Украинская Автокефальная Православная Соборная Церковь Каноническая. Религиозное разделение на Украине

В этой статье мы разберем вопрос: “Автокефальная церковь - это что такое, в чем ее отличие от обычной?” Еще рассмотрим признанные и непризнанные церкви, а также те, которые входят в состав автокефальных и называются автономными.

Определение автокефальной церкви

Автокефальная церковь - это полностью самостоятельная организация, которая не зависит от и может самостоятельно принимать решения, которые касаются ее распорядка, а также работы. Во Вселенском соборе, к слову сказать, руководство состоит из представителей всех автокефальных церквей.

Если рассматривать вопрос о том, чем отличается автокефальная церковь, то можно сказать, что во главе каждой стоит епископ, который имеет сан или архиепископа. Его выбор осуществляется внутри самой организации. Еще одним отличием является то, что автокефальная церковь совершает мироварение без помощи других.

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

Другие православные автокефальные церкви

Помимо того, что существует Русская православная автокефальная церковь, есть еще и другие, которые считаются признанными. Их всего пятнадцать:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Антиохийская;
  • Грузинская;
  • Иерусалимская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Кипрская;
  • Болгарская;
  • Элладская;
  • Польская;
  • Албанская;
  • Церковь в Америке;
  • В Чехии и Словакии.

Несмотря на то, что церквей немало, самой многочисленной является именно Русская. В ней около сотни миллионов прихожан. Однако самой старшей считается Константинопольская, так как именно от нее произошли (откололись) все остальные автокефалии, а позже и автономии. еще носит название “вселенский”, поскольку в древности так называлась Римская империя, куда входил в то время Константинополь.

Непризнанные самостоятельные церкви

Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь - это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:

  • Македонская церковь;
  • Черногорская;
  • Украинская автокефальная церковь.

Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная и другие.

Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания. Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами. Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.

Понятие автономной церкви

Итак, выше мы разобрались в том, что автокефальная церковь - это полностью независимая от других организация. Однако существуют еще и зависимые (поместные) автономные церкви. Они также обладают самостоятельностью, однако не такой широкой.

В отличие от автокефальной, в автономную назначается из кириархальной церкви. Также и устав автономии ей соответствует, и миро тоже присылается из нее. Расходы таких церквей строятся таким образом, чтобы некую долю отсылать на содержание высшего руководства.

Считается, что автономией может быть:

  • митрополичий округ;
  • епархия;
  • монастырь;
  • приход.

К примеру, на Афоне часто случалось такое, что некоторые монастыри пользовались практически полной самостоятельностью, находясь в составе центрального Афонского управления.

Перечислим, какие существуют в православной церкви автономии:

  • японская;
  • китайская;
  • латвийская;
  • молдавская;
  • эстонская;
  • украинская;
  • синайская;
  • финляндская;
  • заграничная русская.

Статус униатских церквей

Также следует сказать и о существовании униатских церквей. Автокефальная православная церковь считает их наличие проблемой, так как, по мнению некоторых богословов, они, скорее, разделяют церкви Востока и Запада, чем объединяют. Это происходит потому, что в их приходах службы проходят по православной форме богослужения, но учение - католическое. Равно как и подчинение униатских церквей тоже католическое.

К ним относятся следующие церкви:

  • Чехословацкая.
  • Польская.
  • Западно-Украинская.

Заключение

Итак, мы разобрались, что значит автокефальная церковь, каковы ее отличия от других ей подобных. Также рассмотрели и иные направления, которые присутствуют в православии, различные непризнанные церкви, старообрядческие и некоторые секты. Из всего этого можно сделать вывод, что на самом деле существует множество направлений православного верования, которые образовались от нежелания подчиняться или вследствие богословских разногласий. Как бы там ни было, все это привело к тому, что множество верующих - не в лоне первоначальной Православной церкви.

Является преемницей учрежденной в 988 году Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата, перешедшей в 17м веке в юрисдикцию Московского Патриархата, который, в свою очередь, является преемником древних Митрополитов Киевских.

УПЦ получила права широкой автономии согласно Томосу Патриарха Алексия II и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 года. Ее границы определены в границах Республики Украина. УПЦ является самой многочисленной религиозной организацией на всей территории страны, за исключением трёх западных областей (Львовской, Ивано Франковской и Тернопольской).

Предстоятелю УПЦ усвоен титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины».

По данным, приведенным 25 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ митрополитом Владимиром, УПЦ состоит из 43 епархий , которые управляются 54 четырьмя архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской

Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. В 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женскихБ 4.650 монашествующих.

Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ)

Украинская Автокефальная Православная Церковь восходит к националистически ориентированной украинской церковной группе, неканонически сформированной в 1920 году, уничтоженной в 30-е годы, восстановленной под немецкой оккупацией в 1942 году и сохранившейся в послевоенные годы только в эмиграции, главным образом в Канаде, в то время как все оставшиеся храмы УАПЦ (как и УГКЦ) на территории Украины были переданы в юрисдикцию РПЦ.

19 августа 1989 года о выходе из юрисдикции Московского Патриархата объявил приход святых апостолов Петра и Павла во Львове во главе со своим настоятелем - протоиереем Владимиром Яремой. На соборе 1990 года предстоятелем был избран митрополит Мстислав (Скрыпник), после смерти которого большинство епископов УАПЦ перешло под юрисдикцию Московского Патриархата либо создававшейся Украинской Православной Церкви - Киевского Патриарахата. Вторым главой УАПЦ в современный период стал Ярема с титулом «патриарха Димитрия» (умер в 2000). В ноябре 2000 года новым предстоятелем УАПЦ избран Мефодий (Кудряков), носящий титул «митрополита Тернопольского и Подольского». УАПЦ на Украине имеет 11 епархий.

Общее число приходов (данные на 2001 год) - 556, число священников - 409.

Канонический статус и взаимоотношения УАПЦ с православными Церквями остаются неурегулированными .

Распространена преимущественно в Западной Украине.

Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ КП)

Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата была учреждена на т.н. "всеукраинском православном соборе" , проходившем 25-26 июня 1992 года, и включила в себя отколовшуюся часть бывшего Украинского Экзархата РПЦ и часть УАПЦ. Главным создателем этого движения является бывший митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (РПЦ) Филарет (Денисенко), который после проигрыша выборов на московский патриарший престол в 1990 году заключил союз с первым президентом Украины Леонидом Кравчуком.

Сегодня носит титул «Святейший Патриарх Киевский и всея Руси Украины».

Эта церковь провозглашает свое начало от крещения Руси Украины и именует себя наследницей Киевской митрополи и в составе

Константинопольского Патриархата, существовавшей до 17го века.

Однако каноничность т.н. Киевского патриархата не признала ни Русская Православная Церковь, ни другие поместные православные церкви , включая Константинопольскую.

Решением Архиерейского Собора РПЦ , который прошел 18-23 февраля 1997 года в Москве, монах Филарет отлучен от Церкви за раскольническую деятельность (всех степеней священства он был лишен Деянием Архиерейского Собора еще в 1992 году).

По данным УПЦ КП , церковь включает около 4000 приходов, объединенных в 29 епархий, в ней служат около 40 архиереев (большая их часть поставлена Филаретом уже после его анафемы).

К этому религиозному объединению относятся четыре высших духовных заведения, две духовных семинарии, 48 мужских и женских монастырей

Кроме того, в стране существует Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ)

Украинская Греко-Католическая Церковь также возводит свою историю к Крещению Руси в 988 году, однако реально возникла в результате Брестской Унии 1596 года, когда все епископы тогдашней Киевской митрополии Константинопольского Патриархата, находившейся в рамках Речи Посполитой, приняли власть Папы Римского и католическую догматику при сохранении византийского обряда. Укоренилась в западной части Украины, входившей в состав польского государства и Австро-Венгерской Империи. Является крупнейшей католической церковью восточного обряда. После проходившего под контролем советских властей Львовского собора 1946 года часть УГКЦ была включена в РПЦ, а часть ушла в подполье. Исторически была важной составляющей украинского национального движения в польских областях, в послевоенное время оставалась активной силой в украинской диаспоре. Легализована в СССР в 1990 году и быстро вышла из подполья, вернув себе на волне национального подъема большую часть храмов. В начале 1990х нередки были физические столкновения с православными из-за храмов.

По данным католического ежегодника Annuario Pontificio за 2008 год , численность верующих составляет 4 миллиона 284 тысячи человек. В церкви около 3000 священников и 43 епископа. Церкви принадлежат 4 175 приходов, десятки монастырей и более 10 средних и высших учебных заведений.

Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви - Верховный Архиепископ Киево Галицкий кардинал Блаженнейший Любомир Гузар (с 26 января 2001 года).

В последние годы Церковь лоббирует в Ватикане признание за кандиналом Гузаром патриаршего достоинства - пока безуспешно.

Является главенствующей конфессией в Львовской и Ивано-Франковской, отчасти в Тернопольской области, активно распространяется на Восток Украины. В 2005 году кафедра главы Церкви перенесена из Львова в Киев, где идет строительство кафедрального собора.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, церковная организация, отделившаяся от Русской православной церкви. Была создана в мае 1920. Основателям этой организации не удалось найти епископа, который согласился бы возглавить церковь и рукополагать новых священнослужителей, и на состоявшемся в октябре 1921 так называемом Всеукраинском православном церковном соборе путём возложения рук всех делегатов собора епископами были поставлены В. Лыпкивский (ставший первым митрополитом) и Н. Шаревский, которые затем рукоположили новых епископов. Таким образом в Украинской автокефальной православной церкви была нарушена апостольская преемственность епископов.

Украинская автокефальная православная церковь выступила за отделение церкви от государства, независимость от Русской православной церкви, децентрализацию церковной жизни, активное участие мирян в управлении церковью, замену верховной епископской власти соборами (с избранием делегатами этих соборов не только духовных лиц, но и мирян), использование во время богослужений украинского разговорного языка, возрождение украинской литургической и церковной традиции. Епископы и священники Украинской автокефальной православной церкви стали избираться, для епископов было отменено обязательное соблюдение целибата, священникам было разрешено разводиться и жениться повторно. Все эти отступления от канонических православных правил привели к тому, что другие православные церкви объявили её неканонической и не признали её автокефалию. В первые годы своего существования Украинская автокефальная православная церковь поддерживалась советским руководством, надеявшимся таким образом ослабить Русскую православную церковь. Однако в 1926 Украинская автокефальная православная церковь была обвинена в национализме, и началось её преследование советскими карательными органами. В 1930-х гг. всё церковное руководство, состоявшее из 2 митрополитов и 26 епископов, а также 1200 священников и около 20 тыс. мирян - сторонников этой церкви были физически уничтожены.

В годы 2-й мировой войны, во время немецкой оккупации Украины , деятельность Украинской автокефальной православной церкви была восстановлена. Этому, в частности, содействовали жившие в Польше православные украинцы, которые, входя в состав Польской православной церкви, тем не менее использовали во время богослужений украинский язык и старались следовать украинским церковным традициям. После своего восстановления Украинская автокефальная православная церковь отказалась от многих радикальных реформ 1920-х гг. При изгнании с территории Украины немецких войск всё руководство, а также многие священники и прихожане Украинской автокефальной православной церкви бежали вместе с ними, приходы этой церкви были либо ликвидированы, либо переданы Русской православной церкви. В результате Украинская автокефальная православная церковь стала функционировать лишь среди украинских эмигрантов.

В августе 1947 от Украинской автокефальной православной церкви откололась Украинская автокефальная православная церковь (соборная) во главе с архиепископом Х. Охийчуком, настаивавшая на строгом следовании реформам 1920-х гг. Большинство эмигрировавших из Европы в Северную Америку членов Украинской автокефальной православной церкви присоединились к действовавшим там Украинской православной церкви Канады и Украинской православной церкви США .

С конца 1980-х гг. Украинская автокефальная православная церковь возобновила свою деятельность на Украине . В 1987 был открыт первый приход во Львове, и вскоре после этого несколько приходов и служивших в них священников откололись от Русской православной церкви и перешли в Украинскую автокефальную православную церковь В октябре 1989 Украинскую автокефальную православную церковь возглавил епископ Житомирский Иоанн (Бондарчук), который порвал с Русской православной церковью (в ноябре 1989 Священный синод Русской православной церкви отлучил его от церкви). Вместе с одним находившимся на покое епископом Русской православной церкви он рукоположил несколько новых епископов. На первом соборе «возрождённой» Украинской автокефальной православной церкви, проходившем в июне 1990, был избран патриарх Киевский и всей Украины . В 1992 состоялся так называемый Всеукраинский православный собор, на котором Украинская автокефальная православная церковь объединилась с частью Украинской православной церкви, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата. В ноябре 1993 в Киевском патриархате произошёл раскол: часть священников и мирян вышли из Украинской православной церкви Киевского патриархата и воссоздали Украинскую автокефальную православную церковь, избрав своего собственного патриарха.

По догматике Украинская автокефальная православная церковь не отличается от Русской православной церкви.

Последователи Украинской автокефальной православной церкви живут преимущественно в западных областях Украины . Приходы этой церкви имеются во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске, Коломые, Белой Церкви, Черновцах, Луцке, Владимире-Волынском, Умани, Ровно.

Украинская Автокефальная Православная Церковь каноническая является правопреемницей Киевской Митрополии, основанной после крещения Киевской Руси в 988 году при св. князе Владимире Великом.

В Киевскую митрополию входили территории современной Украины, Белоруссии, Прибалтийских стран, части Польши и Смоленская область России.

Киевская митрополия была составной частью Константинопольского Патриархата с 988 г. до 1686 г., когда она незаконно и неканонически была оторвана Россией от Константинополя и присоединена к Московскому патриархату. Константинопольский Патриарх до сих пор не признает это присоединение.

До присоединения Киевской Митрополии к Московскому Патриархату, во времена Киевского митрополита Петра Могилы, Киевская митрополия имела права широкой автономии и уже тогда ставился вопрос о создании Киевского Патриархата. Но это намерение не было воплощено в жизнь из-за того, что в 1654 году, при гетмане Украины Богдане Хмельницком, под давлением московского царя, Украина была постепенно объединена с Московией - Россией.

В начале ХХ века вместе с борьбой за украинскую государственность на Украине началось движение за автокефалию Украинской Православной Церкви.

Во время Второй мировой войны в Украине состоялось возрождение канонической ветви УАПЦ. Она получила Автономию от Дионисия Валединского, Митрополита Польской Православной Церкви, которая в 1924 году получила статус автокефалии от Вселенского Патриарха Григория VII.

Митрополит Дионисий был рукоположен в епископский сан в 1913 году Антиохийским Патриархом Григорием IV, который имел рукоположение по линии Апостола Петра. А в 1932 году Митрополит Дионисий рукоположил митрополита Поликарпа Сикорского и в 1942 назначил его в оккупированную фашистами Украину для возрождения УАПЦ и рукоположения новых епископов. Таким образом, вся иерархия УАПЦ в 1942 году получила канонические хиротонии епископов по линии Апостола Петра. В числе рукоположенных епископов были покойные Патриарх Мстислав и Митрополит Григорий Огийчук, от которого идет каноническое рукоположение Патриарха Моисея.

Вселенский Патриарх Варфоломей признает каноничность УАПЦ. Свидетельством этого является то, что в 1995 году он принял под свой омофор в сущем сане епископов и духовенство УАПЦ в США и Канаде.

После завершения Второй мировой войны в 1945 году УАПЦ в Украине была уничтожена советской властью. Часть епископата и духовенства УАПЦ были забраны в немецкие концлагеря, а части удалось эмигрировать в Европу и Америку, где они продолжали свою церковную жизнь и строили церкви УАПЦ.

В 1990 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси-Украины, в Украине началось новое движение за возрождение автокефалии Украинской Православной Церкви. Его начал Митрополит Иван Бондарчук, а в центральной Украине в апреле 1990 года возрождение УАПЦ было начато протоиереем Олегом Куликом (сегодня Патриарх Моисей), который организовал около 200 общин УАПЦ будучи митрополитским администратором в Хмельницкой, Винницкой и Житомирской областях.

5-6 июня 1990 года в Киеве состоялся Всеукраинский Православный Собор с участием более 700 делегатов со всей Украины, среди них было 7 епископов и свыше 200 священников. Собор утвердил факт образования УАПЦ и избрал Патриархом Киевским и всей Украины митрополита Мстислава (Скрипника), который имел епископскую линию от Польской Православной Церкви.

2 октября 1990 года органы власти Украинской Советской Социалистической Республики официально зарегистрировали УАПЦ.

18 ноября 1990 года в соборе Святой Софии в Киеве состоялась интронизация Патриарха Киевского и всей Украины Мстислава.

С этого момента Патриарх Мстислав (Скрипник) не только стал первым Патриархом, но он временно объединил УАПЦ в Украине с УПЦ в США и диаспоре, имеющими каноническую ветвь от Польской Православной Церкви. С тех пор иерархи и духовенство УПЦ в США стали приезжать в Украину, служить в украинских храмах, принимать участие в рукоположениях священников. Так, Патриарх Мстислав вместе с епископом Вашингтонским Антонием (Щербой) хиротонизировали в епископа Хмельницкого Антония (Фиалку) и в епископа Днепропетровского - Пантелеймона, однако этих канонически рукоположеных епископов переманила к себе РПЦ и оставила УАПЦ в Украине без канонических епископов с анафемованым Филаретом Денисенко, бывшим митрополитом РПЦ.

С этого момента канонческая линия рукоположения Украинской Автокефальной Православной Церкви исчезла.

25-26 июня 1992 года в Киеве в доме Филарета произошла измена УАП Церкви управляющим делами митрополитом Антонием (Масендичем), который действовал за спиной Патриарха Мстислава и всего духовенства. Соблазнившись на деньги Филарета, он поддержал инициативу президента Кравчука Л.М. относительно фиктивного объединения УАПЦ и РПЦ. Выполнив свое назначение в этой комбинации, они оказались лишними на пути у Филарета, который стремился стать "патриархом" в незаконно созданной им организации под названием УПЦ КП. Измена Антония Масендича и Владимира Романюка стоила им жизни.

Патриарх УАПЦ Мстислав (Скрипник) не принял эту измену УАПЦ и призвал власть Украины и верных УАПЦ не признавать это объединение и всяческий противостоять этой измене. Но власть Украины была на стороне анафемованого Филарета Денисенко и незаконно передала всю церковную собственность УАПЦ под начало Филарета Денисенко.

11 июня 1993 года умер Патриарх Киевский и всей Украины Мстислав. Перед смертью Патриарх, считая, что предали его и УАПЦ, объявил свое завещание о том, чтобы УАПЦ не имела никакого отношения к бывшему митрополиту РПЦ Филарету Денисенко, который был лишен сана его родной Церковью - РПЦ.

На 20 октября 1993 года "синод" Филарета назначил созыв собора УПЦ КП для избрания патриарха Киевского и всей Украины, но невзирая на старание Филарета стать "патриархом" его так и не выбрали, а выбрали "патриархом" Владимира Романюка. Это способствовало нарастанию конфликта между "патриархом" Владимиром и Филаретом.

14 июля 1995 года "патриарх УПЦ КП" Владимир (Романюк) был убит, так как свою функцию ширмы для Филарета он отслужил. Похороны Владимира (Романюка) были трагическими. История, наверное, не знает такого глумления над похоронной процессией, потому что даже здесь Филарет спровоцировал правовые органы на кровавый конфликт, пытаясь гробом Владимира Романюка проложить себе дорогу к храму Святой Софии в Киеве.

В 2002 году Бог благословил возвращение в Украину канонически рукоположенного архиерея Моисея, Митрополита УАПЦ - канонической линии от Польской Православной Церкви.

УАПЦ каноническая является канонической правопреемницей Киево-Русской Митрополии 1000-летнего крещения Руси-Украины и имеет самое прямое отношение к Томасу автокефалии 1924 года, предоставленного Вселенским патриархом Григорием VІІ на канонической основе исторической принадлежности к Киево-Русской Митрополии.

Миссия по восстановлению действия этого Томаса 1924 года для УАПЦ в Украине решением Святого Синода УАПЦ в диаспоре поручена канонически рукоположенному Его Высокопреосвященству Моисею (Кулик) Митрополиту Киевскому и всея Руси-Украины.

17-18 июня 2005 года решением Святого Синода и решением Всемирного Архиерейского Собора УАПЦ канонической под действием Духа Святого и по воле Отца Небесного митрополит Моисей был избран и интронизованый в чин Патриарха Киевского и всей Руси-Украины. В Святом Соборе приняли участие 12 архиереев, духовенство и сотни верных со всего мира.

Интронизация состоялась в День Святой Троицы в православной святыне украинского народа в главном Храме Украины - в соборе Святой Софии города Киева.

Отпевание «епископа» Илариона, состоявшееся 28 сентября в Свято-Троицком храме с. Красная Слобода, совершил Предстоятель УАПЦ «митрополит Киевский и всея Украины» Макарий (Малетич) в сослужении «архиереев» и «духовенства» УАПЦ.

«Митрополит Львовский», управляющий Ровенской, Волынской и Таврийской епархиями Макарий (Малетич) стал новым Предстоятелем Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). 4 июня на Поместном Соборе УАПЦ за него проголосовали 360 из 499 участников Собора.

24 февраля 2015 года после продолжительной болезни скончался Предстоятель «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «митрополит Киевский и всея Украины» Мефодий (Кудряков). Пятнадцатилетний период возглавления УАПЦ «митрополитом» Мефодием (Кудряковым) встречает неоднозначные оценки. Для многих это время ассоциируется с затяжным системным кризисом, приведшим УАПЦ к состоянию стагнации и самораспада. В день смерти «митрополита» Мефодия Предстоятель «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» «патриарх» Филарет (Денисенко) призвал «епископат» УАПЦ возобновить переговоры относительно объединения двух неканоничных ветвей украинского Православия.

В настоящее время духовное окормление верующих УАПЦ Закарпатского региона совершает запрещенный в служении беглый «иерарх» Киевского Патриархата. Попытка «митрополита» Мефодия (Кудрякова) легитимировать канонический статус «епископа» Кирилла (Михайлюка) посредством манипуяции датами указав вряд ли способна отменить 16 и 28 Апостольские правила. Более того, согласно все тому же 16 Апостольскому правилу, принятие запрещенного в служении иерарха предполагает для «митрополита» Мефодия (Кудрякова) извержение из сана.

Предстоятель "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "митрополит Киевский и всея Украины" Мефодий (Кудряков) дает нелицеприятную оценку деятельности Президента Украины, тернопольского губернатора и украинской власти в целом.

13 марта 2013 г. иерарх «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) «епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский» Адриан (Кулик) выступил с Обращением на имя Предстоятеля и Освященного Архиерейского Собора УАПЦ, в котором констатировал наличие системного кризиса в названной религиозной организации. Констатировав неэффективность 13-летнего управления «Украинской Автокефальной Православной Церковью» «митрополитом Киевским и всея Украины» Мефодием (Кудряковым), «епископ» Адриан (Кулик) завершил свое Обращение призывом к созыву Поместного Собора УАПЦ.

В Житомирской епархии УАПЦ осуществляются махинации, связанные с присвоением степеней кандидата богословия и магистра богословия. Во время последнего синодального заседания УАПЦ «епископ» Адриан (Кулик) настоятельно предложил «архиепископу» Владимиру (Шлапаку) объяснить имеющиеся противоречия, связанные с обстоятельствами приобретения им степени кандидата богословия. Однако последний так и не смог дать внятный ответ.

Очередное заседание Освященного Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) состоялось 23 ноября 2011 г. под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова). Помимо всех действующих "архиереев" УАПЦ, в работе Собора принял экс-президент Украины В.А. Ющенко, представлявший позицию "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) в вопросе объединения двух названных неканоничных ветвей украинского Православия.

Вчера вечером стали известны результаты Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившего 23 сентября 2011 г. в Киеве и главным образом посвященного вопросу объединения с "Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата". Основной темой обсуждения на повестке Собора был вопрос выработки условий объединения с Киевским Патриархатом. Вполне очевидно, что в настоящее время начался принципиально новый период во взаимоотношениях двух названных неканонических религиозных организаций, психологически созревших к преодолению всех имеющихся противоречий. Однако совершенно туманно выглядят перспективы их реального объединения, поскольку условия возможного единства, предложенные Архиерейским Собором УАПЦ, могут оказаться неприемлемы для Киевского Патриархата.

24 сентября 2011 г. пресс-секретарь "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) "протоиерей" Евгений Заплетнюк прокомментировал мотивы начавшегося несколькими днями ранее процесса объединения УАПЦ с Киевским Патриархатом.

14 сентября 2011 г. в Киеве состоялась встреча Предстоятелей "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата" (УПЦ КП) и "Украинской Автокефальной Православной Церкви", проходившая в присутствии экс-президента Украины Виктора Ющенко, известного своими устремлениями к созданию единой независимой Украинской Православной Церкви. Итогом встречи стало совместное заявление "патриарха" Филарета (Денисенко) и "митрополита" Мефодия (Кудрякова), в котором лидеры крупнейших украинских неканонических религиозных сообществ констатировали насущную необходимость "забыть былые недоразумения и споры" ради объединения украинского Православия.

9 июня 2011 г. после тяжелой болезни скончался "архиепископ Кафский и Готский" Петр (Брук де Тралль), Западно-Европейский Экзарх "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ).

25 мая 2011 г. в г.Теребовля Тернопольской области под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова) состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). В работе Собора приняли участие все "иерархи" УАПЦ, за исключением Экзарха Западной Европы "архиепископа" Петра (Брук де Тралля) и "епископа Фастовского" Михаила (Бондарчука), викария Киевской епархии. Кроме того, скандально известный "митрополит Винницкий и Брацлавский" Роман (Балащук), пребывающий в состоянии конфронтации с большей частью "епископата" УАПЦ, демонстративно проигнорировал приглашение на Собор...

На Архиерейском Соборе "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившем 3 февраля 2011 г., было принято решение о совершении повторной "архиерейской" хиротонии над "епископом Хмельницким" Богданом (Куликом), викарием Киевской епархии. Вполне вероятно, что решение о перерукоположении "епископа" Богдана является одним из мероприятий, осуществляемых руководством УАПЦ на пути к реализации заявленного еще в июле 2010 г. курса на переход в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.

3 февраля 2011 г. в Киеве под председательством "митрополита Киевского и всея Украины" Мефодия (Кудрякова) проходил Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), среди наиболее важных решений которого можно отметить следующие:

* Получила соборное одобрение новая редакция типового устава консистории (епархиального управления) епархии УАПЦ.

* "Митрополит Винницкий и Брацлавский" Роман (Балащук) по настоянию верующих отстранен от управления Хмельницкой епархией УАПЦ...

Как сообщалось ранее, 28 декабря 2010 г. в Тернополе состоялся Архиерейский Собор «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ), выработавший целый ряд важных решений. Пожалуй, самым примечательным из них является принятие «Обращения Освященного Архиерейского Собора УАПЦ Преосвященным Архипастырям и Пастырям УПЦ и УПЦ КП». В этом документе, начинающемся евангельским призывом к любви между христианами, заявляется о том, что Господь и верующий украинский народ ждет от каждого священнослужителя разрозненных украинских православных деноминаций решительного шага навстречу друг другу...

Согласно определению Архиерейского Собора "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), проходившего 28 декабря 2010 г. в Тернополе, "епископат" названной неканонической религиозной организации пополнится двумя новыми "архиереями", которым предстоит возглавить Тернопольскую и Львовскую епархии. В соответствии с соборным решением, "епископом Тернопольским и Червоногородским" станет "архимандрит" Мстислав (Гук), клирик Дрогобычско-Самборской епархии УАПЦ...

16 ноября 2010 г. в Киеве состоялось рукоположение нового "архиерея" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), каковым стал "епископ Вышгородский и Подольский" Владимир (Черпак). Накануне этой хиротонии Предстоятель УАПЦ "митрополит" Мефодий (Кудряков) постриг в монашество и возвел в сан "архимандрита" киевского "протоиерея" Владимира Черпака, избранного на "архиерейское" рукоположение...

Сегодня, 29 октября 2010 г., "иерархами" "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) была совершена хиротония "архимандрита" Иоанна (Швеца) во "епископа Святошинского"...

23 июля 2010 г. на 61-м году жизни скоропостижно скончался "архиепископ Дрогобичский и Самборский" Феодосий (Пецина), "иерарх" "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Похороны "архиепископа" Феодосия состоятся сегодня после окончания "архиерейского" богослужения, возглавленного Предстоятелем УАПЦ "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым).

Сегодня в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ) разгорелся громкий скандал, причиной которого стало обращение редакции интернет-сайта УАПЦ в лице его главного редактора "протоиерея" Евгения Заплетнюка (являющегося одновременно и пресс-секретарем УАПЦ) к Предстоятелю УАПЦ "митрополиту Киевскому и всея Украины" Мефодию (Кудрякову) с просьбой о привлечении к церковному суду "митрополита Винницкого и Брацлавского" Романа (Балащука), временно управляющего Хмельницкой епархией УАПЦ.

16 июля 2010 г. в Киеве состоялся Архиерейский Собор "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Данный Собор принял целый ряд важнейших решений, направленных на подготовку построения национальной автокефальной Украинской Православной Церкви, выразив надежду на посредство Константинопольского Патриархата, сближение с другими ветвями украинского Православия и создание новой религиозно-политической идеологии.

Несколько дней назад в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ), возглавляемой "митрополитом Киевским и всея Украины" Мефодием (Кудряковым) были рукоположены два новых "архиерея". Согласно решению Архиерейского Собора УАПЦ, проходившего 26 августа 2009 г., наместник Свято-Покровского мужского монастыря в селе Билки Житомирской епархии "игумен" Афанасий (Шкурупий) был избран "епископом Харьковским и Полтавским". На том же заседании Архиерейского Собора УАПЦ было принято и другое решение, согласно которому "игумен" Герман (Семанчук) избирался "епископом Черновицким и Кицманским"...

Нужно сказать, что это далеко не первый скандал, связанный с «архиепископом» Владимиром (Шлапаком). В Свято-Михайловском кафедральном соборе Житомира (УПЦ КП) так прокомментировали «служение» протоиерея Василия Шлапака: «Вся его деятельность, начиная с 1996 года, была чередой скандалов. В 2008 году владыка Изяслав потерял терпение и отправил его в запрещение за все его поступки

Портал "Анти-раскол" уже неоднокартно обращал внимание читателей на скандальную ситуацию, сложившуюся в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" из-за с аморального поведения "митрополита Винницкого и Брацлавского" Романа (Балащука). Ниже публикуется фотокопия коллективного обращения представителей Винницкой епархии УАПЦ Архиерейскому Синоду и Предстоятелю "Украинской Автокефальной Православной Церкви" в связи с недостойным поведением их правящего "архиерея"...

По состоянию на конец декабря 2010 г. «епископат» «Украинской Автокефальной Православной Церкви» состоял из следующих «иерархов»:

* Мефодий (Кудряков), «митрополит Киевский и всея Украины», Предстоятель УАПЦ

* Андрей (Абрамчук), «митрополит Галицкий»

* Роман (Балащук), «митрополит Винницкий и Брацлавский»...

В период возглавления УАПЦ "патриархом" Димитрием (Яремой) (1993-2000) украинский церковный раскол окончательно разделился на "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" и "Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата". Попытка объединения УАПЦ и УПЦ КП, предпринятая в 1995 г., не только не принесла результатов, но и породила в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" множество внутренних нестроений, завершившихся расколом. После 1997 г. в "Украинской Автокефальной Православной Церкви" наступил период стабилизации, сопровождавшийся укреплением церковной структуры, открытием новых епархий и приходов, рукоположением новых "архиереев".

В период возглавления "Украинской Автокефальной Православной Церкви" "патриархом Киевским и всея Украины" Мстиславом (Скрыпником) (1990-1993) происходило активное разрастание украинского церковного раскола. В это же время в УАПЦ происходила борьба за власть между управляющим делами "митрополитом" Антонием (Масендичем) и бывшим "местоблюстителем патриаршего престола" УАПЦ "митрополитом" Иоанном (Боднарчуком), что самым непосредственным образом отразилось на состоянии раскола. В июне 1992 г. без ведома "патриарха" Мстислава состоялось вхождение УАПЦ в состав новообразованной "Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата". Не признав УПЦ КП, "патриарх" Мстислав начал активное возрождение УАПЦ, завершить которое ему помешала смерть.

В октябре 1989 г. к "Комитету по возрождению УАПЦ" примкнул заштатный архиерей Московского Патриархата бывший епископ Житомирский Иоанн (Боднарчук), после чего состоялось провозглашение восстановления "Украинской Автокефальной Православной Церкви". Однако в ноябре того же года УАПЦ перешла под омофор "митрополита" Мстислава (Скрыпника), Первоиерарха "Украинской Православной Церкви США и Рассеяния". Это решение было негативно воспринято епископом Иоанном, который сам рассчитывал на возглавление УАПЦ. Властолюбивые притязания бывшего Житомирского архиерея настроили против него "митрополита" Мстислава. Однако на протяжении первого года существования возрожденной УАПЦ фактическая власть в расколе принадлежала епископу Иоанну, возведенному в сан "митрополита"...

С 1987 г. в пределах УССР стали активно возникать различные общественные организации, ставившие своей целью расширение процессов демократизации и национального возрождения. Одним из векторов этого возрождения многие видели искусственное восстановление "Украинской Автокефальной Православной Церкви" (УАПЦ). Политизация вопроса украинской церковной автокефалии привела к забвению фундаментальных норм церковного права и породила крупномасштабный церковный раскол, разделивший не только Украинскую Православную Церковь, но и украинскую нацию...

Loading...Loading...