Синагога в евпатории старом городе. Чем порадует туристов дом под звездой Давида? Где находится Егия Капай на карте Евпатории

Синагога Егия Капай – одна из старинных достопримечательностей Евпатории. Правда, на ровне с большинством исторических мест совсем юная, чуть больше 100 лет. Расположена она в старой части Евпатории, в районе малого Иерусалима. Синагога Егие Капай находится по адресу: г. Евпатория ул. Просмушкиных, 34. Телефон для справок синагоги: +7 36569 2-36-63 ​

Сегодня синагога открыта для посещения туристами и просто отдыхающими Евпатории. На территории синагоги расположена небольшая выставка, посвященная быту евреев 20 века, и также работает этно-ресторан еврейской кошерной кухни Ескин Кот. Тут можно очень вкусно покушать за весьма небольшие деньги. После посещения ресторана можно пройтись по территории и посетить саму синагогу. Служители синагоги с большим удовольствием проведут Вам экскурсию, расскажут об истории этого места и посвятят в некоторые тайны своей веры. Символическую плату с Вас не попросят, но могут порекомендовать оставить пожертвование на реконструкцию синагоги.

История синагоги Егие Капай началась в 1911 году с торжественного заложения первого камня, на котором присутствовала практически вся еврейская община города. Деньги на строительство синагоги были собраны среди общины, и значительный вклад внесла городская Дума Евпатории.
Большинство евреев общины занималось строительным ремеслом и внесли существенный вклад в возведение синагоги. Поэтому уже в 1912 году состоялась первая общественная молитва в стенах открытой синагоги Егие Капай.

Евпаторийскую синагогу часто называют “ремесленная” по причине того, что действительно большей частью общины были ремесленники в различных областях. Многие принимали участие в строительстве дома Дувана и других знаковых строительствах того времени.
В 30 годы 20-го столетия Егие Капай была закрыта под общим давлением со стороны партийной элиты города и общего в стране культа Атеизма. Под закрытие попала не только синагога, но и храмы и мечети. Егие Капай переоборудовали в складское помещение и передали в собственность городской управы.

С приходом фашистов в 1941 году синагогу Егие Капай переделали под конюшню и уничтожили последние остатки былой красоты.
После войны здание переходило из рук в руки и под конец пришло в аварийное состояние. Его практически готовили под снос. Благодаря еврейской общине города, вмешавшейся в столь кощунственное мероприятие, синагогу удалось спасти и не только спасти, но и началась ее реконструкция.

В 2003 году в августе месяце синагогу Егие Капай вновь освятили и открыли для молитв. И снова общими усилиями начался кропотливый процесс восстановления практически утраченной достопримечательности города.
Для предания синагоге былой красоты еще много предстоит сделать, но как известно: «Дорогу осилит идущий»
После посещения синагоги можно прогуляться к Караимским кенасам или Гезлевским воротам. Они находятся в 3-5 минутах ходьбы.

Наш ведущий все их посетит. И, конечно, не оставит без внимания другие достопримечательности Евпатории…

Еще в 1936 году Евпатория получила статус детского города-курорта. Каждый год под евпаторийским солнцем выздоравливают и крепнут десятки тысяч детей. Но и для взрослых здесь масса лечебных программ. Ведущий на себе испробует самые эффективные методики быстрого оздоровления организма.

Евпатория – главная здравница. Она является официальным городом детства. Еще в 1936 году городу был присвоен статус образцового детского курорта. Ежегодно здесь отдыхают и набираются сил десятки тысяч ребятишек.

Евпаторию часто сравнивают с Иерусалимом: здесь мы можем увидеть мусульманскую мечеть, православную церковь, армянский храм, целых две синагоги и караимские кенассы.

Соборная мечеть Хан-Джами была основана ханом Девлет-Гиреем I в 1552 году. «На сегодняшний день эта мечеть считается одной из крупнейших и самых известных, — отмечает имам мечети Эльмар Абдулганиев. — Ислам – это та религия, которая уживается со всеми. Само название этой религии говорит за себя: ислам в переводе означает именно покорность, поклонение единому Богу. А слово «салям», являющееся корнем этого слова, означает «мир вам»».

Православный храм располагается буквально в ста метрах от мечети. «Это одна из главных достопримечательностей города Евпатория, — рассказывает протоиерей Александр (Дворников), благочинный Евпаторийского церковного округа. — Святитель Николай — помощник мореплавателям. И каждый моряк, который отправляется в некое путешествие, заходит в наш храм, для того чтобы получить благословение». «Город наш многонационален, и в нем есть много конфессий, — добавляет протоиерей Александр. — Мы всегда по любому вопросу, по любому поводу собираемся вместе и решаем насущные проблемы».

Ремесленная синагога Егия-Капай

Синагога Егия-Капай (Ремесленная) была построена в Евпатории в 1912 году. В 1930 году храм был закрыт, в 90-х начались реставрационные работы, и в 2003 году синагога вновь открыла свои двери. «На всех косяках дверей располагается мезуза, мы к ней притрагиваемся и целуем, — рассказывает председатель религиозной общины Максим Иегуд. — Это нужно делать для того, чтобы Бог хранил вас в помещении. И если вы выходите из помещения, то тоже можете к ней прикоснуться, и Он будет вас хранить на протяжении пути». В Евпатории есть также Купеческая синагога, построенная в начале XIX века.

Комплекс караимских кенас

Кто такие караимы? В народе говорят, что это татары, исповедующие иудаизм. Но сами они считают, что все гораздо сложнее. Во всем мире численность населения едва ли превышает две тысячи, в Евпатории их чуть более двухсот, если учитывать потомков от смешанных браков, рассказывает духовный лидер караимов Давид Тирияки. «В восприятии караимов храм – это место, где можно говорить только о Боге, поэтому все на территории и внутри храма устроено таким образом, чтобы никто и ничто не могло отвлечь прихожан от молитвенного настроения, — рассказывает он. — Чтобы войти внутрь, на молитву, необходимо снять обувь, совершить омовение, должна быть покрыта голова».
Память караимов, погибших в годы Великой Отечественной войны на фронтах и в оккупации, увековечена в Мемориальном дворе. «В настоящее время удалось установить и на мраморных досках представить 730 фамилий», — отмечает Давид Тирияки.

Обитель дервишей

В Евпатории находится одна из трех в мире обителей дервишей. Дервиши – это странствующие мусульманские монахи. В настоящее время здесь историко-архитектурный комплекс. «Это прежде всего территория храма, который насчитывает в своей истории более 600 лет, — рассказывает директор этнографического центра «Текие дервишей» Эльдар Велиев. — В мире сохранилось подобных всего три: наш, в Конье () и в (). Но наш храм уникален тем, что он приблизительно на 75% в таком же состоянии, в котором был более 600 лет назад».

Внутрь храма в свое время проходили только избранные. Перед тем как войти, необходимо все плохое оставить у себя позади спины, прикоснуться двумя руками к своду входа и зайти с правой ноги. «Это единственный храм, в который приходили и молились люди разных конфессий, — отмечает Эльдар Велиев. — Я видел, как здесь молятся христиане, мусульмане, иудеи, и даже были буддисты».

Трамваи

Помимо всего прочего, Евпатория славится своими трамваями, которым сто лет. «Движение у нас появилось до революции, — рассказывает водитель первого класса Ольга Медведева. — Улицы узкие, и двойную колею не было возможности построить. Каждая вторая станция у нас с разъездом».

Санаторий имени Н. Н. Бурденко

Расположенный в Евпатории санаторий рассчитан на 370 коек и за год может пролечить около 3000 больных. «В первую очередь мы даем возможность человеку поверить в самого себя», — подчеркивает главный врач санатория Петр Нагорный. «Врачи говорили, что я никогда даже сидеть не смогу, не говоря уже о том, чтобы ходить, вести полноценный образ жизни. Но, как видите, я сижу», — говорит пациент санатория Алина Стародубцева. А другой пациент, Кирилл Беспалов, отмечает: «После лечебной грязи получаешь такой тонус, бодрость, энергию! Люди, которые передвигаются пешком, говорят, что прямо бежать хочется. Так что это на самом деле очень серьезная штука. Я никогда бы не подумал, что она дает такие результаты».


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

«Сердце» самого детского крымского курорта, где проходят экскурсии – Малый Иерусалим, место с расположенными религиозными святынями разных народностей, населяющих Крым. Одна из них – синагога Егия Капай. В Евпатории – это центр религиозной жизни здешних евреев и своеобразное архитектурное строение, привлекающие путешественников.

Где находится Егия Капай на карте Евпатории?

История становления синагоги

Приток евреев в Крым произошел после окончания , когда во многих городах полуострова начались постройки школ для детей еврейских общин и синагог. В Евпатории до 1911 г. не было уголка, где они собирались бы для совместной молитвы. Местные ремесленники, исповедующие иудаизм, начали жертвовать средства на возведение сакрального здания. Городская дума также оказала финансовую поддержку строительства. Через год, в 1912 г., появилась в городе Евпатория синагога Егия Капай. Тогда же совершилось ее торжественное открытие.

Существует версия, что наименование «Егия Капай» произошло от названия общества ремесленников, которые жертвовали средства на возведение и непосредственно участвовали в нем. А в народе говорят, что это «ремесленная» синагога.

До 1930-х гг. еврейское сообщество Евпатории жило спокойно, в будни каждый занимался каким-то ремеслом, а в субботу и праздники собирались на общественный молебен. Но с приходом большевиков настали тяжелые времена – коллективизация, борьба с религией. События эти повлекли за собой ликвидацию еврейских учреждений и организаций. В это время закрыли и описываемое в нашей статье учреждение. В дальнейшем оно использовалось как продовольственный склад.

Второе открытие синагоги

В 1998 г. при синагоге вновь собралась община. Восстановительные работы начались в 1999 г. при поддержке Всемирного Союза Прогрессивного Иудаизма.

Сначала занялись внешним обликом – ремонтом крыши, вставлением окон, тогда на главном фасаде появилось окошко с древним символом – звездой Давида. К юбилею (2500-летию) открыли главный входной портал, а на дверном косяке укрепили мезузу (свиток с молитвой, к которой при входе прикасаются – дань уважения этому месту). Несмотря на открытие, внутренние работы продолжались – покраска полов, стен и потолков, восстановление балюстрады балконов.

В 2008 г. установили специальное хранилище для свитков Торы – Арон Кодеш. Его изготовили согласно и традициям евреев. Сегодня в синагоге Егия Капай укреплены памятные таблички, где записаны имена людей и названия организаций, помогающих в восстановлении святыни.

Архитектура храма и внутреннее устройство

Посетив Малый Иерусалим, туристы восхищаются архитектурой синагоги Егия Капай, возведенной в виде базилики, состоящей из трех ярусов. Кладка стен выполнена из желтого известняка, а швы выполнены в технике «пустошовки», благодаря которой образуются резкие линии тени. Высота строения – 14 метров. В синагогу ведут несколько входов – один центральный и два боковых. Через последние проходят представительницы прекрасного пола на балконы (в иудаизме женщины и мужчины молятся отдельно).

При строительстве синагог соблюдают традицию размещения синагогального ковчега со стороны, обращенной к Израилю. В Егие Капай он представляет собой многометровую конструкцию в виде шкафа (упомянутый выше Арон Кодеш, установленный в 2008 г.), размещенный на возвышении (биме). Проектом конструкции и установкой занимался Ф. Шаповалов – человек, приложивший много усилий в восстановлении и благоустройстве объекта.

В центре здания в два ряда стоят скамейки, поэтому большую часть времени иудеи молятся сидя, а встают лишь в определенные моменты чтения священных книг.
Перед Ароном Кодешем, на биме, размещен стол для прочтения Торы, Танаха и других изданий. Для удобства верхняя часть столика немного наклонена.

В Егие Капай есть миква – бассейн, похожий на баптистерий в православном храме и служащий для ритуального омовения. Она имеет важное значение для евреев, это своего рода атрибут, без которого община не представляет свое существование. Здесь происходит важное событие – очищение от ритуальной нечистоты.

Наши дни

Проходят века, Егие Капай в Евпатории все так же принимает гостей. Сюда едут отдохнуть, посетить местные достопримечательности, сделать фото, в том числе и на фоне синагоги в . Сейчас реставрация завершена, территория облагорожена. «Костяк» тут состоит из 70 человек.

Здесь в 2012 г. открылся еврейский культурно-этнографический центр, где проводятся мастер-классы по таким направлениям ремесла, как гончарство, мыловарение и чеканка. Для посетителей на территории открыто кафе-музей кошерной кухни с интересным названием «Йоськин кот». Повара его готовят традиционные блюда израильтян.

Как добраться (доехать)?

Добираются сюда от остановок «Центральный рынок», «ул. Больничная», «улица Караева» или «Пансионат Орбита». Городской транспорт, ходящий тут – трамваи, маршрутки и автобусы.

На машине самостоятельно доехать до этой нетрудно так:

Адрес, официальный сайт, график работы

  • Адрес: улица Просмушкиных, 34, Евпатория, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 45.198556, 33.376449.
  • Телефон: +7-978-090-34-44.
  • Официальный сайт: https://vk.com/egiya_kapaj
  • Режим работы (время): с 11:00 до 19:00, суббота – выходной.

В Егие Капай, как говорят отзывы туристов Евпатории и , нет суеты, везде чисто, много цветов. Те, кого интересует культура и быт разных национальностей, с удовольствием посещают музей, где хранятся реликвии далекого прошлого. Тут же можно купить Красную нить, в сувенирном ларьке. Для желающих предоставляется экскурсовод, проводящий и рассказывающий подробно о вере и традициях этого многострадального народа. В заключение, как обычно, вашему вниманию видео-ролик, приятного просмотра!

В.М.Заскока, краевед (г.Евпатория)

Главная еврейская синагога города Евпатории, или как её ёще иногда называют Купеческая (Торговая), согласно одним источникам, была построена в первой половине ХIХ в. , а по другим сведениям - её возвели в середине 90-х гг. ХIХ в. .

Весьма примечательным было расположение главной синагоги относительно храмов иных конфессий. Синагогу выстроили на углу двух старинных евпаторийских улиц - Караимской и Раздельной (ныне ул. Тучина) , недалеко от средневековых крепостных ворот. Ближайшими соседями являлись храмы четырёх наиболее значительных для Евпатории религий: православный Свято-Николаевский собор , сооружённый греками в 1805 г. (позже, в 1896 г., рядом с ним был возведён русский православный собор с таким же названием); мечеть Джума-Джами (Хан-Джами) , построенная в 1552 г. по проекту выдающегося турецкого зодчего Ходжи Синана; армянская церковь Сурб-Никогайос , заложенная в 1817 г. на месте сгоревшей прежней деревянной церкви; а также возведённый в начале ХIХ в. архитекторами братьями Бобович комплекс караимских кенас .

В начале ХХ в. старое здание уже не отвечало нуждам общины, и всё чаще на повестку ставился вопрос о строительстве нового здания. Согласовав формальности, духовное правление получило разрешение Таврического губернского правления на перестройку главной синагоги . В соответствии с этим разрешением в апреле 1911 г. старое здание было разобрано , а 26 июня 1911 г. произошла торжественная закладка нового здания . Автором проекта стал городской архитектор - гражданский инженер Адам Людвигович Генрих .

Однако не все члены общины были согласны с этим вариантом. Некоторые считали, что для отправления религиозных нужд необходимо построить новый, более вместительный комплекс на месте, принадлежавшем обществу ремесленников г. Евпатории «Егия-Капай». В день, когда рабочие под руководством членов духовного правления Арона Горовица и Моисея Малкина приступили к работам по разборке старого здания, оппозиция направила Таврическому губернатору телеграмму следующего содержания: «Мимо нашего желания нас, прихожан, казначей Горовиц, пользуясь отсутствием старосты, разрушает наш Божий Дом, самоправно желает перестроить здание синагоги без нашего приговора… Пожалейте нас всех, прихожан, пока не поздно, приостановите ломку и постройку синагоги. План умоляем не утверждать. Спасите наш Божий Дом и наши кровные деньги. Синагоге этой 16 лет. Уполномоченные от общины Срол Гуревич, Шмул Теслер, Яков Давыдов» .

Вслед за этой телеграммой Таврическому губернатору направили новую: «Сегодня Вашему превосходительству представятся те лица, которые самоправно разломали синагогу в отсутствии старосты и теперь самозвано тайно от старосты приехали к Вам. План не соответствует месту. Управа не разрешает постройку. …Благоволите проверить справедливость этих слов. Янкель Глузер» .

Губернатор предложил приостановить разборку старой синагоги и потребовал представить ему «подробные сведения по жалобе просителей» .

Члены духовного правления М.Г. Малкин и А.И. Горовиц вынуждены были приостановить работы и собрать прихожан. Приговор прихожан был однозначен - старое здание «совершенно не удовлетворяет нуждам по следующим основаниям: 1) оно в ветхом состоянии и очень мало для состава теперешних прихожан; 2) не отвечает требованиям в пожарном и санитарном отношении; 3) помещение для женщин совершенно негодное… Перестройку синагоги мы обязуемся выполнить на добровольные пожертвования и подписи…» . По предложению духовного правления прихожане избрали строительную и ревизионную комиссии. Казначеем на период строительства стал Ф.И. Виленский .

Блефом оказалось и утверждение «жалобщиков», что городская управа «не разрешает постройку». 18 мая 1911 г. городской голова А.И. Нейман сообщал в Таврическое губернское правление «что с её (Евпаторийской городской управы. - В.З.) стороны не встречается препятствия к разрешению указанного переустройства» .

Несмотря на происки и интриги, Строительное отделение Таврического губернского правления одобрило 10 июня 1911 г. проект нового здания главной еврейской синагоги Евпатории , а через год 19 июля 1912 г. выдало разрешение на её открытие . В том же месяце главная еврейская синагога была торжественно освящена.

Новое двухэтажное П-образной формы здание размерами (по внешнему обводу стен) 19,9 м на 16 м, сложенное из пиленого мамайского камня, выходило фасадом на север. Из основного контура постройки выступали два ризалита: левый служил входом для женщин на хоры, правый - вестибюлем, из которого можно было попасть либо в основной зал, либо в галерею, располагавшуюся между ризалитами. Над галереей находился балкон. Входы в синагогу перекрывали стрельчатые арки, окна были полуциркульными, простенки украшали полуколонны. Над центральной частью здания располагался небольшой аттик, в центре которого находились скрижали. Фрагменты этих скрижалей удалось найти в 2003 г. при археологических исследованиях остатков крепостных ворот Одун-Базар-Капусу.

Внутренний интерьер синагоги был относительно прост и лаконичен, за исключением восточной стены основного зала, в центре которого находился главный элемент храма - алтарь (гехал). Роскошный резной алтарь имел форму ниши, профилированной колоннами. Его общая высота составляла 4,8 м, а ширина - 2,5 м. В алтарной нише хранились свитки Святого Письма - самые ценные святыни храма. Над алтарём размещалось круглое окно, рама которого была выполнена в виде звезды Давида. Главный зал синагоги делился пополам четырьмя квадратными колоннами, которые поддерживали настил верхней галереи, шедшей по трём сторонам внутреннего периметра храма и предназначавшейся для местонахождения женщин во время молитвы. Предусматривалось двухсветное освещение синагоги: в два ряда по высоте располагались прямоугольные с полуциркульной аркой окна. Двухскатная крыша покрывалась красной черепицей.

В культовый комплекс, кроме двухэтажного здания самой синагоги, входили миква (бассейн для ритуального омовения и очищения предметов) и две лавки. Считается, что именно этим лавкам храм обязан своим вторым неофициальным названием. Однако не исключено, что название Купеческая (Торговая) закрепилось за синагогой и в связи с тем, что в непосредственной близости от неё, у крепостных ворот, в ХIХ в. - начале ХХ в. располагались многочисленные торговые и питейные заведения, а сама улица, на которой они располагались, называлась Базарной. Кстати, именно на ней указано месторасположение главной синагоги в справочнике по Евпатории, изданном городской управой в 1916 г. .

Примечателен факт приветствия у стен главной еврейской синагоги российского императора Николая II, посетившего с семьей 16 (29) мая 1916 г. Евпаторию . На вокзале его встречали представители городской власти и депутации от всех национальностей, проживавших в городе. От еврейской общины к императору торжественно обратился Шлема Иосифович Элькинд, исполнявший в синагоге обязанности.

Отдавая дань уважения всем конфессиям, имевшимся в Евпатории, царская семья посетила Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами, караимские кенасы. Следуя по городу, царский кортеж остановился и у стен главной еврейской синагоги. По случаю визита царской семьи в главной синагоге, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью», при большом скоплении молящихся и с участием специально приглашённого из симферопольской синагоги хора было совершено торжественное богослужение. «В момент проезда Государя и Царской Семьи по Караимской ул. мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”» .

Накануне Первой мировой войны в состав духовного правления главной еврейской синагоги, кроме уже упомянутого Ш.И.Элькинда, входили: староста С.Д.Тродерман, казначей Х.Я.Верещаковский, учёный М.Ш.Полищук, кантор Н.Я.Тульман . Этот же состав правления почти без изменений (в списке отсутствует Н.Я.Тульман) мы находим и в «Спутнике по городу Евпатории» за 1916 г. .

После гражданской войны главная еврейская синагога некоторое время была действующим храмом и использовалась верующими. В начале 20-х годов прихожанам пришлось пройти обязательную для всех конфессий процедуру перерегистрации прихода. Этот процесс регламентировался рядом нормативно-правовых актов. По существовавшему тогда порядку для регистрации религиозной общины обязательно требовалась группа граждан из 20 человек, так называемая двадцатка, которая становилась коллективным юридическим лицом, выступающим от имени всех верующих прихода.

В конце 1921 г. «двадцатка» прихожан главной еврейской синагоги обратилась в городской Совет с ходатайством о передаче ей здания и имущества главной синагоги. 3 января 1922 г. Президиум Евпаторийского горсовета удовлетворил ходатайство «трудящихся евреев» . Однако только после многомесячных мытарств уполномоченные «двадцатки» Арон Ильич Горовиц, Соломон Шломович Райцын и Моисей Яковлевич Гидалевич смогли, уладив все формальности с властями, добиться реальной передачи верующим их храма. Это произошло 12 декабря 1922 г. В этот день представитель Евпаторийского окружного исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов Лбов Василий Алексеевич передал по договору «в бесплатное пользование» прихожанам главной еврейской синагоги здание, «находящееся в гор. Евпатории на углу Раздельной и Караимской улиц» с «богослужебными предметами по особой описи» .

Согласно описи имущества, кроме каменного двухэтажного здания в комплекс синагоги входили миква, сарай для топлива и двор. Ей принадлежали две лавки и «пустопорожнее место по Купеческой улице, огороженное каменным забором» . В самой синагоге находилось 98 деревянных скамей, два стола для чтения Торы, шкаф с книгами религиозного содержания, деревянный амвон, деревянный киот, шойфор из бараньего рога и никелевая лампа для ханукальных свечей .

В 1924 г. в южной стене храма появились первые серьёзные признаки разрушения здания. Силами общины под разрушающуюся стену были поставлены деревянные упоры из брёвен. Добавило отметин постройке и землетрясение 1927 г. В октябре 1928 г. по заданию Евпаторийского райисполкома был произведён осмотр здания синагоги для определения прочности и устойчивости её стен. Комиссия установила «значительную выпуклость и несколько вертикальных трещин» в южной стене. В западном углу постройки обрешётка вышла из пазов, в результате чего возникло незначительное отклонение западной стены от вертикальной оси. На высоте второго этажа здания были обнаружены пропуски железобетонных балок и бетона. Комиссия пришла к выводу, что «пребывание в нём не безопасно, так как требуемая правилами антисейсмическая жёсткость конструкции нарушена», и рекомендовала провести ремонт здания синагоги, в ходе которого «связать его по всему периметру капитальных стен железными поясами», до проведения же этих работ, указывалось в акте, «упомянутое здание должно быть изъято из пользования» .
В 1929 г. главную еврейскую синагогу города Евпатории закрыли , удалив из неё все культовые признаки. Само здание, согласно акту, 22 октября 1929 г. было передано клубу кустарей и крымчаков .
В начале 30-х гг. собственником здания становится Евпаторийский пиво-безалкогольный завод, который до начала 90-х гг. прошлого века использовал его в качестве складского помещения. В этот период бывший храм полностью перестраивается и окончательно теряет свой первоначальный облик.

Довоенные и послевоенные перестройки, а также частичное разрушение здания во время Великой Отечественной войны дали повод некоторым историкам и краеведам считать, что главная еврейская синагога города «не сохранилась до наших дней» . По этой причине она не была взята на государственный учёт и в настоящее время не значится в Государственном реестре недвижимых памятников истории и культуры Автономной Республики Крым.

Сегодня здание главной еврейской синагоги представляет собой печальное зрелище. В неоднократно осквернённой, изувеченной, лишь частично сохранившей второй этаж постройке сейчас трудно узнать некогда прекрасный Храм Божий. Северо-восточный угол здания в настоящее время используется как трансформаторная подстанция, вход в которую находится на том самом месте, где когда-то располагался вход для женщин.

Не сохранились до наших дней и лавки, которые располагались напротив, они вместе с двором синагоги стали частью улицы Караимской (она в этом месте стала шире).

1. Кутайсов В.А. Две синагоги в Евпатории // Евреи Крыма: Очерки истории. – Симферополь-Иерусалим: Мосты, 1997. - С. 65.
2. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 37.
3. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 26.
4. Там же.
5. Евпаторийские новости. - 1911. - 28 июня. - № 31.
6. ГААРК. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 46.
7. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 37.
8. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 33.
9. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 59.
10. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 39.
11. Там же.
12. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 42.
13. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 48.
14. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 81.
15. Спутник по городу Евпатории. - Евпатория, 1916. - С. 28.
16. Павленкова Н. Один день из жизни императорской семьи // Евпаторийская здравница. - 1992. - 28 августа. - № 104.
17. Евпаторийские новости. - 1916. - 12 июня. - Приложение к № 1186.
18. Пьянков В.Г., Гемилиан В.А. Вся Евпатория: Адрес-календарь-справочник. - Евпатория, 1913. - С. 46.
19. Спутник по городу... - С. 28.
20. ГААРК. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 2.
21. В состав «двадцатки» входили: Сроль Шмулевич Гурвич, Шимон Гершевич Рутовицкий, Моисей Соломонович Носович, Вульвер Наумович Флат, Арон Ильич Горовиц, Яков Вениаминович Добровенский, Израиль Фроимович Аладарт, Яков Абрамович Шер, Борис Соломонович Подольский, Абрам Исаакович Ярославский, Шимон Эзре-Нухимович Фиртенберг, Абрам Хаимович Краковский, Израиль Соломонович Носович, Лейба Иделевич Мазур, Исаак Лазаревич Сотников, Моисей Лазаревич Рипенбейн, Михше Хаимович Израильсон, Хаим Аронович Гельтман, Моисей Гершевич Френкель, Лев Самуилович Ваинбаум.
22. ГААРК. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 10.
23. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 8.
24. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 4, 5.
25. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 54.
26. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 18. - Д. 30. - Л. 21.
27. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 74-75.
28. Кутайсов В.А. Указ. соч. - С. 65.

По материалам http://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/

Если панорама не отображается, проверье, установлен ли у Вас

Неудивительно, что в исторически многонациональной Евпатории, ранее именовавшейся Гезлёвом, есть своя синагога – Егия-Капай. Построенная в 1912 году, она пережила немало вместе с городом и народом, на общественные деньги построившим храм. И сегодня по праву считается достопримечательностью любимого многими курорта.

От святого места до конюшни: путь длиною в тридцать лет

С инициативой возвести синагогу евпаторийские евреи вышли в 1911 г. Средства на её постройку собирали всей общиной, большую часть которой составлял рабочий люд. Потому позже церковь местные жители будут именовать ремесленной.

Первая служба здесь прошла спустя год после начала строительства. Грянувшая затем революция, казалось, не коснулась Егия-Капай. Атеистические убеждения, господствовавшие в тогдашнем обществе, докатились до её стен лишь в 1930-м, когда синагогу всё-таки закрыли, а внутреннее убранство и предметы культа были разграблены или уничтожены. Во время фашистской оккупации молитвенный дом немцы и вовсе отдали под стойбище лошадей.

Чем порадует туристов дом под звездой Давида?

В архитектурном плане еврейская церковь в Евпатории построена по всем правилам иудаизма – прямоугольная, с чередованием узких и широких ярдов кладки, украшенная, как и положено, шестиконечной звездой в круглом окне над входом.

Во дворе синагоги Егия-Капай работает этнографический музей, где можно познакомиться с культурным наследием нации. С её гастрономическими пристрастиями – в небольшом ресторанчике кошерной кухни. На территории также функционирует сувенирная лавка.

Дополнительно

Крым, г. Евпатория, ул. Просмушкиных, 34

Loading...Loading...