Почему феврония ставит условие для окончательного излечения. Покровители семьи – Благоверные князья Петр и Феврония

Созданные по благодати Божией творения древнерусской словесности, при всей своей кажущейся доступности, не сразу открывают свой глубинный смысл и требуют духовной работы читателя. Такова и "Повесть о житии Петра и Февронии Муромских", написанная монахом Ермолаем-Еразмом в середине XVI века, которую называют повестью о любви и верности. Хотя мы ни разу не встретили слово "любовь", сказанное героями по отношению друг к другу. Что же это за любовь? Рассказывает доктор филологических наук профессор Александр Николаевич УЖАНКОВ.

Наверное, не найдётся православного человека, не читавшего повести о Петре и Февронии Муромских. Автор раскрывает в ней тему Промысла Господня, которому изначально следует Феврония и направляет князя Петра. Но давайте вспомним, как дело было. Диавол, чтобы уязвить православного князя Павла, посылает к его жене летающего змея-оборотня - на блуд. Княгиня, рассказав обо всём князю, выведала у змея, отчего ему может смерть случиться. Змей признаётся: "Смерть моя есть от Петрова плеча, от Агрикова же меча". Пётр - брат князя Павла - понимает, что именно ему предназначено убить змея. А Господь через отрока-ангела помогает ему разыскать заветный меч в алтаре церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста, ибо только крестом и можно побороть диавола. Пётр побеждает змея, но змей "окропи блаженнаго князя Петра кровию своею", и князь покрывается язвами.

Долго князь не мог найти врачевателя. Может быть, Господь и попустил, чтобы князь "острупел", только для того, чтобы произошла встреча муромского князя и рязанской девушки, которую встретил один из княжеских отроков в селе Ласково. Узнав о болезни князя, она говорит: "Аще бы кто требовал князя твоего себе, мог бы уврачевати и (его)". То есть вылечить от язв (не исцелить, к исцелению путь долог!) может тот, кто потребует князя себе! Стало быть, у самовластного князя может появиться кто-то, способный подчинить его себе?! Но по какому праву?

Отрок спрашивает имя девицы и врача, способного излечить князя. Она отвечает: "Имя ми есть Феврония". Кстати, в имени Февронии ("радость", т.е. радость спасения) скрыт существенный для понимания повести смысл. Далее события обретают странный оборот: не князь ставит условие, а простая девушка! А князь должен явить мягкость сердца и смирение, а не гордыню. Это - путь к исцелению, а не просто к выздоровлению. Итог разговора отрока и Февронии - как сватовство: не подобает девице идти первой к жениху, жених должен вначале посвататься. Тут многие усматривают хитрость и корысть Февронии. Так ли это?

Феврония говорит: "Аз есмь хотя и (его) врачевати". Как тут понимать глагол "хотя"? "Хотя уврачевати" - т.е. может вылечить. Таков первоначальный смысл этого древнерусского выражения. Феврония не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать. Кажется, ради замужества. Но здесь-то и кроется мудрость Февронии: не супругой князю она мечтает стать, а спрашивает самоё себя, сможет ли быть ("имам быти") супругой ему. Т.е. для неё важно не то, возьмут ли её в жёны, для неё важно, сможет ли она быть женой князя. Цель вроде бы одна, да смысл разный.

Однако князь Пётр понял лишь лежащий на поверхности смысл, что придётся взять в жёны дочь древолаза: "Како князю сущу древолазца дщи пояти себе жену!". Он не уловил глубокого смысла слов Февронии, что "не жене не требе врачевати" его. Князь проиграл ей в мудрости и в благородстве, поскольку замыслил в сердце обман: "Рцыте ей, что есть врачевство ея, да врачюет. Аще ли уврачюет, имам пояти ю себе жене". Гордыня (простолюдинка не ровня ему!) верх взяла.

А Феврония будто другого и не ожидала: со смирением взяла "сосудец мал", зачерпнула приготовленной ею хлебной закваски, дунула на нее (дыханием Дух Святой исходит) и отправила князя в баню, где он должен сам (других не подставила!) помазать все струпья, кроме одного!.. Знала девица, как повернутся дальше события. Так и чувствуется снисходительная улыбка на её устах.

Князю сердце не подсказало, что Феврония разгадала его умысел. Но он нервничает, поскольку на него навалились разные испытания: болезнь, неожиданные притязания девицы. А Феврония спокойна. Так сила власти столкнулась с кротостью воли.

Ну, вот искупался князь в бане, помазался мазью Февронии. Наутро увидел чистое тело своё, кроме оставленного одного струпа. Удивился быстрому выздоровлению, не задумываясь, отчего это чудо произошло и зачем один струп наказала Феврония оставить. Суетные мысли князя не давали ему возможности задуматься, и не было смирения в сердце его. Дважды пренебрёг князь словами Февронии: о её готовности быть ему женой и о неприятии ею богатства за врачевание.

Да, Феврония сдержала своё слово и в большом - вылечила князя, и в малом - в качестве платы богатства не взяла. Князь Пётр не сдержал своего княжеского слова: обещал взять целительницу в жены, да не взял. Но мудрой деве не приличествует лукавство даже из осторожности: Феврония предвидела обман и схитрила - до конца-то князя не вылечила! Струп, от которого опять пойдёт болезнь, оставила! А раз так, то выходит, и князь своего слова не нарушил, ведь до конца-то он излечен не был!..

Поехал князь Пётр в Муром, торжествует, что избавился от всех напастей - и змея убил, и от язв излечился. Не тут-то было, ибо Божественный Промысл о нём и Февронии не сбылся.

От оставшегося струпа болезнь быстро возродилась, и князю оставалось лишь одно: он снова "возвратися на готовое исцеление к девицы". Но на сей раз - и автор это особо подчёркивает - уже на "готовое исцеление", то есть на уже ожидающее его! Однако теперь князь ведёт себя по-иному: он со стыдом не приказывает, а просит врачевания. Болезнь привела князя ко смирению. Феврония же без гнева и гордыни приняла княжеское извинение, но, зная Божественный Промысл о них, по-иному ставит условие: "Аще будет ми супружник, да будет уврачеван". Конечный результат вроде бы тот же, да смысл иной: не она станет ему женой, а он должен стать ее мужем. Если раньше инициатива была в руках князя, а Феврония только робко ставила условие, то теперь она твёрдо его диктует, ибо творит Божественную волю. И если прежде князь просто обещал жениться, то на сей раз "дасть ей с твердостию слово". И, получив исцеление (и тела, и души - кротостью и смирением!), князь "поят ю (её) жену себе". Свершился Промысл о них: не послал бы Господь в качестве испытания князю болезнь - не нашёл бы тот себе мудрой и верной жены... Можно сказать, что повесть - своеобразное толкование 50-го псалма: "Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего..."

"Приидоста же во отчизну свою, град Муром, и живяста во всяком благочестии, ничто же от Божиих заповедей оставляюще". Последняя фраза - венец главе: по заповедям Божиим зажили супруги и во всяческом благочестии.

Вскоре умер князь Павел, и князь Пётр стал самодержцем. Но взбунтовались бояре, не хотят княгиню-простолюдинку. Стали они настраивать князя против супруги, понуждать жениться на другой, а саму Февронию пытались подкупить, дабы отказалась от мужа за богатства великие. Невдомёк боярам, что не прельстить Февронию, ибо имеется у неё истинное богатство - от Бога дар чудотворений. Тогда решили бояре хитростью выпросить у Февронии князя, поймав на обещании отдать им то, что они попросят. Феврония согласилась, задав им ответную загадку: "Дадите мне его же, аще аз воспрошу у вас". То есть это можно понять, как: "Дайте мне того же человека, если попрошу его у вас". Бояре не поняли и с клятвою пообещали выполнить её просьбу. Она же рече: "Ничто же ино прошу, токмо супруга моего, князя Петра!"

Примечательно, что бояре просили у Февронии себе князя (если бы он согласился с их желанием, нарушил бы заповедь), а Феврония просит себе супруга, то есть поступает по заповедям Божиим, ибо не отступается от мужа. Но и Пётр выдерживает испытание: именно сейчас он выполняет поставленное перед исцелением условие Февронии - остаётся верным супругом, ибо кто "пустит жену свою, развие словеси прелюбодейнаго, и оженится иною, прелюбы творит".

Сохранив верность друг другу, князь с княгинею отправляются в изгнание. Пётр задумывается: "Како будетъ, понеже волею самодержьства гонзнув (по собственной воле самодержавства лишился)?" Вопрос не праздный, ведь княжеская власть даётся Богом. Получается, он добровольно отказался от своего княжеского служения Богу? Но Феврония умом ощущает Божий Промысл: "Не скорби, княже, милостивый Богъ, Творец и Промысленик всему, не оставит нас в низшете". И Господь награждает их за смирение. Когда они утром собрались отплывать, прибыли вельможи из Мурома, слёзно просили их вернуться. Князь с княгиней воротились и стали управлять народом и жить по заповедям, в Боге богатея.

Интересно отметить, что в двух частях благоверным князь Пётр называется лишь трижды, когда следует Божественному Промыслу: обретает меч, побеждает змея, едет к Февронии, приуготовленной ему в супруги. Когда же задумывает обман или гордится, то называется князем и по имени. В третьей части, когда князь венчанным супругом живёт по евангельским заповедям, автор постоянно называет его благоверным князем.

Когда же приспело время благочестивого преставления, то умолили Бога, чтобы даровал им в один час предстать пред Ним. И завещали положить их в едином гробу с перегородкой. Сами же облеклись в монашеские одежды. И наречён был блж.Петр в иноках Давидом, прп.Феврония - Евфросинией. В 25-й день месяца июня 1228 года, помолившись, предали они свои души в руки Божии.

Не смогли люди разлучить их при жизни, попытались это сделать после их кончины. Рассудил народ, что коль супруги стали иноками, то "неугодно есть положити святых в едином гробе". Тут бы им вспомнить слова евангельские о супругах: "...И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть" (Мф.19.5). Но тело св.князя перенесли в церковь Пречистой Богородицы, а тело св.княгини оставили в церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Однако наутро люди обрели тела Петра и Февронии в церкви Пречистой Богородицы, в общем гробе.

Венчанные муж и жена - одно целое. И становятся понятными слова Февронии: "Не жене не подобает его лечить!" Феврония не княгиней мечтала стать, не корысть, не властолюбие двигало ею. Она лечила свою вторую половинку - супруга, чтобы как единое целое предстать пред Богом и обрести спасение в будущем веке. Вот он - сокровенный смысл этой повести и действий Февронии.

Любовь Февронии к одержимому недугом князю - это жертвенная любовь к ближнему своему ради его спасения. Божественным Промыслом и стараниями Февронии (не словесными наставлениями - тут она не нарушила правил "Домостроя", - а примерами смирения!) и приводится князь Пётр в истинный разум. Но и князь проявил свою волю и смирение. А потому оба снискали награду от Бога - дар чудотворений и похвалу, по силе, от благодарных людей, и по сей день пользующихся их даром. (С сокр.)
Записала Ирина РУБЦОВА

Древнерусская литература

Ермолай – Еразм

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Ты познакомился с шедевром средневековой русской литературы – повестью Ермолая – Еразма о любви. Она тем интересна для нас, что посвящена любви счастливой. Научить человека любить невозможно. Любовь – дар Божий. Но вот сохранить любовь – искусство, ему можно и нужно учиться. И в этом нам помогут Пётр и Феврония из повести. Каждая из четырех глав повести – новый этап, новая ступенька в овладении этим самым важным из человеческих умений.

1 глава

    Как ты считаешь, какую роль играет первая глава в повести? Почему так подробно рассказывается легенда о змее – оборотне, о событиях, которые произошли до знакомства князя Петра с девой Февронией?

2 глава

    Как ты понял, почему Феврония поставила условием выздоровления князя его женитьбу на ней? Выбери вариант ответа, аргументируй свой выбор, ссылаясь на текст повести:

А. хотела стать княгиней

Б. давно была тайно влюблена в князя Петра

В. предвидела будущую судьбу свою и князя

    Почему князь Петр сначала обманул Февронию и отказался взять ее в жены?

    Как ты понимаешь слова Февронии о том, что князь выздоровеет, «если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих»? Доказали ли последующие события правоту этих слов?

3 глава

Глава 1 посвящена князю Петру, его подвигу. В главе 2 речь идёт о Февронии, ее мудрости, даре целительства и предвидения. В главе 3 повествуется об испытаниях, выпавших на долю обоих супругов.

Помни, что перед нами не роман, а средневековая повесть- особый жанр. Это повесть о любви, но пылких признаний мы здесь не найдем. Феврония, ни разу не видевшая князя, сразу требует, чтобы он на ней женился, а Петр соглашается на брак поневоле. Может быть, главное в их отношениях вовсе не любовь? Именно в главе 3 содержится ответ на этот вопрос. Герои, не говоря пышных фраз, эту любовь доказывают своими действиями.

    Бояре клевещут на Февронию. Как она сумела оправдаться перед возлюбленным супругом?

    Февронию изгоняют из города и позволяют ей взять богатство, какое она пожелает. Что отвечает Феврония?

    Петру предоставляется выбор между княжением в родном городе и изгнанием вместе с женой. Что он выбирает и почему?

    Князь Петр тоскует в изгнании. Как Феврония утешает его?

    Все испытания позади. Горожане призывают Петра и Февронию на княжение. Как правили они в своем городе? Найдите в тексте абзац, повествующий об этом. Какими чертами, необходимыми для лица, облеченного властью, в представлении средневекового русского человека обладали князь Петр и княгиня Феврония? Почему в повести они названы блаженными?

4 глава

    Последняя глава посвящена смерти супругов. Чем удивительна их кончина?

Итоговые задания

    Какими художественными средствами пользуется Ермолай – Еразм, создавая образы князя Петра и княгини Февронии? Выпиши 2-3- примера эпитетов (с определяемым словом), сравнений и метафор.

    Сформулируй тему и идею повести Ермолая – Еразма .

Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.

8 июля - народно - православный праздник – день Петра и Февронии. Ромашка – символ праздника. К Муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье.

Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливаются в российских городах с 2009 года в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине».

“Науки и жизни” за 2004 год прочитала про сказание о князе Петре и Февронии. Показалось не только забавно, но и поучительно. Но вот что меня заинтересовало: могла ли в реальности девушка вылечить князя Петра и что это была за болезнь?

Н. Ламехова (г. Сочи).

Вначале позволю себе пересказать “Повесть о Петре и Февронии Муромских” (современное название), действующие лица которой жили либо в конце XII - начале XIII века, либо в начале XIV века - единого мнения по этому поводу у специалистов нет. Однако принято считать, что повесть возникла в ХV веке на основе устной легенды. Ее литературная обработка, выполненная псковским священником, писателем и публицистом Ер-молаем-Еразмом Прегрешным, относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии, что произошло на церковном соборе 1547 года.

Итак, краткий сюжет повести. В славном городе Муроме правил князь по имени Павел. После долгих лет счастливого супружества его жену, княгиню, начал преследовать змей, принимавший облик ее мужа и сладкими речами уговаривавший на поцелуи и ласки. Княгиня разгадала происки змея и выяснила, что смерть его произойдет от Петрова плеча, от Агрикова меча. А Петром звали шестнадцатилетнего брата князя. Однажды в церкви во время молитвы Петру явился ангел и указал на Агриков меч. Дождавшись подходящего случая - Павел почивал у себя, а змей в облике мужа был у княгини, - Петр выхватил меч и ударил змея, который в то же мгновение явил свой истинный облик. Ядовитая кровь из смертельной раны змея окропила кожу Петра, которая покрылась страшными струпьями и язвами. Тяжело страдая, юный Петр ни от кого не мог получить исцеления. Он разослал слуг своих по разным деревням и селам. Один гонец в селе Ласково зашел в избу, что стояла у самого края леса, и увидел в ней девицу, сидящую на лавке и ткущую полотно. Девица назвалась Февронией и сказала, что знает, зачем гонец к ней пожаловал, и просила передать князю, чтобы тот приехал к ней за исцелением. Второй раз Петр послал гонца к девице с вопросом, что хочет получить за врачевание Феврония. Ответом Петру было желание Февронии стать его женою. Петр передал с гонцом свое якобы согласие на брак, но только после излечения. Феврония взяла небольшой сосуд, зачерпнула “кисляжди” (дословно кислоты; очевидно, хлебной закваски) и, подув на нее, сказала, чтобы молодой князь после того, как выпарится в бане, смазал этим снадобьем струпья и язвы на всем теле, а один струп оставил непомазанным. Выйдя из бани, Петр почувствовал себя здоровым, кожа была чиста, только один непомазанный струп оставался. Слова своего о женитьбе князь Петр не сдержал, послал лишь девице подарки. Она же их не приняла. Вскоре Петр заметил, как от непомазанного струпа по всему телу стали новые расходиться, и он вновь весь покрылся струпьями. На этот раз Петр решился на свадьбу с Февронией и был полностью исцелен ею. Вскоре князь Павел отошел в мир иной, и править в Муроме стали Петр с Февронией. Долго прожив в счастливом браке и состарившись, остаток дней своих они решили провести в монастыре и умерли в один день.

Анализируя повесть с позиций дерматовенерологии, можно с уверенностью констатировать, что князь Петр страдал псориазом, несмотря на то, что в современных теологических источниках о житии Петра и Февронии заболевание князя часто именуют проказой, хотя никакого упоминания ее в первоисточнике повести нет (“Повесть о житии благоверного и князя Петра и супруге его благоверной княгине Февронии”.) В пользу псориаза говорит тот факт, что непомазанный струп, от которого впоследствии заболевание вновь рецидивировало, есть не что иное, как обычная, дежурная (одиночная) псориатическая бляшка. Известно, что псориаз (вернее, предрасположенность к его проявлениям на коже) - генетически определенное состояние. Запускающим фактором для него часто становится сильный длительный стресс, особенно в комбинации с механическим или физическим воздействием на кожу (так называемая изоморфная реакция Кёбнера). Князь Петр испытал такой стресс при встрече с демоном, да еще в обличии змея, тяжелое потрясение в связи с поруганной честью жены брата, а также имел место контакт кожи с ядовитой кровью змея.

Учитывая юный возраст Петра и быстрое стойкое исчезновение высыпаний, можно думать о клинической разновидности заболевания - каплевидном псориазе.

В состав “кисляжди” входили, по-видимому, какие-то противовоспалительные (например, молочная и салициловая кислоты) и кератопластические вещества. Эти природные соединения усиливают и ускоряют образование рогового слоя кожи. Механизм действия кератопластических средств различен. Эти соединения стимулируют выработку антител, фагоцитарную реакцию, усиливают рост и размножение клеток, стабилизируют мембрану клеток и регулируют ее проницаемость, способствуют синтезу клеточных и внутриклеточных мембран, участвуют в процессах тканевого дыхания. Кератопластические вещества издревле входили в лечебные средства, упоминавшиеся в сонниках и лечебниках, - это и настойка календулы, масло шиповника, прополис, деготь и многие другие. Окончательному выздоровлению нашего героя способствовал его счастливый брак с Февронией, благотворно повлиявший на деятельность нервной системы, которая, как известно, непосредственно связана с кожными процессами.


Александр Невзоров вчера опубликовал "альтернативную историю":

Лицемер Петр и шантажистка Феврония как символ Дня семьи, любви и верности

Зачем нужен День семьи и супружеской верности? Для поддержания традиционных ценностей, под которыми государственные мужи подразумевают большую семью? Тогда стоит вспомнить, зачем во времена царской России были нужны большие многодетные семьи. Даже в очень благополучной семье физиолога Ивана Петровича Павлова из десяти детей умерло пятеро, и все к этому относились как к норме. А до того детская смертность была, разумеется, еще более высокой. Только этим, а также отсутствием контрацептивов обуславливались раньше многодетные семьи. Потому что превратить женщину в свиноматку и употребить ее на бесконечные роды, лишив возможности делать карьеру и путешествовать, согласитесь, величайшее свинство и абсолютная подлость.

А тот, кто ввел празднование Дня Петра и Февронии и назвал это Днем семьи, любви и верности, никогда не читал их так называемое житие. Желание противопоставить западному Дню святого Валентина праздник исконно русский привело к огромному конфузу. История Петра и Февронии может конкурировать только с Хеллоуином, говорящими тыквенными головами и другими ужасами.

В качестве символа любви и верности выбрана очень своеобразная парочка: она - бедная деревенская девушка, знахарка, он - князь. Он заболевает тяжелой формой дерматологического заболевания, узнает об этой целительнице и едет лечиться к ней. Она, увидев, с кем имеет дело, и понимая тяжесть болезни, ставит условие: если она его вылечивает, он на ней женится. Он лицемерно соглашается, разумеется, не собираясь жениться на какой-то зачуханной крестьянке. Она, понимая, что князь, скорее всего, лжет, лечит его, но оставляет пару струпьев, что называется, на развод. Петр, разумеется, не выполняет обещания и уезжает, но, не доезжая до Мурома, покрывается струпьями вновь. Он вынужден вернуться, и она ставит вопрос еще жестче и, таким образом, выходит замуж путем шантажа.

Дальше эта парочка какое-то время живет в браке, оставаясь бездетной, и отношения между ними заканчиваются разводом. Почему? Потому, что со временем они приходят к мысли о том, что неплохо было бы принять монашество, а чтобы принять монашество, необходимо прервать все земные связи и отношения. Они стригутся в монахи после развода, затем князь начинает умирать и зачем-то посылает к своей бывшей супруге-монахине гонцов с требованием умереть в тот же день, когда умрет он. За каким чертом ему это понадобилось, житие не уточняет. Не знаю, добровольно или нет, но Феврония соглашается, и они таки умирают в один день.

Дальше история принимает характер фильма ужасов. Как вы понимаете, в Средневековье асфальта на дорогах не было, поэтому глухой ночью двое покойников умудряются проползти по грязи городских улиц огромное расстояние, сползтись и повалиться в один гроб. Прибегает общественность и обнаруживает монаха и монахиню в неких позах, которые нам не уточняет житие, в одном гробу. Их разъединяют, разносят по разным гробам и хоронят в разных концах города. Но следующей ночью символы любви и верности, достигнув определенной стадии трупного разложения, снова бродят по муромским улицам, роняя с себя омертвевшую плоть, и снова заваливаются в один гроб. И всего таких попыток воссоединиться у покойных было три. Любой судмедэксперт скажет, что на третью попытку они представляли из себя уже откровенно антисанитарное зрелище.

Итого: парочка, заключившая брак через шантаж, бездетная, разведенная, в состоянии трупного разложения является в России символом семьи, любви и верности. Согласитесь, это чрезвычайно пикантно. Проверить эту информацию можно, например, в книге под редакцией академика Александра Михайловича Панченко, вышедшей в издательстве «Наука»: в ней есть все списки летописей и житий. Хотя, в общем-то, во всех списках житий Петра и Февронии рассказанная мною канва выглядит примерно одинаково. Я, будучи прилично подкованным в догматике, агиографии, патристике и литургике, был поражен, что именно эта парочка была избрана в качестве символа любви и верности. Подозреваю, что это феноменальная безграмотность чиновничества, которое ткнуло куда-то пальцем и избрало случайных персонажей.

Loading...Loading...