Реформаторы о полигамном браке в христианстве. Многожёнство и христианство, христиане-многожёнцы и христианское учение

Чаще всего у каждого пророка, упомянутого в Библии, было несколько жен. Например, пророк Аллаха Сулейман, Дауд, Ибрахим, Якуб и другие (мир им всем). Упоминается про пророка Аллаха Сулеймана (мир ему):

«И было у него семьсот жен и триста наложниц».

(Первая Книга Царств 11:3)

«Если у кого будут две жены - одна любимая, а другая нелюбимая…»

(Книга Второзаконие 21:15)

«Если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития…»

(Книга Исход 21:10)

Не существует ни одного текста в Библии, ни в Ветхом, ни в Новом Завете, который бы запрещал многоженство или ограничивал количество жен! Стихи Нового Завета, разрешающие многоженство: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…»

(Первое послание Павла к Тимофею 3:1-2)

«Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим».

(Первое послание Павла к Тимофею 3:11-12)

В этом отрывке видно, что многоженство разрешено для всех обычных людей, кроме тех, кто желает стать епископом. Писательница Матильда Джослин упоминает в своей книге «Женщина, церковь и государство» следующее: «Разве не ясно со слов Павла, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж» то, что многоженство было разрешено в ранней церкви, в соответствии с учением апостолов Иисуса?.. Если все было именно так, то почему принимаются иные мерила, отличающиеся от тех, которые утвердили апостолы?!»

Некоторые христиане приводят в доказательство запретности многоженства определенные стихи из Нового Завета, например:

«Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует».



(Евангелие от Марка 10:2-12)

«Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует».

(Евангелие от Луки 16:14-18)

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».

(Евангелие от Матфея 5:31-32)

Как видно из трех вышеупомянутых стихов, речь идет о разводе, а не о многоженстве. А в словах: «В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил» речь идет об Адаме и Еве. И нигде не сказано, что «многоженство запретно с момента создания», ибо это противоречило бы тому, что общеизвестно в Небесных писаниях, ведь у пророков было много жен. Поэтому подобные стихи не подходят в качестве доказательства на запрет многоженства, а подходят для доказательства на запрет развода, и не имеет значения, была ли у мужчины одна жена, или много. В этих текстах упоминается, что единственный случай, когда развод разрешен, это если жена совершила прелюбодеяние. Но если мужчина развелся с ней несправедливо и она не совершала прелюбодеяния, то, в таком случае, женитьба на другой женщине будет считаться прелюбодеянием (то есть мужчина как бы изменил ей, сожительствуя с женщиной, которая для него запретна). И в стихах не говорится о том, что тот, кто женился, будучи женатым, и не развелся с первой женой, то «как будто совершил прелюбодеяние». Это такой же случай, как если бы сказать «если женщина разведется со своим мужем и выйдет замуж за другого, то она совершил прелюбодеяние». Здесь понятие «прелюбодеяние» связывается с «разводом», а не с «многоженством». И если бы имелось ввиду многоженство, то как можно себе его представить в случае, если женщина развелась с мужем и вышла замуж за другого мужчину? Или мужчина развелся и женился на одной женщине? Если бы проблема заключалась в многоженстве, то мужчине можно было бы развестись со своей женой и жениться на другой женщине. Но в данном случае речь идет о неразрешенности развода мужчины со своей женой, и пусть даже у него есть более одной жены. В стихе «и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» ясно говорится о том, что даже если мужчина женится на разведенной, пусть даже впервые, то он совершает прелюбодеяние. Не из-за многоженства, так как для него это впервые, а потому что он женится на разведенной женщине. И здесь мы видим отличия между Евангелием от Марка и Евангелием от Луки. Оба упоминают одну и ту же историю, но весьма по-разному, что указывает на недопустимость считать оба эти текста божественным откровением от Аллаха или приписывать их Иисусу (мир ему).



«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа […] Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться».

(Первое послание Павла к Коринфянам 7:1-9)

Здесь Павел также говорит «каждый имей свою жену». Эти слова никак не связаны с запретом многоженства. Они указывают на то, что мужчине нельзя касаться запретной для него женщины, то есть нельзя приближаться к прелюбодеянию. Согласно контексту, можно сказать: «Пусть каждый следит за своим сыном; пусть каждый из вас оберегает свой дом, своё имущество и т.д.». Самуил, говорящий от имени Бога, приказывает Саулу убить мужчину и женщину, ребенка и младенца, быка и овцу, верблюда и осла (Первый Свиток Самуила 15:13 ). Здесь не имеется в виду убить одного мужчину, одну женщину, одного ребенка и т.д., а всех, кто относится к их виду: мужчин, женщин, детей, ослов и т.д. В словах «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» нет никакого указания на запрет многоженства, напротив, он сказал «лучше вступить в брак», не ограничив количество жен.

Есть много христиан, представителей различных деноминаций, которые утверждают о дозволенности многоженства в христианстве. Многие из них женаты более чем на одной женщине. Король Карл Великий, первый император Византии, Лютер и другие. Писательница Матильда Джослин упомянула об этом, сказав: «Из истории ясно видно, и это не приемлет никакого спора, что христианская церковь и христианские государства во все века и в различных ситуациях отдавали предпочтение многоженству. Так, первый император Византии в четвертом веке предоставил христианам право жениться на двух женах. В восьмом веке король Карл Великий – который был главой церкви и государства одновременно – был женат на шести женщинах, а некоторые историки говорят, что их было девять... Лютер, который придерживался как Ветхого, так и Нового Заветов, говорил: «Я лично признаю, что если мужчина захочет жениться на двух или более женщинах, то я не смогу ему этого запретить. Такой поступок не будет противоречить Священному Писанию». Аврелий Августин сказал: «Сейчас, в наше время, после того, как мы использовали римское право, мужчина не может жениться на второй жене, пока его первая жена жива». Это указывает на то, что запрет многоженства исходил из римского права, а не из религиозных текстов. Также Аврелий Августин сказал: «По их мнению, Исхак сын Якуба, совершил великое преступление, женившись на четырех женах. Но для подобного обвинения нет никаких оснований, ибо многоженство не было преступлением, так как считалось обычаем. Но сейчас это считается преступлением, так как не является обычаем… И единая причина того, что многоженство считается преступлением сейчас, это то, что обычай и закон запрещают его».

Многоженство в исламе

Для понимания точки зрения ислама на многоженство мы должны знать следующее:

1. Ислам не единственная религия, которая узаконила многоженство. Но только ислам ограничил количество жен, на которых можно жениться одновременно, четырьмя. Многоженство было разрешено во всех других религиях. Аль-Харис ибн Кайс сказал: «Когда я принял ислам, у меня было восемь жен. Я пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом. Он сказал: «Выбери из них четырех».

2. Многоженство в исламе не является обязательным. Если мусульманин не станет этого делать, то не совершит грех. И это не будет считаться недостатком в его религии. Многоженство является разрешенным: кто желает, может его практиковать, а кто не желает, может не практиковать. Также как и многое другое, разрешенное в исламе.

3. Знание причин ниспослания аятов о многоженстве. Прежде чем прочитать священные аяты о многоженстве и о том, что одновременное количество жен ограничивается четырьмя, давайте прочтем коранические аяты, которые предшествуют им. Чтобы мы поняли причину их ниспослания и то, что они были ниспосланы для защиты и сохранения их прав. Всевышний Аллах сказал:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами. Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не пожирайте их имущества вместе со своим. Воистину, это - великий грех. Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности). Давайте женщинам их брачный дар от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье. Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе. Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество. Не пожирайте его, излишествуя, в спешке, пока они не вырастут. Кто богат, пусть воздержится, а кто беден, пусть ест по справедливости. Когда вы отдаете им их имущество, то делайте это в присутствии свидетелей. Но довольно того, что Аллах ведет счет».

(Ан-Ниса, 1-6)

Всевышний Аллах в начале этого священного аята приказал людям бояться и страшиться Его, и отдавать сиротам их имущество, когда те достигнут совершеннолетия и они увидят в них способность сохранить свое имущество. А также запретил угнетать их, пожирая их имущество. Арабы до ислама, если были попечителем богатого сироты, смешивали её имущество со своим, забирая из него лучшее и оставляя худшее, чтобы обмануть сироту! Ас-Судди говорит об этом так: «Такой человек забирал из имущества сироты упитанную овцу, а вместо нее оставлял худую, и говорил: «Овца за овцу». Он брал хорошие дирхамы, а вместо них оставлял фальшивые, говоря: «Дирхам за дирхам». А ведь Всевышний Аллах запретил совершать это преступление, воруя имущество сироты. Он сказал:

«Воистину, это - великий грех».

То есть это является большим грехом.

Так продолжался обман сирот, особенно если это была девочка. Сообщается, что, когда Урва бин аз-Зубейр (да будет доволен им Аллах) задал Аише (да будет доволен ею Аллах) вопрос о словах Аллаха Всевышнего: «Если же вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами…», она сказала: «О сын моей сестры! (Речь идёт о таком случае, когда) девушка-сирота находится на попечении своего опекуна и является совладелицей его имущества, а этот опекун, привлекаемый её имуществом и красотой, хочет жениться на ней, но не желает придерживаться справедливости (при выплате) махра и давать ей то, что дал бы ей любой другой. Вот почему таким было запрещено жениться на (сиротах), если только (опекуны) не будут придерживаться справедливости по отношению к ним и не станут выплачивать им наибольший из принятого в их среде махра, (в противном же случае) им было велено (Аллахом) жениться на других женщинах, которые им понравятся».

Таким образом, этот священный аят был ниспослан относительно человека, на попечении которого находится сирота. Если он хотел жениться на ней, но не хотел выплачивать ей общепринятый брачный дар. И Всевышний Аллах запретил это и повелел ему выплатить ей такой брачный дар, какой бы он выплатил бы другим женщинам. Или же пусть жениться на другой женщине, или даже на двух, трех или четырех максимально. Но многие враги ислама, как обычно, вырывают все предыдущие слова из контекста священного аята и упоминают только:

«То женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех».

А также не упоминают то, что после него, а точнее, что условием многоженства является проявление справедливости ко всем женам.

ПОЯСНЕНИЕ:

Всем добрый день. Продолжая данный цикл статей-вопросов, и принимая во внимание отзывы и пожелания, полученные после первого вопроса, несколько модифицирую вводную часть.

Я интересуюсь религией, особенно тщательно изучаю православие, и задаю эти вопросы, потому что мне интересно мнение народа. При этом мне поступали предложения задавать вопросы богословам, а не широкой аудитории. Но смысл моих статей в другом. У богословов-то я уже и так спросил. Как я отмечал во введении к первому вопросу, определенную теоретическую подготовку имею. Сейчас мне интересно именно мнение народа, которое не всегда совпадает с официальной доктриной РПЦ.

Первый вопрос был посвящен франчайзингу, и на мой взгляд, являлся довольно нейтральным. Я не ожидал, что он привлечет столько внимания.

Поэтому сейчас рискну перейти к более проблемному (хотя и не самому проблемному) вопросу – о многоженстве в Библии.

ВОПРОС 2: Многоженство в Библии?

Собственно, поскольку Библия одна на всех, вопрос этот не только к православным, а ко всем христианам. В очной форме мне удалось его задать, кроме православных, еще католикам и адвентистам.

При этом выяснилось, что из православных, с которыми я беседовал, практически никто Библию полностью не читал, хотя вроде не с быдлом общаюсь. Что меня удивило – как же так? Почему мы игнорируем главную священную книгу? Некоторые, однако, вовсе не стесняются этого – говорят, мол, мало ли что там написано две тыщи лет назад, это все ерунда. Главное – мы русские – православные, в нас дух великого народа! Но не буду отвлекаться, это скорее тема для еще одного вопроса.

В отличие от православных, большинство католиков Библию читали, правда, сколько-нибудь толково ответить на мой вопрос они все равно не смогли.

Протестантов среди моих знакомых не нашлось, если только не рассматривать адвентистов седьмого дня как их разновидность, что теоретически верно, но вряд ли стоит их учитывать. Во-первых, они тоже ничего толкового не сказали. Во-вторых, сама конфессия, на мой взгляд, недостаточно репрезентативна: если сравнивать по численности разновидности христианства, то цифра в 16 млн. адвентистов не катит против 1150 млн. католиков, 426 млн. протестантов и 240-300 млн. православных (данные из Википедии, проверено также по другим источникам).

Поскольку некоторые православные (из тех, что не читают книг) яростно доказывали мне, что в Библии и речи нет о многоженстве, начну сразу с цитат.

Книга «Бытие», раздел 28:
Пункт 9. и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, СВЕРХ ДРУГИХ ЖЕН СВОИХ.
Раздел 30:
Пункт 14 Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.
Пункт 15 Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: ТАК ПУСТЬ ОН ЛЯЖЕТ С ТОБОЮ ЭТУ НОЧЬ, ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА ТВОЕГО.
Пункт 16 Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: ВОЙДИ КО МНЕ [СЕГОДНЯ], ИБО Я КУПИЛА ТЕБЯ ЗА МАНДРАГОРЫ СЫНА МОЕГО. И лег он с нею в ту ночь.
Пункт 17 И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.
Пункт 18 И сказала Лия: БОГ ДАЛ ВОЗМЕЗДИЕ МНЕ ЗА ТО, ЧТО Я ОТДАЛА СЛУЖАНКУ МОЮ МУЖУ МОЕМУ. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].
Раздел 32:
Пункт 22 И встал в ту ночь, и, ВЗЯВ ДВУХ ЖЕН СВОИХ И ДВУХ РАБЫНЬ СВОИХ, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иаков вброд;

Раздел 36:
Пункт 1 Вот родословие Исава, он же Едом.
Пункт 2 ИСАВ ВЗЯЛ СЕБЕ ЖЕН ИЗ ДОЧЕРЕЙ ХАНААНСКИХ: АДУ, ДОЧЬ ЕЛОНА ХЕТТЕЯНИНА, И ОЛИВЕМУ, ДОЧЬ АНЫ, СЫНА ЦИВЕОНА ЕВЕЯНИНА,
Пункт 3 И ВАСЕМАФУ, ДОЧЬ ИЗМАИЛА, СЕСТРУ НАВАИОФА.

Вторая Книга Царств
Раздел 4:
Пункт 13 И ВЗЯЛ ДАВИД ЕЩЕ НАЛОЖНИЦ И ЖЕН ИЗ ИЕРУСАЛИМА, после того, как пришел из Хеврона.
Вторая книга Паралипоменон
Раздел 11:
Пункт 18 И взял себе Ровоам в жену МАХАЛАФУ, дочь Иеромофа, сына Давидова, И АВИХАИЛЬ, дочь Елиава, сына Иессеева,
Пункт 19 и она родила ему сыновей: Иеуса и Шемарию и Загама.
Пункт 20 ПОСЛЕ НЕЕ ОН ВЗЯЛ МААХУ, дочь Авессалома, и она родила ему Авию и Аттая, и Зизу и Шеломифа.
Пункт 21 И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ИБО ОН ИМЕЛ ВОСЕМНАДЦАТЬ ЖЕН И ШЕСТЬДЕСЯТ НАЛОЖНИЦ И РОДИЛ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ СЫНОВЕЙ И ШЕСТЬДЕСЯТ ДОЧЕРЕЙ.

Книга Судей израилевых
Справочно: Гедеон - один из спасителей Израиля, которого лично направлял Бог
Раздел 6:
Пункт 12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!
Пункт 13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это [бедствие]? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Пункт 14 Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.
Пункт 16 И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.

Раздел8:
Пункт 30 У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, ПОТОМУ ЧТО У НЕГО МНОГО БЫЛО ЖЕН.
Пункт 31 ТАКЖЕ И НАЛОЖНИЦА, жившая в Сихеме, РОДИЛА ЕМУ СЫНА, и он дал ему имя Авимелех.
Отрицательные библейские персонажи также имели много жен, но я намеренно сконцентрировался на положительных. Подобного рода цитат можно набрать в Библии огромное количество. Про Соломона уж и упоминать не стал.
Более того, ссылаясь на англоязычный перевод Библии, Н.Д. Уолш цитирует:
«Брак представляет собой союз одного мужчины и одной или более женщин (2 Цар 3:2-5). Брак не лишает мужчину права брать себе наложниц вдобавок к жене или женам (2 Цар 5: 13; 3 Цар 11: 13; 2 Пар 11: 21)» [Уолш Нил Доналд. Чего хочет Бог: Ответ на важнейший вопрос. М.: ООО Издательский дом «София», 2005. – 208 с.].

Справедливости ради отмечу, что приведенные цитаты относятся к Ветхому завету. Что, впрочем, не снимает вопроса.

Ветхий завет не только самая большая часть Библии по объему – в моем издании он занимает 1082 из 1499 страниц. Более важно другое. Несмотря на слово «Ветхий», церковь рассматривает его как неотъемлемую часть Библии и не считает его устаревшим.

СОБСТВЕННО, ЕСЛИ РАССМАТРИВАТЬ БИБЛИЮ КАК НАБОР ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАМЕТОК, А НЕ КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ, ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ СРАЗУ ПОТЕРЯЮТ СМЫСЛ.

Однако рассматривать книгу как историческую запрещено самой церковью. Церковники прямо говорят, что это «воспитательная» книга, которая «дает правила, служит примером», и все, что в ней написано, «утверждается и излагается» Духом Святым.

Несколько раскрою карты. А то в предыдущий раз меня все спрашивали – зачем задал этот вопрос? В данном случае, вопрос о многоженстве взволновал меня с практической точки зрения. Дело, конечно, не в женах – тут и с одной-то иногда бывает непросто, а если их еще и несколько, так вовсе небо с овчинку покажется:).

Практический аспект тут в другом. Так сложилось исторически, что с детства я сопричастен эзотерике и иже с ней. И хотя непосредственно колдовством не занимаюсь за ненадобностью, определенные познания в этой части имею.

Но православные мне всегда говорили, что занятия эзотерикой запрещены Библией. И действительно ведь, запрещены! Именно в Ветхом завете говорится о греховности волшебства, колдовства, гаданий и тому подобного. Это так, сам читал.

Но позвольте, если Ветхий завет говорит истину, тогда колдовать действительно нельзя. Но баб-то, получается, можно?! Ровно по той же причине – что Ветхий завет истинен.

Ведь если колдовать нельзя, и баб тоже нельзя, то, согласно формальной логике, которую никто не отменял, Ветхий завет содержит как истинные, так и ложные положения. А поскольку он является неотъемлемой частью Библии, то, согласно той же логике, и Библия содержит как истинные, так и ложные положения.

Однако я ни разу не слышал, чтобы кто-то из представителей церкви соглашался с последним тезисом. Наоборот, все они говорят, что эта Священная Книга истинна вся от начала до конца (и даже – БОГОДУХНОВЕННА!), и никто не скажет, что отельные части Библии истинны и святы, а отдельные – ложны и святости не имеют. Но почему же тогда из Библии одни идеи выбирают, а другие напротив, стараются не заметить?

Одним из стандартных ответов является фраза, что мир изменился и теперь многое надо понимать и применять по-другому. Но признать эту фразу ответом можно только в том случае, если совершенно не иметь привычки задумываться. Да, мир изменился, это очевидно. А потому и банально. Важнее другое: где тот критерий, согласно которому одни части Библии мы признаем актуальными и готовы им следовать, а другие – устаревшими, и их мы игнорируем? И если уж говорить о сексуальной стороне жизни, то мир радикально изменился в сторону большей раскрепощенности, а не наоборот. Кроме того, если эта Книга – Священная и Богодухновенна, кто дал право выбрасывать из нее какие-то части и идеи? Разве незыблемость божественной истины может поколебаться от изменчивости мира?

Говорят еще о меньшей значимости Ветхого завета по сравнению с Новым и с Евангелиями. Эта позиция выглядит разумнее. Но пусть тогда церковь выскажется определеннее: издаст какой-нибудь указ, где напишет, что значение Ветхого завета не велико и исполнение его не обязательно. Или что-то в этом роде.

Нельзя это просто подразумевать. Иначе получается что-то в стиле моего знакомого. В Министерство, где он служил, он ездил на машине, при этом каждый день разворачиваясь через две сплошные и под знаком «Разворот запрещен». При этом говорил, что рассматривает эти знаки как рекомендательные. Поскольку он был близок к вертикали власти, если у него и отбирали права, то через несколько дней они к нему всякий раз возвращались. Для него, видимо, все знаки рекомендательные.

Но ведь лучше, когда есть четкие правила, и они одни на всех, как на Западе. Так и с Ветхим заветом – скажите конкретно, как его понимать и трактовать? Чтобы без недомолвок? Как к нему относиться? Тем более, что в нем столь много странных, страшных, а порой и ужасных историй! На их фоне многоженство – житейские мелочи.
Так что же такое Ветхий завет – исторический экскурс, а не священная книга, или все-таки неотъемлемая часть Библии, и все, что там написано, нужно принимать на веру и следовать этому?

Рецензии

Уважаемый автор!
Совершенно не имея отношения к служителям Церкви, но имея некоторые представления о вопросах религии, спешу сообщить следующее. Православие не имеет отношения к Ветхому Завету. Лишь косвенное. Христос дал нам Новый Завет. Христианству чуть более 2000лет. А Вы ищете цитаты времен Каина и Авеля. Там, конечно, много интересного... Взять хотя бы вопрос ГДЕ сыновья Адама и Евы нашли себе жен? Да и вообще, СОЗДАТЕЛЬ КУДА ДЕЛ первую женщину? И зачем вторую сотворил из ребра Адамова?)))

Спрашивает Марина
Отвечает Руслан Фазлеев, 07.01.2010


Здравствуйте, Марина!

Мы нигде в Библии не находим, что Бог разрешал многоженство. В Ветхом Завете написано:

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

.

Первым, кто взял себе двух жен, был Ламех, потомок Каина (). Как написано выше, Каин ушел от лица Господня (). Его род был нечестивым и его потомки делали все в разрез с волей Божией.

Если вы внимательно прочитаете родословие Каина () и сравните с родословием Адама по третьему сыну Сифу (), то обратите внимание, что в родословии праведников нет многоженцев.

Когда Авраам взял себе в наложницы Агарь, то, как видно из текста, Бог не приходил к нему 13 лет:

Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;

и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

, 17:1-2.

В отрывке отмечено, что Бог напоминает Аврааму о Своем всемогуществе дать ему потомство от Сарры, и говорит, что он должен быть непорочным и должен ходить пред Богом. В этих словах Господь осуждает поступок Авраама.

Сейчас так же ничего не изменилось: во многих странах люди живут в многоженстве, что разрешается по закону их страны, в других люди "меняют партнеров", как теперь принято говорить. И Бог не вмешивается! Но это не значит, что Он разрешает подобные действия или одобряет их.

Иисус повторил то, что когда-то Адам сказал по Его воле:

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,

6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

.

Апостол Павел также вторит Ему:

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

.

Семья, которую создал Господь (это не человеческое изобретение), была и остается для Него священным творением, т.к. она многое говорит о Боге и Его характере, а так же только благодаря ей человек может получить наилучшее образование и воспитание, при условии, если в этой семье исповедуются и практикуются духовные ценности, основанные на Божьей любви.

Пусть добрый Бог благословит вас!

С уважением,

Читайте еще по теме "Дом и семья, брак":

На вопрос Многожёнство в христианстве -грех, объясните на чём это основывается. (см. внутри) заданный автором Ольга Иванова лучший ответ это В Эдеме Бог дал первому мужчине только одну жену, сделав единобрачие нормой. Позднее Иисус Христос подтвердил, что принцип единобрачия остается в силе и для его последователей (Бытие 2:18-24; Матфея 19:4-6).
Но разве Авраам, Иаков, Давид и Соломон, жившие до Христа, не были многоженцами? Да, были. Но как это отражалось на их семейной жизни? В Библии мы читаем, что из-за многобрачия в семьях Авраама и Иакова между женами часто возникали ссоры и разногласия (Бытие 16:1-4; 29:18-30:24). Позднее Бог изложил в своем Законе ясное повеление о том, что царь «не должен увеличивать число своих жен, чтобы его сердце не испортилось» (Второзаконие 17:15, 17). Соломон пренебрег этим повелением, и со временем у него появилось более 700 жен! Последствия были печальными: под влиянием множества жен сердце Соломона испортилось и отклонилось от Бога (1 Царей 11:1-4). Как видно, в Библии многоженство предстает перед нами в очень неприглядном свете.

Ответ от Диоген Савельев [новичек]
мармоны к христианству никакого отношения не имеют, припишите еще к христианам мусульман, лиш на том факте, что в Коране о Христе упомянули..


Ответ от Обособиться [гуру]
Очень часто христиане поднимают тему многожёнства в Исламе, для них это одна из самых больных тем, и порой удивляешься как они не приязненно отзываются о многожёнстве, называя это мерзостью и блудом. При этом они забывают что многие ветхозаветные пророки были многожёнамии даже имели наложниц, более того в библии нету ни одного текста о запрете многожёнства. При всем вашем внимательном чтении вы не найдете подобного текста в Евангелии.
Есть только один текст, который говорит об одной жене: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? » (Новый Завет, 1-е Тимофею 3:2). Как вы увидели, эти слова не являются словами Иисуса (мир ему) , это послание Павла к Тимофею, его рекомендации Тимофею. В данном тексте речь идет о том, чтобы священник имел одну жену, это рекомендация священнику, а не приказ всем христианам.
Теперь приведём яркие примеры многожёнства в библии:
«И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов» (Ветхий Завет, Бытие 31:17). Также были у пророков и наложницы: «а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки… » (Ветхий Завет, Бытие 25:6).
По этому поводу в одной из книг Моисеевых (мир ему) говориться: «Если у кого будут две жены - одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, - то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Ветхий Завет, Второзаконие 21:15-17¬).
Многие говорят, что ислам разрешил иметь четыре жены, но подобное утверждение неверно. Ислам не разрешил иметь четыре жены, а ограничил мужа четырьмя женами. Говоря же «ограничил» , мы имеем в виду то, что было разрешено иметь множество, неограниченное количество жен и наложниц, но Ислам ограничил число жен четырьмя. Подтверждение сказанному мы находим в Библейских текстах.
Например, у пророка Давида (мир ему) , если вы посчитаете, было восемьдесят жен: «И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона» (Ветхий Завет, 2-я Царств 5:13).
Также у пророка Соломона (мир ему) было семьсот наложниц и триста наложниц: «И было у него семьсот жен и триста наложниц… » (Ветхий Завет, 3-я Царств 11:3).
Также у пророка Соломона (мир ему) было семьсот наложниц и триста наложниц: «И было у него семьсот жен и триста наложниц… » (Ветхий Завет, 3-я Царств 11:3). Также читайте и этот текст: «И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей» (Ветхий Завет, 2-я Паралипоменон 11:21).


Ответ от Невролог [гуру]
Быт. 2:23-24
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. »
«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. »
Брак - это одна плоть, и развода быть не может. В духе развод - это просто сокрушение духа человека, это всё равно, как взять и разорвать человека надвое. Можно ли это сделать? Вот почему на земле нет ближе человека, чем муж и жена
Цель брака - вернуть человека в его исходное положение, в Божественный порядок. Первая семья жила в раю, где Бог гулял в прохладе дня. Они наслаждались тем, что Бог сотворил. Они имели общение с Богом.
Если бы Ева не принимала решения без Адама, а Адам без Бога, то исход мог быть другой. Много проблем исчезло бы, если бы жены советовались со своими мужьями, а мужья с Богом.


Ответ от спрос [гуру]
Конечно, иметь много жен -это грех, вот переспать с дочерью или сестрой- это у христиан не грех. Во всяком случае в библии подобные случаи описываются.
Христиане! Вопросы, с просьбой сослаться на конкретный стих, не задавайте! Не имею желания обсуждать эту тему, скучно!


Ответ от Ewa Sonnet [гуру]
Конечно, есть направления в христианстве, признающие многоженство, но их очень мало. И вообще большая часть всех христиан - католики, ни под каким предлогом не признающие второбрачия.
В ветхозаветные времена было разрешено многоженство, наложницы и т. д. В настоящее время любовница (т. е. по сути наложница) – это тяжкий грех. Ветхозаветные пророки вели довольно странный образ жизни с современной точки зрения. Кроме наложниц было совершенно нормально иметь рабов. Но при этом они напрямую говорили с Богом. А в новозаветные времена таких пророков нет. Есть святые, но как правило, они вели очень строгую жизнь. Все дело в том, что заповеди со временем меняются в зависимости от духовного состояния человечества. Для Ветхого Завета были одни заповеди и там разрешалось многоженство, в Новом Завете Христос утвердил, что у мужа должна быть только одна жена. Потому что невозможно любить двоих, как невозможно служить двум господам, ибо одной достанется больше, а другой менье, об ожной будет заботиться, а о другой нерадеть будет. Это обычная житейская опытность, безо всяких "цитат".


Ответ от Акст Анна [гуру]
"Оставь отца и мать свою и прилепись к ЖЕНЕ свое" - в ед. числе.


Ответ от Џркая Звездочка [гуру]
достаточно совместить два ветхозаветных повествования
1. о том, что род Авраама стал "богоизбранным"
2. о том, как произошли 12 колен израилевых (У Иакова были две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа) , которые родили ему 12 сыновей)
и отношение христиан к многоженству станет очевидным


Ответ от Krym [гуру]
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матфея 19:4-9) Иисус говорит здесь, что до Его прихода из за жестокости людей были разрешены разводы и многожёнство. Но этого не было ни в начале сотворения, ни сейчас.


Ответ от Ёвами Дхиан Амит [гуру]
Многоженство усложняет финансовые споры...


Ответ от Антон Малашин [гуру]
Многоженство это не этично. Без бога понятно


Ответ от Матвей рюмин [гуру]
Ну мормонов не надо приводить в пример. По большому счету они не христиане, просто их истоки идут из некоторых средневековых протестантских общин. Христос многоженство не запрещал, Он даже не упоминал об этом явлении. В те времена многоженство было обычной практикой. Ведь даже создав первых людей Бог в помощь Адаму не создал целый гарем, а только Еву. В апостольских посланиях есть указания на то что у мужчины должна быть одна жена.


Ответ от Ёергей Бодров [гуру]
Бог повелел Аврааму, и Сара дала Агарь Аврааму в жены. И почему она сделала это? Потому, что это был закон; и от Агари произошло много народа. Это, помимо всего прочего, исполняло обещания. 35 Был ли Авраам поэтому предан осуждению? Истинно говорю Я тебе: Нет; ибо Я, Господь, повелел это. 36 Аврааму было повелено предать в жертву сына своего Исаака несмотря на то, что было написано: Не убивай. Авраам, однако, не отказал, и это было вменено ему в праведность. 37 Авраам получил наложниц, и они родили ему детей; и это вменилось ему в праведность потому, что они были даны ему, и он соблюдал закон Мой -- так же как и Исаак и Иаков сделали не что иное, как то, что было повелено им; и так как они не сделали ничего иного, как то, что было повелено им, они достигли возвышения своего согласно обещаниям, и восседают на престолах, и есть не Ангелы, но боги. 38 Давид тоже получил много жен и наложниц, а также Соломон и Моисей, слуги Мои, так же как и многие другие из слуг Моих от начала сотворения и доныне; и ни в чем не согрешили они, только в том, чего они не получили от Меня. 39 Жены и наложницы Давида были даны ему от Меня рукой Нафана, слуги Моего, и другими из Пророков, имевших ключи этой власти; и ни в чем из всего этого не согрешил он против Меня, кроме того, что касается Урии и жены его; поэтому он был лишен своего возвышения и получил свою долю, и не унаследует их вне этого мира, ибо Я отдал их другому, --речет Господь.


Ответ от Ѓилл Смит Муслим [гуру]
Читайте тут...


Многобрачие в христианстве на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Многобрачие в христианстве

25/05/2015

На фоне продолжающегося перемирия на Украине российским гражданам, которым уже надоело следить, «че там у хохлов», поднесли новую радость: свадьбу 17-летней чеченки с 47-летним начальником чеченского РОВД. Который, к тому же, якобы уже женат. Милоновы, Астаховы и Мизулины тут же оседлали новый тренд, и вслед за ними все общество начало обсуждать легализацию многоженства, ранние браки и прочие увлекательные вещи.


«Г ород 812» изучил вопрос ретроспективно: почему одни народы становятся многоженцами, а другие - нет.

У возникновения многоженства, как и любого другого дикого с точки зрения цивилизованных европейцев обычая, есть совершенно прагматичные предпосылки. Частые войны сокращали число мужчин. Жаркий климат Ближнего Востока приводил, как говорят антропологи, к «высокой изнашиваемости женщин» - они не могли рожать так много детей, как их более северные коллеги, поэтому для стабильного продолжения рода мужчинам приходилось прибегать к экстенсивным методам. Кроме того, чем больше жен - тем больше родственных связей можно установить с соседними родами, что важно с дипломатической точки зрения. Наконец, в те дикие времена представления о том, что женщина тоже человек, еще не были так развиты, как сейчас.

Полигамия, видимо, была присуща большинству ранних обществ. Даже святой князь Владимир, будущий креститель Руси, имел несколько жен и вроде бы сотни наложниц. Правда, как крестился - официально от многоженства отказался. Каждая каста в индийском обществе имеет право на определенное число жен, за исключением самой низшей, обреченной на моногамию. Многоженцами были многие главные герои Ветхого Завета во главе с царем Соломоном, у которого, как утверждает Третья книга царств, насчитывалось 700 жен и 300 наложниц. Полигамию отмечали у евреев и римские авторы, в дальнейшем те из них, кто жил в христианской Европе, от нее отказались, а те, кто на мусульманском Востоке, - сохраняли.

В XI веке известный талмудист Гершом запретил европейским евреям иметь несколько жен и читать чужие письма. Запрет был введен «на 1000 лет» и как раз сейчас закончился. В связи с этим некоторые считают, что пора тряхнуть стариной. Впрочем, официально в Израиле многоженство не разрешается за редким исключением (в конце прошлого года, например, гражданин Израиля получил официальное разрешение жениться второй раз, чтобы не травмировать разводом первую жену, страдающую психическим заболеванием).

Христианство, хотя и возникло в иудейской среде, с самого начала выступало за моногамию. Видимо, это было следствием влияния греко-римской культуры, не признававшей многоженства. Потом вместе с христианством моногамия восторжествовала в Европе и теперь наряду с пиджаками, погонами и вилками считается непременным атрибутом любого цивилизованного общества.

В Российской империи многоженство сурово преследовалось - за это можно было даже загреметь на каторгу. Впрочем, поскольку браки были делом церковным и заключались в церквях, распространялись эти ограничения только на христиан. В национальных мусульманских окраинах многоженство было вполне привычным явлением, которое власти мало заботило.

А вот большевики, всерьез взявшиеся за освобождение женщин Востока, многоженство запретили. С 1956 года за это даже появилась уголовная ответственность: сначала давали год, потом - два. При этом Уголовный кодекс трактовал многоженство как «сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства». То есть чтобы сесть по этой статье, совсем не обязательно было иметь несколько зарегистрированных браков одновременно.

После развала СССР известно по крайней мере о двух попытках официально ввести многоженство на территории России. Первый раз оно было узаконено в Ичкерии, там даже ставили штампы в паспорте, и исчезло вместе с самой этой республикой. Второй раз - президентом Ингушетии Русланом Аушевым, однако через год отменено судом. При этом все лишние браки аннулированы.

В Европе, где европейские и мусульманские ценности регулярно спотыкаются друг о друга, многоженство тоже время от времени становится темой дня. Так во Франции несколько лет назад за вождение машины в парандже была оштрафована француженка-мусульманка. Позднее выяснилось, что муж этой женщины - многоженец. У него было четыре жены и двенадцать детей, причем все эти жены получали пособие как матери-одиночки. Была бы полигамия во Франции официальной, не пришлось бы тратиться на пособия. А так мало того что устои общества подрывает, так еще и мошенник. Министр по делам иммиграции обещал лишать многоженцев гражданства. Но в итоге весь пар ушел в свисток.

Вместе с тем в исламских странах, где многоженство официально разрешено, процент таких браков не столь велик, как кажется, хотя достоверной общедоступной статистики нет. Поскольку правоверному мусульманину разрешено заводить дополнительных жен (не более четырех) только если он сможет их содержать. Например, обеспечить их всех отдельными помещениями. Кроме того, тестю с тещей надо выплатить калым. Так что много жен - развлечение не для бедных.

Кроме исламских стран полигамия распространена в Африке. У президента ЮАР Джейкоба Зума восемь жен, в том числе пять - официальные. У короля Свазиленда Мсвати III - тринадцать. Из них известны три. Первая прославилась благодаря тому, что из-за эпидемии СПИДа король запретил под страхом штрафа в одну корову заниматься сексом с девушками, не достигшими 21 года. Через несколько недель он сам женился на несовершеннолетней и как законопослушный человек оштрафовал себя на корову. Другую жену Мсвати, как говорят, похитил. Третью застукал с министром юстиции. В самом этом факте нет ничего удивительного. Удивительно, что в итоге министра просто арестовали, а неверная жена и вовсе отделалась домашним арестом. И никто никого не съел. Многие европейские государи, даром что не имели такого количества жен, поступали в подобных ситуациях гораздо менее вегетариански. Так что кто тут цивилизованней - еще большой вопрос.

А вот другой формы полигамии - многомужества - сейчас нигде нет. Была она якобы последний раз в XIX веке у каких-то эскимосов, алеутов и где-то в Индии. А ведь такая тема была бы для Мизулиной.

Loading...Loading...