Святой апостол и евангелист матфей. Cвятой апостол и евангелист Марк

Святая христианская Церковь в своем существовании руководствуется Божественным откровением, которое распространяется путем передачи людям Священного Предания. Одной из его форм являются богодухновенные книги. Полный сборник священных христианских текстов, именуемых Святым Писанием, Библией. Она включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов.

Центральными книгами новозаветного корпуса являются евангелия. В них говорится о земной жизни Иисуса Христа, его чудесах, общественном служении. Существует четыре канонических евангелия - от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Они были святыми апостолами. В меру того, что они являются авторами Церковь именует их святыми евангелистами.

Согласно истории Церкви у Христа были ближайшие ученики - апостолы. Сначала их было двенадцать, затем семьдесят. Новый Завет говорит также и о пятистах учениках. Святые были апостолами от двенадцати и семидесяти. Так, евангелисты Матфей и Иоанн были в числе двенадцати избранных учеников. Иоанна Христос называл даже Своим возлюбленным учеником, Лука и Марк уверовали во Христа, как в Бога и Мессию позднее, и были из числа семидесяти .

История жизни каждого из евангелистов различна, но можно сказать о том, что все они потрудились в деле распространения христианского учения. Почти все апостолы претерпели мученическую кончину и евангелисты не были исключением. Только про апостола Иоанна Богослова сохранилось предание, что он не понес мученической смерти, хотя и принимал на себя гонения при императоре Диоклетиане.

Особенности евангелистов

Среди четырех евангелий, имеющихся в каноне христианских священных книг, три синоптическими и одно духовным. Евангелия от Марка, Матфея и Луки схожи по своему , в них описываются некоторые одинаковые моменты из земной жизни Спасителя. У евангелиста Иоанна текст иного содержания. Он больше повествует о том, чего не было сказано другими евангелистами. Поэтому его , представляющееся образцом одухотворенности слова, признают написанным в последнюю очередь.

Евангелист Матфей писал свое евангелие для богоизбранного народа (евреев). Оно самое длинное и главной мыслью текста являлся показ Христа, как Мессии, которого ожидали евреи. Евангелист Марк в своем представил все царское величие Бога. Он повествует о чудесах Христовых. Этот текст самый короткий и понятный простым людям. Марк писал свое евангелие для римлян, поэтому ему было важным показать чудеса Христа.

Лука писал о спасении всего человечества, указывал на ту искупительную жертву Христа, которую он принес за всех людей. Последний Иоанн неслучайно прозван Церковью Богословом. В его можно увидеть основные момента богословия Церкви, учение о Христе как Боге, предвечно рожденном от Отца.

Святые евангелисты своими трудами внесли огромный вклад в дело распространения христианской проповеди. Их евангелия пронизаны благодатью Святого Духа и во все времена будут считаться актуальными для человечества.

Связанная статья

Совет 2: Кто из апостолов не был со Христом во время его земного служения

Среди первых апостолов, учеников Иисуса Христа, которые после его смерти несли людям истину его учения, есть один, который даже не был знаком с Иисусом в то время, когда он в образе обычного человека жил среди людей. Тем не менее, именно он, наравне с апостолом Петром носит звание «первоверховный» в знак почитания его великих заслуг в деле распространения Евангельского учения.

Со дня своего рождения будущий Павел носил имя Савла и был гражданином Римской империи, хотя родился в иудейском городе Тарсе. Жители его пользовались правами граждан Римской империи. Мальчик Савл, чье имя в переводе с древнееврейского значило «вымоленный», «выпрошенный» был очень способным и его отдали в обучение Гамалиилу – известному иудейскому просветителю и законоучителю.

Получая традиционное воспитание, Савл вырос поборником римского права и законов, он служил на государственной службе и стал одним из активнейших гонителей учения Христа и тех людей, которые становились его последователями.

Однако случилось чудо – во время религиозного шествия в Дамаск Савл внезапно ослеп, его глаза также перестали видеть свет, как и его душа, слепая до этих пор. Книга Деяний повествует о том, что целых три дня Савл ничего не видел, не мог ни есть, ни пить. По прошествии этого времени, евангельская благодать сошла на него – глаза и душа апостола прозрели и он обратился к Христу, сменив имя на Павел. Уверовав в это учение, он стал проповедником и начал читать свои проповеди язычникам, в синагогах, обращая иудеев в новую веру.

Много сил положил Павел на то, чтобы христианство распространилось по миру. Его просветительская деятельность позволила стать этому бывшему римскому законнику одним из «столпов» христианской церкви. Но, как и большинство из первых апостолов, Павел принял мученическую смерть от рук гонителей этой веры.

По библейским преданиям, он и Петр были казнены в Риме в 67 году от рождества Христова по приказу императора Нерона. Случилось это в один день. Петр был распят вниз головой, причем об этом он попросил своих мучителей сам – не хотел, чтобы его смерть была похожа на смерть Учителя, Иисуса Христа.

Поскольку Павел был гражданином Рима, смерть его была менее мучительной – ударом меча ему отсекли голову. Согласно преданию, три раза ударилась голова апостола об землю и на этом месте забили три святых источника. Место его смерти - «Три фонтана» до сих пор привлекает толпы паломников со всего света. Память первоверховных мучеников Петра и Павла христианами празднуется в один день – 12 июля.

Видео по теме

На протяжении столетий люди ждали появления посланного Богом избавителя, который должен был спуститься на грешную землю и спасти человечество. Не раз в истории объявлялись те, кто называл себя таким спасителем, но всегда людей ждало разочарование. В иудаизме и христианстве того, кто должен был дать народам спасение, называли мессией.

Кого называют мессией

В переводе с арамейского «мессия» буквально «царь» или «помазанник». Евреи, считавшиеся избранным народом, свято верили в , данное пророками. В нем говорилось о том, что Бог когда-нибудь пошлет им благословенного Спасителя, подлинного царя человечества. Христиане считают, что этим избавителем стал Иисус Христос. Характерно, что «Христос» в переводе с греческого также означает «мессия».

Мессию принято именовать Помазанником, поскольку помазание елеем, то есть оливковым , было частью древней церемонии. Этот обряд проводили, когда возводили на престол очередного монарха или посвящали в сан иудейских священников. Древние иудеи свято верили, что истинный царь, являющийся потомком царя Давида, будет послан Творцом с целью освободить евреев от гнета и власти со стороны других народов.

Но существует и более широкое понимание замысла Бога. Религиозно настроенные люди считали еще в те давние времена, что приход мессии нужен для осуществления дарованного Богом спасения человечества. Но от чего именно людей нужно было спасать? Согласно библейской традиции, нуждается в спасении, потому что он подвергся грехопадению. Это сделало невозможным претворение в божественной воли, ведущей к целям, постичь которые целиком смертный человек при всем желании не сможет.

Спаситель человечества

И все же отдельные толкователи Священного писания попытались объяснить, какова высшая цель творения. Оказывается, она состоит в установлении на земле Царствия Небесного. Грехопадение нарушило планы Творца, после чего на земле воцарился ад. Приход грядущего Спасителя как раз и должен был восстановить прежнее положение дел и создать вместо земного ада Царство Божие.

Предполагается, что тот, кто будет послан на землю с целью спасения человечества, не в состоянии греху, а должен находиться в полной гармонии с Божественной природой. Избавитель должен быть совершенным существом, как и сам Творец. Он не мог быть рожден в , а земная жизнь мессии должна быть образцом праведности.

В считается, что пришествие мессии разделено на два этапа. Впервые Спаситель явился на землю в образе Иисуса Христа две тысячи лет назад. В отдаленном будущем, сроки которого в точности нельзя, неминуемо ожидается второе пришествие. В это раз Иисус, убеждены христиане, окончательно установит на земле Царствие Небесное.

Очень часто в христианской литературе можно встретить выражения типа «Церковь постановила» или «Церковь утверждает». Может возникнуть вопрос о том, что такое христианская Церковь в её догматическом значении. Православное вероучение дает четкий и ясный ответ, основываясь на творениях святых отцов и учителей Церкви.

Определение Церкви в её догматическом значении

Церковь - это не просто храм (здание). В это вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается людей, объединенных единым священноначалием (духовенством апостольское преемство), едиными таинствами (в их семь) в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Получается, что Церковь - это общество верующих, живой «организм». Основателем Церкви является Сам Христос. Он так и говорил апостолам об её создании, причем упоминал о невозможности даже аду одолеть это общество верующих людей. То есть, любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом этого общества и, соответственно, Церкви.

Какая бывает Церковь

Церковь Христова может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь земная и . Под первой понимают всех , живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», в меру того, что люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви (небесная) иначе именуется «торжествующей». Туда входят люди, которые уже переступили порог вечности, а также все те, кто достигнуть рая и единства с Богом после своей . Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.


Кроме того, к «торжествующей» Церкви христианское богословие может также относить и все небесные ангельские воинства.

С древнегреческого языка наименование апостол переводится как «посланник, посол». Христианская Церковь выделяет апостолов в отдельный чин святости. Этими людьми считаются ближайшие ученики Иисуса Христа.

В деле своего общественного служения Иисус Христос избрал себе ближайших учеников. Именно они и Церковью святыми апостолами. Христос объяснял апостолам учение о Боге, расскрывал основные нравоучительные истины христианства. Апостолы были со Христом во время его чудес, а также в главные и важнейшие моменты жизни Христа (за исключением ). Иногда Христос брал с собой трех учеников в качестве его великих чудес. Так, например, Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса Христа, воскресения дочери Иаира.


Среди апостолов выделяют 12 и 70 человек. Первыми на апостольство были призваны Андрей Первозванный, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Матфей, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Иаковлев), Матфий. Они именуются апостолами от 12-ти.


Позднее Христом было избрано еще 70 апостолов.


Главной задачей святых апостолов было распространение христианской веры на земле. Апостолам была поручена власть разрешать от грехов, а также народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Некоторые апостолы писали священные тексты, вошедшие в состав книг Нового Завета. Так апостолы Матфей, Лука, Марк и Иоанн евангелия, поэтому они именуются евангелистами. Лука и Марк были из числа 70-ти апостолов. Кроме этого, в Новом Завете можно послания святых апостолов Петра, Иакова, Иоанна Богослова, Иуды Иаковлева и апостола Павла, а также Деяний святых апостолов за авторством евангелиста Луки.


Апостол Павел является отдельной великой личностью. Он не был свидетелем чудес Христа. Первоначально был гонителем христианства. Только после обращения Савл (Павел) стал одним из самых ревностных проповедников христианства.


Святые апостолы получили власть от Бога исцелять людей, изгонять бесов, творить иные чудеса. Многие из них окончили свою земную жизнь мученической смертью Крещения иначе именуется Богоявлением.


В главном церковном песнопении праздника прямо говорится о том, что во время крещения Христа явилось Тройческое поклонение. Отец засвидетельствовал голосом, Святой Дух явился голубем, ну а второе Лицо Святой Троицы добровольно принимало крещение.


Поэтому для православной Церкви нет принципиального развития в наименованиях праздника, ведь именно крещение Христа явило миру бытие всей Святой Троицы. Не так часто в Библии происходят подобные описания. Поэтому Церковь посчитала необходимым запечатлеть это уникальное событие в наименовании одного из самых торжественных и почитаемых христианских праздников.

Собор св. 70-ти апостолов.

Святой апостол и евангелист Марк .

Ап. Петр в 1-м послании (V гл. 13 ст.) называет Марка своим сыном. Некоторые писатели полагали, что Марк сын Петра по плоти (см. у блаж. Феофилакта — Толкование. Казань, 1865г. стр. 119), что не справедливо; он был духовным сыном первоверховного апостола. Ориген (De recta in Deum fide), Дорофей (Synopsis), Прокопий (apud Bollandistes 25 April.) думают, что Марк был учеником Иисуса Христа во время Его земной жизни и был одним из тех, которые услышав от Спасителя слова: аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крови Его живота не имате в себе (Иоан. XII. гл. 56-60), оставили Его, но ап. Петр впоследствии возвратил, его в число учеников Иисуса Христа, после чего Марк сделался постоянным его спутником и сопровождал св. апостола в его апостольских трудах в Риме, где, по просьбе верующих во Христа, изложил (по учению ап. Петра) Евангелие (Климент Александрийский, у Евсевия Ц. Ист. кн. II, XV , Епифаний, Иероним и др.). Есть мнение (св. Иоанн Златоуст на Ев. Матвея I. 5), что Евангелие свое Марк написал в Египте. Из Рима ап. Марк с проповедью о Христе был в разных городах (как-то: в Аквилее, см. у Болланд. 25 апр. 345) в Кирене — в Пентаполе (Евсевий, Епифаний, Ириней и др.) и наконец в Александрии (в Египте), где основал первую христианскую школу; многих обратил ко Христу, в числе их Аппиана, который впоследствии был его преемником по святительской кафедре. Евангелист Марк в 68 г. был убит язычниками за распространение христианства.

Мощи (останки) св. Марка в 828 г. были перенесены в Венецию, где главный собор посвящен его имени. Св. Марку приписывается составление литургии (см. Е. И. Ловягин : Собрание Литургий, вып. I, стр. 149), которая совершалась в Александрии, а ныне она в употреблении у Коптских христиан. Св. Марк на иконах изображается со львом, потому что Евангелие его начинается изложением проповеди св. Иоанна в пустыне, каковая (проповедь), подобно льву в пустыни, огласила мир об Иисусе Христе, преимущественно о чудесах Его, свидетельствующих о всемогуществе и царском служении Его.

Память св. ап. Марка в православной церкви — 25 апреля (день кончины) и 4 января в соборе 70 апостолов. У католиков евангелисту Марку празднуется 25 апреля, 27 сентября и 31 января.

Православный собеседник. — 1906. т.1. с. 72—73 .

) можем думать, что Иоанн принадлежал к пользовавшемуся влиянием семейству и что, кроме дома, на берегах Галилейского озера, он имел также дом в Иерусалиме и был хорошо известен в нем. В первый раз упоминается он в Ев. от Иоанна (Иоан.1:35) как один из учеников Иоанна Крестителя. Это обстоятельство, связывавшее Иоанна с суровым проповедником пустыни, равно как и быстрая решимость, с которою он последовал за Иисусом и оставался всю ночь в Его доме, при знаменательном указании на Него Крестителя словами: вот Агнец Божий (Иоан.1:36), достаточно свидетельствуют о том, как сердце богобоязненного юноши было восприимчиво к глубоким религиозным впечатлениям, как оно стремилось к наилучшему духовному ведению и разумению таин Божиих, сравнительно с его современниками. Мы не можем положительно сказать, как долго он в первый раз оставался с Иисусом, но мы знаем, что по прошествии некоторого времени он возвратился к обычным своим занятиям рыболовством, и занимался починкою рыболовных сетей, когда Иисус, после чудесной ловитвы рыб, повелел ему следовать за Собою, и таким образом призвал к апостольскому служению (Мат.4:21). С сего времени уже до самого распятия Господа Иисуса мы постоянно видим Иоанна в тесном общении с Иисусом Христом, отличавшемся особенною любовью и нежностью к нему Иоанна со стороны Господа. Он был не только одним из трех учеников в числе свидетелей важнейших событий земной жизни Господа, - нет, мало того, к нему одному прилагаются слова Евангелия: ученик, которого любил Иисус (Иоан.19:26) и который возлежал у груди Иисуса (Иоан.13:23 ,25). За сию-то пламенную любовь и ревность по Иисусе он может быть и был прозван вместе со своим братом, Иаковом, Воанергес , т.е. сынами громовыми (Мар.3:17). Действительно, эта любовь и ревность не имела еще той чистоты и полноты совершенства, какие требовались от учеников Христовых, как то видим из запрещения, заявленного однажды Иоанном, с другими апостолами, одному человеку употреблять имя Христово для изгнания бесов (Мар.9:38 ,40), из желания Иоанна со своим братом низвести огонь с неба на Самарян, не позволявших пройти Господу через их город в Иерусалим (Лук.9:51 ,56), из просьбы Саломии, матери Иакова и Иоанна, обращенной к Господу о том, чтобы сыны ее заняли первые места в царстве Его (Мат.20:20). Но несомненно то, что Господь и любвеобильный Учитель постоянно очищал, возвышал и совершенствовал означенные, еще не созревшие в самом начале, высокие качества своего возлюбленного ученика. Иоанну, с его братом Иаковом и Симоном Петром, были явлены Господом особенные честь и преимущество - присутствовать при воскрешении дочери Иаира (Лук.8:51), при славном Его преображении на Фаворе (Мат.17:1) и Его предсмертной молитве в саду Гефсиманском (Мат.27:37). Затем мы видим Иоанна на Тайной вечери возлежащим у груди Иисуса и, по мановению Петра, спросившим Господа о предателе (Иоан.13:23 ,25). Он с Петром сопровождал Господа, по взятии Его воинами, во двор первосвященнические а потом в преторию, куда он взошел с Петром, вероятно пользуясь своим прежним знакомством с первосвященником. После того он один из апостолов, презирая всякую опасность, стоял при кресте Распятого Господа, вместе с Его Материю, и принял последнее Его завещание касательно Богоматери (Иоан.19:25). В раннее же утро Воскресения Господа, услыхав от Марии Магдалины, что тело Иисуса взято из гроба, он первый побежал с Петром ко гробу, чтобы удостовериться в истине сей радостной вести (Иоан.20:1 ,10). Вместе с Петром же мы встречаем его незадолго до Вознесения Господа на Галилейском озере, куда он возвратился, вероятно, для обычных занятий рыболовством (Иоан.21:1). Здесь он первый узнал явившегося на берегу озера Господа и сказал Петру: "это Господь!" (ст. 7). Замечательно тесное общение св. Иоанна с Петром, и в последующее время Петр и Иоанн находятся вместе с прочими апостолами в день Вознесения и Пятидесятницы, вместе входят они в Иерусалимский храм помолиться (Деян.3:1); вместе свидетельствуют о Христе, не взирая на угрозы синедриона (Деян.4:13); вместе они посылаются прочими апостолами в Самарию - помолиться за Самаритян о низведении на них св. Духа (Деян.8:14); вместе они присутствуют в 50 году на соборе апостольском (Деян.15:1 ,33). Подробности остальной жизни ап. и ев. Иоанна не помещены в кн. Деяний апостольских. Можно предполагать, что сей апостол оставался в Иудее до самой смерти Богоматери. Промысл Божий оставил его на земле жить долее прочих апостолов, как преимущественно неразлучного самовидца Бога-Слова . Голос других самовидцев Слова уже умолк в шуме гонений; уже ап. Петр умер на кресте, как предсказал Господь; уже учителю языков была отсечена глава, уже и других апостолов самовидцев не было в живых; самое место, откуда вышли апостолы для всемирной проповеди, было разрушено. Один Иоанн еще трудился на поприще своего апостольского служения. Но, вот, возгорелось страшное гонение на Христиан при Домициане. Пламя гонения из Рима распространилось и на Малую Азию и на г. Ефес, служивший местом апостольской деятельности ев. Иоанна. Во время сего гонения, ап. Иоанна, отправленного в узах из Ефеса в Рим, хотели отравить ядом, но яд чудесно не подействовал; потом бросили его в котел с кипящим маслом, но и отсюда он вышел невредимым. Тогда Домициан приказал сослать его в заточение на о. Патмос, лежавший в Егейском море, на котором, впрочем, он находился не долгое время, так как по смерти Домициана гонение скоро кончилось, и он, получив свободу, возвратился снова в Ефес, и с новою ревностью занялся благоустройством Церкви несмотря на свои преклонные лета. Вот некоторые из сохранившихся преданий из последних дней жизни апостола. Ев. Иоанн любил юношу, который, по несчастию, совершенно развратился и сделался начальником шайки разбойников. С горестью узнав об этом, Иоанн сам пошел искать его, и схваченный передовою стражею был приведен к нему. Узнав Иоанна, юноша от стыда пустился было бежать, но умоляемый преследующим его апостолом остановился, бросил оружие и горько заплакал. Апостол пал перед ним на колена и умолял его возвратиться немедленно к прежней доброй жизни. Глубоко-тронутый юноша раскаялся, и оставил свою порочную жизнь. Когда престарелый ученик Господа не мог уже входить и был вносим в собрание для проповеди, он постоянно повторял одни и те же слова: "Дети мои, любите друг друга , и когда его спрашивали: зачем он так часто повторяет эти слова , он отвечал: это заповедь Господня, и она одна заменяет все остальные" . св. ап. и ев. Иоанн скончался 94 лет от роду, в царствование Траяна, и погребен в Ефесе. Память его 8 мая и 26 сентября.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Иоанн - Апостол и Евангелист" в других словарях:

    ЕВАНГЕЛИСТ СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ. Миниатюра из рукописи 11 в. (Codex Caesareus Upsaliensis). СВ., по преданию автор Евангелия от Иоанна, входящего в состав Нового Завета. Его отождествляют с одним из учеников Иисуса Христа, который до того, как он… … Энциклопедия Кольера

    Иоанн Богослов - Иоанн Богослов на Патмосе. Миниатюра П. Лимбурга в Богатейшем часослове герцога Беррийского. Около 1411 1416 гг. Шантийи, музей Конде. Иоанн Богослов на Патмосе. Миниатюра П. Лимбурга в Богатейшем часослове герцога Беррийского. Около 1411… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    ИОАНН АПАМЕЙСКИЙ - [Иоанн Отшельник; сир. , ], сир. писатель, автор корпуса сочинений, оказавших влияние на сир. аскетическое учение (кон. IV нач. V в.). Проблема авторства литературного корпуса Под именем Иоанна Апамейского в сир. традиции известны три лица, в т.… … Православная энциклопедия

    Современная энциклопедия

    - (Евангелист Иоанн) в христианстве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, а также при молении о чаше. Умирая, Христос завещал Иоанну Богослову сыновнии обязанности по… … Исторический словарь

    Иоанн Богослов - (Евангелист Иоанн), в христианстве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, а также при молении о чаше. Умирая, Христос завещал Иоанну Богослову сыновнии обязанности по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЕВАНГЕЛИСТ, а, муж. 1. мн. Протестантская секта («евангельские христиане»), близкая к баптистам. 2. Составитель евангелия. Апостолы евангелисты (Иоанн Богослов, Лука, Марк, Матфей). 3. Член секты евангелистов. | жен. евангелистка, и (к 3 знач.).… … Толковый словарь Ожегова

    Иоанн Богослов - Евангелист Иоанн в христ. религ. представлениях любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий цент. место среди двенадцати апостолов; по церк. традиции, И. Б. автор четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трех посланий и… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  (евр. Iohanan, благодать Божия) 1) отец Маттафии и дед братьев… … Словарь церковнославянского языка

    Евангелисты (греч. εύαγγελιστής возвещающие хорошую весть) апостолы, авторы четырёх Евангелий Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В древности это название было шире; так назывались все проповедники Евангелия или христианства. Среди протестантов такое… … Википедия

    Иоанн Креститель, Предтеча Господень - сын священника Захарии и Елисаветы. Родился Иоанн в одном из городов Нагорной части Иудеи – Хевроне. Сведения о рождении Иоанна дает только евангелист Лука (см. Лк. 1, 1 25, 57 80). До начала своей проповеди Иоанн находился в пустыне, ведя… … Православие. Словарь-справочник

П равославное христианство знает четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Луки, от Марка и от Иоанна. Но почему Евангелие не написал кто-то один? И для чего нам четыре Евангелия, если все они говорят об одном и том же?

Дело в том, что, вдохновляя священных писателей, сообщая им и мысль и слово, Святой Дух не стеснял их собственного ума и характера. Наитие Святого Духа не подавляло собой духа человеческого, а только очищало и возвышало его. Поэтому, представляя собой единое целое в изложении Божественной истины, Евангелия различаются между собой в зависимости от личных свойств характера каждого из евангелистов. Различаются они и вследствие обстоятельств и условий, при которых были написаны, и в зависимости от цели, которую ставил себе каждый из четырех евангелистов.

Евангелие от Матфея

Е вангелист Матфей, один из двенадцати апостолов Христовых, до призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей, налогов. Поэтому он был нелюбим своими соотечественниками: евреи презирали и ненавидели мытарей за то, что те служили поработителям их народа и притесняли народ взиманием налогов, причем в стремлении к наживе часто брали гораздо больше, чем следовало. Особенно не любили Матфея духовные вожди еврейского народа - книжники и фарисеи.

Тронутый до глубины души милостью Господа, Который не погнушался им, Матфей всем сердцем принял учение Христа. И особенно глубоко он понял, ощутил его превосходство над учением фарисеев, пронизанным идеями внешней праведности и презрением к грешникам. Вот почему Матфей так близко к сердцу принял дело спасения именно своего родного еврейского народа , проникнувшегося к тому времени ложными фарисейскими понятиями и взглядами. И свое Евангелие он писал преимущественно для евреев . Есть основание предполагать, оно первоначально и было написано на еврейском языке и только немного позже переведено на греческий, может быть, самим же Матфеем.

В Евангелии Матфей преследует цель доказать евреям, что Иисус Христос и есть именно тот Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки , и что ветхозаветное откровение, затемненное книжниками и фарисеями, только в христианстве становится ясным и приобретает совершенный смысл. Поэтому Матфей и начинает свое Евангелие родословием Иисуса Христа, желая показать евреям Его происхождение от Давида и Авраама, и делает громадное количество ссылок на Ветхий Завет, чтобы доказать исполнение на Христе ветхозаветных пророчеств. Святой Матфей в Евангелии не объясняет смысл иудейских обычаев и не поясняет некоторые арамейские слова, считая, что евреи, для которых он пишет, все это знают. Он один делает акцент на лицемерии фарисеев, как мы можем прочитать в 23 главе:

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхóдите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мóлитесь: за тó примете тем бóльшее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

(Мф. 23:13-15)

Апостол и евангелист Матфей долгое время проповедовал в Палестине. Потом удалился для проповеди в другие страны и окончил свою жизнь мученической смертью в Эфиопии.

Евангелие от Марка

Е вангелист Марк по происхождению тоже был иудеем, но не состоял в числе двенадцати апостолов. Поэтому он и не мог быть постоянным спутником и слушателем Господа, каким был евангелист Матфей.

Свое Евангелие Марк написал со слов и под руководством святого апостола Петра. Сам он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней земной жизни Господа. Только Марк рассказывает о каком-то юноше, который, когда Господь был взят под стражу в Гефсиманском саду, следовал за Ним, завернувшись по нагому телу в покрывало, и воины схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. (Марк. 14:51-52). В этом юноше древнее предание видит самого автора второго Евангелия - святого Марка.

Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка - это по сути запись устной проповеди святого апостола Петра, которую Марк сделал по просьбе христиан , живших в Риме . Само содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников . В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова. Даже нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного закона перед ветхозаветным, пропускается.

Зато главное внимание святой евангелист Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа . В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.

Евангелие от Луки

С вятой Лука происходил из Антиохии, и поэтому принято считать, что он был по своему происхождению язычник или «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был врачом и живописцем. Исследователи Евангелия считают, что святой Лука был одним из семидесяти учеников Христовых: так подробно он описывает наставления, данные Господом семидесяти апостолам.

Из книги Деяний святых апостолов мы видим, что, начиная со второго путешествия святого апостола Павла, Лука становится его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. После смерти апостола Павла святой Лука проповедовал и умер мученической смертью в Ахаии.

Лука написал свое Евангелие по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии. Для него же он написал и книгу Деяний апостольских. При этом евангелист пользовался не только рассказами очевидцев служения Господа, но и записями о Его жизни и учении. По словам евангелиста Луки, эти записи были подвергнуты им самому тщательному исследованию, поэтому и его Евангелие отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгой хронологической последовательностью.

На Евангелии от Луки явно сказалось влияние святого апостола Павла. Как «апостол язычников» Павел старался как можно полнее раскрывать ту великую истину, что Мессия - Христос - пришел на землю не только ради иудеев, но и ради язычников, и Он есть Спаситель всего мира, всех людей.

В связи с этой основной мыслью, родословие Иисуса Христа доведено Евангелии от Луки до родоначальника всего человечества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значение для всего человеческого рода (Луки 3:23-38). Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал святой Лука. Достаточно вспомнить притчу о заблудшей овце, о потерянной драхме, о милосердном самарянине, повесть о покаянии начальника мытарей Закхея, как и знаменательные слова о том, что «радость бывает пред ангелами Божиими об едином грешнике кающемся» (Лк. 15:10).

Евангелие от Иоанна

Е вангелист Иоанн Богослов был любимым учеником Христа. Он был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Заведей был состоятельным и не малозначительным членом иудейского общества. Соломия упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом: она сопутствовала Господу в Галилее, последовала за Ним в Иерусалим на последнюю Пасху и участвовала в приобретении ароматов для помазания тела Его вместе с другими женами-мироносицами. Предание считает ее дочерью Иосифа-обручника.

Иоанн был сначала учеником святого Иоанна Крестителя. Услышав его свидетельство о Христе как об Агнце Божием, Который возьмет на Себя грехи мира, он тотчас же последовал за Христом (Иоан. 1:37-40). Постоянным учеником Господа он стал немного позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере. Вместе с Петром и своим братом Иаковом Иоанн удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира, видеть преображение Господа на горе, а также был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Любовь Господа к Иоанну сказалась и в том, что Господь, вися на кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь (Иоан. 19:27).

Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто был враждебен Господу или чуждался Его. Евангелие Иоанн написал по просьбе ефесских христиан . Они принесли ему три первых Евангелия и попросили его дополнить их речами Господа, которые он слышал. Святой Иоанн подтвердил истинность всего написанного в этих трех Евангелиях, но нашел, что многое необходимо добавить к их повествованию и, в особенности, изложить пространнее и ярче учение о Божестве Господа Иисуса Христа, чтобы люди с течением времени не стали думать о Нем только как о «Сыне Человеческом» . Это было необходимо, ведь ко времени написания четвертого Евангелия уже стали появляться ереси, отрицавшие Божество Христово.

Таким образом, целью написания четвертого Евангелия было желание дополнить повествование трех евангелистов . Отличительная черта Евангелия от Иоанна ярко выражена и в том наименовании, которое давалось ему в древности. В отличие от первых трех Евангелий, его называли «Евангелием духовным ».

Чистый сердцем, преданный Господу всей душой, святой Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви. Никто не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как Иоанн в своем Евангелии и трех соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия - о любви к Богу и о любви к ближнему. Поэтому Иоанна еще называют «апостолом любви» .

Символы евангелистов

И конописцы изображают евангелиста Матфея как человека, Марка - как льва, Луку - как тельца, а Иоанна - как орла. Ведь апостол Матфей стремился показать, что Иисус Христос - Человек из рода Давида, Мессия, которого все ждали; евангелист Марк говорил о том, что Иисус Христос - Царь мира; святой Лука сделал акцент на жертвенном служении Господа; а Иоанн Богослов хотел обратить внимание на то, что Господь Иисус Христос - истинный Бог.

Вместо эпилога

Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;

для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

(1 Кор.9:20-22)

При подготовке публикации использовались материалы сайта .

Фото: открытые интернет-источники

Loading...Loading...