Православные африканцы. Православная Церковь «всея Африки

Эта статья впервые появилась в издании Evangelion, № 29 (Вели­кий пост 1996 г.), сс. 1–7. “Евангелион” - бюллетень Православного Общества во имя Святителя Николая Японского в Южной Африке (PO Box 56303, Arcadia, 0007 South Africa). Это общество зародилось в среде многонационального прихода, основанного в Йоханнесбурге отцом Хризостомом Франком около 9 лет тому назад. Православию в Южной Африке все еще приходится доказывать, что его место не в гетто. С другой стороны, на примере Тропической Африки мы ясно видим путь, которым следует идти.

В ноябре 1995 я ездил в Найроби (Кения) для более детального изучения деятельности Православной миссии. Я жил в Православной семинарии Макария III, находящейся в Рируте, пригороде Найроби, приблизительно в 10 км от центра города. Ректор семинарии - епископ Макарий Рирутский. Его высокопреосвященство Ириней, недавно рукоположенный в митрополита Иринопольского, живет по соседству с семинарией. Первоначально семинария задумывалась как учебное заведение для студентов из Восточной Африки: Кении, Танзании и Уганды; но последние два года ее двери открыты для студентов со всей Африки, и таким образом она является Патриаршей Семинарией для всего Александрийского Патриархата и всей Африки. В 1995 г. в семинарии училось более 40 студентов из Кении, Уганды, Танзании, Камеруна, Нигерии, Мадагаскара и Зимбабве. Некоторые студенты, чья родина находится за пределами Восточной Африки, испытали культурный шок, оказавшись в учебном заведении, первоначально приспособленном для студентов только из Восточной Африки. По их рассказам, труднее всего им было привыкнуть к местной пище. Я приехал из Южной Африки, и поэтому местная пища не показалась мне слишком непривычной: главное блюдо - угали - это разновидность милипап , по составу что-то среднее между зулусским путу и тсванским богобе . Но для африканцев с Запада такая пища была непривычной. Из бесед со студентами и с другими людьми я узнал многое о Православной миссии не только в Кении, но также и в других частях Африки. Эта информация была интересна сама по себе, так как в Тропической Африке переплетаются, наверное, все пути православной миссии, когда-либо и где-либо существовавшие в истории Церкви.

Православие в Кении

Путь Православия в Кении тесно связан с борьбой ее народа против британской колонизации. В начале XX в. все школы в Кении контролировались иностранными (западными) миссиями. В 1929 г. многие из миссионерских организаций, возглавлявшихся Церковью Шотландской Миссии (CSM), потребовали от своих “агентов” (в число которых входили учителя) подписать документ, заверяющий их отрицательное отношение к вопросу о женской активности в духовной жизни, а также к Центральной Ассоциации Кикуйю . Многие учителя отказались, и это привело к созданию двух независимых школьных Ассоциаций Кикуйю: Независимой Школьной Ассоциации Кикуйю (KISA) и Ассоциации Образования Кикуйю Каринга (KKEA). Кикуйю было самым большим племенем в Кении, и на языке кикуйю (гикуйю) каринг’а значит ‘чистый’, однако может переводится и как ‘православный’. Эти ассоциации основали школы, в которые перешло огромное число учителей и учеников из миссионерских школ. Но идея образования, оторванного от Церкви, также казалась весьма странной. И когда правящий епископ Африканской Православной Церкви в Южной Африке, епископ Даниил Александр, возвращаясь на родину из Уганды, встретился с некоторыми лидерами Кении, KISA пригласила его посетить Кению снова. Епископ Александр еще раз посетил Кению в ноябре 1935; он открыл семинарию, где обучал 8 студентов, семеро из которых спонсировала KISA, и одного - KKEA. Перед отъездом он рукоположил двух священников и двух диаконов. Ассоциации образования положили начало двум вероисповеданиям. KISA, более “умеренная” политически, учредила Независимую Пятидесятническую Церковь, а KKEA, будучи более радикальной, - Африканскую Православную Церковь. Епископат Африканской Православной Церкви в Уганде узнал об образовании Церкви в Кении из газет, связался с церковными лидерами в Кении и призвал их к общению с Александрийским Патриархатом (Африканская Православная Церковь епископа Александра была неканоничной). Тогда кенийские церковные лидеры написали патриарху Мелетию; Патриарх дал положительный ответ, но умер, не успев предпринять какие-либо шаги. Предстоятели Кенийской Церкви написали снова уже патриарху Христофору. В 1942 г. митрополит Николай Аксумский нанес визит в Восточную Африку и сделал доклад перед Священным Синодом в Александрии, благодаря чему в 1946 г., после второй мировой войны, Патриархат принял в общение Африканские Православные Церкви в Кении и Уганде. В период с 1946 по 1952 гг. Православная Церковь в Кении, без сомнения, росла очень быстро, но в 1952 г. колониальное правительство установило чрезвычайное положение вследствие деятельности партизан мау-мау. KKEA и KISA были запрещены. Большинство православных церквей закрыли, несколько школ и храмов сожгли. Почти все духовенство было отправлено в концлагеря. Аналогичная же борьба против колониального режима на Кипре велась архиепископом Макариосом. В марте 1956 г. он был выслан на Сейшельские острова. В апреле 1957 г. его освободили; путь архиепископа домой лежал через Кению, и в кафедральном храме в Найроби он произнес антиколониальную проповедь. Эта проповедь воодушевила лидеров антиколониальной борьбы в Кении, которые до тех пор находились в лагерях для интернированных. После освобождения Кении и Кипра между архиепископом Макариосом, первым президентом Кипра, и Джомо Кениатой, первым президентом Кении, установились дружеские отношения. В 1970 г. архиепископа Макариоса пригласили в Кению с официальным визитом. Он был поражен нищетой Православной Церкви и ее чад. Это побудило его написать Александрийскому Патриарху и предложить свою помощь. В 1971 г. он приехал снова, теперь уже по церковным делам. Архиепископ заложил фундамент семинарии на участке, пожертвованном президентом Кениатой. Кроме того, он крестил тысячи людей у р. Кагеры и в Ньери , где за 35 лет до того учил епископ Александр. В то же время, в 1958 г., Александрийский Патриархат учредил новую архиепископию в Иринополисе (Дар-эс-Салам ) для окормления православных христиан Кении, Уганды и Танзании. Вскоре митрополичий центр был перенесен в Кампалу , а затем в Найроби. Семинария открылась только в 1982 г., когда правящим митрополитом был владыка Анастасий (Яннулатос). Православная Церковь в Кении, первоначально существовавшая только в центральных и западных провинциях (у границ Уганды), теперь распространилась во многих районах страны. Божественная Литургия, утреня и вечерня, службы крещения и отпевания и некоторые другие были переведены на одиннадцать языков Кении. Недавно эти переводы сверили студенты и преподаватели семинарии. Семинария играет значительную роль в становлении Церкви. Так, некая семья из племени кикуйя обосновалась в Лугари, среди племени туркана, которое живет в северо-западной части Кении. В это время один из членов семьи учился в семинарии, и в 1982 г. он вместе с группой студентов прибыл в этот район проповедовать и учить. В следующем году было крещено 156 человек. Сначала там был только один человек, слепой, который мог служить переводчиком, теперь в округе несколько церквей, где Божественная Литургия уже совершается на языке туркана.

Православие в Уганде

Можно сказать, что сердце Православной Африки находится у берегов озера Виктория, в Кении, Уганде и Танзании; здесь живет большинство православных христиан. В предыдущих номерах “Евангели­она” мы уже рассказывали кое-что об истории Православия в Уганде, поэтому теперь нет надобности все это подробно повторять, нужно лишь сказать, что Православная Церковь в Уганде, ранее входившая в состав Архиепископии Иринополиса, ныне возглавляется собственным митрополитом, его Преосвященством Феодором. На долю Церкви в Уганде выпало пострадать от гражданских войн и других политических потрясений за последние двадцать пять лет или около того. Много церковных зданий и школ было уничтожено, а общины рассеяны. Cеминарист Джон Оджок из северной Уганды рассказывал, что после того, как умер священник из их прихода, во всей округе несколько лет не было ни одного священника - они должны были приезжать сюда из Кампалы. Много зла принесли повстанцы из Судана: их партизанские отряды грабили окраины.

Танзания

Большинство православных христиан Танзании живет в северо-восточной части страны, у западного берега озера Виктория. Теперь у них есть свой епископ, проживающий в Букобе. Один из семинаристов, Пол Кагома, рассказал мне о своем родном приходе в Коньябугуру, в 16 км от Букобы. Приход был основан в 1990 г.; материнская церковь этого прихода находится в Маконгоре, в 8 км от Коньябугуру. Приходской священник, отец Пол Тируганья, живет тем, что работает на семейной ферме; правда, он покидал ее на три года, чтобы окончить семинарию. У храма каменный фундамент, каменные стены и кровля из рифленого железа. При церкви есть школьное здание, в течение недели используемое как детский сад, а по воскресеньям - как воскресная школа. В детском саду два преподавателя и около 18 детей. Эта церковь была основана, когда отец Сосфен Кийонга приехал туда из Маконгоры в 1974 г. и стал проповедовать в Коньябугуру. В то время в деревне не было воды, и жители должны были носить ее издалека. Отец Сосфен молился, и в деревне появился источник, с тех пор не пересыхавший. Это чудо послужило к обращению в Православие многих местных жителей. Церковь в Коньябугуру была признана приходом в 1990 г. Божественная Литургия совершается в церкви Святого Антония дважды в месяц; на службе бывает около 300 человек, из них 250 причащаются. Местный язык - кихайя, но Литургию служат на суахили, государственном языке Танзании. В приход святого Антония входят четыре подчиненных приходу общины. Это вполне типичный принцип распространения Церкви в деревенских районах Восточной Африки: приход организует подчиненные ему общины, которые в свою очередь становятся приходами и образуют собственные общины.

Западная Африка

В семинарии обучались три студента из Камеруна и три из Нигерии; сам митрополит Ириней до своего назначения митрополитом Иринопольским некоторое время был митрополитом Западно-африканским. Владыка Ириней рассказывал мне, что Западно-африканская Архиепископия включала в себя двадцать две страны. Занимая эту кафедру, он, казалось, добрую половину своего времени прожил в аэропортах. Было предложение разделить Архиепископию на три части, но в настоящее время вся эта территория находится в ведении митрополита Петра, проживающего в г. Яунде (Камерун). В XIX в. Камерун был германской колонией, но после первой мировой войны он был разделен на части и управлялся Британией и Францией под мандатом Лиги Наций. Когда в 1960 г. он стал независимым государством, часть территории, находившейся под британским мандатом, отошла к Нигерии, а другая - к Камеруну. Таким образом, Камерун - двуязычная страна с официальными французским и английским языками. В Камеруне была довольно значительная греческая община; греки построили православные церкви в Яунде, столице Камеруна, и в Дуала, главном порту страны. До приезда митрополита Иринея там не было православных камерунцев. Когда некоторые из местных жителей стали спрашивать владыку о Церкви, он пригласил их на Божественную литургию, и таким образом некоторое количество камерунцев из больших городов стало православными. Кочующие рабочие из северо-восточного Камеруна работали на греческих плантациях, некоторые из них тоже стали православными. Они были из племени тубу, проживающем на границе Чада, и теперь в том районе 8 приходов. В Чаде сейчас есть православный священник. В Нигерии Православие утвердилось благодаря объединению неканонической организации с Александрийским Патриархатом. В семинарии было три студента из Нигерии. Надеюсь, в следующих номерах “Евангелиона” мы сможем рассказать о православной Церкви в Нигерии больше.

Зимбабве

Подъезжая все ближе к своему дому, я с нетерпением ждал встречи с Рафаэлем Ганда, студентом из Зимбабве. Задолго до этого он ездил в Грецию, чтобы пройти курс офицерской подготовки, и там познакомился с Православием и православной Литургией. Возвратясь в Зимбабве, он уволился из армии и принял крещение в сентябре 1994 г. Несколько месяцев спустя правящий епископ митрополит Хризостом послал Рафаэля в семинарию. Несколько членов его семьи и некоторые друзья тоже присоединились к Православной Церкви и в настоящее время являются прихожанами кафедрального прихода в Хараре. Рафаэль Ганда работает над переводом Божественной литургии и других церковных служб на язык шона. Он надеется, что по окончании семинарии епископ пошлет его в сельскохозяйственные районы Зимбабве для проповеди.

Мадагаскар

Остров Мадагаскар - также часть архиепископии Зимбабве. В 1953 г. в Тананариве, столице государства, была выстроена православная церковь, но священника, как и многих других иностранцев, депортировали из страны после военного переворота в 1972 г. Местная община возопила о своей нужде в священнике, и в 1994 г. архимандрит Нектарий (Келлис) приехал туда из Австралии. За очень короткое время были достигнуты удивительные результаты. Один из местных жителей был рукоположен в священники, а другой, Жан Кристос Тсаканиас, теперь учится в семинарии в Найроби. В разных частях страны были образованы новые общины.

Сельская община

По воскресеньям студенты и преподаватели Макариевской семинарии посещают приходы в Найроби и вокруг него. В этом заключается практическая часть их подготовки к приходскому служению, но, кроме того, это еще и помощь приходам. Находясь в семинарии, вместе с группой я ездил в сельскую церковь Кваньанджара, расположенную в 25 км от Найроби. По пути туда мы оставили часть группы на другом приходе. В этой группе была Элени Яннарис из “Апостолики Диакониа”, миссионерской организации Греческой Церкви. В то время она работала в Кении, где готовила учителей воскресных школ и членов Союза матерей. Путешествуя по ухабистым загородным дорогам, среди небольших земельных участков, мы проезжали много культовых зданий, которые принадлежали различным деноминациям и группам, и интересно, что многие из них были православными. Община в Кваньанджара была новой: прежде безземельным крестьянам из разных мест даровали здесь землю. Один из них, Сэмюэл Гихуру Куриа, организовал православных христиан, и они стали проводить богослужения в помещении детского сада. К моменту нашего приезда туда прошло уже более года, как они последний раз служили Божественную литургию; но, с другой стороны, за это время была построена церковь-мазанка, в которой мы имели честь присутствовать на первой Литургии и первых крещениях. Епископ Макарий служил за этой Литургией, ему помогали некоторые студенты. Команда из семинарии была предусмотрительно набрана так, чтобы в нее входили представители разных стран: Камеруна, Мадагаскара и других мест. Церковь еще не достроили: грязные стены были не отштукатурены, и свет снаружи проходил сквозь щели. Пол был неоструган и недоделан. Община сама возвела церковь, без всякой помощи со стороны. Их собственные чтецы с большим удовольствием пели за утреней; правда, не так уверенно они пели за Литургией, которая была им незнакома, поскольку у них не было священника. Я чувствовал себя как дома. Язык гикуйю незнаком мне, но в остальном церковь была типичной для сельской местности в Южной Африке. Я бывал в сельских церквях в Зулуленде, Вендаленде, в бывшем Газанкулу, в Секукуниленде и даже в Намибии, они и в самом деле все очень похожи. Единственное, в чем заключалась разница - это язык и тот факт, что церкви в Южной Африке не были православными. Если православные церкви существуют в сельских местностях Восточной Африки, почему бы им не существовать и в Южной Африке? После Литургии мы обедали в гостях у главы общины, Сэмюэла Гихуру Куриа. Обед состоял из маисовой каши, бобов и сладкого чая. Гостям из Западной Африки такая пища показалась странной и несъедобной, но для меня все, за исключением языка, было так, будто дело происходило в долине Нквалини, между Эшове и Эмпангени.

Похороны

Кроме того, я и еще некоторые студенты вместе с владыкой Макарием присутствовали на похоронах. Отчим одного из священников умер, и похороны проходили на его ферме, в горах над Рифт Вэлли. Собралось много священнослужителей, служба велась во дворе под брезентовым навесом. Могила находилась в нескольких метрах в стороне, на краю поля. После похорон был устроен обед для всех присутствовавших, и опять я был поражен тем, насколько все это было мне знакомо. Я находился на расстоянии трех тысяч километров от дома, но все, что происходило вокруг, за исключением языка и ландшафта, могло встретиться практически в любом уголке Южной Африки.

Миссия в тропической Африке

Картина Православной миссии в тропической Африке представляется удивительно пестрой. Почти любой способ ведения миссионерской работы, когда-либо и где-либо использовавшийся в истории Церк­ви, используется на этой территории. Некоторые стали православными после того, как были исцелены от болезней или после изгнания из них злых духов. Некоторые во время поездок в другие места встретились с Православной Церковью и принесли ее в свой дом. Так случилось с начальником провинции Рифт Вэлли в Кении, а также с фермером из Восточной провинции и с офицером из Зимбабве. Случается, какой-нибудь священник или мирянин едет проповедовать в соседнюю деревню… и приобретает себе епископа и архиепископа. Во многих местах к северу от Лимпопо и к югу от Сахары Православная Церковь растет. Существуют активные общины, из которых выходят собственные священники, диаконы и церковнослужители. В некоторых общинах свои священники появляются всего через несколько лет после их основания, в то время как в Южной Африке существуют приходы, основанные десятилетия назад, в которые священники приезжают из-за моря. Единственный исторический миссионерский метод, недостаточно используемый - монашество. В большинстве мест зачинателями миссии были монахи. Да, в тропической Африке тоже есть монахи: иноки с Афона работают в Заире, в семинарии в Найроби есть монах. Греческая сестра преподает в Мадагаскаре. Но монастырей нет. Нужно неотложно помолиться об этом. Иисус рассказал притчу о сеятеле. В Африке маленькое зернышко падает в бедную землю. На самом деле почва плодородна, и где только брошено зерно, всходят ростки христианских общин. Но все же существует опасность, что плодородный слой окажется неглубоким. А именно монашество дает глубину. Поэтому нам нужны монашеские общины, мужские и женские, которые основали бы в Африке монастыри. Наверное, было бы хорошо, если бы они пришли из разных частей православного мира, чтобы принести разнообразие монашеских традиций. Тогда африканские монастыри смогли бы произрастать в разных частях континента, вбирая в себя полноту православной традиции.

Православная Африка

Николай Сапелкин, преподаватель факультета журналистики Воронежского государственного университета, референт Управляющего Воронежско-Липецкой епархией митрополита Мефодия

Лет десять назад, в самом начале 90-х годов мой университетский товарищ из далекой африканской страны Сьерра-Леоне Френсис Бойма решил принять православную веру. Он обстоятельно расспрашивал меня о том, как свершается таинство крещения, какие обязательства накладывает на человека его принадлежность к православию, и как это проявляется в обыденной жизни. Я то и сам знал об этом тогда крайне мало, но других студентов, которые хотя бы немного интересовались вопросами религии, в те годы на историческом факультета не было.
Надо признаться это его решение меня изрядно удивило. "Разве у вас в стране есть православные?". "Да, у нас есть православные верующие, - отвечал он, - и священники африканцы то же есть".
А я то, наивный второкурсник, полагал, что, кроме как в Эфиопии и Египте, в Африке православных христиан нет. Под впечатлением его рассказа, в моем воображении сложился образ православного батюшки: чернокожего, в черном одеянии и с золотым крестом на груди. Да простят меня читатели за мое воспоминание, но это именно было именно так. Я не стал расспрашивать Френсиса о мотивах его решения. Только с тех пор меня стали интересовать события религиозной жизни Африканского кон-тинента, особенно связанные с Православием.
Одно из таких событий - приезд в 1996 году в Москву Эфиопского Патриарха Павла. Патриарх Алексий в память о визите передал Павлу престол, который теперь украшает его резиденцию. С нескрываемой радостью и восторгом, студент из Эфиопии, с которым мы обсуждали этот визит, говорил: "Мы братья! Нашей церкви более полутора тысяч лет, Русской - тысяча, нас роднит наша вера и наша культура".
И в самом деле, наше единство с африканскими народами состоит не только не только в том, что многие из них получили образование в России, хотя теперь они могут говорить и думать по-русски, у них много русских друзей, многие породнились, вступив в брак с русскими. Основа нашего единства в духовной сфере. И Православие - одна из составляющих нашего духовного родства.
Дипломатические отношения России со странами африканского континента были установлены не так давно. С той же Эфиопией дипломатические отношения установлены только сто лет назад. Это не большой срок, но религиозные, духовные отношения между нашими странами намного древнее.
Африканский континент издавна привлекал русских людей. Неведомые земли и народы, культура и нравы вызывали интерес. Еще киевские князья знали о далеком православном государстве, существующем в глубине черного континента. С православными иерархами Африки поддерживали отношения московские патриархи.
Православные приходы Африки окормляет Александрийская Церковь. Патриархат Александрии и всея Африки - древнейшая церковь в христианском мире. Созданный в 40 году нашей эры, он навсегда связывается в нашем сознании с именем его святого основателя и первого епископа - апостола и евангелиста Марка, просветителя многих стран Африки. Нелегко ему было осуществлять подвиг проповеди веры Христовой в Александрии - средоточии античной образованности, городе ученых, риторов, поэтов. Во многом, достижению успеха Александрийской Церкви способствовало то, что она выпестовала таких знаменитых мужей и учителей, как Климент и Кирилл Александрийские, Ориген, Афанасий Великий и многих других. До наших дней дошла - несмотря на все войны, нашествия, пожары и катастрофы - знаменитая Александрийская библиотека, ставшая Библиотекой Александрийского Патриархата. В этой сокровищнице хранится уникальное собрание древних манускриптов. Но не только развитие христианской мысли есть дар Александрийской Церкви вселенскому Пра-вославию - ее каноническая территория считается колыбелью монашества. Благодаря процветавшему в Египте в IV веке монашеству влияние Александрийской Церкви было огромно. В 325 году она получила от Никейского собора ранг второго престола мира - после Константинополя.
Однако после Четвертого Вселенского Собора, состоявшегося в 451 году в городе Халкидоне, начался упадок Александрийской Церкви. От нее откололись коптская церковь Египта и Эфиопская Церковь. После завоевания Египта турками-османами в начале восемнадцатого века она приходит в еще больший упадок и попадает в подчинение в Константинопольскому Патриархату.
Двадцатый век стал свидетелем грандиозного в географическом отношении территориального расширения православия. Причиной тому было расселение по всему свету, в том числе и в Африке, православных русских эмигрантов, и активизация миссионерской деятельности, прежде всего Греческой Церкви.
Оживление православия в Африке началось во второй четверти двадцатого века, как результат успешных действий греческих миссионеров на Востоке континента. Греческие епископы рукоположили нескольких африканцев в священнический сан, с их помощью были выстроено немало храмов. Большинство новых приходов, начиная с 1945 года, стали обра-щаться к Патриарху Александрийскому и всей Африки с просьбой об официальном их признании и принятии в свою юрисдикцию. Полтора десятилетия спустя была образована Восточно-Африканской епархия. Начались хиротонии африканских епископов. Рубен Мукаса основатель Православия в Уганде стал епископом Спартасом. В 1973 году состоялись хиротонии африканских епископов Кении и Танзании.
К концу двадцатого века Александрийская Церковь имела более 160 храмов и 23 епископа. В 2001 году в Африке были учреждены четыре новые православные епархии в Танзании, Нигерии, Гане и на Мадагаскаре.
Ныне патриарший престол занимает сто десятый после евангелиста Марка - Патриарх Александрии и всей Африки Петр VII. Он самый молодой Патриарх в мире, в сентябре ему исполниться 53 года, из них пять лет он возглавляет Александрийскую Церковь, несущую слово Господа своим согражданам, невзирая на цвет кожи, язык или расу.
Александрийский Патриархат - церковь самых бедных наций Земли. Ведь в настоящее время многие миллионы африканских собратьев просто голодают. Да и Православие чаще всего принимают малоимущие, у которых все богатство в одной душе. Но они воспринимают Православие с искренностью неискушенных сердец. По словам Патриарха Павла: "Они очень простые люди, но они богаты своей чистой любовью к Богу".
Эти слова подтверждаются рассказом туриста побывавшего в Мадагаскаре. "В деревнях и селах люди живут в хижинах из пальмовых ветвей, часовни и храмы их строятся из этого же материала. Батюшки из местного населения обслуживают эти храмы, разбросанные в сельской местности. Нужно видеть, как искренне радуются эти новообращенные православные христиане каждому приезду священника. Их вера действительно напоминает христиан апостольского времени. Эти дети природы с чистым сердцем при первой же встрече передают такое чувство детского и радостного восприятия христианства, что с ними не хочется расставаться".
Возможно, нынешний дар Александрийской Церкви Вселенскому Православию, это то упорство, которое проявляют африканцы в своей приверженности Православию.
Вот один лишь пример. Во время поездки греческого епископа Амвросия в Конго, православный священник Симеон Муканья, шел пешком полтора дня из своей деревни, чтобы встретиться с владыкой. Во время сослужения с владыкой Амвросием отец Симеон получил известие, что его пятилетняя дочка умерла, и родные ждут его домой. Но он, несмотря на советы окружающих, включая и владыку, настоял на том, чтобы остаться до отъезда епископа, и только после этого вернулся домой, чтобы с семьей оплакать смерть дочери. Этот очень трогательный и поучительный пример глубокой веры явлен нам не из святоотеческих преданий, события произошли в первый год третьего тысячелетия.
Не только распространение Слова Божия считает своей миссией Православная церковь в Африке, но и повышение жизненного уровня африканского населения. Нигде на планете церковь не занимается такой широкой социальной и гуманитарной деятельностью. Это организация школ и госпиталей, обучение местных жителей методам современного ведения сельского хозяйства и многое другое.
Возникновению православного сообщества в недрах африканского континента способствуют и диаспоры православных народов Европы, прежде всего России. Общины русских переселенцев есть практически во всех странах Африки.
Самая крупная российская диаспора - на Юге Африки. Выходцы из России появились здесь с восемнадцатого века. Но организованная русская православная община появилась здесь только в 60-е годы двадцатого века. В небольшой городской квартире был устроен домовый храм во имя святого князя Владимира, и до 1975 года там служил священник Русской зарубежной Церкви. С его отъездом общинная жизнь переместилась в "Русский дом", обустроенный в 1968 году в центре Йоханнесбурга на средства русских эмигрантов. Кроме небольшого помещения для собраний и трапез, там была оборудована часовня Святителя Николая Чудотворца. Об-щина продолжала находиться в лоне Зарубежной Церкви, но постоянного священника там так и не было. Богослужения иногда совершались сербскими и греческими клириками.
С 1998 г. верующие россияне, проживающие в Южно-Африканской Республике, стали хлопотать об открытии прихода Русской Православной Церкви. В ноябре 1998 года, во время официального визита в Россию, вице-президента ЮАР Табо Мбеки, Патриарх Московский и всея Руси Алексий обсудил с ним возможность открытия в Южной Африке прихода Русской Православной Церкви.
В августе 1999 года в ЮАР был направлен российский священник для открытия временного домового храма во имя Сергия Радонежского. Вскоре на собранные прихожанами средства был приобретен участок земли для строительства храма в Мидранде, пригороде Йоханнесбурга. К сентябрю в городскую управу был подан проект здания будущей церкви - пятикупольного храма, невиданного в Южной Африке. В июле 2000 года на должность настоятеля прихода Преподобного Сергия Радонежского был назначен иеромонах Филарет Булеков.
К Пасхе 2001 года вышел, учрежденный приходом Сергия Радонежского, первый в Южной Африке православный журнал на русском языке - "Вестник". Среди материалов номера - раздел посвященный связям Русской Православной Церкви с Александрийской Церковью - сестрой, на канонической территории которой находятся православные приходы в Южной Африке. А так же статья о прошедшей недавно конференции "Православие в Африке". Тираж первого номера, составил 300 экземпляров. Часть из них была направлена в Кейптаун и Дурбан, где есть русские общины, а также в Мозамбик, откуда на празднование Христова Воскресе-ния в Йоханнесбург приехала группа православных россиян.
Богослужения в храме посещают и православные африканцы. Что бы они не чувствовали себя чужими в русскоязычной среде на богослужениях часть песнопений и молитв звучат по-английски и на языке африкаанс.
В мае 2001 года к отцу Филарету обратились прихожане Русского дома в Йоханнесбурге, принадлежавшего Русской Православной Церкви за рубежом, с просьбой принять их в свою общину вместе с часовней и домом. Теперь в помещениях Русского дома открылся благотворительный детский сад для бедных черных семей.
15 декабря 2001 года по благословению Предстоятелей двух Поместных Православных Церквей - Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII и Святейшего Патриарха Московско-го и всея Руси Алексия II - в Йоханнесбурге состоялась закладка первого русского православного храма на Юге Африки, которую произвели настоятель русского прихода иеромонах Филарет в сослужении генерального викария Йоханнесбургской епархии Александрийской Церкви, священника сербского прихода и настоятеля румынской православной общины.
В торжественной церемонии приняли участие министр иностранных дел России Игорь Иванов, послы России, Украины и Беларуси, дипломаты и общественные деятели ЮАР.
В своем послании по случаю закладки храма Патриарх Петр отметил, что строящийся храм будет "служить духовным нуждам возлюбленных русских братьев и сестер" и вместе с ними - "всем православным христианам в Южной Африке".
Несомненно, дружеские отношения Русской и Александрийской Православных Церквей будут способствовать взаимодействию православной общественности и политических деятелей России и африканских стран. Сейчас в России возрождается Православие. В африканских странах Православие так же набирает силу. Этот фактор в новом тысячелетии будет играть важную роль в политических и культурных связях наших народов. Те опасные глобальные противоречия, которые стоят перед человечеством могут быть решены на духовном и культурном уровне.
А что же Френсис Бойма, спросит любопытный читатель? Вскоре после крещения он взял в жены русскую девушку. Они венчались, у них родился сын. Вот только на родину он выехать не смог. Там идет гражданская война. Так что живет он в Воронеже, получил российское гражданство, работает в школе преподавателем английского языка. По отзывам учащихся, он самый добрый и отзывчивый учитель. Такая вот история.

Одна из самых динамично развивающихся православных общин сложилась сегодня, как ни странно, в Африке. По разным оценкам, на континенте насчитывается до семи миллионов православных. О том, почему африканцы все чаще обращаются к русским священникам, как живется местным миссионерам и мирянам и что в наши дни угрожает христианам Африки.

Рита Салливан (61 год) – прихожанка храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге. Дочь немки и африканца, росла в протестантской семье.

"Когда я вошла в церковь и увидела икону Божией Матери, мне показалось, что она смотрит именно на меня, с любовью, утешая и обнадеживая. Это было поразительно и так прекрасно, что я не могла сопротивляться. Впервые в жизни я была в настоящей церкви, с настоящими свечами, иконами, музыкой и добротой любящих людей. Их глаза не врали", – вспоминает Рита первое в своей жизни пасхальное богослужение в православном храме.

Ее наставниками в православии были африканер Даниэль Стейн и священник Православной церкви в Америке Джонатан Проктор. Они дали ей книги, молитвослов и икону Иисуса Христа.

Пасхальный крестный ход в Йоханнесбурге

"Я бросила себя в океан Божьего милосердия, много читала и окончательно приняла православие. Это произошло 17 лет назад. Православие – единственный путь к Богу и радость моей жизни. Я люблю мою духовную семью в Сергиевском храме", – говорит она.

Община храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге – 250 человек.

Для духовного окормления отец Даниил каждый месяц выезжает в Кейптаун, Дурбан и в соседние страны – Намибию, Мозамбик, Зимбабве. Служит в греческих храмах, которые есть почти в каждом крупном городе ЮАР.

"Греки пускают нас, и на наши богослужения собираются человек 30-40. Так что наш приход охватывает достаточно большую территорию", – рассказывает отец Даниил.

Священник поддерживает и связи с коптским епископом в ЮАР Антониусом Маркосом. Коптская община на юге Африки составляет десять тысяч человек, располагает своими храмами и ведет активную миссионерскую работу. "Когда 20 лет назад образовался наш приход, копты помогали тогдашнему настоятелю отцу Сергию с оформлением документов. И сейчас, в праздники, они с радостью отзываются на наши приглашения и приходят", – добавляет отец Даниил.

Священника похищали дважды

"Христианская проповедь очень активно распространяется в центре и на юге Африки, но реакция на это – взрывы, насилие. В Кот-д"Ивуаре приходится нанимать охрану – автоматчиков. И это не окраина – это столица в Абиджане! Постоянно взрывают христианские церкви в Нигерии, Камеруне, Чаде. Сомали уже не государство, а какие-то племена, которые постоянно воюют между собой", – рассказывает объехавший всю Кению миссионер иеромонах Корнилий (Молев).

Быть священником там опасно, зато вера и проповедь становятся горячее. Первый раз кот-д"ивуарского священника Иеремию Беханзина похитили вместе с семьей. Удалось спастись. После этого священник отправил семью в соседний Бенин, а сам вернулся в Кот-д"Ивуар служить. Второй раз похитили – убежал. В общине начали сбор средств, сделали у храма забор повыше, наняли охрану – двух автоматчиков. На храм уже не нападали, но захватили соседнее здание. Охрана помогла его отбить. Бандиты затаили злобу, и в один из Богородичных праздников машина с отцом Иеремией, выезжавшая из храма, попала под перекрестный огонь из автоматов.

"Отец Иеремия пишет, что это чудо Божие, что никто из сидевших в машине не пострадал: она была изрешечена пулями. <…> Он крестил уже не один десяток человек. Думаю, многие бы из нас после первого похищения решили бы, что надо из этой страны уезжать. Но он самоотверженный человек, и понятно, почему там такие успехи у проповеди", – добавляет отец Корнилий.

И все же, несмотря на суровость условий и бедноту, африканские христиане постоянно танцуют и поют, даже во время причастия и крестного хода. "И так же горячо молятся. Известные святые Антоний Великий, Макарий Великий были выходцами с этого континента", – напоминает миссионер.

Крещение или вуду

В некоторых африканских странах христианская проповедь уголовно наказуема. В других правительство не препятствует, наоборот, дает землю для храма, но с условием построить еще больницу или школу, а лучше и то и другое. Христианские церкви так и делают, и тогда в общеобразовательную программу включают изучение религии.

"Многие действительно безграмотные, но на вопросы догматические и про проблему зла отвечали корректно и с большим пониманием. Они очень хорошо наставлены в вере и хорошо держатся в вере", – считает иеромонах Корнилий.

Однако, принимая крещение, некоторые африканцы сохраняют и языческие верования – колдовство, вуду.

Христианство на Африканском континенте появилось благодаря апостолам Матфею, Марку, Луке и Варнаве. Марк считается основателем Александрийской церкви, юрисдикция которой распространяется на всех православных христиан Африканского континента. А это 28 митрополий и три епископии в более чем 40 странах.

Представительство РПЦ при Александрийском патриархате находится в Каире.

"В составе Александрийского патриархата есть русскоговорящие общины в Тунисе, Марокко, ЮАР", – поясняет протоиерей Виктор Кулага, представитель Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки.

Если в Южной Африке большинство населения – христиане, то на севере – мусульмане. Тем не менее на севере и северо-востоке сосредоточены Александрийский патриархат, Коптская церковь (десять миллионов верующих), Эфиопская церковь (60 миллионов верующих). Много приходов Римо-католической церкви в Экваториальной Африке, Западной Африке и различные протестантские деноминации.

Куда бы ни пошел Мукаса, повсюду его окружала толпа. Многие хотели послушать человека, который со знанием дела доказывал неправильность английской и французской веры. Он не был колдуном или проповедником язычества. В каких-то мудреных книгах он вычитал, что настоящая церковь находится не в Лондоне и Риме, а настоящие христиане порой страдали от европейцев не меньше, чем его народ.

Дело было в Уганде — образцовой колонии Британской империи в самом конце 1920-х годов. Два англиканина из народа баганда Ребейн Мукаса и Обадия Басадждикитало стали называть себя православными и проповедовать свою веру соплеменникам. Тщетно англиканские священники доказывали взволнованным африканцам, что Мукаса все выдумал, и во веки не существовало иного христианства, кроме протестантизма и католичества. Баганда не слушали их и сотнями присоединялись к мятежному движению.

В это же время окольными путями о Православной Церкви узнали проповедники во многих странах Африки. Независимо друг от друга африканские православные общины возникли в таких владениях Англии, как Кения, Южная Африка, Гана и Нигерия. Во французской Западной Африке несколько католических приходов присоединилось к группе французских католиков, которые вместе с русскими эмигрантами пытались создать Французскую Православную Церковь западного обряда. Чернокожие христиане разных народов были готовы принять Православие, но слишком мало знали о нем. Ведь западные миссионеры не хотели, чтобы в кругозор их подопечных попадали неудобные факты. Так что в церковных учебниках восточным „раскольникам“ отводилось не больше пары строчек.


Ребейн Мукаса совершает Литургию в Истинной Церкви

Все независимые африканские общины не имели православного канонического устройства. Они искали истинную Церковь, чтобы присоединиться к ней, но из-за недостатка информации нередко сбивались с пути. Некоторое время они входили в так называемую Африканскую православную церковь, которая возникла в Америке, на волне движения негров, за возвращение на историческую родину. Патриарх этой церкви, бывший англиканский священник, Джордж Макгуайр не имел законного посвящения в епископский сан. Не понимая православного богословия, он считал свое объединение по-настоящему православным. Присоединившиеся было к Макгуайру, христиане в Южной Африке, Уганде и Кении начали сомневаться в своем выборе. Но у кого же узнать о Вселенском Православии, если ты живешь на берегу озера Укереве или у подножия горы Кириньяга?

В середине 1930-х годов Мукаса, Басаджикитало и их единомышленники в Кении вступили в переписку с Александрийским Патриархатом пока в 1946 году не были присоединены к Церкви Патриархом Христофором II. В 70 х – 80 х годах в Александрийскую Церковь были приняты независимые общины Ганы и Нигерии. На рубеже третьего тысячелетия то же произошло в Южной Африке.

Становление африканского православия неразрывно связано с борьбой африканцев за независимость. Лидеры православных общин поддерживали освободительное движение, а в новую африканскую Церковь приходили именно те, кто видел Черный континент свободным. Как известно, руководство первой социалистической страны положило немало сил на изгнание своих западных противников из Африки. Темноликие политики в аэропорту «Шереметьево», дипломаты в экзотических нарядах на фоне экзотических знамен стали частью нашего прошлого. И хотя ЦК КПСС, по понятным причинам, не интересовалось переводом Октоиха на язык суахили, неведомыми путями Промыслителя тогда мы оказались по одну сторону баррикад.


Отец Иосиф Квами-Лабе — один из основателей Православия в Гане с дочерью Наташей

В старом советском фильме, где Анатолий Папанов играл милосердного врача, усыновляющего брошенных детей, один из приемных сыновей доктора как-то сбежал из дома. Случись это в 30-е годы, мальчик непременно направился бы на помощь замерзающим челюскинцам, но дело было двадцатью годами позже, и семилетний герой бежал к африканским партизанам. Увы, из него не получилось Эрнесто Че Гевары. Его поймали и привели к отцу, но, проснувшись на кушетке в его кабинете, он точно знал — ПАРТИЗАНЫ ПОБЕДИЛИ!

В жизни все не так как в кино, и не всем африканским партизанам суждено было праздновать победу. Тяжелым испытанием для Кенийской Православной Церкви были годы партизанской войны Мау Мау (1952 – 1956), когда против англичан восстали народы кикуйю, эмбу и меру, доведенные до отчаяния принудительным изъятием земель и другими унижениями. Протестантское и католическое духовенство Восточной Африки осудило восстание, объявив Мау Мау бунтом дикарей-язычников. Только Православная Церковь разделила с народами Кении радость побед и горечь поражения. Немало православных было среди лесных генералов и бойцов Мау Мау — для них война за свободу стала войной за истинную веру.

В ответ колонизаторы обрушили на православных репрессии, очень похожие на то, что в России творили с Церковью большевики. Только что отстроенные храмы осквернялись, духовенство и простые верующие заключались в концлагеря, где умирали от жажды, жары и болезней. Однако, никакие жестокости не смогли преломить ход истории. В 1963 году Кения встала на самостоятельный путь развития, а верность православных идее национальной свободы заслужила уважение кенийцев.

Для лучшего руководства православными общинами в Восточной Африке в 1958 году была учреждена Иринопольская митрополия с центром в столице Танзании Дар-эс-Саламе, что значит „Город Мира“, или, по-гречески, Иринополис. Сейчас резиденция Иринопольского митрополита находится в столице Кении — Найроби.

С учреждением митрополии в Африку стали пребывать добровольцы из Греции. Появление чернокожих студентов в греческих и американских православных семинариях вызвало недюжинный интерес у церковной общественности этих стран. Когда же в Афины прибыл отец Спартас (так во святом крещении нарекли Ребейна Мукасу) и в переполненных храмах рассказывал, как африканцы отыскали истинное христианство, воодушевлению верующих не было предела. Именно благодаря Африке стало возрождаться греческое миссионерство, пережившее расцвет во времена Святых Кирилла и Мефодия, но угасшее после гибели Византии.


Крещение в Южной Африке

Помощь Греции много значила и значит для православных африканцев, однако они всегда подчеркивали, что греческие братья только гости и помощники, но не руководители их жизни. До сего дня большинство архиерейских кафедр в Александрийской Церкви занимают греческие епископы. Греческие миссионерские организации и православные братства осуществляют благотворительную помощь, но главный груз апостольской ответственности за проповедь Евангелия по-прежнему лежит на коренных жителях континента. В 1972 году в Александрии состоялась первая в истории архиерейская хиротония трех африканцев. Среди этих троих был просветитель Уганды Спартас Ребейн Мукаса, нареченный епископом Христофором Нилополийским. Он умер в 1982 году святителем той Церкви, которую искал, когда сильные мира считали его безумцем. Усилиями Владыки Христофора и подобных ему людей православная вера вошла в жизнь африканцев.

Самое африканское христианство

Кому-то может показаться, что статистика говорит не в пользу африканского Православия. Редко в каком справочнике российский читатель найдет сведения о православных в Нигерии и ЮАР. Крупнейшими христианским конфессиями Африки по-прежнему остаются католичество и протестантизм, по сравнению с которыми православные общины выглядят более чем скромно. Самые многочисленные афро-православные церкви, без учета греков, насчитывают только 1% от населения своих стран: в Кении с ее тридцатью миллионами населения проживает около 300.000 православных, в двадцатимиллионной Уганде их 200.000. В прочих же странах число наших единоверцев не достигает и этого процента.

Но не следует забывать, что Православие пришло на Экватор гораздо позже западного христианства, а Александрийская Православная Церковь никогда не имела тех средств, какими располагают европейские миссии. При этом рост численности православных не сопоставим с ростом иных христианских конфессий. К моменту вступления в Александрийскую Церковь в Уганде было 10.000 сторонников Мукасы и Басаджикитало, за полвека их число увеличилось в 20 раз! В Танзании, где православие распространено гораздо меньше соседних стран Восточной Африки, за последние пять лет численность православных увеличилась с 20 до 35 тысяч человек. И надо иметь в виду, что африканцы, в отличие от большинства „исконно православных“ россиян, живут полнокровной церковной жизнью.


Владыка Макарий Кипрский в Найроби

От одного народа к другому несут огонек своей веры чернокожие миссионеры. В Кении, где большинство православных принадлежит к земледельческим народам кикуйю и лухья, разворачивается миссия среди кочевых народов севера страны. Когда православие принимают вожди, вместе с ними крестятся целые племена, как это было в Киеве, при князе Владимире. Из Уганды истинная вера пришла в Танзанию, православные Ганы и Нигерии проповедуют Евангелие в соседних странах Западной Африки. Чтобы навестить своих духовных детей, православные священники предпринимают длительные путешествия пешком или на велосипедах.

Для подготовки африканского духовенства в 1982 году в Найроби открылась духовная Семинария. Ее основателем был великий благодетель православных кенийцев кипрский архиепископ Макарий III, бывший одновременно президентом Кипра. За время своего существования Семинария выпустила более 200 студентов, которые трудятся не только в Кении, но и по всей Африке. Вместе с благовестниками из коренных африканцев, проповедью занимаются греческие священнослужители. Именно их усилиями Православие распространяется в Камеруне и на Мадагаскаре. Монахи со Святой горы Афон миссионерствуют в джунглях Конго (Заира). Общаясь с греками, к Церкви присоединились первые православные африканцы Зимбабве, где распространение истинной веры только начинается.


Дети кикуйю идут к Причастию

Изгнав европейских колонизаторов, африканцы не освободились от страданий. Голод, эпидемии, бедность и войны темной тучей нависают над Черным континентом. Православная Церковь, поддержавшая когда-то освободительное движение, разделила с Африкой ее новые скорби. На приходах организована раздача благотворительной помощи, действуют православные больницы, образцовые хозяйства, но даже если небогатая Церковь не сможет оказывать эту помощь, африканцы вряд ли откажутся от своей веры.


Кенийские бабушки встречают Александрийского Патриарха

В православии они нашли то, чего не было в искаженном западном христианстве. Совместное участие в Литургии, соборность и мистичность православия дала африканцу то, чего он пытался достичь древними ритуалами. Наша вера не является чем-то чуждым для баганда и кикуйю и органично вписывается в их жизнь. Чернокожие архиереи, священники и диаконы проповедуют Слово Божие на африканских языках. Как и в Эфиопской церкви, прославление Создателя в Гане и Кении не мыслимо без танцев и боя тамтамов. Вера Сергия Радонежского и Григория Паламы победоносно шествует от Гвинейского залива до мыса Доброй надежды.

***

Глядя на карту Африки, я вижу множество цветных пятен покрытых надписями. Есть пятна побольше, на которых написано «Судан» или «Ангола». Есть скупые мазки краски, символизирующие Гамбию или Экваториальную Гвинею. Черные точки с цифрами подразумевают великие вершины: Рас-Дашэн, Килиманджаро, Кириньяга. Синие прожилки указывают мне течение Конго, Нигера и Замбези. Глядя на карту Африки, я не вижу, как над вечнозеленым океаном леса встает солнце, не слышу улюлюканья кочевников самбуру, ведущих свои стада к пересыхающей речке, не блуждаю под стеклобетонными небоскребами Лагоса и Найроби.

Я живу в Казани, где живут русские, татары, чуваши, евреи и армяне. Сейчас у нас очень холодно. Гуляя по улицам родного города, я встречаю закутавшихся от мороза чернокожих людей, но не знаю, кто они, откуда и зачем приехали. Наверное, я никогда не увижу их далекий мир, но теперь, когда священник в алтаре нашего храма приносит Бескровную Жертву о всех и за вся, я знаю, что где-то за несколько тысяч километров чернокожий батюшка молится о том же на языке суахили. И все мы едины.
| 2

Марк Шишкин

Интервью Макария, архиепископа Кенийского и Иринопольского (Александрийский патриархат)

Кифа: Владыка, как в самом сердце Африки появилось православие?

Архиепископ Макарий: Православие в Африке берет свое начало в сошествии огненных языков Святого Духа на учеников Христа, спустя пятьдесят дней после Его Воскресения. Затем двенадцать апостолов понесли Благую Весть всем народам. Святой Евангелист Марк основал церковь в Александрии (Египет). В течение длительного времени Александрия была духовным центром Православия, там разместилась кафедра патриарха Александрийского и всей Африки.

Там же была создана великая Александрийская школа, ставшая домом для великих святых Древней церкви, положивших начало выдающимся трудам отцов церкви; иерархов и богословов, таких как патриархи Кирилл и Иоанн, Ориген, Афанасий Великий, Анастасий. Св. Антонием Великим и другими отцами пустыни — св. Пахомием, св. Макарием, — в Египте было основано монашество. Африканская церковь дала много мучеников за Христа, а св. Екатерина Синайская и св. Евгения, и некогда великая грешница преп. Мария Египетская явили прекрасные образцы покаяния. Средоточием служения Древней церкви были богословие, благочестие и миссия.

С проповеди св. Фрументия в Эфиопии началась постепенная православная евангелизация Африки. В ходе этого процесса, патриархат основывал епархии на всем континенте. Многие из них учреждались прежде всего для иммигрантских общин. Греки из Греции и с Кипра, русские, финны, американцы и австралийцы, как клирики (духовенство), так и лаики (миряне), оказали значительную финансовую помощь и приняли непосредственное участие в строительстве храмов.

Лаики-африканцы, некоторые бывшие представители духовенства других христианских церквей, видя красоту и богатые традиции православия, заинтересовались вступлением в православную церковь. Архимандрит Никодим (Сарикас) был одним из главных наставников, научавших жителей Африки православию. Отец Никодим крестил первых православных африканцев в Моши, в Танзании в 1925 году. Другим ведущим миссионером стал Николай (Абдалла), митрополит Аксумский, посетивший Восточную Африку в 1942 г., с целью изучения интереса местных жителей к православию. Митрополит Абдалла поддержал африканцев на избранном ими пути и передал всю собранную им информацию патриарху Христофору.

15 ноября 1943 года Ребейн Мукаса Спартас и Артур Джордж Гатуна подписали первый устав Африканской православной церкви. В 1945 году четыре кандидата из Уганды были посланы на обучение в Александрию. В 1946 году в ходе первого визита Мукасы Спартаса в Александрию патриархом Христофором и священным синодом было объявлено о признании устава и принятии Африканской греко-православной церкви в патриархат Александрии и всей Африки.

В 1952-59 гг. движение Мау Мау2 было запрещено колониальной властью Великобритании. В Кении колониальное правительство запретило православную церковь. Однако в Уганде православная церковь была официально признана колониальными властями. 13 декабря 1956 года православная церковь Кении также была официально признана. В 1958 году указом патриарха и синода в Африке были утверждены три новых архиепископии: Центральноафриканская (Конго), Восточноафриканская (Кения, Танзания и Уганда) и Западноафриканская (Камерун, Нигерия, Гана и др.).

В 1961 году в Уганде митрополитом Николаем была освящена первая православная церковь. В 1963 году в Танзании впервые африканцем был основан приход. В 1966 г. в Вайтаке, Кения, учреждена Ассоциация православной молодежи Кении (OCYAK).

Стремительное распространение православия в Восточной Африке привело к разделению первоначальной Иринопольской архиепископии (Восточная Африка) на митрополии Дар-эс-Салама (Танзания), Кампалы (Уганда) и Кении и основанию епархии Букоба (Западная Танзания). В 1981 году Православная патриаршая церковная школа Макария III Кипрского открыла двери для желающих получить катехетическое и богословское образование. Изначально в школе обучались только учащиеся из Восточноафриканской митрополии, однако затем студенты начали приезжать со всего африканского континента. Патриаршая школа готовит кандидатов для рукоположения. Сначала зачисляли тех, кто имел хотя бы начальное и неполное среднее образование, но сейчас минимумом является нулевой уровень (законченное среднее образование с минимальной отметкой «удовлетворительно»).

Кифа: В чем состоит уникальный вклад миссионерской работы в Африке в XX веке в духовную жизнь Православной Церкви в целом?

Архиепископ Макарий: Все благословения от Господа — через тех, кого Он избирает служить Ему. Сила православия Африканской церкви исходит от глубокого и искреннего отношения африканцев к Творцу. Миссионеры усердно служили орудиями в руках Господа, совершенствуя и оберегая православный образ христианской веры. Некоторые, как и Ваш покорный слуга, поначалу были миссионерами-лаиками. Прибыв с Кипра, я участвовал в создании Православной патриаршей школы Макариоса III Кипрского, по сути дела, представляя покойного Макариоса III3 , который приложил свою веру, пожертвовал много сил и времени для того, чтобы этот богословский центр начал действовать. Затем я служил ректором Школы. После рукоположения в священники и продвижения по ступеням иерархии, будучи епископом, а затем митрополитом (архиепископом) я нес административную ответственность наравне с духовной. Можно сказать, что миссионеры, как клирики, так и лаики были движущей силой, помогавшей местному православию возрастать духовно и физически на Православном пути через образование, здравоохранение, а также братолюбивую диаконию. Эти миссионеры прибывали из Греции, Кипра, Финляндии, Америки и Австралии. Каждый такой миссионер, как клирик, так и лаик, внес свой вклад в соответствии с дарованными ему (ей) Господом талантами.

Кифа: Православные богослужения переведены на 11 (или более) племенных языков Кении и эта работа продолжается. Кто занимался и занимается переводами богослужебных текстов для кенийских верующих? Как эти переводы создаются?

Архиепископ Макарий: Православное богослужение и другие молитвы переведены и изданы на более чем двадцати языках не только Восточной Африки, но и всего континента.
Кроме того, была переведена и издана и другая духовная литература. Местные жители сыграли важную роль в составлении транскрипций своих диалектов. Некоторые переводы были сделаны непосредственно с греческого языка на местные наречия африканцами, обучавшимися за границей, особенно в Греции. В начале переводчиками были в основном представители первого поколения священников. Эти священники, мало говорившие по-английски, переводили богослужение на свои племенные языки, но их переводы почти не издавались из-за большого количества ошибок. Тем не менее, эти ранние опыты были необычайно важны как отправные пункты для более качественных переводов. Миссионеры стали руководить переводческой работой семинаристов, и переводы значительно улучшились. Старшему поколению духовенства зачастую не хватало образования и знания английского языка, поэтому успех нынешних изданий обеспечило руководство переводческой деятельностью со стороны миссионеров. Первые публикации вышли в Греции и на Кипре, но их тираж был ограничен и время доставки довольно продолжительно. В настоящее время, хотя большая часть переводов печатается за рубежом, в Найроби (Кения) в церковном управлении создается типография. Проблема финансирования всегда оставалась камнем преткновения, но Господь послал нам щедрых жертвователей.

Кифа: Каким образом в Православной Церкви Кении происходит воцерковление (как люди становятся полными членами церкви)?

Архиепископ Макарий: На протяжении всей истории церкви единственным путем для того, чтобы стать полным членом церкви, остается Крещение, это правило действует и в Африке. Поскольку православие уже утвердилось в Восточной Африке, большинство православных принимают крещение в раннем возрасте. Например, у одного священника-африканца в семье уже пять поколений православных, его бабушка крестилась в юности еще у покойного митрополита Николая (Абдалла) Аксумского. Православие зачастую является семейной религией. Взрослые люди, желающие вступить в Православную Церковь, должны быть утруждены катехетическим научением, т.е. пройти катехетическое просвещение. Конечно, двери православных церквей открыты и перед простыми посетителями и их всегда ждут по принципу: «приди и посмотри». Святые же таинства доступны только православным христианам, прошедшим полное Крещение и Миропомазание.

Большое внимание уделяется образованию как средству развития православной церкви в Африке, в частности, в архиепископии Кении. Это внимание к светскому и церковному образованию способствует успехам Кенийской церкви, к которой принадлежат 152 священника, служащих в более чем 300 приходах и миссионерских центрах. Около тридцати лет назад, из-за недостатка образования, было очень мало священников. Сегодня все православное духовенство имеет как минимум оконченную среднюю школу, плюс три года богословского образования в Православной патриаршей церковной школе Макариоса III Кипрского. Ее выпускники имеют степень бакалавра богословия.

По окончанию Патриаршей школы многие представители духовенства продолжают свое образование. Мы заинтересованы и способствуем расширению духовного образования через строительство школ, финансирование образования молодежи, организацию образовательных курсов для православных катехизаторов. Кроме того, православный педагогический колледж св. Климента Александрийского по окончании курса обучения выдает дипломы и сертификаты, приравниваемые к соответствующим документам Университета Найроби. Поместная церковь готовит преподавателей для воскресных и молодежных школ, предлагая людям уже имеющим светское образование, двухлетние курсы, по окончании которых выдается соответствующий диплом. Основание школы медицинских сестер способствовало развитию образования и в области медицины.

Активная молодежь через Ассоциацию православной молодежи Кении участвует в многочисленных, регулярно проводимых семинарах, посвященных вопросам православной жизни и аскетики. Кроме того, семинары с образовательными целями проводятся и при поддержке Союза матерей.

Кифа: Существует ли система катехизации?

Архиепископ Макарий: Существует тщательно проработанная местная система катехизации. Эта система осуществляется под руководством православных преподавателей и богословов и имеет хорошо продуманные программу и материалы. Программа подготовлена африканскими богословами, которые учились в Греции, Румынии и Соединенных Штатах Америки.
В Найроби и в провинции проводятся серии семинаров: для Союза матерей (православные женщины), Союза отцов (миряне /лаики), Ассоциации матушек (жены священников) и молодежи, так же как и для местных епархиальных комитетов (духовенство).

Кифа: Каким образом создаются православные общины? Как определяются (выбираются) кандидаты в духовенство? Каковы важнейшие требования, предъявляемые к этим людям?

Архиепископ Макарий: Православные приходы и миссионерские центры имеют системы религиозного образования сходные с Ассоциацией православной молодежи Кении и другими организациями. Архиепископия поделена на епархиальные комитеты, которые являются региональными объединениями духовенства. В настоящее время существует 14 епархиальных комитетов. Эти комитеты представляют собой собрание клириков без епископов. Местное духовенство регулярно собирается для обсуждения и решения проблем и планирования мероприятий. Отдельные приходы представляют приходские священники. Таким образом, уровень прихода мы можем назвать «корневым» (массовым уровнем); комитеты — это промежуточный уровень; и высший — Совет митрополии, который является совещательным органом при архиепископе.

Кандидаты на рукоположение должны пройти определенные архиепископом процедуры. Время от времени эти процедуры приводятся в соответствие с уровнем образования и требованиями времени. Каждый кандидат должен подать официальное заявление в Патриаршую школу. К заявлению прилагаются копии некоторых документов, а также рекомендации от его приходского священника и местной епархии или одного из духовников. Кандидат должен быть крещеным православным христианином, иметь оценку «удовлетворительно», или выше, на нулевом уровне общего образования. От кандидата требуется знание английского языка (английский и суахили являются национальными языками Кении). Также принимаются кандидаты из франкоговорящих стран, знающие французский язык, однако и они должны владеть английским. Английский — язык преподавания в Школе, за исключением уроков греческого языка, который является обязательной составляющей курса богословия. Женатые и неженатые мужчины имеют равные возможности при зачислении.

В настоящее время архиепископ рукополагает только тех, кто успешно завершил трехлетний курс обучения в Патриаршей Школе. Архиепископ лично беседует с абитуриентами Школы и с кандидатами на рукоположение прежде, чем сделать свой выбор. Духовник архиепископии должен подписать соответствующее письмо — свидетельство о том, что кандидат достоин рукоположения. Кандидат может быть женатым (согласно канонам) или дать обет безбрачия. В последнем случае на то, чтобы церковь убедилась в решимости священника, уходит большее время. Духовные устремления и характер кандидата становятся предметом глубокого размышления. Архиепископ также должен принимать во внимание нужды прихода и его финансовые возможности для содержания духовенства.

Кифа: С какими проблемами сталкивается сегодня православная церковь в Кении?

Архиепископ Макарий: Нужд и проблем у православной церкви в Кении так же много, как песчинок на дне морском. Тем не менее, Сила Господа велика, и с некоторыми нуждами мы справляемся. Двадцать лет назад почти все церкви были построены из глины, а листовым металлом крыши были покрыты только там, где прихожанам удалось найти средства на его покупку. Некоторые церкви в то время были покрыты соломой, и многие собрания служили евхаристию под деревьями или между большими валунами. Глиняные строения были, затем заменены каменными или кирпичными церквями, построенными в греко-православном стиле, с крышами из оцинкованного металла или черепицы. Первые церкви были небольшими и в праздничные дни были переполнены. В качестве ладана для каждения обычно использовалась смола местных деревьев с углями из костра и молодая древесина, в кадильницах, нередко сделанных довольно грубо.

Иконы были, как правило, бумажными, их со временем разъедали насекомые. Сейчас есть несколько хороших икон и даже есть пара квалифицированных иконописцев. Поначалу приходилось обходиться подержанными облачениями, привозившимися из других стран. Сейчас есть несколько местных портных, мужчин и женщин, достаточно умелых, чтобы самим сшить облачения.

Двадцать лет назад священников было очень мало, и им ничего не платили. Сейчас все представители духовенства получают ежемесячное жалование, хотя и небольшое, но регулярное. Кенийская Церковь еще не развила прибыльное производство достаточное для удовлетворения своих нужд, поэтому финансовая помощь ей очень важна. Пожертвования православных христиан всего мира вносят действенный вклад в решение финансовых проблем местных общин.

Африка, включая Кению, столкнулась с катастрофой повсеместного распространения ВИЧ-СПИДа. Наша православная церковь, будучи бедной, ведет углубленную разъяснительную работу, чтобы донести до людей всю серьезность ВИЧ-СПИДа, чтобы изменить поведение и отношение к инфицированным и предрасположенным к этим заболеваниям. Число сирот и страдающих людей неуклонно растет. Наши здравоохранительные программы ограничены нашими скудными ресурсами. 27 марта в Масаи открылся наш первый Благотворительный Центр Консультаций и Обследований. Мы помогаем многим людям получить медицинскую помощь, но этого недостаточно, и у нас пока нет возможности обеспечить профилактическую терапию. Мы не можем снабжать население большей части территории страны медикаментами. У нас имеются средства на здравоохранение, но их недостаточно, чтобы удовлетворить медицинские нужды страдающих людей.

Череда засушливых лет истощила местные ресурсы и привела к голоду. Архиепископия оказывает продовольственную помощь, как, например, 26 марта этого года восемь сиротских приютов получили необходимые продукты питания и одежду, но наш вклад слишком мал по сравнению с нуждами людей.

Мы продвинулись далеко вперед в области образования. Православный педагогический колледж св. Климента Александрийского за три года обучил 150 педагогов дошкольного образования. Колледж включает в себя православную 6-летнюю школу, которую, в основном, посещают беднейшие, сироты, СПИД и ВИЧ-инфицированные, которые не платят за обучение. Наша спонсорская программа позволила тысячам детей получить среднее образование и приступить к высшему. Колледж взимает плату, но она значительно ниже, чем в других колледжах и высших учебных заведениях. Мы пожинаем хорошие плоды оттого, что вкладывались в детей; они, как члены церкви и общества заняты в различных сферах деятельности: учителя, врачи, адвокаты, фермеры, механики, плотники и т.д. В противном случае, в большинстве своем они остались бы лишь полуграмотными.

Заметно налаживается духовная жизнь. К сожалению, у нас нет монастырей, хотя к нам приезжают монахини и монахи. Среди нас есть духовные отцы, но не такие, как свв. Серафим Саровский, Леонид Оптинский, Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский. Нам не хватает влияния святых монастырей, подобных Афонским и Валаамскому. Мы молимся о послании нам духовных старцев, которые бы руководили духовной жизнью нашего монашества.

Мы очень благодарны всем, кто помогал нам, и молимся о том, чтобы Русская православная церковь приняла участие в осуществлении нашей миссии в той или иной форме; доброй волей или финансированием, но, главное, молитвой. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, подобны вашим, но в то же время весьма отличаются с точки зрения географии, климата и инфраструктуры. Транспорт и коммуникации, к примеру, всегда были проблемой. Это дорого, и в некоторых местностях в лучших случаях находится лишь на самом низком уровне. У нас не достаточно средств, чтобы обеспечивать частые межобщинные встречи на семинарах и других мероприятиях.

Наши православные братья и сестры в России делят с нами Единую Святую Соборную и Апостольскую Чашу. Мы объединены Телом и Кровью нашего Господа. Это чудесный дар, и мы надеемся, что наши связи будут только расширяться. Мы можем просить о многом, но с тем, чтобы даритель делал это по силам и с чистым сердцем. Да благословит Господь всех православных христиан в России и в Африке.
Мы искренне благодарны Его Блаженству Феодору II, папе и патриарху Александрийскому и всей Африки, как нашему первому духовному отцу и иерарху, за постоянное духовное руководство, за вдохновение и поддержку нашей миссии. Мы также благодарны частным лицам и организациям в Греции, Америке, Финляндии и на Кипре, которые щедро поддерживают православную миссию в Африке.

Перевод с английского Игоря ФЕДЕНКО и Анны ЛЕПЕХИНОЙ
Редакция благодарит Генерального секретаря Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» Ольгу ОЛЕЙНИК за помощь в подготовке материала
КИФА №7(45) апрель 2006 года

Loading...Loading...