое относится к категории необходимо подкреплять другими таинствами. Для этого христианин должен посещать служения и регулярно наполняться благодатью Божьей.

Не будем описывать сам обряд крещения, думаем, он многим знаком. Но уточним, что его сутью является отречение от своей прежней жизни и возрождение в Боге. С этого мгновения христианину прощаются все его прежние грехи, и он становится чистым перед лицом Творца.

Для тех, кто разочаровался в христианстве и желает выйти из церкви раз и навсегда, был придуман обряд раскрещивания. Снятие христианского крещения предполагает освобождение от религиозных уз и возвращение к свободе выбора. В последние годы данной возможностью желают воспользоваться все большее количество людей, что говорит о депопуляризации христианства в целом.

Однако церковь практически никогда не берет в расчет обряд "раскрещивание", он считается выдумкой и всего лишь определенной последовательностью простейших действий. Давайте выясним официальную позицию священнослужителей по данному вопросу.

Христианство и ритуал раскрещивания

Когда мы говорим о христианстве, то должны как минимум учитывать позицию двух религиозных течений:

  • католичества;
  • православия.

Как ни странно, но когда речь идет про обряд "раскрещивание", мнение священнослужителей обеих конфессий становится единым - нельзя посредством каких-либо действий отказаться от принятого крещения. Церковь высказывается о том, что человек может отречься от Бога и веры, но не имеет возможности вернуться в прошлую жизнь. Крещение как некая энергетическая печать всегда будет сопровождать бывшего христианина. Поэтому в случае изменения его решения он всегда сможет вернуться в лоно церкви. Для этого достаточно просто покаяться, а вот креститься заново не требуется.

Несмотря на подобное однозначное мнение церковных деятелей, многие хотят пройти обряд раскрещивания. Известны случаи, когда люди подавали судебные иски на католическую церковь с требованием вычеркнуть себя из списков крещеных. Вплоть до 2009 года в католичестве существовала практика формального отречения от церкви, которая включала в себя отправку специальной бумаги церковным деятелям со своим волеизъявлением. В случае его удовлетворения напротив графы, где ранее были указаны данные о крещении заявителя, ставилась пометка о его отказе от христианства. Но все же данный факт носил сугубо формальный характер.

Кому может понадобиться раскрещивание?

Обряд раскрещивания у христиан обычно требуется в нескольких случаях. Их можно выделить в три категории:

  • Атеисты. Многие люди были крещены в несознательном возрасте, когда они не имели возможности сделать самостоятельный выбор в пользу той или иной религии. Чаще всего христианское воспитание заканчивалось именно этим обрядом, поэтому человек смело считает себя атеистом и испытывает некий дискомфорт от того, что является приобщенным к христианским таинствам. Чтобы избавиться от невидимых оков, атеист стремится провести обряд раскрещивания.
  • Меняющие вероисповедание. Данная причина является наиболее распространенной в современном обществе. По каким-либо причинам христианин желает сменить веру и обрести себя в других конфессиях. Для того чтобы отдаться новой религии всей душой и сердцем, проводится обряд раскрещивания. Снятие христианского крещения позволяет человеку духовно возродиться в новом качестве.
  • Потерявшие смысл жизни. Случаются жизненные ситуации, когда человек полностью пересматривает свою шкалу ценностей и определяет, что духовная составляющая жизни не включает в себя соблюдение христианских канонов. Мысль о том, чем заменить веру в Бога, может и не прийти в голову того, кто мечтает обрести смысл жизни. Но он понимает, что не желает быть связанным таинством крещения с христианской церковью.

В зависимости от того, насколько глубоко была связана личность с христианством, меняется обряд "раскрещивание". Он условно подразделяется на простой и сложный.

Типажи христиан, пришедших к отказу от веры Иисуса Христа

Мы уже уточнили, что от силы веры будет зависеть обряд. Мы можем выделить два типа бывших христиан:

  • неосознанный;
  • сознательный.

Первый тип мог быть крещен в детстве или уже в более позднее время, но никогда особо не интересовался церковными традициями. Такие люди обычно носят крестик и отмечают Пасху, но практически не бывают в церкви и не соблюдают посты.

К сознательному типу относятся те, кто действительно интересовался религией. Подобные крещеные христиане охотно посещают церковь, соблюдают все правила и изучают специальную литературу. Но в какой-то момент испытывают разочарование в христианстве или не находят того, что искали.

Общая характеристика раскрещивания

Человек, который желает вернуться к вере предков или перейти в какую-либо иную религиозную конфессию, должен отойти от христианства. Сделать это довольно непросто, ведь потребуется серьезная работа над собой и отречение от прежней веры на трех различных уровнях:

  1. Физический. Это самый простой, и можно сказать, что начальный этап обряда раскрещивания. Для этого необходимо просто перестать ходить в церковь, соблюдать различные ритуалы, убрать всю церковную христианскую атрибутику и отказаться от православных праздников. Обычно данный этап не требует никаких усилий, ведь человек, принявший для себя решение об отказе от христианства, легко сможет пережить уход от церковной духовной подпитки.
  2. Интеллектуальный. Именно данный уровень является ключевым и готовит человека к раскрещиванию. Не стоит торопиться и подходить к обряду под влиянием сиюминутных эмоций и чувств. Ведь личность должна осознанно принять решение и осознать потребность ухода от христианства. Если в процессе интеллектуальной работы остаются сомнения и вопросы, то необходимо дождаться ощущения полной уверенности и взвесить все "за" и "против". Ведь обряд раскрещивания у славян предполагает осознанный отказ от христианского рабства.
  3. Энергетический. Этот уровень можно назвать заключительным, именно в него входит непосредственно сам обряд и получение нового славянского имени. Об этом мы сейчас и поговорим.

Раскрещивание у атеистов

Обряды раскрещивания отличаются друг от друга. Самый простой ритуал проводят атеисты. Он обычно имеет шуточную форму, когда вокруг отрекающегося собирается группа единомышленников, и он во всеуслышание заявляет об отказе от христианской религии и обещает больше никогда не приближаться к церкви.

Это действие никак не меняет жизнь человека и носит психологический характер. Поэтому обряд не имеет никаких правил, а текст придумывает сам человек.

Переход в иное вероисповедание

Если вы решились поменять веру и стать, к примеру, иудеем, то вам стоит обращаться к раввину. Именно он примет решение о том, каким образом приобщить вас к новой религии. Конечно, нельзя утверждать, что существует некий ярко выраженный обряд раскрещивания. Но каждый священнослужитель сумеет провести ряд манипуляций, которые снимут с вас энергетическую печать христианства и позволят считать себя членом иной религиозной общины.

Раскрещивание по-славянски

Обряд раскрещивания и имянаречения используется славянскими жрецами. Он позволяет освободиться от рабских уз чуждой для славян религии и вернуться к своим исконным богам, которые будут помогать и вдохновлять вновь обретенного члена общины. Прежде чем выяснять его подробности и искать место, где провести обряд на раскрещивание, стоит решить, каким образом вы будете его проводить.

Мы уже упоминали, что человек, который не был слишком крепко связан с церковью, может провести обряд самостоятельно. Но в случае, когда вы не уверены в своих силах, стоит обратиться к жрецам и общине. Тогда обряд будет выполнен по всем правилам, а участие в нем многих людей придаст ему особую силу. К тому же пройти ритуал имянаречения самостоятельно нельзя, он относится к неким таинствам, которые совершаются только среди посвященных. Поэтому вам в любом случае придется обратиться к родноверам (людям, вернувшимся к вере предков), чтобы закончить свой обряд отказа о христианства. Имейте в виду, что без нового имени ритуал не имеет никакого смысла.

Как провести обряд раскрещивания самостоятельно?

Совершать обряд лучше на природе, в этом случае вас будет подпитывать сила всех стихий. Но так как вам понадобится емкость с водой, то осуществить задуманное можно только на собственном приусадебном участке. Перед обрядом приобретите острую иглу и заполните емкость водой. Учтите, что вам потребуется погрузиться в воду с головой.

Обряд лучше всего проводить ранним утром и на голодный желудок. Точных слов, которые должны снять крещение, не придумано. Но в ритуале главными являются действия и ваши мысли. Поэтому будьте крайне сосредоточены и не позволяйте проникнуть в ваш разум посторонним мыслям. Перед началом обряда необходимо отречься от христианства посредством произнесения вслух в произвольной форме придуманных вами слов. Затем нужно проколоть палец иглой и капнуть кровь в воду, до погружения вы должны воззвать к крови предков и заявить о том, что вода смывает с вас крещение и возвращает душу к вере предков и под их защиту. Окунаться в воду нужно с головой и задержаться в таком состоянии приблизительно на двадцать секунд. После выныривания вы должны восславить всех славянских богов и попросить защиты у Рода.

Раскрещивание с помощью жрецов

Обратившись к родноверам, вы доверите раскрещивание специальным людям - жрецам. Такой обряд будет более правильным и эффективным. Место, где пройти обряд раскрещивания, определит сам жрец, и в процессе будет присутствовать вся община.

Все славянские ритуалы проводятся на природе, где устраивается алтарь. Лучше всего, если рядом находится водоем. Для обряда вам понадобится крестильная рубаха и крестик, если рубашка не сохранилась, то взамен можно взять любую другую.

Человек должен во время обряда держать рубаху в руках и находиться внутри очерченного ножом круга возле жертвенника. Перед обрядом жрец спрашивает человека о серьезности его намерений и на каждый вопрос необходимо ответить утвердительно. Далее жрец с помощью ритуально ножа выполняет ряд манипуляций:

  • отрезает энергетические связи с христианством;
  • открывает родничок и "залечивает" следы от срезанных прядей при крещении;
  • снимает печати, наложенные священнослужителем на лоб, уши, глаза, губы, грудь и конечности;
  • скидывает рубаху и крестик в огонь;
  • энергетически стирает миропомазание с тела.

После проведенных манипуляций человека необходимо приобщить к богам предков. С этой целью над его головой кладутся две правые ладони жрецов и при вращении посолонь (против часовой стрелки) девять раз взывают к Роду. На этом обряд раскрещивания считается совершенным.

Имянаречение

Это действие является таинством, поэтому проводится оно, в отличие от раскрещивания, только в присутствии жрецов. Свое новое имя нельзя выбрать, его дают служителям культа боги. Обычно это происходит на третий, девятый или сороковой день после раскрещивания. Причем новых имен человек обретает два. Одно из них будет тем, под которым его узнают члены общины. А вот второе является тайным, кроме жрецов и богов его никому нельзя раскрывать. Во время данного ритуала нарекаемый входит в воду абсолютно обнаженным, и на ухо под плеск воды ему сообщаются новые имена.

Интересно, что никто никогда не знает, на какой именно день получит свое новое имя. Считается, что все зависит от того, насколько результативно прошел процесс раскрещивания. В случае, когда человек обладает очень мощной природной энергетикой, имянаречение проходит сложнее всего. Ведь в новом имени должны отразиться все характеристики личности, а это очень непросто.

Каждый человек имеет право выбора, а особенно когда дело касается вероисповедания. Но многие люди боятся наказания за обряд раскрещивания, хотя практически все родноверы утверждают, что под защитой древних богов человеку нечего бояться и беспокоиться. Никто не знает, так ли это. Но ведь и право выбора у человека отобрать невозможно.

Очень важно понимать, что Л. Н. Толстой фактически был противником не только современной ему Церкви (как, скажем, Мартин Лютер), но и христианства в целом...В письме учителю А.И. Дворянскому от 13 декабря 1899 г. Толстой пишет: …«преподавание так называемого закона божия детям, есть самое ужасное преступление, которое можно только представить себе. Истязание, убийство, изнасилование детей ничто в сравнении с этим преступлением…»

Толстой не верил в подлинность, т.е.

«боговдохновенность» Евангелия, а исповедь считал поощрением безнравственности, так как покаянием и «прощением уничтожаются опасения перед согрешением». Безнравственны выдумки о рае и аде, обесценивающие значение доброй земной жизни, бескорыстной, а не построенной на хитром расчете после всех грехов обрести спасение с помощью покаяния. По Толстому все исторически сложившиеся религии препятствуют нравственности. Человек не может быть «рабом Божьим», потому что «Бог обязательно бы воспрепятствовал такой гнусности». Личность сама ответственна за свои поступки и не должна перекладывать её на Бога. Толстой отрицал догмат о Троице как противоречащий здравому смыслу вариант языческого многобожия.

В письме А.И. Дворянскому 13 декабря1899 года Толстой писал: «…Я ясно увидал, как должно и может счастливо жить человечество и как бессмысленно оно, мучая себя, губит поколения за поколениями, я все дальше и дальше отодвигал коренную причину этого безумия и этой погибели: сначала предоставлялось этой причиной ложное экономическое устройство, потом государственное насилие, поддерживающее это устройство; теперь же я пришел к убеждению, что основная причина всего - это ложное религиозное учение, передаваемое воспитанием».

Толстой действительно не верил в «личного живого Бога». Христос был человеком, зачатым и рождённым естественным образом. Толстой пытался освободить нравственность от сверхъестественных сил. Он считал, что сакральный объект веры - Бог есть, но это всего лишь лучшие личностные качества человека: любовь, добро, совесть, честность, труд. Достоинство, свобода, ответственность…

Выход в свет в 1899 году романа «Воскресение» и одновременное издание его за границей с сохранением всех текстов, изъятых цензурой в русских изданиях, привел в негодование и замешательство правительственные и высшие церковные сферы. Назначение в 1900 году первоприсутствующим в синоде митрополита петербургского и ладожского Антония, неоднократно ранее пытавшегося ускорить церковную расправу сТолстым, наконец, крайнее озлобление обер-прокурора Победоносцева, представленного в романе отталкивающей реакционной личностью под фамилией Топорова, - все это ускорило приготовления к отлучению Толстого. К концу февраля 1901 года многолетние усилия «отцов церкви» увенчались скандальным актом, ставшим на долгое время предметом недоумения и осуждения всеми нормально мыслящими людьми всех стран, народов и сословий.

С отлучением от церкви кончается первый период сопротивления правительства и церкви просветительной и обличительной деятельности Толстого, характерный отсутствием крайних мер преследования писателя. Самодержавие и церковь переходят к открытому наступлению на Толстого, поставив его церковным отлучением вне защиты силой религиозных догматов и даже как бы вне гражданских законов, что было крайне опасным, принимая во внимание бескультурье, религиозный фанатизм и черносотенный квасной патриотизм «истинно русских» людей, усиленно подогреваемые правительством и церковью в отсталых и реакционно-монархических слоях населения.

Итак, определение синода не было безобидным пастырским посланием, «свидетельством об отпадении от церкви», но являлось замаскированным призывом темной толпы изуверов и черносотенцев к физической расправе с Толстым. Подобно евангельскому Понтию Пилату синод выдал Толстого толпе фанатиков и «умыл руки». Охраняемая всеми установлениями и законами Российской империи, направленными к утверждению самодержавия и православия, церковь была оплотом и вдохновителем черносотенной реакции, и данный «отлучением» сигнал к расправе с Толстым представлял собой недвусмысленную и реальную угрозу.

Полицейско-жандармский аппарат и царская цензура замкнули кольцо вокруг Толстого. Было установлено особо тщательное наблюдение за каждым его шагом. Газетам и журналам запрещено печатание сведений и статей, имеющих отношение к отлучению. Принимались все меры к тому, чтобы пресечь какие бы то ни было выступления о солидарности с Толстым.

В романе «Воскресение» Толстой с присущей ему беспощадностью и потрясающей силой изображения осуществил давно задуманное им обличение церкви – лживость ее догматов и церковной обрядности, рассчитанной на обман народа, разоблачил порочность системы государственного управления, ее антинародную сущность.В ответ на это церковники стали особенно настойчиво требовать расправы с писателем. Победоносцев, пользуясь своим влиянием на царя, как его преподаватель в прошлом, а затем советник по церковным вопросам в связи с занимаемой им должностью обер-прокурора синода, добился согласия Николая II на эту расправу.

Ничто больше не сдерживало «святых отцов» русской православной церкви, синод получил свободу действий…

24 февраля. 1901 года «Церковные ведомости при святейшем правительствующем синоде» опубликовали нижеследующее определение святейшего синода от 20–22 февраля 1901 года о графе Льве Толстом, тотчас же перепечатанное всеми газетами и многими журналами:

Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере в Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он

А) проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и

Б) самой сущности веры христианской:

1. отвергает личного живого Бога во святой Троице славимого,

2 отвергает Бога - Создателя вселенной,

3 отвергает Бога - Промыслителя вселенной

4. отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека

5. отрицает Иисуса Христа как Искупителя, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения

6. отрицает Иисуса Христа как Спасителя мира

7. отрицает воскресшение Иисуса Христа из мертвых

8. отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии

9. отрицает девство после рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии

10. не признает загробной жизни

11. не признает мздовоздаяния;

12. отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвегнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию (причащение – одно из семи таинств).

Все сие проповедует граф Толствой непрерывно, словом и писанием к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно перед всеми, сознательно и намеренно отторг себя от всякого общения с Церковию Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствует перед всей Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины. Молим ти ся милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

П о д л и н н о е п о д п и с а л и:

Смиренный Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский

Смиренный Феогност, митрополит Киевский и Галицийский

Смиренный Владимир, митрополит Московский и Коломенский

Смиренный Иероним, архиепископ Холмский и Варшавский

Смиренный Иаков, епископ Кишиневский и Хотинский

Смиренный Маркел, епископ

Смиренный Борис, епископ”.

Л.Н. Толстой отрицал догматы 1-5,7-9,12 всего 8(7) (помечены знаком +), и не отрицал а) ,б),6, 8,9 (помечены -)

“Постановление синода... незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам.”

Ту зиму семья Толстых проводила в Москве, в своем доме в Хамовническом переулке. Известие об отлучении было получено вместе с очередными номерами газет. В тихий переулок тотчас устремился людской поток, хлынули пачки писем и телеграмм.

Вот что записала 6 марта в своем дневнике Софья Андреевна Толстая:«Пережили много событий, не домашних, а общественных. 24 февраля было напечатано во всех газетах отлучение от церкви Льва Николаевича…Бумага эта вызвала негодование в обществе, недоумение и недовольство среди народа. Льву Николаевичу три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма, адресы. До сих пор продолжаются эти изъявления сочувствия Л. Н. и негодование на Синод и митрополитов. Я написала в тот же день и разослала свое письмо Победоносцеву и митрополитам… Несколько дней продолжается у нас в доме какое-то праздничное настроение; посетителей с утра до вечера – целые толпы»…

Таким образом, первым откликом на определение синода было негодующее письмо С. А. Толстой митрополиту Антонию и Победоносцеву.Последний оставил письмо без ответа, но Антонию, подпись которого под определением стояла на первом месте, трудно было хранить молчание, тем более, что, как это будет видно дальше, письмо Толстой получило широкую известность.Более двух недель медлил Антоний, надеясь, что определение найдет поддержку в обществе, которая даст возможность синоду, не теряя престижа, выйти из нелепого положения, в какое поставила его слепая злоба к писателю. Однако эти надежды не оправдались. Напротив, недовольство синодом в стране день ото дня возрастало, о чем свидетельствовали получаемые им письма от представителей разных слоев русского общества, решительно осуждающие отлучение.Произошло небывалое в истории синода.

Первоприсутствующий член синода митрополит Антоний под давлением общественного мнения был вынужден выступить на страницах официального синодального органа с объяснением действий синода и оправданием «определения» и в заключение просить у жены Толстого прощения за то, что не сразу ей ответил.

24 марта 1901 года в «Прибавлении к № 12 неофициальной части «Церковных Ведомостей» приведены полностью письмо С. А. Толстой и ответ на него Антония.

Отменить анафему Л. Н. Толстого предлагали обновленцы в 1923 г.

Лев Толстой в последние десятилетия своей жизни отверг православие. Так называемое Толстовство, созданное великим русским писателем, критиковало христианство, являясь смесью буддизма, конфуцианства, ислама и других религиозных течений. Естественно, отношение Толстого к официальной религии просочилось и в его произведения: так, например, в романе «Воскресение», как считают литературоведы, писатель в образе Топорова изобразил обер-прокурора Синода Константина Победоносцева. В романе он описал его тупым фанатиком, лжецом и лицемером. Ещё более откровенно об обер-прокуроре Толстой говорит в своём письме Николаю II: «Из всех этих преступных дел самые гадкие и возмущающие душу всякого честного человека, это дела, творимые отвратительным, бессердечным, бессовестным советчиком вашим по религиозным делам, злодеем, имя которого, как образцового злодея, перейдет в историю — Победоносцевым».

Обер-прокурор Синода Константин Победоносцев

Очевидно, что такие резкие слова должны были рано или поздно вызвать реакцию у церкви. В конце XIX века предложения отлучить Льва Толстого от церкви сыпались одно за другим, однако, по словам самого императора Александра III, он не хотел «прибавлять к славе Толстого мученического венца». В то же время цензоры то и дело находили в произведениях Толстого «богохульство, глумление, издевательство и кощунство над религией». В начале 60-х годов Толстой пережил инициированный царским правительством обыск, когда Ясную Поляну буквально разворотили жандармы. Судя по всему, больше всего власть не хотела окружить Толстого ореолом страданий, поэтому применить к нему крайние меры так и не решалось.

Речь об отлучении Толстого от церкви зашла ещё в 1888 году, когда архиепископ Никанор в одном из своих писем просил провозгласить по отношению к писателю «торжественную анафему». Ещё через несколько лет к государю публично с этой же просьбой обратился харьковский протоирей Тимофей Буткевич.


Ясная Поляна — имение Толстого, где прошли обыски

«Проповедник неверия и безбожия», как назвал Толстого Буткевич, своих взглядов не изменил и всё так же остро критиковал православие, отвергнув учение о Троице, церковные таинства и непорочное зачатие. «Чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов, чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник», — писал Лев Толстой.

Количество нападок на Толстого увеличивалось с каждым годом, сам Синод поддерживал тех, кто требовал для писателя анафемы. К 1891 году несколько священников по заданию Тульского архиерея собрали ряд документов, обличающих Толстого перед церковью. Софья Андреевна Толстая писала из Москвы мужу, что, по её сведениям, Московский митрополит уже готовит отлучение его от церкви. На сторону обвинителей встал и обер-прокурор Победоносцев, однако все планы церковной верхушки разбились о непреклонность императора Александра III, который, опасаясь волны негодования, отклонил идею торжественно придать Толстого анафеме.


Лев Николаевич и Софья Андреевна

Представителям церкви, чтобы возобновить свои нападки, пришлось ждать смерти Александра III. Уже в 1896 году всё тот же Победоносцев опять заводит разговор об отлучении писателя от церкви. В то же время предпринимается последняя попытка вернуть Льва Николаевича в лоно церкви: к нему в Ясную Поляну направили тюремного священника Дмитрия Троицкого, разговоры с которым, однако, не произвели впечатления на писателя. В самом конце XIX века харьковский архиепископ составил проект отлучения, оставалось только дождаться положительного решения властей. Подходящий момент настал в начале 1900 года, когда Толстой переживал сильнейшую болезнь. Воспользовавшись положением, митрополит Иоанникий разослал по всем епархиям специальный циркуляр «О запрещении поминовения и панихид по Л. Н. Толстом в случае его смерти без покаяния».


Лев Толстой

Это секретное нападение церкви Толстой пережил, излечившись от болезни. Церковный арсенал на этом не был исчерпан — следующим шагом стало торжественное отлучение от церкви. Расправа с писателем состоялась 24 февраля 1901 года, тогда было опубликовано «Определение Святейшего Синода». «В своих сочинениях и письмах он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской: отвергает личного живого Бога во святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа», — гласил текст документа. Из источников того времени следует, что обер-прокурор Синода Победоносцев уже на следующий день, 25 февраля, получил выговор от императора Николая II.

О своём отлучении от церкви Лев Толстой, отдыхавший в своём московском доме, узнал, как и все остальные, из газет. К дому в Хамовническом переулке, кстати, буквально тут же устремились люди, несшие туда цветы и несколько дней встречавшие Льва Николаевича овациями. В доме, как пишет в своём дневнике Софья Андреевна, «было праздничное настроение, посетителей — целые толпы».


Дом графа Толстого в Хамовническом переулке

В апреле 1901 года Лев Толстой решил всё-таки отреагировать на решение Синода и опубликовал свой ответ. К слову, публикацию, которую имело право напечатать лишь пару церковных изданий, сократили в тех местах, где писатель «оскорбляет религиозные чувства». Полный текст ответа опубликовали за рубежом, в России — только в 1905 году с пометкой, что автор его — «еретик и страшный враг Христа».

«Возмутительное кощунство — в том, что люди, пользуясь всеми возможными средствами обмана и гипнотизации, — уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит Бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съел этот кусочек, в того войдёт Сам Бог. Ведь это ужасно!» — писал в своём «Ответе Синоду» Лев Николаевич Толстой.

ОЧЕНЬ ЧАСТО можно услышать вопрос: почему Церковь не простит Толстого? Об этом, а также о духовной трагедии писателя рассуждает заместитель декана богословского факультета Свято-Тихоновского Богословского института, специалист по новейшей истории Церкви священник Георгий Ореханов.

Круглая дата, связанная с жизнью Льва Николаевича Толстого, непрекращающиеся попытки обвинить Русскую Православную Церковь в жестоком отношении к великому русскому писателю, непонимание смысла его учения, поистине трагические последние дни жизни - все это вынуждает нас еще раз обратиться к выяснению вопроса, как складывались его отношения с Церковью. Надо попытаться понять, насколько соответствует действительности расхожее представление о событиях 1901 года (когда Толстой был отлучен от Церкви - ред.) и обстоятельствах смерти писателя.

Смысл учения Льва Николаевича Толстого

Говоря о Толстом, мы, конечно, не случайно употребляем слово «трагедия». Гениальный русский писатель, получивший от Бога великий талант, глубокий мыслитель, всю жизнь размышлявший о земном пути человека и его значении для вечности. И в то же время «раб лукавый и ленивый» (Мф. 25: 26), не преумноживший полученные дары, но растративший на упрямую, ожесточенную и бездумную борьбу с Церковью. Потому что истинная реализация данного Богом таланта и возможна только в Боге.

«Обращение» графа Толстого относится к 70-м гг. XIX века, когда писатель пережил тяжелейший духовный кризис, чуть не завершившийся самоубийством. Основной вопрос, тяготивший его в то время, вопрос о смысле жизни и смерти. С этого момента начинаются его религиозные поиски, чтение богословских трактатов, поездки в Оптину пустынь (не менее четырех). Лев Николаевич становится искателем абсолютного добра на земле, проповедником возврата к религиозной культуре, исповедником буквального понимания заповеди о «непротивлении злу».

Толстой не верит в Божество Христа, не верит в то, что в словах Христа есть свидетельства о личном бессмертии и личном воскресении, но стремится строить свою жизнь в соответствии с Его словами. «Это странное сочетание мистической взволнованности с очень плоским и убогим рационализмом, сочетание горячей, страстной и искренней преданности Христу с отрицанием в Нем надземного, Божественного начала вскрывает внутреннюю дисгармонию в Толстом. Расхождение Толстого с Церковью все же было роковым недоразумением, так как Толстой был горячим и искренним последователем Христа, а его отрицание догматики, отрицание Божества Христа и воскресения Христа было связано с рационализмом, внутренно совершенно несогласуемым с его мистическим опытом», - пишет о Толстом в своих очерках по истории русской философии прот. Василий Зеньковский.

Очень важно понимать, что Л. Н. Толстой фактически был противником не только современной ему Церкви (как, скажем, Мартин Лютер), но и христианства в целом. Еще в 1855 году он записал в своем дневнике: «Вчера разговор о Божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле».

Толстой стал основателем нового религиозного течения, в котором было ярко выражено рационалистическое начало, стремление освободить Евангелие от всего чудесного, непонятного. Толстой учил, что в христианстве был осуществлен «обман веры», заключающийся в перетолковании Евангелия. Особенно там, где речь идет о чудесах Христовых (в первую очередь о Воскресении Христа), в установлении ненужного посредничества между Богом и человеком (в частности, в Таинствах Церкви).

После одного из своих посещений Оптиной Пустыни Толстой пишет: «Недавно я был в Оптиной пустыни и видел там людей, горящих искренней любовью к Богу и людям и, рядом с этим, считающих необходимым по несколько часов каждый день стоять в церкви, причащаться, благословлять и благословляться и потому парализующих в себе деятельную силу любви. Не могу я не ненавидеть этих суеверий».

В результате Толстой пришел к отрицанию главнейших догматов христианства: учения о Троице, Божественном достоинстве Христа, искуплении, Церкви. Христианское учение он заменил, по меткому выражению прот. Василия Зеньковского, «тиранией этической сферы», «панморализмом». Следствием чего стало, как известно, полное отрицание Толстым всех достижений культуры, начиная от государства и любых социально-правовых форм и кончая наукой и искусством.

Вообще, не отрицая в Толстом искренности и поиска, следует согласиться с прот. Георгием Флоровским, что великий русский писатель был «религиозно бездарен» в том смысле, что свел всю религиозную сферу к жизни рефлексивно-морализирующего рассудка, по выражению Овсянико-Куликовского, религии «не души, а силлогизмов», морального позитивизма. Понятия «богообщение», личное общение с Богом, встреча с Ним, «жизнь во Христе» Толстой воспринимал только как процесс планомерного выполнения заповедей, сообщенных человечеству мудрым учителем. Для него критерием истины является вовсе не Евангелие, а здравый смысл, поэтому-то и нужно в Евангелии оставить то, что соответствует этому здравому смыслу.

Очень характерно письмо писателя художнику Яну Стыке (от 27.07.1909 г.), где Толстой прямо признавал, что во всех религиях истина религиозная и нравственная одна и та же. Результат такой рефлексии очень печален: даже такой свидетель, как Максим Горький, сумел за нигилизмом Толстого увидеть «бесконечное, ничем не устранимое отчаяние и одиночество». В этом и заключалась суть трагедии Толстого: всю жизнь посвятив напряженному поиску явленного Царства Божия, он отверг это Царство, то есть Церковь в ее исторической действительности. Это привело к тому, что десятки лет Л. Н. Толстой фактически боролся с Русской Православной Церковью и призывал народ к отпадению от нее.

Результат его деятельности был поистине ужасным. Как записал в своем дневнике А. С. Суворин, «в России два царя: Николай Второй и Лев Толстой. Который сильнее? Николай Второй ничего не может сделать Толстому, а Толстой непрерывно расшатывает трон Николая Второго».

А вот что об этом пишет сын Толстого, Лев Львович: «Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой. Русское правительство, несмотря на все свои усилия, не могло рассчитывать на необходимое содействие и поддержку со стороны общества. Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов. К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное».

Далее Лев Львович рассказывает об очень интересном эпизоде - обыске, произведенном у его тети в России. Когда руководивший обыском большевик узнал, что она является сестрой великого писателя, он вежливо ей поклонился со словами: «Какая жалость, что он не дожил до того, чтобы воочию видеть результаты своей работы».

Совершенно очевидно, что в этой ситуации Церковь не могла молча выслушивать хулу на Христа и Его учение.

Смысл определения Священного Синода



Прежде всего, несколько слов о понятии «отлучение» (греч. anaqema). В церковном праве под анафемой понимается отлучение христианина от общения с верными чадами Церкви и от церковных Таинств, применяемое в качестве высшей кары за тяжкие преступления, каковыми являются измена православию, то есть уклонение в ересь или раскол. Анафема обязательно должна соборно провозглашаться. От анафемы следует отличать временное отлучение члена Церкви от церковного общения, служащее наказанием за менее тяжкие грехи (греч. aforismoz). Главное отличие первого от второго заключается в том, что анафема в буквальном смысле слова произносится над нераскаявшимся грешником и доводится до сведения всей Церкви. Кроме того, снятие анафемы предполагает покаяние перед всей Церковью и согласное принятие этого покаяния всей Церковью.

Церковь всегда с большой осторожностью относилась к вынесению приговора об анафеме (впервые это слово начинает использоваться в постановлениях Соборов с IV века). Главным критерием для этого служила оценка степени опасности того или иного учения для церковного сообщества, а также степень упорства данного лица в проповедуемом учении. Таким образом, Церковь опиралась на слова Самого Христа: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Исторически и в Русской Православной Церкви анафема всегда являлась очень осторожным и взвешенным воспитательным актом и применялась только после многих тщетных попыток вразумить данного человека и вызвать у него покаяние. Эта мысль ясно выражена в «Духовном регламенте»: «Ибо не просто за грех подлежит анафеме, но за явное и гордое презрение суда Божия и власти церковныя с великим соблазном немощных братий».

В феврале 1901 года Священный Синод издает определение, в котором, в частности, говорится: «Известный всему миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекшись от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви». В документе Синода особо подчеркивалось, что Толстой «проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов православной Церкви и самой сущности веры христианской» и, «ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств - святую Евхаристию». Суть определения выражена такими словами: «Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».

Мы видим, что синодальное определение было составлено в очень умеренных выражениях, в нем отсутствует слово «анафема», оно подчеркивает, что Толстой сам отверг себя от церковного общения, но при этом присутствует надежда на изменение ситуации: «Молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердый Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь».

Конечно, было бы ошибкой понимать синодальный акт как некий беспринципный документ, не имеющий никаких практических последствий. Характерно, что сам Толстой, его супруга и окружение воспринимали определение Синода именно как отлучение. Важно понимать, что это определение содержит недвусмысленное указание на вред учения и деятельности писателя для всей Церкви, а также на личную ответственность тех, кто является соучастником этой деятельности: «Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью к утверждению правостоящих и вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого».

Таким образом, Синод, не употребляя терминов «отлучение» и «анафема», тем не менее считает невозможным для Л. Н. Толстого (и, фактически, для его единомышленников) до покаяния считать себя членами Церкви, ибо такой путь они выбрали сознательно. Эта мысль еще раз прозвучала в 1908 году, когда Синод выступил с разъяснениями по поводу намечавшегося юбилея Толстого - его 80-летия. В разъяснениях особо подчеркивалось, что все, кто выражает сочувствие этому мероприятию, «причисляют себя к его единомышленникам, делаются соучастниками его деятельности и привлекают на свою голову общую с ним, тяжкую перед Богом, ответственность». Именно поэтому в 1909 году епископ Тульский Парфений (Левицкий) в беседе с супругой писателя С. А. Толстой указывал на невозможность похоронить писателя по церковному обряду, если он умрет без покаяния.

Смысл разъяснений Св. Синода выражен в статье архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского), где он призывает православных христиан не участвовать в чествовании писателя «вместе с явными и тайными врагами нашей Церкви, а молиться, чтобы Господь, хотя в этот последний, единонадесятый час обратил его на путь покаяния и дал ему умереть в мире с Церковью, под покровом ее молитв и благословения». Однако многие не откликнулись на призыв Церкви, и в этом очень ярко проявился феномен расцерковленности русской интеллигенции. «Ничего, что нам запретил радоваться Святейший Синод, мы давно уже привыкли без него печалиться и радоваться», - напишет Александр Блок.

4 апреля 1901 года Толстой выпустил «Ответ Синоду», в котором он не только не покаялся, но продолжал настаивать на своих кощунственных заблуждениях. В частности, он указывал: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей. То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо». Однако выдержать до конца эту «моральную установку» великий писатель не смог.

Было ли покаяние?


Можно предполагать, что поворот к Церкви и ко Христу совершился в душе писателя незадолго до смерти. Характерно, что еще в 1909 году, когда, как указывалось выше, Ясную Поляну посетил епископ Парфений (Левицкий), беседовавший с женой писателя, а затем с ним самим, Толстой так отреагировал на эту встречу в своем дневнике: «Как бы не придумали они (представители Церкви - ред.) чего-нибудь такого, чтобы уверить людей, что я “покаялся” перед смертью. И поэтому заявляю, кажется, повторяю, что возвратиться к Церкви, причаститься перед смертью, я так же не могу, как не могу перед смертью говорить похабные слова или смотреть похабные картинки, и потому все, что будут говорить о моем предсмертном покаянии и причащении - ложь».

Ныне мы располагаем совершенно определенными данными, позволяющими утверждать, что в конце жизни писатель почувствовал необходимость что-то изменить. Сын пи¬сателя, Л. Л. Толстой, свидетельствовал, что «более, чем когда-либо, особенно в последние месяцы своей жизни, он искал не внутри себя, но вовне, моральную и религиозную поддержку».

Как известно, в конце октября 1910 года Л. Н. Толстой совершенно неожиданно для близких людей покинул Ясную Поляну. Последняя книга, которую он читал - «Братья Карамазовы», поэтому И. М. Концевич высказал предположение, что образ старца Зосимы повлиял на желание писателя бежать в Оптину Пустынь. На Толстого мог оказать также влияние образ Ивана Карамазова, гордо пытавшегося вернуть Богу билет в Царство Небесное, но так и не смогшего преодолеть императивное действие нравственного закона.

Мы обладаем большим количеством свидетельств, что Толстой ехал в Оптину с совершенно определенной целью - встретиться с оптинскими старцами. Об этом сообщает врач писателя, Д. П. Маковицкий, и некоторые другие современники событий последних дней жизни писателя. К сожалению, эта встреча не состоялась: писатель не нашел в себе сил переступить порог монастыря и скита.

29-30 октября Толстой направляется к своей сестре, монахине Шамординского монастыря. Об этой встрече сообщает важные подробности сестра известного философа Л. М. Лопатина: «Приехав в Шамордино к Марии Николаевне, он (Толстой - ред.) радостно сказал ей: “Машенька, я остаюсь здесь!” Волнение ее было слишком сильно, чтобы поверить этому счастью. Она сказала ему: “Подумай, отдохни!” Он вернулся к ней утром, как было условлено, но уже не один: вошли и те, что за ним приехали (дочь, А. Л. Толстая, а также ее подруга Е. М. Феоктистова и врач Д. П. Маковицкий - ред.) . Он был смущен и подавлен и не глядел на сестру. Ей сказали, что едут к духоборам. “Левочка, зачем ты это делаешь?” - воскликнула она. Он посмотрел на нее глазами, полными слез. Ей сказали: “Тетя Маша, ты всегда все видишь в мрачном свете и только расстраиваешь папа. Все будет хорошо, вот увидишь”, - и отправились с ним в его последнюю дорогу».

Указанными лицами Толстой в Козельске был посажен на поезд, но так разболелся, что вынужден был сойти на станции Астапово и остановиться в комнатах начальника железнодорожной станции. Узнав об этом, первенствующий член Священного Синода митрополит Антоний (Вадковский) телеграфировал епископу Калужскому Вениамину (Муратовскому) и предложил ему направить к уже больному Толстому оптинского старца Иосифа. Но так как сам преп. Иосиф был в это время тоже болен, к писателю поехал скитоначальник преподобный старец Варсонофий.

5 ноября старец Варсонофий прибыл на станцию Астапово и обратился с запиской к родным умирающего, прося допустить к нему, на что получил немедленный ответ А. Л. Толстой, что отец этого не желает, а его воля для нее священна. Неудивительно, что старец Варсонофий не был допущен к Толстому. В беседе епископа Парфения с жандармским офицером Савицким последний заметил, что Толстого «буквально содержали в плену и делали с ним, что хотели». То же подтвердил сын Толстого Андрей Львович. В своем отчете епархиальному архиерею преп. Варсонофий сообщил, что, согласно воле покойного, его тело должно быть без церковных обрядов предано земле в Ясной Поляне.

Таким образом, примирения писателя с Церковью так и не произошло, потому что не было самого главного - покаяния. Раскаяние же и мысли о возможном покаянии - еще не действенное покаяние, имеющее плоды.

Очень важный момент, связанный с описанными событиями, отмечен в воспоминаниях бывшего оптинского послушника, игумена Иннокентия, опубликованных в 1956 году в Бразилии. В них впервые указано на существование телеграммы, посланной Толстым старцу Иосифу в Оптину. После получения этой телеграммы и был, по мнению о. Иннокентия, собран совет, на котором было решено послать не преп. Иосифа, а преп. Варсонофия. Вопрос, действительно ли существовала такая телеграмма, является очень важным, так как ее наличие прямо бы свидетельствовало о желании писателя перед смертью встретиться со старцами.

Очень часто можно услышать вопрос: почему Церковь не простит Толстого? Ответ на него сформулирован еще в Евангелии: когда справа и слева от Христа были распяты два разбойника, один из них покаялся и услышал очень важные, единственно важные для человека в этой жизни слова Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю». А другой злословил Христа, и нигде в Евангелии не говорится, что он услышал те же слова (Лк. 23:39-43). Но вовсе не потому, что Господь его лично не простил и наказал.

Бог уважает личный выбор, акт самоопределения каждого человека, даже тогда, когда этот выбор есть выбор тупика и бесовской бездны. И навязывать через 100 лет русскому писателю то, от чего он сам отказался, мы не вправе.

(«Русская линия»)

Отречение. Ритуал отречения от христианстваВведение

Данная статья посвящается практике прохождения отречения от Христианского Эгрегора (ХЭ). Зачем, кому и как нужно проходить отречение, что будет в результате данного действия – все эти вопросы будут здесь подробно рассмотрены. Информация основана на практических данных, полученных нашей группой в ходе испытаний различных методик и последующего успешного использования версии, дающей максимальный результат.

Зачем и кому надо проходить отречение?

Отречение нужно проходить всем крещёным лицам, желающим заниматься какими-либо магическими практиками и получать при этом результат в виде изменения окружающей действительности. Почти 100% населения России, да и большинства других европейских стран – крещёные, поэтому операция отключения от ХЭ нужна практически всем начинающим практикам.

Почему это так необходимо?

Во-первых, Христианский Эгрегор распределяет энергию между своими подчинёнными членами, которых, как известно, миллионы, и средний уровень энергии которых крайне низок. Следовательно, практикующий, пытающийся накопить количество энергии, достаточное для практик, но не отключённый от ХЭ, будет просто отдавать энергию в Эгрегор, а сам - оставаться на прежнем уровне.

Во-вторых, ХЭ невыгодно наличие сильной личности в своём составе – это потенциально может привести или к развалу Эгрегора, или к возникновению ситуации, когда данная личность может перехватить часть территорий/ресурсов/власти, принадлежащих Эгрегору, выйдя из его состава. Поэтому он всячески ограничивает развитие своих подчинённых членов, поддерживая их на постоянном минимально - достаточном уровне. Тем более ХЭ не может допустить появления в своём составе личностей, практикующих магию и оккультизм, и всячески борется с ними. Конкретный и наглядный пример – в любой церкви запрещают писать записки «за здравие» лиц, занимающихся магией, экстрасенсов и прочих. Заговоры, которые читают бабки – не относятся к этому, т.к. по сути своей являются той же молитвой к христианскому богу. Также, существует целый отдел Русской Православной Церкви по борьбе с оккультизмом.

В-третьих, Эгрегор всегда имеет возможность управлять своими членами, подсовывая им необходимые мысли. По сути ХЭ программирует своих участников догмами и правилами, сбивая с Пути развития. Кроме того, начать практиковать в таких условиях практически невозможно – из-за сопротивления Христианского Эгрегора разнообразные путаницы, ошибки и промахи будут просто сыпаться на крещёную голову.

И, наконец, в-четвёртых, Эгрегор всегда занимает некую часть в сознании и подсознании своего участника, занимая Вашу вычислительную мощность, которую Вы могли бы потратить на практики и достижение своих целей. Если проще - Эгрегор направляет информацию к подчинённым для производства вычислений, и в результате - вместо того, чтобы думать над практиками и своим развитием, Вам приходится обдумывать события в христианском обществе (перестановки в иерархии, праздники, правила/догмы и прочее).

Таким образом, крещеный человек не развивается, оставаясь овцой в стаде, не способной к развитию, и подчиняющейся воле пастыря. Оно Вам надо?

Конечно, не все зависит только от прохождения ритуала – если Вы выполните все правильно и получите желаемый результат в виде отключения от Эгрегора, автоматически Магом Вы не станете. И получаться все сразу не будет. Но, по крайней мере, Вы сможете начать практики и постараться добиться какого-то результата.

Механизм отречения

Само отключение от ХЭ обычно проводят демоны на третий день ритуала призыва, как представители «конкурирующей организации». Вы сможете увидеть их либо в характерном для демонов виде, либо в виде столбов тумана. Если Вы ничего не заметили – либо ритуал не сработал, либо Вы были сосредоточены на ритуале - Вам было просто не до них. Во втором случае, возможно, Вы сможете просто почувствовать их присутствие, причём это ощущение ни с чем не спутать, в голове чётко прозвучит мысль: «Это демоны». Возможно, демоны будут предлагать Вам сотрудничество – здесь решение остается за Вами. Наиболее полную информацию о демонах можно узнать из книг Daser’a «Демонология». Ритуал закрепляется жертвой – как значимым необратимым событием, которое обозначит Ваше действие как важное для мира. Энергия жертвы уйдёт либо демонам, либо покровителю (на Ваш выбор), о котором будет сказано позже.

Подготовка

Скорее всего, это будет первая Ваша серьёзная практика, так что отнеситесь к ней ответственно. Помните, чем лучше Вы подготовитесь к проведению практики, тем больше будет вероятность добиться успеха.

  1. Перед отречением от ХЭ Вам необходимо решить, под чью «юрисдикцию» Вы собираетесь перейти. Можно практиковать и самостоятельно, но для уровня большинства из практиков это будет как минимум неэффективно, а также - небезопасно.
    Например, Вы выберете традицию Асатру и обращение к Одину. Сначала определитесь, почему выбрали именно данную традицию, изучите и проанализируйте всю доступную Вам информацию. К каким богам здесь обращаются? Какие практики и обычаи в ней имеются? Что Вы хотите получить от практик? Готовы ли Вы в дальнейшем развиваться в рамках данной традиции? Только ответив на эти вопросы, переходите к практической части. Это поможет Вам не метаться от одного направления к другому.
  2. Вам необходимо, чтобы ХЭ Вас заметил, и Вам пришлось приложить для этого минимум усилий – для этого надо тщательно выбрать . Место должно быть выбрано и проверено Вами заранее. Это может быть кладбище или лес, должна быть гарантия, что Вас никто не побеспокоит. Если Вы выбрали кладбище – возьмите на заметку следующее. Оно должно существовать довольно давно (не новое). Выбирайте место недалеко от церкви, ближе к центру кладбища, если у Вас уже есть место для практик – можно использовать его.
    Если Вы собрались проводить ритуал в лесу – достаточно найти не посещаемое людьми место, лучше с полянкой, или с кругом деревьев, у корня поваленного большого дерева, или со скоплением камней.
    Если проводить действо дома – результата не будет, ввиду отсутствия места для выхода демонов и взаимодействия с эгрегорами, кроме того, в домах обычно отсутствует энергия, много людей, их мыслей, и прочих помех.
    Начало ритуала - в 00.00, все 3 дня.
  3. Вам понадобятся:
    • Три свечи, можно церковные (лучше использовать черные, но не обязательно).
    • Лист с обращением к господу и с "Шан Ечто".
    • Спички и огарок (можно четвертую свечку).
    • Ритуальный нож.
    • Жертва. Это может быть собака, кошка или крыса, удобно резать куриц. Лучше - козла или барана, можно быка, но не каждый осилит.
    Все вещи, необходимые для ритуала должны быть куплены Вами заблаговременно и специально для этой цели, если уже есть ритуальный нож, то покупать еще нет необходимости.
    О ритуальном ноже поговорим подробнее. Он приобретается Вами специально для магических практик, и только для них! Нож будет служить Вам долго, с каждым ритуалом увеличивая свою силу. Из этого понятно, что это не должен быть дешевый кухонный нож, используемый каждый день для чистки картошки.
  4. Тексты желательно заранее выучить наизусть, или, по крайней мере, добиться чёткого и безошибочного чтения.
Сам ритуал. Ритуал «Снятие креста»

После полуночи (желательно на убывающей луне) идете в намеченное место, захватив с собой все вышеперечисленное. Жертва нужна только на третий день. Вы должны быть одни (или с мастером). Встав или устроившись поудобнее, но не скрещивая рук и ног, зажгите огарок или четвертую свечу. От огарка зажигают другую свечу, затем огарок тушат и оставляют до следующего раза. Зажженную свечу ставят в подсвечник или держат в левой руке. Сначала читается обращение к господу, а затем трижды "Шан Ечто" после чего свечу оставляют догорать или наблюдают, пока она не догорит. Если оставляют, то уходят, не оглядываясь. После действа до утра ни с кем не разговаривают (если спрашивают и требуют ответа, можно ответить кратко и быстро, позволяется разговор с мастером). Так делают в течение трех дней.

На третий день после обращения и "Шан Ечто", которые читают уже наизусть (ошибки не допускаются, в названиях и именах особенно, если не уверены - лучше читайте). По окончанию свеча тушится о землю, зовутся нужные боги-покровители или никто не зовётся. Обычно жертва посвящается вызванному божеству, затем режется. В случае, если до божества не получается «достучаться», жертву посвящаете тому, кто Вас слышит и проводит ритуал отключения на тонких планах.

Оставшаяся часть свечи забирается с собой. Одно важное дополнение – читаете/произносите слова не так, как обычно ведете разговор, а четко, осознанно, вкладывая в них максимум Силы и Воли. Призыв покровителя делается в произвольной форме, но суть произношения – та же. Например, для призыва Одина три раза громко выкрикивается «Один».

Обращение к господу.

Я (имя) глашу об отречении
Отрекаюсь от бога ИЕГОВЫ,
От Иисуса Христа, от девы МАРИИ,
От Духа Святого, от них исходящего,
От всякого святого христианского места, от места своего среди рая,
от всякой христианской мысли и деяния, от милостыни и прощения господа бога.
И пусть никогда не ступлю я на дорогу к спасению Христом,
Богом данную и душа моя для господа навсегда исчезнет
и не услышит он более голоса моего.
Да будет так вовеки веков
Ибо на сиё воля моя.

«Шан Ечто» (текст адаптирован под чтение наоборот)

Нима! Огавакул то сан ивабзи он, еиншукси ов сан идевв ен и; мишан мокинжлод меялватсо ым и ежокя, ашан иглод шан белх. Илмез ан и исебен ан окя, яовт ялов тедуб ад, еовт еивтсрац тедйирп ад еовт ями яститявс ад. Хесебен ан исе ежи, шан ечто
Енын и авалс.
Йулимоп, идопсог
Йулимоп, идопсог
Йулимоп, идопсог
Идар огеовт енеми; ашан ищомен илецси и итесоп, йытявс, ашан яиноказзеб итсорп, окыдалв; ашан ихерг итсичо, одопсог; сан йулимоп, ециорт яатявсерп
Нима. Вокев икев ов и онсирп и енын и, ухуд умотявс и уныс и уцто авалс.

Сан йулимоп, йынтремсзеб йытявс, йикперк йытявс, ежоб йытявс.
Сан йулимоп, йынтремсзеб йытявс, йикперк йытявс, ежоб йытявс.
Ашан ишуд, ежалб, исапс и ынревкс яикясв то ын итсичо и, ын в ясилесв и идйирп, юлетадоп инзиж и хигалб ещиворкос йянлопси ясв и йыс едзев ежи, ынитси ешуд, юлетишету, йынсебен юрац
Ебет авалс, шан ежиб, ебет авалс. Нима. сан йулимоп, хытявс хесв и еретам яеовт яытсичерп идар втилом йижоб еныс, етсирх есусии идопсог. умоншерг енм идуб витсолим, ежоб.

Результаты

Как определить, отключил ли Вас Христианский Эгрегор или нет? Во-первых, по своему состоянию, как во время ритуала, так и в последующую неделю после его прохождения. Во время проведения ритуала часто наблюдается плохое физическое состояние, после благополучного завершения ритуала все проходит. После прохождения отречения может резко поменяться как отношение окружающих к Вам, так и Ваше к ним.

Во-вторых, по присутствию демонов и призываемых богов/сущностей во время отречения.

И, наконец, в течение всего времени прохождения ритуала обращайте пристальное внимание на свои сны – в них Вы можете найти ответы на многие вопросы.

Другие встречаемые методы прохождения отречения

Само обращение в ритуале может корректироваться и дополняться адептом, «Отче наш» (т.е. «Шан Ечто»), можно заменить на молитву «Символ Веры», так же прочитанную наоборот. Основа ритуала многократно подтвердила свою эффективность, и придумывать что-то иное нецелесообразно.

В Интернете также встречаются примеры «ритуалов» отречения от веры с помощью высказывания намерения, силы мысли и проч. Также есть лица, утверждающие, что открещивание вообще не нужно, если человек перестал верить в бога, и стал заниматься магией. Подумаем, почему это не так: если Вас крестили – значит, над Вами проводился специальный ритуал посвящения и подключения к ХЭ, и Вы являетесь его частью, верите этому или нет. Значит, для ХЭ Вы – один из его стада, и не важно, чем занимаетесь, и что говорите другим. Вы, так же как и другие крещеные, участвуете в перераспределении энергии и прочих процессах в Эгрегоре.

Изменить это можно, лишь совершив обратную операцию – отречение, обратившись напрямую к ХЭ с запросом на отключение, и жертва в данном случае придаст данному действию дополнительный вес.

Заключение

Итак, если Вы все же всерьез решили заниматься магией, и осознаете последствия своего выбора – проводите ритуал отречения, и приступайте к практикам. Учтите, если не получится пройти с первого раза – ритуал нужно повторить на следующий год (минимум – через полгода).

Удачи!

Хель , сентябрь 2010 г.

Приложение

Некоторые обряды отречения от веры из материалов Интернета (на основании вышеизложенной информации Вы сами можете оценить их эффективность).

1. Ритуал проводится предпочтительно в теплое время года, на берегу реки с чистой водой и достаточно быстрым течением, при двух свидетелях.

Вначале вы бросаете как можно дальше в реку крестик и иконку. Вы отдаете реке то, что вам не нужно, то, что не ваше. Как с этим поступит река – унесет в море или выбросит на берег – вас не касается. Эти предметы уже не имеют к вам никакого отношения, как и религия, которую они символизируют. Затем вы умываетесь в реке (обязательно вымыть руки и лицо, а лучше всего – выкупаться).

После этого на земле проводится или выкладывается из шнура круг, достаточный, чтобы в нем поместился небольшой костер, вы сами и ваши свидетели. Разжигается костер, наполняется кружка натурального вина или пива (или кваса, если вы или кто-то из свидетелей – противник спиртного). За разговором каждый должен будет отпить из кружки, а в конце вы выплеснете остаток в огонь (с магической позиции огонь тоже является вашим свидетелем).

Свидетели спросят Вас о Вашем имени и о том, кто носил это имя в прошлом. Вы назовете имя и расскажете то, что знаете о человеке, с которым теперь ассоциируется для вас ваше имя. Вот и все.

2. Выполняется в церкви (той, которая самому отрекающемуся кажется наиболее "Светлой"), лучше перед иконой "Христос Вседержитель", либо перед алтарем. Лучше не во время службы, а когда народу поменьше, чтоб не мешали процессу. Текст следует выучить наизусть. Читать надо достаточно громко (не шепотом), и с достоинством, ибо вы утверждаете свою волю. Чтение текста не должно прерываться, невзирая на любые возможные форс-мажорные обстоятельства (от необычных ощущений до батюшки с чугунным кадилом). После прочтения следует троекратно перекреститься "знамением нечестивым" (перевернутый крест, снизу вверх, слева направо, левой рукой), что символизирует раскрещивание.

Текст:
Я, (имя), именующий себя (магическое имя*), глашу об отречении.
Отрекаюсь от бога Иеговы, Отца, От Иисуса Христа, Сына, От Духа Святого, От девы Марии и от Света, от них исходящего. Отрекаюсь от своего ангела-хранителя, и от всех божественных Сил ангельских. Отрекаюсь от всякого святого христианского места, от места своего среди рая, от всякой христианской мысли и деяния, от милости и прощения господа бога. И пусть никогда не ступлю я на дорогу к спасению Христом, богом данную, и душа моя для бога навсегда исчезнет, и не услышит он более голоса моего.
Такова моя воля и да будет так отныне и в вечности!

3. Нужна обычная ванна, наполовину наполненная прохладной водой, или - годится любая емкость, куда можно погрузиться с головой; швейная игла (она острей, или купить в аптеке мечик для прокалывания пальцев)

Обряд лучше производить натощак, как и многие другие.

Итак, вода набрана, мечик готов. Раздеваемся и произносим:
Крещение от себя удаляю, рабский ошейник ломаю, я не раб, а внук богов Русских! (берем мечик, прокалываем палец, выдавливаем несколько капель крови в воду и пРОДолжаем). - Кровь Богов - Предков в моих жилах течет, Чистой Воде первозданность вернет! (Садимся в ванну).- Крещение вода причинить помогла, его же вода и смыть смогла! (погружаемся с головой и держимся под водой секунд 20, затем выныриваем). - Крещеный ушел, внук Богов Русских в приРОДу вошел! Прими, Мать - приРОДА (имя), услышьте, Великие Древние Боги!

Выходим из ванной, читаем "воззвание", после него произносим:
Боги Русские, Боги Славные, Боги Древние! Услышьте мя, внука Вашего, молодшего РОДича! И пусть я всегда Вами слышим буду, как РОДич, в чьих жилах и Ваша кровь течет…Да будет так!

  • Мел (либо 50 метров веревки);
  • Ритуальный серп (или обычный новый нож).

Надо нарисовать (либо выложить веревкой, кому как удобнее) в безлюдном (можно в помещении) месте БЕСКОНЕЧНУЮ СПИРАЛЬ, закрученную вправо, минимальный диаметр внешнего круга – 3 метра. Обрубить серпом (на котором перед этим начертить линии мелом либо своей кровью.) ВСЕ каналы, тянущиеся от вас к «заимодавцам», особенно канал, идущий вверх.

Далее вступаете в центр спирали, стараясь не наступить ни на одну из линий, входите в состояние транса и произносите:
РОД, Великий Изначальный Отец Всего и Всех, да услышат нас Дети - Порождения и воплощения Твои! Сварог – поРОДитель Земли и Светлых Сварожичей, Лада – Праматерь СВА, Стрибог, владетель ветров и времени, Огнебог - Связующий РОД земной и РОД небесный, Хорс пресветлый, Макошь – Матушка Судеб, Велес – Владелец Путей, Трехмирье связующий, Перун – воитель небесный, Дива – Додолушка, Даждьбог – ПоРОДитель предка Ария, Жива, Жизнь дарующая, Леля – расцветание, Ярила могутний,
Чур – охранитель; Услышьте нас, Светлые РОДичи, славлю вас и чту.
Славлю и вас, Мать – Сыра Земля, Земун Небесная, Седунь Нижняя! Також и Темных РОДичей славлю, ибо ВСЁ и все то есть РОД! Чернобог – Тьмы воплощенье, Мара – Навьего Мира властитель, Вий – Царства Подземного Владетель, Морок – тайных путей Хранитель, Блуд – Бог страсти животной, Ящер Подземный, Переплут Лукавый!
Как все вы, воссоединяя свои «Я» воедино, РОДа пробуждаете и представляете, так и меня, РОДича своего, заново УСЫНОВИТЕ / УДОЧЕРИТЕ по воле моей вольной и в приРОДу включите! Прошу защиты и покровительства от СИЛ чуждых мне отныне и враждебных...(Смотреть ИНЫМ зрением, если кто из Богов явится – будет покровителем и Наставником… Восславьте, поблагодарите и изложите суть проблемы, попросите помощи)

Loading...Loading...