Тропарь и кондак собору 70 апостолов. Апостольская деятельность ап

Память 70-ти апостолов Иисуса Христа , составивших второй после ближайших 12-ти, круг учеников Спасителя, празднует Православная Церковь в четверг 17 января 2019 года.

Само слово «апостол» переводится с греческого, как «посланник, выполняющий особое поручение», и почти все, кто хоть немного знаком с христианством, слышали о двенадцати апостолах – самых ближайших учениках Иисуса Христа.

Материал по теме

Апостолы – ученики Иисуса Христа, которые были избраны Им для возвещения Благой Вести (Евангелия) и устроения Церкви. Самый близкий круг последователей Христа, состоял из 12 апостолов, чье призвание и следование за Господом во время Его земной жизни описано в Евангелиях.

Однако во время Его земного служения существовал и второй, более широкий круг учеников – семьдесят. В Евангелии об этом сказано очень мало, но поражает не количество, а качество информации.

Господь отправил их с проповедью Евангелия в разные города Палестины. По возвращении, они радостно поведали Христу, что им повиновались даже злые духи, когда они произносили Его имя.

Однако ответ Спасителя был неожиданным: «… не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10, 1-20). В этих словах вся суть христианства. Оказывается, вера в Христа выражается вовсе не в чудесах, а в любви к Нему.

Они поверили, что Иисус – это Бог не потому, что воочию видели Его земное служение, иначе у Христа было бы не семьдесят учеников, а гораздо больше. Более того, посмотрите, как по-разному относились люди к Иисусу: одни, видя Его величайшие чудеса, верили в то, что Он – Спаситель, а другие пытались Его убить.

Вера семидесяти основывалась на любви к Богу. Именно поэтому они увидели в «странствующем философе из Назарета» то, что не видели многие современники. Они увидели в Нем Христа и Бога, ставшего человеком.

Сегодняшние христиане ничем не отличаются от первых семидесяти учеников – ведь чудо встречи с Богом всегда следует за любовью к Нему, и христиане надеются, что и их имена, будут «написаны на небесах».

Кроме двенадцати апостолов, Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим» (Лк. 10:1). Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6:66-67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфием а мало-помалу – из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром в том лике.
На основании божественного Писания, предания святых отцов древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде.
Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков, брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Галатам говоря: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1:18-19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом побит камнями и скончался от удара палицею по голове 1 .
Святой евангелист Марк, написавшей святое евангелие, под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном посланий, в таких словах: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет. 5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию 2 , где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух 3 .
Святой евангелист Лука, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Павла, который и упоминает о нем в послании к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4:14). Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе 4 , преимущественно в Беотии 5 . Скончался мученически в Ахаии 6 .
Святой Клеопа, младший брат святого Иосифа Обручника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его, потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба (Лк. 24:13-35). За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями 7 .
Святой Симеон сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа. 8
Святой Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия (Деян. 4:36). О нем упоминается в книге деяний Апостольских (Деян. 11:24) и в послании святого апостола Павла к Галатам: «ходил я, – говорит апостол Павел, – в Иерусалим с Варнавою» (Гал. 2:1). Сей апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан 9 . Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое Евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался 10 .
Святой Иосия, или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского (Деян. 1 :23), и в послании святого апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорить: «также Иисус, прозываемый Иустом» (Кол. 4:11). Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков, и Симон, и Иуда, не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе 11 , где и скончался мученическою смертью. 12
Святой Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого апостола Иуды Фаддея или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе 13 в Финикийском город Берите 14 .
Святой Анания, крестивший апостола Павла (Деян. 9:10-18), был сначала епископом в городе Дамаске 15 . Окончил же свою жизнь святой Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию игемона Лукиана 16 .
Святой первомученик Стефан архидиакон первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван «Первомучеником» 17 . Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55).
Святой Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии 18 и евнуха Кандакии царицы (Деян. 8:26-39), был епископом в городе Траллии 19 и там просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел к Господу. 20
Святой Прохор один из семи диаконов (Деян. 6:5), спутник святого апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии 21 , а потом проповедовал о Христе, в Антиохии 22 , где и скончался мученически.
Святой Никанор один из семи диаконов был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа, в тот же день, в который был побит камнями святой Стефан первомученик; случилось это, как написано в книге Деяний Апостольских во время великого гонения, воздвигнутого на церковь Иерусалимскую (Деян. 8:1).
Святой Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Востры в Аравии 23 и, в то время, как проповедовал имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. Затем будучи брошен в разожженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел к Господу.
Святой Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами Апостолов 24 .
Святой Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым апостолом Павлом, который написал к нему два послания, был епископом в Ефесе 25 , где и скончался мученическою смертью 26 .
Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2 Кор. 2:12-13, 12:18; 2 Тим. 4:10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире. 27
Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе 28 . Скончался мученически в царствование Нерона. 29
Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем послании к Филимону (Флм. 1:10-19), проповедовал Христианство в Испании, Греций и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме. 30
Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса» (Флм. 1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя 31 . Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол. 4:12-13).
Святой Архипп, упоминаемый в том же посланий к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах 32 ; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол. 4:17). Там святой Архип и скончался мучинической смертью. 33
Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божье и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян. 16:13-24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: «Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви» (Деян. 15:40-41). Впоследствии он был епископом в Коринфе 34 и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божья и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу. 35
Святой Силуан проповедовал слово Божье вместе со святыми апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святой апостол Петр в своем соборном посланий в таких словах: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата» (1 Пет. 5:12). Также и святой апостол Павел во втором послании к Коринфянам: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном» (2 Кор. 1:19). Апостол Силуан был епископом в Солуни 36 , где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу. 37
Святой Крискент, о котором святой апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимофею (Тим. 4:10), был епископом в Галатии 38 , а потом проповедовал Христа в Галлии. Там в городе Вьенне 39 , Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна 40 .
Святой Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (Деян. 18:8), и о котором святой апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он «крестил Криспа» (1 Кор. 1:19), был епископом на остров Эгин, близ Пелопоннеса 41 , между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире.
Святой Епенет, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Римлянам говоря: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим. 16:5), был епископом в Карфагене 42 .
Святой Андроник, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов ранее его уверовавших во Христа (Рим. 16:7), был епископом в Паннонии 43 . Скончался в мире 44 .
Святой Стахий, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте и Стахия, возлюбленного мне» (Рим. 16:9), был святым апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святой Стахий воздвиг в Аргирополе 45 церковь, куда собиралось много верующих и он поучал их заповедям Христовым.
Святой Амплий, о котором святой апостол Павел упоминает том же послании, говоря: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе» (Рим. 16:8), был епископом в городе Диосполе 46 , где проповедовал Христа. Скончался в городе Одиссе 47 , будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе 48 .
Святой Урван, о котором святой апостол Павел вспоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе» (Рим. 16:9), был епископом в Македонии 49 и скончался мученически 50 .
Святой Наркисс, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании, говоря: «Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе» (Рим. 16:11), был епископом в Афинах 51 .
Святой Апеллий, о котором упоминает в том же послании святой апостол Павел говоря: «Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе» (Рим. 16:10), был епископом города Смирны 52 .
Святой Аристовул, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте верных из дома Аристовулова» (Рим.16:10), был епископом в Британии 53 и там после долгих трудов и страданий скончался 54 .
Святой Иродион, или Родион, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего» (Рим. 16:11), был епископом в Патрах 55 . Скончался мученически в Риме 56 .
Святой Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: «пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников»(Деян. 21:10-11; ср. 11:28). Апостол Агав проповедовал во многих странах и многих обратил к Христу. 57
Святой Руф, о котором упоминает святой апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе» (Рим. 16:13), был епископом в Фивах, городе Греции 58 .
Святой Асинкрит, который упоминается в том же послании (Рим. 16:14), был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за имя Христово 59 .
Святой Флегонт, упоминаемый в том же послании (Рим. 16:14), был епископом в Марафоне, городе Фракии 60 .
Святой Эрм, который упоминается в том же послании (Рим. 16:14), был епископом в Филиппополе 61 , где и скончался мученически 62 .
Святой Патров, упоминаемый в том же послании (Рим. 16:14), был епископом в Неаполе 63 и Путеолахе 64 , где многих обратил к Христу 65 .
Святой Ермий, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Далмации 66 .
О сих пяти апостолах упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам в таких словах: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия» (Рим. 16:14).
Святой Лин, о котором упоминает святой апостол Павел во втором посланий к Тимофею (2 Тим. 4:21), был епископом в Риме, после святого апостола Петра 67 .
Святой Гаий, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам говоря: «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви» (Рим. 16:23), был епископом в Ефесе, после святого Тимофея.
Святой Филолог, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании, говоря: «Приветствуйте Филолога» (Рим. 16:15), святым апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе 68 , где и скончался в мире. 69
Святой Лукий, или Лука, о котором святой апостол Павел упоминает в том же послании (Рим. 16:21), был епископом в Лаодикии Сирской 70 .
Святой Иасон, который упоминается в том же послании (Рим. 16:21), был епископом в Тарсе 71 , где много пострадал за имя Христово. Скончался в глубокой старости в мире 72 .
Святой Сосипатр, также упоминаемый в послании к Римлянам (Рим. 16:21), был епископом в Иконии 73 . Скончался Сосипатр в мире 74 .
О последних трех апостолах святой апостол Павел в послании к Римлянам пишет так: «Приветствуют вас и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои» (Рим. 16:21).
Святой Олимпан, или Олимп, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим. 16:15), присутствовал при страдальческой кончине святого апостола Петра в Риме, и потом сам вместе со святым апостолом Иродионом был обезглавлен по повелению Нерона, как пишет Метафраст в сказании на день святых апостолов Петра и Павла 75 .
Святой Тертий писал послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим. 16:22). Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец 76 .
Святой Ераст, о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим. 16:23), был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде 77 .
Святой Куарт, или Кварт, о котором упоминается в том же послании, был епископом в Берите.
Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт» (Рим. 16:23).
Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: «Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь». Скончался мученически 78 .
Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» (2 Тим. 1:16), был епископом в Колофоне 79 и Кирине 80 . Скончался мученически 81 .
Святой Климент, о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря: «подвизавшийся вместе со мною и с Климентом» (Флп. 4:3), был епископом в Сардике 82 .
Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: «А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем» (Деян. 18:17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в послании к Коринфянам, которое начинается так: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» (1 Кор. 1:1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне 83 .
Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно» (Деян. 18:24-25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам говоря: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:6). Впоследствии Аполлос был в Крите 84 и еще позднее был епископом Кесарии 85 .
Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (Деян. 20:4) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол. 4:7) и к Ефесянам, где говорится: «дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» (Еф. 6:21-22). И снова, во втором послании к Тимофею, апостол Павел говорит: «Тихика я послал в Ефес» (2 Тим. 4:12; ср. Тит. 3:12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена 86 .
Святой Епафродит упоминается в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: «Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей» (Флп. 2:25). Епафродит был епископом в Адриаке 87 .
Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает втором послании к Тимофею в таких словах: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги» (2 Тим. 4:13), был епископом в Берии Фракийской 88 . Окончил жизнь в мире 89 .
Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии, где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину 90 при царе Адриане 91 .
Святой Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян. 12 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии 92 . Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие 93 .
Святой Зина, по прозванию Законник т. е. учитель закона Моисеева, о котором святой апостол Павел упоминает в послании к Титу, говоря: «Зину законника позаботься отправить ко мне» (Тит. 3:13), был епископом в Диосполе.
Святой Аристарх, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян. 19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол. 4:10) и к Филимону (Филим. 1:23), был епископом в городе Апамеи 94 .
Святой Пуд, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Приветствует тебя и Пуд» (2 Тим. 4:21), был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась «Пастырскою» и в которой, по преданию, священнодействовал святой апостол Петр.
Святой Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские (Деян. 20:4, 21:29) и святой апостол Павел в том же послании к Тимофею, говоря: «Трофима же я оставил больного в Милите» (2 Тим. 4:20), вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу и, наконец, когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечом вместе со своими двумя сотоварищами также был обезглавлен 95 .
Святой Марк, племянник апостола апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской 96 . О нем упоминает святой апостол Павел в послании к Колоссянам вместе с выше упомянутым апостолом Аристархом: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы» (Кол. 4:10).
Святой Артема, о котором говорит святой апостол Павел в послании к Титу: «Когда пришлю к тебе Артему» (Тит. 3:12), был епископом в Листрахе 97 .
Святой Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских (Деян. 18:1-3) и в посланиях апостола Павла (Рим. 16:3-4 и др.), был епископом в Гераклее, слово же Божье проповедовал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец 98 .
Святой Фортунат, о котором упоминает святой апостол Павел в первом послании к Коринфянам (1 Кор. 16:17-18), неустанно трудился, проповедуя имя Христово; и после многих трудов воспринял блаженную кончину.
Святой Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же послании к Коринфянам святой апостол Павел, говоря: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили» (1 Кор. 16:17-18).
Святой Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяния Апостольские (Деян. 17:34), сначала был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии (99) и здесь был обезглавлен. О том, что и он принадлежал к апостольскому лику, свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской 100 , который, перечисляя 70 апостолов говорит: «прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисия, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедью Павла в Афинах».
Святой Симеон по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святой апостол Лука, говоря: «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер» (Деян. 13:1). О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святой Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: «Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т.е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два 101 . Таким образом, святой Епифаний удостоверяет нас, что лик сих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц, и что святые Симеон Нигер – был один из этого числа апостолов. Кроме того, святой Иоанн Дамаскин 102 , в Октоихе пятого гласа в среду на вечерне, после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов.
Благодатными молитвами всех сих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь.
Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: «им каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельства евангельских, а перечня семидесяти апостолов вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого апостола Павла, который в первом послании к Коринфянам говорит: «Что явился (Христос по воскресений Своем) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор. 15:5-6). Из таковых многих трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам, и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.
Святой, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян. 8:1) и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом город рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: «Четверодневный Лазарь, друг Христов» 103 .
Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи 104 и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое его тело у Пилата (Лк. 23:50-52; Мф. 27:67; Мк. 15:42; Ин. 19:38), также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны 105 .
Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения (Ин. 3:1-2) и давший благой совет иудеям не осуждать его, прежде чем услышать его Самого и рассмотрят его дело (Ин. 7:50-51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Ин. 19:39), – также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи 106 .
Святой Гамалиил был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 6 :34-40). После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам 107 .
Евнух царицы Эфиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге (Деян. 8:26-39) и обративший эту царицу к Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии 108 , где и скончался мученическою смертью.
Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:1-10). По вознесении Господнем Закхей последовал за святым апостолом Петром им был поставлен епископом Кесарии Палестинской 109 , где и проповедовал о Христе 110 .
Святой Корнилий сотник, крещенный святым апостолом Петром (Деян. 10), которым был потом поставлен епископом, проповедовал Христа в городе Скепсии 111 , где и скончался с миром 112 .
Святой Лонгин сотник, который стоял на страже при Кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын (Мф. 27:54). После погребения Господа Логгин опять стоял на страже у гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически 113 .
Святой Игнатий Богоносец, по преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе, и на которое указал Апостолам, сказав: «если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:2-5; Мк. 9:37). Святым апостолом Петром он был рукоположен в епископа Антиохийского, где проповедовал о Христе. Окончил жизнь мученическою смертью в Риме, будучи отдан на растерзание львам 114 .
Святой Поликарп был епископом города Смирны. Он, подобно Апостолам, неустанно проповедовал слово Божье, писал послание ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Блаженный Симеон Метафраст 115 в житии святого Игнатия Богоносца прямо называет Поликарпа божественным апостолом говоря: «Прибыли они в Смирну и там святой Игнатий целовал святого Поликарпа, божественного апостола, своего соученика». Скончался мученическою смертью в Риме 116 .
Святой Ерофей, один из членов Афинского ареопага; святой вере христианской был научен святым апостолом Павлом, которым и был поставлен епископом в Афинах. Вместе с другими святыми Апостолами и святой Ерофей был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы, по Успении Пречистой Богоматери в Иерусалим. Скончался мученически 117 .
Святой Антипа, епископ Пергамский, также пострадал за апостольскую проповедь о Христе 118 . О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова, сказал так: «Антипа, свидетель мой верный, был убит» (Откр. 2:13).
Святой Димитрий, о котором упоминает святой апостол Иоанн Богослов в своем третьем послании (3 Ин. 1:12). Святой Димитрий был епископом в Асийском городе Филадельфии 119 .

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Большинство имён апостолов от семидесяти отсутствуют в Новом Завете и известны из Священного Предания. Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян.6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, указанные в апостольских посланиях. Однако нигде они прямо не называются апостолами.

Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти».

Как пишет Евсевий, епископ Кесарии Палестинской: “Имена апостолов Спасителя известны из Евангелий каждому; списка же семидесяти учеников никакого нигде нет. …Поразмыслив, ты увидишь, что у Христа было больше семидесяти учеников”.

Имена семидесяти апостолов в Новом Завете не названы. Список семидесяти апостолов, приводимый в православном месяцеслове, был составлен в V-VI веках. К семидесяти апостолам предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «семидесяти апостолов» были причислены многие, обращенные позже (в основном, ученики апостола Павла) за их великие миссионерские труды.

Многие из лиц, включённых в список апостолов от семидесяти не входят в число 70 учеников, которых непосредственно избрал Иисус, так как их имена впервые упоминаются в более поздних книгах Нового Завета (например, об обращении Варнавы сообщает книга Деяний (Деян.4:36-37), Аполлос пришёл из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян.18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм.1:10) и др.). Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом означает, что церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.

Несовпадениями перечислений имен 70 апостолов в древних списках обусловлены и некоторые различия в православных богослужебных книгах – Апостоле и Минее. На основании Священного Писания, предания святых отцов и трудов древних церковных авторов определился сонм благовестников, которых Церковь чествует 17 (4) янвавя как Собор 70 апостолов.

Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Св. Димитрий Ростовский внес в список еще 2 имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор, и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

Соборная память семидесяти апостолов совершается в Православной церкви 4 января (по юлианскому календарю). Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти. В древних месяцесловах это празднование встречается редко.

17 яваря православные отмечают Собор 70-ти апостолов и окончание рождественских святок. 70 апостлов были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Собор святых 70-ти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них в течение года.

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

8 Января – Собор Пресвятой Богородицы Собор Пресвятой Богородицы - праздник православной церкви, совершается на следующий день после Рождества Христова.На второй день Рождества Христова Святая Церковь созывает верных чад своих для благодарственного прославления

Из книги Жития Святых - месяц январь автора Ростовский Димитрий

20 Января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на

Из книги Жития Святых - месяц июнь автора Ростовский Димитрий

12 Февраля – Собор вселенских учителей (или Собор трех святителей) Собор вселенских учителей и святителей – праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста,

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов: Петра (житие 29 июня), Андрея (4-го ноября), Иакова Зеведеева (30 апреля), Иоанна (26 сентября), Филиппа (14 ноября), Варфоломея (11 июня), Фомы (6 октября), Матфея (16 ноября), Иакова Алфеева (9 октября), Иуды (Фаддея) (19 июня), Симона

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Глава VIII Ересь Нестория и Третий Вселенский Собор. Ересь Евтихия и Четвертый Собор. Пятый Вселенский Собор Едва утихли на Западе споры о пелагианстве, как на Востоке началось сильное волнение по поводу лжеучения Нестория. Антиохийский пресвитер Несторий был избран в 428

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Глава IV. Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1-4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5-12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 - 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 - 31). Внутреннее состояние первенствующей

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

Собор святых семидесяти Апостолов Кроме двенадцати апостолов Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святой евангелист Лука об этом говорит так: «После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицом Своим» (Лк.10:1). Двенадцать

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Собор святых Двенадцати Апостолов

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Собор Святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался церковью Св. Михаила на Площади.Ныне существующий собор возведен

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Собор св. семидесяти апостолов (Уроки, извлекаемые из жизни св. апостолов для христиан: мы должны а) учить других добрым примером, б) великодушно прощать обиды и в) терпеливо переносить скорби). I. Четвертого января Святая Церковь чествует память всех семидесяти апостолов

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Собор святых Двенадцати Апостолов Молитва первая Святии славнии и всехвальнии Апостоли, начальнейшаго Архиерея исповедания нашего, Иисуса Христа, избраннии ученицы и строителие таин Его: Петре и Павле, Иакове и Иоанне, Андрее и Матфее, Филиппе и Варфоломее, Фомо и

Из книги автора

Собор свв. апостолов (Краткие сведения о святых апостолах и уроки из их жизни – подражание свв. апостолам в последовании за Христом) I. В день собора святых славных и всехвальных апостолов побеседуем о свв. апостолах. Так как не все достаточно знают, в честь кого мы

Из книги автора

XXXI Избрание Матфия в число апостолов. Пятидесятница и сошествие Святого Духа на апостолов. Первые обращенцы и состояние первенствующей церкви По возвращении в Иерусалим ученики сплотились в одну общину, которая нашла себе помещение в особой горнице, быть может, той

Икона - СОБОР СВЯТЫХ СЕМИДЕСЯТИ АПОСТОЛОВ

ТРОПАРЬ И КОНДАК СЕМИДЕСЯТИ АПОСТОЛАМ

Тропарь, глас 3

Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.

Кондак, глас 2

Христовых учеников лик седмьдесят / Божественно, вернии, в песнех восхвалим, / теми бо вси навыкохом Троицу почитати Нераздельную, / и пребывают светильницы Божественныя веры.

Иной кондак, глас 1

Звезды светлыя, яко двунадесятем способницы, / Христос вас яви, премудрии, / озаряющия мир светом проповеди / и в веру приведшия множество безчисленно язык, апостоли Божественнии. / Сего ради днесь восхваляем верою вашу память, / молите спастися душам нашим.

Добавлен "КАНОН".
Добавлен "АКАФИСТ".

Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.
Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них в течение года: апостола Иакова, брата Господня (23 октября), Марка, евангелиста (25 апреля), Луки, евангелиста (18 октября), Клеопы, брата Иосифа Обручника, Симеона, сына его (27 апреля), Варнавы (11 июня), Иосии, или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), Фаддея (21 августа), Анании (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), Филиппа из 7 диаконов (11 октября), Прохора из 7 диаконов (28 июля), Никанора из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), Тимона из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), Пармена из 7 диаконов (28 июля), Тимофея (22 января), Тита (25 августа), Филимона (22 ноября и 19 февраля), Онисима (15 февраля), Епафраса, Архиппа (22 ноября и 19 февраля), Силы, Силуана, Крискента, или Криска (30 июля), Криспа и Епенета (30 июля), Андроника (17 мая и 30 июля), Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (31 октября), Аристовула (31 октября и 16 марта), Иродиона, или Родиона (8 апреля и 10 ноября), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта (8 апреля), Ерма (5 ноября и 8 марта), Патрова (5 ноября), Ермия (8 апреля и 31 мая), Лина, Гаия, Филолога (5 ноября), Лукия (10 сентября), Иасона (28 апреля), Сосипатра (28 апреля и 10 ноября), Олимпа или Олимпана (10 ноября), Тертия (30 октября и 10 ноября), Ераста, Куарта (10 ноября), Евода (7 сентября), Онисифора (7 сентября и 8 декабря), Климента (25 ноября), Сосфена (8 декабря и 30 марта), Аполлоса (30 марта, 10 сентября и 8 декабря), Тихика, Епафродита (8 декабря), Карпа (26 мая), Кодрата (21 сентября), Марка, он же Иоанн, Зины (27 сентября), Аристарха (15 апреля и 27 сентября), Пуда, Трофима (15 апреля), Марка, племянника Варнавы, Артема (30 октября), Акилы (14 июля), Фортуната, Ахаика (4 января). По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты Марк и Лука, сподвижник святого апостола Павла Тимофей, ученик святого евангелиста Иоанна Богослова святой Прохор и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.
К 70-ти апостолам причислены еще два – святые апостолы Кифа, которому явился Господь по Воскресении (1 Кор. 15, 5–6) и Симеон, по прозванию Нигер (Деян. 13, 1), так как они тоже прославились апостольской проповедью.
Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.
В IХ веке Православная Церковь приняла от Иосифа Песнописца канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых.
Сведения о Дионисии Ареопагите и о Симеоне Нигере помещены 3 октября и 27 апреля.

КАНОН СВЯТЫМ АПОСТОЛАМ

Творение Феофанове.
(читается в четверг)

Песнь 1

Ирмос: Моря чермную пучину, невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.

Припев:

Божественнии Утешителя органи, возглашающии Сего Божественными всегда дохновеньми, воспеша песнь нам, яко воистинну спасительную, благославнии Христовы апостоли.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

На одре лености слежаща и в смерти греховней недугом душевным люте истаема, посещения мя, славнии Христовы самовидцы, сподобите.

Слава: Иже словом безсловесие разрешивше языков, апостоли, от безсловесных деяний люте омраченное сердце мое, Утешителя благодатию просветите, апостоли.

И ныне: Дева по рождестве нетленна пребыла еси, нас ради явльшагося на земли, паче слова рождшая: Егоже прилежно моли, просветити души наша.

Песнь 3

Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Град Твой, Боже, словесных рек Твоих течения ученик, Владыко, священно возвеселяют.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Граждане Небеснии, сослужебницы мысленным чином, всеславнии апостоли, всякия нас скорби избавите.

Слава: Утвердивый, Христе, словесная Твоя небеса, утверди мя тех молитвами на камени Твоих хотений, яко благоутробен.

И ныне: Яко Мати Тя молит с ликом ученик, Господи, яже Тебе чисто Родившая: даруй нам милости Твоя.

Песнь 4

Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Навел еси на море кони Твоя избранныя, Человеколюбче, зловерия воды возмущающия и всем разум Твой истинный возвещающия.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Звезды просветивше благочестием мысленную твердь церковную, славнии апостоли, от нощи неведения и прегрешений избавите мя.

Слава: Явльшеся якоже стрелы изощрени, апостоли, вражия разжженныя стрелы, злобы моея ныне угасите, и помышление мое утвердите.

И ныне: Душу мою, огорченную ядом, сопротивнаго угрызением, действенным врачеванием исцели, молитвами, Христе, Рождшия Тя и священных апостол Твоих.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Господи мой, свет в мир пришел еси, свет святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Лозы животныя процветающа гроздие, напоиша всех вином мысленнаго веселия, славнии апостоли.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Ко свету заповедей Божиих наставите, апостоли, иже во тме душевнаго уныния безумно пребывающия.

Слава: Избавите нас душевных прегрешений, и Суда будущаго, и тли, и бед, апостоли блаженнии.

И ныне: Спаси мя, Боже, яко человеколюбец, спаси мя мольбами неизреченно Тебе Родившия, и всех Божественных апостол Твоих.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею кровию.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Пастыря добраго богоизбранная овчата, разсеянная по миру, волков всяко зверство во овчую кротость верою преложиша.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Божественнаго рая древеса доброплодная, преокаянныя души моея всенеплодство во благоплодие добродетельнаго нрава преведите, апостоли.

Слава: Уязвен бых сластей оружием и умрох: иже от Христа приемши, славнии, благодать воскрешати мертвыя, умерщвленную окаянную мою душу оживите.

И ныне: Утоли души моея свирепую бурю, Боже всех щедрый, мольбами рождшия Тя Богородицы, апостол же и мученик Твоих.

Кондак, глас 2-й

Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх ученик Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.

Песнь 7

Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче нежели пламенем опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Крепостию всесвятыя проповеди, нелестнии апостоли Христовы, прелести зиму разрушисте и просветисте богоразумием верных мудрование.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Миро благоуханное источающе всегда, Божественнии ученицы, мира умнаго благовония притекающих к вам исполните и злосмрадныя страсти отжените.

Слава: Растлевшаго мя плотскими безместии, Слова нетленнаго славнии ученицы, спасите мя поюща: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.

И ныне: Лик ангельский, лик мученик и апостол Твоих, Слове, молят всегда многое благоутробие Твое, Человеколюбче: всех ущедри Богородицею, яко благоутробен.

Песнь 8

Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче: огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители отроцы, взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Уста огнедохновенная Христова, иже бездверная уста заградивше и спасительное проповедание повсюду разсеявше, от уст волка мысленнаго избависте вопиющия: вся дела, Господа пойте и превозносите Его во вся веки.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Вострубите окрест моея умерщвленныя души, благогласныя трубы Христовы, апостоли славнии, и от гроба отчаяния и уныния лютаго сию воздвигните, во еже пети: вся дела, Господа пойте и превозносите Его во вся веки.

Слава: Мене, законы Твоя, Христе, поправшаго ума развращением, мене, Владыко, блуднаго, во глубину поползшася и обычаю лукавому присно работающа, не презри учеников Твоих мольбами.

И ныне: Марие, Госпоже всяческих, обладаема мя от змия и согрешающа всегда, свободи молитвами Твоими, и поработи Христу, в житии чисте воспевати: вся дела, Господа пойте и превозносите во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

Святии апостоли, молите Бога о нас.

Камение избранное положеннаго во главу угла камене, создасте всех верных сердца, каменем веры вражия создания, апостоли, развергше.
Святии апостоли, молите Бога о нас.
Решити и вязати от Христа приемше власть, разрешите зол моих соуз, и к любви Божией привяжите, и Царствия причастника Божественнаго соделайте, апостоли.

Слава: Божественнии Владыки облацы, изсохшее мое сердце всяким лукавым деянием, Божественными тучами ныне напойте и плодоносно покажите, апостоли богоблаженнии.

И ныне: Со святыми Ангелы, с Божественными апостолы, со славными мученики, Твоего моли Сына и Бога, Богородительнице Пречистая, от бед избавити души наша.

Владыко Господи, Твой есть день и Твоя есть нощь, Тебе вся тварь работает, и всякое дыхание славит Тя. Аз же, окаянный, все житие мое скончав блудно, страхом одержим есмь, яко помянух дни первыя, и до ныне, в няже вся нечувственная сотворих злая. И того ради не имам к Тебе дерзновения, яко беззакония моя велика, и безмерни греси мои, врази же всегда стужают ми. Но, Господи мой, Господи, отверзый устне немому, и моя уста отверзи, да глаголю в молитве угодная Тебе, се бо душа моя яко земля безводная оста, и не может приносити от себе плода. Но даждь ми от семене Святаго Твоего Духа, и напои мя росою благодати Твоея, да принесу Тебе плод покаяния. Господи Иисусе Христе, хотяй всем человеком спастися, услыши молитву мою, молитвами святых апостол Твоих, яко тии молятся за ны, и аз теми у Тебе прошу прощения, яко тех молитвы присно послушаеши; молением их спаси мя, грешнаго, исцели болезни сердца моего, уврачуй струпы души моея, разжжи утробы моя; пламень страха Твоего да пояст терние грехов моих, и душу мою любовию прохлади, к Тебе бо желаю истинному Свету, и Подателю света, у Тебе Единаго прошу милости: спаси мя, насыти алчущую и напои жаждущую душу мою, от потока безчисленнаго милосердия Твоего, покрый мя благодатию Твоего человеколюбия от всякаго зла, да Тобою храним избавлюся многих сетей лукаваго, по вся дни на мя пропинаемых, и да не похвалятся врази мои о мне, рабе Твоем, уповающем на Тя, и спаси мя по милости Твоей. Да воздам обеты моя, до последняго издыхания каяйся о своих согрешениях, и прославлю пресвятое имя Твое, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ СВЯТЫМ ДВУНАДЕСЯТИ АПОСТОЛАМ

Кондак 1

Избраннии самовидцы и свидетелие Слова воплощения, мира ловцы и сосуди Христовы благодати, Церкве пресветлыя звезды, вселенныя светильницы и проповедницы веры, яко лучами блистающии зарями духовными, всечестная двоенадесятице ученик Спаса Христа Бога, светоносную и преблаженную память вашу благочестно творим ныне. Вы же, яко Божественнаго света причастницы и дерзновение ко Христу имущии, молитеся Ему прилежно, да к свету богоразумия нас всех истинно наставит, в вере твердей укрепит и в мире глубоце соблюдет зовущих вам: Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Ангельскую службу воплощенному нас ради Божественному Слову приносяще, вселенную всю обтекосте, святии апостоли, яко богопосланнии вестницы грядущаго миру спасения. Темже словом истины Христовы от словес ваших озареннии и благодатию Святаго Духа спасеннии чрез веру, вси концы мира от дний древних и до днесь немолчно восхваляют вас сице:
Радуйтеся, вселенныя светильники; радуйтеся, благославнии трубы. Радуйтеся, твердыя веры проповедники; радуйтеся, учений небесных благовещаннии сказатели. Радуйтеся, церковнии столпи; радуйтеся, разорители идольския лести. Радуйтеся, избраннии понести пред языки Божественное имя. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Видяще Господа Славы, в зраке раба во плоти пришедшаго, и слышавше Того Предтечею свидетельствуема Агнца Божия быти, грех мира вземлющаго, вся в мире оставльше, вслед Того устремистеся, согласно вси поюще тако изволившему о вас Богу: Аллилуиа.

Разумнаго восхождения от дольних на горняя явили есте образ, богомудрии апостоли, егда домы, братию и имения своя во уметы вменили есте и востекли, себе отвергшеся, стезею правою к тесным вратом Царствия Христова. Того ради достойно слышите от всех сицевая:
Радуйтеся, вина раствореннаго премудростию Божией на трапезе духовней полезно вкусившии; радуйтеся, губительное безумие жизни привременныя по гласу, вы звавшему, без сумнения всякаго оставльшии. Радуйтеся, сокровище духовное на селе при пути вашем обретшии; радуйтеся, бисера добраго мыслию сердца вашего искавшии. Радуйтеся, на рало Христово руце ваша несумнительно и твердо волею своею возложшии. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Силою свыше укрепленнии, всемудрии апостоли, благоразумием вашим и огнем духовным всякую вражию прелесть попаливше, человеческий род верою просветили есте. Темже молим вы: омраченная грехми души наша просветите, да воспрянем еже пети Богу: Аллилуиа.

Имуще премудрость вселенную всю словом спасительным просветити, озарили есте во тьме и сени смертней седящия люди; просветите убо и наша души, омраченныя мраком страстей, да восхвалим вас тако:
Радуйтеся, светильницы востока мысленнаго, тьму неразумия прогнавшии верою; радуйтеся, напоившии землю струями Божественных вещаний. Радуйтеся, живоносным током словес Христовых орошающии нас бедствующих зноем скорбей; радуйтеся, возбраняющии лукавым помыслом омраченнаго сердца нашего. Радуйтеся, мрежею благодати из глубины потопляющих нас сует мира сего любовию всех, с верою взирающих к вам, возводящии. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Бурею внутреннею и волнами морскими иногда в корабли обуреваеми, святии апостоли, ко Христу вопиясте: «Учителю, спаси ны, погибаем!». Приявше же того всемогущую помощь, явистеся по благодати, вам данней, сами всех кормчии, к благотишному пристанищу надежно приводящии. И нас, в пучине зол бедне мятущихся и напастьми житейскими присно колеблемых, управите ко брегу безстрастия, идеже всеми спасаемыми поется Богу: Аллилуиа.

Слышавше от Пастыреначальника и Господа вашего призывающее слово: «Жатва убо многа, делателей же мало; молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву Свою», исполнишася, блаженнии апостоли, огнепальною ревностию сему делу Христову послужити, благословеннии на подвиг сей, обтекосте грады и веси многия, благовествующе Евангелие Царствия, исцеляя всяк недуг и всяку язю в людех. Умолите убо, яко вратарие Божественнаго Царствия, и нам спасение обрести, со умилением зовущим вам тако:
Радуйтеся, добрии вестницы Христовы, сослужебницы мысленным чином; радуйтеся, иже от рыбарей умудреннии паче риторов. Радуйтеся, трубы Христовы благогласнии, ко пристанищу спасения вся привлекшии; радуйтеся, Пастыря добраго богоизбранныя овцы, волков мысленных во овчую кротость верою преложившии. Радуйтеся, уста огнедухновенная Христовы, от уст имущаго поглотити нас врага избавляющии. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Боготечныя звезды, светлостьми Божественных добродетелей сияющии, явистеся, всехвальнии апостоли, яко солнце имуще, земныя концы обновисте. Светлым блистанием вашим убо и нас озарите и страстей избавите всех вопиющих Богу: Аллилуиа.

Видевше, апостоли святии, во образе человечестем Владыку мира и Сына Божия, усты первоверховнаго апостола Петра Христа проповедасте, и Той яко откровение Отчее исповедание ваше приемый. Сего ради и мы, во исповедании вашем утвердившеся, ублажаем вас тако:
Радуйтеся, богоозареннии исповедницы неизреченныя Божественныя славы воплотившагося Слова; радуйтеся, с небес приемшии благодать богословия Христова. Радуйтеся, мир вещании вашими соблюдшии; радуйтеся, яко от Самаго Господа ублажени бысте во исповедании вашем. Радуйтеся, яко от Него приясте Божественную власть вязати и решити грехи человеков. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Проповедание Владыки и Господа своего, яко подобает Ему много во Иерусалиме пострадати от старец, и архиерей, и книжник, и убиену быти, слышавше, дивистеся зело, недоумеюще, како сбудутся писания о славе и чести Сына Человеческаго. Вразумленнии же, яко не человеческою мыслию, но неисповедимою волею Отца Небеснаго путие вси в мире исправляются, научистеся смиренно пети Богу, благоволившему тако о Сыне своем: Аллилуиа.

Возсия солнца светлее на Фаворстей горе слава Божественнаго зрака Христова пред вами, святии апостоли, онем убо избранным, на гору совозшедшим. Темже Моисея и Илию видевше, во облак светел вшедшия, и глас Отчаго свидетельства о Единороднем Сыне с небес слышавше, толикия благодати небеснаго озарения сподобльшимся, усердно возглашаем сице:
Радуйтеся, в неприступнем свете Христа на Фаворе облиставшася зревшии; радуйтеся, от Отца свидетельствуема Сына Божия слышавшии. Радуйтеся, Моисея и Илию, явльших Христово Божество, на горе славы сретившии; радуйтеся, беседою тех о исходе Христа, во Иерусалиме быти хотящем, просвещеннии. Радуйтеся, премирныя славы Христовой сообщницы. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Хотя душепитательную уготовати миру трапезу Животворящаго Тела и Крове Cвоея Господь всех и Зиждитель, предъизобрази всесвятое свое заколение и безсмертия чашу в проповедании о хлебе жизни вечныя, и егда мнози слышавшии слово сие роптаху и блазняхуся и вспять идяху от Христа, вы, апостоли блаженнии, усты Симона Петра единомысленно рекосте: «Господи, к кому идем? Глаголы живота вечнаго имаши, и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Сие исповедание ваше ублажающе, тепле припадем ныне к Богу, поя Ему: Аллилуиа.

Новыя Божественныя Пасхи, не от Египта, но от Сиона грядущия, причаститися сподобистеся, богоблаженнии апостоли, и омысте нозе ваша от препоясаннаго лентием Владыки, смирения образ тем явившаго, собеседницы на Вечери Тайней Христа Господа бысте. Темже величаем вас сице:
Радуйтеся, в горницу Сионскую яко под сень небесную вшедшии; радуйтеся, честнаго омовения от Владыки Христа сподобленнии. Радуйтеся, заповедь Господню: да будет последним хотяй первым быти - из уст Учителя вашего приемшии; радуйтеся, Безкровныя Жертвы и словесныя службы великим Архиереем Завета Новаго, за весь мир приносимыя, участницы. Радуйтеся, руками чистыми и усты нескверными хлеб жизни и веселия Божественнаго чашу от рук Тайновершителя Господа вземшии. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Странное вещание своего Учителя и Господа, яко един от вас предатель имать быти, слышавша, смутистеся, святии апостоли, и скорбию и страхом одержими, «Кто есть сей?» Учителя вопрошасте. Егда же по малем часе сбытие слова сего страшнаго в сыне погибельнем яве открыся, духом сокрушенным принесосте Богу псалом: Аллилуиа.

Весь закон и пророцы, яже о Христе преднаписаша, того исполнение в честных страданиих, погребении, предивном восстании Спаса тридневнем и славнем видевше, глубину сия вся строившей премудрости Божественныя и разума не всю испытали есте тогда, бездну же судеб Господних не у постигли есте, зане просвещени Духом не бысте. Но в волю Христа Господа себе предавше, видением Того распята не соблазнистеся, воскресению достигосте, верно поклонистеся и научению Христову себе смиренно подклонисте, к послушанию веры и к разумению тайны любве Божественныя и нас, апостоли Христовы приведите, да поем вам тако:
Радуйтеся, яко не смутися сердце ваше, еже веровати в Бога распинаема; радуйтеся, яко не в соблазн и не в безумие, но во спасение силою Божиею видение Креста Господня прияли есте. Радуйтеся, не оставленнии сирыми по отшествии Владычнем; радуйтеся, рождие живоноснии лозы Христовой. Радуйтеся, яко о вас молитва Христова пролияся, да соблюдени будете от неприязни и священни во истину евангельскаго слова. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Всю скорбь и печаль отъя Христос от сердец вас, другов своих, многочастне и многообразне денми четыредесятми являяся вам по воскресении Своем, с вами же ядый и пияй, и всяко уверяя о Своем славнем возстании, да будете свидетелие Ему даже до последних земли. Темже радостию несказанною исполнени бывше и тайнам Царствия Божия наученнии, союзом любве связуеми, единодушно бысте вкупе, глаголюще: Аллилуиа.

Витийства земнаго превышшее таинство восхода Господа на облацех на небо от горы Масличныя, апостоли Христовы, зрети приведеннии, тамо многолюбезны дары научения последняго, яко от Владыки мира, от Христа получисте, премирное благословение от Него приясте, во Иерусалим возвратистеся с радостию велиею, выну благословяще Бога. Тако о вас благоволившему Промыслителю мира величия дающе хвалы, согласно приносим вам, воспевая сице:
Радуйтеся, мир от Господа, вседшаго на облаки небесныя, приявшии; радуйтеся, соединение горних с дольними в восходе Христове яве узревшии. Радуйтеся, с собором безплотных возносящася от земли на небо восхвалившии; радуйтеся, на горе восхождения Христова светообразному лица Его зраку последняя от земнородных боголепно поклонившиися. Радуйтеся, имже заповедь научити языки слову Христову дадеся. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Спасения путь ища обрести ученический лик, Тебе видя от земли взимаема, глаголаше: «Владыко, како ныне оставляеши рабы Твоя и камо идеши, рукама содержай концы?»; егда же услышасте Спаса, глаголюща: «Не оставлю вас, яже собрах, но послю вам Духа Пресвятаго; вы же, с высоты оболкшеся силою, идите во вся языки, глаголя вещания спасения». Темже убо в радости снидосте с горы Елеонския, славя Божественное вознесение Христово, творя: Аллилуиа.

Стены дома, идеже с Богоматерию апостоли святии беста, моляшеся о имени Христове, потрясеся свыше носиму дыханию бурну, егда в день пятидесятный, исполняя преждереченная, послал Христос Духа Святаго, иже и сошед на вы видом огненным, ужасом исполнь языков собрание; языки бо глаголющих кийждо свою беседу слышаше. Темже мы, наследницы тоя благодати, вас зарею богоначальною облистанных, апостоли богоноснии, славим:
Радуйтеся, яко по обетованию Христову яве крестистеся Духом Святым и огнем; радуйтеся, яко бысте жилище пречистей благодати. Радуйтеся, яко в вас естеством святыни своея вселися с небесе сила Духа, от Отца исходяща и в Сыне почивающа; радуйтеся, во гласе дыхания Духом восхищеннии провещати величия Божия. Радуйтеся, яко чрез ваша священныя главы огнь Утешителя Духа на землю сниде. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Пение благодарственное Святей и Живоначальней Троице в явлении Духа Святаго принесше, святии апостоли, радости и всякаго ведения исполнистеся и дерзновение приясте, многими знаменьми и чудесы Церкве доброе начало положисте и велиею силою воздасте свидетельство воскресению Господа Иисуса, поя Богу: Аллилуиа.

Светоподательное проповедание ваше со смиренномудрием и многими слезами и напастьми исполняшеся; внимаху же народи глаголемым от вас единодушно, слышаще и видяще знамения от рук ваших бывающая, и крещахуся мнози. Вы же Церкви утверждасте, от места к месту преходяще, да и иным градовом благовестится слово Божие. Сего труда вашего ради взываем вам сице:
Радуйтеся, союзом любве Христовой связаннии, любовь и мир Церквем заветом вечным положившии; радуйтеся, ига, егоже немощно бе понести, на выи ученик никакоже возложити восхотевшии. Радуйтеся, всем вся бывшии, да всяко спасутся нецыи; радуйтеся, посещати братию во всех градех, в нихже проповедасте Евангелие Христово, выну тщавшиися. Радуйтеся, нощми и денми люди паствы своея непрестанно учившии. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

Благодати небесныя причастником и самовидцем Слова, еже по плоти Матере Его успение видети подобаше, еже на Ней таинство, яко не токмо Спасово от земли восхождение узрят, но и рождшия Его преставление свидетельствуют. Темже приспевшу дневи Богоматере отшествия отвсюду Богоначальным мановением апостоли собравшеся, Сиона достигше, и на небо предпослаша Вышшую Херувим, пение надгробное Пречистей творя Богокрасною песнию: Аллилуиа.

Поюще дивная дела ваша, болезнем и трудом евангельскаго благовестия дивящеся, честная ваша страдания почитаем, богоизбраннии апостоли: весь бо всюду мир проидосте, Евангелие Христово коленом всем, языком и странам проповедавше. Темже и мы славим вас вси:
Радуйтеся, мрежею словесною уловившии всякаго рода избранных; радуйтеся, ихже словом врата смерти отверзахуся и отдаяху затворенная мертвецы. Радуйтеся, Кровию Агнца от людей первенцы Богу купленнии; радуйтеся, имже храм скинии свидения на небесех предуготовася. Радуйтеся, Церкве Христовы великая славо. Радуйтеся, апостолов двоенадесятице, мира концы учением Христовым просветившии.

О, всехвальнии и богоблагословеннии апостоли, Христом нареченнии Его друзи и служения Церкве наследницы, вышняго престола окрест обстоящии в неувядаемых венцех! Моление наше, любовию к вам ныне пролиянное, приемше, сотворите всех Богу молитву, да соблюдет Церковь Cвою святую во единомыслии и мире, пастырем ея дарует святыню имени Его ревностно исповедати и веры нелицемерней дерзновение показати. Разсеянныя же ветром суемудрия чада да соберет во единое Царство и да сподобит тамо во свете неприступнем с собором вашим Ему немолчно воспевати: Аллилуиа.

Сей кондак глаголи трижды. Также икос 1-й и кондак 1-й.

Loading...Loading...