Уровни и формы общественного сознания кратко. Общественное сознание и его структура: уровни и формы

Структура общественного сознания включает в себя два уровня : 1) социальная психология , т.е. обыденное массовое сознание , формирующееся эмпирическим путем в процессе повседневной житейской практики. Это во многом стихийное, спонтанное отражение людьми всего потока социальной жизни без какой-либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

2) научно-теоретическое сознание , включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. На этом уровне социальная действительность отражается концептуально, в виде теорий, что связано с активным, деятельным мышлением, с оперированием понятиями. Теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и объективных закономерностей их развития. В качестве субъектов теоретического сознания выступают далеко не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний. В силу этого оно предстает как более высокий, по сравнению с обыденным, уровень О.С.

Обыденное сознание взаимодействует с теоретическим, развиваясь и обогащаясь при этом.

Формы О.С. представляют собой различные способы духовного освоения общественного бытия; всего их шесть : политическое и правовое сознание , мораль , религия , искусство и философия . Сегодня нередко в этот список включаются также экономическое, естественно-математическое, инженерное, медицинское, технологическое, экологическое и другое сознание. Такое увеличение числа форм О.С. является ошибочным, оно противоречит критериям существования этих форм, а именно: их обусловленности общественным бытием, его сторонами; наличию идеологического уровня в их содержании ; их роли как предпосылки соотв. идеол. отношений.

Формы О.С., их специфика отличаются одна от других по предмету отражения (это гл. критерий их выделения; так, правовое сознание включает массовые и научные взгляды, представления, оценки действующего или желаемого права), по формам, способам отражени я (напр., наука отражает мир в форме понятий, теорий, учений; искусство – в форме художественных образов), по роли в жизни общества . В последнем случае речь идет о том, что каждая форма О.С. характеризуется опр. набором выполняемых функций (познавательная, эстетическая, воспитательная, идеологическая, регуляции поведения людей, сохранения духовного наследия). В реализации этих функций и проявляется значение в жизни общества.

О.С., его формы, при всей их зависимости от общественного бытия, имеют относительную самостоятельность , свои особые закономер-ности развития. Последние проявляются, во-первых , в преемственности, существовании определенных идейных традиций (так, развитие философских, художественных и прочих идей зависит от накопленного ранее мыслительного материала). Во-вторых , во взаимном влиянии различных форм. Все формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное сознание выступает как некая целостность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни. В-третьих, в отставании О.С. от общественного бытия (т.к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, к-рые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия). В-четвертых, в социально-классовом, идеологическом характере О.С., не исключающем, однако, общечеловеческих элементов. В-пятых , в активности, обратном влиянии О.С. на общество, его основы (идея становится материальным бытием, когда она овладевает массами).

Общественное сознание и его структура: уровни и формы.

Общественное сознание является совокупностью идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воспроизводят общественное бытие, они выработаны человечеством в процессе освоения природы и социальной истории. Опережающая роль общественного сознания связана с научно-теоретическим уровнем отражения действительности, глубоким осознанием субъектом своей ответственности за прогресс общества.

Общественное сознание может существовать только тогда, когда есть конкретные носители - человек, социальные группы, общности, конкретные личности и другие субъекты. Общественное сознание является чрезвычайно сложным явлением, имеет динамическую, сложную структуру, которая предопределяется структурой общественного бытия. Одним из элементов структуры общественного сознания является его разные уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

Обыденное сознание как совокупность конкретных условий жизнедеятельности людей развивается на основе их повседневного опыта. Она охватывает объект отражения, как правило, с нескрываемой, очевидной стороны. Буденный уровень общественного сознания включает в себя эмпирические знания об объективных процессах, взгляды, настроения, традиции, чувства, волю. Теоретический уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов, стремится проникнуть в самую суть явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования.

Она направлена на выявление наиболее существенных черт названных процессов. Общественная психология представляет собой совокупность взглядов, чувств, эмоций, настроений, привычек, традиций, обычаев, возникающие у людей под влиянием непосредственных условий их жизнедеятельности через призму их повседневных интересов. Она - важное условие становления духовной культуры человека, а идеология превращается в движущую силу, лишь проникая в сферу психологии. Диалектика развития общественного сознания заключается в противоречивом переходе общественной психологии в идеологию. Идеология представляет собой совокупность идей, взглядов, в систематизированной, логически стройной форме отражает социально-экономические условия жизни людей. Идеология выступает как высший научно-теоретический уровень духовных ценностей. Формы общественного сознания политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная сознания.

Политическое сознание является отражением политических отношений, политической деятельности, что происходит в обществе. Она является совокупностью идей, взглядов, учений, политических установок, тех или иных политических методов, с помощью которых обосновываются и воплощаются в жизнь политические интересы субъектов политических процессов. Политическое сознание включает в себя идеологический и психологический аспекты. Правовое сознание представляет собой совокупность знаний, представлений юридические права и нормы, регулирующие поведение людей в обществе. Правовое сознание тесно взаимосвязана с правовыми нормами и законами в соответствии с господствующими в обществе представлениями о законности. порядок, справедливость. Мораль представляет собой совокупность, систему норм, правил поведения людей в обществе. В отличие от правовых норм, нормы морали не закреплены в юридических законах, а регулируются в обществе силой общественного мнения. Эстетическое сознание - отражает объективную действительность путем определенных художественных образов.

Эстетическое сознание отражает познания в конкретной наглядно-чувственной форме, художественных образах, которые оказывают влияние на наши органы чувств и вызывают тем самым определенную эмоциональную реакцию, оценку. Религия как форма общественного сознания охватывает религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее стройную систему религиозных идей, взглядов на мир. Религиозная психология включает в себя несистематизированных религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные главным образом с верой в сверхъестественное. Общественное сознание выполняет три основные функции:

1) отражение общественного бытия,

2) управление деятельностью,

3) создание программ, способных управлять деятельностью на основе верного отражения бытия. Таким образом, общественное сознание выступает, во-первых, как следствие естественно-исторического процесса развития способа производства, во-вторых, как программа, управляющая деятельностью человека, в-третьих, как основа духовного производства.

Сознание - способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.

Термин “общественное сознание” характеризует и реальное сознание конкретного общества (массовое сознание), и идеальную модель общественного сознания. Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т.п.

В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.

Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности.

Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания, поскольку последние также воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.

Общественная психология также формируется в процессе повседневной практической жизни людей. Но в общественной психологии как уровне общественного сознания доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности.

Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. Идеология - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных классов (лиц), разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений.

Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали потребности, интересы общества выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения.

Религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных (Маркс). Религия - стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом.

Наука - специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания, вырабатывающая средства производства и развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение его результатов.

Уровни общественного сознания по Егорову

А) Теоретический уровень

1.Научное мышление

/ Отражает природное и социальное бытие.

2.Идеология

/ Механизм поведения человека в обществе.

В) Эмпирический уровень

1.Массовое сознание

/ Реакция на действия государства.

2.Обыденное сознание

3.Общая психология

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология - эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она - преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология - концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Таким образом, общественная идеология - систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных социальных групп или общностей. Идеология - сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах.

В любом своем проявлении она по существу или формально, правильно или ложно, но всегда связана с потребностями всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его программ, противоречий и путей их разрешения. Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества - классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

В наши дни некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с «природной ложностью» идеологии, или с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или с ее тоталитарно-классовым существом.


Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

1. По предмету отражения - наука и философия отражают действительность, но на разных концептуально-методологических уровнях (низшем и высшем).

2. По формам (видам) отражения - наука отражает действительность в виде понятий, гипотез, теорий, законов, а искусство - в виде художественных образов.

3. По выполняемым функциям - искусство выполняет эстетические и воспитательные функции, наука - познавательные, мораль - нравственные и т.п.

4. По общественной роли. Наука - «локомотив» прогресса, религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство - в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и т.п.

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

В заключение отметим, что общественное сознание есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. Однако общественное сознание и каждая из его форм имеют определенную самостоятельность относительно общественного бытия, свою логику и особые закономерности своего развития. Это проявляется в:

а) преемственности, сохранении рационального, позитивного содержания старого в новом;

б) взаимном влиянии различных форм общественного сознания;

в) отставании или опережении форм сознания от общественного бытия;

г) активном обратном воздействии общественного сознания и его форм на общественное бытие (яркий пример тому - активное воздействие науки на развитие техники и технологии современного информационного общества).

Лекция 9: Сознание и язык. Проблема бессознательного

1. Язык как способ существования сознания.

2. Естественные и искусственные языки.

3. Роль языка в обществе и его основные функции.

4. Сознание и бессознательное.

Тема: Общественное сознание: структура его уровни, формы и функции

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.38K | Скачано: 79 | Добавлен 12.01.11 в 08:33 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2009


Введение

Социальная философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая фи-лософская система имеет стержневой, главный вопрос, раскры-тие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть «логики научного открытия» и т.д. Но существуют общие актуальные вопросы социальной фи-лософии. Среди них: «Что представляет собой общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества, почему и за счет чего общество самостоятельно развивается?». Общество есть материально-идеальная реальность, совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Общественное сознание функционирует в самых разнообразных уровнях, формах, состояниях и видах.

Предмет работы - общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества.

Цель - выяснить, какое значение для социальной философии имеет общественное сознание в духовной жизни общества.

Задачи моей работы:

Описать духовную реальность как составную часть и отражение общественного бытия;

Раскрыть структуру общественного сознания: его уровни, формы и функции;

Показать соотношение общественной психологии и идеологии в обществе.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание - совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание - это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» . Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и Госстрой, правовые и политические отношения и т. п. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас. Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра. Поэтому общественное бытие - это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.

2. Структура общественного сознания: его уровни, функции и формы.

Сознание структурно-организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Сознание также включает в себя и акт внимания . Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память - также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, сознание - это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.

Общественное сознание - это взгляды, представления, идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др.формы сознания.

Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним. Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей).

Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом , когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект пока-зывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,

Гносеологический аспект общественного сознания предпола-гает два уровня - обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их раз-граничения - степень проникновения в сущность явлений).

Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потреб-ностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме сис-темы идей, понятий и законов: теория - это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой , а на обыденном - эм-пирическим знанием .

Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы - общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общест-венной деятельности.

Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.

Формы общественного сознания философия, по-литика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиоз-ное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общест-венного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различ-ными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исход-ное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимо-отношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими катего-риями.

3. Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе

Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.

Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытнообщинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону ценностного аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания .

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировало и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества .

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Заключение

Главным элементом духовной сферы является общественное сознание, обладающее структурной целостностью. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют обыденно-практический - как общественную психологию и научно-теоретический - как идеологию уровни. Общественная психология складывается в результате целостно-непосредственных воздействий общественной жизни и прямо зависит от реального положения дел в обществе, от теоретического сознания, идеологического воздействия. Выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Выделяют формы общественного сознания - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д.

Источниками развития общества являются противоречия между: общественным бытием и общественным сознанием, общественной психологией и идеологией, между личностью и обществом, обществом и природой, городом и селом, бедными и богатыми, в экономике - между производителем и потребителем и т. д.

Список литературы

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С.442-443.

2. Социальная философия. Учебное пособие /П.В.Алексеев - ТК Велби, 2004-С.74,79,83.

3. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.392.

4. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Кохановский В.П. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. С.307.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 413 с.

Сообщите об этом нам.

Loading...Loading...