Русская и заграничная православные церкви впервые провели совместную акцию. Иконография святой преподобномученицы елисаветы

«Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги… иду».

(Из Устава Марфо-Мариинской обители)

«Конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне дает Господь, — идти этим путем, но я буду стараться, и Он, Который есть одна любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу послужить Ему…»

«Когда любовь Божия касается человека, всё оживает. Подобно легкому облаку, она несет душу к Вечному Источнику Любви, наполняя ее неугасимым светом.

Как солнце согревает цветы, и они тянутся к нему, так и душа, возлюбившая Бога, неустанно к Нему влечется. Пребывая в свете, она сама становится носительницей света. Для такого человека уже нет чужих и своих — бытие всех становится его бытием.

Путь Христовой любви — путь крестный, но, когда благодать укрепляет душу, человек не чувствует трудности пути, он радуется, что может послужить Богу и ближнему.

Терпка дорога земная,

И нет иного пути,

Как только к двери рая

Сердце свое нести».

Появляются и исчезают облака. Каждый человек пред Богом одинок. Сияние тихой вечности освещает путь. Душа в Боге, как птица в воздухе, со всех сторон окружена Им. Господь бережно относится к каждой душе, любовно зовет, терпит, ждет, не принуждая человека, уважая его свободу. И человек сам делает выбор пути — возлюбит он свет или тьму паче света (См.: Ин. 3: 19).

Путь нашей небесной покровительницы — святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы — подобен солнечному лучу, светом добра и милосердия согревающему всех вокруг.

Детство


Родилась Элла (будущая Великая княгиня Елизавета Федоровна) в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы.

Детям прививали не только чувство музыки, искусства, но и любовь к труду, простоте, сострадание к ближним. Вместе с матерью они посещали больницы, приюты — разносили по палатам цветы, беседовали с больными. Большое влияние на юную Эллу оказала жизнь родоначальницы их дома святой Елизаветы Тюрингенской, посвятившей себя делам милосердия.

С раннего детства будущая княгиня любила природу, цветы, особенно белые, красиво рисовала. Спустя годы о Великой княгине Елизавете говорили, что она всюду вносила с собою чистое благоухание лилии. Белый цвет был отблеском ее сердца.

Еще в юности она познакомилась со своим будущим мужем — российским великим князем Сергеем Александровичем.

Вся герцогская семья сопровождала принцессу Елизавету на ее свадьбу в Россию, куда она везла не только дорогие подарки, но и то, чему нет цены — сердце, полное любви и сострадания.

Замужество


К горним устремленная Княгиня милосердная, бисер Православия в новом отечестве обретшая».

Милостивое сердце молодой княгини и на русской земле не могло оставаться равнодушным к людским страданиям. Она начала помогать больным, страждущим, обездоленным. В княжеском имении обходила дома, оказывая помощь нуждающимся. В городах посещала больницы, приюты, тюрьмы, повсюду стараясь уменьшить боль, вдохнуть надежду.

Жалость всё делает в мире белым,

С жалостью нежность идет…

Великий князь, благородный и глубоко верующий человек, понимал и поддерживал Елизавету Федоровну. Следуя за мужем, она посещала православные церковные службы, хотя и была лютеранкой. Чуткое сердце ощутило красоту и таинственную глубину богослужения, душа потянулась к Православию. Помолившись на Святой Земле, княгиня приняла твердое решение, о котором писала отцу: «Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».

Мужественное сердце и во время бури усматривает Божий Промысл. Трагически оборвалась жизнь великого князя. Но, лишившись земного жениха, Великая княгиня Елисавета обрела небесного — решила полностью посвятить себя служению Богу и ближним.

Служение


«Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

В трудные минуты наиболее ясно видится помощь Божия. Великая княгиня нашла утешение и укрепление у мощей московского чудотворца святителя Алексия, он вложил в ее скорбную душу желание создать обитель милосердия.

Так родилась в Москве дивная обитель. Даже внешне она была изящна, как всё, к чему прикасалась рука Великой княгини.

Основной целью обители было возродить путь деятельного служения Христовой любви. В слове «обитель» выражалась главная мысль: каждый должен сделать свое сердце обителью, вместилищем этой любви, открыть его для принятия милосердного Христа. Сестры призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и путь Марфы — служение Богу через ближнего. Как Мария, просветившись Словом Божиим, они шли к людям с молитвой, утешением и, как Марфа, служили Христу радушием к странникам, уходом за больными.

Обитель помогала бедным, особое внимание Великая княгиня уделяла Хитрову рынку. Она обходила ночлежные дома, собирала беспризорных детей. Ее не пугали брань, нечистота, вид людей, потерявших человеческий облик. «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено», — говорила она. Милостивая матушка не думала, что совершает подвиг, основой духовной благотворительности обители была благодарность Господу за то, что Он позволяет служить Ему в лице ближних.

«Лишь бы сердце о земном не пело,

Но несло бы Богу все мгновенья,

И вокруг него всё было бело

От цветов благодаренья».

(Архиепископ Иоанн (Шаховской))

«В моей жизни было столько радости, в скорби — столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим».

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

Монастырь называют земным раем. Велико таинство послушания. В Марфо-Мариинской обители действовал устав монастырского общежития. Строй жизни по уставу научает смирению, терпению, послушанию, отнимая собственное мудрование, соединяя насельниц в одну семью. Великая матушка утешала и укрепляла сестер в работе над собой и другими, во всем показывала пример, поражая своей бодростью. В больнице она брала на себя самую ответственную работу. Говорили, что от Матушки исходит целебная сила.

Внутренней жизнью сестер руководил духовник обители протоиерей Митрофан Серебрянский, дивный пастырь. Насельниц учили, что их задача — не только медицинская помощь, но и духовное наставление опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Если хоть на мгновение заронить в душу искру Божию, дав подышать благоуханием Неба, она ободрит человека в земной жизни, утешит и даст надежду в смертный час. «Мы должны подняться от скорбной земли до рая и радоваться с ангелами об одной спасенной душе, об одной чаше холодной воды, поданной во Имя Господа».

При обители были: больница, аптека, приют для девочек-сирот, воскресная школа, библиотека, бесплатная столовая для бедных, действовали храмы — Покровский и больничный в честь жен-мироносиц Марфы и Марии. Великая княгиня надеялась, что Марфо-Мариинская обитель расцветет и станет большим плодоносным древом, ей хотелось, чтобы такие обители были и в других городах.

Мученический подвиг

«Казалось, что она стояла на высокой непоколебимой скале и оттуда без страха смотрела на бушующие вокруг нее волны, устремляя свой духовный взор в вечные дали».

(Митрополит Анастасий (Грибановский))

Странники и пришельцы мы на земле. Этот видимый мир лишь место нашего печального изгнания. Лукавы земные дни. Для каждого наступает момент, когда нужно идти домой, в Небесное Отечество. Святые Божии люди ждут смерти как величайшей радости. Для них конец земной жизни — это встреча с Творцом, к Которому душа непрестанно стремилась. Человек, посвятивший себя Богу, верит, что Господь всецело о нем промышляет. Доверяя спасительному Божиему Промыслу, претерпевает он всякую боль и скорбь.

«Господь смотрит на меня; чего мне бояться?»

С мужеством и спокойствием встретила Великая княгиня начавшуюся в России смуту. Как и прежде, она помогала людям: посещала раненых, участвовала в организации помощи фронту. В ней не было и тени озлобления.

«Народ — дитя, он не повинен в происходящем, — кротко говорила она. — Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему...»

Всем сердцем полюбив русский народ, она решила до конца разделить его страдания, отказавшись покинуть Россию. Она прозорливо писала, что врата ада не одолеют Православную Церковь, что Заступница наша, Пресвятая Богородица, умолит Своего Божественного Сына, и Церковь выстоит, пройдя через все испытания.

«...Если осознать ту великую жертву Бога Отца, Который послал Своего Сына умереть и воскреснуть за нас, тогда мы ощутим присутствие Святого Духа, Который озаряет наш путь. И тогда радость становится вечной...»

(Великая княгиня Елизавета Федоровна)

Непостижим Божий Промысл. Когда душа окрепнет и станет способной идти туда, где приходится страдать, начинаются испытания. Господь ведет человека на тот крест, который его душа может понести, ведет до черты, за которой вечность. Узким и терпким путем ведет к бессмертию, святости, победе над смертью.

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, Елизавету Федоровну арестовали и вывезли из Москвы. В тот день Святейший Патриарх Тихон служил в Марфо-Мариинской обители Божественную литургию и молебен — это было благословением и напутствием Великой княгине перед крестным путем на Голгофу.

«Господи, благослови, да утешит и укрепит всех вас Воскресение Христово... Сплотитесь и будьте как одна душа все для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст, "слава Богу за всё!"», — так напутствовала Великая матушка сестер на пути в ссылку. Мелькали в вагонном окне деревья, низко плыли облака, всё сливалось воедино...

Вот и конец пути. «Сын Мой, отдай сердце Твое Мне...»

Глубокой июльской ночью в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского Великую княгиню вместе с инокиней Варварой и другими узниками бросили в шахту. Говорят, что из глубины доносилась Херувимская песнь. Сонмы ангелов подхватывали ее на невидимых земным взорам просторах, где уже ничто не может лишить душу вечной радости.

Всё связано порукою земной —

За зверем ночь, простор за белой птицей;

Но кто укроется за белизной.

За ангела кто сможет заступиться?

Нет беззащитней в мире, чем они.

Нет утаенней их в холодном мире.

Пред ними надо зажигать огни.

Их надо петь на самой громкой лире.

Когда-то во время поездки на Святую Землю, посетив храм Святой Марии Магдалины, построенный у подножия Елеонской горы, Великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».

Удивительно, как Бог слышит каждое слово.

Мощи настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы инокини Варвары были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Когда открыли гроб с телом Великой княгини, помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония, чувствовался «сильный запах как бы меда и жасмина».

«...Радуйся, неисповедимыми судьбами Божиими прославленная. Радуйся, Горняго Иерусалима обитательница блаженная; радуйся, ко Иерусалиму Небесному всем нам путеводительнице».

(Из акафиста св. прмц. Елисавете)

Видео

Аудио

Книга о святой Елизавете в двух частях.

Режиссер: Анатолий Стрикунов
Звукорежиссер: Дмитрий Коршакевич
Музыкальное оформление: Людмила Латушкина
Текст читают: народный артист Республики Беларусь Виктор Манаев, Маргарита Захария, Вячеслав Галуза, Елена Сидорова

Часть первая «Дармштадский цветок» >>

Часть вторая «Великая Матушка» >>

МИНСК, 19 мая. Ковчег с десницей святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары прибудет в субботу в Минск из Знаменского Синодального собора Нью-Йорка. Об этом сообщает официальный портал Белорусской православной церкви.

В 2018 году исполняется 100 лет со дня смерти царской семьи и великой княгини Елизаветы. Великая княгиня - внучка королевы Великобритании Виктории, гессенская принцесса, супруга великого князя Сергея Александровича Романова, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители.

Встречу мощей возглавит Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Белоруссии. "Принесение святыни в Минск - редкая возможность поклониться святым мученицам. Как известно, мощи великой княгини Елисаветы и инокини Варвары находятся в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. Именно туда останки великой княгини привезены в 1918 году из Алапаевска. В 1981 году десница святой была перенесена в США", - рассказали в Белорусской православной церкви.

Сначала православная святыня будет находиться в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска, затем ее переместят в столичный Свято-Елисаветинский монастырь в храм в честь иконы Божией Матери "Державная". В дни пребывая мощей в Минске к ним будет открыт круглосуточный доступ верующих, которые смогут поклониться им до 22 мая. Для паломников в Свято-Елисаветинском монастыре будет организована культурная программа: встречи с монашествующими сестрами, кинопоказы и экскурсии по обители.

Великая княгиня Елизавета

Елизавета Федоровна Романова (1864-1918), урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, приехала в Россию в 1884 году и жила в стране до своей смерти в июле 1918 года. В русском обществе она была известна своей благотворительной деятельностью, которой особенно активно занялась после гибели мужа в результате террористического акта в 1905 году.

Великая княгиня основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве, в годы Первой мировой войны помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви. Елизавета Федоровна была почетным членом и председателем Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 годы.

В 1918 году великая княгиня, бывшая тогда настоятельницей Марфо-Мариинского монастыря, была арестована и сослана на Урал, где 18 июля вместе с другими представителями императорской семьи и инокиней Варварой была сброшена в шахту в Алапаевске. Их тела были извлечены после взятия города белыми. Елизавета Федоровна была похоронена в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании (современная территория Израиля). В 1992 году великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара были прославлены Русской православной церковью в лике преподобномучениц.

Ковчег с десницей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары 19 мая прибывает в Минск из Знаменского Синодального собора.

Святая Елисавета является одной из величайших подвижниц XX века, покровительницей благотворителей, врачей и сотрудников социальных служб.

Верующие обращаются к Елисавете с просьбами об избавлении от болезни, о духовной помощи в различных ситуациях, за благословением детей, семьи.

Биография

Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, она стала второй дочерью.

В возрасте 20 лет принцесса вышла замуж за князя Сергея Александровича — брата российского императора Александра III, венчание проходило по православному обряду в храме Большого дворца Санкт-Петербурга. Князь был глубоко верующим человеком: строго соблюдал все церковные каноны.

Елисавета Феодоровна (Елизавета Федоровна) усиленно изучала русский язык, а потому в совершенстве владела им, посещала православные богослужения, при этом исповедуя лютеранство. В 1888 году вместе с супругом совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году приняла православие, хотя это далось княгине нелегко: Елисавета просила благословение на возможность перейти в православие. Однако отец в ответ написал ей письмо, в котором указал, что подобное решение причиняет ему боль и что он не может благословить свою дочь. Несмотря на это, великая княгиня все-таки приняла решение принять православие.

Спустя год, в 1892-м, организовала Елисаветинское благотворительное общество. Спустя небольшое количество времени во всех уездных городах Московской губернии и при всех московских церковных приходах были образованы Елисаветинские комитеты.

© Sputnik /

В 1904 году, когда началась русско-японская война, Елисаветой Феодоровной был организован Особый комитет помощи воинам — при нем в Большом Кремлевском дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов.

4 февраля 1905 года муж княгини Сергей Александрович был убит революционером и террористом Иваном Каляевым. На месте смерти супруга Елисавета Феодоровна воздвигла памятник в виде креста, который был сделан по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова "Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят".

После гибели супруга Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу, где было четыре дома и большой сад. Там она основала в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Сестры, которые жили в обители, приносили обет целомудрия, послушания и нестяжания (отрицание не только земных богатств, но и любого имущества). Тем не менее, спустя некоторое время можно было выйти из обители и создать семью.

В обители княгиня вела подвижническую жизнь: днем обходила бедные кварталы, а по ночам ухаживала за тяжелобольными людьми и молилась.

Люди отмечали, что, несмотря на высокое положение, княгиня никогда не ставила себя выше людей из трущоб и бедняков.

Во время Первой мировой войны активно помогала русской императорской армии: раненым солдатам, военнопленным в госпиталях.

В 1916 году княгиня лично принимала участие в проектировании и строительстве первого протезного завода в Москве.

Гибель княгини

Несмотря на приход большевиков ко власти, Елисавета Феодоровна продолжала подвижническую деятельность. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, по личному распоряжению Феликса Дзержинского была арестована чекистами и латышскими стрелками. Была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

В том же месяце Елисавету, как и других представителей дома Романовых, перевезли в Екатеринбург, а чуть позже — в Алапаевск. Последние месяцы своей жизни Елисавета провела в заключении.

В ночь на 18 июля 1918 года княгиня была убита большевиками: практически все, кто погиб с ней, были сброшены живыми в шахту. После было обнаружено, что некоторые люди выжили после падения, а умерли от ран и голода. Например, рана, которую получил князь Иоанн, была перевязана частью апостольника княгини.

© Sputnik /

Также крестьяне рассказывали, что в течение нескольких дней из шахты, куда была сброшена Елисавета Феодоровна и другие, было слышно пение молитв.

В октябре 1918 года останки погибших в шахте были изъяты — после они были помещены в гробы и поставлены на отпевание. Из-за наступления Красной армии тела погибших увозили все дальше на Восток. Спустя два года, в апреле 1920-го, архиепископ Иннокентий — начальник Русской духовной миссии, встречал гробы в Пекине, откуда позже останки великой княгини Елисаветы и сестры Варвары были перевезены в Шанхай, а оттуда в Порт-Саид.

В результате гробы были привезены в Иерусалим, в 1921 году, в соответствии с желанием великой княгини быть погребенной на Святой земле, под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании состоялось захоронение тела.

Канонизация

В 1981 году великая княгиня Елисавета и сестра Варвара были канонизированы Русской православной церковью за границей, которая находится в Нью-Йорке.

В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Мощи

Сегодня мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары находятся в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. Десница святой была перенесена в США в 1981-м.

Где и когда святыня будет в Минске

Свято-Духов кафедральный собор (ул. Кирилла и Мефодия, 3):

  • 19 мая (суббота) с 17:00 до 22:00;
  • 20 мая (воскресенье) с 6:00 до 15:00.

Свято-Елисаветинский монастырь, храм в честь иконы Божией Матери "Державная" (ул. Выготского, 6):

  • с 20 мая (воскресенье) с 17:00 по 22 мая (вторник) до 21:00 круглосуточно.

В понедельник в храме Христа Спасителя патриарх Алексий II встречал мощи святой мученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Десница Елизаветы Федоровны (то есть ее правая рука по локоть) вернулась из семимесячного путешествия по России и странам ближнего зарубежья. Примечательно, что это первая совместная акция Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей.

Рука отправилась в путь из Иерусалима 25 июля 2004 года. В золоченом ковчеге. Сперва самолетом - на Чукотку, Камчатку и Дальний Восток. Потом поездом. В храме-вагоне. Через всю Россию. С заездами в Казахстан, Киргизию, Азербайджан, Литву, Латвию, Белоруссию.

Как сказал патриарх Алексий во время церемонии встречи руки святой мученицы, "мощи посетили 61 епархию, побывали в 140 городах". По подсчетам организаторов путешествия, мощам поклонились 10 миллионов человек.

Из российских газет. "Жители Уссурийска не забудут день, когда мощи Елизаветы Федоровны проездом посетили их город". "В Тобольск мощи прибыли из Ишима на автомобиле, поскольку железной дороги тут нет". "Рождество Христово мощи Елизаветы Федоровны встретили в Калининграде".

По ходу следования мощи посещали тюрьмы, колонии для несовершеннолетних, детские дома, воинские части, больницы, дома престарелых, монастыри и дальние приходы.

Как сказано в пресс-релизе, который вручили журналистам в храме Христа Спасителя, "программа пребывания святых мощей имела большое консолидирующее значение для сегодняшнего российского общества и стран ближнего зарубежья" и стала "одним из важнейших общественных событий 2004-2005 годов".

Из жития святой. Елизавета Федоровна (в девичестве принцесса Гессен-Дармштадтская) вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, приняла православие. После гибели мужа занялась благотворительностью и подвижничеством. Спала на голых досках, носила власяницу, вкушала растительную пищу, много молилась, мало спала. Она воздвигла Марфо-Мариинский монастырь и стала его настоятельницей. В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали большевики. 5 июля 1918 года великую княгиню вместе с другими членами императорской семьи сбросили в старую шахту в 140 километрах от Екатеринбурга. В 1921 году останки Елизаветы Федоровны были перевезены в Иерусалим в храм Марии Магдалины, который принадлежит Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). В 1981 году РПЦЗ причислила великую княгиню к лику святых. А в 1992 году то же самое сделал московский патриархат.

Обращаясь к православным в храме Христа Спасителя, патриарх Алексий II отметил, что состоявшееся путешествие святых мощей - первое совместное мероприятие, проведенное РПЦЗ и московским патриархатом после долгих лет взаимного неприятия. При этом он поблагодарил первоиерарха РПЦЗ митрополита Нью-йоркского и Восточно-американского Лавра.

Ковчег с десницей святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны прибыл 6 мая в Санкт-Петербург. Святыню доставил из Знаменского Синодального собора Нью-Йорка председатель молодежного синодального отдела Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Андрей Соммер. В ковчеге также находится частица мощей святой мученицы инокини Варвары.

В аэропорту святыню встретил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадский Назарий, председатель епархиального информационного отдела протоиерей Александр Сорокин и другие клирики Санкт-Петербургской епархии. В Свято-Троицком соборе лавры, куда были доставлены мощи, состоялся молебен. После богослужения был открыт доступ для желающих поклониться святыне.

«Сто лет назад в нашем славном городе началась революция, — сказал владыка Назарий. — Многие до сих пор приветствуют ее как достижение, и это значит, что примирение в нашем обществе еще не наступило. Я более склонен называть это событие великой катастрофой, которая постигла не только Россию в нынешних ее пределах, но и всю территорию Российской империи, — подчеркнул он. — Эта революция положила начало разделению. Единственное положительное значение этих событий в том, что в России было восстановлено патриаршество».

Владыка призвал каждого, кто подходит к ковчегу с мощами, подумать о том, что для него значит это событие.

«Истории свойственно повторяться. Мы должны молиться Богу и новомученикам, пострадавшим от безбожной власти, чтобы больше такого не произошло, — сказал епископ Назарий, добавив, что днем раньше на месте убиения великого князя Сергея Александровича, супруга великой княгини Елизаветы Федоровны, в Москве недалеко от Никольской башни Кремля был восстановлен крест. — Я не знаю, случайно эти два события совпали или нет, но это глубоко символично. Мы говорим о примирении и единстве, но это не только слова, мы должны своими делами способствовать этому».

Как рассказал корреспонденту ИА «Вода живая» руководитель епархиального молодежного отдела протоиерей Константин Головатский, принесение мощей произошло благодаря связям православной молодежи Санкт-Петербургской епархии и США.

«Делегация из Санкт-Петербурга молодежь несколько раз, в том числе и в прошлом году, ездила на Свято-Германовский съезд православной молодежи, который организовывает Восточно-Американская епархия РПЦЗ. Съезд посвящен памяти преподобного Германа Аляскинского, он проходит в конце декабря, в 2016 году собрал более двухсот делегатов. Делегация православной молодежи из Америки тоже приезжала к нам. Возникала идея в столетнюю годовщину революции привезти сюда десницу преподобномученицы Елисаветы» , — рассказал он.

Принесение ковчега с десницей преподобномученицы в пределы Санкт-Петербургской епархии осуществляется по благословению первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

Мощи преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары находятся в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. В 1918 году останки великой княгини Елизаветы из Алапаевска через Шанхай были привезли в Иерусалим, где она завещала похоронить себя. В 1981 году, после канонизации РПЦЗ, десница святой была перенесена в США.

Ковчег с мощами преподобномученицы будет находиться с 5 по 9 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и с 9 по 11 мая в соборе Феодоровской иконы Божией Матери. Доступ к святыне будет открыт в часы работы храмов.

С 4 по 12 мая в Санкт-Петербурге будет гастролировать мужской молодежный хор Восточно-Американской епархии РПЦЗ. Он примет участие в богослужениях перед ковчегом со святыней в Александро-Невской лавре 5 мая в 19:00 и 7 мая в 10:00, в Федоровском соборе 9 мая в 10:00.

Loading...Loading...