Посты в году православные календарь.

Великий Пост

Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления.
Иоанн Златоуст

Отрадно наблюдать, что в последние годы все больше и больше людей в нашей многонациональной России вспоминает о традициях своих предков, интересуется ими и старается следовать им, становясь тем самым терпимее, светлее, крепче телом и духом. Без сомнения, одной из таких традиций является Великий Пост.

Великий Пост – самый значимый пост православии и других христианских конфессиях, цель которого – приготовление к празднованию Пасхи (Воскресения Христова). Также он означает соответствующий период принятого в христианском летоисчислении года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней.

Происхождение, назначение, духовный смысл и правила Великого Поста

Слово «пост» как в русском, так и латинском языке (откуда оно и пришло) имеет двоякое значение. Пост – это не только особое время воздержания, предписанного Церковью, но и место, где стоит военный караул. Такая двойственность термина не случайна. По своей сути, пост является временем, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров.

Можно сказать совсем просто: пост – это период капитального ремонта. Мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, латаем мебель. На какое-то время этого достаточно. Но наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего, что обветшало, обновить обстановку, перекрыть крышу. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. И вот именно цели капитального ремонта, обновления души как раз служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, но отягченная, к сожалению, грехами. Пост необходим для покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.

Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию, и по значению, и по продолжительности. По-церковному он называется святой Четыредесятницей. Этот Пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение.

Что именно наполняет пост смыслом? Для человека, который сажает в огороде, допустим, яблоню, смысл этого процесса не в том, чтобы зарыть корни саженца в землю и от нечего делать их периодически поливать. Он в том, чтобы, например, наблюдать каждую весну за появлением новых листков, радоваться пышной зелени кроны, увидеть созревшие яблоки, знать, в конце концов, что когда-то срывать эти вкусные плоды будут его дети, внуки и правнуки. Так и для постящегося христианина смысл поста лежит не в самом процессе поста, а за его пределами.

Смысл Великого Поста заключается в радости о том, что победа Христа над смертью – это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Стать участником этой победы Жизни над смертью можно не иначе, как причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому, если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, а саму Пасху проводит в разгуле, такой его пост по своей сути постом не является; это профанация поста.

Здесь следует вспомнить слова основателя монашества в IV веке н.э. Антония Великого, который говорил о том, что самая главная добродетель есть рассудительность. Поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником. И помнить всегда о том, что пост – это, в первоначальном духовном смысле, воздержание от греха. Прежде чем отказаться от котлеты, надо отказаться от каннибализма, т.е. перестать есть друг друга, и лишь тогда помышлять о церковном посте. Ведь злой человек во много крат злее, если он еще и голоден.

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом демонстрировать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

Питание во время Великого Поста

Постная едаВесьма часто постный стол отождествляют с вегетарианским. Это тождество не является верным, поскольку основу вегетарианских блюд составляют продукты животного происхождения: масло, молоко, сметана, сыры, яйца. Постный же стол исключает из своего рациона эту пищу. Рыба в этом посту разрешается два раза – в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В субботы и воскресенья, а также и в дни некоторых особо чтимых святых дается разрешение на постное масло (елей) и вино. Первый день поста – Чистый понедельник – и предпоследний – Великий пяток (Страстную Пятницу) – рекомендуется проводить вообще без пищи. В остальные дни следует соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.

Для многих постные дни представляются чем-то мучительным и непосильным. Между тем, православные посты ничуть не страшнее многочисленных диет. Более того, воздержание от пищи животного происхождения благотворно влияет на работу желудка и кишечника – организм очищается от шлаков. По мнению гастроэнтерологов, даже двухнедельный пост на сто процентов увеличивает количество красных телец в крови и расширяет сосуды. Постная пища улучшает работу органов чувств.

В Великий Пост церковный устав различает 4 степени поста: «сухоядие» (хлеб, овощи и фрукты – свежие и квашеные); «варения без елея» (варенья и овощи без растительного масла); «разрешение на вино и елей» (вино испивается мерой для укрепления сил постящихся); «разрешение на рыбу» (рыба разрешается только в праздники Благовещения и Вербное воскресенье).

Людям, занятым тяжелым физическим трудом, ослабленным болезнью, беременным, а также путешествующим дозволяется поститься не столь строго. Однако в этом случае перед началом поста необходимо подойти к священнику и испросить себе послабление на время поста. Ведь в каждом конкретном случае мера поста будет разная: учитывая духовное и физическое состояние человека, священник благословит Вас на пост, который будет по Вашим силам и определит ту меру поста, которая будет Вам на пользу. И еще полезно помнить, что пост должен быть не в тягость, а в радость.

Детям с 3 лет без вреда для здоровья можно воздерживаться от мяса и молочных продуктов по средам и пятницам. С 7 лет – ограничить сладости, отказаться от красного мяса на все время поста, а рыбу и молоко употреблять по выходным или во все дни, кроме среды и пятницы.

Рецепты многих постных блюд сохранились со времен крещения Руси и имеют греческое происхождение. В Древней Руси они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни разных столетий ели те же блюда, что приготовляются ныне современными хозяйками. Добавлялись лишь новые овощи: до конца 17 века на Руси распространены были только капуста, чеснок, лук, огурцы, редька и свекла.

Всем известна старая русская поговорка: «Щи да каша – пища наша». И как нельзя лучше она подходит к постной трапезе.

Из первых блюд были распространены щи, уха, рассольники. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. В постные нерыбные дни пироги пеклись с грибами, маком, горохом, репою, капустой и разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги с различными видами рыбы. Для такой начинки каша обычно перемешивалась с мелко искрошенной рыбой.

Каша всегда была одним из основных блюд постной трапезы. В основном ели гречневую и овсяную каши. А подавались они, как правило, с постным (нерафинированным растительным) маслом. Таковыми на Руси издавна считались конопляное и льняное масло, а также более дорогое прованское (оливковое). Реже применялись маковое, кунжутное масло, а также рыбий жир. Позже эти масла почти полностью были вытеснены жидкими растительными маслами: подсолнечным, кукурузным, горчичным.

Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые из пшеничной муки. Подавались к столу с патокой, сахаром и медом.

Соленья для Великого ПостаИздревле на Руси ели кислую и отварную свежую капусту, пироги с горохом и овощными начинками, овсяный кисель, караваи с грибами, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый (твердосбитый мятый горох с постным маслом), лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

Разумеется, в таком небольшом материале, как этот, невозможно отразить многие детали, тонкости, да и весь смысл Великого Поста, особенно для человека, который только начинает проявлять любопытство к этой вековечной православной традиции и пока ни разу не пробовал бороться со своими искушениями. Но одно можно сказать точно: Великий Пост – это время и возможность каждому изменить что-то в своей жизни, сделать усилие над собой на пути к лучшему, отбросить ненужные и вредные привычки, очиститься душой и телом. Или как минимум – ненадолго остановить изматывающий ритм современной жизни, чтобы задуматься об окружающем Вас мире.

Подробное меню по монастырскому уставу на каждый день Великого Поста

Нельзя: алкоголь, мясо, рыбу, молоко яйца, конфеты, белый хлеб, майонез, выпечку.
Можно: фрукты, овощи, сухофрукты, квашеную капусту, соленые и маринованные овощи, грибы, орехи, каши на воде, кисели, чай, компоты из сухофруктов, квасы.

Понедельник – сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты).
Вторник – горячая пища без масла (супы, рассольник, каши на воде, тушеные овощи).
Среда – сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты).
Четверг – горячая пища без масла (супы, рассольник, каши на воде, тушеные овощи).
Пятница – сухоядение (вода, черный хлеб, фрукты, овощи, компоты).
Суббота – пища с растительным маслом (салаты из овощей, супы, тушеные овощи).
Воскресенье – пища с растительным маслом (салаты из овощей, супы, тушеные овощи).

Особые дни:
Понедельник первой седмицы поста (Чистый понедельник) – строгое воздержание от пищи.
Начало Великого Поста (со 2-го по 5-й день, т. е. со вторника по пятницу) – строгий пост, можно только хлеб и воду.
Средокрестная среда – можно вино.
Святых 40 мучеников – можно постное масло, вино.
Вербное воскресение – можно вино, рыбу, икру, растительное масло.

Страстная седмица (последняя неделя Великого поста)
Великие Понедельник, Вторник, Среда – нельзя есть приготовленную пищу.
Великий Четверг – можно вино, постное масло.
Великая Пятница – строгий пост, ничего нельзя есть.
Великая Суббота – строгий пост, можно хлеб, сухофрукты, маслины.
Пасха – светлое Христово Воскресение – поста нет.

Информация о первоисточнике

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().

Даты указаны по новому стилю

Н ичего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

Петров, или Апостольский пост
1 июля - 11 июля

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница - сухоядение. Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский (Филиппов) пост
28 ноября - 6 января

В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы

Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки - с 7 января по 18 января ,
Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста с 25 февраля по 3 марта ,
Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (без мяса) с 11 марта по 17 марта ,
Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи с 6 мая по 12 мая ,
Троицкая - неделя после Троицы с 24 июня по 30 июня .

Среда и пятница

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник - 18 января , накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября . Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня - 27 сентября . Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

Календарь постов и трапез на 2013 год

Периоды понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье
Великий Пост
c 18 марта по 4 мая
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Весенний мясоед рыба рыба
Петров пост
с 1 июля по 11 июля
горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
Летний мясоед сухоядение сухоядение
Успенский пост
с 14 августа по 27 августа
сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Осенний мясоед сухоядение сухоядение
Рождественский пост до 19 декабря горячая без масла рыба сухоядение рыба сухоядение рыба рыба
20 декабря - 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение рыба рыба
2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом
Зимний мясоед рыба рыба

Пасха считается переходящим праздником. Начало поста 2013 будет за 7 недель до Пасхи. Основной частью всего поста считается святая четыредесятница. Она длится целых сорок дней. После этих дней идут такие важные праздники (такие, как: Лазарева суббота, Вход в Иерусалим Господа). Затем следует и Страстная седмица. Она то и предваряет приход праздника Пасхи.

Начало 2013 указывает на то, что начинается очень активная подготовка к Пасхе. Однако, к самому посту готовятся еще задолго до его старта. Так в храмах начинают звучать многие великопостные песнопения. представляет собой Прощенное воскресенье. Это неделя сыропустная, в которую также принято просить у всех близких прощения. Это приводит к тому, что в начало поста 2013 люди обретают чистую совесть, душу.

Начало поста 2013 выпадает на 18 . А сам пост длится с 18 марта по четвертое мая. Считается, что именно в это время Спаситель поведен был духом в пустыни, где дней сорок искушался дьяволом, не ел ничего в эти дни. Таким постом он начал великое дело спасения многих людей, душ.

Таким образом, если начало поста 2013 – это 18 марта, то 17 марта – это Прощенное воскресенье. Это последний важный день перед постом, последний день из недели под названием Масленица. Строгий великий пост будет длиться до 4 мая 2013 года.

Не нужно забывать, что в этот год есть и дни для особенного поминовения всех усопших. А это: 30 марта, шестое апреля и 13 апреля. Стоит отметить, что начало поста 2013 указывает на полное воздержание от разнообразной еды. Что касается второго дня в великом посте 2013, то здесь по уставу будет полагаться лишь горячие блюда, однако без использования . Во все три следующих дня данной недели следует придерживаться сухоядения (можно вкушать сырые овощи, хлеб, фрукты). Что касается дальнейшего поста, то по средам, понедельникам и пятницам следует также придерживаться проверенных веками схем сухоядения. При этом, если постараться, то можно научиться готовить очень вкусные постные блюда.

По вторникам, четвергам всего поста разрешено вкушать разную растительную пищу. Однако, при этом запрещено использовать растительные масла. Кушать лучше всего один раз в день (основной объем пищи должен приходиться именно на вечер). Другие источники иногда говорят о том, что в эти дни лучше всего также придерживаться сухоядения. Вообще, церковные уставы формировались в очень разноплановых монастырях. Вот поэтому так много различий в таких, вроде бы одинаковых традициях, праздниках.

Что касается выходных дней всего поста (субботы, воскресенья), то следует питаться два раза в день, лишь растительной пищей. Однако, в эти дни разрешено употребление масла.

15-04-2013
«С приятным постом!» или «С Великим постом!», - так говорят православные люди, встречая братьев по вере во время Великого поста. А что такое Великий пост? Что он означает? И вообще для чего он нужен? И как надо вести себя в дни поста? Мало кто из нас знает правила поведения верующих в такие дни. Кто-то что-то сказал, научил, посоветовал, а верно ли все это?!!!

Какого числа Великий пост в 2013 году

Великий пост в 2013 году начался 18 марта, и будет идти вплоть до 4 мая включительно. А вот 5 мая 2013 г. (воскресенье) будет Пасха – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Удивительно, но на Пасху в православные церкви по всему миру приходит такое огромное количество людей, притом даже некрещенных, неверующих, иноверцев, собирающихся окреститься или просто любопытных. Но главное – все идут, идут смотреть Крестный ход, слушать пение певчих на клиросе, изумляться красоте храма, празднично украшенного, и радоваться вместе с верующими. Праздник Пасхи так завораживает, интригует уже тысячелетиями и стар, и млад. Пасха красной называется не зря – кругом все озаряется красным цветом: сама церковь, облачения священников, прихожане надевают красные наряды и платочки. Все радуются и христосуются, дарят друг другу яйца, крашенные в разные цвета, освещают куличи. Поздравляют: «Христос Воскресе!» и в ответ ждут: «Воистину Воскресе!». Даже семьи, которые не верят в Бога и не ходят в храм, все равно дома у телевизора накрывают стол и празднуют Светлое Христово Воскресение. Воистину народный праздник!


Но прежде, чем вся эта всеобщая радость случится, следует хорошенько попоститься. Для чего нужен пост? Конечно же, не для того, чтобы похудеть. Как многие себе представляют. А для того, чтобы исправиться, подумать о грехах своих, протянуть руку помощи другим людям. О том, как мы живем и что делаем, делаем ли добро, помогаем ли людям. Многие мне сейчас бы ответили, что они и не грешат то во все, чего им поститься, ерундой занимать. Тут уж хозяин-барин – не грешите, так и не грешите. Не хотите поститься, так вас никто и не заставляет. Но если копнуться в душе у каждого человека, как принято говорить - есть свой «скелет в шкафу». Безгрешных людей просто нет, их не существует. Если бы мы могли изолироваться от мира, уйти жить куда-нибудь в самую глушь леса, где ни одной живой души нет и поругаться то не с кем. Вот как Сергий Радонежский, жил один в самой гуще леса. Так к нему и то медведь пришел, и есть просил, и в итоге Святому пришлось этому медведю свой кусок хлеба отдать. И там нет одиночества. Может быть, тогда и не нагрешили бы: там просто общаться не с кем, нет возможности посплетничать, поругаться, рассердиться, позавидовать и т.д., но в тоже время некому и поплакаться, и посочувствовать, и пожалеть. А ненавидеть, злиться, тосковать, унывать в душе, и в гуще леса нам никто не запретит. Нет, не спрятаться нам ни от общения, ни от грехов своих.

Желание исправиться, вообще редко, у кого само по себе возникает. Для этого нужен толчок: неприятности на работе, развод, болезнь своя или близких и т.д. Не просто исправиться, а покаяться в своих грехах, очиститься от них навсегда. Как говорят: «Душа просит!». Если вдруг все уже произошло, и так жить больше нет мочи. Пора поворачивать к Богу, к церкви лицом. Если у вас появилось желание начинать исправляться, вставать на путь истинный, то для начала следует купить нательный крестик (без него в церковь на богослужения ходить нельзя, и тем более причащаться). Крестик можно купить любой, какой будет вам по душе и по карману. Можно купить либо золотой, либо серебряный, либо обычный оловянный. Главное, чтоб он был освящен, если нет, то его нужно освятить в храме у батюшки. Только потом можно его носить. Передавать крестик другому поносить – категорически запрещено. Это вам не кулончик-побрякушка.

Следующим шагом будет покупка соответствующей церковной литературы для начинающих. В любой церковной книжной лавке или в самом же храме за свечным ящиком продаются книги: молитвослов небольшой для начинающих (проверьте, чтобы там обязательно были молитвы утренние и вечерние), любую книжку о Таинствах Исповеди и Причастия, и брошюрку для начинающих ходить в церковь (с правилами поведения в церкви). В книгах написано все доступно и понятно. Прочитав их, вы поймете: что, как и когда делать дома перед исповедью и во время службы в церкви. И не надо будет спрашивать у всех подряд в церкви, что и когда делать, отвлекая других от молитв. Отговорка: «Я в первый раз!», не снимает с вас ответственности. Теперь много доступной и недорогой литературы – купил и читай.


Далее следует начать поститься – без поста причащаться нельзя. Великий пост – очень строгий пост во всех отношениях. В этот пост категорически запрещены в пищу: мясо (даже соевое); птица; рыба (и морепродукты: креветки, кальмары, мидии и т.д.); молочные продукты (без исключений). Постное меню такое. Каждый понедельник, среду, пятницу – сухоядение (нельзя кушать вареную пищу, жаренную, супы и т.д.). Можно попить чай, кофе с постным печеньем, поесть фрукты, сырые овощи (морковь, свеклу натереть на терке). По вторникам и четвергам вкушать следует пищу без растительного масла. Можно отварить рис, гречу, картофель, фасоль и т.д., или приготовить овощи в пароварке. Отлично подойдет салат из овощей и зелени, заправленный лимонным соком, а также фрукты. Сладкого вообще лучше есть поменьше. Молочный шоколад и конфеты вообще запрещены. А вот по субботам и воскресеньям кушаем пищу с растительным маслом (варим постные овощные супы (щи, борщ без мяса; жарим-парим овощи, гарниры, салаты и т.д.).

Конечно, работающим людям, сильно устающим на работе, и только начинающим поститься, очень тяжело вот так себя ограничивать, но ведь пост, на то и пост. Если все же сухоядение вам категорически не подходит, то можно кушать по понедельникам, средам и пятницам вареную пищу, но без растительного масла. Если и этот вариант вам не подходит – следует сходить в церковь, и взять благословение на пищу с маслом у священника, и вообще проконсультироваться с ним по поводу поста, задать волнующие вопросы. Молочную пищу, рыбу и мясо можно вкушать только очень больным, и то с благословения батюшки. Самому себе разрешать ничего не стоит, и оправдать себя и свою слабую волю тоже никак не получится.

Затем начав поститься телесно, стоит начать поститься и духовно. Забываем о всяких развлечениях: рестораны, кино, театры, цирк, дискотеки, балы, банкеты, фуршеты и другие различные увеселительные мероприятия (и вплоть до Пасхи). Послабление дается только тем, кто работает в этой сфере, и вынужден присутствовать на подобных мероприятиях. Пост должен быть в душе, вы должны его принять сами, ведь вас никто не заставляет. Конечно, легче, если ваши домашние тоже будут поститься вместе с вами. Если же такого не произошло, старайтесь держаться подальше от телевизора и пьяных гулянок. А кстати, алкоголь тоже категорически запрещен в любых количествах. Если вдруг кто-то не считает пиво алкогольным напитком, то его тоже нельзя пить в Великий пост. Про телевизор и компьютерные игры стоит тоже позабыть. Смотрим только новостные программы и программы православного телеканала «Союз» как душеполезный.

Особенно строгими являются первая и последняя недели поста. Последняя неделя имеет название Страстной недели. В субботу (4 мая) лучше вообще до 00.00, до наступления Пасхи, лучше вообще постараться ничего не есть. А уже сходив на ночную службу, с 4-го на 5-ое мая, разговеться в свое удовольствие. Но перед этим нужно еще не менее двух раз исповедать и причаститься и конечно же, постоянно на протяжении всего поста ходить на службы в храм.

Первая неделя поста помогает нам настроиться на нужный лад для очищения души. Во всех церквях на вечерних богослужениях читается канон преподобного Андрея Критского – 4 дня подряд, с понедельника по четверг. Лучше посетить все четыре службы по возможности. Далее в первую же неделю постимся и идем исповедоваться и причащаться. Если вы постились всю неделю и работали до субботы – готовимся на воскресную исповедь. Для этого нужно сходить в субботу вечером в храм, помолиться всю службу (не зашел, поставил свечки и ушел, а именно отслужить от начала и до конца всю службу вместе со священниками и прихожанами). Внимательно слушать и учиться молится. В субботу же перед сном следует прочитать покоянные каноны ко Господу нашему Ииссусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю (всего 3 канона), далее читаем Последование по Святому Причащению (до утренней части), после еще прочитать молитвы на сон грядущий. И больше ничего не делать, и не есть, и сразу лечь спать.

С утра, в воскресенье, встаем, не едим, читаем молитвы утренние, далее оставшуюся часть Последования ко Святому Причащению. Опять не кушаем ничего, причащаться нужно натощак. И идем на исповедь не менее, чем за полчаса до начала службы в церкви. Грехи свои осознанные, можно написать на бумажку, и прочитать батюшке в храме, если боитесь что-то забыть. Если память хорошая, рассказываем на словах. После исповеди дожидаемся Причастия, причащаемся, и никуда не уходим. Стоим и молимся до конца службы. Так нужно сделать в начале и в конце поста. И только после того, как вы постились телесно, постились душевно, радость встречи Пасхальной ночи будет для вас иметь иной смысл. Это будет уже не просто какой-то один из церковных праздников, а нечто больше. Детишек до 7 лет лучше причащать натощак и каждую неделю. После 7 лет повторяем процедуры как для взрослого, читаем молитвы, каноны, исповедуемся, и только потом причащаемся. Без исповеди – причастия категорически запрещено. К исповеди приготовьте вопросы, волнующие вас, и спроси у священника. И не стоит лениться: утренние и вечерние молитвы должны стать для вас ежедневными. Проснулся – прочитал, а потом только кушаем и делаем дела, вечером – прямо перед сном и сразу спать.

Вступление в брак и Венчание во время Великого и других постов не происходит. Ведь вы же наверняка хотите «жить долго и счастливо», а не наоборот. Дни рождения обычно православные справляют после поста, если дата вашего рождения выпала на время Великого поста. Больным можно пособороваться – это таинство происходит один раз в год и только во время Великого поста. Старайтесь не слушаться чужих советов, просто читайте духовную литературу, там все написано. Покупайте побольше книг о житие Святых, вопросы-ответы, и не путайте церковную литературу с сектанской, которую раздают бесплатно на улицах (таких книжек стоит избегать!!!).

Живите по Божьим законам, и тогда ваша жизнь станет лучше во всех отношениях. В церкви вы найдете всегда друзей по интересам. Не нужно думать, что в церковь ходят одни старушки, там много молодых образованных людей. Бог вам в помощь! С приятным постом!



Loading...Loading...