Святой апостол тимофей. Тимофей

Происходил из села Перапеи (Фиваида), был сыном священника по имени Пиколпосс и состоял чтецом в церковном клире, а также хранителем и переписчиком богослужебных книг. На святого Тимофея было донесено, что он хранит христианские книги, которые, по повелению императора, отбирали и сжигали. Святого Тимофея привели к правителю Ариану, который потребовал выдачи священных книг. За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. Ему вонзили в уши две раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп. Святой Тимофей мужественно терпел боль и благодарил Бога, что сподобился страдать за Него. Мучители повесили святого вниз головой, вложив ему в рот кусок дерева, и привязали к его шее тяжелый камень. Страдания святого Тимофея были настолько тяжки, что сами исполнители казни стали просить правителя ослабить истязания.

В это время Ариану сообщили, что у Тимофея есть молодая супруга по имени Мавра , на которой он женился всего 20 дней назад. Ариан приказал привести Мавру, надеясь, что в ее присутствии непреклонность мученика поколеблется. По просьбе Мавры, изо рта мученика вынули кусок дерева, чтобы он мог говорить. Святой Тимофей убедил не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Святая Мавра ответила: "Я готова умереть с тобой", - и смело исповедала себя христианкой. Ариан приказал вырвать ей волосы на голове и отрубить пальцы на руках. Святая Мавра с радостью перенесла пытки и даже благодарила правителя за муки, претерпеваемые во искупление грехов. Тогда Ариан приказал бросить святую Мавру в кипящий котел, но она не ощущала боли и осталась невредимой. Заподозрив, что слуги, из сострадания к мученице, наполнили котел холодной водой, Ариан подошел и велел святой брызнуть ему на руку воды из котла. Когда мученица выполнила это, Ариан вскрикнул от боли и отдернул обожженную руку. Тогда, мгновенно повинуясь силе чуда, Ариан исповедал Бога, в Которого верует Мавра, истинным Богом и приказал отпустить святую, но сильна еще была власть диавола над правителем, и вскоре он вновь стал убеждать святую Мавру принести жертву богам. Ничего не добившись, Ариан еще более распалился сатанинской яростью и стал измышлять новые мучения. Тогда народ стал возмущаться и требовать прекращения издевательства над ни в чем неповинной женщиной. Но святая Мавра, обратившись к народу, сказала: "Пусть никто не защищает меня, один у меня Защитник - Бог, на Которого я уповаю".

Наконец, после долгих истязаний Ариан приказал распять мучеников. В течение девяти дней висели они на крестах лицом друг к другу.

На десятый день мученического подвига святые предали Господу свои души. Это произошло в году. Впоследствии в Константинополе стала торжественно праздноваться память святых мучеников Тимофея и Мавры и был построен храм в их честь.

Святые Тимофей и Мавра пострадали за веру во время гонения императора Диоклитиана (284 - 305). Святой Тимофей происходил из села Перапеи (Фиваида Египетская), был сыном священника по имени Пиколпосс и состоял чтецом в церковном клире, а также хранителем и переписчиком Богослужебных книг. На святого Тимофея было донесено, что он хранит христианские книги, которые, по повелению императора, отбирали и сжигали. Святого Тимофея привели к правителю Ариану, который потребовал выдачи, священных книг. За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. Ему вонзили в уши две раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп. Святой Тимофей мужественно терпел боль и благодарил Бога, что сподобился страдать за Него. Мучители повесили святого вниз головой, вложив ему в рот кусок дерева, и привязали к его шее тяжелый камень. Страдания святого Тимофея были настолько тяжки, что сами исполнители казни стали просить правителя ослабить истязания. В это время Ариану сообщили, что у Тимофея есть молодая супруга по имени Мавра, на которой он женился всего 20 дней назад. Ариан приказал привести Мавру, надеясь, что в ее присутствии непреклонность мученика поколеблется. По просьбе Мавры, изо рта мученика вынули кусок дерева, чтобы он мог говорить. Святой Тимофей убедил жену не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Святая Мавра ответила: "Я готова умереть с тобой", - и смело исповедала себя христианкой. Ариан приказал вырвать ей волосы на голове и отрубить пальцы на руках. Святая Мавра с радостью перенесла пытки и даже благодарила правителя за муки, претерпеваемые во искупление грехов. Тогда Ариан приказал бросить святую Мавру в кипящий котел, но она не ощущала боли и осталась невредимой. Заподозрив, что слуги, из сострадания к мученице, наполнили котел холодной водой, Ариан подошел и велел святой брызнуть ему на руку воды из котла. Когда мученица выполнила это, Ариан вскрикнул от боли и отдернул обожженную руку. Тогда, мгновенно повинуясь силе чуда, Ариан исповедал Бога, в Которого верует Мавра, истинным Богом и приказал отпустить святую, но сильна еще была власть диавола над правителем, и вскоре он вновь стал убеждать святую Мавру принести жертву богам. Ничего не добившись, Ариан еще более распалился сатанинской яростью и стал измышлять новые мучения. Тогда народ стал возмущаться и требовать прекращения издевательства над ни в чем неповинной женщиной. Но святая Мавра, обратившись к народу, сказала: "Пусть никто не защищает меня, один у меня Защитник - Бог, на Которого я уповаю".

Наконец, после долгих истязаний Ариан приказал распять мучеников. В течение девяти дней висели они на крестах лицом друг к другу.

На десятый день мученического подвига святые предали Господу свои души. Это произошло в 286 году. Впоследствии в Константинополе стала торжественно праздноваться память святых мучеников Тимофея и Мавры и был построен храм в их честь.

День памяти: 22 января (ст.ст.) - 4 февраля (н.ст.)
Прославлен в лике: Апостолов, Мучеников
Когда жил: ок. 50 - 100 г.г.
Где жил: Ликаония - юго-восточная область Малой Азии
Тропарь, глас 4: Благости научився, и трезвяся во всех благою совестию, священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюд равное течение совершил еси, Апостоле Тимофее, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 1: Божественнаго ученика, и спутешественника Павлова Тимофея вернии воспоим вси, с сим почитающе мудраго Анастасия, возсиявшаго от Персиды яко звезду, и отгонящаго душевныя наша страсти, и недуги телесныя.

Житие: «Святой апостол Тимофей»

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области , а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры , который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: "желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе " (2Тим. 1:4. 5).

Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: "они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их " (Деян. 14:6). По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам ". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за воспринятый от него свет истинной веры. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти . Но так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания " (2Тим. 3:15). Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу , пришел в Листры , где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святой апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей , воспринимая немерцающий свет благочестия учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: "ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях " (2 Тим. 3:10, 11).

Так святой Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного, апостола Павла, и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый - он благословлял, гонимый - терпел, поносимый - радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом , хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его, святой апостол Павел, в первом своем послании к коринфянам: "если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его " (1 Кор. 16:10-11). Несколько выше, похваляя его, святой апостол Павел писал: "Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе " (1Кор. 4:17). Подобным образом и в других своих посланиях он называет святого Тимофея своим братом, говоря: "Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат " (Флм. 1:1), "Павел, волею Божьею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат " (2Кор. 1:1), "Павел, волею Божьею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат " (Кол. 1:1). И еще он пишет: "Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей " (2Сол. 3:2). Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святого Тимофея - не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов (1Тим.5:22), которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святой Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: "По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их " (Пс.18:5). При этом святой Тимофей был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, - в проповеди слова Божия - искусный оратор, в изложении Божественных писаний - увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры - достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова . Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом в изгнание на остров Патмос , то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.

Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый "катагогиум", в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедовал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, - ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, попирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти . Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город, и когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т.е. тучное. Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах - общее в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.

1 Ликаония - юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом
2 Листры - город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр - селение Латик или Ладик.
3 Св. апостол Варнава, из лика семидесяти апостолов, спутник апостола Павла в его апостольских путешествиях. Память его празднуется Церковью 11 июня.
4 Это видно я из того, что апостол Павел везде называет его своим сыном (1Кор.4:17; 1Тим.1:2,18; 2 Тим.1:2, 2:1). Из этого также ясно видно, что обращением своим к христианству апостол Тимофей обязан апостолу Павлу.
5 Св. ап. Сила - из лика семидесяти, ученик и ближайший сотрудник святого апостола Павла. Память его Церковь празднует 4 января.
6 Это было во второе апостольское путешествие св. апостола Павла.
7 От Листр св. Тимофей сопровождал апостола Павла во всех следующих его путешествиях и ревностно исполнял все его поручения. Он сопровождал его во втором его путешествии от Листр до Троады, и отсюда по городам македонским до Греции - Афин и Коринфа. В третьем путешествии ап. Павла Тимофей сопутствовал ему в Ефесе, где апостол пребывал долгое время, и откуда апостол посылал его в Македонию для сбора милостыни и потом в Коринф, где апостол пребывал три года, и он сопутствовал ему и в Македонии и Греции, и сопровождал его и на обратном пути до Троады и Асии. Впоследствии св. ап. Тимофей был с апостолом Павлом в Риме и вместе с ним заключен в узы, но потом был освобожден. После того он снова сопровождал апостола Павла в предпринятом им путешествии для посещения малоазиатских и македонских церквей; в это время он и был рукоположен во епископа Ефесской церкви, став, таким образом, первым епископом Ефесской церкви. Во время разлуки с ап. Тимофеем св. апостол Павел написал ему два послания пастырского характера.
8 Посвящению св. ап. Тимофея в пастырское служение, по словам апостола, предшествовали пророчества о нем (1Тим.1:18), и самое посвящение произведено по предварительном исповедании веры (1Тим.6:12), с возложением рук священства, причем ему сообщен особенный дар благодати Божией для достойного прохождения обязанностей (1Тим.4:12-16), к которым он был призван.
9 В 60 годах по Р. X. св. апостол Иоанн оставил Иерусалим, где пребывал до Успения Божией Матери, и проповедовал слово Божие в Малой Азии и особенно в Ефесе, и, таким образом, мог непосредственно руководить ап. Тимофеем в его пастырском служении.
10 Римский император Домициан, жестокий гонитель христианства, царствовал с 81 по 96 г.
11 Это было в 96 г. Патмос - голый, бесплодный, скалистый остров Эгейского моря (Архипелага), на юго-западе от Ефеса, причисляемый к так называемым Спорадским островам.
12 Св. ап. Тимофей мученически скончался около 97 г.
13 Память св. великомученика Артемия празднуется Церковью 20 октября. Перенесение св. мощей апостолов: евангелиста Луки, Андрея Первозванного и Тимофея было совершено 24 июня 356 г.

Святой Тимофей родился в городе Листры в малоазийской провинции Ликаония. Его отец был язычником, а мать - принявшей Христа еврейкой по имени Евника. Мать и бабка святого Тимофея, которую звали Лоида, воспитали его в благочестии и любви к Священному Писанию . Обеих женщин обратил святой апостол Павел во время своего первого пребыва ния в Листрах (45).

Придя вновь в этот город несколькими годами позже, апостол увидел, что юный Тимофей исполнен божественного рвения и восхищения теми подвигами и страданиями, которые апостолу пришлось претерпеть за имя Христово. По совету христиан из Листр и из Икония, святой Павел крестил Тимофея, возложил на него руки и сделал своим любимым уче ником и помощникомв трудах. Апостол называет его в о з л юбл е н н ы м сыном (см.: 2 Тим 2) и свидетельствует о нем перед Церковью, говоря: Он, как сын отцу, служил мне в бл агове ствован ии (Флп 2, 22). Хотя ветхозаветное предписание было отменено благодатью, святой Павел обрезал юного ученика, чтобы он мог проповедовать и евреямв синагогах, и язычникам на агоре.

Кроткий и сдержанный, святой Тимофей был примером послушания и смирения.При этомон являл неустанное усердиев проповеди, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим 2,3). Он был посланником святого Павла и действенным орудием благодатив управлении Божиими Церквами, в исправлениинравови хранении доброго з а лога (2 Тим 1,14).

Из Икония святой Тимофей прошел вместе c апостолом Павлом через Фригию и Галатию, помогая ему на всяком месте в проповеди и молитве. Затем, после того как апостолу было Небесное видение, они отправились в Македонию и проповедовали в Фессалоникеи Верии. Святой Тимофей остался там со святым Силой (Силуаном), а апостол Павел пошел в Афины. Вскоре святой Тимофей присоединился к нему, принеся пе чальное известие о неистовом сопротивлении фессалоникийских иудеев. Затем святой Тимофей вернулся в Фессалонику, чтобы утешить христиан и утвердить в вере (ср.: 1 Фес 3, 1-5). Исполнив это поручение, он поспешил вернуться к апостолу Павлув Коринф, чтобы помогать в обращении жителей го рода.

Полтора года святой Тимофей пробыл в Ефесе, малоа зийс кой митрополии, затем снова был послан в Коринф, чтобы напомнить его жителям принципы евангельской жизни. Коринфяне продолжали противодействовать увещеваниям святого Тимофея. Тогда апостол Павел отослал Тита, а сам вместе со святым Тимофеем снова пошел в Македонию, составил c его помощью Второе послание к коринфянам и затем вместе c ним пришел туда сам направлять и наставлять христиан.

Когда апостол Павел в последний раз отправился в Иерусалим, чтобы принести плоды своих трудов, собранные во всех Церквах, и отдать их в помощь христианам святого града (см.: Деян 20), святой Тимофей также был его спутником. Он присутствовал при взятии апостола под стражу (см.: Деян 22 и далее) и последовал за ним в Кесарию и в Рим, где апостол был в первый раз заключен в тюрьму. Оттуда святой Павел отослал его в Филиппы (см.: Флп2, 19-24).

После освобождения апостол присоединился к святому Тимофею на Востоке и затем поставилего во главе Ефесской Церкви, заповедав устроить богослужения и жизнь христиан, бороться c ложнымиучениями, разумно избирать членов церковной иерархии и вовсякое время вести паству Христовув мире, согласии и истине (см.: 1 Тим).

Второе послание к Тимофею апостол Павел отправил из Рима, ожидая смерти в тюрьме. Он призывал верного ученика прийти к нему и присутствовать при последних минут ах его жизни (2 Тим 4, 8). Тогда святой Тимофей был задержан, но вскоре отпущен на свободу (Евр 13, 23). После кончины апос тола Тимофей вернулся в свою епархию.

Известно, что в Ефесе святой встретился c апостолом Иоанном Богословом и получил от него умножение благо дати и духовное просвещение. Когда возлюбленный ученик Христов был сослан на Патмос, святой Тимофей управлял Еф есской Церковью, соединяя в себе и дух святого Иоанна, и дух святого Павл а.

Однажды, в правление Домициана (или Нервы, ок. 97-98), ефесские язычники готовились к одному из техне че сти вых празднеств в честь Диониса, которые всегда окан чива лис ь оргиями и преступлениями. Святой Тимофей попытался вмешаться и вразумить их. Тогда эти люди, уподобившись разъяренным зверям, набросились на него и осыпали ударам и. Ученики едва успели вывести святого из толпы и по луживого перенесли на одну из окрестных гор, где он вскоре отошел ко Госпо ду.

Тело святого Тимофея было погребено недалеко от могилы апостола Иоанна. Много лет спустя, в 356 г., его святые мощи был и торжественно перенесены в Константинополь святым Артемием (20 октября), как и мощи святых апостолов Андрея и Луки.Все они были положены в храме Святых Апостолов. Там отних произошли многочисленные чудеса. Во время ра згра бления города латинскими рыцарями-крестоносцами в 1204 г. мощи были похищены и перенесены в итальянский город Термоли.


В Евангелиарии Par.gr.282 (IX в.) под 19 августа поминается мать св. Тимофея Евника и его бабка Лоида (см.: 2 Тим 1,5).

Мученики Тимофей и Мавра

Свя-тые Ти-мо-фей и Мав-ра по-стра-да-ли за ве-ру во вре-мя го-не-ния им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на (284-305). Свя-той Ти-мо-фей про-ис-хо-дил из се-ла Пе-ра-пеи (Фива-и-да Еги-пет-ская), был сы-ном свя-щен-ни-ка по име-ни Пи-кол-по-сс и со-сто-ял чте-цом в цер-ков-ном кли-ре, а так-же хра-ни-те-лем и пе-ре-пис-чи-ком бо-го-слу-жеб-ных книг. На свя-то-го Ти-мо-фея бы-ло до-не-се-но, что он хра-нит хри-сти-ан-ские кни-ги, ко-то-рые по по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра от-би-ра-ли и сжи-га-ли. Свя-то-го Ти-мо-фея при-ве-ли к пра-ви-те-лю Ари-а-ну, ко-то-рый по-тре-бо-вал вы-да-чи, свя-щен-ных книг. За от-каз вы-пол-нить при-ка-за-ние свя-то-го под-верг-ли страш-ным му-че-ни-ям. Ему вон-зи-ли в уши две рас-ка-лен-ные же-лез-ные пал-ки, от-че-го у стра-даль-ца вы-тек-ли гла-за, и он ослеп. Свя-той Ти-мо-фей му-же-ствен-но тер-пел боль и бла-го-да-рил Бо-га, что спо-до-бил-ся стра-дать за Него. Му-чи-те-ли по-ве-си-ли свя-то-го вниз го-ло-вой, вло-жив ему в рот ку-сок де-ре-ва, и при-вя-за-ли к его шее тя-же-лый ка-мень. Стра-да-ния свя-то-го Ти-мо-фея бы-ли на-столь-ко тяж-ки, что са-ми ис-пол-ни-те-ли каз-ни ста-ли про-сить пра-ви-те-ля осла-бить ис-тя-за-ния. В это вре-мя Ари-а-ну со-об-щи-ли, что у Ти-мо-фея есть мо-ло-дая су-пру-га по име-ни Мав-ра, на ко-то-рой он же-нил-ся все-го 20 дней на-зад. Ари-ан при-ка-зал при-ве-сти Мав-ру, на-де-ясь, что в ее при-сут-ствии непре-клон-ность му-че-ни-ка по-ко-леб-лет-ся. По прось-бе Мав-ры изо рта му-че-ни-ка вы-ну-ли ку-сок де-ре-ва, чтобы он мог го-во-рить. Свя-той Ти-мо-фей убе-дил же-ну не бо-ять-ся му-че-ний и ид-ти вме-сте с ним на по-двиг. Свя-тая Мав-ра от-ве-ти-ла: "Я го-то-ва уме-реть с то-бой" - и сме-ло ис-по-ве-да-ла се-бя хри-сти-ан-кой. Ари-ан при-ка-зал вы-рвать ей во-ло-сы на го-ло-ве и от-ру-бить паль-цы на ру-ках. Свя-тая Мав-ра с ра-до-стью пе-ре-нес-ла пыт-ки и да-же бла-го-да-ри-ла пра-ви-те-ля за му-ки, пре-тер-пе-ва-е-мые во ис-куп-ле-ние гре-хов. То-гда Ари-ан при-ка-зал бро-сить свя-тую Мав-ру в ки-пя-щий ко-тел, но она не ощу-ща-ла бо-ли и оста-лась невре-ди-мой. За-по-до-зрив, что слу-ги из со-стра-да-ния к му-че-ни-це на-пол-ни-ли ко-тел хо-лод-ной во-дой, Ари-ан по-до-шел и ве-лел свя-той брыз-нуть ему на ру-ку во-ды из кот-ла. Ко-гда му-че-ни-ца вы-пол-ни-ла это, Ари-ан вскрик-нул от бо-ли и от-дер-нул обо-жжен-ную ру-ку. То-гда, мгно-вен-но по-ви-ну-ясь си-ле чу-да, Ари-ан ис-по-ве-дал Бо-га, в Ко-то-ро-го ве-ру-ет Мав-ра, ис-тин-ным Бо-гом и при-ка-зал от-пу-стить свя-тую, но силь-на еще бы-ла власть диа-во-ла над пра-ви-те-лем, и вско-ре он вновь стал убеж-дать свя-тую Мав-ру при-не-сти жерт-ву бо-гам. Ни-че-го не до-бив-шись, Ари-ан еще бо-лее рас-па-лил-ся са-та-нин-ской яро-стью и стал из-мыш-лять но-вые му-че-ния. То-гда на-род стал воз-му-щать-ся и тре-бо-вать пре-кра-ще-ния из-де-ва-тель-ства над ни в чем непо-вин-ной жен-щи-ной. Но свя-тая Мав-ра, об-ра-тив-шись к на-ро-ду, ска-за-ла: "Пусть ни-кто не за-щи-ща-ет ме-ня, один у ме-ня За-щит-ник - Бог, на Ко-то-ро-го я упо-ваю".

На-ко-нец, по-сле дол-гих ис-тя-за-ний Ари-ан при-ка-зал рас-пять му-че-ни-ков. В те-че-ние де-вя-ти дней ви-се-ли они на кре-стах ли-цом друг к дру-гу.

На де-ся-тый день му-че-ни-че-ско-го по-дви-га свя-тые пре-да-ли Гос-по-ду свои ду-ши. Это про-изо-шло в 286 го-ду. Впо-след-ствии в Кон-стан-ти-но-по-ле ста-ла тор-же-ствен-но празд-но-вать-ся па-мять свя-тых му-че-ни-ков Ти-мо-фея и Мав-ры и был по-стро-ен храм в их честь.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Loading...Loading...