Владыка Евгений Кульберг: «Матильда» — лишь одна «соплинка» в организме, пораженном вирусом неправды. Евгений, епископ Нижнетагильский и Невьянский (Кульберг Алексей Сергеевич) Епископ среднеуральский евгений кульберг

– Отец Алексий, когда и как в вашей жизни возникли Бог, Церковь, Православие?

– Наверное, впервые – классе в 5-м. Я рос в нецерковной советской семье. Но жили мы в живописном уголке Подмосковья, и из окон нашего дома были видны 4 храма, один другого краше. И однажды наша знакомая, которая изучала культуру, в том числе, культуру храмов, предложила пойти туда на экскурсию. Феодоровский храм, куда мы попали, не работал, и от иконостаса там оставался один остов. Это было первое знакомство.

Года два спустя мы с одноклассниками участвовали в уборке мусора из восстанавливавшегося храма Воскресения Христова в селе Городня. Выносили из храма грязь, землю, удобрения в огромном количестве. Это деяние запомнилось очень ярко, крепко; после того, как мы поучаствовали в этом труде, не могло возникнуть мысли, что можно в этот храм прийти безобразничать. Мы совершенно по-другому стали относиться к этому строению.

А уже лет в 18, учась в институте, столкнувшись с непростыми обстоятельствами перестроечной Москвы, с развалом всего и вся, и при этом делая попытки жизнь свою наладить ответственно, серьезно, я задумался о том, ради чего мы живем. Ради чего такие сложности и испытания, почему надо быть хорошим и не надо быть плохим?

Эти поиски направил в нужное русло мой старший брат: он как раз побывал в Оптиной пустыни, попостился там, поисповедовался Рождественским постом и, вернувшись домой, поделился радостью обретения веры и смысла жизни. И посоветовал, не откладывая в долгий ящик, идти на исповедь. Мне порекомендовали замечательный московский приход с замечательным настоятелем – храм святителя Николая в Пыжах.

– А замечательный настоятель – это отец Александр Шаргунов?

– Да. С прихода в этот храм началась для меня церковная жизнь. До 2004 года я состоял там чтецом, пономарем, бухгалтером – всем, кем можно быть на приходе (только звонарем не был).

– Но к тому же вы работали и по светской специальности?

– Окончил МАИ, по специальности инже-нер-системотехник работал недолго. Перестройка: все закрывалось и разваливалось. Чтобы кормить семью, начал самостоятельную трудовую деятельность, связанную с компьютерами.

– Отец Алексий, ваше имя известно в связи с историей 2003 года, когда шестеро алтарников прекратили деятельность выставки «Осторожно, религия!». Расскажите, пожалуйста, об этом.

– Прошло 10 лет, а события эти очень ярко помнятся. Началось все с вечернего богослужения накануне Крещенского сочельника. Кто-то из прихожан принес газету, где говорилось, что в Москве, в центре им. Сахарова, проходит выставка «Осторожно, религия!». Иллюстрацией была фотография одного из экспонатов: икона Господа Вседержителя с вырезанным ликом – туда всякий желающий мог вставить собственное лицо, что и было запечатлено на снимке. Такой аттракцион.

– Об этом даже слышать больно, а уж видеть…

– Даже этого одного было достаточно, чтобы на следующий день отправиться туда и посмотреть, действительно ли дело обстоит так, или журналисты перегибают палку. 18 января мы поехали на выставку. Еще утром нам стало известно об обращениях других граждан в органы правопорядка с требованием прекратить попрание святынь и оскорбление чувств верующих. Но никакой реакции не последовало.

То, что мы там увидели… Нейтральные инсталляции там, действительно, были – например, привязанная к потолку веревочная лестница – «Лестница в небеса». Можно толковать, как хочешь. Но распятие, на котором вместо Христа – непотребного вида обнаженная женщина, либо надпись на щите с символикой кока-колы: «This is my blood» («Это моя кровь») – тут уж не скажешь о творческом поиске и непонимании, явная насмешка, явное глумление над христианством. На ликах софринских икон были вырезаны звезды, какие-то знаки нарисованы поверх образов.

План действий созрел на месте. У кого-то в багажнике машины оказался баллончик с краской, что-то еще. Мы прошли и закрасили, прикрыли тот срам, который на выставке происходил, выразили свое отношение к этому.

– Народ на выставке был в это время?

– Нет, никого не было. Мы не спешили, спокойно и обстоятельно сделали то, что должны были сделать. Бабушка, сидевшая в фойе, по долгу службы вызвала милицию. Милиционеры, увидев «экспонаты» выставки, сказали: «Ребята, вы сделали единственно возможное в этой ситуации. Потому что других средств остановить это безобразие нет». Но – служба есть служба, поэтому был составлен протокол, и Всенощное бдение праздника Богоявления мы пели в камере. Было очень отрадно.

В это время уже началось противостояние в информационном пространстве. Одни СМИ вещали, что в этой выставке были воплощены те свободы, которые отстаивались в 1991 и 1993 годах, и покрывали «художников» и устроителей. С другой стороны говорилось, что есть понятия священные, есть у народа душа, в которую плевать нельзя, потому что может произойти все, что угодно, и иначе как провокационной эта выставка не называлась.

Организаторы выставки подали заявление в суд о причинении им материального ущерба, они оценили его в 1 миллион 200 рублей. Нами было подано встречное заявление о разжигании религиозной вражды и оскорблении чувств верующих. Итоговое заседание суда по нашему делу проходило 11 августа 2003 года, в день рождения святителя Николая. Около здания Замоскворецкого суда тогда собралось несколько тысяч человек, которые были возмущены и оскорблены. Оскорблено было все общество, весь народ. Понятно, что все не могли приехать в Москву, но телеграммы и звонки, которые поступали, свидетельствовали о том, что коснулось всей души народной. И это очень поддерживало.

В наших действиях суд не нашел состава преступления, были сняты все претензии и обвинения. А встречный иск, поданный нами, окончился признанием виновности устроителей выставки Юрия Самодурова и Людмилы Василовской. Их приговорили к штрафам в 100 000 рублей. Возможно, это денежное взыскание было для них незначительным, но главное, что преступление было названо преступлением.

– Вскоре после этих событий вы приняли священный сан и стали служить в Ярославской епархии. Как пришли к столь серьезному шагу?

– Ярославская епархия к тому времени была мне знакома уже давно. В 1999 году в глуши, на окраине Ярославской губернии, был заново открыт женский монастырь – на месте психбольницы, там, где люди не живут, и только одни деревья растут. В это время мы с православной школой искали место для детского лагеря. Такое, чтобы можно было разбить палатки, чтобы была речка, храм – то есть, чтобы дети могли потрудиться и быть полезными, и просто иметь возможность отдохнуть, подышать воздухом, порезвиться, погулять. Так и попали в местечко Сольба Переславского района.

Николо-Сольбинский женский монастырь

Николо-Сольбинский монастырь только что был возвращен Церкви: разруха, разбитые окна, заткнутые подушками, в нескольких комнатах жили бомжи. И посреди всего этого оказались три монахини, которые должны были отвоевывать метр за метром. Мы с детьми и родителями стали регулярно туда приезжать и оказывать посильную помощь в выживании – другого слова здесь не употребить. Сколько благодатных дней было там проведено с детьми – это отдельная история. Мы приезжали туда в течение нескольких лет, и всегда нас встречали с радостью.

– Вы тогда еще не были священником?

– Нет, тогда был просто помощником в храме. Наша дружба с монастырем крепла. В 2003 году обитель отмечала свое 100-летие. На эти торжества в монастырь прибыл архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, и была возможность познакомиться с владыкой, пообщаться, заручиться его поддержкой, пастырским словом. Владыка знал об истории с выставкой и очень искренне нас поддержал.

Когда игумения Николо-Сольбинского монастыря матушка Еротиида обратилась к владыке с просьбой совершить хиротонию диакона к ним в монастырь и представила мою кандидатуру, архиерей к этому отнесся очень благосклонно. Беседуя со мной, он сказал, что принятие священного сана – это как рождение нового человека, и самочинные наши действия – захотел, проявил инициативу – заканчиваются печально. И мне хотелось поступить в соответствии с волей Божией. Владыка посоветовал написать письмо архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Я так и поступил, и спустя два месяца получил ответ. Письмо было написано уже не рукой о.Иоанна, а его келейницы, которая записывала за ним, но с живой подписью батюшки. Отец Иоанн ясно указал, как надо служить Богу, кого слушать на этом пути.

Владыка это письмо поцеловал и посоветовал мне его откопировать, чтобы, не дай Бог, не потерялось. Письмо я бережно хранил, а вот сделать копию все никак не получалось. Насколько же было отрадно в изданной после кончины о.Иоанна книге его писем увидеть и то письмо, обращенное ко мне. Всегда эта книжечка стоит на полке, и я обращаюсь к этому наставлению, перечитываю и утешаюсь словом, сказанным мне в очень непростых жизненных обстоятельствах.

Вскоре владыка Кирилл рукоположил меня во диакона, затем во священника. Служение в дорогом моему сердцу Николо-Сольбинском монастыре продлилось чуть более полугода. В 2005 году я был назначен в село Великое – восстанавливать Великосельский кремль, который является храмом-памятником Полтавской битве.

– В каком состоянии он был тогда?

– По храму гуляли ветра и зияли следы от кострищ, впору было кричать «караул!» и срочно искать спонсоров, чтобы все залатать и починить. Но это было бы, по моему разумению, в корне неправильно. Из двух кремлевских храмов один долгое время был для людей амбаром, а другой клубом. Если амбар покрыть золотом, а на клуб поставить купола, ближе сердцу людей это не станет. Задача была, чтобы люди захотели что-то сделать в храме и вокруг него, пусть не быстро и не богато, но общими усилиями.

– А как начинались знаменитые реконструкции Полтавского сражения?

– Мы естественным образом сочетали налаживание приходской жизни, богослужений, ремонтно-реставрационных работ с ежегодной подготовкой к празднованию Полтавской победы. Село Великое было пожаловано Петром I герою Полтавской битвы Аниките Репнину. Не вспомнить об этих событиях здесь было нельзя.

Аникита Репнин со времен потешных полков был в сражениях вместе с Петром Алексеевичем. Когда началась Северная война, известная битва при Березине привела к разгрому русских войск, в том числе, подразделений, которыми командовал Аникита Репнин. Его гвардейцы прикрывали отходящие русские войска, держали врага до последнего и не отступали, но были потеряны пушки, люди, позиции. Петр Алексеевич во гневе был страшен. Он разжаловал Репнина в рядовые.

Представляете, генерал, да еще княжеского рода, становится рядовым! Что бы сделал современный человек? Сказал бы: жизнь не сложилась, все пропало, кто бы застрелился, кто – запил. А Аникита Иванович за послушание это наказание принимает и идет служить рядовым. И так же бодро, так же ответственно относится к тому, что поручают. И постепенно его авторитет вновь возрастает.

Накануне Полтавского сражения была битва возле деревни Лесной. Петр Первый потом назвал ее матерью Полтавской баталии: во-первых, она была за 9 месяцев до Полтавы, а во-вторых, там был разбит обоз шведских войск. Здесь Аникита Репнин себя проявил в полной мере. Петр это оценил, вернул ему все звания и регалии, и на поле Полтавского сражения Репнин командовал, и делал это блестяще. Он внес существенный вклад в победу русских войск под Полтавой. Петр Первый наградил его орденом Андрея Первозванного – высшей наградой Российской Империи того времени. И подарил ему свое имение, село Великое под Ярославлем.

В тот же год Аникита Иванович туда приехал, перевез туда часть своей семьи и заложил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в благодарность за победу под Полтавой. Величественный соборный храм был выстроен за 3 года. Семейство Репниных еще долгие годы жило в селе. А сам Аникита Иванович в скором времени был направлен Петром завоевывать Ригу. Завоевал, был поставлен генерал-губернатором, прожил там последние годы жизни, там умер, там похоронен. Вот такая история.

Ко дню Полтавской битвы (10 июля по новому стилю) мы пригласили реконструкторов из Москвы. И они в мундирах, с ружьями, провели в Великом торжественный парад. Приехали патриотические клубы из Ярославля, военные, и вдруг из ничего собралось очень приличное шествие, с оркестром, все получилось достойно.

Потом мы стали шить мундиры своими силами. Все доставалось непросто. Искали ткань, чтобы красиво было и недорого, искали людей, которые возьмутся шить мундиры времен Петра Великого. Сначала шили в течение года 20, потом 40, потом 60, и в конце, к 300-летию, у нас было более 100 комплектов и русских, и шведских мундиров. Кто-то делал пушки из дерева, кто-то – ружья. Конечно, пушки стреляли не ядрами, а петардами – очень красиво. Стреляли и ружья. На заводе нам сделали палаши и шпаги.

Подружились мы и со студентами Ярославского театрального института, которые вносили художественную, драматическую составляющую в наши мероприятия, и с воинскими частями, которые участвовали в реконструкции сражения и помогали накормить-напоить множество детей, к нам приезжавших.

– А как все выглядело? Очень хочется понять, в чем заключалась реконструкция, что вообще происходило.

– Получалась насыщенная трехдневная программа с ярмаркой ремесел, различными конкурсами. Кто-то учится звонить на колоколах – привезли переносную звонницу и целыми днями проводили мастер-классы по колокольному звону. Те, кто занимается лозоплетением, учили плести корзинки. Конкурс детского рисунка на асфальте. Спортивные состязания. Это же не стоит денег – пригласить три спортшколы, которые с удовольствием приехали, сами постелили маты, сами приготовили ринги, сами между собой посоревновались, а мы только их наградили. Множество любителей народных костюмов приезжало, мы даже проводили фестиваль «От Петра до наших дней».

Апогеем становилась Божественная литургия, а после богослужения – реконструкция Полтавской баталии. В ней принимали участие в разные годы от 70 до 120 человек. И это было на достойном уровне, там бывали и профессиональные артисты, игравшие основную сюжетную линию, и военные. Всегда обыгрывалась драматичная судьба Аникиты Репнина – поражение его войска под Березиным, гнев императора, разжалование, опасность от шведов под Полтавой, помилование Репнина, Петр отправляет Аникиту Ивановича на поле сражения, и само сражение, в котором Репнин бьется, командует, стреляет.

Благо, у нас были хорошие сценаристы и режиссеры, и это было не «стенка на стенку», не драка, а масштабное часовое действо с художественными элементами. Поднимали исторические книги, использовали реальные диалоги. Среди действующих лиц был и Алексашка Меньшиков – хитрый, но бравый, он являлся одним из инициаторов помилования Аникиты Репнина. После «поражения шведов» воспроизводили, как Петр Первый собственноручно копал могилы для воинов, изготовил крест и водрузил его на братскую могилу на Полтавском поле. А потом – празднование победы вместе со шведами, ведь Петр вернул офицерам и генералам их шпаги, поблагодарил их как своих учителей и отпустил на родину. Кто-то из шведов не захотел уезжать, будучи поражен таким великодушием российского императора.

На победном, ликующем аккорде наша реконструкция заканчивалась. На одном дыхании все проходило. В 2009 году, когда отмечалось 300-летие Полтавской битвы, мы принимали порядка 7 000 гостей и участников.

– Батюшка, в Ярославской епархии вы являлись руководителем Отдела религиозного образования и катехизации, на ту же должность пришли в Екатеринбургскую епархию. В каком ключе работа была налажена там? Как вы планируете развивать это направление здесь?

– Между Ярославлем и Екатеринбургом есть определенные различия, есть и сходства. Когда на всю уральскую округу было три действующих храма, в Ярославской области их было более сорока. Это не говорит о воцерковленности всех ярославцев – но очаги веры и благочестия там были. Известный и почитаемый отец Павел Груздев жил на ярославской земле. Если помните книгу «Отец Арсений» – ее герой жил и был похоронен в Ростове Великом. Соответственно, там достаточно много людей, выросших на уроках этих подвижников благочестия. Благодаря их трудам открыты и действуют общеобразовательные православные школы, воскресные школы.

В Ярославской епархии сейчас 8 православных гимназий. Целая ассоциация у нас возникла, совет директоров православных школ. К этой общности в органах управления образования очень уважительное отношение. Не снисходительное, а именно уважительное.

– В чем это проявляется?

– Как только появилась соответствующая законодательная база, православные школы были обеспечены государственным финансированием – причем, и те, которые уже подходили под государственную аккредитацию, и те, которые только стремились к этому. Всяческое содействие было оказано.

Что касается школ светских – мы все жили в одном Советском Союзе, и как на Урале, так и в Ярославле директорами школ становились люди, которые засвидетельствовали руководству свою советскость, подразумевавшую и атеисти

ческий настрой. Поэтому в больших городах директорский состав таков, что очень тяжело бывает говорить о вере, тяжело попадать в школы. Но проблема в отношениях у нас исчезла, когда мы договорились с органами образования, что не настаиваем на присутствии священников в школах. Когда этот тезис согласовали, нам стало гораздо легче разговаривать.

– А как же тогда преподавать Основы православной культуры?

– Мы постепенно сошлись на том, что священник как носитель православной традиции должен присутствовать в образовательном пространстве, но в меру своей подготовленности и дарований. Знаете, что такое вести урок 45 минут? Надо к нему подготовиться, надо владеть методикой, надо сделать так, чтобы эти 45 минут для детей были ярки, содержательны, поучительны. Мало того – будь готов, батюшка, через неделю снова прийти в этот класс и провести следующий урок, и так далее. И, даже если твой урок придется на двунадесятый праздник, отпевание прихожанина или иное важное событие – не может быть такого, что ты на урок не пришел. Складывая все эти обстоятельства, мы понимаем, что для священника задача работать в классе является нереальной.

А вот работать с учителем – конечно, да. Работать с учителем как с человеком, который живет неподалеку от твоего храма, но никогда там не был, не знает, как ответить на детские вопросы о Боге и вере, но при этом уже сейчас должен преподавать Основы православной культуры. Учитель поставлен в очень непростую ситуацию. Он должен рассказывать детям о том, с чем сам знаком поверхностно. Потому за 72 часа, проведенные на курсах повышения квалификации, он ничего не понял. Если он честный человек, то должен сказать: я не могу, я не готов. Или очень серьезно начать готовиться.

А как? Откуда взять информацию? Интернет предлагает информацию во множестве, но как ее дифференцировать человеку несведущему? Где ему взять эксперта, который поможет отличить истину от лжи и поможет понять, о чем вообще написано в учебнике по Основам православной культуры? В качестве такого эксперта и выступает священник.

Нам удалось на ярославской земле построить систему подготовки учителей при участии экспертов. Такими экспертами выступили священники либо миряне, которые преподают на кафедре теологии, в семинарии, просто являются высокообразованными людьми.

К каждому районному методобъединению был приписан такой человек. Это было включено в систему, узаконено, что обязывало нас тщательно готовить экспертов, а учителей – посещать эти занятия.

Сначала педагоги относились к этому с опаской. Но уже после нескольких занятий между нашим экспертом и учителями завязывались хорошие человеческие отношения, и какие-то вопросы можно было решать за рамками учебной аудитории – например, пообщаться в храме и даже привести в храм детей, если родители имели к тому расположение. Я считаю, что это как раз тот путь, на котором находится правильное решение задачи привития нашим детям правильных понятий о смысле жизни, об ответственности, о нравственности, о вере.

Еще один положительный опыт – проведение уроков в храмах и монастырях. В учебнике по ОПК есть два таких урока – «Храм» и «Монастырь». Нам удалось с очень грамотными педагогами, методистами, подготовить содержательную составляющую этих уроков, чтобы проводить их непосредственно в храмах и монастырях. Места проведения занятий были нами подготовлены и согласованы с департаментом образования, который прописал их в рекомендательном письме.

– Как на практике проходили такие уроки?

– Учитель собирает класс, они приходят или приезжают в храм, там их встречает подготовленный специалист, который проводит урок ровно 45 минут. За это время, минута в минуту, он раскрывает все понятия, которые входят в содержательную составляющую этого урока. Но рассказ ведется не у доски в классе, а в храме, на живых примерах. Детей не понуждают креститься, кланяться, молиться, но рассказывают, почему люди, приходя в храм, крестятся, Кому они здесь молятся и какой смысл заключен в предметах, которые мы видим в храме.

И, конечно, материал подается с учетом возрастных особенностей четвероклассников. Опыт показывает, что интересно и детям, и учителям, такие уроки усваиваются очень хорошо, качественно. После такого урока ребенок совершенно иначе будет относиться и к тому, что вокруг и внутри храма, и к себе, когда он находится внутри храма, тоже будет относиться соответствующим образом – лучшим, чем до того.

После таких занятий мы собирали отзывы учителей, родителей, детей – не возникло ни одной конфликтной ситуации. Подводя итоги прошлого учебного года, департамент образования отметил очень существенный момент: за весь год работы ни одной жалобы не поступило ни от родителей, ни от детей, ни от сотрудников школ на проведенные занятия, семинары, уроки, встречи. Только положительные отзывы. Что, конечно, способствует тому, чтобы дети и родители больше включались в предмет Основы православной культуры.

– А работает ли на практике тезис о том, что дети переругаются, если будут изучать основы разных религий? Были конфликты такого рода?

– По данным Министерства образования этого не наблюдалось даже в масштабах всей страны. И у нас никаких конфликтов даже близко не было. Напротив, дети начинают уважительно относиться друг к другу и более корректно строить отношения и в личном общении, и по вопросам веры. Задача непростая – налаживание отношений между носителями православной культуры – священнослужителями, образованными прихожанами и педагогами.

Если это удастся наладить, если учитель будет чувствовать помощь и поддержку священнослужителя, то повысится качество образования, будет смысл в том, чтобы более массово преподавать Основы православной культуры.

– Батюшка, на вас возложено послушание настоятеля храма Большой Златоуст, совсем недавно открывшегося в Екатеринбурге. Как вы планируете строить приходскую жизнь в новом храме?


– Приход должен родиться. Люди лучше всего знакомятся и сближаются, когда у них появляется общее дело. Хотелось бы сформировать в приходе общность добровольцев, которые свое время и силы Христа ради готовы посвящать людям обездоленным. Кто-то имеет певческие дарования – значит, надо постараться создать и профессиональный, и народный хор. Кто-то хорошо изучил основы веры и готов делиться ими на должном уровне – надо, чтобы при храме действовала школа – не та, где выдают дипломы, но где содержательно рассказывают людям о Православии.

Чтобы в Большом Златоусте сформировалась общность людей, которые стремятся в храм помолиться Богу и увидеть друг друга. Как это сделать – надеюсь, что Бог разума даст, и добрые люди подскажут.

В других номерах:

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

  • Опубликовано в №130 от 20.07.2016. Полная версия

В конце минувшей недели первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии Алексий Кульберг был пострижен в монахи и получил имя Евгений. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл его в сан архимандрита. Таким образом, Кульберг, наречённый епископом Среднеуральским, стал вторым человеком Екатеринбургской епархии после митрополита Кирилла.

Как сообщили нашему изданию в Екатеринбургской епархии, Кульберг стал так называемым викарным архиереем, то есть самостоятельной властью он не обладает, а находится в подчинении правящего архиерея Екатеринбургской епархии Кирилла, проще говоря, является его заместителем.

Титул «Среднеуральский» не означает, что отец Евгений (Кульберг) будет жить и служить в Среднеуральске. Титул даётся по названию одного из городов епархии. Само таинство посвящения в епископы состоится чуть позже, - сказал пресс-секретарь Екатеринбургской епархии Евгений Камышин.

«ОГ» связалась с новым архимандритом и попросила ответить на несколько вопросов.

- Почему при обряде пострига вы выбрали имя Евгений?

В честь врача Евгения Сергеевича Боткина, который сопровождал царскую семью в Екатеринбурге. Он был прославлен в лике святых и стал особым покровителем для нашего города.

- Вы стали епископом в достаточно молодом возрасте (Евгению Кульбергу - 43 года. - Прим. «ОГ»). Какими чертами, на ваш взгляд, должен обладать епископ в наше время?

Он должен чтить Святую Троицу и не растерять учение и традиции, донесённые до нас архиереями старшего поколения.

- Позволяет ли сан епископа иметь семью?

У епископа не должно быть супруги. Однако и женатый человек может стать епископом, если и он, и супруга примут монашество. Передо мной не стоял этот вопрос, поскольку у меня нет супруги.

- Уже ходят слухи, что митрополит Кирилл готовит вас себе на смену…

Никаких оснований для таких слухов нет. К тому же, решение принимает не митрополит, а Патриарх и Священный Синод, исходя из того, что они считают полезным.

«И мне бы хотелось пожелать в наступившем 2017 году, чтобы было по-честному. Мы же хотим по-честному жить? Мы же постоянно говорим: «Давайте, чтобы у нас были честные чиновники, давайте, чтобы у нас были честные политики, финансисты». Мне бы хотелось пожелать, чтобы наши журналисты, наши СМИ захотели, постарались быть честными и по-честному написали» (из интервью епископа Евгения (Кульберга)).

20 мая 2018 года Нижнетагильская и Невьянская епархия, которая только недавно была выделена из Нижнетагильской и Серовской, встретилась со своим новым архиереем - бывшим викарием Екатеринбургской и Верхотурской епархии епископом Евгением (Кульбергом).

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) не скупился на эпитеты , представляя нижнетагильской пастве нового архиерея (предыдущий епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев) возглавил Александровскую и Юрьев-Польскую епархию). Так, митрополит Кирилл отметил, что епископ Евгений – «человек огромной духовной силы» , а также что «он человек очень надежный, настоящий, искренний… настоящий христианин».

В ответном слове епископ Евгений пообещал возглавить на нижнетагильской земле борьбу с ложью, интернетом и телевизором, чтобы спасти православных и не только православных детей от всевозможных пороков:

«В сегодняшнее время по всему лицу нашей Родины наши соотечественники, наши дети, несут на себе раны лжи, которую влагают в наши уши через интернет и телевизор, несут на себе раны пороков, которые так пропагандируются современным обществом. И это наш сегодняшний враг, против которого мы должны объединиться для того, чтобы защитить наш народ, защитить нашу Церковь и нашу с вами Родину. Это победа, которая еще не одержана нами. И нам много надо потрудиться, чтобы достичь ее».

Напомним, что нынешний борец с ложью и пороками на Урале известен тем, что в 2003 году, еще мирянином, Алексей Кульберг вместе с несколькими соратниками участвовал в погроме выставки в Сахаровском центре «Осторожно, религия». А через год, в 2004 году, он уже был рукоположен в священный сан митрополитом Ярославским Кириллом (Наконечным), вслед за которым он приехал в Екатеринбург, в «команде» митрополита.

В 2014 году он стал настоятелем крупнейшего храма в центре Екатеринбурга «Большой Златоуст», а в августе 2016-го - стал викарным епископом в этом же городе, с именем Евгений.

Вскоре следующий настоятель храма «Большой Златоуст», при попустительстве (вернее, молчаливой поддержке) обоих архиереев Екатеринбурга, иерей Виктор Явич, бывший по совместительству советником правящего архиерея по правовым вопросам, инициировал судебный процесс против Руслана Соколовского.

Когда на суде в поддержку Соколовского выступил известный в городе историк, профессор Алексей Мосин, бывший в то время и преподавателем Миссионерского института, то в институт позвонил Кульберг и поинтересовался, чего ради сотрудники института защищают Соколовского. Результатом этого звонка стало вынужденное из института, кроме того историк был внесен в тех, кто больше не может быть приглашен на епархиальное радио «Воскресение».

Когда же в апреле 2017 года на территории женского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга без разрешительных документов и экспертизы снесли до фундамента уникальную старейшую Успенскую церковь XVIII века, епископ Евгений не постеснялся назвать это «реставрацией», проигнорировав против подобного варварства.

Видимо, именно такими методами епископ Евгений и будет продолжать сражаться на Нижнетагильской кафедре против лжи, за «честные СМИ» и «чтобы было по-честному».

Иллюстрация: епископ Евгений (Кульберг)/ekaterinburg-eparhia.ru

Если вам нравится наша работа - поддержите нас:

Карта Сбербанка : 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Епископ Евгений (в миру Алексей Сергеевич Кульберг ; род. 25 сентября 1972, Москва) - архиерей Русской православной церкви, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии.

Биография

Родился 25 сентября 1972 года в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве.

В 1989 году окончил 10 классов Мещеринской средней школы в Ступинском районе Московской области. Поступил в РадиоВТУЗ Московского авиационного института.

В 1995 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе и поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт на заочное отделение.

В 1990-2004 годах работал по специальности инженер-системотехник в Центральном Научно-Исследовательском Радиотехническом институте им. А. И. Берга в городе Москве.

В 1992 вместе со своим старшим братом Николаем становится прихожанином Храма святителя Николая в Пыжах, настоятелем которого был известный московский священник Александр Шаргунов. С тех пор братья активно участвовали в реализации его многочисленных общественно-политических проектах. С 1993 года Алексей алтарничал в этом храме.

15 марта 2004 года был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в сан диакона в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии.

12 июля того же года был рукоположен во священника архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) в Николо-Сольбинском женском монастыре Ярославской епархии.

22 ноября 2004 года назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Великое Ярославской епархии. Начал службы в полуразрушенном храме; занялся вместе с местными жителями реставрацией Кремля; инициировал выпуск православной газеты; создал Центр детского творчества. Активно участвовал в подготовке официальных торжеств, посвящённых Полтавской битве.

23 апреля 2007 года одновременно назначен духовником Ярославской Губернской гимназии имени свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела образования и катехизации Ярославской епархии.

12 ноября 2012 года освобождён от всех послушаний и перешёл в клир Екатеринбургской епархии, куда годом ранее был переведён его правящий архиерей архиепископ Кирилл (Никонечный).

С 7 декабря 2012 года по 14 октября 2014 года был настоятелем воссозданного храма-колокольни в честь великомученика Максимилиана в Екатеринбурге, называемого также «Большой Златоуст».

С 2 декабря 2012 года по 24 марта 2015 года был председателем отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, затем стал председателем отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В 2014 году защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии.

14 октября 2014 года был назначен настоятелем храма в честь Вознесения Господня - архиерейского подворья.

15 марта 2015 года был назначен первым помощником правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

В ноябре 2015 года в качестве первого помощника правящего архиерея участвовал с докладом в Екатеринбургских Рождественских чтениях.

Архиерейство

15 июля 2016 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был избран епископом Среднеуральским, викарием Екатеринбургской епархии.

16 июля того же года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил монашеский постриг протоиерея Алексия Кульберга с наречением имени Евгений, в честь святого врача Евгения Боткина.

17 июля 2016 года в Троицком храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры в канун дня памяти преподобного Сергия Радонежского Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвёл иеромонаха Евгения в сан архимандрита.

Вечером того же 17 июля в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялось наречение архимандрита Евгения во епископа Среднеуральского.

1 августа 2016 года хиротонисан во епископа за Божественной литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

В пятницу, 8 июля, в России будут отмечать День семьи, любви и верности - в память о русских православных святых Петре и Февронии, которые считаются покровителями семьи и брака. В последние годы в регионе наметилась хорошая тенденция - свердловчане стали разводиться всё реже. Впрочем, есть и тревожный знак - количество заключённых браков также уменьшилось. Уральцы не спешат связывать себя узами Гименея и обзаводиться семьёй.

Цифры не врут

«Я смотрю на молодых людей и диву даюсь: как они так живут? Порхают из отношений в отношения, расходятся с одними и тут же сходятся с новыми. Другая крайность - растёт число «одиночек»: тех, игнорирует серьёзные отношения и даже не задумывается о браке и семье. Ведь это ответственность, труд, дополнительные заботы. Как сказал мой племянник, недавно отметивший 30-летие: «Я чувствую себя 20-летним. Какой мне брак?» Молодость в душе - это прекрасно, но неужели нет потребности в близком человеке рядом? Неужели не хочется испытать радость материнства и отцовства?» - недоумевает читательница «АиФ-Урал» Лариса Кузьмина из Ирбита.

Работники загсов Свердловской области отмечают положительную тенденцию: уральцы стали реже разводиться. Кроме того, есть тенденция к уменьшению количества одиноких матерей. Детский вопрос также радует: более 60% новорождённых сейчас - это вторые и третьи дети. В 2015 году наибольший рост рождаемости был отмечен в Екатеринбурге, Камышлове, Верхней Пышме, Заречном, Берёзовском.

75,4% малышей в 2015 году родились у родителей, состоящих в браке. 12,5% - дети одиноких матерей. Ещё 12,1% новорождённых - те, что родились вне брака, но в их отношении установлено отцовство. Это не плохо и не хорошо, отмечают сотрудники, просто веяние времени. Связывать себя узами брака уральцы не спешат. Если за первый квартал текущего года поженилась 5551 пара, то в 2015 году их было 6047.

Фото: «АиФ-Урал»/ Инфографика Ульяновой Юлии

Любовь для удовольствия?

Нежелание уральцев вступать в брак - проблема не новая, и с каждым годом она всё больше усугубляется. Причин этому немало: у каждого находятся свои «но». Однако общая «платформа» всё же есть - люди перестали видеть цель, ради которой стоит создавать семью.

«Семья - это школа любви. А формула любви простая: «нет больше той любви, кто жизнь свою готов отдавать за ближних своих». Это самая главная причина, почему люди разводятся, - человек не готов свою жизнь отдавать другому. Бывает, приходит молодая пара, желающая венчаться. Я спрашиваю: «А зачем?». Девушки - они побойчее - обычно отвечают: «Я хочу быть счастливой». Ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал, что хочет прожить в браке так, чтобы супруг или супруга были счастливы. Не удивительно, мы же строим общество потребления, поэтому и любовь мы стали воспринимать как способ получения удовольствия», - говорит настоятель Успенского собора Екатеринбурга, протоиерей Евгений Попиченко .

Эгоизм в отношениях - главный виновник распавшихся союзов. В наш век индивидуализма каждый думает только о себе, о том, как будет лучше ему. Тогда как ощущение себя «командным игроком» в семье - почти на грани «вымирания». Особенно наглядно это проявляется в непростое, кризисное время. Вместо того, чтобы объединиться в сложной ситуации и подставить плечо, супруги предъявляют огромные претензии друг другу и ищут виновного в проблемах. А это неизбежно ведёт к расколам и, соответственно, разводам.

«Нередко именно близкий человек становится тем «помойным ведром», куда сливается всё плохое - дескать, никуда он не денется. На самых дорогих людей мы выплёскиваем то, что не можем сказать чужим людям. Другой немаловажный момент - в сложных ситуациях обостряются личностные моменты: в том, что нам не нравится в самих себе, «болит» где-то внутри, мы обвиняем наших близких. Человеку сложно признаться в своих недостатках - куда проще сделать плохим супруга или супругу, а самому остаться хорошим. Но это в корне неправильно. Наоборот надо искать и находить качества, за которые можно уважать свою вторую половину, и почаще радоваться детям. В любом явлении всегда есть две стороны, вопрос в том, на какую сторону медали смотрят супруги», - говорит психолог Ольга Селькова .

Другая немаловажная проблема - искажённое восприятие равенства полов. Многие специалисты сегодня говорят о проблеме смены ролей мужчины и женщины, когда представительницы прекрасного пола ставят карьеру выше рождения и воспитания детей и отказываются хранить домашний очаг. Мужчины, в свою очередь, боятся принятия серьёзных решений и не желают взваливать на себя ответственность за семью. Вот и произошла метаморфоза: женщины возмужали, а мужчины обабились. «Между тем для семьи трагедия, когда мужчина не готов взять на себя ответственность, боится. Или физически отсутствует - примерно треть детей у нас растут сиротами при живых родителях. Это огромная проблема, у которой множество последствий», - отмечает Евгений Попиченко.

На заметку

Многие семьи Среднего Урала становятся заложниками нестабильной экономики. Потеря работы, гарантированного дохода и, как итог, уверенности в завтрашнем дне – всё это приводит к тому, что молодые люди не спешат с расширением своей семьи, а некоторые о ней и вовсе не думают. Судите сами: почти 4 тысячи человек с начала года остались без работы. 9197 работников трудятся неполный рабочий день, 5461 – числится в простое. По информации регионального департамента по труду и занятости, в ближайшее время должны уволить еще 2894 сотрудника. Рост цен на продукты (свыше 8%) и услуги ЖКХ (9%) с одновременным падением заработков также не вызывают у людей желания увеличивать население региона.

Муж - поп, жена - попадья

К счастью, на Среднем Урале немало семей, за плечами которых долгие, плодотворные годы брака. Семей, не пасующих перед любыми испытаниями. Семей, в которых супруги шли и идут по жизни крепко взявшись за руки.

«Светлеет душа, когда думаешь, какой необыкновенный человеческий подвиг совершил Иван Данилович Самойлов», - сказал о создателе уникального музея деревянного зодчества в Нижней Синячихе академик Дмитрий Лихачев. Но этот подвиг с Самойловым разделила его супруга Анна Ивановна, которая была рядом со своим любимым Ваней 62 года, до последних лет его жизни.

Анна Ивановна и Иван Данилович делили на двоих всё, гонения и славу в том числе. Они вместе по крупицам, по брёвнышкам в течение сорока лет собирали то, что сегодня является гордостью Среднего Урала. Вместе золотили купола восстановленного ими же храма, вместе оттирали кислотой медную посуду, красили, белили избы, перевезённые в Синячиху из разных уголков области… Они вместе боролись и с тяжким недугом Ивана Даниловича до последнего его вздоха.

«Я бы без Нюры ничего сделать не смог», - признавался Самойлов. А она, мягкая и скромная женщина, как-то сказала: «А как иначе-то? Муж - поп, жена - попадья. И любовь, прежде всего, это жертвенность. Ваню же я всей душой любила. Детство у меня несладкое было, без ласки. А с Ваней познакомились, когда он с фронта пришел израненный. Он меня тогда такой заботой окружил, такой нежностью… И за всю жизнь слова грубого от него не слыхала».

Спрашивать с себя

«В семье нельзя жить понятием «ты мне должен», напротив, нужно в первую очередь спрашивать с себя. Семья - это труд, - уверена Наталья Хворова. - И, конечно, семья не может существовать без любви. А что такое любовь? Это и сострадание, и умение прощать, и взаимопомощь, и доверие, и уважение, и дружба…»

Наталья Хворова знает, что говорит. Вместе со своим мужем Виктором они прожили 22 года, и воспитывают семерых детей. Не так давно президент России Владимир Путин наградил многодетную семью Хворовых из Тавдинского района орденом «Родительская слава».

«В самом начале семейной жизни мы не планировали иметь столько детей, просто так получилось», - рассказывает Наташа. Но, кажется, немного лукавит. Многодетность для Хворовых никакая не случайность, а самая настоящая закономерность. Ведь сама Наталья из семьи, где воспитывалось восемь ребятишек, а у Виктора - девять братьев и сестёр.

«Дети - это наша общая ответственность, их воспитание - наше общее дело, - говорит Наталья. - У нас с мужем в этом отношении нет «разделения труда». Мы всё делаем вместе, в том числе вместе набираемся родительской мудрости».

… Рассказать о всех супружеских парах Среднего Урала, наполняющих особым смыслом слово «семья», конечно, невозможно. Многие из них в честь грядущего праздника традиционно соберутся у памятника Петра и Февронии Муромских в сквере у Храма-на-Крови. Придут туда и те, кто только собирается вступить в брак, молодые супружеские пары, которые, будем надеяться, не постесняются выведать у прочных, давних союзов секреты счастья. Секреты любви, семьи и верности.

Сохранить устои

Елена Чечунова, заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области:

Государству важно, чтобы в стране создавались новые ячейки общества, чтобы в семейном вопросе сохранялись определённые устои и традиции, чтобы решались проблемы образования и воспитания. Важно донести до людей сущность семейных отношений, высокую ценность этого понятия.

Думаю, что не существует такого закона, который бы сделал семейные отношения более крепкими. Это, пожалуй, бесперспективный путь развития. Укрепление должно идти через вопросы нравственного воспитания, развитие образовательных учреждений, через литературу и историю.

День любви, семьи и верности, на мой взгляд, как раз и создан для укрепления семейных ценностей. Этот праздник является своеобразной альтернативой Дню Святого Валентина. Знаю, что многие молодые пары хотят вступить в брак именно в этот день. Они искренне верят, что пронесут любовь ко второй половинке через года.

Во времена Союза порой использовались странные методы для укрепления семейных отношений. Человеку было сложно продвинуться по карьерной лестнице, если он был разведён, но я думаю, что этот путь неправильный. Не стоит государству заглядывать в замочную скважину. Эффективность сотрудника должна оцениваться по его уровню его подготовки и образования, по его способности решить тот или иной служебный вопрос.

С момента рождения отношений

Отец Алексей Кульберг, настоятель Вознесенского храма в Екатеринбурге, первый помощник правящего архиерея:

Распад семьи - это проблема не регионального, а мирового масштаба. Потому что на самом деле семейные ценности необходимо прививать ребёнку с младых ногтей, с момента его рождения. Важно всё, даже то, с какой куклой он играет. Младенчик в руках у маленькой девочки воспитывает в ней инстинкт материнства. В дальнейшем из неё, скорее всего, вырастет любящая и заботливая мама, которой и в голову не придёт оставить своё чадо в мусорном бачке. А если в руках у девочки сексуальная Барби, велик шанс, что из неё может вырасти дама лёгкого поведения. И такого рода кирпичики везде: в книгах, которые мы читаем ребёнку, в фильмах и телепередачах, которые он смотрит, в социальных сетях, где он общается со сверстниками. От всего этого зависит, сможет ли взрослый человек в дальнейшем создать крепкую ячейку общества или нет.

И здесь очень важна роль церкви. К сожалению, в течение многих лет институт семьи в стране разрушался. Но Русская православная церковь сохранила традиционные семейные ценности. Кроме того, необходима продуманная государственная политика. Если государство нацелено на сохранение семьи, необходимо формировать соответствующую среду. Конечно, деньги, социальные пособия, материнский капитал и другая помощь - это очень важно. И всё же воспитание имеет преобладающее значение.

Я за равноправие

Зинаида Амосова, олимпийская чемпионка по лыжным гонкам:

Я считаю, что в деле создания семьи не нужно торопиться. За границей люди по 2-3 года живут вместе, присматриваются, а только после этого идут оформлять отношения. У нас же все наоборот: не успели познакомиться - уже бегут в ЗАГС, а через 2 месяца подают на развод, потому что считают, что ошиблись в чувствах.

Думаю, что сегодняшняя политика государства, направленная на укрепление семьи, не даёт должного эффекта. Видимо, не те методы используются. Хотя, наверное, семейные проблемы могут решить только два человека, оказавшиеся втянутые в этот конфликт, мужчина и женщина. Если они не захотят жить вместе, то никакие меры воздействия, мольбы и просьбы не помогут.

Мой рецепт успешной семейной жизни - равноправие в семейных отношениях. Времена, когда мужик работает, баба детей рожает, остались безнадёжно позади.

Любовь - не главное

Олег Богаев, драматург, главный редактор журнала «Урал»:

Думаю, что для сохранения семьи любовь - не главное. Есть вещи более важные: долг, дети, обязанности перед родственниками. Даже, если хотите, ответственность перед своей страной. Любовь приходит и уходит, кому как повезёт. А брак, если верить Толстому, вещь пластичная.

Но в любом случае государство не должно вмешиваться в эту сферу взаимоотношений двух людей. Да, в СССР отношение к разводам со стороны властей было крайне негативным. Например, развод мог стать препятствием в продвижении по карьерной лестнице. Но я считаю, что, если два человека захотят расстаться, они расстанутся. Брак - структура тонкая, и не хотелось бы, чтобы чиновники или представители МВД, у которых, возможно, и у самих не всё в порядке на семейном фронте, в неё вмешивались.

Ты - мне, я - тебе

Игорь Кириллов, председатель общественного движения «Многодетные семьи Урала»:

Я думаю, что общество должно осуждать тех, кто ведёт аморальный образ жизни - меняет сексуальных партнёров как перчатки, ведёт разгульную жизнь.

Сейчас же, к сожалению, мы наблюдаем обратную картину. Гулять направо и налево считается чем-то престижным. А на тех, кто ведёт спокойную, размеренную жизнь и является примерным семьянином, смотрят почему-то с усмешкой и ухмылкой.

В сегодняшнем обществе, что уж греха таить, большинство людей живёт для себя. Понятия любви и верности подменены. Никто не хочет брать на себя лишнюю обязанность. У людей меркантильное, эгоистичное отношение друг к другу: ты - мне, я - тебе. Но с таким подходом мы далеко не уедем. Пока каждый из нас не задумается над тем, ради чего и кого он живёт, дело, на мой взгляд, с мёртвой точки не сдвинется.

Необходимо на всех уровнях продвигать понятие полноценной семьи: с мамой, папой и детьми. Рассказывать, что дети истинный смысл нашей жизни. Не секрет, что именно дети очень сближают людей, когда возникают какие-то бытовые проблемы и прочие неурядицы.

Loading...Loading...