Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский). «кто Матерь Моя? и кто братья Мои

Владимир, я не принадлежу никакой конфессии, потому что, в любой из них много лжи. Я изучаю Библию и Дух Святой открывает многое и дает жажду к познанию Бога. Почитала А. Кураева - очень умный человек, поискала в интернете его сайт - мне открылся этот форум... Или я попала не туда? Здесь нельзя высказывать свое мнение. относительно Писания? В Библии четко сказано, что у Иисуса были сестры и братья, и не написано, что Иосиф был вдовцом и женился на Марии, уже имея детей от прежней жены. Об этом обязательно было бы написано. Не хочу обсуждать интимную жизнь Марии и Иосифа.

добавлено: 28 июн 2017

Читаю только синодальный и иногда сверяюсь с подстрочником А. Винокурова.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Ну, Кураев действительно умный человек, но руководствоваться, нужно не мнением одного человека, а общепринятым мнением в церкви! Есть, вернее, были, гораздо умнее люди. И они признаны, как учителя церкви. Православные тем и отличаются от других конфессий, что очень строго придерживаются общепризнанного учения и его разъяснения. Эти учителя(мужи, освященные Духом Святым) оставили после себя много трудов, которые потом обсуждались, рассматривались и были утверждены, как истинные. Были, конечно, и ложные представления. Такие отметались. Те моменты, которые были спорными решались на Вселенских Соборах и постановления принимались большинством голосов. Учителя, на которых мы сейчас ссылаемся, имеют незыблемый авторитет и они признаны святыми в церкви(в своем большинстве, конечно). Вот, по этому, мы и отличаемся от протестантов, которые, что ни течение, то новое понимание Библии. И каждое считает, что только оно правильно толкует СП. Так вот, к чему я это все говорю? Что бы правильно понимать Писание, надо, не на себя надеяться, а ссылаться как раз на святых учителей церкви! На сегодня, даже не нужно идти в храм и брать в библиотеке какие либо книги. Все есть в инете! Т.е. совсем легко. А вот на то, что Вам откроет Дух Святый,-на это рассчитывать не стоит, потому что кроме Бога нам, могут подкидываться мысли и от врага рода человеческого. А мы можем это принимать, как за Божье... Понимаете? На себя нельзя надеется, вернее на то, что Вы правильно истолкуете. Как то так. Уж простите, но это наша действительность. Человек склонен принимать за истинность.то, что сам думает есть истина...

добавлено: 28 июн 2017

Вот синодальный текст:

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.(Мф.1.24-25)

А вот, как толкует это св. Иоанн Златоуст:

«И принял, – говорит Писание, – жену свою». Видишь ли, как часто евангелист употребляет это имя, не желая до времени открыть тайну девства, чтобы устранить всякое худое подозрение?

Принявши же ее, «и не знал Ее» до тех пор пока (или пока, доколе) «как наконец Она родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25). Здесь евангелист употребил слово «до тех пор пока»1); но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал ее. Евангелист дает этим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово: «пока»? Потому, что в Писании часто так делается. Это слово не означает определенного времени. Так и о ковчеге сказано: «Выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды» (Быт.8:7, 14), хотя он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: «Ты нам прибежище в род и род» (Пс.89:2), но тем не полагает пределов. И опять, когда благовествуя, говорит: «Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (Пс.71:7), тем не означает конца для этого прекрасного светила. Так и здесь евангелист употребил слово «до тех пор пока», в удостоверение о том, что было прежде рождения. Что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому. Что тебе нужно было узнать от него, то он и сказал, то есть, что Дева была неприкосновенною до рождения. А что само собою видно из сказанного, как верное следствие, то предоставляет собственному твоему размышлению, то есть, что такой праведник (каков Иосиф) не захотел познать Деву после того, как она столь чудно соделалась матерью, и удостоилась и родить неслыханным образом, и произвести необыкновенный плод. А если бы он познал ее, и действительно имел женою, то для чего бы Иисусу Христу поручать ее ученику как безмужнюю, никого у себя не имеющую, и приказывать ему взять ее к себе? Но скажут: как же Иаков и другие называются братьями Иисуса Христа? Так же, как и сам Иосиф был почитаем мужем Марии. Многими завесами до времени сокрываемо было рождение Христово. Потому и Иоанн назвал их также (братьями), говоря: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин.7:5). Впрочем, прежде неверовавшие сделались после достойными удивления и славными..."

Обратите внимание! По еврейскому обычаю, да и не только. На Востоке, во многих странах, мать живет с одним из сыновей(в основном, со старшим) и он за ней заботится. Когда распяли Христа, Он поручил Иоанну(своему ученику) заботится о Деве Марии как о своей матери! Если бы у Марии были еще сыновья, зачем тогда это было бы нужно?! Вот Вам и ответ на "теорию" об общих детях Иосифа и Девы Марии... Она не выдерживает никакой критики! Мало того, не читая Св. отцов, люди впадают в различные заблуждения из-за отдельных слов в Писании!

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 46 - 50; глава 13, ст. 1 - 3

12:46. Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

12:47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

12:48. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

12:49. И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

12:50. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

13:1. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

13:2. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

13:3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять…

(Мф. XII, 46- XIII, 3)

Завершение XII главы Евангелия от Матфея может показаться довольно трудным для понимания. Господь проповедует, и некто говорит, что Его хотят видеть мать и братья, стоящие вне дома. Христос спрашивает: «Кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» - и, указывая рукой на учеников, говорит: «Вот матерь Моя и братья Мои, ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» . Отношение Христа к Своим родным и близким внешне может показаться непонятным, даже небрежным, но это совершенно не так. Здесь мы должны понять, что Господь, используя эту ситуацию, находит возможность сказать слова, очень полезные для всех нас.

Вспомним эпизод, когда ко Христу пришел человек и сказал, что у него с братом тяжба: они не могут поделить имение. Ответив: «Кто поставил Меня судить и рядить между вами», - Он нашел в этом моменте удобный случай для того, чтобы сказать назидательные слова и проповедь. Есть целый ряд моментов, когда Христос использует такие ситуации и действует Божественная премудрость.

Возможно, в сегодняшней зарисовке мы должны увидеть именно такой момент. То есть здесь нет небрежения Спасителя к Своим братьям и Божией Матери, но есть научающий и назидательный момент для каждого из нас, который мы должны хорошо запомнить: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» .

Рассмотрим этот евангельский эпизод и с другой стороны. Действительно, в жизни Христа присутствует трагедия, состоящая в том, что самые близкие и дорогие Ему люди, никогда не принимали Его. В Евангелие от Иоанна, в VII главе, 5-ом стихе, сказано, что Его братья не веровали в Него. Евангелист Марк в 21-ом стихе III главы рассказывает, что когда Иисус приступил к выполнению Своей общественной миссии, друзья хотели задержать Его, считая, что Он помешался и в Своем безумии рискует жизнью. Причина та же - они не понимают Его, но в большей степени не верят и не хотят верить в Него.

Неслучайно, наверное, Господь произносит слова о том, что враги человеку домашние его. В наших программах мы рассматривали эту фразу. Враг рода человеческого особенным образом действует через самых близких и родных нам людей, которые не хотят видеть вставшего на путь Христов. Мы помним и слова о том, что нет пророка в отечестве своем, которые Господь говорит и о Самом Себе. Твои родные близкие не понимают и не принимают тебя; и когда ты стараешься вести христианский образ жизни, тебе могут сказать, что ты помешался, сошел с ума, и зачем тебе все это надо. Казалось бы, напротив, самые близкие должны поддержать, но оказывается, что это не так. Такой парадокс человеческой жизни, который связан с преодолениями искушений, которые мы должны совершить в своей жизни. Еще раз вспомним, что Господь говорит о том, что пришел в этот мир принести не мир, но меч, и что наступит разделение даже в кровных связях: со свекровью, сыновьями, братьями и сестрами будут распри и даже убийства. И все это происходит по ясным причинам.

Более того, надо сказать, что подлинное родство не всегда кровное. Без сомнения кровные узы всегда остаются той связью, которую ничто не может порвать, но так же верно, что мы можем обрести подлинную дружбу и связь с людьми, связанными с нами общими убеждениями, идеями и целями. Самый яркий пример - это наше стремление к Богу. Вот где мы находим подлинную связь. Вспомним, как апостол Петр спрашивает у Христа: «Господи, мы оставили все: дом, жен, дочерей, сыновей, что же будет нам?». И Господь отвечает, что нет такого человека, который не получил бы в сто крат больше перечисленного, как в этой жизни, так и в будущем веке. Один из толкователей говорит, что мы получаем в сто крат больше братьев и сестер, потому что находимся в Церкви, где каждого именуем братом и сестрой. Если в нашей среде царят настоящие отношения и общение друг с другом, тогда мы подлинно обрели для себя и Христа, и братьев и сестер. Такой пример открывает нам здесь Господь.

Среди нас должна царить подлинная любовь, как говорит Христос: «По тому и узнают, что Вы мои ученики, что имеете любовь между собой». Это должно роднить и связывать всех нас. Если это есть внутри нашей общины, тогда мы подлинные ученики Христовы. Если же этого нет, мы должны о многом задуматься, поразмышлять о том, что мы делаем и каким путем следуем. Похоже, что в настоящее время это острая проблема.

Во всяком случае, из сказанного становится очевидным, что если христианин познаёт, что самые близкие меньше всего сочувствуют и помогают ему и даже как-то осуждают, у каждого из нас всегда остается дружба со Христом и всеми теми, кто любит Господа. Вот к чему мы должны стремиться и чего нам сейчас по-настоящему не хватает - единства и единения во Христе. Не хватает настоящей, подлинной дружбы.

Господь называет нас Своими друзьями: «Тот, кто исполняет волю Отца Небесного, тот мне брат, сестра и матерь». Что означает «исполнить волю Отца Небесного?» Это значит поверить в Того, Кого Он посылает, поверить и довериться Христу и исполнить Его заповеди, а самая главная из них - повторим еще раз и запомним для себя - это заповедь о любви: «Возлюби Господа Бога и ближнего своего».

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Глава двенадцатая

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями, ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Желая пояснить постановления закона, Господь ведет учеников засеянным полем, чтобы они ядением нарушили закон о субботе.

Фарисеи, увидевши это, сказали ему: вот ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Фарисеи снова ставят в вину естественное чувство голода, сами в худшем греша, Господь же стыдит их историей о Давиде. Ибо он, - говорит Господь, - по причине голода пошел на нечто большее. Под хлебами предложения разумеются те хлебы, которые полагались каждый день, ибо на трапезе полагалось двенадцать хлебов: шесть на правой стороне и шесть на левой. Хотя Давид был и пророк, однако он не должен был есть их (это могли сделать только священники), а тем более находящиеся с ними. Однако по причине голода он достоин прощения. Таким же образом и ученики.

Или не читали вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, кто больше храма. Закон возбранял работать в субботу, а священники в субботу и дрова кололи, и огонь разжигали, так что оскверняли субботу, то есть безумствовали, как вы думаете. Но вы говорите Мне, что то были священники, а ученики нет. На это отвечу вам, что здесь Тот, Кто больше храма, то есть, так как Я, Владыка, больше храма и нахожусь с учениками Своими, то они имеют большую власть нарушать субботу, чем священники.

Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. Показывает их и невеждами, так как они не знают писаний пророческих. Не должно ли, говорит, быть милостивым к людям голодающим. Кроме того, Я, Сын Человеческий, господин субботы, как и всего, и творец этих дней; поэтому, как Владыка, Я нарушаю субботу. Понимай это и в переносном смысле: апостолы были делатели; жатва же и колосья - верующие; апостолы срывали их и ели, то есть своей пищей они имели спасение людей. Это они делали в субботу, в тот день, когда должно было уклоняться от злых дел. Фарисеи же негодовали. Так бывает и в церкви. В то время как учители часто поучают и приносят пользу, фарисействующие и завистливые досадуют.

И отошедши оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Другие евангелисты говорят, что Иисус спросил фарисеев. Итак, можно сказать, что фарисеи, будучи людьми завистливыми, предупредили и спросили Его, как говорит Моисей; затем Христос, со своей стороны, спросил их, как бы насмехаясь и осмеивая их бесчувственность, о чем говорят другие евангелисты. Фарисеи спросили Его с тою целью, чтобы иметь повод к клевете.

Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно делать в субботу добро. Показывает, что они для корысти и для того, чтобы не лишиться овцы, нарушают субботу, для уврачевания же человека не допускают этого. Итак, в одном и том же случае показывает их и любостяжательными, и жестокими, и пренебрегающими Богом, ибо они пренебрегают субботой, чтобы не лишиться овцы, и являются немилосердными тогда, когда не желают уврачевания человека.

Тогда говорит человеку тому: протяни руку. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Многие и теперь имеют сухие руки, то есть немилостивые и скупые. Но когда слово евангельское громко зазвучит для них, они простирают их для милостыни, хотя фарисеи, гордые демоны, отсеченные от нас, по своей вражде и не хотят того, чтобы наши руки простирались для милостыни.

Фарисеи же, вышедши, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. О зависть! когда получают благодеяние, тогда неистовствуют. Иисус же уходит, потому что еще не настало время страдания, а вместе и щадит Своих врагов, чтобы они не впали в грех убийства. Ибо безрассудно подвергаться опасности - небогоугодное дело. Вдумайся в это слово "вышедши". Когда ушли от Бога, тогда стали совещаться о том, чтобы погубить Иисуса, ибо никто из пребывающих в Боге не замышляет подобного.

И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех. И запретил им объявлять о Нем. Укрощая зависть врагов, не хочет, чтоб объявляли о Нем, но, однако, всеми способами старался уврачевать больных.

Да сбудется реченное чрез пророка Исайю, который говорит: се, отрок Мой, которого Я избрал, Возлюбленный Мой, которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет. Евангелист приводит и пророка, как свидетеля кротости Иисуса. Ибо чего бы, говорит, ни хотели иудеи, Он сделает, Если они хотят, чтобы Он не являлся, Он и это сделает и не станет противиться, подобно честолюбцу, и не будет спорить, но возвестит толпам следующих за ним, чтобы не объявляли о Нем. Но Он возвестит суд и язычникам, то есть будет учить и язычников, ибо суд - научение, знание и различение добра; или возвестит и о грядущем суде язычникам, которые никогда не слыхали о будущем суде.

Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова.

Доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы. Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели.

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов. Демон заключил пути к вере: глаза, слух и язык, но Иисус исцеляет, и народ называет Его Сыном Давида, ибо Христа ожидали от семени Давида. И теперь, если увидишь, что иной и сам не постигает добра, и другого слов не принимает, то считай его слепым и немым, которого пусть исцелит Бог, коснувшись сердца Его.

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского. Хотя Господь и удалился, но они, и издали, слушая, клевещут именно тогда, когда Он творит благодеяния людям. Таким образом, они были враги по природе, как дьявол.

Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. А если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Обнаруживая пред ними их мысли, Господь показывает, что Он - Бог. Он защищается против них ссылкой на обыкновенные примеры и показывает их безумие. Ибо как демоны могут изгонять самих себя, когда они более всего стараются сплотиться? Сатаной называется противник.

И если Я силою Веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши, чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями! Пусть, говорит, Я таков; но ваши сыны, то есть мои ученики, чьей силой они изгоняют? Неужели и они - силой Веельзевула? Если же они Божественной силой, то тем более Я, ибо они творят чудеса Моим именем. Итак, они послужат к осуждению вашему, потому что вы, видя, что они творят чудеса Моим именем, продолжаете клеветать на Меня.

Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Говорит: если Я изгоняю бесов Божественною силою, то Я - Сын Божий и пришел ради вас, чтобы благодетельствовать вам, так что "достигло до вас" пришествие Мое, которое есть Царствие Божие. Зачем же вы клевещете на Мое пришествие, которое произошло ради вас?

Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного! и тогда расхитит дом его. Настолько далеко, говорит, отстою от того, чтобы иметь демонов друзьями, что противостою им и связываю их, которые были крепкими до Моего пришествия. Ибо, войдя в дом, то есть в мир, Христос расхитил сосуды демонов, разумею людей.

Кто не со мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Как, говорит, Веельзевул будет содействовать Мне, если он более всех других противостоит Мне? Я учу добродетели, он - злу. Как же он со Мною? Я собираю людей для спасения, а он рассеивает. Указывает и на фарисеев, потому что они, когда Он учил и приносил многим пользу, рассеивали народ, чтобы не приходили к Нему. Итак, Господь показывает, что они действительно подобны демонам.

Посему говорю вам: всякий грех хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Говорит здесь следующее: всякий другой грех имеет хоть малое оправдание, например, блуд, воровство. Ибо мы в таких случаях ссылаемся на человеческую слабость и являемся заслуживающими извинения. Но когда кто-нибудь видит чудеса, совершаемые Духом, и клевещет на них, будто они бывают силою демона, какое оправдание может иметь он? Ясно, он знает, что они происходят от Святого Духа, но намеренно поступает дурно. Каким же образом таковой может получить извинение? Итак, когда иудеи видели, что Господь ест, пьет, обращается с мытарями и блудницами и делает все остальное, как Сын Человеческий, и затем порицали Его, как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения, и не потребуется от них покаяния в этом, так как им казалось, что они соблазняются по достаточной причине. Но если они, видя, что Он совершает чудеса, тем не менее, клеветали и поносили Святого Духа, говоря, что это - бесовское дело, то как можно допустить, что этот грех отпустится им, если они не покаются? Итак, знай, что кто поносит Сына Человеческого, видя, что Он живет, как человек, и, называя Его другом блудников, ядцею и винопийцею за то, что Христос так делал, - такой человек, если и не покается, не даст ответа: он заслуживает извинения, потому что не думал, что в Иисусе Христе скрыт Бог. Но кто хулит Святого Духа или духовные дела Христа и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, ибо он не имел достаточной причины для клеветы, как тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Итак, не простится ему ни здесь, ни там, но он будет наказан и здесь, и там. Ибо многие наказываются здесь, а там совершенно нет, как бедный Лазарь; другие же и здесь, и там, как содомляне и те, кто хулит Святого Духа; третий же ни здесь, ни там, как апостолы и Предтеча. Они, по-видимому, несли наказания, когда подвергались гонениям, тем не менее это не было наказание за грехи, но испытания и венцы.

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду. Так как иудеи не могли оклеветать чудеса, как злые дела, Христа же, Который совершил их, хулили, как подобного демонам, то Господь говорит: или и Меня признавайте хорошим деревом, и тогда чудеса Мои, которые суть плод, будут прекрасны, или если вы признаете Меня худым деревом, то и плод, или чудеса Мои, очевидно, будут худыми. Но чудеса, то есть плоды, вы называете добрыми; следовательно, и Я - доброе дерево. Ибо дерево узнается по плодам, подобно этому и Я-по Моим чудесам.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Вы, говорит, будучи худыми деревьями, приносите и плод худой, когда поносите Меня; так и Я, если бы был худой, приносил бы и плод худой, а не столь великие чудеса. Называет их порождениями ехидны, так как они хвалились Авраамом. Господь показывает, что они происходят не от Авраама, а от предков, достойных их злобы.

Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Когда видишь, что кто-либо срамословит, то знай, что в сердце своем он имеет не то, что говорит, но много более того. Ибо то, что выходит наружу, это выходит только от избытка, и тот, кто скрывает внутри себя сокровище, открывает только некоторую часть его. Подобно этому и тот, кто говорит доброе, гораздо больше носит в своем сердце.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься. Здесь Господь устрашает нас, что и мы дадим ответ за каждое пустое слово, то есть за ложное, клеветническое или бестактное и насмешливое. Затем приводит свидетельство из Писания, чтобы не подумали, что Он говорит нечто Свое: от слов, говорит, своих получишь оправдание и от слов своих будешь осужден.

Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Евангелист с удивлением прибавил - "тогда", ибо когда должно было подчиниться вследствие бывших чудес, тогда они требуют знамения. Они хотят видеть знамение с неба, как говорит другой евангелист. Им казалось, что земные знамения Он совершает силой дьявольской. Ибо дьявол властитель мира. Что же Спаситель?

Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. "Лукавым родом" называет их, как льстецов и коварных людей, "прелюбодейным" - как отступивших от Бога и соединившихся с демонами. Знамением называет Свое воскресение, как необыкновенное явление. Ибо Он, сойдя в сердце земли - разумею преисподнее место, ад - в третий день восстал из мертвых. Под тремя днями и ночами разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу-это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время.

Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Когда говорит, Иона после выхода из чрева кита проповедовал, ему поверили, а Я по воскресении Моем не встречу веры с вашей стороны; поэтому и будете осуждены ниневитянами, которые поверили рабу Моему - Ионе помимо знамений, и это они сделали, несмотря на то, что были варвары. Вы воспитались на пророках, видели знамения и не поверили Мне, Владыке. Ибо это означается в словах: "И вот, здесь больше Ионы".

Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Эта царица, говорит, пришла издалека, хотя и была слабая женщина, чтобы послушать о деревьях, лесах и о некоторых естественных предметах. Вы же не приняли Меня, когда Я пришел к вам, говоря и неизреченное.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и пришел находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там. И бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. Господь показывает, что они достигли края погибели, не приняв Его. Подобно тому, как освободившиеся от демонов, если не радеют, терпят худшее, так и ваш род находился во власти демона, когда вы поклонялись идолам; но чрез пророков Я изгнал этого демона и Сам пришел, желая очистить вас; но так как вы оттолкнули Меня и более - стремитесь погубить Меня, то, как согрешившие в более худшем, будете и наказаны сильнее, и последний ваш плен будет тяжелее прежних. Ты же пойми и то, что посредством крещения изгоняется нечистый дух и бродит по безводным пустыням и некрещеным душам, но в них не находит отдыха. Ибо отдых для демонов - это смущать крещеных злыми делами, тогда как некрещеных он уже имеет в своей власти. Итак, демон возвращается к крещеному с семью духами. Ибо как семь даров Духа, так в противоположность этому и семь духов злобы. Когда он войдет в крещеного, тогда его несчастье бывает большим, ибо прежде была надежда очиститься крещением, после же нет надежды очиститься, кроме как только крещением покаяния, которое очень трудно.

Когда Он еще говорил к народу, матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. По некоторому человеческому свойству мать желала показать, что имеет власть над Сыном, так как она еще ничего великого не мыслила о Нем. Поэтому, любя честь видеть Сына послушным себе, желает привлечь Его к себе в то время, когда Он беседовал. Что же Христос? Так как Он узнал намерение ее, то слушай, что говорит.

И некто сказал Ему: вот матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал говорившему: Кто - матерь Моя, и кто - братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказал: вот - матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и матерь . Не укоряя мать, говорит это, но исправляя честолюбивую ее и человеческую мысль, ибо не сказал: "это - не Моя мать", но "если она не станет исполнять воли Бога, то ничуть не будет полезно для нее то, что она родила Меня". Господь не отрекается от естественного родства, но присоединяет родство по добродетели, потому что каждый недостойный не получает пользы от родства. Исправив таким образом болезнь тщеславия, Он снова повинуется зову Своей матери, как евангелист говорит далее.

Спрашивает Екатерина
Отвечает Александра Ланц, 05.11.2010


Вопрос : Я только начинаю читать Евангелие и пока меня больше всего смутил один отрывок:

И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою, Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя, и кто братья ои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь. .

Разве не было это жестоко по отношению к Матери?"
Мир вам, Екатерина!

Слава Христу за то, что Он ведёт вас к главной книге всех времён и народов, к книге, из которой мы можем узнать о том, как спастись от греха и смерти!

И благодарность Христу за ваш мягкий вопрос! Ваше слово "смутил" выдаёт в вас человека, реально пытающегося познать Правду.

Когда вы читаете Библию, Екатерина, всегда помните, что вы...

1) имеете дело с культурой, которая сильно отличается от той, в которой вы выросли, значит, надо делать на это скидку и потихоньку узнавать из верных источников о том, каковы были традиции еврейского общества двухтысячелетней давности.

2) и вы имеете дело с историей, предельно сжатой , чтобы дать вам самое главное... всего на нескольких страницах, значит, над каждым текстом надо размышлять подолгу, пытаясь сопоставить его с другими текстами на ту же тему, чтобы попытаться получить полную картину происходящего или сказанного.

Был ли Иисус груб со Своей матерью? Мог ли Иисус быть грубым, не заботящимся о родной матери Сыном? Когда вы прочитаете четвёртое Евангелие, вы увидите всю глубину и полноту любви Иисуса к Своей матери. Иоанн, один из учеников Иисуса, свидетельствует о том, что когда Спаситель, измученный страшной ношей греховности всего человечества, готовый принять на Себя гнев Неба против греха, понимающий, что вот сейчас Отец навсегда отвернётся от Него, что скоро Его сердце не выдержит и разорвётся от боли за всех нас... видит в толпе рядом со крестом Свою мать и напрягая последние силы, просит Иаонна позаботиться о ней так, как он позаботился бы о своей матери (). Это ли не любовь и забота?

О чём же тогда идёт речь в удивившем вас отрывке?

Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Обратите внимание на то, что когда пришли Его родные, Он «говорил к народу» , т.е. Он, наверняка был плотно окружён большим количеством людей, которые слушали Его «глаголы жизни» () , ведь Он как раз для того и пришёл, чтобы «имели жизнь и имели с избытком» () . Всякий человек, слушающий Иисуса Христа имел и имеет шанс войти в Вечную Жизнь, потому что всякое Его слово – это чистое, животворящее, ведущее нас к покаянию и возрождению слово Бога. Всею Своею жизнью Иисус проповедовал о том, Каков Бог и какова Его воля. Эта проповедь была и является источником спасения для каждого человека.

А теперь всмотритесь в происходящее... Сказано, что мать Иисуса и Его братья «стояли вне» , т.е. они не были из слушателей, они только что пришли, «когда Он ещё говорил к народу» .

Почему они не были с Ним постоянно? Зачем они пришли? Судя по тому, что сказано, явно не за тем, чтобы слушать Его. Они пришли для того, чтобы сказать Ему что-то. Марк употребляет такие слова: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя [вне] дома, послали к Нему звать Его» () .

В качестве ближайших родственников по плоти , они имели на Него некоторое право, не так ли? Не кажется ли вам, что они пришли для того, чтобы в некотором роде заявить на Него свои права, может, даже попытаться «вразумить» Его, чтобы Он не злил учителей народа Своими проповедями? Ведь нам известно, что каждое Его слово, каждое Его деяние только усиливало страшное напряжение между Ним и официальными учителями. На эту мысль наводит текст . Или они пришли для того, чтобы что-то особое, по-родственному, попросить у Него? Ведь в конце-концов, Он являлся их ближайшим родственником, значит, они как бы имели право полагать, что Его силы и возможности должны быть направлены в первую очередь на них.

Что бы ни явилось причиной их появления там, где Он проповедовал, причина явно была неверная. Они всё ещё не понимали, что Иисус совершает служение для всех без исключения людей, что и они, Его мать и братья ничем не отличаются от всех людей, что и они, хотя родственны Ему по плоти, для того, чтобы спастись, должны ходить за Ним и слушать Его слова жизни . Он является Спасителем для матери Своей Марии точно так же, как Он является Спасителем и для вас, Екатерина, и для меня, и для всякого человека.

Понимаете. Екатерина? Никто в этом мире не имеет права претендовать на Христа только потому, что Он как-то ближе стоит к человеку по плоти. Только тот, кто любит Его как своего Спасителя, как своего Господина, а значит, старается следовать за Ним, куда бы Он ни пошёл, является Его родственником. Иисус сказал Своей матери и Своим братьям, что если они не решатся следовать за Ним, как за их Спасителем , то они не смогут войти в Его Царствие. Никакие плотские родственные связи не помогут.

С любовью во Спасителе,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев
Деньги
И некто сказал Ему: вот, матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои.
Евангелие от Матфея, XII, 47-49.

Что касается денег, то я, естественно, забочусь только о своих людях и безразличен к чужим . Так делает каждый, разница между людьми только в том, кто для них - свой, а кто - чужой. А кто мне - мой? Отвечаю: мой - тот, кто ищет человеческое, кто Человек, кто еще Человек или на пути к Человеку.

Распоряжаться деньгами мне легко, потому что моих денег - у меня нет.

Налоговая инспекция полагает, что у меня есть мои доходы и моя - частная - собственность, но она, конечно, не права. У меня нет частной собственности. Есть личная - которая обслуживает мои непосредственные нужды, и я не считаю правильным этого лишаться. Я обязан заботиться о своей жизни и своем здоровье и без крайней нужды лично необходимые мне вещи никому отдавать не собираюсь.

Но от частной собственности я отказываюсь. Я отдам любую "свою" вещь тому, кто распорядится ею лучше, чем я, кто с ее помощью сделает больше добрых дел. И я считаю себя вправе присвоить себе любую "чужую" вещь, если в моем пользовании она принесет людям больше пользы.

Однако мне свойственно ошибаться, и в мало-мальски спорных случаях я остаюсь в рамках действующего законодательства.

В отношении денег я вообще жмот и на этом настаиваю. Если вы у меня попросите денег, я, скорее всего, вам откажу, потому что ни свободных, ни вообще своих денег у меня нет. Жизнь дает мне деньги только в пользование, и я не могу их празднично выкинуть на себя или сделать кому-то щедрый подарок - жизнь не давала мне такого права.

Жизнь - та, которая вокруг меня! - бедна, и устраивать кутежи ей не по карману.

Если вы попросите у меня деньги, я не буду интересоваться, в какой вы мне степени родства и отдадите ли вы мне их. Мне будет важно, что вы собираетесь с ними сделать и нет ли у меня других планов, в которых эти деньги дадут большую отдачу.

Я обязательно спрошу деньги за свою работу, если убежден, что за такую работу деньги платить правильно. А за другую свою работу я не возьму с вас денег, даже если вы мне будете предлагать. Если я спрошу себя: "Я бы за такое заплатил?" и отвечу: "Нет, это было - пустое", значит, и вам за это мне платить не надо. А вот это - не пустое, это ваш настоящий труд и мне это нужно, поэтому я за это платить буду. А если вы свой труд цените мало, я укорю вас за это и заплачу вам больше, чтобы вы свой труд и себя - уважали.

Я мало интересуюсь, из какого источника деньги ко мне приходят, и, если мне деньги дают, я беру их всегда без всякого стеснения. Это было бы странно - ведь я беру их не себе.

Я плачу своим людям деньги, но для них у меня нет понятия зарплаты - есть материальная поддержка и есть перспективное вложение. Мой человек хорошо и спокойно работал - я дам ему деньги, чтобы он мог так же спокойно работать дальше. Я вижу, что этот человек может сделать многое, много доброго, - я дам ему деньги, чтобы он это сделал. Ему не надо эти деньги возвращать мне - ему надо только сделать людям то, что он сделать для них может. Если у меня есть деньги и я увижу, что вы эти деньги употребите лучшим образом, я все эти деньги с радостью отдам вам.

Я бизнесмен, и все, что у меня в руках, должно приносить максимальную прибыль. Должно приносить максимальную прибыль мое время, мои руки, мои деньги - потому что это не мое время, не мои руки, не мои деньги. Их хозяйка - Жизнь, она дала мне их в пользование, и она ждет от меня, что я распоряжусь ими наилучшим образом. А я люблю свою хозяйку - Жизнь и буду делать так, как хочет она.

Я люблю тебя, Жизнь!

Loading...Loading...